Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

131 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В методических рекомендациях детализированы требования по планированию и выполнению задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Общие положения

     1.1 Требования по учету мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в проектной документации

     1.2 Законодательные основы разработки мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

     1.3 Требования к разработчику мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций

2 Разработка мероприятий по гражданской обороне

     2.1 Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне

     2.2 Учет вопросов безопасности при выборе места размещения проектируемого объекта

     2.3 Сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в военное время

     2.4 Сведения о численности наибольшей работающей смены проектируемого объекта в военное время

     2.5 Оценка степени огнестойкости проектируемых зданий и сооружений

     2.6 Вопросы управления гражданской обороной и оповещения персонала о возможных опасностях военного времени

     2.7 Учет при проектировании мероприятий по световой и другим видам маскировки

     2.8 Проектные решения по повышению устойчивости работы источников водоснабжения и их защите от радиоактивных и отравляющих веществ

     2.9 Порядок обоснования введения режимов радиационной защиты

     2.10 Проектные решения по обеспечению безаварийной остановки технологических процессов при угрозе воздействия или воздействии по проектируемому объекту поражающих факторов современных средств поражения

     2.11 Оценка состояния объекта в условиях воздействия поражающих факторов современных средств поражения

     2.12 Вопросы повышения эффективности защиты производственных фондов проектируемого объекта при воздействии современных средств поражения

     2.13 Вопросы санитарной обработки людей, обеззараживания одежды и специальной обработки техники

     2.14 Организация мониторинга состояния радиационной и химической обстановки на территории проектируемого объекта

     2.15 Инженерная защита персонала в защитных сооружениях от действия обычных средств поражения

     2.16 Решения по созданию и содержанию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств проектируемого объекта

     2.17 Вопросы эвакуации персонала и материальных ценностей в безопасные районы

3 Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций

     3.1 Правила идентификации опасных участков и производств

     3.2 Правила идентификации и учета опасностей потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, влияющих на безопасность проектируемого объекта

     3.3 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера на проектируемом объекте

     3.4 Учет природно-климатических опасностей в районе строительства

     3.5 Порядок прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера при проектировании объектов капитального строительства

     3.6 Оценка размещения объектов, персонала и населения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций

     3.7 Анализ и оценка риска чрезвычайных ситуаций для проектируемого объекта

     3.8 Снижение риска чрезвычайных ситуаций на проектируемом объекте

     3.9 Мониторинг и контроль радиационной и химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций

     3.10 Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

     3.11 Обеспечение защиты проектируемого объекта от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных авариями на потенциально опасных объектах

     3.12 Инженерная защита проектируемого объекта от чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных опасными природными процессами и явлениями

     3.13 Запасы материальных средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий: создание и содержание

     3.14 Оповещение о чрезвычайных ситуациях

     3.15 Обеспечение противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом радио и проводной связи при чрезвычайных ситуациях

     3.16 Эвакуация персонала объекта при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

4 Порядок разработки графической части мероприятий гражданской обороне и предупреждения чрезвычайных ситуаций

Список литературы

Приложение А. Условные обозначения и знаки

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»

Методическое пособие

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЕРЕЧНЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОББЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Москва 2017 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................5

1    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...............................................................................................7

1.1    Требования по учету мероприятий по гражданской обороне, мероприятий

по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в проектной документации.......................................................................7

1.2    Законодательные основы разработки мероприятий по гражданской

обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера..............................................................................................12

1.3    Требования к разработчику мероприятий по гражданской обороне и

предупреждению чрезвычайных ситуаций.............................................................13

2    РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ...............17

2.1    Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.................17

2.2    Учет вопросов безопасности при выборе места размещения

проектируемого объекта.............................................................................................19

2.3    Сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в

военное время................................................................................................................21

2.4    Сведения о численности наибольшей работающей смены проектируемого

объекта в военное время.............................................................................................21

2.5    Оценка степени огнестойкости проектируемых зданий и сооружений......22

2.6    Вопросы управления гражданской обороной и оповещения персонала о

возможных опасностях военного времени..............................................................23

2.7    Учет при проектировании мероприятий по световой и другим видам

маскировки....................................................................................................................27

2.8    Проектные решения по повышению устойчивости работы источников

водоснабжения и их защите от радиоактивных и отравляющих веществ......29

2.9    Порядок обоснования введения режимов радиационной защиты..............30

2.10 Проектные решения по обеспечению безаварийной остановки технологических процессов при угрозе воздействия или воздействии по проектируемому объекту поражающих факторов современных средств

поражения......................................................................................................................40

2.11 Оценка состояния объекта в условиях воздействия поражающих факторов современных средств поражения...........................................................41

2.12 Вопросы повышения эффективности защиты производственных фондов проектируемого объекта при воздействии современных средств поражения...44

безопасности ОПО:

а)    ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б)    ОПО, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более;

в)    ОПО, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением особо опасных и технически сложных объектов), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1)    высота более чем 100 м;

2)    пролеты более чем 100 м;

3)    наличие консоли более чем 20 м;

4)    заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 м.

