Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

456.00 ₽

Купить ГОСТ Р 55176.3.1-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Является третьей частью серии стандартов, устанавливающих требования в области электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте. Стандарт устанавливает нормы электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава: локомотивов, вагонов (пассажирских и грузовых), моторвагонного подвижного состава и специального подвижного состава, а также правила и методы испытаний.

Стандарт применяют совместно с ГОСТ Р 55176.1.

 Скачать PDF

Содержит требования IEC 62236-3-1(2008)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к допустимым уровням электромагнитных помех, создаваемых железнодорожным подвижным составом

5 Метод измерения напряженности поля электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава

6 Требования по обеспечению электромагнитной совместимости железнодорожного подвижного состава с устройствами железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики

Приложение А (обязательное) Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы измерения и расчета

Приложение ДА (обязательное) Методы измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи и бортовой сети, питающей радиостанции

Приложение ДБ (справочное) Оригинальный текст измененных положений примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1 :2008

Приложение А (информационное) Помехи на линиях связи

Приложение ДВ (справочное) Исключенные положения примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1 :2008

Приложение В (нормативное) Излучаемые электромагнитные помехи - Методика испытаний

Приложение ДГ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Приложение ДД (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008

 
Дата введения01.01.2014
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.06.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

23.11.2012УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1116-ст
РазработанОАО НИИАС
РазработанООО НПК СвязьСервис
ИзданСтандартинформ2014 г.

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Railway systems and equipment. Part 3-1. Rolling stock. Requirements and test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Й

НАЦИОНАЛЬНЫ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТР

55176.3.1—

2012

(МЭК 62236-3-1:2008)

<Ш>


Совместимость технических средств электромагнитная

СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Часть 3-1

Подвижной состав Требования и методы испытаний

IEC 62236-3-1:2008 Railway applications — Electromagnetic compatibility —

Part 3-1: Rolling stock — Train and complete vehicle (MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС») и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственная компания «СвязьСервис» (ООО «НПК «СвязьСервис») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. №1116-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту МЭК 62236-3-1:2008 «Железные дороги. Электромагнитная совместимость. Часть 3-1. Подвижной состав. Поезд и единичное транспортное средство» (IEC 62236-3-1:2008 «Railway applications — Electromagnetic compatibility — Part 3-1: Rolling stock — Train and complete vehicle») путем изменения его структуры, а также путем внесения технических отклонений и редакционных изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5    Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований электромагнитной совместимости технических регламентов Таможенного союза:

-    «О безопасности железнодорожного подвижного состава»;

-    «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»;

-    «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологи

5.2.2.4 При проведении измерений в режиме движения скорость подвижного состава должна составлять (50 ±10) км/ч. При прохождении места установки измерительной антенны испытуемый подвижной состав должен ускоряться или замедляться с усилием приблизительно 1 /3 максимального тягового (тормозного) усилия в данном диапазоне скоростей.

Примечание — 5.2.2 настоящего стандарта включает текст раздела 4 и пункта 6.3.2 примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008, отредактированный применительно к конкретным типам подвижного состава.


5.3 Требования к измерительным приборам и их размещению

(Подраздел включен в настоящий стандарт дополнительно для соблюдения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и с целью уточнения порядка проведения измерений дополнен описанием типов антенн, которые могут быть использованы при измерениях, с учетом рекомендаций пункта В.2 (приложение В) примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008.)

5.3.1    Измерительные приборы и измерительные антенны должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51318.16.1.1 и ГОСТ Р 51318.16.1.4 соответственно.

Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть утвержденного типа и поверены, а испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568.

Примечание — Измерительные приборы должны обеспечивать режим измерения уровней пиковых и квазипиковых значений помех.

5.3.2    При измерениях могут быть использованы следующие типы антенн:

-    от 150 кГц до 30 МГц, измерение магнитного поля Н, дБ (1 мкА/м) — рамочная антенна по ГОСТ Р 55176.2 (рисунок 3);

-    от 30 МГц до 300 МГц, измерение электрического поля Е, дБ (1 мкВ/м) — биконическая антенна по ГОСТ Р 55176.2 (рисунок 4);

-    от 300 МГц до 1,0 ГГц, измерение электрического поля Е, дБ (1 мкВ/м) — логопериодическая антенна по ГОСТ Р 55176.2 (рисунок 5).

5.3.3    При использовании анализатора спектра в протоколе должны быть указаны скорость развертки и ширина полосы пропускания.

5.3.4    Расстояние от измерительной антенны до оси пути, по которому движется или на котором стоит подвижной состав, составляет (10 ± 0,3) м. При использовании логопериодической антенны это расстояние отсчитывают от геометрического центра антенной решетки. Измерения проводят с одной стороны железнодорожного подвижного состава.

5.3.5    Высота установки антенны относительно уровня головки рельса должна находиться в пределах от 1,0 до 2,0 м для рамочной антенны и от 2,5 до 3,5 м — для биконической и логопериодической антенн.

Рамочную антенну устанавливают в вертикальной плоскости параллельно железнодорожному пути. Биконическую и логопериодическую антенны устанавливают в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расположение биконической антенны и вибраторов логопериодической антенны при измерениях в горизонтальной плоскости должно быть параллельно железнодорожному пути.


