Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

117 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Документ фактически заменяет распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р

Оглавление

I. Введение

II. Текущие результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, цели и задачи настоящей Стратегии

III. Основные тенденции и прогнозные оценки социально-экономического развития России на период до 2030 года

IV. Перспективы спроса на российские энергоресурсы

V. Государственная энергетическая политика

VI. Перспективы и стратегические инициативы развития топливно-энергетического комплекса

VII. Региональные и межотраслевые аспекты развития топливно-энергетического комплекса

VIII. Ожидаемые результаты и система реализации настоящей Стратегии

Приложение № 1. Основные показатели развития экономики и топливно-энергетического комплекса России в 2008 году и прогнозные показатели Энергетической стратегии России на период до 2020 года

Приложение № 2. Индикаторы энергетической безопасности

Приложение № 3. Индикаторы стратегического развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса на период до 2030 года

Приложение № 4. Прогнозный топливно-энергетический баланс России на период до 2030 года

Приложение № 5. Сводный план ("Дорожная карта") мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 года, обеспечивающих реализацию настоящей стратегии

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

14109 -

Ст. 5836

РАСПОРЯЖЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

|. Утвердить прилагаемую Эйс pi стичес кую стратегию России па пс-JO.JU рИОД до 2030 года (далее — Grparei ия).

2. Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минприроды России и Государственной корпорации по атомной оперши «Росатом» обеспечит!» реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией, и ежегодно, в 1 квартале, представлять в 11раншсльстно Российской Федерации соответствующий доклад.

3.    Минэкономразвития России и Минэнерго России при подготовке плана действий но реализации основных направлений деятельности 11рани-тсльства Российской Федерации на соответствующий период включат!» в указанный план мероприятия, предусмотренные Стратегией.

4.    Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных iipoipaMM развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Сгратешей.

5.    Признать утратившими силу:

распоряжение 11равитсл!»ства Российской Федерании от 28 aBiycra 2003 г. № 1234-р (Собрание законодательства Российской Федерании, 2003, № 36, ст. 3531);

пункт 2 распоряжения Праиител1»сгиа Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 799-р (Собрание зако1ю;цггельства Российской Федерации, 2009, № 25, ст. 3111).

Председатель Правительств* Российском Федерании В. ПУТИН

МосКШ!

1.3 ноябри 2(Х)9 I № 1715-р

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Прилитсльсша Российской Федерации от 13 ноября 2009 г.

№ 1715-р

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ на период до 2030 года

I. ВВЕДЕНИЕ

Целью энергетической политики России является максимально эффск-тивнос использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

11асгоящая Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

В ходе реализации Энергетической арата ии России па период до 2020 года, утвержденной распоряжением 11рави гсльсгва Российской Федерации от 28 ашусга 2003 г. № 1234-р, была нодгнерждена адекватность большинства ее важнейших положений реальному процессу развития энернгпгческою сектора страны даже в условиях резких изменений внешних и внутренних

Ст. 5836


14110 -


№ 48


факторов, определяющих основные параметры функционировании топливно-энергетического комплекса России. 11рн этом предусматривалось осуществишь внесение необходимых изменений в указанную Сзратегою не реже одного раза в 5 лет.

Настоящая Стразеши обеспечивает расширение временного горизонта до 2030 года в соответствии с новыми задачами и приоритетами разв1ггня страны.

Настоящая Стратегия <|юрмирует новые ориентиры развитии энергетического сектора в рамках перехода российской экономики па инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением 11раиигсльства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее — Концепция).

11оложения настоящей Стратегии используются при разработке и корректировке программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации, комплексных upoipaMM по энергетическому освоению регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, Северо-Западного региона России, полуострова Ямал и конги не шального шельфа Российской Федерации, при разработке и корректировке генеральных схем развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса, upoipaMM геологического изучения решопов сараны, при подготовке и корректировке параметров инвестиционных нрофамм и крупных проектов компаний энергетического сектора.

Настоящая Стратегия базируется как на оценке опыта реализации Энергетической страте ши России на период до 2020 года, так и на анализе существующих гснденний и новых системных вызовов развитию энергетики, учитывает возможные колебания внешних и внутренних условий экономического развития России. При этом представленные в Концепции важнейшие цели и долгосрочные качественные ориентиры перехода экономики страны на инновационный путь развития рассматриваются как инвариантные, нс-смофя на возможные последствия начавшегося в 2008 году глобального экономического кризиса. Тс же требования предъявляются к важнейшим целям и долгосрочным качественным ориентирам настоящей Стратегии.

В рамках настоящей Стратегии представлены:

текущие результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года и целевое видение настоящей Стратегии;

основные тенденции и прогнозные оценки социально-экономического развития страны, а также взаимодействия экономики и энергетики; перспективы спроса на российские энергоресурсы; основные положения государственной энергетической политики и се важнейших составляющих;

перспективы развития гоиливно-энергетического комплекса России; ожидаемые результаты и система реализации настоящей Стратегии. Количественные параметры развития экономики и энергетики подлежат уточнению в процессе реализации предусмотренных настоящей Стратегией мер.

II. ТЕКУЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РКАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА,

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Главными векторами перспективного развития отраслей топливно-энергетического комплекса, предусмотренными Энергетической стратегией России на период до 2020 года, являются:

переход па пуп» инновационного и энергоэффективного развития; изменение структуры и масштабов производства энсргорссурсов; создание конкурентной рыночной среды; ингечрация в мировую энергетическую систему.

№48    -14119-    Ст.    5836

и области реал и за пи и целей государственной политики, и том числе и инвестиционной сч|)ере.

