Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

Купить Р 081-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе приведены рекомендации по выбору и применению технических средств охраны при обеспечении централизованной охраны объектов культурного наследия. Методические рекомендации предназначены для оказания помощи инженерно-техническому составу подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации при принятии объектов культурного наследия под централизованную охрану.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Сокращения

1 Термины и определения

2 Объекты культурного наследия

3 Общие требования

4 Охрана территорий объектов культурного наследия

5 Системы охранной сигнализации

     5.1 Состав и функции систем охранной сигнализации

     5.2 Тревожная сигнализация

     5.3 Системы контроля и управления доступом

     5.4 Системы охранные телевизионные

6 Технические средства обнаружения

7 Сбор и вывод тревожных извещений

8 Электропитание

9 Размещение уникальных и особо ценных экспонатов

Перечень использованных источников

Приложение. Применение различных типов извещателей

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ОХРАНА» ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии)

УТВЕРЖДЕНЫ

Начальником ГУВО Росгвардии генерал-лейтенантом полиции А.В. Грищенко 30 октября 2019 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Выбор и применение технических средств охраны для защиты объектов культурного наследия Российской Федерации от престу пных посягательств

Р081-2019

Москва 2019

Методические рекомендации разработаны сотрудниками ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии Ю.В. Тарасовой, И.П. Панюшовым, К.А. Юриным, Л.И. Комаровой, С.М. Юдиной, Е.Н. Жердевым под руководством А.И. Кротова с учётом замечаний и предложений сотрудников ГУВО Росгвардии.

«Выбор и применение технических средств охраны для защиты объектов культурного наследия Российской Федерации от преступных

посягательств». Методические рекомендации (Р_-2019). — М.:

ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии, 2019. — 45 с.

В документе приведены рекомендации по выбору и применению технических средств охраны при обеспечении централизованной охраны объектов культурного наследия.

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи инженерно-техническому составу подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации при принятии объектов культурного наследия под централизованную охрану.

ВВЕДЕНЫ С_2019    г.

© ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии, 2019

3. Общие требовании

Для принятия объекта культурного наследия под централизованную охрану требуется проведение обследования объекта с составлением акта первичного обследования объекта. Порядок проведения обследования объекта приведен в методических рекомендациях Р 063 -2017.

Для подключаемых вновь, а также для реконструируемых и технически перевооружаемых объектов культурного наследия классов А1 и квартир класса В1 на основании акта первичного обследования объекта составляется задание на проектирование СОС для последующей разработки проектной документации, согласно требованиям части 11 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

При организации централизованной охраны объектов культурного наследия подразделениями вневедомственной охраны должны применяться ТСО, соответствующие «Единым требованиям к системам передачи извещений, объектовым техническим средствам охраны и охранным сигнально-противоугонным устройствам автотранспортных средств, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации».

Изделия и материалы, применяемые при производстве монтажных работ, должны иметь необходимые сертификаты и технические паспорта. Допускается производить обоснованные отступления (изменения, исправления) от проектной документации в процессе монтажа по согласованию с подразделением вневедомственной охраны, администрацией объекта культурного наследия и иными заинтересованными организациями и ведомствами.

Если применение средств ИТУ и монтаж ТСО может исказить облик объекта культурного наследия, нанести ущерб его сохранности, создать предпосылки для установления неблагоприятного температурновлажностного режима, вопрос об охране такого объекта должен решаться с применением иных технических решений и организационных мероприятий, по согласованию с подразделением вневедомственной охраны, администрацией объекта культурного наследия и иными заинтересованными организациями и ведомствами.

Кроме эстетических требований, предъявляемых к ТСО, устанавливаемых в зданиях, относящихся К объектам культурного наследия или использующихся для демонстрации произведений и предметов культуры, следует обращать особое внимание на их технические и конструктивные особенности, определяющие надежность

функционирования, такие, как возможность выдачи извещения при совершении действий в отношении ТСО, направленных на нарушение их работоспособности (саботаж). В общем случае конструкция и размещение ТСО должны исключать возможность неконтролируемого доступа к их внутренним элементам и электрическим соединениям, независимо от типа.

