Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

135 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Необходимость разработки программы

II. Основные параметры программы

III. Развитие открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по ключевым направлениям деятельности

     1. Транспортно-логистические услуги

     2. Пассажирские перевозки

     3. Зарубежная деятельность

     4. Интегрированная сеть высокоскоростного и скоростного сообщения

     5. Повышение производственной эффективности

     6. Комплексное повышение эффективности деятельности

     7. Инновационное и технологическое развитие

     8. Цифровизация и информационные технологии

     9. Кадровая и социальная политика

     10. Обеспечение экологической безопасности

     11. Обеспечение транспортной безопасности

     12. Система корпоративного управления

     13. Портфель долгосрочных финансовых вложений открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в акции и доли участия

IV. Управление реализацией Программы и система ключевых показателей эффективности

V. Система управления рисками

VI. Социально-экономические эффекты

Приложение № 1. Предложения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по основным направлениям совершенствования нормативно-правовой базы железнодорожного транспорта

Приложение № 2. Макроэкономические показатели социально-экономического развития Российской Федерации

Приложение № 3. Прогнозные объемы погрузки и грузооборота открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по базовому сценарию

Приложение № 4. Прогнозные объемы погрузки и грузооборота открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по оптимистичному сценарию

Приложение № 5. Прогнозные показатели работ пассажирского комплекса до 2025 года по базовому сценарию

Приложение № 6. Прогнозные показатели работ пассажирского комплекса до 2025 года по оптимистичному сценарию

Приложение № 7. Прогнозные показатели развития зарубежного бизнеса холдинга "Российские железные дороги"

Приложение № 8. Инвестиционная программа открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период 2019 - 2025 годов по базовому сценарию

Приложение № 9. Инвестиционная программа открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период 2019 - 2025 годов по оптимистичному сценарию

Приложение № 10. Перечень закупаемой (потребляемой) продукции открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и его дочерними обществами до 2025 года

Приложение № 11. Основные финансовые показатели деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период до 2025 года по базовому сценарию

Приложение № 12. Основные финансовые показатели деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период до 2025 года по оптимистичному сценарию

Приложение № 13. Основные финансовые показатели деятельности холдинга "Российские железные дороги" на период до 2025 года по базовому сценарию

Приложение № 14. Основные финансовые показатели деятельности холдинга "Российские железные дороги" на период до 2025 года по оптимистичному сценарию

Приложение № 15. Целевые значения показателей, входящих в состав интегрального ключевого показателя эффективности инновационной деятельности

Приложение № 16. Перечень создаваемых на базе цифровых технологий сервисов

Приложение № 17. Целевые показатели эффективности развития информационных технологий

Приложение № 18. Прогнозные показатели кадровой политики в социальной сфере

Приложение № 19. Целевые показатели обеспечения экологической безопасности до 2025 года

Приложение № 20. Перечень обществ, участие открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в которых планируется сохранить на период до 2025 года

Приложение № 21. Плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности на период до 2025 года по базовому сценарию

Приложение № 22. Плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности на период до 2025 года по оптимистичному сценарию

Приложение № 23. Перечень рисков изменения ключевых допущений и их влияние на основные показатели деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года по базовому сценарию

Приложение № 24. Перечень рисков изменения ключевых допущений и их влияние на основные показатели деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года по оптимистичному сценарию

 
Дата введения19.03.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

19.03.2019УтвержденПравительство Российской Федерации466-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 21.03.2019. Номер опубликования: 0001201903210017
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 марта 2019 г. № 466-р

МОСКВА

Председатель Правител Российской Федсрац

Утвердить прилагаемую долгосрочную программу развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года.

Д. Медведев

402*306

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

развития открытого акционерною общества "Российские железные дороги" до 2025 года

I. Необходимость разработки программы

Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086, решений межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта (протокол от 10 ноября 2014 г. №8) с учетом методических рекомендаций по разработке долгосрочных программ развития открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий (далее -методические рекомендации), директив Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 г. №4955п-П13, от 31 октября 2014 г. № 7389п-П13, от 5 ноября 2014 г. №7439п-П13, от 5 марта 2015 г. № 1346п-П13, от 16 апреля 2015 г. № 2303п-П13, от 3 марта 2016 г. № 1472п-П13 и от 28 июня 2016 г. № 4531п-П13, плана взаимодействия Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 1 июня 2017 г. №747, а также с учетом замечаний и предложений к Программе указанного Экспертного совета и совета потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и его дочерних и зависимых обществ.

