|
Ф £ Д В РА ЛЬНОВ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО |
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
роснвтоаор
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
МОСКВА 2017
О ДМ 218.6.027-2017
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») по заказу Федерального дорожного агентства
2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 31.08.2017 № 2364-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
II
ОДМ 218.6.027-2017
4.2 Аудит БДД рекомендуется организовывать и проводить в соответствии с ОДМ 218.6.010-2013 [1] и настоящими Рекомендациями.
4.3 В соответствии с ОДМ 218.6.010-2013 к объектам аудита БДД относятся:
-проектная документация на линейные объекты капитального строительства;
-характеристики дорожных условий дорог;
-элементы обустройства дорог;
-схемы и методы организации дорожного движения;
-места концентрации ДТП;
-другие специальные объекты.
4.4 Заказчиком аудита БДД могут быть:
-для дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, органы управления автомобильными дорогами;
-для платных дорог - Государственная компания «Российские автомобильные дороги»;
-для дорог регионального, межмуниципального и местного значения -органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные управлять такими дорогами.
4.5 Подготовка и проведение аудита БДД осуществляются организациями-аудиторами, уполномоченными Федеральным дорожным агентством. Государственной компанией «Российские автомобильные дороги».
4.6 В зависимости от проведения аудита БДД он может быть внешним и внутренним, по периодичности проведения - плановым и внеплановым.
4.7 Аудит БДД проводится на эксплуатируемых дорогах на основании:
а) плана-графика проведения аудита, утвержденного вышестоящей организацией (владельцем дороги);
б) результатов анализа ДТП, свидетельствующих об увеличении:
1) числа ДТП и тяжести их последствий;
7
О ДМ 218 6.027-2017
2) числа ДТП, в местах совершения которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС;
3) количества мест концентрации ДТП;
в) сомнений в достоверности информации, представленной в отчетных материалах ранее проведенных внутренних аудитов;
г) представлений органа федерального государственного надзора в области БДД;
д) договора между владельцами автомобильных дорог и организациям и-аудиторам и.
4.8 Порядок, сроки и объем проведения аудитов БДД, а также правила оформления и хранения материалов их проведения определяются владельцами автомобильных дорог.
4.9 Аудит БДД выполняется аудиторами владельцев автомобильных дорог. Аудитор рекомендует способы устранения выявленных при проведении аудита несоответствий и не отвечает за их устранение.
4.10 Отношения между Заказчиком и орган изацией-аудитором оформляются договором, в котором устанавливаются права и обязанности сторон, объемы работ и другие особенности выполнения работ.
5 Полномочия и обязанности участников аудита
5.1 В процессе аудита БДД Заказчику рекомендуется осуществлять координацию действий всех участников проекта и контроль за его проведением. Перед началом работ Заказчик аудита направляет в дорожную организацию письмо-циркуляр о сроках аудита, организации-аудиторе, при необходимости - о выделении представителя организации.
5.2 При проведении аудита БДД Заказчик вправе:
-получать от аудиторской организации информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
ОДМ 218.6.027-2017
-получать от аудиторской организации заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
-осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации;
-исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, который не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
5.3 Организация-аудитор несет ответственность за:
-выполнение работ в полном соответствии с требованиями договора (контракта) и Технического задания, в сроки, предусмотренные заключенным договором (конфактом);
-достоверность и объективность результатов аудита в рамках предоставленных полномочий в соответствии с планом-графиком и программой его проведения.
5.4 При подготовке к аудиту БДД организации-аудитору рекомендуется:
-подготовить программу аудита;
-осуществить подборку необходимых для проведения аудита материалов и документации;
-провести подготовку приборов и инструментов, необходимых для сбора информации о дорожных условиях, транспортно-эксплуатационных характеристиках дороги, состоянии элементов обустройства дорог, методах организации дорожного движения и наличии мест концентрации ДТП.
5.5 При проведении аудита БДД аудитору рекомендуется: -зарегистрироваться в журнале учета проверок (если он ведется в
дорожной организации);
-провести предварительное совещание с руководителем дорожной организации (уполномоченным представителем);
9
О ДМ 218 6.027-2017
-провести аудит в строгом соответствии с программой аудита; -зафиксировать результаты аудита на бумажном и электронном носителях;
-обеспечить сохранность и возврат полученных в процессе аудита документов;
-не разглашать полученные в ходе аудита сведения, относящиеся к коммерческой или иной, охраняемой действующим законом, информации.
5.6 Обязанности руководителя аудиторской группы:
-обеспечение заключения договоров с заказчиком и соисполнителями; -участие в определении общего задания и планировании работы группы
аудиторов;
-организация рабочих совещаний с администрацией дорожной организации;
-проведение необходимых мероприятий по организационному, материально-техническому, финансовому и методическому обеспечению работы группы аудиторов;
-контроль и координация деятельности аудиторов, осуществляющих выполнение задания по проведению аудита;
-организация подготовки и сдачи отчетов заказчику по результатам выполненного аудита.
