Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

166 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Введение

II. Состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной и социальной инфраструктуры федерального значения

III. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона

IV. Текущее состояние и перспективы развития базовых отраслей экономики Дальнего Востока и Байкальского региона

V. Приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации с северо-восточными провинциями Китая и Монголией, а также экономическое взаимодействие с другими странами Северо-Восточной Азии

Приложение № 1. Показатели социального развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года

Приложение № 2. Показатели экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года

Приложение № 3. Показатели социального развития Хабаровского края на период до 2025 года

Приложение № 4. Показатели экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года

Приложение № 5. Показатели социального развития Приморского края на период до 2025 года

Приложение № 6. Показатели экономического развития Приморского края на период до 2025 года

Приложение № 7. Показатели социального развития Амурской области на период до 2025 года

Приложение № 8. Показатели экономического развития Амурской области на период до 2025 года

Приложение № 9. Показатели социального развития Камчатского края на период до 2025 года

Приложение № 10. Показатели экономического развития Камчатского края на период до 2025 года

Приложение № 11. Показатели социального развития Магаданской области на период до 2025 года

Приложение № 12. Показатели экономического развития Магаданской области на период до 2025 года

Приложение № 13. Показатели социального развития Сахалинской области на период до 2025 года

Приложение № 14. Показатели экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года

Приложение № 15. Показатели социального развития Еврейской автономной области на период до 2025 года

Приложение № 16. Показатели экономического развития Еврейской автономной области на период до 2025 года

Приложение № 17. Показатели социального развития Чукотского автономного округа на период до 2025 года

Приложение № 18. Показатели экономического развития Чукотского автономного округа на период до 2025 года

Приложение № 19. Показатели социального развития Республики Бурятия на период до 2025 года

Приложение № 20. Показатели экономического развития Республики Бурятия на период до 2025 года

Приложение № 21. Показатели социального развития Иркутской области на период до 2025 года

Приложение № 22. Показатели экономического развития Иркутской области на период до 2025 года

Приложение № 23. Показатели социального развития Забайкальского края на период до 2025 года

Приложение № 24. Показатели экономического развития Забайкальского края на период до 2025 года

Приложение № 25. Прогнозные показатели социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года

Приложение № 26. Основные индикаторы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года

 
Дата введения28.12.2009
Добавлен в базу05.05.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

28.12.2009УтвержденПравительство Российской Федерации2094-р
ИзданСобрание законодательства Российской Федерацииот 25.01.2010 г. № 4, ст. 421
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

- 1293 -

Ст. 419-421

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

421    * Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития

1 Дальнею Вое iока и Байкальскою региона на период до 2025 года (далее — Стратегия).

2.    Opiana.M исполнительной пласт при разработке профаммных документов, планов и пока зяте,лей своей деягелыюсги руководез вовлп»ся положениями Стра-тегии.

3.    Минрегиону России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, иными заинтересованными федеральными органами исполнительной пласта и органами исполнительной пласта субзлктоп Российской Федерации по согласованию с полномочными представителями 11резпдента Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах в 3-месячный срок представил» в 11равительство Российской Федерации проект плана мероприятий но реализации Стратегии.

- 1294 -


Or. 421


№ 4


4.    Минрсгиону России, Минэкономразвития России и Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной luiacm в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект нормативного правовой) акга о внесении изменений в федеральную целевую иро|рамму «Экономическое и социальное развитие Дальней» Ростка и Забайкалья на период до 2013 года* в связи с угвсрждением Стратсши, предусмотрев продление срока действия указанной программы до 20IX года.

5.    Федеральным opianaM исполнительной власти — тсударсгвснным заказчикам (пк:у;|арсгвс1111ым заказчикам-координа горам) <|)едералы1ых целевых upoipaMM представить в 3-месячный срок в установленном порядке в 11равитсльство Российской Федерации нроекгы нормативных правовых актов о внесении изменений в федеральные целевые нрофаммы в связи с угвсрждением Стратегои.

Председатель Правии-льста Росс и некой Федерации В. ПУТИН

Москна 28 декабря 2009 г. N* 2094-р

УТВЕРЖДЕН Л

распоряжением Прани'те.и.спш Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р

СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года

I. Введение

Социально-экономическое развитие Дальнею Востока и Ьайкальского региона

Территория Дальнего Востока и Пайкал!>ского региона, составляющая 7727,4 тыс. кв. км (45,2 процента территории Российской Федерации), включает в себя 12 субъектов Российской Федерации — Республику Саха (Якушя), Камчатским край, 11ри-морский край. Хабаровский край. Амурскую область, Маиыанскую область. Сахалинскую область, Бврейскую автономную область. Чукотский автономный округ. Республику Пурягия, Забайкал1>ск11й край и Иркугскую обласп».

Числешкхпъ населения, постоянно проживающего на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, на 1 января 2008 г. составляет 11072,9 тыс. человек (7,8 процент населения страны) с прсгблалаписм городского населения. Плотность населения колеблется в пределах от 0,1 до 12,1 человека на I кв. км, в среднем -1,4 человека на 1 кв. км.

Природно-климатические условия на большей части территории Дальнего Востока и Байкальского решоиа характеризуются как весьма суровые и даже экстремальные. Только на кие Приморской) края среднегодовая температура превышает нулевую отметку.

Территория Дальней) Востока и Бай калькою решоиа отличается богатством недр. Здесь находятся (как правило, в труднодоступных районах) крупнейшие месторождения углеводородов, гелия, угля, золота, меди, алмазов, крупные месторождения черных, цветных и редких металлов, (|юс<|юритои урана, олова, плавикового птата и других рудных и нерудных полезных ископаемых.

Природные ресурсы общемирового значения привлекают к Дальнему Востоку и Байкальскому региону внимание всех государств, особенно стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако ресурсный потенциал Дальней) Востока и Байкальского региона в силу объективных и субъективных причин используется далеко нс полностью.

1303 -

Ст. 421

.ниши по направлению Якутск (Нижний 1мхтях) — Мома — Maia/ian. На нсрком этапе будет завершено строительство линии Нижний 1>ссгях — Мсгано — Алдан, что обеспечит доступность ссиеро- восгочной части Яку| ии и Колымской горнодобывающей юны как территорий опережающего экономического рашишя

В Байкальском решоне начнется строительство Ссиеро-Сибирской железнодорожной машеграли (11ижненар1х)вск — Усть-Илимск — Усть-Кут), а также ряда груэообразующих линий, в том числе межрепюналыюй линии станция Лена (Усть-Кут) — 11спа — Ленек. Эго обеспечит деятельность таких юн опережающего роста, как Западная Якутия, Лснско-А|нлрскос Прибайкалье и Усп.-Илнмская юна.

Развитие опорной сети автомобилып>гх дорог спяжет между собой псе социально-экономические центры Далмгего Востока и 1>айкальского репюпа, обеспечит транспортные связи с морскими портами и сопредельными государствами. Формирование опорной сети автомобильных дорог будет подкреплено развитием автодорожной сети регионального и местного значения, что обеспечит рост транспортной доступности и повышение качества жизни в сельских населенных пунктах и малых городах.

