Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

467 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Добавлен в базу01.09.2013
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 26.10.10

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ, ПОСТРОЙКИ И ОБОРУДОВАНИЯ ПЛАВУЧИХ БУРОВЫХ УСТАНОВОК И МОРСКИХ СТАЦИОНАРНЫХ ПЛАТФОРМ

НД N2-020201-010

Санкт-Петербург

2010

Правила классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок (ПБУ) и морских стационарных платформ (МСП) Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с момента опубликования.

Правила устанавливают требования, являющиеся специфичными для ПБУ и МСП, учитывают рекомендации Кодекса ИМО по конструкции и оборудованию ПБУ, принятого Ассамблеей ИМО 19 октября 1989 г. (Резолюция А.649(16)).

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ и соответствующие резолюции Международной морской организации.

ISBN 978-5-89331-113-6

Настоящее издание Правил составлено на основе Правил классификации, постройки и оборудования ПБУ и МСП (2008 г.) с учетом научно-исследовательских работ, выполненных в 2009 г.: РС-18/2009, РС-32/2009; резолюций ИМО MSC.266(84), МЕРС. 184(59), циркуляра ИМО MEPC.l/Circ.642.

© Российский морской регистр судоходства, 2010

2.8

Устройство автоматического

4

Требования к оборудованию и устрой-

прекращения сброса..........

456

ствам по предотвращению загрязнения

2.9

Системы перекачки, сдачи и сброса

мусором.................

462

нефтесодержащих смесей........

456

4.1

Область распространения.......

462

2.10

Сборные танки.............

457

4.2

Определения и пояснения.......

462

2.11

Технологическое оборудование ....

458

4.3

Объем технического наблюдения . . .

462

2.12

Защита топливных танков........

459

4.4

Оборудование для сбора и обработки

3

Требования к оборудованию и устройствам

мусора и инсинераторы........

462

по предотвращению загрязнения

4.5

Размещение оборудования и устройств

463

сточными водами............

459

5

Требования к оборудованию и устройствам

3.1

Область распространения.......

459

ПБУ/МСП по предотвращению

3.2

Определения и пояснения........

459

загрязнения атмосферы........

464

3.3

Объем технического наблюдения . . .

459

5.1

Область распространения........

464

3.4

Установки для обработки сточных вод

5.2

Определения и пояснения........

464

и сборные цистерны..........

460

5.3

Объем технического наблюдения ....

465

3.5

Оборудование для удаления

5.4

Требования в отношении контроля

сточных вод...............

461

за выбросами с ПБУ/МСП........

466

3.6

Контрольно-измерительные устройства

461

5.5

Другие требования...........

467

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОСТРОЙКА ПЛАВУЧИХ БУРОВЫХ УСТАНОВОК (ПБУ)

И МОРСКИХ СТАЦИОНАРНЫХ ПЛАТФОРМ (МСП)

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящих Правил классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ1 распространяются на все самоходные и несамоходные плавучие установки, буровые суда и на стальные, железобетонные и композитные морские стационарные платформы, в том числе ледостойкого типа, удерживаемые на грунте гравитационным способом, с помощью свай или комбинированным способом, предназначенные для разведки/добычи подземных ресурсов морского дна или другой деятельности.

1.1.2    Технические требования распространяются на все механизмы, устройства, приборы и оборудование, установленные на ПБУ и МСП, нормальные условия работы которых обеспечивают установленный уровень безопасности установки в целом на всех режимах работы.

1.1.3    Буровое и технологическое (для сбора, переработки и транспортировки продукции скважин) оборудование, а также технические решения, связанные с обеспечением безопасного бурения и эксплуатации скважин, должны соответствовать требованиям государственных органов надзора за безопасностью в нефтяной и газовой промышленности.

При осуществлении Регистром технического наблюдения за буровым и технологическим оборудованием на добровольной основе могут быть применены Правила PC по нефтегазовому оборудованию морских плавучих нефтегазодобывающих комплексов, плавучих буровых установок и морских стационарных платформ.2

Выполнение требований Правил НГО не освобождает от выполнения обязательных требований государственных надзорных органов к буровому и технологическому оборудованию на стадии его проектирования, изготовления и эксплуатации.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 В Правилах ПБУ/МСП приняты следующие определения.

Блок-модуль (БМ) — функционально законченные конструкции ВС, например, энергетический, жилой, технологический и другие БМ.

Буровое судно — судно, имеющее буровую установку.

Верхняя палуба (ВП) —водонепроницаемая конструкция, на которой размещается верхнее строение и от которой измеряется надводный борт.

Верхнее строение (ВС) — надстройки, рубки и другие подобные конструкции, используемые для размещения персонала, оборудования, систем и устройств, обеспечивающих функционирование сооружения по его назначению. ВС, как правило, состоит из блок-модулей.

Глубина моря — расстояние по вертикали, измеренное от дна моря до среднего уровня воды плюс суммарная высота астрономического и штормового приливов.

Глубоководная платформа на колоннах — платформа на колоннах, высотой существенно превосходящих характерный размер поперечного сечения. Она состоит из следующих элементов: колонн (не менее одной), нижнего опорного основания, соприкасающегося с дном акватории, и верхней несущей конструкции.

Дополнительные требования — не предусмотренные Правилами ПБУ/МСП требования, предъявляемые Российским морским регистром судоходства3 при осуществлении классификационной деятельности.

Жилая зона — часть МСП, предназначенная для размещения обслуживающего персонала.

Зона бурения — часть ПБУ/МСП, в которой находится оборудование, предназначенное для бурения скважин.

Зона вспомогательного оборудования — часть МСП, в которой находится вспомогательное оборудование, не связанное непосредственно с бурением и эксплуатацией скважин и не предназначенное для этого.

Клиренс — расстояние по вертикали, измеренное от среднего уровня спокойной воды плюс суммарная высота астрономического и штормового приливов до нижней части опорной палубы или верхнего строения платформы.

Колонна — водонепроницаемая, частично проницаемая или ферменная вертикальная кон-


15


струкция, воспринимающая внешние нагрузки и вес вышележащих конструкций и оборудования.

Комплекс обеспечения вертолетов — элемент ПБУ/МСП, предназначенный для посадки и обслуживания вертолетов.

Конструкционный остров (кессон) — мелководная платформа на сплошном металлическом основании.

Л едостойкость — способность установки воспринимать ледовую нагрузку.

Мелководная платформа на колоннах — платформа на колоннах высотой, сопоставимой с характерным размером поперечного сечения. Они состоят из тех же элементов, что и глубоководные платформы на колоннах.

Модуль — конструкция, как правило, корпуса, ОБ, ВС и/или их частей, представляющая транспортную единицу, для которой положение на плаву может рассматриваться как кратковременное и относящееся к периодам их достройки и/или транспортировки.

Предполагается, что для модуля заведомо исключается возможность воздействия предельных внешних условий.

Монопод/монокон — одноопорная мелководная платформа башенного типа с вертикальными или наклонными стенками соответственно.

Морская плавучая буровая установка (ПБУ) — судно, способное производить буровые работы и/или осуществлять добычу ресурсов, находящихся под дном моря, например, нефти, газа, серы или соли.

Морская стационарная платформа (МСП) — морское нефтегазопромысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа.

МСП гравитационная — морская стационарная платформа гравитационного типа — сооружение, устойчивость на грунте которого обеспечивается в основном за счет собственного веса и веса принимаемого балласта.

МСП мачтовая — морская глубоководная стационарная платформа, устойчивость которой обеспечивается либо оттяжками, либо соответствующим объемом плавучести.

МСП свайная — морская стационарная платформа свайного типа — сооружение, устойчивость на грунте которого обеспечивается в основном за счет забитых в грунт свай.

Надводная установка (НУ) — установка, размещенная в корпусе водоизмещающего типа, как у ПБУ, бурового судна или баржи, не

предназначенная для разведки/добычи подземных ресурсов морского дна.

