Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

277 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать вместо Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года

Оглавление

I. Цели и задачи Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года

II. Современное состояние электроэнергетики

III. Сценарные условия развития электроэнергетики

IV. Развитие электроэнергетики до 2035 года

Приложение № 1. Долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность в Российской Федерации до 2035 года (базовый вариант)

Приложение № 2. Долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность в Российской Федерации до 2035 года (минимальный вариант)

Приложение № 3. Прогноз экспорта и импорта электрической энергии и мощности (базовый вариант)

Приложение № 4. Прогноз экспорта и импорта электрической энергии и мощности (минимальный вариант)

Приложение № 5. Перечень атомных электростанций, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (базовый вариант)

Приложение № 6. Перечень атомных электростанций, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (минимальный вариант)

Приложение № 7. Перечень гидравлических электростанций установленной мощностью 100 МВт и выше, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (базовый вариант)

Приложение № 8. Перечень гидравлических электростанций установленной мощностью 100 МВт и выше, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (минимальный вариант)

Приложение № 9. Перечень тепловых электростанций установленной мощностью 500 МВт и выше, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (базовый вариант)

Приложение № 10. Перечень тепловых электростанций установленной мощностью 500 МВт и выше, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (минимальный вариант)

Приложение № 11. Баланс мощности зоны централизованного электроснабжения России, Единой энергетической системы России и объединенных энергетических систем до 2035 года (базовый вариант)

Приложение № 12. Баланс мощности зоны централизованного электроснабжения России, Единой энергетической системы России и объединенных энергетических систем до 2035 года (минимальный вариант)

Приложение № 13. Баланс электрической энергии зоны централизованного электроснабжения России, Единой энергетической системы России и объединенных энергетических систем до 2035 года (базовый вариант)

Приложение № 14. Баланс электрической энергии зоны централизованного электроснабжения России, Единой энергетической системы России и объединенных энергетических систем до 2035 года (минимальный вариант)

Приложение № 15. Перечень действующих и планируемых к сооружению объектов электрических сетей класса напряжения 330 кВ и выше, а также основных линий электропередачи 220 кВ

Приложение № 16. Потребность в топливе тепловых электростанций централизованной зоны электроснабжения России (базовый вариант)

Приложение № 17. Потребность в топливе тепловых электростанций централизованной зоны электроснабжения России (минимальный вариант)

 
Дата введения09.06.2017
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.06.2017УтвержденПравительство Российской Федерации1209-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 19.06.2017 г. Номер опубликования: 0001201706190028
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 июня 2017 г. № 1209-р

МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (далее - Генеральная схема).

2.    Минэнерго России:

учитывать положения Генеральной схемы при разработке схемы и программы развития Единой энергетической системы России;

осуществлять мониторинг реализации Генеральной схемы и представлять ежегодно, начиная с 2018 года, в I квартале, в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад;

внести в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2016 г. № 1634-р.

3.    Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. №215-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 11, ст. 1038).

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № 1209-р

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА размещения объектов электроэнергетики до 2035 года

I. Цели и задачи Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (далее - Генеральная схема) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. №823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики".

Целями Генеральной схемы являются:

формирование структуры генерирующих мощностей и объектов электросетевого хозяйства для обеспечения перспективного баланса производства и потребления электрической энергии и мощности в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

предотвращение прогнозируемых дефицитов электрической энергии и мощности наиболее эффективными способами с учетом прогнозируемых режимов работы энергетических систем, необходимого технологического резерва и основных технологических ограничений;

определение основных направлений размещения линий электропередачи и подстанций, относимых к межсистемным связям и необходимых для обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии и мощности по объединенным энергетическим системам, а также для обеспечения нормального электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России и выдачи мощности новых электрических станций, установленная мощность

10

РусГидро” и публичного акционерного общества "РАО Энергетические системы Востока";

прогноза централизованного потребления тепловой энергии и экономически обоснованных масштабов развития теплоэлектроцентралей;

технико-экономических показателей электростанций различных типов;

прогнозируемой динамики цен на топливо и их территориальной дифференциации;

прогнозируемых режимов потребления электрической энергии и графиков потребления мощности.

