МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ УСЛОВИЙ АРКТИКИ
РД 31.31.25-85
М"~.'ВЯ • Я/П "Иортехинфорчоек.и «а»
198В
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ УСЛОВИЙ АРКТИКИ
РД 31.31.25-85
Москва-В/О ’’Мортехинформреклама' 1986
10
3,6# Раз мэры островных причалов, пирсов, палов принимаются ив условия обеспечения размещения на их территории технологического оборудования и должны быть не мвнее величины, определяемой расчетом устойчивости сооружения при воздействии расчетное нагрузок.
II
4 а СТРОИТЕЛЬНА МАТЕРИАЛЫ
4.1. Наотояцие требования является дополнительными к соответствующий главам СНиП по проектированию строительных конструкция и ВСН 3-80/НИ}.
4.2. Выбор строительных материалов должен осуществляться на основании технико-экономической целесообразности с учетом конкретных геологических, гидрологических и штеорологических условий плоамдки строительства, наличия «стных строительные материалов, ьвстноя строительной индустрии, удобства транспортировки
в районе строительства и доставки на других районов страны.
4.3. Строительные материалы должны соответствовать проектным прочностным характеристикам в условиях низких температур. Исходя иа этого, следует особое внимние уделять технологии производства работ и проведению авторского надзора.
4.4. Необходимо обеопечигь надежную работу «те риал а конструкции при нюких температурах при статических и динамических нагрузках, вызываемых дедовыми, волновыми и крановыми нагрузками. При необходимости в проекте следует предусматривать мероприятия по ваяйте материала конструкции от рад руления и коррозии, истирающего воздействия льда, агрессивных воздействия лоды, грунта
и складируемых грузов в соответствии с действующими нормативными документами.
бованиями главы СНиП Л-56-77 и К16/-Ш:71
4.6. Бетон для портовых гидротехнических сооружений следует принимать по ГОСТ 4796-68, ГОСТ 22256-76 и в соответствии о тре
НМ}, Пинт рансст роя 4.6. Марки бетога (по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости) назначаются не ниже указанных в ВСН 30~83/Минэнерго СССР.
12
4#7. В состав бетона следует вводить супе {пластификаторы (С-3, 40-3) и другие по верк но от но активные вещества (ПАВ) для пластификации бетонной смеси, повыленмл ее морозостойкости и водонепроницаемости. Виды добавок, их состав и дозировка регламентируются ВСН 6/118-7 4/НЙФ, Хингрансстрой и действующим нормативным документом по применению химических добавок в бетоне,
4.8, Рекомендуется применение сборных конструкций из крем-неботона, отличающегося высокой прочностью (М 1000 и выие), водонепроницаемостью (В 12 и вьсив), морозостойкостью и химической стойкостью,
4.9, Выбор марок арматурной стали и стали для закладных деталей следует проводить в соответствии о главой СМ 2,03,01-64,
4,10* Марки стали для металлических конструкций назначаются по действующим Г0СТиам в соответствии с требованиями главы СИиП П-23-61.
4*11. Стальнцэ шпунт о ваз и трубчатые сваи следует применять иа стали допускающей погружение при отрицательнее температурах с гарантируемыми требованиями по ударной вязкости не нике 3 кДж/м2 при температуре минус 404J о гарантией свариваемости# Ecj... указанные требования полностью не удовлетворяются, то необходимо выполнить разработку специальной технолог** погрукения стальных элементов и их оваркм, например, с проведением подогрева (Приложение 1, рекомендуемое),
4.12, Древесину целеоообразно попользовать в конструкциях съемных и рот иво ледовых поясов, отбойных устройств к кодесоотбой-ннх брусьев.
Для улучшения эксплуатационных качеств доревяг до элементов и защиты их от древоточцев рекомендуется пропитка синтетически»! смолами или креозотирование.
