Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

90 страниц

Купить НД 2-020101-124 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила содержат технические требования к оборудованию, автоматизации и судам, на которые оно устанавливается, а также определяет объем дистанционного, автоматизированного и автоматического управления, защиты, аварийно-предупредительной сигнализации индикации

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Техническая документация

2 Конструкция систем автоматизации, их элементов и устройств

     2.1 Общие положения

     2.2 Требования к элементам и устройствам

     2.3 Системы автоматизированного управления

     2.4 Системы аварийно-предупредительной сигнализации, защиты, индикации и регистрации

3 Питание систем автоматизации

     3.1 Общие положения

4 Суда со знаком автоматизации AUTI в символе класса

     4.1 Общие положения

     4.2 Автоматизированные главные механизмы и движители

     4.3 Автоматизированные котельные установки

     4.4 Автоматизированные судовые электростанции

     4.5 Автоматизированные компрессорные установки

     4.6 Автоматизированные насосные установки

     4.7 Автоматизированные осушительные установки машинных помещений

     4.8 Автоматизированные холодильные установки

     4.9 Устройства на ходовом мостике

     4.10 Устройства в машинных помещениях

     4.11 Устройства в жилых помещениях механиков

5 Суда со знаком автоматизации AUT2 в символе класса

     5.1 Общие положения

     5.2 Устройства на ходовом мостике

     5.3 Устройства в машинных помещениях

     5.4 Судовые электростанции

     5.5 Осушительные установки машинных помещений

6 Суда со знаком автоматизации AUT3 в символе класса

     6.1 Общие положения

     6.2 Устройства на ходовом мостике

     6.3 Устройства в машинных помещениях

     6.4 Устройства в жилых помещениях механиков

7 Компьютеры и компьютерные системы

     7.1 Область распространения

     7.2 Определения и пояснения

     7.3 Общие требования к конструкции компьютерных систем контроля и управления

     7.4 Требования к аппаратному обеспечению

     7.5 Требования к программному обеспечению

     7.6 Требования к конфигурации систем

     7.7 Интерфейс пользователя

     7.8 Обучение

     7.9 Испытания и проверки

     7.10 Программируемые электронные системы

8 Системы динамического позиционирования

     8.1 Область распространения и знаки в символе класса

     8.2 Определения и пояснения

     8.3 Объем освидетельствований

     8.4 Техническая документация

     8.5 Конструкция систем динамического позиционирования, классы

     8.6 Электроэнергетическая система

     8.7 Система пропульсивных (подруливающих) механизмов

     8.8 Посты управления

     8.9 Компьютерные системы управления СДП

     8.10 Системы определения местоположения (точки) позиционирования

     8.11 Датчики параметров воздействия на судно внешних сил

     8.12 Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС)

     8.13 Кабельные трассы и трубопроводы механизмов и устройств СДП

9 Системы якорного позиционирования

     9.1 Область распространения

     9.2 Определения и пояснения

     9.3 Системы управления

     9.4 Вспомогательные подруливающие устройства для якорных систем

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XV АВТОМАТИЗАЦИЯ

НД № 2-020101-124

Санкт-Петербург

2020

Правила классификации и постройки морскич судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2020 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2019 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МЛКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следу ющих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие констру ктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Дополжпельныс требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XVIII "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships. Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XVIII соответствует УТ МАКО SIIA «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (нюнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагру зки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015);

Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства. Процедурные Требования. Унифицированные Интерпретации и Рекомендации Международной Ассоциации Классификационных Обществ.

Части I — XVII издаются в электронном Blue на ру сском и английском языках.

Часть XVIII и Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства издаются в электронном biuc только на английском языке.

< Российским морской регистр судоходства 2020

XV-II

2.2.11.6    Пневматические системы автоматизации главных энергетических установок и электростанции. как правило, должны иметь два устройства для очистки и осушении воздуха, соединенных между собой таким образом, чтобы возможна была работа одного из них. когда другое отключено

Одно устройство для очистки и осушения воздуха может быть допущено, если его очистка пронзвод1гтся автоматически или конструкция обеспечивает возможность быстрой замены фильтрующих элементов без необходимости прекращения подвода воздуха.

2.2.11.7    Питательные трубопроводы пневматических систем автоматизации должны иметь предохранительные клапаны, срабатывающие при превышении номинального рабочего давления более, чем на 10 %. Редукционные клапаны (если имеются) должны быть дублированными.

2.2.11 -Я Гидравлические, пневматические, электрические или электронные элементы и устройства, устанавливаемые совместно в пультах, шкафах и блоках, должны быть так отделены дру г от друга, чтобы пропуски в трубопроводах и шлангах и в их соединениях не могли вызвать повреждения этих элементов и у стройств

Пульты, шкафы и блоки, в которых размещается оборудование, содержащее жидку ю рабочу ю среду, должны снабжаться у стройствами для сбора и возврата собранной от утечки жидкости.

XV-12

2.3 СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.3.1    Механизмы и установки должны быть изготовлены в соответствии с применимыми к ним требованиями соответствующих частей Правил и оборудованы местными постами у правления

2.3.2    Автоматическое управление должно поддерживать контролируемые параметры в пределах, обусловленных норматьнымн рабочими режимами управляемых механизмов и установок.

2.3.3    Автоматическое у правление должно быть стабильным во всем диапазоне регулирования. Величина нечувствительности управления должна быть такой, чтобы флукту ации контролируемых параметров, которые могут иметь место при нормальных условиях работы управляемого оборудования. нс приводили к нестабильности процесса у правления.

2.3.4    Механизмы и у становки, для которых преду смотрено автоматическое или дистанционное управление, на местных постах управления должны иметь средства для отключения автоматического или дистанционного управления.

В слу чае неисправности автоматического или дистанционного у правления должна сохраняться возможность местного у правления.

2.3.5    11ереключенне режимов работы с местного управления на автоматическое или дистанционное должно быть возможно только на местных постах у правления Переключение с дистанционного управления на автоматическое допускается производить на постах дистанционного у правления.

2.3.6    При нарушении заданной последовательности операций система автоматизированного управления должна прекратить выполнение программы и привести механизмы в безопасное состояние с обязательной подачей аварийно-преду предительного сигнала в пост у правления, где предусмотрена постоянная вахта.