Программа направлена на реализацию задач, предусмотренных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской

402X306

проведение переоценки основных средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги", предусматривающей в 2021 году дифференцированный подход к учету основных средств. Предыдущие переоценки основных средств проводились по состоянию на 31 декабря 2011 г. и на 31 декабря 2016 г.;

сближение показателей отчетности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по российским стандартам бухгалтерского учета с финансовой отчетностью по международным стандартам финансовой отчетности за счет реклассификации затрат на проведение капитального ремонта пути на старогодных материалах и сплошной замены рельсов и металлических частей стрелочных переводов в период между капитальными ремонтами пути, сопровождаемой работами в объемах среднего ремонта пути, в инвестиционные затраты;

уплата дивидендов только по привилегированным акциям; направление всей остающейся чистой прибыли на инвестиции в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р;

корректировка всех параметров Программы при изменении заложенного в Программе подхода к дивидендной политике в связи с сокращением собственных источников финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Исходя из этих предпосылок в Программе сформировано долгосрочное целеполагание.

При этом принцип долгосрочного тарифного регулирования предполагает сохранение стабильной регуляторной среды и сохранение в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" эффектов от реализации инвестиционных и оптимизационных программ. В случае изменения внешних условий функционирования (в том числе акцизов, налогов) и соответствующего увеличения расходов по независящим от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" причинам потребуется компенсация таких расходов, в том числе за счет установления целевых надбавок к тарифам, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок".

III. Развитие открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по ключевым направлениям деятельности

1. Транспортно-логистические услуги

Прогноз объемов грузовых перевозок основывается на задачах, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", прогнозах ведомств, отражающих планируемые уровни развития грузообразующих отраслей и внешнеэкономических связей, а также на заявках крупнейших компаний-грузоотправителей с учетом результатов опросов клиентов на основе межотраслевого транспортного баланса.

Ключевые инициативы развития транспортно-логистических услуг предусматривают:

выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями, повышение уровня их лояльности, в том числе на основе создания и внедрения автоматизированной системы управления взаимоотношениями с клиентами в области грузовых перевозок в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" и дочерних и зависимых обществах (далее - холдинг);

создание в холдинге автоматизированного ресурса ведения единого каталога услуг в области грузовых перевозок, обеспечивающего доступ потребителей ко всему спектру услуг, условий и параметров перевозки грузов;

развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах, в том числе в глобальных транспортных цепочках, логистический аутсорсинг промышленных предприятий (прорабатывается программа развития и модернизации грузовых дворов, которая оценивается в 27,4 млрд, рублей);

повышение предсказуемости доставки грузов путем совершенствования перевозок с согласованным временем отправления и прибытия, сокращение сроков доставки;

адаптацию транспортных продуктов и услуг к потребностям грузоотправителей и разработка новых продуктов и услуг;

стандартизацию качества услуг в области грузовых перевозок с установлением параметров доступности, своевременности и надежности перевозки, сохранности груза, спектра логистических и терминальноскладских услуг, скорости доставки;

развитие проекта "РЖД Экспресс" по перевозке мелких и средних партий грузов;

развитие технологии контрейлерных перевозок; проведение анализа (совместно с федеральными органами исполнительной власти и участниками рынка) и инициирование при наличии экономической целесообразности поэтапного прекращения государственного тарифного регулирования в отдельных конкурентных сегментах рынка транспортных услуг (в том числе при перевозке грузов в контейнерах (контрейлерах), светлых нефтепродуктов, рыбы, рыбопродуктов и др.);

проработку возможности (нормативно-правовых условий) формирования долгосрочной системы взаимодействия холдинга с отдельными грузоотправителями, в том числе с увязкой гарантированной грузовой базы и инфраструктурных, организационно-технических мероприятий, обеспечивающих потребности указанных грузовладельцев в транспортной услуге;

совершенствование внутрихолдингового взаимодействия для повышения эффективности работы транспортно-логистических дочерних обществ и подразделений (GEFCO SA, акционерное общество "РЖД Логистика", акционерное общество "Федеральная грузовая компания", центразьная дирекция по управлению терминально-складским комплексом и др.);

организацию мультиагентного взаимодействия всех участников перевозочного процесса на основе электронного документооборота (в том числе с федеральными органами исполнительной власти, а также при международных мультимодальных перевозках грузов).

