Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

173 страницы

Купить РД РосЭК 10-КР-01 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают требования к проектированию, устройству и изготовлению грузоподъемных кранов, а также их узлов и механизмов, включая грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тару

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Проектирование и устройство

     2.1. Общие требования

     2.2. Металлоконструкции кранов

     2.3. Механизмы

     2.4. Тормоза

     2.5. Ходовые колеса

     2.6. Грузозахватные органы

     2.7. Канаты

     2.8. Барабаны и блоки

     2.9. Цепи

     2.10. Электрооборудование

     2.11. Гидрооборудование

     2.12. Регистраторы, ограничители и указатели

     2.13. Аппараты управления

     2.14. Кабины управления

     2.15. Противовес и балласт

     2.16. Ограждения

     2.17. Галереи, площадки и лестницы

     2.18. Грузозахватные приспособления

     2.19. Рельсовый крановый путь

3 Изготовление

Приложение 1. Термины и определения

Приложение 2. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании и изготовлении кранов

Приложение 3. Определение группы классификации (режима) кранов и механизмов в целом

Приложение 4. Форма паспорта стреловых кранов

Приложение 5. Форма паспорта башенных кранов

Приложение 6. Форма паспорта кранов мостового типа

Приложение 7. Форма паспорта электрической тали

Приложение 8. Форма паспорта стропа

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РД РосЭК 10-КР-01

ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УСТРОЙСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

РД РосЭК 10-КР-01

ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УСТРОЙСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

РД РосЭКЫ КР-01

ханизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1.

2.4.7.    У кранов, транспортирующих расплавленный металл и шлак, ядовитые или взрывчатые вещества, механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга. У специальных металлургических кранов, предназначенных для транспортировки раскаленного металла, а также у кранов, предназначенных для перемещения радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ, механизмы подъема также должны быть снабжены двумя тормозами. При наличии на приводе механизма подъема груза и стрелы двух и более тормозов коэффициент запаса торможения каждого из них должен составлять не менее 1,25.

2.4.8.    При установке двух тормозов они должны быть спроектированы так, чтобы в целях проверки надежности одного из тормозов можно было безопасно снять действие другого тормоза. В этом случае тормоза должны иметь устройства для их безопасного растормаживания.

2.4.9.    Тормоза на механизмах передвижения кранов (тележек) должны устанавливаться в тех случаях, если:

а)    кран предназначен для работы на открытом воздухе;

б)    кран предназначен для работы в помещении и передвигается по рельсовому пути, уложенному на полу;

в)    кран предназначен для работы в помещении по рельсовому пути и передвигается со скоростью более 32 м/мин.

2.4.10.    Тормоза на механизмах поворота устанавливаются на всех кранах, имеющих группу классификации (режима) механизма М2 и более по ИСО 4301

У механизмов подъема груза, изменения вылета и телескопиро-вания стрелы с гидроцилиндром должно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.

2.4.11.    Тормоза механизмов передвижения и поворота кранов (за исключением механизмов передвижения стреловых кранов, а также механизмов поворота башенных, стреловых с башенностреловым оборудованием и портальных кранов) должны быть нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при

включении привода.

На стреловых кранах, механизм передвижения которых оборудован управляемым тормозом нормально открытого типа, должен устанавливаться стояночный тормоз.

Тормоза на механизме передвижения железнодорожных кранов должны соответствовать нормам, установленным стандартами РЖД

На механизмах поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов допускается устанавливать управляемые тормоза нормально открытого типа. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в закрытом положении. Такое устройство может быть установлено на рычагах или педалях управления тормозом.

2.4.12.    Если системой управления крана предусмотрено торможение электродвигателем, то допускается автоматическое замыкание тормозов механизмов передвижения или поворота на нулевой позиции контроллера с задержкой по времени не более 1с или электрическое управление замыканием (размыканием) тормозов на нулевой позиции контроллера педалью (кнопкой).

2.4.13.    Тормоза механизмов передвижения и поворота у кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку и удержание крана (тележки) при действии максимально допустимой скорости ветра, принимаемой по ГОСТ 1451 для рабочего состояния крана, с учетом допустимого уклона.

2.4.14.    У механизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.

2 4 15. Замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.

2 4 16 Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив, ленту, диск.

