Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

77 страниц

656.00 ₽

Купить СП 389.1326000.2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Свод правил устанавливает общие требования к порядку осуществления технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта.

СП распространяется на следующие объекты инфраструктуры морского порта, расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания пассажиров, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора): портовые гидротехнические сооружения (инженерно-технические сооружения: причалы, оградительные, берегоукрепительные сооружения, а также подходные каналы и акватории); железнодорожные и автомобильные подъездные пути; рельсовые крановые пути; склады; прочие здания и сооружения.

Свод правил не распространяется на буксиры, ледоколы и иные суда портового флота; средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей; перегрузочное оборудование; системы управления движением судов; автоматизированные системы управления технологическими процессами; информационные системы.

 Скачать PDF

Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Оглавление

Предисловие

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

     4.1 Общие требования

     4.2 Режим эксплуатации

     4.3 Техническое обслуживание

     4.4 Ремонт

     4.5 Предотвращения загрязнения окружающей среды

     4.6 Оценка соответствия эксплуатируемых объектов инфраструктуры морского порта установленным требованиям

5 Портовые гидротехнические сооружения

     5.1 Режим эксплуатации

     5.2 Техническое обслуживание

     5.3 Ремонт

6 Крытые склады

     6.1 Режим эксплуатации

     6.2 Техническое обслуживание

     6.3 Ремонт

7 Открытые грузовые склады и автомобильные подъездные пути

     7.1 Режим эксплуатации

     7.2 Техническое обслуживание

     7.3 Ремонт

8 Рельсовые крановые пути

     8.1 Режим эксплуатации

     8.2 Техническое обслуживание

     8.3 Ремонт

9 Прочие здания и сооружения

     9.1 Режим эксплуатации

     9.2 Техническое обслуживание

     9.3 Ремонт

10 Каналы, фарватеры и зоны маневрирования

     10.1 Режим эксплуатации

     10.2 Техническое обслуживание

     10.3 Ремонтные дноуглубительные работы

Приложение А (справочное). Основные термины по технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта и их определения

Приложение Б (обязательное). Режим эксплуатации акватории морского порта и морских каналов в ледовых условиях

Приложение В (рекомендуемое). Формы и примерное содержание Справочника допускаемых нагрузок на причалы, крытые и открытые грузовые склады

Приложение Г (обязательное). Форма декларации соответствия портового гидротехнического сооружения установленным требованиям

Приложение Д (обязательное). Перечень документации по технической эксплуатации объекта инфраструктуры морского порта

Приложение Е (обязательное). Указания по ведению Журнала технического контроля состояния и режима эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта

Приложение Ж (обязательное). Положение о проведении периодических технических осмотров объектов инфраструктуры морского порта

Приложение И (справочное). Классификация глубин и отметок у портового гидротехнического сооружения

Приложение К (справочное). Предельно допустимые смещения и деформации портовых гидротехнических сооружений за период их эксплуатации

Приложение Л (рекомендуемое). Способы складирования тяжеловесных грузов и методика определения эксплуатационных нагрузок на причалы от этих грузов

Приложение М (справочное). Предельно допустимые смещения и деформации зданий и сооружений и их элементов за период их эксплуатации

Приложение Н (справочное). Классификация дефектов покрытий территории и способы их устранения

Приложение П (справочное). Предельно допустимые деформации металлических резервуаров за период их эксплуатации

Приложение Р (справочное). Классификация дефектов железобетонных прожекторных мачт и опор наружного освещения и способы их устранения

Библиография

 
Дата введения01.07.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

15.10.2018УтвержденМинистерство транспорта Российской Федерации363
РазработанОАО Союзморниипроект
РазработанМГАВТ
ИзданСтандартинформ2018 г.

Code of regulations for sea port infrastructure facilities technical operation

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ    СП    389.1326000.2018

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОРСКОГО ПОРТА

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2018


Предисловие

Сведения о своде правил

1    РАЗРАБОТАН ОАО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта «Союзморниипроект» (ОАО «Союзморниипроект»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 «МОРФЛОТ»

3    ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ ФГУП «Росморпорт»

4    УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 октября 2018 г. № 363 и введен в действие с 1 июля 2019 г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Минтранс России. 2018 © Стандартинформ. оформление. 2018

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

4.3 Техническое обслуживание

4.3.1    В состав технического обслуживания объектов инфраструктуры морского порта должны входить:

-    мониторинг технического состояния сооружений, проводимый эксплуатирующей организацией с привлечением при необходимости аккредитованной испытательной лаборатории (центра);

-    комплексные обследования сооружений, выполняемые аккредитованной испытательной лабораторией (центром);

-    своевременное устранение выявленных дефектов в объеме текущего ремонта;

-    обеспечение санитарно-гигиенических, экологических и противопожарных норм;

-    уборка объектов от мусора, снега и льда, очистка от растительности;

-    составление и ведение эксплуатационно-технической документации;

-    корректировка паспортов зданий и сооружений, которая проводится после капитального ремонта или реконструкции сооружения, а также в случаях изменения технических или технологических характеристик сооружения.

4.3.2    Мониторинг технического состояния сооружений проводят:

-    для обеспечения безопасного функционирования сооружений путем постоянного производственного контроля их технического состояния и своевременного принятия мер по устранению возникающих негативных факторов, ведущих к ухудшению этого состояния;

-    поддержания установленного режима эксплуатации сооружения и его уточнения в случае необходимости;

-    выявления участков сооружений, на которых произошли изменения напряженно-деформированного состояния несущих конструкций и необходимо провести ремонтно-восстановительные работы;

-    определения степени и скорости изменения технического состояния объекта в период после его комплексного обследования и своевременного принятия необходимых мер по предотвращению его выхода из работоспособного состояния.

4.3.3    Для проведения мониторинга технического состояния сооружений эксплуатирующие их организации должны иметь в своем составе подготовленный и аттестованный персонал соответствующей квалификации и необходимый комплект средств измерений или привлекать для выполнения работ по мониторингу технического состояния сооружений аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

4.3.4    Мониторинг технического состояния и режим эксплуатации портовых сооружений должны осуществляться путем регулярных и периодических технических осмотров, а также комплексных обследований.

4.3.5    После проведения очередного освидетельствования сооружения эксплуатирующая организация должна разработать план мероприятий по устранению выявленных дефектов технического состояния сооружения со сроками их устранения в соответствии с полученными рекомендациями аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

4.3.6    Регулярные технические осмотры объектов инфраструктуры морского порта должны проводиться специалистами эксплуатирующей организации с целью проверки технического состояния сооружений, их частей и элементов, доступных наружному осмотру, по внешним признакам и осуществления оперативного контроля соблюдения установленного режима эксплуатации. Периодичность регулярных технических осмотров сооружений устанавливается в зависимости от их технического состояния и условий эксплуатации, но не реже одного раза в месяц. Результаты регулярных технических осмотров. включая данные проверок соблюдения норм эксплуатационных нагрузок от складируемых грузов, должны оформляться записями в журналах технического контроля в соответствии с приложением Е и ГОСТ Р 54523. В журнал технического контроля заносят все новые данные за период между двумя осмотрами, относящиеся к нарушениям режима эксплуатации сооружений, повренщениям сооружений, их частей и элементов, а также сведения о принятых мерах по устранению случаев перегрузки сооружений сверх установленных норм и проведенном ремонте сооружений.

4.3.7    Периодические технические осмотры объектов инфраструктуры морского порта проводятся для получения полной информации о состоянии объектов и данных, необходимых для планирования мероприятий по их технической эксплуатации. Перед проведением периодического технического осмотра должна быть разработана и утверждена программа (при необходимости в нее включаются инструментальные методы контроля).