2 J.7 Система пу ска мощных потребителей электрической энергии, включение которых может прн-вести к недопустимому провалу напряжения или обесточиванию шин ГРЩ. должна предусматривать:

предварительный автоматический запуск резервного генератора синхронизацию, прием и распределение нагрузки, или

блокировку, запрещающу ю включение таких потребителей до момента подключения резервного генератора на шины ГРЩ, и соответствующую индикацию

XV-13

2.4 СИСТЕМЫ АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ. ЗАЩИТЫ. ИНДИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ

2.4.1    Система аварийно-предупредительной сигнялнзяцнн (АПС).

2.4.1.1    Система аварийно-предупредительной сигнализации должна быть независима от систем управления и зашиты, т.с. неисправности и повреждения последних не должны оказывать влияния на работу АПС.

Частичное объединение системы АПС с системами управления может быть допущено для интегрированных систем при условии выполнения применимых требований, указанных в 7.6.5, включая соответствующее резервирование.

2.4.1.2    Должен быть предусмотрен самоконтроль АПС: по крайней мере, при таких повреждениях, как короткое замыкание, обрыв цепи и замыкание на корпус, а также при исчезновении питания должен подаваться сигнал АПС.

2.4.1.3    Система АПС должна одновременно подавать световые и звуковые сигналы. 11ри этом должна быть обеспечена возможность одновременного указания более чем одной неисправности. Кеширование одного сигнала не должно препятствовать поступлению другого Отказ одного элемента (устройства) системы нс должен вызывать выход из строя всей системы АПС Если вместо индивидуальных световых сигнализаторов применяются общие мониторы, их должно быть не менее двух.

2.4.1.4    Система АПС, центральные информационные панели которой, как правило, размещаются в ЦПУ. структурно должна иметь подсистему обобщенной аварийно-предупредительной сигнализации, блоки (БОС) которой должны располагаться

в пространствах, ограниченных водонепроницаемыми конструкциями, содержащих главные и вспомогательные механизмы, включая котлы, генераторы и гребные электрические двигатели (световые колонки);

на ходовом мостике (в рулевой ру бке);

в служебных и общественных помещениях судна;

в жилых помещениях ответственного персонала.

Отключение звукового сигнала АПС на блоках обобщенной сигнализации (например, на мостике или в жилых помещениях) не должно вызывать его отключения в ЦПУ.

2.4.1.5    В машинных помещениях в дополнение к зву ковым сигнальным у стройствам системы АПС должны быть предусмотрены световые устройства (колонки) идентификации сигнала, для которых должны применяться цвета и символы, приведенные в табл. 2.4.1.5.

Световые сигналы должны быть ясно видимыми и различимыми (непосредственно, либо в отражении) во всех частях помещений, в которых преду смотрены колонки, должны выполняться в виде мигающего света с характеристиками, у казанными в 2.4.1.7. и иметь высоку ю интенсивность свечения. Если видимость и различимость сигналов в помещении не может быть обеспечена одной колонной, то их должно быть несколько При наличии общего проблескового либо вращающеюся сигнала белого цвета допу скается применение в колонках индикаторов (символов) постоянного света

2.4.1.6    В помещениях с повышенным у ровнем шу ма следует предусматривать дополнительные зву ковые и световые (проблесковые либо вращающиеся) устройства сигнализации.

2.4.1.7    Световые сигналы должны у казывать причину срабатывания системы АПС и, как правило, должны быть выполнены в виде мигающего света Проблесковые сигналы должны излучать свет в течение не менее 50 % времени цикла и иметь частоту импульсов в диапазоне от 0.5 до 1.5 Гц

2.4.1.8    Сигналы на пультах АПС, как правило, должны квитироваться в два этапа:

отключение зву кового сигнала и дополнительных световых у стройств (вращающихся и др.) при

неизменном световом сигнале на пульте;

подтверждение светового сигнала на пульте, при этом мигающий световой сигнал переходит в постоянный.

Полное погасание индивидуального светового сигнала должно быть возможно лишь после устранения неисправности.

XV-14

Та бл и на 2 4 15

Сигнал

Цвет

Символ

Сш111П11||||и> обнаружения пожа|п п местях, иных чем интимные помещения

Красный

ё

Сит на.м ламия обнаружения пожара в машинных помещениях

Красный

6

о

С ит калиишия предупреждения о пуске системы объемного пожаротушения

Красный

С02

Сит нал АПС

Желтый

0

Неисправность рулевого устройства

Желтый

У

Уровень полы лъяльных ko.kv.iicb

Желтый

1гс

С hi на ли шпиц м>Щ|х>ля дееспособное! и машинного iiqicoiu.B

Желтый

Ф

Телефон

Белый

Машинный телеграф Полита команды

Белый

&

CtfllULDt ШЦИ* прелупрежления О 1!>СЮС ЧЛ1|ИОИДр1ЮЙ UKICMI4 пожарен > 1НСНИЯ мссиюсо применения

Красный

/Ж\~

'При исш> u. uiiviiimh иных, чем СО; (име1\шшни\ вещее■ н следует шныкш. их iuihuchotuimmc

■Для систем пожаротушения мслюораспылснной полой (мхтяным туманом) в машинных помещениях катеюрии Л и трутовых насосных отделениях. у ягшннмх п 3.4.1 части VI «Пронпюпожарнаи мидитс». вместо емгиолюаттии предупреждения о пуске системы пожаро1мп«т1ия должна мрсд\см:прн1сш.са стппол иония об активации любою распределительного клшшна (пнет красный. д-.n.oi W и 1И -WAll R \1IST-»

2.4.1.9    Самоустраняющиеся неисправности должны восприниматься системой АПС таким образом, чтобы звуковой и световой сигналы сохранялись до момента подтверждения.

2.4.1.10    Система АПС должна быть выполнена так, чтобы можно было производить проверку ее функций во время нормальной работы механизмов.

2.4.1.11    Независимо от объема автоматизации установок, а также порядка контроля их работы система АПС должна подавать сигнал:

.1 при достижении контролируемыми параметрами предельных значений;

.2 при срабатывании систем защиты;

.3 при отсутствии энергии для питания отдельных систем автоматизации или о включении аварийных источников энерт ни;

.4 при изменении других параметров или состоянии, сигнализация о которых предписывается требованиями настоящей части Правил.

