Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

23 страницы

258.00 ₽

Купить РД 50-332-82* — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания устанавливают основные положения и порядок проведения научно-технической (в том числе экономической, метрологической и терминологической) и правовой экспертизы окончательных редакций проектов государственных, отраслевых и республиканских стандартов, включая проекты стандартов на продукцию, изготовляемую по заказам Министерства обороны СССР, и продукцию, предназначенную для экспорта, а также проектов изменений и дополнений к действующим стандартам

 Скачать PDF

Переиздание (октябрь 1986 г.) с Изменением № 1

Взамен применяется: Исключен из ГСИ

Информация об отмене/замене документа в соответствии с "Каталогом замененных нормативных документов в области метрологии (по состоянию на 1 сентября 2008 года)"

Оглавление

1 Основные положения

2 Порядок проверки оценки научно-технического уровня стандарта

3 - 5 (Исключены, Изм. № 1)

6 Порядок проведения технической экспертизы стандарта

7 Порядок проведения экономической экспертизы стандарта

8 Порядок проведения метрологической экспертизы стандарта

9 Порядок проведения терминологической экспертизы стандарта

10 Порядок проведения правовой экспертизы стандарта

11 Особенности проведения экспертизы стандартов на термины и определения

12 Содержание и оформление акта экспертизы

Приложение 1 (обязательное) Форма акта научно-технической и правовой экспертизы проекта стандарта

Приложение 2 (Исключено, Изм. № 1).

Приложение 3 (обязательное) Перечень документов, представляемых на экспертизу

 
Дата введения01.01.1983
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.01.1988
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

18.03.1982УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам1102
РазработанГосударственный комитет СССР по стандартам
ИзданИздательство стандартов1987 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ СТАНДАРТОВ

РД 50-332-82

Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1987

УДК 006.354.063 : 001.8(083.96)

РУКОВОДЯЩИЙ НОРМ АТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

РД

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ    50-332-821

Порядок проведения научно-технической    Взамен

и правовой зкспертизы проектов стандартов    РДМУ    62—76,

РДМУ 72—76, РДМУ 94—77, РДМУ 116—78

Утвержден Постановлением Госстандарта от 18 марта 1982 г. № 1102. Срок введения установлен

с 01.01.83

Настоящие методические указания устанавливают основные положения и порядок проведения научно-технической (в том числе экономической, метрологической и терминологической) и правовой экспертизы (далее — экспертизы) окончательных редакций проектов государственных, отраслевых и республиканских стандартов, включая проекты стандартов на продукцию, изготовляемую по заказам Министерства обороны СССР, и продукцию, предназначенную для экспорта, а также проектов изменений и дополнений к действующим стандартам (далее — стандарты).

Методические указания предназначены для министерств (ведомств), Госпланов или госстроев союзных республик, головных и (или) базовых организаций по стандартизации, проводящих экспертизу стандартов согласно ГОСТ 1.2-85, РД 34—74, головных и (или) базовых организаций метрологической службы, проводящих метрологическую экспертизу стандартов, а также для организаций — разработчиков стандартов.

Методические указания допускается использовать при экспертизе проектов технических условий (ТУ) и при проверке действующих стандартов.

Для стандартов на продукцию, изготовляемую по заказам Министерства обороны СССР, экспертизу стандартов следует проводить в соответствии с данными методическими указаниями с учетом нормативно-технической документации (НТД).

На основе и в дополнение настоящих методических указаний министерства (ведомства) по согласованию с Госстандартом, при

необходимости, могут разрабатывать отраслевые руководящие документы по стандартизации, учитывающие особенности проведения экспертизы в отраслях.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Основной целью проведения экспертизы стандарта является комплексная проверка оценки его научно-технического уровня и технико-экономической эффективности, основанная на проверке соответствия требований стандарта мировому уровню, а также требованиям действующего законодательства.

(Измененная редакция, Изм. № I).

1.2.    (Исключен, Изм. № 1).

1.3.    Объектами эскпертизы являются: проекты стандартов всех видов;

проекты изменений к действующим стандартам; проекты дополнений к действующим стандартам.

