Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

218 страниц

Купить НД 2-020101-124 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на следующие системы и трубопроводы, применяемые на судах: осушительные и сточные; балластные, креновые и дифферентные; специальные системы наливных и комбинированных судов; сжиженных газов; с токсичными средами; паропроводы и трубопроводы продувания; питательные и конденсатные; топлива; смазочного масла; водяного охлаждения; сжатого воздуха; воздушные, газоотводные, переливные, измерительные; газовыпускные; вентиляции; открытые паропроводы от предохранительных клапанов; очистки и мойки танков; и гидравлических приводов; с органическими теплоносителями

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Защита и изоляция трубопроводов

     1.5 Сварка и методы неразрушающего контроля сварных соединений

2 Металлические трубопроводы

     2.1 Материал, изготовление и применение

     2.2 Радиусы погибов труб, термическая обработка после гибки

     2.3 Толщина стенок металлических труб

     2.4 Типы соединений

     2.5 Гибкие соединения

     2.6 Материалы уплотнений и изоляция

3 Трубопроводы из пластмасс

     3.1 Определения

     3.2 Область распространения. Общие требования

     3.3 Требования к трубопроводам в зависимости от их назначения и расположения

     3.4 Требования к монтажу

     3.5 Соединения пластмассовых труб

     3.6 Прокладка пластмассовых трубопроводов

     3.7 Контроль при монтаже

     3.8 Испытания трубопроводов после монтажа на судне

4 Элементы систем и трубопроводов

     4.1 Конструкция, маркировка, расположение и установка арматуры

     4.2 Фильтры

     4.3 Кингстонные и ледовые ящики. донная и бортовая арматура. Отверстия в наружной обшивке

     4.4 Автоматически действующие закрытия воздушных труб

5 Прокладка трубопроводов

     5.1 Прокладка трубопроводов через водонепроницаемые и противопожарные конструкции

     5.2 Прокладка трубопроводов в цистернах

     5.3 Прокладка трубопроводов в грузовых трюмах и других помещениях

     5.4 Прокладка трубопроводов в охлаждаемых помещениях

     5.5 Прокладка трубопроводов вблизи электро-и радиооборудования

     5.6 Прокладка трубопроводов в безвахтенных машинных помещениях

     5.7 Прокладка трубопроводов на судах катамаранного типа

     5.8 Трубопроводы с электрообогревом

6 Судовые шланги

     6.1 Конструкция шлангов

     6.2 Испытания шлангов

7 Осушительная система

     7.1 Насосы

     7.2 Диаметры трубопроводов

     7.3 Прокладка трубопроводов

     7.4 Осушение машинных помещений

     7.5 Осушение туннелей

     7.6 Осушение грузовых помещений

     7.7 Осушение грузовых насосных помещений нефтеналивных судов

     7.8 Осушение охлаждаемых помещений

     7.9 Осушение носовых помещений навалочных судов

     7.10 Осушение коффердамов

     7.11 Осушение пиков

     7.12 Осушение других помещений

     7.13 Осушение отсеков плавучих доков

     7.14 Осушение помещений, предназначенных для перевозки

8 Балластная, креновая и дифферентная системы

     8.1 Насосы

     8.2 Диаметры трубопроводов

     8.3 Прокладка трубопроводов

     8.4 Балластная система плавучих доков

     8.5 Креновая и дифферентная системы

     8.6 Балластная система навалочных судов

     8.7 Системы обработки балласта

9 Специальные системы для перевозки грузов наливом

     9.1 Область применения

     9.2 Общие требования к трубопроводам в грузовой зоне

     9.3 Грузовая система

     9.4 Грузовые насосы

     9.5 Носовые и кормовые устройства погрузки и выгрузки.

     9.6 Система подогрева груза

     9.7 Газоотводная система

     9.8 Продувка и дегазация грузовых танков

     9.9 Система выдачи паров груза

     9.10 Общесудовые системы в грузовой зоне

     9.11Контроль уровня в грузовых танках и предотвращения перелива

     9.12 Система мойки грузовых танков

     9.13 Защита от статического электричества

     9.14 Контроль состава атмосферы в грузовой зоне

     9.15 Система сбора нефти нефтесборных судов

     9.16 Система инертных газов

10 Системы воздушных, переливных и измерительных трубопроводов

     10.1 Воздушные трубы

     10.2 Переливные трубы

     10.3 Переливные цистерны

     10.4 Измерительные устройства

11 Газовыпускная система

     11.1 Газовыпускные трубопроводы

     11.2 Глушители и искрогасители

     11.3 Системы уменьшения выбросов оксидов азота

12 Система вентиляции

     12.1 Общие требования к системам вентиляции

     12.2 Системы вентиляции грузовых судов валовой вместимостью 500 и более, нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки 60 градусов Цельсия и выше, пассажирских судов, перевозящих не более 36 пассажиров, судов специального назначения, на борту которых находится не более 240 человек и стоечных судов

     12.3 Системы вентиляции пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров и судов специального назначения, на борту которых находится более 240 человек

     12.4 Системы вентиляции нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60 градусов Цельсия и ниже

     12.5 Вентиляция машинных помещений и туннелей

     12.6 Вентиляция помещений специальной категории и грузовых помещений, предназначенных для перевозки автотранспорта с топливом в баках, а также закрытых помещений на накатных судах

     12.7 Вентиляция грузовых помещений, приспособленных для перевозки опасных грузов

     12.8 Вентиляция охлаждаемых помещений

     12.9 Вентиляция станций пожаротушения

     12.10 Вентиляция аккумуляторных помещений и ящиков

     12.11 Вентиляция ангаров для вертолетов

     12.12 Вентиляция помещений нефтесборных судов

     12.13 Вентиляция помещений, предназначенных для установки оборудования системы инертного газа

13 Топливная система

     13.1 Насосы

     13.2 Прокладка трубопроводов

     13.3 Устройства для подогрева топлива

     13.4 Устройства для удаления воды из топливных цистерн

     13.5 Устройства для сбора утечек топлива

     13.6 Наполнение цистерн запаса топлива

     13.7 Топливные цистерны

     13.8 Подвод топлива к двигателям внутреннего сгорания

     13.9 Подвод топлива к котлам

     13.10 Подвод топлива к газотурбинным установкам

     13.11 Применение в качестве топлива сырой нефти и других воспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки 60 градусов Цельсия и ниже

     13.12 Применение природного газа (метана) в качестве топлива

     13.13 Системы заправки топливом вертолетов

     13.14 Системы сжиженного газа для хозяйственных нужд

     13.15 Система подачи топлива для камбузного оборудования

14 Система смазочного масла

     14.1 Масляные насосы двигателей внутреннего сгорания, передач и муфт

     14.2 Подвод смазочного масла к двигателям внутреннего сгорания и передачам

     14.3 Масляные насосы паровых турбин и передач

     14.4 Подвод смазочного масла к паровым турбинам и передачам

     14.5 Масляные цистерны

     14.6 Устройства для сбора утечек смазочного масла

     14.7 Подвод смазочного масла к газотурбинным установкам

15 Система водяного охлаждения

     15.1 Насосы

     15.2 Прокладка трубопроводов

     15.3 Фильтры охлаждающей воды

     15.4 Охлаждение двигателей внутреннего сгорания

     15.5 Охлаждение газотурбинных установок

     15.6 Забортные системы охлаждения

16 Система сжатого воздуха

     16.1 Число воздухохранителей и запас пускового воздуха

     16.2 Компрессоры

     16.3 Прокладка трубопроводов

17 Система питательной воды

     17.1 Насосы

     17.2 Прокладка трубопроводов

     17.3 Цистерны

18 Паропроводы и трубопроводы продувания

     18.1 Прокладка трубопроводов

     18.2 Продувание паропроводов

     18.3 Расчет паропровода на тепловые расширения

19 Конденсационные установки

     19.1 Общие положения

     19.2 Насосы

     19.3 Прокладка трубопроводов

     19.4 Контрольно-измерительные приборы

20 Системы с органическими теплоносителями

     20.1 Определения

     20.2 Требования к теплоносителю

     20.3 Система циркуляции органического теплоносителя

     20.4 Расширительная цистерна

     20.5 Цистерна запаса и сливная цистерна

     20.6 Трубопроводы и арматура

     20.7 Воздушные трубы и измерительные устройства

     20.8 Устройства для сбора утечек органического теплоносителя

     20.9 Котлы с органическими теплоносителями

     20.10 Изоляция

     20.11 Подогрев жидких грузов

     20.12 Испытание трубопроводов систем с органическим теплоносителем

21 Испытания

     21.1 Гидравлические испытания арматуры

     21.2 Гидравлические испытания трубопроводов

     21.3 Испытания устройств по предотвращению проникновения пламени в грузовые танки нефтеналивных судов

