Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

74 страницы

578.00 ₽

Купить ГОСТ Р 55531-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автомобильные системы/устройства вызова экстренных оперативных служб и устанавливает методы их испытаний на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства, указанным в ГОСТ Р 54620.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать ГОСТ 33468-2015 (ИУС 4-2017)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие положения

6 Условия и порядок проведения испытаний

7 Методы испытаний

Приложение А (обязательное) Состав средств измерений, испытательного оборудования и устройств, используемых при испытаниях

Приложение Б (обязательное) Тестовые сигналы и их уровни

Приложение В (рекомендуемое) Цифровой интерфейс, используемый при испытаниях

Приложение Г (обязательное) Минимальный стандартный набор шумовых сценариев

Приложение Д (справочное) Единицы измерений, используемые при испытаниях

Библиография

 
Дата введения01.01.2014
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

28.08.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии596-ст
РазработанНП ГЛОНАСС
ИзданСтандартинформ2014 г.

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods of in-vehicle emergency call system conformity to the requirements for quality speakerphone in a vehicle cabine

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ



НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТР

55531-

2013


Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства


Издание официальное


ш


Москва


Стандартинформ

2014


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 596-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Рисунок 3 — Тестовое оборудование для имитации внешнего акустического шума

6.3 Расположение громкоговорящей АС в салоне транспортного средства

6.3.1    Автомобильные системы, установленные в конфигурации штатного оборудования производителями транспортного средства, испытываются в поступившем оригинальном виде с уже установленными микрофонами и динамиками АС.

6.3.2    Автомобильные системы, устанавливаемые в качестве дополнительного оборудования, должны быть установлены и настроены в салоне ТС согласно требованиям производителя АС. Расположение микрофона (либо микрофонной решетки) и громкоговорителя должно быть четко оговорено производителем АС. Если эти рекомендации отсутствуют, испытательная лаборатория определяет расположение составных частей АС самостоятельно. Как правило, микрофон располагают на зеркале заднего вида или солнцезащитном козырьке, а громкоговоритель — в углублении для ног бокового пассажира.

6.3.3    При проведении испытаний место размещения микрофона и динамика должно быть отражено в протоколе и документировано в виде фотографии в электронном виде.

6.3.4    Основное место размещения манекена HATS, соответствующего требованиям [12] — кресло водителя ТС.

Расположение манекена должно соответствовать средним показателям расположения водителя — мужчины 50-перцентильного уровня репрезентативности.

Если производитель ТС или производитель АС не приводят четких требований относительно расстояния между точкой MRP манекена HATS и микрофоном АС (точка HFRP), расстояние между точками MRP и HFRP определяется испытательной лабораторией самостоятельно.

6.3.5    При проведении испытаний место размещения манекена, особенно место размещения головы, должно быть измерено относительно потолка, стен, подушек безопасности и т. д. транспортного средства, подробно отражено в протоколе испытаний и задокументировано в виде фотографии

ГОСТ Р 55531-2013

в электронном виде. Рекомендуется нанести разметку непосредственно в салоне ТС и на манекене HATS с целью обеспечения повторяемости условий эксперимента в любое время после проведенных испытаний.

6.3.6 Различные положения искусственной головы манекена могут существенно влиять на результаты испытаний, особенно на качество речи на передачу в условиях акустического шума. Поэтому рекомендуется проводить испытания также для максимально возможного для водителя расстояния между точками MRP и HFRP, когда отношение сигнал/шум речевого сигнала на передачу будет минимально.

6.4 Требования к устройству «искусственный рот»

6.4.1    Искусственный рот, расположенный в искусственной голове манекена HATS, должен удовлетворять требованиям [9] и [12], а его передаточная функция должна быть выровнена в точке MRP при УЗД для речевых сигналов на передачу равном минус 4,7 дБПа (89,3 дБ SPL) согласно требованиям [14].

6.4.2    Для АС в точке HFRP должен быть установлен средний УЗД для речевых сигналов на передачу равный минус 28,7 дБПа, путем коррекции УЗД в точке MRP. Процедуры использования манекена HATS для испытаний громкоговорящих устройства, включая процедуры выравнивания и калибровки его характеристик, изложены в [20].

6.4.3    Акустический уровень речевых сигналов на передачу со средним уровнем, равным минус 28,7 дБПа (65,3 дБ SPL) в точке микрофона AC HFRP, является основным для проведения большинства испытаний и соответствует «обычной» громкости голоса человека при беседе на расстоянии (0,5-1) м.

ГО


для N < 50 дБ(А) для 50 < N < 77 дВ(А) для N>77 дБ{А)


0.3(Л/-50)

8.1


(1)


6.4.4    При испытании в шумах с уровнем более 50 дБ(А) выходной уровень речевых сигналов должен быть повышен на 3 дБ для каждых 10 дБ прироста уровня шума, усредненного за длительное время. Это отражает эффект, когда человек в условиях окружающего шума повышает громкость своего голоса. Зависимость выходного уровня речевых сигналов к приросту уровня шума выражается как:

где / — приращение выходного уровня, дБ;

N — уровень шума, измеренного вблизи головы водителя и усредненного за длительное время, дБ(А).

Например, если измеренный уровень шума в салоне ТС равен 70 дБ(А), то приращение выходного уровня искусственного рта будет 6 дБ. Максимальное приращение составляет 8 дБ.

6.5    Требования к устройству «искусственное ухо»

6.5.1    При испытании АС возможно использование сигналов обоих или одного искусственного уха в голове манекена. Если используется одно ухо, то оно должно быть правым в машинах с рулем слева и наоборот.

6.5.2    Передаточная характеристика искусственного уха должна быть выровнена в условиях свободного звукового поля в соответствии с [20].

6.6    Исключение влияния системы подвижной связи

6.6.1    Измерения параметров АС могут быть подвержены негативному влиянию со стороны дополнительной обработки тестовых сигналов, происходящих при их прохождении по каналам связи (различные речевые кодеки, детекторы речевой активности, генерация комфортного шума паузы и т. д.), которые зависят от системы подвижной связи и настроек системного симулятора, используемого для испытания.

6.6.2    Если требования, предъявляемые к характеристикам АС, не могут быть выполнены по причине искажений, вносимых системным симулятором, то такое поведение симулятора должно быть проверено с использованием образцовой АС и соответствующим образом запротоколировано.

9

6.7    Калибровка уровней и выравнивание АЧХ акустических устройств

6.7.1    Перед запуском испытаний должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

1)    акустическая калибровка уровней измерительных микрофонов, а также микрофона в искусственном ухе манекена HATS;

2)    калибровка уровней и выравнивание заданной передаточной функции АЧХ искусственного рта в голове манекена HATS в точках MRP и HFRP;

3)    выравнивание передаточной функции АЧХ искусственного уха в голове манекена HATS в свободном звуковом поле, если в АС используется один громкоговоритель, или в диффузном звуковом поле, если в АС используется несколько громкоговорителей.