4.3.8    Периодические технические осмотры портовых сооружений проводят в соответствии с требованиями приложения Ж и ГОСТ Р 54523 с периодичностью не реже чем один раз в год по результатам

анализа данных регулярных технических осмотров и обобщения указанных материалов. Результаты периодических осмотров сооружений оформляются в виде актов периодических осмотров, которые помещаются в пополняемую часть паспорта сооружения.

4.3.9    Комплексное обследование объектов инфраструктуры порта проводится с целью выявления дефектов его конструктивных элементов, определения физического износа конструкций и сооружения в целом, составления заключения о техническом состоянии сооружения и его годности к эксплуатации. В основе комплексного обследования — проверка технической документации, технический осмотр, детальное инструментальное обследование с применением средств измерений, различного рода инструментов и аппаратуры путем отбора и исследования опытных образцов материалов, испытаний всего сооружения или его частей и измерительный контроль. Периодичность комплексных обследований должна быть не реже одного раза в пять лет.

4.3.10    Наблюдения за состоянием сооружений при проведении комплексных обследований должны выполняться по установленной программе с использованием средств измерений для контроля планово-высотного положения сооружений, деформаций, действующих усилий, качества материалов, прочности конструктивных элементов. По результатам обследования сооружения аккредитованной испытательной лабораторией (центром) оформляются отчет и акт освидетельствования. Акт освидетельствования с приложениями в соответствии с ГОСТ Р 54523-2011 помещается в пополняемую часть паспорта.

4.3.11    Внеочередное обследование объекта инфраструктуры морского порта должно проводиться в тех случаях, когда объект подвергся воздействиям, выходящим за пределы нормальных условий эксплуатации, в случаях обнаружения его аварии или значительных повреждений, препятствующих безопасной эксплуатации, а также при возникновении необходимости использования объекта по другому назначению или при режиме эксплуатации, отличающемся от установленного ранее.

4.3.12    Оценка технического состояния объекта инфраструктуры морского порта должна производиться на основе данных технических осмотров и обследований и оформляться заключением о возможном режиме дальнейшей эксплуатации объекта.

4.3.13    Организация и проведение служебного расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, произошедших в процессе переустройства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также порядок передачи донесений об авариях и оформления результатов расследований должны осуществляться в соответствии с (34).

4.3.14    Для проведения геодезических наблюдений за планово-высотным положением конструкций гидротехнических сооружений на территории морского порта должна быть развита опорная геодезическая сеть. В прикордонных зонах гидротехнических сооружений должны быть установлены знаки наблюдательной геодезической сети (деформационные марки). Пункты опорной геодезической сети закрепляются на местности грунтовыми или стенными реперами. Грунтовые реперы следует располагать в стороне от путей движения транспорта, мест переработки и складирования грузов и вне пределов призмы обрушения грунта, образующейся за гидротехническим сооружением. Конструкции знаков наблюдательной геодезической сети (деформационных марок), закрепленных в прикордонных зонах гидротехнических сооружений, должны соответствовать требованиям, установленным в проектной документации на сооружение (объект). Периодичность проверки опорной геодезической сети один раз в полгода согласно ГОСТ Р 54523. Ответственность за сохранность опорной геодезической сети возлагается на организацию, эксплуатирующую сооружение.

4.3.15    Для разработки плана геодезической сети, ее расположения и конструкции геодезических знаков должны привлекаться подрядные организации, являющиеся членами саморегулируемой организации (СРО) и имеющие допуск СРО на данный вид работ.

4.3.16    Закладка и установка геодезическихзнаков (реперов) должна осуществляться всоответствии с проектом организациями, имеющими соответствующие разрешительные документы, квалификацию и оборудование, с соблюдением правил установки геодезических знаков согласно СП 47.13330.2016. ГОСТ 25634, ГОСТ Р 51872.

4.3.17    Знаки опорной геодезической сети и сети деформационных марок, заложенные в прикор-донной зоне гидротехнического сооружения, не должны иметь поврехздений, должны периодически осматриваться и очищаться от коррозии и по возможности быть промаркированы.

4.3.18    Доступ к знакам геодезической сети должен быть всегда свободен. Запрещается складировать грузы на знаки геодезической сети, использовать их не по назначению.

4.3.19    Для наблюдений за колебанием уровня воды в морском порту должны быть установлены водомерные посты или мареографы. В случае, когда устройство мареографа или водомерного поста

невозможно или нецелесообразно, данные о фактическом уровне моря необходимо получать от ближайшей станции или поста государственной гидрометеорологической службы (ГМС).

Если пост ГМС находится на значительном расстоянии, следует определять отметку уровня воды в месте промеров путем ее нивелирования относительно берегового репера.

4.3.20    Для наблюдения за деформациями и смещениями сооружений в морском порту эксплуатирующим организациям необходимо иметь специалистов соответствующей квалификации, комплект геодезических инструментов и измерительных приспособлений или заключить договор на обслуживание с организациями, являющимися членами саморегулируемой организации (СРО) и имеющими допуск СРО на данный вид работ, или аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

4.3.21    Геодезические наблюдения за вертикальными и горизонтальными смещениями сооружений. зданий, территории должны производиться в соответствии с ГОСТ 24846. ГОСТ Р 54523. СП 11-104—97, [27).

4.3.22    Измерения деформаций и смещений сооружений, производимые при помощи высокоточных инструментов, а также измерения деформаций и усилий тензометрическими методами должны выполняться организациями, имеющими свидетельство саморегулируемой организации о допуске на выполнение данного вида работ, или аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

4.3.23    Для установления причин деформаций и мер по их ликвидации эксплуатирующая организация. при необходимости совместно с проектной организацией, должна выполнить работы по вскрытию сооружений и их оснований, буровые работы, испытание сооружений опытными огрузками в соответствии с ГОСТ 5686. СП 350.1326000.2018.

4.3.24    При обследовании бетонных и железобетонных, металлических и деревянных конструкций сооружений следует отражать состояние материала в соответствии с СП 13-102-2003. СП 16.13330.2017. СП 41.13330.2012, СП 63.13330.2012, СП 64.13330.2017, ГОСТ 31937, ГОСТ Р 54523.

4.3.25    Работы по техническому обслуживанию объекта инфраструктуры морского порта в части поддержания чистоты и порядка, работы по устранению мелких неисправностей обеспечивает эксплуатирующая организация.

4.3    26 На объекты инфраструктуры морского порта должны быть составлены паспорта в соответствии с (17]. по ГОСТ 31937. ГОСТ Р 54523.

4.3.27    Паспорта на вновь построенные, реконструированные сооружения, сооружения, подвергшиеся переустройству в процессе капитального ремонта, должны составляться или корректироваться аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

4.3.28    В пополняемую часть паспорта должны быть внесены наиболее существенные данные технических осмотров и обследований сооружения и заключения о возможности нормальной его эксплуатации, а также информация о проводимых капитальных ремонтах, реконструкции и модернизации.

4.3.29    В паспорте сооружения должно быть отражено возможное изменение режима его эксплуатации, в том числе изменение норм действующих на него эксплуатационных нагрузок.

4.3.30    В случае если при строительстве сооружения вторая очередь поглощает первую очередь, то паспорт составляется только на первую очередь, а после ввода второй очереди выполняется его корректировка.

4.3.31    Паспорта объектов инфраструктуры морского порта, в том числе портовых гидротехнических сооружений, должны храниться у эксплуатирующей организации и у собственника объекта.

4.4    Ремонт

4.4.1    Техническая эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта должна предусматривать проведение планово-предупредительных ремонтов в соответствии с графиком, составляемым эксплуатирующей организацией.

