Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

331 страница

Купить НД 2-020101-124 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на электрические установки судов, подлежащих освидетельствованию Регистром, а также на отдельные виды электрического оборудования в соответствии с 1.3.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Техническая документация

2 Общие требования

     2.1 Условия работы

     2.2 Электромагнитная совместимость

     2.3 Материалы

     2.4 Конструктивные требования и степень защиты электрического оборудования

     2.5 Защитные заземления нетоковедущих металлических частей

     2.6 Молниезащита

     2.7 Размещение электрического оборудования

     2.8 Специальные электрические помещения

     2.9 Электрическое оборудование взрывозащищенного исполнения

     2.10 Антистатическое заземление

     2.11 Устройства и системы контроля сопротивления изоляции

3 Основной источник электрической энергии

     3.1 Состав и мощность основного источника электрической энергии

     3.2 Генераторные агрегаты

     3.3 Число и мощность трансформаторов

     3.4 Питание от внешнего источника электрической энергии

     3.5 Системы соединений агрегатов источника электрической энергии

4 Распределение электрической энергии

     4.1 Системы распределения

     4.2 Допустимые напряжения

     4.3 Питание ответственных устройств

     4.4 Питание электрических (электронных) систем автоматизации

     4.5 Питание объединенных пультов управления судном

     4.6 Распределительные устройства

5 Электрические приводы судовых механизмов и устройств

     5.1 Общие положения

     5.2 Блокировка работы механизмов

     5.3 Отключающие устройства безопасности

     5.4 Коммутационная и пускорегулирующая аппаратура

     5.5 Электрические приводы и управление рулевых устройств

     5.6 Электрические приводы якорных и швартовных механизмов

     5.7 Электрические приводы насосов

     5.8 Электрические приводы вентиляторов

     5.9 Электрические приводы шлюпочных лебедок

     5.10 Электрические приводы водонепроницаемых и противопожарных дверей

     5.11 Электрические приводы топочных устройств, котлов и инсинераторов

     5.12 Электрические приводы средств осушения носовых помещений навалочных судов

6 Освещение

     6.1 Общие положения

     6.2 Питание электрических цепей основного освещения

     6.3 Аварийное освещение

     6.4 Выключатели в цепях освещения

     6.5 Светильники тлеющего разряда

     6.6 Штепсельные розетки

     6.7 Освещенность

     6.8 Сигнально-отличительные фонари

     6.9 Свето-сигнальные и осветительные средства вертолетных палуб

7 Внутренняя связь и сигнализация

     7.1 Машинные электрические телеграфы

     7.2 Служебная внутренняя связь

     7.3 Сигнализация. Общие требования

     7.4 Авральная сигнализация

     7.5 Система сигнализации обнаружения пожара

     7.6 Сигнализация предупреждения о пуске системы объемного пожаротушения

     7.7 Сигнализация закрытия водонепроницаемых и противопожарных дверей

     7.8 Сигнализация в помещениях механиков

     7.9 Сигнализация контроля дееспособности машинного персонала

     7.10 Сигнализация поступления воды в грузовые трюмы навалочных судов, пассажирских судов, имеющих на борту 36 человек и более, а также грузовых судов с одним трюмом, не являющихся навалочными судами

     7.11 Сигнализация предельной концентрации взрывоопасных и ядовитых газов

     7.12 Сигнализация положения дверей пассажирских и грузовых накатных судов (ро-ро)

     7.13 Сигнализация предупреждения о пуске стационарной системы пожаротушения местного применения

     7.14 Системы телевизионного наблюдения и сигнализации

     7.15 Сигнализация уровня в сборных цистернах сточных вод

     7.16 Сигнализация о превышении температуры сальников валов, подшипников и корпусов насосов

     7.17 Сигнализация о превышении максимально допустимой температуры груза

     7.18 Сигнализация по избыточному давлению или вакууму в грузовых танках

     7.19 Сигнализация о достижении верхнего и предельного уровня в грузовых танках

     7.20 Сигнализация о неисправности системы экстренной отдачи буксирной лебедки

8 Защитные устройства

     8.1 Общие положения

     8.2 Защита генераторов

     8.3 Защита электрических двигателей

     8.4 Защита рулевых устройств

     8.5 Защита трансформаторов

     8.6 Защита аккумуляторов

     8.7 Защита контрольных ламп, вольтметров, конденсаторов и катушек напряжения

     8.8 Защита силовых полупроводниковых устройств

     8.9 Устройства защитного отключения (УЗО)

9 Аварийные электрические установки

     9.1 Общие положения

     9.2 Помещения аварийных источников электрической энергии

     9.3 Аварийные источники электрической энергии на грузовых судах

     9.4 Распределение электрической энергии от аварийных источников

     9.5 Пусковые устройства аварийных дизель-генераторов

     9.6 Аварийно-предупредительная сигнализация и защита приводных двигателей аварийных дизель-генераторов

     9.7 Источники бесперебойного питания (ИБП)

10 Электрические машины

     10.1 Общие положения

     10.2 Контактные кольца, коллекторы и щетки

     10.3 Подшипники

     10.4 Датчики температуры

     10.5 Перегрузка

     10.6 Генераторы переменного тока

     10.7 Генераторы постоянного тока

     10.8 Электромагнитные тормоза

     10.9 Асинхронные электродвигатели, питаемые от полупроводниковых преобразователей частоты (преобразователи частоты)

11 Трансформаторы

     11.1 Общие положения

     11.2 Перегрузка, изменение напряжения и параллельная работа

12 Силовые полупроводниковые устройства

     12.1 Общие положения

     12.2 Допустимые параметры искажения напряжения

     12.3 Системы управления и сигнализация

     12.4 Измерительные приборы

13 Аккумуляторы

     13.1 Общие положения

     13.2 Размещение аккумуляторов

     13.3 Отопление

     13.4 Вентиляция

     13.5 Зарядка аккумуляторных батарей

     13.6 Установка электрического оборудования в аккумуляторных помещениях

     13.7 Электростартерный пуск двигателей внутреннего сгорания

14 Электрические аппараты и установочная арматура

     14.1 Электрические аппараты

     14.2 Установочная арматура

15 Электрические нагревательные и отопительные приборы.

     15.1 Общие положения

     15.2 Отопительные приборы

     15.3 Нагревательные устройства для топлива, масла и воды

     15.4 Системы с применением кабелей нагрева

16 Кабели и провода

     16.1 Общие положения

     16.2 Жилы

     16.3 Изоляционные материалы

     16.4 Оболочки

     16.5 Защитные покрытия

     16.6 Маркировка

     16.7 Монтажные провода

     16.8 Кабельная сеть

     16.9 Шинопроводы, прокладываемые вне распределительных устройств

17 Гребные электрические установки

     17.1 Общие положения

     17.2 Определения и пояснения

     17.3 Структура гребных электрических установок (ГЭУ)

     17.4 Системы возбуждения

     17.5 Электромагнитная совместимость (ЭМС) ГЭУ

     17.6 Первичные двигатели генераторов ГЭУ

     17.7 Генераторы ГЭУ

     17.8 Распределительные щиты ГЭУ

     17.9 Силовые трансформаторы ГЭУ

     17.10 Полупроводниковые преобразователи ГЭУ

     17.11 Средства защиты фильтров гармоник

     17.12 Гребные электрические двигатели (ГЭД)

     17.13 Специальные требования к погружным поворотным гребным электрическим двигателям (ППГЭД) и к приводам с винторулевыми колонками (ВРК)

     17.14 Системы управления гребными электрическими установками

     17.15 Электрические муфты

18 Дополнительные требования к электрическому оборудованию на напряжение выше 1000 В до 15 кВ

     18.1 Общие положения

     18.2 Проектирование системы

     18.3 Электрические машины

     18.4 Силовые трансформаторы

     18.5 Кабели

     18.6 Распределительные устройства и щиты управления

     18.7 Размещение (монтаж)