6.7.2    Для проверки и компенсации разницы между спектральными плотностями мощности тестовых сигналов, подаваемых на АС в акустическом и в электрическом виде, и их исходными спектральными плотностями мощности в цифровом виде, необходимо провести контрольные измерения:

1)    в направлении передачи контрольный спектр акустического сигнала записывается и анализируется в точке MRP;

2)    в направлении приема контрольный спектр электрического сигнала записывается на электрическом входе интерфейса системного симулятора в точке POI.

6.8    Настройка системного симулятора

6.8.1    Все настройки системного симулятора должны обеспечивать отсутствие дополнительной обработки звуковых сигналов (кроме кодирования-декодирования) и отсутствие ошибок в радиоканале. Режим DTX должен быть выключен. Для всех поддерживаемых сетей уровень радиочастотного сигнала должен быть установлен на максимум. Все настройки системного симулятора должны быть отражены в отчете.

6.8.2    Для узкополосных измерений в GSM сетях следует использовать основной «full rate» кодек. Если измерения проводятся с узкополосным AMR кодеком, на нем должна быть выставлена максимальная скорость цифрового потока 12,2 кбит/с.

6.8.3    Для широкополосных измерений в GSM и UMTS сетях следует использовать AMR-WB кодек со скоростью цифрового потока 12,65 кбит/с.

6.9    Акустические условия измерений

6.9.1 Общий УЗД постороннего акустического шума в испытательной лаборатории не должен превышать значения минус 54 дБПа(А), а его спектральная плотность не должна превышать уровень, установленный на рисунке 4 (кривая NC40).

Уровень SPL(flB)

60,00

50,00

40,00

30,00

20,00

10,00

100,00 1000,00 --NC40;----NC30;     -    NC20

Рисунок 4 — Спектральная плотность окружающего шума

Для определенной части тестов необходимо иметь уровень фонового акустического шума не более минус 64 дБПа(А) и спектральную плотность не выше профиля NC30, при этом для повышения точности измерений рекомендуется иметь уровень фонового акустического шума не более минус 74 дБПа(А) и спектральную плотность не выше профиля NC20.

ГОСТ P 55531—2013

6.10 Условия и оборудование для проведения испытаний по субъективной оценки качества громкой связи

г

Салон реального автомобиля

Центр обработки звонков

Рисунок 5 — Схема испытаний для субъективной оценки качества громкой связи

6.10.1 Схема испытания приведена на рисунке 5. Ближний абонент расположен в ТС, оборудованном громкоговорящей АС. На дальнем конце в центре обслуживания звонков расположен руководитель эксперимента, использующий стационарный телефон. Руководитель управляет ходом экспериментов и делает основные оценки качества связи.

L

1

J

6.10.2    Требования к оборудованию:

1)    ТС заданного типа, марки и модели, оборудованное испытуемой АС;

2)    аппаратура записи сигналов на стороне оператора (электрическое подключение) и в кабине ТС (акустическое подключение через микрофоны, расположенные рядом с головой ближнего абонента);

3)    сеть подвижной связи, используемая для проведения испытания, должна иметь полное покрытие дорожной зоны проведения испытания и достаточный уровень радиосигнала для обеспечения максимального и постоянного качества обслуживания в течение всего испытания;

4)    сеть подвижной связи, если это возможно, не должна использовать дополнительную внутреннюю обработку сигналов (например, АРУ, шумопонижение [5], эхокомпенсацию и т. д.).

6.10.3    Требования к команде испытателей:

1)    испытания должны проводиться экспертами в области оценки качества речи, понимающими на какие детали и нюансы звучания необходимо обращать внимание. При прослушивании записей испытаний допускаются рядовые неподготовленные пользователи системы, а также независимые эксперты;

2)    дикторы, находящиеся в ТС, должны быть как мужчинами, так и женщинами в количестве не менее трех голосов каждого вида без заметных дефектов произношения и слуха. Должны быть проверены варианты тихой, нормальной и громкой речи (крика), произнесенные в нормальном и ускоренном темпе при различных положениях диктора относительно микрофона АС;

3)    оба диктора (ближний и дальний) должны быть хорошо знакомы с голосами друг друга, так чтобы была возможность оценки натуральности звучания и узнаваемости голоса диктора;

4)    в течение испытания пассажиры ТС и люди, окружающие дальнего абонента, не должны разговаривать, создавая дополнительные помехи.

6.10.4    Требования к ведению протокола

Протокол процесса испытания должен содержать следующую основную информацию:

1)    модель ТС, год выпуска, вариант комплектации (тип шин, мотора, обшивки салона и т. д.), фотография;

2)    модель АС, версия аппаратной части и программного обеспечения, фотография;

3)    положение громкоговорителя и микрофона АС относительно водителя (тип, расположение, ориентация, расстояние, фотография);

4)    провайдер сети связи, если известно тип речевого кодирования;

5)    тип абонентского оборудования, на котором проводились испытания в центре обслуживания звонков.

Дополнительная информация по организации процесса субъективного тестирования изложена в пункте 7.13.

11

Примечание — При проведении стационарных испытаний может использоваться имитатор (эмулятор) сетей подвижной связи. При проведении полевых испытаний (на выезде) необходимо использовать общедоступную мобильную сеть связи.

7 Методы испытаний

Методы испытаний АС, приведенные в настоящем разделе:

-    направлены на подтверждение соответствия требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине ТС, установленным в ГОСТ Р 54620;

-    распространяются (если не оговорено особо) на узкополосные и широкополосные АС;

-    учитывают основные требования [30], [31];

-    включают минимальные требования к параметрам каналов приема/передачи и к рабочим характеристикам алгоритмов цифровой обработки звуковых сигналов (эхокомпенсаторов и других алгоритмов).

Если АС является широкополосной и использует технологию дополнительного искусственного расширения полосы звуковых частот для принятого по сети связи узкополосного речевого сигнала, то для проведения корректных измерений эта технология должна быть отключена.

Перед проведением испытания необходимо провести калибровку и выравнивание АЧХ всех акустических измерительных устройств.

7.1    Задержка обработки сигнала в АС

7.1.1    Задержки распространения сигнала от абонента до абонента, как в направлении приема TR sum, так и в направлении передачи Ts SUM, складываются из задержек TR, Ts, вносимых алгоритмами обработки звуковых сигналов в АС (АРУ, АЭК, шумоподавление и т. д.) и стандартных задержек сигналов в телефонной части AC tsystem, связанных с процессами кодирования и декодирования сигналов, а также со временем распространения сигналов в каналах оператора связи:

TSSUM = TS + tsystem’

TRSUM = TR + tsystem.

Требования к задержкам обработки сигнала в АС предъявляются как раздельно (задержка обработки сигнала на передачу Ts, задержка обработки сигнала на прием TR), так и совместно (суммарная задержка TR + Ts).

7.1.2    Задержка обработки сигнала в АС на передачу

7.1.2.1    Требования

Задержка обработки сигнала в громкоговорящей АС в направлении передачи Ts должна быть не более 50 мс. Величина Ts должна быть минимизирована при разработке АС путем рационального выбора алгоритмических решений и схем буферизации сигналов.