Сигнализация о неисправности механизмов должна быть предусмотрена на постах дистанционного управления этими механизмами.

В дополнение к контролируемым параметрам, перечисленным в разд. 4 и 6, должна быть обеспечена световая и звуковая сигнализация для следующего оборудовання:

.1 рулевые устройства в соответствии с 5.5.11 и 5.5.13 части XI «Электрическое оборудование»;

.2 аварийные днзель-гснсраторы в соответствии с 9 6 части XI «Электрическое оборудование»;

.3 гребные электрические двигатели в соответствии с 17 12 части XI «Электрическое оборудование»;

.4 погружные попоротые гребные алекфические двигл1ели и приводы с вннторулевыми колонками в соответствии с 17.13 части XI «Электрическое оборудование»;

.5 системы управления гребными электрическими установками в соответствии с 17.14 части XI «Электрическое оборудование»

2.4.1.12    Система АПС должна быть выполнена так, чтобы не относящиеся к судовождению и навигационной обс1ановке сигналы nociyiiaiiii в первую очередь на пульты (щиты) в машинные

XV-15

помещения и ЦПУ. а также на блоки обобщенной crirnairruunn и индикации в жилые, служебные и общественные помещения, где может находиться обслуживающий механическую установку персонал Затем, если эти сигналы не будут подтверждены в течение определенного периода времени (например. 2 мин), они должны посту пать на ходовой мостик.

2.4.1.13    Снгнатниция вызова механиков в машинное помещение, указанная в 7.8.1 части XI «Электрическое оборудование», дополнительно должна приводиться в действие автоматически, если сигнал АПС по механической установке не был подтвержден в месте его назначения в течение определенного периода времени, определяемого размером судна, но не превышающего 5 мин.

2.4.1.14    Сигнализация контроля дееспособности машинного персонала, указанная в 7.9.1 части XI «Электрическое оборудование», дополнительно должна привод>ггься в действие автоматически при срабатывании АПС механической у становки, когда дежу рный механик должен явиться в машинное помещение для принятия мер по сигналу АПС. Ее отключение в этом случае должно быть возможно только после квитирования сигнала АПС.

2.4.1.15    Сигналы, заблокированные вручную, должны быть четко идентифицированы на пульте АПС.

2.4.1.16    Блокировка сигнализации и защитных фу нкций в определенных режимах работы механизмов (например, период пуска) должна автоматически сниматься в других режимах.

2.4.1.17    Зву ковые сигналы системы АПС должны быть отличны от зву ковых сигналов других систем Звуковые сигналы должны иметь частоту от 200 до 25(H) Гц. Могут быть предусмотрены средства регулировки частоты зву ковых сигналов в у казанных выше пределах Форш зву кового сигнала системы АПС должна соответствовать одной из указанных в табл. 2.4.1.17. Уровень зву ковою давления в саном метре от источника звука должен быть не ниже 75 дБ и более чем на К) дБ выше у ровня окружающего шума существующего при нормальной роботе оборудования на ходу суща в умеренных погодных условиях Уровень звукового давления сигнала в помещении не должен превышать 120 дБ. Уровень зву кового давления должен измеряться в полосе частот 1/3 ок-гавы отноапельно «асготы основной гармоники сигнала Для обеспечения требуемого уровня звучания сигналов АПС в больших помещениях и помещениях с повышенным уровнем шума должны устанавливаться несколько зву ковых синильных устройств Зву ковой сигнал АПС должен быть четко слышен, несмотря на выход из строя одного из подающих синил устройств.

2.4.2 Системы зашиты.

2.4.2.1    Система защиты должна срабатывать автоматичсски при появлении неисправностей, которые могут вызвать аварийное состояние механизмов или у стройств, таким образом, чтобы:

.1 восстановить нормальные условия эксплу атации (посредством пу ска резервных агрегатов);

.2 временно приспособить работу оборудования к возникшим условиям (например, посредством снижения нагрузки);

.3 защнтггть оборудование от аварийного состояния посредством его остановки.

Автоматическая остановка главных механизмов должна производиться только в случаях отклонения параметров, которые могут привести к серьезному повреждению, полному выходу из строя или взрыву.

В системе защиты должна быть предусмотрена индикация, указывающая параметр, по которому сработала защита.

2.4.2.2    Системы ащиты. работающие на остановку оборудования, должны быть нсивисимыми от систем управления и систем АПС, включая датчики, таким образом, «ггобы неисправности и повреждения этих систем, включая системы их шпания. нс оказывали влияния на работу систем ищггты.

Преду сматриваемые у стройства отключения ищггты должны исключать их непреднамеренное приведение в действие. На пультах управления механизмами должен быть предусмотрен световой сигнал о том. что устройство отключения ищггты приведено в дсйствггс.

2.4.2.3    Должны быть прггняты меры для самоконтроля систем ищиты: по крайней мере, при таких повреждениях, как короткое замыкание, обрыв цепи гг имыканггс на корпус, должен подаваться сигнал АПС.

XV-16

Таблица 2.4.1.17

Форчм iny k’OnUX (III НЯ.ЮН СИС1СЧМ MIC

2.4.2.4    Системы защиты отдельных механизмов и установок должны быть независимыми друг от друга, чтобы неисправности в системе защиты одного механизма пли одной установки не оказывали влияния на работоспособность систем защиты других механизмов или установок.

2.4.2.5    После остановки оборудования системой защиты, оно не должно запускаться автоматически при ус транении аварийного состояния.

2.4.2.6    В системе автоматической запилы главных механизмов (пропульсивной установки) .тоджна бы1ь предусмотрена предупреждающая он типизация о предстоящем неизбежном срабатывании защшы на снижение нагрузки или остановку для тот. чтобы предоставить возможность и время вахтенному помощнику капшана оценить навигационную обсга>ювку и в аварийной ситуации, при необходимости, запретить срабатывание защиты, исключая такие случаи, когда ручное вмешательство приведет к йодному выходу из строя главных механизмов в течение короткою времени, как. например, при разносе.