1.4.    В процессе экспертизы в зависимости от объекта экспертизы осуществляется:

проверка оценки научно-технического уровня стандарта; техническая экспертиза стандарта; экономическая экспертиза стандарта; метрологическая экспертиза стандарта; терминологическая экспертиза стандарта; правовая экспертиза стандарта.

1.5.    Экспертизу стандартов осуществляют головные и (или) базовые организации по стандартизации по закрепленным за ними группам продукции или областям деятельности в порядке, установленном министерством (ведомством).

1.3—1.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).

1.6.    Стандарт, не прошедший экспертизу согласно п. 1.4, не может быть представлен на утверждение.

1.7.    Результаты экспертизы стандарта излагают в акте научно-технической и правовой экспертизы (далее — акт экспертизы) в соответствии с приложением 1.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.8.    Стандарт должен быть представлен на экспертизу с комплектом сопроводительных документов в соответствии с приложением 3.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

2. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ОЦЕНКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ СТАНДАРТА

2.1. Проверку оценки научно-технического уровня стандарта проводят в соответствии с РД 50—217—84.

При этом для стандартов, устанавливающих показатели технического уровня и качества, контролируют:

наличие в стандарте, карте технического уровня и качества продукции (далее—КУ) или таблице сравнения стандарта основ-

2

ных показателей технического уровня и качества продукции по ГОСТ 1.5-85, их соответствие стандартам системы показателей качества продукции (СПКП), РД 50—64—84, стандартам с перспективными требованиями на группы однородной продукции и обоснованность их выбора;

наличие в КУ или в таблице сравнения стандарта лучших современных зарубежных и отечественных аналогов, используемых при оценке научно-технического уровня стандарта и источников информации о них в проекте заключения о научно-техническом уровне стандарта;

обоснованность выбора базового образца как критерия соответствия требований стандарта мировому уровню;

обоснованность выбора метода определения научно-технического уровня стандарта и наличие основных результатов его применения в заключении о научно-техническом уровне стандарта;

соответствие (превышение) требований стандарта международным стандартам и перспективным научно-техническим достижениям;

наличие и полноту вывода в проекте заключения о научно-техническом уровне стандарта и соответствие требований стандарта мировому уровню.

2.2. Результаты проверки оценки научно-технического уровня стандарта необходимо изложить в разделе 1 акта экспертизы. Разд. 2 (Измененная редакция, Изм. № 1).

Разд. 3—5 (Исключены, Изм. № 1).

6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СТАНДАРТА

6.1.    При проведении технической экспертизы осуществляют: контроль соответствия наименования стандарта ГОСТ 1.5-85,

техническому заданию, планам стандартизации;

контроль соответствия категории и вида стандарта объекту стандартизации по ГОСТ 1.0-85;

контроль построения, изложения, оформления и содержания стандарта в зависимости от вида стандарта по ГОСТ 1.5-85;

контроль правильности присвоения и простановки кодов общесоюзных классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ) и отраслевых частей Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) и других классификаторов, утвержденных в установленном порядке;

сопоставление предполагаемой даты введения стандарта со сроком действия взаимосвязанных нормативно-технических документов;

проверку стандарта на полноту согласования; проверку стандарта на патентную чистоту; контроль наличия в стандарте сведений, не подлежащих открытой публикации.

3

6.1.1.    При проверке стандарта на полноту согласования необходимо проверить:

2—2964

наличие согласования стандарта со всеми организациями (предприятиями), включенными в перечень организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован стандарт по ГОСТ 1.2-85;

увязку стандарта с действующими взаимосвязанными НТД (на сырье, материалы, комплектующие изделия, методы испытаний, хранение, транспортирование и др.);

наличие и обоснованность предложений об отмене или внесении изменений в действующие взаимосвязанные НТД;

наличие документов, подтверждающих согласование с заинтересованными организациями предложений о внесении изменений в действующие взаимосвязанные НТД или об их отмене;

увязку стандарта, входящего в состав программы комплексной стандартизации, с другими взаимосвязанными стандартами программ комплексной стандартизации и заданиями целевых комплексных народнохозяйственных программ.