13
4.13» В качестве строительного материала может бить нсполь-• ован лед поолойного намораживания, ледяные блоки и мзрвлый грунт.
Для повмвения прочностных характеристик строительного льда оледует предусматривать возможность его армирования, например, бумагой, древесным или оинтетмческим волокном.
4.14. Применение новых строительных материалов требует их испытания при низких тежервтурах в условиях максижльно прибди-хешмх ж условиям работа материала в натуре о учетом напряженного состояния конструкции.
14
б. ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
5.1. Выбор конструкции причального сооружения оладует -производить в соответствии с требованиями СНиП 2.06.01-86 к о учетом рекомэндяция настоящей Инструкции,
5.2. Выбор конструкции причального сооружения производите! на основании технико-экономического сравнения вариантов о учетом геологических и гидрологических условия, глубин акватории, мвото-раополояония и назначения причала, технологии перегрувочных работ, надежности работы сооружения,
5.3. На грунтах, позволят)их погружение свая, «тунга к свая-оболочек, рекомендуется к проектирование набережные в виде ячеистых конструкция и зваккеренкых больварков.
В зависимости от грунтовых условий, глубин, величин подовых и полезных нагрузок, воздеяотвуших на сооружение, могут быть рекомендованы к проектирование оледующие виды бодьверков!
заанкеренныа боль верк из металлического шпунта (рис. б.1а);
экранированные болъвврм (рио. 5.16);
бсяьверк-эстакада.
5.4. В конструкции больвериа, выполняемого из железобетонное свая, рекомендуется применение грунгонепроницаемов отенки из плоского отельного шпунта, располагаемое перед лицеаоя стенкоя.
5.5. При горизонтальных ледовых нагрузках более 1000 кН на метр сооружения рекомендуется в конструкцию сооружения вводить жесткую связь между лицевой и экранирующей стенками на у ровна возможного воздействия ледовой нагрузки.
6.6. Пирсовая система причалов рекомэндуетол к применению на от малых побережьях. Конструкции пирсов о подует принимать в»-ещного типа;
в виде взаимоааанкеренных или экранированных больверков
(рио. 6.2а,б);
15
|
Рис.5.1. Конструкции больверков: а - маякареяный больверк ю металлического шпунта; в - экранированный больверк; 1 - липовая стенка; 2 - анкерная стенка: 3 - экранирующая станка |
2
Государственным проектно-изыскательским я научно-исследовательским инстмтутом морского транспорта (-С0ЮЗМ0РНИИПР0Ш") -Ленинградским филиалом "ЛЕНМОРНИИПРОИСГ"
Главный инженер В.А.Фирсов
Руководитель сектора стандартизации, метрологии и патентоведения В.Г.Дементьев
Руководитель темы Ф.А.Мартыненко
Руководитель разработки В.Г.Апельсин
Исполнители:
И.НЛомалова, М.З.Рунова (Ленморниипроект)
В,И.Герасимова, В.В.Соколов, А.В.Соколов (ЦНИИС) Н.Н.Кайдалов, В.Г.Лобазнн, О.Е.Карпухина (ЛГИ им. Плеханова)
А.И.Ноиновокий, Ю.И.Васильевокий (ОИИМФ)
Л. Ф. Иванько (ДШШП)
Распоряжением Союэморннипроекта
Л 65 от 15 ноября 1985 г.
© В/О .МОРТЕХИИФОГМРКЛАМА., 1996
ИНСТРУ1ЩИЯ ПО ПРОЕЦИРОВАНИЮ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДНЯ УСЛОВИЙ АРКТИКИ
РД 31«31.25-85 Взамен РД 31.31.25-81
Срок введения в дейотиие установлен о 01.07.96 Г.
Настоящая Инструкция содержит требования по проектированию причальных сооружений в портах ММФ для условий Арктики ( 1-ая климатичеокая зона) в может быть использована при проектирования сооружений для районов о замерзающими акваториями.