2.4.3 Системы индикации н регистрации.

2.4.3.1    Пиликания параметров, достаточная для обеспечения безопасной эксплуатации ответственною оборудования, должна быть предусмотрена на всех постах, откуда осуществляется управление указанным оборудованием. При этом ДПС не может быть заменой системы индикации.

2.4.3.2    Системы индикации и pei па рации должны быть незавттсимыми ог всех других систем, чюбы их выход из строя нс оказывал влияния на другие системы.

2.4.3.3    Выход из строя систем регистрации должен быть извещен сигналом системы ЛИС.

2.4.3.4    Должна быть обеспечена возможность четкою отсчета показаний индикаторов с учетом условий освещенности на месте их установки.

2.4.3.5    Системы индикации должны быть выполнены таким образом, чтобы информация представлялась в единицах, обыкновенно применяемых для измеряемых величин, без пересчета.

XV-17

3 ПИТАНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ

з.1 омцик положения

3.1.1    Системы автомат» зацнн должны получать питание как от основного, так и от аварийного источников энергии, если сами автоматизированные установки полу чают питание от указанных источников энергии.

3.1.2    Питание систем управления главными механизмами должно осуществляться по двум независимым фидерам от отдельных секций главного распределительного щита или от распределительных щитов, предназначенных для питания ответственных потребителей и подключенных к отдельным секциям ГРЩ Если сборные шины ГРЩ не разделены на секции, допускается подключение одного из фидеров к ГРЩ, а второго к mirry питания ответственных потребителей или к ближайшему распределительному щиту. Переключение с одного фидера на другой должно осущестатяться автоматически с подачей сигнала на посту управления.

3.1.3    В цепях питания должны быть предусмотрены защитные устройства, обеспечивающие селективное отключение поврежденных компонентов

3.1.4    При питании систем автоматизации отдельных вспомогательных механизмов от фидеров питания их приводов должна быть обеспечена возможность включения резервного вспомогательного механизма и подключения питания системы автоматизации к его фидеру питания в слу чае потерн питания в цепи привода работающего вспомогательного механизма.

3.1.5    Птание гидравлических и пневматических систем автоматизации должно производиться от двух источников. Второй источник должен автоматически включаться при падении даатення с подачей сигнала АПС

Снабжение систем автоматизации возду хом от системы пу скового возду ха допу скается, если обеспечивается автоматическое заполнение воздухохраннтелей и выполняются требования 2.2.11.5, 2.2.11.6.

3.1.6    Системы АПС и защиты должны питаться от источника бесперебойного питания, при исчезновении напряжения питания на входе которого должен подаваться сигнал АПС.

Аккумуляторная батарея указанного источника должна быть рассчитана на питание систем АПС и защиты в течение не менее 30 мин.

3.1.7    Питание системы управления приводных механизмов генераторов должно быть независимым от наличия напряжения на шинах ГРЩ

XV-IX

4 СУДА СО ЗНАКОМ АВТОМАТИЗАЦИИ AUT1 В СИМВОЛЕ КЛАССА

4.1 оьщие положении

4.1.1    Самоходные суда и плавучие сооружения со знаком автоматизации AUT1 в символе класса должны быть оборудованы системами автоматизации механической установки в соответствии с требованиями настоящего раздела и в объеме, обеспечивающем их маневренность и безопасность при всех условиях эксплуатации без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и центральном посту управления.

4.1.2    Должна быть предусмотрена система АПС. в которой объединены все контролируемые параметры и рабочие состояния, у казанные в настоящем разделе.

4.1.3    В отношении обеспечения противопожарной безопасности должны быть выполнены требования 4.2.3 части VI «Противопожарная защита».

4.1.4    Все оборудование, устаноатеннос в машинных помещениях, должно быть способно работать при отсутствии постоянной вахты в машинных помещениях и ЦПУ Допускается вы пол иен нс отдельных операций (пополнение цистерн, очистка фильтров и т.п.) вручную, если они выполняются с периодичностью не чаше одного раза в 24 ч.

XV-19

4.2 А ВТОМ АТ И S И РО ВЛ Н Н Ы Е ГЛАВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ДВИЖИТЕЛИ

4.2.1    Должна быть предусмотрена система дистанционного автоматизированного > правления (ДАУ). с помощью которой можно производить пуск, остановку, а также управление частотой вращения главных механизмов, величиной и направлением упора движителей во всех допустимых режимах работы с ходового мостика.

4.2.2    Система дистанционного автоматизированного управления должна обеспечивать следующее:

.1 ограничение числа неудачных автоматических попыток пуска, чтобы после последней неудачной попытки запаса пускового восду ха или емкости пусковых аккумуляторных батарей было достаточно для выполнения вручную половины числа пусков, требуемых 16.1 части VIII «Системы и трубопроводы» или 13.7.2 части XI «Электрическое оборудование»:

.2 выполнение последней заданной команды независимо от порядка и скорости задания:

.3 возможность установки величины и направления упора одним органом управления;

.4 автоматическое прохождение зон критической частоты вращения независимо от заданного режима работы:

.5 предотвращение перегрузки главных механизмов в нормальных эксплуатационных режимах;

.6 независимость системы дистанционного автоматизированного управления и машинного телеграфа друг от друга (допускается использовать одни и тот же орган управления);

.7 сигнализацию о потере питания и неисправностях в системе:

.8 исключение недопустимых режимов работы главных механизмов и движителей (самопроизвольное повышение частоты вращения, пуск и реверс) при выходе из строя ДАУ;

.9 выполнение аварийных маневров за возможно короткое время, при этом могут быть сняты соответствующие ограничения и зашиты,

4.2.3    При наличии нескольких постов управления ЦПУ должен быть доминиру ющим по отношению к посту управления на ходовом мостике. Таким же должен быть местный пост управления главных механизмов по отношению к ЦПУ.

4.2.4    Перевод управления с одного поста на другой должен быть возможен только с доминиру ющего поста, независимо от того, в согласованном или рассогласованном положении находятся органы управления на переключаемых постах.

I крсвод у правления должен сопровождаться подачей зву ко вою и световою сигнала на всех постах управления. На постах должна быть преду смотрена световая индикация, указывающая, с какого поста осуществляется управление.