5.7 Руководитель группы аудиторов имеет право:
-давать членам группы обязательные для исполнения задания о проведении работ по конкретным видам проверок при аудите;
-отстранять от участия в работе аудиторских групп лиц, выполняющих некачественно задания руководителя группы;
-дополнительно привлекать к работе необходимых специалистов.
5.8 К обязанностям аудиторов относятся:
-выполнение поручений руководителя группы по выполнению аудита;
ю
ОДМ 218.6.027-2017
-визуальная и инструментальная оценка состояния дорожных условий, элементов обустройства дороги, правильности применения методов организации дорожного движения;
-обследование мест концентрации ДТП;
-разработка рекомендаций по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
-участие в рабочих совещаниях группы;
-участие в подготовке отчетных документов аудиторской группы.
5.9 Аудиторы имеют право;
-давать свои предложения по организации работы аудиторской группы;
-высказывать собственное мнение о причинах ДТП при несогласии с решениями группы, прилагаемыми к отчету.
5.10 При аудите проектной документации аудитор готовит отчет для группы проектирования проекта, в котором определяются проблемные стороны принятых в проекте решений по организации и безопасности движения на рассматриваемой автомобильной дороге. Результаты аудита обсуждаются на заключительной встрече, в которой участвуют все вышеупомян>тые участники; группа проектирования проекта и аудиторы.
5.11 При строительстве дороги аудиторам в соответствии с условиями договора (контракта) по его требованию для ознакомления организация должна предоставлять:
-имеющуюся проектную документацию на объект строительства (на бумажных носителях и в электронном виде);
-распорядительную, согласовательную и иную необходимую документацию по объекту строительства;
-изменения, внесенные в проектную и рабочую документацию после их утверждения;
-рабочую документацию, утвержденную к производству работ.
5.12 При аудите БДД на эксплуатируемых дорогах рекомендуется, чтобы представитель дорожной организации участвовал в ее обследовании, в
и
О ДМ 218 6.027-2017
оценке условий дорожного движения и планировании мероприятий по организации и безопасности дорожного движения.
5.13 Должностным лицам дорожной организации рекомендуется:
-предоставлять аудиторам запрашиваемые документы и материалы в соответствии с программой аудита;
-создавать аудиторской организации условия для своевременного и полного проведения аудита;
-давать по устному или письменному запросу аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
-не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита.
6 Аудит при проектировании дорог
6.1 Аудит проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог проводится в целях минимизации риска ДТП, предотвращения возникновения потенциально опасных участков и мест концентрации ДТП на стадии эксплуатации автомобильной дороги.
6.2 При проектировании дорог аудит БДД проводится на следующих стадиях, предусмотренных ОДМ 218.6.009-2013 [2|:
-проекта планировки территории для размещения дороги;
-проектной документации;
-рабочей документации и приемки дороги в эксплуатацию.
6.3 На любой стадии технологического развития дорожного проекта при проведении аудита БДД решаются следующие задачи:
-снижение вероятности возникновения ДТП на стадии эксплуатации объекта;
-снижение тяжести последствий возможных ДТП на тех участках дорог, где невозможно полностью исключить риск их возникновения;
ОДМ 218.6.027-2017
Содержание
1 Область применения............................................................... 1
2 Нормативные ссылки.............................................................. 1
3 Термины, определения и сокращения.......................................... 4
4 Общие положения................................................................... 6
5 Полномочия и обязанности участников аудита............................ 8
6 Аудит при проектировании дорог............................................... 12
7 Аудит при строительстве дорог................................................. 18
8 Аудит эксплуатируемых дорог.................................................. 18
9 Аудит дорожных условий........................................................ 28
10 Аудит элементов обустройства дороги....................................... 38
11 Аудит организации дорожного движения .................................. 51
12 Аудит мест концентрации ДТП................................................ 63
13 Эффективность аудита............................................................ 74
Приложение А Примеры типовых листов контроля при
проведении аудита безопасности дорожного движения.................. 79
Приложение Б Примерное оборудование автоматизированного дорожного комплекса для проведения аудита безопасности
дорожного движения (АДК-АБДД)....................................................... 83
Приложение В Оценка опасности участков дорог с помощью
комплексного показателя............................................................ 85
Приложение Г Оценка опасности участков дорог по показателям
риска ДТП и гибели в них людей................................................ 88
Приложение Д Пример топографического анализа ДТП на участке
дороги........................................................................................ 90
Приложение Е Пример расчета прогноза эффективности мероприятий
по повышению безопасности дорожного движения в месте
концентрации ДТП................................................................. 92
Приложение Ж Методика прогноза эффективности мероприятий по
III
О ДМ 218.6.027-2017
повышению БДД на аудируемой дороге........................................ 93
Приложение И Пример расчета проверки достоверности
эффективности аудита безопасности дорожного движения................ 97
Библиография.......................................................................... 101
IV
ОДМ 218.6.027-2017 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации
по проведению аудита безопасности дорожного движении при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее -Рекомендации) определяет принципы (подходы) подготовки, проведения и оформления результатов аудита безопасности дорожного движения (далее -аудит БДД) на автомобильных дорогах общего пользования (далее - дорога) при их проектировании, строительстве и эксплуатации.
