Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

104 страницы

Купить ОДМ 218.3.041-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает рекомендации по проектированию и строительству новых и реконструируемых, а также по ремонту и капитальному ремонту существующих жестких и не жестких дорожных одежд с асфальтобетонными слоями, армированными стальными сетками. Методические рекомендации содержат основные требования к стальной сетке, предназначенной для армирования асфальтобетонных слоев и ее технические характеристики, описание технологии армирования при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Особое внимание уделено вопросам подготовки основания для укладки стальной сетки и ее закрепления, а также контролю качества работ.

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к стальной сетке для армирования асфальтобетонных слоев дорожных одежд

5 Способы армирования стальными сетками асфальтобетонных слоев нежёстких дорожных одежд

6 Подготовка к усилению армированными асфальтобетонными слоями цементобетонных покрытий автомобильных дорог

7 Проектирование дорожных одежд со стальными сетками

8 Подготовка асфальтобетонных покрытий к армированию стальными сетками

9 Подготовка к усилению цементобетонных покрытий автомобильных дорог

10 Технология армирования асфальтобетонных слоёв стальными сетками

11 Контроль качества работ при армировании асфальтобетонных слоёв стальными сетками

12 Ремонт армированных стальной сеткой дорожных асфальтобетонных покрытий

Библиография

Приложение А Расчетные характеристики армирующего слоя и армированного асфальтобетона

Приложение Б Методика расчета асфальтобетонного покрытия, армированного стальной сеткой, на устойчивость к образованию отраженных трещин

Приложение В Методика проверочного расчета асфальтобетонного покрытия, армированного стальной сеткой, на сдвигоустойчивость

Приложение Г Рекомендуемые толщины асфальтобетонных покрытий, армированных стальными сетками, при условии обеспечения их устойчивости к образованию отраженных трещин

Приложение Д Примеры расчета конструкций дорожной одежды с асфальтобетонными слоями, армированными стальной сеткой

Приложение Е Пример оформления Технологической карты на устройство защитно-армирующего слоя с использованием стальной сетки литой эмульсионно-минеральной смеси

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

12.08.2020УтвержденФедеральное дорожное агентство Росавтодор2511-р
РазработанЗАО Группа Битум РУС
РазработанАО Институт Стройпроект
РазработанООО БитумРус
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

федеральное дорожное агентство


ОДМ 218.3.041-2020 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

роспвтопор

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АРМИРОВАНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЁВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД СТАЛЬНЫМИ СЕТКАМИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

Предисч ювнс

1    РАЗРАБОТАН ООО «Группа Битум РУС» и ООО «БитумРус» совместно с АО «Институт «Стройпроект» при участии к.т.н. II. II. Беляева (научный руководитель), инж. А. Ю. Вишневецкой, к.т.н. Д. В. Герчина, к.т.н. Г. Н. Ширунова, инж. А. В. Шутрова

2    ВНЕСШ1 Управлением научно-технических исследований и информационною обеспечения Федерального дорожного агентства

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от «12» августа 2020 г. № 2511-р

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5    ВВЕДЕН ВЗАМЕН ОДМ 218.3.041-2014

п.11.10). При этом продольная и поперечная ровность основания, а также его поперечные уклоны должны соответствовать действующим нормам СП 78.13330.2012. На поверхности основания не должно быть не загерметизированных трещин шириной более 5 мм и не заделанных ямок или выбоин глубиной более 1 см и размером, превышающим размер ячейки сетки. Герметизация трещин и заделка ямок производятся с целью сокращения расхода ЛЭМС и могут выполняться любыми ремонтными материалами или смесями, в том числе укладываемыми в холодном состоянии. Отсутствие выравнивающего слоя должно быть обоснованно проверочным прочностным расчетом в соответствии с требованиями и. 7 настоящею ОДМ.

5.8 В том случае, когда образование отраженных трещин является критерием долговечности дорожного покрытия (как при ремонте, так и при новом строительстве), суммарную толщину армирующего слоя и слоев асфальтобетонного покрытия над ним рекомендуется принимать не менее величины, указанной в Приложении Г.

Допускается принимать ину ю суммарную толщину армирующего слоя и слоёв асфальтобетонного покрытия над ним, при ее обосновании расчетом в соответствии с ПНСТ 265-2018 и положениями п. 7 настоящею ОДМ.

6 Подготовка к усилению армированными асфальтобетонными слоями цементобетонных покрытий автомобильных дорог

6.1    Для восстановления эксплуатационного состояния цементобетонных покрытий автомобильных дорог применяют следующие основные способы усиления жёстких дорожных одежд:

-    устройство слоёв усиления из асфальтобетонных смесей поверх старою цементобетонного покрытия без нарушения его сплошности;

-    то же с предварительной фрагментацией старого цементобетонного покрытия и тщательным уплотнением материала основания. Фрагментацию цемеигобетонного покрытия производят на фрашешы отО,5хО,5 м до 1,5x1,5 м. Результатом фрагментации должно стать полное отсутствие перемещения фрагменюв цементобетона в вертикальном направлении;

-    то же с предварительным дроблением старого цементобетонною покрытия (виброрезонансным или другим способами), тщательным уплотнением материала основания.