4.2.5    Возможность одновременного управления с разных постов должна быть исключена Допускается применение взаимосвязанных органов у правления на одном посту (например, на крыльях и в помещении ходового мостика).

4.2.6    На всех постах управления, включая отключенные, должна быть предусмотрена нсот-ключасмая индикация заданных машинным телеграфом команд.

4.2.7    Устройство для экстренной остановки главных механизмов, требуемое 3.2.1.6 части VII «Механические установки», должно быть независимым от системы дистанционного автоматизированного управления, систем аварийно-предупредительной сигнализации, а также от судовой сети, если для работы этого у стройства требу ется электрическая энергия

4.2.8    У главных механизмов двигателей внутреннего сгорания должна поддерживаться автоматически в допу стимых пределах температу ра рабочих сред:

охлаждающей среды цилиндров;

охлаждающей среды поршней:

охлаждающей среды форсу нок;

смазочного масла;

топлива (при работе на тяжелом топливе, если отсу тствует регулирование вязкости).

XV-20

У главных механизмов других типов должно быть предусмотрено автоматическое регулирование температуры рабочих сред в объеме, обеспечивающем безопасную эксплуатацию без постоянного присутствия обслу живающего персонала в машинных помещениях и ЦПУ

4.2.9    Установки с дизель-роду кторными агрегатами (с двумя двигателями и более) должны быть выполнены таким образом, чтобы при срабатывании защиты одного двигателя дру гие оставались в работе на режимах, исключающих их перегрузку.

4.2.10    Контролируемые параметры автоматизированных главных механизмов и движителей,

места замера, предельные значения параметров и виды автоматической защиты и индикации параметров приведены в табл. 4.2.10-1    4.2.10-5.

Таблица 4.2.10-1

l.iaiuu.M' .utiiiair.in нну i рении о сгорании крснцкопфиыс

Kt

11 и

Контролируемый napaxicip

Группа 1: дистанционная индикация. ДПС. авюмати'кекое снижение 1игрузкн е подачей ешихта АПС

Грузни 2: автоматический пуск резервных насосов е подачей сит нала АПС

Грузни 3: авюиа1ичсекая oeianoBKa двшате.м е подачей синила

АПС

i

l oll lltlcll.1И tllllCM.I

i.i

Дамские loiLuma iiock фильтра (на пчеле а двигатель)

1.2

Himvii. (icuncpaivpa) lon.mna перед ioilimhkumh иасосачи KUCOUMO .uilkiihu

1(1)

1-3

Утечка топлива hi трубопроводов высокого давления

О

1.4

1.5 2

Уровень [oiuHiui в расходной цистерне1

Дамские в общем колккгаре гоплмва высокого давления

(кюн oia кепки о мае. и

Мин.

2.1

Давление смазочного масла iu рамомай и упорный подшипники

X

2.2

Дамские смазочною масла на крейпмшфный подшипник'

X

2.3

Дамские смазочного масла на роспре.клительный вал*

X

2.4

Tcxincpaivpa смазочного масла на распределительный вал*

Г

2.5

Температура смазочного масла на плоде в двигатель

1

2.6

Температура вк.идышсй упорною подшипника и.ти температура смазочного масла на выходе из нсишинника

Тт

X

2.7

Ср.зба|ыв.зннс ус|ройе1В обнаружения масляного тумана (или срабанаваннс систем ммпро.зя температуры или ->кяипалс1пны\ устройств:

смазочного масла на вы.чолс из рамового. шатунного и кренцконфного подшипников. или

ромового, шатунного и крейцкопфиого подшипников)'

ст

2.X

Поток слиточного маета цнппиров на пымхк нт кажтого лубрнкагора

2.9

2.10 3

Уровень масла в сгочно-циркуляционной цистерне1 Дамские в общем ко.ыскгорс еерво (управляющего) масла Гу рГииы! не тяте. и.

Мин

3.1

Дамские смазочного масла на вхолс в турбонат кетатель'

3.2

Гсмнсрлура смазочного мае.» на выходе кз каждого подшипника ■урбона! метателя*

t

3J

4

Частота вращения турбона111С1*1сдя,: ( нс тема охлаждении поршнем

• Г

““

4.1

Дамение жидкости. охлажитощей поршни, на в холе в двигатель

.▼

4.2

Teuiiepatypa жмдычпм. о\_иждак>щсй поршни, на выходе ил каждою шершня

тт

4.3

Поток эмлмхпн. охдяжепопкй м*ршкн iu вымхк из кажтото поршня*

4.4

5

Уровень жкшч-1И ох.ижыкицей поршни в ржинфи тельной цистерис С нс тема охлаж теппи ia6opnio*t ни. toil

5.1

6

Дамские забор той во.па

Система ох. иже-пня цилиндров пргсноН ипый

””

6.1

.’(явление о\.1аж.|анчией mxw на вхо.К в uamcrpxiuihifl |рхбонроп<\1

6.2

leMiiepaiypa охлаждающей no.ua iu выходе let кажюто naiHiupa или icMiiepaiypa охиждаюнкй воды lllciHiupoB на махо.к из двигателя'

Тт

1

6.3

Нхшчис масля в пресной охлаждающей воле19

О

6.4

7

Уровень охлаждающей волы циширов в раешири1елыюй цистерне Система пускового ши ту ха и но пуха умр.ш. ichiim

7.1

Дамские пускового воздуха перед тлавным пусковым клап.зно\1

7.2

Дамские почту \.з лпрамекия в системе упрап.кнкя лви та гелем

1

7J

Давление soviyxa ч правлении в системе экстренной ос!ановки

jBHiaic.iM

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ

(изменения сугубо редакционного характера в Перечень не включаются)

И 1 меняемые пункт сивы рагкм

Информация но kimchcihoim

St и .и «а цирку, (ирною писк ид. КО!ОрМ%1 HIICCCIIIJ И1иСМСИИЯ

Дата нету ilr-ния

в силу

llviiKi 14 2

Уточнены ссылки iu соответствующие пункты чает 1 «Классификация» Праги! и отношении требований к обмму представляемой технической документации

01.01.2020

Пункт 7.3.7

Введен новый пункт. уточняющий требовании к доступу к судовым компьютерным системам

