Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

96 страниц

Купить ОДМ 218.9.011-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положения ОДМ предназначены для применения Росавтодором и организациями при выполнении работ по обоснованию локальных проектов интеллектуальных транспортных систем. Отраслевой дорожный методический документ устанавливает рекомендации к выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем. ОДМ устанавливает рекомендации по структуре и элементам подсистем интеллектуальных транспортных систем, а также рекомендации по актуализации банка подсистем интеллектуальных транспортных систем, применяемых на сети федеральных автомобильных дорог. ОДМ устанавливает рекомендации к порядку взаимодействия субъектов на этапе обоснования локального проекта интеллектуальной транспортной системы. ОДМ устанавливает рекомендации по формированию архитектуры индикаторов эффективности, используемой на этапе обоснования локального проекта интеллектуальной транспортной системы. В ОДМ Архитектуры индикаторов эффективности составляются для трех групп пользователей (государственная, социальная и коммерческая группы) в зависимости от целей задач, заданных заказчиком, и состава пользователей локальным проектом интеллектуальной транспортной системы. ОДМ устанавливает рекомендации к формированию исходных данных в рамках обоснования проектов Интеллектуальных транспортных систем на федеральных автомобильных дорогах.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие положения

6 Рекомендации по структуре и элементам подсистем интеллектуальных транспортных систем, используемых на сети федеральных автомобильных дорог

7 Рекомендации по взаимодействию субъектов на этапе обоснования проектов интеллектуальных транспортных систем на федеральных автомобильных дорогах

8 Рекомендации по формированию архитектуры индикаторов эффективности, используемой при обосновании проектов интеллектуальных транспортных систем

9 Рекомендации по формированию исходных данных в рамках обоснования проектов интеллектуальных транспортных систем федеральных автомобильных дорогах

Приложение А (справочное). Банк подсистем ИТС

Приложение Б (обязательное). Схема взаимодействия субъектов на этапе обоснования локального проекта интеллектуальной транспортной системы

Приложение В (справочное). Пример определения предварительной границы участка сети дорог для формирование исходных данных в рамках обоснования проектов ИТС на федеральных дорогах

Приложение Г (справочное). Пример формирования исходных данных в рамках обоснования проектов ИТС на федеральных дорогах

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Рекомендации по выполнению обосновании интеллектуальных транспортных систем

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2015

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Общество с ограниченной ответственностью «Научно исследовательский институт интеллектуальных транспортных систем» (ООО «НИИ ИТС»).

2 ВНЕСЕН    Управлением    научно-технических исследований и

информационного    обеспечения    Федерального дорожного агентства

Министерства транспорта Российской Федерации.

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства №632-р от 25. 04. 2016 года.

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

3.30    архитектура индикаторов эффективности интеллектуальных транспортных систем: архитектура индикаторов эффективности ИТС: Иерархическая структура индикаторов эффективности интеллектуальной транспортной системы, выстроенная в соответствии с целями заказчика.

3.31    жизненный цикл локального проекта интеллектуальной транспортной системы; ЖЦ ИТС: Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния ИТС во временных границах от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств ИТС.

3.32    качественная матрица корреспонденции; КМК:    Таблица,

отражающая результат определения спроса, ориентированного относительно лимита пропускной способности в пределах принятой области распространения ЛП ИТС, определяемая методом анализа треков транспортных средств и состоящая из истоков, целей и маршрутов следования.

3.33    матрица объектов притяжения: Массив списков доминантных объектов притяжения, расположенных в пределах принятой области распространения (зоны) локального проекта системы косвенного управления транспортными потоками с указанием их времени жизни, величины и характера (исходящий или транзитный) транспортного потока доминантных объектов притяжения.

3.34    объект притяжения транспортного потока: Объект, к которому стремится значительная часть транспортного потока и который является ориентиром в системе информирования.

Примечания

1    Объект притяжения может быть конечным или промежуточным для участников дорожного движения.

2    Примерами объектов притяжения могут служить перекресток, парковка крупного торгового центра, аэропорт, вокзал

3.35    матрица корреспонденции: Матрица, содержащая статистические данные о перемещении участников дорожного движения иди грузов за заданное время.

Примечание - Ячейками матрицы являются значения статистических данных о перемещении транспортных средств, пассажиров или грузов между пунктом, соответствующим номеру строки матрицы, в пункт, соответствующий номеру столбца матрицы.

