Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

368 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Учебно-методическое пособие по повышению квалификации специалистов в сфере организации дорожного движения содержит в необходимом и достаточном объеме актуальную информацию об основах, функциях и полномочиях органов исполнительной власти, нормативно-правовом и техническом регулировании в сфере организации дорожного движения; специфике территориально-транспортного планирования и моделирования дорожного движения городских поселений и округов; внедрении интеллектуальных транспортных систем; совершенствовании технических средств организации дорожного движения.

 Скачать PDF

Оглавление

Общие положения

1. Основы организации дорожного движения в Российской Федерации

     1.1. Правовые основы ОДД в Российской Федерации.

     1.2. Основные принципы Одд и методы оценки ее эффективности

2. Нормативно-правовое и техническое регулирование в сфере организации дорожного движения

     2.1. Требования к планированию и реализации мероприятий по ОДД, формируемые законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными документами по смежным направлениям деятельности

     2.2. Нормативно-техническое и методологическое обеспечение деятельности по ОДД

3. Функции и полномочия органов исполнительной власти, участвующих в управлении функционированием транспортного комплекса

     3.1 Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области ОДД

     3.2. Взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений и общественных организаций по осуществлению деятельности в области ОДД

     3.3. Критерии и методы оценки эффективности реализации мероприятий по организации и безопасности дорожного движения

     3.4. Цели, задачи создания и функционирования центров организации дорожного движения и пассажирских перевозок

     3.5. Нормативы финансовых затрат и правила расчета размера бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по ОДД

     3.6. Особенности государственного контроля в сфере ОДД

4. Организация дорожного движения

     4.1. Виды документации по ОДД. Требования к содержанию, порядку разработки, внесению изменений и утверждению

     4.2. Современные методы ОДД

     4.3. Правила и порядок мониторинга дорожного движения, определение основных параметров дорожного движения, анализ и использование полученных результатов

     4.4. Методы прогноза характеристик транспортных потоков и параметров дорожного движения

     4.5. Методы определения и анализа показателей дорожно-транспортной аварийности и снижения риска совершения дорожно-транспортных происшествий за счет реализации мероприятий по ОДД

     4.6. Методы организации парковок общего пользования, в том числе платных парковок

     4.7. Использование технических средств организации дорожного движения

     4.8. Задачи мониторинга управления распределением транспортных средств на дорогах средствами светофорного регулирования

5. Территориально-транспортное планирование

     5.1. Особенности территориального планирования и планирования развития транспортной инфраструктуры с учетом различных видов территориально-планировочной структуры городов

     5.2. Основы транспортного и градостроительного проектирования

     5.3. Условия функционирования транспортных логистических систем, особенности организации и планирования грузовых перевозок

     5.4. Особенности создания системы организации перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок

     5.5. Особенности создания сети велосипедных и пешеходных маршрутов

     5.6. Особенности организации и обеспечения функционирования сети парковок и стоянок на автомобильных дорогах

     5.7. Методы выбора мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и последовательности их внедрения с позиций социально-экономической эффективности

6. Моделирование дорожного движения

     6.1 Функциональные возможности моделирования дорожного движения, цели и задачи моделирования при разработке документации по ОДД

     6.2. Основные типы математических моделей параметров дорожного движения, их свойства и рекомендуемые области применения

     6.3. Функциональные возможности программного обеспечения по моделированию дорожного движения

     6.4. Уровни моделирования дорожного движения, их специфика, оценочные показатели эффективности ОДД, получаемые при моделировании

     6.5. Особенности применения транспортных моделей

7. Интеллектуальные транспортные системы

     7.1. Отечественный и зарубежный опыт внедрения проектов интеллектуальных транспортных систем

     7.2. Техническое регулирование при реализации функций (сервисов) интеллектуальных транспортных систем

     7.3. Методы построения и реализации функциональной и физической архитектур интеллектуальных транспортных систем

8. Технические средства организации дорожного движения

     8.1. Основные технические требования к установке, эксплуатации, ремонту и содержанию технических средств ОДД

     8.2 Правила применения технических средств ОДД

     8.3. Современные решения в сфере электротехники и электроники, телекоммуникационные компоненты, используемые в технических средствах ОДД

     8.4. Временные технические средства ОДД

     8.5. Экспериментальные технические средства ОДД

9. Приложение

10. Перечень нормативных правовых, организационных, технических и методических документов, использованных в Пособии

11. Перечень литературных источников, рекомендованных к изучению при освоении программ повышения квалификации в сфере ОДД

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанНИИАТ
РазработанМАДИ
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ в 2013 - 2020 годахп


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИИ

МОСКВА 2019

Учсбно-мстодическое пособие по повышению квалификации специалистов в сфере организации дорожного движения содержит в необходимом и достаточном объеме актуальную информацию об основах, функциях и полномочиях органов исполнительной власти, нормативно-правовом и техническом регулировании в сфере организации дорожного движения; специфике территориально-транспортного планирования и моделирования дорожного движения городских поселений и округов, внедрении интеллектуальных транспортных систем; совершенствовании технических средств организации дорожного движения

Пособие ориентировано на специалистов в сфере организации дорожного движения, чья компетенция распространена на планирование, разработку документации, организацию и обследование дорожного движения, моделирование, реализацию и оценку качества мероприятий по организации дорожного движения, осуществление установки, замены, демонтажа и содержания технических средств организации дорожного движения.