Сегодня плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории Дальнего Востока и Байкальского репюпа в 5,6 раза ниже, чем в среднем по России (31 км на 1000 кв. км). Около 1400 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с опорной сетью анголорог. Нормативное транснортно-'жснлуатанионжх: состояние не обеспечивается почт па половине протяженности федеральных и решопальных автомобильных дорог, опасные условия движения имеются на 20 iiponeirrax их прокаженноет, недопустимо велика аварийность на автомобильных дорогах.

Ддм инleipaniiH автомобильных дорог Дальнего Востока в опорную ссгь доро! страны будет завершено строительство ангомобилыюй дороги «Амур* (Чита — Хабаровск) и строительство шорой очереди автодорожной части совмещенного железнодорожно-автомобильною мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска с ее выходом к порту Ванино, что свяжет дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны. Реконструкция автомобильной дороги «Уссури-» (Хабаровск — Владивосток) будет снособсгвовачъ развитию экономики и торговли с тираничными районами Китая, Северной и Южной Кореи, а также с Японией и другими ix>cy;iapcmaMii Азиатско-Тихоокеанского репюпа.

11ланирустся сгроительсгво автомагистрали «Восток» (Хабаровск — Находка) протяженностью 824 км, когорая пройдет но глубинным районам Хабаровского и Приморского краев и решит проблему связи портов Нахо;цса и Восточный с фаиспоргным коридором Восток — Запад.

В Байкальском pci ионе будут рсконсгруированы автодорош «1>айкал» и Улаи-Удт — Кяхта — фан и на с Монголией

Планируется достроить и реконструировать автомобильные дорого «Лена» (Нсвср — Якутск) и «Колыма» (Якутск — Магадан).

Строительство автомобильной дороги «Вилюй» (от автомобильной дороги М-53 «1>айкал» — Братск — Усть-Кут — Мирный — Якутск) решит задачи северного завоза фузов и экономического развития вновь осиливаемых территорий

Развитие опорной сети железных и автомобильных дорог на территории экономически «хвоенной южной части Дальнего Востока и 1>айкальского репюпа создаст условия для формирования I (риморской. Прибрежной портово-промышленной, I (риамурской шшусфиалмю-аграрной и Свободненской зон, природно-ресурсной юны 1к*йкало-Лмурской магистрат, 1>айкальской туристско-рекреационной, Бурятской и Забайкапской индустриальных зон, Братско - Усть-Илимской зоны опережающего роста и зоны Лсиско-Ашарского Прибайкалья, а также нладошосток-ской, хабаровской, комсомол1>ской, вашп1ско-советско1аванской и иркугской агломераций.

В связи с недостаточно развитой ссп>ю наземных путей сообщения и значительной y;taicTiiiocTMo от цс1гфа1ыюй части России ноз;1упшый транспорт выполняет исключительно важную роль в социально-экономической жизнедеятельности Дальнего Востока и Байкальского района, территорию которых пересекают несколько международных rpaiicKoirriiiicirnuiMihix авиатрасс, связывающих Северную Америку, Азию и Европу. Аэропортовую есть на Дальнем Востоке и в )>айкапском

Ст. 421


1304 -


№ 4


pci none образуют около 500 аэропортов и посадочных площадок, базовые адропор-ты п столицах субч^ктоп Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Ьай кальского региона. Аэропортовое хозяйство, обе лужи па-Ю1цсс местные Boviynnibic линии, находится в неудовлетворительнее состоянии и нуждается и возрождении.

Развитие инфраструктуры воздушною транспорта будет основано на рсализа-нии концепции формирования и развития национальной опорной аэропортовой сети, состоящей из международных и кнутрироссийских узловых и социально значимых адронорток, что обеспечит связность, единство и безопасность эксплуатации воздушных линий. Адроноргы Ирку1ска. Хабаровска и Влади1мкпхжа буду| развиваться как меЖ/ТУнародныс узловые адроноргы. В качестве BiiyipHpocciiiicKiix узловых адроноргов получат развитие адроноргы Улан-Удэ, Чита, Влаговсщснск, Якутск, Магадан, Мирный, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск Будут реконструированы адроноргы местного значения для повышения транспортной доступности населенных пунктов Дальнею Востока и Байкальскою решона. Будет обеспечено сбалансированное развитие всей инфраструктуры воздушного транспорта, включая системы аэронавигационною и метсорожиического обслуживания полетов ноз;1ушных судов, их тонливообсснечсния, техническою обслуживания и ремонта, системы авиационно-космическою спасания, медицинского обеспечения полетов, инфраструктуры приготовления бортовою питания и неавианионного сервиса в адропортах.

В целях обеспечения доступности iK>j>iyniiiux перевозок будет осуществляться субсидирование за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации авиакомпаний, осуществляющих социально значимые ретинальные и местные перевозки. Будет продолжена практика снижения тарифов для населения на авиа- и железнодорожные поездки в центральную часть страны.

В Дальневосточном бассейне действуют 28 и» 64 российских морских портов. 1х»лее 75 процентов фузооборота выполняю! основные порты, расположенные в Хабаровском и Приморском краях, — Восточный, Находка, Влцдшюсюк, Ванино и Дс-Кастри. Первые 4 порта пходят в десятку самых крупных портов России и являются главными длсмснтами железнодорожно-морских транспортных узлов, обсснсчинаюншх продвижение фузон в таких видах сообщений, как дкенорг, импорт, кабхггаж и международный транзит. Паромная переправа Ванино -Холмск обеспечивае т устойчивую связь острова Сахалин с материком. Болес 90 пропетой грузов, нсрсфужасмых в этих портах, обращается в железнодорожно-морской системе. Стожился дефицит портовых мощностей, орнешироианных на перевалку импортных фу зов (контейнеры и накатные фу зы), который вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных па перевалку экспортных фузов. Портовое хозяйство нуждается п модернизации и развитии мощностей для обеспечения растущих потребностей внешнеторгового оборота России и обеспечения международного транзита.

Значительное развитие получат морские порты Хабаровского и Приморскою краев. Приоритетным будет создание современных мощностей для переработки контейнеров и генеральных фузон, а также высокомеханизированных и автоматизированных комплексов но нсрсрабхггкс массовых навалочных и наливных фу юн. Будуг обеспечены специализация морских портов, создание эшелонированных портов, включающих удаленные железнодорожные у злы и трапсноргно-логистичс-скис комплексы, позволяющие осуществлять более эффективную переработку и распределение генеральных фузов. 11роизводственпые мощности портов вырастут более чем на 200 млн. тонн. Наибольший прирост будет достигнут в отношении мощностей для обработки угля, руды и нефти. Планируется реализовать проекты развития особых экономических зон портовою типа. Увеличение каботажных перевозок потребует реконструкции объектов инфраструктуры в морских портах, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, в первую очередь портов Петропавловск-Камчатский, Mantuan, Анадырь, Нсвск, Бсринговский, Холмск и Нсвсльск. В прибрежных зонах дальневосточных морей будет носсга понле на инфра-струкгура peiударною пассажирской) морского сообщения.