Основным направлением развития атомных электростанций является внедрение энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-ТОИ, также планируется сооружение инновационного энергоблока с реактором типа Б11-1200 на Белоярской атомной электростанции и энергоблока БРЕСТ-300 на Северской атомной электростанции. Ввод в эксплуатацию энергоблока БРЕСТ-300 на Северской атомной электростанции не учитывается в балансах электрической энергии и мощности.

Объем вводов в эксплуатацию новых энергоблоков атомных электростанций до 2035 года прогнозируется на уровне: при реализации базового варианта - 21,4 млн. кВт; при реализации минимального варианта - 17,7 млн. кВт.

Перечень атомных электростанций, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (базовый вариант), приведен в приложении № 5.

Перечень атомных электростанций, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (минимальный вариант), приведен в приложении № 6.

Объем вводов в эксплуатацию новых    гидравлических

электростанций до 2035 года прогнозируется на уровне: при реализации базового варианта - 3,1 млн. кВт; при реализации минимального варианта - 2,6 млн. кВт.

Перечень гидравлических электростанций    установленной

мощностью 100 МВт и выше, действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (базовый вариант), приведен в приложении № 7.

Перечень гидравлических электростанций    установленной

мощностью 100 МВт и выше, действующих и планируемых к сооружению.

11

расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (минимальный вариант), приведен в приложении № 8.

При техническом перевооружении и строительстве новых тепловых электростанций рекомендуется использование:

современных высокотемпературных газотурбинных и парогазовых установок;

паротурбинных блоков ульграсверхкритических параметров на угольном топливе.

Объем вводов в эксплуатацию генерирующего оборудования тепловых электростанций до 2035 года может составить:

при реализации базового варианта - 59,5 млн. кВт (включая 49,7 млн. кВт на газе и 9,6 млн. кВт на угле), из них 28,8 млн. кВт на конденсационных электростанциях и 30,7 млн. кВт на теплоэлектроцентралях;

при реализации минимального варианта -    51,4 млн. кВт

(включая 44,3 млн. кВт на газе и 7 млн. кВт на угле), из них 23 млн. кВт на конденсационных электростанциях и 28,4 млн. кВт на теплоэлектроцентралях.

Перечень тепловых электростанций установленной мощностью 500 МВт    и    выше,    действующих и    планируемых к    сооружению,

расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (базовый вариант), приведен в приложении № 9.

Перечень тепловых электростанций установленной мощностью 500 МВт    и    выше,    действующих и    планируемых к    сооружению,

расширению, модернизации и выводу из эксплуатации (минимальный вариант), приведен в приложении X® 10.

Объем    вводов    в эксплуатацию    генерирующего    оборудования,

функционирующего на основе возобновляемых источников энергии, соответствует заключенным договорам на предоставление мощности объектами генерации, функционирующими на основе возобновляемых источников энергии, и составляет 1,8 млн. кВт.

Дополнительно рассмотрен сценарий увеличения установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, до 11,6 млн. кВт к 2035 году.

Общий объем вводов в эксплуатацию генерирующего оборудования до 2035    года может составить при    реализации базового варианта

85,9 млн. кВт, при реализации минимального варианта - 73,5 млн. кВт.

12

Суммарная установленная мощность электростанций зоны централизованного электроснабжения России с учетом прогнозируемой динамики установленной мощности действующих электростанций и указанных объемов ввода в эксплуатацию нового генерирующего оборудования к 2035 году составит при реализации базового варианта 264,1 млн. кВт, при реализации минимального варианта - 251,7 млн. кВт.

При росте    спроса    на    мощность    в    зоне централизованного

электроснабжения России к 2035 году по базовому варианту в объеме

44.9    млн. кВт по сравнению с фактическим уровнем 2015 года прирост суммарной установленной мощности электростанций составит

20.9    млн. кВт за счет сокращения до 1,2 млн. кВт к 2035 году избытков мощности, превышающих нормативный резерв.