     21.4 Испытания закрытий воздушных и вентиляционных труб

     21.5 Испытания пластмассовых труб

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть VIII СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

НД№ 2-020101-124

Санкт-Петербург

2020

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и всту пают в ситу I января 2020 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2019 года с у четом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Между народной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО). Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная зашита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие констру ктивные или эксплу атационные особенности судна»;

часть XVIII «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преиму щественно в контейнерах» (Part XVIII "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships. Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers”). Текст части XVIII соответствует УТ МАКО S11А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015);

Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства Процедурные Требования. Унифицированные Интерпретации и Рекомендации Между народной Ассоциации Классификационных Обществ.

Части I — XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках.

Часть XVIII и Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства издаются в электронном Blue только на английском языке.

( Российский морской регистр судоходства 2020

П/кгвюа классификации и постройки морских с\хк>в VIII-11

.6 конструкция электропзолиру тощего соединения должна быть одобрена Регистром, должна обладать необходимой герметичностью, испытываться гидравлическим давлением в соответствии с

21.2 и обладать электрическим сопротивлением в сухом состоянии (до заполнения системы) не менее 10 кОм и не менее I кОм после заполнения системы и гидравлических испытании.

1.4.3.4 Протекторная защита должна применяться при коггтакте элементов систем забортной воды, изготовленных из металлов, указанных в табл. 1.4.3.4.

Таблица 1.4.3.4

Сочетание металлов

Материал, подверженный коррозии

Материал

протектора

Углеродно тля. ни зюхтет иронии ля стать, чугун

Медь, латунь, бронза, модно- никелевые сплавы, коррозионно-стойкая сталь, титановые сплавы

Утлсродиетая. низколегированная стать чугун

Цинковый

стыав

Медь, латунь, брони, мслно-ннкс-•теиыс силана

Коррозионно-стойкая стать аустенитного класса, титановые сплавы

Медь, латунь, бронза, мсдно-никелевые сплавы

Утлсродиетая

стаи.

Медь, лату hi.

Коррозионно-стойкая стать, не яа1яюшаяся аустенитной

Медь. .ту мь

УмСрОДИС1ЛИ

ешь

lipoitu. медно-никелевые сплавы

Коррозионно-стойкая стать, нс яатяюттияся аустенитной

Нотмпсюм коррозия любого укатанного матсриа ы

Утлсродиетая

стать

Коррозионно-стойкая стан.

Т итановый сплав

Коррочюнио-стойкля стать

Утлсродиетая

стать

Корражон11о-с1ойклм cva.n. aycie-

ИИIMOIO КОССА. 1И1Д1ЮП14С СП.1Л1Ш

Коррозионно-стойкая стать, не яатяютцаяся

аустенитной

!km*K«lia wppOUOl ЛЮбоЮ

\ клиник»О M.llCfHl.LU

Уысродис 1 ли

cia.ii.

Латунь

Ьронза. медь, мсдио-ннксдсвыс сплавы

Латунь

Умсродичан

сталь

1.4.3.4.1    Протекторы должны устанавливаться непосредственно между поверхностями сопряженных разнородных металлов При невозможности установки протекторов в месте сопряжения допускается устанавливать их на защищаемой поверхности как можно ближе к месту контакта (не более одного внутреннего диаметра) трубы.

1.4.3.4.2    В трубопроводах с арматурой и трубами из разнородных металлов необходимо устанавливать протекторы за каждым клапаном по ходу потока Для постоянно закрытых клапанов и на у частках с переменным направлением движения потока протекторы должны быть установлены с обеих сторон клапана

1.4.3.4.3    Коррозионно-стойкая сталь, оловянистая и марганцовистая латунь, алюминиевая бронза могут применяться для работы в морской воде только при наличии протекторной защиты.

1.4.3.4.4    При монтаже протекторов должен быть обеспечен надежный электрический контакт протектора с защищаемым изделием.

1.4.3.4.5    Конструкция протектора должна допу скать его замену, которая осу ществляется после окончания срока его службы. При этом герметичность соединений не должна нарушаться.

1.4.3.4.6    Срок слу жбы протекторов должен быть не менее 2.5 года (для защиты кингстонных и бортовых патру бков — не менее трех лет) и должен определяться по формуле

(1.4.3.4 6)

где

Т — срок службы протектора, лег.

А/ — масса рабочего металла npoicKiopa. кг.

.S' площадь защищаемой поверхности. ч\ при этом защищаемую поверхность трубы принимают ранной площади внутренней поверхности подлине 5 внутренних диаметров:

А коэффициент, равный 0.75 ДЛЯ цинкового протектора и 1.71 для стального протектора

1.4.3.5 При невозможности использования дру гих способов защиты от контактной коррозии допу скается применение «жертвенных» патру бков.

П[кти.ю классификации и постройки морских с\х)ов VIII-12

1.4.3.5.1    «Жертвенный» патрубок — толстостенный цилиндрический участок трубы из у глсро-днетой стали, предназначенный для смешения зоны контакта элементов трубопроводов, изготовленных из цветных металлов и сплавов, от ответственных стальных конструкций и оборудования. «Жертвенный» патрубок не должен иметь внутреннего покрытия.

1.4.3.5.2    «Жертвенные» патрубки должны изготавливаться механическим способом из поковок или проката. Длина «жертвенного» патрубка должна быть не менее 1.5 внутреннего диаметра трубы.

Уплотннтельную поверхность фланца «жертвенного» патрубка. находящуюся в контакте с разнородным металлом, необходимо защитить от контактной коррозии путем наплавки или другим одобренным способом нанесения металла на контактиру ющий элемент.

1.4.3.5.3    Запас на износ стенок «жертвенного» патрубка должен обеспечивать срок слу жбы трубопровода не менее К) лет из расчета суммарной скорости коррозии стенок 1.5 мм/год

1.4.3.5.4    «Жертвенный» патрубок должен располагаться в досту пном для осмотра и замены месте. На судне должен находиться запасной «жертвенный» патру бок.

1.4.3.5.5    Разборка, осмотр поверхностей контакта и замеры толщин стенок «жертвенных» патру бков должны прои зводиться не реже одного раза в 5 лет.

1.4.4    Зашита от избыточного давления.

1.4.4.1    Тру бопроводы, в которых может возникнуть давление, превышающее расчетное, должны быть оборудованы предохранительными устройствами, которые должны исключать повышение давления в трубопроводах выше расчетного.

Отвод жидкости от предохранительных клапанов насосов, перекачивающих воспламеняющиеся жидкости, до.тжен направляться во всасывающу ю полость насоса или приемный трубопровод. Указанное требование не распространяется на центробежные насосы

1.4.4.2    Если на трубопроводе предусматривается редукционный клапан, за ним должен устанавливаться манометр и предохранительный клапан

Допускается устройство байпаса редукционного клапана.

1.4.5    Изоляция трубопроводов.

Изоляция трубопроводов должна отвечать требованиям 4.6 части VII «Механические установки» и 8.2 части XII «Холодильные установки».

1.4.6    Зашита от волнового воздействия.