5.4 Измерительная площадка

5.4.1    На измерительной площадке не должно быть деревьев, кустарников, строений. Измерительную площадку недопустимо размещать на участках, включающих мосты, тоннели, опоры контактной сети с гибкими и жесткими поперечинами.

5.4.2    Точка измерения должна находиться в середине пролета между опорами контактной сети на стороне пути, противоположной месту размещения опор; на двухпутных участках измерения следует проводить со стороны пути, на котором находится испытуемый подвижной состав.

5.4.3    Длина контактной подвески в обе стороны от точки измерения должна быть не менее 2 км, при этом контактная сеть не должна иметь неоднородностей (нейтральных вставок, секционных изоляторов ит.п).

5.4.4    В пределах 2 км или секции контактной сети не должны работать другие локомотивы, моторвагонный или специальный самоходный подвижной состав.


7


Примечание — Если условия по 5.4.3 и 5.4.4 обеспечить невозможно, необходимо регистрировать уровень посторонних помех (фоновый шум) до и после каждого измерения помех от испытуемого подвижного состава.

5.4.5 Допустимый уровень посторонних помех на каждой частоте измерений, определенный при полностью выключенном оборудовании на испытуемом подвижном составе, должен быть не менее чем на 6 дБ ниже норм по 4.1 и 4.2.

Допускается проводить измерения, если уровень посторонних помех превышает допустимый, а суммарный уровень посторонних помех и помех от испытуемого подвижного состава не превышает норм по 4.1 и 4.2.

Примечание — Данный абзац включен в настоящий стандарт дополнительно в целях обеспечения проведения испытаний в условиях повышенного уровня помех в пределах измерительной площадки.

5.5 Испытательные частоты

(Данный подраздел включен дополнительно с учетом рекомендаций В.1 (приложение В) примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 для уточнения порядка проведения измерений.)

При проведении измерений следует исключать частоты, на которых работают радиовещательные станции или другие источники сигналов высоких уровней.

Напряженность поля электромагнитных помех измеряют на следующих частотах в пределах нормируемой полосы частот:

-    0,24; 0,60; 1,00; 2,20; 3,50; 10,00; 22,00 МГц (точность установки частоты ± 10 %);

-    35,00; 90,00; 180,00 МГц (точность установки частоты ± 5 МГц);

-    300,00; 600,00; 900,00 МГц (точность установки частоты ± 20 МГц).

5.6 Порядок проведения измерений

При испытаниях подвижного состава на стоянке измерительную антенну устанавливают в следующих точках:

-    для электровозов — напротив поднятого токоприемника;

-    для тепловозов — напротив середины секции;

-    для моторвагонного подвижного состава с питанием от контактной сети — напротив поднятого токоприемника;

-    для автономного моторвагонного подвижного состава — напротив моторного вагона;

-    для специального подвижного состава — напротив середины единицы подвижного состава;

-    для вагонов — напротив оборудования, которое может создавать наибольшие помехи.

Примечание — Текст данного подраздела отредактирован по отношению к пункту 6.3.2 примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 в целях уточнения мест размещения измерительных антенн при проведении измерений.

6 Требования по обеспечению электромагнитной совместимости железнодорожного подвижного состава с устройствами железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики

Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики, а также методы измерения и расчета изложены в приложении А.

Примечание — Настоящий раздел изложен в соответствии с рекомендациями подраздела 6.1 и с учетом положений пункта 6.2.2 примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи в Российской Федерации.

8


Приложение А (обязательное)

Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики.

Методы измерения и расчета

А.1 Нормы мешающих влияний на устройства железнодорожной электросвязи.

Методы измерения и расчета

А.1.1 Нормы мешающих влияний

А. 1.1.1 При испытаниях определяют мешающее влияние электровозов и электропоездов на кабельные проводные линии связи.

А. 1.1.2 Мешающее влияние оценивают по величине напряжения, наведенного в контрольной цепи кабельной линии связи. Мешающее напряжение (псофометрическое значение) Чш, создаваемое в кабельных проводных линиях связи при движении электровозов и электропоездов, не должно превышать 1,0 мВ для электропоездов и 1,2 мВ для электровозов.

А.1.2 Метод расчета напряжения, наведенного

в контрольной цепи кабельной линии связи

А. 1.2.1 Расчет напряжения, наведенного в контрольной цепи кабельной линии связи, проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида электровоза и электропоезда; порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях — в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава.

А. 1.2.2 Определение мешающего влияния электровозов и электропоездов на кабельные линии связи выполняют расчетным методом. Рассчитывают величину напряжения (Уш, индуцированную контуром тягового электроснабжения электровоза или электропоезда в цепи контрольного участка кабеля связи.

В качестве расчетного принимают контрольный участок кабеля типа МКПАБ7 х4х1,05 + 5x2x0,7 + 1x0,7 при длине сближения линии связи с тяговой сетью/э = 25 км и ширине сближения между проводом связи и влияющей линией а = 25 м.

На расчетном участке принимается консольное электроснабжение двухпутного участка на плече /т = 25 км. Удельная проводимость земли а принимается равной 0,025 См/м.