4.4.2    Комплекс организационно-технических мероприятий и работ по ремонту объектов инфраструктуры морского порта должен обеспечить:

-    восстановление проектных технических и эксплуатационных характеристик объектов, подвергшихся физическому износу, и сохранение их в течение всего периода эксплуатации:

-    эффективную и безаварийную работу объектов в течение всего срока службы;

-    постоянное поддержание объектов в работоспособном техническом состоянии;

-    приведение технических и эксплуатационных характеристик объектов в соответствие современным требованиям эксплуатации путем модернизации;

-    долговечность объектов;

-    снижение стоимости ремонтных работ и рациональное расходование материалов при производстве ремонта с применением новых технологий и материалов.

При организации и планировании ремонтных работ следует руководствоваться СП 68.13330.2017, [24]. [25]. [26]. [30]. [31].

4.4.3    В зависимости от технического состояния объекта инфраструктуры морского порта определяется вид ремонта:

-    текущий ремонт, включающий систематическое и своевременное предохранение конструктивных элементов объекта и систем инженерно-технического обеспечения от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения незначительных повреждений и неисправностей;

-    капитальный ремонт, включающий замену и (или) восстановление строительных конструкций объекта или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные, улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

4.4.4    Приемку работ по текущему ремонту должно проводить должностное лицо, ответственное за техническую эксплуатацию объекта, назначаемое ЭО (эксплуатирующей организацией), которое оформляет документы на выполнение работ в соответствии с СП 68.13330.2017.

4.4.5    При планировании капитального ремонта следует руководствоваться требованиями СП 68.13330.2017, СП 350.1326000.2018. [24]. [30]. [31]. [33].

4.4.6    В соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта [17] капитальный ремонт объектов необходимо проводить при их расчетном физическом износе более 30 %. Расчет физического износа объекта и его конструктивных элементов выполняется по методике, представленной в подразделе 5.12 ГОСТ Р 54523. По результатам расчета необходимость выполнения ремонта и его вид определяются по таблице 1.

Таблица 1 — Характеристики технического состояния сооружений и мероприятия по обеспечению их работоспособности

Вид технического состояния

Норма

тивное

Работоспособное

Огра ниче нно-работо-способное.неработоспособное

Предельное

Категория дефектов

Дефектов нет

1-я категория — малозначительные дефекты

2-я категория — значительные дефекты

3-я категория — критические дефекты

Коэффициент сохранности а

1.0

1.0—0,8

0,8-0,6

0,6—0.4

0.4—0.2

0,2—0

Показатель

физического

износа

%

0

0—20

20—40

40-60

60—80

80—100

Безразмерный

0

0—0,2

0,2—0,4

0,4-0,6

0.6—0,8

0.8—1.0

Вид ремонта, мероприятия (окончательно определяются для каждого конкретного случая с учетом особенностей и условий эксплуатации)

Текущий профилактический или непредвиденный

Капитальный

Восста

новление

Воспроизводство или списание

Выбороч

ный

Ком

плексный

4.4.7    Ремонтные работы на объектах инфраструктуры морского порта должны выполняться эксплуатирующей организацией с разрешения и под контролем организации-собственника (или собственником) своими силами или с привлечением на договорной основе подрядных строительно-монтажных организаций, имеющих свидетельства саморегулируемых организаций о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

4.4.8    Ремонтные работы на запланированном объекте должны организовываться без нарушения основной производственной работы морского порта и по возможности ремонтируемого объекта. Ремонтные работы, связанные с выводом сооружения из эксплуатации рекомендуется выполнять преимущественно в период наименьшей загруженности объекта (межнавигационный период).

4.4    9 Ремонтные дноуглубительные работы должны выполняться в соответствии с [17]. [37]. [38]. [39].

4.4.10    Все ремонтные работы должны выполняться с соблюдением общих требований техники безопасности и норм по безопасности труда. СП 49.13330.2010. [35]. [36]. требований специальных норм охраны труда. [40], [41]. обязательных инструкций по отдельным объектам инфраструктуры морского порта, которые требуют обязательного выполнения и не противоречат требованиям [3], [17], [29].

4.4.11    На территории морского порта запрещено производить земляные работы без согласования с должностными лицами организации — собственника объекта и должностными лицами эксплуатирующих организаций.

Если по территории морского порта в районе предстоящих земляных работ проходят подземные коммуникации сторонних организаций, ведение земляных работ должно быть согласовано с руководителями указанных организаций в установленном порядке.

4.4.12    На территории порта запрещается разборка покрытий, возведение сооружений, в том числе и временных, установка столбов, стендов, щитов, указателей, ограждений и площадок временного хранения грузов, строительных материалов, оборудования без разрешения должностных лиц эксплуатирующей организации и организации-собственника.

4.4.13    Реконструкция объектов инфраструктуры порта осуществляется в целях увеличения производительности и улучшения условий труда, продления срока службы, обеспечения требований охраны окружающей среды и т. п. путем увеличения глубин у причалов, повышения эксплуатационных нагрузок на сооружения и восстановления несущей способности сооружения и его элементов.

4.4.14    Решение о реконструкции объектов инфраструктуры морского порта (за исключением объектов подсобного и обслуживающего назначения) должна принимать организация-собственник на основании технических осмотров и обследований в соответствии с правилами подраздела 4.3 настоящего свода правил. На объекты инфраструктуры порта, находящиеся в государственной собственности, необходимо согласование реконструкции объекта с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, административно-властные и иные полномочия которого в порту осуществляет администрация морского порта [3].

4.4.15    При реконструкции необходимо максимально использовать в составе реконструируемого объекта существующие конструкции, отдавать предпочтение проектам, в минимальной степени нарушающим нормальную работу морского порта.

4.4.16    При реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в сейсмически опасных районах, зонах вечной мерзлоты, зонах с неблагоприятными грунтовыми, гидрологическими и другими особыми условиями, должны соблюдаться дополнительные требования, установленные для данных условий и районов, а также рекомендации специальных исследований.

При проектировании и осуществлении работ по реконструкции объектов инфраструктуры морского порта следует руководствоваться требованиями СП 38.13330.2012. СП 58.13330.2010. СП 277.1325800 2016. СП 350.1326000 2018. [42]. [43].

4.4.17    Для проведения натурных наблюдений в процессе производства работ по реконструкции на реконструируемых объектах инфраструктуры морского порта следует устанавливать контрольно-измерительную аппаратуру и дополнительные знаки геодезической сети.

4.4.18    Разработка проектов реконструкции объектов инфраструктуры морского порта осуществляется проектными организациями, являющимися членами саморегулируемой организации (СРО) и имеющими допуск СРО на данные работы. Наблюдения за сооружением в процессе производства работ должно производиться проектной или аккредитованной испытательной лабораторией (центром) по техническому контролю, являющейся членом саморегулируемой организации и имеющей допуск СРО на данный вид работ. Производство работ осуществляется подрядными организациями, которые в случаях. предусмотренных законодательством, должны являться членами саморегулируемой организации (СРО) и иметь допуск СРО на данные работы.

4.4.19    Контроль (надзор) выполнения работ по реконструкции объектов инфраструктуры морского порта осуществляется должностными лицами эксплуатирующей и строительной организаций, организации-собственника в соответствии со статьями 53. 54 Градостроительного кодекса [44].

4.5    Предотвращения загрязнения окружающей среды

4.5.1 Эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. [1]. [2]. [4]. [17]. [62]. [63].

Ю

4.5.2    Эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского порта обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения территории и акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и ее производными, другими вредными и опасными для человека и окружающей среды веществами, а также производить своевременную утилизацию этих веществ.

4.5.3    В процессе переработки сыпучих и навалочных грузов во избежание засорения и загрязнения территории и акватории морского порта эксплуатирующая организация должна принимать меры, предотвращающие их просыпание.