Гланными стратегическими ориенгирами дол курочной i осу, шрезпсп пой энергетической политики являются: энергетическая безопасность; энергетическая эффективность экономики; бюджетная эффективность энергетики; экологическая безопасность энергетики.

К числу основных составляющих государственной энергетической политики относятся:

недропользование и управление 1осу;|арсгвенным (|юндом недр; развитие внутренних энергетических рынков; формирование рационального топливно-энергетического баланса; региональная энергетическая политика;

инновационная и научно-техническая политика в энергетике; социальная политика в энергетике; внепшяя энергетическая политика.

Главными механизмами осуществления государственной энергетической политики служат.

создание благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);

введение системы перспективных технических регламентов, национальных сгандаргон и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффекгивности экономики;

стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, эколош-ческой и других имеющих приоритетное значение сферах;

повышение эффективности управления госу/Чарствепной собственностью в энергетике.

Реализацию госуздрствеппой энергетической политики предусматривается осуществлять в 3 этапа с целью обеспечения:

последовательного продвижения но нуги достижения целей и решения задач насгоящей Стратегии;

координации указанной политики с социально-экономическим развитием страны в целом;

учега качественных различий но внешних и ннугренних условиях развита и параметрах состояния энергетического сектора, а также в характере и направленности мероприятий государственной энергетической политики в разные периоды ее осуществления.

Первый этап — это этан ныхо;1л из кризиса и <|юрмпровл1шя основ нош)й экономики. В соответствии с этим главной задачей является скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике с целью достижения устойчивых темпов экономического и энергетического развития, нреду-смотренных Концепцией, а также использования огкрынаемых и период кри Bica возможностей для качественного обновления и модернизации российского тоил иипо-энергетического комплекса.

Оснониыс риски первого лапа заключаются и возможности более тяжелых, чем ожидалось, последствий кризиса, а также его большей продолжительности, и недостаточном темпе и эффективности тех преобразований и топливно-энергетическом комплексе, которые должны к копну этапа создать основу для устойчивого посткризисного развития.

В этой связи на нервом этане должны быть созданы необходимые условия и сняты основные барьеры (как на внутреннем рынке, так и во взаимодей-

Ст. 5836


- 14120 -


№48


ci мим с зарубежными партнерами) для обеспечения ускорен пои» продвижения по всем важнейшим составляющим |х>сударсгиенной энергеш1ческой политики. Одновременно необходимо скорректировать и синхронизировать планы и программы развития энергетического сектора с мероприятиями, предусмотренными Концепцией (с учетом вероятной корректировки сроков и параметров реализации последних в результате влияния глобального эконо-м и чес кого кризиса).

В этот период планируется осуществить работы по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры энергетического сектора (в том числе но завершению наиболее южных из ранее начатых проектов), выделить территории и регионы, в которых необходимо обеспечить опережающее развитие энергетической инфраструктуры и перелом негативных тенденции в развитии сырьевой базы энергетики, завершить формирование базовых рыночных институтов, стабильной и эффективной нормативной правовой базы и системы iгосударственного реагирования в энергетике.

Па этом этане российский топливно-энергетический комплекс также будет активно способствовать скорейшему выходу из кризиса и последующему активному инновационному развитию смежных отраслей промышленности (машиностроение, трубная промышленность и ;щ.) за счет разменники заказов на необходимые энергетике виды материалов и оборудования.

Внешними условиями для развития российского энергетического сектора в этот период будут сначала последствия глобального экономического кризиса, а затем переход к вероятному носткризисному росту мировой экономики, что будет характеризоваться нестабильностью и непредсказуемостью динамики мировых финансовых, фондовых и энергетических рынков. В этих условиях возрастет роль государственного участия в разви тии российского энергетического сектора, в том числе в обеспечении необходимыми ресурсами для строитеЛ1>стиа и модернизации энергетической инфраструктуры, предоставлении бизнесу государственных гарантий под реализацию приоритетных долгосрочных инвестиционных проектов, поддержке финансово-экономической устойчивости системообразующих компаний энергетического сектора.

Временные рамки окончания первого этапа (ориентировочно 2013— 2015 годы) буцут определяться масштабами последствий кризиса и скоростью их преодоления экономикой и энергетическим сектором.

Второй этан — ото этан перехода к инновационному развитию и формирования инфраструктуры новой экономики. В соответствии с этим доминантой второго этапа будет общее повышение энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса и экономике в целом как результат проведенных на нервом этане мероприятий но модернизации основных производственных (|юндон и соответствующих нормативно-правовых и институциональных преобразований, а также реализация инновационных и новых капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на koi пине тал ыюм шел|]фе арктических морей и полуострове Ямал.

Основные риски второго этапа связаны с возможностью отставания российского энергетического сектора от ускоренного посткризисного развития передовых стран, с отсутствием к концу этапа необходимых условий для последующего перехода к инновационной энергетике будущего.

11а этом этапе должно быть развернуто широкое инновационное обновление отраслей топливно-энергетического комплекса за счет отечественных технологий, материалов и оборудования, полученных в результате активного взаимодействия топливно-энергетического комплекса и промышленности на нервом этапе, а также международного сотрудничества.

Внешними условиями развития российского энергетического сектора в этот период будут стабилизация мирового энергетического рынка в преддверии переходы на новую технологическую волну, связанную с расширенным

- 14121 -

Ст. 5836

использованием neyi лево дородной энергетики в экономике, а также общее уменьшение зависимости российской экономики и бюджет от деятельности топливно-энергетического комплекса страны. Именно н этот период, как ожидается, тонливно-энертический комплекс сможет уступить свое лидирующее положение в российской экономике и формировании бюджетных поступлений в пользу новых инновационных источников роста на базе обрабатывающего производства и сектора высокотехнологичных наукоемких услуг.

