Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

69 страниц

449.00 ₽

Купить ОДМ 218.6.003-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации распространяются на существующие, проектируемые автомобильные дороги и являются рекомендательными для организаций, подведомственных Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации, а также органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации.

 Скачать PDF

Документ опубликован на сайте Федерального дорожного агентства:www.rosavtodor.ru/showzakon.php?id=924&type=dictations

Оглавление

Раздел 1. Область применения

Раздел 2. Нормативные ссылки

Раздел 3. Термины и определения

Раздел 4. Общие положения

Раздел 5. Общие требования к проектированию светофорного объекта

Раздел 6. Эффективная длительность фазы регулирования

Раздел 7. Условия для проектирования светофорного объекта

Раздел 8. Порядок установки светофоров

Раздел 9. Режимы работы светофоров

Раздел 10. Рекомендуемые требования к светофорному оборудованию

Раздел 11. Светофорный цикл

Раздел 12. Расчет режима светофорного регулирования

Раздел 13. Светофорное регулирование пешеходного движения

Раздел 14. Рекомендуемые требования к размещению технических средств организации дорожного движения в местах проектирования светофорных объектов

Приложение 1. Расчет электротехнических параметров светофорного оборудования

Приложение 2. Примеры расчета светофорной сигнализации

Приложение 3. Методы определения потока насыщения

Приложение 4. Критерии выбора пофазного разъезда транспортных средств и передвижения пешеходных потоков

Приложение 5. Мониторинг интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СВЕТОФОРНЫХ ОБЪЕКТОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2013

ОДМ 218.6.003-2011

Предисловие

1.    РАЗРАБОТАН ФГУП «РосдорНИИ»

2.    ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3.    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства

от_№_

4.    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5.    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

2

ОДМ 218.6.003-2011


7 Условия для проектирования светофорного объекта

Таблица 1- Интенсивность движения транспортных потоков пересекающихся направлений _

Число полос движения в одном направлении

Интенсивность движения транспортных средств, ед/ч

Г лавная дорога

Второстепенная

дорога

По главной дороге в двух направлениях

По второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном направлении

750

75

670

100

1

1

580

125

500

150

410

175

380

190

900

75

800

100

2 и более

1

700

600

125

150

500

175

400

200

Число полос движения в одном направлении

Интенсивность движения транспортных средств, ед/ч

Г лавная дорога

Второстепенная

дорога

По главной дороге в двух направлениях

По второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном направлении

900

100

825

125

750

150

2 или более

2 или более

675

175

600

200

525

225

480

240

7.1 Согласно ГОСТ Р 52289 светофорное регулирование на автомобильных дорогах рекомендуется применять при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:

Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в табл. 1. автомобильной дороге составляет не менее 600 ед/ч (для дорог с разделительной полосой — 1000 ед/ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели (рис.2). Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть

и

этой же дороги в загруженном, составляет не менее

О ДМ 218.6.003-2011

одном.

наиболее

направлении 150 пеш/ч.

в то же время

V

г

J_J

> 600 ед/ч

Т 1

> 150 пеш/ч

Рисунок 2 - Условие № 1 для введения светофорного регулирования

Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой — 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой же дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ ч.

В населенных пунктах с численностью жителей менее 10 000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.

Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.

Условие 4. На пересечении автомобильных дорог в одном уровне совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.

7.2    Необходимость введения светофорного регулирования в местах пересечения автомобильной дороги с велосипедной дорожкой должна рассматриваться в случае, если интенсивность велосипедного движения превышает 50 вел/ч.

7.3    Светофоры Т.1, Т.2, Т.З, Т.9, П.1 и П.2 рекомендуется применять в случаях, если расстояние между соседними регулируемыми пересечениями, включенными в систему координированного управления движением, превышает 800 м.

7.4    Светофоры Т.7 рекомендуется применять, если интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от

12

ОДМ 218.6.003-2011

норм для условий 1 и 2 или не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на предыдущем участке дороги перед пересечением автомобильных дорог или пешеходным переходом.

Рисунок 3 - Пример расположения в плане транспортных светофоров

8 Порядок установки светофоров

8.1    ГОСТ Р 52289-2004 определяет порядок установки светофоров на автомобильных дорогах (рис.З). На рисунках 4а и 46 представлены типы транспортных и пешеходных светофоров в соответствии с классификаций по ГОСТ Р 52282-2004.