Помимо этого, комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. №2101-р, предусмотрена реализация проекта "Формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров". Эту задачу предполагается реализовывать за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников по результатам разработки организационно-правовой и финансовой схемы. В инвестиционной программе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" указанный проект предусмотрен в отдельном блоке мероприятий, планируемых к реализации за счет средств сторонних инвесторов.

В условиях заложенных в Программу макроэкономических трендов прирост погрузки до 2025 года по базовому сценарию составит 18 процентов, грузооборота - 21 процент, а по оптимистичному сценарию 30 процентов и 37 процентов соответственно.

Прогнозные    объемы    погрузки    и    грузооборота    открытого

акционерного общества "Российские железные дороги" по базовому сценарию приведены в приложении № 3.

Прогнозные    объемы    погрузки    и    грузооборота    открытого

акционерного общества "Российские железные дороги" по оптимистичному сценарию приведены в приложении № 4.

2. Пассажирские перевозки

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" намерено полностью сохранить объемы социально значимых перевозок (в том числе за счет реализации инициатив на дальневосточных направлениях).

Ключевые инициативы развития пассажирского комплекса в дальнем следовании предусматривают:

формирование оптимальной маршрутной сети и расписания поездов; развитие скоростного движения поездами "Ласточка", "Стриж" и поездами с 2-этажными вагонами;

предоставление высококачественного продуктового предложения; цифровизацию клиентских сервисов и бизнес-процессов; предоставление инновационного продукта в поезде; повышение качества обслуживания;

внедрение лучших мировых практик в развитии мультимодальности. Ключевые инициативы развития пассажирского комплекса в пригородном сообщении предусматривают:

интеграцию пригородного сообщения с городской транспортной средой агломераций;

обеспечение долгосрочности взаимных обязательств всех участников пригородного сообщения в рамках тарифной и бюджетной политики субъектов Российской Федерации;

принятие регуляторных решений, направленных на развитие пригородных пассажирских перевозок в равных конкурентных условиях с другими видами транспорта;

развитие мультимодального сообщения (с возможностью построения комплексных маршрутов нескольких видов транспорта), комплексное развитие автобусных перевозок в холдинге;

определение механизмов экономического стимулирования обновления подвижного состава и объектов транспортной и нфрастру кту ры;

внедрение стандартов пригородного сообщения, определяющих доступность, качество и безопасность перевозки пассажиров; развитие Московского железнодорожного узла; проведение работы по сокращению межпоездного интервала движения пассажирских поездов на отдельных направлениях, в том числе на Московском центральном кольце. Конкретные целевые показатели будут определяться в установленном порядке при формировании отдельных инвестиционных проектов.

По результатам принятых решений федеральными органами исполнительной власти возможно уточнение Программы в части организационно-правовой модели пригородного комплекса, имущественной принадлежности основных средств, инвестиционной программы, периметра консолидации и управления дочерними и зависимыми компаниями.

Ключевые инициативы развития вокзалов предусматривают: формирование многофункциональных интермодальных хабов и транспортно-пересадочных узлов, интегрированных с современной городской средой и инфраструктурным окружением;

оптимизацию использования площадей зданий железнодорожных вокзалов (в том числе за счет синергии и кооперации с автовокзалами).

В рамках обеспечения доступности объектов и услуг железнодорожного транспорта для пассажиров из числа инвалидов планируется:

внедрение стандартов обслуживания маломобильных пассажиров; оказание ситуационной помощи пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения;

обеспечение доступности пассажирской инфраструктуры и подвижного состава.