В этих условиях прямое государственное участие в развитии энергетического сектора будет постепенно ослабевать и заменяться на различные формы частно-государстве иного партнерства, особенно в части строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, развития инноваций. При этом 1хх:ударсгио усилит свое ре1улирующее влияние в сх|к.*ре совершенсгвования и оптимизации инспггуционалыюй среды в российском энергетическом секторе.

Третий этан — это этан разви тия инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этана станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высоко к|х|)екп1вное использование традиционных энергорссурсов и новых нсуглсводородных источников энергии и технологий ее получения.

Инновационное развитие российской энергетики будет при этом обеспечено заложенным на нредыдупщх этапах инвестиционным и инновационным фундаментом в виде новых 'гехнолошй, оборудования и принципов функционирования топливно-энергетического комплекса России и смежных отраслей.

Основные риски третьего этапа связаны с обеспечением необходимой) уровня качества и 'х|х|к*ктивности инноваций в энергетическом секторе.

Внеппшми условиями развития энергетического сектора на третьем этапе будут значительное снижение доли энергетического сектора в экономике России за счет его вытеснения нсэнсргетическими источниками инновационного экономического роста и активное развитие неуглсводородной энергетики в мире.

В этих условиях роль государственною участия в развитии энергетического сектора будет заключаться iipeiiMyniecmeinio в поддержке инновационных направлений развития энергетической) сектора (i icy тле водородная энергетика и др.), а также в регулировании и обеспечении устойчивой институциональной сре;1Ы для х]х1к;кти иного функционирования энергетической) сектора.

Срок окончания третьего этапа — 2030 год.

2. Главные стратегические ориентиры

Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны.

Энергетическая безопасность — это состояние защищенности страны, се граждан, общества, государства и экономики or yipo3 надежному тонливо-и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими. макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сскшра сдраны.

Обеспечение энергетической безопасности определяется ресурсной достаточностью, экономической доступностью, эколо!ической и технологической допустимостью. Ресурсная достаточность определяет физические возможности бездефицитного обеспечения энергоресурсами национальной экономики и населения, экономическая доступность — рентабельность такого обеспечения при соответствующей коныонктурс цен, экологическая и техно-

Ст. 5836


- 14122 -


№48


логическим допустимость — возможность добычи, прои июдстпа и нотребле-мим эпергоресурсов и рамках существующих на каждом этапе тсхнолотй и экологических офапичепий, определяющих безопасность <|)ункцио11ироиапия Э1 icpivTM'чески х объектов.

За голы реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года энергетическая безопасность России была обеспечена в полном объеме. Имеете с тем нс удалось избежать локальных кратковременных нарушений энергетической безопасности отдельных регионов, которые стали огражснисм имеющихся системных проблем в российской энерютике.

Основными проблемами в с<|>срс энергетической безопасности являются: высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и (азовой промышленности — почти 60 процентов, в нефтеперерабатывающей промышленности — 80 процентов);

низкая степень иниссгиро1шния в развитие отраслей тонливно-энср1СТИ-ческого комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60 процентов от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России на период до 2020 года);

монозависимость российской экономики и энергетики от природою газа, доля которою в структуре внутреннего шпреблеиия топливно-энергетических ресурсов составляет около 53 процентов;

несоответствие производственного потенциала гонливно-энергошче-ckoix) комплекса мировому научно-техническому уровню, включая околот-ческие сгандаргы;

слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере обеспечения энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик:

способность топливно-энергетического комплекса надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости;

способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение;

устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам падежному топливо- и энергообеспечению, а также ею способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

Достижение энергетической безопасности осуществляется на базе реализации всех основных составляющнх государственной энергетической политики исходя из следующих важнейишх принципов:

обеспечение гарантированности и надежности энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различною характера за счет создания системы стратегических резервов топливно-энер1хггических ресурсов, регламентации минимально допустимых резервов генерирующих и энерготранспортных мощностей, уровней сезонных запасов топлива, резервов оборудования, необходимою для устранения последствий крупных аварий в энергогическом секторе;

разделение полномочий и ответственности 1х)суларсгнснных органов, органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, энергоснабжающих компаний и хозяйствующих субтектов-потрсбнтслей в части обеспечения энергетической безопасности всех секторов экономики, населения, социально значимых обьектон и предприятий;

обеспечение надежной» функционирования и предсказуемой» развития энергетической инфраструктуры, в том числе с использованием механизмов

Ст. 5836

14123 -

частно-государственного иаршерстна, последовательное снятие офаничепий в транспортировке энергоресурсов между различными регионами страны, а также между отдельными территориально-11роизводственными комплексами (энергоузлами) внуфи pei ионов;

своевремешкхпъ 1еологоразведки, подготовки и освоения новых месторождений (залежей, площадей, участков, провинций) традиционных видов топлива, в том числе за счет часгно-1х>суларстнснного наршерстна и ранио-нальной налоговой политики (имея в виду онережаюищй добычу прирост разведданных извлекаемых запасов), своевременность подготовки к использованию замещающих инновационных энергоресурсои и источников энергии но мере исчерпания фадиционных ископаемых энергоресурсов;

недопущение у1рожающсго энергетической безопасности уровня износа основных производственных фондов и стимулирование привлечешь инвестиций дли их модернизации за счет вне;фения механизмов инвестиционного налогового кредита, налоговых каникул на проектный срок окупаемости инвестиций, ускоренной амортизации, страхования инвестиционных рисков;

максимально возможное использование конкурентоспособного отечественного оборудования ix> всех технолошческих процессах и проектах, стимулирование развития отечественного производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью и повышения качества неф|енродукгов за счет ужесточения стандартов качества моторного топлива, модернизации нефтс- и газоперерабатывающих комплексов на территории России, дифференциации станок акцизов па моторные топлива различного качества;

повышение уровня националыюй энерпггической безопасности в результате международного сотрудничества в сфере энергетики при гарантирован-ном выполнении обязательств по международным экспортным контрактам на поставки энергоресурсов.

Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энсрютичсской ><|х|>ск1Инпости экономики является максималь-но рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения .заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергетической эффективности и инвестировании в эту сферу.

последнее пятилетие снижение энергоемкости экономики осуществлялось быстрее, чем это прогнозировалось Энергетической стратегией России на период до 2020 года, главным образом за счет оптимизации зафузки имеющихся свободных производственных мощностей при существенном росте спроса на энергоносители, а также активного разви тия малоэнсргосм-кой сферы услуг.

Существенное влияние на рост валового внутреннего продукта и соответственно снижение энергоемкости оказал рост мировых цен на экспортируемые топливно-энергетические ресурсы.

Главной проблемой в указанной сфере является значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, составляющий до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления. Согласно существующим оценкам, удельный вес различных составляющих и общей величине указанного нагенциала характеризуется следующими данными:

жилые здания — 18—19 процентов;

электроэнер1СТИКЯ, промышленность, транспорт — в каждом случае в диапазоне от 13 до 15 процентов;

теплоснабжение, оказание услуг, строительство — в каждом случае в диапазоне от 9 до 10 процентов;

производство топлива, сжигание попутного газа, энергоснабжение государственных учреждений — в каждом случае в диапазоне от 5 до 6 процентов; сельское хозяйство — 3—4 процента.

№48


Ст. 5836


14124 -


Для достижения энергетической к|х|>скз иыюсти экономики 6 уду г использованы следующие меры государственной энерготической политики, cipyiiiniponaiiiiide по применяемым механизмам ее реализации.

Создание благоприятной экономической среды, в том числе: формирование комплексного федерального и регионального законодательна но энерикбережению;

формирование целостной системы управления процессом повышения я 1ерпух1к1)екги in юеш;

формирование рынка энергосервисных услуг;

армирование рациональной системы внутренних пен на энергоносители за счет их постепенной управляемой либерализации для стимулирования рачительною использования энергоносителей в экономике и населением;

стимулирование предпринимательской деятельности в сфере эпсргосбс-рсженим путем создания условий, предполагаюно!х механизмы возврата частных инвестиций в энер|(Сбережение.

Форми|Х)вание системы перспективных регламенто1ц стандарт в и норм, нрс/Тусмафинающих:

повышение ответственности за нерациональное и нс'х|)фскгиннос расходование энсргоресурсов путем включения требований обеспечения энергоэф-<|x:ki явности (требования к удельному потреблению энсргоресурсов манни1 и оборудования, потерям тепла в зданиях, расходу воды в установках, реализующих водоемкие технологические процессы it действующую систему технического рс1улирования);

введение специальных нормативов эперго'х|х|>ективности и сисгемы штрафов за их нарушение, а также системы налоговых льгот за достижение показателей, превышающих нормативы, для стимулирования замены устаревшею оборудования;

организация государственного статистического наблюдения за энергоэффективностью и энергосбережением, введение маркировки товаров по уровню (классам) энсргоэффсктивности;

организация энергетических обследований, составление по их результатам энерюгических паспортов организаций с после,дующим сбором, анализом и систематическим использованием указанной информации.

11оддержка стратегических инициатив, в том числе: разработка государственной, региональных и муниципальных профамм энергосбережения и организация мониторинга их выполнения;

государственная поддержка создания энсргосбсрсгаюндох технологий нового поколения и реализации пилотных энергосберегающих проектов;

стимулирование развитии энергетического аудита путем создания специальных проектов, реализуемых в рамках про|раммм поддержки развития малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, профаммы обучения и др.), организация обязательного энергетического аудита организаций (предприятий) всех типов и классов с определенной периодичностью;

ликв1щания безучетного пользования энергоресурсами nyieM полного оснащении приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей, развития автоматизированных сигаем коммерческого учеза электрической и тепловой энергии розничного рынка, создания сисгемы мезролотческого контроля измерительных приборов уюта топливно-энергетических ресурсов в реальных условиях эксплуатации;

повышение энергоэффекгивнеюти бюджетного сектора, в том числе за счет предоставления бюджетным организациям нрава на распоряжение средствами, сэкономленными в результате реализации проектов по энергосбережению, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

Ст. 5836

14111 -

Одним из главных приоритетов является развитие рыночной инфраструктуры энергетики (рыночные механизмы, институты открытой торговли энер-I«ресурсами, инфраструктура их транспорта). Особое значение придается нро1раммс повышения пен на газ и механизмам минимизации негативных социально-экономических последствий общего роста цен на энсртрссурсы. Поддержка и стимулирование стратегических инициатив в энср1стикс являются основой для реализации крупных энергетических проектов в будущем.