8.2    Светофоры рекомендуется располагать, чтобы обеспечивалась наилучшая видимость их сигналов участникам дорожного движения. Таким же образом рекомендуется устанавливать светофоры-дублеры и светофоры-повторители.

8.3    При установке транспортных светофоров (кроме Т.З любых исполнений, Т.9, П1 и П2) рекомендованная видимость их сигналов должна обеспечиваться с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, то рекомендуется установка знака 1.8 «Светофорное регулирование».

8.4    Рекомендуется, чтобы сигналы дополнительной секции светофоров Т.1п, Т.1л, Т.1пл и сигнал светофора Т.9 распознавались на расстоянии не менее

50 м.

13

О ДМ 218.6.003-2011


Рисунок 4а- Типы и исполнение транспортных светофоров


14


ОДМ 218.6.003-2011

Рисунок 4 6- Типы и исполнение транспортных и пешеходных светофоров

Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры ТЛ.п, Т.1.л, Т.1.пл оборудуют экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами, выступающими за габариты светофора на 120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры светофора.

8.5 Светофоры П.1, П.2 рекомендуется устанавливать на обочинах и тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух.

Рекомендуется при установке пешеходных светофоров, чтобы была обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги.

Пешеходными светофорами рекомендуется оборудовать все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом пересечении автомобильных дорог.

ОДМ 218.6.003-2011

8.6    Рекомендуемая высота установки светофоров от нижнего края корпуса до поверхности проезжей части должна составлять (рис.5):

1)    для транспортных светофоров (кроме Т.З всех 5 исполнений, Т.5 и Т.9):

-    при установке над проезжей частью — от 5 до 6 м. Допускается устанавливать светофоры над проезжей частью на высоте от 6 до 8 м;

-    при установке сбоку от проезжей части — от 2 до 3 м;

2)    для светофоров Т.З любых исполнений, Т.9 — от 1,5 до 2,0 м;

3)    для светофоров Т.5 — от 2 до 4 м;

4)    для пешеходных светофоров — от 2,0 до 2,5 м.

8.7    Светофоры рекомендуются устанавливать на расстоянии 0,5 до 2,0 м от края проезжей части при установки их сбоку и не менее 4 м от края проезжей части при установки над проезжей частью.

8.8    Пешеходные светофоры рекомендуются устанавливать на расстоянии не более 5 м от края проезжей части. При этом расстояние от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехода должно быть не более 1 м (рис.6).

8.9    Светофоры рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1 м от контактных проводов трамвая или троллейбуса до любой точки корпуса светофора.

Рисунок 5 - Требования к установке светофоров



16


О ДМ 218.6.003-2011

Рисунок 6 - Требования к установке светофоров на регулируемом пешеходном переходе

8.10    Дублирующие светофоры (кроме ТЛ.п и Т.2 со стрелкой «направо») рекомендуется устанавливать на территории пересечения автомобильных дорог или непосредственно за пересечением автомобильных дорог перед водителем или слева. Светофоры Т. 1.п и Т.2 со стрелкой «направо» рекомендуется дублировать, если поворот направо осуществляется в два ряда и более. Установка дублирующего светофора слева за пересечением автомобильных дорог может быть возможна, если проезжая часть во встречном направлении имеет не более трех полос движения, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед/ч.

8.11    Транспортные светофоры Т.1 с горизонтальным расположением сигналов и Т.4 располагают только над проезжей частью в силу их конструктивных особенностей или назначения. По тем же соображениям пешеходные светофоры, светофоры-повторители над проезжей частью не устанавливают.

8.12 Не рекомендуется на протяжении одной автомобильной дороги устанавливать транспортные и пешеходные светофоры на разной высоте и удаленности от проезжей части.

8.13 Светофоры устанавливаются на колонках, кронштейнах, прикрепляемых к существующим опорам или стенам зданий, на специальных консольных опорах и тросах-растяжках. Для предотвращения наезда на опоры их рекомендуется располагать вне проезжей части или защищать ограждениями.

