Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

226 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Состояние и проблемы развития угольной промышленности

     1. Современное состояние

     2. Вызовы и основные системные проблемы

     3. Целевое видение развития

III. Цель, задачи и этапы реализации Программы

     1. Цель и задачи Программы

     2. Этапы реализации Программы

IV. Система мероприятий Программы

     1. Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование"

     2. Подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности"

     3. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций российских угольных компаний на мировом рынке угля"

     4. Подпрограмма "Обеспечение технологического развития угольной промышленности"

     5. Подпрограмма "Обеспечение промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности"

     6. Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности угольной промышленности"

     7. Подпрограмма "Обеспечение социальной стабильности в угольной промышленности"

V. Механизм реализации и система управления Программой

VI. Возможные риски

VII. Ожидаемые результаты реализации Программы

Приложение № 1. Оценка спроса на российский уголь

Приложение № 2. Целевые индикаторы Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года

Приложение № 3. Перечень мероприятий Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года

Приложение № 4. Объем кондиционных ресурсов угля, учтенный при разработке Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года

Приложение № 5. Перечень показателей эффективности реализации Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года

Приложение № 6. Показатели развития добычи угля по регионам

Приложение № 7. Места отгрузки и регионы потребления российского угля по направлениям экспортных поставок с использованием инфраструктуры открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и без железнодорожных перевозок (прогноз)

Приложение № 8. Перечень инвестиционных проектов, направленных на реализацию Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года

 
Дата введения13.06.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

13.06.2020УтвержденПравительство Российской Федерации1582-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 18.06.2020. Номер опубликования: 0001202006180009
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 июня 2020 г. № 1582-р МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Программу развития угольной промышленности России на период до 2035 года (далее - Программа).

2.    Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций осуществлять мониторинг реализации Программы и ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минэкономразвития России доклад о ходе ее реализации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации".

3.    Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ социально-экономического развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

4.    Признать у тратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. 1099-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, №27, ст. 3786);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства

Российской Федерации от 5 апреля 2019 г. № 635-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 15, ст. 1803).

Председатель Правите^ Российской Федера

М.Мишустин

"Российские железные дороги" в целях увеличения объемов поставок российского угля в восточном направлении до 195 млн. тонн в год к 2025 году, в том числе не менее 100 млн. тонн в направлении портов Приморского края и не менее 85 млн. тонн в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла в Хабаровском крае;

применение долгосрочных и предсказуемых параметров установления железнодорожных тарифов на период после 2025 года.

В международной торговле углем доля России за 10 лет выросла с 9 до 15 процентов. Угольные компании России осваивают рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Японии, Республики Корея, Китайской Народной Республики, Тайваня (Китайской Народной Республики), Республики Индии, Малайзии и Социалистической Республики Вьетнам.

На внутреннем рынке в условиях перераспределения топливного баланса в пользу более дешевого и экологичного газового топлива потребление угольной продукции практически не увеличивается.

В соответствии с требованиями рынков сбыта, прежде всего внешнего, растет качество производимой угольной продукции. С 2008 года существенно (почти в 1,5 раза) увеличились объемы обогащения угля, в том числе энергетического (более чем в 2 раза). За этот период введено 17 новых обогатительных фабрик и установок, 10 из них для переработки энергетического угля. Абсолютное большинство введенных обогатительных фабрик - это фабрики нового поколения. В результате доля балластной составляющей в отгружаемой угольной продукции снизилась с 31,2 процента до 28 процентов.

Осуществляются меры по кардинальному снижению уровня производственного травматизма на предприятиях отрасли. С 2009 года реализуется программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей, утвержденная Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ассоциацией "Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности", Российским независимым профсоюзом работников

угольной промышленности. В целях снижения уровня производственного травматизма на предприятиях отрасли внедряется инновационная система управления промышленной безопасностью и охраной труда, в частности на основе цифровизации систем наблюдения, оповещения и поиска людей, застигнутых аварией (системы "Грани", "Горнасс" и др.). С 2008 по 2018 год уровень смертельного травматизма снижен с 0,19 до 0,04 человека на 1 млн. тонн добычи угля.

С 1 июня 2018 г. введен в действие информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям "Добыча и обогащение угля", использование которого позволяет достигать наилучшего сочетания технологических возможностей и критериев охраны окружающей среды.