Расчетную величину мешающего напряжения (псофометрическое значение) 1/ш, мВ, определяют по формуле (А.1):

(А.1)

где Чш — уровень гармонической составляющей мешающего напряжения с частотой /в диапазоне 50—3450 Гц. Составляющую мешающего напряжения 1/ш^, мВ, определяют по формуле (А.2):

(А.2)

где соf = 2nf — угловая частота составляющей тока электропоезда, рад/с;

f — частота гармонической составляющей тока электропоезда диапазона частот 50—3450 Гц;

Mf — взаимная индуктивность между двумя однопроводными цепями для составляющей тока электропоезда на частоте f. Mf, Гн/км, определяют по формуле (А.З):

(А.З)

(таблица А.1);


If — уровень составляющей тока электропоезда на частоте f (измеряется при испытаниях), А; pf — коэффициент акустического воздействия для составляющей тока электропоезда на частоте f

9

ГОСТ P 55176.3.1—2012

г\f — коэффициент чувствительности двухпроводной цепи к помехе для составляющей тока электропоезда на частоте f, принятый для цепи магистрального непупинизированного НЧ кабеля (таблица А.1);

Sf — результирующий коэффициент экранирующего (защитного) действия для составляющей тока электропоезда на частоте f, определяют по формуле А.4:

Sf = So6fSpST,    (А.4)

где S0Qf — коэффициент защитного действия оболочки кабеля на частоте f (таблица А. 1);

Sp =0,34 — коэффициент экранирующего действия рельсов (двухпутный участок) для ширины сближения 25 м;

ST=0,58 — коэффициент экранирующего действия заземленных тросов (медный сечением 120 мм2) при удельном сопротивлении земли 40 Ом м;

Таблица А1 — Коэффициенты чувствительности двухпроводной цепи к помехе, защитного действия оболочки кабеля и акустического воздействия для составляющей тока частотой f

f. Гц

4fx103

So6 f

Pf

50

0,035

0,219

0,0007

150

0,09

0,099

0,035

250

0,18

0,068

0,178

350

0,3

0,053

0,376

450

0,38

0,044

0,582

550

0,47

0,038

0,733

650

0,55

0,034

0,851

750

0,64

0,031

0,955

850

0,72

0,028

1,035

950

0,81

0,026

1,109

1050

0,9

0,025

1,109

1150

0,95

0,023

1,035

1250

1,02

0,022

0,977

1350

1,04

0,021

0,928

1450

1,11

0,02

0,881

1550

1,112

0,02

0,842

1650

1,115

0,019

0,807

1750

1,118

0,018

0,775

1850

1,121

0,018

0,745

1950

1,127

0,017

0,72

2050

1,131

0,017

0,698

2150

1,134

0,016

0,679

2250

1,138

0,016

0,661

2350

1,142

0,016

0,643

2450

1,145

0,015

0,624

Окончание таблицы А. 1

Гц

СО

О

X

sr

So6f

Pf

2550

1,148

0,015

0,604

2650

1,151

0,015

0,586

2750

1,154

0,014

0,567

2850

1,157

0,014

0,546

2950

1,16

0,014

0,531

3050

1,163

0,014

0,514

3150

1,165

0,014

0,502

3250

1,167

0,013

0,489

3350

1,168

0,013

0,482

3450

1,169

0,013

0,477

Примечание — Значения параметров в таблице даны для частот, кратных 50 Г ц. Для других частот заданного диапазона значения параметров определяют интерполяцией.

А.1.3 Метод измерения гармонических составляющих тока

При испытаниях измеряют гармонические составляющие If тока электровоза или электропоезда основной составное™ в квазиустановившихся режимах работы электрооборудования при консольном электроснабжении подвижного состава от одной тяговой подстанции на двухпутном участке.

При электротяге переменного тока измерения проводят при работе электровоза или электропоезда на консоли длиной 25 км (допускается имитация консольного электроснабжения на участке длиной 25 км путем включения в контур тягового электроснабжения соответствующего реактанса).

При электротяге постоянного тока на подстанции включают двухзвенный семиконтурный фильтр с индуктивностью реакторов отсоса 10 мГн и свободной емкостью более 200 мкФ. Измерения на постоянном токе проводят при работе электровоза или электропоезда на консоли более 1,5 км с соответствующим приведением уровней составляющих тока электровоза или электропоезда к плечу длиной 25 км.

Ток электровоза или электропоезда измеряют по методу А.2.2.2 (приложение А).

Гармонические составляющие тока электровоза или электропоезда определяют в динамическом спектральном анализе тока электровоза или электропоезда, результатом которого является дискретный спектр усредненных (за время 300 мс) значимых гармонических составляющих тока электровоза или электропоезда в полосе частот 50—3450 Гц.

По измеренным составляющим If тока электровоза или электропоезда рассчитывают псофометрическое значение мешающего напряжения 1/ш.

А.2 Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы измерения

[Требования раздела А.2 (приложение А) являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 и приведены, как предложено в разделе 6.1 стандарта МЭК 62236-3-1:2008, с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава в Российской Федерации].

А.2.1 Нормы мешающих влияний

А.2.1.1 При испытаниях определяют мешающее влияние электровозов, электропоездов, пассажирских вагонов с высоковольтным преобразователем на рельсовые цепи сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и устройства автоматической локомотивной сигнализации (АЛС).

А.2.1.2 Мешающее влияние оценивают по величине гармонических составляющих тока электровоза, электропоезда, пассажирского вагона с высоковольтным преобразователем.