Большинство представленных в Энергетической стратегии России на период до 2020 годе направлений реализуются на практике, при этом задействованы все предусмотренные ск> механизмы государственной энергетиче-ской политики. В частности, осуществлена реформа электроэнергетики, происходил* либерализация рынка электроэнергии и реформа атомной энергети-ки, созданы более благоприятные налоговые условия в нсфгс1азопом ком-нлексе, стимулируется развитие нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, развивается биржевая торговля энергоресурсами, устраняются избыточные административные барьеры в деятельности энергетических компаний. Активно реализуются инфраструктурные проекты, являющиеся основой разв1ггия отечественной энергетики.

Вместе с тем пока не в полной мере обеспечивается достижение запланированных Энергетической стратегией России на период до 2020 годе итоговых качественных результатов первого этапа ее реализации, а именно — создания базы для устойчивого поступательного развития энергетического сектора, включающей:

формирование целостной и апробированной нормативно-за конодетель-ной базы, создание энертических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами ортпизации торговли;

завершение преобразований, выводящих смежные секторы экономики на новый уровень эперш')ффекгинности;

переход от лидирующей роли топливно-энергетического комплекса it экономике страны к естественной функции 'х|х{>екгинного и стабильного поставщика топливно-энергетических ресурсов для нужл экономики и населения.

С учетом принципа преемственност и необходимо обеспечить достижение этих качественных ориентиров в рамках настоящей Стратегии.

За время, прошедшее с начала реализации Энсртичсской стратегии России на период до 2020 года, рхюсийский энергетический сектор развивался преимущественно в рамках основных прогнозных тенденций, предусмотренных указанным документом, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от их значений, протезировавшихся в 2003 году.

Гак, при росте мировых пси на нефть с 27 долларов США за баррель в 2000 году до 94 долларов США в 2008 году и почти 4-кратном превышении последним показателем прогнозных оценок Энергетической стратегии России на период до 2020 года фактический обгем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос в 1,6 раза при отклонении от прогнозов экспорта но Энергетической стратегии России на период до 2020 годе на 9,6 процента.

11ри фактическом росте валового Biiyipciincro продукта страны на 65 процентов к уровню 2000 годе и отклонении от нрогнокш Энергетической стратегии России на период до 2020 года на 11 процентов фактический прирост добычи и производства топливно-энергетических ресурсов составил 26 процентов к уровню 2000 годе при отклонении от прогнозов Энергетической стратегии России на период до 2020 годе на 2,6 процента.

11ри этом внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов выртххло на 10 процентов к уровню 20(H) года при отклонении от upon юзов Энергетической стратегии России на период до 2020 годе на 5 процентов

Ст. 5836    - 14112 -    №48

главным образом за счет сокращения спроса в 2008 году вследствие глобального экономического кризиса.

Основные показатели развития экономики и топлинно-энсртогичсского комплекса России в 2008 году и прогнозные показатели Энсртотической стратегии России на период до 2020 года приведены в приложении № 1. В целом приведенное соотношение свидетельствует об устойчивости и высокой инерционности производственных параметров развития топливно-энергетического комплекса по отношению к внешним условиям, а также о достаточной обоснованности пропитзов развития энергетического сектора страны, ||ре;(усмогренных Энергетической стратегией России на период до 2020 года.

Цели настоящей Стратспш определяются основными внутренними и внешними вызовами предстоящего долгосрочного периода.

Главный внугренний вызов заключается в необходимости выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках предусмотренного Концепцией перехода на инновационный путь развития экономики. Гарантированное удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы должно быть обеспечено с учетом следующих требований:

обеспечение Россией стандартов благосостояния, соответствующих развитым странам мира;

достижение научного и технологического лидерства России но ряду важнейших направлений, обсснечинаюишх ее конкурентные преимущества и национальную, в том числе энергетическую, безопасность;

'|ранс<|юрмания структуры экономики страны в пользу менее энергоемких отраслей;

переход страны от экспортно-сырьевого к ресурсно-ипновациоипому развитию с качественным обновлением энергетики (как топливной, так и нетопливной) и смежных отраслей;

рациональное снижение доли топливно-энергетического комплекса в общем обт>еме инвестиций в экономику страны при увеличении абсолютных объемов инвестиций в энергетику, необходимых для развития и ускоренной модернизации этого сектора и роста масштабов его деятельности;

необходимость повышения энергоэффекгивности и снижения энергоемкости экономики до уровня стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии);

последовательное ограничение нагрузки топливно-энергетического комплекса на окружающую cpe;iy и климат нутом снижения выбросов зафязня-ющих веществ, сброса за1рязнснных сточных вод, а также эмиссии парниковых газон, сохранения отходов производства и потребления энерши.

Энертотический сектор должен содействовать воспроизводству человеческого капитала (через развитие энергетической инфраструктуры и предоставление энсртогичсских товаров и услуг но социально доступным ценам, обеспечение устойчивого воспроизводства высококвалифицированных кадров и повышение качества жизни граждан страны, в том числе занятых в энергетическом и смежных секторах), а также способствовать переходу к новой модели пространственного развития, опирающейся на сбалансированное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры.