19 Требования к электрическому оборудованию, вытекающие из назначения судна

     19.1 Пассажирские суда

     19.2 Нефтеналивные и нефтесборные суда

     19.3 Суда для перевозки транспортных средств с топливом в баках, необходимым для движения этих транспортных средств

     19.4 Суда специального назначения

     19.5 Суда для перевозки контейнеров

     19.6 Суда-катамараны

     19.7 Плавучие краны и крановые суда

     19.8 Плавучие доки

     19.9 Стоечные суда

     19.10 Рыболовные суда

     19.11 Суда, перевозящие опасные грузы

20 Требования к электрическому оборудованию холодильных установок

     20.1 Общие положения

     20.2 Питание и коммутация

     20.3 Вентиляция

     20.4 Освещение

21 Запасные части

22 Специальные требования к электрическому оборудованию судовой электроэнергетической системы (СЭЭС) с распределением электрической энергии на постоянном токе

     22.1 Общие положения

     22.2 Системы соединений агрегатов источника электрической энергии

     22.3 Распределение электрической энергии

     22.4 Защитные устройства

     22.5 Электрические машины

     22.6 Трансформаторы питания потребителей переменного тока

     22.7 Преобразователи электрической энергии

     22.8 Гребные электрические установки

Приложение 1(рекомендуемое). Методика расчетов токов короткого замыкания в судовых электроэнергетических системах с распределением электроэнергии на постоянном токе

23 Специальные требования к вентильным генераторам

     23.1 Общие положения

     23.2 Определения и пояснения

     23.3 Приводные (первичные) двигатели

     23.4 Генераторы

     23.5 Полупроводниковые преобразователи

     23.6 Системы охлаждения и смазки

     23.7 Регулирование напряжения

     23.8 Регулирование частоты вращения

     23.9 Регулирование частоты напряжения

     23.10 Защитные устройства

     23.11 Перегрузка

     23.12 Синхронизация

     23.13 Распределение мощности при параллельной работе

     23.14 Схемы подключения и режимы работы

     23.15 Измерительные приборы

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XI

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

НД Ns 2-020101-124

Санкт-Петербург

2020

Правила классификации и постройки морских судов PocciriicKoro морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2020 года.

Настоящее тдаиис Правил составлено на основе шдания 2019 года с учетом изменении и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской орт лнтпацнн (ИМО). Правила состоят тп следующих частей: часть 1 «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование н снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Копты, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудоватлте»;

часть XII «Холодттлытыс установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция н про'птость судов тп полимерных ком почт и тонных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, опредс.ыющие конструктивные п ит жеплу.п анионные особенности судна»:

часть XVIII «Дополнтттельные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part Х\ТП "Additional Requirements for Stnictures of Container Ships and Ships. Dedicated l’rimarily to Cam their Load in Containers"). Текст части XVHI соответствует УТ МАКО S11A «Требоватлтя к продольной прочности контетлтеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требоватлтя к вариантам нагрузит при проверке прочноелт контетлтеровозов методом конечных элементов» (май 2015);

Приложение к Правилам н Руководствам Российского морского pcincipa судоходства. Процедурные Требоватлтя, Уннфштнрованныс Интерпретации и Рскомсндацтпт Международной Ассоцнацнн Классификационных.

Части I XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках.

4acib XVIII и Приложение к Правилам и Руководствам Российскою морского регистра судоходства тпдаются в электронном виде только на английском языке.

< Российский морской регистр судоходства. 2020

Травила классификации и постройки морских судов XI-11

1.4 ТКХНИЧКСКАЯ ДОКУМКНТА1Ц1Я

1.4.1    Объем технической докумсшаш1И но э.кктрическому оборудованию. предъявляемый на рассмотрение Регистру по судну- в целом, содержтпся в 3.2 части I «Классификация».

1.4.2    До начала освидетельствования электрического оборудования при изготовлении должна бы1ь представлена на рассмотрение Регистру следующая документация:

.1 описание принципа действия и основные характеристики;

.2 спсннфпкацпя (перечень изделий), в которой укатаны все использованные элементы, приборы и материалы с их техническими характеристиками;

.3 чертеж общею вида с разрезами;

.4 принципиальная схема;

.5 программа испытаний;

.6 результаты расчета вала ротора (якоря), чертежи узлов крепления полюсов, активною железа, коллектора и т.п., а также мест сварных соединений конструкции с валом — для электрических машин е номинальным током более 1000 А;

.7 расчет шин па электродинамическую и термическую стойкость к действию тока короиюю замыкания — д.тя распределтпельных ногтов. если номштальный ток отдельно работаюпртх генераторов или сумма токов параллельно работающих генераторов превышает 1000 А;

.8 данные динамической или статической номсхоустоГгптвосш или указание способа испытания элсктромашиитой совместимости;

.9 указание конкретных мер подавления помех.

При необходимости Рептстр может потребовать представления дополнительной технической документации, а также данные о надежности.

Привила классификации и постройки морских судов XI-12

2 ОБЩИЕ ТРЕБСЖЛНИЯ

2.1 УСЛОВИЯ ЗДБОТЫ

2.1.1    Влияние климатических условий.

2.1.1.1    В качестве номинальных рабочих температур окружающею воздуха и охлаждающей воды для элекгр1пеского оборудования должны применяться указанные в табл. 2.1.1.1.

Таблица 2.1.1.1

.4»

1111

Место расположения оборудования

Температуря окружающего воетула и ох.«ж,тающей коды, с

Неограниченный район и икания

Ппякание инс тролтсской зоны

Воздух

Нода

Вохтух

Вода

1

ЧТашиииыс и снсцниьиыс uicKipn-

+ 45 ... 0

+ 32

+ 40 ... 0

+ 25

чес кис помещения, камбузы

2

Открытые патубм

♦ 45 ._ -25

♦ 40 _. - 25

3

,'Трутс помещения

+ 40 ... 0

+ 400

Примечание. Электронные элементы и устройства. предназначенные ,|,м вмонтщкжанкя a распределительные uihiu. пульты или кожухи, должны мятежно работать при Teuiiejxnyi* окружающей Ц1еды до 55 С.

Темпфатура до 70 С ие должна ки ммо ио*ц>еж1емнн элементов. устройств и систем

2.1.1.2    Электрическое оборудование должно надежно работаю в условиях относшельной влажности воздуха 75±3 % при температуре +45±2 С или 80±3 % при температу ре +40 + 2 С, а также при относшелмюй влажности возду ха 95 + 3 % при течтературе +25 ±2 С.

2.1.1.3    Если электрическое оборудование установлено в помещениях, оборудованных устройствами для поддержания заданной температу ры, то в качестве номинальной рабочей температуры окружающею воздуха д.тя такого элсктр1Р1есного оборудования могут приняты меньшие значения, чем эго указано в табл. 2.1.1.1. но не ниже * 35 С, при следующих условиях:

.1 оборудование нс является аварийным и расположено вне машинных помещений:

.2 заданная температура в помещении поддерживается, по крайней утере, двумя холодильными установкауш так. что при выходе из строя .иобон из них. оставшиеся обеспечивают поддержание гада пн ой температуры;

.3 оборудование, устанавливаемое в таких помещениях, должно безопасно работать пртт температуре * 45 С в течение времени, необходимою для достижения номинальной рабочей температуры окружающего воздуха. При этом холодильное оборудование должно выбираться для работы при температуре окружающего возду ха -45 С;

.4 в посту управления, тде предусмотрена постоянная вахча. должна Овив предусмотрена звуковая п световая сигнализация о неисправности холодильной установки.

2.1.2 Механические воздействия.

2.1.2.1 Электрическое оборудование должно надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 80 1ц, а именно: при частотах от 2 до 13.2 Гц с амплитудой перемещений +1 мм п при частотах от 13.2 до 80 Где ускорением ±0Jg.