Продолжаются работы по развитию трудовых отношений, совершенствуются системы оплаты труда, подготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной промышленности. В части трудового законодательства установлены особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах, условнопостоянная часть заработной платы горняков увеличена с 2011 года с 45 до 70 процентов, установлены условия выплат страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с 2016 года), создана ассоциация "Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности" (в 2012 году), с 18 января 2019 г. вступило в действие Федеральное отраслевое    соглашение по угольной

промышленности Российской Федерации на 2019 - 2021 годы.

Начата разработка профессиональных    стандартов.

В 2016 и 2017 годах разработаны и утверждены 2 профессиональных стандарта - горнорабочий и проходчик.

Угольными компаниями созданы корпоративные системы подготовки и повышения квалификации кадров. Корпоративная социальная политика угольных компаний направлена на переход к более совершенным трудовым отношениям, обеспечивающим устойчивый рост уровня и качества жизни не только работников компаний, но и в целом населения углепромышленных территорий, прежде всего молодежи, с целью усиления стимулирующей и мотивационной роли повышения престижа шахтерского труда.

Для формирования кадрового резерва отрасли осуществляется системная работа по развитию личностного и профессионального потенциала будущих горных специалистов, привлечению молодежи

на инженерные специальности в топливно-энергетическом комплексе, в частности с помощью деятельности Благотворительного фонда "Надежная смена" и некоммерческого партнерства "Молодежный форум лидеров горного дела".

За последние 10 лет среднемесячная заработная плата работников отрасли, занятых в основном производстве, выросла в 2,5 раза (с 23,1 до 57,8 тыс. рублей). Более 15 тыс. человек за этот период прошли переподготовку и повышение квалификации.

Обеспечена экономическая стабильность функционирования угольной промышленности. Ежегодные инвестиции в основной капитал угольных компаний выросли за 2008 - 2018 годы с 60 до 144 млрд, рублей, или в 2,4 раза. Суммарный объем налоговых и прочих выплат субъектов угольной отрасли в бюджеты всех уровней за этот период составил около 550 млрд, рублей (в номинальных ценах).

2. Вызовы и основные системные проблемы

Глобальными вызовами, которые оказывают существенное влияние на развитие угольной промышленности России, являются:

нестабильность конъюнктуры угольных рынков в мире, что создает риски возникновения финансовой неустойчивости и угрозы банкротства части угольных компаний, роста числа убыточных предприятий и необходимости их ликвидации;

усиление конкуренции на мировых региональных угольных рынках среди с гран-экспортеров;

возможное снижение потребления угля в мире по экологическим и климатическим соображениям в связи с переходом отдельных стран на низкоуглеродные стратегии развития, наблюдаемый рост доли возобновляемых источников энергии и природного газа в энергобалансах развитых и развивающихся стран;

развитие других инновационных и альтернативных нефти, газу и углю источников энергии, прежде всего водородной энергетики.

Глобальные вызовы порождают ряд системных проблем и соответствующих последствий для угольной промышленности России. К числу основных системных проблем относятся следующие:

необходимость повышения финансовой стабильности угольных компаний;

недостаточное использование потенциала роста производительности труда и риски техногенных аварий;

негативное воздействие на окружающую среду и риски введения экологических ограничений.

Необходимость повышения финансовой стабильности угольных компаний определяется:

высокой зависимостью от экспортных поставок угля и конъюнктуры угольных рынков в период спада мировых цен;

низкой конкурентоспособностью части российских угольных экспортеров, связанной со значительной удаленностью от рынков сбыта;

уровнем внутреннего спроса и конкуренцией между угольным топливом и природным газом;

перспективой сокращения потребления традиционных форм угля за счет перехода к потреблению продуктов его глубокой переработки;

несбалансированным ростом операционных затрат на производство, транспортировку и перевалку в портах угольной продукции;

размещением    добывающих    мощностей,    обусловленным

географическим расположением месторождений угля;

более низкой по отношению к конкурирующим странам - угольным экспортерам производительностью труда;

зависимостью    от импорта    зарубежного    технологического

оборудования.