3.36    имитационное моделирование: Разновидность моделирования, реализуемого с помощью набора математических инструментальных средств, специальных имитирующих компьютерных программ и технологий программирования, позволяющих провести целенаправленное исследование структуры и функций реального сложного процесса и выполнить оптимизацию некоторых его параметров.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем методическом документе применены следующие обозначения и сокращения:

CEN: European Committee for Standartization

ISO: International Organization of Standartization

АСУДД:    Автоматизированная система управления дорожным

движением.

ДИТ: Динамическое информационное табло.

ДТП: Дорожно-транспортное происшествие.

ДУТП: Директивное управление транспортными потоками.

311 И: Знак переменной информации.

ИТС: Интеллектуальная транспортная система.

КМК: Качественная матрица корреспонденции.

КУТП: Косвенное управление транспортными потоками.

ЛП: локальный проект;

ЛП ИТС: Локальный проект интеллектуальной транспортной системы.

МК: матрица корреспонденции;

МОП: матрица объектов притяжения;

ОДД: Организация дорожного движения.

ОП: Объект притяжения.

ПДД: Правила дорожного движения.

ТП: транспортный поток;

ТЗ: Техническое задание.

ТС: Транспортное средство.

ТЭО: технико-экономическое обоснование;

УДД: Участник дорожного движения.

УДС: Улично-дорожная сеть.

ФЗ: Федеральный закон.

ЦОД: Центр обработки данных ЧС: Чрезвычайная ситуация.

5 Общие положения

5.1 Жизненный цикл ЛП ИТС включает в себя следующие этапы (Рисунок 5.1):

1)    инициатива по развитию ЛП ИТС;

2)    разработка задания на создание ЛП ИТС;

3)    разработка идеалистической модели ЛП ИТС;

4)    разработка уточненной модели ЛП И'ГС;

5)    разработка проектной документации ЛП ИТС;

6)    внедрение ЛП И'ГС;

7)    эксплуатация ЛП ИТС;

8)    планирование развития или вывод из эксплуатации ЛП ИТС.

! Внедрение •

Гаэрабогка проекпюй ;

"5 лпитс г •

док) мен 1ацин Л11 ИТС '

• папы в рамках обоснования ЛП ИТС этапы, следующие после обоснования ЛИ И'ГС

Рисунок 5.1 - Последовательность этапов жизненного цикла ЛП ИТС

S 'Эксплуатация JII1 ИТС

I.........................


5.2 Обоснование ЛП ИТС должно включать следующие этапы:

-    инициатива по развитию ЛП ИТС;

-    разработка задания на создание ЛП ИТС;

-    разработка идеалистической модели ЛП ИТС;

-    разработка уточненной модели ЛП ИТС.

Примечание - детализация этапов обоснования ЛП ИТС приведена в п. 7.

6 Рекомендации по структуре и элементам подсистем интеллектуальных транспортных систем, используемых на сети федеральных автомобильных дорог

6.1    Структура подсистем и элементов подсистем ИТС

6.1.1    Структура подсистем ИТС должна быть выстроена по иерархическому принципу в соответствии с физической архитектурой ИТС, согласно ГОСТ Р 56294-2014 «Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектуре интеллектуальных транспортных систем» (Рисунок 6.1).

Комплексная п/с №1

Комплексная п/с Nsm

Инструмснталь-

Инструменталь-

1

Инструменталь-

Инструменталь-

ная п/с №1

ная п/с №п

ная п/с №1

ная п/с №п

Рисунок 6.1 - Физическая архитектура ИТС

6.1.2    Интеграционная платформа должна выполнять следующие функции:

-    предоставление предварительно обработанных данных от комплексных подсистем ИТС персоналу ЛП ИТС;

-    предоставление вариантов принятия решения персоналу ЛП ИТС в штатных и нештатных режимах;

-    принятие решений из существующего набора сценариев по управлению транспортной системой в штатном режиме;

-    координация работы всех комплексных подсистем ИТС.

6.1.3    Интеграционная платформа ИТС должна обеспечивать решение следующих задач:

-    сбор и хранение данных от всех подсистем ИТС;

-    агрегирование и обработка текущих и ретроспективных данных;

-    визуализация текущего состояния транспортной системы;

-    представление данных в установленной отчетной форме;

-    определение режима функционирования транспортной системы;

-    корректировка работы подсистем ИТС;

-    управление транспортной системой с целью максимизации индикаторов эффективности ЛП ИТС.