Активизируются работы по созданию современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортному использованию Северной)

Or. 421


1305 -


№4


морской) нуги с модсрни записи портной инфраструктуры и обустройством пунктов пропуска через государственную границу для обеспечения международных ipai icilop'lliых счюбпк*пий.

Основными целями развития Северною морского нуги являются: трансноргнос обеспечение освоения арктических нсфгсга зовых месторождений, в том числе 1нелм|м>вмх, и морского экспорта нефги и газа; обеспечение северной) тавота социально тначнмых фузов; развитие потенциальных крупномаспггабных регионалы1Ых и транзитных перевозок.

Развитие инфраструктуры Северной) морской) нуги будет осуществляться в рамках реализации скоординированных между собой фсж'ральных целевых про |рамм, в частности:

«Развитие зранспоршой ciicivmn России (2010—2015 годы)»;

«Развитие |ражданской морской техники» на 2009—2016 годы;

«Мировой океан» (подпрограмма «Освоение и использование Арктики»). Опорную береговую инфраструктуру северо-восточной части Северного морской) нуги сформируют такие морские норгы, как Хатанга, Тикси, Пенек, Анадырь и 1 (стронавлонск- Камчатский

Внугрснний водный транспорт используется главным обра чом в бассейнах рек Амура и Лены. И о|раниченных маспггабах осуществляются нсрсвожн в бассейнах рек Яны, Индишрки и Колымы, а также ряда малых рек решона. Протяженность ннугренних 1ЮДНЫХ нугей всех категорий, эксплуатируемых на территории решона, превышает 30 тыс. км. 11сдостаточность работ но содержанию водных путей приводит к постоянному ухудшению судоходных условий. В неудовлетворительном состоянии находггся многие объекты инфраструктуры и пиротехнические сооружения. В Амурском бассейне сосредоточены наиболее крупные порт ы — Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный и Поярково. На р. Лене судоходство офаничено коротким периодом навигации (до 130 дней). Самыми крупными портами в этом бассейне являются Осстрово, Якутск, Кирснск, Олекминск. Ханды-га, Черский, 1>елая юра и Зырянка.

Основная роль Biiyipeiiiiero водного гранснорта в данном pel ионе заключается в обеспечении северною завоза фузов, который осущестатяется в портовые пункты бассейна р. Лены.

Па внутреннем водном транспорте будет проведена реконструкция водных путей н улучшение их женлуатанионных параметров, в том числе увеличение протяженности путей с гарантированными габаритами судовых ходов. В перспективе намечено развитие инфраструктуры водных путей дня обеспечения перевозок но меридиональному международному транспортному коридору Бирона — Северный морской путь — р. Лена — железная дорога 1х.'ркакиг — Том мот — Якутск — Байкало-Амурская магистраль ( Транссибирская магистраль). Потребуются перво-очередное развитие и техническое нерсвооружсние с созданием терминальных лошстических комплексов портов Хабаровск, Благовещенск, Поярково, Покровка, Зея, Свободный, Якутск, Осстрово, О.тскмннск, Ленек, Зырянка, Черский, Ье;шя юра и Хандыга, развитие инфраструктуры арктических портов Тикси и Зеленый Мыс. Намекни) строительство устьевых нерструзочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, И|иигнркн и Колымы.

Снятие инфраструк1урных о|раничений и создание транспорто-коммуникационных условий для устойчивого социально-экономического развития, обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности страны являются важнейшими стратешческими приоритетами развития Дальнею Востока и Бай-кальскою региона. Для этого будет обеспечено комплексное и опережающее развитие опорной транспортной сети, формирование международных трансноргных коридоров, развитие коммуникаций в зонах опережающего развития, повышение доступности Д1Я населения трансноргных услуг.

Ратнитис опорной грансноршой сети предусматривает строительство новых и модернизацию действующих участков машстралей, согласованное развитие основных транспортных и лошстических узлов, включая морские порты национального, регионального и местною уровней. Это позволит повысить iimeipaiHiK) Дальнего Востока и 1>айкальского решона в единое экономическое пространство России.

Ст. 421


1306 -


№ 4


Устойчивое и доступное для больпшнсгна населения пассажирское сообщение с центральными районами страны, а также между административными и экономическими Петрами региона повысит качество жн ши и мобильность населения, уровень его интеграции в процессы социального развития страны. 11остспсннмй рост транспортной обеспеченности населенных пунктов глубинных территорий peniona па основе развита местной зранспортной сети, сопряженной с опорной, повысит 11риш1екатслы10стъ этих районов для предпринимателей и инвесторов, создаст условия для развития системы расселения и дополнительные рабочие места.

Ра звитие современных технологии перевозок и инновационных трансиортно-логистических систем значительно сократит сроки доставки ipy зов и снизит транс-поршме издержки, повысит конкурсшоспособность продукции, производимой на территории решона.

Будут обеспечены транспортные подходы к сыр|>евым ресурсам, созданы условия для хозяйственного оазосния новых территорий.

Развитие инфраструктуры на основных направлениях международных транспортных коридоров обеспечит потребности внешней торговли страны и позволит реализовать ее транзитный нозенниал на осноис использования глобальных конкурентных преимуществ. Приоритет этой задачи усиливается прогно зируемым увеличением ншротных 1РУЭОИОТОКОВ, прежде всею контейнерных, в направлении Восток — Запад (Азиатско-Т ихоокеанский регион — Ьврона), когорые будут реализованы с использованием Транссибирской и Байкало-Амурской машетралей. трансконтинентальных авиатрасс и Северною морского пути. Нитрация транс-поршой системы региона в международную транспортную систему будег напрямую зависеть от конкурентоспособности транзитпых сервисов, предоставляемых в российских транспортных коридорах.

К 2025 году будет завершено формирование опорной сети всех видов транспорта на территории экономически освоенной южной части Дальнею Востока и 1х1Йкал1>ского решона, обеспечена ликвидация разры1юв и «узких мест» на транспортной сети.

Па Дальнем Востоке и в Байкальском рсшонс будут созданы условия для itHTcipauuH транспортной системы Российской Федерации в международную транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского решона.

Развитие опорной сети трубопроводного транспорта па территории решона будет связано с ре ал и заимей трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (далее - Восточный нефтепровод) производительностью до 80 млн. тонн нефти в год, нелыо которой является обеспечение формирования новых центров ;юбычи нефти и выхода России на энер1етический рынок Азиатско-Тихоокеанского решона, а также поэтапное развитие на территории решона е;цшой системы газоснабжения России.

Создаваемые трубопроводные мощности полностью обеспечат протезируемый рост нефтедобычи к перс пектин их российских регионах 1$осгочной Сибири и Дальнего Востока, а также позволят минимизировать зависимость экспорта российской нефти от транзита но территории сопредельных государств, повысив роль России в обеспечении мсждунаро;и1ой энер1етической безопасности.