Главный внешний вызов заключается в необходимости преодоления yipo j, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, а также обеспечения вклада энергетического сектора страны в повышение #х1)фектинности се внешнеэкономической деятельности и усиление позиций России в мировой экономической системе. Это означает, что должны быть обеспечены:

достижение устойчивых результатов внешнеэкономической деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса в условиях усиления глобальной конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;

- 14113 -

Ст. 5836

мипнмтании neiагишют влияния глобального экономического кризиса и сп) использование для коренною обношкчшя и диверсификации структуры экономики в пользу менее энерюемких отраслей, ешмулироиания перехода российского энергетического сектора на ускоренное инновационное развитие и новый тсхнолошчсский укладе

увеличение стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и ишсллскгуальных услуг в сфере энергетики, в том числе за счет развергынания глобально ориентированных специализированных производств;

географическая и продуктовая диверсификация российского энергетическою экспорта в условиях стабильных и расширяющихся поставок энергоре-сурсов крупнейшим мировым шггрсбителям;

рациональное снижение доли т oiши hiio-энергетических ресурсов в структуре |юссийскоп) экспорт, переход от нро;|ажи первичных сырьевых и энергетических ресурсов за рубеж к продаже продукции их глубокой переработки, а также развитие продажи нефтепродуктов, выпускаемых на зарубежных нсфтснсрсрабатываюншх заводах, принадлежащих российским нефтяным компаниям;

развитие крупных узлов межчународной энергетической инфраструктуры на территории России, осуществляемое с использованием новых энергетических технологий.

11собходимосгь адекватного ответа на важнейнше внутренние и внешние вызовы долюерочною развития в сочетании с имеющимися проблемами в энергегичсской с<|>сре формирует цели и задачи настоящей Стратегии. Сошветстнующие риски подлежат учету в системе стратегических нриорите-тов и ориентиров, а также it рамках процесса поэтапной реали tanitii настоящей Стратегии.

Главной целью настоящей Стратегии является создание инновационною и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергорссурсах, гак и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.

Достижение уюпанной пели требует последовательного продвижения в решении сле;1ующих основных задач:

повышение эффективности воспроизводства, добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов для удовлетворения внугреннего и внешнего спроса на них;

модерн и tan ия и создание новой энер1етической инфраструктуры на основе маенггабного технологического обновления энергетического сектора экономики страны;

формирование устойчиво благоприятной институциональной среды в энергетической сфере;

повышение энергетической и экологической эффективности российской экономики и энергетики, в том числе за счет структурных изменений и активизации технологического энергосбережения;

дальнейшая интс1рация российской энергетики в мировую энергетическую систему.

III. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2*30 ГОДА

11ссмотря на последствия глобального экономического кризиса, достижение целевых долгосрочных ориентиров социально-экономического развшия России и адекватного развития энергетического сектора страны продолжает базироваться па основных положениях содсржащси)сн в Концепции сценария инновационного развития экономики.

14114 -

№48

Сценарий базового инновационного развития предполагает наряду с использованием конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных сскшрах, гак и в новых наукоемких секгорах и «экономике знаний» прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко- и среднетехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.

Реализация базовой) инновационного сценария позволит обеспечить уровень социально-экономического развития России и благосостояния ее фаж-дап, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности отечественной экономики, структурной диверсификации и рос га ее эффективности. 1 |ри этом существенно сократится разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния.

Развитие экономики но базовому инновационному сценарию характеризуется полномасштабным обеспечением:

развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энер1етике, науке и образовании, высоких технологаях и ;фушх сферах;

динамики развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, а также конкурентоспособность компаний;

in пеней вности инновационного обновления обрабагьнзающих производств и динамики производительности фуда;

динамики развития фанспоршой и энергети'ческой инфраструктуры; интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

ишчлрации свро-азиатского экономического пространства.

При этом пре дуема фивается, что конкретная зраекгория выхода на инновационный путь развития и достижения поставленных долгосрочных целей может измениться, в том числе вследствие начавшегося в 2008 году глобального экономического кризиса и с учетом его возможной длительности.

При формировании базовых прогнозов настоящей Стратегии (далее -базовое прогнозное иоле) используется следующий диапазон укрупненных прогнозных гипотез социально-экономического развития.

Гипотеза I. К концу первого этапа реализации настоящей Стратегии и началу посткризисного iicpinvia (ориентировочно 2013—2015 го;1ы) социально-экономическое развитие езраны будет осуществляться темпами, предусмотренными Концепцией.

Гипотеза II. К концу второго этапа реализации настоящей Стратегии (ориентировочно 2020—2022 годы) за счет более ускоренного развития в посткризисный период будет обеспечен уровень социально-экономического развития страны, предусмотренный Концепцией.

Система связей и взаимодействия экономики и энергетики характеризуется, во-первых, трансформацией прогнозных гипотез социально-экономического разви тия в базовое прогнозное поле разви тия энергетичсского сектора, во-вторых, <|юрмироианием гипотез о целевых ориентирах перспективной системы связей и взаимодействия экономики и энергетики.

Вазовое прогнозное поле используется для определения приоритетов и ориентиров перспективного развития энергетического сектора по всем представленным в настоящей Стратсгаи направлениям. Оценка и уточнение конкретных прогнозных траекторий развития энергетического сектора производятся в рамках системы опережающего мониторинга настоящей Стратсгаи (в зависимости отхода реализации се целевых установок и динамики внешних условий). 11ри этом возможность выхода указанных (раскторий разивши за пределы базового прогнозного поля учитывается в первую очередь через уточнение сроков и параметров отдельных этапов реализации настоящей Стратегии (при сохранении их качественного содержания). Указанный механизм обеспечивает защиту ог имеющихся рисков, позволяя уточнять пути и

Ст. 5836

14115 -

сроки достижения намеченных стратегических ориентиров исходя и:» неи зменности основных стратегических целей.

Таким образом, в рамках настоящей Стратегии определяются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора, учитывающая объективно существующие риски. Ключевое значение при этом имеет не столько прогнозирование меняющихся рисков, сколько готовность к их преодолению.

