Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

107 страниц

578.00 ₽

Купить ГОСТ Р 54620-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автомобильные системы/устройства вызова экстренных оперативных служб, являющиеся структурными элементами системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий М и N в соответствии с требованиями, установленными в ТР ТС 018/2011.

Стандарт устанавливает общие технические требования к автомобильной системе/устройству вызова экстренных оперативных служб, связанные с предоставлением базовой услуги системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» по ГОСТ Р 54721.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать ГОСТ 33464-2015 (ИУС 5-2017)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

4 Общие положения

5 Состав автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб

6 Функции автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб

7 Основные режимы работы автомобильной системы/устройства вызова оперативных экстренных служб

     7.1 Виды режимов работы

     7.2 Режим "Выключена"

     7.3 Пассивный режим

     7.4 Режим "ЭРА"

     7.5 Режим "Экстренный вызов"

     7.6 Режим тестирования

     7.7 Режим "Автосервис"

     7.8 Режим загрузки программного обеспечения

8 Требования к компонентам автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб

     8.1 Навигационный приемник (навигационный модуль)

     8.2 Антенна ГНСС

     8.3 Коммуникационный модуль (модем) GSM/UMTS

     8.4 Антенна для коммуникационного модуля GSM и UMTS

     8.5 Встроенная SIM микросхема

     8.6 Тональный модем

     8.7 Датчик автоматической идентификации факта ДТП (только транспортные средства категории М1 и N1)

     8.8 Блок интерфейса пользователя

     8.9 Оптический индикатор состояния автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

     8.10 Внутренняя энергонезависимая и оперативная память

     8.11 Резервная батарея и источник питания

9 Требования к интерфейсам и форматам передачи данных

     9.1 Общие требования по передаче данных

     9.2 Состав сообщений между автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб и оператором системы

     9.3 Режимы регистрации автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб в сети оператора системы

10 Требования к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства

11 Требования к электропитанию и энергопотреблению

12 Схема подключения автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб к аудиосистеме транспортного средства

13 Требования по стойкости к воздействию условий эксплуатации

     13.1 Общие требования по стойкости к воздействию условий эксплуатации

     13.2 Требования по стойкости к климатическим воздействиям

     13.3 Требования по стойкости к механическим воздействиям

     13.4 Требования по электромагнитной совместимости

14 Исключен. Изм. № 1 (ИУС 09-2014)

15 Требования по надежности

16 Конструктивные требования

17 Требования по эргономике и технической эстетике

18 Требования по безопасности и экологической чистоте

19 Маркировка

20 Упаковка

21 Требования к комплекту поставки и документации

     21.1 Комплект поставки

     21.2 Документация

22 Логотипы

Приложение А (обязательное) Параметры настройки автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб

Приложение Б (рекомендуемое) Описание метода определения тяжести аварии для транспортных средств категории М1 и N1

Приложение В (обязательное) Минимальный набор данных

Приложение Г (рекомендуемое) Схема подключения автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб, исполненной в конфигурации дополнительного оборудования, к аудиосистеме транспортного средства

Приложение Д (рекомендуемое) Рекомендации по месту установки датчика автоматической идентификации события ДТП (только для транспортных средств категории М1 и N1)

Приложение Е (рекомендуемое) Рекомендации по исполнению и местоположению блока интерфейса пользователя в салоне транспортного средства (только для автомобильных систем, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования)

Приложение Ж (рекомендуемое) Разъемы для подключения автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб, устанавливаемой в конфигурации дополнительного оборудования, к бортовой сети транспортного средства. Состав сигналов

Библиография

Приложение И (обязательное) Основные требования к автомобильной системе/устройству вызова экстренных оперативных служб по обеспечению требуемого качества громкоговорящей связи в кабине транспортного средства

Приложение К (рекомендуемое) Рекомендации по выбору электроакустических элементов для обеспечения требуемого качества звука в кабине (салоне) транспортного средства

Приложение Л (рекомендуемое) Минимальные требования к алгоритмам автоматической регулировки усиления громкости звука

 
Дата введения01.09.2012
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

08.12.2011УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии755-ст
РазработанОАО НИС
ИзданСтандартинформ2013 г.

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. In-vehicle emergency call system/device. General technical requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ГОСТ Р

f \ СТАНДАРТ

( Щ X 1 российской

54620 —

V J ФЕДЕРАЦИИ

2011

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2013

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения стандартов организаций — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Навигационно-информационные системы» (ОАО «НИС»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. № 755-ст

4    В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных документов:

-    Правила ЕЭК ООН, устанавливающие единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств категорий М и N в отношении защиты водителей и пассажиров при различных видах столкновений, а также в отношении электромагнитной совместимости;

-    европейские региональные стандарты (EN) по интеллектуальным транспортным системам в области безопасности в экстренных ситуациях применительно к общеевропейской системе eCall;

-    Технические требования (TS) Европейского института стандартов электросвязи (European Telecommunications Standards Institute, ETSI) и партнерской Ассоциации групп телекоммуникационных компаний (3rd Generation Partnership Project (3GPP)) к системе и протоколам передачи данных, а также к техническим средствам обеспечения беспроводной связи на основе технологий 3-го поколения применительно к общеевропейской системе eCall

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

©Стандартинформ,2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии

5.1.13    Интерфейс доступа к диагностическим данным, предназначенный для считывания и очистки содержимого внутренней энергонезависимой памяти устройства.

Для штатных автомобильных систем интерфейс для доступа к диагностическим данным определяет производитель транспортного средства.

Для автомобильных систем, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования, интерфейс для доступа к диагностическим данным определяет производитель АС.

5.1.14    Источник питания.

5.1.15    Резервный источник питания для обеспечения голосовой связи в отсутствие внешнего питания при оказании экстренной помощи в соответствии с требованиями 8.11.

Данное требование не распространяется на АС, установленные в конфигурации штатного оборудования, гарантирующие работоспособность АС в составе ТС без использования встроенной резервной батареи, при наличии механических воздействий, перечисленных в 13.3.1 и 13.3.2.

5.2    Требования к компонентам АС приведены в разделе 8.

5.3    В конфигурации дополнительного оборудования АС должна иметь по крайней мере два цифровых выхода ECALL_MODE_PIN и GARAGE_MODE_PIN, рассчитанные на ток до 200 мА (коммутируется на землю) и максимальное напряжение в закрытом состоянии 36 В.

Примечание — Здесь и далее по тексту имя и значение установочных параметров АС — в соответствии с приложением А.

6 Функции автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

6.1    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб должна обеспечивать формирование и передачу МИД при наступлении ДТП:

-    для ТС категории М1 — автоматически (в соответствии с показаниям соответствующих датчиков, входящих в состав данной системы или других систем ТС);

-    для транспортных средств категорий М и N — в ручном режиме (при нажатии кнопки «Экстренный вызов»),

6.2    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб, установленная на ТС категории М1, должна автоматически определять событие аварии, при котором возникает существенная вероятность угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в салоне (кабине) ТС на момент аварии.

6.2.1    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб должна распознавать следующие типы аварий: фронтальное столкновение, боковое столкновение, удар сзади.