Опорный блок (ОБ) — водонепроницаемая конструкция, обеспечивающая плавучесть и остойчивость сооружения, поддержание верхнего строения и устойчивость против внешних воздействий при размещении на грунте дна. Может включать модули, супермодули, понтоны, колонны, фермы и свайные фундаменты.

Опорное основание МСП — часть МСП, состоящая из одного или нескольких опорных блоков, на которых в верхней части монтируется верхнее строение МСП.

Опорная палуба (ОП) или опорные балки — конструкции, на которых собирается верхнее строение.

ПБУ на натяжных связях — ПБУ со значительной избыточной плавучестью в рабочем состоянии, удерживаемая в точке бурения/добычи натянутыми анкерными связями, закрепленными на морском дне.

ПБУ со стабилизирующими колоннами — плавучая буровая установка, для обеспечения плавучести и остойчивости которой во всех эксплуатационных состояниях (см. определение «Режим эксплуатации»), включая погружение и всплытие, используется водоизмещение широко расположенных колонн. В нижней части колонн могут применяться подводные корпуса или стопы для обеспечения дополнительной плавучести или поверхности, достаточной для удержания установки на морском дне. С целью взаимного соединения колонн, погруженных корпусов или стоп, а также для поддержания платформы могут применяться упрочнители трубчатого сечения или решетчатой конструкции. ПБУ со стабилизирующими колоннами могут быть спроектированы для ведения буровых работ как в состоянии на плаву, так и опираясь на грунт.

Погружная ПБУ — ПБУ со стабилизирующими колоннами, опирающаяся в рабочем состоянии на грунт.

Подводный понтон — плоскодонная водонепроницаемая конструкция с отвесными бортами.

П о л у п о г р у ж н ая ПБУ (ППБУ) — ПБУ со стабилизирующими колоннами, находящаяся в рабочем состоянии на плаву и удерживаемая в горизонтальной плоскости с помощью якорей, подруливающих устройств или других средств позиционирования.

Понтон плавучести/остойчивости — водонепроницаемая конструкция, не являющаяся элементом сооружения, временно устанавливаемая на нем или его модуле/СМ для обеспечения плавучести и/или остойчивости.


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

Посадочная площадка — элемент МСП, закрепленный к опорному основанию, предназначенный для посадки людей и швартовки судов.

Режим эксплуатации — состояние, при котором ПБУ/МСП может работать или функционировать, находясь на точке бурения/добычи, или состояние при любом способе ее транспортировки к этой точке. Пребывая в режиме эксплуатации, ПБУ/МСП может находиться в одном из следующих состояний:

рабочее состояние — состояние, в котором находится ПБУ/МСП с целью производства буровых работ или других подобных операций при совместном воздействии внешних факторов и эксплуатационных нагрузок, не выходящих за пределы соответствующих расчетных значений;

состояние штормового отстоя — состояние ПБУ при воздействии на нее максимальных расчетных внешних нагрузок, при котором предполагается прекращение производства буровых работ;

состояние перегона — состояние, связанное с перемещением ПБУ/МСП из одного географического района в другой.

Самоподъемная ПБУ (СПБУ) — ПБУ, поднимаемая в рабочем состоянии над поверхностью моря на колоннах, опирающихся на грунт.

Суда, участвующие в морских операциях: судно-перевозчик — все суда, непосредственно соприкасающиеся с перевозимым сооружением или его частью, например, баржи; если сооружение или его часть обладают плавучестью, то этот термин означает саму плавучую конструкцию;

транспортирующее судно — все суда, используемые при создании движущей силы для перемещения сооружения или его части, например, тянущие или толкающие буксиры, ледоколы, танкеры и т. п.;

транспортная система — судно (суда) — перевозчик(и) и транспортирующее судно (суда), работающие вместе как система, например, буксир с буксирным тросом и сооружением.

Супермодуль (СМ) — два и более модулей, соединенных вместе, как транспортируемая единица.

Технологическая зона — часть МСП, в которой находится оборудование, предназначенное для выполнения технологических процессов сбора, переработки и транспортировки продукции скважин с МСП.

Транспортируемая единица — сооружение или его часть, которое транспортируют по внутренним водным путям и/или по морю.


2 КЛАСС ПБУ/МСП

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1 На ПБУ/МСП распространяются требования 2.1 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

2.2 СИМВОЛ КЛАССА

2.2.1    Присваиваемый Регистром ПБУ/МСП класс состоит из основного символа и дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна или плавучего сооружения.

2.2.2    Основной символ присваиваемого Регистром ПБУ/МСП класса состоит из знаков:

КМ®, КМ®, (КМ)® — для самоходных ПБУ;

КЕ®, КЕ®, (КЕ)® — для несамоходных ПБУ и МСП с суммарной мощностью первичных двигателей более 100 кВт.

2.2.3    В зависимости от того, по каким правилам и под надзором какого классификационного

общества построено судно или плавучее сооружение, основной символ класса устанавливается следующим образом:

.1 ПБУ/МСП, построенным по правилам и под техническим наблюдением Регистра, присваивается класс с основным символом: КМ® или КЕ®;

.2 ПБУ/МСП, которые полностью (либо их корпус, или механическая установка, или механизмы, или оборудование) построены и/или изготовлены по правилам и под надзором иного признанного Регистром классификационного общества, при их классификации Регистром присваивается класс с основным символом: КМ® или КЕ®;

.3 ПБУ и МСП, которые полностью (либо их корпус, или механическая установка, или механизмы, или оборудование) построены и/или изготовлены без надзора признанного Регистром классификационного общества или вообще без надзора классификационного общества, при их классификации Регистром присваивается класс с основным символом: (КМ)® или (КЕ)®.


2.3 ЗНАКИ ДЕЛЕНИЯ НА ОТСЕКИ

2.3.1 По желанию заказчика буровое судно может получить в символе класса один из знаков деления на отсеки: Ш или Ш. В этом случае буровое судно должно удовлетворять также требованиям части V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов.

2.4 ЗНАК АВТОМАТИЗАЦИИ

2.4.1    Если оборудование автоматизации главной механической и/или электроэнергетической установки ПБУ или МСП соответствует требованиям части XIV «Автоматизация», то к основному символу класса ПБУ/МСП добавляется один из знаков автоматизации, в зависимости от объема автоматизированных функций и особенностей применяемых средств автоматизации, а именно:

.1 AUT1 — объем автоматизированных функций обеспечен традиционными средствами и позволяет эксплуатацию механической (пропульсивной) и/или электроэнергетической установки без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и в центральном посту управления (ЦПУ);

.2 AUT2 — объем автоматизированных функций обеспечен традиционными средствами и позволяет эксплуатацию механической (пропульсивной) и/или электроэнергетической установки одним оператором из центрального поста управления в МО, без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях;

.3 AUT1-C или AUT2-C — автоматизированные функции, как указано для знаков автоматизации AUT1 или AUT2 соответственно, реализованы с применением компьютеров или программируемых логических контроллеров, удовлетворяющих соответствующим требованиям разд. 5 части XIV «Автоматизация»;

.4 AUT1-ICS, AUT2-ICS — автоматизированные функции, как указано для знаков автоматизации AUT1 или AUT2 соответственно, реализованы с применением компьютерной интегрированной системы управления и контроля, удовлетворяющей соответствующим требованиям разд. 5 части XIV «Автоматизация». При этом представляемая обслуживающему персоналу электронная информация и функции управления на постах управления реализованы с применением средств единой резервированной информационной сети.

2.4.2    Если ПБУ оборудована системой динамического позиционирования, соответствующей требованиям, изложенным в разд. 7 части XIV

«Автоматизация», то к основному символу класса ПБУ добавляется один из следующих знаков: DYNPOS-1, DYNPOS-2, DYNPOS-3.