2.5. Ходовые колеса

2.5.1. Ходовые колеса кранов должны быть двухребордными и соответствовать нормативным документам. Применение ходовых колес другой конструкции должно соответствовать требованиям

ст. 2.5.2 настоящих Правил.

2.5.2.    Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих случаях:

а)    если колея наземного кранового пути не превышает 4 м и обе нитки лежат на одном уровне;

б)    если краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборды на одном колесе противоположно расположению реборды на другом колесе (при расположении колес на одной оси);

в)    у опорных и подвесных тележек кранов мостового типа;

г)    у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути;

д)    у грузовых тележек башенных кранов.

Ходовые колеса башенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи.

Применение безребордных ходовых колес допускается при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов.

2.5.3.    Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.

Ходовые колеса должны быть изготовлены из стали методами прокатки или ковки Поверхности качения стальных ходовых колес должны быть термообработаны. Кованые стальные колеса должны соответствовать ГОСТ 28648. Допускается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом.

2.6. Грузозахватные органы

2 6.1 Грузовые крюки должны проектироваться и изготавливаться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.6.2.    Замки предохранительные для однорогих крюков кранов общего назначения должны соответствовать ГОСТ 12840.

2.6.3.    Крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3 т, за исключением крюков специального исполнения, должны быть установлены на упорных подшипниках качения.

2.6    4. Крепление кованого и/или штампованного крюка грузоподъемностью более 5 т, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки крепления крюка, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Иные способы стопорения гайки допускаются в соответствии с нормативными документами.

2.6.5. На грузовых кованых и/или штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105 или ГОСТ 12840. На пластинчатых крюках обозначения должны соответствовать ГОСТ 6619.

В тех случаях, когда пластинчатый крюк подвешивается к траверсе при помощи вилки, маркировка на вилке должна быть такой же, как на крюке.

2.6    6. Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием предприятия-изготовителя, заводского номера крюка, его грузоподъемности и материала, из которого он изготовлен.

2.6.7. Конструкция грейфера с канатными механизмами подъема или замыкания должна исключать его самопроизвольное раскрытие и выход канатов из ручьев блоков. Грузоподъемность грейфера должна быть подтверждена расчетом с учетом коэффициента заполнения грейфера и максимальной плотности перегружаемого материала.

2 6 8. Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида материала, для перевалки которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала.

2.6.9. Требования к другим грузозахватным органам, подвешенным непосредственно на канатах и являющимися частью кранов (траверсам, вилам, спредерам, управляемым захватам для металлопроката, бревен, труб и пр.) должны быть изложены в технических условиях на эти краны.

2.7. Канаты

2.7.1. Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны со-

ответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241 и ГОСТ 18899.

Разрешается применение канатов, изготовленных по международным стандартам, если они по своему назначению соответствуют технологии использования кранов, имеют диаметр и разрывное усилие - не ниже указанного в паспорте крана.

Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.

2.7.2.    Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или с канатами других полиспастов.

2.7.3.    Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

а)    с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б)    с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином. Сварные втулки, применяемые для крепления конца каната, должны снабжаться сертификатом, содержащим данные о результатах неразрушающего контроля сварного шва;

в)    путем заливки легкоплавким сплавом;

г)    другим способом, в соответствии с нормативными документами.

2.7.4.    Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

2.7.5.    Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в табл. 1.

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Таблица 1

Число проколов каната прядями при заплетке

Диаметр каната, мм

Минимальное число проколов каждой прядью

До 15

4

От 15 до 28

5

От 28 до 60

6

2.7.6.    Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

Усилие (момент) затяжки гаек зажимов должно соответствовать нормативным документам.

2.7.7.    Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от прижимной планки на барабане должна составлять не менее двух диаметров каната. Расположение конца петли каната под прижимкой планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается.

2.7.8.    Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых и др., должен производиться в соответствии с ИСО 4308

При проектировании, а также перед установкой на кран канаты должны быть проверены расчетом по формуле

F^Z„S,

где / о разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по — сертификату (свидетельству об их испытании);

Z — минимальный коэффициент использования каната (коэффициент запаса прочности), определяемый по табл. 2 в зависимости от группы классификации механизма по ИСО 4301-1;

{ — наибольшее натяжение ветви каната (Н), указанное в паспорте крана.