6.1.4    Подсистемы ИТС следует разделять на следующие типы:

-    комплексные подсистемы;

12

- инструментальные подсистемы.

6.1.5 Комплексная подсистема должна обеспечивать решение общих

задач, выполнение которых позволяет достичь комплексной цели в рамках стратегии управления и принятия решений в сфере оказания транспортных услуг (Рисунок 6.2).

6.1.6    Комплексная подсистема формируется путем объединения инструментальных подсистем с целью оптимизации индикаторов эффективности данных систем.

6.1.7    В штатных ситуациях аппаратно-программное обеспечение комплексной подсистемы должно работать в автоматическом или автоматизированном режимах. В нештатных ситу ациях аппаратно-программное обеспечение комплексной подсистемы должно функционировать как система помощи в принятии решения персонатом системы.

6.1.8    Исполнительными элементами комплексной подсистемы являются инструментальные подсистемы, обеспечивающие реализацию основных функций комплексных подсистем (Рисунок 6.2).


Г-----

Комплексная п/с

Инструментальная п/с №1

Инструментальная п/с №п

__--—

Задача №1

Задача №п

Рисунок 6.2 - Структура подсистем ИТС, выполненная на базе одной комплексной подсистемы

6.1.9 Локальный проект ИТС может состоять из одной или нескольких комплексных подсистем. Во втором случае, в качестве координатора всех подсистем локального проекта ИТС, должна использоваться интеграционная платформа (Рисунок 6.1).

6.1.1 ОНа физическом уровне комплексная подсистема должна состоять из следующих компонентов:

-    ряд инструментальных подсистем, как исполнительных элементов;

-    ЦОД, выполняющий задачи по принятию решений, включающий в себя персонал и оборудование для хранения, обработки и передачи данных.

6.1.11 Инструментальная подсистема ИТС должна обеспечивать решение следующих задач:

-    сбор, передача, обработка и хранение данных о параметрах объекта мониторинга и (или) управления;

-    осуществление управляющею воздействия на транспортный поток, на участников дорожного движения и объекты дорожной и транспортной инфраструктуры.

6.1.12Инструментальные подсистемы могут формироваться путем объединения нескольких инструментальных подсистем, приведенных в банке подсистем (см. Приложение А), на уровне элементов подсистем ИТС.

6.1.13Исполнительными элементами инструментальной подсистемы являются элементы подсистем ИТС, обеспечивающие выполнение основных задач инструментальных подсистем.

6.1.14Элементы подсистем ИТС можно классифицировать следующим образом:

-    элементы, относящиеся к ТС;

-    элементы, относящиеся к дорожной инфраструктуре;

-    элементы, относящиеся к среде поддержания их коммуникативного взаимодействия;

-    элементы, относящиеся к центру обработки данных.

6.2 Требования к аназизу исходной документации для актуализации структуры (банка) подсистем и элементов подсистем ИТС, внедряемых на федеральных автомобильных дорогах.

6.2.1    Актуальная структура подсистем и элементов ИТС должна формироваться на основании анализа отечественного и зарубежного опыта в сфере стандартизации, а также на основании научно-технической литературы, относящейся к сфере ИТС.

6.2.2    Источники сбора исходных данных должны содержать следующие описания, характеристики, рекомендации и требования:

-    к доменным, физическим и функциональным архитектурам ИТС, построенным в соответствии с утвержденными концепциями ИТС или к архитектурам, определяющим соответствующие модели (доменную, физическую и функциональную) официально утвержденных локальных проектов ИТС;

-    к технологиям ИТС в целом и технологиям подсистем и элементов

ИТС;

-    к подсистемам и элементам подсистем ИТС;

-    к телематическим системам и технологиям.

6.2.3    Исходные данные, необходимые для внесения информации о подсистеме ИТС в банк подсистем ИТС, должны содержать в себе минимальный набор данных, позволяющий сформировать описания подсистемы ИТС в соответствии с шаблоном (п. 6.3.10).

6.3    Требования к актуализации структуры (банка) подсистем и элементов подсистем ИТС, внедряемых на федеральных автомобильных дорогах

6.3.1 Структура подсистем и элементов ИТС и банк подсистем ИТС должны акту ализироваться:

-    при внесении изменений в национальные стандарты, входящие в состав группы «Отечественная нормативно-техническая документация в сфере ИТС» (например, п. 5.1.2);

-    при появлении национальных стандартов на подсистемы, которые не вошли в актуальный список подсистем ИТС;

-    по запросу Федерального дорожного агентства;

-    по обоснованному запросу сторонних организаций, согласованному в Федеральном дорожном агентстве.