Источники электропитания, УОО СПИ (ППКО), объектовые устройства СПИ и РСПИ (в том числе с использованием GSM (GPRS) канала передачи данных), как с проводной, так и с беспроводной средой передачи информации, рекомендуется размещать во вспомогательных помещениях, с учетом технических ограничений длины проводных линий, условий прохождения радиосигнала, условий окружающей среды, воздействия электромагнитных полей и иных факторов, способных оказать отрицательное влияние на работу указанных ТСО. Для минимизации проводных линий рекомендуется использовать радиоканальные объектовые ТСО. Прокладку проводных линий рекомендуется производить в кабельных каналах в местах, где они минимально заметны. Цвет кабельных каналов, оболочек кабелей и проводов рекомендуется подбирать близким к цвету поверхности, по которой они прокладываются.

Для наиболее эффективной охраны с применением ТСО объектов культурного наследия, имеющих высокую степень исторической, духовной и материальной значимости, рекомендуется обеспечить возможность раздельного контроля:

периметра территории объекта культурного наследия; периметра объекта культурного наследия (фасад здания, двери, окна, крыша);

помещений, в которых размещены объекты культурного наследия; отдельных предметов.

Данное разделение позволит наиболее точно определить характер нарушения и место его совершения, с целью оперативной выработки мер по реагированию и уменьшению времени на их реализацию.

В зависимости от типа (категории) объекта культурного наследия, протяженности границ его территории, режима работы, выбирается вид периметрального защитного ограждения. Организация защиты периметра объекта культурного наследия представляет собой комплексную задачу оптимального сочетания ИТУ и СОС, которая должна учитывать требования ГОСТ Р 57278.

Технические решения по оснащению периметрального ограждения территорий объектов культурного наследия средствами ИТУ и СОС должны учитывать функциональную нагрузку защитных ограждений и входящих в них элементов. Так, для объектов, имеющих протяженную границу и постоянный (круглосуточный) режим доступа посетителей, ограждение носит предупредительный характер и обозначает границы территории. В зависимости от условий доступа на территорию объектов, такое ограждение дополнительно может ограничивать бесконтрольный проезд автотранспорта.

В случае, если объект не предусматривает постоянный (круглосуточный) режим доступа посетителей, должна быть определена необходимость охраны территории, ограждения и его элементов, а также состав средств ИТУ и СОС. Периметральное ограждение объектов культурного наследия, имеющих ограниченное время доступа посетителей, выполняет защитные функции и должно исключать случайное и неконтролируемое проникновение людей и животных, въезда и выезда автотранспорта.

Необходимость использования конкретных подсистем в составе СОС и типов ТСО для защиты периметра определяется, исходя из архитектурных особенностей защищаемого объекта.

Объекты культурного наследия, расположенные в старинных усадьбах, храмовых и дворцовых комплексах, включают прилегающую территорию и архитектурно-декоративное ограждение, которое не может полностью обеспечить выполнение защитных функций. В этом случае охрана периметра и территории объекта может быть обеспечена за счет организации СОС. Для противокриминальной и антитеррористичсской защиты объекта рекомендуется организация одного или нескольких КПП, выполненных в соответствии с архитектурным стилем объекта. В зависимости от характера возможной угрозы, следует рассмотреть необходимость применения ПТЗ, тип и метод установки которых должны учитывать расположение объекта и рельеф прилегающей местности.

В качестве ПТЗ могут быть использованы болларды, бетонные полусферы, вазоны, габионы, закамуфлированные под цветники. Для обеспечения контроля периметра и состояния входящих в состав ПТЗ элементов, рекомендуется установка видеокамер СОТ, поле зрения которых должно охватывать элементы основного ограждения (калитки, ворота и др.).

Для организации охраны периметра и территории, прилегающей к объектам культурного наследия, рекомендуется применять периметровые средства обнаружения:

извещатели линейные радиоволновые (по ГОСТ Р 52651); извещатели оптико-электронные (инфракрасные) активные (по ГОСТ Р 52434);

извещатели комбинированные и совмещенные (по ГОСТ Р 52435); извещатели радиоволновые для открытых площадок (по ГОСТ Р 50659).

