ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР
56229—
2014/
ISO/IEC PAS 16898:2012
Транспорт дорожный на электрической тяге АККУМУЛЯТОРЫ ЛИТИЙ-ИОННЫЕ Обозначение и размеры
ISO/IEC PAS 16898:2012 Electrically propelled road vehicles -Dimensions and designation of secondary lithium-ion cells
(IDT)
Издание официальное
|
Москва
Стандартинформ
2015 |
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация производителей источников тока «РУСБАТ» (Ассоциация «РУСБАТ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 «Аккумуляторы и батареи»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. № 1565-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/IEC PAS 16898:2012 «Транспорт дорожный на электрической тяге. Размеры и обозначение литий-ионных аккумуляторов» (ISO/IEC PAS 16898:2012 «Electrically propelled road vehicles - Dimensions and designation of secondary lithium-ion cells»).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения международного документа, указанного в пункте 4, могут являться объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
© Стандартинформ, 2015
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ТаблицаЗ - Размеры пакетных аккумуляторов
Размеры в миллиметрах |
Обозначение* (AAAANJ NJ N)
v 1 2 3 4 1 2 г' |
Размеры |
7 |
W |
h |
Р |
Р' |
VIFA-/130/221 |
- |
130 |
221 |
- |
- |
VIFA-/161/227 |
- |
161 |
227 |
- |
- |
VIFA-/162/142 |
- |
162 |
142 |
- |
7/2 |
VIFA-/164/226 |
- |
164 |
226 |
- |
- |
VIFA-/164/232 |
- |
164 |
232 |
- |
- |
VIFA-/210/121 |
- |
210 |
121 |
- |
- |
VIFA-/244/190 |
- |
244 |
190 |
- |
- |
VIFA-/253/172 |
- |
253 |
172 |
- |
- |
VIFA-/270/135 |
- |
270 |
135 |
- |
- |
VIFA-/280/180 |
- |
280 |
180 |
- |
- |
VIFA6/249/192 |
5,9 |
249 |
192 |
124 |
2,95 |
VIFA9/136/230 |
9,0 |
136 |
230 |
30 |
4,50 |
VIFA-/216/262 |
- |
216 |
262 |
- |
- |
VIFA11/223/224 |
< 11,0 |
223 |
224 |
- |
- |
VIFA13/330/162 |
13,0 |
330 |
162 |
- |
7/2 |
VIFA19/343/245 |
18,5 |
343 |
245 |
80 |
9 |
VIFB-/99/300 |
0,0 |
99 |
300 |
0 |
0 |
VIFB-/121/243 |
- |
121 |
243 |
- |
7/2 |
VIFB-/126/325 |
- |
126 |
325 |
- |
- |
VIFB-/128/310 |
- |
128 |
310 |
- |
- |
VIFB-/128/325 |
- |
128 |
325 |
- |
- |
VIFB-/134/290 |
- |
134 |
290 |
- |
- |
VIFB-/144/251 |
- |
144 |
251 |
- |
- |
VIFB-/159/291 |
- |
159 |
291 |
- |
- |
VIFB-/172/254 |
- |
172 |
254 |
- |
- |
VIFB-/173/235 |
- |
173 |
235 |
- |
- |
VIFB-/210/260 |
- |
210 |
260 |
- |
- |
VIFB-/136/251 |
- |
136 |
251 |
- |
- |
|
*Расшифровка обозначений приведена в разделе 5. |
8
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДА.1 |
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Степень
соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
МЭК 62660-1 |
ют |
ГОСТ Р МЭК 62660-1-2014 «Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 1. Определение рабочих характеристик» |
Примечание-В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:
- ЮТ - идентичный стандарт. |
|
9
УДК 621.355.9:006.354 ОКС 29.220.20 ОКП 34 8290
43.120
Ключевые слова: литий-ионные аккумуляторы, дорожное транспортное средство, обозначение, размеры, электрическая тяга, электромобиль
Подписано в печать 02.03.2015. Формат 60x84V
Уел. печ. л. 1,86. Тираж 31 экз. Зак. 1140.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
ГОСТ Р 56229-2014/ISO/IEC PAS 16898:2012
Введение
В связи с тем, что система тяговых аккумуляторных батарей является большой и очень дорогостоящей составляющей транспортных средств на электрической тяге, она оказывает огромное влияние на конструкцию самого транспортного средства. Конфигурация аккумуляторных батарей и систем должна определяться посредством нисходящего проектирования в зависимости от размеров автомобиля и ограничений по компоновке. Габаритные требования к литий-ионным аккумуляторам, предназначенным для автомобиля, задаются батарейной системой, на которую влияет конструкция транспортного средства. Поэтому ISO/IEC PAS 16898:2012 был разработан совместной рабочей группой ИСО и МЭК, состоящей из экспертов автомобильной промышленности, поставщиков автомобилей и изготовителей аккумуляторов и батарейных систем.