4.5.4    Откосы оградительных сооружений и берегоукрепительных сооружений на акватории морского порта должны регулярно очищаться от мусора, отходов перевалки грузов и растительности с их последующей утилизацией. Мероприятия выполняются эксплуатирующей организацией.

4.5.5    Открытые грузовые площадки, крановые и железнодорожные пути и дороги должны регулярно очищаться от мусора и грязи эксплуатирующей организацией.

4.5.6    Крытые склады, производственные, служебно-бытовые здания и сооружения должны соответствовать требованиям [29]. требованиям законодательства по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим нормам.

Все объекты инфраструктуры морского порта должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических норм по водоснабжению, канализации, электроснабжению, защиты от шума, электромагнитных полей, ионизированного излучения, параметров атмосферы в соответствии с [29]. требованиям в области охраны окружающей среды. СП 3.4.2318—08.

4.5.7    Территория и акватории морского порта должны содержаться эксплуатирующей организацией в санитарном состоянии, отвечающем требованиям законодательства по охране окружающей среды.

4.5.8    Для обеспечения безопасной эксплуатации обьектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, должны быть установлены охранные санитарно-защитные и иные зоны в соответствии с [64].

4.5.9    Для предотвращения загрязнения акватории морского порта должны быть обеспечены бесперебойная работа канализационных и очистных сооружений и контроль их работы со стороны администрации морского порта.

4.5.10    В границах акватории морского порта и морского канала запрещается сбрасывать в воду, на лед и на берег мусор, отходы хозяйственной и производственной деятельности, а также нефтесодержащие жидкости, масла, жиры, ядовитые и вредные вещества в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

4.5.11    Сбор мусора, хозяйственных и производственных отходов осуществляется специальными плавсредствами, слив нефтесодержащих продуктов и отработанных хозяйственно-бытовых вод с судов осуществляется в специальные емкости предназначенных для этих целей плавсредств.

При наличии на причале специальных приемных устройств эксплуатирующая организация должна откачивать их в береговые очистные сооружения. Другие виды отходов следует сдавать специализированным службам по сбору мусора и производственных отходов для их дальнейшей утилизации.

4.5.12    Дноуглубительные работы на акватории морского порта и морских каналах должны производиться по согласованию с администрацией морского порта и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.5.13    Запрещается применять на дноуглубительных снарядах и вспомогательных плавсредствах открытые устройства для приемки и хранения нефтепродуктов в соответствии с требованиями по предотвращению загрязнения водных обьектов нефтепродуктами.

4.5.14    В акватории морского порта запрещается сброс всех видов отходов, образующихся в результате эксплуатации дноуглубительных средств.

4.5.15    При производстве дноуглубительных работ следует производить контроль состояния воды в акватории морского порта на показатель качества (содержание взвеси, наличие нефтепродуктов, химический состав воды и грунта) в соответствии с требованиями, установленными органами водного надзора для водопользователей.

4.5.16    Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и территориальном море, осуществляется в соответствии с [2].

4.5.17    При проведении дноуглубительных работ вблизи санитарных зон источников водопользования, обьектов культурно-бытового назначения, рыбопромысловых и нерыбных обьектов должны выполняться требования охраны водопользования и рыбохозяйственного водопользования, установленные

для данного района в соответствии с [1]. (2]. (4). и контролироваться органами водного надзора по (39). (45). (62). (63).

4.5.18    В случае нарушения условий водопользования работы по дноуглублению могут быть приостановлены органами государственного контроля.

4.5.19    Мероприятия по защите окружающей среды в морском порту, осуществляемые эксплуатирующей организацией, должны быть направлены на компенсацию негативного воздействия хозяйственной и производственной деятельности на экологическое состояние грунтов и почвы на территории объектов инфраструктуры морского порта, грунтовых вод. акватории морского порта, атмосферного воздуха, растительного и животного мира в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

4.5.20    Для предотвращения загрязнения и в целях очистки вод акватории морского порта и ее дна должны осуществляться мероприятия по обследованию акватории и судоходных каналов, включающие наблюдения за чистотой поверхности вод и дна (очистку от затонувших предметов, подчистку у причалов, извлечение и удаление грунта), а также контроль химических, бактериологических и токсических свойств сточных вод и мер по ликвидации недопустимых загрязнений в соответствии с правилами очистки загрязненной акватории морского порта.

Мероприятия выполняются эксплуатирующими организациями согласно договору водопользования по программе, утвержденной уполномоченными органами исполнительной власти в сфере водных ресурсов.

4.5.21    Эксплуатирующая организация должна обеспечивать мероприятия по организации сбора, вывозу для утилизации и переработке бытовых, промышленных отходов с объекта инфраструктуры морского порта.

4.5.22    При получении информации о загрязнении территории и акватории морского порта, при обнаружении повышенного загрязнения вод. поступающих из системы канализации промышленных предприятий. администрация морского порта обязана сообщить об этом в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер и одновременно принять меры по локализации и ликвидации загрязнения и его последствий.

4.5.23    Эксплуатирующая организация должна обеспечивать мониторинг состояния окружающей среды и производственный экологический контроль эксплуатируемого объекта инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4.5.24    Для объектов инфраструктуры морского порта, существенно влияющих на экологическую обстановку в процессе эксплуатации, эксплуатирующей организацией должен быть предусмотрен мониторинг водной, наземной и воздушной экосистем, обеспечивающий оценку экологических процессов. действенности принятых в проектной документации природоохранных мероприятий, проверку, уточнение, корректировку оценок и прогнозов с момента строительства на весь период эксплуатации объектов.

На весь период строительства и эксплуатации должна быть разработана программа экологического мониторинга и контроля объекта инфраструктуры морского порта.

4.5.25    При эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта эксплуатирующей организацией должны быть разработаны мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.6 Оценка соответствия эксплуатируемых объектов инфраструктуры морского порта

установленным требованиям

4.6.1 Оценка соответствия объектов инфраструктуры морского порта в процессе эксплуатации осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации органами государственного контроля (надзора) в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка соответствия объектов инфраструктуры морского порта, а также процессов их эксплуатации требованиям действующего законодательства РФ и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме:

1)    эксплуатационного контроля;

2)    государственного контроля (надзора).

Оценка соответствия объектов инфраструктуры морского порта, а также процессов их эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию

объектов инфраструктуры морского порта, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим сводом правил и нормативными документами по технической эксплуатации.

Оценка соответствия объектов инфраструктуры морского порта, а также процессов их эксплуатации в форме государственного контроля (надзора) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с «Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», утвержденным Постановлением Правительства № 1108 от 27 октября 2012 г.

Государственный контроль (надзор) за портовыми гидротехническими сооружениями осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти — Федеральной службой по надзору в сфере транспорта путем проведения периодических проверок. С целью обеспечить максимальную эффективность проверок эксплуатирующие организации обязаны разрабатывать и вести техническую и эксплуатационную документацию. Состав, содержание и формы документов регламентированы приложениями Д и Е.

4.6.2    Эксплуатирующая организация обязана предоставлять материалы документального обеспечения технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта по запросу контролирующих и надзорных органов. Систематизацию материалов документального обеспечения технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта следует осуществлять в соответствии со следующим перечнем:

-    дело с документом регистрации технической документации и перепиской с проектными, строительными и другими организациями по вопросам проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции. ремонта и освидетельствования объекта инфраструктуры морского порта;

-    паспорт объекта инфраструктуры морского порта;

-    журнал технического контроля состояния и режима эксплуатации объекта инфраструктуры морского порта;

-    документация по мониторингу технического состояния объекта инфраструктуры морского порта (план и программа выполнения мониторинга технического состояния объекта инфраструктуры морского порта и режима его эксплуатации, акты периодических технических осмотров объекта инфраструктуры морского порта с приложениями, характеризующими состояние и режим эксплуатации крановых путей);

-    техническая документация, составляемая по результатам построения геодезических сетей и определения планово-высотного положения реперов и деформационных марок (схема геодезической сети, кроки геодезических пунктов, акты сдачи геодезических пунктов на наблюдение за сохранностью, каталог координат и высот опорных пунктов и деформационных марок);

-    отчеты о проведенных обследованиях объекта инфраструктуры морского порта;

-    акты освидетельствования объекта инфраструктуры морского порта;

-    декларация о соответствии объекта инфраструктуры морского порта установленным требованиям;

-    проектная и исполнительная документация (копии основных документов);

-    справочник допускаемых нагрузок на причал;

-    документация по приемке объекта инфраструктуры морского порта в эксплуатацию.