7.1.2.2    Способ измерения

Полная задержка распространения сигнала в канале передачи Ts SUM должна быть измерена как время распространения сигнала от эталонной точки рта MRP (акустический речевой сигнал) до эталонной точки симулятора системы связи POI (электрический речевой сигнал после декодирования), как показано на рисунке 6.

Рисунок 6 — Задержка распространения сигнала в канале передачи



ГОСТ P 55531—2013

Задержка сигнала в сети связи tsystem зависит от режима работы системного симулятора и должна быть известна.

Для измерения используется комбинированный CSS сигнал согласно [17]. Часть CSS сигнала, содержащая псевдослучайный шум, по длительности должна быть продолжительнее измеряемого времени распространения сигнала. Рекомендуется использовать PN последовательность, содержащую не менее 16000 отсчетов при частоте дискретизации 48 кГц. Акустический УЗД входного тестового сигнала, подаваемого через HATS [20], устанавливается равным минус 28,7 дБПа в эталонной точке HFRP. Предварительное выравнивание АЧХ искусственного рта проводится в эталонной точке рта MRP.

Производится одновременная запись двух электрических сигналов: входного тестового сигнала, подаваемого на искусственный рот, и выходного сигнала, снимаемого в эталонной точки POI с выхода декодера системного симулятора.

Задержка распространения сигнала определяется в мс на основе расчета функции взаимной корреляции между двумя записанными сигналами и определения ее основного максимума.

После вычитания известной задержки сигнала в системе связи tsystem находится задержка обработки сигнала в AC Ts.

7.1.3 Задержка обработки сигнала в АС на прием

7.1.3.1    Требования

Задержка обработки сигнала в громкоговорящей АС в направлении приема TR должна быть не более 50 мс. Величина TR должна быть минимизирована при разработке АС путем рационального выбора алгоритмических решений и схем буферизации сигналов.

7.1.3.2    Способ измерения

Полная задержка распространения сигнала в канале приема TRSUM должна быть измерена как время распространения сигнала от эталонной точки симулятора системы связи POI (электрический речевой сигнал до кодирования) до эталонной точки уха ERP или барабанной перепонки DRP (акустический речевой сигнал), как показано на рисунке 7.

Рисунок 7 — Задержка распространения сигнала в направлении приема

Задержка сигнала в сети связи tsystem зависит от режима работы системного симулятора и должна быть известна.

Для измерения используется комбинированный CSS сигнал согласно [17]. Часть CSS сигнала, содержащая псевдослучайный шум, по длительности должна быть продолжительнее измеряемого времени распространения сигнала. Рекомендуется использовать PN последовательность, содержащую не менее 16000 отсчетов при частоте дискретизации 48 кГц. Электрический уровень входного тестового сигнала устанавливается равным минус 16 дБмО в эталонной точке POI на входе кодера системного симулятора.

Производится одновременная запись двух электрических сигналов: входного тестового сигнала, подаваемого на вход кодера системного симулятора и выходного сигнала, снимаемого с эталонной точки DRP искусственного уха манекена HATS (используется ухо, ближайшее к громкоговорителю АС).

Задержка распространения сигнала определяется в мс на основе расчета функции взаимной корреляции между двумя записанными сигналами и определения ее основного максимума.

После вычитания известной задержки сигнала в системе связи tsystem находится задержка обработки сигнала в AC TR.

13

7.1.4 Суммарная задержка обработки сигнала в АС на прием и передачу

7.1.4.1    Требования

Суммарная задержка обработки сигнала в громкоговорящей АС в направлении приема и передачи (TR + Ts) должна быть не более 70 мс.

7.1.4.2    Способ измерения.

Производится раздельное измерение TR и Ts с последующим сложением.

7.2    Показатели громкости

7.2.1    Показатели громкости громкоговорящего терминала в направлении передачи и в направлении приема являются стандартными способами описания соотношения уровней акустических и электрических сигналов в сети связи с учетом психоакустических свойств восприятия громкости звуковых сигналов ухом человека.

Измерения показателей громкости для громкоговорящих терминалов проводятся в соответствии с требованиями [13]—[16] с учетом особенностей их применения в автомобилях, изложенных в [30], [31].

7.2.2    Показатель громкости передачи SLR

7.2.2.1    Показатель громкости АС на передачу SLR, является частотно-взвешенной мерой ослабления сигнала от акустического входа АС в точке MRP до электрического выхода декодера симулятора сети в эталонной точке POI и имеет физическую размерность [дБПа/В], обратную чувствительности.

7.2.2.2    Требования

Показатель громкости передачи SLR, измеренный для АС, установленной в салоне (кабине) ТС, должен быть равен (13 ±4) дБ для водителя и ближайших пассажиров.

Микрофон не должен отключаться.

Дополнительная ручная регулировка усиления АС на передачу не предусматривается. Необходимость использования в АС автоматической регулировки усиления (АРУ) на передачу для выравнивания показателя громкости для пассажиров, находящихся на различном расстоянии от микрофона АС, определяется производителем АС или производителем ТС.

Примечание — Наличие в автомобильных системах АРУ может приводить к повышенному уровню передачи для окружающих шумов или эхо-сигналов.

7.2.2.3    Способ измерения

1)    Условия испытаний должны отвечать требованиям раздела 6. При наличии АРУ на передачу при проведении измерений она должна быть отключена.

2)    Акустический тестовый сигнал представляет собой искусственный голос, полученный согласно [8]. Искусственный рот манекена HATS калибруется, а его АЧХ выравнивается в точке MRP в соответствии с требованиями [20]. Акустический УЗД тестового сигнала в эталонной точке микрофона AC HFRP выставляется равным минус 28,7 дБПа. Уровень тестового сигнала определяется усреднением по всей его длине.

3)    Производится оценка СПМ для тестового сигнала в точке MRP, которая потом используется для оценки чувствительности АС в направлении передачи.

4)    Чувствительность узкополосной АС в направлении передачи рассчитывается для каждой из 14 третьоктавных частотных полос, приведенных в [13] (таблица 1), полосы с 4 по 17. Чувствительность широкополосной АС в направлении передачи рассчитывается для каждой из 20 третьоктавных частотных полос, приведенных в [13] (таблица А.2), полосы с 1-й по 20-ю. Для расчета чувствительности в каждой частотной полосе измеряется среднеквадратический уровень электрического сигнала в точке POI на выходе декодера системного симулятора, который относится к среднеквадратическому УЗД акустического сигнала для данной полосы в точке MRR Чувствительность оценивается в дБВ/Па.

5)    Показатель громкости в направлении передачи SLR рассчитывается согласно [13]:

-    для узкополосной АС — по формуле 5-1/R79, в полосах 4—17, для m = 0.175 и частотном взвешивании согласно таблице 1/R79;

-    для широкополосной АС — в соответствии с приложением А/Р.79.

Примечание — Для предварительной грубой оценки чувствительности АС на передачу может использоваться оценка коэффициента передачи между акустическим входом АС в точке MRP и электрическим выходом декодера системного симулятора в точке POI в широкой полосе частот со взвешиванием по кривой «А».