1.2 Настоящие методические рекомендации предназначены для организаций, осуществляющих внешний и внутренний аудит проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также автомобильных дорог, находящихся в эксплуатации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 3634-99 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия
ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические гребования
ГОСТ 32758-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
1
ОДМ 218.6.027-2017
ГОСТ 32759-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Дорожные тумбы. Технические требования
ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
ГОСТ 32839-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Световозвращатели дорожные. Методы контроля
ГОСТ 32843-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Столбики сигнальные дорожные. Технические требования
ГОСТ 32865-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования
ГОСТ 32866-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Световозвращатели дорожные. Технические требования
ГОСТ 32944-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования
ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ 32946-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Методы контроля
ГОСТ 32948-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования
ГОСТ 32952-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Разметка дорожная. Методы контроля
ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 32964-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля
ГОСТ 33025-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия
2
ОДМ 218.6.027-2017
ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием
ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования,
дорожные покрытия. Методы измерения ровности
ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Ограждения дорожные. Классификация
ГОСТ 33128-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользований.
Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33175-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Методы контроля
ГОСТ 33176-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
ГОСТ 33181-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Требования к уровню зимнего содержания
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования.
Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ 33385-2015 Дороги автомобильные общего пользования.
Дорожные светофоры. Технические требования
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного
О ДМ 218.6.027-2017
движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические гребования
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 54809-2011 Технические средства организации дорожного движения Разметка дорожная. Методы контроля
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующим и определен иям и:
3.1.1 аудит безопасности дорожного движения: Проверка результатов деятельности организаций при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на соответствие действующим требованиям нормативно-технических документов по организации и безопасности дорожного движения.
3.1.2 аудитор: Специалист, имеющий высшее или среднее техническое образование автодорожного или автотранспортного профиля и стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения нс менее трех лет.
4
ОДМ 218.6.027-2017
3.1.3 аудиторская организация: Организация, специализирующаяся на проведении аудита безопасности дорожного движения, имеющая в своем штате не менее трех аудиторов.
3.1.4 аудируемое лицо: Проектная, строительная или дорожная организация, чьи результаты деятельности проверяется аудитом.
3.1.5 аудит эффективности: Прогноз эффективности
рекомендованных в ходе аудита мероприятий по повышению безопасности дорожного движения (БДД).
3.1.6 внешний аудит: Аудит, проводимый независимыми
организациями, как правило, на строящихся или эксплуатируемых дорогах.
3.1.7 внутренний аудит: Аудит, проводимый специалистами самой организации или от ее имени для внутренних целей.
3.1.8 должностное лицо дорожно-эксплуатационной службы: Лицо, осуществляющее функции представителя органа управления дорожным хозяйством, связанных с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
3.1.9 жизненный цикл дороги: Период времени, за который
выполняются совокупность процессов от момента проектирования автомобильной дороги, включая строительство (возведение) и содержание, до ее утилизации (ликвидации).
3.1.10 заказчик аудита: Организация или лицо, заказавшее аудит.
3.1.11 проектирование автомобильной дороги: Производственный процесс, состоящий из комплекса проектно-конструкторских работ и экономических расчетов и осуществляемый по материалам инженерных изысканий.
3.1.12 программа аудита: Совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме. Включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.
О ДМ 218 6.027-2017
3.1.13 узел автомобильных дорог: Инженерное сооружение, которое служит для соединения двух или нескольких дорог.
3.1.14 элементы обустройства: Комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
3.2 В настоящем ОДМ применены следующие сокращения:
3.2.1 БДД: Безопасность дорожного движения.
3.2.2 УДС: Улично-дорожная сеть.
3.2.3 ДТП: Дорожно-транспортное происшествие.
3.2.4 ТСОДД: Технические средства организации дорожного
движения.
3.2.5 СТО: Станция технического обслуживания.
3.2.6 АС УДТП «ГОСУЧЁТ»: Автоматизированная система учета дорожно-транспортных происшествий, включенных в государственную статистическую отчетность.
4 Общие положении
4.1 Аудит БДД рассматривается как элемент системы управления безопасностью дорожного движения для всего жизненного цикла дороги (таблица 1).
Таблица 1 - Объекты аудита БДД на различных стадиях жизненного цикла дороги
Сталия жизненного цикла дороги |
Виды аудита |
Проектирование |
Аудит инженерного проекта (при одностадийном проектировании)
Аудит проекта и рабочей документация (при двустадийном проектировании) |
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт |
Аудит автомобильной дороги перед вводом ее в эксплу атацию |
Эксплуатация |
Аудит дорожных условий |
Аудит элементов обу стройства дорог |
Ау дит организации дорожного движения Аудит мест концентрации ДТП Специальный аудит |