6.2.2    Для АС, устанавливаемых в конфигурации штатного оборудования, механизм определения момента аварии определяется производителем ТС.

6.2.3    Для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования, в качестве критерия срабатывания системы рекомендуется использовать условие, при котором значение индекса возможного ущерба AS/-I5 превышает значение ASM 5 TRESHOLD, приведенное в приложении А.

Индекс возможного ущерба AS/15 рассчитывается с использованием следующих соотношений:

(1)


max >


t.


(2)


МО =8 \axdt


(3)


M0 = i iaydt


(4)


6


ГОСТ Р 54620-2011

( + 8

ez (0=s hzdt,    (5)

где (f2—1:)    —    интервал    записи    параметров для оценки индекса возможного ущерба, принимаемый рав

ным 15 мс;

ASI (f)    —    текущее    значение индекса возможного ущерба;

ах, а , az — компоненты ускорения рассматриваемой точки ТС в месте крепления датчика ускорения по направлениям основных осей транспортного средства (продольной х, поперечной у, вертикальной z);

аху az— компоненты ускорения рассматриваемой точки ТС в месте крепления датчика ускорения по направлениям основных осей транспортного средства, усредненные на промежутке интервала времени 5 = 50 мс;

ах, ау аг — предельные значения для компонентов ускорения по направлениям основных осей ТС.

6.3    В состав МНД должна включаться информация о последнем известном местоположении ТС на момент определения события ДТП в соответствии с приложением В.

6.4    Если в момент генерации МНД отсутствует достоверная информация о последнем известном местоположении ТС на момент определения события ДТП, то признак «нет достоверной информации о местоположении ТС» должен быть включен в состав МНД в соответствии с приложением В. В данном случае в состав МНД также должна быть включена информация о предполагаемом последнем известном местоположении ТС на момент определения события ДТП. Метод определения предполагаемого последнего известного местоположения ТС определяется производителем АС.

6.5    Признак наличия достоверной информации о местоположении ТС должен устанавливаться в соответствии с приложением В. Признак наличия достоверной информации о местоположении ТС должен устанавливаться в значение «есть достоверная информация о местоположении ТС», если имеется информация о достоверном определении местоположения ТС, соответствующая требованиям, установленным в приложении В.

6.6    В состав МНД должна включаться информация о направлении движения ТС в соответствии с приложением В. Указанная информация должна соответствовать реальному направлению движения ТС и не должна зависеть от возможного разброса значений о местоположении ТС, получаемых от приемника ГНСС. Алгоритм фильтрации (сглаживания) данных определяется производителем АС и (или) производителем ГНСС приемника.

6.7    Для АС, установленных на транспортных средствах категории М1, должна быть реализована возможность отключения процедуры инициализации режима «Экстренный вызов» в автоматическом режиме посредством использования параметра настройки ECALL NO AUTOMATIC TRIGGERING АС.

6.8    Запись и передача профиля ускорения при ДТП (только для транспортных средств категории М1)

6.8.1    Функция записи и передачи профиля ускорения при ДТП должна быть реализована для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования, если АС не поддерживает функцию оценки степени тяжести ДТП.

6.8.2    Если событие ДТП определено автоматически и в АС поддерживается передача профиля ускорения при ДТП, то должна осуществляться запись и передача оператору системы профиля ускорения ТС по трем осям в периоды времени, установленные согласно приложению А до, в течение и после события ДТП.

6.8.3    Если в АС поддерживается функция записи и передачи профиля ускорения при ДТП, то записываемый массив данных об ускорении при ДТП по трем осям должен содержаться в кольцевом буфере и охватывать интервал времени CRASHRECORDTIME (не менее 250 мс) с разрешением CRASH RECORD RESOLUTION (не более 5 мс; желательное разрешение — 1 мс) во время ДТП и CRASH PRE RECORD TIME (20 с) с разрешением CRASH PRE RECORD RESOLUTION (100 мс)—для предыстории ДТП.

6.8.4    Если в АС поддерживается функция записи и передачи профиля ускорения при ДТП, то ускорение транспортного средства должно определяться по трем осям в следующих диапазонах с погрешностью не более 10% и разрешением не хуже, чем указано ниже:

- боковое: от минус 8G до плюс 8G (разрешение 0,1 G);

7

-    продольное: от минус 24G до плюс 24G (разрешение 0,1G в диапазоне от минус 10G до плюс 10G и 0,5G — за пределами диапазона от минус 10G до плюс 10G);

-    вертикальное: от минус 8G до mnoc8G (разрешение 0,1 G).

6.8.5    Если в АС поддерживается функция записи и передачи профиля ускорения при ДТП и ускорение транспортного средства не может быть измерено с точностью и разрешением, указанными в 6.8.4, то профиль ускорения не должен записываться, что должно отражаться в соответствующем информационном сообщении, которое должно передаваться оператору системы.

6.8.6    Профиль ускорения при ДТП должен передаваться оператору системы посредством пакетной передачи данных и сохраняться в энергонезависимой памяти АС при невозможности передачи по эфиру. Источником данных для записи профиля ускорения может служить как трехосевой датчик ускорения, подключенный к АС, так и другой электронный блок (блоки), установленный (установленные) в ТС, если требования по стойкости к внешним воздействиям, определенные в 13.3.1 и 13.3.2, выполняются для всех составных частей (компонентов) АС, необходимых для записи и передачи профиля ускорения.

6.8.7    Если в АС поддерживается функция записи и передачи профиля ускорения при ДТП, то профиль ускорения должен записываться всегда при включенном зажигании и после выключения зажигания в течение конфигурируемого промежутка времени, определяемого параметром настройки IGNITION_OFF_FOLLOW_UP_TIME1.

6.9    Запись и передача траектории движения ТС при ДТП (только для ТС категории М1 и только для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования)

6.9.1    При определении события ДТП АС должна определять и сохранять в кольцевом буфере данные о времени наступления события, географических координатах в системах координат, установленных в 8.1.6, и скорости транспортного средства. Формат указанных данных — в соответствии с ГОСТ Р 54619.

6.9.2    Данные о географических координатах должны охватывать интервал времени 10 с после момента определения АС факта ДТП и 20 с предыстории (до момента определения АС факта ДТП) с разрешением по оси времени не более 1 с и предельной погрешностью определения координат не более указанной в 8.1.7.

6.9.3    Если включено зажигание, то информация о модуле вектора скорости транспортного средства должна сохраняться в кольцевом буфере и охватывать интервал времени 10 с после момента определения АС факта ДТП и 20 с предыстории (до момента определения АС факта ДТП) с разрешением по оси времени не более 1 с и предельной погрешностью определения скорости не более указанной в 8.1.7.

Примечание — Для получения информации о векторе скорости может использоваться приемник ГНСС.

6.9.4    В случае автоматического определения момента аварии данные о местоположении и скорости транспортного средства должны передаваться оператору системы посредством пакетной передачи данных и сохраняться в энергонезависимой памяти АС при невозможности передачи данных по эфиру.