Настоящее Пособие рекомендовано к использованию при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (повышения квалификации) специалистов:

по разработке проектов организации дорожного движения;

- по моделированию дорожного движения;

по разработке комплексных схем организации дорожного движения; по органи зации и мониторинг) дорожного движения; по эксплуатации технических средств организации дорожного движения; по контролю в сфере организации дорожного движения, в соответствии с перечнем профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 487.

Составление Пособия осуществлено во исполнение положений федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864. коллективом исполнителей:

-    Гаврнлюк МВ., к.т.н. МАДИ;

-    Дончснко В В . к.т.н., НИИАТ;

-    Жанказиев С.В., д.т.н.. МАДИ.

-    Мартынов В П., к.т.н.. НИИАТ;

-    Титов А.Е.. НИИАТ;

-    Шалагина Е.А.. МАДИ.

поперечном профиле и по длине дороги до совокупности мер. составляющих обеспечение безопасности дорожного движения в целом (подготовка и воспитание участников дорожного движения, совершенствование транспортных средств, дорожных условий, содержание их в пригодном к эксплуатации состояний, регулирования движения, надзор за соблюдением правил дорожного движения), осуществляемых на трех иерархических уровнях управления: общегосударственном, ведомственном, инженерно-производственном.

Наибольшее распространение получил подход к ОДД, как совокупности мероприятий, позволяющих оптимизировать    характеристики движения

транспортных и пешеходных потоков, обеспечивающих тем самым максимальную эффективность использования технических характеристик сети дорог.

В классическом учебном пособии по ОДД2 утверждается, что «организовать дорожное Овижение - это значит с помощью инженерно-технических и организационных мероприятий создать на существующей улично-дорожной свети условия для достаточно быстрого, безопасного и удобного движения транспортных средств и пешеходов. Четко определить границы этой деятельности весьма непросто, поскольку спектр названных мероприятий может быть очень широким. Сюда вхооят мероприятия по частичной реконструкции (перепланировка перекрестков, сооружение    островков безопасности,

оборудование автобусных остановок), установке технических средств организации движения (знаки, светофоры, разметка, ограждения), внедрению автоматизированных систем управления дорожным движением, изменению графика движения маршрутного пассажирского транспорта, а также различные ограничения в движении».

Многообразие понятий, относящихся к одному же объекту, есть отражение многообразия связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. Неопределенность формулировки понятия «организация дорожного движения» свидетельствует о том, что до настоящего времени не сформировано полной, терминологически определенной, семантически точной системы понятий для сферы дорожного движения и обеспечения его безопасности.

К примеру. Федеральный закон № 196-ФЗ3, содержит определение дорожного движения, как «совокупности общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог» (формулировка, действующая в настоящее время/ Организация дорожного движения при этом, тем же Федеральным законом № 196-ФЗ, ранее трактовалась, как «комплекс организационно-правовых, организационнотехнических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах», но была отменена при всту плении Федерального закона №

Клинковигтсйн Г. И.. Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: Учеб, для вузов. - 5-е итд-. перс раб и доп. - М: Транспорт. 2001 - 247 с.

Федеральный икон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

443-Ф34, определяющего «организацию дорожного движения, как деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (и:ш) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения», таким образом совокупность общественных отношении, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог... подвергается упорядочению с единственной целью - снижения потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральный закон № 257-ФЗ5 не содержит определения организации дорожного движения, но оперирует терминологическим словосочетанием «дорожная деятельность» - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В контексте данного определения организацию дорожного движения можно рассматривать как частный случай дорожной деятельности.

Очевидно, что дисгармония понятийного аппарата в цитируемых определениях терминов «дорожное овижение» и «организация дорожного движения» сохраняется, актуальным остается вопрос о сущности их различий и о содержании ОДД.

2. Нормативно-правовое регулирование в сфере организации дорожного движения.

В рамках общей правовой системы Российской Федерации, нормативные правовые акты в области ОДД можно условно разделить на две группы: акты, принимаемые на законодательном уровне;

подзаконные акты - официальные документы, издаваемые государственными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и. как правило, на основе ранее изданных законов.

Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов представлена на рисунке 1.1.1.

Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый в определенной законом форме с опубликованием в надлежащем источнике, который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии6. Из

Федеральный икон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об органницнн дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный икон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Определение Президиума высшего Арбитражного Суда РФ (постановление от 10.04.2007 X? 1082/07).