315-07-1302ц от 04 12 2019

01.01.2020

Таблица 7.10.3.2

Перечень примеров присвоении категорий системам дополнен системой экстренной отдачи троса буксирной лебедки с учетом УН МАКО М79 (<Х1 2018)

01.01 2020

Hymn 7.10.4.8

1) веде и новый пункт в отношении требований к контролю состояния оборудовании судовых локальных сетей, объединяющих судовые компьютерные системы, с учетом положений Рекомендации МАКО No. 160

315-07-1302ц от 04 12 2019

01.01.2020

Пункт 7.10.7.1

Ннссснм мтменеини в oiiiomeiniH технической документации по ортаниаации локальных сетей, объединяющих судовые компьютертаае системы, с учетом положений PeKoMeiuauini МАКО No. 160

3I5-07-I302H от 04 12.2019

01.01.2020

Раздел 8

Р«Ш полностью переработан с учетом циркуляра ИМО MSC.1 Сие. 1580

315-07-1365ц от 25.03.2020

01.05.2020

XV-2I


ПрогУагженпе таит. 4.2./(К1

St

IIII

Контролируемый параметр

Группа 1: лиепшцмонная индикация. ДПС. автоматическое снижение натрузки с подачей синила АПС

Груши 2: автоматический пуск резервных нас«>сов с подачей сипи та ДПС

Груши 3: автоматическая остановка двигателя с подачей сит на.и ДПС

н

H.I

Система iipotYHo*ni<4о тип тухл

Давление продувочною воздуха в ресивере

К.2

leunepaiypa в подпорти новых и продувочных пространствах

Тт

JU

(возгорание)

Уровень воды в ресивере продувочною вогдуха

I

9

9.1

1 ашныпускиая система

Температура выпускных тазов на выходе из кажюю цилиндра

_

_

9.2

Гем перл ура пыпуекных тазов ил выходе из кажюю циликфа.

t

9.3

отклонение от среднею значения

Температура выпускных тазов на в.хатс кажюю турбонагнетателя

• Г

9.4

Температура выпускных тазов на выходе кажюю турбонагнетателя

•г

10

10.1

Система оз.шж ними форсунок

Датиенис жкткости в системе охлаждения форсунок

10.2

Температура жкткости в системе охлаждения форсу нок

f

10.3

Уровень охлаж тающей жидкости форсунок в расширительной

w

II

цистерне

Ч веют ai'iiaiipau. теине npuiuriiiiN .щит щели

_

12

11ро11И«ЯЫ ИСКИ*К* U ышюму 11.1 II(XIк и ннс вртшшт вин ателя

о

13

11 рзнышенш* типу с 1нмом частоты нраттни дып а ими

X

14

llemiipaiiiiocii. питании систем уирап. тении. i.iiiiim.i и ДПС

о

15

KoinieiiipaiaiH таит и члнннныз помпиенмяз11

т


Условные о Г» о \ и а ч с и и я :

ф ,1НС1ЛНИИ<МШ1И ИНДИКАЦИИ.

f сипит ДПС при достижении параметром верхнею iipc ic.ii.noio значения: i СИГНАЛ ДПС при ЛОСТИЖСИИИ Параметром НКЖНС10 ПреЛСЛМЮТО значения:

О— синил ДПС:

■    автоматический пуск резервных насосов.

▼ — снижение itaipyiKH. х — остановка двигателя.

‘При возможности переполнения также должна быть предусмотрена сигнализация по верхнему уровню •При наличии раздельных систем смазочною масла

'чДля двигателей мощиостыо более 2250 кВт ши с диаметром цилиндра баке 300 мм. а также для дву хтотиивных двигателей в соответствии с требованиями 9 5 3 части IX «Мсхаитпмы».

‘При наличии нес кат ьк их систем смазочного млела (для распределительного титл, клапанных коромысел н т.п) индинилуап.ный сит мал ДПС должен быть предусмотрен ;ыя каждой системы.

Чинил ДПС не требуется при наличии автономной системы смотки, встроенной в турботшметатель.

‘ При отсутствии конструктивной возможности монтро.кя температуры сматочиого маета на выходе in каждою иолшипникя допускается принятие альтернативных мер. например, непрерывный контроль индсми* и температуры масла на входе в турбонагнетатель в сочетании с периодическим осмотром тнмти шитиков. ирсду смотренным инструкцией но зкектуатации. ратрабо тайной им о тони гелем турбонагнетателя

Снижение натрутки не требуется если о\.1ажинмцсА жидкостью является циркуляниониос масло.

'При невозможности, иг-и конструкции двигателя. осущсств-тения контроля потока жидкости. охлажтютей тюрнтни, догтускастся принятие атьтернатив1В4х мер ммпроля тепловою состояния поршней

УПри наличии общею дм всех цилиндровых втулок охлали1с.и бет индивидуальных запорных клапанов "При использовании охлажиющей воды в тстьюобмениых аппаратах топлива и смазочною масла ‘'Требуется при использовании установок с двухтопливными (газ жидкое топливо) двигателями.

,?Татьн> для турбонагнетателей категорий В и С (см 2.5.7.5 части IX «Механизмы»»).

Примечание. Для труппы параметров I предусматривается общий датчик для систем hiuhkaiptk ДПС и защиты (на снижение натружи):

ДМ труппы параметров 2 — датчик системы автоматическою пуска резервных насосов: для труппы параметров 3 датчик системы защиты (остановка двигателя).


ЧАСТЬ XV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования pau I. 2, 3. 7 распространяются на оборудование автоматизации, подлежащее освидетельствованию независимо от знака автоматизации в символе класса судна.

Требования раза. 4. 5. 6 распространяются дополнительно на оборудование судов, к основном) символ) класса которых в соответствии с 2.2.6 части I «Классификация» добавляется один из знаков автоматизации

1.1.2    Настоящая часть Правил содержтгг технические требования к обор)дованню автоматизации и судам, на которые оно устанавливается, а также определяет объем дистанционного, автоматизированного и автоматического управления, защиты, аварийно-пред) предгпельной сигнализации и индикации

1.1.3    Для судов с гребной электрической установкой или атомной энергетической установкой дополнительно к требованиям настоящей части должны выполняться требования главы 17.14 части XI «Электрическое оборудование» настоящих Правил или части XI «Автоматизация» I (ранги классификации и постройки атомных судов и плавучих соору жений соответственно.