6.1.2.    При проверке стандарта на патентную чистоту проводят проверку наличия регламента патентного поиска, описания изобретений, используемых при разработке стандарта, и заключения о патентной чистоте. При необходимости головная или базовая организация может дополнительно провести патентный поиск при экспертизе стандарта.

6.2.    Результаты технической экспертизы необходимо изложить в разделе 2 акта экспертизы.

Разд. 6 (Измененная редакция, Изм. № 1).

7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СТАНДАРТА

7.1. В процессе экономической экспертизы стандарта следует: проанализировать содержание документов—носителей техникоэкономической информации;

проверить метод, использованный для расчета экономической эффективности;

оказать при необходимости методическую помощь организации—разработчику стандарта по корректировке расчета экономической эффективности;

провести повторную экспертизу откорректированных материалов;

сравнить коэффициент экономической эффективности стандарта с нормативом.

7.2. Документами — носителями технико-экономической информации, необходимой для проверки расчета экономической эффективности, являются:

пояснительная записка к окончательной редакции проекта стандарта;

проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта (далее — плана мероприятий);

материалы по обоснованию проекта цены на новую стандартизуемую продукцию (для стандартов вида технических условий);

4

карта технического уровня и качества продукции (для стандартов вида технических условий).

(Измененная редакция, Изм. ЛЬ 1).

7.2.1.    Пояснительная записка к окончательной редакции стандарта должна содержать информацию об изменении стандартизуемых показателей, внесенных в стандарт после обсуждения его с заинтересованными организациями.

7.2.2.    При проверке плана мероприятий следует:

проверить на достаточность и обоснованность мероприятий, включая объемы работ и источники финансирования;

проверить согласование плана мероприятий в соответствии с ГОСТ 1.20-85;

провести анализ принятых предложений в соответствии с заключениями по проекту плана основных мероприятий и их отражения в проекте плана, достаточность и обоснованность мероприятий, включая объемы работ и источники финансирования для стандартов общих технических требований с перспективными требованиями, разрабатываемых в составе и по результатам научно-исследовательских работ по определению перспектив развития групп однородной продукции.

(Измененная редакция, Изм. ЛЬ 1).

7.2.3.    Материалы по обоснованию проекта цены на стандартизуемую новую продукцию должны соответствовать требованиям, установленным РД 50—79—83, РДИ 117—78, РДИ 126—78, РДИ 128—78, РД 50—163—79 (в зависимости от специфики стандартизуемой продукции).

7.2.4.    (Исключен, Изм. ЛЬ 1).

7.3. При проверке применения метода, использованного для расчета экономической эффективности, следует определить:

правильность выбора базы сравнения;

правильность и полноту учтенных источников экономического эффекта;

правильность оформления таблицы исходных данных;

правильность учтенных объемов дополнительных капитальных вложений;

соответствие расчета экономической эффективности (перерасхода) текущих затрат источникам экономического эффекта;

величину годового народнохозяйственного экономического эффекта;

коэффициент экономической эффективности стандарта.

Проверку метода, использованного для расчета экономической эффективности от внедрения стандартов общих технических требований с перспективными требованиями на группы однородной продукции, проводят по РД 50—521—84.

7.3:1. Выбранную базу сравнения проверяют на соответствие требованиям ГОСТ 20779-81.

7.3—7.3.1. (Измененная редакция, Изм. ЛЬ 1).

5

7.3.2. Проверку правильности и полноту учтенных в расчете экономической эффективности источников получения экономиче-

2*

ского эффекта на стадиях проектирования, производства и эксплуатации объекта стандартизации осуществляют на основании ГОСТ 20779-81, исходя из вида стандарта.

Соответствие учтенных источников экономического эффекта стандартизуемым показателям проверяют на основании информации, полученной из стандарта и документов, перечисленных в п. 7.2.

7.3.3.    Исходные данные, на основании которых проведен расчет экономической эффективности, должны быть сведены в таблицу. Форма таблицы исходных данных должна соответствовать ГОСТ 20779-81.

Источники получения исходных данных, указанные в таблице, должны соответствовать приведенным в ГОСТ 19732-80.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.3.4.    (Исключен, Изм. № 1).