Допустимые значения величины гармонических составляющих тока электровоза или электропоезда приведены в таблице А.2, допустимые уровни мешающего влияния электрооборудования пассажирского вагона с высоковольтным преобразователем приведены в таблице А.З.


Примечание — Текст справочного приложения А примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 отредактирован в соответствии с нормативными документами, в которых изложены требования по мешающим влияниям железнодорожного подвижного состава на линии железнодорожной электросвязи, установленные в Российской Федерации, как предложено в разделе 6.1 примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008.

11

Таблица А.2 —Допустимые значения величины гармонических составляющих тока электровоза или электропоезда

Система электроснабжения электровоза/ электропоезда

Полоса частот гармонических составляющих тока электропоезда, Гц

Центральная частота полосы (номинальная частота сигнального тока устройств СЦБ и АЛС), Гц

Действующее значение гармонических составляющих тока электровоза/ электропоезда в полосе частот*, А, не более

19—21

21—29

29—31

25

11,6

1,0

11,6

Система 3 кВ постоянного тока

40—46 46—54 54—60

50

5.0 1,3

5.0

4507—4583

4545

0,2

5517—5593

5555

0,2

15—21 21—29 29— 35

25

4.1 1,0

4.1

Система 25 кВ переменного тока 50 Гц

65—85

75

4,1

4462—4538

4500

0,2

5462—5538

5500

0,2

167—184

175

0,4

408—432

420

0,35

Системы 3 кВ постоянно-го тока и 25 кВ перемен-ного тока 50 Гц

468—492

480

0,35

568—592

580

0,35

708—732

720

0,35

768—792

780

0,35

4962—5038

5000

0,2


* Указан уровень действующего значения, рассчитанный сразу для всех гармонических составляющих, одновременно присутствующих в заданной полосе, с длительностью его возмущения более 0,3 с.


Таблица А.З —Допустимые уровни мешающего влияния электрооборудования пассажирского вагона с высоковольтным преобразователем

Частота сигнального тока, Гц

Полоса частот, Гц

Допустимый уровень помех, мА

25

19—21

240

21—29

60

29—31

240

50

42—46

100

46—54

24

54—58

100

175

167—184

40

420

408—432

50


Окончание таблицы А.З

Частота сигнального тока, Гц

Полоса частот, Гц

Допустимый уровень помех, мА

480

468—492

50

580

568—592

50

720

708—732

50

780

768—792

50

4545

4508—4583

30

5000

4963—5038

30

5555

5518—5593

30

А.2.2 Метод измерения мешающих влияний на устройства железнодорожной автоматики

и телемеханики

А.2.2.1 Измерения проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида железнодорожного подвижного состава; порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях — в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава.

А.2.2.2 Измерение величины гармоник тягового тока проводят путем измерений уровней гармонических возмущений в указанных в таблице А.2 полосах частот в токе электровоза или электропоезда во всех эксплуатационных режимах работы электрооборудования подвижного состава, предусмотренных технической документацией.

А.2.2.3 Измерение уровня помех проводят путем измерений гармонических составляющих тока высоковольтного преобразователя пассажирского вагона в указанных в таблице А.З полосах частот. Измерения проводят на стоянке во всех эксплуатационных режимах, предусмотренных технической документацией.

13

Приложение ДА (обязательное)

Методы измерения напряжения элетромагнитных помех, создаваемых подвижным составом

в каналах железнодорожной радиосвязи и бортовой сети, питающей радиостанции

(Требования, изложенные в настоящем приложении, являются дополнительными относительно требований международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 и включены в настоящий стандарт с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава в Российской федерации.)

ДА.1 Метод измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом

в каналах железнодорожной радиосвязи

ДА.1.1 Общие положения

ДА. 1.1.1 Измерение напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи, проводят на выходе антенных кабелей радиостанции железнодорожной радиосвязи. Испытания проводят в соответствии с ГОСТ Р 51318.16.1.2 и настоящим стандартом.

ДА. 1.1.2 Измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи, проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида железнодорожного подвижного состава; порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях — в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава.

ДА.1.2 Условия проведения измерений

ДА.1.2.1 Климатические условия

Измерения проводят при отсутствии атмосферных осадков (дождя, снега), при температуре воздуха не менее 5 °С и скорости ветра менее 10 м/с. При наличии на проводах контактной сети изморози и гололедных образований измерения не проводят.

ДА. 1.2.2 Режимы работы подвижного состава при проведении измерений

ДА.1.2.2.1 Испытания подвижного состава проводят на стоянке и в движении в режимах тяги и электрического торможения, если такое предусмотрено его конструкцией.

ДА. 1.2.2.2 На стоянке измерения проводят при включенном вспомогательном электрооборудовании подвижного состава (вспомогательные преобразователи, вентиляторы, компрессоры, генераторы управления, климатические установки, зарядные агрегаты и другое электрооборудование), работающем с номинальным током.

ДА. 1.2.2.3 При измерениях на стоянке подвижной состав должен находиться на путях, удаленных на расстояние не менее 200 м от посторонних, т. е. не относящихся к непосредственному питанию испытуемого подвижного состава, источников электромагнитных помех: других электрифицированных путей, тяговых подстанций, линий электропередачи и т. д.