1.4.6.1    Требования 1 4.6 распространяются на все морские суда длиной 80 м и более, у которых высота открытой палубы от летней ватерлинии в носовой части судна на расстоянии 1/4/. мснсс 0,1/. или 22 м. смотря по тому, что меньше

1.4.6.2    Возду шные трубы цистерн, вентиляционные трубы и их закрытия, располагаемые в носовой части открытой палубы на расстоянии 1/4 длины судна, должны обладать прочностью, достаточной для преодоления волнового воздействия в открытом море. Требования 1.4.6 не распространяются на тру бы газоотводной системы

1.4.6.3    Расчетные нагру зки.

1.4.6.3.1 Волновое давление р. кН/м’. воздействующее на возду шные, вентиляционные трубы и их закрытия, может быть рассч»пано по формуле

р - 0.5рГ2С/\Гр.    (1.4.6.3.1)

где    р    —    плотность    морской воды (1.025 г м3);

Г скорость поiока поды по носовой падубе, м с:

Г 13.5 д,1я толчений </ ^ 0.5</|

Г - I3.5N'2(I —dd\) для 0.5</, <«/<</,; d расстояние oi .тешей ватерлинии до о1крыюй палубы, м.

</|    0.1/. иди 22 vi в танисимости от того, что меньше, м;

Cj коэффициент формы, принимаемый равным:

0.5 — для труб.

13 — для воатушных труб иди вентиляционных головок.

0.8 ды вертикально расположенных нодтушных труб или исшиляционных iтонок цилиндрической формы.

С, коэффициент учипинающий ударную натружу, принимаемый ранным 3.2:

/ /; к кии а классификации и постройки мо/кких cvtkw VIII-13

Ср коэффициент. учитывающий степень хащищсннос1И. принимаемый равным

0.7 ли труб и KciiiiiuiiiHoiiHhix uviohok. расмаюжсннмх Hemvpe.ic шеино и вашаюмом или пазубаюм. 1.0 где-либо еще или непосредственно «1 фальшбортом.

1.4.6.3.2 Силы, воздействующие на трубы и закрытия в горизонтальном направлении. могут быть рассчитаны по формуле (1.4.6.3.1) с учетом наибольших проектных площадей каждого из компонентов.

1.4.6.4 Требования к прочности.

1.4.6.4.1    Изгибающие напряжения и нагрузки для воздушных и вентиляционных труб должны определяться в наиболее опасных зонах: районе палубной втулки, сварных или фланцевых соединениях, нижних углах поддерживающих книц. Изгибающие напряжения нс до.тжны превышать 0.8а, . где а,. предел текучести или условный предел текучести стати при удлинении 0.2 % при комнатной температу ре. Независимо от наличия защиты от корро зии, прибавка на коррозию должна состаалятъ не менее 2 мм.

1.4.6.4.2    Для стандартных воздушных труб высотой 760 мм с закрывающими головками стандартной площади толщина труб и укрепляющих элементов указана в табл. 1.4.6.4.2. В качестве подкрепления должны устанавливаться радиально располагаемые кницы числом не менее трех.

Толщина книц должна быть не менее 8 мм. минимальная длина не менее 100 мм. высота соответствовать у казанной в табл. 1.4.6.4.2. но не выше фланца для подсоединения закрытия. Основания книц на палубе должны быть соответству ющим образом подкреплены.

Таблица 1.4.6.4.2

То.пиши пет*,' м укреп.ииоти» микнч* пн еинтыртпмх н<>мутных труб iu.i<on.n 7641 мм

Диаметр трубы номинальный.

Толщина трубы минимальная.

Максимальная площадь

Высота кницы.

ММ

ММ

проекции икры!ИИ. си*

ММ

54»

6.0

520

65

6.0

480

80

6.3

460

100

7.0

380

125

7.8

300

150

8.5

300

175

8.5

300

200

«3°

1900

300:>

250

8.5°

2500

300:>

300

8.5”

3200

300®

350

8.5”

3800

300:>

400

8.5”

4500

300”

"Киши.1 .вхгжша xviaiun.muiu;H при t и пцинс трубы мопсе 10.5 мм май ммла itioun.ii. тирания npcithiinaci укачанную п таблице.

■’Дм воздушных труб иной высоты должны применяться требования 1,4.6.4,3.

1.4.6.4.3    Для труб другой высоты нагру зки и подкрепления должны выбираться в соответствии с 1.4.6.3 и 1.4.6.4. Кницы при установке должны быть необходимой длины и толщины, соответствующей их высоте. Толщина труб должна выбираться не менее указанной в 10.1.4.

1.4.6.4.4    Толщина труб и высота книц для стандартных вентиляционных труб с вентиляционными головками высотой 900 мм указаны в табл. 1.4.6.4.4. Кницы, когда это требуется, должны соответствовать у казаниям 1.4.6.4.2.

1.4.6.4.5    Для вентиляционных труб высотой более 900 мм использование подкрепляющих книц или альтернативных подкреплений должны быть проверены расчетом на прочность.

1.4.6.4.6    Все комплекту ющие части и соединения воздушных и вентиляционных труб должны быть способны выдержать нагру зки, определенные в соответствии с 1.4.6.3.

1.4.6.5 Вентиляционные головки вращающегося типа для установки в районе, упомянутом в 1.4.6.2. не допускаются

П/киииа классификации и постройки \«>[кких сик>в

VIII-I4

Таблица I.4.6.4.4

In llllllll.l Hi ll III. IHIUHXIHt.lV ■ рчЛ II «KprlLIHKUIIIIK •.МЛ1ГНП41 .ни |руб IlMCUKlfl 900 мм

Ди.1М0ф ips(4i иоминхи-иий. мм

ТОЛЩИ ИЗ tpvOu МИНИМХ1Ы13Я.

мм

Максималкмая iliouij.ii. проекции глкршия. см:

liucoia кницы, мм'

КО

6.3

460

100

7.0

380

150

8.5

300

200

8.5

550

250

8.5

880

300

8.5

1200

350

8.5

2000

400

8.5

2700

450

8.5

3300

500

8.5

4000

‘Дм 'Руб Другой высот должны применяи*я |рсбомния 1.4.6.4.5.


П/ювюа классификации и пост/х>йки мо/ккчх с\хк>в VIII-15

1.5 СВАРКА И МЕТОДЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

1.5.1 Сварка и методы неразрушающего контроля сварных соединении трубопроводов должны соответствовать требованиям 2.5 и разд. 3 части XIV «Сварка».

fl/Kieu ta классификации и постройки мо/кких cukxi VIII-16

2 МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ

2.1 МАТЕРИАЛ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

2.1.1    Материалы труб и арматуры, их испытание должны отвечать требованиям части XIII «Материалы».

Топливные трубопроводы должны быть выполнены из стати или другого матерната. отвечающего требованиям Регистра в отношении прочности и огнестойкости Эти требования распространяются на масляные трубопроводы, расположенные в машинных помещениях, и трубопроводы, проводящие другие воспламеняющиеся нефтепродукты, включая гидравлические и терматьные жидкости, если они расположены в помещениях, имеющих источники воспламенения.

Применяемые при изготовлении арматуры покрытия или детатн из неметаллических материалов должны быть совместимы с проводимой средой при рабочем давлении во всем диапазоне рабочих температур

Трубы и арматура систем пожаротушения должны соответствовать 3.1.4.2 части VI «Противопожарная зашита».

2.1.2    Трубы и арматура из углеродистой и углеродисто-марганцевой стати, как правило, должны применяться для сред с температурой не выше 400 С. низколегированной не выше 500 С.

Применение этих статей для сред с температурой выше указанной может быть допущено при условии, «по их механические свойства и предел длительной прочности за 100000 ч отвечают действующим стандартам и гарантируются изготовителем стати при данной повышенной температуре.

Трубы и арматура для сред с температурой выше 500 С должны изготавливаться из легированной стати. Это требование не распространяется на гаювыпускныс трубопроводы.

Коррозионно-стойкие стати, применяемые для изготовления деталей контактирующих с проводимой средой арматуры паровых систем первого класса, должны быть испытаны на стойкость к межкрнсталлнтной коррозии в соответствии с 3.16 части XIII «Материалы».

2.1.3    Трубы из меди и медных сплавов должны быть бесшовными или другого типа одобренною Регистром.