7.3.5.    Затраты на внедрение стандарта, включенные в план мероприятий по внедрению стандарта, рассчитывают по ГОСТ 21340-80.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.3.6.    На основании проверенных источников получения экономического эффекта устанавливают наличие изменения текущих затрат в проектировании, изготовлении и эксплуатации объекта стандартизации и их соответствие учтенным в расчете экономической эффективности.

7.4.    (Исключен, Изм. № 1).

7.5.    На основании проведенного анализа проверяют ожидаемую величину годового экономического эффекта и коэффициент экономической эффективности стандарта.

7.6.    Результаты экономической экспертизы необходимо изложить в разделе 3 акта экспертизы.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СТАНДАРТА

8.1.    В настоящем, разделе устанавливается порядок проведения метрологической экспертизы государственных стандартов.

Метрологическая экспертиза отраслевых стандартов и ТУ осуществляется в соответствии с порядком, установленным в отрасли.

Метрологическая экспертиза республиканских стандартов осуществляется в соответствии с порядком, установленным в республике.

8.2.    Метрологической экспертизе подлежат стандарты всех видов на продукцию, стандарты, устанавливающие нормы точности измерений, методы и средства измерений и другие метрологические требования и правила, а также стандарты, содержащие данные о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Стандарты государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) метрологической экспертизе не подлежат.

8.3.    Метрологическую экспертизу стандартов и планов мероприятий осуществляют головные и (или) базовые организации метрологической службы министерств (ведомств), представляющих стандарты на утверждение.

Закрепление за организациями групп стандартов, которые следует подвергать метрологической экспертизе, производится министерством (ведомством).

Кроме того, метрологическую экспертизу осуществляют:

Свердловский филиал ВНИИМ или, по его поручению, организации, являющиеся ведущими в соответствующих областях,—стандартов марок, общих технических требований, общих технических условий, технических условий, методов контроля (испытаний, анализа, измерений, определений), устанавливающих химический состав продукции (сырья, материалов и т. д.) черной и цветной металлургии;

Казанский филиал ВНИИФТРИ — стандартов на нефть, нефтепродукты и методы их испытаний; стандартов на нормы точности измерений расхода и количества химических, нефтехимических и других веществ в народном хозяйстве;

ВНИИМС — стандартов, содержащих методы химических измерений состава и свойств продуктов, включая методы химикоаналитического контроля, согласно перечню, утвержденному Госстандартом;

метрологические организации Госстандарта в соответствии со «Специализацией метрологических организаций Госстандарта по государственным испытаниям средств измерений» — стандартов на средства измерений;

ВНИЦ МВ или, по его поручению, организации, являющиеся ведущими в соответствующих областях,— стандартов, содержащих данные о физических константах и свойствах веществ и материалов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

8.4.    Свердловский филиал ВНИИМ и ВНИЦ МВ осуществляют метрологическую экспертизу закрепленных за ними групп стандартов (п. 8.3) либо направляют стандарт в трехдневный срок со дня поступления на экспертизу в организацию, являющуюся ведущей в соответствующей области, оставляя за собой контроль за полнотой и правильностью проведения метрологической экспертизы.

Одновременно разработчику стандарта сообщается, в какую организацию направлен стандарт на экспертизу.

Закрепление за организациями групп стандартов, которые следует подвергать метрологической экспертизе, осуществляется соответствующим министерством (ведомством) по договоренности со Свердловским филиалом ВНИИМ или ВНИЦ МВ.

8.5.    На метрологическую экспертизу стандарты направляются одновременно с рассылкой стандарта на отзыв (первой, второй и последующих редакций).

7

8.6.    Организации, проводящие метрологическую экспертизу стандарта, должны быть включены в перечень организаций, которым рассылается стандарт на отзыв.

8.7.    В адрес Свердловского филиала ВНИИМ и ВНИЦ МВ следует высылать стандарт в двух экземплярах.

8.8.    В сопроводительном письме должно быть указано, что стандарт направляется на метрологическую экспертизу.