Электрическое оборудование, установленное на источниках вибрации (дизели, компрессоры н т.п.) млн в румпелыюм отделении, должно надежно работаю при вибрациях от 2 до 100 Ги. а именно: при частотах от 2 до 25 Гц с амплитудой перемещения + 1.6 мм и при частотах от 25 до 100 1ц с ускорением ±4,0.1».

Хранит классификации и постройки морских судов

XI-13

Электрическое оборудование должно надежно работа (ыакже при ударах с ускорением ± 5,0# н частоте в пределах от 40 до 80 ударов в минуту.

2.1.2.2    Электрическое оборудование должно бсзшказно работь при длительном крене судна до 15 и дифференте до 5 . а также при бортовом качке до 22,5 с периодом 7 — 9 с и килевой до 10 от вертикали.

Аварийное оборудование должно, кроме того, надежно работать при длительном крене до 22,5 , дифференте до 10 , а также при одновременном крене и дифференте в укатанных выше пределах.

На газовозах и химовозах аварийные источники электрической энергии должны сохраниib работоспособность при крене судна до 30 .

2.1.2.3    Электртгтеское оборудование до.окно обладать соответствующей механической нро>шос1ыо н ус1анав.ишл1ься в таком месте, 1де нет опасности механическою повреждения (см. также 2.7.4).

2.1.3    Допускаемые отклонения параметров пнтанни.

2.1.3.1 Электрическое оборудование должно бьпь такой конструкции, чтобы во всех случаях, кроме укатанных в 10.8.2 и 14.1.4.2 — 14.1.4.3, оно оставалось работоспособным при отклонениях напряжения шпання н часюш. указанных в табл. 2.1.3.1 (см. !акжс 3.1.2.2 и 16.8.3.3).

Табл нца 2.1.3.1

Параметры

Огклаиеиие от иоинюльимх вичсиий

Длительное,

%

кратковременное

%

Нрсмя. С

Напряжение (переменный ток)

♦6...-10

*20

1.5

Частого (дкаппой частот ЭЭУ с

*5

*10

5

изменяемой частотой основного

источника .•деыриМ1Срг>Ш)

Напряжение (постоянный ток)

*10

5

циклические отклонении

10

НОЮЩИМ

Примечание. 11рм питании от аккумуляторной батареи:

длительное iumuiciihc напряжения должно налоци1ъи1 в нрсдсдил от *30 до -2$ % да» оборудовании, miitk'iiai iak oi аккумуляторной батареи. ihuk-ik’ichhoh к парадному устройству.

длительное нлмснснне напряжения должно нахцппъся в пределах от *20 до -2? % дм оборудования, нс подключенного к батарее ми время зарядки

2.1.3.2 Д.1я механизмов и устройств на судах офаниченною района плавания R3. за исключением механизмов и устройств ответственного назначения, допускается применение электрического оборудования (общепромышленного исполнения), частично соответствующею указанным выше |рсбованням.

_Прочим    классификации    и    постройки    морских    судов_

ХМ 4

2.2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

2.2.1    Общие требовании.

2.2.1.1    Настоящие требования распространяются на электрическое обо руд о ватте н оборудование автоматизации для обеспечения электромагнитной совместимости на борту судна.

2.2.1.2    Оборудование должно безотказно работай, при помехах, имеющих следующие параметры: .1 постоянное и переменное (50 Гц) магнитное поле — в соответствии с табл. 2.2.1.2.1.

Таблица 2.2.1.2.1

Класс оборудования

Напряженность. А, м

Постоянное поле

Переменное пак (50 Гц)

1

100

100

2

400

400

3

1000

1000

Допускается установка оборудования:

класса 1 — на расстоянии 2 м и более от мощного источника по; иг (шинопровод, групповой трансформатор);

класса 2 — на расстоянии 1 м и более от мощною ттсточника поля: класса 3 — без отраничеиня расстояния от любого неючннка ноля;

.2 гармонические составляющие напряжения по цепям питания — в соответствии с трафиком высших гармоштк судовой сети, изображенным тта рис. 2.2.1.2.2 в логарифмическом масштабе;

<■>/**.«

Юг I

'|-I

IS    ЮО    300    11ррясЪж

ЧОЩгуфСКод и чтил гмч-ипй

°L

I

Рис. 2.2.1.2.2 График высших гармонических составляющих судовой ости

.3 электростатические разряды — с амплитудой напряжения 8 кВ;

.4 радиочас тотные электромагнитные поля в диапазоне 80 МГц— 2 ГГц со средиеквадрашчсс-ким значением напряженности поля 10 В м;

.5 наносскундиыс импульсы напряжения с амтиштудой 2 кВ но силовой сети пшания и 1 кВ для сигнальных кабелей и кабелей управления длительностью 5 50 нс:

.6 радиочастотные помехи по цепям проводимости в диапазоне 150 кГц — 80 МГц со средне квадратическим значением напряжетшя 3 В и 80-процентной модуляцией тта частоте 1 кГц;

.7 мтткросекундные импульсы напряжения длтгтельностью 1,250 икс по цепям питания с амшппудой 1 кВ при подаче через уст|юйство связи-развязки между каждой цепью н корпусом и 0.5 кВ при подаче через устройство связи-развязки между цепями.

2.2.1.3 Значение суммарного коэффициента гармонических составляющих кривой напряжения не должно превышать 8 °о и определяется но формуле

К.    Т-100%.    (2.2.13-1)

где    Upjc    среднеквадратичнеч;    значение напряжения подгруппы к ой гармоники.

г к - порядок гармоннют

Правим классификации и постройки морских судов XI-15

VPM =у/и1+1>£1№.*.ь. В.    (2.2.1.3-2)

где    U/f - среднеквадратичное значение напряжения кчЛ гармоники;

иГ£ среднеквадратичное значение спектральной составляющей. непосредственно прилегающей к к-ой гармонике; h порядок спектральной составляющей.

Значение А'» регламентируется для полностью укомплектованной судовой электроэнергетической системы.

Для цепей систем элсктродвнжсння. непосредственно нс подключенных к сети общесудовых потребителей, значение суммарного коэффициента гармонических составляющих кривой напряжения нс должно превышать 10 %.

Допускается использование отдельных шин с А', > 8 ятя питания мощных источников гармонических соетав.ыющих напряжения н невосприимчивого к ним электрооборудования при условии, «по указанные шипы подк.иочаются к основным нишам сети через развязывающие устройства (см. 2.22.2).

В случаях превышения установленною значения коэффициента гармонических составляющих кривой напряжения все электрооборудование должно бьпь рассчитано на такое прсвышеш1е, чю до.тжно быть подтверждено документально.

2.2.1.4    Уровни напряжеш1я радиопомех, создаваемых в цепях питания, не должны превышать следующих значений в указанных ниже диапазонах частот;

Я1я оборудования, размещаемою на открыюй палубе н ходовом мостике

10-150 кГц — 96—50 дБм кВ м;

150 - 350 кГц — 60 - 50 дБмкП м;

350 кГц- 30 МГц — 50 дЬмкВ м;

яы оборудоваши, размещаемою в машинных и друтнх закрытых тюмещеших судна

10 - 150 кГц — 120-69 дБмкВ м;

150- 500 кГц — 79 дБмкВ/м;

500 кГц - 30 МГц — 73 дБмкВ м.

Для 1пмсрс1шя уровня напряже1Л1я радиопомех должен использоваться эквивалент сети и квазн-пнковый измертпельный приемник. Ширина полосы пропускания приемника при тмереннях в частотном диапазоне от 10 до 150 кГц должна быть 200 Гц. а в частотном диапазоне от 150 кГц до 30 МГц — 9 кГц,

2.2.1.5    На судах. д.1я которых ограничение уровня радиопомех от силовых полупроводниковых преобразователей в соответствии с требованиями 2.2.1.4 не представляется возможным, сеть шпанпя средств автоматизации, радио- и навш анионною оборудоваши должна иметь гальваническую развязку, обеспечивающую затухание не менее 40 дБ в диапазоне частот 0.01 — 30 МГц. с сетью ншання этих преобразователей.