Структура и содержание ПМ ГОЧС в составе проектов определяется ГОСТ Р 55201 [39], который содержит уточненные и совершенно новые термины и определения в области проектирования мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - мероприятий ГОЧС), общие положения по разработке мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО), мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), рекомендации по порядку запроса, подготовки и выдачи исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС, требования к составу подраздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в т.ч. к его текстовой и графической частям) и требования к проектированию мероприятий ГОЧС, устанавливаемые

11

организациями, осуществляющими саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования.

Форма запроса на выдачу исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС и форма представления исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС, указаны в приложениях к ГОСТ Р 55201 [39].

В настоящих методических рекомендациях будут рассмотрены основные положения СП 165.1325800 [28] во взаимосвязи с требованиями нормативных документов по указанным выше направлениям.

1.2 Законодательные основы разработки мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Важнейшим принципом планирования и реализации мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного, является их заблаговременность. Указанный принцип закреплен федеральными законами.

Федеральным законом №28-ФЗ [1], определено, что мероприятия по гражданской обороне это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом №28-ФЗ [1] установлено, что подготовка государства к ведению гражданской обороны должна осуществляться заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Федеральным законом №68-ФЗ    [2] определено, что предупреждение

чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно, и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их

12

возникновения.

Федеральным законом №68-ФЗ [2] установлены принципы защиты населения и территорий от ЧС, основным из которых является принцип заблаговременности проведения мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

В дальнейшем, в соответствии с ГОСТ Р 55201 [39], вышедшим в развитие СП 165.1325800 [28], под мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями ГОЧС понимается совокупность проектных решений и организационных мероприятий, реализуемых при строительстве и направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В настоящих методических рекомендациях раскрыты и конкретизированы подходы к проектированию мероприятий ГОЧС с учетом современных требований, изложенных в сводах правил, национальных стандартах и других нормативных документах.

1.3 Требования к разработчику мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций

Проектная организация, разрабатывающая ПМ ГО ЧС в составе проектной документации объектов капитального строительства должна являться членом саморегулируемой организации, требования к которой установлены Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» [7] и ГрКРФ [3].

Содержанием деятельности СРО в области архитектурно-строительного проектирования являются разработка и утверждение документов, предусмотренных ГрК РФ [3] , а также контроль за соблюдением членами такой СРО требований этих документов.

13

Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в т.ч. к проектированию мероприятий ГОЧС, являются:

1)    требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее трех лет для работников, имеющих высшее образование, и не менее пяти лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

2)    требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее пяти лет;

3)    требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.

Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 №624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству и реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» [19] работы по разработке инженерно-технических мероприятий по ГО и инженерно-технических мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера отнесены к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 №207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями

14

свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов» [14] положения ГрК РФ [3] детализированы. Установлено, что минимально необходимыми требованиями к кадровому составу заявителя на получение свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии), в т.ч. на проектирование мероприятий ГОЧС, являются в зависимости от стоимости одного договора на подготовку проектной документации в отношении объекта капитального строительства:

а) для юридического лица:

-    не более 5 млн рублей - наличие в штате по месту основной работы не

менее    2    руководителей,    имеющих    высшее    профессиональное    образование

соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее 8 лет, а также не менее 3 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области архитектурно-строительного проектирования не менее 6 лет;

-    не более 25 млн рублей - наличие в штате по месту основной работы не

менее    2    руководителей,    имеющих    высшее    профессиональное    образование

соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее 8 лет, а также не менее 4 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области архитектурно-строительного проектирования не менее 6 лет;

-    не более 50 млн рублей - наличие в штате по месту основной работы не

менее    2    руководителей,    имеющих    высшее    профессиональное    образование

соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее 8 лет, а также не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области архитектурно-строительного проектирования не менее 6 лет;

-    до 300 млн. рублей - наличие в штате по месту основной работы не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование

15

соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее 8 лет, а также не менее 6 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области архитектурно-строительного проектирования не менее 6 лет;

- 300 млн рублей и более - наличие в штате по месту основной работы не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее 8 лет, а также не менее 7 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области архитектурно-строительного проектирования не менее 6 лет;

Требованиями к повышению квалификации и аттестации являются:

а)    повышение квалификации руководителями и специалистами не реже 1 раза в 5 лет с проведением аттестации;

б)    наличие системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Ростехнадзором, - в случаях, когда в штатное расписание заявителя включены должности, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор Ростехнадзором и замещение которых допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию.