Указанные инициативы позволят к 2025 году увеличить долю доступных для инвалидов:

вокзалов пассажирообразующих станций с 10 до 43 процентов;

вагонов для перевозки инвалидов в поездах дальнего следования (штабных) от 60 до 85 процентов;

пригородных пассажирских поездов от 10 до 25 процентов; высокоскоростных пассажирских поездов до 100 процентов.

Рост пассажирооборота достигается за счет увеличения объема приобретения новых пассажирских вагонов до уровня 600 вагонов в год (в среднем), расширения маркетинговых инициатив, дальнейшего развития Центрального транспортного узла, роста доходов и соответственно мобильности населения. Отправление пассажиров в 2025 году достигнет 1307,4 млн. пассажиров, пассажирооборот -    152,4    млрд,    пассажиро-

километров со среднегодовым приростом около 2,6 процента в год по базовому сценарию (1419,1 млн. пассажиров, 155,3 млрд, пассажиро-километров со среднегодовым приростом около 2,9 процента в год - по оптимистичному сценарию).

К 2025 году доля железнодорожных пассажирских перевозок в общем объеме перевозок пассажиров в Российской Федерации будет сохраняться на уровне 26 - 28 процентов.

Прогнозные    показатели    работы    пассажирского    комплекса    до

2025 года по базовому сценарию приведены в приложении № 5.

Прогнозные    показатели    работы    пассажирского    комплекса    до

2025 года по оптимистичному сценарию приведены в приложении № 6.

3. Зарубежная деятельность

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" планирует продолжать развитие зарубежного бизнеса в том числе за счет расширения географии присутствия, а также за счет продвижения "экспортного портфеля" холдинга, формируемого по следующим направлениям:

комплексные проекты по финансированию, проектированию, строительству (реконструкции) и последующей эксплуатации железных дорог;

консалтинг (разработка концепций, стратегий, программ перспективного развития железнодорожной отрасли, техникоэкономических обоснований, бизнес-планов);

управление железнодорожными комплексами;

поставка железнодорожной техники, оборудования и материалов;

предоставление комплексных трансиортно-логистических услуг (создание совместных операторов, приобретение долей в национальных логистических компаниях);

развитие сети международных маршрутов пассажирских перевозок, а также оценка возможности создания совместных операторов в пассажирском сегменте (в том числе с целью выхода на либерализованный европейский рынок в рамках 4-го Железнодорожного пакета законодательных инициатив Европейского союза);

транзитные перевозки грузов по основным международным направлениям;

услуги по обучению и повышению квалификации персонала; разработка IT-сервисов, создание облачных приложений и цифровых стратегий;

формирование финансовых решений в целях реализации зарубежных проектов.

Для реализации указанных направлений потребуется проведение ряда внутрикорпоративных мероприятий и внедрение новых бизнес-процессов и алгоритмов, одним из которых является приобретение компетенций в сфере международного инжиниринга и транспортного строительства посредством сделок слияния и поглощения.

Кроме того, с учетом мировых тенденций в сфере рынка транспортных услуг в части реализации инфраструктурных проектов должна быть выстроена система по работе с механизмами проектного финансирования на зарубежных рынках транспортных услуг и строительства, а также интенсифицировано сотрудничество с международными финансовыми организациями (НБР, ЕБРР и др.) и структурами, поддерживающими развитие экспортных услуг (акционерное общество Российский экспортный центр" и др.)

Ключевые инициативы развития зарубежной деятельности предусматривают:

обеспечение организационных мероприятий;

внедрение новых бизнес-процессов и алгоритмов для работы на зарубежных рынках;

разработку пакетных решений по организации финансирования. Холдинг планирует динамично развивать свою деятельность за рубежом, повышая тем самым конкурентоспособность на международных рынках транспортных услуг и строительства и увеличивая совокупные доходы.

402*306

Прогнозные показатели развития зарубежного бизнеса холдинга приведены в приложении № 7.

При продолжающемся развитии евро-азиатских транспортных связей будет обеспечено максимальное использование инфраструктуры российских железных дорог.

На новый уровень взаимодействия выйдут двусторонние отношения с зарубежными партнерами и расширится многостороннее сотрудничество в рамках международных организаций и объединений.