I. ОБЩИЕ ПОЛОКШЯ
1Л. Инструкция регламентирует оояовныо положения по проектированию, выбору конструкций, строительных и конструктивных материалов, определению нагрувек и расчету причальных сооружений, рекомендованных для условий Арктики.
1.2. При проектировании причальных сооружений для условий Арктики следует соблюдать требования соответствующих глав СНиП, документов, перечень которых праведен в Приложении 12 (справочное).
1.3. Проектирование причальных сооружений для условий Арктики по сравнению о другими районами обуславливается следующими особенностями, которые необходимо учитывать:
суровые природно-клнматичеокие условия, характеризующиеся коротким летом, продолжительной и оуровой 8ямой, тяжелыми ледовыми и геологическими условиями;
4
оторванность мест строительства от строительно-индустриальных баз, трудность освоения строительных площадок;
отсутствие во многих районах строительных материалов -леса, песка, камня и т.д.;
вероятность наличия мерзлоты в основании сооружения и возможность ее деградации, термоабразией морских берегов;
воздействие на сооружение значительных ледовых нагрузок я значительные перепады температур;
наличие на реках Крайнего Севера бурных весенних паводков, сопровождающихся ледоходом, большими подъемами воды, наводнениями;
возможность использования льда и ледогрунта в качестве строительного материала и холода, как фактора строительного производства .
1.4. Проект организации и производства строительных работ должен разрабатываться согласно требованиям соответствующих глав СНиП и Руководства по организации строительного производства в условиях северной зоны.
1.5. При проведении инженерных изысканий для строительства помимо требований СНиП П-9-78 необходимо произвести дополнительные изыскания с целью получения данных:
о ледовом режиме, температурных и прочностных характеристиках льда в акватории во времени;
для прогноза изменения окружающей среды при строительстве и эксплуатации сооружений;
для проведения теплотехнических расчетов (уровень грунта с постоянной температурой, первоначальный температурный режим грунта основания, температурный режим воды акватории по гдубине и во временя).
5
1.6. При проектировании причальте сооружении 1 и П классов, а при ооответствупявм обосновании при проектировании сооружений 0 клаооа, необходимо предусматривать проведение опытных и научно-исследовательских работ, устройство геодезической сети и установку контрольно-ивмерительной аппаратуры для наблодения еа налрюенно-деформированным состоянием конструкции и основания, как в процесса строительства, так и при эксплуатации.
6
2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СООРУЖЕНИЯ
2.1. Основной выдачей проектирования причальных сооружений для условие Арктики является выбор типов сооружения и методов
их строительства, при которых наиболее полно иопольеуотоя о к рытые резервы, обусловленные природно-климатическими условиями региона, и местные материалы, позволяющие снизить капитальные вложения.
2.2. Конструкции причальных сооружения до/мны быть ремонтопригодными и надежно выполнять свои функции при воздействии горизонтальных ледовых нагрузок, сейсмических нагрузок и обеспечивать швартовку и обработку судо1 зимой в тшел** ледовых уодош-ях*
2.3. При проектировании причальных сооружения одедует лк-симально использовать прочностные свойства материалов, конструкций и несущую способность основания о учетом изменения их характеристик во времени. Необходимо учитывать требования по экономному расходованию строительных материалов, а также от раниться
к максимальному сокращению трудовых затрат и сроков продолжительности строительства.
2.4. Конструкции, вое ведение которых предусматривается поэтапно, должны обеопечивать устойчивость и прочность сооружения в целом и отдельных его элементов на каждом этапе строительства.
2.6. Следует учитывать и стремиться к уменьшению или исключению возможных статических нагрузок от температурного расширения льда внутри конструкции или ее полых элементах, например, созданием теплоизоляции или введением коженоирупцих устройств.
2.6. В проекте сооружения необходимо предусматривать мероприятия по их ваизгге от наледей, динамического, статичеокого и истирающего воздействия льда.