6.10    Запись и передача данных по оценке тяжести ДТП (только для транспортных средств категории М1)

6.10.1    Если в АС поддерживается функция оценки тяжести ДТП, то оценка тяжести ДТП должна передаваться оператору системы как дополнительные данные в составе МИД в соответствии с приложением В.

6.10.2    Оценка тяжести ДТП может производиться как на стороне автомобильной системы, так и на стороне оператора системы.

6.11    Общие требования по записи и передаче данных (только для транспортных средств категории М1)

6.11.1    Профиль ускорения при ДТП (если поддерживается функция записи и передачи профиля ускорения при ДТП) и траектория движения ТС при ДТП (если поддерживается функция записи и передачи траектории движения ТС при ДТП) должны передаваться по запросу оператора, если событие ДТП определено в автоматическом режиме.

6.11.2    Оценка тяжести ДТП (если поддерживается функция определения оценки тяжести ДТП) должна автоматически передаваться оператору системы, если событие ДТП определено в автоматическом режиме.

6.11.3    Если поддерживается функция записи и передачи профиля ускорения при ДТП, событие ДТП определено в автоматическом режиме, а запись профиля ускорения, характеризующего предыдущее событие превышения порога ускорения, еще не закончена, то АС должна осуществить запись двух профилей ускорения параллельно, если объем памяти АС, определенный в 6.11.6, позволяет это сделать.

ГОСТ Р 54620-2011

6.11.4    Если событие ДТП определено в автоматическом режиме, запись профиля ускорения, характеризующего предыдущее событие превышения порога ускорения, еще не закончена, и память АС, определенная в 6.11.6, заполнена, то запись профиля ускорения, характеризующего предыдущее событие превышения порога ускорения должна быть завершена, а запрос на запись нового профиля ускорения должен быть игнорирован и соответствующие информационное сообщение должно быть передано оператору системы.

6.11.5    Если событие ДТП определено в автоматическом режиме, но не удалось осуществить передачу информации, указанной в 6.5, 6.8.3 и 6.9.1, то данная информация должна сохраняться в энергонезависимой памяти АС в порядке FIFO и передаваться оператору системы при восстановлении возможности передачи информации.

6.11.6    Энергонезависимая память АС должна позволять сохранять до пяти записей информации, указанной в 6.5, 6.8.3 и 6.9.1.

6.11.7    МИД и информация о ДТП, указанная в 6.5, 6.8.3 и 6.9.1, должны сохраняться в энергонезависимой памяти АС с привязкой к пробегу транспортного средства.

Примечание — Пробег транспортного средства может определяться как посредством использования штатных автомобильных систем, так и посредством использования ГНСС приемника. Информация, сохраняемая в энергонезависимой памяти устройства, должна содержать признак того, какой метод определения пробега ТС был использован.

6.11.8    Энергонезависимая память АС должна позволять сохранять до 100 наборов информации, указанной в 6.11.7.

6.11.9    При наличии в энергонезависимой памяти АС 100 наборов информации, определенной в 6.11.8, и необходимости сохранения нового набора указанной информации запись нового набора информации в энергонезависимую память АС должна производиться в порядке FIFO.

6.11.10    Производитель АС должен обеспечить программно-аппаратные решения для считывания и очистки содержимого энергонезависимой памяти АС.

Производитель АС должен обеспечить необходимую степень защиты реализованного в системе механизма для считывания и очистки содержимого энергонезависимой памяти АС от несанкционированного использования.

6.12    АС, установленная в режиме штатного оборудования, при совершении экстренного вызова должна обеспечивать в салоне (кабине) транспортного средства режим громкой связи, предусматривающий отключение прочих штатно установленных звуковоспроизводящих устройств и систем в транспортном средстве.

6.13    АС, установленная в режиме дополнительного оборудования, при совершении экстренного вызова должна обеспечивать в салоне (кабине) транспортного средства режим громкой связи, предусматривающий отключение прочих штатно установленных звуковоспроизводящих устройств и систем в транспортном средстве, при наличии технической возможности.

6.14    АС должна обеспечивать возможность ввода (с использованием микрофона) и вывода звука в режиме голосового звонка.

6.15    АС должна обеспечивать возможность осуществления полнодуплексной громкой голосовой связи.

6.16    АС должна обеспечивать отображение собственного технического состояния и режима работы при помощи индикатора состояния в виде соответствующей пиктограммы либо светового индикатора или текстового сообщения в области видимости с места водителя автотранспортного средства.

6.17    АС должна обеспечивать самодиагностику и передачу информации о техническом состоянии оператору системы.

Примечание — Формат и правила передачи информации о техническом состоянии установлены в ГОСТ Р 54619.

6.17.1    АС должна запускать функцию самодиагностики при каждом включении зажигания.

6.17.2    Периодичность проведения самодиагностики АС в процессе функционирования определяется параметром настройки SELFTESTJNTERVAL.

6.17.3    Если значение SELFTESTJNTERVAL установлено в 0, то периодическая самодиагностика АС в процессе функционирования не производится.

6.17.4    Информация о неисправности АС, выявленной в результате исполнения функции самодиагностики, должна сообщаться пользователю посредством индикатора (индикаторов) состояния (например: светового индикатора или соответствующей пиктограммы либо текстового сообщения в области видимости с места водителя автотранспортного средства).

9

6.17.5    Если значение SELFTESTJNTERVAL не установлено в 0, то результаты проведения периодической самодиагностики АС в процессе функционирования должны передаваться оператору системы. Данные результатов самодиагностики должны передаваться в соответствии с ГОСТ Р 54619. По завершении передачи результатов самодиагностики оператору системы АС должна оставаться зарегистрированной в сети на время POST_TEST_REGISTRATION_TIME для получения дополнительных команд от оператора системы. Список команд, обрабатываемых АС в период времени POST_TEST_REGISTRATION_TIME, определен в ГОСТ Р 54619.

6.17.6    При самодиагностике АС должны быть реализованы, если технически возможно, следующие проверки:

-    целостность образа программного обеспечения;

-    работоспособность интерфейса коммуникационного модуля GSM и UMTS;

-    работоспособность приемника ГНСС;

-    целостность (достоверность) определяемых приемником ГНСС навигационно-временных параметров (функция RAIM);

-    достаточность уровня заряда резервной батареи (если батарея установлена);

-    работоспособность (корректное подключение) внешней антенны ГНСС (если антенна установлена);

-    работоспособность (корректное подключение) внешней антенны GSM и UMTS (если антенна установлена);

-    работоспособность датчика автоматической идентификации события ДТП (только транспортные средства категории М1);

-    работоспособность БИП;

-    корректность подключения микрофона;

-    работоспособность микрофона;

-    работоспособность динамика (динамиков).

Примечание — Техническая возможность реализации соответствующей проверки и требования к процедуре самодиагностики определяются: производителем транспортного средства — для штатных автомобильных систем и производителем АС — для систем, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования.

6.18    Для АС, исполненной в конфигурации штатного оборудования, интерфейс взаимодействия АС с другими системами ТС определяется производителем ТС.