14

ГОСТ Р 55531-2013

7.2.3 Показатель громкости приема RLR

7.2.3.1    Показатель громкости АС на прием RLR, является частотно-взвешенной мерой ослабления сигнала от электрического входа кодера системного симулятора в эталонной точке POI до акустического выхода в точке DRP и имеет физическую размерность [дБВ/Па], обратную чувствительности.

При наличии дополнительной регулировки громкости на прием она может быть как ручной (с помощью регулятора громкости АС), так и автоматической (АРУ) с управлением в зависимости от уровня сигнала приема, а также в зависимости от уровня окружающего акустического шума.

7.2.3.2    Требования

Номинальный показатель громкости приема RLRnom, измеренный для АС, установленной в салоне (кабине) ТС, должен быть равен значению, определенному производителем АС или ТС, согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.10).

Выбранное значение RLRnom должно находиться в пределах от (минус 6 ± 4) дБ до (2 ± 4) дБ. Рекомендуемое значение показателя RLRnom составляет (минус 6 ± 4) дБ.

Если в АС предусмотрена ручная регулировка уровня громкости на прием, то выбранный номинальный показатель громкости приема RLRnom, соответствующий номинальной громкости АС, должен достигаться при номинальном (среднем по диапазону регулировки и отмеченном по шкале регулировки) положении регулятора громкости.

Максимальный показатель громкости приема RLRmax, соответствующий минимальной громкости АС, должен достигаться при минимальном (крайнем левом) положении регулятора громкости. Необходимое значение показателя RLRmax определяется производителем АС или производителем ТС, согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.11).

Выбранное значение RLRmax должно находиться в пределах от (0 ± 4) дБ до (8 ± 4) дБ. Рекомендуемое значение показателя RLRmax составляет (2 ± 4) дБ.

Минимальный показатель громкости приема RLRmin, соответствующий максимальной громкости АС, должен достигаться при максимальном (крайнем правом) положении регулятора громкости. Необходимое значение показателя RLRmin определяется производителем АС или производителем ТС, согласно требованиям ГОСТ Р 54620 пункт И.4.3 (приложение И).

Выбранное значение RLRmin должно быть в пределах от минус 10 ± 4 дБ до минус 18 ± 4 дБ. Рекомендуемое значение показателя RLRmin составляет минус 13 ± 4 дБ.

Необходимость использования в АС автоматической регулировки усиления на прием, определяется производителем АС или производителем ТС.

Примечание — Наличие в автомобильных системах АРУ может приводить к повышенному уровню передачи эхо-сигналов.

7.2.3.3    Способ измерения

1)    Условия испытания должны отвечать требованиям раздела 6. При наличии АРУ на прием при проведении измерений она должна быть отключена.

2)    Тестовый сигнал представляет собой искусственный голос, полученный согласно [8]. Уровень тестового сигнала на электрическом входе кодера системного симулятора в эталонной точке POI выставляется равным минус 16 дБмО. Уровень тестового сигнала определяется усреднением по всей его длине.

3)    Для тестового сигнала в точке POI в третьоктавных полосах производится оценка СПМ, которая потом используется для оценки чувствительности АС в направлении приема.

4)    Искусственное ухо в голове манекена HATS калибруется, а ее АЧХ выравнивается в свободном звуковом поле в соответствии с требованиями [20]. Для измерения используется выход одного искусственного уха DRP, которая при необходимости может быть пересчитана к эталонной точке уха ERP в соответствии с [11].

5)    Чувствительность узкополосной АС в направлении приема рассчитывается для каждой из 14 третьоктавных частотных полос, приведенных в [13] (таблица 1, полосы с 4-й по 17-ю). Чувствительность широкополосной АС в направлении передачи рассчитывается для каждой из 20 третьоктавных частотных полос, приведенных в [13] (таблица А.2, полосы с 1-й по 20-ю). Для расчета чувствительности в каждой частотной полосе измеряется среднеквадратический уровень акустического сигнала в точке DRP, который относится к среднеквадратическому уровню электрического сигнала в точке POI. Чувствительность оценивается в дБПа/В.

15

6)    Показатель громкости в направлении приема RLR рассчитывается согласно [13]:

-    для узкополосной АС — по формуле 5—1, в полосах 4—17, для m = 0.175 и частотном взвешивании согласно Таблице 1 [13];

-    для широкополосной АС — в соответствии с приложением А без учета 1_е фактора согласно

[13].

7)    Полученное значение RLR для узкополосных АС должно быть скорректировано в сторону уменьшения на 14 дБ, а для широкополосной АС — на 8 дБ согласно требованиям [30], [31].

При наличии дополнительной регулировки громкости на прием измерения RLR проводятся для минимального, номинального и максимального положения регулятора громкости АС.

Примечание —Для предварительной грубой оценки чувствительности АС на прием может использоваться оценка коэффициента передачи АС между электрическим входом кодера системного симулятора в точке POI и акустическим выходом в точкой DRP в широкой полосе частот со взвешиванием по кривой «А».

7.2.4    Отклонения показателя громкости SLR в направлении передачи

7.2.4.1    Требования

Для передаваемых акустических сигналов с отклонениями УЗД в диапазоне от минус 3 дБ до плюс 6 дБ от номинального уровня, измеренное значение показателя громкости в направлении передачи SLR не должно изменяться более чем на ± 0,5 дБ от значения SLR для сигналов с номинальным УЗД (при отсутствии АРУ на передачу).

7.2.4.2    Способ измерения

Проводится измерение SLR как указано выше для двух дополнительных значений УЗД входного акустического тестового сигнала равных минус 31,7 дБПа и минус 22,7 дБПа в точке HFRP.

Для обоих измерений полученные значения сравниваются со значением SLR для номинального уровня громкости равного минус 28,7 дБПа.

Примечание — Выполнение этого требования свидетельствует также об отсутствии перегрузки микрофонного входа АС сигналами с уровнями выше номинального.

7.2.5    Отклонения показателя громкости RLR в направлении приема

7.2.5.1    Требования

Для принимаемых электрических сигналов с отклонениями в диапазоне ± 5 дБ от номинального электрического уровня, измеренное значение показателя громкости в направлении приема RLR не должно изменяться более чем ± 0,5 дБ от значения RLR для сигналов с номинальным уровнем (при номинальном положении регулятора громкости и при отсутствии АРУ в направлении приема).

7.2.5.2    Способ измерения.

Проводится измерение RLR как указано выше для двух дополнительных уровней входного электрического тестового сигнала равных минус 11 дБмО и минус 21 дБмО в точке POI.

Для обоих измерений полученные значения сравниваются со значением RLR для номинального уровня электрического сигнала, равного минус 16 дБмО.

Примечание — Выполнение этого требования свидетельствует также об отсутствии перегрузки выхода АС сигналами с уровнями выше номинального. Сочетание максимального уровня громкости АС с такими сигналами может приводить к перегрузке и искажениям и, как следствие, снижению класса дуплекса АС.