При росте    спроса    на    мощность    в    зоне централизованного

электроснабжения    России    к    2035 году    по    минимальному варианту

в объеме 35,5 млн. кВт по сравнению с фактическим уровнем 2015 года прирост суммарной установленной мощности электростанций составит 8,5 млн. кВт за счет сокращения до 1,9 млн. кВт к 2035 году избытков мощности, превышающих нормативный резерв.

С учетом указанных объемов ввода    в эксплуатацию нового

генерирующего оборудования структура установленной мощности зоны централизованного электроснабжения России до 2035 года в целом сохранится. При незначительном снижении доли тепловых электростанций (с 67,6 процента в 2015 году до 65 процентов в 2035 году) в структуре установленной мощности увеличится доля атомных электростанций.

Баланс    мощности    зоны    централизованного    электроснабжения

России,    Единой энергетической    системы    России и    объединенных

энергетических систем до 2035    года (базовый вариант) приведен в

приложении №11.

Баланс    мощности    зоны    централизованного    электроснабжения

России,    Единой энергетической    системы    России и    объединенных

энергетических систем до 2035 года (минимальный вариант) приведен в приложении № 12.

В    результате сокращения    избытков    мощности    к 2035 году

планируется    увеличение    числа    часов использования установленной

мощности тепловых электростанций до 5500 часов для конденсационных электростанций и до 5000 - 5050 часов для теплоэлектроцентралей.

Баланс    электрической    энергии зоны    централизованного

электроснабжения России, Единой энергетической системы России и

13

объединенных энергетических систем до 2035 года (базовый вариант) приведен в приложении № 13.

Баланс электрической энергии зоны централизованного электроснабжения России, Единой энергетической системы России и объединенных энергетических систем до 2035 года (минимальный вариант) приведен в приложении № 14.

Увеличение установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, к 2035 году до 11,6 млн. кВт отрицательно отразится на загрузке тепловых электростанций. Число часов использования установленной мощности тепловых электростанций к 2035 году составит приблизительно 5100 часов.

Оптимальное размещение новых электростанций позволит избежать больших капитальных вложений в объекты электрической сети. Строительство новых объектов электрической сети предусматривается в целях:

выдачи мощности новых электростанций и при необходимости усиления выдачи мощности существующих электростанций;

обеспечения прироста потребления электрической энергии и мощности по субъектам Российской Федерации и отдельным крупным потребителям;

резервирования    межсистемных транзитов,    проходящих

по территории сопредельных государств.

Совокупный объем ввода в эксплуатацию новых объектов электрических сетей до 2035 года составит:

при реализации    базового    варианта -    19,7    тыс. км линий

электропередачи и 59,9 тыс. MBA трансформаторной мощности, из них соответственно 5,1 тыс.    км линий    электропередачи    и    8,5 тыс. MBA

трансформаторной мощности для выдачи мощности электростанций;

при реализации минимального варианта -    18 тыс. км линий

электропередачи и 59,9 тыс. MBA трансформаторной мощности, из них соответственно 3,5 тыс.    км линий    электропередачи    и    8,5 тыс. MBA

трансформаторной мощности для выдачи мощности электростанций.

Перечень действующих и планируемых к сооружению объектов электрических сетей класса напряжения 330 кВ и выше, а также основных линий электропередачи 220 кВ приведен в приложении № 15.

Реализация мероприятий по развитию генерирующих мощностей и электрических сетей позволит обеспечить надежное функционирование

14

энергетических систем с учетом прогнозируемого роста спроса на электрическую энергию и мощность.

Параметры реализации мероприятий по сооружению и расширению электростанций и объектов электрических сетей (сроки ввода, величина установленной мощности) подлежат уточнению в рамках разработки схемы и программы развития Единой энергетической системы России на соответствующий период с учетом доступных инвестиционных ресурсов, тарифных (ценовых) ограничений, а также с учетом изменения параметров спроса и развития новых технологий.

Потребность тепловых электростанций централизованной зоны электроснабжения России в топливе к 2035 году составит:

при реализации базового варианта - 339 млн. тонн условного топлива;

при реализации минимального варианта - 327 млн. тонн условного топлива.