ДА. 1.2.2.4 Испытания подвижного состава в движении проводят при скорости (70 ± 10) км/ч, а также при увеличении скорости и торможении. Испытуемый подвижной состав должен ускоряться или замедляться с усилием приблизительно 1/3 максимального тягового (тормозного) усилия в заданном диапазоне скоростей.

ДА.1.3 Требования к измерительным приборам

Измерительные приборы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51318.16.1.1.

Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть утвержденного типа и поверены, а испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568.

Примечание — Измерительные приборы должны обеспечивать режим измерений квазипиковых значений помех.

ДА.1.4 Порядок проведения измерений

При проведении измерений напряжения электромагнитных помех в канале железнодорожной радиосвязи гектометрового радиочастотного диапазона от установленной на подвижном составе радиостанции отключают высокочастотный кабель, идущий в антенно-согласующему устройству, и подключают к нему измерительный приемник в соответствии со схемой на рисунке ДА.1.

При проведении измерений напряжения электромагнитных помех в канале железнодорожной радиосвязи метрового радиочастотного диапазона от установленной на подвижном составе радиостанции отключают кабель, идущий к антенне метрового диапазона, и подключают к нему измерительный приемник в соответствии со схемой на рисунке ДА.2.

14

ГОСТ P 55176.3.1—2012


A1

Крыша подвижного/ состава


ип


77777777777777777^    V7777777-,

А1 — антенна радиостанции железнодорожной радиосвязи гектометрового радиочастотного диапазона; АнСУ — антенносогласующее устройство радиостанции железнодорожной радиосвязи; ИП — измерительный приемник

А2 — антенна радиостанции железнодорожной радиосвязи метрового радиочастотного диапазона;

ИП — измерительный приемник


Рисунок ДА.1 —Схема измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом в канале железнодорожной радиосвязи гектометрового радиочастотного диапазона

Рисунок ДА.2 — Схема измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи метрового радиочастотного диапазона

ДА.2 Метод измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом

в бортовой сети, питающей радиостанции железнодорожной радиосвязи

ДА.2 1 Общие положения

ДА.2.1.1 Испытания проводят в соответствии с ГОСТ Р 51318.16.2.1 (пункт 7.44.2) и настоящим стандартом.

ДА.2.1.2 Измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом в бортовой сети, питающей радиостанции железнодорожной радиосвязи, проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида железнодорожного подвижного состава; порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях — в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава.

Примечани е — Порядок отбора образцов проводят с учетом ДА.2.2.1.

ДА.2.2 Условия проведения измерений

ДА.2.2.1 Измерения напряжения помех в бортовой сети проводят на тех видах подвижного состава, где при измерениях в соответствии с ДАН превышен уровень помех в каналах железнодорожной радиосвязи.

15

ДА.2.2.2 Измерения проводят при нахождении подвижного состава на стоянке при включенном вспомогательном электрооборудовании (вентиляторы, компрессоры, генераторы управления, климатические установки, зарядные агрегаты и другое электрооборудование), работающем с номинальным током.

ДА.2.3 Требования к измерительным приборам

Измерительные приборы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51318.16.1.1.

Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть утвержденного типа и поверены, а испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568.

Примечание — Измерительные приборы должны обеспечивать режим измерений квазипиковых значений помех.

ДА.2.4 Порядок проведения измерений

При проведении измерений радиостанцию железнодорожной радиосвязи, установленную на подвижном составе, отключают от бортовой сети. Вместо радиостанции подключают сопротивление величиной 50—100 Ом, имитирующее нагрузку (радиостанцию).

Измерительный прибор подключают между каждым питающим проводом и корпусом подвижного объекта с использованием пробника напряжения.

16

ГОСТ Р 55176.3.1-2012

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Требования к допустимым уровням электромагнитных помех,

создаваемых железнодорожным подвижным составом.....................................3

5    Метод измерения напряженности поля электромагнитных помех

от железнодорожного подвижного состава..............................................6

6    Требования по обеспечению электромагнитной совместимости

железнодорожного подвижного состава с устройствами железнодорожной

электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики...............................8

Приложение А (обязательное) Нормы мешающих влияний железнодорожного

подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи

и железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы измерения и расчета......9

Приложение ДА (обязательное) Методы измерения напряжения элетромагнитных помех,

создаваемых подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи

и бортовой сети, питающей радиостанции...................................14

Приложение ДБ (справочное) Оригинальный текст измененных положений примененного

международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008..............................17

Приложение А (информационное) Помехи на линиях связи...................................20

Приложение ДВ (справочное) Исключенные положения примененного

международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008..............................23

Приложение В (нормативное) Излучаемые электромагнитные помехи — Методика испытаний......24

Приложение ДГ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном

стандарте..............................................................25

Приложение ДД (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой

примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008..................26

ГОСТ Р 55176.3.1-2012

Приложение ДБ (справочное)

Оригинальный текст измененных положений примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008

1 Сфера действия

Настоящая часть стандарта МЭК 62236 устанавливает требования помехоэмиссии и помехоустойчивости для всех типов подвижного состава. Он касается тягового подвижного состава и составов поездов, включая городские самоходные средства, предназначенные для использования на улицах города.