6.2    В зависимости от принятого способа усиления жёсткой дорожной одежды стальную сетку у кладывают:

-    на старое цементобетонное покрытие:

-    на предварительно фрагментированное и тщательно уплотнённое старое цемешобетошюе покрытие без шрушеиия его сплошности;

-    на предварительно раздробленное и тщательно уплотнённое старое цементобетонное покрытие.

6.3    Для создания основы под укладку стальной сетки на любое бетонное основание рекомендуется устраивать выравнивающий слой из асфальтобетона толщиной не менее 4 см. Выравнивающий слой

и

одновременно является армированным слоем, дополнительно усиливающим дорожную одежду. Поэтому, толщина и тип асфальтобетона выравниваю щс го слоя обосновываются проверочным расчетом в соответствии с требованиями п. 7 настоящего ОДМ.

Укладку стальной сетки на выравнивающий слой следует производить не ранее, чем через 2-3 часа после его устройства.

6.4    Допускается укладывать стальную сетку на основание без устройства выравнивающего слоя в тех случаях, когда сетка на основании может быть закреплена дюбелем и т. п. (см. п. 11.10). При этом продольная и поперечная ровность основания, а также ею поперечные уклоны должны соответствовать действующим нормам СП 78.13330.2012. На поверхности основания не должно быть не загерметизированных швов и трещин шириной более 5 мм и не заделанных ямок или выбоин глубиной более 1 см и размером, превышающим размер ячейки сетки. Герметизация трещин и заделка ямок производятся с целью сокращения расхода ЛЭМС и могут выполняться любыми ремонтными материалами или смесями на основе неорганических или органических вяжущих, в том числе укладываемыми в холодном состоянии. Отсутствие выравнивающего слоя должно быть обоснованно проверочным прочностным расчетом в соответствии с гребовапиями п.7 настоящего ОДМ.

6.5    В том случае, когда образование отраженных трещин является критерием долговечности асфальтобетонною покрытия, суммарную толщину слоев асфальтобетонною покрытия над армирующим слоем и армирующею слоя рекомендуется принимать не менее величины, указанной в Приложении Г.

Допускается принимать иную суммарную толщину слоёв асфальтобетонного покрытия над армирующим слоем и армирующего слоя при се обосновании расчетом в соответствии с действующими рекомендациями |13| и положениями и. 7 настоящего ОДМ.

7 Проектирование дорожных одежд со стальными сетками

7.1 Введение в асфальтобетонное покрытие стальной армирующей сетки позволяет перераспределить на неё часть растягивающих напряжений, возникающих при нагружении дорожной конструкции. Кроме того, жесткая сетка, при достаточно эффективном сцеплении с асфальтобетоном, создает в прилегающем к ней слое асфальтобетона (в зоне депланации) «эффект боковою сдерживания» [15]. Что приводит к увеличению жесткости асфальтобетона в этой зоне и повышению, соответственно, таких характеристик асфальтобетона как модуль упругости и пределы прочности на растяжение, сжатие и сдвиг. В результате, в плоскости армирования и прилегающих к ней сверху и снизу зонах депланации [16] образуется композитный «квазислой» армированного асфальтобетона значительной толщины, состоящий из стальной сетки и асфальтобетона с повышенными деформационными и прочностными характеристиками.

Толщина зоны депланации увеличивается по мере увеличения толщины армирующего слоя, а также по мере увеличения отношения модулей упругости армирующего слоя и прилегающего к нему асфальтобетона. В результате вменения модуля упругости асфальтобетона при различных эксплуатационных температурах, отношение модулей упругости армирующего слоя и асфальтобетона в годовом цикле также изменяется. Что приводит к изменению в течение года толщины зоны депланации в одной и той же дорожной одежде. Вели при низких температурах толщина зоны депланации составляет 2-3 см, то в жаркий летний период она достигает 10-12 см.

Наличие достаточно выражешюй но толщине зоны депланации является характерной особенностью армирования асфальтобетонных покрытий, сравнительно, жесткими стальными сетками, имеющими регулярно расположешгые поперечные стержни с высотой сечения, превышающей толщину самой сетки. Наличие таких поперечных стержней увеличивает номинальную толщину армирующего слоя и способствует более эффективному вовлечению прилегающих слоев асфальтобетона в совместную работу с армирующим слоем.

Включение в расчетную схему многослойной дорожной одежды дополнительных слоев - армирующего слоя и слоя (слоев) армированного асфальтобетона с повышенными расчетными характеристиками, соответствующими примененной армирующей сетке, позволяет выполнить но обгценриггятым методикам все стандартные проверочные расчеты такой нежесткой или жесткой дорожной одежды, предусмотренные действующими нормативными документами. А также рекомендуемые настоящим ОДМ дополнительные проверочные расчеты.

7.2 Общие рекомендации по конструированию дорожных одежд с асфалыобетошгыми покрытиями, армировагшыми стальными сетками.

-    Для улучшения совместной работы армируемого и армирующего

материалов, рекомендуется [14] соблюдать следующее соотношение между крупностью зерен каменного материала в асфальтобетоне и размером ячеек армирующей    сетки:

0,8-(d+D) < А,    (7.1)

где d - наименьший номинальный размер зерен щебня в асфальтобетоне, мм;

D - наибольший номинальный размер зерен щебня в асфальтобетоне,

мм;

А - средний размер ячейки (среднее между значениями размера ячейки и диагонали ячейки), мм.