Таблица 2

Минимальные значения коэффициентов использования канатов 7.р

Группа классификации

механизма по ИСО 4301-1

Подвижные канаты

Неподвижные канаты

Z,

Ml

3,15

2,50

М2

3,35

2,50

М3

3,55

3,00

М4

4,00

3,50

М5

4,50

4,00

Мб

5,60

4,50

М7

7,10

5,00

М8

9,00

5,00

Для автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно при выборе каната должна приниматься группа классификации механизма подъема не менее М4.

2.8. Барабаны и блоки

2.8.1.    Барабаны и блоки должны соответствовать требованиям ИСО 4308 и другим нормативным документам.

2.8.2.    Минимальные диаметры барабанов, блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальными канатами, определяются

по формулам

£),>й, •</; D2>h2 d; /)33-</,

где/ — диаметр каната, мм;

/ I, J 2/ диаметры соответственно барабана, блока и уравни-/ з — тельного блока по средней линии навитого каната, мм;

/ ь / 2/ ^ з коэффициенты выбора диаметров соответственно ба-— рабана, блока и уравнительного блока (табл. 3).

Таблица 3

Минимальные коэффициенты для выбора диаметров барабана (/ О, блока (/ 2) и уравнительного блока (/ 3)

Группа классификации механизма по ИСО 4301-1

Коэффициенты выбора диаметров

/■

h

/3

Ml

11,2

12,5

11,2

М2

12,5

14,0

12,5

М3

14,0

16,0

12,5

М4

16,0

18,0

14,0

М5

18,0

20,0

14,0

Мб

20,0

22,4

16,0

М7

22,4

25,0

16,0

М8

25,0

28,0

18,0

2.8.3.    Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при наинизшем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

2.8.4.    Барабаны под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки. У грейферных кранов при однослойной навивке каната на барабан и у специальных кранов, при работе которых возможны рывки и ослабление каната, барабаны должны иметь канавку глубиной не менее поло-

вины диаметра каната либо снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната или контроль положения каната на барабане (канатоукладчиком).

Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, когда по конструктивным причинам необходима многослойная навивка каната на барабан, а также при навивке на барабан цепи.

2 8.5 Барабаны, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана. Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане.

Реборды барабанов для канатов должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра, а для цепей — не менее чем на ширину звена цепи.

2.8.6.    При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя каната, при этом, первый и последующий витки последующего слоя навиваемого каната должны укладываться на предыдущий слой каната, начиная с последней впадины между витками предыдущего слоя каната

2.8.7.    При применении сдвоенного полиспаста должен быть установлен уравнительный блок или балансир. Применение балансира является предпочтительным, при этом каждая из ветвей каната, закрепляемая на балансире, должна иметь свое направление свивки каната (левое или правое).

2.8.8.    Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен составлять не более 20% от диаметра каната.

2.9. Цепи

2.9.1. Пластинчатые цепи, применяемые на кранах, должны соответствовать ГОСТ 191. Сварные (в том числе, калиброванные, высокопрочные) цепи, применяемые в качестве грузовых, долж-

ны соответствовать нормативным документам.

2.9.2.    Цепи должны иметь сертификат предприятия-изготовителя об их испытании в соответствии с нормативным документом, по которому они изготовлены. При отсутствии указанного сертификата должны быть проведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка соответствия размеров нормативному документу.

2.9.3.    Крепление и расположение цепей на кране должны исключать возможность их спадания со звездочек и повреждения вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций крана.

2.9.4.    Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в механизмах кранов, по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее 3 для групп классификации (режима) Ml—М2 по ИСО 4301-1 и не менее 5 для остальных групп классификации механизмов.

Коэффициенты запаса прочности сварных грузовых цепей механизмов подъема по отношению к разрушающей нагрузке должны соответствовать табл. 4.

Таблица 4

Минимальные коэффициенты запаса прочности сварных

цепей

Назначение цепи

Группа классификации (режима) механизма по ИСО 4301-1

Ml, М2

МЗ-М8

Грузовая, работающая на гладком ба-

3

6

рабане

Грузовая калиброванная, работающая

3

8

на звездочке

2.9.5. Сращивание цепей допускается электросваркой новых вставленных звеньев или при помощи специальных соединитель-

Настоящие Правила проектирования, устройства и изготовления грузоподъемных кранов (далее по тексту - Правила) разработаны редакционной комиссией специалистов ОАО «Российская экспертная компания по объектам повышенной опасности» (ОАО «РосЭК») по поручению АНО «Международная лига производителей оборудования для опасных производственных объектов» (АНО «МЛП») на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (далее по тексту ПБ 10-382-00); Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее по тексту ТР ТС 010/2011); Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее по тексту ФНП).