17

ОДМ 218.6.003-2011

8.14 Опорные конструкции, используемые для крепления светофоров, рекомендуется устанавливать вне проезжей части автомобильной дороги, их элементы, находящиеся над проезжей частью, не должны быть ниже края корпуса светофора, размещаемого над проезжей частью.

9 Режимы работы светофоров

9.1    Порядок чередования сигналов, их вид и значение, принятые в России, соответствуют международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Сигналы чередуются в такой последовательности: красный - красный с желтым - зеленый - желтый - красный...

9.2    При этом длительность сигнала «красный с желтым» рекомендуется устраивать не более 2 с, длительность желтого сигнала - 3 с. Если расчетная длительность промежуточного такта превышает указанные величины, то длительность красного сигнала рекомендуется увеличивать на время превышения.

9.3    Допускается последовательность включения сигналов: красный — зеленый — желтый — красный, если светофорный объект не включен в систему координированного управления движением.

9.4    В режимах работы светофорной сигнализации с использованием светофоров Т.1, Т.З (любых исполнений), Т.2, Т.8 и Т.9 рекомендуется предусматривать мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением с частотой 1 миг/с (допускается отклонение от указанной частоты ± 10%), для светофоров П.1 и П.2 такой режим является обязательным.

9.5    Для информирования водителей и пешеходов о времени, оставшемся до окончания горения зеленого сигнала, допускается применение цифрового табло.

9.6    На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации рекомендуется применять звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

9.7    В период снижения интенсивности движения до значений менее 50% для условий 1 и 2 светофоры Т.1, Т.2, Т.З, и Т.9 рекомендуется переводить на режим мигания желтого сигнала. По условиям обеспечения безопасности движения допускается оставлять эти светофоры в режиме трехцветной сигнализации в течение суток.

9.8    При регулировании движения светофорами ТЛ.п, Т.1.л и Т.1.пл не рекомендуется постоянное действие какой-либо комбинации сигналов (например, красный сигнал с сигналом дополнительной секции).

9.9    Рекомендуется, чтобы все светофоры, установленные на одном

светофорном объекте (кроме светофоров Т.4),    работали    во

взаимосогласованных режимах.

9.10    Рекомендуется, чтобы любой светофорный объект, входящий в систему координированного управления движением, имел возможность

18

ОДМ 218.6.003-2011

работать в индивидуальном (резервном) автоматическом режиме, независимо от работы других светофорных объектов.

9.11    Расчет режимов работы светофорного объекта (времени цикла, времени пофазных разъездов) рекомендуется проводить для 3 программ для разных периодов суток (утро, день, вечер) и определяемых в ходе изучения условий движения на данном участке автомобильной дороги.

9.12    При наличии светофоров П. 1 и П.2, на регулируемых пересечениях не рекомендуется использование частичного конфликта в движении пешеходов и транспорта в схемах светофорного регулирования.

10 Рекомендуемые требования к светофорному оборудованию

10.1    Требования к дорожным контроллерам

10.1.1    Дорожный контроллер должен соответствовать требованиям ГОСТ 34.401-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения. Типы и технические требования» и обеспечивать:

-    управление светофорными объектами как на локальном, так и на сетевом уровне;

-    возможность подключения выносного пульта управления, вызывного пешеходного табло, модуля зонального центра;

-    возможность работы с дистанционным выносным пультом управления;

-    управление трамвайными, пешеходными и транспортными светофорами в любой требуемой конфигурации;

-    переключение светофорных сигналов в соответствии с заранее заданными резервными программами по таймеру либо адаптивно (по реально складывающейся дорожно-транспортной ситуации);

-    смену резервных программ и включение режимов «желтого мигания» и «отключения светофоров» в заданное время суток.

-    автоматическое отключение режима в случае одновременного включения зеленых сигналов светофора в конфликтных направлениях, а также при одновременном включении красного и зеленого сигналов одного светофора;

-    возможность приема команд управления и передачу в Центр управления информации о выполняемом в данный момент режиме работы и своем техническом состоянии. Связь должна осуществляться по двухпроводным физическим линиям связи, радиоканалу или каналам связи «GSM»;

-    автоматическое отключение светофоров при отключении или изменении напряжения электропитания за пределы 172-248 В и автоматическое включение в работу после восстановления электропитания;

-    автоматический учет потребления электроэнергии по электронному счетчику энергопотребления и передачу информации о количестве потребления в Центр управления по запросу один раз в сутки.