4.6.3    Паспорт объекта инфраструктуры морского порта является основным техническим документом. отражающим назначение, характеристики и техническое состояние объекта инфраструктуры морского порта. Содержание, порядок составления, ведения и форма паспорта портового гидротехнического сооружения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54523 (приложения И—Л).

4.6.4    Журнал технического контроля за состоянием и режимом эксплуатации объекта инфраструктуры морского порта составляет и ведет эксплуатирующая организация совместно с органи-зацией-собственником в соответствии с приложением Е. В журнал технического контроля вносят результаты наблюдений за техническим состоянием и режимом эксплуатации объекта инфраструктуры морского порта, выполняемых при проведении регулярных технических осмотров, требования предписаний органов надзора об устранении нарушений правил технической эксплуатации объекта инфраструктуры морского порта или дефектов конструктивных элементов, намеченные мероприятия по устранению выявленных нарушений и дефектов, а также сведения о выполнении этих мероприятий.

4.6.5    Содержание и формы отчетных документов о результатах обследования и освидетельствования портового гидротехнического сооружения аккредитованной испытательной лабораторией

(центром) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54523. Отчет и (или) акт освидетельствования портового гидротехнического сооружения должен содержать следующие, необходимые для дальнейшей эксплуатации сооружения, документы:

-    свидетельство о годности портового гидротехнического сооружения к эксплуатации;

-    извещение о необходимости выполнения ремонтных работ, изменения режима эксплуатации, вывода портового гидротехнического сооружения из эксплуатации;

-    заключение о техническом состоянии портового гидротехнического сооружения.

4.6.6    Декларация о соответствии портового гидротехнического сооружения установленным требованиям согласно ГОСТ Р 54523 составляется эксплуатирующей организацией по форме приложения Г. Заявитель готовит доказательственные материалы, включая в них вместе с собственными доказательствами результаты освидетельствования сооружения. Декларация подписывается эксплуатирующей организацией и организацией-собственником.

4.6.7    К декларации прилагают следующие доказательственные материалы:

-    копии документов пополняемой части паспорта (акты последнего освидетельствования и периодических осмотров сооружения);

-    план мероприятий по обеспечению соответствия сооружения установленным требованиям (перечень ремонтных работ со сроками их выполнения);

-    другие материалы по усмотрению заявителя, подтверждающие соответствие сооружения установленным требованиям.

4.6.8    При оформлении декларации построенного или реконструированного сооружения в состав доказательственных материалов также включают:

-    копию паспорта сооружения;

-    копию приказа о назначении лица, ответственного за техническую эксплуатацию сооружения;

-    копию справочника допускаемых нагрузок на причал;

-    копию разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию.

4.6.9    При составлении деклараций сооружений, отнесенных к обьектам. на которые распространяется государственный строительный надзор, в качестве доказательственных материалов могут использоваться материалы приемки этих сооружений в эксплуатацию, проведенной в порядке, установленном в (44).

4.6.10    Срок действия декларации назначается с учетом результатов освидетельствования сооружения в зависимости от его технического состояния. При ограниченно-работоспособном состоянии сооружения срок действия декларации определяется возможностью эксплуатировать его в условиях ограничения режима эксплуатации и продолжительностью выполнения работ по восстановлению работоспособности сооружения.

Подтверждение соответствия выведенных из эксплуатации сооружений возможно только после устранения причин их неработоспособности.

4.6.11    Копии разделов проектной и исполнительной документации должны содержать:

-    информацию о естественных условиях района расположения сооружения;

-    комплект рабочей документации (генплан с подземными коммуникациями, планы, фасады, разрезы сооружения);

-    схемы и чертежи инженерных сетей, средств навигационного оборудования судоходного канала и акватории морского порта;

-    перечень организаций, осуществлявших строительство, с указанием выполненных ими работ;

-    рабочие чертежи с внесением всех отступлений от проекта и ведомость выполненных работ;

-    акты приемки скрытых работ;

-    акты об осадках сооружения в процессе строительства;

-    заводские сертификаты всех конструкций и применяемых материалов;

-    лабораторные данные по бетону, арматуре и грунтам засыпки;

-    журналы производства работ;

-    схему и каталог координат и высот сети пунктов геодезических наблюдений;

-    кроки опорных геодезических пунктов и акты их сдачи на наблюдение за сохранностью.

4.6.12    Справочник допускаемых нагрузок на причал составляют в соответствии с приложением В с учетом назначения сооружения, установленных проектом нагрузок и конкретных условий эксплуатации.

4.6.13    Документация по приемке сооружения в эксплуатацию должна соответствовать требованиям (44).

5 Портовые гидротехнические сооружения

5.1    Режим эксплуатации

5.1.1    Режим эксплуатации портовых гидротехнических сооружений представляет собой совокупность условий и требований, которые должны выполняться как эксплуатирующими организациями, так и экипажами судов, использующими сооружения.

5.1.2    Режим эксплуатации портовых гидротехнических сооружений должен соответствовать требованиям (3). (17]. (29).

5.1.3    Режим эксплуатации портовых гидротехнических сооружений должен устанавливаться в зависимости от их основного назначения. Внесение изменений в установленный режим эксплуатации портовых гидротехнических сооружений должно производиться аккредитованной испытательной лабораторией (центром) в виде извещения в пополняемую часть паспорта на основании результатов систематических наблюдений и обследований сооружений и данных об изменении условий их эксплуатации.

5.1.4    Техническая эксплуатация портовых гидротехнических сооружений должна обеспечивать:

-    нормальные условия для плавания, стоянки и обработки судов;

-    сохранность сооружений при их взаимодействии с судами;

-    сохранность при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов;

-    сохранность при воздействии гидрометеорологических факторов;

-    снижение эксплуатационных расходов.

5.1.5    Глубина у кордона или у подошвы портовых гидротехнических сооружений должна устанавливаться в соответствии с требованиями нормативных документов на проектирование морских каналов. фарватеров и зон маневрирования и приложения И.

5.1.6    Портовые гидротехнические сооружения и их элементы не должны иметь нарушений положения по сравнению с проектным, приведенным в приложении И.

5.1.7    Портовые гидротехнические сооружения не должны иметь физического износа, препятствующего их нормальной эксплуатации или приводящего в дальнейшем к разрушению отдельных элементов сооружения Физический износ портовых гидротехнических сооружений следует определять, руководствуясь ГОСТ Р 54523.

5.1.8    Все причальные сооружения должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм эксплуатационных нагрузок, которые должны быть указаны в паспортах причальных сооружений. Увеличение нагрузок на причальные сооружения сверх установленных норм категорически запрещено.