Рассматриваемый диапазон частот: от частоты постоянного тока до 400 ГГц. На частотах, где нормы не указаны, испытания не проводят

Сфера действия настоящего стандарта заканчивается интерфейсом подвижного состава сточками подвода и отдачи мощности. В случае локомотивов, составов поездов, трамваев и т. п. это относится к коллектору тока (пантографу, механизму тормозного башмака). В случае буксируемого подвижного состава это относится к вспомогательному силовому соединителю переменного или постоянного тока. Однако, поскольку коллектор тока является частью тягового состава, исключить влияние такого интерфейса с линией питания не всегда представляется возможным. Для минимизации таких воздействий было разработано испытание при медленном движении.

В общем случае вся аппаратура, находящаяся в самоходном средстве, должна отвечать требованиям части 3-2 настоящего стандарта. В исключительных случаях, когда аппаратура отвечает другому стандарту по ЭМС, а полное соответствие части 3-2 не гарантируется, ЭМС должна быть обеспечена соответствующими мерами интеграции аппаратуры в систему самоходного средства и/или соответствующим анализом ЭМС и испытанием, удостоверяющим отступление от требований части 3-2.

3    Термины и определения

3.1

тяговый подвижной состав (traction stock)

электрические и дизельные локомотивы, высокоскоростные составы поездов, многочисленные электрические и дизельные устройства (без локомотивов, каждый вагон имеет свое собственное тяговое оборудование) для магистральных самоходных средств, самоходные средства железных дорог облегченного типа [городских ж/д] (LRV), такие как составы поездов метро, трамваи и т. п., для городского транспорта

3.2

буксируемые [перевозочные] подвижные составы (hauled stock)

все отдельные пассажирские вагоны и грузовые вагоны (если в них имеется электрическая аппаратура, такая как морозильное оборудование), которые можно буксировать в случайных комбинациях с помощью локомотивов различных типов

3.3

магистральные самоходные средства (main line vehicles)

такие самоходные средства, как высокоскоростные поезда, пригородные поезда, грузовые составы, предназначенные главным образом для функционирования между городами

3.4

городские самоходные средства (urban vehicles)

такие самоходные средства, как составы поездов метро, трамваи, самоходные средства железных дорог облегченного типа, троллейбусы, предназначенные главным образом для функционирования в границах города

4    Применимость

Невозможно проводить испытания на ЭМС, задействуя последовательно каждую функцию подвижного состава. Испытания следует проводить в типичных рабочих режимах при условии, что в этих режимах создается наибольшая электромагнитная эмиссия.

Конфигурация и режим работы должны быть указаны в плане испытаний, а реальные условия, существующие во время испытаний, должны быть точно отражены в протоколе испытания.

17

Введение

Настоящий стандарт является третьей частью серии стандартов, устанавливающих нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, электромагнитных помех и помехоустойчивости аппаратуры и оборудования железнодорожного подвижного состава.

Сопоставление структуры настоящего стандарта, измененной в соответствие с требованиями ГОСТ Р 1.7 (пункт 7.7), со структурой примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 приведено в таблице ДД.1 (приложение ДД).

Для учета технологии работы железных дорог Российской Федерации, а также для соблюдения требований электромагнитной совместимости технических регламентов Таможенного союза в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава, железнодорожной автоматики и телемеханики и железнодорожной электросвязи в настоящий стандарт включены дополнительные положения и требования, которые отсутствуют в примененном международном стандарте МЭК 62236-3-1:2008. По тексту они выделены путем заключения в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в виде примечаний, которые размещены после соответствующих дополнений (абзаца, терминологической статьи), или в виде пояснения, приводимого в скобках после заголовка дополнительного раздела (подраздела, пункта).

В настоящем стандарте относительно примененного международного стандарта МЭК62236-3-1:2008 изменены отдельные фразы (слова, значение показателей, ссылки), по тексту они выделены курсивом.

В 5.4.3 и 5.4.4 настоящего стандарта по сравнению с международным стандартом МЭК 62236-3-1:2008 внесены изменения в требования к измерительной площадке, обусловленные техническими возможностями по организации испытаний в условиях эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В настоящем стандарте статус приложения А изменен со справочного на обязательный в связи с тем, что в указанное приложение А включены нормы и методики определения мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи, автоматики и телемеханики, которые применены в нормативных документах, действующих в Российской Федерации.

В настоящем стандарте ссылки на международные стандарты заменены ссылками на национальные стандарты Российской Федерации. Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте МЭК 62236-3-1:2008, приведены в таблице ДГ.1 (приложение ДГ).

В настоящем стандарте некоторые положения и структурные элементы приведены в иной редакции, чем в международном стандарте МЭК 62236-3-1:2008. Для выделения этих положений и структурных элементов использована полужирная вертикальная линия, которая расположена на полях измененного текста, объяснения причин внесения технических отклонений приведены в примечаниях после измененного текста. Оригинальный текст этих структурных элементов примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 приведен в приложении ДБ.

В настоящий стандарт не включены следующие структурные элементы примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008: терминологическая статья 3.4 и требования, распространяющиеся на электроподвижной состав городского электротранспорта, который не является объектом стандартизации в настоящем стандарте; раздел 5, содержащий информацию об испытаниях на помехоустойчивость единицы подвижного состава, которые проводят в соответствии с ГОСТ Р 55176.3.2; первые два абзаца раздела 6, текст которых носит повествовательный характер и не включает нормативных требований; пункт 6.2.1, не включающий нормативныхтребований; приложение В, содержащее описание варианта методики измерения помех со сканированием частоты, не примененной в настоящем стандарте.