6.19    Для АС, исполненной в конфигурации дополнительного оборудования:

-    интерфейс взаимодействия АС с системами безопасности и прочими системами ТС согласовывается с производителем ТС;

-    может не предусматриваться взаимодействие АС с системами транспортного средства [например, используется датчик автоматической идентификации события ДТП (дополнительное оборудование), непосредственно подключенный к АС].

7 Основные режимы работы автомобильной системы вызова оперативных экстренных служб

7.1    Виды режимов работы

7.1.1    Устанавливаемые настоящим стандартом режимы работы АС связаны с обеспечением предоставления базовой услуги системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» в соответствии с ГОСТ Р 54619. При этом коммуникационный модуль (модуль связи) АС не является зарегистрированным в сети сотового оператора до момента определения события ДТП.

Примечание — Если АС поддерживает предоставление дополнительных услуг помимо базовой (например, удаленное управление центральным замком транспортного средства или охранно-поисковые услуги), то дополнительные режимы работы АС могут вводиться исходя из указанных требований к ней. При этом схема регистрации коммуникационного модуля АС в сети сотового оператора может изменяться.

7.1.2    Для АС, устанавливаемой в конфигурации дополнительного оборудования, устанавливаются следующие режимы работы:

-    режим «Выключена»;

-    пассивный режим;

-    режим «ЭРА»;

ГОСТ Р 54620-2011

-    режим «Экстренный вызов»;

-    режим тестирования;

-    режим «Автосервис»;

-    режим загрузки программного обеспечения.

Отключение зажигания или отключение внешнего питания

Подача

внешнего

питания

Рисунок 1 — Диаграмма состояний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

в конфигурации дополнительного оборудования


Включение режима тестирования


7.1.3 Диаграмма состояний АС, устанавливаемой в конфигурации дополнительного оборудования, приведена на рисунке 1.

П римечание — На рисунке 1 не показан режим загрузки программного обеспечения.

7.1.4 Для АС, устанавливаемой в конфигурации штатного оборудования, устанавливаются следующие режимы работы:

-    режим «Выключена»;

-    режим «ЭРА»;

-    режим «Экстренный вызов»;

-    режим тестирования;

-    режим загрузки программного обеспечения.

11

7.1.5 Диаграмма состояний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб, устанавливаемой в конфигурации штатного оборудования, приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Диаграмма состояний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

в конфигурации штатного оборудования

Примечание — На рисунке 2 не показан режим загрузки программного обеспечения.

7.2 Режим «Выключена»

7.2.1    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб должна находиться в режиме «Выключена» при отсутствии внешнего питания и при условии разряда резервной батареи ниже предельно допустимого значения (или при отсутствии подключенной резервной батареи). Предельно допустимое значение разряда резервной батареи определяется производителем транспортного средства или производителем АС.

7.2.2    Выход АС из режима «Выключена» должен осуществляться при подаче внешнего питания.

7.2.3    Переход АС в режим «Выключена» из других состояний осуществляется при разряде резервной батареи ниже предельно допустимого значения как указано в 8.11 либо при выключении питания (при отсутствии подключенной резервной батареи).

7.3    Пассивный режим

7.3.1 Пассивный режим должен быть реализован в АС, устанавливаемых на ТС в конфигурации дополнительного оборудования.

Для АС, устанавливаемых в конфигурации штатного оборудования, пассивный режим является необязательным (опциальным).

ГОСТ Р 54620-2011

7.3.2    Пассивный режим предназначен для транспортировки АС и проведения ремонтных и установочных работ с системой.

7.3.3    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб находится в пассивном режиме, если не осуществлена ее конфигурация или если режим «ЭРА» отключен в АС.

Примечание — В настоящем стандарте режим инициализации (конфигурации) АС совмещен с пассивным режимом.

7.3.4    Регистрация АС в сети GSM и UMTS происходит только при наличии внешнего питания и включенном автомобильном зажигании и зависит от установленных параметров регистрации (параметр настройки AUTOMATIC_REGISTRATION).

При наличии внешнего питания и включении зажигания АС должна зарегистрироваться в сети GSM или UMTS по нажатию кнопки «Дополнительные функции» (для АС, устанавливаемой в конфигурации дополнительного оборудования) либо посредством использования интерфейса пользователя, реализованного в транспортном средстве (для АС, устанавливаемой в конфигурации штатного оборудования) и ожидать прихода команды на осуществление конфигурации со стороны оператора системы. После получения команды на осуществление конфигурации (данная команда может быть получена посредством использования механизма SMS или пакетной передачи данных) АС должна:

-    осуществить проверку наличия конфигурационных настроек для данной АС;

-    загрузить конфигурационные настройки для данной АС (если они имеются);

-    сохранить полученные настройки в энергонезависимой памяти;

-    перейти в режим «ЭРА».

7.3.5    Если команда на осуществление конфигурации не получена или полученная команда была игнорирована, то АС должна находиться в пассивном режиме до истечения соответствующего (предустановленного) времени или до выключения автомобильного зажигания или отключения внешнего питания.

7.3.6    Если в пассивном режиме обнаружена критическая проблема функционирования АС (например, неустраняемый сбой в работе программного обеспечения), то АС должна быть перезапущена и снова перейти в пассивный режим.

7.3.7    Если АС находится в пассивном режиме, то все остальные функции АС (например, поддержка дополнительных услуг) должны быть недоступны.

7.3.8    Метод перехода АС из пассивного режима в режим тестирования определяется производителем АС.

Методика тестирования АС при переходе из пассивного режима в режим тестирования и способ индикации результатов тестирования определяются производителем АС.

Спецификация процедуры конфигурации АС приведена в ГОСТ Р 54619.

7.4    Режим «ЭРА»

Режим «ЭРА» предназначен для отслеживания и регистрации параметров транспортного средства, определения события ДТП в автоматическом режиме (только для транспортных средств категории М1) и обеспечения реакции на управляющие воздействия пользователя.

7.5    Режим «Экстренный вызов»

7.5.1    Режим «Экстренный вызов» предназначен для осуществления экстренного вызова со стороны АС с целью установления голосового соединения АС с оператором системы и передачи ему МИД. После завершения экстренного вызова АС остается зарегистрированной в сети GSM или UMTS в течение времени, определяемого параметром установки (приложение А).

При разрыве телефонного соединения АС должна устанавливать это соединение повторно с учетом следующих требований:

7.5.1.1    Если разрыв телефонного соединения произошел до того, как АС получила подтверждение AL-ACK в соответствии с ГОСТ Р 54619 и до того, как истекли 20 с, отведенные на передачу МИД посредством использования тонального модема в соответствии с таблицей 4, АС должна установить повторное телефонное соединение и должна инициировать повторную передачу МИД посредством использования тонального модема.

7.5.1.2    Если разрыв телефонного соединения произошел после того, как АС получила подтверждение AL-ACK в соответствии с ГОСТ Р 54619 или после того, как истекли 20 с, отведенные на передачу МИД посредством использования тонального модема, в соответствии с таблицей 4, АС должна установить повторное телефонное соединение, но не должна инициировать повторную передачу МИД посредством использования тонального модема.