этого определения следует, что нормативно-правовой акт - это источник, из которого все субъекты деятельности в сфере ОДД получают информацию о своих правах и обязанностях, об установленных правилах поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Всегда следует помнить, что нормативно-правовой акт содержит нормы права (общие, не персонифицированные, не ограниченные по времени своего действия положения).

Правовое регулирование ОДД в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, а также актах, состаазяющих право Евразийского экономического союза и состоит из Федерального закона 443-ФЗ. других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов в области ОДД.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Подзаконный акт - это нормативный правовой акт. издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты    общественных

отношений. Подзаконные акты обладают    меньшей

юридической силой, чем законы и принимаются в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

Подзаконные акты, также как нормативные правовые акты, имеют иерархическую структуру:

I) общие акты, действующие на всей территории Российской Федерации:

акты    Президента

Российской Федерации (указы и распоряжения): акты    палат

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ

Федерального Собрания Российской Федерации (постановления Государственной Думы и Совета Федерации);

Рисунок 1.1.1. Вертикальная иерархия норма' тинных правовых актов в сфере ОДД.

акты Правительства Российской Федерации (постановления, распоряжения);

акты федеральных министерств и ведомств (приказы, директивы, распоряжения).

2)    региональные акты - акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые распространяют свое действие только на территорию и население соответствующего субъекта Российской Федерации (постановления губернатора, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приказы министерств и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

3)    местные акты - акты органов местного самоуправления, действующие исключительно на территории конкретного муниципального образования (постановления и иные решения глав, глав администраций и представительных органов муниципальных образований);

4)    локальные акты - акты различных акты организаций, которые действуют в только пределах этих организаций и распространяются на их работников (приказы руководителя организации, решения общего собрания акционеров акционерных обществ, участников ООО, решения совета директоров и др.).

Кроме того, подзаконные акты подразделяют на нормативные и ненормативные. Нормативный правовой акт - документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц и рассчитанные для неоднократного применения. Ненормативный правовой акт обязателен для исполнения конкретными лицами, которые в нем же, как правило, и указаны (таблица 1.1.1).

Таблица 1.1.1 Иерархическая структура подзаконных актов.

Федеральные подзаконные акты

нормативные

ненормативные

Президент РФ

Указы

Распоряжения

Правительство РФ

Постановления

Распоряжения

Федеральные органы исполнительной власти

Приказы, инструкции и т.п.

Подзаконные акты субъектов РФ

нормативные

ненормативные

Высшее должностное лицо

Постановления

Распоряжения

Высший орган исполнительной власти

Постановления

Распоряжения

Органы исполнительной власти

Приказы

Различают четыре основные формы реализации общественных отношений, вытекающих из нормативных правовых актов: соблюдение норм права:

исполнение требований, вытекающих из нормативных правовых актов; использование норм права: применение норм права.

При соблюдении норм права, субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм. Соблюдение

правовых норм есть вид правомерного поведения, таким образом право реализуется, претворяется в жизнь. Это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех субъектов от граждан до президента и касается, главным образом, правовых запретов.

При исполнении требований, вытекающих из нормативных правовых актов, субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым, реализуя правовые нормы.

При использовании норм права, субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы. Характерный признак данной формы - добровольность. В повседневной жизни люди постоянно совершают юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают в правоотношения с организациями и друг с другом, (продают, покупают, увольняются).

Применение норм права - способ реализации права, который связан с властными действиями уполномоченных органов и должностных лиц. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без регулирующего воздействия органов государственной власти. К таким случаям относятся:

а)    необходимость официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

б)    применение нормы исключительно по индивидуальному государственновластному велению (право на пенсию);

в)    реализация санкций.

Правоприменительная деятельность завершается, как правило, принятием акта применения права - документа, созданного на основе нормативного правового акта, но уже с указанием конкретных лиц, фактов, событий, времени. Акты правоприменительной деятельности оформляются в виде приказов, постановлений, указаний, представлений, резолюций, протоколов, решений и др.

Деятельность по осмыслению и объяснению смысла нормативных правовых предписаний для применения получила название «толкование права». Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Необходимость толкования права обусловлена тем, что:

норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям;

правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий;

в нормативном акте отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности;

несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из тексту ального выражения нормы права.

Официальное толкование дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами и подразделяется на:

- нормативное (общее);

казуальное (индивидуальное);

аутентичное (авторское, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт);

легальное (разрешенное, делегированное какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции);

судебное (осуществляется судебными органами, и - прежде всего -Верховным Судом Российской Федерации, его Пленумом).

Официальное толкование закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение. Так же, как и правоприменительные акты, акты толкования призваны содействовать правильной реализации права, обладают обязательностью, имеют форму, сходную с правоприменительными актами. Они содержатся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениях Верховного Суда и Верховного    Арбитражного    Суда Российской    Федерации. разъяснениях

Центризбиркома, письмах и инструкциях органов исполнительной власти государства.