Медные трубы для трубопроводов классов I и II должны быть бесшовными.

Трубы и арматура из меди и медных сплавов, как правило, должны применяться лтя сред с температу рой не более 200 С. а медно-никелевых сатавов для сред с температурой не более 300 С. Бронзовая армату ра может быть допущена аз я сред с температурой до 260 С.

2.1.4    Трубы и арматура из серого чугуна могут применяться для трубопроводов класса III. использу емых при температуре окружающей среды нс ниже-15 С. при этом предел прочности серого чу гу на для труб должен быть не менее 200 МПа а ятя корпу сов армату ры и фасонных элементов -не менее 30() МПа За исключением гру зовых трубопроводов, допустимое рабочее давление в трубопроводах из серого чу гу на не должно превышать 1 МПа а лтя паропроводов - 0.3 МПа

Применение труб и арматуры из серого чу гу на допускается для грузовых трубопроводов с давлением до 1.6 МПа. проходящих по верхней пагубе, внутри гру зовых танков и отстойных цистерн, за исключением манифольдов. их клапанов и соединений для подключения грузовых шлангов.

Серый чу гу н не должен применяться для:

.1 труб и арматуры с температурой среды выше 220 С;

.2 труб и арматуры, подвергаемых гидравлическим ударам, повышенной деформации и вибрации;

.3 труб, непосредственно связанных с нару жной обшивкой корпу са:

П/хгвюа классификации и постройки мо/кких с\’Оов VIII-17

.4 арматуры. устанавливаемой непосредственно на наружной обшивке корпуса и таранной переборке;

.5 арматлры, устанавливаемой непосредственно на топливных и масляных цистернах, находящихся под гидростатическим напором, если она не защищена от механических повреждений одобренным Регистром способом;

.6 систем объемного пожароту шения;

.7 балластных трубопроводов внутри грузовых и отстойных танков.

2.1.5    Трубы и арматура из чугуна с шаровидным графитом могут применяться для трубопроводов классов И и III. включая трубопроводы балластной, осушительной и грузовой систем, если относительное удлинение этого чугу на составляет не менее 12 %. Мри относительном удлинении менее требуемого область применения тру б и армату ры из шаровидного графита должна быть такой же. как это у казано в 2.1.4 для серого чу гу на.

Рабочая температу ра для элементов трубопроводов из шаровидного чугу на на перлитной или ферритно-перлитной основе не должна превышать 300 С. а для чу гуна на ферритной основе 350 С.

Ударная вязкость (АТ77) чугуна с шаровидным графитом для трубопроводов и арматуры, используемых при температуре ниже — 15 С. должна быть не менее 20 Дж/см~.

Донная н бортовая армату ра, армату ра, у помяну тая в 4.3.2.4. 4.3.2.6 - 4.3.2.7. а также арматура, у станаазнваемая на таранной переборке, топливных и масляных цистернах мажет быть изготовлена из чугуна с шаровидным графитом, имеющего полностью ферритную структуру согласно табл. 3.9.3.1 части XIII «Материалы».

2.1.6    Трубы диаметром до 50 мм и арматура из ковкого чу гу на ферритной стру ктуры с относительным удлинением более 12 % могут применяться для систем тру бопроводов, у помянутых в 2.1.5. при рабочей температуре не ниже —15 Си не выше 350 С и при рабочем да&лении до 2 МПа

Область применения труб и арматуры из ковкого чугуна с относительным удлинением менее 12 % должна быть такой же. как у казано в 2.1.4 для изделий из серого чу гу на.

2.1.7    Применение труб, фасонных элементов, а также корпусов фильтров, арматуры и дру гих элементов трубопроводов из алюминиевых сплавов нс допускается в топливной системе и системе смазочного масла. Требования настоящего пу нкта применимы в полном объеме для систем гидравлики с горючими жидкостями в машинных помещениях категории А и других помещениях повышенной пожароопасности,

2.1.8    Пробки и резьбовая часть палубных втулок измерительных труб на открытых палубах должны быть из бронзы или лату ни.

2.1.9    Смотровые стекла на топливных и масляных трубопроводах должны быть жаростойкими.

2.1.10    Материалы, отличные от стати, с температурой плавления менее 930 С и относительным удлинением менее 12 % могу т применяться для компонентов двигателей, ту рбин, зубчатых передач и других механизмов, содержащих топливо, масло для следу ющего применения:

.1 внутренние трубопроводы, которые в случае отказа не могут вызвать выброс воспламеняющейся жидкости на двигатель или в машинное помещение;

.2 компоненты, на которые возможно попадание жидкого аэрозоля только изнутри во время работы двигателя, например, крышки двигателей, лючки картеров, крышки распределительных валов, контрольные лючки и поддоны. При этом давление внутри этих компонентов и всех их элементов, должно составлять менее 0.1X Н/мм~. а объем жидкости в них после отстоя должен быть не более 100 л; или

J в стучае. отличном от 2.1.10.1 и 2.1.10.2, компоненты, установленные на двигателе до.тжны удовлетворять критериям испытаний на огнестойкость в соответствии со стандартами ИСО 19921:2005/ 19922:2005 или другими стандартами, признанным Регистром эквивалентными, и сохранять при пожаре механические свойства достаточные для своею назначения

V1I1-I8

2.2 РАДИУСЫ ПОГИБОВ ТРУБ. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПОСЛЕ ГИБКИ

2.2.1    Внутренний радиус погиба труб продувания котлов должен быть не менее 3.5</i (</i — внутренний диаметр трубы).

Внутренний радиус погиба стальных и ун;дны\ тру б, работающих под давленнех! более 0.49 МПа или с температурой среды, превышающей 60 С. а также радиус погиба труб, компенсирующих тепловые расширения, должен быть нс yienee 2.5г/(г/ наружный днахнлр трубы)

Может быть допу щена технология гибки с меньшим радиусом при условии, что в процессе гибки не происходит утонения стенки трубы ниже величин, определенных в 2.3.

2.2.2    Горячая гибка стальных труб, как правило, должна пронзвод!ггъся при температу ре 1000 850 С с возхюжных! снижением этой теушерагуры в процессе гибки до 750 С.

Для труб, гибка которых производится при температурнох! режиме, указанном выше, применяется следу ющее:

.1 для труб из углеродистой, углероднето-ушрганцевой и углеродисто-молибденовой стати теруюобработка после гибки не требуется;

.2 трубы из хроуюуюлнбденовой стати I Сг 0.5 Мо с толщиной стенки более 8 утут должны подвергаться теруюобработкс со снятием напряжений при техшературе 620    680    С;

.3 трубы из хроуюмолнбденовой стати 2.25 Сг 1 Мо и из хромохюлнбденованадневой стати 0,5 Сг 0,5 Мо 0.25 V любой толщины должны подвергаться терхюобработке со снятием напряжений при техтературе 650 — 720 С. Kpoxie труб с толщиной стенки не более 8 мм. диаметром не более 100 мм и с максих1атьной рабочей температурой до 450 С, для которых теруюобработка может не производиться.

2.2.3    Если горячая гибка производится при температурах, находящихся за предслахш. указан-НЫУП1 в 2.2.2. трубы после гибки должны подвергаться терхюобработке в соответствии с табл. 2.2.3.

Таблица 2.2.3

СТаль

ТсрмообраГснка н icuiKpanpo. С

Углеродистая И \'1ЛСр0ЛИС10-Мар1 лицевая

Нормалюацня.

хяо -

940

Уиюродис 1ОМО. 1 ибде но мм

0.3 Мо

Норидлшлцня.

<хю

940

Хромоног и<\К новая

1 Сг — 0.5 Мо

Нормалишщя.

ООО

960

XpOMOMO.IHfviC НОИ ая

Огауск,

640

720

2.25 Сг — 1 Мо

Нормализация.

900

960

Хромомо1иГ\кноял11ллнсмя

Отпуск.

650

7*0

0.5 Сг — 0.5 Мо — 0.25V

Нормализация.

030

9*0

Отпуск.