7.5.2 Источники сигнала для инициализации режима «Экстренный вызов (только транспортные средства категории М1)

7.5.2.1    Для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования, источник сигнала для инициализации режима «Экстренный вызов» должен быть настраиваемым и выбираться из нижеперечисленных вариантов (как один или два):

-    сигнал отдатчика ускорения (CRASHSIGNALINTERNAL);

-    сигнал об аварии, поступающий из бортовой системы транспортного средства (CRASHSIGNALEXTERNAL).

7.5.2.2    Для систем, устанавливаемых в конфигурации штатного оборудования, источник сигнала для инициализации режима «Экстренный вызов» определяется производителем транспортного средства.

7.5.3 Общие требования к АС по реализации режима «Экстренный вызов»

7.5.3.1    Для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования, экстренный вызов должен быть инициирован автоматически (только для транспортных средств категории М1):

-    при включенном зажигании, если выполнены условия, определенные в 6.2.3, и значение параметра CRASH_SIGNAL_INTERNAL установлено в TRUE;

-    при выключенном зажигании в течение промежутка времени IGNITION_OFF_FOLLOW_UP_TIME2 после выключения зажигания (настраиваемое значение), если выполнены условия, определенные в 6.2.3, и значение параметра настройки CRASH SIGNAL INTERNAL установлено в TRUE;

-    при поступлении из бортовой системы ТС сигнала об аварии, если зажигание включено и значение параметра настройки CRASH_SIGNAL_EXTERNAL установлено в TRUE.

7.5.3.2    Для АС, устанавливаемых в конфигурации штатного оборудования (только для транспортных средств категории М1), экстренный вызов должен быть инициирован автоматически при включенном зажигании по сигналу об аварии, поступившему из бортовой системы ТС.

7.5.3.3    Для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования, экстренный вызов должен быть инициирован по нажатию кнопки «Экстренный вызов» (см. 8.8.1.1) в течение интервала времени, превышающего период времени SOS BUTTON TIME (настраиваемое значение), независимо от состояния линии зажигания.

7.5.3.4    Для АС, установленных в конфигурации штатного оборудования, экстренный вызов должен быть инициирован по нажатию кнопки «Экстренный вызов» в течение интервала времени, большего, чем значение, установленное производителем ТС, независимо от состояния линии зажигания.

7.5.3.5    При осуществлении дозвона по единому номеру 112 в режиме «Экстренный вызов» АС должна произвести оповещение лиц, находящихся в кабине ТС, об осуществлении дозвона посредством использования индикатора состояния АС (см. 8.8.2) и воспроизведения соответствующего звукового сигнала или голосовой подсказки.

7.5.3.6    При осуществлении передачи МИД в режиме «Экстренный вызов» АС должна произвести оповещение лиц, находящихся в кабине ТС, о передаче МИД посредством использования индикатора состояния АС и воспроизведения соответствующего звукового сигнала или голосовой подсказки.

7.5.3.7    После передачи МИД перед подключением голосового канала АС должна произвести оповещение лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, об осуществлении подключения голосового канала посредством воспроизведения соответствующего звукового сигнала или голосовой подсказки.

7.5.3.8    После осуществления подключения голосового канала АС должна произвести оповещение лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, о подключении голосового канала посредством использования индикатора состояния АС.

7.5.3.9    Алгоритм обработки звука громкой связи в режиме «Экстренного вызова» должен удовлетворять требованиям, установленным в разделе 10.

7.5.3.10    Уровень звука громкой связи в режиме «Экстренного вызова», характеризуемый показателем RLR, должен позволять осуществление двусторонней голосовой связи с оператором системы при эксплуатации АС в обычно ожидаемых условиях.

Необходимое значение указанного показателя определяется производителем АС или производителем ТС.

Рекомендуемое значение показателя RLR составляет (минус 6 ± 2) дБ.

Минимально возможное значение показателя RLR составляет 2 дБ.

7.5.3.11    В режиме «Экстренного вызова» пользователь не должен иметь возможности понижения уровня громкости голосового сигнала при громкой связи в салоне (кабине) ТС ниже уровня, позволяющего осуществлять двустороннюю голосовую связь с оператором системы.

ГОСТ P 54620—2011

Минимальный уровень громкости определяется производителем АС или производителем ТС, а его рекомендуемое значение составляет (2 ± 2) дБ.

7.5.3.12    В режиме «Экстренного вызова» использование микрофона для осуществления громкой связи в салоне (кабине) транспортного средства должно иметь наивысший приоритет.

7.5.3.13    По окончании «Экстренного вызова» АС должна оставаться зарегистрированной в сети GSM или UMTS в течение времени, определяемого параметром установки NAD_DEREGISTRATION_TIME.

7.5.3.14    Режим «Экстренного вызова» и все функции АС, связанные с поддержкой базовой услуги системы «ЭРА-ГЛОНАСС», должны быть доступны, если экстренный вызов разрешен через параметр настройки ECALL_ON и выполнена конфигурация АС.

7.5.3.15    Режим «Экстренного вызова» и все функции АС, связанные с поддержкой базовой услуги системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (за исключением конфигурирования и настройки), должны быть недоступны, если экстренный вызов запрещен через параметр настройки ECALL_ON или конфигурация АС не выполнена.

7.5.3.16    Из режима «Экстренного вызова» переход в режим «ЭРА» осуществляется при прекращении голосового звонка и в режим «Выключена» — при достижении минимально возможного уровня заряда резервной батареи (если резервная батарея используется).

7.5.3.17    После завершения экстренного вызова АС остается зарегистрированной в сети в течение времени, определяемого параметром установки NAD_DEREGISTRATION_TIME.

7.5.3.18    Из режима «Экстренного вызова» невозможен переход в режимы тестирования, «Автосервис» и загрузки программного обеспечения.

7.5.3.19    Автомобильная система должна хранить список сотовых сетей ECALL_BLACK_LIST, в которых осуществление экстренного вызова не поддерживается.

Примечание — Предполагается, что в сетях, перечисленных в ECALL_BLACK_LIST, нет поддержки единого номера «112» и, как следствие, АС не должна регистрироваться в данных сетях и делать попыток дозвона по единому номеру «112» в данных сетях.

7.5.3.20    Регистрация АС в сетях из списка ECALL_BLACK_LIST должна иметь наименьший приоритет.

Для реализации данного требования GSM/UMTS модем АС должен осуществлять поиск доступных сетей в фоновом режиме (background scan).

7.5.3.21    Автомобильная система должна предусматривать возможность сохранения информации по крайней мере о 20 сотовых сетях в списке ECALL BLACK LIST в формате данных, установленных в ГОСТ Р 54619.

7.5.3.22    Содержимое списка ECALL_BLACK_LIST должно храниться в энергонезависимой памяти АС и обновляться по инициативе оператора системы.

7.5.3.23    Если необходимо осуществить экстренный вызов, но АС зарегистрирована в сети из списка ECALLBLACKJJST, то АС должна прекратить регистрацию в данной сети и попытаться осуществить регистрацию в сети, не содержащейся в ECALL_BLACK_LIST. Если регистрацию в сети, не содержащейся в ECALLBLACKJJST, осуществить не удалось, то экстренный вызов не должен инициироваться и соответствующее сообщение об ошибке должно быть доведено пользователю посредством использования индикатора состояний АС.