Требованием к имуществу является наличие у организации принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании зданий и сооружений, оборудования, электронно-вычислительных средств и лицензированного программного обеспечения в составе и количестве, которые необходимы для выполнения соответствующих видов работ.

Состав и количество имущества, необходимого для выполнения соответствующих видов работ, определяются саморегулируемыми организациями при выдаче свидетельств о допуске к таким работам.

Минимально необходимым требованием к документам является наличие у организации соответствующих лицензий и иных разрешительных документов, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Требованием к контролю качества является наличие у организации системы контроля качества.

16

2 Разработка мероприятий по гражданской обороне

2.1 Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне должно осуществляться в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по ГО утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 №804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» [9] (далее - Правила).

Согласно Правилам отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:

-    организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;

-    организации, имеющие мобилизационные задания (заказы);

-    организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

-    организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.

Организации могут быть отнесены к одной из следующих групп по гражданской обороне:

-    категория особой важности;

-    первая категория;

-    вторая категория.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее - показатели), утвержденными приказом МЧС России от 28.11.2016 №632 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне», зарегистрированным в

Министерстве юстиции Российской Федерации (регистрационный №45037 от 29.12.2016) [21].

В соответствии с приказом показатели делятся на основные и дополнительные. К основным показателям относятся численность работающих в военное время (общая численность и численность НРС) и объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время. Дополнительные показатели1 определены с учетом специфики организаций.

В случае, если обособленные подразделения организации имеют различную категорию по гражданской обороне, категория для организации устанавливается по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.

Организации, продолжающие работу в военное время, при отсутствии основного показателя по объему выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время и дополнительных показателей подлежат отнесению к категории по гражданской обороне исходя из показателей численности работающих в военное время (наибольшей работающей смены).

Организации, не отнесенные ни к одной из указанных категорий, считаются не категорированными.

Для опасных производственных объектов, организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне, организаций, расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований, организаций имеющих уникальные в историко-культурном отношении объекты установлен особый порядок отнесения к категории по гражданской обороне.

Информация об отнесении организации к категории по ГО указывается в исходных данных, получаемых от уполномоченного органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации от территориального органа МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

При необходимости категория по ГО для объекта капитального строительства может быть уточнена в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях, государственных компаниях, или в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления в зависимости от того, в сфере деятельности которых предусматривается деятельность организации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 №804 [9] для уточнения категории по ГО представляются сведения о показателях проектируемого объекта и предложения об установлении категории.

Сведения о присвоении организациям категорий по ГО сообщаются соответствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти категории. Указанные сведения являются обоснованием к выполнению требований, предъявляемых к категорированным объектам.

2.2 Учет вопросов безопасности при выборе места размещения проектируемого объекта

В исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС в составе проектной документации объекта капитального строительства указываются зоны возможной опасности на военное время. При этом в исходных данных указываются расположенные вблизи проектируемого объекта территории, отнесенные к группам по ГО, и организации, отнесенные к категориям по ГО.

Согласно СП 165.1325800 [28] в качестве основного средства поражения объектов тыла рассматриваются обычные средства поражения.

При проектировании мероприятий по гражданской обороне необходимо учитывать, что любой категорированный объект с примыкающей санитарнозащитной зоной, расположенный в пределах территории, отнесенной к группе по ГО находится в зоне возможных сильных разрушений. Объекты особой важности с примыкающей санитарно-защитной зоной находятся в зоне возможных сильных разрушений независимо от места их расположения.

Зоны возможной опасности вокруг объектов, отнесенных к категориям по ГО, определяются дифференцированно, в зависимости от того, являются ли объекты взрывоопасными или не являются таковыми.

Для категорированных по ГО объектов, являющихся взрывоопасными и расположенных в пределах территории, отнесенной к группе по ГО, расчетным методом определяется зона возможных разрушений при максимальной гипотетической аварии со взрывом. Если граница зоны возможных сильных разрушений при возможной аварии со взрывом выходит за пределы санитарно-защитной зоны, то зона возможных сильных разрушений принимается по результатам проведенных расчетов. Если граница зоны возможных сильных разрушений при возможной аварии не выходит за пределы санитарно-защитной зоны, то зона возможных сильных разрушений принимается в пределах санитарно-защитной зоны объекта.