-    Рекомендуемым проектным решением является закрепление стальной сетки на основании с помощью укладки на сетку литой эмульсионноминеральной смеси (ЛЭМС). В этом случае: сводится до минимума риск смещения сетки построечной техникой в процессе производства

строительно-монтажных работ; обеспечивается достаточно эффективное сцепление для совместной работы армирующего слоя не только с вышележащим слоем асфальтобетона (за счет вдавливания щсбсиок в ячейки сетки при укладке верхнего слоя), но и с нижележащим слоем (за счет высокой адгезионной способности ЛЭМС); обеспечивается высокая гидроизолирующая способность асфальтобетонного покрытия в процессе эксплуатации. При использовании ЛЭМС не требуется предварительный розлив по нижнему слою подгрунтовки в виде жидкого битума или битумной эмульсии - в том случае, если технологический перерыв между укладкой слоя ЛЭМС и укладкой вышележащего слоя асфальтобетона нс превышал 3-х дней и отсутствовало движение по слою ЛЭМС транзитного или построечного транспорта.

-    Конкретные проектные решения но армированию асфальтобетонных слоев должны приниматься на основании обосновывающих расчетов.

7.3 Проверочные расчеты армированных дорожных одежд

7.3.1 Проектирование нежестких дорожных одежд с армированными асфальтобетонными слоями.

Проектирование дорожной одежды выполняется с учетом положений ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог» [2] и на основе стандартной методологии но трем условиям: по прочности, по морозоустойчивости и по осушению

При этом, стандартные расчеты дорожной одежды по морозоустойчивости и но осушению выполняются в соответствии с ПНСТ 265-2018.

Стандартные расчеты дорожной одежды на прочность (но допускаемому общему прогибу конструкции, по допустимым напряжениям при изгибе монолитных слоев дорожной одежды и по допускаемым сдвигающим напряжениям в грунте и в малосвязных дополнительных слоях основания) на действие кратковременных (динамических) и длительных (статических) нагрузок так же выполняются в соответствии с положениями ПНСТ 265-2018.

При этом следует внести ряд уточняющих изменений и дополнений в действующие методики расчетов:

-    Расчетные характеристики армирующего слоя и армированных асфальтобетонов, для проверочных расчетов дорожных одежд но различным критериям прочности при различных расчетных температурах и условиях нагружения, допускается принимать с учетом Приложения А.

-    При расчете усиления существующей дорожной одежды, имеющей трещины, необходимо выполнить дополнительную проверку асфальтобетонных слоев, лежащих над трещиной блочного основания, на сопротивление растяжению при изгибе от действия транспортной нагрузки (образование отраженной трещины). Методические рекомендации по выполнению такого расчета приведены в Приложении Б.

-    При расчете вновь строящихся нежестких дорожных одежд с монолитными слоями основания ил материалов на основе неорганических вяжущих, в которых в процессе строительства и эксплуатации могут возникнуть температурные, усадочные и т. п. не силовые трещины, так же необходимо выполнить проверку армирующею слоя и армированных слоев на образование отраженных трещин с учетом 11риложения Б.

-    На участках автомобильных дорог, где возможно возникновение особо значительных сдвигающих усилий под колесом автомобиля, необходимо выполнить дополнительную проверку асфальтобетонных покрытий на сдвигоу стойчивость с учетом 11риложения В.

7.3.2 Проектирование усиления жестких дорожных одежд с армированными асфальтобетонными слоями:

-    Проверочный расчет асфальтобетонного покрытия жесткой дорожной одежды выполняется но действующей методике [13] с учетом рекомендаций Приложения А.

-    Дополнительно выполняется расчет асфальтобетонною покрытия на устойчивость к образованию отраженных трещин над деформационными швами и трещинами бетонного основания. Методика расчета приведена в Приложении Б.

-    На участках автомобильных дорог, где возможно возникновение особо значительных сдвигающих усилий под колесом автомобиля, необходимо выполнить дополнительную проверку асфальтобетонного покрытия на сдвигоустойчивость с учетом Приложения В.

8 Подготовка асфальтобетонных покрытии к армированию стальными сетками

8.1    Требования к подготовке асфальтобетонных покрытий устанавливают в зависимости от степени их разрушения и материалов, применяемых для выполнения ремонтных работ. Подготовку выполняют тщательно, так как от неб во многом зависит дальнейшая работоспособность всей конструкции дорожной одежды.

8.2    Перед выполнением подготовительных работ рассматривают результаты обследования и данные оценки эксплуатационного состояния асфальтобетонного покрытия:

-    шощадь и глубина разрушений поверхности покрытия;

-    прочность дорожной одежды;

-    ровность покрытия.

Указанные параметры должны определяться в соответствии с ГОСТ 32825-2014, ГОСТ 32729-2014 и ГОСТ 33101-2014.

8.3    При обследовании асфальтобетонного покрытия следует обращать особое внимание на влажность грунтовою основания и уровень грунтовых вод.

Причиной переувлажненного основания может бьггь наличие следу ющих факторов:

-    подъем уровня грунтовых вод, способствующий водонасьпцению вьппележащих слоёв грунта;

-    разрушение и заиливание водопропускных труб;

-    нарушение уклонов в дренажной системе;

-    образование трещин в покрытии, через которые в основание могут свободно проникать поверхностные воды.

Осушение основания, ремонт и восстановление водоотводных систем являются первоочередными работами при подготовке асфальтобетонного покрытия к усилению.

