ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РОСПВ ТОПОР
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСДВТОДОР)
МОСКВА 2015
ОДМ 218.6.015-2015
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН ФГБУ «РОСДОРНИИ» (Федеральное
государственное бюджетное учреждение РОСДОРНИИ) по заказу Росавтодора
2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности
автомобильных дорог Росавтодора
3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 12.05.2015 № 853-р.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5. ВЗАМЕН Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, введённых в действие с 1 августа 1998 г. приказом ФДС РФ от 23.07.1998 г. № 168
II
ОДМ 218.6.015-2015
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1 Область применения.............................................................. 1
2 Нормативные ссылки.............................................................. 1
3 Термины, определения и сокращения ................................. 2
4 Общие положения.................................................................. 3
5 Учет дорожно-транспортных происшествии................................. 4
6 Анализ дорожно-транспортных происшествий.............................. 6
Приложение А Форма учета дорожно-транспортных происшествий...... 11
Приложение Б АКТ обследования дорожных условий в месте
совершения ДТП................................................ 13
Приложение В АКТ о мероприятиях по безопасности и организации
дорожного движения.......................... 16
Приложение Г Кодификатор недостатков транспортноэксплуатационного состояния улично-дорожной сети на
месте ДТП...................................................... 18
Приложение Д Формы анализа данных о дорожно-транспортных
происшествиях................................................... 21
Приложение Е Рекомендации по выявлению участков концентрации
ДТП.................................................................. 28
Приложение Ж (Справочное) Формы представления результатов
анализа данных о ДТП на автомобильных дорогах и
улицах............... 34
Приложение К Форма представления перечня автомобильных дорог
общего пользования ( по состоянию на ) 46
Приложение Л (справочное) Извлечения из Инструкции по заполнению формы Карточки учёта ДТП,
используемой при работе АС УДТП «ГОСУЧЁТ»...... 47
Библиография ........................................................................ 77
III
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 Область применения
Настоящие Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествии на автомобильных дорогах Российской Федерации (далее -Рекомендации) определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог юродов и сельских поселений.
2 Нормативные ссылки
В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
1
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 52767-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров
3 Термины, определен ни и сокращения
3.1 В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины и определения:
3.1.1 владельцы автомобильных дорог: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительнораспорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.2 дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие,
возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
3.1.3 дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек.
3.1.4 дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадаю 10 человек и более.
3.1.5 дорожно-эксплуатационная организация: Подрядные
дорожные организации и предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
3.1.6 линейный график ДТП - схематичное изображение дороги или улицы в плане с указанием дат, видов и мест совершения ДТП (км + м).
3.1.7 недостатки транспортно-эксплуатационного состояния
улично-дорожной сети: Несоответствие нормативным требованиям
эксплуатационного состояния автомобильной дороги или улицы, имевшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия и в непосредственной близости от него на момент совершения ДТП, которое установлено при его оформлении.
3.1.8 перекресток: Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями.
ОДМ 218.6.015-2015
соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
3.1.9 участок концентрации ДТП: Участок автомобильной дороги не превышающий 1000м вне населенного пункта, 200 м в населенном пункте или перекресток дорог, где в течение последних 12 месяцев произошло три и более ДТП одного вида или 5 и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или ранены люди.
Примечание- Протяженность участка определяется в результате локализации ДТП по методике, приведенной в Приложении Е.
3.1.9 погибший в ДТП: Лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.
3.1.10 раненый в ДТП: Лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.
3.1.11 эксплуатационное состояние дороги (улицы): Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.
3.2 В настоящих Рекомендациях использованы следующие сокращения:
АППГ - Аналогичный период прошлого года;
УДС - Улично-дорожная сеть;
КОУ ДТП - Карточка оперативного учета ДТП;
МИАС - Многопараметрическая информационно-аналитическая
система моделирования и прогнозирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
ПДД - Правила дорожного движения;
АС УДТП «ГОСУЧЁТ» - Автоматизированная система учета дорожно-транспортных происшествий, включенных в государственную статистическую отчетность.
4 Общие положения
4.1 Владельцы автомобильных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия (далее ДТП), совершенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - дороги), улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее - улицы), находящихся в их ведении. Учет осуществляют для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по устранению этих причин и условий.