3. Нормативно-техническая документация в сфере организации дорожною движения в Российской Федерации.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Техническое регулирование в сфере ОДД осуществляется на основании Федерального закона от 27.12.2002 г. №

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ (ISO. ISO/IES, ISO/TR. 1М0 И ДР.1

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ГОСТ. ГОСТ Р. ANSI Л SHE. AST* API BS. BIH. RACE. NORSOKI

СВОДЫ ВРАВВИЛ (СНИП. САНПИИ. СП. ПЬ. ППБ. ПУЗ)

ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕБОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПАНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 10СГ. РД*. TV)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. МЕТОДИКИ. ИНСТРУКЦИИ. НОРМЫ

184-ФЗ7. В соответствии с данным законом на    территории    Российской

Федерации    действует    следующая

иерархическая система требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения. перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях подтверждения соответствия (рисунок 1.1.2).

Рисунок 1.1.2 Иерархическая система нормативно-технической документации в сфере организации дорожного движения.

Требования стандартов либо обязательны для применения, либо применяются на добровольной основе.

Федеральный закон от 27.12.2002 г. №1Н4-Ф3 «О техническом регулировании».

Для разработки новых стандартов в сфере ОДД образованы и функционируют три технических комитета по стандартизации: «Интеллектуальные транспортные системы» (ТК 57)8, «Организация дорожного движения» (ТК 277)" и «Безопасность дорожного движения» (ТК 278)|0.

За ТК 57 закреплены объекты стандартизации в соответствии с кодами общероссийского классификатора стандартов (ОКС): дорожный транспорт (ОКС 03.220.20); информационные технологии (ОКС 35.020);

информационное оборудование. Встроенные компьютерные системы (ОКС 43.040.15).

За ТК 277 закреплены объекты стандартизации в соответствии с кодами

ОКС:

транспорт в целом (ОКС 03.220.01); дорожный транспорт (ОКС 03.220.20);

дорожно-транспортные средства в целом, включая испытания и рециклинг дорожно-транспортных средств (ОКС 43.020).

За ТК 278 закреплены объекты стандартизации в соответствии с кодами ОКС дорожное оборудование и установки, включая системы предупреждения и регулирования дорожного движения, технические средства и установки (ограничители скорости, сигнальные установки для регулирования движения, указатели объезда, элементы разметки проезжей части автодорог, смотровые колодцы и т.д.) (ОКС 93.080.30).

4. Детализация содержания Федерального закона Лг 443-ФЗ и состав подзаконных актов.

Целью федерального закона является создание правовых условий и механизмов для обеспечения безопасности и эффективности ОДД, снижения экономических потерь в дорожном движении, а также формирования единого подхода по ОДД на территории Российской Федерации.

К задачам закона отнесены:

создание единой законодательной основы для правового регулирования базовых вопросов, связанных с ОДД;

создание единого понятийного аппарата в данной сфере правового регулирования;

установление ответственности государства перед гражданами и обществом за обеспечение безопасности и эффективности ОДД;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.08,2017 г. №    1760    «Об    органа    сшни    деятельности технического комитета по стандарт1нлции

«Интеллектуальные транспортные системы».

Приказ Федерального агентств:! по техническому регулированию и метрологии от 14.07.2017 г. № 1535 «О со (Дании технического комитета по стандарт истин «Органисшня дорожного движения».

Приказ Федерального агентств;! по техническому регулированию и метрологии от 16.06.2017 г. № 1325 «Об органистки деятельности технического комитета но стандартизации "Бе (опасность дорожного движения».

установление полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере ОДД.

Основная идея заключается в установлении единых правовых основ деятельности в сфере ОДД. основных прав и обязанностей субъектов, обеспечивающих ОДД. определении и разграничении полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в данной сфере.

Таблица 1.1.2. Перечень статей Федеральною закона № 443-ФЗ.

Область регламентации

.V? статьи

Сфера действия закона

1

Основные принципы организации дорожного движения в Российской Федерации

2

Основные понятия, используемые в законе

3

Правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации

4

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области организации дорожного движения

5

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения

6

Полномочия органов местного самоуправления в области организации дорожного движения

7

Органы и организации, осуществляющие функции в области организации дорожного движения

X

Общие требования к органи зации дорожного движения

9

Мониторинг дорожного движения

10

Обеспечение эффективности организации дорожного движения

II

Требования к парковке общего пользования

12

Требования к платной парковке

13

Требования к организации дорожного движения при размещении объектов катгтального строительства

14

Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по органи зации дорожного движения

15

Общие требования к док\ мситации по органи зации дорожного движения

16

Комплексные схемы организации дорожного движения

17

Проекты организации дорожного движения

IX

Федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения

19

Региональный государственный контроль в области организации дорожного движения

20

О внесении изменений в смежные законы и порядке введения в действие

21 -29

К кругу лиц, на которых распространяется действие закона, относятся: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие предусмотренную законом деятельность в границах земель дорог либо земель, прилегающих к дорогам (в том числе собственники и владельцы объектов дорожной инфраструктуры); владельцы автомобильных дорог;

уполномоченные органы в сфере ОДД - исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями в области ОДД.