2.4.3    Если ПБУ оборудована системой автоматизированного управления силовым оборудованием систем якорного позиционирования, соответствующей требованиям, изложенным в 8.1, 8.2 части XIV «Автоматизация», то к основному символу класса ПБУ добавляется знак POSIMOOR.

2.4.4    Если ПБУ оборудована системой автоматизированного управления силовым оборудованием систем якорного позиционирования, соответствующей требованиям, изложенным в 8.1, 8.2 части XIV «Автоматизация», с применением подруливающих устройств, соответствующих применимым требованиям, изложенным в разд. 7 части XIV «Автоматизация», то к основному символу класса ПБУ добавляется знак POSIMOOR-TA.

2.4.5    Если самоходная ПБУ оборудована гребной электрической установкой, соответствующей требованиям, изложенным в разд. 17 части X «Электрическое оборудование», то к основному символу класса ПБУ добавляется знак ЕРР.

2.5 СЛОВЕСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В СИМВОЛЕ КЛАССА

2.5.1    Если ПБУ/МСП имеет конструкцию, в основном аналогичную одной из конструкций, определенных в 1.2 настоящей части, и удовлетворяет соответствующим требованиям Правил ПБУ/МСП, то в зависимости от конструкции ПБУ к символу класса добавляется одна из следующих словесных характеристик:

MODU self-elevating — ПБУ самоподъемная;

MODU semi-submersible — ПБУ полупогружная;

MODU submersible — ПБУ погружная;

MODU tension leg — ПБУ на натяжных связях;

Drilling ship — буровое судно;

Drilling barge — буровая баржа;

FOP gravity — МСП гравитационная;

FOP pile — МСП свайная;

FOP mast — МСП мачтовая;

Ice-resistant — ледостойкая.

Словесная характеристика в символе класса записывается на английском языке. По желанию судовладельца она может записываться на двух языках: английском и русском.

2.5.2    Если конструкция ПБУ/МСП имеет принципиальное отличие от конструкций, определенных в 1.2 настоящей части, то определение ее типа и словесной характеристики, добавляемой к символу класса, в каждом отдельном случае является предметом специального рассмотрения Регистром.


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

2.5.3 При соответствии бурового или технологического оборудования ПБУ/МСП требованиям Правил НГО к символу класса могут быть добавлены дополнительные словесные характеристики в соответствии с разд. 6 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил НГО.

2.6 ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЙОНА И УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

2.6.1 Если ПБУ/МСП предназначена для эксплуатации в определенном районе и спроектирована с учетом максимально возможных в данном районе нагрузок в зависимости от ветра, волнения, льда и течения, то эти районы, нагрузки и ледовые усиления указываются в Классификационном свидетельстве.


3 ПРОВЕДЕНИЕ И ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

3.1 ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

3.1.1    Первоначальные освидетельствования.

Регистром устанавливаются следующие виды первоначальных освидетельствований ПБУ/ МСП:

освидетельствования, проводимые при постройке ПБУ/МСП под техническим наблюдением Регистра;

освидетельствования ПБУ/МСП, построенных под надзором иного классификационного общества или иной компетентной организации.

3.1.2    Периодические освидетельствования.

3.1.2.1    Очередные освидетельствования, проводимые для возобновления класса в каждый 5-летний срок эксплуатации ПБУ/МСП. В отношении начала, подготовки и проведения очередных освидетельствований к ПБУ в полной мере относятся требования 2.4 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации. Для МСП, погружных ПБУ Регистром, проектантом и судовладельцем на этапе проектирования и постройки разрабатывается программа освидетельствований, описывающая все действия по освидетельствованиям МСП или отдельных ее элементов в течение запланированного срока эксплуатации. Программа должна включать следующие основные части:

принципиальное описание освидетельствований со ссылкой на соответствующие части Правил;

продолжительность и методы освидетельствований;

время и частота освидетельствований;

процедуры сообщений, накопления данных и регистрации;

процедуры оценки зафиксированных сообщений;

процедуры модернизации.

3.1.2.2    Ежегодные освидетельствования проводятся в период между очередными освидетельст

вованиями (или первоначальным и очередным) в течение 3 мес. до или после каждой ежегодной даты Классификационного свидетельства.

3.1.2.3    Доковые освидетельствования ПБУ должны проводиться при очередных освидетельствованиях. Кроме того оно может быть потребовано после аварий и в особых случаях как внеочередное освидетельствование.

Освидетельствование подводной части МСП, погружной ПБУ должно проводиться один раз в 10 лет после завершения буровых работ и является частью Программы освидетельствований, производится с помощью водолазной техники и инструментальных средств оценки технического состояния корпуса, свайных оснований, железобетонных конструкций и др. Возможность эксплуатации МСП возрастом более 25 лет определяется в каждом конкретном случае по согласованию между Регистром, проектантом и судовладельцем.

3.1.2.4    Промежуточные освидетельствования производятся взамен второго или третьего ежегодного освидетельствования по желанию судовладельца.

3.1.2.5    По просьбе судовладельца Регистр устанавливает для ПБУ/МСП систему непрерывного освидетельствования установок. В части проведения непрерывного освидетельствования применимы требования 2.6 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.

3.1.3 Внеочередные освидетельствования.

Внеочередные освидетельствования ПБУ/ МСП или отдельных их элементов производятся во всех других случаях кроме первоначального и периодических освидетельствований. Внеочередные освидетельствования имеют целью выявить повреждения, их причину, согласовать объем работ по устранению последствий аварийного случая, в том числе ликвидации последствий выброса фонтана или после прихвата бурового инструмента, а также в других случаях, описан-


ных в разд. 3 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, применимых к ПБУ/МСП.

3.1.4 Специальные освидетельствования.

К специфическому разделу освидетельствований для ПБУ/МСП следует отнести освидетельствования при морских операциях. Это связано с тем, что ПБУ/МСП могут строиться в готовом виде или в виде отдельных элементов (сборочных модулей) за тысячи миль от мест будущей эксплуатации. Процесс транспортировки ПБУ/МСП к месту установки или их отдельных элементов, монтажа на месте установки, перехода или перемещения на новое место эксплуатации, определение безопасных условий выполнения этих операций, с обоснованием допустимого риска, описан в Правилах разработки и проведения морских операций4. При морских операциях проектантом, строителем объекта, судовладельцем выполняются и согласовываются с классификационным обществом специальные программы освидетельствования, в которых должны быть отражены следующие моменты:

сборка буровой платформы на плаву на верфи-строителе;

подготовка места установки; доставка отдельных элементов или буровой платформы в собранном виде к месту установки (эксплуатации);

установка объекта на месте эксплуатации; съемка с места эксплуатации; переход (или перестановка) к новому месту эксплуатации (в установленном или в неустановленном районе эксплуатации).

3.2 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ПРИ ПОСТРОЙКЕ

3.2.1    К первоначальному освидетельствованию для принятия ПБУ/МСП под техническое наблюдение Регистра предъявляются ПБУ/МСП, построенные без технического наблюдения Регистра или органа, уполномоченного Регистром к замещению, или имеющие класс иного классификационного общества или иной компетентной организации. К первоначальному освидетельствованию предъявляются также ПБУ/МСП, ранее имевшие класс Регистра, но утратившие его по разным причинам.

3.2.2    Первоначальное освидетельствование ПБУ/МСП заключается в детальном осмотре, проверках, испытаниях и замерах, объем которых устанавливается в зависимости от возраста ПБУ/

МСП, их технического состояния, наличия технической документации и документов признанных компетентных органов. Объем первоначального освидетельствования устанавливается в объеме очередного освидетельствования в соответствии с возрастом объекта, включая освидетельствование в доке. Для МСП должны быть представлены данные технического состояния подводной части, опирающиеся на инструментальные методы определения износа конструкций в подводной части, в районе переменных ватерлиний и в районе ледового износа. Должны быть представлены данные по оценке эффективности протекторной защиты, результаты освидетельствования подводной части.