Особенности функционирования и применения извещателей, в зависимости от принципов обнаружения, приведены в разделе 6.

5. Системы охранной сигнализации

5.1. Состав и функции систем охранной сигнализации

При организации централизованной охраны СОС являются основным звеном, обеспечивающим формирование и передачу на ПЦО информации о незаконном проникновении или попытке проникновения на охраняемый объект или в контролируемую зону.

Современные СОС могут поддерживать совместную работу со СКУД, СОТ и иными системами и подсистемами, необходимость применения которых определяется для каждого конкретного объекта, в зависимости от присвоенной категории опасности объекта и хранящихся (экспонируемых) культурных ценностей.

К основным функциональным задачам СОС относятся: своевременное обнаружение факта проникновения на охраняемый объект (территорию, помещение, зону), факта воздействия на отдельные предметы (перемещения, повреждения и др.) и иных несанкционированных действий или попыток действий в отношении охраняемых объектов;

незамедлительное и гарантированное формирование и передача извещения о совершенных или совершаемых несанкционированных действиях в отношении охраняемых объектов;

формирование информации, необходимой для точного определения места совершения несанкционированных действий, характера нарушений в целях оперативной выработки методов противодействия.

Для решения указанных задач при проектировании СОС для каждого конкретного объекта культурного наследия, территорий и зданий, относящихся к объектам культурного наследия или используемых для демонстрации произведений и предметов культуры, следует закладывать принцип создания последовательных рубежей ОС, на которых должны быть обнаружены все возможные предполагаемые угрозы. Эффективность работы СОС на стадии выработки мер по противодействию нарушителю во многом зависит от грамотного применения и распределения механических препятствий (ограждения, решетки, двери и др.), затрудняющих перемещение нарушителя.

В общем случае, для объектов культурного наследия, имеющих высокую степень исторической, духовной и материальной значимости, рекомендуется следующий порядок функционального распределения рубежей ОС:

1- й рубеж - блокировка периметра объекта или периметра здания, относящегося к объекту культурного наследия или используемого для демонстрации произведений и предметов культуры (фасад, двери, окна, крыша).

Первым рубежом ОС блокируются:

двери, калитки, ворота и люки - на «открывание», «пролом» и «ударное воздействие»;

остекленные конструкции - на «открывание» и разрушение стекла;

стены, потолки, перегородки, вентиляционные короба, дымоходы, слуховые окна и места ввода коммуникаций - на «пролом», «разрушение» и «ударное воздействие».

2- й рубеж - блокировка помещения и отдельных зон, где размещены объекты культурного наследия (вход в помещение, объем помещения, дверные, оконные, технологические и иные проемы, стены, межэтажные перекрытия);

3- й рубеж - блокировка витрин, сейфов, конкретных предметов (группы предметов), относящихся к культурному наследию и представляющих особую ценность.

В случае необходимости организуется 4-й рубеж охраны, в который включается блокировка периметра территории объекта культурного наследия (ограждения, ворота, калитки, технологические каналы и др.).

Экспозиционные помещения и фондохранилища объектов культурного наследия оборудуются тремя рубежами ОС с блокировкой отдельных предметов:

1- й рубеж - блокировка входа в фондохранилище либо экспозиционное помещение;

2- й рубеж - блокировка объема помещения фондохранилища либо экспозиционного помещения;

3- й рубеж - блокировка отдельных предметов (сейфов, шкафов

и др.).

Для надежной и эффективной защиты периметра охраняемого объекта, помещений, а также музейных и выставочных экспонатов, рекомендуется использование средств обнаружения различного принципа действия. При значительных размерах помещений, их сложной конфигурации или по другим причинам, требующим применения большого количества извещателей для защиты всего объема, допускается блокировать только локальные зоны (тамбуры между дверьми, коридоры, подходы к хранилищам, выходы из подвальных и чердачных помещений, вентиляционные короба и т.п.).

Для усиления охраны помещений, локальных зон, отдельных предметов рекомендуется оборудовать извещателями - «ловушками» наиболее вероятные пути проникновения.