7
2.7. Для морских причальных вооружении, расположенных в устьях рек, следует рассматривать варианты строительства причалов о расположением территории на двух уровнях (причалы высокой и низкой веды).
2.6. В конструкциях затопляемых причальных сооружения необходимо предусматривать ващиту от повреждений элементов сооружения, подкрановых и железнодорожных путей, оборудования, рп о положенного на причале, обратной заоыпжи и покрытия от воздействия льда и воды.
2.9. При проектировании причальных сооружения необходимо рассмотреть мероприятия по снижение давления грунта еасыпки м лицевую отенку и осадок территории. Для онияения давления грунт* следует применять разгружающие и экранирующие устройства, искусстве иное регулирование напряженно-деформируемого состояния конструкций. Для онияения осадок территории нс пользуется предварительная огрузка основания или аамена грунта.
2.10. Обратная вводов причальных вооружений распорного типа должна вдоолнятьоя ив тал до грунтов: песка, гравия, скального грунта или камня весом до 100 кг, она не дошка иметь включение льда, снега, мервг-jx грунтов.
Для сооружения, проектируемых е учетом мерзлого ядра, рекомендуется в качестве обратной вводом, как правило, применять песок.
2.11. В проектах вооружений из льда для перегрузочного оборудования и механизмов рекомендуется предусматривать свайное основание путем погружения свай в грунт через ледяной массив.
2.12. Защиту ледяных причальных сооружений ОТ теплового воздействия воды акватории, работающих механизмов, солнечной радиации и положигельндо температур ров духа рекомендуется по,, ществлягь созданием водонепронипачидо ог[таждочиц о термдуьгяи-
8
руюцим моем, orotfiKOl грунта на поверхность ледяного массива, при иенекием тярмосвай, искусотевиного охлаждения и т.п.
2.13. Усиление и реконструкции сувеотвугяих причальных вооружений следует проияводить ооглаоно соответствующим ведомствен-нни нормативным документам с учетом требовании наетожаей Инструкции.
2.14. При рва работке проекта усиления и реконструкции с участвующего сооружения необходимо учитывать иесужус способность мерзлого грунтового ядра в за едоке существующего сооружения, если по данным геологических изыскания оно выявлено и есть воа-моыность его сохранения при реконструкции и экоплувтацж сооружения.
о
3. УКАЗАНИЯ ПО КОМПОНОВКЕ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИИ
3.1. Компоновку причальных сооружении следует проводить е учетом перспектива развития порта, обеспечения удобства маневрирования, швартовки и стоянки судов, ваииты оудов и сооружении
от волнения и ледовых воздействие, вьяюлнения юниьального объема дноуглубительных работ, пока робеаопасности и выполнения требований охраны окружение я среды, как в период строительства сооружения, так и при его эксплуатации.
3.2. Плановое расположение причала на арктическом побережье следует выбирать в зависимости от местных естественных условий, по возможности не нарушая гидрологический и термический режим акватории и территории, отдавая предпочтение районам, сложенным плотными грунтами о отсутствием вечной мерзлоты и прослоек льда, «бегая участков о неустойчивыми берегами и склонами, на которых каблцдаигол или могут быть в будущем явления термокарста, соли-фижции, пучения и наледей. Причалы желательно раополагать вне вомы торошения льде.
3.3. При ооответотвуЕием технике-экономическом обосновании следует рассмотреть варианты ващигы акватории пора. или отдельных причалов от воздействия ледяных полей и ветрового нагона льда в соответствии с требованиями РД 31.31.21-61.
3.4. Габаритные размеры и глубину у вооружения следует определять в соответствии о требованиями Норм технологического проектирования морских портов с учетом эксплуатационных и противопожарных требований к размещение перегрузочного оборудования, технологии обработки судов, а таете рационального их сопряжения
о берегои или береговыми сооружениями, обеспечения безопасной швартовки судов.