Структурные элементы примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008, не включенные в настоящий стандарт, приведены в дополнительном приложении ДВ.

ГОСТ P 55176.3.1—2012 (МЭК 62236-3-1:2008)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Совместимость технических средств электромагнитная

СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Часть 3-1

Подвижной состав Требования и методы испытаний

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Railway systems and equipment. Part 3-1. Rolling stock. Requirements and test methods

Дата введения — 2014—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт является третьей частью серии стандартов, устанавливающих требования в области электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте.

Стандарт устанавливает нормы электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава: локомотивов, вагонов (пассажирских и грузовых), моторвагонного подвижного состава и специального подвижного состава, а также правила и методы испытаний.

Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ Р 55176.1.

Примечание — Редакция раздела изменена для исключения повтора описания области применения ГОСТ Р 55176.2 и ГОСТ Р 55176.3.2.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 51318.16.1.1-2007 (СИСПР 16-1-1:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Приборы для измерения индустриальных радиопомех

ГОСТ Р 51318.16.1.2-2007 (СИСПР 16-1-2:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-2. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения кондуктивных радиопомех и испытаний на устойчивость к кондуктивным радиопомехам

ГОСТ Р 51318.16.1.4-2008 (СИСПР 16-1-4:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам

ГОСТ Р 51318.16.2.3-2009 (СИСПР 16-2-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 2-3. Методы измерений параметров индустриальных радиопомехи помехоустойчивости. Измерение излучаемых радиопомех

Издание официальное

ГОСТ Р 55176.1-2012 (МЭК 62236-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 1. Общие положения

ГОСТ Р 55176.2-2012 (МЭК 62236-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 2. Электромагнитные помехи от железнодорожных систем в целом во внешнюю окружающую среду. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 55176.3.2-2012 (МЭК 62236-3-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3—2 Подвижной состав. Аппаратура и оборудование. Требования и методы испытаний

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50397, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав.

Примечание — Данный обобщенный термин для всех видов подвижного состава определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте для удобства изложения.

3.2    локомотив: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте вместо термина «тяговый подвижной состав (traction stock)», который использован в примененном международном стандарте МЭК 62236-3-1, для уточнения конкретного типа тягового железнодорожного подвижного состава.

3.3    моторвагонный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

Примечание —Данный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте вместо термина «тяговый подвижной состав (traction stock)», который использован в примененном международном стандарте МЭК 62236-3-1, для уточнения конкретного типа тягового железнодорожного подвижного состава.

3.4    пассажирские вагоны; Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, в которых имеется электрическое оборудование.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте вместо термина «нетяговый подвижной состав (hauled stock)», который использован в примененном международном стандарте МЭК 62236-3-1, для уточнения конкретного типа железнодорожного подвижного состава.

2

ГОСТ P 55176.3.1—2012


3.5 грузовые вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки грузов, в которых имеется электрическое оборудование, такие как изотермические вагоны, специальные вагоны грузового типа.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте вместо термина «нетяговый подвижной состав (hauled stock)», который использован в МЭК 62236-3-1, для уточнения конкретного типа железнодорожного подвижного состава.


3.6 специальный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, в которых имеется электрическая аппаратура.

Примечание— Данный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для уточнения конкретного типа железнодорожного подвижного состава, используемого на железных дорогах Российской Федерации.


3.7 железнодорожная автоматика и телемеханика: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости.


3.8 железнодорожная электросвязь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости.


4 Требования к допустимым уровням электромагнитных помех, создаваемых железнодорожным подвижным составом


4.1 Нормы напряженности поля электромагнитных помех, создаваемых

железнодорожным подвижным составом на стоянке

(Данный текст введен в подраздел в дополнение к рисунку 1 пункта 6.3.3 примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 для повышения точности определения уровня напряженности поля электромагнитных помех и обеспечения автоматизации измерений; диапазон частот от 9 до 150 кГц исключен.)

Нормы в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц представлены на рисунке 1. Нормы приведены для квазипи-ковых значений напряженности поля электромагнитных помех. Методы измерения изложены в разделе 5.

В полосе частот от 150 кГц до 30 МГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Н, дБ (1 мкА/м), вычисляют по формуле (1); в полосе частот от 30 МГц до 1 ГГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Е, дБ (1 мкВ/м), вычисляют по формуле (2).

Н = 55,00-21,7319(7/0,15);    (1)

£ = 60,00-6,5719(7/30,00),    (2)

где f — частота измерений, МГц.


3


4.2 Нормы напряженности поля электромагнитных помех, создаваемых локомотивами,

моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом в режиме движения

(Данный текст введен подраздел в дополнение к рисунку 2 пункта 6.3.3 примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 для повышения точности определения уровня напряженности поля электромагнитных помех и обеспечения автоматизации измерений; диапазон частот от 9 до 150 кГц исключен.)

Нормы в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц представлены на рисунке 2. Нормы приведены для пиковых значений напряженности поля электромагнитных помех. Методы измерения изложены в разделе 5.

В полосе частот от 150 кГц до 30 МГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Н, дБ (1 мкА/м), вычисляют по формулам (3), (4), (5); в полосе частот от 30 МГц до 1 ГГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Е, дБ (1 мкВ/м), вычисляют по формулам (6), (7), (8).