670 -

720

2.2.4    После холодной гибки с радиусом, равных! четырем нару жных! диаметрах! и менее, как

правило, трубы должны подвергаться полной терхюобработке в соответствии с табл. 2.2.3 Однако во всех случаях терхюобработке со снятием напряжений должны подвергаться утлероднето-хюлнбденовые 0,3 Мо трубы с толщиной стенки не xieHce 15 xixi при 580 — 640 С, хрохюхюлнбденовые 1 Сг 0.5 Мо трубы с толщиной стенки не мснсс 8 xixi при 620    680    С.

а хрохюхюлнбденовые 2,25 Сг I Мо и хрохюхюлнбденованадневые 0,5 Сг 0.5 Мо 0,25 V трубы с толщиной стенки не мснсс 8 xixi. днахютрох! не мснсс 100 xixi и рабочей техтературой выше 450 С должны подвергаться терхюобработке со снятием напряжений при 650 — 720 С.

2.2.5    Трубы из х!сди и х!сдных сплавов, за нсключеннех! труб контрольно-нзх1ер1ггельных приборов, должны быть подвергнуты отжигу до гидравлического испытания.

2.2.6    Предварительный нагрев перед сваркой и терхшческая обработка после сварки должны

производиться в соответствии с требованняхш 2.5.5    2.5.7    части    XIV    «Сварка»

VIII-19

2.3 ТОЛЩИНА СТЕПОК МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГРУБ

2.3.1 Толщина стенок металлических труб (кроме чугунных), работающих под внутренним давлением, должна соответствовать большему in значений, определенных из табл. 2.3.8 или из следующей формулы:

(2.3.1)

у _ -Sip h~ <' 1-(<1 100)

кк .So-

—±__

2оф+/»

5и теоретическая ю.ними» стенки. мм.

</ наружный диаметр трубы, мм.

р — расчетное давление, определяемое согласно 2.3.2. Ml 1а:

«р мгч|и{*н1исн1 прочное пт. принимаемый согласно 2.33.

Л — прибавка, учитывающая фактическое утонение трубы при гибке, принимаемая согласно 2.3.4. мм; ст допускаемое нормальное напряжение, определяемое согласно 2.3.5    2.3.7.    МПа.

с прибавка на коррозию, принимаемая по табл 2.3. Ы для стальных труб и табл 2.3.1-2 для труб ил цветных металлов, мм.

а минусовый промлиолстиснный допуск на толщину стенки трубы. %, (если используются трубы бел минусовою допуска. а = 0).

НрмГинкд с ни кчрртию пи пи.и.in.п ■ руб

Таблица 13.1-1

Рабочая среда, на лнлче и не трубопровода

с. мм

Псрстретый мар

0.3

Насыщенный нар

0.8

Змеевики ,г<я подотрева поды и исфи-продуктов в цистернах и ipy-ювых танках

2.0

Питатслыия вода в открытых системах

1.5

То же. в лакрицах системах

0.5

Продувание копов

1.5

Сжатый воздух

1.0

Гидросистемы (масляные)

0.3

С маточное масло

0.3

Топливо

1.0

Груювые трубопроводы

2.0

Сжиженный тал

0.3

Трубопроводы холодильною агента

0.3

Пресная вода

0.8

Морская подл

3.0

Примечания: 1. Коррозионная прибавка можо быть снижена по сопасованию с Ретистром для труб. 'шцнщенммх от корролии нанесением спецкап.ных покрытий, обтицовок и пт.

2. Гели применяются трубы ил eia.ni е достаточной корролиоииой стойкостью, прибавка ка корролию может быть уменьшена до нуля.

3. Дти труб, проходящих в цистернах и на открыпах палубах, табличные лпачепия должны быть увеличены на прибавку от влияния наружной срс.тм. Котора принимается ;ыя соответствующей среды по лантюй табтице.

llpin'iuiik-u с на корр»mm пн ipy6 ш иметь» мпамоа и льинон

Таблица 13.1-2

Материал труб

С. мм

Мель, латунь, не дно-одо вян истые и 1ю.юбнис сплавы, ла исключением содержащих свинец

0.8

Мслпо-цикс.тснмс сплавы (с содержанием никеля i 10 %)

0.5

Примечание. Если применяются трубы ил С1кциа.тьных ставов с достаточной корролиоииой стойкостью, прибавка на

корролию может быть у ueiii.iiieiia до нуля

flfxietua классификации и постройки морских с)х)ое VIII-20

2.3.2 За расчетное давление, по котором> производится расчет на прочность трубопроводов. должно приниматься максиматьнос рабочее давление в системе При установке предохранительных клапанов за расчетное принимается наибольшее давление их открытия Трубопроводы и элементы систем трубопроводов, которые не защищены предохранительным клапаном иди могут быть отключены от своего предохранительного клапана, должны быть рассч1гтаны на максималыю возможный напор на выходе присоединенных насосов

Для трубопроводов, содержащих подогретое топливо, расчетное давление должно выбираться в соответствии с табл. 2.3.2.

Таблица 2.3.2

Olipc.lr.M-IIIK' puc-чгжа'О .ын.КИМЯ .Vl« ioiliiiiuii.ix систем

Рабочее .имение Р.

Рабочая температуре Т. °С

Mila

Нс более 60

lio.tCC 60

Нс более 0.7

ОД МПа или Ят., (6o.ii.incc ш лоух)

ОД МПа ши (большее ил двух)

Болес 0.7

Ршя

1.4 МПа или Р_(большая величина)

Дтя трубопроводов рулевого привода расчетное давление принимается в соответствии с 6.2.8.1 части IX «Механизмы».

2.3.3    Коэффициент прочности ф в расчетах на прочность принимается равным единице для бесшовных труб и одобренных сварных труб, признанных эквивалентными бесшовным.

Дтя других сварных труб значение коэффициента прочности ф назначается с учетом требовании

2.1 6.1-1 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением».

2.3.4    Прибавка, учитывающая фактическое утонение трубы при гибке, должна назначаться таким образом, чтобы напряжения в изогнутой части тру бы от внутреннего давления не превышай! допускаемых.

Если значения фактических утонений при гибке отсутствуют, прибавка, h мм, может быть определена по формуле

b-OASo-jt.    (2.3.4)

где    К средний радиус погиба 1рубы. мм.

2.3.5    В расчетах на прочность допускаемые напряжения для труб принимаются с у четом следу ющих свойств материала и условий работы:

R,„ 2о временного сопротивления при комнатной температу ре. МПа.

R, i , минимального предела текучести при расчетной температуре. МПа;

Ло21 условного предела текучести при расчетной температу ре. МПа;

Дм"? 000 предела длительной прочности за 100 ООО ч при расчетной температу ре. МПа; /де?„Г    1-процентного предела ползу мести за 100 000 ч при расчетной температуре. МПа

За расчетную температуру / для определения допускаемых напряжений принимается максимальная температу ра среды вну три тру б.

2.3.5.1 Для труб из углеродистой или легированной стали допускаемые напряжения принимаются равными наименьшему значению из следу ющих:

Лтдо/2,7; /г., ,/1.8 или Ло.м/ 1,8; /С?000/1,8;

1.0.

Л 100 000f

/>I*/»/! /

Если расчетная температура не входит в область ползучести материала допускаемые напряжения по пределу ползучести можно не рассматривать

2.3.5.2 Для труб из меди и медных сплавов допускаемые напряжения определяются по табл 2.3.5.2.