В соответствии с СП 165.1325800 [28] при проектировании мероприятий гражданской обороны не учитываются зоны возможного радиоактивного загрязнения вокруг территорий, отнесенных к группам по ЕО. Такие зоны учитываются только вокруг радиационно опасных объектов. Размеры зон возможного радиоактивного загрязнения отличаются для различных радиационно опасных объектов.

Для атомных электростанций станций (далее - АЭС) установленной мощностью до 4 ЕВт включительно граница зоны возможного радиоактивного загрязнения принимается в пределах зоны возможных сильных разрушений объекта с прилегающей к этой зоне полосой территории шириной 20 км.

Для атомных станций установленной мощностью свыше 4 ЕВт граница зоны возможного радиоактивного загрязнения принимается в пределах зоны возможных сильных разрушений объекта с прилегающей к этой зоне полосой территории шириной 40 км.

Для всех остальных объектов использования атомной энергии граница зоны возможного радиоактивного загрязнения принимается в пределах границы проектной застройки объекта и примыкающей к ней санитарно-защитной зоны.

Зона возможных сильных разрушений для АЭС принимается в пределах

18


2.13    Вопросы санитарной обработки людей, обеззараживания одежды и

специальной обработки техники...............................................................................47

2.14    Организация мониторинга состояния радиационной и химической

обстановки на территории проектируемого объекта...........................................52

2.15    Инженерная защита персонала в защитных сооружениях от действия

обычных средств поражения.....................................................................................55

2.16    Решения по созданию и содержанию запасов материально- технических,

продовольственных, медицинских и иных средств проектируемого объекта.............................................................................................56

2.17    Вопросы эвакуации персонала и материальных ценностей в безопасные

районы............................................................................................................................61

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ................................................................................63

3.1    Правила идентификации опасных участков и производств.........................63

3.2    Правила идентификации и учета опасностей потенциально опасных

объектов и транспортных коммуникаций, влияющих на безопасность проектируемого объекта.............................................................................................63

3.3    Прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера на

проектируемом объекте..............................................................................................64

3.4    Учет природно-климатических опасностей в районе строительства.........69

3.5    Порядок прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера

при проектировании объектов капитального строительства............................71

3.6    Оценка размещения объектов, персонала и населения в зонах возможных

чрезвычайных ситуаций.............................................................................................73

3.7    Анализ и оценка риска чрезвычайных ситуаций для проектируемого

объекта............................................................................................................................74

3.8    Снижение риска чрезвычайных ситуаций на проектируемом объекте.....76

3.9    Мониторинг и контроль радиационной и химической обстановки,

обнаружения взрывоопасных концентраций.........................................................78

3.10    Структурированная система мониторинга и управления инженерными

системами зданий и сооружений...............................................................................79

3.11    Обеспечение защиты проектируемого объекта от чрезвычайных

ситуаций техногенного характера, вызванных авариями на потенциально опасных объектах.........................................................................................................83

з

санитарно-защитной зоны. Зона возможных сильных разрушений для других объектов использования атомной энергии принимается так же, как и для других объектов, отнесенных к категории по ГО.

2.3    Сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в военное время

Сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в военное время, указываются в исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС в составе проектной документации объекта капитального строительства.

В случае, если объект прекращает работу в военное время, в приложении к подразделу должен быть приведен подтверждающий документ. В зависимости от того, с какими органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) связана деятельность проектируемого объекта, решение о прекращении функционирования проектируемого объекта в военное время заказчик направляет для согласования в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, либо в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо в соответствующий орган местного самоуправления.

Обоснование продолжения функционирования проектируемого объекта в военное время приводится со ссылкой на согласование с соответствующим органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) или решение собственника. Копия такого решения также приводится в приложении к текстовой части подраздела «ПМ ГОЧС».

2.4    Сведения о численности наибольшей работающей смены проектируемого объекта в военное время

При определении численности наибольшей рабочей смены (далее - НРС) необходимо учитывать численность:

- персонала рабочих, служащих и руководителей, входящих в состав

3.12    Инженерная защита проектируемого объекта от чрезвычайных ситуаций

природного характера, вызванных опасными природными процессами и явлениями......................................................................................................................83

3.13    Запасы материальных средств, предназначенных для ликвидации

чрезвычайных ситуаций и их последствий: создание и содержание.................87

3.14    Оповещение о чрезвычайных ситуациях........................................................88

3.15    Обеспечение противоаварийной устойчивости пунктов и систем

управления производственным процессом радио и проводной связи при чрезвычайных ситуациях...........................................................................................96