Основные гипотезы о целевых ориентирах системы связей и взаимодействия экономики и энергетики па период до 2030 года характеризуются следующим образом.

За период реализации настоящей Стратегии произойдет снижение зависимости российской экономики от энергеппеского сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения. Это выразится в сокращении к 2030 году (но сравнению с уровнем 2005 года):

доли 'гонлинно-энерготического комплекса в 1заловом внутреннем про,тук -тс и доли топливно-энергетических ресурсов в экспорте — нс менее чем в 1,7 ра за ;

доли экспорта топливно-эз зерзетических ресурсов в валовом внутреннем продукте — более чем в 3 раза;

доли капиталовложений в топливно-энергетический комплекс в процентах к валовому внутреннему продукту — не менее чем в 1,4 ра за, их доли в общем обт,смс капиталовложений — более чем в 2 раза;

удельной энергоемкости валового внутреннего продукта — более чем в 2 раза;

удельной электроемкости валового внутреннего продукта — не менее чем в 1,6 ра за.

Вместе с тем в период действия настоящей Стратегии российский энергетический сектор сохранит свое определяющее значение при решении 1заж-ных стратегических задач развития страны. В первую очередь это касается строительства ноной энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфрас1рук1урную разобщенность ряда pel hoi юн Российской Федерации и сформировать новые территориально-производственные кластеры на базе развития энергообеспечивающего и перера-баты1зающего производства.

Снижение зависимости экономики от энергетического сектора будет сонроно)мат1>ся качественным изменением роли топливно-энергетического комплекса в жизни страны. Являясь крупнейшим заказчиком для мнопзх смежных отраслей промышленности (маппзностроснис, металлургия, химия и др.) и экономики (строительспзо, транспорт), российский энергетический сектор внесет весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики.

Российский энергетический сектор закже сохранит сззос влияние и на социальную обстановку в стране, поскольку уровень энергетического комфорта и степень доступности энергетических ресурсов во многом определяют и будут определять качество жизни российских 1раждан.

IV. ПЕРСПЕКТИВЫ СПРОСА НА РОССИЙСКИЕ ЭНЕРГОРЕСУ РСЫ I. Формировав не спроса зза топливо и энерзию на В1зугрс1знсм рынке

HnyipciniHH спрею па Э1зерзх)ресурсы определяется ожзздисмой динамикой экономического развития, измснсззиямзз в структуре экономики и уровне се удельмой энергоемкости.

14116

№ 48

Снижение удельной энергоемкости экономики является центральной шдачей энергетической политики России, без решения которой энергетический сектор неизбежно будет сдерживать социально-экономическое развитие сграны.

Решение указанной задачи требует в числе прочего рациональной перестройки структуры российской экономики.

Концепция предусматривает масштабные структурные преобразования в экономике как в части производства валового внутреннего продукта в целом, гак и в секторе промышленного производства. Предусматривается, что нод влиянием рыночного спроса опережающими темпами будут ра шивазься мало-энергоемкие oipac.ni промышленного производства, специализирующиеся на выпуске высокотехнолоп1чной и наукоемкой продукции. При этом энергоемкие материально-сырьевые производства будут развиваться значительно медленнее, что должно привести к структурной трансформации российской экономики в пользу менее энергоемких секторов и шраслей. Таким образом, в стране на базе обрабатывающего производства и сектора высокотехнологичных наукоемких услуг, имеющих существен но меньшую удельную энергоемкость, будет создан новый, более мощный, чем нефтегазовый, комплекс — источник экономического роста.

Ожидается, что к 2030 году доля малоэнергоемких отраслей (машиностроение, легкая, пищевая промышленность и др.) в структуре промышленного производства вырастет в 1,5—1,6 раза и составит более половины общего объема промышленного производства в стране против 33 процентов в настоящее время.

11аряду с ожидаемыми структурными изменениями в экономике также предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер по экономии топлива и энергии, то есть проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Результатом структурных преобразований в экономике и проведения энергосберегающей политики должно стать существенное снижение к 2030 году энергоемкости и электроемкости российской экономики, что адекват ным образом отразится на динамике внутреннего спроса на первичные энергоносители и электроэнергию.

I (рошозные показатели динамики внутреннего спроса на топливно-энер-гстичсские ресурсы приведены в приложении № 1 к настоящей Стратегии.

2. Россия на мировых энергетических рынках

Россия занимает одно из ite;iym>ix мест it мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в мировой торговле ими и в международном сотрудничестве в этой сфере.

Особенно значимы позиции страны на миро!юм рынке углеводородов.

В последние годы Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти и обеспечивает 12 пропетой Miipoitoii торговли нефтью. Свыше четырех пятых обьема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30 процентов. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов также является европейский рынок

Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23 процента мировых запасов) и по объемам его ежегодной добычи, обеспечивая 25 процентов мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском гаювом рынке, так и на рынке стран Содружества Независимых Государств. В общем объеме потребления газа в странах зарубежной Европы (включая Турцию, но нс учитывая страны Содружества Независимых Государств) па российский газ приходится около 30 процентов. Обладая уникальной газотранспортной системой, Россия также играет важную роль в обеспе-

№48    -14117-    Ст.    5836

чении iiocmiioK центральноазиатского газа в Пирону и ораны Содружества Независимых Государств.

Россия удержинаег второе мест н мире по запасам угля (19 процентов мировых запасов), пятое место но объемам ежсго;щой добычи (5 процентов мировой добычи) и обеспечивает около 12 процентов мировой торговли энергетическим углем.