К 2035 году планируется незначительное увеличение доли угля (с 25 процентов в 2015 году до 25,7 - 25,8 процента к 2035 году) при сохранении доли газа в структуре используемого топлива на уровне 70,8 - 70,9 процента к 2035 году.

Потребность в топливе тепловых электростанций централизованной зоны электроснабжения России (базовый вариант) приведена в приложении № 16.

Потребность в топливе тепловых электростанций централизованной зоны электроснабжения России (минимальный вариант) приведена в приложении № 17.

Объемы валовых выбросов вредных веществ и парниковых газов в атмосферу от тепловых электростанций зоны централизованного электроснабжения России к 2035 году составят:

при реализации базового варианта - 2,6 млн. тонн в год вредных веществ и 580 млн. тонн в год парниковых газов;

при реализации минимального варианта - 2,5 млн. тонн в год вредных веществ и 560 млн. тонн в год парниковых газов.

Объемы валовых выбросов вредных веществ к 2035 году могут увеличиться на 5,9 процента при росте производства электрической энергии тепловыми электростанциями на 31,8 процента. Значительно более низкие темпы роста выбросов вредных веществ по сравнению с темпами роста производства электрической энергии обусловлены следующими основными факторами:

15

повышение эффективности использования топлива, прежде всего за счет ввода большого числа парогазовых установок с высоким коэффициентом полезного действия;

увеличение доли атомных электростанций в структуре генерирующих мощностей к 2035 году.

Совокупный объем инвестиций в отрасль до 2035 года (в прогнозных ценах) прогнозируется на уровне:

при реализации базового варианта до 12,9 трлн, рублей, из них 12,1 трлн, рублей на объекты генерации и 0,8 трлн, рублей на объекты электрической сети;

при реализации минимального варианта до 11,1 трлн, рублей, из них 10,3 трлн. руб. на объекты генерации и 0,8 трлн, рублей на объекты электрической сети.

которых составляет 1000 МВт и выше, либо увеличения выдачи мощности существующих электрических станций, установленная мощность которых составляет 500 МВт и выше.

Для достижения целей Генеральной схемы необходимо решение следующих задач:

анализ современного состояния электроэнергетики и существующей структуры объектов генерации и электросетевого хозяйства;

разработка научно обоснованных предложений по оптимальной (рациональной) структуре генерирующих мощностей;

разработка научно обоснованных предложений по объемам вывода из эксплуатации генерирующего оборудования, модернизации оборудования или замещению новым оборудованием действующих генерирующих мощностей;

разработка предложений по составу электростанций, включая их характеристики и район размещения;

разработка перспективных балансов мощности и электрической энергии в Единой энергетической системе России, объединенных энергетических системах и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах до 2035 года; прогноз спроса на топливо;

разработка предложений по развитию основной электрической сети Единой энергетической системы России напряжением 330 кВ и выше. Генеральная схема разработана с учетом:

проекта энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года (в части электроэнергетики);

перспективных планов генерирующих компаний по вводу и выводу из эксплуатации генерирующего оборудования на долгосрочную перспективу;

данных о планах по строительству объектов электроэнергетики, в том числе о перечне, сроках, местах расположения, вводимой мощности, виде используемого топлива, включенных в федеральные целевые и федеральные адресные целевые программы, программу деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период, а также аналогичных данных о планах по строительству объектов электроэнергетики, строительство которых предполагается осуществлять за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

3

предложений системного оператора о перечне и размещении объектов электроэнергетики, в том числе о перечне и размещении объектов, необходимых для достижения технологической сбалансированности и допустимости перспективных режимов работы Единой энергетической системы России и учитывающих технологические ограничения перетока электрической энергии, а также данных о функционировании Единой энергетической системы России в предшествующем периоде;

предложений субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах о перечне генерирующих и сетевых объектов и об их размещении на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;

предложений публичного акционерного общества "Российские сети" о планируемых к реализации и реализуемых проектах по развитию единой национальной электрической сети, а также данных о ее функционировании в предшествующий период;

предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о перечне объектов электроэнергетики и об их размещении на территории субъектов Российской Федерации;

схем и программ развития железнодорожного транспорта общего пользования и Единой системы газоснабжения;