19

ОДМ 218.6.003-2011

10.1.2    Рекомендуется, чтобы программное обеспечение давало возможность выполнения контроллером следующих функций управления:

-    ручное управление;

-    «зеленая улица»;

-    диспетчерское управление;

-    координированное управление;

-    резервная программа.

10.1.3    Контроллер рекомендуется устанавливать на асфальтированной площадке 1 х 1 м (на удалении не менее 3 м от края проезжей части).

10.1.4    Конструктивно контроллер рекомендуется выполнять в герметически закрытом электрошкафу, оборудованном системой автоматического поддержания рабочей температуры для обеспечения непрерывной круглосуточной работы на открытом пространстве.

10.1.5    При технико-экономическом обосновании рекомендуется применять контроллеры с использованием технологий GPRS/GPS.

10.2    Требования к пульту управления

10.2.1    Выносной пульт управления, предназначенный для управления дорожным контроллером в ручном режиме, рекомендуется снабжать специальной стойкой, и располагать в точке, с которой оператору обеспечена наилучшая видимость всего пересечения автомобильных дорог в одном уровне. Рекомендуется, чтобы с него обеспечивалось ручное переключение фаз регулирования в любой последовательности, вызов участков «зеленой улицы», режима желтого мигания, отключение светофоров.

10.3    Требования к транспортным детекторам

10.3.1    Детекторы, предназначенные для обнаружения транспортных средств и определения параметров транспортных потоков, должны обеспечивать выполнение следующих функций:

-    обнаружение подвижных и неподвижных транспортных средств в контролируемой зоне;

-    измерение общего количества транспортных средств, прошедших по каждой полосе за заданный период наблюдения;

-    вычисление средней скорости движения транспортных средств по полосе в заданный период времени.

10.3.2    Параметры зоны детектирования, создаваемой детектором на любой полосе, должны удовлетворять следующим требованиям:

-    номинальная ширина зоны: 2 м;

-    длина зоны (вдоль направления движения транспортных средств): до 10

м;

-    дальность действия: не менее 30 м.

10.3.3    Детектор рекомендуется монтировать на опорах освещения, опорах контактной сети, стенах зданий или других искусственных сооружениях, расположенных сбоку от проезжей части. Высота установки должна составлять 5 м.

10.4 Требования к звуковой сигнализации

ОДМ 218.6.003-2011

Содержание

Раздел 1    Область применения............................................................... 1

Раздел 2    Нормативные ссылки............................................................... 1

Раздел 3    Термины и определения........................................................... 2

Раздел 4    Общие положения.................................................................... 3

Раздел 5    Общие требования к проектированию светофорного объекта............. 5

Раздел 6    Эффективная длительность фазы регулирования........................... 7

Раздел 7    Условия для проектирования светофорного объекта....................... 8

Раздел 8    Порядок установки светофоров................................................. 10

Раздел 9    Режимы работы светофоров...................................................... 15

Раздел 10    Рекомендуемые требования к светофорному оборудованию.............. 16

Раздел 11    Светофорный цикл................................................................. 20

Раздел 12    Расчет режима светофорного регулирования................................. 26

Раздел 13    Светофорное регулирование пешеходного движения..................... 33

Раздел 14    Рекомендуемые требования к размещению технических средств

организации дорожного движения в местах проектирования светофорных объектов............................................................. 35

Приложение 1 Расчет электротехнических параметров светофорного оборудования 37

Приложение 2    Примеры расчета светофорной сигнализации................................ 40

Приложение 3 Методы определения потока насыщения..................................... 57

Приложение 4    Критерии выбора пофазного разъезда транспортных    средств    и

передвижения пешеходных потоков........................................... 60

Приложение 5    Мониторинг интенсивности движения транспортных    и    пешеходных

потоков................................................................................ 65

Библиография........................................................................ 66

3

ОДМ 218.6.003-2011

10.4.1    Сигнализатор звуковой, предназначенный для оповещения слепых пешеходов о возможности перехода через проезжую часть, рекомендуется устанавливать внутри зеленой секции пешеходного светофора и подключается параллельно зеленой лампе. При загорании зеленого сигнала должен раздаваться прерывистый звуковой сигнал, позволяющий слепому пешеходу осуществить переход через проезжую часть.