5.1.9    Нормы эксплуатационных нагрузок для причальных сооружений должны периодически пересматриваться с учетом фактического состояния конструктивных элементов сооружения и соответствия условий его службы первоначально принятым при проектировании и строительстве. Пересмотр эксплуатационных нагрузок производится на основании очередного или внеочередного освидетельствования при возникновении обоснованных сомнений в работоспособности конструкций сооружения. Нормы эксплуатационных нагрузок должны устанавливаться для кахщого участка причального фронта, отличающегося по конструкции или по техническому состоянию конструктивных элементов, независимо от объединения ряда участков в один причал по эксплуатационной нумерации. В отдельных случаях в целях установления норм эксплуатационных нагрузок для существующих сооружений рекомендуется проводить их испытания.

5.1.10    В случае складирования на территории причалов тяжеловесных грузов и оборудования значения допускаемых нагрузок на них следует устанавливать в соответствии с приложением Л. Если величины нагрузок от складирования указанных грузов превышают значения допускаемых нагрузок, тяжеловесные грузы и оборудование следует устанавливать на распределительные платформы специальной конструкции.

5.1.11    Схемы нагрузок на причальные сооружения должны вывешиваться на видном месте на причалах, конторах прикордонных складов и других служебных помещениях, в которых находятся работники. связанные с эксплуатацией причальных сооружений.

Границы причалов с различными глубинами у кордона и разной несущей способности должны быть обозначены на месте.

5.1.12    Рейдовые причальные сооружения должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм нагрузок от швартующихся судов. Указанные рейдовые причальные сооружения рекомендуется также использовать при задержке судов на внутреннем рейде, а также при

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Общие положения....................................................................2

4.1    Общие требования................................................................2

4.2    Режим эксплуатации...............................................................4

4.3    Техническое обслуживание.........................................................6

4.4    Ремонт..........................................................................8

4.5    Предотвращения загрязнения окружающей среды.....................................10

4.6    Оценка соответствия эксплуатируемых объектов инфраструктуры морского порта

установленным требованиям......................................................12

5    Портовые гидротехнические сооружения................................................15

5.1    Режим эксплуатации..............................................................15

5.2    Техническое обслуживание........................................................18

5.3    Ремонт.........................................................................22

6    Крытые склады.....................................................................23

6.1    Режим эксплуатации..............................................................23

6.2    Техническое обслуживание........................................................24

6.3    Ремонт.........................................................................26

7    Открытые грузовые склады и автомобильные подъездные пути.............................26

7.1    Режим эксплуатации..............................................................26

7.2    Техническое обслуживание........................................................28

7.3    Ремонт.........................................................................30

8    Рельсовые крановые пути.............................................................30

8.1    Режим эксплуатации..............................................................30

8.2    Техническое обслуживание........................................................31

8.3    Ремонт.........................................................................33

9    Прочие здания и сооружения..........................................................33

9.1    Режим эксплуатации..............................................................33

9.2    Техническое обслуживание........................................................34

9.3    Ремонт.........................................................................35

10    Каналы, фарватеры и зоны маневрирования............................................35

10.1    Режим эксплуатации.............................................................35

10.2    Техническое обслуживание.......................................................37

10.3    Ремонтные дноуглубительные работы..............................................38

Приложение А (справочное) Основные термины по технической эксплуатации объектов

инфраструктуры морского порта и их определения.............................39

Приложение Б (обязательное) Режим эксплуатации акватории морского порта и морских каналов

в ледовых условиях......................................................44

Приложение В (рекомендуемое) Формы и примерное содержание Справочника

допускаемых нагрузок на причалы, крытые и открытые грузовые склады..........47

Приложение Г (обязательное) Форма декларации соответствия портового гидротехнического

сооружения установленным требованиям....................................52

Приложение Д (обязательное) Перечень документации по технической эксплуатации объекта

инфраструктуры морского порта............................................53

неблагоприятных погодных условиях. В справочнике допускаемых нагрузок на причалы должно быть указано, какие суда (в грузу или порожнем) разрешается швартовать в морском порту к рейдовым причалам (см. приложение В).

5.1.13    Для каждого причала должны быть установлены параметры максимального расчетного швартующегося судна.

5.1.14    Для обеспечения безопасной швартовки судов и сохранности причальных сооружений должны быть соблюдены следующие требования:

-    швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам:

• фактический запас свободной длины причалов между соседними судами при фронтальном расположении причалов при швартовке судна не должен быть меньше нормативного запаса, зависящего от длины швартующегося судна и устанавливаемого в соответствии с требованиями СП 350.1326000.2018:

-    нормальные составляющие скоростей подхода судов к причалам при их швартовке не должны превышать 0,22, 0,15, 0,13, 0,11, 0,10, 0,09 и 0,08 м/с при водоизмещениях судов соответственно до 2, 5, 10,20,40, 100 и 200 тыс. т.

При перешвартовке судов, то есть при переходе судна от одного причала к другому с отходом от лицевой стенки причалов, также не допускается превышение указанных нормальных составляющих скоростей подхода судов к причалу. Запрещается швартовка судов к сооружениям, на которых отбойные устройства не установлены или повреждены.

5.1.15    Перед подходом судна к причалу выступающие за борт предметы должны быть заблаговременно убраны и закреплены в таком положении, чтобы они не могли повредить элементы конструкции гидротехнического сооружения, находящиеся на нем устройства и перегрузочное оборудование.

5.1.16    Для предотвращения повреждений судов, портовых сооружений и несчастных случаев с людьми дежурный диспетчер оператора морского терминала обязан заранее обеспечить подготовку причала к приему судна. В случае необходимости перегрузочное оборудование должно быть перемещено на участок причала, где оно не подвергается опасности повреждения. Дежурный капитан Инспекции государственного портового контроля должен проверять готовность причала для швартовки. При швартовке судов в ледовых условиях надлежит руководствоваться требованиями, приведенными в приложении Б.

5.1.17    При приеме у причалов накатных судов (типа Ро-Ро) опускание аппарели на причал допускается только в местах, специально для этого предназначенных и снабженных соответствующими надписями. Габариты зоны укладки аппарели должны быть обозначены на причале четкими линиями краской или другим способом.

5.1.18    Суда с носовыми бульбами должны подходить к причалам при условии соблюдения следующих требований:

-    суда, не имеющие штатных подруливающих устройств, должны подводиться к причалу с помощью буксиров;

-    при касании причала корпусом судна должно быть исключено соприкосновение бульбы с причалом.

5.1.19    Швартовка судов должна производиться швартовными канатами только за швартовные устройства. На швартовные устройства разрешается подавать только швартовные канаты, разрывные усилия которых не превышают допускаемые для данного класса судов. Запрещается подача на швартовные устройства якорных цепей.

Швартовка судов после получения штормового предупреждения должна производиться за штормовые швартовные устройства.

Швартовка за отбойные устройства, а также за какие-либо части сооружения, не предназначенные специально для швартовки, запрещается.

5.1.20    На поверхности головы каждой швартовной тумбы должны быть нанесены следующие цифровые обозначения, читаемые со стороны берега: сверху — порядковый номер швартовной тумбы, отсчитываемой от начала причала, а ниже, под горизонтальной чертой — расстояния в метрах до ближайших швартовых тумб слева и справа, разделенные между собой вертикальной чертой.