3.2.3    При наличии Классификационного свидетельства признанного классификационного общества объем первоначального освидетельствования может быть уменьшен до объема промежуточного освидетельствования, а срок следующего очередного освидетельствования установлен в соответствии со сроком действия имеющегося Классификационного свидетельства. Сроки действия периодических освидетельствований назначаются с учетом срока действия Классификационного свидетельства иного классификационного общества.

3.2.4    При первоначальном освидетельствовании ПБУ/МСП должно быть проверено соответствие их корпусов, судовых устройств, оборудования и снабжения, механической установки и систем, электрического оборудования требованиям Правил ПБУ/МСП.

3.2.5    При первоначальном освидетельствовании корпуса ПБУ/МСП должно быть проверено соответствие его требованиям части II «Корпус» в отношении выбора материала, сварных соединений и обеспечения прочности в зависимости от района эксплуатации и всех эксплуатационных состояний, оговоренных в Инструкции по эксплуатации ПБУ/МСП.

При освидетельствовании корпуса должны быть проверены величины износа конструктивных элементов, наличие повреждений, качество сварных соединений и обеспечение непроницаемости.

3.2.6    Владельцы ПБУ/МСП при первоначальном освидетельствовании корпуса ПБУ/МСП должны представить Регистру техническую документацию в объеме, необходимом для проверки выполнения требований части II «Корпус», а также документы классификационных обществ и других компетентных органов надзора, заводские сертификаты и т. и.

Перечень технической документации представляется владельцем ПБУ/МСП Регистру при первоначальном освидетельствовании.


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

3.2.7    Оценка прочности конструкций корпуса ПБУ осуществляется:

у буровых судов — сравнением требуемых частью II «Корпус» размеров связей с размерами по чертежам с учетом обеспечения прочности связей от усилий, возникающих вследствие бурения, постановки на якоря и других операций. При необходимости может быть потребован сравнительный расчет момента сопротивления поперечного сечения корпуса бурового судна и площади поперечного сечения верхней палубы;

у самоподъемных, полупогружных и погружных ПБУ/МСП — проверкой соответствия расчетов прочности конструкций корпуса ПБУ/МСП требованиям части II «Корпус».

При наличии класса признанного классификационного общества оценка прочности может ограничиваться выборочной проверкой отдельных основных связей корпуса ПБУ, исходя из степени эквивалентности правил классификационного общества и правил Регистра.

Если по результатам освидетельствования установлено наличие значительного износа, инспектор должен потребовать проведения замеров остаточных толщин конструктивных элементов корпуса ПБУ для сравнения допустимых износов.

3.2.8    При первоначальном освидетельствовании ПБУ/МСП должно быть проверено соответствие требованиям Правил ПБУ/МСП состава объектов судовых устройств, оборудования и снабжения, их комплектности, конструкции, расположения и установки, а также регламентированных характеристик (мощности, производительности, скорости и т. д.).

3.2.9    Устройства, оборудование и снабжение буровых судов в полной мере должны удовлетворять требованиям части III «Устройства, оборудование и снабжение» Правил классификации и постройки морских судов и специально оговоренным требованиям Правил ПБУ/МСП.

3.2.10    Выполнение требований Правил классификации и постройки морских судов и Правил ПБУ/МСП, а также надлежащее техническое состояние закрытий отверстий, рулевого, якорного, швартовного и буксирного устройств, устройств подъема и спуска корпуса СПБУ, устройств подъема и спуска колонн погружных насосов забортной воды, средств защиты экипажа, помещений ПБУ/МСП и аварийного снабжения удостоверяются при первоначальном освидетельствовании. Должно быть проверено выполнение требований в отношении конструкции мачт и стоячего такелажа и обеспечения их прочности.

3.2.11    Обеспечение непотопляемости ПБУ во всех ее эксплуатационных состояниях на плаву проверяется при первоначальном освидетельст

вовании по результатам расчетов в соответствии с требованиями части V «Деление на отсеки».

3.2.12    Информация об аварийной остойчивости и посадке должна отражать все случаи состояния ПБУ, требуемые частью V «Деление на отсеки».

3.2.13    При первоначальном освидетельствовании самоподъемных и погружных ПБУ Регистру должны быть представлены расчеты устойчивости элементов корпусных конструкций ПБУ в рабочем состоянии.

3.2.14    Для обеспечения противопожарной защиты ПБУ/МСП при первоначальном освидетельствовании ПБУ/МСП проверяется выполнение требований Правил ПБУ/МСП для предусмотренного назначения объектов с учетом их конструкции и размеров в отношении:

расположения и оборудования помещений, станции пожаротушения и пожарных постов;

обеспечения безопасной эвакуации людей из жилых и служебных помещений;

разделение корпусов жилых помещений (жилых модулей) на главные противопожарные вертикальные зоны и защиты помещений внутри противопожарных зон;

применение соответствующих огнестойких и огнезадерживающих конструкций и закрытий отверстий в них;

установки самозакрывающихся противопожарных дверей, их систем дистанционного управления и автоматики;

закрытия помещений с избыточным давлением воздуха;

закрытий дверей, шахт, вентиляционных каналов, кольцевых пространств дымовых труб, световых люков и других отверстий машинных и насосных помещений и их приводов, а также заделки пространств за подволоком панелями и зашивкой;

обеспечения обязательного состава систем пожаротушения;

технических характеристик и расположения механизмов систем, материала и конструкции трубопроводов, их соединений и арматуры, прокладки и крепления трубопроводов;

для ПБУ/МСП, работающих при отрицательных температурах, наличие изоляции или средств, обеспечивающих незамерзание участков водопожарной магистрали на открытых палубах;

приводов дистанционного управления клапанами и механизмами систем;

системы водозабора от погружных насосов забортной воды;

комплектности противопожарного снабжения, запасных частей и инструментов;

системы сигнализации обнаружения пожара и сигнализации предупреждения;


СОДЕРЖАНИЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОСТРОЙКА ПБУ/МСП

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

2

Общие принципы проектирования

конструкций ...............

46

1

Общие положения............

14

2.1

Общие положения............

46

1.1

Область распространения.......

14

2.2

Внешние условия.............

46

1.2

Определения и пояснения........

14

2.3

Расчетные режимы и нагрузки......

50

2

Класс ПБУ/МСП............

16

2.4

Критерии прочности ...........

53

2.1

Общие положения...........

16

2.5

Положения по расчетам прочности . . .

57

2.2

Символ класса.............

16

3

Специальные вопросы прочности

2.3

Знаки деления на отсеки........

17

платформ.................

60

2.4

Знак автоматизации..........

17

3.1

Самоподъемные ПБУ..........

60

2.5

Словесная характеристика

3.2

Полупогружные ПБУ..........

69

в символе класса............

17

3.3

Морские стационарные платформы. . .

74

2.6

Обозначение района и условий

3.4

Железобетонные и сталебетонные

эксплуатации ..............

18

конструкции МСП............

89

3

Проведение и объем освидетель-

3.5

ПБУ на натяжных связях.......

100

ствований ................

18

4

Устойчивость СПБУ/МСП на грунте .

112

3.1

Виды и периодичность освидетель-

4.1

Общие требования...........

112

ствований ................

18

4.2

Устойчивость СПБУ на грунте ....

113

3.2

Первоначальные освидетельствования

4.3

Устойчивость МСП на грунте.....

113

и освидетельствования, проводимые

Приложение 1. Характеристики ветро-

при постройке..............

19

волновых условий...........

116

3.3

Периодические освидетельствования. .

22

Приложение2. Требования к расчетным

3.4

Ежегодные освидетельствования....

22

моделям, базирующимся на методе

3.5

Очередные освидетельствования ....

31

конечных элементов..........

119

3.6

Система непрерывного освидетель-

ствования ................

33

3.7

Освидетельствования для выдачи

ЧАСТЬ 111. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ

конвенционных документов......