6.3.2    Запрос считается обоснованным, если в нем присутствуют доказательства наличия на рынке подсистемы (нескольких подсистем), несоответствующей ни одной из подсистем, приведенных в банке подсистем (Приложение В).

6.3.3    Структура подсистем и элементов ИТС и банк подсистем ИТС должны актуализироваться не чаще, чем один раз в год.

6.3.4    Процесс актуализации включает в себя:

-    изменение структуры подсистем ИТС или групп элементов подсистем

ИТС:

1) добавление новых типов подсистем ИТС или групп элементов подсистем ИТС;

2) удаление неактуальных типов подсистем ИТС или групп элементов подсистем ИТС;

3)    изменение иерархии подсистем ИТС в структуре подсистем ИТС;

-    добавление новых подсистем в банк подсистем ИТС;

-    удаление неактуальных подсистем из банка подсистем ИТС;

-    модификация наименования или информации о подсистеме ИТС в банке подсистем ИТС.

6.3.5    Используемая терминология должна соответствовать актуальной редакции ГОСТ Р 56829-2015 «Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения».

Структура подсистем ИТС и наименования комплексных подсистем ИТС должны соответствовать проекту национального стандарта ГОСТ Р 56294— 2014 «Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем»

6.3.6    В случае, если в результате анализа источников исходных данных, указанных в п. 6.2.1, выявлены новая подсистема ИТС, отсутствующая в банке подсистем ИТС (Приложение А), то данные подсистема должна быть внесена в банк подсистем ИТС. Если новая подсистема И'ГС является инструментальной, то ее необходимо определить какие функции одной или нескольким комплексным подсистемам она реализует.

6.3.7    Подсистема ИТС не является новой и не может быть внесена в банк подсистем ИТС (Приложение А), если ее назначение, доменная принадлежность и основные задачи совпадают с назначением, доменной принадлежностью и основными задачами одной из подсистем ИТС из банка подсистем ИТС. При этом наименование подсистемы И'ГС может отличаться от наименования любой подсистемы из банка подсистем.

6.3.8    При отсутствии информации о месте новой подсистемы ИТС в структуре подсистем ИТС, данная информация может быть определена косвенно на основании соотнесения функций и задач новой подсистемы ИТС с функциями и задачами подсистем И'ГС верхнего уровня в иерархической структуре, либо по доменной принадлежности.

6.3.9    Несколько схожих подсистем ИТС должны быть объединены в одну подсистему ИТС, объединяющую их основные задачи.

б.З.ЮШаблон описания комплексной подсистемы ИТС должен включать в себя:

-    наименование подсистемы ИТС;

-    комплексные цели в соответствии с п. 6.1;

-    основные функции подсистемы ИТС.

6.3.11 Шаблон описания инструментальной подсистемы И'ГС должен включать в себя:

-    доменная принадлежность с соответствии с ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 «Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные

Содержание

1    Область применения.............................................................................................1

2    Нормативные ссылки...........................................................................................2

3    Термины и определения.......................................................................................2

4    Обозначения и сокращения.................................................................................9

5    Общие положения...............................................................................................10

6    Рекомендации по структуре н элементам подсистем интеллектуальных

транспортных систем, используемых на сети федеральных автомобильных дорог.........................................................................................11

7    Рекомендации по взаимодействию субъектов на этапе обоснования

нроекюв интеллектуальных транспортных систем на федеральных автомобильных дорогах.....................................................................................19

8    Рекомендации но формированию архитектуры индикаторов

эффективности, используемой при обосновании проектов интеллектуальных транспортных систем......................................................26

9    Рекомендации по формированию исходных данных в рамках

обоснования проектов интеллектуальных транспортных систем федеральных автомобильных дорогах...........................................................39

Приложение А..........................................................................................................57

Приложение В..........................................................................................................74

Приложение В..........................................................................................................75

Приложение Г...........................................................................................................78

домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы»;

-    назначение подсистемы ИТС;

-    основные задачи подсистемы ИТС;

-    место подсистемы ИТС в физической архитектуре ИТС;

-    целевые индикаторы эффективности, на которые нацелена работа подсистемы ИТС.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных

транспортных систем

1 Область применения

1.1    Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее -ОДМ) устанавливает рекомендации к выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем.