Начиная с 2016 года экспортные поставки российского угля превышают объемы ею поставки на внутренний рынок. По итогам 2018 года на внешний рынок направлено 54 процента произведенного российского угля. При этом сохраняется зависимость экспорта угля от нестабильности конъюнктуры угольных рынков. В экспортном направлении спотовые цены в портах отгрузки Восточный и Балтии с декабря 2010 г. по декабрь 2018 г. снизились на 7,6 и 19,8 процента соответственно. В 2019 году тенденция снижения цен приобрела резко отрицательный характер. К середине июня 2019 г. снижение спотовых цен в этих портах (к декабрю 2018 года) составило 47,5 и 26,6 процента соответственно.

Кроме того, в 2018 году средние расстояния перевозки угольной продукции как в целом по отрасли (2941 км), так и при поставках на экспорт (4530 км) выросли против уровня 2010 года соответственно на 840 и 130 километров. Причина заключается в наращивании объемов производства и экспорта угольной продукции из Кузбасса.

Потребление российского угля на внутреннем рынке в долгосрочном периоде практически не растет (179,4 млн. тонн в 2010 году и

181 млн. тонн в 2018 году). Сдерживание роста цен на газ на внутреннем рынке не позволяет угольной продукции конкурировать с газом в сфере электроэнергетики и в жилищно-коммунальном хозяйстве. В результате снижаются поставки угля на тепловые электрические станции Российской Федерации и на нужды жилищно-коммунального хозяйства.

Экспортно ориентированное развитие отрасли сопровождается ростом операционных затрат на производство, транспортировку и перевалку угольной продукции. С 2010 года полная среднеотраслевая себестоимость добычи 1 тонны угля (в номинальных ценах) выросла в 2,6 раза (с 728 до 1892 рублей в 2018 году) при росте инфляции в 1,7 раза, а стоимость перевозки угля на экспорт выросла более чем в 2 раза (к уровню 2010 года). Уровень и предсказуемость долгосрочных железнодорожных и логистических тарифов являются основополагающими для формирования инвестиционных программ угольных компаний.

Продолжается рост импортозависимости от закупок и использования зарубежного оборудования, доля которого в среднем по отрасли достигла в 2018 году 79 процентов, в том числе на шахтах - 57,2 процента и на разрезах - 86 процентов. При этом процессы обновления зарубежного оборудования и поставок запасных частей в условиях укрепления курса рубля к доллару ведут к увеличению операционных затрат.

В 2011 - 2018 годах ухудшились некоторые финансовые показатели работы отрасли:

задолженность по полученным займам и кредитам увеличилась в 3,4 раза (с 243,4 до 817,1 млрд, рублей);

доля убыточных предприятий в общем объеме добычи угля увеличилась с 3,5 до 8,2 процента.

Недостаточное использование потенциала роста производительности труда и риски техногенных аварий происходят:

из-за замедления структурной перестройки шахтного фонда с выводом из эксплуатации неперспективных шахт с особо опасными горно-геологическими условиями работы;

из-за низких темпов обновления основных фондов; из-за низких технологических нагрузок на высокопроизводительное импортное оборудование и низкого технического уровня многих видов российской горно-шахтной и горнотранспортной техники;

из-за недостаточного использования аутсорсинга для оптимизации производственной деятельности угледобывающих организаций;

из-за ухудшения горно-геологических условий и продолжающейся отработки запасов на сверхкатегорийных по метану и опасных по внезапным выбросам шахтах.

В отрасли растет добыча угля в расчете на одного занятого в основном производстве. Тем не менее при подземной добыче угля среднемесячная производительность труда даже на лучших шахтах России в 3,8 раза ниже соответствующего показателя по шахтам Северной Америки и в 2,8 раза ниже, чем по шахтам Австралии. При открытой добыче угля среднемесячная производительность труда на лучших разрезах России ниже соответствующего показателя по разрезам Северной Америки почти в 5 раз, Австралии - более чем в 2 раза.

Различие в уровнях производительности труда связано в первую очередь с разницей в законодательной базе разных стран, определяющей количество допустимого рабочего времени и продолжительность регламентированного отпуска в разных странах. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации общая годовая продолжительность рабочего времени специалистов подземных профессий примерно в 2 - 2,2 раза ниже, чем в Соединенных Штатах Америки.