34

И СНАБЖЕНИЕ ПБУ/МСП

4

Техническая документация.......

36

4.1

Документация технического проекта

1

Общие положения............

123

в постройке ...............

36

1.1

Область распространения.......

123

4.2

Документация технического проекта при

1.2

Определения и пояснения.......

123

переоборудовании или восстановлении

38

1.3

Объем технического наблюдения . . .

123

4.3

Рабочие чертежи для ПБУ/МСП

2

Рулевое устройство...........

125

в постройке ...............

38

2.1

Общие положения...........

125

5

Классификация ПБУ/МСП с классом иного

3

Якорное устройство...........

125

классификационного общества.....

39

3.1

Общие положения...........

125

3.2

Характеристика снабжения......

126

3.3

Якоря, цепи и тросы для якорей.

ЧАСТЬ И. КОРПУС

якорное оборудование и механизмы .

127

4

Системы удержания

и их элементы.............

128

1

Общие положения............

40

4.1

Общие положения...........

128

1.1

Область распространения.......

40

4.2

Якорные системы...........

128

1.2

Определения и пояснения........

40

4.3

Конструкция ..............

129

1.3

Объем технического наблюдения . . .

40

4.4

Оборудование .............

132

1.4

Конструктивные элементы.......

41

4.5

Якорные линии.............

133

1.5

Материалы...............

43

4.6

Якоря..................

133

1.6

Износ конструктивных элементов . . .

45

4.7

Контроль качества...........

133

1.7

Сварные конструкции и соединения . .

46

4.8

Посты управления ...........

133

контрольно-измерительных приборов;

наличия вывешенных в центральном пожарном посту (ЦПП), рулевой рубке и на видных местах в коридорах и вестибюлях планов общего расположения, ясно показывающих размещение на ПБУ/МСП постов управления, расположение огнестойких и огнезадерживающих конструкций, защищаемых помещений, систем пожаротушения и пожарной сигнализации, средств доступа в отсеки и путей эвакуации;

наличия сертификатов и/или результатов анализов применяемых в системах пожаротушения огнетушащих веществ (пенообразователей и других составов) и наличия их необходимого количества согласно проектным расчетам.

3.2.15    При первоначальном освидетельствовании механических установок и механизмов, а также котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением должны выполняться следующие требования:

3.2.15.1    При первоначальном освидетельствовании объектов механической установки, котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением ПБУ/МСП объем освидетельствования и условия его проведения устанавливаются в соответствии с требованиями 1.2.4 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.

К разделу вспомогательных механизмов относятся:

погружные насосы забортной воды;

механизмы подъема и спуска корпуса СПБУ;

механизмы подъема и спуска погружных насосов забортной воды;

вентиляторы закрытых помещений с избыточным давлением воздуха.

3.2.15.2    При первоначальном освидетельствовании техническому наблюдению Регистра подлежат теплообменные аппараты для бурового оборудования. При периодических освидетельствованиях этих аппаратов может применяться система надзора компетентных органов, определенная владельцем.

Воздухохранители, воздухосборники в составе бурового оборудования должны предъявляться Регистру также после существенного ремонта или замен.

3.2.16    При первоначальном освидетельствовании систем автоматизированного и автоматического управления должно обеспечиваться следующее.

3.2.16.1 При первоначальном освидетельствовании систем автоматизированного и автоматического управления ПБУ/МСП в полной мере применяются положения 1.2.7 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Пра

вил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.

3.2.16.2 На всех ПБУ, независимо от наличия знака автоматизации, должны быть проверены: системы якорного и динамического позиционирования ПБУ;

системы дистанционного управления подъемом и спуском корпуса ПБУ;

системы дистанционного управления насосами и клапанами балласта осушительной системы (кроме СПБУ);

системы защиты и аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) (контроля положения корпуса ПБУ в рабочем состоянии, контроля воздушной среды и вентиляции закрытых помещений с избыточным давлением воздуха).

3.2.17    При первоначальном освидетельствовании систем и трубопроводов должны выполняться следующие требования:

3.2.17.1    При первоначальном освидетельствовании ПБУ/МСП проверяется соответствие состава систем и трубопроводов, а также систем и трубопроводов механической установки с арматурой и контрольно-измерительными приборами, их конструкции, расположения и установки требованиям Правил ПБУ/МСП. При этом освидетельствовании определяется техническое состояние систем и трубопроводов.

3.2.17.2    Все требования 3.2.17.1 относятся также к:

гидравлическим приводам механизмов подъема и спуска корпуса ПБУ;

гидравлическим приводам подъема и спуска колонн погружных насосов забортной воды;

системе снабжения забортной водой СПБУ; манифольдам бурового раствора, тампонажного раствора и системе пневмотранспорта порошкообразных материалов;

системе вентиляции закрытых помещений с избыточным давлением воздуха.

3.2.18    При первоначальном освидетельствовании электрического оборудования должны выполняться следующие требования:

3.2.18.1    При первоначальном освидетельствовании проверяется соответствие состава электрического оборудования ПБУ/МСП, его конструкции, расположения, установки, технических характеристик требованиям Правил ПБУ/МСП и определяется техническое состояние оборудования.

3.2.18.2    Электрическое оборудование бурового назначения техническому наблюдению Регистра не подлежит за исключением:

электрического оборудования во взрывозащищенном исполнении, размещаемого во взрывоопасных помещениях и пространствах; подключаемых кабелей;


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

4.9

Системы динамического позициони-

3.3

Требования к диаграмме статической

рования ПБУ..............

133

ОСТОЙЧИВОСТИ..............

157

5

Причальные и посадочные устройства .

134

3.4

Дополнительные требования

6

Буксирное устройство..........

135

К остойчивости.............

157

6.1

Общие положения...........

135

Приложение 1. Расчет остойчивости

6.2

Буксирный трос.............

135

объекта.................

159

6.3

Якорные цепи..............

136

Приложение 2. Типовая инструкция по

6.4

Буксировка с помощью нескольких

кренованию ПБУ/МСП и их модулей.

160

буксиров ................

136

Приложение 3. Методика расчета ветровой

6.5

Специальные устройства........

136

нагрузки, действующей на объект при

7

Сигнальные мачты...........

137

круговом изменении направления ветра.

181

7.1

Общие положения...........

137

Приложение 4. Методика расчета ветрового

8

Устройство и закрытие отверстий

наклоняющего момента полупогружного

в корпусе, надстройках и рубках ....

137

и погружного объекта с прямоугольным

8.1

Общие положения...........

137

верхним корпусом...........

181

8.2

Комингсы................

137

Приложение 5. Значения экстремальных

8.3

Устройство и закрытие отверстий

скоростей ветра и высот волн, возможных

в переборках деления на отсеки ....

137

один раз в 50/100 лет.........

184

8.4

Крышки люков.............

138

8.5

Г орловины...............

138

9

Устройство и оборудование помещений .

138

ЧАСТЬ V. ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

9.1

Общие положения...........

138

9.2

Выходы, двери, коридоры, наклонные и вертикальные трапы.........

138

1

Общие положения............

187

9.3

Леерное ограждение, фальшборт. . . .

138

1.1

Область распространения.......

187

10

Устройство подъема и спуска колонн

1.2

Определения и пояснения.......

187

погружных насосов забортной воды. . .

139

1.3

Объем технического наблюдения . . .

188

10.1

Общие положения...........

139

1.4

Общие технические требования ....

188

10.2

Специальные требования........

139

1.5

Общие требования к делению на отсеки

189

11

Устройство подъема и спуска корпуса СПБУ 139

2

Аварийная посадка и остойчивость. . .

189

11.1

Общие положения...........

139

2.1

Общие положения...........

189

11.2

Специальные требования........

139

2.2

Размеры и зоны расчетных

12

Аварийное снабжение..........

140

повреждений..............