Кабели ишаши оборудоваши с уровнями радиопомех, превышающими указанные в 2.2.1.4. должны прокладываться на расстоянии не менее 0,2 м от кабелей других групп оборудования при длине совместной прокладки более 1 м (см. 2.2.2.8).

2.2.1.6    Уровни создаваемого электромагнитного по.ы радиопомех на расстоянии 3 м от оборудования не должны превышать следующих значений в указанных ниже диапазонах частот;

д,тя оборудования, размещаемого на открытой палубе и ходовом мостике

150 - 300 кГц — 80 - 52 дБмкВ/м;

300 кГ ц- 30 МГц — 52-34 дБмкВ м;

30-2000 МГц — 54 дБмкВ м. за исключением диапазона 156 — 165 МГц, тде он устанавливается равтлдм 24 дБмкВ/м;

для оборудования, размещаемою в машинных и других закрытых помещеших судна

150 кГц — 30 МГц — 80 — 50 дЬмкВ м;

30 — 100 МГц — 60 — 54 дБмкВ м;

100-2000 МГц — 54 дБмкВ м, за исключением диапазона 156 — 165 МГц, где он

XI-16

устанав-швается равным 24 дБмкВ м.

Для тмерений должен использоваться квазипнковый измерительный приемник. Ширина полосы пропускания приемника в диапазоне частот от 150 кГц до 30 МГц н от 156 до 165 МГц должна быть 9 кГц. а в диапазоне частот от 30 до 156 МГц н oi 165 МГц до 1 ГГц — 120 кГц.

2.2.2 Меры обеспечения электромагнитной совместимости.

2.2.2.1    Для защиты радиооборудования от электромагнитных помех следует учитывать требования. содержащиеся в части IV «Радиооборудование» Правил по оборудованию морских судов.

2.2.2.2    Д.1Я разделения судовой сети шпация следует применять вращающиеся преобразователи. специальные трансформа юры и фильтры.

2.2.2.3    Экран или металлическую броню силовых кабелей следует соединять с металлическим корпусом соответствующею оборудования и заземлять как можно чаще, как минимум, на каждом конце.

2.2.2.4    Экраны сигнальных кабелей следует заземлять в одной точке на стороне блока обработки первтгтного сигнала. При этом кабель должен иметь внешнюю изолирующую оболочку.

2.2.2.5    Должна соблюдаться непрерывность экранирования, для чего экраны кабелей следует соединять с корпусами оборудования, в кабельных ответ внтелытых и распределительных ящиках, в проходах кабелей через переборки.

2.2.2.6    Заземление, выполненное с целью защит от помех, должно иметь электрическое сопротивление не более 0,02 Ом, минимально возможную длину, вибрационную и коррозионную устойчивость, доступность д.тя проверки.

2.2.2.7    Экраны кабелей по должны использоваться в качестве обрашото провода.

2.2.2.8    Судовые кабели делятся по типу передаваемых сигналов на группы:

.1 коаксиальные кабели радиоприемных устройств и видеосигналов с уровнем сигналов 0.1 мкВ — 500 мВ;

.2 экранированные hjui коаксиальные кабс.ш с ана.юювымп и цифровыми сигналами с уровнем сигналов 0.1 — 115 В;

.3 экранированные кабели устройств телефонии и радиотрансляции, управления и сигнализации с уровнем сигналов 0.1 — 115 В:

.4 неэкранпрованнме и расположенные ниже палубы, экранированные и расположенные над палубой кабели силовой септ и ceni освещения с уровнем сигналов 10 — 1000 В;

.5 коаксиальные или экранированные кабс.ш передающих антенн радиопередатчика, радиолокационной станции, эхолота и силовых полупроводниковых преобразователей с уровнем сигналов 10— 1000 В.

2.2.2.9    Кабели одной группы могут прокладываться в одной трассс. если разница уровней передаваемых сигналов нс влияет на работу оборудования, чувствительного к помехам. Кабели (трассы) разных труни при длине пара.тлслыюй прокладки более 1 м должны быть удалены друг от друга не менее чем на 0,1 м. а их пересечение до.тжно выполняться под прямым углом. Кабели радиолокационной станции и эхолотов, указанные в 2.2.2.8.5. должны прокладываться в двойном экране или, при коаксиальном исполнении, внутри металлической трубы. Внешний экран должен заземляться вместе с основным экраном кабеля.

2.2.2.10    При установке электрического оборудовать и прокладке кабелей вблизи магтлпных компасов, а также для защит от помех другого навигационного оборудования должны учитываться требования части V «Навигационное оборудование» Правил по оборудованию морских судов и приложений 1 н 2 разд. 16 Руководства по техническому наблюдению за постройкой судов.

2.2.2.11    На всех судах ш юконспроводящпх материалов, па которых Правилами требуется установка радиооборудования, все кабели, расположенные в радиусе 9 м от антенн, должны быть экранированы тми защищены от излучения помех другими способами, а вес оборудование должно иметь устройства д.тя подавления радиопомех.

Правила классификации и постройки морских судов XI-17

2.3 МАТЕРИЛ. 1Ы

2.3.1    Конструктивные материалы.

2.3.1.1    Конструктивные части электртпеского оборудования должны тпготовляться in материалов. не содержащих асбест, прочных, по K|>ainieii мере, трудновоспламеняющнхся. устойжтвых к воздейст вию морской атмосферы н паров масла и топлива или должны быть надежно защищены от воздействия этих факторов. Для оборудования, установленного или предназначенного для использования во взрывоопасных помещениях и пространствах, конструктивные части электрическою оборудования должны изготовляться из материалов, обеспечивающих электростатическую и тальваничсскую нскробсзонасность.

2.3.1.2    Пинты, гайки, петли н подобные детали, предназначенные для крепления закрытий электрического оборудования, установленного на открытой палубе и в помещениях с повышенной влажностью, до.1жны изготовляться in коррозионно-стойких материалов н/илн иметь надежное антикоррозионное покрытие.

2.3.1.3    Все юковедущие части электрических устройств должны изготовляться из меди, медных сплавов или других материалов. обладающих равноценными свойствами, за исключением:

.1 элементов реостатов, которые должны изготовляться из механически прочных материалов с высоким удельным сопротивлением, выдерживающих высокую температуру;

.2 короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных и синхронных двшатслсй. которые допускается тгз10товля1ь из а.тюминия или его сплавов, сюйких к морским условиям;

.3 угольных щеток, метал локера мтртсских контактов и других подобных частей, когда это обусловлено требуемыми свойствами:

.4 элементов электрического оборудования, которые непосредственно присоединены к корпусу судна, использованному в качестве обратного провода при одионроводной системе;

.5 алюминиевых обмоток высоковольтных трансформаторов согласно 18.4.1.6.

2.3.2 Изоляционные материалы.

2.3.2.1    Изоляционные материалы частей, находящихся под напряжением, не должны содержать асбест н должны обладать соответствующей диэлектрической прочностью, быть устотгптвымп против появления токов утечки по поверхности, влаго- и маслостойкими и достаточно прочными или должны бьиь соответствующим образом защищены.

Температура нагрева юковедущнх частей и мест их соединения при номинальной натрузке не должна превышать допустим ой температуры нагрева изоляционных материалов.

2.3.2.2    Для охлаждения нет полир о ванных частей электрического оборудования допускается применение нсвосн.тамсняющихся жидкостей.

2.3.2.3    Для изоляции обмоток машин, аппаратов и друтнх ответственных устройств должны применяться 1130;1яцтюниые материалы в соответствии с согласованными стандартами.

Рекомендуется применение тгзо.тяцнонных материалов не ниже класса Е.

2J.2.4 Провода, используемые для внутренних соединений электртртескнх устройств, должны иметь !поля1шю. изготовленную, по крайней мерс, из трудновоспламеняющнхся материалов, а у аппаратов с повышенным нагревом, а также указанных в разд. 15, — in негорючих материалов.