Список сетей, включаемых в ECALL_BLACK_LIST, формирует оператор системы, который несет ответственность за то, что в данном списке не находятся сети стран Евросоюза (EU), на которые распространяются требования стандартов системы eCall.

7.5.3.24    Пользователь АС должен быть оповещен о невозможности выполнить экстренный вызов способом, установленным в 8.9.3.

7.5.3.25    Для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования, аппаратная линия вывода ECALL_MODE_PIN должна быть активирована автомобильной системой, если она находится в режиме «Экстренного вызова».

Требования к аппаратной линии вывода определены в 5.3.

7.5.3.26    Для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования, аппаратная линия вывода ECALLJVIODE_PIN должна быть сброшена автомобильной системой, если она находится в каком-либо ином режиме, кроме режима «Экстренного вызова».

7.5.3.27    После завершения сеанса экстренного вызова АС должна автоматически отвечать на входящие звонки в течение промежутка времени CALL_ AUTO_ANSWER_TIME.

15

ГОСТ P 54620—2011

Содержание

1    Область применения........................................ 1

2    Нормативные ссылки....................................... 1

3    Термины, определения, обозначения и сокращения........................ 2

4    Общие положения......................................... 4

5    Состав автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб.............. 5

6    Функции автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб............. 6

7    Основные режимы работы автомобильной системы вызова оперативных экстренных служб ....    10

7.1    Виды режимов работы..................................... 10

7.2    Режим «Выключена»..................................... 12

7.3    Пассивный режим....................................... 12

7.4    Режим «ЭРА»......................................... 13

7.5    Режим «Экстренный вызов».................................. 13

7.6    Режим тестирования...................................... 17

7.7    Режим «Автосервис»..................................... 19

7.8    Режим загрузки программного обеспечения.......................... 19

8    Требования к компонентам автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб ....    20

8.1    Навигационный приемник (навигационный модуль)....................... 20

8.2    Антенна ГНСС......................................... 22

8.3    Коммуникационный модуль (модем) GSM/UMTS........................ 22

8.4    Антенна для коммуникационного модуля GSM/GPRS (GSM/GPRS/EDGE/UMTS/HSDPA) ....    22

8.5    Встроенная SIM микросхема.................................. 22

8.6    Тональный модем....................................... 23

8.7    Датчик автоматической идентификации факта ДТП (только транспортные средства категории

М1).............................................. 23

8.8    Блок интерфейса пользователя................................ 24

8.9    Индикаторы состояния автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб ....    25

8.10    Внутренняя энергонезависимая и оперативная память.................... 26

8.11    Резервная батарея и источник питания............................ 28

9    Требования к интерфейсам и форматам передачи данных..................... 29

9.1    Общие требования по передаче данных........................... 29

9.2    Состав сообщений между автомобильной системой вызова экстренных оперативных служб и

оператором системы...................................... 30

9.3    Регистрация состояния автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб в сети 31

10    Обеспечение требуемого качества обработки звука при осуществлении голосовой связи.....    32

11    Требования к электропитанию и энергопотреблению........................ 34

12    Схема подключения автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб к аудиосистеме транспортного средства................................... 34

13    Требования по стойкости к воздействию условий эксплуатации.................. 34

13.1    Общие требования по стойкости к воздействию условий эксплуатации............ 34

13.2 Требования по стойкости к климатическим воздействиям................... 35

13.3 Требования по стойкости к механическим воздействиям................... 36

13.4    Требования по электромагнитной совместимости....................... 37

14    Требования по частотной избирательности приемных устройств.................. 39

15    Требования по надежности.................................... 39

16    Конструктивные требования.................................... 39

17    Требования по эргономике и технической эстетике......................... 39

18    Требования по безопасности и экологической чистоте....................... 39

19    Маркировка............................................ 40

20    Упаковка............................................. 40

21    Требования к комплекту поставки и документации......................... 40

21.1    Комплект поставки...................................... 40

21.2    Документация........................................ 40

22    Логотипы............................................. 40

7.5.3.28    Функционирование АС в части использования сетей подвижной связи стандартов GSM и UMTS должно удовлетворять требованиям [11 ], [12].

7.5.3.29    Значения бит 6 и бит 7 должны быть заданы в элементе «Категории сервиса» (инициализирующее сообщение экстренного вызова) в соответствии с 9.1.2 и таблицей 6 с учетом способа активации экстренного вызова (ручная или автоматическая).

7.5.3.30    Значение периода времени дозвона при инициировании экстренного вызова должно быть конфигурируемым в соответствии с ECALL DIAL DURATION.

7.5.3.31    Число попыток дозвона при автоматическом инициировании экстренного вызова задается параметром настройки ECALL AUTO DIAL ATTEMPTS.

7.5.3.32    Число попыток дозвона при ручном инициировании экстренного вызова задается параметром настройки ECALLMANUALDIALATTEMPTS. При этом значение параметра ECALLMANUALDIALATTEMPTS не может устанавливаться в «0».

7.5.3.33    Если экстренный вызов инициирован вручную и конфигурационный параметр ECALL MANUAL CAN CANCEL установлен в TRUE и еще не установлено соединение с оператором системы, то вызов должен быть прекращен:

-    при нажатии на кнопку «Дополнительные функции» (для АС, установленной в конфигурации дополнительного оборудования);

-    посредством использования соответствующего интерфейса пользователя, реализованного в транспортном средстве (для АС, установленной в конфигурации штатного оборудования).

7.5.3.34    В АС должна быть обеспечена возможность инициации экстренного вызова оператором системы путем передачи SMS в адрес АС в течение промежутка времени, когда она остается зарегистрированной в сети после осуществления инициированного ею экстренного вызова. Признак экстренного вызова (ручной вызов, автоматический вызов) определяется в запросе от оператора системы. Возможность осуществления данного вызова должна предоставляться только после завершения сеанса экстренного вызова, инициированного со стороны АС, в течение промежутка времени, когда она остается зарегистрированной в сети, ожидая возможный ответный звонок со стороны оператора системы.

7.5.3.35    После неудачной попытки передать МИД посредством использования тонального модема АС должна передавать МИД оператору системы посредством использования механизма SMS на конфигурируемый номер ECALLSMSFALLBACKNUMBER.

7.5.3.36    При получении соответствующей команды от оператора системы АС должна передавать оператору системы текущий МИД посредством использования механизма SMS. При этом получение SMS от оператора системы возможно после осуществления экстренного вызова со стороны АС в течение промежутка времени, когда она остается зарегистрированной в сети.

Текущий МИД должен содержать те же самые данные, что установлены после определения события ДТП, но обновленную информацию о местоположении (см. приложение В, поля МИД «Vehicle Location», «Recent Vehicle Location n-1», «Recent Vehicle Location п-2») и направлении движения (поле МИД «Vehicle Direction») ТС, определенную для состояния ТС на момент получения команды от оператора системы.

АС должна передать SMS на конфигурируемый номер ECALL_SMS_FALLBACK_NUMBER. Возможность осуществления данной посылки должна предоставляться только после завершения экстренного вызова, инициированного со стороны АС в течение промежутка времени, когда она остается зарегистрированной в сети, ожидая возможный ответный звонок со стороны оператора системы.