Реализация инвестиционного проекта Восточного нефтепровода в перспективе создаст единую нефтепроводную систему, позволяющую осуществлять оперативное перераспределение экспортных потоков нефти в западном и восточном направлениях в 'зависимости от экономических и политических факторов.

Развитие в ззосточных регионах страны единой системы зазоснабжения позволит повысить устойчивость и надежность энергоснабжения Дальнего Востока и Байкальского решона. а также диверсифицировать направления поставок природного газа из России на экспорт, что особенно актуально с учетом тенденций развития рынка шза в европейских странах и имеющихся транзитных рисков при поставках га за в Западную Ркропу.

Кроме этого, реализация современных инфраструктурных проектов, обеспечивающих возможность транспортировки энергоресурсов от месторождений к потребителям, стимулирует нефтяные компании осваивать известные месторож(еш1Я и оформлять новые лицензионные участки, активизировать работу но поиску новых крупных месторождений, а также способствует развитию инфраструктуры регионов

№ 4    -    1307    -    Ст.    421

прохождения трассы нефтепроводов, iiohuiiiciimio их инвестиционной нриилскн-тсльности.

11ланирустся построить и ввести п эксплуатацию спсцморнсфтепорт Козьмино (11ри морс кий край). Для ;юстаики нсфги и порт Кон.мипо па нервом этапе развития трубонроподпой системы будет построена и нисдсна и эксплуатацию железнодорожная эстакада «Сковородино», мере» которую нланирус1ся окружать до 15 млн. тонн нсфги в год

Таким образом, уже на нервом этапе строительства трубопроводная система Восточного нсфгспронода будет способствовать развитию транс» юртой инфраструктуры <1>слсралм1ого значении регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, особенно железнодорожного транспорта и морских псрсвоюк.

11|х:дуема финается строительство линейной части и нсф|снсрскачинающсй станции па участке Скоиородино — Козьмино общей иротяженност»*) 2100 км, развитие спецморнсфтспорта Козьмино (Восточный нефтепровод-2) и расширение пропускной способности участка Тайшет — Сковородило.

11а 'лом этапе предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию дополнительного количества нефтеперекачивающих станций на участке Тайшет — Козьмино.

В дальнейшем дш увеличения грансноргкромки нсфн< по еистсме Восточного нефтепроводе также 11собхо;шмо обеспечить строитсл1>спю и поел еду кипу к» эксплуатацию дополнитеЛЫ1ЫХ неф|е11срекач11вающ|1х станций.

В нолях обеспечения доставки строительных фуюв и оборудования на период строителтлтва, а также последующей эксплуатации объектов Восточного нефгепро-водз необходимо развивать транспортную и энергетическую инфраструктуру.

Восточный нсф|енровод имеет решающее значение для создания и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и грансноршровки нсфги на псфгсисрсрабитыиаюншс заводи Дан,него Востока с учетом экспорт на рынки Китая и друшх стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие сети трубопровод»юго транспорта на территории решона, сия «итого с завершением строительства Boctomiioi’o |1сф|еироиоде по трассе Тайшет (Иркут -ская область) — Сковородино (Амурская область) — бухт Козьмино (Приморский край), потребует привлечения н oipac.ii. 1<ыи>кок1К1Лифициро|ишных кадров с imjc-пшм и средним спсцпал1>нмм образованием, подготовленных на базе имеюпшхея учебных заведений.

Завершится реал и'зания профаммы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, трапенортпровки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорт »аза на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского решена. Предусмотрено первоочередное создание и развитие »азотран-ciiopi ной системы Сахалин — )6»баронск — Владиносттж, когорая будет объединена с газопроводом из Республики Саха (Якугия). Планируется и(хлро»гп» третью нитку 1азопроно;»а Срсдневилюйскос »а-юко| щс i lean юс месторождение — Мастах — licpic — Якугск, создан, на базе малых нсф|С1а юных месторождений локальные системы 1<1зификлнии на Дальнем Востоке и в Иркутской области. Развитие газотранспортной системы и газоснабжения в западной и южной частях решона будет осуществлено на основе Чаяндинского п Ковыктинского газовых месторождений.

Создание единой системы 1'азоснабжсния России на территории Дальних) Востока и 1>айкал1>ско1Т) решона будет проходить посредством формирования центров газодобычи на острове Сахалин, в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области с перспективой соединения в дальнейшем с Красноярским центром газодобычи и действующей единой системой газоснабжения страны. Создание единой системы 1<гюснабжснин в восточных решонах России станет наряду с Восточным ||сфгс11роио;юм опорным инфраструк1урным мсгаироскгом Дальнего Востх)ка и 1>айка:п>ско1Х) решона.

Решающее значение для формирования современной товаропроводящей сети на территории решона будет иметь создание ннтефированпой сети транспортно-логистических комплексов 11ационалмю1Т) уровня (гг. Йркугск, Хабаровск и Владивосток) и территориального уровня (в первую очередь п . Яку1ск, Магадан, Улан-Удэ, Чита, Комсомольск-на-Амуре. Благовещенск, Поярке во и другие экономиче-

Ст.421    -    1308    -    №4

скис центры). обеспечивающих Предоставление мшрокоп) cncKipa услуг и ускоренное развитие интермодальных перевозок.

Развитие энергетической инфраструктуры федерального значения

I la icppiriopiiii Дальнего Востока и Байклл1>ско1о репюна расположены 13,5 нро-цета энер1сш чески х мощностей России. Генерирующие мощносш распределены но территории ре in он а неравномерно — выделяется Ирку1скля область, на которую приходшея 44 lipoucHia суммарной установленной мощносш электростанций Дачь-нею Востока и Байкальского региона. Доля осгалшых решонов в общем объеме тарирующих мощностей Дальних) Восчхжа и 1кшкальского репюна значитслыю ниже и не нревышасг 9 проце1Г1х>в.

Энергосистемы, расположенные на территории Иркутской области. Республики Бурятия и Забайкальского края, входят в состав объединенной эччерчххччетемы Сибири, которая работает в первой синхронной зоне Идиной энсриггичсской сисгемы России. Энергосистемы, расположенные на территории Амурской обласгн, Хабаровского края, Пирейской автономной области и Приморскою края, а также Южно-Якутский эиергорайон и энергосистемы Республики Саха (Якутия) образуют объединенную энергосистему Востока, которая нс объединена на параллельную рабогу с I диной энср1хгтчсской системой России. Камчазскля, магаданская, чукот-ская и сахалинская энергосистемы, а также Западный и I (енз ральпый энергорайоны якузскои энергосистемы работают иэолированно. Чукозскня и сахалинская эперчх)-системы также нключают ряд энернзрайонов, рабозяюпщх изолированно ;чруч от друча. Кроме того, на территории Дальнего Востока велика доля деччечгчрали юнан-но1х> энергоснабжения.