информации, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потребителями электрической энергии, о планируемых инвестиционных проектах на территории субъектов Российской Федерации, в том числе о перечне объектов, строительство которых предполагается осуществлять на территории субъекта Российской Федерации, об их присоединяемой мощности, о сроках ввода в эксплуатацию и местах расположения;

информации о прогнозе потребления электрической энергии и мощности крупных энергоемких потребителей электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт и энергопринимающие установки которых влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы;

информации о планах международного сотрудничества в сфере экспорта (импорта) электрической энергии, представляемой субъектами электроэнергетики;

4

статистической информации о фактических балансах производства и потребления по объединенным энергетическим системам;

требований к обеспечению надежного и безопасного функционирования электроэнергетических систем, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Генеральная схема содержит;

долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность;

перспективные балансы мощности и электрической энергии с указанием рекомендуемой структуры генерирующих мощностей и прогнозируемых объемов экспорта (импорта) мощности и электрической энергии;

информацию о действующих и планируемых к сооружению, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации атомных электростанциях, тепловых электростанциях, установленная мощность которых превышает 500 МВт, и гидравлических электростанциях, установленная мощность которых превышает 100 МВт, в том числе о месте расположения, количестве и типе блоков, виде используемого топлива;

информацию о действующих и планируемых к сооружению линиях электропередачи и подстанциях, класс напряжения которых равен или превышает 330 кВ, а также об основных линиях электропередачи 220 кВ, относимых к межсистемным связям, необходимых для обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии и мощности по объединенным энергетическим системам, нормального электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России и выдачи мощности электрических станций, установленная мощность которых превышает 500 МВт, обеспечивающих ликвидацию технологических ограничений перетока электрической энергии в отдельных частях Единой энергетической системы России, в том числе о размещении, протяженности и трансформаторной мощности указанных объектов электросетевого хозяйства;

прогноз спроса на топливо;

сведения о развитии экспорта (импорта) электрической энергии и мощности в Российской Федерации;

прогноз экологических последствий влияния развития электроэнергетики на окружающую природную среду и предложения по их снижению;

5

меры по обеспечению надежного и безопасного функционирования энергетических систем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Генеральная схема используется в качестве основы:

для формирования схемы и программы развития Единой энергетической системы России;

для формирования рекомендаций в целях внесения изменений в энергетическую стратегию России.

Генеральная схема является рекомендательным документом для субъектов электроэнергетики при разработке программ развития промышленного производства и жилищного строительства и принятии субъектами электроэнергетики инвестиционных решений.

II. Современное состояние электроэнергетики

Установленная мощность электростанций зоны централизованного электроснабжения России на начало 2016 года составила 243,2 млн. кВт, из них 27,2 млн. кВт (11,2 процента) на атомных электростанциях,

50,6 млн. кВт (20,8 процента) на гидравлических электростанциях,

164.5    млн. кВт (67,6 процента) на тепловых электростанциях, 0,9 млн. кВт (0,4 процента) на электростанциях, функционирующих на базе возобновляемых источников энергии.

Производство электрической энергии в зоне централизованного электроснабжения России в 2015 году составило 1049,9 млрд. кВт ч, из них

195.5    млрд. кВт ч    (18,6 процента)    на    атомных    электростанциях,

168.5    млрд. кВт ч (16,1 процента) на гидравлических электростанциях,

683,4 млрд. кВт ч    (65,1 процента)    на    тепловых    электростанциях,

2.5    млрд. кВт ч (0,2 процента) на электростанциях, функционирующих на базе возобновляемых источников энергии.

Потребление    электрической    энергии в зоне    централизованного

электроснабжения    России в 2015 году    составило    1036,4 млрд. кВт ч,

максимум потребления мощности составил 152,1 млн. кВт.

За 2007 - 2014 годы в зоне централизованного электроснабжения России потребление электрической энергии увеличилось на 72,9 млрд. кВт ч (7,5 процента по отношению к уровню 2006 года), максимум потребления мощности увеличился на 7,7 млн. кВт (5,1 процента по отношению к уровню 2006 года), установленная мощность электростанций увеличилась на 27 млн. кВт (12,7 процента по отношению к уровню 2006 года), производство электрической энергии

6

увеличилось на 65,1 млрд. кВт ч (6,6 процента по отношению к уровню 2006 года).