7.5.3.37    При разрыве соединения в режиме «Экстренного вызова» АС должна устанавливать соединение повторно.

7.5.3.38    После установления голосовой связи с оператором системы (при наличии внешнего питания) в телефонную линию должен генерироваться тон DTMF:

-    соответствующий символу «0» — при первом нажатии на кнопку «Экстренный вызов»;

-    соответствующий символу «1» — при втором нажатии на кнопку «Экстренный вызов»;

-    соответствующий символу «2» — при третьем нажатии на кнопку «Экстренный вызов».

Последующие нажатия на кнопку «Экстренный вызов» в течение голосового соединения должны

игнорироваться.

7.5.3.39    Если в процессе экстренного вызова определено событие отключения автомобильного зажигания, то экстренный вызов должен продолжаться независимо от состояния линии автомобильного зажигания до того момента, как экстренный вызов прекращен со стороны оператора системы.

7.5.3.40    Дозвон в режиме «Экстренного вызова» должен начинаться не позже, чем через 1 с после определения события аварии в автоматическом режиме или подтверждения нажатия кнопки «Экстренный Вызов» в ручном режиме.

Приложение А (обязательное) Параметры настройки автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб.................................... 42

Приложение Б (рекомендуемое) Описание метода определения тяжести аварии для транспортных

средств категории М1................................. 48

Приложение В (обязательное) Минимальный набор данных..................... 49

Приложение Г (рекомендуемое) Схема подключения автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб, исполненной в конфигурации дополнительного оборудования, к аудиосистеме транспортного средства........................... 59

Приложение Д (рекомендуемое) Рекомендации по месту установки датчика автоматической идентификации события ДТП (только для транспортных средств категории М1)........ 61

Приложение Е (рекомендуемое) Рекомендации по исполнению и местоположению блока интерфейса пользователя в салоне транспортного средства (только для автомобильных систем,

устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования).......... 62

Приложение Ж (рекомендуемое) Разъемы для подключения автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб, устанавливаемой в конфигурации дополнительного оборудования, к бортовой сети транспортного средства. Состав сигналов........... 63

Библиография............................................ 67

IV

ГОСТ P 54620—2011

Введение

Настоящий стандарт является одним из основополагающих в комплексе стандартов «Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях».

Система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» создается в целях снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных чрезвычайных ситуаций на дорогах Российской Федерации посредством уменьшения времени реагирования экстренных оперативных служб.

Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб - ключевой структурный элемент системы «ЭРА-ГЛОНАСС», призванная сформировать и передать минимально необходимый набор данных о транспортном средстве при дорожно-транспортном происшествии и обеспечить двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами.

Настоящий стандарт взаимоувязан со следующими стандартами:

ГОСТ Р 54619-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Протокол обмена данными автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях;

ГОСТ Р 54721-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Общий порядок оказания системой базовой услуги.

Аналогом системы «ЭРА ГЛОНАСС» является общеевропейская система eCall, с которой система «ЭРА-ГЛОНАСС» гармонизирована в целях обеспечения технологической совместимости по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных; единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства, и др.)

v

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. In-vehicle emergency call system. General technical requirements

Дата введения — 2012—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные системы вызова экстренных оперативных служб, являющиеся структурными элементами системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий М и N.

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к автомобильной системе вызова экстренных оперативных служб, связанные с предоставлением базовой услуги системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» по ГОСТ Р 54721.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8824-1—2001 Информационная технология. Абстрактная синтаксическая нотация версии один (АСН.1). Часть 1. Спецификация основной нотации

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8825—93 Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Спецификация базовых правил кодирования для абстрактно-синтаксической нотации версии один (АСН.1)

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8825-2—2003 Информационная технология. Правила кодирования АСН.1. Часть 2. Спецификация правил уплотненного кодирования (PER)

ГОСТ Р 50607-93 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи от электростатических разрядов. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50905-96 Автотранспортные средства. Электронное оснащение. Общие технические требования

ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия ГОСТ Р 52456-2005 Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного автотранспорта. Технические требования ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения ГОСТ Р 54618-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, стойкости к климатическим и механическим воздействиям

ГОСТ Р 54619-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Протоколы обмена данными автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях

ГОСТ Р 54721-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Общий порядок оказания системой базовой услуги

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589—84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

Издание официальное

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Требования безопасности

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529—89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний

ГОСТ 28279-89 Совместимость электромагнитная электрооборудования автомобиля и автомобильной бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Нормы и методы измерений

ГОСТ28751—90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктив-ные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30429-96 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования и аппаратуры, устанавливаемых совместно со служебными радиоприемными устройствами гражданского назначения. Нормы и методы испытаний

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52928, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    автомобильная система вызова экстренных оперативных служб; АС: Система, устанавливаемая на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенная для определения местоположения и параметров движения транспортного средства по сигналам ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с другими глобальными навигационными спутниковыми системами, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном происшествии и обеспечения двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами.

3.1.2    базовая услуга системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: Результат функционирования системы «ЭРА-ГЛОНАСС», состоящий в формировании и передаче экстренных сообщений о дорожно-транспортных происшествиях, приеме, обработке и доведении указанных сообщений в единую дежурно-диспетчерскую службу системы-112 и обеспечении установления (коммутации) двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.

3.1.3    дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

3.1.4    датчик автоматической идентификации события ДТП: Техническое устройство, предназначенное для установления факта ДТП на основе обработки данных, поступающих от входящего в его состав трехосевого датчика ускорения, и предоставляющее информацию во внешние устройства для записи профиля ускорения при ДТП и (или) оценки тяжести ДТП.

Примечание — Для транспортных средств категории М1 датчик автоматической идентификации события ДТП может входить в состав штатной автомобильной системы, требования к которой устанавливаются производителем транспортного средства.

3.1.5    единый номер «112»: Единый номер вызова экстренных оперативных служб, установленный в Российской системе и плане нумерации [14].

2

ГОСТ P 54620—2011

3.1.6    индекс возможного ущерба при ДТП; AS/15: Показатель, характеризующий возможную степень воздействия инерционных перегрузок на лиц, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП.

3.1.7    конфигурируемый параметр: Параметр, влияющий на алгоритм функционирования АС, значение которого может изменяться в соответствии с командой, приходящей от оператора системы, или посредством использования диагностического интерфейса, определяемого производителем транспортного средства или производителем АС.

3.1.8    минимальный набор данных; МИД: Набор данных, передаваемый автомобильной системой вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.

3.1.9    оператор системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» (оператор системы): Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации системы «ЭРА-ГЛОНАСС», в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базе данных.

3.1.10    оценка тяжести ДТП: Бинарный показатель, используемый для условной оценки последствий ДТП по причинению возможного ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в кабине транспортного средства, в зависимости от принятого уровня вероятности указанного события.

Примечание — Данный показатель может принимать следующие значения:

«0» — при низкой вероятности причинения ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в кабине транспортного средства, в результате ДТП;

«1» — при высокой вероятности причинения ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в кабине транспортного средства, в результате ДТП.