При размещении в помещении большого количества предметов (деревянные стеллажи и шкафы, книги, картины, стекло и т.д.), способных создавать «мертвые» зоны для оптико-электронных или ультразвуковых извещателей, рекомендуется использовать радиоволновые извещатели.

Для обеспечения раздельного блокирования предметов рекомендуется исключить их совместное размещение с целью возможности организации раздельных зон, блокируемых извещателями.

Перечень предметов, подлежащих непосредственной защите, должен быть определен администрацией объекта. При сосредоточении нескольких ценных предметов в отдельных зонах допускается их блокировка одним ШС.

Помещения, в которых отсутствуют предметы, имеющие особую ценность, допускается оборудовать одним рубежом охраны.

Вспомогательные (подсобные) помещения оборудуются в зависимости от критичности возможных последствий несанкционированного проникновения в них и технической целесообразности. При оборудовании таких помещений допускается применять извещатели не ниже класса 2 в соответствии с указанными выше стандартами.

Выбор типа, количества и расположения извещателей определяется исходя из размещения и индивидуальных характеристик охраняемых объектов, таких как размер, материал, возможное влияние на распространение радио- или звуковых волн и иных.

5.2. Тревожная сигнализация

В состав СОС, установленной на объектах культурного наследия, рекомендуется включение ТС, обеспечивающей незамедлительное формирование и передачу на ПЦО тревожного извещения о факте совершения или угрозе совершения в отношении объекта культурного наследия, персонала или посетителей противоправных действий (угроз, хулиганских действий, разбойных нападений). Для реализации указанных функций охраняемые объекты должны быть оборудованы устройствами ТС: проводные или радиокнопки, радиобрелоки, педали и иные виды извещателей с мануальным способом приведения в действие.

Рекомендуется обеспечить установку устройств ТС в местах хранения ценностей или наиболее длительного пребывания персонала:

кладовые;

фондохранилища;

рабочие места смотрителей экспозиционных залов;

кабинеты администрации, помещения работы с фондами;

экскурсионные бюро;

медпункты;

билетные кассы;

посты и помещения охраны;

центральный и запасной входы (въезды);

иные места по решению администрации объекта.

Использование носимых радиоканальных устройств ТС позволяет обеспечить возможность его незамедлительного приведения в действие работниками объекта, повысить удобство пользования и исключить необходимость монтажа проводных линий, однако влечет за собой соблюдение ряда требований и ограничений, связанных с необходимостью контроля состояния автономного источника электропитания, встроенного в носимое устройство ТС, и обеспечение условий гарантированного приема тревожного извещения (приема радиосигнала приемником ТС).

С целью исключения попыток саботажа и необоснованного применения со стороны посетителей стационарных ручных или ножных устройств ТС рекомендуется обеспечить их скрытое или замаскированное размещение.

Порядок проектирования, монтажа и технического обслуживания систем тревожной сигнализации определен ГОСТ Р 50776.

5.3. Системы контроля и управления доступом

Одним из методов, позволяющим повысить степень зашишенности объектов культурного наследия и обеспечить более эффективное применение ТСО при организации охраны, является оснащение территорий и помещений СКУД. Технические и организационные решения, связанные с применением СКУД, приведены в методических рекомендациях Р 064-2017.

Использование СКУД позволяет обеспечить;

организацию прохода на территорию охраняемого объекта, в здание, отдельные этажи и помещения для персонала и посетителей;

механическое препятствие несанкционированному проходу в зоны и помещения ограниченного доступа;

санкционирование прохода в здания и зоны ограниченного доступа по идентификационным признакам: вещественный и/или запоминаемый коды, биометрические признаки (отпечатки пальцев, сетчатка глаз и др.);

контроль и учет персонала и посетителей на охраняемом объекте, в зонах и помещениях.