10.4.2    Сигнализатор должен отвечать следующим основным техническим характеристикам:

-    мощность, потребляемая сигнализатором звука от сети переменного тока 220 В 50 Гц, не превышал 5 Вт;

-    интенсивность звука, db < 87;

-    частота звука, Гц 2300;

-    ток потребления, мА 200;

-    цикличность подачи сигнала, сек. 1;

-    диапазон рабочих температур от -45°С до +50°С.

10.5    Требования к табло индикации времени

10.5.1    Всю электронную схему рекомендуется помещать внутри корпуса, который устанавливается рядом с пешеходным светофором (обычно под зеленой секцией пешеходного светофора).

10.6    Требования к пешеходным вызывным устройствам

10.6.1    Пешеходные вызывные устройства, предназначенные для обеспечения безопасного перехода проезжей части пешеходами, рекомендуется применять при высокой интенсивности движения транспортных потоков и ненасыщенными, эпизодическими пешеходными фазами с целью снижения неоправданных транспортных задержек.

10.6.2    Табло вызова пешеходом рекомендуется крепить на специальных опорах, устанавливаемых перед пешеходным переходом, или может располагаться на опорах светофоров.

10.7    Требования к кабелям и способам их прокладки

10.7.1    Кабели и способы их прокладки должны отвечать следующим условиям:

-    контроллер должен быть подключен к источнику электропитания с помощью силового кабеля с медными жилами;

-    светофоры должны быть соединены с контроллером при помощи контрольного кабеля с медными жилами;

-    для связи выносного пульта управления с контроллером должен быть использован кабель типа 11111 (телефонный с полиэтиленовой изоляцией в пластмассовой оболочке).

10.7.2    Кабели рекомендуется прокладывать согласно требованиям Правил устройства электроустановок, а также соответствующих Строительных норм и правил.

10.7.3    На плане расположения трассы кабелей рекомендуется указывать опасные места производства работ - пересечения с газопроводами, нефтепроводами, с силовыми кабелями и с магистральными кабелями связи, а также производиться предупреждающие надписи об осторожности проведения

21

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СВЕТОФОРНЫХ ОБЪЕКТОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

1 Область применения

Настоящие    Методические    рекомендации    распространяются на

существующие,    проектируемые    автомобильные    дороги и являются

рекомендательными для организаций, подведомственных Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации, а также органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящих Методических рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ    Р    52282-2004.    Технические    средства    организации    дорожного

движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний.

ГОСТ    Р    52289-2004.    Технические    средства    организации    дорожного

движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

ГОСТ    Р    52290-2004.    Технические    средства    организации    дорожного

движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

ГОСТ    Р    51526-2011.    Технические    средства    организации    дорожного

движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

ГОСТ Р 34.401-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения. Типы и технические требования».

СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги.

3 Термины и определения

ОДМ 218.6.003-2011

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства (ТС), сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Знак дорожный - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее — движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

Контроллер дорожный - устройство для управления дорожным движением путем переключения сигналов светофоров и многопозиционных дорожных знаков, как на локальных пересечения автомобильных дорог, так и входящих в систему координированного управления дорожным движением.

Организация дорожного движения - комплекс организационноправовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Опасность для движения - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Пересечение автомобильных дорог в одном уровне - вид пересечения дорог, в котором встречающиеся дороги и все специальные устройства для перевода движения с одной дороги на другую расположены в одном уровне.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходный переход - обозначенные дорожными знаками и/или разметкой инженерное сооружение или участок проезжей части для движения пешеходов через автомобильную дорогу.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Пофазный разъезд - организация дорожного движения, при которой группы транспортных потоков и пешеходов на пересечении автомобильных дорог пропускаются поочередно (по фазам).

Преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Проезжая часть - элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Разметка дорожная - линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования.

5

ОДМ 218.6.003-2011

служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.

Светофор дорожный - светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.

Светофорный объект - группа светофоров, установленных на участке дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией.

Такт регулирования - период действия определенной комбинации светофорных сигналов. Такты делятся на основные и промежуточные.

Техническое средство организации дорожного движения - дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Тротуар - элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Уступить дорогу - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Фаза регулирования - совокупность основного и следующего за ним промежуточного такта в цикле светофорного регулирования.

