Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

18 страниц

258.00 ₽

Купить РД 50-521-84 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания устанавливают единые методические принципы определения экономической эффективности внедрения стандартов вида общих технических требований, разработанных в составе научно-исследовательских работ по определению перспектив развития групп однородной продукции, определяемых в соответствии с РД 50-435-83. На основе настоящих методических указаний министерства (ведомства) СССР могут разрабатывать отраслевые руководящие документы, регламентирующие методы расчета показателей экономической эффективности внедрения стандартов с перспективными требованиями, учитывающие специфику разработки и применения выпускаемой отраслью продукции.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Принципы определения экономического эффекта

Приложение 1 (справочное). Графики зависимости экономии от внедрения стандарта с перспективными требованиями при различных сроках его действия

Приложение 2 (справочное). Вывод формулы для расчета экономии от внедрения показателей i-й ступени технического уровня и качества стандарта с перспективными требованиями с учетом фактора времени

Приложение 3 (справочное). Пример расчета экономического эффекта от внедрения государственного стандарта "Сталь инструментальная. Общие технические требования" (срок действия равен сроку обновления однородной продукции данной группы)

 
Дата введения01.07.1985
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.01.1988
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

19.12.1984УтвержденГосстандарт СССР4719
РазработанГосстандарт СССР
ИзданИздательство стандартов1985 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СТАНДАРТИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТАНДАРТОВ С ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ НА ГРУППЫ ОДНОРОДНОЙ ПРОДУКЦИИ

Цена 5 коп.

РД 50-521-84

Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 4 9 85

РАЗРАБОТАНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам ИСПОЛНИТЕЛИ

В. А. Швандар, канд. эком, наук; В. М. Грегерович; И. Я. Дворецкая, канд. эком, наук; С Н. Уланов; Э. Б. Потапова; Л. Г, Соколова, канд. экон. наук; В. Б. Чибирев; М. М. Либоракина

ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам

Член Комитета М. А. Довбенко

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 декабря 1984 г. № 4719

© Издательство стандартов, 1985

УДК 006:006.034 РУКОВОДЯЩИЙ

НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

РД

50-521-84

Введен впервые

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Определение экономической эффективности стандартов с перспективными требованиями на группы однородной продукции

ОКСТУ 0001

Утверждены Постановлением Госстаамши от 19 декабря 1984 г. Ns 4719, срок введения установлен

с 01.07.85

Настоящие методические указания устанавливают единые методические принципы определения экономической эффективности внедрения стандартов вида общих технических требований, разработанных в составе научно-исследовательских работ по определению перспектив развития групп однородной продукции (далее — стандартов с перспективными требованиями), определяемых в соответствии с РД 50-435—83.

На основе настоящих методических указаний министерства (ведомства) СССР могут разрабатывать отраслевые руководящие документы, регламентирующие методы расчета показателей экономической эффективности внедрения стандартов с перспективными требованиями, учитывающие специфику разработки и применения выпускаемой отраслью продукции.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Экономическую эффективность стандартов с перспективными требованиями необходимо определять при принятии решения о целесообразности разработки стандартов с перспективными требованиями, экономическом обосновании на стадии планирования их разработки, разработке проекта стандарта с перспективными требованиями.

1.2.    Расчет экономической эффективности стандартов с перспективными требованиями должен осуществляться с позиций народнохозяйственного подхода, позволяющего оценить народнохозяйственный экономический эффект.

1.3.    Методы определения народнохозяйственного экономического эффекта от внедрения стандартов с перспективными тре-

(£) Издательство стандартов, 1985

1

бованиями базируются на основных принципах «Методики (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений» и ГОСТ 20779-81.

1.4.    Под экономическим эффектом от внедрения стандарта с перспективными требованиями понимают выраженную в денежных или натуральных показателях экономию живого и овеществленного труда в общественном производстве, получаемую в результате внедрения требований этого стандарта к основным показателям технического уровня и качества группы однородной продукции, дифференцированным по ступеням технического уровня и качества продукции1 с учетом необходимых затрат.

1.5.    При разработке проекта стандарта с перспективными требованиями рассчитывают экономический эффект от его внедрения за весь срок действия этого стандарта.

2. ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

2.1.    Основными источниками экономического эффекта от внедрения стандартов с перспективными требованиями являются:

уменьшение затрат на проектирование за счет ограничения неоправданного многообразия однородной продукции, обеспечения единства основных параметров проектируемых изделий, входящих в группу однородной продукции;

повышение технического уровня и качества однородной продукции, а также снятие с производства устаревшей продукции;

уменьшение затрат за счет обеспечения преемственности при постановке на производство и изготовлении новой продукции;

уменьшение затрат в эксплуатации (потреблении), за счет экономии материальных и трудовых ресурсов, обеспечиваемой непрерывностью процесса повышения качества продукции.