XV-5

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил. > каины в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения

Автоматизированная установка совокупность механизмов и устройств, оборудованных системой автоматизации.

Источник бесперебойного питания устройство, которое при исчезновении на его входе энергии питания от основного и или аварийного источников обеспечивает непрерывное наличие энергии на выходе в течение определенного времени.

Квитирование подтверждение принятия сигнала или вызова

Подсистема обобщенной (сгруппированной) аварийно-предупредительной сигнализации конструктивная часть цоггралнзованной системы аварийно-предупредительной сигнализации, состоящая из отдельных дополнительных блоков (панелей), в которых сосредоточен ряд аварийно-предупредительных сигналов, формируемых путем объединения (гру ппирования) сигналов, относящихся к отдельным механизмам или устройствам, в один обобщенный сигнал.

Обобщенный сигнал должен иметь наименование объекта контроля, например, «главный двигатель», «судовая электростанция» и т.п.

Блоки обобщенной сигнализации размещаются в жилых, служебных и иных помещениях, где может находиться ответственный персонал (старший механик, вахтенные механики, электромеханик и т.д.).

Резервный источник электрической энергии — источник электрической энергии, независимый от основного и аварийного источников энергии судна.

Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) оборудование, предназначенное для сигнализации о достижении контролируемыми параметрами у становленных предельных значений и об изменении нормальных режимов работы механизмов и устройств. Отдельные сигналы могут быть сгруппированы в обобщенные.

Система автоматизации — оборудование, предназначенное для автоматического и/или автоматизированного у правления, регулирования, контроля, сигнализации и защиты механизмов и устройств

Система дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) оборудование, предназначенное для управления механизмом с удаленного поста управления, обеспечивающее автоматическое выполнение промежуточных операций сбора и обработки информации об объекте и выработку команд исполнительным устройствам, реализующим задаваемый оператором режим работы механизма.

Система защиты оборудование, предназначенное для определенного авломатнческого воздействия на управляемую установку с целью предупреждения аварии или ограничения ее последствий.

Система индикации оборудование, предназначенное для получения информации о значениях определенных физических параметров и определенных состояниях механизмов и устройств.

Устройство автоматизации часть системы автомат зацин. составленная из элементов, соединенных в одно конструктивное и фу нкциональное целое.

Элемент системы автоматизации — самостоятельное в конструктивном отношении изделие (например, датчик, реле, логический элемент), входящее в устройства и системы автоматизации.

XV-6

1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения о порядке классификации. освидетельствования при проектировании и постройке судов. изготовлении оборудования и детален оборудования изложены в части I «Классификация» и в Общих положениях о классификационной и иной деятельности

1.3.2    Освидетельствованию при изготоатенни и на с\дие подлежат элемента, устройства и системы автоматизации:

.1 главных механизмов и движителей;

.2 электростанций;

.3 вспомогательных механизмов;

.4 главных и вспомогательных котлов;

.5 холодильных установок;

.6 аварнйно-прсдупред1пельной сигнализации;

.7 устройств защиты;

.8 других систем по требованию Регистра.

XV-7

1.4 ТЕХНИЧЕС КАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.4.1    Для указанного в 1.3.2 оборудования автоматизации техническая документация, в зависимости от объекта освидетельствования, должна быть представлена Регистру в следующем объеме:

.1 функциональное описание с указанием технических параметров и условий эксплуатации;

.2 блок-схема системы упра&ления;

.3 фу нкциональная схема процесса с у казанием всех контролиру ющих и у правляющих у стройств;

.4 чертеж общего вида (расположения основных компонентов);

.5 описание операторских станций (интерфейса пользователя), включающее чертеж общего вида, списки всех сигналов, функций клавиатуры и экрана.

.6 описание источников питания и схемы их подключения.

.7 схема прокладки кабелей системы;

.8 список применяемых элементов с у казанием технических параметров;

.9 описание программного обеспечения и перечень его испытаний у разработчика;

.10 типовые схемы цепей входа выхода;

.11 описание поведения при неисправностях;

.12 программа испытании;

.13 ру ководство по эксплуатации;

.14 ру ководство по монтажу и обслу живанию.

1.4.2    До начала постройки судна на рассмотрение Регистру до.тжна быть представлена техническая доку ментация в объеме, у казанном в 3.2.К и 3.3.X части I «Классификация».

XV-8

2 КОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ, ИХ ЭЛЕМЕНТОВ

И УСТРОЙСТВ

2.1 омцик положения

2.1.1    Системы автомат»займи, их элементы и устройства должны надежно работать при следующих температурах окружающей среды:

от 0 до -* 45 С в закрытых помещениях;

от —25 до + 45 С на открытой палубе.

Электронные элементы и у стройства. предназначенные для установки в распределительные щ»ггы. пульты или кожухи, должны надежно работать при температу ре окружающей среды до + 55 С.

Температура до * 70 С нс должна вызывать повреждений систем автоматизации, их элементов и у стройств

2.1.2    Системы автоматизации должны надежно работать при относительной влажности возду ха (75 ±3) % и температуре (45±2) С или при относительной влажности воздуха (Х0 + 3) % и температуре (40±2) С, а также при относительной влажности воздуха (95 ±3) % и температуре (25 ±2) °С.

2.1.3    Системы автомати зации должны надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 100 Гц: при частотах от 2 до 13.2 Гц с амплитудой перемещений + 1 мм и при частотах от 13.2 до НК) Гц

с ускорением ± 0.7#.

Системы автоматизации, устаноатенные на источниках вибрации (дизели, компрессоры и т.п.) или в румпельном отделении, должны надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 100 Гц: при частотах от 2 до 25 Гц с амплитудой перемещений + 1.6 мм и при частотах от 25 до 1(К) Гц с ускорением ±4.0.1».

2.1.4    Системы автоматизации должны надежно работать при длительных кренах до 22.5 и при качке 22.5 с периодом качки (8+ 1) с.