7.3 Частотные характеристики чувствительности

7.3.1    Частотная характеристика чувствительности передающей части АС

7.3.1.1    Амплитудно-частотные характеристики чувствительности АС в направлении передачи измеряются для АС, установленной в салоне (кабине) ТС, от акустического входа АС в эталонной точке рта до электрического выхода речевого кодека на стороне оператора в эталонной точке системного симулятора POI.

7.3.1.2    Требования

Требования к относительным допускам на АЧХ для узкополосных АС в направлении передачи приведены в таблице 1, а для широкополосных — в таблице 2. Для промежуточных частот можно использовать линейную интерполяцию в двойном логарифмическом масштабе.

ГОСТ Р 55531-2013

Таблица 1 — Частотная характеристика чувствительности на передачу для узкополосных АС

Частота [Гц]

Верхний предел [дБ]

Нижний предел [дБ]

Частота [Гц]

Верхний предел [дБ]

Нижний предел [дБ]

200

0

—со

1 000

0

-8

250

0

—со

1 300

2

-8

315

0

-14

1 600

3

-8

400

0

-13

2 000

4

-8

500

0

-12

2 500

4

-8

630

0

-11

3 100

4

-8

800

0

-10

4 000

0

—со

Таблица 2 — Частотная характеристика чувствительности на передачу для широкополосных АС

Частота [ГЦ]

Верхний предел [дБ]

Нижний предел [дБ]

Частота [Гц]

Верхний предел [дБ]

Нижний предел [дБ]

100

4

—со

5 000

8,5

125

4

-10

6 300

9

-7

200

4

8 000

9

—со

1 000

4

-4

Идеальная АЧХ на передачу должна быть плоской в диапазоне от 200 Гц до 4 кГц для узкополосных и от 100 Гц до 7 кГц для широкополосных АС. Однако, особенно в присутствии мешающих акустических шумов, более предпочтительной может оказаться АЧХ, осуществляющая дополнительное частотное взвешивание, например, завал АЧХ в сторону НЧ и небольшой подъем на ВЧ, в пределах указанных допусков.

Допускается коррекция АЧХ на передачу цифровыми методами (с помощью эквалайзера).

7.3.1.3 Способ измерения

1)    Условия испытаний должны соответствовать требованиям раздела 6. При наличии АРУ на передачу при проведении измерений она должна быть отключена.

2)    Акустический тестовый сигнал представляет собой искусственный голос согласно [8]. Искусственный рот должен быть откалиброван по уровню и АЧХ в точке MRP. Для входного тестового сигнала УЗД в точке HFRP устанавливается равным минус 28,7 дБПа (уровень тестового сигнала, усредненный на его всей длине).

3)    Амплитудно-частотная характеристика чувствительности терминала определяется в треть-октавных частотных полосах согласно ГОСТ Р 8.714 в диапазоне частот от 100 Гц до 4 кГц включительно для узкополосных терминалов и в диапазоне от 100 Гц до 8 кГц для широкополосных терминалов. Для расчета уровня сигнала в каждой частотной полосе используется усреднение на всей длине тестового сигнала.

4)    На входе измерения УЗД в третьоктавных частотных полосах проводятся в точке MRP.

5)    На выходе измерения уровня электрического сигнала в третьоктавных частотных полосах проводятся в точке POI.

6)    Чувствительность терминала на передачу в каждой частотной полосе выражается в дБВ/Па.

Примечание — Так как измерения АЧХ на передачу проводятся не в заглушенной камере, а в замкнутом салоне ТС, на результирующую АЧХ будут оказывать влияние стоячие звуковые волны внутри салона ТС, поэтому АЧХ при различных положениях манекена HATS могут отличаться друг от друга.

7.3.2 Частотная характеристика чувствительности приемной части АС

7.3.2.1 Амплитудно-частотные характеристики чувствительности АС в направлении приема измеряются для АС, установленной в салоне (кабине) ТС, от электрического входа речевого кодека на

17

ГОСТ P 55531—2013

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Обозначения и сокращения............................................................4

5    Общие положения....................................................................5

6    Условия и порядок проведения испытаний................................................6

7    Методы испытаний...................................................................12

Приложение А (обязательное) Состав средств измерений, испытательного оборудования

и устройств, используемых при испытаниях...................................60

Приложение Б (обязательное) Тестовые сигналы и их уровни.................................62

Приложение В (рекомендуемое) Цифровой интерфейс, используемый при испытаниях............64

Приложение Г (обязательное) Минимальный стандартный набор шумовых сценариев............67

Приложение Д (справочное) Единицы измерений, используемые при испытаниях................68

Библиография........................................................................69

стороне оператора в эталонной точке системного симулятора POI до акустического выхода АС в эталонной точке DRP.

7.3.2.2 Требования

Требования к относительным допускам на АЧХ для узкополосных АС в направлении приема приведены в таблице 3, а для широкополосных АС — в таблице 4. Для промежуточных частот необходимо использовать линейную интерполяцию в двойном логарифмическом масштабе.

Таблица 3 — Частотная характеристика чувствительности на прием для узкополосных АС

Частота [Гц]

Верхний предел [дБ]

Нижний предел [дБ]

Частота [Гц]

Верхний предел [дБ]

Нижний предел [дБ]

200

0

—ео

400

0

-12

250

0

—«о

3 100

0

-12

315

0

-15

4 000

0

—во

Таблица 4 — Частотная характеристика чувствительности на прием для широкополосных АС

Частота [Гц]

Верхний предел [дБ]

Нижний предел [дБ]

Частота [Гц]

Верхний предел [дБ]

Нижний предел [дБ]

125

8

—во

400

6

-6

200

8

-12

5 000

6

-6

250

8

-9

6 300

6

-9

315

7

-6

8 000

6

—со

Допускается коррекция АЧХ на прием цифровыми методами (с помощью эквалайзера).

7.3.2.3 Способ измерения

1)    Условия испытания должны отвечать требованиям раздела 6. При наличии АРУ на прием при проведении измерений она должна быть отключена.

2)    Электрический тестовый сигнал представляет собой искусственный голос согласно [8]. Уровень тестового сигнала на электрическом входе системного симулятора в точке POI устанавливается равным минус 16 дБмО (рассчитывается как уровень тестового сигнала, усредненный на его всей длине).

3)    Амплитудно-частотная характеристика чувствительности терминала определяется в треть-октавных частотных полосах по ГОСТ Р 8.714 в диапазоне частот от 100 Гц до 4 кГц включительно для узкополосных терминалов и в диапазоне от 100 Гц до 8 кГц для широкополосных терминалов. Для расчета уровня сигнала в каждой частотной полосе используется усреднение на всей длине тестового сигнала.

4)    На входе измерения уровня электрического сигнала в третьоктавных частотных полосах проводятся в точке POI.

5)    На выходе измерения УЗД в третьоктавных частотных полосах проводятся в точке DRP. Принятый акустический сигнал снимается с микрофона уха искусственной головы манекена HATS, который предварительно должен быть откалиброван, а его АЧХ выровнена согласно требованиям [20].