При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, предприятий-изготовителей и других заинтересованных лиц и организаций.

Настоящие Правила не нуждаются в государственной регистрации, являются интеллектуальной собственностью ОАО «РосЭК» и рекомендованы для исполнения на территории стран участниц Таможенного союза руководящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием и изготовлением грузоподъемных кранов, а также органов по сертификации и экспертных организаций, проводящих экспертизу промышленной безопасности грузоподъемных кранов.

ных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой, в 1,25 раза превышающей ее расчетное тяговое усилие, в течение 10 мин.

2.9.6. Сварные калиброванные и пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в полном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.

2.10. Электрооборудование

2.10.1.    Электрооборудование кранов, его монтаж, токоподвод и заземление должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, Правил устройства электроустановок, настоящих Правил и других нормативных документов

2.10.2.    Подача напряжения на электрооборудование крана от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство (рубильник, автоматический выключатель) с ручным или дистанционным приводом.

2.10.3.    Вводное устройство (защитная панель) мостовых, козловых и консольных кранов должно быть оборудовано специальным контактным замком с ключом (ключом-маркой), без которого не может быть подано напряжение на кран. Вводное устройство и панель управления башенных кранов должны быть оборудованы приспособлением для запирания их на замок.

2.10.4.    Для подачи напряжения на главные троллеи или гибкий кабель должен быть установлен выключатель в доступном для отключения месте. Выключатель должен иметь приспособление для запирания его в отключенном положении.

2.10.5.    Портальные краны, у которых подвод электроэнергии производится при помощи гибкого кабеля, должны быть снабжены кабельным барабаном для автоматического наматывания (сматывания) питающего кабеля.

2.10.6.    Светильники (прожектора), установленные на башенных кранах для освещения строительной площадки, должны включаться собственными выключателями, установленными в кабине и в нижней части крана.

2.10.7.    Кабина крана и машинное помещение должны быть оборудованы электрическим освещением, а для кранов, рабо-

Утверждены приказом АНО «Международная лига производителей оборудования для опасных производственных объектов» от 20.06.2014 №35/6-14 Вступают в силу с 01.07.2014г.

ПРАВИЛА

ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УСТРОЙСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

РД РосЭК 10-КР-01

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству и изготовлению грузоподъемных кранов, а также их узлов и механизмов, включая грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тару, перечисленных в п.1.2 настоящих Правил.

1 2. Настоящие Правила распространяются на:

а)    грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом*;

б)    грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления*,

в)    краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом*;

г)    электрические тали*;

д)    подъемники крановые;

е)    грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);

’ Далее по тексту — краны.

ж)    грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);

з)    тару для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

1 3. Настоящие Правила не распространяются на:

а)    грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;

б)    экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

в)    грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики;

г)    грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдер-гивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);

д)    грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т.п.);

е)    монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);

ж)    грузоподъемные краны с ручным приводом;

з)    ручные тали.

1.4. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1.

1 5. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании и изготовлении, приведен в приложении 2.

2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УСТРОЙСТВО

2.1. Общие требования

2.1.1. Разработку проектов на изготовление кранов (узлов, механизмов, рельсовых путей и других компонентов кранов) должны выполнять специализированные организации.

2.1.2.    Проектирование кранов должно выполняться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.1.3.    Проект на изготовление крана или отдельно изготавливаемой сборочной единицы должен включать:

а)    техническое задание или технические условия (при постановке на серийное производство);

б)    комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документами и настоящими Правилами;

в)    программы и методики испытаний готового изделия;

г)    требования к системе управления качеством изготовления (при постановке на серийное производство);

д)    заключение о результатах технической экспертизы проекта (по требованию изготовителя или покупателя крана)

2.1.4.    Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты кранов должны устанавливаться техническим заданием на проектирование. Группу классификации (режима работы) крана и его механизмов назначают по табл. 1 и 2 приложения 3 согласно требованиям ИСО 4301-1.