Объем ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей в зоне централизованного электроснабжения России в 2007 - 2014 годах составил 30,3 млн. кВт, объем вывода из эксплуатации генерирующих мощностей в указанный период - 9 млн. кВт.

Основу возрастной структуры генерирующего оборудования составляет оборудование, введенное в эксплуатацию в 1961 - 1970 годах установленной мощностью 47,2 млн. кВт, в 1971 - 1980 годах установленной мощностью 61,1 млн. кВт и в 1981 - 1990 годах -установленной мощностью 51,2 млн. кВт. Суммарная установленная мощность генерирующего оборудования, введенного в эксплуатацию до 1961 года, составляет 17,5 млн. кВт, оборудования, введенного в эксплуатацию в 1991 - 2014 годах, - 63,26 млн. кВт.

В настоящее время, по данным отраслевой отчетности, паротурбинное оборудование в объеме более 90 млн. кВт выработало парковый ресурс, срок его эксплуатации определяется назначенным ресурсом по результатам индивидуальных обследований. До 2025 года парковый ресурс выработает оборудование тепловых электростанций в объеме дополнительно 30 млн. кВт.

Протяженность электрических сетей напряжением 330 - 750 кВ Единой энергетической системы России за 2007 - 2014 годы увеличилась с 55,1 тыс. км до 63,2 тыс. км, суммарная мощность трансформаторных подстанций напряжением 330 - 750 кВ увеличилась с 145,9 млн. кВА до

192,5 млн. кВА. На начало 2016 года протяженность электрических сетей напряжением 330 - 750 кВ составила 65 тыс. км, суммарная мощность трансформаторных подстанций напряжением 330 - 750 кВ - 196 тыс. кВА.

III. Сценарные условия развития электроэнергетики

Перспективные уровни потребления электрической энергии и мощности приняты в соответствии с проектом долгосрочного прогноза спроса на электрическую энергию и мощность в Российской Федерации до 2035 года, одобренным на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики от 17 апреля 2015 г. (далее -долгосрочный прогноз спроса).

Долгосрочный прогноз спроса разработан на основе эконометрической модели с дополнительным учетом крупнейших отраслевых проектов, прогноз потребления электрической энергии и

7

мощности по которым формировался с использованием расчетной модели на основе удельных показателей потребления электрической энергии с учетом информации по перспективным объемам выпуска продукции.

Долгосрочный прогноз спроса разработан на основе консервативного сценария прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года и уточнен с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития России на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 21 апреля 2016 г.

Долгосрочный прогноз спроса представлен в 2 вариантах - базовом и минимальном.

Базовый вариант долгосрочного прогноза спроса учитывает замещение электроэнергией других видов топлива и энергии и углубление электрификации в ряде отраслей, в том числе в обрабатывающей промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте.

Минимальный вариант долгосрочного прогноза спроса учитывает интенсивную реализацию программ энергосбережения и внедрение новых технологий с пониженным потреблением электрической энергии.

Долгосрочный прогноз спроса учитывает присоединение к Единой энергетической системе России энергетической системы Республики Крым и г. Севастополя, а также Центрального и Западного энергетических районов Республики Саха (Якутия).

Долгосрочный прогноз спроса в базовом варианте предполагает к 2035 году в зоне централизованного электроснабжения России увеличение потребления электрической энергии до 1345,2 млрд. кВт ч, увеличение максимума потребления мощности до 197 млн. кВт, среднегодовой прирост потребления электрической энергии на уровне 1,3 процента.

Долгосрочный прогноз спроса в минимальном варианте предполагает к 2035 году в зоне централизованного электроснабжения России увеличение потребления электрической энергии до 1275,3 млрд. кВт ч, увеличение максимума потребления мощности до 187,6 млн. кВт, среднегодовой прирост потребления электрической энергии на уровне 1 процента.