11росгранстен11ая opiaini шипя oiiepicm'iecKoii ннфрас1рукзуры определяет важные отличительные особенности функционирования энергошки Дальней) Востока и Байкальского региона. В cipyiaype тчерируючцей мощности объединенной энергетической системы Сибири преобладают чичроэлектросганнии Пиковые мощносш гидроэлектростанчщй Сибири используются при речулччроваччии иачрузкн 1 Европейской части Бдиччой эччерчсчичсской системы России

На черри чх)рин объединенной энерчхгпчческой сисгемы Сибири в пределах Байчсичьскочх) региона ччмесчся ряд нерешенных ччроблем, связанных с недосчаточ-ной пронуекччой сччособносчью транзитов вдоль Транссибччрской и Байкало-Амур-ской мапчечралей.

Наччболее крупным энерчхюбъединением Дальних) Востока является объеди-ччеччччая энергетическая еччечема Востока. В счрукч-уре чеччерирующччх мочщчосчей об чагди ценной эччерчетической системы Востока ччреоб.задают тепловые элскгро-станпни. В 'пой системе большая «часть чеччерируючччих мощностей значительно у; чале на от райоччочч, чча которые ччриходятся основные объемы эле ктроччотрсблс 11 ия. 11ри этом ччереток мощности зччачителычо очраничечч из-за ччедостаточччой пропускной способччости межсистемных личчип электропередачи, ограчпччечча пропусктчая способччостч» электрической сети по таким ччапраплечпчям, как Зейская ГЭС — восточная частч» объедиччеччччой эччсргетической системы Востока, хабаровская эччсрчхзсистсма — ччриморская эччергосистема. Приморская ГРЭС — юч Примор|>я. Суп (сетующие сетевые очраничения снижают надежччосчъ элскзроснабжсния ччеко-торых территорий Далч.нечх) Востока — чт. Благовещенска (Амурская область), Хабаровска и Советской Гавани (Хабаровский край), южччых райоччов Приморской) края, включая чт. Владивосток и Находку В обч>сд1пче1чч1ой оперт и ческой системе Восчхжа очраничепа выдача мощносш Ейской 1ЭС, Комсомольских '1ЭЦ-2, '1ЭЦ-3, Хабаровских Г)Ц-1, ЗЭЦ-З и Амурской ТЭЦ-1, а за к же 11срюнфинской ГРЭС. Очранччченччя выдачи мощности элскгросташшй и недостаточная ччроччускная сччособносчь межсистсмных линий элечечроиередачи ччриводяч к эффекту «заччерчых мощностей», снижаючччему зффекгивносчз» работы энергосистемы в целом.

Таким обра юм, в настоящее времзч наличие сетевых очрачччччеччччй и «запирание мощчюспч» в объединеччччой энерчхгпчческой сисчемс Востока является о.инчм из (|кнс1Х)рочч, чче позволяющих усчраччччть дефицит мощносш чча юче Приморского края за счет ччерегоков олскаро оперши из райоччочч, избыточных ччо ол скарн ческой мощ-

1295 -

Or. 421

Опережающее pa ши ше стран Азиатско-Тихсюкеанского региона к сравнении с общемировыми показателями заставляет по-новому B3I .тянуть па месго Дальнего Востока и Iбайкальскою региона и политическом, экономическом и социальном развитии России, на их роль для России с глобальной точки фения в стратегической перспективе.

11роизволителмюсть труда в расчете на одного занятого в экономике Дальнею Востока и Байкальскою решона в 4 раза ниже, чем в Японии, в 6 раз ниже, чем в США, в 2,5 раза ниже, чем в Южной Корее, и в 5 раз ниже, чем в Австралии, а также указанная производительность труда ниже среднероссийской. Потребление первичных тнерюресурсов на территории Дальней) Востока и Байкальского региона на единицу валового репюпалмюго продукта в 2,5 раза выше, чем в среднем но Российской Федерации, электрической оперши — в 1,8 раза, а нсфтссмкости -в 2 раза. Структура тонливно-энерютического баланса крайне неэффективна.

Степень Birieipiipoitainiocni экономики субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байk;lнекого решона, можно охарактеризовать как невысокую. В большей степени интегрированы отдельные южные территории Дальнего Востока и (байкальского репюна, объединенные единой трапешфтной и энерго ги ческой инфрасфукгурой.

11ри этом вклад экономики субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Восюка и Байкальского региона, в экономику Российской Федерации незначителен. В то же время на территории Дальнего Востока и (байкальского решона добыча олова составляет 100 процентов, алмазов — более 98 пронешхш, золота — 67,5 npoiieirra, улов рыбы и добыча моренро;(уктов — 65 процентов общероссийского обьсма.

Ча прошедшие годы сложился наиболее интенсивный но России оггок населения с терри гории Дальнего Востока и 1байкальского решона. Сокращение численности населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе сопровождается его дальнейшей концентрацией в городских населенных пунктах и старением населения. В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского решона демшрафическая ситуация развивается с положительной динамикой — численность населения растет, доля молодого населения нс опускается ниже критического уровня.

Занимая значительную часть терригории Российской Федерации, Дальний Восток и (байкальский регион имеют недостаточно развитую транспортную сеть. Эксплуатационная ;1лина железнодорожных путей общего пользования составляет 13,8 процента эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием — 9,5 процента и протяженность внутренних судоходных путей — 28,7 nponeirra. I Бютность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — в 5,6 раза.

Основными транспортными артериями являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. В настоящее время основная нагрузка в экспортных и транзитных перевозках нриходтся на Транссибирскую машетраль, имеющую пропускную способность до НК) млн. ixHiii в год. Пропускная способность 1байкало-Амурской ма тетра л и составляет 12,5 млн. гони в год и не имеет резервов пропускной способности на нро1ижснии 280 км пути. Износ основных <|юндов железнодорожного транспорта составляет 60 процентов.

Воздушный транспорт имеет особое значение для Дальнего Востока и Байкальского решона как средство обеспечения дальних машетральных пассажирских перевозок и сообщений в регионах. В удаленных труднодоступных районах Крайнего Севера и на Курильских островах он является безальтернативным видом круглогодичного транспорта.

Порш Дальневосточного бассейна обеспечиваю! 17,7 процента фукюбороза морских портов России. Ведущую роль в Дальневосточном бассейне шраюг 3 транспортных утла — Владивостокский, Находкинский и Ванинский.

Трубопроводный транспорт Дальнего Востока и Байкальского решена динамично развивается в рамках единой трубопроводной инфраструктуры России.

№ 4


- 1296 -


Ст. 421


Наиболее пижмой особенностью функциониронанмн олсктро niepicriiKii Дальнею Воем ж л является тсхнолот четкая изолированность ее работы вслсдсгнис нелостаточной сняли с I диной энергосистемой России. Кроме того, электроэнерге-тика Дальнею Востока состоит ил нескольких изолированных друг от друга крупных энсргооб1>сл1111С11нй, большою количества мелких эпергоуэлоп и эпергорайонов, централизованно снабжающих потребителей электроэнергией, а также ил районоп децентрализованного энергоснабжения с небольшими обломами энсргопотрсблс-ния, не имеющих электрических связей с энергосистемой из-за лначигелыюй удаленности от нее. Это приводит к снижению надежности электроснабжения потребителей и необходимости содержания увеличенного по сравнению с другими энергосистемами страны резерва генерирующей мощности, составляющею более 2.1 процентов максимальной нагрузки. Отсутствие полможности выдачи имеющейся в настоящее время избыточной электроэнергии и мощности тепловых электростанций в соседние регионы приводит к недоиспользованию мощности теплоэлектростанций и снижению эффективности их работы.