2.1.5    Степень защиты систем автомати зации, их элементов и устройств должна быть выбрана в соответствии с местом у становки согласно 2.4 части XI «Электрическое оборудование».

2.1.6    Электрические и электронные элементы и устройства должны надежно работать при отклонениях от номнназьных значений параметров питания, у казанных в табл. 2.1.6.

Таблица 2.1.6

Параметр

питания

Отклонение от номинхи-ныч тлений

Длительное. ••

Кратмаярсмсииос

%

Нрсмя. с

Напряжение (переменный ток)

- 6 ...-I0

±20

1.5

Частота

±3

±10

5

Напряжение (постоянный ток)

г 10

3

Циклические отклонения

10

11у.тьсации

Оборудование автоматизации, получающее питание от аккумуляторных батарей, должно надежно работать при отклонениях напряжения от номинального значения:

от +30 до —25 %    для оборудования, не отключаемого от батареи во время зарядки:

от ♦ 20 до —25 %    для оборудования, отключаемого от батареи во время зарядки.

Трехкратное исчезновение питания в течение 5 мин продолжительностью по 30 с не должно оказывать влияния на работоспособность систем автоматизации.

2.1.7 Пневматические и гидравлические элементы и устройства должны быть работоспоспо-собнымн при колебаниях давления рабочей среды +20 % от номинального значения.

XV-9

2.I.X Должны быть приняты меры по обеспечению электромагнитной совместимости оборудования автоматизации согласно 2.2 части XI «Электрическое оборудование», а также по предотвращению превышения допустимого уровня создаваемых им радиопомех.

2.1.9    Оборудование автоматизации должно надежно работать при значениях коэффициента нсснну сон дальности кривой напряжения питания, указанных в 2.2.1.3 части XI «Электрическое оборудование».

2.1.10    Элементы и устройства, предназначенные к установке в местах с особыми рабочими условиями (с повышенной или пониженной температурой, интенсивными механическими воздействиями и т.п.). должны быть рассчитаны и испытаны на эти условия.

2.1.11    Оборудование автоматизации должно изготовляться из материалов, устойчивых к воздействию морской атмосферы, или должно быть надежно защищено от се вредного воздействия.

2.1.12    В системах автоматизации должны быть приняты меры против ложных срабатываний, вызываемых кратковременными изменениями контролируемых параметров, связанных с качкой судна, включением и отключением механизмов и т.п.

2.1.13    Системы автоматизации должны быть выполнены по принципу выхода у правляемого процесса в безо пас ну ю сторону

2.1.14    Номенклату ра запасных частей оборудования автоматизации определяется изготовтелсм.

Общий объем запасных частей для судна определяется по согласованию между судостроителем,

изготовителем оборудования и судовладельцем с учетом надежности оборудования

XV-10

2.2 ТРЕБОВАНИЯ К* ЭЛЕМЕНТАМ И УСТРОЙСТВАМ

2.2.1    Элементы и устройства, используемые в системах автоматизации, дополнительно должны отвечать применимым к ним требованиям соотвстству ющнх частей Правил.

2.2.2    'Заменяемые элементы, требующие их регулировки, а также места контрольных измерении (гнезда, клеммы) должны быть расположены таким образом, чтобы к ним был обеспечен свободный досту п

2.2.3    Конструкция устройств должна допускать контроль исправности во время их работы.

2.2.4    Оборудование должно работать, предпочтительно, без искусственного охлаждения В случае применения последнего должны быть приняты меры, предотвращающие выход из строя охлаждаемых компонентов.

2.2.5    Настроечные элементы должны быть защищены от самопроизвольного изменения произведенной регулировки. Такая защита не должна исключать возможности повторной настройки.

2.2.6    Конструкция исполнительных механизмов должна исключать возможность самопроизвольного изменения их положения.

2.2.7    Датчики, измеряющие температуру пожароопасных, токсичных и находящихся под давлением жидкостей, паров и газов, должны быть изолированы от контролируемой среды.

2.2.8    Должна быть предусмотрена возможность проверки и калибровки датчиков давления в местах их присоединения к точкам контроля без демонтажа.

2.2.9    Все элементы, устройства и точки контроля должны иметь четку ю и постоянну ю маркировку, нанесенную. предпочт1пельно. рядом с ними.

2.2.10    Электрическое и электронное оборудование.

2.2.10.1    Контактные соединения должны быть выполнены так. чтобы исключить увеличение переходного сопротивления, ухудшающее работоспособность оборудования

2.2.10.2    В местах ввода кабелей и проводов, особенно в местах присоединения к подвижным элементам и устройствам, должны быть предусмотрены приспособления для их разгру зки от натяжения.

2.2.10.3    Печатные платы должны быть покрыты изолирующим лаком.

2.2.10.4    Должны быть приняты меры для предотвращения возможности неправильной установки съемных блоков (кассет), имеющих контактные разъемы, а также меры по их надежному фиксированию в рабочем положении Если этого требуют фу нкцпонатьные или конструктивные особенности элементов и устройств, то их расположение, обеспечивающее правильный монтаж, должно быть четко обозначено, или же их исполнение должно быть таким, чтобы была исключена возможность монтажа в другом положении.

2.2.11    Гидравлическое и пневматическое оборудование.

2.2.11.1    Гидравлические и пневматические элементы и у стройства не должны ныход1ггь из строя при полуторакратных перегру зках, создаваемых повышенным давлением рабочей среды.

2.2.11.2    Применяемые в гидравлических системах жидкости должны сохранять свои физические свойства при всех условиях эксплуатации, иметь достаточные смазочные свойства, температуру вспышки паров не ниже 60 С. не вызывать повреждений элементов и трубопроводов и не быть токсичными.

2.2.11.3    Гидравлическое оборудование систем автоматизации не должно быть соединено с другими системами и должно питаться от отдельных цистерн. Дтя исполнительных механизмов может использоваться жидкость из дру гих систем при наличии соответствующих фильтрующих устройств.

2.2.11.4    Присоединения отходящих тру б должны быть расположены ниже у ровня жидкости в цистернах при любых условиях эксплу атации судна.

2.2.11.5    Пневматические системы автоматизации должны быть снабжены устройствами, обеспечивающими требуемую степень очистки и допу скаемое влагосодсржанис возду ха.