190

12.1

Общие положения...........

140

2.3

Коэффициенты проницаемости ....

191

2.4

Число затапливаемых отсеков.....

191

2.5

Требования к элементам посадки и остой-

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

2.6

чивости поврежденных объектов . . . Дополнительные требования к аварийной посадке и остойчивости полупо-

191

1

Общие положения............

141

гружных ПБУ.............

192

1.1

Область распространения.......

141

2.7

Условия достаточности плавучести и

1.2

Определения и пояснения........

141

остойчивости поврежденных

1.3

Объем технического наблюдения . . .

142

модулей МСП.............

192

1.4

Общие технические требования ....

143

1.5

Опыт кренования ............

146

2

Общие требования к остойчивости . . .

148

ЧАСТЬ VI. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

2.1

Система удержания. Опирание о грунт

148

2.2

Варианты нагрузки...........

148

2.3

Кривые восстанавливающих моментов

149

1

Общие положения............

194

2.4

Кривые наклоняющих моментов. . . .

149

1.1

Область распространения.......

194

2.5

Расчетные внешние (природные)

1.2

Определения и пояснения.......

194

условия .................

153

1.3

Планы пожарные............

195

3

Критерии остойчивости.........

156

2

Конструктивная противопожарная

3.1

Общие требования...........

156

защита.................

196

3.2

Расчетная амплитуда качки......

157

2.1

Общие положения...........

196

2.2

Расположение помещений.......

201

2.3

Средства обеспечения вертолетов . . .

201

1.3

Объем технического наблюдения . . .

213

2.4

Помещения для производства

1.4

Защита и изоляция трубопроводов . .

213

сварочных работ. Стационарная система

1.5

Сварка и методы неразрушающего

для кислорода и ацетилена.......

203

контроля ................

214

3

Противопожарное оборудование

1.6

Механизмы, оборудование и средства

и системы................

203

автоматизации.............

214

3.1

Общие положения...........

203

2

Общие требования к системам

3.2

Водопожарная система.........

204

трубопроводов .............

214

3.3

Система водяного орошения......

205

2.1

Металлические трубопроводы.....

214

3.4

Система водяных завес.........

205

2.2

Трубопроводы из пластмасс......

214

4

Системы пожарной сигнализации ....

206

2.3

Шланги.................

214

4.1

Система сигнализации обнаружения

2.4

Арматура................

214

пожара.................

206

2.5

Прокладка трубопроводов.......

214

4.2

Ручная пожарная сигнализация ....

206

2.6

Испытания систем трубопроводов . .

215

4.3

Системы и оборудование для контроля

3

Требования к системам трубопроводов

воздушной среды............

206

в зависимости от их назначения ....

215

5

Противопожарное снабжение, запасные

3.1

Системы трубопроводов общего

части и инструмент...........

207

назначения ...............

215

5.1

Общие положения...........

207

3.2

Системы, обслуживающие энергетическую

установку................

218

3.3

Системы специальные.........

219

ЧАСТЬ VII. МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

И МЕХАНИЗМЫ

ЧАСТЬ IX. КОТЛЫ, ТЕПЛООБМЕННЫЕ АППАРАТЫ

1

Общие положения............

208

И СОСУДЫ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

1.1

Область распространения.......

208

1.2

Определения и пояснения........

208

1

Область распространения........

221

1.3

Объем технического наблюдения . . .

208

2

Общие положения............

221

2

Механические установки........

209

3

Котлы.................

221

2.1

Общие положения...........

209

4

Теплообменные аппараты и сосуды под

2.2

Условия окружающей среды......

209

давлением................

221

2.3

Расположение механизмов и оборудования .............

209

2.4

Посты управления...........

210

ЧАСТЬ X. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

2.5

Средства связи.............

210

2.6

Машинные помещения.........

210

2.7

Вибрация механизмов и оборудования

211

1

Общие положения............

222

2.8

Холодильные установки........

211

1.1

Область распространения.......

222

3

Механизмы...............

211

1.2

Определения и пояснения.......

222

3.1

Общие положения...........

211

1.3

Объем технического наблюдения . . .

223

3.2

Двигатели внутреннего сгорания. . . .

211

1.4

Техническая документация.......

224

3.3

Газотурбинные двигатели.......

212

2

Общие требования...........

225

3.4

Вспомогательные механизмы.....

212

2.1

Условия работы............

225

3.5

Палубные механизмы.........

212

2.2

Электромагнитная совместимость . .

227

3.6

Механизмы подъема и спуска.....

212

2.3

Материалы...............

229

3.7

Приводы гидравлические........

212

2.4

Конструктивные требования и степень

3.8

Передачи, разобщительные и упругие

защиты электрического оборудования

230

муфты..................

212

2.5

Защитные заземления нетоковедущих металлических частей электрического оборудования .............

232

ЧАСТЬ VIII. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

2.6

Молниезащитные устройства.....

233

2.7

Размещение электрического оборудования .............

234

1

Общие положения............

213

2.8

Специальные электрические

1.1

Область распространения.......

213

помещения...............

235

1.2

Определения ..............

213

2.9

Взрывоопасные зоны..........

235

Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

2.10 Отверстия, условия доступа и вентиляция, влияющие на расширение взрывоопасных

зон....................236

2.11    Электрическое оборудование и кабели во

взрывоопасных зонах..........237

2.12    Антистатическое заземление......238

3    Основной источник электрической энергии 239

3.1    Состав и мощность основного источника

электрической энергии.........239

3.2    Генераторные агрегаты.........239

3.3    Число и мощность трансформаторов . 240

3.4    Питание от внешнего источника

электрической энергии.........240

3.5    Системы соединений агрегатов основного источника электрической энергии . . . 240