2.2.    При расчетах экономического эффекта от внедрения стандарта с перспективными требованиями базу сравнения следует определять но ГОСТ 20779-81.

Для стандартов с перспективными требованиями со сроком действия больше срока обновления однородной продукции данной группы базу сравнения следует пересматривать через интервалы времени, кратные сроку обновления этой продукции. За базу сравнения следует принимать уровень технико-экономических показателей стандарта с перспективными требованиями, достигнутый к моменту окончания интервала времени, кратного сроку обновления данной продукции.

Примечание. Необходимость изменения базы сравнения стандарта с перспективными требованиями обусловлена тем, что срок действия обычного стандарта определяется сроком обновления продукции, на которую он разработан.

2.3. Экономия от внедрения стандарта с перспективными требованиями зависит от срока его действия.

Графики зависимости экономии от внедрения стандарта с перспективными требованиями при различных сроках его действия приведены в справочном приложении 1.

2.3.1.    Экономический эффект от внедрения стандарта с перспективными требованиями со сроком действия, равным сроку обновления однородной продукции данной группы (Эд<) в рублях, вычисляют по формуле

^=1э'(|и(/ГЯОП1^К1.п..)    (1)

при —/1=Д7',

где Э\и—экономия от внедрения показателей i-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями за период At,    t'=l,    2,    3,    руб.;

Е„ —нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,15;

^дот—затраты на проведение НИР и разработку стандарта с перспективными требованиями, руб.;

К хот—дополнительные капитальные вложения, связанные с внедрением стандарта с перспективными требованиями, руб.;

//—начало внедрения t'-й ступени качества i=l, 2, 3,лет;

/4— окончание срока действия стандарта с перспективными требованиями, лет;

АТ—срок обновления однородной продукции данной группы,

лет;

At—срок действия стандарта с перспективными требованиями, лет; Д<=/4—1\.

2.3.2.    Экономический эффект от внедрения стандарта с перспективными требованиями со сроком действия, большим срока обновления однородной продукции данной группы, (Эд<) в рублях вычисляют по формулам:

-ЕЛКхот-К'и2)    (2)

при /,</, + Д7\</„

где Э1/||2—экономия от внедрения показателей 2-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями за период Д/пз =(/,+Д7)— /2, руб.;

Эд/,—экономия, которая была бы получена при внедрении пересмотренного стандарта, регламентирующего показатели, соответствующие показателям 2-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями за период Д/3, руб.; 2

/Сд.»п1—затраты на проведение НИР и разработку пересмотренного стандарта, определяемые по ГОСТ 19539—80, руб.;

/С"„п2—дополнительные капитальные вложения, связанные с внедрением пересмотренного стандарта, определяемые по ГОСТ 21340-80, руб.

,, ~Э11:+Э1,ПЗП10П1 - к;оа1 )-£„(кЮп,-К”1аа2)

при <,<<,+Д7\</н,

где Эд,п8—экономия от внедрения показателей 3-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями за период Д^„з =(^1+АГ) —13, руб.

32,-3'ft.+3»,- + (Э»(-ГЭ1,ЛЗ)-Е„(К-ДГ".)-

) (3>

при + И /, ^tl-r2AT^fi,

где Зд,|]2—экономия от внедрения показателей 2-й ступени качества стандарта с перспективными требования за период Atn, — (fi+Д Т)—{2, руб;

—экономия от внедрения показателей 3-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями за период Д<,',3 = (<i+2 Д Т)—12, руб.;

Зд('—экономия, которая была бы получена при внедрении

пЗ

пересмотренного стандарта, регламентирующего пока-затели, соответствующие показателям 2-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями за период Д<„з, руб.

2.4. Экономию от внедрения показателей i-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями за срок действия этой ступени (Эд/,. ) в рублях с учетом фактора времени вычисляют по формуле

Э2(1?Д)*0+Д),‘~,<П-(» +£)'г',+,|.    (5)

где Э‘ —годовая экономия от внедрения показателей i-й ступени стандарта с перспективными требованиями, руб.; Е—норматив приведения, равный 0,1;

Дti=ti+\—tt—период времени от момента начала внедрения показателей i-й ступени стандарта с перспективными требованиями (<,) до момента перехода на новую ступень (<(+i), лет;

1=1, 2, 3.

Вывод формулы (5) приведен в справочном приложении 2.

2.5. Годовую экономию от внедрения показателей /-й ступени стандарта с перспективными требованиями рассчитывают по ГОСТ 20779-81 на основе прогнозирования показателей, входящих в расчетные формулы.

2.5.1.    Показатели, входящие в расчетные формулы, для определения годовой экономии от внедрения стандарта с перспективными требованиями определяют на основе отраслевых систем прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.