8.9.    При проведении метрологической экспертизы стандартов и планов мероприятий по их внедрению должны быть рассмотрены в соответствии со спецификой объема стандартизации следующие вопросы:

определение оптимальности номенклатуры измеряемых параметров при контроле качества продукции, режимов технологических процессов, оборудования и инструмента, условий безопасности труда, охраны природы, при учете количества продукции и материальных ценностей и других видах контроля;

установление наличия технически и экономически обоснованных норм точности измерений;

оценка обеспечения возможности измерений с требуемой точностью при контроле параметров в процессе разработки, испытаний, изготовления, эксплуатации (применения) и ремонта объекта стандартизации;

установление соответствия показателей точности измерений требованиям эффективности и достоверности контроля, требованиям обеспечения оптимальных режимов технологических процессов, а также стандартизованным способам выражения точности измерений по МИ 1317—86;

установление полноты и правильности требований к средствам измерений, в том числе соответствия номенклатуры нормируемых метрологических характеристик по ГОСТ 8.009-84 и методикам выполнения измерений;

оценка правильности выбора методик выполнения измерений и максимального использования методик, стандартизованных или аттестованных в соответствии с ГОСТ 8.010-72;

оценка правильности выбора средств измерений, в том числе стандартных образцов веществ и материалов, преимущественного применения стандартизованных, унифицированных, автоматизированных средств измерений, обеспечивающих получение заданной точности измерений (например, для линейных измерений, указанных в ГОСТ 8.051-81) и необходимой производительности;

установление обеспеченности средствами измерений процессов контроля или наличия заданий в плане мероприятий на разработку, постановку на производство, приобретение по импорту, проведение государственных испытаний необходимых средств измерений;

оценка обеспечения применяемыми средствами измерений минимальных трудоемкости и себестоимости контрольных операций при заданной точности и соответствия производительности средств измерений производительности технологического оборудования;

8

. оценка возможности обеспечения поверки при заданных условиях применения средств измерений, в том числе встроенных в оборудование (объект), по ГОСТ 8Л513—84;

определение целесообразности обработки на ЭЦВМ результатов измерений, наличия стандартных или специальных программ обработки и их соответствия требованиям, предъявляемым к обработке результатов измерений (округление, разрядность и т. п.), а также к формам представления результатов измерений, контроля и испытаний;

установление достоверности и правильности применения данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

установление правильности указаний по организации и проведению измерений для обеспечения безопасности труда и охраны природы;

установление правильности наименований и обозначений физических величин и их единиц и применения терминов, определений и метрологических понятий.

8.10.    При проведении метрологической экспертизы стандартов, содержащих данные о физических константах и свойствах веществ и материалов, должны быть рассмотрены также следующие вопросы:

обоснована ли номенклатура свойств, данные на которые нормируются стандартом;

относятся ли включенные в стандарт данные о физических константах и свойствах веществ и материалов к числу аттестованных (стандартизованных) и имеются ли официальные источники, из которых эти данные заимствованы;

оценена ли точность неаттестованных данных (включение неат-тестованных данных в стандарты допускается по согласованию с ВНИЦ МВ при отсутствии соответствующих стандартных справочных данных или аттестованных органами Госстандарта);

удовлетворительна ли процедура оценки достоверности данных, если такая оценка производилась разработчиком стандарта;

выражены ли данные о физических константах и свойствах веществ и материалов, включенные в стандарт, в соответствии с ГОСТ 8.417-81.

8.11.    При проведении метрологической экспертизы стандарта следует руководствоваться методическими рекомендациями метрологических институтов Госстандарта и отраслевыми НТД.

8.12.    Организация, проводящая метрологическую экспертизу, составляет экспертное заключение, содержащее результаты проведенного анализа стандарта и плана мероприятий и изложение выводов о метрологическом обеспечении объекта стандартизации в соответствии с вопросами, изложенными в пп. 8.9 и 8.10.

8ЛЗ. В случаях, когда разработчиком стандарта является организация из числа указанных в п. 8.3, содержание заключения о метрологическом обеспечении объекта стандартизации или заключения о физических константах и свойствах веществ и материалов включают в пояснительную записку к стандарту.

9

1

Переиздание (октябрь 1986 г.) с Изменением Л? 1, утвержденным в сентябре 1986 г. (ИУС 12—86).

© Издательство стандартов, 1987