3.6    Источники бесперебойного

питания.................241

4    Распределение электрической энергии. . 241

4.1    Системы распределения и допустимые

напряжения...............241

4.2    Питание ответственных устройств . . . 242

4.3    Питание электрических и электронных

систем автоматизации.........243

4.4    Питание объединенных пультов

управления...............243

4.5    Распределительные устройства.....244

5    Электрические приводы механизмов и

устройств................249

5.1    Общие положения...........249

5.2    Блокировка работы механизмов .... 249

8.9 Устройства защитного отключения . .    267

9 Аварийные электрические установки. .    268

9.1 Общие положения........... 268

5.3    Отключающие устройства безопасности. 249

5.4    Коммутационная и пускорегулирующая

аппаратура...............249

5.5    Электрические приводы насосов .... 250

5.6    Электрические приводы якорных и

швартовных механизмов........250

5.7    Электрические приводы вентиляторов. 250

5.8    Электрические приводы лебедок

спасательных шлюпок.........251

5.9    Электрические приводы водонепроницаемых и противопожарных дверей . . 251

5.10    Электрические приводы рулевых устройств

самоходных ПБУ............251

5.11    Электрические приводы топочных устройств котлов и инсинераторов. . . 252

6    Освещение................253

6.1    Общие положения...........253

6.2    Питание электрических цепей основного

освещения................253

6.3    Аварийное освещение..........254

6.4    Выключатели в цепях освещения. . . . 254

6.5    Светильники ламп накаливания

и газоразрядные светильники.....255

6.6    Штепсельные розетки..........256

6.7    Освещенность..............256

6.8    Прожекторы и дуговые лампы.....256

7    Внутренняя связь и сигнализация. . . .    257

7.1    Машинные электрические телеграфы

самоходных ПБУ........... 257

7.2    Служебная внутренняя связь..... 258

7.3    Авральная сигнализация........ 258

7.4    Система сигнализации обнаружения

пожара................. 260

7.5    Сигнализация предупреждения о пуске

системы объемного пожаротушения .    261

7.6    Сигнализация закрытия водонепроницаемых и противопожарных дверей .    261

7.7    Аварийно-предупредительная сигнализация

механической установки в помещениях механиков............... 261

7.8    Сигнально-отличительные фонари . .    262

7.9    Сигнализация обнаружения взрывоопасных

концентраций газов.......... 262

7.10    Светосигнальные и осветительные

средства вертолетных площадок . . .    263

8    Система электрической защиты ....    264

8.1    Общие    положения........... 264

8.2    Защита    генераторов.......... 264

8.3    Защита    электрических двигателей . . .    265

8.4    Защита    электроприводов

рулевых устройств ПБУ........ 266

8.5    Защита    трансформаторов....... 266

8.6    Защита    аккумуляторов......... 266

8.7    Защита измерительных приборов и приборов управления и контроля...... 267

8.8    Защита силовых полупроводниковых

устройств................ 267

9.2    Помещения аварийных источников

электрической энергии......... 268

9.3    Аварийные источники электрической

энергии................. 269

9.4    Распределение электрической энергии

от аварийных источников....... 270

9.5    Пусковые устройства аварийных дизель-

генераторов .............. 271

9.6    Аварийные посты и система аварийного

отключения электрического оборудования.............. 271

10    Электрические машины......... 272

10.1    Общие положения........... 272

10.2    Клеммные коробки, контактные кольца,

коллекторы и щетки.......... 272

10.3    Подшипники.............. 273

10.4    Датчики температуры......... 273

10.5    Генераторы переменного тока..... 273

10.6    Генераторы постоянного тока..... 274

10.7    Электродвигатели........... 274

10.8    Электромагнитные тормоза...... 275


11    Трансформаторы............

11.1    Общие положения...........

11.2    Перегрузка, изменение напряжения

и параллельная работа.........

12    Силовые полупроводниковые устройства.

12.1    Общие положения...........

12.2    Допустимые параметры искажения

напряжения...............

12.3    Системы управления и сигнализация .

12.4    Измерительные приборы........

13    Аккумуляторы.............

13.1    Общие положения...........

13.2    Размещение аккумуляторов......

13.3    Обогрев.................

13.4    Вентиляция ...............

13.5    Зарядка аккумуляторных батарей . . .

13.6    Установка электрического оборудования

аккумуляторных помещениях.....

13.7    Электростартерный пуск двигателей

внутреннего сгорания..........

14    Электрические аппараты

и установочная арматура ........

14.1    Электрические аппараты........

14.2    Установочная арматура........

15    Электрические нагревательные

и отопительные приборы........

15.1    Общие положения...........

15.2    Отопительные приборы........

15.3    Нагревательные устройства для

нефтепродуктов.............

15.4    Системы с применением кабелей

нагрева .................

16    Кабели и провода............

16.1    Общие требования...........

16.2    Жилы..................

16.3    Изоляционные материалы.......

16.4    Оболочки................

16.5    Защитные покрытия...........

16.6    Маркировка...............

16.7    Монтажные провода..........

16.8    Кабельная сеть.............

17    Гребные электрические установки

самоходных ПБУ............

17.1    Область распространения и знак

в символе класса.............

17.2    Определения и пояснения........

17.3    Структура ГЭУ..............

17.4    Шинопроводы ГЭУ...........

17.5    Электромагнитная совместимость

ГЭУ...................

17.6    Первичные двигатели генераторов ГЭУ .

17.7    Генераторы ГЭУ.............

17.8    Распределительные щиты ГЭУ......

17.9    Силовые трансформаторы ГЭУ......

17.10    Полупроводниковые преобразователи

ГЭУ...................

17.11    Фильтрация гармонических

составляющих.............. 299

17.12    Гребные электрические двигатели. . . .    299

17.13    Специальные требования к погружным

поворотным гребным электрическим двигателям............... 300

17.14 Системы управления ГЭУ....... 302

18    Требования к электрическому оборудованию на напряжение свыше 1000 В

до 15000 В............... 305

18.1    Общие положения........... 305

18.2    Проектирование системы....... 305

18.3    Электрические машины (требования

к конструкции)............. 307

18.4    Силовые трансформаторы....... 308

18.5    Кабели................. 309

18.6    Распределительные устройства

и щиты управления.......... 309

18.7    Размещение (монтаж)......... 310

19    Запасные части............. 311

19.1    Общие положения........... 311

19.2    Нормы запасных частей........ 312

Приложение............... 313

ЧАСТЬ XI. ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ 1 Общие положения............ 315

ЧАСТЬ XII. МАТЕРИАЛЫ

1    Общие положения............ 316

1.1    Область распространения....... 316

1.2.    Определения и пояснения....... 316

1.3    Объем технического наблюдения ...    317

2    Методы испытаний........... 319

2.1    Общие положения........... 319

2.2    Испытания на CTOD......... 319

2.3    Испытания падающим грузом для

определения температуры нулевой пластичности.............. 321

2.4    Испытания для определения температуры

вязко-хрупкого перехода ТкЬ...... 322

3    Выбор материала............ 323

3.1    Общие положения........... 323

3.2    Выбор категории стали........ 323

4    Прокат для стальных конструкций . .    324

4.1    Общие положения........... 324

4.2    Химический состав........... 325

4.3    Механические свойства........ 326

4.4    Состояние поставки.......... 326

4.5    Отбор проб............... 326

4.6    Объем испытаний........... 327


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

4.7    Осмотр и маркировка......... 327    часть    xiv.    автоматизация

4.8    Документы...............328

5 Сталь для котлов, теплообменных

аппаратов и сосудов, работающих под

1

Общие положения............

367

давлением ................

328

1.1

Область распространения.......

367

5.1

Общие требования...........

328

1.2

Определения и пояснения.......

367

5.2

Испытания...............

328

1.3

Объем технического наблюдения . . .

368

6

Стальные трубы.............

329

1.4

Техническая документация.......

368

6.1

Общие требования...........

329

2

Конструкция систем автоматизации . .

369

7

Стальные поковки и отливки......

329

2.1

Общие положения...........

369

7.1

Общие требования...........

329

2.2

Требования к элементам и устройствам.

370

2.3

Общие требования к системам автома-

тизированного управления механизмами

ЧАСТЬ Х1П. СВАРКА

и установками.............

371

2.4

Системы аварийно-предупредительной

1

Общие положения............

330

сигнализации, защиты, индикации

1.1

Область распространения.......

330

и регистрации.............

372

1.2

Определения и пояснения........

330

3

Питание систем автоматизации.....

375

1.3

Объем технического наблюдения . . .

330

3.1

Общие положения...........

375

1.4

Техническая документация.......

330

4

Автоматизированные механизмы

2

Технологические требования к процессам

и установки ...............

376

изготовления сварных конструкций

4.1

Общие положения...........

376

ПБУ/МСП...............

331

4.2

Автоматизированные пропульсивные

2.1

Общие положения...........

331

установки................

376

2.2

Технологические процессы сварки . . .

331

4.3

Автоматизированные котельные

2.3

Производственный персонал.

установки................

382

Квалификация сварщиков.......

332

4.4

Автоматизированные электроэнерге-

2.4

Основной материал. Свариваемость . .

333

тические установки...........

383

2.5

Сварочные материалы.........

333

4.5

Автоматизированные компрессорные

2.6

Типы швов сварных соединений ....

336

установки................

384

2.7

Сварка корпусов и оборудования

4.6

Автоматизированные насосные

ПБУ/МСП...............

339

установки................

385

2.8

Особенности сварки конструкций

4.7

Автоматизированные осушительные

из сталей высокой прочности.....

347

установки................

385

2.9

Сварка плакированной стали......

352

4.8

Автоматизированные холодильные

2.10

Сварка конструкций механизмов и

установки................

385

механических установок........

356

5

Компьютеры и компьютерные системы

2.11

Сварка паровых котлов и сосудов,

автоматизации.............

386

работающих под давлением......

356

5.1

Область распространения.......

386

2.12

Сварка трубопроводов.........

357

5.2

Определения и пояснения.......