2.5.2.    На стадии планирования затраты на разработку стандарта с перспективными требованиями (КЛОт) в рублях вычисляют по формуле

/Слон. =К‘Д0П1-/Сел,    (6)

где Лд(,п1 —затраты на разработку стандарта — по ГОСТ 19539-80, руб.;

К с., —коэффициент сложности разработки стандарта с перспективными требованиями, учитывающий необходимость проведения большого объема НИР.

2.5.3.    Коэффициент сложности разработки стандарта с перспективными требованиями (/(„) вычисляют по формуле

Ксл=1+К„+Кн-гКс+/Ск,    (7)

где К„ —коэффициент новизны, учитывающий степень новизны и прогрессивности стандарта;

К„ —коэффициент информационной емкости, учитывающий возрастание трудоемкости разработки стандарта с перспективными требованиями вследствие прогнозирования его показателей;

Кс —коэффициент сложности согласования, учитывающий возрастание трудоемкости разработки стандарта с перспективными требованиями вследствие сложности согласования прогнозных величин;

К„ —коэффициент конструктивной сложности стандартизуемых изделий, учитывающий возрастание трудоемкости разработки стандарта с перспективными требованиями на группу однородной продукции.

Нормативные значения коэффициентов, учитывающих сложность разработки стандарта с перспективными требованиями, устанавливают в каждой отрасли. При отсутствии нормативов можно принимать Кед = 1,92*.

2.5.4.    На стадии планирования затраты на внедрение стандарта с перспективными требованиями (К10т) в рублях вычисляют по формуле

«л«=—-Л-if.,    (8) 4 5

где /Сдоп2—затраты на внедрение стандарта с перспективными требованиями на одном типичном предприятии, выпускающем наибольший объем продукции по ГОСТ 21340—80, руб;

А 2 —годовой объем выпуска продукции на данном типичном предприятии, в натуральных единицах;

А2—годовой объем выпуска продукции в натуральных единицах;

Кт — коэффициент, учитывающий различие в уровне оснащения предприятий, внедряющих стандарт с перспективными требованиями необходимыми средствами производства.

Нормативные значения коэффициента КЫ1 в зависимости от объема выпуска продукции на типовом предприятии устанавливают в каждой отрасли. При отсутствии нормативов можно использовать среднестатистические данные, приведенные в таблице.

Годовой объем выпуска продукции на типовом предприятии, % *

К

ни

До 25

2

От 26 до 50

1,7

От 51 до 75

1.5

Свыше 75

1

2.6.    Коэффициент долевого участия организации или этапа в общем экономическом эффекте от внедрения стандарта с перспективными требованиями следует определять по ГОСТ 20779—81.

2.7.    Пример расчета экономического эффекта от внедрения стандарта с перспективными требованиями приведен в справочном приложении 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

ГРАФИКИ ЗАВИСИМОСТИ ЭКОНОМИИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТА С ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СРОКАХ ЕГО ДЕЙСТВИЯ

Экономия от внедрения стандарта с перспективными требованиями со сроком действия, равным сроку обновления однородной продукции данной группы

Обозначения:

Э0pt —кривая зависимости экономии от времени при оптимальных значениях показателей технического уровня и качества, руб:

Э\ Э2, Э3 — экономия от внедрения показателей 1, 2 и 3-й ступеней качества стандарта с перспективными требованиями, руб;

Д/i, A ti, А/3—периоды действия показателей 1, 2 и 3-й ступеней качества стандарта с перспективными требованиями, лет;

Я—область, характеризующая экономию Эд, от внедрения стандарта с перспективными требованиями;

—начало внедрения стандарта с перспективными требованиями, лет;

U, h—начало внедрения показателей 2 и 3-й ступеней качества стандарта с перспективными требованиями, лет; tA—окончание срока действия стандарта с перспективными требованиями, лет.

Экономия от внедрения стандарта с перспективными требованиями со сроком действия, большим срока обновления однородной продукции данной группы.

7

Обозначения:

А^пз— период времени от начала внедрения показателей 2-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями (/г) До предполагаемого момента внедрения пересмотренного стандарта (t\-r&T)\

Д/пз~ период времени от начала внедрения показателен З-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями (/3) до предполагаемого момента внедрения пересмотренного стандарта (Л + ДГ);

А*пз““ период времени от начала внедрения показателей З-й ступени качества стандарта с перспективными требованиями (/3) до предполагаемого момента внедрения повторно пересмотренного стандарта (/j-f2A7*).

1

Ступени технического уровня и качества стандарта с перспективными требованиями (далее—ступени качества) определяются по РД 50-435—831. п. 1.5.

2

3

4

* Значение коэффициента КСл получено на основе данных рекомендуемого приложения 1 к ГОСТ 19539-80 с учетом увеличения сложности разработки стандартов с перспективными требованиями.

5