8.4    При наличии в основании повреждённого покрытия пучинистых грунтов рекомендуется провести замену грунт па не иучинистый.

8.5    Для укладки стальной сетки поверхность основания под укладку должна быть чистой и иметь ровность в соответствии с действующими требованиями СП 78.13330.2012. При наличии в основании трещин шириной 5 мм и более, отдельных раковин, шелушения и других разрушений, перед укладкой выравнивающего слоя проводят ремонт основания в соответствии с действующими нормативами.

8.6    При армировании дорожною покрытия с укладкой стальной сетки в «корыто» после фрезерования, фрезерование должно проводиться на ширину, превышающую на 0,1 м проектную ширину укладываемой армирующей сетки (сеток).

9 Подготовка к усилению цсмснтобстоиных покрытий автомобильных дорог

9.1    Требования к подготовке цеменгобетонных покрытий устанавливают в зависимости от степени их разрушения и материалов, применяемых для выполнения ремонтных работ.

9.2    Наиболее опасными повреждениями, без ликвидации или ремонта которых не рекомендуется укладывать слои усиления, являются:

-    вертикальная подвижка плит старого покрытия относительно друг друга;

-    уступы в покрытии;

-    трещины с шириной раскрытия более 5 мм, повреждённые кромки

плит;

-    разрушение заполнителя швов.

-    переувлажнение в слоях основания;

-    коробление плит покрытия.

-    просадки и вспучивание.

9.3    Выявленные в период обследования качающиеся плиты и плиты, под которыми имеются пустоты, стабилизируют путём обеспечения плотного контакта плит с основанием. Это способствует предупреждению преждевременного разрушения нового слоя покрытия.

Плиты цементобетонного покрытия могут быть посажены на основание тяжёлыми пневматическими катками. Восстановление опирания плит осуществляют также путём заполнения пустот специальным составом

посредством нагнетания его под плиты. Стабилизацию плит после заполнения пустот проверяют прокаткой тяжёлой техники.

Фрагментация или виброразрушение плит, а затем плотная посадка их на основание, приводят к снижению температурных горизонтальных подвижек и вертикальных перемещений плит, в том числе связанных с температурными деформациями.

9.4 После стабилизации плит цементобетонного покрытия, деформационные швы и трещины тщательно очищают и подготавливают к укладке выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси. Перед укладкой выравнивающею слоя, трещины в основании шириной более 5 мм и деформационные швы должны быть загерметизированы.

К) Технологии армировании асфальтобетонных слоев стальными сетками

10.1    Армирование асфальтобетонных слоёв осуществляют стальной сеткой, которая должна соответствовать требованиям данных методических рекомендаций.

10.2    При армировании асфальтобетонных слоёв стальными сетками технология работ но устройству и усилению асфальтобетонных покрытий жестких и не жестких дорожных одежд включает следующие операции:

-    очистка существующего покрытия от загрязнений;

-    ликвидация дефектов асфальтобетонного покрытия (ремонт выбоин, герметизация трещин или швов, стабилизация бетонных плит и др.);

-    при необходимости фрезерование покрытая:

-    при необходимости фрагментация или виброразрушеиие бетонных

плит

-    при необходимости устройство выравнивающего слоя;

-    доставка и укладка стальной сетки в проектное положение;

-    прикатка сетки пневматическим катком;

-    закрепление начального поперечного прута каждого рулона сетки к основанию или нижнему слою покрытия,

-    нанесение лигой эмульсиошю-минеральной смеси, в соответствии с технологическими рекомендациями [10];

распределение по армирующему слою и уплотнение асфальтобетонной смеси слоями необходимой толщины.

Пример оформления Технологической карты на устройство защитно-армирующего слоя с использованием стальной сетки и литой эмульсионно-минеральной смеси представлен в Приложении Li.

10.3    В зависимости от сроков формирования слоя ЛЭМС и условий организации работ, операции по укладке сетки и устройству вышележащего асфальтобетонного слоя допускается устраивать в течение одной смены, либо с технологическим перерывом до 3 и более суток.

10.4    При проведении ремонтных работ на проезжей часта без прекращения движения транспорта, место работы должно ограждаться в соответствии с [8]. Выполнение работ предусматривает укладку

17

асфальтобетонного слоя усиления с армированием стальной сеткой в два этапа: сначала на одной, а затем на другой стороне движения транспорта.

10.5    Существующее дорожное покрытие очищают от пыли и грязи с помощью механических щёток, сжатого воздуха от компрессоров, ноливомосчных машин, при необходимости просушивают.

10.6    На участках с выбоинами, трещинами, раковинами, шелушением и другими дефектами асфальтобетонного или бетонного покрытия, выполняют п]>едварительную подготовку ремонтируемого покрытия (разделы 8 и 9).

10.7    Перед укладкой сетки, при необходимости, устраивается выравнивающий слой из асфальтобетона.

10.8    Укладку стальной сетки надлежит выполнять, руководствуясь положениями настоящих Методических рекомендаций. Работы должен осуществлять квалифицированный персонал.

10.9    Укладку стальной сетки можно осуществлять с помощью механического укладчика, фронтального погрузчика со штангой, автомобиля-манипулятора со штангой или автомобиля с прицепом-разматыва гелем сетки (рисунок 10.1, 10.2).