Закон состоит из 29 статей, сгруппированных в 6 глав (таблица 1.1.2).

Во исполнение требований Закона разработаны и приняты подзаконные акты, включенные в Перечень нормативных правовых, организационных, технических и методических документов, приведенный завершающем разделе данного Пособия.

Вопросы для самоконтроля.

1.    Особенности терминов «дорожное движение» и «организация дорожного движения».

2.    Вертикальная иерархия нормативных правовых актов в сфере ОДД.

3.    Иерархическая система нормативно-технической документации в сфере ОДД.

4.    Иерархическая структура подзаконных актов.

5.    Состав подзаконных актов во исполнение Федерального закона № 443-ФЗ.

ЛЕКЦИЯ 1.2 Основные принципы организации дорожного движения и методы оценки ее эффективности.

Примерный план занятий:

1.    Основные принципы ОДД.

2.    Дорожно-транспортный комплекс, как сложная социотсхническая система и се особенности.

3.    Обеспечение эффективности ОДД, показатели эффективности и методы их оценки.

4.    Структура затрат и потерь из-за несовершенства ОДД.

5.    Требования к методам планирования и внедрения инженерно-технических, градостроительных и организационных мероприятий при разработке рациональных схем ОДД.

Учебный материал к лекции 1.2

1. Основные принципы организации дорожного движения.

В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы. Смысловое значение слова «принцип» в русском языке - «руководящее начало» или «основополагающая идея». Законодательство в любой сфере, будучи социальным явлением, создаваемым людьми с целью юридического закрепления нормативно-правовых предписаний. направленных на урегулирование общественных отношений, также основано на определенных принципах.

Основные принципы организации дорожного движения в Российской Федерации изложены в статье 2 Федерального закона № 443-Ф311:

1)    соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения;

2)    обеспечение социально-экономического развития территории Российской Федерации;

3)    приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов;

4)    приоритет развития транспорта общего пользования;

5)    создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;

6)    достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность се публичного распространения;

7)    обеспечение экологической безопасности.

Исходя из цитируемых толкований термина, уместно подчеркнуть, что принципы, включенные в закон, приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты и ограничения. Важно также, чтобы с

Федеральный чакон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об органичацнн дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные чаконода тельные акты Российской Федерации».

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения.     6

1.    Основы организации дорожного движения в Российской Федерации. .......... 10

1.1.    Правовые основы ОДД в Российской Федерации.     10

1.2.    Основные принципы ОДД и методы оценки ее эффективности.     20

2.    Нормативно-правовое и техническое регулирование в сфере

организации дорожного движения.     32

2.1. Требования к планированию и реализации мероприятий по ОДД. формируемые законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными документами по смежным направлениям деятельности.     32

2.2.    Нормативно-техническое и методологическое обеспечение деятельности

по ОДД.     44

3.    Функции н    полномочия    органов исполнительной власти,

участвующих в управлении функционированием транспортного комплекса.     50

3.1 Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти объектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области ОДД.     50

3.2.    Взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждении и общественных организаций по осуществлению деятельности в области

ОДД.     60

3.3.    KpirrepiiH и методы оценки эффективности реализации мероприятий по

организации и безопасности дорожного движения.     67

3.4.    Цели, задачи создания и функционирования центров организации

дорожного движения и пассажирских перевозок.     79

3.5.    Нормативы финансовых затрат и правила расчета размера бюджетных

ассигнований на реализацию мероприятий по ОДД.     86

3.6.    Особенности государственного контроля в сфере ОДД.     93

4.    Организация дорожного движения.    ..........    99

4.1.    Виды документации по ОДД. Требования к содержанию, порядку

разработки, внесению изменений и утверждению.     99

4.2.    Современные методы ОДД.     109

4.3.    Правила и порядок мониторинга дорожного движения, определение

основных параметров дорожного движения, анализ и использование полученных результатов.     128

4.4.    Методы прогноза характеристик транспортных потоков и параметров

дорожного движения.     137

4.5.    Методы определения и анализа показателей дорожно-транспортной

аварийности и снижения риска совершения дорожно-транспортных происшествий за счет реализации мероприятий по ОДД.     145

4.6.    Методы организации парковок общего пользования, в том числе платных

парковок.    .......... 156

4.7.    Использование технических средств организации дорожного движения. .......... 166

4.8.    Задачи мониторинга управления распределением транспортных средств на

дорогах средствами светофорного регулирования     173

5.    Территориально-транспортное планирование.     183

5.1.    Особенности территориального планирования и планирования развития

транспортной инфраструктуры с учетом различных видов территориально-планировочной структуры городов.     183

5.2.    Основы транспортного и градостроительного проектирования.     192

5.3.    Условия функционирования транспортных логистических систем,

особенности организации и планирования грузовых перевозок.     201

принципами были согласованы и жестко связаны все предписания, содержащиеся в законодательном акте, в любых подзаконных документах.