На сегодняшний день на рынке существует огромное разнообразие аккумуляторов различных типов и размеров. Если при проектировании системы тяговых батарей остановиться только на одном конкретном аккумуляторе, то переход на другой аккумулятор или другого поставщика осуществить довольно трудно, а подчас и невозможно. Необходимо уменьшить это разнообразие для того, чтобы:
- снизить стоимость аккумуляторов через механизмы конкуренции и обеспечение доступа на мировой рынок поставщикам аккумуляторов и батарей,
- обеспечить возможность замены аккумуляторов разных поставщиков во время и после разработки батарейной системы,
- поддержать разработку батарейных систем установлением базовых наружных размеров известных типов литий-ионных аккумуляторов, используемых в системах тяговых батарей транспортных средств.
Устанавливая только определенное число размеров аккумуляторов для приведения в движение транспортного средства, ISO/IEC PAS 16898:2012 направлен на уменьшение числа различных размеров. Кроме того, он должен гарантировать, что аккумуляторы установленных размеров будут использоваться в долгосрочной перспективе изготовителями автомобилей в их текущих и будущих моделях. Эти аккумуляторы должны быть доступны во время изготовления автомобиля, в течение его срока службы и законодательно установленного срока выпуска запасных частей.
ISO/IEC PAS 16898:2012 распространяется только на те аккумуляторы из всего существующего многообразия, которые будут использоваться в текущих и планируемых к выпуску моделях транспортных средств и которые доступны в настоящее время. Он не исключает использование других размеров аккумуляторов в моделях автомобилей.
ISO/IEC PAS 16898:2012 не направлен на ограничение развития технологии аккумуляторов. Поэтому он не содержит требований, касающихся электрохимической системы, используемых материалов или каких бы то ни было электрических характеристик.
ISO/IEC PAS 16898:2012 был подготовлен » подкомитетом ПК 21 «Электрический дорожный транспорт» технического комитета ИСОЯК 22 «Дорожный транспорт».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный на электрической тяге
АККУМУЛЯТОРЫ ЛИТИЙ-ИОННЫЕ
Обозначение и размеры
Electrically propelled road vehicles.
Dimensions and designation of secondary lithium-ion cells
Дата введения — 2016—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет систему обозначения, а также форму и размеры литий-ионных аккумуляторов, устанавливаемых в батарейных модулях и системах, используемых в дорожных транспортных средствах на электрической тяге, включая положение клемм и любых устройств предохранения от избыточного давления. Стандарт распространяется на цилиндрические, призматические и пакетные аккумуляторы.
Обозначение аккумуляторов, предназначенных для применения в дорожных транспортных средствах на электрической тяге, должно проводиться в соответствии с данным стандартом. Настоящий стандарт не распространяется на аккумуляторы, применяемые в мопедах, мотоциклах и транспортных средствах, не относящихся к дорожным, например, в напольном транспорте и вилочных погрузчиках.
Размеры аккумуляторов, перечисленные в настоящем стандарте, рекомендуются для использования (хотя не исключаются и другие размеры) в легковых автомобилях массой до 3,5 т.
Внутреннее устройство, электрохимическая система, электрические характеристики и другие свойства аккумуляторов не определены в настоящем стандарте.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующий международный стандарт (для датированных ссылок следует использовать только указанное издание, для недатированных ссылок следует использовать последнее издание указанного документа, включая все поправки):
МЭК 62660-1-2014 Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 1. Определение рабочих характеристик (IEC 62660-1, Secondary lithium-ion cells for the propulsion of electric road vehicles - Part 1: Performance testing)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими им определениями:
3.1 цилиндрический аккумулятор (cylindrical cell): Литий-ионный аккумулятор с цилиндрической жесткой оболочкой корпуса, клеммами и устройством предохранения от избыточного давления.