В зависимости от решаемой задачи, состав СКУД может включать в себя:

устройства преграждающие управляемые - двери, турникеты, шлюзовые кабины, ворота;

устройства исполнительные - электромагнитные и электромеханические замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей и ворот;

устройства считывания, в зависимости от типа используемых идентификационных признаков (цифровой код, контактные или бесконтактные вещественные идентификаторы, биометрические признаки);

иные устройства, включая аудио- и видеодомофоны, применение которых обеспечивает контроль за перемещением лиц и персонала по охраняемым территориям и помещениям.

СКУД, имеющая возможность интегрирования с другими системами комплекса технических средств безопасности (охранной, тревожной, СОТ, иными системами обеспечения безопасности), позволяет не только контролировать место и время пребывания персонала и посетителей на объекте, но и автоматизировать процессы организации доступа на него путем управления тактикой работы СКУД в зависимости от режимов СОС (взятия на охрану и снятия с охраны), в том числе с помощью преграждающих управляемых и исполнительных устройств.

Для повышения эффективности работы СКУД на территориях и в зданиях, относящихся к объектам культурного наследия или использующихся для демонстрации произведений и предметов культуры, устройствами преграждающими управляемыми и исполнительными рекомендуется оборудовать: въездные ворота;

входы на объект вне зависимости от их категории;

входы в фондохранилища и комнаты-сейфы;

вход в кассу бухгалтерии;

эвакуационные выходы;

входы на эвакуационные лестницы;

входы в помещения, где расположено оборудование инженерных систем здания;

подвальные помещения;

чердачные помещения и крыша;

иные помещения по усмотрению администрации объекта культурного наследия2.

В музеях и библиотеках, где допускается оснащение уникальных произведений и предметов культуры специальными идентификационными метками, рекомендуется устанавливать СКУД, обеспечивающую контроль перемещения указанных произведений и предметов и исключающую возможность их несанкционированного выноса из охраняемых зданий или помещений.

Технические средства, входящие в состав СКУД, тактика ее работы, как автономно, так и совместно с другими системами в составе СОС, должны обеспечивать возможность беспрепятственной эвакуации персонала и посетителей из зданий и территорий в случае отключения основного и резервного электропитания, возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации, одновременно исключая возможность несанкционированного доступа на охраняемый объект (помещение, зону) и выноса произведений и предметов культуры.

1 В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. Кв 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской

Федерации».

Содержание..........................................................................................................3

Введение...............................................................................................................4

Сокращения.........................................................................................................5

1.    Термины и определения.................................................................................6

2.    Объекты культурного наследия.....................................................................8

3.    Общие требования........................................................................................11

4.    Охрана территорий объектов культурного наследия................................13

5.    Системы охранной сигнализации................................................................15

5.1.    Состав и функции систем охранной сигнализации................................15

5.2.    Тревожная сигнализация...........................................................................17

5.3.    Системы контроля и управления доступом............................................18

5.4.    Системы охранные телевизионные..........................................................21

6.    Технические средства обнаружения...........................................................25

7.    Сбор и вывод тревожных извещений..........................................................31

8.    Электропитание.............................................................................................33

9.    Размещение уникальных и особо ценных экспонатов..............................36

Перечень использованных источников...........................................................38

Приложение.......................................................................................................43

5.4. Системы охранные телевизионные

Для обеспечения визуального контроля и видеодокументирования обстановки на объектах культурного наследия, проверки поступающих сигналов тревоги, анализа причин и развития нештатных ситуаций, получения дополнительной визуальной информации для принятия оперативных решений, в состав СОС рекомендуется включать СОТ, которая позволяет в реальном времени осуществлять оценку оперативной обстановки путем визуального наблюдения происходящих событий в поле зрения видеокамер и обеспечивать передачу видеоинформации по имеющимся в наличии каналам связи.