ПЕ РЕЧ ЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ

(изменения сугубо редакционного характера в Перечень не включаются)

Илмснясмыс пункты главы pauc.u

Информация 1Ю тмсисниям

Hi и длю цирку юркою мне».мд. кшорыч внесены изменения

Дата вступления в силу

Пункт 1.4.6.1

Иск-тючены требования к нефтеналивным су;им но тащите от волновою вохлсйствия

313-68-1360ц от 18 03 2020

1803 2020

Пункт 2.1.2

Уточнено |рсб»паиис к испытаниям коррошопно-стойкой cia.ni

01.01.2020

Пункт 2.2.1

Уточнена формулировка путткта

01.01 2020

Пункт 2.3.7

Уточнена формулировка пункта

01 01 2020

Пункт 2.3.7

Иск-почсна нечеткая формулировка

313-68-1360ц от 18 03 2020

18.03 2020

Таблмтта 2.3.Я, примечание 1

Уточнена формулировка примечания

01.01.2020

Пункт 2.4.3.2

Уточнена формулировка пункта

01.01 2020

Таблица 2.4 5.1

Дополнена новым типом механическою соединения с учетом У Г МДКО Г2.7.4 (Rcv.9 Oct 2018)

313-68-1282ц от 05.11 2019

01 01 2020

Таблица 2 4 5 11-1

Инессны илменсния в области применения мсхаинческнх соединений для трубопроводов морской ваты с учетом УТ МАКО Р2.7.4 (Rcv.9 Ос» 2018)

313-68- 1282ц от 05.11 2019

01.01.2020

Табл. 2 4 5 11-1 (только

ДЛЯ русской ЛЫЧНОЙ

версии Правил)

Исключена нечеткая формулировка

313-68-1360ц от 18 03.2020

18.03 2020

Таблицл 2.4 5.11-2

Дополнена новым типом механическою соединения С учетом У1 М \КО 1‘2 7 4 (Rcv.9 Ост 2018)

313-68-1282Ц от 05.11 2019

01.01.2020

Пункт 2.5.5 2

Уточнена формулировка пункта

01.01 2020

Пункт 3.1.1

Уточнено определение термина «Соединение» с учетом УТ МАКО Р4 (Rev.5 Dec 2018)

313-68-1282ц от 05.11 2019

01.01.2020

Глава 3.2

Уточнена применимое!!, требований с учетом УТ МАКО Р4 (Rev.5 Dec 2018)

313-68-1282ц от 05.11 2019

01.01 2020

Пункт 3.3.1.2

Дополнен ссылкой на рсюлюцию ИМО. внесены иLMeiiciiHH с учетом УТ МАКО Р4 (Rev.5 Dec 2018)

313-68-1282ц от 05.11.2019

01.01 2020

Таблица 3.3.1.2

Дополнена сносками с учетом УТ МАКО Р4 (Rev. 5 Dec 2018)

313-68-1282ц от 05.11 2019

01.01 2020

Пункт 3.3.2.1

Внесены илменсния с учетом УГ МАКО Р4 (Rev. 5 Dec 2018)

313-68-1282ц от 05.11 2019

01 01 2020

Пункт 3.4.1.1

Писссны итменения с учетом УТ МАКО Р4 (Rev. 5 Dec 2018)

313-68-1282ц от 05.11.2019

01.01 2020

Пункт 3.4.3.2

Инесены итменения с учетом УТ МАКО Р4 (Rev. 5 Dec 2018)

313-68-1282ц от 05.11 2019

01.01 2020

Пункт 4.3.1.1

Уточнены требования к отверстиям в наружной обшивке, устройствам очистки кннгстониых и .■еловых ящиков

313-68-1360ц от 18 03 2020

18.03.2020

Пункт 4.3.1.2

Уточнены требования к обогреву кин1С1отшых и ледовых яшик1>в на .кдоюл&х и судах с ледовыми классами

313-68-1360ц от 1803 2020

18.03 2020

///кит ча классификации и постройки мо/кких с\х)ов

VIII-21

Таблица 2.3.5.2

. Inllxi KJrMl.lr |иприж<11ми П „„ VIH ipjft HI MC.UI н мгднил IILIJIKHI

Mucpiixi ipy<S

Героическая

обработка

ISpCWCMIWC

vOlipo 1 МЩСНИс*.

МПа

Оде. МПа. при icMiK*paiypc среды.

ес

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

300

Медь

Огжш

220

41

41

40

40

34

27

19

Vih'4 mine идя брони

То же

320

78

78

78

78

78

51

25

Мслио-никслсвый С1ш> 95 5 и

270

69

69

68

66

64

62

59

56

52

48

+4

90 10

Мслно-никслсвый сплав 70 .30

360

81

79

77

76

74

72

70

68

66

64

62

Примечание. 11ро межуточные шачения опрс.к.мкмся ин тернолициеН

2.3.5.3 Допускаемые напряжения для труб »п алюминиевых и титановых сплавов при расчетах на прочность принимаются равными наименьшему значению из следу ющих: /{,„20 4.0; #0 21 1*6;

000/ 1А

Если расчетная температура не входит в область ползучести материала. допускаемые напряжения по пределу ползучести можно не рассматривать

2.3.6    Паропроводы с наружным диаметром 80 мм и более для перегретого пара с температурой 350 С и выше должны рассчитываться на прочность от усилий. вызываемых тепловыми расширениями, а фланцевые соединения на прочность и плотность.

Расчет паропровода на прочность от усилий, вызываемых тепловыми расширениями, должен отвечать требованиям 18.3.

2.3.7    Детали тру бопроводов из чугу на должны иметь толщину стенки 1тт. мм. не менее определяемой по формуле

^-*(0,5-0.001/XV).    (2.3.7)

где    /XV — условный диамсф. мм;

* ко м|х|>ицнсн1. принимаемый равным:

9 — для фуб;

14    для I ройникои    и корпусов к.laiiaiioit.

12 — для соединений.

Кроме этого, толщина стенок труб и арматуры из чугуна под внутренним давлением должна быть не менее определяемой по формуле (2.3.1). при этом: поправка на утонение при изгибе h = 0; коэффициент запаса прочности ф принимается равным:

1 для труб и соединительных муфт;

0.4 для колен, тройников и крестовин:

0.25 для корпусов арматуры;

допускаемое напряжение а определяется с учетом 2.1.4 3. 2,1.4 6 и 2.1.5.5 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

прибавка на коррозию с для забортной воды составляет:

4 мм для чу гу на ферритной и феррито-перлитной стру ктуры и 3 мм для чугуна перлитной стру ктуры;

для сред с низкой коррозионной активностью прибавка на коррозию может быть снижена.

2.3.8    Толщины стенок труб из стали, меди, медных и титановых сплавов должны приниматься не менее у казанных в табл. 2.3.8.

И мигаете пункты главы ратдслы

Информация но ктмснснкям

Si н ;ита циркулярною письма, которым внесены изменения

Дата вступления в силу

Пункт 4.3.2.14

И несены 1 реновация к обогреву бортовой арматуры, установленной выше грузовой ватерлинии на ле.токила-Х И су;их с ;тс,юными классами

313-68-1360ц от 18 03 2020

18.03 2020

Hymn 5.1.2

Уточнены требования к прокладке трубопроводов с учетом резолюции ИМО MSC.429(98)

01.01.2020

Пункт 5.1.5 -5.1.8

Уточнены требования к прокладке трубопроводов с учетом резолюции ИМО MSC 429(98)

01.01 2020

Пункт 5.1.9 и 5.1.10

Нведсны новые пункты 5.1.9 и 5.1.10. содержащие требования к прокладке трубопроводов с учетом резолюции ИМО MSC.429(98)

01.01.2020

Пункт 5.3.2

Уточнено требование к защите трубопровода от механических повреждений е учетом УТ МАКС) 1*2.13 (Oct 2018)

313-6Х-1282ц от 05.11.2019

01.01.2020

Пункт 6.1.9

Уточнена формулировка пункта

01.01.2020

Пункт 6.2.3

Уточнена формулировка пункта

01 01 2020

Пункт 7.4.4

Уточнена формулировка пункта

01.01 2020

пункт 7.4.4

Исключена нечеткая формулировка

313-68-1360ц от 18 03 2020

18.03 2020

Пункт 8.5.2

Уточнено требование к креповой системе и системе успокоителя качки с учетом опыта техническою наблюдения