Рисунок 10.1 - Укладка стальной сетки

Рисунок 10.2 - Автомобиль с прицепом-разматывателем сетки

Укладчики обычно выпускают в виде простых навесных траверс. Стальные сетки раскатывают вдоль оси дороги ровно, без волн и складок, внешней стороной сетки наверх.

18

При сопряжении двух или более рулонов сетки, необходимо соблюдать перекрытие рулонов в продольном и поперечном направлении. В продольном и в поперечном (т.е. между смежными рулонами) направлениях - не менее 10 см. Конец предыдущего рулона должен всегда накрывать начало следующего в направлении укладки, чтобы последний не был сдвинут или завёрнут укладчиком ЛЭМС или асфальтоукладчиком (рисунок 10.3).

л    6

А - поперечный стык: 13 - продольный стык

Рисунок 10.3 - Перекрытие рулонов в продольном и поперечном направлении

Следует не дотекать нахлеста укрепляющих поперечных плоских прутьев одной сетки на такие же прутья второй сетки (т. е. поперечные прутья соседних рулонов должны быть смещены относительно друг друга). Особое внимание необходимо уделять местам сопряжения трёх или более секций сетки. Следует учитывать, что при последующей укладке эмульсионно-минеральной смеси толщина слоя ЛЭМС в данных местах будет больше.

При размещении сетки на криволинейных участках дороги следует вырезать соответствующий кусок сетки с внутренней стороны кривой поворота и методом наложения сформировать криволинейный участок (рисунок 10.4). Вырезка осуществляется ручным или электрическим инструментом.

1 - инструмент, 2 - вырезанный клин сетки; 3 - анкеровка сетки

Рисунок 10.4 - Размещение стальной сетки на криволинейных участках

10.9 После укладки сеток в проектное положение выполняют их прикатку пневматическим катком по всей площади. Разглаживание сетки

начинают с середины рулона, двигаясь катком назад и вперед. Для обеспечения плотного контакта стальной сетки с основанием достаточно четырех проходов катка но одному следу (рисунок 10.5).

Рисунок 10.5 - Прикатка сетки пневматическим катком

10.10 Одной из важных операций, обеспечивающих эффективную работу стальной сетки в конструкциях дорожных одежд, является закрепление сетки к основанию покрытия.

При условии основного крепления сетки эмульсионно-минеральной смесью, первоначально осуществляют крепление сетки дюбелями на первом поперечном укрепляющем плоском пруте каждого рулона. Дополнительное крепление сетки дюбелями производят в местах, где невозможно достичь требуемого прилегания сетки после прикатки пневматическим катком.

Анкеровку производят с помощью монтажного пистолета и пиропатронов, либо газового гвоздезабивного пистолета. В качестве анкеров используют гвозди-дюбели .длиной не менее 40 мм и пластины размером не менее 10x50 мм, нарезанные из стального оцинкованного листа, либо крепежный элемент (рисунок 10.6).

Рисунок 10.6 - Крепежный элемент

Для фиксации можно использовать также гвоздь (арматуру соответствующего диаметра), загнутый с одного конца, который надёжно

Содержание

1    Область применения..................................................................................4

2    Нормативные ссылки.................................................................................4

3    Термины и определения............................................................................5

4    Требования к стальной сетке для армирования асфальтобетонных

слоев дорожных одежд...........................................................................................7

5    Способы армирования стальными сетками асфальтобетонных слоев

нежёстких дорожных одежд................................................................................ 10

6    Подготовка к усилению армированными асфальтобетонными слоями

цементобетонных покрытий автомобильных дорог.......................................... 11

7    Проектирование дорожных одежд со стальными сетками..................12

8    11од1Х)товка асфальтобетонных покрытий к армированию стальными

сетками................................................................................................................... 15

9    Подготовка к усилению цеме1ггобетонных покрытий автомобильных

дорог.......................................................................................................................16

10    Технология армирования асфальтобетонных слоёв стальными

сетками................................................................................................................... 17

11    Контроль качества работ при армировании асфальтобетонных слоёв

стальными сетками................................................................................................22

12    Ремонт армированных стальной сеткой дорожных

асфальтобетонных покрытий..............................................................................24

Библиография..............................................................................................27

Приложение А Расчетные характеристики армирующего слоя и

армированного асфальтобетона...........................................................................29

Приложение Б Методика расчета асфальтобетонного покрытия, армированного стальной сеткой, на устойчивость к образованию отраженных

трещин....................................................................................................................37

Приложение В Методика проверочного расчета асфальтобетонного

покрытия, армированного стальной сеткой, на сдвигоустойчивость..............46

Приложение Г Рекомендуемые толщины асфальтобетонных покрытий, армированных стальными сетками, при условии обеспечения их

устойчивости к образованию отраженных трещин...........................................62

Приложение Д Примеры расчета конструкций дорожной одежды с

асфальтобетонными слоями, армированными стальной сеткой......................66

Приложение Н Пример оформления Технологической карты на

устройство защитно-армирующето слоя с использованием стальной сетки и литой эмульсионно-минеральной

смеси.......................................................................................83

з

прижимает сетку к основанию покрытия. На уложенной сетке запрещено движение транспорта. В исключительных случаях может проходить технологический транспорт с малой скоростью, без резкою ускорения, торможения и поворотов.

10.11    После укладки и разглаживания стальной сетки ее крепят к основанию эмульсионно-минеральной смесью (ЛЭМС). Ширин\' укладки смеси по каждой полосе выбирают так, чтобы дважды смесь не попадала на место продольного нахлсста со следующей полосой. При последнем проходе укладчика ЛЭМС, ширина укладки должна полностью закрыть стальную сетку. Слой из эмульсионно-минеральной смеси обеспечивает хорошую гидроизоляцию нижележащих слоев дорожной одежды, а также хорошее сцепление армирующего слоя с нижележащим выравнивающим асфальтобстхишым слоем.

10.12    Перед началом нанесения эмульсионно-минеральной смеси машину-укладчик загружают необходимыми компонентами, определяют их дозировку и производят калибровку распределительного механизма машины. Приготовление эму льсионно-минеральной смеси производят одновременно с нанесением сС на поверхность основания с уложенной на нем сеткой.

Поступательное движение машины делает возможным нанесение слоя смеси установленной толщины от 6 до 15 мм (при средней толщине Ю мм) с примерным средним расходом смеси 15 кг/м2). В местах сопряжения трех или более секций сетки толщина нанесения слоя из эмульсионно-минеральной смеси больше и расход смеси выше. Кроме того, на средний расход смеси влияют ровность подготовленной под укладку сетки поверхности, а также свойства материалов, применяемых для приготовления эмульсионно-минеральной смеси.

Битумная эмульсия подвергается распаду в течение нескольких минут после приготовления эмульсионно-минеральной смеси, но    время

окончательною формирования слоя ЛЭМС составляет от 1 до 6 часов, в зависимости от погодных условий. Рекомендуется производить укладку ЛЭМС на армирующую сетку при температурах не ниже 0°С и при отсутствии интенсивных атмосферных осадков.

По окончании формирования слоя ЛЭМС отчетливо видна фактура разложенной в этом слое сетки из стальной проволоки. Уложенный слой ЛЭМС должен быть такой толщины, чтобы превышать вертикальную высоту сечения поперечного стержня стальной сетки не более чем на 3-5 мм.

Слой из эмульсионно-минеральной смеси не нуждается в уплотнении. Для ускорения формирования слоя из эмульсиошю-минеральной смеси допускается ею прикатка пневматическим катком через некоторое время после начала формирования смеси.

По завершению работ необходимо защитить слой эмульсиошю-минеральной смеси от движения транспорта вплоть до достижения требуемой прочности. В дальнейшем, движение по сформировавшемуся слою ЛЭМС строительной техники возможно только в исключительных

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по армированию асфальтобетонных слоёв дорожных одежд стальными сетками

1    Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ устанавливает рекомендации по проектированию и строительству новых и реконструируемых, а также по ремонт)' и капитальному ремонт)* существующих жестких и не жестких дорожных одежд с асфальтобетонными слоями, армированными стальными сетками.

1.2    Методические рекомендации содержат основные требования к стальной сетке, предназначенной для армирования асфальтобетонных слоев и её технические характеристики, описание технологии армирования при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Особое внимание уделено вопросам подготовки основания для укладки стальной сетки и её закрепления, а также контролю качества работ.

2    Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 2715-75* Сетки металлические проволочные. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 32708-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение содержания глинистых частиц методом набухания

ГОСТ 32729-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Метод измерения упругого прогиба нежестких дорожных одежд для определения прочности

ГОСТ    32825-2014    Дорога    автомобильные    общего    пользования.

Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 33030-2014 Дорога автомобильные общего пользования Щебень и гравий из горных пород. Определение д!Х)бимости

ГОСТ 33049-2014 Дорога автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение сопротивления дроблению и износу ГОСТ    33101-2014    Дорога    автомобильные    общего    пользования.

Дорожные покрытия. Методы измерения ровности

ГОСТ 33109-2014 Дороги автомобильные общею пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение морозостойкости

ГОСТ Р 50575-93 (ИСО 7989-88) Проволока стальная. Требования к цинковом)' покрытию и методы испытания покрытия

ГОСТ Р 51285-99 Сетки проволочные крученые с шестиугольными ячейками для габионных конструкций. Технические условия

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические

условия

ГОСТ Р 54401-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон лигой дорожный. Технические условия

ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемнофункционального проектирования. Технические требования

ГОСТ Р 58401.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования

ГОСТ Р 58406.1-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ Р 58406.2-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон.

ГТНСТ 265-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд

СП 34.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги»

СП 78.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»

Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не -затрагивающей эту ссылку.

3 Термины II определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

армирующий слои: Композитный слой, состоящий из армирующей сетки и заполняющею ячейки сетки материала дорожного покрытия;

армированный слой: Слой асфальтобетона, находящийся в зоне депланации и обладающий, в результате армирования, повышенными прочностными и упругими свойствами;

зона дспланацпи:    Слой асфальтобетона, прилегающий к

армирующему слою и вовлекаемый в деформацию при выдергивании из него армирующего слоя.

литая эмульсионно-минеральная смесь (ЛЭМС): Смесь, состоящая из каменного материала, битумной эмульсии, минерального наполнителя, воды и специальных добавок, подобранных в определенных пропорциях и смешанных при помощи специализированного оборудования при температуре не менее 10 °С;

отраженные трещины: Трещины в асфальтобетонном покрытии, быстро развивающиеся над су шествующими трещинами или швами в нижележащих слоях дорожной одежды. Отраженные трещины образуются но механизму усталостного трещинообразования.