5.1.21    При швартовке, стоянке и производстве погрузочно-разгрузочных работ у причалов свайного типа не следует допускать крена судна на внешнюю сторону ввиду опасности повреждения судна или подводной части причала. У причалов гравитационного типа не следует допускать крена судна на внешнюю сторону более 5°. Соблюдение этого условия должно обеспечиваться за счет соответствующего выноса 16

и режима эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта................54

Приложение Е (обязательное) Указания по ведению Журнала технического контроля состояния


Приложение Ж (обязательное) Положение о проведении периодических технических осмотров

объектов инфраструктуры морского порта...................................56

Приложение И (справочное) Классификация глубин и отметок у портового гидротехнического

сооружения.............................................................58

Приложение К (справочное) Предельно допустимые смещения и деформации портовых

гидротехнических сооружений за период их эксплуатации.......................60

Приложение Л (рекомендуемое) Способы складирования тяжеловесных грузов и методика

определения эксплуатационных нагрузок на причалы от этих грузов..............62

Приложение М (справочное) Предельно допустимые смещения и деформации зданий

и сооружений и их элементов за период их эксплуатации.......................64

Приложение Н (справочное) Классификация дефектов покрытий территории и способы

их устранения...........................................................66

Приложение П (справочное) Предельно допустимые деформации металлических резервуаров

за период их эксплуатации.................................................67

Приложение Р (справочное) Классификация дефектов железобетонных прожекторных мачт

и опор наружного освещения и способы их устранения.........................68

Библиография........................................................................69

Введение

Настоящий свод правил разрабатывается для обеспечения исполнения требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 с учетом части 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании», а также технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ.

Настоящий документ содержит требования, устанавливающие порядок технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, обеспечивающий безопасные условия для швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности портовых сооружений при взаимодействии с судами, при работе перегрузочного оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов.

Разработка свода правил выполнена институтом ОАО «Союзморниипроект».

Руководитель работы — ЮН. Семенов (заместитель главного инженера ОАО «Союзморниипроект»); ответственные исполнители: д-р техн. наук А Н. Диашев, канд. техн. наук. доц. В.П. Гоишин, канд. техн. наук С.Г. Козлов, канд. техн. наук ЮД. Полянцев, канд. техн. наук ТА Степанян. инж. Ю Н. Иванов. инж. Л.Е. Антонова (ОАО «Союзморниипроект»), д-р техн. наук, проф. |В.Д. Костюков\, канд. техн. наук. доц. И.В. Костин, канд. техн. наук М А. Сахненко (МГАВТ).

СВОД ПРАВИЛ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОРСКОГО ПОРТА

Code of regulations for sea port infrastructure facilities technical operation

Дата введения — 2019—07—01

1    Область применения

1.1    Настоящий свод правил (далее — СП) устанавливает общие требования к порядку осуществления технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта.

1.2    Настоящий СП распространяется на следующие объекты инфраструктуры морского порта, расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания пассажиров, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора): портовые гидротехнические сооружения (инженерно-технические сооружения: причалы, оградительные, берегоукрепительные сооружения, а также подходные каналы и акватории): железнодорожные и автомобильные подъездные пути; рельсовые крановые пути; склады: прочие здания и сооружения.

1.3    Настоящий СП не распространяется на буксиры, ледоколы и иные суда портового флота; средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей; перегрузочное оборудование; системы управления движением судов; автоматизированные системы управления технологическими процессами; информационные системы.

2    Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 5686-2012 Грунты. Методы полевых испытаний сваями

ГОСТ 24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений ГОСТ 25634-83* Каталог координат геодезических пунктов Форма и содержание ГОСТ 26600-98 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51248-99 Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 51872-2002 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения ГОСТ Р 52290-2004 Технические требования организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

Издание официальное

ГОСТ Р 54523-2011 Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

СП 4.13130.2013 Система противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям СП 11-104—97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства

СП 12-103—2002 Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

СП 13-102—2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений

СП 16.13330.2017 «СНиП II 23—81* Стальные конструкции»

СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01—83 Основания зданий и сооружений»

СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11—85 Защита строительных конструкций от коррозии»

СП 38.13330.2012 «СНиП 2.06.04—82* Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)»

СП 41.13330.2012 «СНиП 2.06.08—87 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений»

СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01—87 Земляные сооружения, основания и фундаменты»

СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02—96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03—2001 Производственные здания»

СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01—2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения»

СП 63.13330.2012 «СНиП 52-01—2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»

СП 64.13330.2017 «СНиП 11-25—60 Деревянные конструкции»

СП 68 13330.2017 «СНиП 3.01.04—87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»

СП 72.13330.2016 «СНиП 3.04.03—85 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии»

СП 277.1325800.2016 Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования СП 350.1326000.2018 Нормы технологического проектирования морских портов

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов

3    Термины и определения

В настоящем СП использованы термины, определения которых приведены в приложении А.

4    Общие положения

4.1    Общие требования

4.1.1    Техническую эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта осуществляет эксплуатирующая организация (собственник или другое лицо, эксплуатирующее объект на ином законном основании).

4.1.2    Техническая эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта должна обеспечивать сохранение проектных эксплуатационных характеристик объектов в течение расчетного периода службы при эффективном и рациональном использовании, соблюдении требований безопасности и охраны окружающей среды.

4.1.3    В процессе технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта должно обеспечиваться соответствие состояния и режима эксплуатации объектов требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленным в международных договорах Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

4.1.4    При технической эксплуатации обьектов инфраструктуры морского порта в обязательном порядке должны быть соблюдены требования экологической и пожарной безопасности в соответствии с настоящим сводом правил. ГОСТ 12.1.005-83*. СП 4.13130.2013. СП 12.13130.2009. СП 3.4.2318—08. СП 112.13330.2012. (1). (2]. (3). [4]. (5). (6). (7). [8]. (9), (10]. (11). (12]. (61].

4.1.5    Для поддержания эксплуатационных характеристик обьектов инфраструктуры морского порта должен обеспечиваться комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту данных обьектов.

4.1.6    Техническая эксплуатация обьектов инфраструктуры морского порта включает:

-    установление режима эксплуатации и надзор за его соблюдением;

-    мониторинг технического состояния, поддержание в исправном техническом состоянии;

-    мероприятия по очередным (внеочередным) освидетельствованиям портовых ГТС;

-    наблюдение за регламентированным использованием средств механизации и транспорта;

-    проведение мероприятий по противокоррозионной защите конструкций сооружений;

-    выявление снижения несущей способности и принятие оперативных мер по устранению причин данного явления и усилению сооружения;

-    техническое обслуживание;

-    проведение текущего и капитального ремонтов:

-    паспортизацию сооружений, акваторий и морских каналов.

4.1.7    Техническая эксплуатация плавучих причалов должна производиться в соответствии с эксплуатационными характеристиками, установленными предприятием-изготовителем. и инструкциями, регламентирующими эксплуатацию таких причалов и учитывающими местные условия и специфику типа конструкции.

4.1.8    Техническая эксплуатация гидротехнических сооружений, являющихся частью судоподъемных сооружений и сооружений паромных переправ, должна производиться в соответствии с требованиями раздела 5.

4.1.9    Требования к технической эксплуатации железнодорожных путей, расположенных на территории морского порта, устанавливаются Минтрансом России (13]. (14].

4.1.10    Техническая эксплуатация автомобильных подъездных путей на территории морского порта осуществляется в соответствии с правилами раздела 7.

4.1.11    Техническая эксплуатация выносных причальных устройств должна производиться в соответствии с правилами раздела 5 настоящего свода правил. СП 58.13330.2010. (3]. (15]. инструкциями и рекомендациями проектной организации и предприятия-изготовителя в соответствии с конструкцией этих сооружений и местными условиями эксплуатации.

4.1.12    Техническая эксплуатация портовых гидротехнических сооружений в условиях замерзающих акваторий должна производиться в соответствии с правилами раздела 5. приложением Б настоящего Свода правил. СП 58.13330.2010 и (16].

4.1.13    Техническая эксплуатация портовых сооружений в районах Арктики и Крайнего Севера должна обеспечивать бесперебойную работу всех перегрузочных комплексов в сложных климатических условиях. В морском порту должны быть технические возможности для гарантированного и своевременного обслуживания флота, проведения аварийно-восстановительных ремонтов судов. Техническая эксплуатация в таких районах должна осуществляться в соответствии с правилами раздела 5 настоящего свода правил и (17], (18].