Следующим по значимости фактором является нерентабельность инвестиций в автоматизацию ряда технологических и поддерживающих процессов, связанная с высокой стоимостью необходимого импортного оборудования. В отрасли наблюдается отставание по масштабному внедрению автоматизации и роботизации проведения горных выработок и комплексно-механизированных забоев, ЗЭ-технологий в процессах проектирования, моделирования месторождений, планирования развития геолого-разведочных и горных работ.

Рост производительности труда в угольной промышленности России происходит за счет экстенсивных факторов. Внедрение наилучших технологий добычи, более продуктивной техники, автоматизации и цифровизации производства не обеспечивается соответствующим ростом нагрузки и концентрации производства (добыча угля в 2018 году по сравнению с 2010 годом увеличилась в 1,4 раза, а основные производственные фонды увеличились в 2,2 раза).

Недостаточными темпами ведется оптимизация численности занятых в угледобыче, в частности путем внедрения аутсорсинга, а также на основе вывода из эксплуатации неэффективных производственных мощностей по добыче и переработке угля с низкой производительностью труда.

Увеличивается доля подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно-геологических условиях. В России 19 шахт (31,7 процента) работают на глубине более 500 метров, 2 шахты, "Воркутинская" и "Комсомольская" в Печорском бассейне, добывают уголь на глубине более одного километра. В 2018 году средняя глубина разработки на российских шахтах достигла 482,5 метра против 431 метра в 2010 году. Практически все (90,8 процента) разрабатываемые угольные пласты являются опасными хотя бы по одному из факторов, при этом 74 процента шахт опасны по 2 и более факторам одновременно. Стабильно высокой (87,3 процента) остается доля пластов, опасных по взрывчатости пыли.

В промышленном масштабе в России пока не внедряются проекты, обеспечивающие развитие угольной энергетики на базе чистых угольных технологий, а также проекты углехимической переработки в целях получения продуктов с высокой добавленной стоимостью по причине их обоснованной экономической неэффективности и нсконкурентоспособности в условиях функционирования российского топливно-энергетического комплекса.

Негативное воздействие на окружающую среду и риски введения экологических ограничений возникают по причине:

ухудшения динамики показателей охраны окружающей среды от выбросов предприятий угольной отрасли;

введения экологических ограничений на использование угля для выработки электроэнергии и тепла;

ускоренного конкурентного развития низкоуглеродной энергетики с возможным замещением угля альтернативными энергоресурсами.

В связи с ростом объема производства угольной продукции в угольной промышленности в 2012 - 2018 годах ухудшилась динамика некоторых показателей охраны окружающей среды, в частности:

увеличились с 987 до 1110 тыс. тонн вредные выбросы в атмосферу; снижено с 1094 до 488 тыс. тонн количество уловленных и обезвреженных вредных веществ;

увеличились площади нарушенных за год земель в 2,5 раза (с 4184 до 10657 га);

сократились площади рекультивированных за год земель в 1,7 раза (с 1018 га до 589,5 га).

Введение экологических ограничений на использование угля для выработки электроэнергии и тепла в мире путем требования снижения

выбросов парниковых газов в странах - участницах Парижского соглашения по климату может явиться фактором риска для развития как внутреннего угольного рынка, так и экспорта российского угля.

Наиболее сильное влияние на объемы потребления угля в мире оказывает климатическая политика в европейских странах Организации экономического сотрудничества и развития. В связи с реализацией положений Парижского соглашения по климату экспортные поставки российского угля в европейские страны (одна третья часть всего угольного экспорта) будут сопряжены с изменяющейся рыночной конъюнктурой. Намечаемая широкомасштабная газификация регионов России будет оказывать дополнительное негативное влияние на потребление угля на внутреннем рынке.

3. Целевое видение развития

Глобальные вызовы и необходимость решения связанных с ними системных проблем потребуют осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российских угольных компаний.

В частности, в угольной промышленности продолжатся структурные преобразования. Будут осуществляться поэтапный вывод из эксплуатации неэффективных производственных мощностей по добыче и переработке угля с низкой производительностью труда, модернизация стабильных и перспективных предприятий отрасли путем использования эффективных технологий и высокопроизводительного оборудования для добычи, переработки и комплексного использования угля, оптимизация численности занятых в угледобыче, в том числе путем внедрения аутсорсинга. Все это позволит к 2035 году кратно (в 3 - 4 раза) повысить производительность труда занятых на добыче угля (в основном производстве), тем самым достичь по этому показателю уровень развитых угледобывающих стран мира.