Одной из важнейших стратегических задач развития электроэнергетики Дальнею Востока является как ее шпхлрания в Цдииую энергосистему России, гак и широкомасштабный выход на элсклроэнсрютическис рынки Азиатско-Тихоокеанскою региона.

Место Дальнею Востока и Байкальского ротона в глобальной экономике невозможно предела вить без учета оценки потенциала, тенденций развития и нолрсбностсй стран Ливиско-Тихооксаиского региона, а также экономики шлущих стран мира. В наслоящсс время резко возросла роль простых ресурсов — земли, воды, дикой природы, а нотснциал простых ресурсов таких бурно ра питающихся елрии Азиалско-'Тихоокеанского региона, как Киган. Индия, Южная Корея и Сишанур мракличеекм исчерпан.

В этих условиях 1ктгенниал минерально-сырьевых ресурсов при наличии эф-фскгииной сфалети их иснольк)1Ш1ия может сть ключевым фпегором изменения геополитического .значения восточной части России.

Конкурентные нренмущсства Дальнего Востока и Байкальского региона

Кон курс! иные преимущества Дальнею Воспжа и Байкальскою региона — это пре ж; 1C всего экопомнко-тсофафическос расположение (в первую очередь кратчай-шие лранснортныс маршруты Восток — Запад) в Азиатско-Тихоокеанском рсшонс, oipoMHbic запасы природных ресурсов (рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические ресурсы, а также тдроэнсртстичсскис, лесные, рекреационные и другие ресурсы), наличие протяженною морскою побережья и внешней ipaiiHUbi как возможности для социально-эко ном и ческою сотрудничества, развитой «базовой» портовой инфрасфукгуры, привлекательных туристических активов, а также близость к крупнейшим мировым туристическим рынкам.

Вызовы и у|розы

Отсутствие четкой государственной стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона создает опасность превращения этой территории только в источник энергоносителей и сырья для стран Азиатско-'Гихооксанского ротона. 11с будет реализован шгюфирующмй нотснциал России в системе экономических и пространственных связей Азии и Бироны.

Реальное противодействие ноле!шпальной yipoic бсюпасносги страны на Дальнем Востоке и в 1>айкальском регионе может оказали лишь особая стралстия комплексною социально-экономического разишия этой территории, ориентированная на ускоренный рост (на инновационной основе) экономического иотсициа-ла этой части страны, на реализацию интересов России в Азиатско-Тихоокеанском ретоне, а также закрепление населения путем <|к)рмироиа1шя ком((юрпюй среды оби тания и оптимизацию системы расселения.

SC3NM

- 1297 -

Ст. 421

Глобальный экономический контекст экономической) и геополитического прорыва России в Азиатско-Тихоокеанском регионе предполагает в долгосрочной перспективе особые характеристики развития Дальнею Востока и 1>айкал1>ско1о региона.

Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономическою потенциала Дальней) Востока и Байкальскою района, являются их экономическая и инфраструктурная и юля ни я от остальной части России и наиболее ралвитых российских рынков, пилкам внутренняя транспортная спяль территории при ее (нромных размерах, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, специфичность условий ведения сельского хозяйства, высокая затратность, дотаци-онность и сезошюсть обеспечения лапола грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока.

К числу сдерживающих развитие luiyipeiiniix факторов также относятся высокая составляющая транспортных затрат при перевозке футов и пассажиров меж.ту дальневосточными регионами и остальной частью России, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. 11ералпитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным о|раничитслсм осуществления любых видов дея-тслмюсги на Дальнем Востоке и в 1»айкальском ра йоне, причиной нилкой конкурентоспособности произведенных н|юдукции, товаров и услуг.

В этой свяли в составе основных мероприятий, рсалилания которых повысит конкурентоснособность любых видов деятельности, даст возможность развилия 'х|к1>ективпой экономики и создания комфорлпых условий н|юживания на Дальнем Востоке и в 1>айкальском регионе, необходимо рассматривал»:

инвестиционные нршраммы в сфере элеклроэнертпки Дальнего Востока, направленные на повышение надежности электроснабжения, устранение «узких мест* в технологических цепочках, развитие электросетевого хозяйства, создание новых leiicpupyKHiuix мощностей, обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат на производство электро- и тенлоэнергии, снижение потерь электро- и тенлоэнергии;

инвестиционные программы в сфере развития транспортной инфраструктуры, направленные на повышение транспортной доступности, пропускной способности 1>айкало-Лмурской и Транссибирской машегралей, повышение качества лранснорг-но-логнстических услуг и ишеграцию в международные гранспортно-ж)1истиче-ские системы.

Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при нилкой степени переработки природных ресурсов, — еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Дальнего Востока и Байкальского района. В различных частях этой лерритории наблюдается также большой разрыв меж>ДУ условиями для ведения экономической деятельности и условиями жизни населения, низкое качество социальной инфраструктуры, низкий уровень жизни и, как следствие, отсутствие комфортных условий проживания в городах и поселках, не имеющих эффективных |ракюбразующих производств.

11ри этом необходимо учитывал» риски и ограничения экономического роста, связанные с опасностью зафязнсния окружающей среды со стороны ресурсных секторов и разрушения природных экосистем в зонах повышенной концентрации экономической активности, а также с изменением климата на территории Дальнего Востока и 1>айкальского района.

Смещение вектора политических и экономических интересов России на восток может принести oipoMiiuc экономические и геополитические выгоды, основные из которых:

обеспечение гсотрафичсской диверсификации рынков сбыла основных бюджетообразующих отраслей экономики Российской Федерации;

предотвращение угрозы снижения экономического и политического государственного влияния на территории Дальнего Востока и Байкал1»ского региона;

предотвращение у!розы дальнейшего оттока населения с Дальних) Востока н из 1я1Йкал1»ского региона;

6 1т. «17

Or. 421    -    1298 -    №    4

предотвращение у i розы переориентации международных i ран зитных грузопотоков в обход России;

предотвращение yipoiu переориентации в другие страны производств глубокой переработки добываемых сырьевых ресурсов, н также предприятий, выпускающих продукцию, товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.

Важность сформулированных угроз предопределяет необходимость iipeapaiiie-ния Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского pei иона на период до 2025 года в общенапио11алыу1о ирхирамму ;юсгижсния долгосрочных crparei и веских целей.