Учет и анализ ДТП на УДС проводят в целях:
3
ОДМ 218.6.015-2015
- оценки общего состояния аварийности и тенденций се изменения;
- изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий;
- выявления участков концентрации ДТП;
- разработки и осуществления эффективных управленческих решений и мер по повышению безопасности движения на участках концентрации ДТП;
- оценки изменения показателей аварийности в результате реализации мер по повышению безопасности дорожного движения.
4.2 При проведении учета ДТП необходимо обеспечить:
- достоверность и оперативность получения данных о ДТП;
- своевременное обобщение и анализ сведений о ДТП.
4.3 Учет и анализ данных о ДТП, а также работы по обеспечению безопасности дорожного движения должны проводиться владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципалыюго значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.
4.4 Для обеспечения достоверности данных вносимых в автоматизированные системы учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации владельцы автомобильных дорог направляют в подразделения Госавтоинспекцнн на региональном уровне не реже одного раза в год перечень дорог, находящихся в их ведении, по форме приведенной в Приложении К, соответственно в случае внесения в перечень изменений - не позднее чем в течение месяца с момента их внесения.
4.5 Владельцы автомобильных дорог участвуют в специальных проверках по установлению влияния дорожных условий на обстоятельства, которые могли способствовать либо сопутствовать возникновению ДТП при включении их уполномоченных представителей в состав комиссии, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании предложений и при участии подразделений Госавтоинспекцнн на региональном уровне.
4.6 На основе результатов анализа ДТП владельцы автомобильных дорог принимают меры по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния в местах совершения ДТП (Приложение Г), разрабатывают планы дорожных работ и целевые программы по повышению безопасности дорожного движения, а также осуществляют необходимые для обеспечения безопасности движения виды дорожных работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
5 Учет дорожно-транспортных происшествий
5.1 Владельцы автомобильных дорог ведут учет ДТП, совершенных на автомобильных дорогах, находящихся в их ведении, на основе данных учета о дорожно-транспортных происшествиях, производимого органами внутренних дел Российской Федерации.
4
ОДМ 218.6.015-2015
Учет ДТП ведут в том числе, с использованием автоматизированных систем учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел.
Представление владельцам автомобильных дорог сведений о ДТП в объеме необходимом для составления соответствующих форм учета (Приложение А), осуществляется в установленном порядке.
5.2 Владельцы автомобильных дорог в целях оперативного сбора и учёта информации о ДТП, а также принятия необходимых оперативных мер по приведению эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и ликвидации последствий ДТП в установленном порядке используют в том числе автоматизированную систему учета и сбора сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации. С использованием данной автоматизированной системы осуществляется ежесуточный сбор сведений о ДТП, а также проводится анализ приобщенных к КОУ ДТП материалов.
Сведения о ДТП из КОУ ДТП ежедневно заносят для последующего анализа и хранения в формы учета ДТП (Приложение А). При занесении данных в формы учета ДТП используют коды в соответствии с Приложением Л.
В случае если в КОУ ДТП были внесены изменения (например, изменено состояние пострадавших или внесены дополнения в описание), в формы учета ДТП также должны быть внесены соответствующие изменения.
5.3 После регистрации КОУ ДТП владелец автомобильной дороги, проводит оперативный анализ приобщенных к карточке фотоматериалов, рапорта и акта по обследованию места ДТП. В случае, если сведения о ДТП включают акт по обследованию места ДТП с выводами о наличии недостатков в транспортно-эксплуатационном состоянии (содержании) УДС, владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) при необходимости направляет на место ДТП уполномоченных представителей для обследования выявленных неудовлетворительных дорожных условий.
Прибытие уполномоченных представителей владельца автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационной организации) для осмотра места ДТП осуществляется не позднее 6 часов с момента поступления информации о происшествии.
По результатам осмотра недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) составляет «АКТ обследования дорожных условий в месте совершения ДТП» (далее АКТ), форма которого приведена в Приложении Б.