2. Дорожно-транспортный комплекс как сложная соннотехническая система и ее особенности.

Среди множества определений понятия «система» и их классификации по разным признакам, достаточно естественными и понятными выглядят определения «технических» и «социальных» систем.

Однако, в современной практике управления наибольший интерес представляют системы, которые сочетают оба этих свойства и в литературе часто именуются    «человеко-машинными»,    «организационно-техническими»,

«синергетическими» и др. Каждый из этих подходов имеет свои особенности, как по предмету' исследования, так и по применяемым методам, имея в виду, что человек является элементом такой системы, обладающий собственными целями и мотивами поведения.

Ниже приводится краткий обзор различных классов систем, модели которых могут быть применены при анализе транспортных комплексов.

Транспортную систему, прежде всего, с позиций безопасности движения, принято рассматривать как взаимосвязанный комплекс «человек - автомобиль -дорога - среда»12. Такая формулировка полностью совпадает с понятием «социотехничсская система». Спецификой подхода в таком описании системы является попытка найти оптимальное соотношение между техническими компонентами системы и совокупностью людей, объединенных в одном месте, в одно время, в рамках определенной сферы деятельности.

Важно понимать несколько специфических особенностей, которые позволяют определить систему как соцнотехническую.

1)    В социотехнической системе невозможно выделить отдельно «техническую» и «социальную» (человеческую) компоненты. На каждом уровне анализа любая подсистема в свою очередь оказывается социотехнической: общественный транспорт, перевозка грузов, парковки, выявление нарушений правил дорожного движения и т.д. - вплоть до каждого отдельно взятого водителя, управляющего отдельным транспортным средством или пешехода, пересекающего проезжую часть с движущимся по ней транспортным потоком.

2)    Невоспроизводимость результатов, обусловленная собственным поведением каждого элемента социотехнической системы, дрейфом характеристик, изменением параметров, эволюцией во времени. Собственное поведение часто сводится к «нетерпимости» в управлении, обусловленное поведением элементов системы, в том числе выражающимся в создании затруднений наблюдениям и реализации управляющих воздействий.

Конопдянко. В.И. Организация н безопасность дорожного движения /- М. Высшая школа. 2(Х>7- 377 с.

5.4.    Особенности создания системы организации перевозок пассажиров по

маршрутам регулярных перевозок.     206

5.5.    Особенности создания сети велосипедных и пешеходных маршрутов.     215

5.6.    Особенности органи зации и обеспечения функционирования сети парковок

н стоянок на автомобильных дорогах.     224

5.7.    Методы выбора мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры

и последовательности их внедрения с позиции социально-экономической эффективности.     231

6.    Моделирование дорожного движения.     242

6.1    Ф\ нкциональные возможности моделирования дорожного движения, цели

и задачи моделирования при разработке документации по ОДД.     242

6.2.    Основные типы математических моделей параметров дорожного

движения, их свойства и рекомендуемые области применения.     249

6.3.    Ф\ нкциональные возможности программного обеспечения по

моделированию дорожного движения.     257

6.4.    Уровни моделирования дорожного движения, их специфика, оценочные

показатели эффективности ОДД. получаемые при моделировании.     265

6.5.    Особенности применения транспортных моделей.     271

7.    Интеллектуальные транспортные системы.     282

7.1.    Отечественный и зарубежный опыт внедрения проектов интеллектуальных

транспортных систем.     282

7.2.    Техническое регулирование при реализации функций (сервисов)

интеллектуальных транспортных систем.     291

7.3.    Методы построения и реализации функциональной и физической

архитектур интеллектуальных транспортных систем.     304

8.    Технические средства органи зации дорожного движения.     313

8.1. Основные технические требования к установке, эксплуатации, ремонту и

содержанию технических средств ОДД.    .......... 313

8.2    Правила применения технических средств ОДД.     318

8.3.    Современные решения в сфере электротехники и электроники, телекоммуникационные компоненты, используемые в технических средствах ОДД .......... 325

8.4.    Временные технические средства ОДД.     334

8.5.    Экспериментальные технические средства ОДД.     341

9.    Приложение     345

10.    Перечень нормативных правовых, организационных, технических и

методических документов, использованных в Пособии.     359

11.    Перечень литературных источников, рекомендованных к неумении)

при освоении программ повышения квалификации в сфере ОДД.     368

Перечень сокращений и условных обозначений.