1.2 ОДМ устанавливает рекомендации по структуре и элементам подсистем интеллектуальных транспортных систем, а также рекомендации по актуализации банка подсистем интеллектуальных транспортных систем, применяемых на сети федеральных автомобильных дорог.

1.3 ОДМ устанавливает рекомендации к порядку взаимодействия субъектов на этапе обоснования локального проекта интеллектуальной транспортной системы.

1.4    ОДМ устанавливает рекомендации по формированию архитектуры индикаторов эффективности, используемой на этапе обоснования локального проекта интеллектуальной транспортной системы. В ОДМ Архитектуры индикаторов эффективности составляются для трех групп пользователей (государственная, социальная и коммерческая группы) в зависимости от целей и задач, заданных заказчиком, и состава пользователей локальным проектом интеллектуальной транспортной системы.

1.5    ОДМ устанавливает рекомендации к формированию исходных данных в рамках обоснования проектов Интеллектуальных транспортных систем на федеральных автомобильных дорогах.

1.6    Стандарт содержит актуальный банк подсистем ИТС, применяемых на сети автомобильных дорог.

1.7 Положения ОДМ предназначены для применения Росавтодором и организациями при выполнении работ по обоснованию локальных проектов интеллектуальных транспортных систем.

2    Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 56829-2015 «Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения»

ГОСТ Р 56294-2014 «Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем»

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

ГОСТ Р ИСО 14813-1 - 2011 «Интеллекту альные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы».

ОДМ 218.2.020-2012 «Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог»

3    Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины и соответствующие определения:

3.1 вектор притяжения транспортного потока: Суммарное направление движения подавляющего большинства транспортных средств, однонаправленно

движущихся в пределах принятой области распространения (зоны) локального проекта системы косвенного управления транспортными потоками.

3.2    доминантный объект притяжения: Объект притяжения, входящий в список доминантных объектов притяжения.

3.3    зона проблемы: область улично-дорожной сети, ограниченная областью распространения проблемы.

Примечание — к проблеме можно отнести транспортные заторы. ДТП, иные чрезвычайные ситуации и др.

3.4    зона последствий: область улично-дорожной сети, ограниченная областью распространения последствий от события в зоне проблемы.

Примечание - зона последствий включает в себя как минимум зону проблемы.

3.5    свободная зона: область улично-дорожной сети, на которой отсутствуют последствия от события в зоне проблемы.

3.6    участок концентрации ДТП: участок улично-дорожной сети, соответствующий одному из следующих условий:

-    участок автомобильной дороги, не превышающих 200 м в населенных пунктах, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 месяцев

-    участок автомобильной дороги, не превышающих 1000 м вне населенных пунктов, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 месяцев;

-    пересечение автомобильных дорог, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 месяцев.

3.7    очаг затруднения движения: участок улично-дорожной сети, включающий в себя зону последствий транспортных заторов, возникающих на этом участке с периодичностью не реже трех раз в неделю и характеризующийся уровнем загрузки движением по ОДМ 218.2.020-2012 более 0,9.

3.8    транспортный спрос: спрос на перемещение участников дорожного движения или грузов за заданное время.

Примечание - один из вариантов представления транспортного спроса являются матрица корреспонденции пли качественная матрица корреспонденции

3.9    транспортное предложение:    пространственно-временная

характеристика дорожной сети, включающая пропускные способности элементов дорожной сети.

3.10    директивное управление транспортного потока:    Принцип

управления транспортным потоком, предполагающий однозначность принятия решения участниками дорожного движения в соответствии с оказанным управляющим воздействием, подчинение которому регламентируется правилами дорожного движения.

3.11    комплексная подсистема интеллектуальной транспортной системы: Совокупность систем транспортной телематики и дополнительных программно-аппаратных комплексов, обладающая целостностью и направленная на достижение комплексной цели в рамках стратегии управления и принятия решений на транспорте.

П р и м е ч а н к е - Комплексная цель заключается в повышении организации и безопасности дорожного движения, а также улучшении социальной сферы и сферы экономики, связанных с автомобильным транспортом

3.12    инструментальная подсистема интеллектуальной транспортной

системы; инструментальная подсистема ИТС:    Система транспортной

телематики, направленная на решение одной или нескольких задач комплексной подсистемы.

3.13    косвенное управление транспортными потоками: Принцип управления транспортным потоком через управление мотивацией участников дорожного движения посредством предоставления информации.