2.3.2.5 Изоляционные материалы, применяемые для тптотовлештя кабелей, — см. 16.3.

Правила классификации и постройки морских судов XI-18

2.4 КОНСТРУКТИВНЫ К ТРЕБОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

ОБОРУДОВАНИЯ

2.4.1    Общие требования.

2.4.1.1    Части, требующие замены во время эксплуатации, должны легко демонтироваться.

2.4.1.2    При применении винтовых креплений должны быть предусмотрены меры, исключающие самое питч ива мне шипов и таек, а в местах, требующих частою дсмошажа и открывания. — утерю их.

2.4.1.3    Уплотнительные прокладки частей электрическою оборудования (дверец, крышек, смотровых отверстий, сальников и г. и.) должны обсснс1швл1ь соответствующую степень защиты в условиях эксплуататш.

Уплотнения должны быть прикреплены к кожуху или крышке.

2.4.1.4    Если кожухи, щшкн и крышки электрического оборудования, расположенного в местах, доступных неспециализированному персоналу, препятствуют досту пу к частям, находящимся под напряжением, то они должны открываться только с помощью инструментов.

2.4.1.5    Электрическое оборудование, в котором может происходить образование конденсата, должно снабжаться устройствами для отвода воды. Внутри оборудования должны быть предусмотрены каналы, обеспечивающие отвод конденсата со всех частей оборудовать. Обмотки и части под напряжением должны быть расположены или защищены таким образом, чтобы они нс подвергались воздействию конденсата, который может скапливаться внутри оборудования.

2.4.1.6    Элскф1Р1сскос оборудование с принудительной вентиляцией, предназначенное для установки в нижних частях влажных помещений, должно иметь такую систему вентиляции, чтобы попадание влаги и масляных паров внуфь оборудования было минимальным.

2.4.1.7    Если в пульте и.ш щите управления применены измерительные приборы с подводом к ним масла, пзра или воды, должны быть приняты меры, исключающие возможность попадания этих компонентов на части, находящиеся под напряжением, при повреждении приборов или трубопроводов.

2.4.2    Изоляционные расстояния.

Расстояния между частями, находящимися под напряжением с разными потенциалами, или между частями, находящимися под напряжением, и заземленными металлическими частями или наружным кожухом по воздуху и но поверхности изоляционною материала, должны соотвст с мю-ват ь рабочим напряжетшям и условиям работы устройства с учетом свойств примененных нзо.1Я1июштых материалов.

2.4.3    Внутренний монтаж.

2.4.3.1    Весь внутренний монтаж электрического оборудования должен быть выполнен многопроволочным проводом. Монтажные провода до.тжиы иметь маркировку в соответствии со

схемой НОДК.ТЮЧСНИЯ.

2.4.3.2    Для внутреннего монтажа распределшельных устройств, пультов управления и других устройств распределения, коммутации и т. и. должны применяться провода площадью сечения нс менее 1 мм2.

Для систем управления, защиты, измерения параметров, сигнализации и внутренней связи допускается применение проводов площадью сечения не менее 0.5 мм*.

Для электронных и электрических устройств преобразования и передачи слабых сигналов могут применяться прово;зд площадью сечения не менее 0,2 мм2.

2.4.3.3    Токоведущие части до.тжиы быть закреплены так. чюбм они нс несли дополшпе.тыюй механической нагрузки; причем не следует применять виты, ввинчиваемые непосредственно в изоляционный материал.

2.4.3.4    Концы миоюттрово.точных жил кабелей и проводов должны бьпь обработаны в зависимости от типа применяемого зажима или должны иметь кабельные наконечники.

Привили классификации и постройки морских судов XI-19

2.4.3.5    Изолированные провода должны укладываться и кретпься таким обратом, чтобы способ их крепления и расположения не уменьшал сопротивления шолякпи и они не подвергались повреждениям вследствие электродинамических усилии, вибрации и сотрясении.

2.4.3.6    Должны быть приняты меры, чтобы температуры, допустимые д.тя изолированною провода в нормальных эксплуатационных условиях или за время отключения тока короткого замыкания, не были превышены.

2.4.3.7    Подк.иочсннс изолированных проводов к клеммам или шинам должно выполняться таким образом, чтобы в поминальном рабочем режиме изоляция провода не подвергалась воздействию температуры перегрева.

2.4.4 Степень танины электрическою оборудования.

2.4.4.1    В зависимости от места установки должно применяться электрическое оборудование с соответствующим запиттным исполнением или должны приниматься другие меры для запреты оборудования от вредных влиянии окружающей среды и зайти гы персонала от поражения электрическим током.

2.4.4.2    Минимальные степени защиты электрического оборудования, установленного в помещениях гг пространствах судна, должтгы выбираться сот.таено табл. 2.4.4.2.

XI-20


Таблица 24.4.2

Наименование электрического оборудования

•ivwiv |4biiUHV«vmM tKnvn 1 рптуьасхл v»

оборудования

Электрические

МИШИНЫ.

трансфорштеры

Распределительные щиты, нустгарегу-ли])ующая ашаратура. пускатели

Оборудование свази и си гнал и raiiHH. обо|)удовкнне яитомитизщин. установочная аппи|>агура (выключатели, розетки. соединительные коробки)

Нагревательные и отопительные приборы

См-I иль-инки

1омсщсння н цтостраиства. в которых \ioiyi образовываться взрывосчисныс смеси паров, газов и пыли с воздухом

Кх

(СМ- 2.9. 19.2.4)

Кх

(СМ 2.9. 19.2.4)

Кх |см 2 v. 19 2 I)

Сухие новепкниа. сухие жилые помещения

1Р20

IP20

IP20

IP20

IP20

Ходовой мостик. радиорубка

IP22

IP22

IP22

IP22

IP22

Служебные помещения, помещения рулевой машины, uiделение холодильных Мишин <ЗЯ исключением аммничии1х> оборудования), помещение аварийного icMq>iimpa кладовые общею назначения Буфетные. провизионные помещения

IP22

IP22

IP22

IP22

IP22

Машинные н

Нышс насты

11*22

IP22

IP44

IP22

IP22

КО 1 C.I Ь И Ы С

пимстеиим

Ниже кастам

ПМ»

IP44

1РИ

IP И

Посты у нрав, те них (Сухие)

IP22

IP22

IP22

IP22

IP22

Закрытые помещения для сспфаюров

IP44

IP44

IP44

IP44

IP44

Помещения и нректранства. защищенные стацнона|>ной системой пожаротушения местною цтмеисмия1

IP 44

IP44

IP44

IP44

IP44

Охлиждяемые нимешемия. камбузы. м|вт1счныс. ванные и душевые

IP44

IP И

IP55

IP И

IP44

Помещения для обработки продуктов промысла . туннели ва.юи|юводов. трую-вые трюмы

IPS5

IP55

IP55

IP55

IP55

Открытые палубы

IP 56

IP56

IP56

IP56

IP56


’При установке хтсктрооборудоваиия в прилегающих зонах. не подверженных прямому воадействию системы, но со<лас(жаник> с Регистром, может бить допущена более низкая степень а щиты при условии принятия соответствующих Mq> ятцитм злектрооборудоилнн* (установка дополнительных закрытий и фильтров ирмилной вемшлхиим. яшншыл .<ьранон и г.Л).

Для алектрмчесюто общтудовяния. устянэилтзсмого к помещениях для обработки продуктов п|х>чысла и лива, рекомендуется дополнительная ищнта для возможности его санитарно-гигиенической обработки забортной водой.

Примечание Нети оболочка оборудования не обеспечивает требуемой степени защиты, следует ip имена п. иные методы или иное расположение оборумивамня дна обесисчеипя степени тищиы. требуемой в табище.