Продолжится создание новых центров добычи угля в восточных регионах страны - в Республике Тыва, Республике Хакасия, Республике Саха (Якутия), в Забайкальском и Хабаровском краях, в Амурской и Сахалинской областях и в Чукотском автономном округе, начнется добыча на новых месторождениях антрацитов на полуострове Таймыр в Арктической зоне Российской Федерации. Получат дальнейшее развитие предприятия действующих угольных бассейнов - Печорского, Кузнецкого, Канско-Ачинского, Горловского и Минусинского.

Как в новых районах угледобычи, так и в действующих бассейнах будут развиваться угольно-технологические, углехимические и энергоугольные кластеры, позволяющие комплексно использовать возможности угольных месторождений.

Продолжится осуществление мер по повышению потребительских свойств угольной продукции для расширения рынков сбыта, формирование новых профессиональных стандартов, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров. Строительство благоустроенных поселков с необходимой социальной инфраструктурой позволит привлечь специалистов к освоению новых угольных месторождений в отдаленных местностях.

Внедрение единых систем управления промышленной безопасностью позволит существенно снизить уровень производственного травматизма и профзаболеваний. Использование наиболее современных экологически чистых технологий и наилучших доступных технологий при модернизации старых и строительстве новых угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, сухопутной контейнерной транспортировки угля позволит минимизировать вредные выбросы в окружающую среду. Ежегодный уровень рекультивации нарушенных земель должен приблизиться к годовому объему нарушений.

В целях завершения мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, будут выполнены в полном объеме обязательства государства по обеспечению мер социальной защиты высвобожденных работников ликвидированных предприятий и охране территорий от экологических и иных последствий добычи угля. Предстоит ускорить завершение решения вопросов переселения граждан из аварийного и подработанного в результате ведения горных работ жилья, реконструкции и замены объектов социальной и технической инфраструктур.

Исходя из ключевых факторов, оказывающих влияние на объемы добычи угля угольными компаниями (с учетом спроса и цен на мировых рынках угля, объемов внутреннего потребления угля в российской электроэнергетике), сформированы 2 сценария развития угольной промышленности на период до 2035 года - консервативный и оптимистический. Оценка спроса на российский уголь приведена в приложении № 1.

Сценарии базируются на следующих условиях: консервативный - исходя из прогнозируемого снижения потребления угля в коммунально-бытовом секторе и из стагнации объемов потребления угля в российской электроэнергетике (87 млн. тонн в 2035 году), минимального уровня прогнозируемых цен на международном рынке энергетического угля, а также с учетом возрастающих затрат на производство угля и его транспортировку на экспорт. Объемы производства угля по этому сценарию определены на основе расчетов рентабельности продаж различных видов углей (антрацитов, бурых, коксующихся, прочих энергетических углей) на внешних рынках и с учетом возможных ограничений при переносе сроков выполнения на Восточном полигоне Долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года и по оценке открытого акционерного общества "Российские железные дороги". При расчетах рентабельности продаж угля использован прогнозный уровень цен российского угля на мировых рынках;

оптимистический - исходя из максимальных объемов потребления угля в российской электроэнергетике, определенных утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № 1209-р Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (120 млн. тонн в 2035 году), и более благоприятной конъюнктуры мировых цен на энергетический уголь и прогнозируемого развития возможностей Восточного полигона согласно Долгосрочной программе развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года.

В рассматриваемых сценариях тарифы на перевозку и перевалку угля приняты в соответствии с основными параметрами долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Оба сценария предусматривают возможность роста экспортных поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона как через порты Дальнего Востока, так и через порты Южного и Северо-Западного направлений, а также Арктического бассейна.

Консервативный сценарий предусматривает добычу угля в объеме 485 млн. тонн в 2035 году, в том числе 140 млн. тонн коксующихся углей и 345 млн. тонн энергетических углей. Поставки угольной продукции

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. № 1582-р

ПРОГРАММА

развитии угольной промышленности России на период до 2035 года

I. Общие положения

Профамма развития угольной промышленности России на период до 2035 года (далее - Профамма) определяет цель, задачи и мероприятия государственной политики в угольной отрасли на период до 2035 года.