Устанавливаемые на объектах культурного наследия СОТ должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51558. Особенности выбора и применения СОТ приведены в методических рекомендациях Р 78.36.002-2010,

При организации видеонаблюдения необходимо определить наиболее ответственные зоны, требующие визуального контроля с применением СОТ. В зависимости от конкретного объекта к таким зонам могут быть отнесены:

внешний периметр территории;

территория, прилегающая к зданию, относящемуся к объекту культурного наследия или использующемуся для демонстрации (хранения) произведений и предметов культуры;

въездные ворота, калитки, двери во внешнем ограждении;

входы (выходы) в здание, в том числе эвакуационные;

досмотровые площадки;

билетные кассы;

стоянки для автотранспорта;

объекты систем подземных коммуникаций;

вестибюль в зоне входа;

экспозиционные залы;

подходы к фондохранилищам;

иные зоны и помещения по усмотрению администрации. Эффективность работы СОТ зависит от ряда технических и организационных факторов:

места установки видеокамер;

места прокладки и защищенность от преднамеренного или случайного повреждения проводных линий;

Среди объектов, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации1, особое внимание уделено объектам культурного наследия Российской Федерации.

Понятие «объекты культурного наследия» неразрывно связано с понятием «культурные ценности», включающее в себя объекты (предметы) религиозного и светского характера, обладающие имущественной ценностью, и имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение.

Одной из специфических особенностей охраны таких объектов является необходимость выполнения двух требований: организация охраны историко-культурных ценностей при одновременном обеспечении возможности беспрепятственного доступа к ним со стороны посетителей.

Кроме того, при организации инженерно-технической укрепленности объектов культурного наследия и их оборудовании техническими средствами охраны должны учитываться особые эстетические требования по сохранности интерьеров и конструктивных элементов зданий, которые также могут представлять художественную или историческую ценность.

Указанные особенности объектов, в каждом конкретном случае, требуют индивидуального подхода при организации охранных мероприятий, в том числе тщательной проработки и оценки эффективности проектных решений, при необходимости - определения возможности применения нестандартного подхода с технической и организационной точек зрения, согласования с администрацией объекта вопросов, связанных с размещением на таких объектах технических средств охраны, входящих в состав систем охранной сигнализации, и определения тактики их работы. Необходимы проведение всестороннего анализа возможных препятствий при организации охраны, например, при ее круглосуточном режиме и условии сохранения свободного доступа к экспозициям со стороны посетителей, выработка организационно-технических мер, исключающих влияние подобных факторов на эффективность охраны.

Грамотно спроектированная система охранной сигнализации позволяет обеспечить надежную защиту объектов культурного наследия посредством их централизованной охраны и существенно сократить, а в ряде случаев практически исключить такие проявления «человеческого фактора», как сговор, подкуп, корысть и халатность.

1 Далее - «подразделения вневедомственной охраны».

4

ИСБ - интегрированные системы безопасности

ИТУ - инженерно-техническая укрепленность

ИЭПВР - источник электропитания вторичный с резервом

ОС - охранная сигнализация

ППКО - прибор приемно-контрольный охранный

ПТЗ - противотаранное заграждение

ПЦО - пункт централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации

РСПИ - радиоканальная система передачи извещений

СКУД- система контроля управления доступом

СОС - система охранной сигнализации

СОТ - система охранная телевизионная

СПИ - система передачи извещений

ТС - тревожная сигнализация

ТСО - техническое средство охраны

УОО - устройство оконечное объектовое

ШС - шлейф сигнализации

. Термины и определения

В настоящих методических рекомендациях приведены следующие термины с соответствующими им определениями:

защитное ограждение - инженерное средство физической защиты, предназначенное для исключения случайного прохода людей, животных, въезда транспорта на охраняемый объект и препятствующее проникновению нарушителя на его территорию;

инженерно-техническая укрспленность охраняемого объекта -совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;

предупредительное ограждение - часть защитного ограждения, предназначенная для обозначения границ рубежа охраны и предотвращения появления в запретной зоне случайных лиц, животных и транспорта, вызывающих ложные срабатывания технических средств охраны;

противотаранное заграждение - инженерное средство физической защиты, предназначенное для принудительной остановки транспортного средства;

радиоканальная система передачи извещений - система передачи извещений по радиочастотным каналам;

рубеж охранной сигнализации - совокупность зон обнаружения и средств инженерно-технической укрепленности, условно образующих границу, преодоление которой должно приводить к формированию извещения о тревоге;

система охранная телевизионная - система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для противокриминальной защиты объекта;