Примечание - наиболее часто управление мотивацией осуществляется через предоставление информации о вариантах маршрутов и условий движения.

3.14    локальный проект интеллектуальной транспортной системы;

ЛП ИТС: Проект, предназначенный для управления отдельным узлом или группой взаимосвязанных узлов транспортной сети.

3.15    нештатный режим управления:    Управление    объектом

управления, требующее внесения изменений в штатный режим управления с учетом сложившейся ситуации.

Примечание - Под нештатным режимом управления понимается режим управления, применяемый для ликвидации негативных последствий изменения состояния объекта управления и требующий вмешательства при выборе одного или нескольких сценариев управления.

3.16    подсистема интеллектуальной транспортной системы: Часть интеллектуальной транспортной системы, обладающая целостностью и способная функционировать независимо от других частей.

3.17    телематическая система, система транспортной телематики: Система, осуществляющая сбор, обработку и обмен информацией между различными пользователями и элементами транспортной системы.

3.18    штатный режим управления: Управление объектом управления в соответствии с запланированной схемой работы, направленное на реализацию целей управления интеллектуальной транспортной системы.

П р и м е ч а н к е — Под штатным режимом управления понимается режим управления объектом управления в случае невозникновення конфликтности при выборе одного или нескольких сценариев управления.

3.19    элемент подсистемы интеллектуальной транспортной системы; элемент подсистемы ИТС: Неделимый с функциональной точки зрения блок информационного, телематического или аппаратного обеспечения подсистем интеллектуальной транспортной системы, рассматриваемый как единое целое и обладающий системными свойствами.

3.20    идеалистическая модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы; идеалистическая модель ЛП ИТС: Упрощенная модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы, включающая предварительные физическую и функциональную архитектуры и

архитектуру индикаторов эффективности локального проекта интеллектуальной транспортной системы.

3.21    интеллектуальная транспортная система; ИТС:    Система

управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортнодорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

3.22    локальный проекг:    Проект,    имеющий    определенные

территориальные границы функционирования ИТС.

3.23    уточненная модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы: уточненная модель ЛП ИТС: Детальная модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы, включающая физическую и функциональную архитектуры локального проекта интеллектуальной транспортной системы, структуру субъектов, иерархию компетенции органов исполнительной власти и регламенты межсубъектного взаимодействия.

Примечание - Детальная модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы основана на применении специальных методик определения технологий и подсистем, а также методик технико-экономического обоснования.

3.24    физическая архитектура локальною проекта интеллектуальной транспортной системы: физическая архитектура ИТС: Иерархически организованная совокупность морфологических описаний подсистем ИТС и взаимосвязей между ними, а также взаимосвязей программного обеспечения и оборудования, входящих в их состав.

Примечание - Физическая архитектура определяет основные требования к функционированию, взаимодействию и размещению элементной базы интеллектуальной транспортной системы.

3.25    предварительная физическая архитектура локального проекта

интеллектуальной транспортной системы: предварительная физическая архитектура ИТС: Предварительная модель иерархически организованной совокупности подсистем интеллектуальной    транспортной    системы и

взаимосвязи между ними.

Примечание - Предварительная физическая архитектура интеллектуальной транспортной системы служит исходными данными для формирования физической архитектуры интеллектуальной транспортной системы.

3.26    функциональная архитектура    локального    проекта

интеллектуальной транспортной системы:    функциональная    архитектура

ИТС: Иерархически организованная совокупность функциональных описаний подсистем, субъектов и объектов ИТС, а также их взаимодействий.

3.27    предварительная функциональная архитектура локального

проекта интеллектуальной транспортной    системы; предварительная

функциональная архитектура ИТС: Предварительная модель иерархически организованной совокупности функций и задач подсистем интеллектуальной транспортной системы.

Примечание - Предварительная    функциональная    архитектура

интеллектуальной транспортной системы служит исходными данными для формирования функциональной архитектуры интслле1стуальной транспортной системы

3.28    пользователь интеллектуальной транспортной системы; пользователь ИТС: Лицо или организация, непосредственно получающие данные от ИТС и способные действовать на основе этих данных или в соответствии с полученными решениями в области управления.

3.29    индикатор эффективности локального проекга интеллектуальной транспортной системы; индикатор эффективности ИТС: Мера или характеристика оценки эффективности интеллектуальной транспортной системы.