386

2.13

Сварка отливок и поковок.......

357

5.3

Конструкция компьютерных систем

2.14

Сварка чугуна..............

358

контроля и управления........

386

2.15

Сварка алюминия и его сплавов ....

358

5.4

Аппаратное обеспечение........

387

2.16

Сварка меди и ее сплавов, тяжелых

5.5

Программное обеспечение.......

387

металлов и других нежелезных

5.6

Конфигурация компьютерных систем.

387

материалов...............

358

5.7

Интерфейс пользователя........

388

3

Контроль сварных соединений.....

359

5.8

Обучение персонала (тренинг).....

390

3.1

Общие положения...........

359

5.9

Испытания и проверки компьютерных

3.2

Объем контроля ............

362

систем .................

390

3.3

Оценка качества сварных соединений .

364

6

Установки со знаком автоматизации «А»

4

Сварочные материалы.........

365

в символе класса............

390

4.1

Общие положения...........

365

6.1

Общие положения...........

390

4.2

Дополнительные требования к

6.2

Устройства на главном посту управ-

сварочным материалам.........

365

ления ..................

391

6.3

Устройства в машинных помещениях. .

391

6.4    Устройства в жилых помещениях

механиков................391

6.5    Электроэнергетическая установка .    . .    392

6.6    Пропульсивные установки.......392

6.7    Котельная установка..........392

6.8    Компрессорные установки.......392

6.9    Насосные установки..........392

6.10    Осушительные системы.........392

7    Системы динамического позищюнирования    393

7.1    Область распространения и знаки

в символе класса............393

7.2    Определения и пояснения........393

7.3    Объем технического наблюдения .    . .    394

7.4    Техническая документация.......394

7.5    Конструкция систем динамического

позиционирования, классы.......394

7.6    Электроэнергетическая система ....    395

7.7    Система пропульсивных (подруливающих)

механизмов...............396

7.8    Посты управления...........396

7.9    Компьютерные системы управления

СДП...................397

7.10    Системы определения местоположения

(точки) позиционирования.......398

7.11    Датчики параметров воздействия на

ПБУ внешних сил...........398

7.12    Система аварийно-предупредительной

сигнализации..............398

7.13    Кабельные трассы и трубопроводы

механизмов и устройств СДП.....399

8    Системы якорного позиционирования    . .    400

8.1    Общие положения...........400

8.2    Системы управления..........400

8.3    Вспомогательные подруливающие

устройства для систем якорного позиционирования...........400

9    Балластные системы полупогружных

и погружных ПБУ............401

9.1    Общие положения...........401

9.2    Балластные насосы...........401

9.3    Системы управления и контроля. .    . .    401

9.4    Система внутренней связи.......402

9.5    Защита против затопления.......402

10    Устройства подъема и спуска корпуса

СПБУ..................402

10.1    Общие требования к устройствам подъема

и спуска.................402

10.2    Конструкция..............402

10.3    Удерживающие устройства.......402

10.4    Электродвигатели устройства подъема и

спуска корпуса СПБУ.........403

10.5    Системы управления и контроля. .    . .    403

ЧАСТЬ XV. ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ПБУ/МСП

1    Общие положения............ 404

1.1    Область распространения....... 404

1.2    Определения и пояснения....... 404

1.3    Общие принципы управления

безопасностью платформы...... 405

2    Идентификация рисков .... ..... 406

2.1    Концепция анализа аварийных ситуаций 406

2.2    Типы аварийных ситуаций

на платформах............. 406

2.3    Методы анализа аварийных ситуаций.    410

3    Методы количественных оценок риска

(QAR).................. 411

3.1    Статистические модели аварийных

ситуаций................ 411

3.2    Оценка индивидуальных и социальных

рисков................. 412

3.3    Рекомендации по оценке риска катастрофы

после получения конструкцией повреждения.............. 412

3.4    Методы экспертных оценок...... 414

4    Управление рисками.......... 415

4.1    Выбор управления рисками...... 415

4.2    Стоимостные оценки, связанные с мероприятиями по снижению рисков. . . .    419

5    Критерии достаточной безопасности

платформ................ 420

5.1    Рекомендации для принятия решения

по снижению риска аварии...... 420

5.2    Принцип разумно осуществимого

уровня................. 421

5.3    Пренебрежимые и недопустимые уровни

риска.................. 422

П риложение 1. Общие рекомендации к составлению и использованию опросного листа устройства подъема и спуска корпуса СПБУ 6500/100 «Мурманская» ....    423

П риложение 2. Примеры деревьев

событий................ 427

П риложение 3. Примеры деревьев

ошибок и неполадок.......... 431

П риложение 4. Построение СУ-кривых 434 П риложение 5. Форма представления информации о повреждениях конструкций морских платформ, полученных в результате аварии, и инструкция по ее заполнению ....    435


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ МСП

ОБОРУДОВАНИЕ ПБУ/МСП

ЧАСТЬ XVI. СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ЧАСТЬ XVIII. РАДИООБОРУДОВАНИЕ


1    Общие положения............440

1.1    Область распространения.......440

1.2    Определения и пояснения........440

2    Снабжение ПБУ/МСП сигнальными

средствами...............440

3    Конструкция сигнальных средств ....    440

4    Установка сигнальных средств.....441

1    Общие положения............ 448

1.1    Область распространения....... 448

2    Комплектация ПБУ/МСП радиооборудованием ................ 448

2.1    Подразделение ПБУ/МСП на группы. 448

2.2    Состав радиооборудования...... 448

3    Размещение радиооборудования ....    449

4    Антенные устройства.......... 449


ЧАСТЬ XVII. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ЧАСТЬ XIX. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Общие положения............442

2    Коллективные спасательные средства . 442

2.1    Снабжение надводных установок . . . 442

2.2    Снабжение самоподъемных ПБУ, ПБУ со стабилизирующими колоннами

и МСП.................442

2.3    Снабжение буровых судов.......443

3    Снабжение дежурными шлюпками . . . 443

4    Индивидуальные спасательные

средства.................443

4.1    Снабжение ПБУ/МСП, надводных уста

новок и буровых судов спасательными жилетами ....... 443

4.2    Снабжение ПБУ/МСП, надводных уста

новок и буровых судов спасательными кругами.................444

4.3    Снабжение ПБУ/МСП, надводных уста

новок и буровых судов гидротермокостюмами ...............444

5    Обеспечение сбора и посадки людей в

спасательные шлюпки, плоты и дежурные шлюпки. Места спуска.........444

6    Установка спастельных шлюпок, плотов

и дежурных шлюпок..........445

7    Обеспечение спуска и подъема спасатель

ных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок...........446

8    Линеметательные устройства......447

9    Радиооборудование для спасательных

средств.................447

1    Общие положения............ 450

1.1    Область распространения....... 450

1.2    Определения и пояснения....... 450

2    Состав навигационного оборудования

ПБУ/МСП............... 450

2.1    Общие положения........... 450

2.2    Состав навигационного оборудования

ПБУ/МСП............... 450

3    Размещение навигационного

оборудования.............. 451

ЧАСТЬ XX. ОБОРУДОВАНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

1    Общие положения............ 452

1.1    Область распространения....... 452

1.2    Определения и пояснения....... 452

1.3    Техническая документация....... 452

2    Требования к оборудованию и устройствам по предотвращению загрязнения нефтью 452

2.1    Область распространения....... 452

2.2    Определения и пояснения....... 452

2.3    Объем технического наблюдения . . .    453

2.4    Испытания в действии......... 453

2.5    Общие технические требования ....    454

2.6    Требования к сепараторам льяльных вод

на 15 млн-1.............. 454

2.7    Требования к сигнализаторам

на 15 млн-1.............. 455


1

   В дальнейшем — Правила ПБУ/МСП.

2

   В дальнейшем — Правила НГО.

3

   В дальнейшем — Регистр.

4

В дальнейшем — Правила МО.