4. Интегрированная сеть высокоскоростного и скоростного сообщения

В основу реализации программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации заложен принцип создания интегрированной сети высокоскоростного сообщения с учетом специализации железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей максимальный экономический эффект от ее эксплуатации для всех заинтересованных участников. Пассажиры при этом получают оптимальное соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда, грузоотправители и грузополучатели - высокую скорость и надежность доставки.

Создание технологически связной сети высокоскоростного и скоростного сообщения, организация сервиса, безопасности и управления, основанных на современных цифровых технологиях, строительство транспортно-пересадочных узлов, организация тактового движения поездов и применение нового подвижного состава обеспечивают синергетический эффект от реализации отдельных проектов, обусловленный ускоренным развитием территорий, повышением транспортной доступности регионов, мобильности населения и развитием высокотехнологичного производства.

Основными задачами, сопутствующими мероприятиям по созданию интегрированной сети высокоскоростного и скоростного сообщения, являются:

создание нового уровня сервиса для пассажиров, находящихся на борту поезда, на территории транспортно-пересадочных узлов, и для пассажиров, удаленно обращающихся к услугам пассажирского комплекса открытого акционерного общества "Российские железные дороги", за счет нового подвижного состава, цифровых решений, учета индивидуальных

потребностей клиентов, сбалансированной системы классов обслуживания и оптимальной инфраструктуры;

создание линейки российского подвижного состава грузовых и пассажирских модификаций для скоростей движения от 200 до 400 километров в час (в том числе с изменяемой шириной колеи и применением автономных источников питания), обеспечивающих новый уровень комфорта и сервиса для пассажиров (полнофункциональное индивидуальное пространство, информационно-технические решения и системы связи и др.);

создание общегосударственной системы нормативной, технической и правовой документации в области высокоскоростного движения в Российской Федерации;

создание технологий, инфраструктуры и оборудования, необходимых для эксплуатации и ремонта высокоскоростного и скоростного подвижного состава и инфраструктуры высокоскоростных магистралей;

строительство сети современных транспортно-пересадочных узлов и реализация проектов комплексного развития территорий, прилегающих к инфраструктуре высокоскоростного и скоростного сообщения;

создание на базе российских образовательных, научно-исследовательских и проектных организаций научно-образовательной базы, необходимой для проведения научных исследований и подготовки специалистов для высокоскоростного сообщения;

создание национальной системы управления и обеспечения безопасности движения поездов на высокоскоростных железнодорожных магистралях.

Перечень скоростных и высокоскоростных линий сформирован на основании следующих принципов:

расположение в створе перспективного высокоскоростного железнодорожного трансконтинентального коридора "Евразия";

соотношение социально-экономических эффектов от реализации проектов создания высокоскоростных и скоростных линий и капитальных затрат на их реализацию;

улучшение транспортной доступности регионов России. Приоритетными являются следующие линии, составляющие потенциальный    высокоскоростной    железнодорожный

трансконтинентальный коридор "Евразия":

Железнодорожный - Владимир - Гороховец с организацией движения от г. Москвы до г. Нижний Новгород (решение о начале реализации

проекта строительства указанной линии будет принято по итогам его одобрения с учетом поручения Президента Российской Федерации от 24 октября 2018 г. №Пр-1949 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. j4°2101-p) как первая часть магистрали Москва - Казань (в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры);

Казань - Екатеринбург;

Екатеринбург - Челябинск;

Москва - Красное.

Актуальными являются линии, обеспечивающие агломерационные социально-экономические эффекты, улучшающие транспортную доступность крупнейших макрорегионов России (Москва - Санкт-Петербург, Москва - Ростов-на-Дону - Краснодар - Адлер (с продлением маршрута до Республики Крым), Москва - Орел - Курск - Белгород Москва - Тула - Воронеж, Новосибирск - Барнаул, Москва - Ярославль).

При этом для каждой из указанных линий должны быть разработаны организационно-правовая и финансовая модели, а также проектная документация.

При реализации программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации прогнозируется эффект региональной экспансии скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения за счет значительного увеличения протяженности линий и создание в итоге единого опорного каркаса высокоскоростной железнодорожной сети в России.