= 70,00-21,73lg(f/0,15)

— для кривой А;

(3)

Н2 = 65,00-21,73lg(f/0,15)

— для кривой В;

(4)

Н3 = 55,00-21,73lg(f/0,15)

— для кривой С;

(5)

E1 = 90,00-16,42lg(f/30,00)

— для кривой А;

(6)

Е2 = 85,00-16,42lg(f/30,00)

— для кривой В;

(7)

Е3 = 75,00-16,42lg(f/30,00)

— для кривой С,

(8)


где f — частота измерений, МГц.


4.3 Нормы напряжения электромагнитных помех, создаваемых железнодорожным

подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи

(Требования настоящего раздела являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 и приведены с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава.)

В полосах частот, используемых для железнодорожной радиосвязи, устанавливают нормы напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи. Допустимые значения напряжения электромагнитных помех в каналах гектометрового радиочастотного диапазона (на частоте 2,13 МГц) и метрового радиочастотного диапазона (на частоте 153,00 МГц) представлены в таблице 1.

Нормы приведены для квазипиковых значений напряжения помех. Методы измерения изложены в приложении ДА.


Таблица 1 — Допустимые значения напряжения электромагнитных помех

Вид подвижного объекта

Напряжение электромагнитных помех, дБ (1 мкВ)

2,13 МГц

153,00 МГц

2,13 МГц

153,00 МГц

на стоянке

в движении

Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав постоянного тока

45*

18

58*

30

Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав переменного тока

46*

26

60*

46

Автономные локомотивы, автономные моторвагонный и специальный подвижной состав; вагоны

30*

14

40*

26

* Нормы не применяются для железнодорожного подвижного состава, обращающегося на участках железных дорог, оснащенных поездной радиосвязью метрового и более высоких диапазонов.


ГОСТ P 55176.3.1—2012


Рисунок 1 — Нормы напряженности поля электромагнитных помех (квазипиковые значения), создаваемых подвижным составом на стоянке


дБ (1 мкВ/м) 90

0,15    1,00    10,00    30,00    100,00    1000,00    МГц

Кривая А — при питании подвижного состава от сети переменного тока напряжением 25 кВ; кривая В — при питании подвижного состава от сети постоянного тока напряжением 3 кВ; кривая С — для автономного подвижного состава

80

70

60

50

40

30

20

10

Рисунок 2 — Нормы напряженности поля электромагнитных помех (пиковые значения) создаваемых подвижным составом в режиме движения


5


4.4 Нормы напряжения электромагнитных помех в бортовой сети подвижного состава,

питающей радиостанции железнодорожной радиосвязи

(Требования настоящего раздела являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 и приведены с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава).

Квазипиковые значения напряжения электромагнитных помех в бортовой сети подвижного объекта, питающей радиостанции железнодорожной радиосвязи, не должны превышать следующих значений:

-    75 дБ (1 мкВ) — на частоте 2,13 МГц;

-    60 дБ (1 мкВ) — на частоте 153,00 МГц.

Методы измерения напряжения электромагнитных помех изложены в приложении ДА.


5 Метод измерения напряженности поля электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава


5.1    Общие положения

(Эти требования являются дополнительными относительно требований международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 и включены в настоящий стандарт для обеспечения приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ Р.1.5.)

5.1.1    Измерения проводят в соответствии с ГОСТ Р 51318.16.2.3 (пункт 7.2.7 —для испытательных площадок на открытом воздухе), ГОСТ Р 55176.2 и настоящим стандартом.

5.1.2    Измерения напряженности поля электромагнитных помех проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида железнодорожного подвижного состава; измерения напряженности поля электромагнитных помех и порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях — в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава.


5.2 Условия проведения измерений


5.2.1 Климатические условия

(Эти требования являются дополнительными относительно требований международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 и включены в настоящий стандарт для обеспечения приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ Р.1.5.)

Измерения проводят при отсутствии атмосферных осадков (дождя, снега), при температуре воздуха не менее 5 °С и скорости ветра менее 10 м/с. При наличии на проводах контактной сети изморози и гололедных образований измерения не проводят.


5.2.2 Режимы работы подвижного состава при проведении измерений

5.2.2.1    При проведении измерений все системы, находящиеся на борту подвижного состава и способные создавать электромагнитные помехи, должны быть включены и находиться в исправном состоянии.

5.2.2.2    Локомотивы, моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав испытывают на стоянке и в движении.

На стоянке измерения проводят при включенном вспомогательном электрооборудовании подвижного состава (вспомогательные преобразователи, вентиляторы, компрессоры, генераторы управления, климатические установки, зарядные агрегаты и другое электрооборудование), работающем с номинальным током. Тяговые преобразователи должны быть подключены к источнику напряжения в режиме холостого хода.

Движение подвижного состава осуществляется в режиме тяги, а также в режиме электрического торможения, если такое торможение предусмотрено конструкцией подвижного состава.

5.2.2.3    Вагоны (пассажирские и грузовые) и специальный несамоходный подвижной состав испытывают на стоянке. Измерения проводят при включенном электрооборудовании (преобразователи, вентиляторы, климатическое оборудование, холодильное оборудование, зарядные агрегаты и другое электрооборудование), работающем с номинальным током.