АСУДД - автоматизированная система управления дорожным движением

БДД - безопасность дорожного движения

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система

ГПТ - городской пассажирский транспорт

ИТС - интеллектуальная транспортная система

КСОДД - комплексная схема организации дорожного движения

ОДД - организация дорожного движения

ОПТ - общественный пассажирский транспорт

ПДД - правила дорожного движения

ПОДД - проект организации дорожного движения

ТОП - транспорт общего пользования

ТСОДД - технические средства организации дорожного движения ЦОДД - центр организации дорожного движения

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Структура пособия. Статьей 8 Федерального закона от 29.12.2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 443-ФЗ) определено, что перечень профессий и должностей, связанных с ОДД, и квалификационные требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.2018 г. № 487 «Об утверждении перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним» (далее - Приказ №487) установлен перечень таких профессий, необходимый уровень знаний, умений, требования к профессиональному образованию и стажу (опыту) работников.

Таким образом, профильным ведомством определен перечень должностей и профессий, чья компетенция распространяется на планирование, разработку документации, реализацию и оценку качества мероприятий по ОДД, осуществление установки, замены, демонтажа и содержания ТСОДД, обследования дорожного движения и т.п., содержащий 6 позиций:

а)    специалист по разработке проектов организации дорожного движения;

б)    специалист по моделированию дорожного движения;

в)    специалист по разработке комплексных схем организации дорожного движения;

г)    специалист по организации и мониторингу дорожного движения;

д)    специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

е)    специалист по контролю в сфере организации дорожного движения. Рассматривая ОДД, как динамично развивающуюся область знаний,

позволяющую успешно решать комплексные задачи, сочетающие вопросы транспортного обслуживания населения, управления дорожным движением с позиций безопасности и эффективной транспортной деятельности, снижения вредного воздействия автомобильного транспорта на здоровье населения и окружающую природную среду и ряд других, важным обстоятельством необходимо признать уровень профессиональной подготовки указанных специалистов, совершенствование приобретенных компетенций при реализации трудовых функций, определяемых должностью (профессией, специальностью).

Послевузовское развитие профессиональной компетентности, обусловленное, с одной стороны быстрым устареванием знаний (распадом компетентности), фатальным отставанием от уровня современного развития техники, науки, средств коммуникации и, с другой стороны, ростом

производственных требований к уровню квалификации, знаниям и навыкам работников, освоению новых подходов к решению современных задач, новых организационных форм деятельности работников, реализуемо при непрерывном повышении квалификации, осуществляемом самостоятельно, посредством организации работодателем внутрикорпоративного специализированного обучения или определяемого регулятором обязательного повышения квалификации на базе учебных структур дополнительного профессионального образования.

Настоящее Пособие, собственно и служит целям профессионального компетентностного роста в сфере ОДД.

При структурировании Пособия составителями реализован блочномодульный принцип построения учебного материала. Пособие содержит 38 лекций, сгруппированных в 8 учебных тем.

Учебные темы составляют 2 блока:

блок 1 - набор директивных учебных тем, реализуемый в обязательном порядке по всем 6-ти специальностям, характеризуемый содержанием материала для периодического повторения и актуализируемого учебного контента;

блок 2 - набор вариативных учебных тем, востребованных при повышении квалификации специалиста конкретного направления, связанного с ОДД.

В соответствии с перечнем профессий и должностей, установленных Приказом № 487, изучаемые темы объединены в 6 учебных модулей:

модуль 1, включает блок 1 и тему 5 из блока 2, изучается при повышении квалификации специалистами по разработке проектов организации дорожного движения:;

модуль 2, включает блок 1 и тему 6 из блока 2, изучается при повышении квалификации специалистов по моделированию дорожного движения; модуль 3, включает блок 1 и темы 5, 6 и 7 из блока 2, изучается при повышении квалификации специалистами по разработке комплексных схем организации дорожного движения;

модуль 4. включает блок 1 и темы 5 и 6 из блока 2, изучается при повышении квалификации специалистами по организации и мониторингу дорожного движения;

модуль 5, включает блок 1 и тему 8 из блока 2, изучается при повышении квалификации специалистами по эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

модуль 6, включает блок I и темы 5 и 7 из блока 2, изучается при повышении квалификации специатстами по контролю в сфере организации дорожного движения.

Состав модуля исчерпывающим не является, носит рекомендательный xapaicTep, отражая позицию составителей Пособия. Примерное содержание учебных модулей (1-6) приведено в таблице.

Таблица ( волка по составу изучаемых тем в зависимости ог специализации.

У.М.

Профессия, лолжность

Темы

1-4

5

6

7

8

1

Специалист по разработке ПОДД

X

X

2

Специалист по моделированию ДД

X

X

3

Специалист по разработке КСОДД

X

X

X

X

4

Специалист по организации и мониторингу ДД

X

X

X

5

Специалист по эксплуатации ТСОДД

X

X

6

Специалист по контролю в сфере ОДД

X

X

X

Каждая лекция имеет двойную нумерацию: лекция 2.3 - третья лекция по теме 2, лекция 5.1 - первая лекция по теме 5 и т.д. Рисунки и таблицы имеют самостоятельную нумерацию в каждой лекции и включают номер лекции: рисунок 3.2.4 - четвертый по порядку рисунок в лекции 3.2 и т.д.

В конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля. Рекомендованный объем учебного времени, необходимого для освоения изучаемых тем при реализации программ повышения квалификации в очной форме, приведен в Приложении 1.

Темы, изучение которых, по той или иной специальности примерными учебными планами (Приложение 1) не предусмотрено, могут быть реализованы по инициативе обучаемого или преподавателя посредством проведения обзорных лекций объемом до 2-х учебных часов.

Интеграция очных н дистанционных форм обучения. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) регламентируется «Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.082017 г. № 816.

При организации учебного процесса с использованием ДОТ, целесообразно: формировать образовательный контент с использованием мультимедийных компонентов, обеспечивающих синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления;

активно использовать инструментарий, предоставляющий возможности установления различных форм интерактивного взаимодействия обучаемого с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами, линейная навигация, иерархическая навигация, контекстнозависимые справки, обратная связь, конструктивное взаимодействие, имитационное моделирование и т.д.

Условно, информационный контент, изучаемый при реализации программ повышения квалификации классифицируется составителями на компонент, предполагаемый к периодическому повторению и компонент, подверженный

актуализации, в основном определяемой ротацией тематической (нормативной правовой, организационной, технической и методической) документации.

Повторение является одной из важнейших составных частей учебного процесса, одним из средств, обеспечивающих усвоение материала. Повторением преследуется цель восстановления и углубления знаний. Организованное повторение не может проводиться от случая к случаю, должно носить систематический характер.

Опорное повторение может осуществляться путем периодических (1-2 раза в год) ответов на вопросы самоконтроля по каждой лекции. Такое повторение целесообразно распределить между двумя - тремя занятиями. При затруднениях в ответах на вопросы самоконтроля повторно изучается учебный материал лекции.

Вспомогательное повторение проводится при выходе новых нормативных правовых и методических материалов для установления связи между старыми и новыми требованиями, а также при наличии затруднений в решении практических задач.

Периодической актуализации должны подвергаться, прежде всего, учебные материалы, основанные на нормативных правовых и методических документах - по мере утверждения (опубликования) последних. При дистанционном обучении, образовательный контент, подверженный актуализации должен сопровождаться соответствующими    методическими указаниями,

способствующими успешному освоению новых материалов.

Самостоятельное освоение учебного материала является самой практикуемой, но не бесспорной современной тенденцией организации учебного процесса при освоении программ дополнительного профессионального образования в части повышения квалификации. Составители исходили из того, что самостоятельно будет изучаться не только основной учебный материал, изложенный в Пособии, но и нормативные правовые, технические и методические документы, справочная литература, перечни которых приведены в финальной части Пособия. При углубленном самостоятельном изучении, рекомендовано ознакомление с научными трудами (монографии и статьи).

1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛЕКЦИЯ 1.1 Правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации.

Примерный пдан занятий:

1.    Ретроспективный сопоставительный    анализ    определений    понятия

«организация дорожного движения».

2.    Нормативно-правовое регулирование в сфере ОДД.

3.    Нормативно-техническая документация    в сфере ОДД в Российской

Федерации.

4.    Детализация содержания Федерального закона    № 443-ФЗ    и состав

подзаконных актов.

Учебный материал к лекции 1.1

1.    Ретроспективный сопоставительный    анализ    определений    понятия

«организация дорожног о движения».

Современное дорожное движение представляет собой сложную сферу человеческой деятельности, направленной на удовлетворение общественной потребности в пространственном перемещении людей и предметов, средств, продуктов их труда. Удовлетворение транспортной потребности - необходимое условие и составная часть материального производства, функционирования непроизводственной сферы, быта и отдыха людей. Многообразие целей и интересов людей - от профессиональной деятельности по выполнению грузовых и пассажирских перевозок до развлечений с использованием транспортных средств, определяющих повседневное участие в этом процессе десятков миллионов людей, обуславливает масштабность и сложность возникающих в связи с этим общественных отношений.

Законодательные документы, научная и учебная литература располагает обширной практикой использования термина «организация дорожного движения».

В различных определениях1 наблюдается в целом однозначное отношение к использованию в нем понятия «организация» в его функциональном смысле, как совокупности процессов, способов упорядочивания, согласования действий отдельных индивидов и социальных групп при одновременном существенном различии в понимании содержания ОДД и, как следствие, ее целевого назначения.

Анализ содержания имеющихся определений показывает, что охватываемая в них деятельность в сфере дорожного движения варьируется от комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий по распределению траекторий движений автомобилей, транспортных и пешеходных потоков в

Родионов. С. А. Адмнннстратнвно-правовыс основы органнлацнн дорожного движения Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Академия управления МВД России. -М..1995.