01.01 2020

Глава 8.7

11срсработана с учетом вступления в силу требований Конвенции УБВ

01.01.2020

Пункт 9.2.11

Hik-ссны требования к трубопроводам в трутовой зоне

313-68-1360ц от 18 03 2020

18.03 2020

Пункт 9.3.7

Пункт исключен

313-68-1360ц от 18.03.2020

18.03.2020

Пункт 9.16.7.10 и 9.16.7.11

Внесены требования к датчикам кислорода системы нткртштх тазов

313-68-1360ц от 18 03 2020

18 03 2020

Пункт 9.16.1215 Пункт 10.1.4

Исключены требования к независимой звуковой chi пали за пни

Уточнена формулировка пункта

313-68-1360ц от 18 03 2020

18.03 2020 01.01 2020

Пункт 11.3.2

Уточнены требования к системам уменьшения выбросов оксидов азота с учетом УТ МАКО М77 (Rev. 1 Aug 2019)

313-68-1360ц от 18 03 2020

18.03 2020

Пункт 12.1.2

Уточнены требования с учетом правила 16-1 рстолюции ИМО MSC 42K98)

313-68-1360ц от 18 03 2020

18.03 2020

Пункт 12.1.7

Уточнены требования к приемным и вытяжным отверстиям системы веншиции

313-68-1360ц от 18.03.2020

18.03 2020

Пункт 12.7.1

Уточнена формулировка пункта

01.01.2020

Пункт 12.7.1

Уточнены требования к вентиляции трутовых помещений

313-68-1360» от 18 03 2020

18 03 2020

Пункт 12.7.3

Уточнены требования к вентиляции .тля навалочных трутов

313-68-1360ц от 18.03 2020

18.03 2020

Пункт 12.7.6

Уточнено требование к системам вентиляции трутовых помещений /тля перевозки onaciajx трутов с учетом УИ МАКО SC288 (Dec 2018)

313-68-1305ц от 12.12 2019

01.01.2020

И мигаете пункты главы ратдс.тн

ИнфорМШНМ НО К1МС1К*НКЯМ

№ н дата циркулярною письма, которым внесены изменения

Дата вступления

в силу

Пункт 12.7.7

Уточнено понятие пере both одах трутов

313-68-1360и от 18 03 2020

18.03.2020

Пункт 13.2.4

Редакционная иранка (юл к. ко ,ця антлоятычной версии):

текст принелен н соответствие с русскоятычиой версией Правил

04.03.2020

Пункт 13.2.5

Уточнено требование к приборам учета

01.01 2020

Пункт 13.6.1

Уточнены ледовые классы судов, на которых не должны применяться системы охлаждения с килевыми таборшмми охладителями

313-68-1360» от 18 03 2020

18 03 2020

Пункт 18.3.1

Уточнена формулировка пункта

01.01 2020

Пункт 21.2.7

Уточнена формулировка пункта

01.01.2020

ЧАСТЬ VH1. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

1 ОЫЦИН ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на следующие системы и трубопроводы. применяемые на судах:

.1 осушительные и сточные:

.2 балластные, креповые н днфферентные;

.3 специальные системы нативных и комбинированных судов;

.4 сжиженных гадов;

.5 с токсичными средами:

.6 паропроводы и тру бопроводы проду вания;

.7 питательные и конденсатные;

.8 топлива;

.9 смазочного масла.

.10 водяного охлаждения;

.11 сжатого возду ха:

.12 возду шные, газоотводные, переливные, измерительные;

.13 газовыпускные;

.14 вентиляции:

.15 открытые паропроводы от предохрашгтельных клапанов;

.16 очистки и мойки танков:

.17 гидравлических приводов:

.18 с органическими теплоносителями.

Специальные требования к системам, не указанным выше, приведены в соответствующих частях Правил.

Системы и трубопроводы стоечных судов должны отвечать требованиям настоящей части Правил в той мере, насколько они применимы и достаточны, если ниже не оговорено иное.

Дополнительные требования к системам судов полярных классов (см. 2.2.3.1 части I «Классификация») содержатся в разд. 3 части XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».

1.1.2    Жидкое топливо, применяемое на судах, должно отвечать требованиям 1.1.2 части VII «Механические установки».

1.1.3    Механизмы и другие элементы систем, у казанных в 1.1.1. должны сохранять работоспособность в условиях окружающей среды, приведенных в 2.3 части VII «Механические установки».

1.1.4    Насосы, вентиляторы, компрессоры и их электроприводы, применяемые в системах, которые регламентируются требованиями настоящей части, должны отвечать требованиям частей IX «Механизмы» и XI «Электрическое оборудование».

Устройства автоматизации систем должны отвечать требованиям части XV «Автоматизация».

Теплообменные аппараты и сосуды под давлением, применяемые в системах, должны отвечать требованиям части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением».

//(kicu.ui тассифишции и постройки морских суОов VIII-7

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.2.1 В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Арматура запорные, регулирующие и предохранительные устройства, предназначенные для управления движением, распределения и регулирования расхода и других параметров перемещаемой среды путем полного или частичного открытия или закрытия проходного сечения.

Донно-бортовая армату ра - запорная арматура, установленная на наружной обшивке судна или на кннгстонных и ледовых ящиках, предназначенная для закрытия отверстий в наружной обшивке судна

Килевой охладитель (keel cooler) —забортный охладитель, представляющий из себя один или несколько герметичных каналов, являющихся частью корпу са судна, через которые прокачивается охлаждаемая среда

Огнестойкость трубопровода    способность тру бопровода сохранять прочностные и

функциональные характеристики в течение установленного времени при воздействии пламени.

Проточный охладитель (box cooler) забортный охладитель. представляющий из себя теплообменный аппарат, в котором охлаждаемая среда прокачивается через змеевики охлаждения, расположенные в специальной выгородке с отверстиями в бортовой обшивке для обеспечения естественной циркуляции забортной воды.

Система совокупность трубопроводов, механизмов, аппаратов, приборов, устройств и емкостей, предназначенных для выполнения определенных функций по обеспечению эксплуатации судна.

Трубопровод совокупность труб, арматуры, фасонных элементов, соединений труб, любых внутренних и наружных облицовок, покрытий изоляции, деталей крепления и зашиты труб от повреждений, предназначенных для транспортировки жидких, газообразных и многофазных сред, а также передачи давления и зву ковых волн.

Трубопровод ответственного назначения трубопровод, повреждение которого может привести к разливу горючей среды в машинных помещениях, затоплению, утечке токсичных сред, отказу системы, обеспечивающей работу г.тавных и вспомогательных двигателей, потере хода или управления.

Фасонные элементы трубопроводов колена, тройники, переборочные и палубные стаканы и другие детали трубопроводов, предназначенные для разветвлений линий трубопроводов, изменения направления движения транспортируемой среды и обеспечения непроницаемости корпусных конструкций.

VIII-8

1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствованиям при постройке, а также требования к технической документации, предъявляемой на рассмотрение Регистр), изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1.3.2    По виду проводимой среды и ее параметрам трубопроводы подразделяются натри класса в соответствии с рис. 1.3.2 и табл. 1.3.2. В зависимости от класса трубопровода определяются виды испытаний, типы соединений, режимы сварки и термообработки

Рис 1.3.2

Таблица 1.3.2

Проводимая среда

Класс I

(/> > р; КЗИ / > (;|

Класс II

K.iacc III

(/»</>! Kill |</|)

Токсичные или агрессивные коррозионные среды

Ьед ciiciihxii.iojx мер предосторожности1

При наличии специальных мер прелое торожиости 1

Нос1иачк.ч1июшиеся cpe.ua. потрете до температуры выше температуры вспышки им с температурой вспышки ниже 60 С\ сжиженные iaaa

Ьед ciiciihaimojv мер прелое торожиости'

При наличии специальных мер прслосторожиос ти

Пар’

()pi эпически; теплоносители5

Toiwihbo. смазочное масло, масло для ткдранличсских систем'

р> 1.6 кзи />300 р> 1.6 кзи Г>300 р> 1.6 кзи Г > 300

Любое сочетание двадсикя температуры. кроме аичсиий. чхаинных для классов I и III Любое сочетание .давв-шы icMnepaiypu. кроме значений. указанных .га классов I и III Любое сочетание длвк'нии тсчикратурм. кроме значений, указанных .га хтассов I и III

/>«0.7 и /«170 />«0.7 и /«150 />«0.7 и /«60

Прочие среды5 45

р> 4 или / > 300

Любое сочетание лавв-нни levnepaiypM. кроме значений. указанных .га ктассов I и III

/><1.6 и /<200

'Класс N не примснис1си ни токсичных сред :Грузовые трубопроводы имеют класс III.