Правовую основу Профаммы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Профамма разработана в рамках актуализации Профаммы развития угольной промышленности России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 1099-р, и предусматривает уточнение спроса на российский уголь на внешнем и внутреннем рынках с учетом возможностей отрасли по увеличению объемов добычи угля, рентабельности продаж угольной продукции и инфрасфуктурных ограничений по экспортным поставкам.

Профамма обеспечивает реализацию в угольной промышленности России положений:

Сфатегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Сфатегии просфанствснного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;

на внутренний рынок при этом составят 170 млн. тонн (40 процентов общего объема поставок) и на экспорт - 259 млн. тонн (60 процентов).

Оптимистический сценарий предполагает добычу угля в 2035 году в объеме 668 млн. тонн, в том числе 150 млн. тонн коксующихся углей и 518 млн. тонн энергетических углей. Поставки угольной продукции на внутренний рынок при этом составят 196 млн. тонн (33,3 процента общего объема поставок) и на экспорт - 392 млн. тонн (66,7 процента).

Оценка потенциальной доли России на угольных рынках основных стран-импортеров произведена исходя из возможностей наращивания поставок российского угля в абсолютное большинство стран, за исключением стран Европейского континента. Наибольший прирост поставок возможен в Китайскую Народную Республику, Республику Индию, Японию, Республику Корея и Социалистическую Республику Вьетнам. Также потенциальным угольным рынком для сбыта российских коксующихся углей может выступать Индонезия, которая на протяжении последних лет наращивает эти закупки. Оценки основываются на информации о планах по наращиванию производства продукции черной металлургии и интенсивному развитию угольной генерации в этих регионах.

Преимущественное наращивание экспорта угля из новых центров угледобычи восточных регионов страны позволит повысить конкурентоспособность российского угля на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона за счет снижения транспортных затрат в результате сокращения дальности экспортных поставок.

Кроме того, развитие угледобычи в восточных регионах будет способствовать созданию территориально-производственных комплексов, ориентированных на разработку залегающих рядом металлических руд.

На атлантическом угольном рынке, особенно в Западной Европе, российский уголь будет конкурировать с углями Соединенных Штатов Америки, Колумбии и Канады. В этой связи становится актуальным наращивание экспортных поставок российского угля на Ближний Восток и Африканский континент.

Продолжающийся рост мировой экономики приведет к росту потребности в углях технологического и металлургического назначения, которые обеспечивают около половины прироста объемов потребляемого угля на атлантических рынках и тем самым компенсируют снижение спроса на энергетические угли.

Российская угольная промышленность обладает всеми возможностями стать современной отраслью производства

Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. №176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. №208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. № 2914-р;

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. и от 20 февраля 2019 г.;

Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. №216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации".

При разработке Программы учтены:

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р;

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;

Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (одобрена Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации 28 сентября 2012 г.);

Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации 14 октября 2016 г.;

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № 1209-р;

комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р;

долгосрочная программа развития федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (2017 - 2025 годы), утвержденная распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 9 августа 2019 г. № ЮЦ-344-p;

долгосрочная программа развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р;

проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года, разработанный Министерством энергетики Российской Федерации, а также другие документы стратегического планирования Российской Федерации.

При разработке Программы учитывались сценарные условия функционирования экономики России и основные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного в 2018 году Министерством экономического развития Российской Федерации.

Реализация Программы предусматривает выполнение мероприятий на основе консолидации усилий законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского сообщества по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата.

II. Состояние и проблемы развития угольной промышленности 1. Современное состояние

Угольная промышленность, обладая значительными разведанными и прогнозными запасами угля, имеет все возможности для эффективного их извлечения и использования в целях стабильного обеспечения внутренних потребностей в угольной продукции и развития экспортных поставок.

Отрасль одна из первых в топливно-энергетическом комплексе России после проведенных структурных преобразований полностью адаптирована крынку, производство и реализация продукции отрасли осуществляются частными предприятиями в условиях рыночного ценообразования, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств (около одной третьей общего объема инвестиций).