Цикл регулирования - периодически повторяющаяся совокупность всех фаз светофорного регулирования.

4 Общие положения

4.1    Светофорное регулирование является одним из эффективных методов

повышения безопасности дорожного движения и регулирования транспортных и пешеходных потоков.    Светофорные    объекты,    использующие

индивидуальные автоматические переключатели светофорных сигналов и работающие в одном или нескольких жестких режимах, проектируют на пересечения автомобильных дорог. При значительном взаимном удалении светофорных объектов друг от друга такой способ регулирования дает хорошие результаты. Необходимыми условиями для этого являются обоснованная установка светофора и оптимальное назначение режима его работы в зависимости от объемов транспортного и пешеходного движения и планировочной характеристики пересечения автомобильных дорог.

4.2    Светофоры предназначены для поочередного пропуска участников движения через определенный участок дорожной сети, а также для обозначения

6

ОДМ 218.6.003-2011

опасных участков дорог. В зависимости от условий светофоры применяются для управления движением в определенных направлениях или по отдельным полосам данного направления:

•    в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (пересечения, пешеходные переходы);

•    по полосам, где направление движения может меняться на противоположное;

•    на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;

•    при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;

•    для управления движением маршрутных транспортных средств.

4.3    Светофоры классифицируются по их функциональному назначению (транспортные, пешеходные); по конструктивному исполнению (одно-, двух-или трехсекционные, трехсекционные с дополнительными секциями); по их роли, выполняемой в процессе управления движением (основные, дублеры, повторители).

4.4    В соответствии с ГОСТ Р 52282-2004 светофорам присвоены индексы, в которых первая буква соответствует группе, цифра — типу светофора, последующие буквы — его исполнению (при наличии), следующая цифра — варианту конструкции, после чего следует обозначение стандарта.

4.5    Обозначения исполнения светофора:

п — с правой дополнительной секцией;

л — то же, с левой;

пл — с правой и левой дополнительными секциями;

г — с горизонтальным расположением сигналов;

ж — с дополнительным сигналом желтого цвета;

д — с двойным сигналом.

4.6    Светофорное регулирование выполняет задачу автоматического:

-    чередования фаз зеленого и красного сигналов для обеспечения безопасности при пересечении интенсивных транспортных и пешеходных потоков разных направлений;

-    регулирования очередности проезда потоков разных направлений таким образом, чтобы обеспечивать максимальную пропускную способность пересечений автомобильных дорог.

4.7    Управление светофорными циклами может быть:

-    жесткое (постоянное по времени независимо от его интенсивности движения);

-    адаптивное (программы зависят от интенсивности движения, используются транспортные детекторы).

4.8    Светофорное регулирование может быть:

-    ручным (использование контроллера);

-    автоматическим (контроллер работает по заданной программе);

-    автоматизированным.

ОДМ 218.6.003-2011

5 Общие требования к проектированию светофорного объекта

5.1    Проектирование и строительство светофорного объекта является многостадийным процессом. Решение о необходимости проектирования светофорного объекта принимается на основании результатов предпроектного обследования транспортных и пешеходных потоков. В предпроектный период определяют организацию-заказчика, имеющую право финансирования проектных работ, проектную организацию и генерального подрядчика.

5.2    Рекомендуется, чтобы заказчик представлял проектной организации следующие исходные данные:

•    задание на проектирование;

•    геодезический план местности в масштабе 1:500 в необходимом для проектирования объеме, содержащий все подземные коммуникации, которые проходят в зоне действия объекта;

•    условия на присоединение проектируемого объекта к источникам энергоснабжения, сетям передачи информации и другим сооружениям.

5.3    Рекомендуется, чтобы задание на проектирование светофорного объекта включало: наименование объекта; основание для проектирования; вид строительства (новое, расширение, реконструкция); указания о применяемых типах технических средств; схему организации движения транспортных средств и пешеходов; режим регулирования; планировочную характеристику объекта (число полос движения, наличие разделительной полосы или резервной зоны и т.д.); требования по разработке вариантов; стадийность проектирования (две стадии или одна); расчетную стоимость строительства; наименование строительной организации-генподрядчика.