ПЕРЕЧЕНЬ inVfEHEinifl

(изменения сугубо редакционного характера в Перечень не включаются)

Измсмясммс пункты павы разделы

Информация пи н тиснениям

Ч» н да ж циркулярной! нмоли KcnoyiMM внесены изменения

Дй1В BCiyiLICIIHK

в силу

Пункт 2.2.1.

Устранена опечатка в формуле (2.2.1.3-2)

315-05-1327цот 12.02.202»

12.02.2020

Пункт 2.9.14

Уточнены тутебоиаиня к кабелям ис^юбсюпаеных сетей с учетом стачтартов МОК 60079-14 и МОК 6007*25

315-05-1327ц от 12.02 2020

12.02.2020

Пункт 3.4.3

Вводится новый пункт. содсржимий треСмкжния к площади сечения нейтральной жилы

01.01.2020

Пункт 5.5.1

Уточнены требовании к рулевым устройствам с учетом 511 МАКО «'242 (Rev.2 Jan 20201

315-05-1389ц от 12.05.2020

01.07 2020

Пункт 5.5.12

Уточнены требования к нерсмсшснто перл руты в случае обнаружения иена равно сто системы убавления | тунского устумйстм с учетом УТ МАКО Е25 (Rev 1 Dec 2019)

315-05-1369ц от 08.0( 2020

01.01.2021

Пункт 5.8.3

Уточнены требования к раешможенши н торою отк.1ю>таюн|ето уетуюйспм общесудовой кемтляции с учетом нржнеи II 2/5.2.1.2 СОЛ АС-74

315-05-1327ц от 12.02.2020

12.02.2020

Пункт 6.8.3

Пункт иск. ночей

315-05-1327ц от 12.022020

12022020

Пункты 6.8.4 - 6.8.7

Нумерация пунктов изменена на 6.8.3 - 6.8.6. соответственно

315-05- 1327ц от 12.022020

12.022020

Пункт 68.5 (перенумс-|кжаиммй 6.8.6)

Уточнены фсбоввиик к стимялихашш чи im.ii.Ho-отличительных фонарей

3154)5- 1327ц от 12.02.202»

12.02.2020

Пункты 6.8.7 - 6.8.9

Введены новые пункты, содержащие тутебованн* к сигнально-отличительным фонарям с учетом рампам ИМО msc 253(83)

315-05-1327ц от 12.02.2020

12.02.2020

Главк 7.7

Г.иия полностью имеются с учетом 511 МАКО SCI56 (Rev 1 Oct 2018)

01.01.2020

Пункт 7.7.1

Уточнены ссылки на раздел 7 части III «Устройства. обору;юваннс н снабжсинс»

315-05-1327Ц от 12.02.2020

12.02.2020

Пункты 7.7.1 3 и 7.7,1 4

Пункты исключены

315-05-1327ц от 12.022020

12 02 2020

Пункты 7.7.1.5 - 7.7.1 7

Нумерация пунктов изменена на 7.7.1.3 7.7.1.5.

COUIKCICIBCHHO

315-05-1327ц от 12.022020

12.02 2020

Глава '.20

Вводится новая глава, содержащая тутсбовяния к сигнаптцин о нснараиносги системы налукнной отдачи троса буксирной лебедки с учетом УТ МАКО М 79 (Oct 2018)

01.01 2020

Главк 16.9

Вводится нивка i.iaea. сидсржашвя требования к шинопроводам, прокладываемым вне распределительных устройств с учетом рекомендации МАКО 7* 67 (Rev.l Jiaie 2018)

01.01.2020

Пункт 17.1.3

Уточнены требования в гребным электрическим установкам и к судам, и* которых они устаюкл1вшкгтся

315-05-1394Ц от 15.052020

14.07.2020

Пункт 17.2.1

Уточнено определение «Гребная электрическая

установка»

315-05-1327Ц от 12.022020

12.02.2020

Пункт 17.7.1.7

Введен новый пункт, содержащий требования в отношении выбора мощности i смерят opi*. 1"ЭУ

315-05-1436Ц от 03.092020

01.11.2020

XI-21

2.5 ЗАЩИТНЫЕ ЗАЗЕМЛЕНИЯ HI-TOKO ВЕДУЩИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЧАСТЕЙ

Металлические корпуса электрического оборудования, работающего при напряжении, превышающем безопасное. и не обладающего двойной или усиленной изоляцией, должны иметь заземляющий зажим, обозначенный символом ф.

В зависимости от назначения электрического оборудования должна быть предусмотрена возможное^ заземления внутри или снаружи корпуса.

2.5.1    Части, подлежащие заземлению.

2.5.1.1    Мсга.1лнчсскнс части электрическою оборудования, к которым возможно прикосновение во время эксплуатации и которые в случае повреждения изоляции могут оказаться под напряжением (за исключением указанных в 2.5.1.2), должны иметь надежный электрический контакт с частью, снабженной заземляющим зажимом (см. также 2.5.3).

2.5.1.2    Защитные заземления не требуются для следующих видов оборудоватптя:

.1 электрического оборудования, питаемого током безопасного напряжения;

.2 электрического оборудования, имеющего двойную или усиленную изоляцию;

.3 металлических частей электрического оборудования, закрепленных в изоляционном материале или проходящих сквозь него и изолированных от заземленных и находящихся под напряжением частей таким образом, что в нормальных рабочих условиях они не могут оказаться под напряжением и.ш соприкасаться с заземленными частями;

.4 корпусов подшипников, изолированных с целью предотвращения протекания циркуляционных токов;

.5 цоколей патронов и крепежных элементов люминесцентных ламп, абажу ров и отражателей, кожухов, прикрепленных к патронам или светильникам, нзгоювлетшым из изоляционного материала н.ш ввинченным в такой материал;

.6 крепежных элементов кабелей;

.7 для одиночного потребителя с напряжением до 250 В. получающею питание от разделительного трансформатора.

2.5.1.3    Экранирующие оболочки и металлическая броня кабелей должны бьиь заземлены.

2.5.1.4    Вторичные обмотки всех тмернтельных трансформаторов тока и напряжения должны быть заземлены.

2.5.2    Заземление алюминиевых конструкций на стальных судах.

Надстройки из сплавов алюминия, прикрепленные к стальному корпусу судна, но изолированные от него, должны заземляться не менее чем двумя специальными проводниками, не вызывающими электролитической коррозии в месте их соединений с надстройкой и корпусом. Проводимость каждого проводника до.тжиа быть нс мснсс эквивалентом проводимости медного провода сечением 16 мм2. Такие заземляющие соединения до.тжтты устанавливаться в разных местах по периметру надстройки, быть доступны для осмотра и защищены от повреждений.

2.5.3    Заземляющие зажимы и проводники.

2.5.3.1    Крепление заземляющих проводников к корпусу судна должно быть выполнено болтами диаметром не менее 6 мм; д;тя крепления проводов площадью сечения до 2.5 мм* допускаются болты диаметром 4 мм. а для проводов площадью сечения до 4 мм2 — болты диаметром 5 мм. Эти болты не до.тжтты использоваться для других целей, кроме креплетшя заземляющих проводников.

Болты, ввинчиваемые в материал без laeK. должны быть из латуни или из другого коррозионно-стойкого материала.

Место корпуса, к которому присоединяется заземляющий проводник, до.тжно быть 'зачищено до металла и надежно защищено от коррозии.

2.5.3.2    Стационарное электрическое оборудование до.тжно быть заземлено с помощью наружных заземляющих проводников или жилы заземления в питающем кабеле.

При использовании для заземления одной из жил питающего кабеля она до.тжна присоединяться к заземленной част оборудования внутри сто корпу са.