3.2 устройство предохранения от избыточного давления, УПИД (over-pressure safety device, OPSD): Предохранительное устройство для ограничения давления газа внутри аккумулятора.
Пример - Разрывная мембрана, клапан давления или предопределенная точка разлома.
3.3 пакетный аккумулятор (pouch cell): Литий-ионный аккумулятор с ламинированным корпусом, состоящим из многослойной фольги и клемм.
3.4 призматический аккумулятор (prismatic cell): Литий-ионный аккумулятор с призматической жесткой оболочкой корпуса, клеммами и устройством предохранения от избыточного давления.
3.5 литий-ионный аккумулятор (secondary lithium-ion cell): Одиночный акумулятор, в котором электрическая энергия вырабатывается в результате выхода ионов лития из катода, переноса их к аноду и входа их в анод.
Примечание1- Аккумулятор - это базовое устройство, представляющее собой источник электрической энергии, получаемой прямым преобразованием химической энергии. Аккумулятор состоит из электродов, сепараторов, электролита, корпуса и клемм и спроектирован таким образом, что способен заряжаться с помощью электрического тока.
Издание официальное
Примечание 2- В настоящем стандарте термин «аккумулятор» означает литий-ионный аккумулятор, предназначенный для приведения в движение транспортное средство.
3.6 клемма (terminal): Точка подключения аккумулятора к другим элементам электрической цепи.
3.7 аккумулятор типа A (Type A cell): Аккумулятор, у которого клеммы расположены на одной стороне.
3.8 аккумулятор типа В (Туре В cell): Аккумулятор, у которого клеммы расположены на противоположных сторонах.
3.9 аккумулятор типа С (Туре С cell): Аккумулятор, не относящийся ни к типу А, ни к типу В.
4 Конструктивная форма и составные части литий-ионного аккумулятора4.1 Конструктивная форма4.1.1 Общие положения
Конструкция аккумулятора может быть представлена, по крайней мере, в следующих трех формах:
- цилиндрической;
- призматической;
- пакетной.
4.1.2 Цилиндрический аккумулятор
Цилиндрический аккумулятор состоит из корпуса и одной или двух клемм. На рисунке 1 показаны типы цилиндрических аккумуляторов с различным расположением клемм.
а)тип А
1 - клемма; 2 - корпус аккумулятора; 3 - УПИД
Примечание"! - Корпус аккумулятора типа С может быть использован в качестве клеммы.
Примечание2 - УПИД аккумулятора типа С обычно комбинируется с клеммой, но также может быть расположен в любом другом месте.
Рисунок 1 - Цилиндрический аккумулятор
4.1.3 Призматический аккумулятор
Призматический аккумулятор состоит из корпуса и одной или двух клемм. На рисунке 2 показаны типы призматических аккумуляторов с различным расположением клемм.
2
1 - клемма; 2 - корпус аккумулятора; 3 - УПИД Примечание - Корпус аккумулятора типа С может быть использован в качестве клеммы.
Рисунок 2 - Призматический аккумулятор
4.1.4 Пакетный аккумулятор
Пакетный аккумулятор состоит из корпуса и двух клемм. На рисунке 3 показаны типы пакетных аккумуляторов с различным расположением клемм.
1 - клемма; 2- корпус аккумулятора
Рисунок 3 - Пакетный аккумулятор
4.2 Расположение устройства предохранения от избыточного давления
УПИД, при наличии, должен быть включен во внешнюю геометрию аккумулятора. Для определения расположения УПИД используют следующие коды:
a) Цилиндрические аккумуляторы:
- RA - УПИД расположен между клеммами аккумулятора типа А;
- RO - УПИД расположен на противоположной от клемм стороне аккумулятора типа А;
- RT - УПИД расположен на той же стороне аккумулятора типов В и С, что и клеммы;
- RM - УПИД расположен на цилиндрической части корпуса.
b) Призматические аккумуляторы:
- РА - УПИД расположен между клеммами аккумулятора типа А;
- РО - УПИД расположен на противоположной от клемм стороне аккумулятора типа А;
- PF - УПИД расположен на узкой боковой стороне аккумулятора;
- PW- УПИД расположен на широкой боковой стороне аккумулятора.