I (ели и задачи Стратегии

Стратега ческой целью развития Дальнею Востока и Вайкальскоп> решона является реализация 1еонолитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском решоне за счет формирования развитой экономики и ком<|м>ршой среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее но сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, и решить ряд задач, нер1юочерс;щыми из которых являются:

создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкал!>ского репюиа, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субтектоп Российской Федерации и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний;

формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;

снижение 6api>epon для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Вайкальского репюиа с остальными репюнами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем <|юрмирова1шя нормативной правовой базы, онреле.ляющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;

<|юрмированис численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед решоном, повышение качества человеческого кантала;

сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнею Востока Российской Федерации (далее — коренные малочисленные народы Севера).

Сценарий развития

Базовый сценарий разви тия Дальнею Востока и Байкальского региона увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного сшшально-экшюмичс-ского ра звития Российской Федерации на период до 2020 года и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики регионов, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов про;(укции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

11реднолап1стся снятие озраничений инерционною развития за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, включая ссльскохозяй-

1299 -

Ст. 421

ствсннмй, рыбохозяйственный и лесопромышленный комплексы, электрон iepiv-тику и транспорт. Развитие действующих и формирование новых производств, а также масштабное применение инновационных технологий будут способствовать качественным изменениям в структуре экономики. Реализация экономическою потенциала зон опережающею роста и формирование комфортных условий жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского репюна i ipeдуема три ваез:

модернизацию социальной ин<1>раструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечииаюн(ую формирование комфортных условий жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных о1раничений ра ши ши экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;

масштабное технологическое обновление и модернизацию производств; развитие новых секторов экономики, обеснечиш)ющнх глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с ихярафи-чсским положением и природными ресурсами восточных pcinoiiou;

ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту нрав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества пюуларсгвенных услуг, разви тие государственно-частного партнерства;

развитие предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов развития (космическая сфера, авиа- и верго-летосгроение, судостроение, инновационные проекты в области энер1стики) и занявших свою нишу на российском товарном рынке благодаря применению «двой11ых icxiЮЛОП1 й»;

создание и разви тие деятельности локальных инновационно-производственных петров и технопарков, ориентированных на создание новых продуктов, а также образовательных и научных центров с технологическими и маркетинговыми исследованиями по пеночке «идем — технология — товар — уснут*.

Реализации базового сценария развития обеспечит рост валового репшналмтого продукта субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальней) Востока и 1>айкальского репюна, более высокими темпами но сравнению с другими регионами Российской Федерации. Мри этом с 2011 по 2025 год темпы роста валовою регионального продукта субз^ктоп Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского репюна, превысят земпы роста валового внутреннего продукта и целом по Российской Федерации более чем на 0,5 iipoueinnoro пункт в год. Осуществление базового сценария приведет к значительному повышению уровня жизни населения Дальнего Востока и Байкальского репюна. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится с 24,5 процент до 9,6 пропета.

В период 2009—2025 годов в соответствии с прогнозируемым изменением социально-экономического развития Дальнего Востока и Бай кипа: коп» репюна выделяются 3 папа экономической) разни гая.

Первый этап (2009—2015 года) предусматривает:

превышение темпов рост инвестиций но сравнению со среднероссийскими темпами роста;

внедрение энсргорссурсосбсрсчающих технологий; незначительное повышение занятости населения;

начало реализации новых инфраструктурных проектов, а закже проектов в облает промышленности и сельского хозяйства в зонах опережающего экономической) рост, что способствует росту инвестиций в экономику и ((юрмнрованию новых центров решонального развития.

Вместе с тем социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского репюна будет испытывать воздействие определенных сдсржипающих факторов, главными из которых являются недостаточность транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры и высокие коньюикгурные риски в слабо диверсифицированной экономике.

Ст. 421


1300 -


№ 4


Второй лап (2016— 2020 годы) предусматривает:

осуществление крупномасштабных проектов в энергетике, в том числе связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций и обеспечивающих преодоление сложившихся И1|фрасфук'|урных барьеров;

увеличение потенциала транспорта, расширение транзитных пассажиро- и фуюнотоков, шкершсние создания опорной транспортной сети, включая сен» автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов;

рост;юли экспорта продукции глубокой переработки добываемою сыр|»я.

Одновременно на этом этапе будут проявляп>ся негативные тенденции, среди которых следует выделить замедление темпов рост инисстний но сравнению с периодом 2009—2015 тдов.

Третий этап (2021—2025 годы) предусматривает:

социально-экономическое развитие Дальнего Востока и 1>айкалькою региона, связанное с закрепленнем лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и значительно возросшей нитрацией Дальнею Востока и Байкал го кого ре шона в мировое экономическое пространство;

развитие инновационной экономики, участие в международном разделении -труда, реализующем конкурентный потенциал Дальнею Втхгтока и (байкальскою pci иона к сферах высоких технолошй, экономики, основанной на знаниях, энергетики и транспорта;

реализацию крупномасштабных проектов по добыче, переработке и поставке углеводородною топлива;

завершение реализации крунномаенпабных проекта в области oncpiVTHKii и транспорта;

расширение передовых позиций российской науки но приоритетным направлениям научных исследований;

ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции в сферах образования и здравоохранения с постепенным повышением государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня, сопоставимого с уровнем развитых стран.

Сдерживаюнще факторы, кошрыс проявят себя на этом этапе, будут связаны с ограничением возможностей увеличения добычи сырья и экспорта энергии, растущими затратами па решение задач охраны окружающей среды.

Механизмы и инструменты реализации Стратеши

Условием успешной реализации настоящей Crpaivnni являемся комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах 1т)сударсткснно-часп1ого партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов, в первую очередь на территории опережающего экономического роста.

На нервом этане системным условием обеспечения динамичного, опережающею развития Дальнею Востока и Байкальского региона является обязательное и значительное участие государства в решении социальных проблем и устранении инфраструктур! 1ых офаничепий экономическою роста.

В соответствии с этапами реализации настоящей Стратеши должны быть определены направления деятельности федеральных оршнов исполнительной тает и ортнон исполнительной власти субьскгов Российской Федерации, которые планируется офазить в плане мероприятий но реализации настоящей Стратеши.

I кобходимо формирование системы таких документов стратегического планирования, как федеральные трас левые стратегии развития, стратегии социально-экономическою развития субъсктон Российской Федерации и муниципальных образований, документы территориального планирования всех уровней, а также стратегические нрофаммм крупных компаний.

Такие стратегические ориентиры развития Дальнего Востока и (байкальского региона должны опираться на реализацию комплекса мер государственной нод-держкн, включая создание сисгемы специальных преференций и стимулов для Дальнего Восгока и 1байкал!>ского региона, обсспсчиваюнщх благоприятные уело-

№4    -    1301    -    Ст.421

имя для ускоренною развития экономики и социальной сферы, закрепления и нришка трудоспособного населения.

В гггой сняли требуется форм пропан не нормативной правовой балы, определяющей особые услокия ценовой, тарифной, таможенной, налогокой (в гом числе путем увеличении pel ионалмюй части отдельных налоюи) и фнпансово-бюджслпой политики, коюрая обеспечивает экономический рост, конкурентоспособность продукции. товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией, снижение бар 1сров для экономической и социальной иитарации территории Дальнею Востока и 1>айкальского региона с остальными регионами России.