Последние 10 лет стали для угольной промышленности этапом стабильного развития, который совпал с восстановительным ростом экономики страны. За этот период объем добычи российского угля вырос более чем в 1,3 раза и в настоящее время превышает уровень 440 млн. тонн в год, в 2,5 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий, введено 297 млн. тонн новых мощностей по добыче угля.

За эти годы продолжилось развитие традиционных центров угледобычи - Кузнецкого, Канско-Ачинского, Горловского и Минусинского бассейнов, а также освоение угольных месторождений в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации. Так, например:

в Республике Хакасия ведется расширение промышленного освоения Бейского каменноугольного месторождения, обустройство железнодорожной инфраструктуры необщего пользования, связывающей угледобывающие предприятия Бейского каменноугольного месторождения с Транссибирской магистралью;

в Республике Саха (Якутия) ведется промышленное освоение Эльги некого месторождения, обустройство железной дороги, связывающей Эльгинский разрез с Байкало-Амурской магистралью, строятся объекты Инаглинского и Денисовского горно-обогатительных комбинатов, началась подготовка к освоению Кабактинского месторождения;

в Забайкальском крае началось промышленное освоение Апсатского месторождения;

в Хабаровском крае ведутся модернизация и расширение Ургальского угольного комплекса с формированием необходимой инфраструктуры;

в Республике Тыва началось освоение месторождений Улуг-Хемского угольного бассейна, в том числе:

Элегестского месторождения коксующегося угля, включая строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино с выходом на Транссибирскую магистраль и Байкало-Амурскую магистраль; Межегейского месторождения каменного угля; участка "Центральный" Западной части Улуг-Хемского угольного бассейна;

Каа-Хемского и Чаданского месторождений угля; в Амурской области намечается масштабное освоение Ерковецкого буроугольного месторождения, а также Огоджинского и Сугодинского месторождений каменного угля Гербикано-Огоджинской угленосной площади со строительством железнодорожного пути Огоджа - Февральск;

на севере Красноярского края в Таймырском угольном бассейне начинается разработка Малолемберовского и Нижнелемберовского месторождений антрацитов;

на юго-востоке Чукотского автономного округа на побережье Берингова моря в Беринговском угольном бассейне начато промышленное освоение Верхне-Алькатваамского и Амаамского месторождений каменного угля в целях экспортных поставок, развитие традиционного центра угледобычи в Анадырском буроугольном месторождении в целях обеспечения внутренних потребностей Чукотки в угольной продукции.

С целью обеспечения благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири:

в 2013 году принят Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" (предусматривает обнуление налога на прибыль, перечисляемого в федеральный бюджет сроком на 10 налоговых периодов, возможность устанавливать пониженную ставку налога,

подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, обнуление ставки налога на добычу полезных ископаемых до начала применения нулевой ставки по налогу на прибыль и в течение первых 24 периодов после обнуления ставки налога на добычу полезных ископаемых);

создана территория опережающего социально-экономического развития "Южная Якутия" на территории муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), которая базируется на двух инвестиционных проектах - строительство шахты "Восточная Денисовская" и обогатительной фабрики по производству угольного концентрата и строительство горно-обогатительного комбината "Инаглинский" по добыче угля и производству угольного концентрата (резиденты этой территории опережающего социально-экономического развития пользуются соответствующими налоговыми льготами до 2027 года, в том числе нулевой ставкой по налогу на прибыль в 2018 - 2022 годах и пониженными ставками страховых взносов);

создана территория опережающего социально-экономического развития "Чукотка" в Чукотском автономном округе, где общество с ограниченной ответственностью "Берингпромуголь" является резидентом;

с 2019 года комплексный инвестиционный проект развития угледобычи и углеобогащения акционерного общества "Ургалуголь" в Хабаровском крае получил государственную поддержку в части создания необходимых объектов инфраструктуры (строительство технологической автодороги, железнодорожных путей, мостов, электросетей);

в 2018 году в целях ускорения освоения в Республике Тыва месторождений Улуг-Хемского угольного бассейна принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 687-р о заключении с акционерным обществом "Тувинская Энергетическая Промышленная    Корпорация    "Кызыл-Курагино" концессионного

соглашения на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино.