система охранном сигнализации — совокупность совместно действующих технических средств охраны (безопасности), предназначенных для обнаружения криминальных угроз, сбора, обработки, передачи и представления в заданном виде информации о состоянии охраняемого объекта или имущества;

система передачи извещений - совокупность совместно действующих технических средств охраны, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункт централизованной охраны извещений о состоянии охраняемых объектов, служебных и контрольно-

диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления;

техническое средство охраны - конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции в составе системы, предназначенной для обеспечения охраны или безопасности объекта;

централизованная охрана - охрана территориально рассредоточенных объектов с помощью пунктов централизованной охраны;

шлейф сигнализации - электрическая цепь, линия связи, предназначенные для передачи извещений на средство сбора и обработки информации;

электрическая сеть - однофазная электрическая сеть переменного тока систем электроснабжения общего назначения номинальным напряжением 230 В.

2. Объекты культурного наследия

Понятие «объекты культурного наследия» определено Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ограничено исключительно объектами недвижимого имущества, представляющими собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющимися свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В настоящих методических рекомендациях рассматриваются вопросы применения ТСО для оборудования нс только объектов недвижимого имущества, представляющих собой объекты культурного наследия, но и движимые объекты, представляющие культурную ценность, в связи с чем в определение «объект культурного наследия» включены:

объекты недвижимого имущества - здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций;

памятники религиозного назначения, включая объекты археологического наследия;

здания и строения, представляющие собой ценность с точки зрения архитектуры, градостроительства, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, религиозного, жилого назначения, в том числе созданные в результате сознательной деятельности человека объекты архитектуры и ландшафтного дизайна; музеи;

мемориальные квартиры, мавзолеи, выставочные залы; реставрационные мастерские;

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями п жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельное ги выдающихся личностей;

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

художественные ценности, в том числе картины, рисунки ручной работы, оригинальные скульптурные произведения и художественные композиции, художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии, произведения декоративно-прикладного искусства;

изделия традиционных народных художественных промыслов; фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги;

редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видсоархивы; уникальные редкие музыкальные инструменты; почтовые марки; старинные монеты;

ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

драгоценные металлы, камни и изделия из них;

предметы военной техники;

коллекционное оружие (в том числе холодное);

редкие коллекции и образцы флоры и фауны;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Охрана объектов культурного наследия должна осуществляться комплексно и    предусматривать    наличие    физической охраны

(вневедомственная охрана, ведомственная охрана, частные охранные организации), ИТУ и ТОО.

На объекте культурного наследия может функционировать ведомственная охрана, которая, d случае централизованной охраны подразделением    вневедомственной    охраны,    координирует свою

деятельность с данным подразделением.

В зависимости от общественной значимости, концентрации материальных, художественных, исторических и культурных ценностей, размещенных на объекте, последствий от возможных криминальных посягательств на них, объекты культурного наследия подразделяются на классы согласно классификации, приведенной в методических рекомендациях Р 063-2017.

В соответствии с Перечнем объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 928-р, обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации подлежат следующие объекты культурного наследия:

Ансамбль Новодевичьего монастыря;

здания и хранилища государственных музеев (музеев-заповедников) и федеральных библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.

Иные объекты культурного наследия могут приниматься под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны при обращении собственника (правообладателя) такого объекта на основании заключенного договора.

Для принятия объекта культурного наследия под централизованную охрану его руководителю необходимо подать заявку в подразделение вневедомственной охраны. На основании заявки подразделение вневедомственной охраны проводит обследование объекта или здания, относящегося к объекту культурного наследия или использующегося для демонстрации (хранения) культурных ценностей, на предмет МТУ, оснащения ТСО и определения класса объекта, после чего с собственником заключается договор на охрану.

Порядок организации и этапы приема объектов под централизованную охрану установлены приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 669 «Об утверждении Правил охраны имущества физических и юридических лиц по договорам войсками национальной гвардии Российской Федерации», а также приведены в методических рекомендациях «Организация деятельности подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц с помощью технических средств охраны», утвержденных распоряжением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1/6231, и в методических рекомендациях Р 078-2019.