6)    Чувствительность терминала на прием выражается в дБПа/В.

Примечание — Так как измерения АЧХ на передачу проводятся не в заглушенной камере, а в замкнутом салоне ТС, на результирующую АЧХ будут оказывать влияние стоячие звуковые волны внутри салона ТС, поэтому АЧХ при различных положениях манекена HATS могут отличаться друг от друга.

7.4 Уровень собственных шумов АС

7.4.1 Под собственным шумом АС понимается суммарный уровень шумов в сквозном активном речевом канале связи в направлении приема или передачи в моменты отсутствия речи абонента.

Этот шум складывается из собственных шумов микрофона, шумов электрических схем и АЦП/ЦАП АС, цифровых шумов речевого кодирования и алгоритмов ЦОС в АС, шумов системного симулятора.

18

ГОСТ Р 55531-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине

транспортного средства

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods of in-vehicle emergency call system conformity to the requirements for quality speakerphone in a vehicle cabine

Дата введения — 2014—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные системы/устройства вызова экстренных оперативных служб и устанавливает методы их испытаний на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства, указанным в ГОСТ Р 54620.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.714-2010 (МЭК 61260—1995) Государственная система обеспечения единства измерений. Фильтры полосовые октавные и на доли октавы. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50840-95 Передача речи по трактам связи. Методы оценки качества, разборчивости и

узнаваемости

ГОСТ Р 51061-97 Системы низкоскоростной передачи речи по цифровым каналам. Параметры качества речи и методы измерений.

ГОСТ Р 53188.1-2008 Шумомеры. Часть 1. Технические требования*

ГОСТ Р 53576-2009 (МЭК 60268:4—2004) Микрофоны. Методы измерения электроакустических параметров

ГОСТ Р 54620-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

ГОСТ Р МЭК 60942-2009 Калибраторы акустические. Технические требования и требования к испытаниям

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

* Отменен, с 01.11.2012 пользоваться ГОСТ 17187-2010.

Издание официальное

3 Термины и определения

3.1    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб; (АС): Система/устройство, устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Примечания

1    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категорий М1 и N1 с технически допустимой массой менее 2,5 т.

2    Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категорий М1 и N1 с технически допустимой массой более 2,5 т, М2, М3, N2 и N3.

3    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществление передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.

4    Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве устанавливаются в [1; 2].

3.1.2    акустический эхокомпенсатор; (АЭК): Устройство или алгоритм обработки сигнала, входящий в АС, компенсирующий акустические эхо-сигналы дальнего абонента, попадающие в канал передачи вместе с речью ближнего абонента, путем вычитания предсказанного эхо-сигнала, полученного на основе адаптивной фильтрации сигнала дальнего абонента, взятого из канала приема.

Примечание — Качественный АЭК позволяет вести сеанс громкоговорящей связи в режиме полного дуплекса.

3.1.3    акустический эхоподавитель; (АЭП): Устройство или алгоритм обработки сигнала, входящий в АС, подавляющий акустические эхо-сигналы дальнего абонента, попадающие в канал передачи вместе с речью ближнего абонента, путем реализации переключателя направления «прием-передача», управляемого голосами ближнего и дальнего абонентов.

Примечание — Основное отличие АЭП от АЭК — ослабление эхо-сигналов методом внесения потерь в каналы приема и передачи, что не позволяет вести разговор в режиме полного дуплекса.

3.1.4    громкоговорящая АС: АС без телефонной трубки или гарнитуры, работающая на удалении от абонента через динамики и микрофоны, не требующая использования рук в течение сессии связи.

3.1.5    искусственное ухо: Устройство, представляющее собой модель наружного уха человека в виде переходной камеры и калиброванного микрофона, предназначенное для измерения уровня звукового давления, развиваемого внешними источниками, и имеющее в диапазоне слышимых звуковых частот входной акустический импеданс близкий к средним показателям входного импеданса уха взрослого человека.

3.1.6    искусственные голова и торс; (HATS): Устройство, представляющее собой манекен с головой и торсом с размерами близкими к средним показателям для взрослого человека и предназначенное для учета явлений звуковой дифракции, вызываемой головой и телом человека при акустических измерениях в кабине транспортного средства.

Примечание — В голове манекена располагаются устройства искусственного рта и уха.

3.1.7    искусственный голос: Синтетический тестовый сигнал, заданный математически и имеющий спектральные и временные характеристики, близкие к средним показателям для мужской или женской речи. Используется при проведении объективных измерений вместо натуральной речи для получения повторяемых результатов.

3.1.8    искусственный рот: Устройство, представляющее собой модель рта человека и состоящее из громкоговорителя, установленного в корпусе с имитацией губ и имеющего в ближнем звуковом поле направленность и диаграмму излучения, которые аналогичны средним показателям направленности и диаграммы излучения рта взрослого человека.

2

ГОСТ P 55531—2013

3.1.9    кодек: Устройство или алгоритм, осуществляющее кодирование и декодирование речевых или аудиосигналов, передаваемых в системах мобильной радиосвязи.

Примечание — Кодеки характеризуются полосой передаваемых частот, скоростью кодированного цифрового потока, задержкой обработки сигналов, разборчивостью и качеством кодирования речевых или аудиосигналов.

3.1.10    комбинированный тестовый сигнал; (CSS): Звуковой тестовый сигнал, представляющий собой последовательную комбинацию различных тестовых сигналов.

3.1.11    направление передачи: Канал передачи от ближнего абонента в транспортном средстве к дальнему абоненту в центре обслуживания.

3.1.12    направление приема: Канал приема от дальнего абонента в центре обслуживания к ближнему абоненту в транспортном средстве.

3.1.13    оценка качества речи по шкале MOS: Субъективная оценка качества речи методом усреднения мнений экспертов по пятибалльной шкале от 1 (очень плохо) до 5 (отлично).

3.1.14    пик-фактор сигнала: Отношение максимальной амплитуды сигнала к его среднеквадратичному уровню.

Примечание — Например, пик-фактор синусоидального сигнала равен 3.01 дБ. Пик-фактор узкополосных речевых сигналов редко превышает 18 дБ.

3.1.15    показатель громкости передачи; (SLR): Взвешенное акустоэлектрическое затухание громкоговорящей АС на передачу, характеризует величину ослабления сигнала в канале передачи между уровнем громкости акустического сигнала, развиваемого ближним абонентом в эталонной точке рта и уровнем электрического сигнала в эталонной точке системного симулятора.

Примечание — Данная величина определена как частотно-взвешенное усреднение отношений уровней звукового давления в Паскалях (Па) к эффективному напряжению сигнала в вольтах (В), измеренных в треть октавных частотных полосах. Показатель громкости передачи учитывает механизм восприятия громкости сигнала человеком, выражается дБ и рассчитывается согласно [13].