4.1.14    Мероприятия по противокоррозионной защите конструкций должны выполняться в соответствии с ГОСТ 30247.0, СП 28.13330.2017. СП 72.13330.2016 и (19]. (20]. (21].

4.1.15    Организации, осуществляющие техническую эксплуатацию обьектов инфраструктуры морских портов, должны иметь в своем составе персонал соответствующей квалификации и необходимые приборы и оборудование.

Квалификационные требования к персоналу устанавливаются в квалификационных справочниках. утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующими положениями профессиональных стандартов.

4.1.16    Комплексные обследования, освидетельствования и мониторинг технического состояния объектов инфраструктуры морского порта, а также надзор за соблюдением установленного режима эксплуатации должны производиться в соответствии с разделами 4 и 5 настоящего свода правил, ГОСТ Р 54523, ГОСТ 31937, [22]. [23].

4.1.17    Мероприятия по ремонту объектов инфраструктуры морского порта и мероприятия, имеющие целью повышение эффективности использования данных объектов и их модернизацию, должны осуществляться в соответствии с правилами подразделов 4 4 и 5.3 настоящего свода правил. [24]. [25]. [26].

4.1.18    Настоящий свод правил является регламентирующим документом, в дополнение к которому эксплуатирующие организации должны разработать в зависимости от местных условий и специфики работы следующие документы:

-    паспорт портового гидротехнического сооружения в соответствии с ГОСТ Р 54523;

-    паспорт здания (сооружения) на территории морского порта по ГОСТ 31937;

-    инструкцию по предотвращению загрязнений акватории, грунта, грунтовых вод и атмосферы в районе морского порта;

-    инструкцию для защиты портовых гидротехнических сооружений от действий льда (см. приложение Б);

-    справочник допускаемых нагрузок на причалы, комплекс причалов, крытые склады и открытые грузовые площадки в соответствии с приложением В и ГОСТ Р 54523;

-    декларацию о соответствии сооружения установленным требованиям, принимаемую в соответствии с приложением Г и ГОСТ Р 54523, [22];

-    журнал технического контроля состояния и режима эксплуатации портовых гидротехнических сооружений, форма и примерное содержание которого приведены в приложении Е и ГОСТ Р 54523;

-    программы и планы выполнения мониторинга технического состояния и режимов эксплуатации сооружений и крановых путей;

-    программы обучения и проверки знаний эксплуатирующего персонала.

4.1.19    На территории морского порта следует устанавливать указатели со схемами расположения основных причалов, складов, других объектов, крановых и железнодорожных путей, проемов и пешеходных переходов. На схемах должны быть указаны линейные размеры и величины допускаемых нагрузок.

4.2 Режим эксплуатации

4.2.1    Режим эксплуатации объекта инфраструктуры морского порта должен соответствовать его назначению, проектным и паспортным характеристикам, фактическому техническому состоянию, условиям эксплуатации, специфике работы и сроку службы.

4.2.2    При назначении и соблюдении режима эксплуатации портового сооружения необходимо обеспечивать выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных правилами пунктов 4.2.3—4.2.24 настоящего свода правил, подразделом 6.2 ГОСТ Р 54523, а также постановлениями и инструкциями по конкретному морскому порту.

4.2.3    При осуществлении контроля режима эксплуатации сооружения следует проверять соответствие сооружения его назначению, проектным характеристикам, условиям эксплуатации и соответствие нагрузок и воздействий фактическому техническому состоянию и установленному режиму эксплуатации.

4.2.4    При контроле режима эксплуатации сооружения необходимо убедиться, что:

-    сооружения и их элементы не имеют нарушений положения по сравнению с проектным, смещения и деформации сооружений не превышают установленных значений, приведенных в приложении К;

-    конструктивные элементы сооружения не имеют такого физического износа, который препятствовал бы нормальной эксплуатации сооружения или приводил в дальнейшем к развитию повреждений и разрушению отдельных его элементов;

-    эксплуатация сооружения осуществляется при строгом соблюдении установленных норм эксплуатационных нагрузок, указанных в паспорте сооружения.

4.2.5    Внесение изменений в установленный режим эксплуатации сооружений должно производиться организацией-собственником или эксплуатирующей организацией на основании заключения.

выданного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), с учетом результатов систематических наблюдений, очередного комплексного обследования, данных об изменении условий эксплуатации сооружения (изменении глубин у сооружения, изменении технического состояния элементов конструкций сооружения, грунтов его основания и засыпки, установке не предусмотренного проектом подъемно-транспортного оборудования, изменении назначения сооружения и т. п.).

Изменение режима эксплуатации сооружения должно быть оформлено приказом организации-собственника или эксплуатирующей организации и отражено в паспорте сооружения и справочнике допускаемых нагрузок. Распоряжения по изменению режима эксплуатации сооружения обязательны для всех организаций, эксплуатирующих и использующих данное сооружение.

4.2.6    Испытания сооружения проводятся в целях:

-    проверки расчетных положений, заложенных в проекте при обосновании прочности сооружения и устойчивости его элементов;

-    оценки запасов по нагрузкам, имеющихся у сооружения и его элементов, и определения возможности увеличения нагрузок на сооружение;

-    оценки эксплуатационного ресурса сооружения;

-    оценки несущей способности и прочности сооружения и его элементов при утрате технической документации.

4.2.7    Испытания, проводимые на реальном сооружении либо его частях, состоят в измерении параметров напряженно-деформируемого состояния и их сопоставлении с данными расчетов сооружения под нагрузкой.

4.2.8    В отдельных случаях в целях определения фактической несущей способности сооружений и установления норм их эксплуатационных нагрузок рекомендуется проводить испытания сооружений в соответствии с ГОСТ 5686. [27]. [28].

4.2.9    Испытания сооружений проводят по программам, согласованным с аккредитованной испытательной лабораторией (центром), в которых указаны цель и задачи испытаний, нагрузки и места их расположения, состав отчетной технической документации.

4.2.10    Для получения данных о смещениях и деформациях причальных сооружений и фактических эксплуатационных нагрузках сооружения рекомендуется оборудовать средствами дистанционного контроля.

4.2.11    В процессе технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта эксплуатирующая организация должна вести техническую документацию в соответствии с перечнем, содержащимся в приложении Д и ГОСТ Р 54523.

4.2.12    При назначении режима эксплуатации портовой механизации и транспорта и при подготовке эксплуатационных взрывов следует учитывать допустимые ускорения вибрационных колебаний элементов конструкций зданий и сооружений, складов, служебно-производственных помещений в соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений [29].

4.2.13    Запрещается складировать грузы на проездах, в проходах, на колодцах инженерных сетей, на железнодорожных и крановых путях, а также на знаках геодезической наблюдательной сети.

4.2.14    Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, законченных строительством, а также после завершения их расширения, реконструкции, переустройства, связанных с техническим перевооружением, или после капитального ремонта должны производиться в соответствии с СП 68.13330.2017. [17]. [24]. [29]. [30]. [31]. [32]. [33]. Приемка должна производиться на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и заключения о соответствии построенного объекта нормативным и проектным требованиям.

4.2.15    Проектная и исполнительная документация по выполненным ремонтно-строительным работам должна храниться у эксплуатирующей организации объекта инфраструктуры морского порта, один комплект документации должен быть передан собственнику объекта.

4.2.16    Вывод из эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта при невозможности или нецелесообразности дальнейшего их использования по назначению или в случае опасности создания аварийной ситуации, несущей угрозу жизни, материального и экологического ущерба, должен производиться в соответствии с требованиями пунктов 218—221 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта [17].

4.2.17    Указания по режиму эксплуатации сооружений, а также его изменению обязательны для всех организаций и их клиентов, эксплуатирующих эти объекты.