5. Повышение производственной эффективности

Железнодорожные перевозки и инфраструктура

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Достижение целевых показателей Программы предусматривается за счет осуществления приоритетных инвестиционных проектов (в том числе

Федерации на период до 2024 года", комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. №2101-р, и основана на Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, и Стратегии развития холдинга "Российские железные дороги" на период до 2030 года.

В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации предусмотрено увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн. тонн к 2024 году, а также подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. Предусмотрены мероприятия по увеличению пропускной способности для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров в 4 раза, а также сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом (в частности, с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации - до 7 дней). Будет обеспечено повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной инфраструктуры, развития мультимодальности перевозок, расширения сети скоростных и высокоскоростных перевозок, а также увеличения вклада открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в рост внутреннего валового продукта страны.

Программа синхронизирована с положениями государственных программ Российской Федерации в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. №4531п-П13 и учитывает требования законодательства Российской Федерации в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них услуг на основе Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах

по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) и реализации комплексных инициатив, позволяющих обеспечить внедрение технологических решений, увязанных с планами развития инфраструктуры и обновления подвижного состава, а также мероприятий по    достижению    целевых    показателей

ориентированности на клиентов по срокам и скорости доставки грузов.

Ключевые инициативы развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры предусматривают:

развитие на сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" полигонных принципов управления перевозочным процессом;

разделение и специализацию инфраструктуры для движения преимущественно пассажирских и грузовых поездов;

повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях;

повышение эффективности перевозочного процесса за счет повышения качественных показателей использования подвижного состава; развитие сортировочных станций;

совершенствование управления парком грузовых вагонов на сети железных дорог;

повышение эффективности использования парка магистральных и маневровых локомотивов и локомотивных бригад;

обновление железнодорожного пути с применением новых технологий, равноресурсных элементов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла содержания инфраструктуры;

установление гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности;

формирование полигонной модели работы путевых машин и диагностических комплексов;

снятие барьерных ограничений в энергетическом комплексе; подготовку объектов инфраструктуры для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов;

совершенствование системы планирования и предоставления "окон" для проведения ремонта и содержания объектов инфраструктуры;

совершенствование систем построения плана формирования поездов, а также планирования и управления пропуском поездов;

использование природного газа в качестве моторного топлива, поэтапное развитие эксплуатации газомоторных локомотивов

402*306

дальнего следования, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. №329 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования".

Программа основывается на внешних макроэкономических и регуляторных условиях, включая налоговые условия. В случае существенного изменения указанных условий, подтвержденного параметрами Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики, предусматривается создание механизма, направленного на минимизацию возникающих рисков с закреплением в нормативно-правовой базе.

После утверждения Программы в установленном порядке будет обеспечено формирование плана по ее реализации и проведение аудиторской проверки достижения целевых ключевых показателей эффективности.

II. Основные параметры программы Задачи Программы

К 2025 году предусмотрено решение следующих общекорпоративных задач:

получение необходимых финансовых ресурсов для решения задач, поставленных акционером, путем повышения финансово-экономической эффективности;

обеспечение перевозки предъявляемых грузов за счет развития комплексного обслуживания грузоотправителей и повышения качества грузовых перевозок;

повышение транспортной мобильности населения внутри и между агломерациями;

усиление взаимосвязи и взаимодействия открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с организациями на внешнем рынке и развитие зарубежной деятельности, включая увеличение объема транзитных перевозок грузов и развитие контейнерных перевозок;

обеспечение пространственного развития страны, расширение сети высокоскоростных магистралей и развитие скоростного движения;

обновление парка подвижного состава, в том числе тягового, с учетом заключения с производителями контрактов жизненного цикла;

опережающее развитие инфраструктуры для обеспечения объемов перевозок, планируемых в перспективе, и повышение производственной эффективности;

обеспечение необходимого уровня безопасности движения и экологической безопасности;

развитие сети поставщиков;

обеспечение социальной стабильности и минимизация кадровых рисков;

переход на цифровую железную дорогу.