Долгосрочный прогноз спроса (базовый вариант) приведен в приложении № 1.

Долгосрочный прогноз спроса (минимальный вариант) приведен в приложении № 2.

8

Экспортные поставки электрической энергии и мощности на перспективу до 2035 года прогнозируются в базовом варианте на уровне соответственно 11,7 млрд. кВт ч и 3,5 млн. кВт, в минимальном варианте на уровне соответственно 10,7 млрд. кВт ч и 3,3 млн. кВт. Дополнительно рассматривается вариант увеличения экспорта электрической энергии до 50 млрд. кВт ч за счет расширения поставок по азиатскому направлению.

Прогноз экспорта и импорта электрической энергии и мощности (базовый вариант) приведен в приложении № 3.

Прогноз экспорта и импорта электрической энергии и мощности (минимальный вариант) приведен в приложении № 4.

Прогноз централизованного потребления тепловой энергии предполагает до 2025 года сохранение объемов теплопотребления на уровне 2015 года и последующий их умеренный рост до 1325 млн. Гкал к 2035 году.

Прогноз динамики установленной мощности действующих тепловых электростанций разработан на основе данных отраслевой отчетности, технико-экономических расчетов, планов производителей электрической энергии по модернизации и выводу из эксплуатации действующего генерирующего оборудования.

До 2035 года генерирующее оборудование тепловых электростанций в объеме 129,2 млн. кВт достигнет установленных сроков эксплуатации и потребует инвестиционных решений по обновлению или выводу из эксплуатации генерирующего оборудования.

По результатам экономических сравнений и системной оптимизации возможна модернизация оборудования действующих тепловых электростанций в объеме до 76,5 млн. кВт при затратах на модернизацию не выше 30 - 50 процентов стоимости нового оборудования аналогичной мощности.

Рекомендуемые объемы вывода из эксплуатации генерирующего оборудования тепловых электростанций (в том числе под замену прогрессивным оборудованием), для которого в связи с низкими техникоэкономическими показателями мероприятия по продлению сроков эксплуатации экономически нецелесообразны, могут составить до

52,7 млн. кВт до 2035 года.

Итоговые решения в отношении отдельных единиц генерирующего оборудования об их модернизации или о выводе из эксплуатации будут приниматься исходя из экономической целесообразности и учитываться при разработке схемы и программы развития Единой

9

энергетической системы России, а также схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации.

Прогноз динамики установленной мощности действующих атомных электростанций разработан на основе данных Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом”.

До 2035 года планируется вывод из эксплуатации атомных энергоблоков серий РБМК-1000, ВВЭР-440, ЭГП-6, БН-600 суммарно в объеме 13,4 млн. кВт.

Установленная мощность действующих гидравлических электростанций на период до 2035 года не изменяется.

Прогнозируемое снижение суммарной установленной мощности действующих электростанций зоны централизованного электроснабжения России в связи с выводом из эксплуатации части оборудования атомных и тепловых электростанций может составить к 2035 году 66,1 млн. кВт.

IV. Развитие электроэнергетики до 2035 года

К 2025 году для обеспечения баланса электрической энергии и мощности с учетом имеющихся избытков г енерирующей мощности может потребоваться ввод в эксплуатацию отдельных новых генерирующих мощностей.    С    учетом    прогнозируемых    уровней потребления

электрической энергии и мощности, объемов экспорта и технологически необходимого резерва мощности до 2035 года могут потребоваться новые генерирующие мощности в объеме 84,6 млн. кВт для базового варианта и

72,7 млн. кВт для минимального варианта.

Определение рациональной структуры генерирующих мощностей до 2035 года выполнено на основе сравнительного анализа эффективности технологий производства электрической энергии и оптимизации масштабов их развития    по критерию    минимума суммарных

дисконтированных затрат на электроснабжение экономики с учетом:

долгосрочного прогноза спроса;

структуры и прогнозируемой динамики установленной мощности существующих электростанций, а также объектов генерации, вводимых в эксплуатацию в ближайшие годы по программе договоров о предоставлении мощности или в соответствии с инвестиционными программами акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях", публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания -