Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

27 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ Р 57215-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на магистральные тепловозы с гидропередачей колеи 1067 мм и 1520 мм и устанавливает общие технические требования к тепловозу в целом и его составным частям.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие технические требования

     4.1 Требования к тепловозам

     4.2 Требования к двигателю

     4.3 Требования к тяговой передаче

     4.4 Требования к экипажной части

     4.5 Требования к кабине машиниста

     4.6 Требования к тормозному оборудованию

     4.7 Требования к вспомогательному оборудованию

     4.8 Требования к устройствам управления, контроля и безопасности, программным средствам тепловоза

     4.9 Требования к электрооборудованию

     4.10 Требования надежности

     4.11 Общие требования пожарной безопасности и взрывобезопасности

     4.12 Общие требования охраны окружающей среды

     4.13 Общие требования охраны труда

     4.14 Маркировка

     4.15 Утилизация

Приложение А (обязательное) Требования к безопасному доступу в кабину машиниста, машинное отделение и для обслуживания крышевого оборудования тепловоза

Приложение Б (обязательное) Габарит подвижного состава для эксплуатации на колее 1067 мм

Приложение В (обязательное) Допустимые значения показателей искусственного освещения кабины машиниста и машинного отделения

Библиография

 
Дата введения01.07.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

02.11.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1591-ст
РазработанОАО ВНИКТИ
ИзданСтандартинформ2016 г.

Main line hydraulic diesel locomotives. General technical requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

57215-

2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ТЕПЛОВОЗЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ С ГИДРОПЕРЕДАЧЕЙ

Общие технические требования

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2016


ГОСТ P 57215—2016

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. № 1591-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 Пункты 4.1.3—4.1.5. 4.1.7—4.1.10. 4.1.12—4.1.16, 4 4.2. 4 4 4—4.4.8. 4 4.10, 4.4.12—4 4 15.

4.5.1— 4.5.3. 4.5.5—4.5.10. 4.5.11.1, 4.5.11.2. 4.5.12. 4.5.13. 4.5.15—4.5.19. 4.5.21. 4.6.1. 4.6.3—4.6.8. 4.6.14—4,6.16. 4.6.19. 4.7.2. 4.8.1. 4.8.2. 4.8.5—4 8.7, 4.9.2—4 9.5. 4 9.9.1,4.9 9.7. 4.9.11. 4.9.12. 4 9.14,

4.9.15.4.10.1.4.10.2.4.11.1— 4.11.13.4.12.1-4.12.3.4.13.1—4.13.8.4.14.1.4.14.2.4.14.4.4.15.1.4.15.2 могут использоваться в качестве подтверждения соответствия требованиям безопасности, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования

Правипа применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикувлкя в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ.2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4.5.11.3 На тепловозе может быть предусмотрена возможность:

-    дежурного обогрева кабины машиниста (в том числе йот внешнего источника электроснабжения) при длительном отстое на открытом воздухе и отрицательных температурах наружного воздуха с обеспечением температуры в кабине на уровне не ниже 5 °С;

-    дежурного охлаждения кабины машиниста кондиционером (в том числе и от внешнего источника электроснабжения) с обеспечением температуры в кабине не более 35 °С при длительном отстое в теплый период года при условиях, способных привести к повышению температуры в кабине свыше 35 °С.

Кроме того, система кондиционирования должна осуществлять предварительный обогрев (охлаждение) кабины машиниста до температуры, соответствующей установленной в санитарных правилах (1 ] за время подготовки тепловоза в рейс, определяемое условиями эксплуатации.

Система увлажнения (при наличии) должна обеспечивать относительную влажность воздуха в кабине от 30 % до 70 % при температуре наружного воздуха ниже 20 °С и не более 70 % — при температуре свыше 20 °С.

4.5.12    Параметры планировки кабины, компоновки рабочих мест для обеспечения удобства управления из положения «сидя» и «стоя», обеспечения требований обзорности (см. 4.5.1, 4.5.2) должны соответствовать значениям, установленным в санитарных правилах [1]. и обеспечивать беспрепятственное покидание машинистом рабочего места. Компоновка органов управления и средств отображения информации на пульте — в соответствии с требованиями, установленными в санитарных правилах (1).

Кресла машиниста и помощника машиниста должны соответствовать требованиям ГОСТ 33330. иметь выданный в установленном порядке сертификат (декларацию) соответствия. Сиденье машинис-та-инструктора должно быть откидным или переносным и расположено так. чтобы не создавать помех работе машиниста и помощника машиниста. Сиденье должно быть полужесткое размером 350 х 350 мм или с круглой подушкой диаметром 350 мм.

4.5.13    Конструкция тепловоза должна обеспечивать безопасный доступ в кабину машиниста, машинное отделение, для обслуживания крышевого оборудования тепловоза и для протирки лобовой части. Поверхность ступенек, площадок, подножек и настилов должна препятствовать скольжению. Конструкция этих элементов должна соответствовать требованиям, установленным в таблице А.1 (приложение А).

Крепление площадок, подножек и поручней должно выдерживать действие сил не менее 2 кН.

4.5.14    Входные двери распашного типа кабины машиниста, машинного отделения должны иметь устройства фиксации дверей в открытом положении. Фиксация дверей распашного типа в открытом положении должна быть обеспечена с силой от 80 до 150 Н.

Над боковыми окнами и входными дверями тепловозов должны быть установлены желобки для стока дождевой воды. Длина желобков должна превышать ширину окон или дверей не менее чем на 150 мм с каждой стороны.

4.5.15    Установка и настройка прожектора должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.056-81 (пункт 1.3.9). буферных фонарей — ГОСТ 12.2.056-61 (пункт 1.3.10). Конструкция кабины тепловоза и/или конструкция прожектора и буферных фонарей должна исключать замерзание и образование инея на защитных стеклах.

4.5.15.1 Прожектор может бытьслампами накаливания или светодиодным.

Осевая сила света прожектора в режиме «яркий свет» должна быть в пределах от 6.4 • 105 до

9.6 105кд, в режиме «тусклый свет» — в пределах от 0,7 105до 1,2 • 105кд. Угол рассеяния излучения прожектора от оси в пределах 0.1 осевой силы света в вертикальной и горизонтальной плоскостях должен быть не менее 3°. Для светодиодных прожекторов координаты цветности излучения должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

Обозначение

координат

Значения координат цветности угловых точек

1

2

3

4

5

*

0.285

0.500

0.500

0.453

0.285

X

0.264

0.382

0.440

0.440

0.332

Прожектор должен иметь удобный доступ для возможности регулировки в вертикальной и горизонтальной плоскостях из кабины машиниста.

ГОСТ P 57215—2016

Конструкция прожектора и кабины машиниста должна обеспечивать возможность восстановления функционирования прожектора при движении тепловоза из кабины машиниста в кратчайший период времени заменой лампы, светодиодного модуля или источника питания прожектора.

Для светодиодного прожектора могут быть предусмотрены резервные блоки питания либо питание светодиодов по группам от отдельных источников питания, исключающие снижение силы света менее минимально нормируемого значения.

4.5.15.2 Светосигнальные буферные фонари на лобовой части тепловоза должны быть белого и красного цвета и располагаться как с правой, так и с левой стороны на высоте от 1500 до 1700 мм от уровня головки рельса с расстоянием между ними не менее 1300 мм. Сигнальные фонари должны быть установлены также на задней торцевой стенке каждой секции многосекционного локомотива, которая может использоваться как самостоятельная единица.

Требуемое распределение силы света буферных фонарей белого и красного цвета приведено в таблице 3.

Таблица 3

Угол излучения в горизонтальной плоскости, грая

Минимальное значение силы света, кд

Цвет сигнального огня

Белый

Краоеий

Угол излучения в вертикальной плоскости, град

0

±2.5

0

±2.5

0

530

270

160

80

15

500

150

±15

330

100

125

290

90

±35

270

80

Максимальное значение силы света, кд

2000

650

Координаты цветности угловых точек областей белых и красных сигнальных фонарей приведены в таблице 4.

Таблица 4

Цвет

Обозначение

Значения координат цветности угловых точек

огня

координат

1

2

3

4

5

Белый

ж

0,285

0,500

0,500

0,453

0,285

У

0,264

0,382

0,440

0.440

0,332

Красный

ж

0,735

0,703

0,704

0.725

У

0.265

0,297

0,290

0,267

4.5.16    Допустимые уровни звука и звукового давления, инфразвука и вибрации в кабине машиниста — в соответствии с установленными в санитарных правилах [1).

4.5.17    В помещениях тепловоза должно быть предусмотрено рабочее (общее и местное) и аварийное освещение.

Светильники рабочего и аварийного освещения, лампы подсветки приборов и сигнализаторы должны быть расположены так. чтобы их прямой и отраженный от стекол кабины и приборов световой поток не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении тепловозом с рабочих мест в положении «сидя» и «стоя».

9

Светильники или лампы аварийного освещения должны присоединяться к независимому источнику питания (аккумуляторной батарее) и подключаться к нему автоматически при внезапном отключении рабочего освещения. Должна быть предусмотрена возможность ручного включения аварийного освещения.

Допустимые значения показателей искусственного освещения кабины машиниста, машинного отделения, пульта машиниста, переходной площадки между секциями многосекционного тепловоза — в соответствии с таблицей В. 1 (приложение В).

4.5.18    Допустимые уровни электромагнитных излучений в кабине машиниста — в соответствии с установленными в санитарных правилах (1).

4.5.19    Допустимые уровни загрязнения воздушной среды в кабине машиниста и машинном (дизельном) отделении продуктами деструкции полимерных материалов, а также продуктами неполного сгорания дизельного топлива (по содержанию окиси углерода, диоксида азота и диоксида серы) при температуре воздуха в помещениях от 20 °С до 40 вС — по гигиеническим нормативам (2).

Неметаллические материалы, используемые при изготовлении кабины и ее оборудования, должны иметь документ, подтверждающий соответствие требованиям токсикологической (по показателю токсичности — гигиеническим нормативам (2)) и санитарно-эпидемиологической (3J безопасности.

4.5.20    Неметаллические материалы, используемые при изготовлении помещений тепловоза и его оборудования, должны препятствовать накоплению загрязнений, легко очищаться, позволять производить гигиеническую обработку.

4.5.21    Подсветка шкал контрольно-измерительных приборов на информационной панели пульта машиниста должна обеспечивать плавную регулировку яркости шкал с белым полем от минимального значения не более 0.6 кд/м2 до максимального значения не менее 2 кд/м2. Неравномерность яркости шкал не должна превышать 3:1.

Примечание — Рекомендуется устанавливать максимальное значение яркости, не превышающее 15 кд/м2.

4.6 Требования к тормозному оборудованию

4.6.1    Тепловозы должны быть оборудованы следующими видами тормозов:

-    автоматическим пневматическим;

-    вспомогательным пневматическим прямодействующим;

-    ручным стояночным;

-    электропневматическим (пассажирские тепловозы);

-    гидротормозом.

4.6.2    На тепловозе должен применяться фрикционный колодочный тормоз или. по требованию заказчика, дисковый тормоз.

Стояночные автоматические тормоза, противоюзные устройства, системы управления тормозами поезда, системы автоматического управления торможением поезда, системы распределенного управления тормозами поезда и другие, работающие совместно с кранами машиниста, устанавливают по требованию заказчика.

4.6.3    Тепловоз должен быть оборудован системой аварийно-экстренного торможения, предусматривающей включение тифона. автоматических тормозов, снятие тягового усилия и подачу песка под первую по ходу движения тепловоза колесную пару каждой тележки.

4.6.4    При работе по системе многих единиц и (или) для многосекционных тепловозов должно быть обеспечено автоматическое торможение тепловозов и (или) всех секций мгногосекционного тепловоза в случае саморасцепа и (или) нарушения целостности межсекционных пневматических соединений (разъединение, разрыв) с давлением воздуха в тормозных цилиндрах не менее 0.30 МПа и исключение самопроизвольного отпуска тормоза в течение 5 мин.

4.6.5    При давлении в тормозной магистрали менее (0.44 ±0,03) МПа должна быть исключена возможность реализации режима тяги, предусмотрено автоматическое отключение тяги при экстренном и автостопном торможениях. При применении экстренного торможения должна быть обеспечена автоматическая подсыпка песка, которая должна прекращаться при минимальной скорости движения с возможностью остановки первой колесной пары на чистых (без песка) рельсах.

4.6.6    Тормозной путь следующего одиночно тепловоза с конструкционной скоростью при экстренном торможении автоматическим тормозом на площадке (уклон 0 %о) не должен превышать значений, приведенных в таблице 5.

Ю

ГОСТ P 57215—2016

Таблица 5

Конструкционная скорость. kmN

Тормозной путь тепловоза, м. не более

Пневматическое торможение

Электролневматическое торможение

Не более 80

550

505

Св. 80 до ЭОвключ.

710

655

» 90 » 100 »

830

770

»100 »110 »

900

840

» 110 » 120 »

1080

1010

» 120 » 140 »

1180

1100

• 140 »160 »

1560

1470

» 160 » 180 »

2000

1900

» 180 » 200 »

2200

2100

4.6.7    При наличии противоюзных устройств в условиях пониженного уровня сцепления колес с рельсами допускается увеличение тормозного пути относительно полученного при сухих рельсах на величину не более 10 %. но не превышающего значений, приведенных в таблице 5.

При единичном отказе цепей управления лротивоюзной защиты (при ее наличии) должно быть произведено ее автоматическое отключение.

4.6.8    Стояночный тормоз должен соответствовать требованиям ГОСТ 32880 и обеспечивать удержание одиночного полностью экипированного тепловоза на уклоне не менее 30 %о. Штурвал ручного стояночного тормоза должен быть установлен на каждой секции многосекционного тепловоза: в кабине машиниста или тамбуре (кузове).

При применении стояночного тормоза с ручным приводом усилие на маховике (рукоятке) привода тормоза должно быть не более 343 Н (35 кгс). Затяжка маховика (рукоятки) привода тормоза должна быть обеспечена его вращением по часовой стрелке не более одной минуты. Должен быть исключен самопроизвольный отпуск ручного тормоза. Должно быть исключено самопроизвольное вращение маховика (рукоятки).

4.6.9    Условный проход трубопроводов питательной и тормозной магистрали должен быть не менее 32 мм.

4.6.10    Резьбовые соединения трубопроводов питательной и тормозной магистрали должны располагаться в местах, доступных для контроля утечек сжатого воздуха и должны быть выполнены без видимых невооруженным глазом провисаний по отношению к горизонтальной плоскости, проходящей через оси концевых кранов.

4.6.11    На пультах управления каждой секции многосекционного тепловоза должны быть установлены манометры прямого действия классом точности не более 1,5 и ценой деления шкалы не более 0.02 МПа для контроля избыточного давления сжатого воздуха 8 тормозной и питательной магистралях, уравнительном резервуаре и тормозных цилиндрах каждой тележки данной секции.

4.6.12    Конструкцией рычажной передачи тормоза должен быть обеспечен равномерный зазор между колодкой и поверхностью катания колеса по всей длине колодки, а также возможность автоматической или ручной регулировки зазоров между колодкой и поверхностью катания колеса.

Должна быть исключена возможность сползания колодок с поверхности катания колеса.

Тормозная рычажная передача должна обеспечивать постоянство силы нажатия при новых и предельно изношенных тормозных колодках. Допускается снижение силы нажатия не более чем на 10 %.

4.6.13    Для снабжения сжатым воздухом тормозных цилиндров тепловоз или каждая секция многосекционного тепловоза должны быть оборудованы отдельным питательным резервуаром (резервуарами) общим объемом не менее 150 л. сообщенным через обратный клапан с питательной магистралью. Использование этого резервуара для других потребителей не допускается.

4.6.14    Увеличение времени наполнения тормозных цилиндров при экстренном торможении, вызванном различными управляющими воздействиями, по сравнению с экстренным торможением от органа управления автотормозами должно составлять не более 10 %.

11

4.6.15    Плотность (снижение давления) пневматической сети тормозных цилиндров при торможении с максимальным давлением и отключении от питательного резервуара каждого из реле давления, питающего тормозные цилиндры, должна быть не более 0.02 МПа за одну минуту.

4.6.16    Тепловоз должен быть оборудован устройством блокировки тормозов, обеспечивающим включение и отключение управления тормозной системой и принудительное торможение тепловоза при смене кабин управления, а также исключающим возможность воздействия на тормозную систему из нерабочей (неактивной) кабины, включая работу тепловозов по системе многих единиц.

При блокировке тормозов органы управления системы аварийно-экстренного торможения не должны блокироваться.

4.6.17    По требованию заказчика тепловоз может быть оборудован системой отпуска тормозов тепловоза при приведенных в действие автотормозах состава поезда.

4.6.18    Конструкция экипажной части и рычажной передачи должна допускать смену тормозных колодок на путях при отсутствии смотровой канавы.

4.6.19    Действие гидротормоза должно быть согласовано с работой пневматического тормоза при служебном и экстренном торможении.

При замещении гидротормоза (или в случае его отказа на тепловозе) должен быть обеспечен автоматический переход на пневматическое торможение.

Совместное действие гидротормоза с пневматическим тормозом не допускается. При включении гидротормоза должно автоматически блокироваться поступление сжатого воздуха в тормозные цилиндры тепловоза от пневматического тормоза.

Допускается применение вспомогательного тормоза тепловоза совместно с гидротормозом.

Повышение давления в тормозных цилиндрах свыше допускаемой величины, значение которой установлено в конструкторской документации на тепловоз, должно приводить к отключению гидротормоза.

4.7 Требования к вспомогательному оборудованию

4.7.1    Тепловоз должен быть оборудован автоматической системой подачи песка под первую по ходу движения тепловоза колесную пару каждой тележки.

На тепловозе должно быть предусмотрено принудительное включение подачи песка под первую по ходу движения колесную пару тепловоза, независимо от скорости движения.

При наличии на тепловозе противоюзных и противобоксовочных устройств должна быть предусмотрена автоматическая подача песка по сигналам от них.

Объем бункеров для песка, приходящийся на каждую тележку, должен быть не менее 100 дм3.

4.7.2    На тепловозе должна быть предусмотрена защита от превышения давления сжатого воздуха в главных резервуарах. Срабатывание системы защиты (предохранительных клапанов) должно быть при давлении сжатого воздуха в главных резервуарах выше верхнего предела установленного рабочего давления компрессорных установок не более чем на 0.1 МПа.

4.7.3    Требования к компрессорам и агрегатам компрессорным для пневматических тормозных систем тепловозов — по ГОСТ 10393.

4.7.4    Производительность компрессорной(-ых) установки(-ок) и суммарный объем главных резервуаров тепловоза должны обеспечивать потребности в сжатом воздухе тепловоза и водимых им составов на всех режимах его работы и при всех условиях эксплуатации. Привод компрессора должен быть регулируемым, обеспечивающим номинальную частоту вращения независимо от частоты вращения дизеля.

4.7.5    На тепловозе должна быть предусмотрена возможность отключения компрессора в случае выхода его из строя, а также возможность принудительного включения компрессорной установки.

4.7.6    Резервуары, сообщаемые с питательной и тормозной магистралями, должны иметь краны или клапаны с подогревом для выпуска конденсата.

4.7.7    По требованию заказчика тепловоз должен быть оборудован системой дистанционной продувки главных резервуаров с электрообогревом.

4.7.8    Качество сжатого воздуха пневматической системы тепловоза должно удовлетворять требованиям ГОСТ 32202.

4.7.9    Устройства охлаждения силовой установки, включая систему автоматического управления их работой, должны поддерживать температуру теплоносителей (охлаждающей жидкости и масла), установленную в технических условиях на двигатель, на всех режимах его работы.

Запас теплорассеивающей способности охлаждающего устройства должен быть не менее 15 % расчетного значения.

12

ГОСТ P 57215—2016

4.7.10 По требованию заказчика для поддержания допустимого уровня температур охлаждающей жидкости и масла двигателя при вынужденных отстоях («горячий» отстой) при выключенном двигателе и температуре атмосферного воздуха ниже минимально допустимых температур охлаждающей жидкости и масла, обеспечивающих безопасный запуск двигателя, тепловоз должен быть оборудован системой прогрева.

4 .7.11 Тепловоз должен быть оборудован топливоподогревателем.

4.7.12    Конструкция жидкостной охлаждающей системы тепловоза должна исключать образование воздушных пробок, обеспечивать полный слив жидкостей.

4.7.13    Система воздухоснабжения дизеля и системы гребнесмазывателя должна быть оборудована самоочищающимися фильтрами сухого типа. Коэффициент очистки воздуха для двигателей — в соответствии с ГОСТ 11729.

4.7.14    По требованию заказчика тепловоз может быть оборудован системой гребнесмазывания бандажей колес.

4.7.15    Тепловоз должен быть оборудован автоматической системой контроля и учета топлива.

4.8 Требования к устройствам управления, контроля и безопасности, программным

средствам тепловоза

4.8.1    Устройства управления, контроля и безопасности тепловоза (далее — устройства) должны быть выполнены в виде функциональных блоков (модулей) с применением микропроцессорных устройств и программных средств с представлением информации на пульте управления тепловозом.

4.8.1.1    Устройства должны обеспечивать следующие функции:

-    недопустимость самопроизвольного ухода поезда с места его стоянки;

-    информирование и сигнализацию о состоянии подвижного состава;

-    автоматическую остановку при саморасцепе секций многосекционного тепловоза;

-    прием и обработку команд машиниста, защиту от некорректных действий машиниста.

4 .8.1.2 Устройства должны обеспечивать для грузовых тепловозов:

-    контроль установленных скоростей движения с регистрацией параметров движения;

-    автоматическую локомотивную сигнализацию;

-    контроль плотности пневматической тормозной магистрали.

4.8.1.3    Устройства должны обеспечивать для грузовых локомотивов, предназначенных для вождения соединенных поездов, и пассажирских тепловозов, кроме перечисленных в 4.8.1.1—4.8.1.2. возможность получения и передачи речевой и визуальной информации при подъездах к входным и выходным светофорам, железнодорожным переездам и станциям.

4.8.1.4    Устройства должны обеспечивать для грузовых тепловозов, обслуживаемых одним машинистом, и пассажирских тепловозов, в том числе и обслуживаемых одним машинистом, кроме перечисленных в 4 8.1.1—4.8.1.3:

-    систему автоматического управления торможением поезда;

-    периодическую проверку бдительности (бодрствования) машиниста, а также в случае ее потери — автоматическую остановку поезда.

4.8.1.5    Программные средства должны сохранять работоспособность после перегрузок, быть защищенными от компьютерных вирусов, несанкционированного доступа и некорректного вмешательства. соответствовать установленным на них требованиям.

4.8.2    Радиостанция тепловоза должна обеспечивать непрерывную двустороннюю связь между машинистом и поездным диспетчером, дежурным по ближайшей станции и машинистами другого подвижного состава, находящегося на перегоне.

Радиостанция должна работать на гектометровых и метровых диапазонах технологической радиосвязи, установленных для железнодорожного применения.

4.8.3    На пульте управления в кабине машиниста должна быть предусмотрена визуальная сигнализация о целостности тормозной магистрали тепловоза. В случае разрыва целостности тормозной магистрали или самопроизвольного (при поездном положении органа управления автотормозами) срабатывания автотормозов в составе грузового поезда система должна произвести отключение тяги тепловоза.

4.8.4    На пульте управления в кабине машиниста должна быть предусмотрена визуальная сигнализация о наличии сжатого воздуха в тормозных цилиндрах тележек и главных резервуарах. Давление в тормозных цилиндрах, при котором должна включаться сигнализация, должно быть от 0,02 до 0,04 МПа. а в главных резервуарах — от 0.59 до 0.60 МПа. в грузовых тепловозах, в пассажирских — от 0.54 до 0.55 МПа.

13

ГОСТ Р 57215-2016

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................3

4    Общие технические требования............................................3

4.1    Требования к тепловозам.............................................3

4.2    Требования к двигателю..............................................5

4.3    Требования к тяговой передаче.........................................5

4.4    Требования к экипажной части..........................................5

4.5    Требования к кабине машиниста........................................7

4.6    Требования к тормозному оборудованию..................................10

4.7    Требования к вспомогательному оборудованию..............................12

4.8    Требования к устройствам управления, контроля и безопасности, программным средствам

тепловоза.........................................................13

4.9    Требования к электрооборудованию.....................................14

4.10    Требования надежности............................................15

4.11    Общие требования пожарной безопасности и взрывобезопасности.................16

4.12    Общие требования охраны окружающей среды..............................17

4.13    Общие требования охраны труда......................................17

4.14    Маркировка....................................................17

4.15    Утилизация....................................................18

Приложение А (обязательное) Требования к безопасному доступу в кабину машиниста.

машинное отделение и для обслуживания крышевого оборудования тепловоза. ... 19 Приложение Б (обязательное) Габарит подвижного состава для эксплуатации на колее 1067 мм. . . 20 Приложение В (обязательное) Допустимые значения показателей искусственного освещения

кабины машиниста и машинного отделения...........................21

Библиография........................................................22

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕПЛОВОЗЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ С ГИДРОПЕРЕДАЧЕЙ Общие технические требования

Main line hydraulic diesel locomotives. General technical requirements

Дата введения — 2017—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на магистральные тепловозы с гидропередачей колеи 1067 мм и 1520 мм и устанавливает общие технические требования к тепловозу в целом и его составным частям.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 2582 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия ГОСТ 8865 Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация ГОСТ 9219 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений ГОСТ 10150 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия ГОСТ 10393 Компрессоры, агрегаты компрессорные с электрическим приводом и установки компрессорные с электрическим приводом для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 11729 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Воздухоочистители. Общие технические условия

ГОСТ 11928 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543.1 Изделия электротехнические и другие технические изделия. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 16350 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 17516.1 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 22483 (IEK 60228:2004) Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров

Издание официальное

ГОСТ 28465 Устройства очистки лобовых стекол кабины машиниста тягового подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 30247.0 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации ГОСТ 31187-2011 Тепловозы магистральные. Общие технические требования ГОСТ 31365 Покрытия лакокрасочные электровозов и тепловозов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 31539 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения ГОСТ 31565 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

ГОСТ 32192 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 32202 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству

ГОСТ 32410 Крэш-системы аварийные железнодорожного подвижного состава для пассажирских перевозок. Технические требования и методы контроля

ГОСТ 32565 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия ГОСТ 32880 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия ГОСТ 33321 Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия

ГОСТ 33330 Кресло машиниста (оператора) железнодорожного подвижного состава. Технические условия

ГОСТ 33754 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов автономного тягового и моторвагонного подвижного состава. Нормы и методы определения

ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 50951 Внешний шум магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы измерений

ГОСТ Р 51759 Передачи гидродинамические для подвижного состава железнодорожного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ Р 52307-2005 Холодильники пищи термоэлектрические для подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ Р 53784 Элементы оптические для световых сигнальных приборов железнодорожного транспорта. Технические условия

ГОСТ Р 54749 Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки

ГОСТ Р 55176.3.1 (МЭК 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Подвижной состав. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 55437 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Классификация по объему автоматизации и технические требования к автоматизации

ГОСТ Р 55056 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ Р 55057 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения ГОСТ Р 55513 Локомотивы. Требования к прочности и динамическим качествам ГОСТ Р 56057 Системы светооптические светодиодные для железнодорожной светофорной сигнализации. Общие технические требования и методы испытаний

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячною информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт. на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана

ГОСТ P 57215—2016

датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен беззамены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 31539. ГОСТ 32192, ГОСТ Р 51759, ГОСТ Р 55056, ГОСТ Р 55057, а также следующий термин с соответствующим определением:

заказчик: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке и контракту с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).

(ГОСТ 15.101-98, статья 3.5)


3.1

4 Общие технические требования

4.1    Требования ктепловозам

4.1.1    Климатическое исполнение тепловоза —У1 поГОСТ 15150.

Оборудование, устанавливаемое вне кузова, должно быть исполнения У1; оборудование, устанавливаемое в кузове, — исполнения У2; оборудование, устанавливаемое в кабине машиниста. — исполнения УЗ поГОСТ 15150.

Допускаются другие климатические исполнения тепловоза по ГОСТ 15150 в зависимости от региона эксплуатации поГОСТ 16350.

4.1.2    Оборудование тепловоза должно быть рассчитано на работу при воздействии механических внешних воздействующих факторов — по ГОСТ 30631 для групп механического исполнения М25. М26. М27 в зависимости от места расположения оборудования на тепловозе.

4.1.3    Конструкцией тепловоза может быть обеспечена работа по системе многих единиц (до четырех секций). Тепловозы могут быть односекционными и многосекционными и иметь от четырех до восьми сцепных осей в секции. При наличии сочлененных секций многосекционный тепловоз должен быть оборудован переходными площадками (из секции в секцию) закрытого типа с соблюдением требований, соответствующих показателю 13 таблицы А. 1 (приложение А).

4.1.4    Конструкцией тепловоза должна быть предусмотрена возможность управления одним машинистом с учетом требований ГОСТ 12.2.056-81 (пункты 3.3.1,3.9).

4.1.5    Тепловоз должен обеспечивать установленную на него в технических условиях силу тяги при высоте над уровнем моря до 1400 м.

4.1.6    Коэффициент сцепления колес при подаче песка при трогании с места должен быть не менее 0.4. Коэффициент использования сцепной массы при коэффициенте сцепления 0.4 должен быть не менее 0.9.

4.1.7    Габарит тепловозов должен соответствовать:

-    для колеи 1520 мм 1-Т по ГОСТ 9238.

-    для колеи 1067 мм — согласно приложению Б.

4.1.8    Допустимое воздействие тепловоза на путь типовой конструкции — по таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Значение показателя

Допускаемые динамические напряжения растяжения в кромках подошвы рельса в кривых и прямых участках железнодорожного пути, в переднем вылете рамных рельсов и переводных кривых стрелочных переводов. МПа

240

Допускаемые напряжения в кромках подошвы остряков стрелочных переводов. МПа

275

Допускаемые напряжения на основной площадке земляного полотна. МПа

0.12

Допускаемые напряжения в балласте под шпалой для железнодорожного пути с типо-

вой конструкцией верхнего строения, МПа

0.5

для железнодорожного пути с песчаным и гравийным балластом

0.3

3

Окончание таблицы 1

Наименование показателя

Значение показателя

Допускаемые напряжения на смятие в деревянных шпалах под подкладками, осреднен-ные по площади подкладки. МПа

2.2

Критерий устойчивости рельсошпальном решетки от поперечного сдвига по балласту (отношение максимальной горизонтальной нагрузки к средней вертикальной нагрузке рельса на шпалу — коэффициент а), не более:

для железнодорожного пути с типовой конструкцией верхнего строения пути

1.4

для железнодорожного пути с песчаным и гравийным балластом

1.1

Допускаемая динамическая погонная нагрузка на железнодорожный путь от тележки. кН/м

168

Допускаемое отношение рамной силы к вертикальной статической нагрузке колесной

1 1 ■'

пары на рельсы (Рст) при движении на прямых, кривых участках железнодорожного пути и стрелочных переводах

для железнодорожного пути с типовой конструкцией верхнего строения пути

0.4

для железнодорожного пути с песчаным и гравийным балластом

0.3

Допускаемые боковые силы, передаваемые от колеса на рельс. кН

на прямых и кривых участках пути и стрелочных переводах на деревянных брусьях

100

на стрелочных переводах на железобетонных брусьях

120

4.1.9    Тепловоз должен бытьоборудован звуковыми сигнальными устройствами большой громкости (тифон) и малой громкости (свисток).

Звуковые сигнальные устройства большой громкости (тифон) и малой громкости (свисток) должны соответствовать требованиям ГОСТ 33321.

В конструкции тепловоза должно быть предусмотрено резервирование управления исполнительными устройствами тифона.

4.1.10    Тепловоз должен быть оборудован светосигнальными приборами и устройствами управления ими, которые должны реализовывать схемы обозначения тепловоза, в соответствии с требованиями ГОСТ 31187-2011 (приложение Б).

4.1.11    Окрашивание тепловозов — по ГОСТ 31365. Срок службы лакокрасочных покрытий наружных и внутренних поверхностей кузовов тепловозов должен быть не менее 8 лет, ходовой части — не менее 2 лет. Покрытие должно обладать эрозионной стойкостью (стойкостью к износу при аэродинамических нагрузках), атмосферостойкостью. стойкостью к перепаду температур от минус 50 вС до плюс 50 °С.

Металлические части тепловоза, кроме замкнутых внутренних полостей, поверхностей трения, нагреваемых поверхностей, должны быть защищены антикоррозионными покрытиями.

На лобовой части тепловоза должна быть нанесена полоса, выполненная красно-оранжевой флюоресцирующей краской, общей площадью не менее 1,2 м2.

4.1.12    Тепловозы должны быть оборудованы автосцепным устройством по ГОСТ Р 54749 с поглощающим аппаратом и возможностью их замены без выкатки тележек. Энергоемкость поглощающих аппаратов автосцепного устройства должна быть не менее 100 кДж.

4.1.13    На тепловозе для технического обслуживания и эксплуатации тепловоза должны быть предусмотрены:

-    шкаф для инструментов;

-    места для специального хранения электрозащитных средств, комплектов тормозных башмаков, ремкомллектов.

4.1.14    Минимальный радиус кривой, проходимой одиночным тепловозом при скорости до 10 км/ч. должен быть 125 м для колеи шириной 1520 мм и 80 м—для колеи шириной 1067 мм.

4.1.15    Санитарно-бытовое обеспечение локомотивной бригады должно включать в себя следующие элементы:

-    шкаф для размещения одежды и личных вещей локомотивной бригады;

-    место для размещения аптечки для оказания первой помощи;

-    санитарное оборудование, включающее умывальник, биотуалет переносного типа или унитаз со стационарным баком-сборником замкнутого типа.

Конструкция туалетной системы должна обеспечивать возможность промывки, дезинфекции и опорожнения бака-сборника и исключать соприкосновение персонала с фекальными сбросами.

4

ГОСТ P 57215—2016

Конструкция бака-сборника должна предотвращать возможность попадания запахов в помещение. Бак-сборник, трубопроводы, арматура, находящиеся в неотапливаемой части и снаружи кузова, должны иметь теплоизоляцию и электроподогрев или иные средства, предотвращающие замораживание при движении и на стоянке. Исполнение бака-сборника должно также не допускать сброс содержимого на железнодорожные пути.

В кабине машиниста должны быть предусмотрены:

-    места и устройства (не менее одного на тепловоз) для подогрева пищи (электрическая плитка или печь СВЧ);

-    места и устройства (не менее одного на тепловоз) для хранения продуктов питания локомотивной бригады (холодильник) емкостью не менее 5 л, температура в холодильной камере — по ГОСТ Р 52307-2005 (пункт 3.5).

Примечания

1    В случае размещения шкафа для одежды вне кабины в кабине предусматривают оборудование для размещения легкой верхней одежды (крючки, вешалки).

2    Холодильник может быть размещен в машинном отделении.

4.1.16    Показатели развески тепловоза должны удовлетворять следующим требованиям;

-    относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары — не более 4 %;

-    относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке — не более 3 %;

-    относительная разность статических нагрузок по сторонам тепловоза (секции тепловоза) — не более 3 %.

4.1.17    Источники света в машинном помещении должны иметь рассеиватели или располагаться так, чтобы прямой поток света не попадал в глаза при обслуживании оборудования. Должно быть предусмотрено освещение контрольно-измерительных приборов и рабочих органов на вертикальной поверхности вдоль прохода в машинном отделении (вертикальная освещенность на их поверхности — не менее 20 лк). Освещенность на полу туалета — не менее 10 лк.

4.1.18    По требованию заказчика может быть предусмотрено освещение места выхода из тепловоза под нижней ступенькой лестницы в кабину машиниста в темное время суток, обеспечивающее освещенность на уровне головки рельса не менее 2 лк.

4.2    Требования к двигателю

4 .2.1 Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 10150.

4 .2.2 Двигатель должен отвечать второй степени автоматизации по ГОСТ Р 55437.

4 .2.3 Система пуска двигателя должна автоматически отключаться после состоявшегося запуска двигателя.

4.2.4    Аварийно-предупредительная сигнализация и защита двигателя должны соответствовать ГОСТ 11928.

4.3    Требования к тяговой передаче

4.3.1    Тепловозы должны быть оборудованы тяговой передачей, состоящей из гидродинамической передачи, раздаточного реверс-редуктора, карданных приводов, осевых редукторов, системы охлаждения масла гидродинамической передачи и гидротормоза.

4.3.2    Конструкция гидродинамической передачи, включая режим работы гидротормоза, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51759.

4.3.3    Гидродинамическая передача должна обеспечивать тепловозу реализацию расчетной тяговой характеристики при движении тепловоза в обоих направлениях.

4.4    Требования к экипажной части

4.4.1    Конструкция тепловоза по показателям прочности и динамическим качествам должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 55513.

4.4.2    Коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса должен быть не менее 1.4.

4.4.3    При наличии в конструкции экипажной части ограничителей перемещений, предназначенных для функционирования в штатной эксплуатации, они должны иметь упругие упоры.

4.4    4 Коэффициент конструктивного запаса пружинных комплектов должен быть:

-    первой ступени рессорного подвешивания: при отсутствии упругих упоров, ограничивающих вертикальные перемещения буксы относительно рамы тележки, — не менее 1,6; при наличии упругих упоров и их нагружении — не менее 1.6: при наличии упругих упоров до их нагружения — не менее 1,4;

-    второй ступени рессорного подвешивания — не менее 1.4.

4 .4.5 Коэффициент горизонтальной динамики должен быть не более 0.3.

5

Коэффициент вертикальной динамики первой ступени рессорного подвешивания должен быть не более:

-    0,35 для пассажирского тепловоза с конструкционной скоростью 160 км/ч и менее;

-    0.30 для пассажирского тепловоза с конструкционной скоростью более 160 км/ч;

-    0.40 для грузового тепловоза.

Коэффициент вертикальной динамики второй ступени рессорного подвешивания должен быть не более:

-    0.20 для пассажирского тепловоза:

-    0.25 для грузового тепловоза.

4.4.6    Коэффициенты запаса сопротивления усталости для конструкций экипажной части, за исключением колесных пар. валов тягового привода, зубчатых колес и пружин рессорного подвешивания. должны быть не менее:

-    2,0 для стальных конструкций;

-    2.2 для конструкций из алюминиевых сплавов.

4.4.7    Сопротивление усталости рам тележек и промежуточных рам (балок, брусьев и т. п.) второй ступени рессорного подвешивания должно быть подтверждено отсутствием усталостных трещин после 10 млн. циклов нагружения на вибрационном стенде (при условии одновременного нагружения рам тележек на стенде вертикальными силами от веса надрессорного строения и горизонтальными поперечными (рамными) силами).

4.4.8    В конструкции тепловоза (секции) должны быть предусмотрены места для его подъема домкратами. Поверхность, предназначенная для соприкосновения с головками домкратов, должна препятствовать их скольжению.

Должна быть предусмотрена возможность подъема тепловоза при сходе колесных пар с рельсов при помощи кранов и домкратов, а также возможность его транспортирования при любой заклиненной колесной паре.

4.4.9    Кузов тепловоза должен быть вагонного типа, включающий в себя приваренные к раме кузов машинного отделения и кабину управления. Допускается выполнять крепление кабины к раме и кузову тепловоза на амортизаторах (виброопорах) при обеспечении выполнения необходимых требований к прочности. В конструкции тепловоза должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа дизеля, гидропередачи, компрессора и другого оборудования, устанавливаемого в кузове, через съемные люки и съемные арки, размещенные на крыше, а также через съемные секции крыши. При наличии люка для выхода на крышу из кузова тепловоза его размеры должны быть не менее 500 х 500 мм.

4.4.10    Прочность кузова (главной рамы) при действии расчетных нагрузок (нормативной силы соударения, максимальных продольных квазистатических сил), приложенных по осям сцепных устройств, должна быть обеспечена по критерию непревышения напряжениями о условного предела текучести, примененного при изготовлении материала 2: о<^.

Значения продольных сил для расчетного режима должны быть:

=2500 кН — для грузовых тепловозов, кроме тепловозов колеи 1067 мм;

=2000 кН — для пассажирского тепловоза и тепловоза колеи 1067 мм.

Примечание — Знак а+» соответствует растяжению, знак «-» — сжатию.

4.4.11    В машинном (дизельном) отделении кузова должны быть предусмотрены боковые окна для естественного освещения, выполненные из высокопрочного стекла.

4.4.12    Должно быть обеспечено отсутствие взаимного касания элементов экипажной части, не предусмотренного конструкторской документацией.

4.4.13    Подвесное оборудование, которое имеет вращающиеся части и/или массу более 500 кг. а также тяги тормозной рычажной передачи и балки, должно иметь страховочные устройства, предотвращающие его падение на путь при отказе основной системы крепления. Прочность страховочных устройств должна выдерживать нагрузку, равную двукратной силе тяжести предохраняемого от падения подвесного оборудования.

Максимальные расчетные напряжения о в страховочных устройствах не должны превышать условного предела текучести материала (о^), из которого они изготовлены.

4.4.14    При проектировании пассажирских тепловозов должна быть предусмотрена аварийная крэш-система по ГОСТ 32410.

4.4.15    Показатели плавности хода в вертикальном и в горизонтальном поперечном направлениях должны быть не более:

-    3.50 для пассажирских тепловозов:

-    3.75 для грузовых тепловозов.

ГОСТ P 57215—2016

4.4.16    В лобовой части тепловоза должен быть установлен путеочиститель, регулируемый по высоте и рассчитанный по прочности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55513 (пункт 8.2.8 и приложение А).

4.4.17    При проектировании тепловозов применение листовых рессор и гасителей колебаний фрикционного типа не допускается.

4.5 Требования к кабине машиниста

4.5.1    Конструкция кабины машиниста должна обеспечивать обзор и контроль фронта маневровых операций и сигналов при движении тепловоза в обоих направлениях. Снаружи должны быть установлены зеркала обратного вида по ГОСТ 12.2.056-81 (пункт 3.2.9).

4.5.2    Конструкция кабины машиниста с элементами остекления и установка кресел машиниста и помощника машиниста должны обеспечивать локомотивной бригаде при работе сидя и стоя наружный обзор, видимость пути следования, контактного провода, мачтовых и карликовых светофоров без искажения восприятия цветности сигналов, принятой для световой сигнализации на железнодорожном транспорте по ГОСТ Р 53784 и ГОСТ Р 56057.

4.5.3    Остекление кабины должно обеспечивать видимость пути следования в дневное и ночное время при всех погодных условиях Ветровые стекла кабины машиниста должны быть оборудованы стеклоочистителями (площадь очистки — не менее 60 % стекла), стеклоомывателями, антиобледени-тельными устройствами. Устройства очистки ветровых стекол — по ГОСТ 28465. Угол установки стекол должен подбираться с учетом исключения отражения в них наружных световых сигналов и внутренних источников света.

4.5.4    По требованию заказчика могут быть предусмотрены электрообогрев ветровых и боковых стекол с автоматическим отключением и стеклоочистители с электрическим приводом.

4.5.5    В лобовых окнах кабины машиниста необходимо применять высокопрочные стекла по ГОСТ 32565. Стекла должны быть надежно закреплены в рамах окон и иметь уплотнения. Боковые стекла по динамической прочности должнысоответствоватьтребованиям ГОСТ 12.2.056-81 (пункт 3.2.15).

4.5.6    Солнцезащитные экраны на лобовых окнах должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.056-81 (пункт 3.2.5):

-    ширина экрана — не менее ширины окна;

-    регулировка и фиксация экрана в любом положении по высоте окна — не менее 2/3 высоты от верхней кромки окна;

-    световой коэффициент пропускания материала экрана — не более 0,1.

Боковые окна должны быть оборудованы солнцезащитными жалюзи (экранами) для исключения эффекта засветки средств отображения информации на пульте управления.

4.5.7    Коэффициент теплопередачи ограждений кабины машиниста (средний) должен быть не более 1.7Вт/(м2 К). Температурный коэффициент герметичности — не более 55 10'31/(ч вС).

4.5.8    Избыточное давление воздуха в кабине машиниста должно быть не менее 15 Па.

4.5.9    Микроклимат в кабине машиниста должен обеспечиваться системой кондиционирования, обеспечивающей охлаждение воздуха, принудительную приточно-вытяжную вентиляцию с очисткой подаваемого наружного воздуха, подогрев воздуха, а также исполнением кабины с необходимой степенью герметичности и теплоизоляции (см. 4.5.7).

4.5.10    Температура поверхности нагревательных приборов или их ограждений в кабине машиниста должна быть не более 55 °С, а температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) не должна превышать 45 вС.

Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног (на уровне от 100 до 150 мм от опорной поверхности для ног) на рабочих местах машиниста и помощника, должна быть не выше 35 °С.

Температура подаваемого 8 кабину охлажденного воздуха должна быть не ниже 16 °С (на расстоянии от 100 до 150 мм от выходного отверстия).

4.5.11    Система кондиционирования и подачи наружного воздуха

4.5.11.1    Приточно-вытяжная вентиляция (в режиме подогрева и охлаждения) должна обеспечивать подачу наружного воздуха на одного человека в кабину машиниста в количествах, установленных в санитарных правилах [1).

4.5.11.2    Параметры микроклимата в кабине машиниста, параметры, определяющие эффективность системы отопления и эффективность системы охлаждения кабины, должны соответствовать значениям, установленным в санитарных правилах (1).

Температура воздуха в кабине машиниста должна поддерживаться автоматически в пределах допустимых значений с возможностью ручной коррекции ее величины в диапазоне =2 °С.

7