Мсменясммс

пункты г танырагдсл ы

Информация но и сменен иям

■N» и дата пирсу .гарною письма, которым внесены изменения

/1нта вступлении в силу

Пункт 19.10.3.2

Уточнены требования к помещениям |хасп|>слсли-ЧС.1КНМЧ устройств и мусмгтащигиой аппаратуры элсапржеского оборудования

315-05-1327Ц от 12.02 2020

12 .02 2020

Пункт 19.10.3/4

Введен ионмй пункт. содс|пкнп|нй требования и о) ношении пггсюрнмцни помещении хитияклытыл установок, а также помещений хранения (Полонов с холодильным иенюы ipy мим 11

315-05-1433Ц от 25.08.2020

01 10 2020

Пункт 19.10.4.2

Уточнены требования к мощности основного нет очинка элеы ричсс кой щс|н нн с учетом цтсбоиянин Кейптаунскою соглашения 2012 года и опыта техническою наблюдения

315-05- 1433ц от 25.082020

01 10 2020

Пункт 19.10.8.1

Введен новый пункт 19.10.8.1. содержащий требования и отношении аварийных источников электрической энергии с учетом требований Кейптаунского сиг.ишемия 2012 годя и инмта техническою наб течении

Нумерация сущес твующею пункта 19.10.8 1 мзмсисти на 19.108.2

315-05-МЗЗц от 25.082020

01.102020

Пункт 19.10.8.2

Существующий пункт 19.10.8 2 исключен

315-05-1433Ц от 25.082020

01 10 2020

Пункт 19.1083

Существующий пункт 19.10.83 исключен.

Введен новый пункт 19 10 8 3. содержащий требования в отношении времени обеспечения питания от аварийного источника электрической энергии

315-05-1433ц от 25.08 2020

01.10.2020

Ратдсл 24

Введен новый ращен. содержании) специальные требовании к комбииттриванным (гибридным) пропульсивным установкам

315-05-1362ц от 20.032020

01.07 2020

ЧАСТЬ XI. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 оыцпк положения

1.1 OR UCTb РАСПРОСТРИ IEIШЯ

1.1.1    Требования настоящем части Правил распространяются на электрические установки судов, подлежащих освилс1сл1>с1вованпю Регистром, а также на отдельные виды электрического оборудования в соответствии с 1.3.

1.1.2    Соответствующие требования настоящем части Правил рекомендуется расnpociранять также на установленное на судах электрическое оборудование, нс укатанное в 1.3.2 н 1.3.3.

Хранила классификации и постройки морских судов Х1-6

1.2 ОПРКДЫЕНИЯ И пояснения

1.2.1 Определения м пояснения. oiносящиеся к общей ivp.Miuio.ioi им Правил. указаны и часто I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

А в а р и и и о с освсщс и и с — освещение помещений и пространств судна светильниками, получающими питание от аварийного или аварийною переходного источника электрической энергии.

Аварийный источник электрической энергии — источник электрической энергии, предназначенный для шиапия необходимых судовых iioipcGinc.icii при нечезновешш напряжения на главном распределительном mine.

Аварийный переходный источник электрической энергии — источник электрической энергии, предназначештый для шиаиия необходимых потребителей с момента исчезновения напряжения на шинах ГР1Ц до момента включения на питы АР1Ц аварийного генератора.

Аварийный распределительный щит распределительный щш, который предназначен для приема электрической энергии непосредственно от аварийного н.ш аварийного переход!юго источника электр1П(еской энерпш в случае выхода тп строя основного источника электрической энсрппт и се распределения аварийным потребтелям.

Антистатическое заземление — электрическое соединение, обеспечивающее выравнивание потенциалов статического электричества конструктивных частей оборудования и корпуса судна за счет их непосредственного контакта или через проводники аншстатнчсского заземления.

Нроводшисамн антистатического заземления яв.ыююя:

металлические перемычки, соединяющие подлежащее антистатическому заземлению оборудованию. экраны кабелей, трубопроводы и т.п. между собой и или с корпусом судна либо другим зазем лен ны м оборудованнем;

нанесенные на поверхности оборудования слон электропроводящих веществ: металлизации, проводящих пластмасс, компаундов, мастик, антнстаппеских лакокрасочных покрытий и т.п.

Безопасное напряжение — напряжение, нс преде тавтяющес опасности для персонала. Это усло-вис считается buiiojuiciuium. cc.ui обмотки трансформаторов, преобразователей и других устройств для понижения напряжения являются электрически раздельными и пониженное напряжетше этих устройств или источит псов электрической энерпш не превышает:

50 В между полюсами при постоянном токе;

50 В между фазами или между фазами и корпусом судна при переменном шкс.

Налоге пера I оры — итераторы, приводимые в действие от юавных механизмов и питающие судовую элскфичсскую ceib hjui отдельные потребители.

Гальваническая нскробезопасность — состояние оборудования и систем судна, при котором исключается возможность возникновения пожара или взрыва от электрических искрений при гальваническом контакте судна с береговым сооружением пли друшм судном, вызванном элек-трохимтпескимн явлениями и блуждающими токами в окружающих морской воде и грунте.

Главный распре делите л ьны й щит распределшельный пип, который предназначен для приема электрической энерпш непосредственно от основного источника электрической энерпш и распределения ее судовым по1рсби1слям.

Заземление — э.кктрическос сосшшсннс заземляемой часто элект рнчсского оборудовать с корт сом судна.

Зона защиты м о л и и с за щи тн о г о устройства — область, внутри которой пространство судна затцшцено oi прямых ударов mojuuui.

Источник бесперебойного питания (ИБП) — комбинация преобразователен (выпрямитель-инвертор), переключателей (байпас) и источника накопленной энерпш в виде

'{Kitiwui классификации и постройки морских судов XI-7

аккумуляторной батареи для поддержания напряжетшя на нагрузке в случае неисправности в сети питания.

Компетентная организация — организация, имеющая соотвстствуюир1с -знания и онш в конкрсшой области, документы которой признаются Pei негром.

Корпус судна — все металлические части судна, имеющие надежное электртртескос соединение с наружной металлической обшивкой. Для судов с токоиепроводящим корпусом — специальный медный лист площадью нс мснсс 0.5 м" и толщиной нс мснсс 2 мм. прикрепленный к наружной обшивке корпуса на уровне ниже ватерлинии при наименьшей осадке и используемый д.тя -заземления всех устройств, имеющихся на судне.

Молннеуловн гель — верхняя часть молтше защитною устройства, предназначенная для непосредственною восприятия атмосферных разрядов.

Неответственные устройства — устройства, временное отключение которых не снижает безопасность плавания судна, безопасность находящихся на судне люден н сохранность груза.

Основная электростанция помещение, в котором расположен основной источник электрической энергии.

Основной источник электрической энергии — источник электрической энергии, предназначенный д.тя питания всех электрических устройств и систем, необходимых для подле ржания нормального эксплуатационного состояния судна и нормальных условий обитаемости на нем. не прибегая при этом к использованию аварийного исто*тика электрической энергии.

Ответственные устройства — устройства, нормальная работа которых обеспечивает безопасность плавания судна, безопасность находящихся на судне людей и сохранность груза; ответственные устройства подразде.тяются на устройства первой и вюрой категории.

Ответственные устройства первой категории — устройсгва. которые должны постоянно находиться в работающем (включенном) состоянии д.тя обеспечения движения и управляемости судна. К таким устройствам относятся устройства, перечисленные в 1.3.2.1.

Ответственные устройства второй к а т е г о р пн — устройства, которые могут не находиться постоянно в работающем состоянии для обеспечения движения и управляемости, но которые необходимы дтя обеспечения безопасности судна. Эти устройства должны быть готовы к немедленному приведению их в действие. К таким устройствам относятся устройства, перечисленные в 1.3.2.2.

От вод я щ ни провод — провод, электрически соединяющий молнисуловитсль с заземлением.

С и с ци а льны с электрические пом еще и и я — помещения или места, предназначенные ПСК.1ЮЧШСЛЫ10 для электрическою оборудования и доступные юлько для обслуживающею персонала.

Трудновоспламсняющийся электроизоляционный материал — материал, выдерживающий испытания, указанные в Правилах технического наблюдения за постройкой судов н изготовлением материалов и изделий для судов.