Одним из важнейших инструментов реализации настоящей Стратегии является федеральная целевая нро1рамма «Экономическое и социальное развитие Даты к* го Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Кроме того, к реализации отдельных значимых инвестиционных проектов будут привлечены средства Инвестиционною фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании и федеральных целевых программ, применены инструменты льготною кредитования и субсидирования процентной славки но кредитам.

11оддержка государством развития ключевых для Дальнего Востока и Iбайкальскою региона ограслей экономики будет оказываться при условии, что иреднриягия указанных отраслей осуществляют мо;|ернизацию производственных мощностей с применением конкурентоспособных технологий и оборудовании На Дальнем Восюке и в 1>айкальском peiионе будет осуществляться стимулирование передачи технолошй как основы развития инновационного сектора в экономике.

Предусмотрено определение комплекса мер по закреплению трудоспособною населения на территории Дальнего Восгока и Байкальскою решена и привлечению в эги pei ионы высококвалифицированных кад|юв, включая улучшение социальной ннфраелруктуры, развитие и повышение надежносги инженерных сисгем населенных пунктов, совершенспювание системы шрантий и компенсаций для граждан, проживающих в районах Крайней) Севера, пенсионною обеспечения ipa^ciaii, развитие профессиональною образования.

II. Состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной и социальной инфраструктуры федерального значения

Развитие трансноршой инфраструктуры федерального значения

Разните Дальнею Восгока и Байкальского региона зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с oipoMiioii территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения. Трапс-иоргные коммуникации объединяют Дальний Восток и Байкальский регион с другими районами страны, что являсгся необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евро-азиат скис транспортные коридоры — Транссибирская машеграль, «Приморье-1», «Приморье-2», Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанскою региона.

По сравнению с другими территориями России транспортная инфраструктура Дальнею Востока и 1>айкал1>скою ре шона развита слабо. Гак, плотность железных дорог на этой территории в 3,6 раза ниже, чем в среднем но России, а в Чукотском автономном округе. Камчатском крас и в Мапщанской облает железные ;юрош отсутствуют. Основные транспортные артерии Дальнею Востока и 1>айкальского региона — Транссибирская и 1>айкало-Амурская машегралн требуют усиления, поскольку уже после 2010 года до 90 процентов их направлений будет работать с критическим уровнем зафузки, пределе всего на подходах к портам, крупным промышленным районам и новым месторождениям.

11рсднола1ас гея обеспечи ть опережающее разви тие опорной транспортной сети на территории нового освоения Дальнего Восгока и Байкальского района, в том числе в северо-восточной част Дальнего Востока.

Ст. 421


1302 -


№ 4


В е<|>ере желе (подорожном) транспорта получит ра житие Транссибирская магистраль, играющая ключевую роль в доставке продукции Дальнего Востока и Байкалдекого региона на российские рынки и рынки стран Азиатско-Тихоокеан-ского региона, ра житии тран игга экспортно-импортных футов и международного транзита грузов, прежде всего контейнерных, в сообщении сдран Азиатско-Тихоокеанского региона и Гироны. Для обеспечения пассажирского движения и пропуска футовых поездов повышенного веса будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через р. Амур и реконструирован тоннель под р. Амур у г. Хабаровска. Эго позволит увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали, повысить скорость и бетопасность движения поездов. Для снятия ограничений движения поездов будет тавершсиа реконструкция J Iarap-Аульского, Кипарисовского. Владивостокского и Облучснского тоннелей, мостов через реки '*сю и Ьурсю и моста на участке Угловая — Находка Для устранения «узких мест» намечено усиление пропускной и перерабатывающей способности станций Тайшет, Иркутск и Сковородино, iipe;iycMoipcna рсконсфукция устройств жпросиабжс-иия на Транссибирской машефали (участки Петровский Завод — Иркутск, Черем-хово — Тулун, Угольная — Владивосток, Угольная — Уссурийск, Сибирцстю — Вя к.-мекая, Хабаровск — Волочаевка — 1>ироби;|жан, Известковая — Архара, Белогорск — Запитая, 1>елогорск - Итаговсщспск), будут построены обходы Иркутского и Читинского транспортных уиов, а также технологические желе(подорожные линии Могэон — Новый Уоян, Повочу1уевка — Рудная Пристань — бухта Ольга, Углегорск — Смирных. Кроме того, железнодорожная есть дополнится фузообра-зующимм линиями Шимановская — Гарь — Фсвральск, Нарын — Лугокан, Нриар-■унск — Березовский горно-ззбот'ительный комбинат. До 2010 года планируется реконструкция железнодорожной линии Смоляпиноио — Петровка — Большой Камень.

Для освоении перспективных внешнеторговых перевозок получат развитие тираничные стаи пик Гродсково и Хасан, бу,зуг обустроены пункты пропуска 11 ижнслспинское — Гуназян и Благовещенск — Хэйхэ.

Дальнейшее развитие получит Байкало-Амурская магистраль, что позволит поддержать перспективные фуэонотоки с вновь ос1заиваемых крупных месторождений минсралыюго сырья и иредприягий но их переработке, а также угля к Цент-ральную Россию и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В соответствии с парашиванисм объема фузопотоков пропускная способиосзт» Байкало-Амурской магистрали в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань будет доведена до 80—100 млн. тонн к 2025 году. Частыми инвесторами будут построены новые морские нсрсфузочныс комплексы в этих портах. 1&ЖНСЙШИМ инвестиционным проектом является модернизация линии Комсомольск-на-Амурс — Советская IГавань (500 км) с рекоиезрукцией участка Оунэ — Высокогорная. Для увеличения пропускной и перерлбазивлющей способности будет проведена модарнизация технических устройств станций Братск, Усть-Илимск, Комсо-мольск-Сортировочный, Комсомолок-Грузовой, Новый Ургал и Тында. На участках тепловой тяги будет осуществлен переход па электрическую тягу.

Планируется завершить реконструкцию Сахалинской железной дороги с переводом ее на общссстсвую колею 1520 мм, построить новые стразсшчсскис железнодорожные линии Сслихин — Cepi севка и Сукнай — Самарш, а также ряд фузооб-разующих линий.

Для обеспечения потребностей населения в перевозках и pocia транспортом доступности намечено строительство социально значимых линий Тыгда — !к*я и Селихип — Ныш, предусмотрена организация скоростного движения (140—160 км в час) па направлениях Уссурийск — Владивосток и Владивосток — Хабаровск.

Предполагается заверши ть строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через р. Лену. Эго даст новый импульс развитию Цетральной Якутии, а с учетом строительства фузообразующих железнодорожных линий (Улак — Эльга, Хани — Олекмипск и ряда .других) — и Южной Якуши.

С целью обеспечения круглогодичного сообщения с северо-восточной частью Якутии и Магаданской областью и выхода этих районов па общероссийскую сеть железных дорог будут осуществлены работы но строительству железнодорожной