проволочная сетка двойной скрутки (двойного кручения): Неразрывная сетка, изготовленная из проволочных пар с периодическими двойными скрутками, которые связываются двойными скрутками со смежными аналогичными проволочными парами, образуя между собой шестиугольные ячейки;

стальная проволока двойного кручения: Две проволоки, скрепленные между собой посредством двойного кручения. При этом исходным материалом для неё является стальная оцинкованная проволока.

размер ячейки сетки: Расстояние между скрутками с учетом размера одной скрутки;

скрутка проволок: Свивка двух проволок в одном направлении на полный оборот 360°, проволоки вращаются в одном направлении, минимальное количество скруток три.

срок службы дорожной одежды: Календарная продолжительность эксплуатации дорожной одежды с предусмотренным техническим обслуживанием и ремонтными работами до состояния, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна;

сетка стальная: Сетка двойного кручения с шестиугольными ячейками из стальной проволоки с цинковым покрытием, укреплённая армирующим плоским скрученным прутом, расположенным в поперечном направлении;

трещины на дорожном покрытии: Разрушения дорожного покрытия, выразившиеся в нарушении сплошности покрытия, возникшие в результате воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов, и образованные в поперечном и продольном направлениях, а также по диагонали (косые) и в виде сетки трещин;

фрезерование покрытия: Разрушение покрытия с использованием специальных фрез, оснащённых фрезерным валом с закреплёнными на нём резцами и фронтальным транспортёром для погрузки отфрезерованного материала в транспортные средства.

4 Требования к стальной сетке для армирования асфальтобетонных слоев дорожных одежд

4.1    Для изготовления сетки проволочной двойного кручения с шестиугольными ячейками применяется проволока с антикоррозийным покрытием в соответствии с ГОСТ Р 51285-99. Выбор параметров антикоррозионного покрытия определяется проектом с учетом слабоагрсссивиой среды эксплуатации армирующей сетки внутри монолитного слоя асфальтобетонного покрытия. Для конструктивных элементов дорожных одежд, рекомендуется выбирать антикоррозийное покрытие проволоки со сроком службы не менее 25 лет.

Минимальное количество антикоррозионного покрытия для проволоки ячеек должно быть не менее 100 г/м2 д.тя сеток из проволоки с цинковым покрытием.

Для изготовления армирующих плоских скрученных прутов применяется металлическая арматура с плотным антикоррозийным покрытием в соответствии с ГОСТ Р 50575-93.

Минимальное количество ангикоррозионного покрытия для поперечных скрученных прутов должно быть не менее 100 г/м2 для арматуры с цинковым покрытием.

Испытания антикоррозийных покрытий на стальной проволоке и на арматуре для поперечных прутов по массе и качеств) проводится в соответствии с ГОСТ Р 50575-93. Антикоррозионное покрытие не должно отслаиваться от стальной проволоки или от поперечного стержня при навивании 6 витков на стержень (оправку) диаметром, равным четырехкратному диаметру проволоки пли четырехкратному наименьшему размеру поперечного сечения стержня. После испытания покрытие должно иметь прочное сцепление со стальной основой и не должно растрескиваться или отслаиваться до такой степени, чтобы чешуйки покрытия можно было удалить с поверхности проволоки пальцами.

4.2    Размеры ячейки сетки, диагонали ячейки, диаметр проволоки указаны в таблице 5.1 и должны соответствовать ГОСТ Р 51285-99. Схема сетки указана на рисунке 5.1.

4.3    Рекомендуется, при легком типе сетки применять проволоку диаметром 2,2 мм, при среднем типе - 2,4 мм и при тяжелом типе - 2,7 мм, с допустимым отклонением в диаметре проволоки ±0,09 мм. Сетка имеет шестиугольные ячейки и жесткие в поперечной плоскости крепления из плоских скрученных прутов профилем 6,0x2,0 мм - при диаметре проволоки

2,2 мм и 7,0х3,0 мм - при диаметре проволоки 2,4 мм и 2,7 мм, рас полагаемые на расстоянии 235, 265 или 285 мм в зависимости от размера ячейки (рисунок 4.1, таблица 4.1).

1 - плоский скрученный прут; 2 - проволока; 3 - размер ячейки; 4 -размер диагонали ячейки; 5 - расстояние между прутами

Рисунок 4.1- Конструкция стальной сетки

Допустимые геометрические отклонения профиля плоских скрученных прутов + 18/-4 %. Допустимое отклонение расстояния между скрученными прутами составляет ±40,0 мм.

По заявке Заказчика расстояние между прутами может быть изменено в соответствии с проектом или заказом.

Таблица 4.1 - Параметры ячеек сетки

Размер

ячейки.

мм

Размер

диагонали.

мм

Предельное

отклонение

размеров.

%

Диамезр

проволоки.

мм

Сечение юперечных стержней, мм

Шаг

юперечных стержней, мм

2.2

2x6

60

80

+ 18/-4

2.4

3x7

? 235

2.7

3x7

2.2

2x6

80

100

+ 16/-4

2.4

3x7

С 265

2.7

3x7

2.2

2x6

КЮ

120

+ 16/-4

2.4

3x7

- 285

2,7

3x7

4.4 Прочность при растяжении проволоки сетки должна быть от 35 до 50 кге/мм2 (340 ... 490 Н/мм2) в зависимости от диаметра проволоки Удлинение проволоки при разрыве должно быть не более 12 %.

Решение о применении тою или иного типа стальной сетки в каждом конкретном случае принимает проектная организация на основании положений настоящего ОДМ и результатов проверочного расчета в зависимоеги от состава и интенсивности движения, климатических и гру нтово - гид ро ло гич ес ких условий, а также толщины конструктивных слоёв дорожной одежды.

4.6 Стальная сетка должна поставляться в рулонах длиной, как правило, 50...65 м. Допустимые отклонения по длине ±1 % длины. Ширина рулона может быть от 1 м до 4,2 м. По заявке Заказчика длина и ширина рулона может быть изменена в соответствии с проектом или заказом.

Соответствующую ширину рулона выбирают в зависимости от ширины армируемого покрытия автомобильной дороги. Допустимые отклонения но ширине ±10 см. Развернутый рулон сетки не должен иметь видимых повреждений. Структура расположения ячеек должна быть равномерная.

4.7    Сетка должна складироваться, паковаться и храниться в рулонах таким образом, чтобы избежать еб повреждения. Рулоны укладываются горизонтально на сухой и ровной поверхности. Рулоны могут укладываться один на другой максимально в девять слоев.

4.8    Технические характеристики стальной сетки для армирования асфальтобетонных слобв представлены в таблице 4.2. Классификация стальных сеток для армирования асфальтобетонных покрытий по типам представлена в таблице 4.3.

Таблица 4.2 - Технические характеристики стальной сетки

Диаметр проволоки, мм

Размер поперечного еечения прута, мм

Размер ячейки, мм

Нагрузка при

разрыве

продольная

(справочно),

кН/м

Нагрузка при разрыве поперечная (справочно), кН /м

Масса сежи (справочно), кг/м2

2.7

7,0хЗ,0

60x80

80x100

100x120

>40

>50

1,73

2,4

7,0x3,0

60x80

80x100

100x120

>40

>50

1,45

2,2

6,0х2,0

60x80

80x100

100x120

>32

>32

1,30

Таблица 4.3 Классификация стальных сеток для армирования асфальтобетонных покрытий но тинам

Реко мен дуемы е i iapa ме i ры сетки

Допускаемые нарамефы сежи

Тип

сетки

Диаметр

проволоки.

мм

Размер поперечного сечения прута (высота х толщина ).мм

Размер

ячейки.

мм

Диаметр про волоки, мм

Размер поперечного сечения npyia (высота х толщина), мм

Размер

ячейки,

мм

Тяжелый тип (Т)

2,7

7,0x3.0

60x80

2.4

7,0хЗ,0

60x80

Средний mu (С)

2.7

7,0хЗ,0

80x100

2.4

7,0хЗ,0

80x100

2.7

7.0.хЗ,0

100x120

2.2

6.0х2.0

60x80

6,0х2,0

100x120

2.4

7.0.X.3.0

100x120

тип (Л)

2.2

2,2

6,0x2,0

80x100

4.9 Параметры, материал и основные предельные размеры сеток должны соответствовать [14].

5 Способы армирования стальными сетками асфальтобетонных слоев нежёс тких дорожных одежд

5.1    Возможны следующие способы применения стальных сеток при ремонте и капитальном ремонте нежёстких дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием:

-    устройство слоёв усиления из асфальтобетонных смесей поверх старого асфальтобетонного покрытия без нарушения его сплошности;

-    устройство слоёв усиления из асфальтобетонных смесей поверх старого асфалыобетошюю покрытия с предварительным фрезерованием старого асфальтобетонного покрытия.

-    устройство слоёв усиления из асфальтобетонных смесей поверх старого асфальтобетонного покрытия после его холодного рисайклинга.

5.2    Необходимые способы усиления, материалы и конструкции дорожных одежд назначают с учётом состояния асфальтобетонного покрытия, несущей способности существующей дорожной одежды, интенсивности дорожного движения, климатических и грунтово-гидрологических условий.

5.3    Состояние асфальтобетонного покрытия перед ремонтом или усилением допускается определять согласно методики, приведенной в ГОСТ 32729-2014.

5.4    Расчёт толщины слоёв усиления осуществляют после инструментального обследования и расчетов в соответствии с действующими нормативными документами и положениями раздела 7 данных Методических рекомендаций.

5.5    При новом строительстве дорожной одежды стальную сетку можно укладывать и закреплять непосредственно на поверхности нижележащего слоя дорожной одежды из асфальтобетона, а также на поверхности основания из органоминеральпых смесей или на поверхности слоев основания из обработанных неорганическим вяжущим материалов.

5.6    При ремонте и капитальном ремонте, стальную армирующую сетку рекомендуется укладывать на выравнивающий слой из асфальтобетона толщиной не менее 4 ем. Выравнивающий слой одновременно яв.лястся армированным слоем, дополнительно усиливающим дорожную одежду'. Поэтому, толщина и тип асфалыобетош выравнивающего слоя обосновываются проверочным расчетом в соответствии с требованиями п. 7 настоящего ОДМ.

Укладку стальной сетки на выравнивающий слой следует производить не ранее, чем через 2 ... 3 часа после его устройства.

5.7    Допускается укладывать стальную сетку на основание без устройства выравнивающего слоя в тех слу чаях, когда основание состоит из материала, к которому сетка может быть закреплена дюбелем и т. п. (см.

ю