О л е к т р и ч е с к а я установка малой мощности — электрическая установка судна с суммарной мощностью источников электрической энергии до 50 кВт (кВ-Л).

Электростатическая искробезопасность — состояние оборудования и систем судна, при мотором исключается возможность возникновения пожара или взрыва от разрядов статического электртп1ества.

Электроэнергетическая установка (ЭЭУ) с изменяемой частотой основного источника электроэнергии — ЭЭУ, рассчитанная на возможность работы в талант том диапазоне частот. Определение ЭЭУ принято в 17.2.1

'ранила классификации и постройки морских судов XI-8

1.3 ОКЪКМ (К НМДК1 К 1Ь( ГЖШЧММИ

1.3.1    Общие положении.

Общие положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствования при постройке судна и при изготовлении оборудования, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части 1 «Классификация».

1.3.2    Освидетельствование электрического оборудпкаини судна.

Освидетельствованию на судне подлежат основные и аварийные источники электрической энергии, силовые и освеште.1Ы1ые трансформаторы и преобразовании (машинные и сташческле), главные и иные раснрсдслигс.гьныс шиш. кабельная есть, а также электрическое оборудоваште. системы и устройства, перечисленные в 1.3.2.1 —1.3.2.4.

1J.2.1 Ответе!венные устройства первой категории:

.1 рулевые устройства:

.2 насосы гидравлических систем винтов регулируемого шага:

.3 вентиляторы продувочною воздуха, юплнвоиодкачнвающне насосы, насосы охлаждения форсунок, насосы смазочною масла ti насосы охлаждающей воды для главных и веномотательных двигателей и турбин, необходимых для движения;

.4 вентиляторы принудительной вентиляции, питательные насоеы. циркуляционные водяные насосы, вакуумные насосы и насосы для откачки конденсата д.1тя паровых установок на паротурбинных судах, а также для вспомогательных котлов на судах, тде пар применяется для оборудования, обеспечивающего ответственные устройства первой категории;

.5 топочные устройства главных котлов паровых установок на паротурбинных судах, а также вспомогательных котлов, тде пар применяется для оборудования, обеспечивающею ответственные устройства первой Kaieiopiui:

.6 электрооборудование винторулевых колонок (ВРК) азимутального (поворотного) типа с насосами смазочного масла н насосами охлаждающей воды, являющихся единственным средством приведения в движение управления судна;

.7 электрооборудование гребной электрической установки (ГОУ') и гребной ЭУ азимутального (поворотного) типа (А1ИПОД) с насосами смазочного масла, насосами охлаждающей воды и системами принудительной вентиляции:

.8 специальные тснераюры электрической энергии н иные источники питания, обеспечивающие указанное выше оборудование;

.9 гидравлические насосы, обеспечивающие указанное выше оборудоваште;

.10 оборудование юпливоподюговки и контроля вязкости (вискозиметры) д.тя тяжелою топлива;

.11 сигнальмо-отлтрштельные огни, навтпационтюе оборудование и сигналы;

.12 системы устройства виутрештей связи;

.13 освещение;

.14 устройства системы управления. АПС и защиты для оборудования ответственных устройств первой категории;

.15 другие ответственные устройства первой категории, необходимые для обеспечения назначения судна в соответствии с символом класса.

1 J.2.2 Ответственные устройства второй категории:

.1 брашпили:

.2 насосы перекачки топлива и оборудоваште для подготовки топлива;

.3 насосы перекачки смазочного масла и оборудоваште для подготовки смазочного масла:

.4 подогреватели тяжелою топлива;

.5 компрессоры тисковою воздуха и управляющею воздуха;

.6 льяльные (осушительные), балластные насосы и насосы крсновой системы:

.7 пожарные насосы и другие насосы д.тя подачи огнетушащего вещества:

'раним классификации и постройки морских судов XI-9

.8 вентиляторы для машинно-котельных помещении:

.9 устройства. необходимые для поддержания взрыво- и пожароопасных помещений и пространств в безопасном состоянии, в том числе устройства заземления корпуса судна на нефтеналивных судах. мо.тнпсзащи1ныс устройства, а также устройства, обеспечивающие электростатическую и гальваническую искробезопасность;

.10 системы пожарной енгиалнзацтот;

.11 элсктрттчсскос оборудование для закрытия водонепроницаемых дверей;

.12 специальные генераторы электрической энергии и та тыс источники питания, обеспечивающие указанное выше оборудование;

.13 гидравлические насосы, обеспечивающие указа штос выше оборудование:

.14 туннельные и азимутальные подруливающие устройства:

.15 устройства системы инертных газов нефтеналивных судов:

.16 устройства системы управления, АПС и защипа д.тя грузовых систем:

.17 электрические приводы холодильных установок, указатлтых в 1.1 части XII «Холодильные установки»:

.18 устройства системы управления. АПС и защиты для оборудования ответственных устройств второй Kaieiopiui:

.19 другие ответетвенные устройства второй категории, необходимые д.тя обеспечения назначения судна в соответствии с сттмволом класса.

1.3.2.3    Электрические устройства, предназначенные для поддержания минимальных комфортных условий обитаемое пт на судне д.тя экипажа и пассажиров:

.1 устройства д.тя приготовления iiiniui;

.2 устройства для обогрева:

.3 судовая провизионная холодильная установка:

.4 электрическое оборудование бытовой вентиляции:

.5 устройства систем водоснабжения и санитарных систем;

.6 специальные генераторы н иные источники питания, обеспечивающие указанное в 1.3.2.3.1 — 1.3.2.3.5 оборудование.

1.3.2.4    Прочие электрические устройства:

.1 электрическое оборудование технологических механизмов судов, используемых для переработки живых ресурсов моря и нс занятых их ловом (ем. 19.4.4.1);

.2 электрическое оборудование промысловых и технологических механизмов рыболовных судов (см. 19.10.1.1).

1.3.2.5    Электрическое оборудование хозяйственного и бытового назначения, включая перечисленное в 1.3.2.4. а также оборудование, нс относящееся к ответственным устройствам первой и второй Kaieiopiui. подлежит освидетельствованию на судне только в отношении:

.1 влияния работы этого оборудования на качество электрической энерпл! судовой электростанции;

.2 выбора типов и сечения кабелей и проводов, а также способов прокладки кабелей;

.3 сопротивления изоляции, заземления и устройств защиты.

1.3.3 Освидетельствование электрического оборудования при тготовленни.

1.3.3.1 Освидетельствованию при изготовлении подлежат следующие виды электрического оборудования, предназначенного для установок и систем, перечисленных в 1.3.2:

.1 электрические агрегаты;

.2 электрические машины;

.3 трансформаторы;

.4 распределтпельные щиты:

.5 пульты управления и контроля;

.6 электрические муфты и тормоза;

.7 пусковая, защитная, регулировочная и коммутационная аппаратура;

.8 аппараты н устройства внутренней связи и ентна итзащит:

Припили классификации и постройки морских судов XI-10

.9 силовые статические преобразователи. полупроводшпсовые установки:

.10 подогреватели топлива и масла;

.11 аккумуляторы;

.12 кабели и провода;

.13 стационарные электрические тмернтельные приборы:

.14 электрические приборы и устройства для тмерення неэлектрнческих величин;

.15 нагревательные и отопительные приборы;

.16 установочная apnaiypa;

.17 стационарные светильники;

.18 приборы управления и контроля.

1J.3.2 Электрическое оборудование взрывозащищенною исполнения должно иодвсртаться освидетельствованию в отношении его взрывозапрпценноелг со стороны компетентной органи-

1.11 ши. документы которой признаются Регистром, независимо от того, подвергается или нет данное оборудование освндс*1ельс1вова1лпо. вытекающему in требовании 1.3.3.1.

1 J.3.3 Объем испытаний электрического оборудования после шготовления и требования по испытаниям шложены в Правилах техническою наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий д.ы судов.