3.1.16    показатель громкости приема; (RLR): Взвешенное электроакустическое затухание громкоговорящей АС на прием, характеризует величину ослабления сигнала в канале приема между уровнем электрического сигнала в эталонной точке системного симулятора и уровнем громкости акустического сигнала, воспринимаемого ближним абонентом в эталонной точке барабанной перепонки.

Примечание — Данная величина определена как частотно-взвешенное усреднение отношений эффективного напряжения сигнала в вольтах (В) к уровню звукового давления в Паскалях (Па), измеренных в треть октавных частотных полосах. Показатель громкости приема учитывает механизм восприятия громкости сигнала человеком, выражается дБ и рассчитывается согласно [13].

3.1.17    полный дуплекс: Возможность проводить сеанс громкоговорящей связи без напряжения внимания в режиме одновременного двухстороннего разговора.

3.1.18    полудуплекс: Возможность проводить сеанс громкоговорящей связи только в режиме попеременного одностороннего разговора.

3.1.19    режим двухстороннего разговора; (dt): Режим работы громкоговорящей АС, когда оба абонента, ближний и дальний, пытаются говорить и слушать друг друга одновременно, перебивая друг друга.

3.1.20    режим одностороннего разговора; (st): Режим работы громкоговорящей АС, когда оба абонента, ближний и дальний, говорят и слушают друг друга поочередно, не перебивая друг друга.

3.1.21    речь ближнего абонента: Речь абонента, расположенного в кабине (салоне) транспортного средства, оборудованного громкоговорящей АС.

Примечание —Абонентом может выступать как реальный человек, так и тестовый сигнал, подаваемый через устройство «искусственный рот» манекена HATS.

3.1.22    речь дальнего абонента: Речь абонента, расположенного в удаленном центре обслуживания звонков.

Примечание —Абонентом может выступать как реальный человек, использующий обычный стационарный телефон с телефонной трубкой, так и тестовый сигнал, подаваемый через электрические входы-выходы системного симулятора.

3

3.1.23    системный симулятор: Устройство, имитирующее сеть мобильной связи и имеющее с одной стороны радиоинтерфейс, а с другой стороны — электрические входы-выходы каналов передачи и приема.

3.1.24    узкополосная АС: Автомобильная система, работающая с узкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,3 — 3,4 кГц и с частотой дискретизации не менее 8 кГц).

3.1.25    частичный дуплекс: Ограниченная возможность проводить сеанс связи в режиме двойного разговора, сигнал собеседника слышен, но испытывает скачки громкости.

3.1.26    широкополосная АС: Автомобильная система, работающая с широкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,3—3,4 кГц и с частотой дискретизации не менее 8 кГц).

3.1.27    эталонная точка барабанной перепонки; (DRP): Точка измерения уровня звукового давления, расположенная внутри уха человека в конце наружного слухового прохода у барабанной перепонки или на мембране измерительного микрофона внутри устройства «искусственное ухо».

3.1.28    эталонная точка рта; (MRP): Точка измерения уровня звукового давления, расположенная на расстоянии 25 мм перед губами человека или излучающим кольцом устройства «искусственный рот».

3.1.29    эталонная точка связи громкоговорящей системы; (HFRP): Точка измерения уровня звукового давления, расположенная по оси «искусственного рта» в 50 см от излучающего кольца «губ», в которой в условиях свободного звукового поля осуществляется калибровка уровня звукового давления устройства «искусственного рта».

3.1.30    эталонная точка системного симулятора; (POI): Точка подключения и измерения электрических уровней сигналов в каналах приема и передачи симулятора системы мобильной связи.

3.1.31    эталонная точка уха; (ERP): Точка измерения уровня звукового давления, расположенная снаружи уха человека или устройства «искусственное ухо».

4 Обозначения и сокращения

АДИКМ

АРУ

АЦП

АЧХ

БПФ

ИКМ

КД

НД

нтд

осш

ПЭВМ

РМП

спм

тс

УЗД

УМЗЧ

ФВЧ

ФНЧ

ЦАП

ЦОС

ШПУ

эд

ACR

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция; автоматическая регулировка усиления;

аналогово-цифровой преобразователь (включая аналоговый ФНЧ на входе);

амплитудно-частотная характеристика;

быстрое преобразование Фурье;

импульсно-кодовая модуляция;

конструкторская документация;

нормативная документация;

нормативная техническая документация;

отношение сигнал/шум;

персональная электронно-вычислительная машина;

рабочее место проверки;

спектральная плотность мощности;

транспортное средство;

уровень звукового давления;

усилитель мощности звуковых частот;

фильтр верхних частот;

фильтр нижних частот;

цифроаналоговый преобразователь (включая аналоговый ФНЧ на выходе); цифровая обработка сигналов; шумопонижающее устройство; эксплуатационные документы;

Absolute Category Rating (абсолютная шкала качества);

4

ГОСТ Р 55531-2013

AMR

ah,r

ah,r,dt

AH,S

ah,s,dt

CCR

DCR

Dl

DTX

ERL full rate GSM

^R,min

*-S,min

MOS

PN

S(diff)

S(direct)

SPL

TCLw

Tr

ts

UMTS

—    стандарт адаптивного кодирования звуковых файлов с переменной скоростью (Adaptive multi rate);

—    Attenuation Range in receiving direction, single talk (диапазон ослабления сигнала в канале приема АС, во время одностороннего разговора);

—    Attenuation Range in receiving direction during double talk (диапазон ослабления сигнала в канале приема АС, во время двухстороннего разговора);

—    Attenuation Range in sending direction, single talk (диапазон ослабления сигнала в канале передачи АС, во время одностороннего разговора);

—    Attenuation Range in sending direction during double talk (диапазон ослабления сигнала в канале передачи АС, во время двухстороннего разговора);

—    Comparison Category Rating (шкала сравнительного качества);

—    Degradation Category Rating (шкала ухудшения качества);

—    Digital Interface (цифровой интерфейс);

—    Discontinuous Transmission (передача речи по каналу связи с перерывами во время пауз);

—    Echo Return Loss (ослабление эхо-сигнала);

—    цифровой стандарт кодирования речи;

—    глобальны стандарт цифровой мобильной сотовой связи (Global System for Mobile Communications);

—    minimum activation level (Receive direction) (минимальный уровень активации (включения) канала в направлении приема);

—    minimum activation level (Send direction); (минимальный уровень активации (включения) канала в направлении передачи);

—    Mean Opinion Score (оценка качества речи методом усреднения субъективных мнений нескольких экспертов);

—    псевдослучайный шум (pseudorandom noise);

—    Diffuse field Sensitivity (чувствительность в диффузном акустическом поле);

—    Direct sound Sensitivity (чувствительность в прямом направлении для плоской волны);

—    Sound Pressure Level (уровень звукового давления);

—    weighted Terminal Coupling Loss (взвешенное переходное затухание электроакустического тракта);

—    задержка обработки сигнала в АС на прием;

—    задержка обработки сигнала в АС на передачу;

—    универсальная мобильная телекоммуникационная система (Universal Mobile Telecommunications System).

5 Общие положения

5.1    Приведенные в настоящем стандарте методы испытаний предназначены для проверки соответствия АС требованиям ГОСТ Р 54620 в части обеспечения качества громкоговорящей связи.