АКТ должен содержать вывод о наличии или отсутствии в месте совершения ДТП недостатков транспортно-эксплуатационного состояния, указанных в акте по обследованию места ДТП, основанный на результатах оценки их характеристик с применением инструментальных измерений, в том числе передвижных дорожных лабораторий, оснащённых унифицированным.
метрологически аттестованным оборудованием, средств фото- и видеофиксации.
К АКТу приобщаются фотоматериалы о выявленных недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП. Количество фотографий по каждому из выявленных недостатков должно составлять не менее пяти, в т.ч. должны иметься крупноплановые фотографии.
В АКТе указывается перечень мероприятии по приведению эксплуатационного состояния дороги или улицы в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и сроки их проведения, при необходимости определяют иные мероприятия по профилактике совершения ДТП:
АКТ составляется в двух экземплярах, утверждается владельцем автомобильной дороги. Второй экземпляр АКТа направляется в соответствующее подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне в срок не позднее 18 часов с момента регистрации КОУ ДТП.
5.4 Формы учета ДТП составляют отдельно для каждой автомобильной дороги или улицы, которые должны быть сброшюрованы в журнал. Жу рнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться в течение 5 лет, с даты последней записи. Также, в течение этого срока формы учета ДТП рекомендуется хранить в электронном виде (рекомендуется программное обеспечение Microsoft Office Excel).
В первом квартале года, следующего за отчетным владельцы автомобильных дорог проводят сверку данных о ДТП за предыдущий год с данными о ДТП, включенными в государственную статистическую отчетность, в порядке, установленном главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации.
5.5 Ответственность за организацию учета и анализа ДТП возлагается на руководителя органа управления автомобильными дорогами. Руководитель органа управления автомобильными дорогами назначает конкретных исполнителей отвечающих за учет и анализ ДТП и определяет их ответствен ность.
5.6 Владельцы автомобильных дорог федерального значения в установленном порядке за период учета (квартал, полугодие девять месяцев, год) представляют в Федеральное дорожное агентство данные об основных показателях аварийности, сведения о мероприятиях по профилактике ДТП и обеспечению безопасности дорожного движения на участках их концентрации по формам № 1-3 (Приложение Д).
6 Анализ дорожно-транспортных происшествий
6.1 Владельцы автомобильных дорог проводят анализ ДТП, который должен предусматривать комплексное изучение и обобщение данных учета ДТП, совершенных на подведомственных дорогах и улицах.
ОДМ 218.6.015-2015
Анализ распределения ДТП по протяженности дорог и улиц проводят с целью:
- выявления участков концентрации ДТП;
- изучения условий и причин возникновения участков концентрации ДТП, а также отдельных ДТП, в местах совершения которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС;
- назначения мероприятий по ликвидации участков концентрации ДТП и профилактике возникновения ДТП из-за недостатков транспортноэксплуатационного состояния УДС.
6.2 Для проведения анализа ДТП по п. 6.3 настоящих Рекомендаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия в области безопасности дорожного движения может использоваться в соответствии с установленным порядком информационно-аналитический ресурс МИАС.
6.3 Анализ ДТП включает:
- оценку тенденций изменения основных показателей аварийности (Форма № 1, Приложение Д);
- установление недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП, оценку изменения числа ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС, в результате реализации мер по их профилактике (Форма № 2-6,11риложение Д);
- выявление участков концентрации ДТП и определение их характеристик (Форм № 3-а, Приложение Д);
- оценку изменения показателей аварийности после реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП (Формы № 3-а, в. Приложение Д).
Для более детальной оценки состояния аварийности, выявления особенностей ее формирования на отдельных дорогах и улицах, а также участках, обслуживаемых организациями, осуществляющих их содержание, в соответствии с формами, приведенными в Приложении Ж, проводят анализ сведений:
- о ДТП различных видов и тяжести их последствий;
- об объектах улично-дорожной сети в местах совершения ДТП;
- о состоянии проезжей части в местах совершения ДТП;
- об освещении в местах совершения ДТП;
- о недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП;
- о факторах, оказывающих влияние на режим движения, в местах совершения ДТП;
- об основных показателях аварийности на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов и в их пределах;
- о видах ДТП, в местах совершения которых установлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС;
- о местоположении участков концентрации ДТП;
7