Программой предусматриваются следующие сценарии: базовый сценарий основывается на прогнозе социально-экономического развития страны, включающем показатели, касающиеся внутреннего валового продукта и объемов промышленного производства, основанном на консервативном сценарии Министерства экономического развития Российской Федерации, и на прогнозах инфляции и роста цен в промышленности, предусмотренных базовым сценарием Министерства, поскольку они соответствуют прогнозной индексации тарифов на железнодорожные перевозки, которая зафиксирована только в базовом сценарии Министерства;

оптимистичный сценарий основывается на прогнозе социально-экономического развития страны, включающем показатели, касающиеся внутреннего валового продукта и объемов промышленного производства, основанном на базовом сценарии Министерства экономического развития Российской Федерации. Стоимостные индексы и индексация тарифов также основываются на базовом сценарии Министерства.

Основные условия реализации Программы

Программа предусматривает реализацию поставленных Президентом Российской Федерации задач по обеспечению развития экономики выше мировых темпов, увеличению внутреннего валового продукта на душу населения в полтора раза, а также по закреплению России в пятерке крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности.

В настоящее время формируются решения в отношении ключевых государственных документов, определяющих дальнейшее развитие железнодорожного транспорта (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2035 года и др.).

Программа основана на действующих нормативных правовых актах с сохранением статус-кво на рынке грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок до 2025 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. №1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", и Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. №618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", а также на иных нормативных документах и поручениях Правительства Российской Федерации.

Предложения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по основным направлениям совершенствования нормативно-правовой базы железнодорожного транспорта приведены в приложении № 1.

Для расчета показателей Программы были использованы параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол №34, раздел II, пункт 2). Основным источником роста экономики является повышение производительности труда, а также увеличение инвестиций в несырьевой сектор экономики. При этом предусматривается рост внутреннего производства и увеличение перевозок сырья и продукции высокого передела. Макроэкономические показатели социально-экономического развития Российской Федерации приведены в приложении № 2.

Для расчета показателей Программы в сфере грузовых перевозок было предусмотрено принятие на период 2019 - 2025 года следующих тарифных решений:

установление ежегодного темпа роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования на уровне инфляции (средневзвешенного индекса потребительских цен за 4 года) минус 0,1 процентного пункта;

сохранение установленной в 2017 году дополнительной целевой надбавки в размере 2 процентов на выполнение капитального ремонта железнодорожной инфраструктуры;

установление на долгосрочный период дополнительной целевой надбавки на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства в виде дополнительной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры для грузовых железнодорожных перевозок, к тарифам 2017 года в размере 1,44 процента на 2018 год и в размере 1,5 процента на период до 2025 года;

установление повышающего коэффициента к тарифам на перевозку экспортных грузов (за исключением нефтяных грузов и алюминия) на уровне 1,08;

установление коэффициента 1,06 на порожний пробег полувагонов с 1 января 2019 г.;

минимизация количества понижающих коэффициентов, установленных прейскурантом № 10-01 по отдельным видам грузов и (или) направлениям перевозок до 2025 года (в том числе с учетом изменения размера повышающего коэффициента к тарифам на перевозку экспортных грузов).

Кроме того, в указанной сфере деятельности предусмотрено: сохранение действующей модели осуществления грузовых перевозок, в том числе интеграция перевозочной деятельности и инфраструктуры в рамках единого хозяйствующего субъекта открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (после утверждения целевой модели рынка 1рузовых железнодорожных перевозок открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" будет выполнено моделирование ее влияния на параметры Программы с выводом о необходимости корректировки);

развитие механизма государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте (включая использование концессий) в целях организации финансирования строительства новых линий с привлечением для этого средств государственных источников, инвестиций владельца инфраструктуры, заинтересованных грузовладельцев и иных лиц;

целесообразность проведения эксперимента по допуску локальных (частных) перевозчиков на сеть российских железных дорог определяется только после проведения комплексного аналитического моделирования условий функционирования железнодорожного транспорта, обеспечивающих максимальную эффективность для экономики России в целом, и проводится с учетом накопленного опыта работы собственных поездных формирований на сети российских железных дорог;

сохранение публичности договора перевозки и недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Также необходимо совместно с федеральными органами исполнительной власти и участниками рынка обеспечить решение следующих вопросов:

обеспечение сбалансированности обязательств грузоотправителей и владельца инфраструктуры - перевозчика по приему грузов к перевозке при наличии ограничений пропускной способности;

обеспечение финансирования эксплуатации и модернизации малоинтенсивных линий (участков) сети российских железных дорог общего пользования, в том числе за счет средств выгодоприобретателей (государства, грузовладельцев и др.), в случае подтверждения экономической неэффективности эксплуатации этих участков открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" при действующих среднесетевых тарифах и с учетом результатов анализа влияния таких линий на грузооборот открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в зависимости от результатов анализа, а также подготовка механизма и нормативно-правовых условий для организации такого финансирования;

формирование и применение долгосрочных контрактов между грузоотправителями и перевозчиком с закреплением гарантированных объемов перевозки и взаимных обязательств сторон.