5.2    Настоящий стандарт также устанавливает требования к организации и условиям проведения испытаний, испытательному оборудованию и средствам измерений.

5.3    Полный цикл испытаний АС состоит из следующих этапов:

1)    испытания микрофонов отдельно от АС;

2)    объективные измерения технических характеристик АС;

3)    субъективная оценка качества громкоговорящей связи, в том числе, при работе в шумах для каждого из возможных сценариев, приведенных в таблице 22 и таблице Г.1 (приложение Г).

5.4    Если АС является универсальной и предназначена для использования в ТС различных типов, рекомендуется проведение испытаний АС минимум для трех типов ТС, имеющих идентичную геометрию кузова. Это связано с тем, что технические характеристики АС в части обеспечения требуемого качества звука в значительной степени зависят от геометрии кузова ТС, определяющей уровни фоновых акустических шумов, а также от типы и расположение микрофона и динамиков в салоне ТС.

5

6 Условия и порядок проведения испытаний

6.1    Основное оборудование

6.1.1    Для проведения испытаний АС, в части обеспечения качества громкоговорящей связи, используются два интерфейса подключения: акустический интерфейс и радиоинтерфейс поддерживаемой системы подвижной связи.

6.1.2    При подключении к АС по акустическому интерфейсу для имитации ближнего абонента должен использоваться манекен HATS, содержащий в своем составе искусственное ухо и рот, характеристики которого должны соответствовать требованиям [12] как в направлении передачи, так и в направлении приема акустических колебаний.

Примечание —Допускается применение устройств искусственного рта и уха альтернативных HATS, если они не вносят существенной погрешности при проведении акустических измерений по сравнению с применением HATS.

6.1.3    При подключении к АС по радиоинтерфейсу поддерживаемой системы подвижной связи для имитации дальнего абонента должен использоваться системный симулятор, удовлетворяющий всем требованиям используемого в АС стандарта подвижной связи и имеющий калиброванный (в дБмО) электрический вход/выход для аудиосигналов, который используется для подключения испытательной аппаратуры.

6.1.4    Установки системного симулятора должны позволять выбирать тип и скорость речевого кодирования, а также отключать дополнительную обработку речевого сигнала, например DTX — режим прерывистой передачи голосовых данных на основе детектора речевой активности.

6.1.5    Расположение антенн симулятора и АС и уровни радиосигнала должны выбираться так, чтобы отсутствовали потери речевых пакетов в цифровом канале связи в обоих направлениях.

6.1.6    При проведении измерительных тестов, в которых важно исключить дополнительные искажения речевых сигналов, возникающие в сети связи оператора (системном симуляторе) из-за процессов низкоскоростного кодирования речевых и аудиосигналов, для проведения испытаний должен выбираться лучший по качеству кодек из перечня доступных для симулятора и АС и для него должна устанавливаться максимально возможная скорость передачи данных.

Примечание — В большинстве тестов, а также при субъективных испытаниях качества прохождения речевых сигналов, особенно в присутствии акустических шумов, необходимо также проверять все доступные варианты кодеков и скоростей, поддерживаемые системой мобильной связи и АС, так чтобы гарантировать качество работы АС в реальных условиях эксплуатации, независимо от типа используемого кодирования, выбираемого базовой станцией при организации соединения с АС.

Рисунок 1 — Блок-схема установки для испытания автомобильной системы

6.1.7    Тестовые сигналы на АС должны подаваться и сниматься электрически через системный симулятор и акустически через искусственный рот и ухо, расположенные в голове манекена HATS. Блок-схема испытательной установки для АС изображена на рисунке 1.

Г

L

6

ГОСТ P 55531—2013

6.1.8 Испытания микрофонов АС проводятся отдельно от АС в условиях свободного звукового поля (безэховой камеры), с применением контрольного громкоговорителя с низким уровнем искажений, и в кабине ТС, с применением аппарата «искусственный рот». Блок-схема испытательной установки для микрофонов определяется производителем АС, одна из возможных схем изображена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Блок-схема испытательной установки для микрофонов

6.1.9    Для питания микрофона следует выбирать стабилизированный источник питания или батареи с пульсациями напряжения не более 0,5 мВ, так чтобы паразитные пульсации на выходе микрофона не превышали 0,5 мВ при нагрузке на сопротивление RL величиной более 10 кОм.

6.1.10    При проведении испытаний должны быть применены измерительные системы, испытательное оборудование, средства измерений и устройства, приведенные в таблице А.1 (приложение А).

6.2 Имитация внешнего акустического шума

6.2.1    Для имитации акустического шума внутри ТС, окружающего водителя во время движения ТС в реальных условиях эксплуатации, должна использоваться отдельная звуковоспроизводящая установка на основе ПЭВМ с многоканальной звуковой платой, пятиканальным усилителем мощности звуковой частоты, четырьмя широкополосными громкоговорителями и одним низкочастотным громкоговорителем (сабвуфером). Схема размещения тестового оборудования в машине приведена на рисунке 3. Звуковоспроизводящая установка должна воспроизводить записи шумов, сделанные во время движения ТС данного типа. Запись и воспроизведение шумовых сигналов должны осуществляться с учетом требований, приведенных в Б.2 (приложение Б) и [3].

6.2.2    Запись акустических шумов внутри салона ТС должна проводиться для различных шумовых сценариев, характерных для эксплуатации ТС данного типа (минимальный набор сценариев приведен в приложении Д).

Запись должна вестись на широкополосный измерительный конденсаторный микрофон, расположенный в точке, близкой к точке размещения микрофона АС с применением цифровой аппаратуры записи с динамическим диапазоном не менее 60 дБ в диапазоне частот не уже 20—16000 Гц. Параллельно записи должен производиться контроль и протоколирование общего УЗД внутри ТС по шумомеру.

6.2.3    При воспроизведении записей акустического шума звуковоспроизводящая установка должна быть откалибрована по общему УЗД с помощью шумомера и выравниванием АЧХ воспроизведения так, чтобы при повторной записи шума на измерительный микрофон спектральные плотности мощности сигналов исходной записи оригинального шума и записи его имитации через громкоговорители совпадали с заданной точностью во всем диапазоне частот от 100 Гц до 10 кГц.

6.2.4    Максимальное отклонение УЗД воспроизводимого шума по сравнению с УЗД оригинального шума, при измерении с частотным взвешиванием по кривой «А», должно быть не более ± 1 дБ. Отклонение спектральной плотности мощности воспроизводимого шума, измеренной в третьоктавных частотных полосах в диапазоне от 100 Гц до 10 кГц должно быть не более ± 3 дБ от спектра оригинального шума.

6.2.5    Данный метод имитации шумов не позволяет в точности воспроизвести звуковое поле исходного шумового сигнала внутри кабины ТС, но является достаточно хорошим приближением для тестирования громкоговорящих АС с одним микрофоном. Процедура выравнивания АЧХ, а также эталонная база записей акустических шумов приведены в [3].

7