Российская атомная энергетика составляет 5 процентов мирового рынка атомной электротерапии, 15 пропетой мирового рынка реакгоросгроения, 45 процентов мирового рынка обобщения урана, 15 процентов мировою рынка конверсии отработанного топлива и обеспечивает 8 процентов мировой добычи природного урана.

Особенности предстоящего периода развития мировых энергетических рынков связаны с процессами их реструктуризации, возрастанием удельного веса развивающихся стран, обострением конкуренции. 11ри пом в последнее время существенно увеличилась степень неопределенности и рисков в развитии мировых рынков, в том числе в связи с резкой и непредсказуемой динамикой цен на нефть, негативными последствиями мирового финансового кризиса, прозами дефицита поставок энергорссурсов в носткризисный период, неоднозначными перспективами заключения международных соглашений но вопросам эколошческой ноли тки и изменения климата. С другой стороны, все большее понимание и поддержку в мире naxo;un усилия но повышению долгосрочной устойчивости энергетических рынков, глобальной энерге-тичсской безопасности, обеспечение когорой должно осушестилягься без ущерба чьим бы то ни было национальным шггересам. Эта тенденция нашла свое отражение, в частности, в решениях и рекомендациях, пришлых в 2006 году на Сашсг-Петербургском саммше «Группы восьми».

Указанные факторы с учетом проводимой Россией внешней энергетической политики будут определять ее положение на мировых энергетических рынках в перспективе.

Несомненно, Россия останется ведущим игроком на мировом рынке углеводородов, будет активно участвовать в развитии рынков электроэнергии и угля, упрочит свои позиции в мировой атомной энергетике.

Одним из главных принципов при этом будет сохранение стабильных отношений с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование столь же устойчивых отношений на новых энергетических рынках.

11 а ряду с экспортом первичных энергоносителей особое внимание будет уделяться развитию экспорта продукции глубокой степени переработки, а также развитию се производства за рубежом российскими топливно-энергетическими компаниями. В частности, для России в будущем значительный интерес представляют высококонкурентные мировые рынки проекции нсфгс- и газохимни.

Хоти в настоящее время Россия практически не представлена на мировом рынке энергетики, основанной на возобновляемых источниках энерши, она не останется в стороне от разви тия этого перспективного направления (с учетом структуры и особенностей разви тия национального энергетического сектора). Имеющийся в стране потенциал возобновляемых источников энергии и научно-технические разработки в этой сфере наряду с развитием международного сотрудничества станут основой поэтапного увеличения вклада России в разви тие указанного рынка.

В период до 2030 года экспорт энергоносителей будет оставался важнейшим фактором развития национальной экономики, однако степень его влияния на экономику будет сокращаться. Это отразится на динамике экспорта, который будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к конку рассматриваемого периода.

14118 -

№48

Эта тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой пх-ударсгва, ориентированной на липсрсифмканию сфукгуры экономики и снижение зависимости сэра мы от экспорта энертресурсов.

Прогнозные показатели динамики экспорта российских энергоресурсов прицелены и приложении № 1 к настоящей Стратегии.

Энергетические рынки Европы и стран Содружества Независимых Государств останутся основными рынками сбыта продукции российского топлив-но-э!(сргстическою комплекса на весь период действия настоящей Стратегии. В связи с угим будут осуществлены меры но снижению транзитных рисков, включая дальнейшее развитие и совершенствование полноценной экспортной инфрасфуктуры, обеспечивающей надежность поставок российских энерго-носителей на указанные рынки.

Вместе с тем доля европейского направления в общем обт>емс экспорта российских топливно-энергетических ресурсов будет неуклонно сокращаться за счет диверсификапни экспортных энергетических рынков в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея, страны Азиатско-Тихоокеанскою pei иона). При этом к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии удельный вес восточного направления в экспорте жидких углеводородов (нефть и нефтепродукты) возрастете 6 пропетой в настоящее время до 22—25 процентов, а в экспорте шза — с 0 до 19—20 процентов.

1I летящая Стратегия предусматривает также диверсификацию товарной сэруктуры экспорт оперт нос те лей за счет увеличения в экспорте доли энергетических продуктов с высокой добавленной стоимостью (нефтепродукты, сжиженный природный 1аз, гвэомоторное топливо, продукция пгюхимии и не<|лехимии, электроэнергия).

Таким образом, Россия не только сохранит С1юи позиции на мировом энергетическом рынке как круннейвшй поставщик энергоносителей, но и качественно изменит характер своею присутствия на нем за счет- диверсификации товарной Сфуктуры и направлений российскою энергетической) экспорта, активного развития новых форм международного энергетического бизнеса и расширения присутствия российских компаний за рубежом. Это позволит снизить риск мо1 юза виси мости российскою энергетического сектора ел- экспорта энерюносителей в Европу, а также увеличить доходность и эффективность международной деятельности российских топливно-энергетических компаний без существенного увеличения оГлсмов экспорт первичных энерюносителей.

V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

1. Основы государственной энергетической политики и этапы ее реализации

Проведение долюерочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов фажчан и хозяйствующих субъектов, обеспечения обороны и безопасности государства, >ффскгивното управления государственной собственностью, достижения качественно ноною состояния энергетическою сектора осуществляется на слс;ующих неизменных принципах:

последовательность действий государства но реализации важнейших страннических ориентиров развития энергетики;

заинтересованность в создании сильных и устойчиво развивающихся энергетических компаний, достойно представляющих Россию на внешних рынках и способствующих успешному функционированию конкурентных внутренних рынков;

обоснованность и предсказуемость государственного роллирования, направлен ною на стимул и рование частной предпринимательской инициативы