5.4    Проектирование светофорных объектов рекомендуется вести в одну стадию (рабочий проект, включающий утверждаемую часть и рабочую документацию).

5.5    Рекомендуется, чтобы текстовые и графические материалы, включаемые в рабочий проект были укомплектованы в следующем порядке:

Титульный лист.

Содержание.

Состав проекта.

Ведомость ссылочных и прилагаемых документов.

Ведомость согласований.

Общая пояснительная записка.

Спецификация оборудования.

Тексты согласований.

Ведомость основных видов работ.

Тексты согласований (в том числе на присоединение мощности).

Графические документы.

5.6    Рекомендуется, чтобы графические документы включали:

8

ОДМ 218.6.003-2011

Схему организации дорожного движения на пересечении автомобильных дорог с указанием применяемых средств организации дорожного движения и режима работы светофорной сигнализации.

Схему расстановки оборудования, трассы прокладки кабелей со спецификацией и кабельным расписанием.

Генеральный план (М 1:500) расстановки оборудования и прокладки питающего и контрольных кабелей, с указанием опасных мест производства работ: пересечение с газопроводами, силовыми кабелями, магистральными кабелями связи.

Электрическую схему.

Электромонтажные схемы.

Чертежи общих видов, применяемых конструкций, изделий.

Схему генерального плана с нанесением объектов благоустройства и озеленения участка.

5.7    Общая пояснительная записка должна содержать исходные данные для проектирования, характеристику светофорного объекта, обоснование необходимости ввода светофорного регулирования, данные о номенклатуре, качестве и техническом уровне используемого оборудования.

5.8    Сметная документация, разрабатываемая в составе проекта, должна содержать в своем составе пояснительную записку с данными об основных положениях, принятых при ее составлении.

5.9    При проведении проектных работ на пересечении автомобильных дорог рекомендуется:

-    применять комплексный подход к решению конкретной задачи, при этом следует увязываться с мероприятиями по совершенствованию организации движения в целом по автомобильной дороге, району.

-    соблюдать требования нормативных документов в части расстановки дорожных знаков, нанесения линий разметки, установки светофорных объектов, ограждений и направляющих устройств.

-    использовать современное оборудование, позволяющее дальнейшее включение данного светофорного объекта в автоматизированную систему управления дорожным движением (предусматривать наиболее совершенные в техническом отношении оборудование, материалы);

принимать технические решения, обеспечивающие экономное расходование материальных ресурсов, снижение материалоемкости, трудовых затрат, а также оптимальные условия эксплуатации кабельных линий и оборудования;

-    обеспечивать согласование с заинтересованными организациями.

5.10    Проект утверждается заказчиком и Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора (может быть поручено органу управления дорожным хозяйством). Согласование проекта возлагается на организацию-проектировщика.

6. Эффективная длительность фазы регулирования

ОДМ 218.6.003-2011

6.1    Эффективная длительность фазы регулирования и потерянное время показаны на рисунке 1. В течение фазы регулирования транспортные средства движутся в направлении, в котором включен разрешающий сигнал, в период основного такта tQ. В период промежуточного такта t„ интенсивность движения в сечении стоп-линий постепенно падает до нуля. В начале движения в период основного такта tQ происходит стартовая задержка (tcm). Между тем интенсивность движения N в сечении стоп-линий постепенно нарастает и достигает через некоторое время приблизительно постоянное значение Мн, равное пропускной способности данного направления. В конце фазы при включении мигающего зеленого сигнала наблюдается торможение и остановка отдельных транспортных средств (tp) Эффективность разрешающей фазы несколько увеличивается за счет времени tp — «прорыва» на желтый сигнал транспортных средств, которые не смогли своевременно остановиться у стоп-линий.

6.2    Потерянное время в фазе tnm = /ст + tn tp, а длительность фазы (tQ + tn) будет равна сумме эффективной ее длительности и потерянного времени +

tnm)-

Показатель Л/н, является максимальной интенсивностью разъезда очереди при полностью насыщенной фазе и называется потоком насыщения.

6.3    Для практических расчетов рекомендуется принимать /ст ~tp и tm ~ /„ . Поэтому потерянное время в цикле можно приближенно считать равным сумме промежуточных тактов, входящих в состав цикла.

Рисунок 1- Эффективная длительность фазы регулирования

10