2.1.5.    Проектируемые краны (узлы, механизмы, рельсовые пути и другие компоненты кранов) должны соответствовать требованиям настоящих Правил, ТР ТС 010/2011 и других нормативных документов

2 1.6. Климатическое исполнение проектируемых кранов должно соответствовать ГОСТ 15150. Краны, предназначенные для эксплуатации в районах с нижним пределом температуры окружающего воздуха ниже минус 40 °С, должны быть спроектированы в исполнении УХЛ (ХЛ)

2.1.7. Проектирование кранов, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП 11-7, должно осуществляться в сейсмостойком исполнении.

2 1.8. Разработка проектов на изготовление кранов, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах или транспортировки радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ, должна производиться по техническим заданиям, согласованным с заказчиком крана

Возможность работы крана во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды и класса взрыво- и пожароопасного помещения) должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.

2.1.9.    Краны стрелового типа и краны-перегружатели причальные должны быть устойчивыми в рабочем и нерабочем состояниях.

Расчет устойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).

У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.

Расчет устойчивости кранов должен производиться в соответствии с требованиями ИСО 4310

2.1.10.    При проектировании кранов должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности хранится у проектировщика, а копия - у изготовителя и организации, эксплуатирующей кран.

2.2. Металлоконструкции кранов

2.2.1.    Расчетные металлоконструкции (рама, мост, башня, стрела, опора и т.п.) должны проектироваться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.2.2.    Расчет крановых металлоконструкций и их элементов должен выполняться в соответствии с нормативными документами и отвечать требованиям ГОСТ 28609 или ИСО 8686

2 2 3. У кранов, имеющих выдвижные стрелы, башни или опоры, должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой металлоконстру кци и.

2.2.4. Материалы при проектировании металлоконструкций кранов и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.

2.2.5.    Выбор материалов при проектировании металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.

2.2.6.    Металлоконструкции и металлические детали кранов должны быть предохранены от коррозии.

2.2.7.    При проектировании коробчатых и трубчатых металлоконструкций кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.

2.3. Механизмы

2.3.1.    Проектирование механизмов (лебедок, редукторов, тормозов, муфт, приводов и т.п.) должно осуществляться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами

2.3.2.    Механизмы грузоподъемных кранов, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть спроектированы таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок для подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.

2.3.3.    У грузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов.

2.3.4.    Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах, предназначенных для подъема расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в крановых механизмах с электроприводом не допускается, за исключением:

а) механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;

б) механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.

В случаях, указанных в перечислениях «а» и «б», тормоз должен иметь не размыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.

2.3.5.    Механизмы подъема груза и стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.

2.3.6.    У стреловых кранов усилие, требующееся для поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей, не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.

2.3.7.    Стреловые краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси автомобильного типа эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.

2.3.8.    Конструкции механизмов подъема ковочных кранов должны быть снабжены амортизирующими устройствами, предохраняющими металлоконструкции крана от воздействия технологических нагрузок, возникающих при ковке заготовок (груза).

2.3.9.    В конструкциях механизмов кранов, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные, болтовые соединения и другие соединения в соответствии с нормативными документами. Применение сварных узлов и деталей не допускается, за исключением корпусов канатных барабанов

2.3.10.    В конструкциях соединений элементов кранов (болтовых, шпоночных, зубчатых и др.) должно быть исключено произвольное их развинчивание или разъединение.

2.4. Тормоза

2.4.1.    Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

2.4.2.    У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе.

На приводе поддерживающего барабана допускается устройство педали (кнопки) для растормаживания механизма при неработающем двигателе; при этом растормаживание должно быть возможным только при непрерывном нажатии на педаль (кнопку).

При срабатывании электрической защиты или выключении электрического тока тормоз должен автоматически замыкаться даже в том случае, когда педаль (кнопка) нажата.

2.4.3.    Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими неразмыкаемую кинематическую связь с барабанами.

В механизмах подъема цепных электрических талей допускается установка муфт предельного момента, при этом отношение предельного момента срабатывания муфты к рабочему (при подъеме груза паспортной грузоподъемности) моменту должно быть равно 1,4.

2.4.4.    Тормоз механизма подъема груза и стрелы кранов, за исключением случаев, указанных в ст. 2.4.5 и 2.4.6 настоящих Правил, должен обеспечивать тормозной момент с коэффициентом запаса торможения, принимаемым по нормативным документам, но не менее 1,5.

2.4.5.    Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у второго — не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться последовательно и автоматически.

2.4.6.    У механизма подъема с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. В случае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у ме-