Для расчета показателей Программы в сфере пассажирских перевозок предусмотрено:

сохранение существующей модели рынка (после утверждения целевой модели рынка пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании на период до 2025 года и (или) принятие федерального закона об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" будет выполнено моделирование влияния целевой модели на параметры Программы с выводом о необходимости ее корректировки);

применение параметров индексации тарифов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 2991-р;

обеспечение эффективной работы акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" с учетом ежегодной субсидии в размере 8,5 млрд, рублей на возмещение потерь перевозчика в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня в регулируемом сегменте;

возможное установление в целях осуществления перевозок по вновь построенным (реконструированным) отдельным участкам железнодорожной инфраструктуры общего пользования для открытого акционерного общества "Российские железные дороги" инвестиционных тарифов, применяемых в отношении отдельных инфраструктурных проектов, в частности на Московском центральном кольце;

государственная поддержка пригородных пассажирских перевозок в регулируемом сег менте из бюджетов всех уровней в полном объеме.

Основными изменениями, внесенными в налоговое законодательство, влияющими на налоговую нагрузку открытого акционерного общества "Российские железные дороги", являются:

продление до 2030 года ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов на пассажирские перевозки в пригородном сообщении и установление ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов на пассажирские перевозки в дальнем следовании;

отмена начиная с 2019 года налога на движимое имущество (в 2018 году ставка - 1,1 процента). Налог на недвижимое имущество в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры в течение всего периода реализации Программы предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации (в 2019 году - 1,3 процента, в 2020 году - 1,6 процента, в 2021 году - 2,2 процента);

фиксация тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с предельной величиной базы для обложения взносами и в размере 10 процентов сверх ее предельной величины на бессрочный период, а общего размера тарифов страховых взносов на все виды обязательного социального страхования на уровне 30 процентов;

повышение с 1 января 2019 г. основной ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов с сохранением всех действующих пониженных ставок по налогу на добавленную стоимость;

установление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ставок акцизов на дизельное топливо (в 2017 году -6800 рублей за тонну, в 2018 году: с 1 января 2018 г. - 7665 рублей за

тонну, с 1 июня 2018 г. - 5665 рублей за тонну, в 2019 году - 8541 рубль за тонну, в 2020 году - 8835 рублей за тонну, в 2021 году - 9188 рублей за тонну, с 2022 года - индексация ставок акцизов в меру инфляции). Эти изменения приведут к дополнительному росту затрат открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на топливо (за счет отклонения от прогнозируемого Министерством экономического развития Российской Федерации роста цен на нефтепродукты, которое не учитывает акцизную составляющую);

утрата начиная с 2019 года организациями - субъектами естественных монополий права на вычет налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет бюджетных инвестиций.

Также предполагается дальнейшее увеличение административной нагрузки, связанной с налогообложением международных групп компаний, в рамках реализации плана действий организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Указанный план предусматривает в том числе установление обязанности международных групп компаний по подготовке и представлению в налоговые органы подробной пострановой отчетности, характеризующей деятельность группы в разрезе юрисдикций. Федеральным законом "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" правила организации экономического сотрудничества и развития имплементированы в налоговое законодательство Российской Федерации.

Помимо налоговых платежей открытое акционерное общество "Российские железные дороги" уплачивает обязательные неналоговые платежи (утилизационный сбор, экологический сбор, плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.). В 2017 году такие платежи составили 237 млн. рублей. Проводится работа по систематизации единых правил установления и взимания платежей.

Для расчета показателей Программы предусмотрены следующие дополнительные условия (допущения):