5 Обозначение аккумулятора
Аккумуляторы должны быть обозначены следующим образом:
АААА NJ NJ N ,
1 2 3 4 1 2 3 ’
где А1 обозначает область применения, в т. ч.:
V - батареи для дорожного транспорта на электрической тяге;
А2 обозначает электрохимическую систему батареи, в т. ч.:
I - литий-ионная электрохимическая система;
А3 обозначает конструктивную форму аккумулятора (см. 4.1), в т. ч.:
R - цилиндрическая;
Р - призматическая;
F - пакетная;
А4 обозначает тип аккумулятора в зависимости от расположения клемм, в т. ч.:
А-тип А;
В - тип В;
С - тип С;
N обозначает диаметр (если присутствует R) или толщину (если присутствует Р или F) в миллиметрах, округленные до ближайшего большего целого числа;
Л/2 обозначает ширину (если присутствует Р или F) в миллиметрах, округленную до ближайшего большего целого числа (если присутствует R, то Л/2 не отображается);
Л/3 обозначает высоту в миллиметрах, округленную до ближайшего большего целого числа, без учета клемм.
N'3обозначает общую высоту в миллиметрах, включая клеммы, округленную до ближайшего большего целого числа.
В том случае, если А3 имеет значение R, и А4 имеет значение С (цилиндрический аккумулятор типа С), то вместо Л/3 используют N'3.
В том случае, если А3 имеет значение Р или R, то N , Л/2 и Л/3 - это размеры оболочки аккумулятора, которая состоит из корпуса и крышки. Остальные компоненты аккумулятора, такие как клемма, УПИД, этикетка, датчик, внешняя пленка и т. д., не входят в размеры Л^, Л/2 и Л/3.
6 Условия измерения
Измерения размеров аккумуляторов проводят при температуре (25 ±2) °С с погрешностью не более указанной в МЭК 62660-1. Измерения проводят в точках, на которые не влияет степень заря-женности и давление внутри аккумулятора. Точки, в которых проводят измерения, должны быть указаны в документации поставщика аккумуляторов.
Толщину N пакетного аккумулятора измеряют при степени заряженности 100 % и сдавливании
по всей площади стека электродов аккумулятора между пластинами в течение 2 с. Приложенное давление должно быть в диапазоне от 5 до 30 кПа по согласованию между заказчиком и изготовителем.
Другие условия измерений могут быть определены соглашением между заказчиком и изготовителем.
7 Размеры аккумуляторов
7.1 Общие положения
Следует учитывать допуски на размеры, приведенные в спецификациях изготовителей аккумуляторов.
7.2 Цилиндрические аккумуляторы
Размеры цилиндрических аккумуляторов приведены на рисунке 4 и в таблице 1.
4
Примечание 1- Значения размеров приведены в таблице 1.
Примечание 2 - Для аккумулятора типа С размеры Ли/-/ равны.
Рисунок 4 - Обозначение размеров цилиндрических аккумуляторов Таблица!- Размеры цилиндрических аккумуляторов
Размеры в миллиметрах |
Обозначение*
(А А А А N 7 NJ N)
' 1 2 3 4 1 2 3' |
Размеры |
УПИД |
D |
Л |
Н |
D
1 |
Р |
Р1 |
VIRA38/-/136 |
37,7 |
136 |
< 145 |
32,5 |
- |
D/2 |
RO |
VIRA38/-/138 |
38,0 |
138 |
143 |
29,0 |
8 |
19 |
RO |
VIRA54/-/137 |
54,0 |
137 |
145 |
35,0 |
13 |
27 |
RO |
VIRA54/-/215 |
54,0 |
215 |
223 |
35,0 |
13 |
27 |
RO |
VIRB27/-/- |
27,0 |
- |
66 |
- |
- |
- |
RM |
VIRC19/-/66 |
19,0 |
- |
66 |
- |
- |
- |
RM |
VIRC40/-/92 |
40,0 |
- |
92 |
- |
- |
- |
RM |
VIRC40/-/108 |
40,0 |
- |
108 |
- |
- |
- |
RM |
|
*Расшифровка обозначений приведена в разделе 5. |
7.3 Призматические аккумуляторы
Размеры призматических аккумуляторов приведены на рисунке бив таблице 2.
5
Примечание - Значения размеров приведены в таблице 2.