3.16    Эвакуация персонала объекта при чрезвычайных ситуациях природного

и техногенного характера.....................................................................97

4 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ.....................................................................................................................99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................103

ПРИЛОЖЕНИЕ А.........................................................................................................109

4

ВВЕДЕНИЕ

Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-

ФЗ [3] (далее - ГрК РФ) определены основные принципы осуществления

градостроительной деятельности, одним из которых является соблюдение

требований гражданской обороны, а также предупреждения ЧС природного и

техногенного характера. ГрК РФ [3] установлено, что при осуществлении

градостроительной деятельности отношения, связанные с принятием мер по

предупреждению ЧС природного и техногенного характера, должны регулироваться

законодательством РФ в области защиты населения и территорий от ЧС,

законодательством РФ о промышленной безопасности опасных производственных

объектов (т.е. в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. №68-

ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера», 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» [1]

и от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных

производственных объектов» [4]). Требования и положения ГрК РФ в этой области

должны применяться только в той степени, в которой они не урегулированы

упомянутыми нормативными правовыми документами.

Проектная документация объектов использования атомной энергии, опасных

производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных

объектов, объектов обороны и безопасности должна содержать перечень

мероприятий по ГО, мероприятий по предупреждению ЧС природного и

техногенного характера

Необходимость разработки мероприятий по гражданской обороне,

мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального

строительства в виде самостоятельного подраздела, определена Постановлением

Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации

и требованиях к их содержанию» [13].

Основные требования к мероприятиям по гражданской обороне и

мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и

5

техногенного характера изложены в СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне» [28].

Требования к исходным данным, составу, содержанию и экспертизе раздела установлены ГОСТ Р 55201-2012 «Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства» [39].

Методические рекомендации по составлению раздела охватывают круг вопросов по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рассматриваемых на этапе проектирования и разъясняют основные положения СП 165.1325800    [28]

применительно к подразделу «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства».

В методических рекомендациях детализированы требования по планированию и выполнению задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Методическое пособие подготовлено коллективом авторов в составе: к.т.н. И.Ю. Олтян, к.т.н. Д.И. Брык, М.С. Бабусенко, О.Б. Чумичева

6

1 Общие положения

1.1 Требования по учету мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в проектной документации

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [13] определено название подраздела, содержащего мероприятия по гражданской обороне и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций - «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера» (ПМ ГОЧС).

В соответствии с ГрК РФ [3] ПМ ГОЧС разрабатываются отдельным томом в составе проектной документации только для объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, т.е. для объектов, представляющих высокую значимость для обороны и безопасности страны и создающих реальную потенциальную опасность для населения и территорий при их разрушении в результате воздействия поражающих факторов современных средств поражения, а также при авариях на указанных объектах, приводящих к чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» [6] к объектам использования атомной энергии относятся ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов.

Ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в т.ч. атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты и др. транспортные и транспортабельные средства, сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными зарядами для

7

использования в мирных целях, другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

Пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и РВ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Количественные и качественные характеристики объектов, отнесенных к опасным производственным объектам (далее - ОПО), определены Федеральным законом №116-ФЗ [4].

К ОПО относятся объекты на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Федеральном законе №116-ФЗ [4] количествах опасные вещества следующих видов:

а)    воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 °С или ниже;

б)    окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в)    горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г)    взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д)    токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

-    средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 мг/кг до 200 мг/кг включительно;

-    средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 мг/кг до 400 мг/кг включительно;

-    средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 мг/л до 2 мг/л включительно;

е)    высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

-    средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 мг/кг;

-    средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 мг/кг;

-    средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 мг/л;

ж)    вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

-    средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 ч не более 10 мг/л;

-    средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 ч, не более 10 мг/л;

-    средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 мг/л;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа:

а)    пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б)    воды при температуре нагрева более 115 °С;

в)    иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа;

з)    используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

4)    получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более;

5)    ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

9

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К ОПО не относятся объекты электросетевого хозяйства.

Количественные и качественные характеристики особо опасных и технически сложных объектов определены ГрК РФ [3].

К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1)    объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2)    гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3)    сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

4)    линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более;

5)    объекты космической инфраструктуры;

6)    объекты авиационной инфраструктуры;

7)    объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

8)    метрополитены;

9)    морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

10)    тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше;

11)    ОПО, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной

10

1

В качестве дополнительных показателей в приказе определены установленная мощность для электростанций, уставной капитал для кредитных организаций, площадные объекты с резервуарным парком для объектов хранения нефти и нефтепродуктов, количество выпускников для учебных заведений, количество штатных коек для лечебных учреждений.