3.1.11    профиль ускорения при ДТП: Массив данных, содержащий записи значений ускорения по направлениям трех осей транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) в задаваемые периоды времени до, в течение и после ДТП.

3.1.12    система экстренного реагирования при авариях (система «ЭРА-ГЛОНАСС»): Федеральная государственная автоматизированная навигационно-информационная система, функционирующая с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС) стандартной точности, реализующая доставку сообщений о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Российской Федерации экстренным оперативным службам.

Примечание—Аналогом системы «ЭРА-ГЛОНАСС» является разрабатываемая общеевропейская система еСаМ, с которой система «ЭРА-ГЛОНАСС» гармонизирована по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе МНД; единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства, и ДР-).

3.1.13    система-112: Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

3.1.14    тональный модем: Модем, позволяющий осуществлять передачу данных в рамках установленного голосового соединения.

3.1.15    транспортное средство: Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования [1 ].

3.1.16    узкополосная АС: АС, работающая с речевым сигналом обычного качества (в полосе частот до 3,6 кГц и с частотой дискретизации 8 кГц).

3.1.17    широкополосная АС: АС, работающая с речевым сигналом повышенного качества (в полосе частот до 7 кГц и с частотой дискретизации 16 кГц).

3.1.18    экстренный вызов: Действия, предпринимаемые автомобильной системой вызова экстренных оперативных служб по осуществлению телефонного вызова на единый номер «112» с установленным признаком экстренного вызова из транспортного средства.

3

3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

АСН.1 —абстрактная синтаксическая нотация один;

БИП    — блок интерфейса пользователя;

ГНСС    — глобальная навигационная спутниковая система;

НКА    — навигационный космический аппарат;

ПЗ—90.02 —государственная геоцентрическая система координат «Параметры земли 1990 года»;

ПО    —программное обеспечение;

ТС    —транспортное средство;

DTMF —Dual-Tone Multi-Frequency (двухтональный многочастотный аналоговый сигнал, используемый для набора телефонного номера, а также для голосового автоответа);

eCall —emergency Call (общеевропейская система экстренного реагирования при авариях);

EDGE —Enhanced Data rates for GSM Evolution (цифровая технология беспроводной передачи данных для мобильной связи, которая функционирует как надстройка над 2G и 2,5G GPRS-сетями);

GPRS —General Packet Radio Service (служба пакетной передачи данных по радиосетям);

GPS —Global Positioning System (глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки);

GSM — Global System for Mobile communications (глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи);

FIFO —First In First Out (порядок получения и выдачи данных по принципу «первым пришел — первым обслуживаешься»: блок данных, полученный первым, первым обрабатывается/ обслуживается/передается дальше на обработку);

HSDPA —High-Speed Downlink Packet Access (высокоскоростная пакетная передача данных от базовой станции к мобильному устройству)

IMEI    —international mobile equipment identity (международный идентификатор мобильного обо

рудования);

10    — input-output (вход-выход);

IP    — Internet protocol (протокол Интернет);

LIFO —Last In First Out (порядок получения и выдачи данных по принципу «последним

пришел — первым обслуживаешься»: блок данных, полученный последним, первым обрабатывается/обслуживается/ передается дальше на обработку);

MMF2 —Machine to Machine Form Factor (условное наименование стандартов, определяющих характеристики SIM-карт, выполненных в корпусном исполнении);

RLR — receiving loudness rating (уровень громкости воспроизводимого звукового сигнала);

RAIM —Receiver Autonomous Integrity Monitoring (автономный контроль целостности обрабатываемой навигационной информации в навигационном приемнике);

SIM —Subscriber Identity Module (модуль идентификации абонента, SIM-карта);

SMS —Short Message System (система коротких сообщений);

TCLw —weighted Terminal Coupling Loss (взвешенный показатель ослабления шума);

TS    —Technical Specification (техническая спецификация);

UMTS —Universal Mobile Telecommunications System (универсальная мобильная телекоммуникационная система, европейская версия системы сотовой связи третьего поколения)

USIM —Universal Mobile Telecommunications System (расширенная версия SIM-карты, поддерживающая UMTS)

VIN —Vehicle Identification Number (идентификационный номер транспортного средства)

WGS-84 — всемирная геодезическая система координат 1984 г.

4 Общие положения

4.1    Требования к АС применяют в зависимости от категории ТС и возможного способа установки указанной системы на нем.

4.2    В настоящем стандарте рассматриваются следующие категории ТС [1]:

4.2.1 Категория М — ТС, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, включая:

4

ГОСТ Р 54620-2011

-    автомобили легковые, в том числе:

-    категория М1 —ТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;

-    автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские ТС и их шасси, в том числе:

-    категория М2 — ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;

-    категория М3 — ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

4.2.2 Категория N — ТС, используемые для перевозки грузов, — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

-    категория N1 —ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т;

-категория N2 — ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;

-    категория N3 — ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

4.3    Применяются следующие способы (конфигурации) установки автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на ТС:

-    в конфигурации штатного оборудования, при которой установка АС производится на сборочной линии производителя ТС;

-    в конфигурации дополнительного оборудования, при которой установка АС проводится на сервисных (установочных) станциях, уполномоченных установленным порядком на производство указанных работ, либо на площадке производителя ТС или дилера производителя ТС после выпуска (изготовления) ТС на основном сборочном производстве.

4.4    Параметры настройки АС должны соответствовать приведенным в приложении А.

5 Состав автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

5.1    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб должна включать следующие основные компоненты.

5.1.1    Навигационный приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем.

5.1.2    Антенна ГНСС.

5.1.3    Коммуникационный модуль (модем) GSM/GPRS и UMTS.

5.1.4    Антенна для коммуникационного модуля GSM/GPRS и UMTS (опционально — EDGE/HSDPA).

5.1.5    Встроенная SIM микросхема.

5.1.6    Тональный модем.

5.1.7    Датчик автоматической идентификации ДТП (только для транспортных средств категории М1).

5.1.8    Если система поддерживает запись профиля ускорения при ДТП и (или) оценку тяжести ДТП — необходимые дополнительные компоненты, предназначенные для записи профиля ускорения при ДТП и (или) оценки тяжести ДТП.

Примечание — Допускается использовать информацию, поступающую от штатных автомобильных систем, для автоматической идентификации события ДТП, для записи профиля ускорения при ДТП и (или) оценки тяжести ДТП.

5.1.9    Блок интерфейса пользователя с кнопками «Экстренный вызов» и «Дополнительные функции».

5.1.10    Индикатор состояния АС.

Примечание — Допускается использование штатных автомобильных систем для реализации функциональности кнопок «Экстренный вызов» и «Дополнительные функции» и для отображения состояния АС, если гарантируется работоспособность данных систем при механических воздействиях, перечисленных в 13.3.1 и 13.3.2.

5.1.11    Внутренняя энергонезависимая память и оперативная память.

5.1.12    Управляющий микроконтроллер.

Примечание — Управляющий микроконтроллер может быть совмещен с другими модулями (например, с коммуникационным модулем GSM/UMTS или ГНСС приемником).

5