Рисунок 5 - Обозначение размеров призматических аккумуляторов
Таблица 2 - Размеры призматических аккумуляторов
Размеры в миллиметрах |
Обозначение*
(АДАзАД/Лулу |
Размеры |
УПИД |
Т |
W |
h |
Н |
Р |
Р' |
VIPA12/120/81 |
12,0 |
120,0 |
80,5 |
< 105,0 |
6,00-28,00 |
6,0 |
РА |
VIPA12/160/228 |
12,0 |
160,0 |
228,0 |
275,0 |
32,00 |
TI2 |
РА |
VIPA13/120/85 |
12,5 |
120,0 |
85,0 |
< 92,0 |
12,00-18,00 |
TI2 |
РА |
VIPA13/62/94 |
13,0 |
61,8 |
93,7 |
96,0 |
9,00-11,00 |
TI2 |
РА |
VIPA14/111/92 |
13,8 |
111,0 |
91,8 |
< 115,0 |
10,00-30,00 |
TI2 |
РА |
VIPA14/137/64 |
13,3 |
137,0 |
63,2 |
< 80,0 |
10,00-30,00 |
TI2 |
РА |
VIPA16/112/79 |
15,7 |
112,0 |
78,5 |
< 95,5 |
13,00 |
TI2 |
РА |
VIPA20/66/127 |
20,0 |
66,0 |
127,0 |
138,0 |
14,50 |
10,0 |
РА |
VIPA21/173/85 |
21,0 |
173,0 |
85,0 |
< 103,0 |
12,00-22,00 |
TI2 |
РА |
VIPA22/115/103 |
21,5 |
115,0 |
103,0 |
105,0 |
16,50-18,50 |
TI2 |
РА |
VIPA23/167/129 |
22,5 |
167,0 |
129,0 |
144,0 |
- |
TI2 |
РА |
VIPA24/180/169 |
23,6 |
179,5 |
168,5 |
181,5 |
45,75 |
11,8 |
РА |
VIPA25/135/105 |
25,0 |
135,0 |
104,1 |
107,0 |
32,50-35,00 |
12,5 |
РА |
VIPA27/148/91 |
26,5 |
148,0 |
91,0 |
< 110,0 |
10,00-39,00 |
TI2 |
РА |
VIPA28/100/358 |
27,5 |
99,5 |
357,8 |
374,8 |
WI2 |
10,0-15,0 |
РА |
VIPA29/72/117 |
29,0 |
72,0 |
117,0 |
120,0 |
15,00 |
14,5 |
РА |
VIPA30/173/115 |
29,5 |
173,0 |
115,0 |
120,0 |
29,00-31,00 |
TI2 |
РА |
VIPA32/173/115 |
32,0 |
173,0 |
115,0 |
< 133,0 |
12,00-22,00 |
TI2 |
РА |
VIPA34/92/134 |
34,0 |
92,0 |
133,3 |
146,0 |
20,00 |
16,0 |
РА |
VIPA35/171/108 |
34,5 |
171,0 |
108,0 |
< 123,0 |
21,00 |
TI2 |
РА |
VIPA44/171/98 |
44,0 |
171,0 |
98,0 |
< 114,0 |
21,00 |
TI2 |
РА |
VIPA45/147/260 |
45,0 |
147,0 |
260,0 |
275,0 |
28,00 |
24,0 |
РА |
VIPA45/173/115 |
45,0 |
173,0 |
115,0 |
< 133,0 |
12,00-22,00 |
TI2 |
РА |
VIPA55/171/115 |
55,0 |
171,0 |
115,0 |
< 129,0 |
21,00 |
TI2 |
РА |
VIPB8/118/342 |
118,0 |
8,0 |
342,0 |
390,0 |
59,00 |
4,0 |
PF |
VIPB11/80/130 |
11,0 |
80,0 |
130,0 |
140,0 |
WI2 |
TI2 |
PF |
|
*Расшифровка обозначений приведена в разделе 5. |
ГОСТ Р 56229-2014/ISO/IEC PAS 16898:2012
7.4 Пакетные аккумуляторы
Наружные размеры (включая области герметизации) пакетных аккумуляторов приведены на рисунке бив таблице 3. Для пакетных аккумуляторов толщина N не является фиксированной и может быть выбрана в зависимости от электрохимической системы и конструкции аккумулятора. Размер Н пакетных аккумуляторов настоящий стандарт не устанавливает.
|
Примечание - Область герметизации входит в размеры W \л h. Значения размеров приведены в таблице 3.
Рисунок 6 - Обозначение размеров пакетных аккумуляторов |
7