Собственники угольных активов участвуют в строительстве новых и наращивании    действующих    мощностей угольных терминалов

в российских портах Дальнего Востока (Восточный, Ванино (включая инвестиционный проект "Увеличение мощности перевалки акционерного общества "Дальтрансуголь" до 40 млн. тонн в год"), Посьет, порт Вера, Шахтерск), в Азово-Черноморском бассейне (порт Тамань), в Арктическом бассейне (строительство угольных терминалов в устье реки Лавны, на мысе Чайка, в морском порту Диксон).

С 2016 года предоставление в пользование участков недр осуществляется в соответствии с Программой лицензирования угольных месторождений на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 декабря 2016 г. № 639, которая учитывает потребности рынка в угольных ресурсах и особенности угледобывающих регионов.

В угольных бассейнах ведется оптимизация шахтного и карьерного фондов с ликвидацией неэффективных угледобывающих мощностей, в том числе с 2015 года реализуется Комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территориях городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий. Осуществляется ликвидация шахт "Алмазная" и "Гуковская" в Ростовской области, шахты "Интинская" в Республике Коми и разреза "Коркинский" в Челябинской области.

Завершается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России, осуществляемых за счет средств федерального бюджета. За период 1994 - 2018 годов было закрыто 188 шахт и 15 разрезов, ликвидировано более 5000 километров горных выработок, снесено 5247 зданий и сооружений в объеме 15,2 млн. куб. метров, рекультивировано 6786,8 тыс. гектаров нарушенных земель, потушены и ликвидированы пожары на 65 породных отвалах и 7 пожаров в подземных выработках, построено 54 водоотливных комплекса и 12 очистных сооружений шахтных вод, отремонтирован 61 объект, пострадавший от ведения горных работ, выполнены 84 мероприятия по обеспечению защиты от затопления смежных действующих шахт, питьевых источников от загрязнения и подтопления объектов земной поверхности шахтными водами. Переселено из ветхого аварийного жилья 42673 семьи, реконструировано и построено почти 800 объектов социальной инфраструктуры. Осуществляется мониторинг экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов в 11 регионах России, включая мероприятия по оперативной ликвидации провалов земной поверхности.

Расширена (с 2019 года) категория лиц, получающих социальную поддержку (для пенсионеров, проработавших не менее 10 лет на шахтах (разрезах) угольной промышленности, акции которых находились в федеральной собственности, в подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, или вдов (вдовцов) таких пенсионеров) по обеспечению бесплатным (пайковым) углем).

В настоящее время угольная промышленность представлена 58 шахтами и 133 разрезами, почти половина из которых введена после 2000 года. Новые предприятия оснащены высокопроизводительной техникой, и на них используются самые современные технологии угледобычи. По прогрессивной технологии "шахта-лава" работают 42 шахты, или 76 процентов общего числа действующих шахт.

Продолжается концентрация горных работ. На шахтах среднесуточная добыча из одного очистного забоя за 10 лет выросла в среднем по отрасли в 2,2 раза (с 2211 до 4883,7 т/сутки, годовая производительность одноковшовых экскаваторов на разрезах увеличилась в 1,3 раза (с 1438 до 1843,3 тыс. куб. метров). Более 70 процентов угледобычи сегодня обеспечивают шахты и разрезы со среднегодовой мощностью 1,6 и 3 млн. тонн соответственно. В результате в отрасли растет производительность труда работников в основном производстве, которая с 2008 года увеличилась в 1,5 раза, а среднемесячная производительность рабочего по добыче угля выросла за этот период почти в 2 раза (с 202 до 380 т/чел. в мес.).

Растет присутствие российских угольных компаний на международном рынке, увеличиваются экспортные потоки угольной продукции как в восточном, так и в атлантическом направлениях. С целью развития Восточного полигона сети железных дорог в соответствии с протоколом заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности были приняты решения по ускорению реализации проектов Долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали, а также портовой инфраструктуры с учетом синхронизации сроков их ввода со сроками ввода угледобывающих мощностей.

В частности, предусматриваются:

своевременное выполнение мероприятий первого этапа программы развития Восточного полигона для обеспечения поставки угля на экспорт в объеме 125 млн. тонн в год к 2020 году и достижения параметров, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 2116-р;

реализация второго этапа программы развития Восточного полигона за счет собственных средств открытого акционерного общества