’о — расчетное давление. МПа (см. 2.3.2.): / — расчета* температура. С (см. 2.3.5).

'Включай воду, воздух. 1яаы. невосп.имениющиссн iKtipaiuwiccKHc жидкое ж

'Безнапорные тр>бопроооды (сточные, переливные, вогдумиыс. таю выпускные и отводные от предохранительных хитинов) независимо от температуры имеют класс III

1.3.3 Трубы, арматура трубопроводов классов I и II. донная и бортовая, дистанционно-управляемая, газоотводная, закрытия возду шных труб, гибкие соединения (включая компенсаторы). а также армату ра, устанавливаемая на форпнковой переборке, подлежат освидетельствованию Регистром в процессе их изготовления.

VIII-9

1.4 ЗАЩИТА И ИЮДЯЦМЯ ТРУБОПРОВОДОВ

1.4.1    Конструктивные меры по защите от корронш.

1.4.1.1    При проектировании и монтаже судовых трубопроводов забортной воды с целью уменьшения их коррозионно-эрозионного износа должно учитываться следующее:

.1 число разъемных соединений должно быть минимальным. Разъемные соединения должны располагаться в местах, доступных для осмотра, обслуживания и ремонта:

.2 число запорных устройств на трубопроводах должно быть минимальным при условии нормального функционирования системы Арматура должна располагаться в местах, доступных для осмотра обслуживания и ремонта:

.3 трубопроводы должны выполняться с минимальным числом погибов Радиусы погибов труб должны быть не менее 2.5 их наружных диаметров При необходимости применения погибов с меньшими радиусами следует использовать специальные фасонные элементы;

.4 применение сварных колен из секторов для труб с условным диаметром менее 200 мм не допускается. Число секторов для колена 90 должно быть не менее трех Применение изогнутых или сварных фасонных элементов для изготовления бортовых или кннгстонных патрубков не допускается (см. 4.3.2.10);

.5 применение тройников, отростков, ответвительных штуцеров, приварышей и других элементов не должно приводить к уменьшению проходного сечения магистрали в местах их установки.

.6 средняя расчетная скорость потока, определенная по формуле (1.4.1.1.6), не должна превышать значений, у казанных в табл I 4.1.1.6.

Таблица 1.4.1.1.6

Май-риал трубчтпровата

Допустимая скорость потока, нс

Сталь, и юм числе оцинкованная. путчи с шаровидным |рафиюм

2.5

Медь

0.9

. Сном и и мстим латунь

2.0

Мсдио-никелеаые сплавы:

CuNi 5 Fe

2.0

CuNi 10 Fc

2.5

CuNi 30 Fc

3.5

Титановые сплавы

10.0

Примечания: 1. Для трубопроводов диаметром баке JO мм с фасомны

ми хкментами. имеющими рхтнусы скрут.тения и

местах сопряжений с магистралью 0.15 диаметра последней и более, гнутыми обводами радиусом 1к>1иба более 2.5 наружных

диаметров, без сварных поворотов и дроссельных диафратм. скорости потока мотут быть на 30 *о выше укатанных в таблице.

2. И осушительной, (атластой. дифферентов и креповой системах допустимые скорости потока мотут быть на 30 *о выше

укатанных в таблице с учетом вотможиото увеличения скорости согласно причечамню |.

3. 1) незаполненных постоянно волой трубопроватах волотюжарной системы, орошения, валяных та вес. спринклерной

.«отскаскя увеличение СЮроли поткало 5 нс.

4. И системах с титановыми трубами и арматурой ит лрутих материалов при определении допустимых скоростей

отфедедяюшимн являются хкченты. ни отопленные ит лрутих матермхтов

Соответствие настоящим требованиям средней скорости потока Vcp в упомянутых выше у частках тру бопроводов, а также мсжкингстонных каналах должно быть подтверждено расчетом по формуле

Сер-354а    (1.4.1.1.6)

где    О    —    максимальный    расход    на расчетом участке. м3/ч;

</ пнутрсиний диаметр трубопровода. мм.

П/мвюа классификации и тктроики морских cytknt VIII-10

1.4.2    Защита от обшей равномерном коррошн.

1.4.2.1    Стальные трубы забортной воды, а также воздушные и измерительные трубы балластных цистерн после гибки и сварки должны быть защищены от коррозии способом, одобренным Регистром. В качестве защиты могут применяться:

.1 цинковое покрытие, наносимое горячим способом. Толщина слоя цинкового покрытия должна быть не менее 50 мк. В зависимости от назначения трубопроводов Регистр может потребовать увеличения толщины покрытия:

.2 цинконаполненные лакокрасочные покрытия толщиной не менее 120 мк.

J эффективные лакокрасочные защитные покрытия (эпоксидное или аналогичное ему по водостойкости).

При выборе типа покрытия следует принимать во внимание его стойкость к среде, транспортируемой системой, в соответствии с условиями эксплуатации трубопровода

Допускаются алюминиевые покрытия трубопроводов в балластных танках, в грузовых инертизируемых танках, а также во взрывоопасных зонах на открытой палубе при условии защиты их от ударов. Применение цинкового или другого металлического покрытия труб не освобождает от мер по защите трубопроводов от контактной коррозии.

1.4.3    Защита от контактной коррозии.

1.4.3.1    При соединении труб из разнородных металлов в системах забортной воды должен быть принят один из следующих способов зашиты от контактной коррозии: нанесение защитного покрытия на внутренние поверхности тру бопроводов, электрон золяцня. протекторная защита, применение «жертвенных» патрубков (см. 1.4.3.5).

1.4.3.2    Защитное г ид ро изолирующее покрытие (полимерное, лакокрасочное или другое одобренного Регистром типа) наносится на поверхности контактирующих металлов, омываемых забортной водой, по длине не менее 5 номинальных диаметров трубы от точки контакта (но не требуется более I м). Для титановых сплавов вместо гидроизоляции допускается поверхностное оксидирование Рекомендуется применять покрытия вместе с другими способами защиты от контактной коррозии.

1.4.3.3    Элсктроизоляция разнородных металлов производится путем установки электроизолиру ющих соединений. При этом должны выполняться следующие требования:

.1 для защиты от контактной коррозии теплообменных аппаратов, другого оборудования и подсоединяемых к ним труб следует у станавливать одно электроизолирующее соединение в месте конгакга разнородных металлов, а второе — на расстоянии не менее 5 номинальных диаметров этих труб;

.2 для защиты от контактной коррозии труб и соединяемой с ними арматуры, сильфонных компенсаторов и дру гих подобных элементов тру бопроводов, изготовленных из разнородных металлов, электроизолирующие соединения следует устанавливать с обеих сторон этих элементов:

.3 для защиты от контактной коррозии соединяемых между собой труб, изготовленных из разнородных металлов, между ними следует установить с помощью электроизолирующих соединений с обоих концов трубу длиной не менее 5 номинальных диаметров этих труб, изготовленную из материала любой из соединяемых труб:

.4 для защиты корпусных констру кций от контакта с донно-бортовой армату рой из цветных сплавов следует устанавливать электроизолирующие соединения с обоих концов донно-бортовой арматуры, а также на самой трубе и ее отростках на расстоянии не менее 5 номинальных диаметров тру бы, если материалы тру бы и корпуса судна образуют электрическую пару Донно-бортовую и путеву ю арматуру следует также электронзолнровать от всех видов соединений (трубопроводов управления, обогрева, проду вания и т.п ). способных образовать контакт по металлу между армату рой и корпу сом судна. При установке на донно-бортовой арматуре второй запорной арматуры из того же металла их следует элсктронэолнроватъ как едину ю констру кцию:

.5 трубы с двумя и более электроизолирующими соединениями должны изолироваться от подвесок: