Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

65 страниц

Купить НД 2-020101-114 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит технические требования к оборудованию автоматизации и судам, на которые оно устанавливается, а также определяет объем дистанционного, автоматизированного и автоматического управления, защиты, аварийно-предупредительной сигнализации и индикации

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Техническая документация

2 Конструкция систем автоматизации, их элементов и устройств

     2.1 Общие положения

     2.2 Требования к элементам и устройствам

     2.3 Системы автоматизированного управления

     2.4 Системы аварийно-предупредительной сигнализации, защиты, индикации и регистрации

3 Питание систем автоматизации

     3.1 Общие положения

4 Суда со знаком автоматизации АUT1 в символе класса

     4.1 Общие положения

     4.2 Автоматизированные главные механизмы и движители

     4.3 Автоматизированные котельные установки

     4.4 Автоматизированные судовые электростанции

     4.5 Автоматизированные компрессорные установки

     4.6 Автоматизированные насосные установки

     4.7 Автоматизированные осушительные установки машинных помещений.

     4.8 Автоматизированные холодильные установки

     4.9 Устройства на ходовом мостике

     4.10 Устройства в машинных помещениях

     4.11 Устройства в жилых помещениях механиков

5 Суда со знаком автоматизации АUT2 в символе класса

     5.1 Общие положения

     5.2 Устройства на ходовом мостике

     5.3 Устройства в машинных помещениях

     5.4 Судовые электростанции

     5.5 Осушительные установки машинных помещений .

6 Суда со знаком автоматизации АUT3 в символе класса

     6.1 Общие положения

     6.2 Устройства на ходовом мостике

     6.3 Устройства в машинных помещениях

     6.4 Устройства в жилых помещениях механиков

7 Компьютеры и компьютерные системы

     7.1 Область распространения

     7.2 Определения и пояснения

     7.3 Общие требования к конструкции компьютерных систем контроля и управления

     7.4 Требования к аппаратному обеспечению

     7.5 Требования к программному обеспечению

     7.6 Требования к конфигурации систем

     7.7 Интерфейс пользователя

     7.8 Обучение

     7.9 Испытания и проверки

     7.10 Программируемые электронные системы

8 Системы динамического позиционирования

     8.1 Область распространения и знаки в символе класса

     8.2 Определения и пояснения

     8.3 Объем освидетельствований

     8.4 Техническая документация

     8.5 Конструкция систем динамического позиционирования, классы

     8.6 Электроэнергетическая система

     8.7 Система пропульсивных (подруливающих) механизмов

     8.8 Посты управления

     8.9 Компьютерные системы управления СДП

     8.10 Системы определения местоположения (точки) позиционирования

     8.11 Датчики параметров воздействия на судно внешних сил

     8.12 Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС)

     8.13 Кабельные трассы и трубопроводы механизмов и устройств СДП

9 Системы якорного позиционирования

     9.1 Область распространения

     9.2 Определения и пояснения

     9.3 Системы управления

     9.4 Вспомогательные подруливающие устройства для якорных систем

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-114

Этот документ находится в:

Организации:

17.12.2018УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2019 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XV АВТОМАТИЗАЦИЯ

ИД №2-020101-114

Санкт-Петербург

2019

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2019 года

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 20IS года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной мореной организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корп\с»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»:

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»:

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по констру кции и прочности навалочных и нефтенативных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим гру зы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships. Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО SNA «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVIII — XIX издаются в электронном виде только на английском языке.

< Российский морской регистр судоходства 2019

XV-II

В случае неисправности автоматического или дистанционного управления должна сохраняться возможность местного управления

2.3.5    Переключение режимов работы с местного управления на автоматическое или дистанционное должно быть возможно только на местных постах упра&ления. Переключение с дистанционного управления на автоматическое допускается производить на постах дистанционного управления

2.3.6    При нарушении заданной последовательности операций система автоматизированного управления должна прекратить выполнение программы и привести механизмы в безопасное состояние с обязательной подачей аварийно-предупредительного енгната в пост управления, где предусмотрена постоянная вахта.

2 J.7 Система пуска мощных потребителей электрической энергии, включение которых может привести к недопустимому провату напряжения или обесточиванию шин ГРЩ. должна предусматривать: предварительный автоматический запуск резервного генератора, синхронизацию, прием и распределение нагрузки, или

бтокнровку. запрещающую включение таких потрсб1гтелсй до момента подключения резервного генератора на шины ГРЩ. и соответствующую индикацию

2.4 СИСТЕМЫ АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ. ЗАЩИТЫ. ИНДИКАЦИИ
И РЕГИСТРАЦИИ

2.4.1    Система аварийно-предупредительной сигнализации (AIIC).

2.4.1.1    Система аварийно-предупредительной сигнализации должна быть независима от систем управления и защиты, т.с. неисправности и повреждения последних не должны оказывать влияния на работу АПС.

Частичное объединение системы АПС с системами управления может быть допущено для интегрированных систем при условии выполнения применимых требований, указанных в 7.6.5. включая соответствующее резервирование.

2.4.1.2    Должен быть предусмотрен самоконтроль АПС: по крайней мере, при таких повреждениях, как короткое замыкание, обрыв цепи и замыкание на корпус, а также при исчезновении питания должен подаваться сигнал АПС.

2.4.1.3    Система АПС должна одновременно подавать световые и звуковые сигналы При этом должна быть обеспечена возможность одновременного указания более чем одной неисправности Кв1гтирование одного сигнала не должно препятствовать поступлению другого. Отказ одного элемента (устройства) системы не должен вызывать выход из строя всей системы АПС. Если вместо индивидуальных световых сигнализаторов применяются общие мониторы, их должно быть нс менее двух.

2.4.1.4    Система АПС. центральные информационные панели которой, как правило, размещаются в ЦПУ. структурно должна иметь подсистему обобщенной аварийно-предупредительной сигнализации, блоки (БОС) которой должны располагаться:

в пространствах, ограниченных водонепроницаемыми конструкциями, содержащих главные и вспомогательные механизмы, включая котлы, генераторы и гребные электрические двигатели (световые колонки);

на ходовом мостике (в рулевой рубке);

в служебных и общественных помещениях судна;

в жилых помещениях ответственного персо1»ала.

Отключение звукового сигнала АПС на блоках обобщенной сигнализации (например, на мостике или в жилых помещениях) не должно вызывать его отключения в ЦПУ.

2.4.1.5    В машинных помещениях в дополнение к звуковым сигнальным устройствам системы АПС должны быть предусмотрены световые устройства (колонки) идентификации сигнала, для которых должны применяться цвета и символы, приведенные в табл. 2.4.1.5.

Световые сигналы должны быть ясно видимыми и различимыми (непосредственно, либо в отражении) во всех частях помещений, в которых предусмотрены колонки, должны выполняться в виде

XV-12

Табл ица 2 4 15

С ни ют

Цвет

Символ

Сита ти инти* обнаружения можа|п n местах. иных чей машинные помещении

К|«*сный

&

Сит пали кши* обнаружения пожара н машинных помещениях

Красный

6

О

С шил. г»1шпия предупреждения о пуске системы объемного пожаротушения

Красный

С0]2

Спим АПС

Желтый

о

ileticiipoiuiucn. рулевого устройства

Желтый

у

Уровень полы льалытых кп.кушеп

Желтый

tic

Си|нл.1м ш1(и* м>Н1|Х1ЛИ тсссшчобностм машинною персонала

Жс.пый

ф

Телефон

Белый

Машинный тс.тстраф Патч* команды

Ьслый

&

Стид, шпация предупреждения о пуске ciaiinaiiapnoti okicmm пожаротушения мсспияо применения

Красный

/жх*

'Мри испои.ншлним иных, чек СО; си Heixiiiniiiiix ikukcih c.tcnci \ui iMiait. их Ш1иыешмин1ие

-Для систем пожаротхтисним мслмораспылстптой полой (водяным туманом) в машинных помещениях катсюрни Л и трутовых насосных отделениях. \ ктгшинмх п.Т.4.1 чаем и VI «Противопожарная защита». имеет chihilihuiimh предупреждения о и чеке системы пожаротх птсния должна ирелчематри iun.es ситнадиииня об активации любого распределительною k.unaiu (unci красный, символ

•w или *wati:r mist-x

мигающего света с характеристиками, указанными в 2.4.1.7, н иметь высокую интенсивность свечения. Если видимость и различимость сигналов в помещении нс может быть обеспечена одной колонкой, то их должно быть несколько При наличии общего проблескового либо вращающегося сигнала белого цвета допускается применение в колонках индикаторов (символов) постоянного света.

2.4.1.6    В помещениях с повышенным уровнем шума следует предусматривать дополнительные звуковые и световые (проблесковые либо вращающиеся) устройства сигнализации.

2.4.1.7    Световые сигналы должны указывать причину срабатывания системы ЛПС и, как правило, должны быть выполнены в виде мигающего света Проблесковые сигналы должны излучать свет в течение не менее 50 % времени цикла и иметь частоту импульсов в диапазоне от 0,5 до 1,5 Гц.

2.4.1.К Сигналы на пультах ЛПС, как правило, должны квитироваться в два этана.

отключение звукового сигнала и дополнительных световых устройств (вращающихся и др.) при неизменном световом сигнале на пульте,

подтверждение светового сигнала на пульте, при этом мигающий световой сигнал переходит в постоянный.

Полное погасание индивидуального светового сигнала должно быть возможно лишь после устранения неисправности.

2.4.1.9    Самоустраняющиеся неисправности должны восприниматься системой АПС таким образом, чтобы зву ковой и световой сигналы сохранялись до момента подтверждения.

2.4.1.10    Система ЛПС должна быть выполнена так. чтобы можно было производить проверку ее функций во время нормальной работы механизмов.

2.4.1.11    Независимо от обьема автоматизации установок, а также порядка контроля их работы система АПС должна подавать сигнал:

.1 при достижении контролируемыми параметрами предельных значений;

.2 при срабатывании систем защиты:

.3 при отсутствии энергии для питания отдельных систем автоматизации или о включении аварийных источников энергии.

XV-13

.4 при изменении других параметров или состояний, сигнализация о которых предписывается требованиями настоящей части Правил.

Сигнализация о неисправности механизмов должна быть предусмотрена на постах дистанционного управления этими механизмами.

В дополнение к контролируемым параметрам, перечисленным в разд. 4 и 6, должна быть обеспечена световая и звуковая сигиатизация для следующего оборудования:

.1 рулевые устройства в соответствии с 5.5.11 и 5.5.13 части XI «Электрическое оборудование»;

.2 аварийные дизель-генераторы в соответствии с 9.6 части XI «Электрическое оборудование»;

.3 гребные электрические двигатели в соответствии с 17.12 части XI «Электрическое оборудование»;

.4 погружные поворотные гребные электрические двигатели и приводы с вннторулсвы.мн колонками в соответствии с 17.13 части XI «Электрическое оборудование»;

.5 системы управления гребными электрическими установками в соответствии с 17.14 части XI «Электрическое оборудование».

2.4.1.12    Система АПС должна быть выполнена так. чтобы не относящиеся к судовождению и навигационной обстановке сигналы поступали в первую очередь на пульты (щиты) в машинные помещения и Ц11У. а также на блоки обобщенной сигнализации и индикации в жилые, служебные и общественные помещения, где может находиться обслуживающий механическую установку персонал 'Затем, если эти сигналы не будут подтверждены в течение определенного периода времени (например, 2 мин), они должны посту пать на ходовой мостик.

2.4.1.13    Сигнализация вызова механиков в машинное помещение, указанная в 7.Х.1 части XI «Электрическое оборудование», дополнительно должна приводиться в действие автоматически, если сигнал АПС по механической у становке не был подтвержлен в месте его назначения в течение определенного периода времени, определяемого размером судна, но не превышающего 5 мин.

2.4.1.14    Сигнализация контроля дееспособности машинною персонала, указанная в 7.9.1 части XI «Электрическое оборудование», дополнительно должна приводиться в действие автоматически при срабатывании АПС механической у становки, когда дежурный механик должен явиться в машинное помещение для принятия мер по сигналу АПС. Ее отключение в этом слу чае должно быть возможно только после квитирования сигнала АПС.

2.4.1.15    Сигналы, заблокированные вру чну ю, должны быть четко идентифицированы на пульте АПС.

2.4.1.16    Блокировка сигнализации и защитных функций в определенных режимах работы механизмов (например, период пуска) должна автоматически сниматься в дру гих режимах.

2.4.1.17    Звуковые сигналы системы АПС должны быть отличны от звуювых енгнатов других систем. Зву ковые сигналы должны иметь частоту от 2(Х) до 2500 Гц. Могут быть предусмотрены средства регулировки частоты зву ковых спгнаюв в у казанных выше пределах Форма зву кового сигнала системы АПС должна соответствовать одной из указанных в табл. 2.4.1.17. Уровень зву кового давления в одном метре от источника звука должен быть не ниже 75 дБ и более чем на 10 дБ выше уровня окружающего шума су ществу ющего при нормальной работе оборудования на ходу судка в умеренных погодных условиях. Уровень звукового давления сигнала в помещении не должен превышать 120 дБ. Уровень звукового давления должен измеряться в полосе частот 1/3 октавы относшельно частоты основном гармоники сигнала. Для обеспечения требуемого уровня звучания сигналов АПС в больших помещениях и помещениях с повышенным уровнем шума должны устанавливаться несколько звуювых сигнальных устройств Зву ковой сигнал АПС должен быть четко слышен, несмотря на выход из строя одного из подающих сигнал устройств

2.4.2 Системы защиты.

2.4.2.1 Система защиты должна срабатывать автоматически при появлении неисправностей, которые могут вызвать аварийное состояние механизмов или у стройств, таким образом, чтобы:

.1 восстановить нормальные условия эксплуатации (посредством пуска резервных агрегатов);

.2 временно приспособить работу оборудования к во зникшим у словиям (например, посредством снижения нагру зки);

XV-14

Таблица 2.4.1.17

Формы №>КОНМ\ С III II Я. IOO СИС1СММ ЧПС

.3 защитить оборудование от аварийного состояния посредством его остановки.

Автоматическая остановка главных механизмов должна производиться только в случаях отклонения iшраме)рои. коюрмс чтот привести к серьезном) повреждению, полному выходу из строя или взрыву.

В системе защиты должна быть предусмотрена индикация, указывающая параметр, по которому сработала защита.

2.4.2.2    Системы защиты, работающие на остановку оборудования, должны быть независимыми от систем управления и систем ЛПС. включая лшчпки. таким образом, чтобы неисправное!и и повреждения этих систем, включая сиоемы их питания, не оказывали влияния на работу систем занипы.

Предусматриваемые устройства отключения заинггы должны исключать их непреднамеренное приведение в действие. Па пультах управления механизмами должен быть предусмотрен световой сигнал о том, чю устройство 01ключения занипы приведено в действие.

2.4.2.3    Должны быть приняты меры для самоконтроля систем защиты: но крайней мере, мри таких повреждениях, как короткое замыкание, обрыв цепи и замыкание на корпус, должен подаваться сигнал АИС.

2.4.2.4    Системы защиты отдельных механизмов и установок должны быть независимыми друг от друга, чтобы неисправности в системе занипы одною механизма или одной установки нс оказывали влияния на работоспособноеть систем защиты других механизмов или установок.

2.4.2.5    После остановки оборудования системой зашиты, оно нс должно запускаться автоматически при устранении аварийного состояния.

2.4.2.6    В системе авюмашческой занипы главных механизмов (нропульсикиой установки)должна бьпь предусмотрена предупреждающая сита и шипя о предстоящем неизбежном срабатывании занипы на снижение на1рузки или остановку для тою. чтобы предоставил» возможиоегь и время вахтенному помощнику капитана оцежггь навнгашюнну ю обстановку и в аварийной ситуации, при необходимости, за пре-

XV-15

тить срабатывание защиты, исключая такие случаи, когда ручное вмешательство приведет к полному выходу из строя главных механизмов в течение короткого времени, как. например, при разносе.

2.4.3 Системы индикации и регистрации.

2.4.3.1    Индикация параметров, достаточная для обеспечения безопасной эксплуатации ответственного оборудования, должна быть преду смотрена на всех постах, откуда осуществляется управление у казанным оборудованием Мри этом АГ1С' не может быть заменой системы индикации.

2.4.3.2    Системы индикации ц регистрации должны быть независимыми от всех других систем, чтобы их выход из строя не окатыват влияния на дру гие системы

2.4.3.3    Выход из строя систем регистрации должен быть извещен сигналом системы АПС.

2.4.3.4    Должна быть обеспечена возможность четкого отсчета показаний индикаторов с у четом у словий освещенности на месте их установки

2.4.3.5    Системы индикации должны быть выполнены таким образом, чтобы информация представлялась в единицах, обыкновенно применяемых для измеряемых величин, без пересчета.

XV-16

3 ПИТАНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ

з.1 омцик найме*ния

3.1.1    Системы автоматзацнн должны получать питание как от основного, так и от аварийного источников энергии, если сами автоматизированные установки получают питание от указанных источников энергии.

3.1.2    Питание систем у правления главными механизмами должно осуществляться по двум независимым фидерам от отдельных секций главного распределительного щита или от распределительных щитов, предназначенных для питания ответственных потребителей и подключенных к отдельным секциям ГРЩ Если сборные шины ГРЩ не разделены на секции, допускается подключение одного из фидеров к ГРЩ. а второго к щиту питания ответственных потребителей или к ближайшему распределительному щиту. Переключение с одного фидера на дру гой должно осу щестатяться автоматически с подачей сигнала на посту управления.

3.1.3    В цепях питания должны быть преду смотрены защитные устройства, обеспечивающие селективное отключение поврежденных компонентов.

3.1.4    При питании систем автоматизации отдельных вспомогательных механизмов от фидеров питания их приводов должна быть обеспечена возможность включения резервного вспомогательного механизма и подключения питания системы автоматизации к его фидеру питания в слу чае потерн питания в цепи привода работающего вспомогательного механизма.

3.1.5    Питание гидравлических и пневматических систем автоматизации должно производиться от двух источников Второй источник должен автоматически включаться при падении даатения с подачей сигнала АПС.

Снабжение систем автоматизации возду хом от системы пу скового воздуха допу скается, если обеспечивается автоматическое заполнение воздухохранитслсй и выполняются требования 2.2.11.5, 2.2.11.6.

3.1.6    Системы АПС и защиты должны питаться от источника бесперебойного питания, при исчезновении напряжения шгтання на входе которого до.тжен подаваться сигнал АПС.

Аккумуляторная батарея указанного источника должна быть рассчитана на питание систем АПС и защиты в течение не менее 30 мин.

3.1.7    Питание системы управления приводных механизмов генераторов должно быть независимым от наличия напряжения на шинах ГРЩ

XV-17

4 СУДА СО ЗНАКОМ АВТОМАТИЗАЦИИ AUT1 В СИМВОЛЕ КЛАССА

4.1 оыцие паюжЕнмя

4.1.1    Самоходные с>да и плавучие сооружения со знаком автоматизации AUT1 в символе класса должны быть оборудованы системами автоматизации механической установки в соответствии с требованиями настоящего раздела и в объеме, обеспечивающем их маневренность и безопасность при всех условиях эксплуатации без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и центральном посту управления.

4.1.2    Должна быть предусмотрена система АПС. в которой объединены все контролируемые параметры и рабочие состояния, у казанные в настоящем разделе.

4.1.3    В отношении обеспечения противопожарной безопасности должны быть выполнены требования 4.2.3 части VI «Противопожарная защита».

4.1.4    Все оборудование, установленное в машинных помещениях, должно быть способно работать при отсутствии постоянной вахлы в машинных помещениях и ЦПУ Допускается выполнение отдельных операций (пополнение цистерн, очистка фильтров и т.п.) вручну ю, если они выполняются с периодичностью не чаше одного раза в 24 ч.

4.2 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ГЛАВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ДВИЖИТЕЛИ

4.2.1    Должна быть преду смотрена система дистанционного автомапгзнрованного управления (ДАУ). с помощью которой можно производить пу ск, остановку, а также управление частотой вращения главных механизмов, величиной и направлением упора движителей во всех допустимых режимах работы с ходового мостика

4.2.2    Система дистанционного автоматизированного управления должна обеспечивать следующее:

.1 ограничение числа неудачных автоматических попыток пуска, чтобы после последней неудачной попытки запаса пу скового воздуха или емкости пу сковых аккумуляторных батарей было достаточно для выполнения вручну ю половины числа пу сков, требуемых 16.1 части VIII «Системы и тру бопроводы» или 13.7.2 части XI «Электрическое оборудование»;

.2 выполнение последней заданной команды независимо от порядка и скорости задания;

.3 возможность у становки величины и направления у пора одним органом управления;

.4 автоматическое прохождение зон критической частоты вращения независимо от заданного режима работы;

.5 предотвращение перегрузки главных механизмов в нормальных эксплуатационных режимах;

.6 независимость системы дистанционного автоматизированного управления и машинного телеграфа дру г от друга (допу скается использовать один и тот же орган у правления);

.7 сигнализацию о потере питания и неисправностях в системе;

.8 исключение недопустимых режимов работы главных механизмов и движителей (самопроизвольное повышение частоты вращения, пуск и реверс) при выходе из строя ДАУ;

.9 выполнение аварийных маневров за возможно короткое время, при этом могут быть сняты соответствующие ограничения и зашиты.

4.2.3    При наличии нескольких постов управления ЦПУ должен быть доминиру ющим по отношению к посту управления на ходовом мостике Таким же должен быть местный пост управления главных механизмов по отношению к ЦПУ

4.2.4    Перевод управления с одного поста на другой должен быть возможен только с доминиру ющего поста независимо от того, в согласованном или рассогласованном положении находятся органы управления на переключаемых постах.

XV-18

Перевод управления должен сопровождаться подачей звукового и светового сигнала на всех постах управления. На постах должна быть предусмотрена световая индикация, указывающая, с какого поста осу ществляется упраатеннс.

4.2.5    Возможность одновременного управления с разных постов должна быть исключена. Допускается применение взаимосвязанных органов упраатення на одном посту (например, на крыльях и в помещении ходового мостика).

4.2.6    На всех постах управления, включая отключенные, должна быть предусмотрена нсот-ключаемая индикация заданных машинным телеграфом команд.

4.2.7    Устройство для экстренной остановки г.тавных механизмов, требуемое 3.2.1.6 части VII «Механические установки», должно быть независимым от системы дистанционною автоматизированного у правления, систем аварннно-преду прсднтс.льной сигнализации, а также от судовой сети, если для работы этого устройства требуется электрическая энергия.

4.2.8    У главных механизмов — двигателей внутреннего сгорания должна поддерживаться автоматически в допустимых пределах температура рабочих сред:

охлаждающей среды цилиндров.

охлаждающей среды поршней;

охлаждающей среды форсу нок;

смазочного масла;

топлива (при работе на тяжелом топливе, если отсутствует регулирование вязкости).

У главных механизмов дру гих типов должно быть предусмотрено автоматическое регулирование температу ры рабочих сред в объеме, обеспечивающем безопасну ю эксплуатацию без постоянного присутствия обслу живающего персонала в машинных помещениях и ЦПУ.

4.2.9    Установки с днзель-реду кторнымн агрегатами (с двумя двигателями и более) должны быть выполнены таким образом, чтобы при срабатывании защиты одного двигателя дру гие оставались в работе на режимах, исключающих их перегру зку.

4.2.10    Контролируемые параметры автоматизированных главных механизмов и движителей, места замера предельные значения параметров и виды автоматической защиты и индикации параметров приведены в табл. 4.2.10-1 —4.2.10-5.

4.3 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ КОТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

4.3.1    Требования настоящей главы распространяются на котельные установки с топочными устройствами, работающими на жидком топливе, утилизационные котлы и котлы с комбинированным отоплением, а также совокупности таких котлов в составе механических у становок судов

4.3.2    11рн установке на судне двух и более котлов, работающих на общу ю магистраль, должно быть обеспечено автоматическое у правление при одиночной работе под нагрузкой каждого котла для которого такая работа предусмотрена проектом, поддержание резервных котлов в готовности и подключение их под нагрузку, параллельная работа котлов и отключение их из-под нагру зки.

Автоматический переход с одного режима на дру гой не должен вызывать срабатывания предохранительных клапанов, сигнализации по давлению пара и уровню воды в котлах и теплом ящике (деаэраторе) паровых котельных установок, а для котельных установок с органическим теплоносителем сигнали зации по температуре теплоносителя за котлами и перед потребителями, а также по у ровню в расширительной цистерне.

4.3.3    Переход утилизационных котлов с парообразующего режима на водогрейный и обратно не должен вызывать срабатывания предохранительных клапанов, сигнализации по давлению пара и у ровням воды в котлах и теплом ящике, а также необходимость добавочного питания

4.3.4    Давление пара и температура органического теплоносителя должны регулироваться автоматически. Кроме того, паровые котлы должны быть снабжены автоматическими регуляторами шпання

XV-19

IЛЛННЫС UUU ЩГ.Ш НИЗ iprllllcl О пораним КрсИ1Тк»||фнМГ

(для гми. апиг.игй. та»pea на осеидете.п.ст«ование которых пооаиа до I января 2020 .‘ооа. или овнгатв-ха'/. ух-имманишаемылт на супах. контракт на постройку которых такимен до I января 2020 года)

Таблица 4 210-1

К

IIII

КонтроднрусмыЙ парамсгр

Группа 1: дистанционная индикация. ДПС, автоматическое снижение naipy ikh с мо.дачей стихи АПС

Груши 2: автоиа1Ический пуск резервных насосов с подачей сигнала АПС

Груши 3: ав1охмгическая остановка ДВИТЛТСТЯ с подачей сит нам АПС

1

Toil ifiiuiiiu система

1.1

Давкиие гоu.mvia посте фидырл (нл «холе в двигатель)

1.2

Вязкость (температура) топлива перед гонтивными насосами высокого лав. к-ни л

1(1)

““

и

УтСЧКЛ lOILIHM ИТ |р\бо||роНОД011 ВЫСОКОГО ДЛИ. К НИИ

О

1.4

1.5 2

Уровень ioilthm в рас\»:ик>й цис|срмс'

Давление в общем коллекторе IOILTHM высокою .имения Система (тишчими мас.п

Мин

2.1

Давление смазочного мас.и нл ромовый и упорный подшипники

X

2.2

Давление смазочного мас.и iu крейцконфный полтинник'

X

2.3

Даикине смазочного масла нл распрсклитслытый вхГ

X

2.4

Температура смазочною масла на распределительный вал2

Г

2.5

TeMiiepaiypa смазочного масла на вхо.к в .iBHiaie.ib

Г

2.6

Температуря пкллдышей \ порworn подшипника к.ш температуря смазочною масла на вы холе hi иол ши пинка

ТТ

X

2.7

Гемиерпури смакувюго мае. и iu navi к Hi рохадвото. шатунного. крейп-мотфюто ikxuitHillBiMiB him ШМВНЛрация мж.говно iNMalci в вар 1 ере'

ТТ

””

2.Х

Погок смаючпосо ml.lt цапниров iu выходе иг кажди» луОрнклгора

!▼

—■

2.9

2.10

3

вровень м.зеля в сточно-циркуляционной цистерне* Давление в общем колккторе серво (управляющего) масла

Ту рЛопамк-татс. ть

Mml

3.1

Давление смазочного мас.и нл входе в турбона! нстатсль'

1

3.2

Гемпература смазочного мас.и на выхо.к из каждого подшипника ■ урбона! не тате л я6

Г

““

““

3J

4

Частота вращения турбоши полюя1* Система охлаждении поршней

• Г

4.1

Давление жидкое 1 и. охлаждающей пориши. на входе В дат а г ель’

.▼

4.2

Температура жидкости, охиждлюшей порт ни. нл выходе из каждого поршня

ТТ

““

4.3

Поток жидкости. охлаждающей поршни, на выхо.к из каждого поршня*

4.4

5

Уровень ЖИДКОС1И. охлаждающей поршни, в расширительной цистерне

Система ох.мж ichhm забортной но той

5.1

6

Давление табориюй воды

Система охлаждении индии iputi пресной нотой

9

6.1

Давление охижимщей во. ты на вхо.к* в мы не тральный ip>6oipoaoi

6.2

Температура охлажтающей BOW iu выхо.к № каждого цилин рл ши температура охлаждающей ваты цилиндров на выхок иг двит лтеля'

ТТ

6.3

Нхтнчне масла в пресной охлаждающей воде10

о

6.4

7

Уровень охиждакнцей возы цилиндров в рас111ИрИ1елиюй цистерне Система пускового нот духа и ному та уирлин ним

1

7.1

Давление пускового воздуха перед тлавным пусковым хитином

•-

7.2

Давление воздуха управления в системе украв, «синя .ikhiuic.icm

73

X

Дашеине водную управления в системе «коренной остановки двитателя

Система iipo.iyночного жиду та

Х.1

Да в. ten не продувочного воздуха в ресивере

Х.2

TeMiiepaiypa в нодноршновых и продувочных iipocipanciBax (возгорание)

ТТ

х.з

9

Уровень воды в ресивере продувочного воздуха Тактыпускнам сан-тема

Т

9.1

TeMiiepaiypa выпускных 1азов на выхок из каждого цилиндра

• ТТ

9.2

Гемпература выпускных газов иа выходе из каждого цилшира. отклонение от среднего значения

t

XV-20


Пронагжчнис math. 4.2.10-1

Mr п тт

Контролируемый параметр

Группа 1: .дистанционная и цинка щтя. ДПС. автоматические лшжсмис натрузки с подачей сигнала ДПС

Груши 2: автоматический пуск резервных насосов с подачей сигнала ДПС

Груши 3: автоматическая остановка двитатс.м с подачей ситнала ДПС

9.3

Температура выпускных тазов на входе каждого турбонагнетателя

•г

9.4

Тсмтк-ратура выпускных тазов ты махолс каждою турбонагнетателя

•г

10

10.1

( не тема охлаждении форсунок

Даплсиис жтикости в системе охлаждения форсунок

1

_

10.2

Температура жидкости в системе охлаждения форсунок

т

10.3

Уровень охлаждающей жидкости форсунок в расширительной

1

II

цистерне

Частота iiiiiipjii.i<iiii<- npiiiiiriiiiM цнпатг.ти

_

_

12

llpoiuiiiaiit искти»' и ишюму тынрлкидите •ipaiiinniu они ам-.ти

0

13

Ilpcitbiiiit-Hiu- допустимой частоты нратиенни шит а те. ш

X

14

Ненеирамик-ть питании систем упран.темни, затинты н ЛИС

о

15

Коннеп т рання и i.i и MuiiiiiiniMX нометиенних11

t


Условные обозначения:

• дистлмциошия индикация:

f сипит ЛПС при достижении параметром верхнего npc.ic.ii.noio значения;

1 — синил ДПС при достижении параметром нижнею предельною точения.

О— сипел ДПС;

■ автоматический пуск резервных насосов.

Т — снижение нагрузки.

X — остановка двигателя.

'Мри возможности переполнения 1акже должна быть предусмотрена сит типизация по верхнему уровню

'При наличии рас тельных сменен смазочною масла.

'Для дни лелей мощноенло более 2250 kMi ши с .диаметром цилиндра бо.тсс 300 мм. а также для дву \ топливных двигателей и соответствии с требованиями 9.3.2.3 части IX •• Механизмы».

‘При наличии нескольких систем смазочного масла (для распределительного вала, клапанных коромысел и т.п.) индипнI.дуальный с и пыл ДПС должен бы и. предусмотрен для каждой системы.

'Сипид ДПС не требуется при |итичии автономной системы смазки, встроенной в турбонагнетатель.

''При отсутствии конструктивной возможности ммпроля температуры смазочного масла ты выходе тп каждою |юди|ипника допускается принятие альтернативных мер. например, непрерывный контроль давления и температуры масла на входе в турбонагнетатель в сочетании с периодическим осмотром подшипников, предусмотренным инструкцией по зксплуатации, ратработанной изгоговигедем турбонагнетателя

Снижение нагрузки не требуется, если охлажиющей жидкостью является цирку.тяпнотпюе масло.

"При невозможности, иш конструкции двигателя, осуществ-тения контроля потока жидкости. охлаждающей поршни, допускается принятие алыернлнвтвгх мер контроля тепловою состояния поршней

'При наличии общею дня всех цилиндровых втулок охлтиитс.м без И1иивтиуалыиах затворных клапанов

При использовании охлажиющей воды я теп-тообменных аппаратах топлива и смазочною масла.

"Требуется при использовании установок с двухтопливными (таз — жидкое топливо) двигателями.

'■ Только для турбонатнетате.лей категорий В и С (см. 2.5.7.5 части IX «Механизмы»).


Примечание. Для труппы параметров I предусматривается общий датчик ;ыя систем индикации. ДПС и защиты (тьз снижение натру тки):

,ыя труппы параметров 2 — датчик системы автоматическою пуска резервных насосов:

.ыя труппы параметров 3 .датчик системы зашиты (остановка двигателя).


Настоящее иикшие Правил, по сравнению с изданием 2018 года, содержит следующие тиснения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1.    Глава 3.1: в пункт 3.1.2 внесены изменения.

2.    Глава 4.2: в таблицы 4.2.10-1 и 4.2.10-2 внесены изменения.

3.    Глава 4.3: в пункт 4.3.10 внесены изменения с уметом УИ МАКО SC 283 (Aug 2017).

4.    Глава 4.11: в пункт 4.11.1 внесены изменения.

5.    Глава 6.1: в таблицу 6.1.3 внесены изменения.

6.    Глава 8.9: в пункт 8.9.3 внесены изменения.

7.    Внесены изменения редакционного характера.

Изменения, внесенные в настоящ\ю часть Правил, начиная с 23.09.2019. приводятся в Перечне изменений. Изменения редакционного характера в Перечень нс включаются.


тиа классификации и постройки мо/кких cytkxi XV-21


rf


Мтмсиясмме пункты т.тавы разделы

Информация ПО КТМСИСТТКЯМ

St н дата циркулярною письма, которым внесены итмснення

Дата вступления в силу

Пункт 2.4,1,4

Уточнен перечень помещений. и которых требуется установка световых колонок

315-07-1268ц от 03.10.2019

03.10 2019

Пункт 2.4.1.11

Дополнен перечень оборудования. лтя которою должна быть обеспечена световая и твуковая ситиалитация. с учетом требований части XI «Электрическое оборудование»

315^)7-1268ц от 03.10.2019

03.10.2019

Таблица 4.2.10-1

Внесены изменении с учетом УТ МДКО М35 (Rev. 8 Jan 2019)

315-07-1266ц от 23.09 2019

01.01 2020

Таблица 4.2.10-2

Внесены итмснення с учетом УТ МДКО М35 (Rev * Jan 2019)

315-07-1266ц от 23.09.2019

01.01.2020

Таблица 4.46-2

Внесены итмснення с учетом УТ МДКО М36 (Rev6 Dec 2018)

315-07-1266ц от 23.09.2019

01.01 2020

Таблица 4.7.4

Уточнены требования в otikthiciihh синила ДПС нрн достижении верхнею предельною тначенкя уровня ваты в льялытых колодцах

315-07-1268Ц от 03.10 2019

03 10 2019

ЧАСТЬ XV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1 ОЫЦИН ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования разд 1. 2. 3, 7 распространяются на оборудование автоматизации, подлежащее осв1иетельствованию независимо от знака автоматизации в символе класса судна.

Требования разд. 4. 5. 6 распространяются дополнительно на оборудование судов, к основному символу класса которых в соответствии с 2.2.6 части I «Классификация» добавляется один из знаков автоматизации

1.1.2    Настоящая часть Правил содержит технические требования к оборудованию автоматизации и судам, на которые оно устанавливается, а также определяет объем дистанционного, автоматизированного и автоматического управления, пиалы, аварийно-прсду пред игольной сигнализации и индикации

1.1.3    Дтя судов с гребной электрической установкой или атомной энергетической установкой дополжлольно к требованиям настоящей части должны выполняться требования главы 17.14 чает XI «Электрическое оборудование» настоящих Правит или части XI «Авгоматипцня» Правит классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений соответственно

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, у казаны в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения

Автоматизированная установка совокупность механизмов и устройств, оборудованных системой автоматизации.

Источник бесперебойного питания устройство, которое при исчезновении на его входе энергии шлания от основного и или аварийного источников обеспечивает непрерывное наличие энергии на выходе в течение определенного времени.

Квитирование подтверждение принятия сигнала млн вызова.

Подсистема обобщенной (сгруппированной) а в а р и й н о-п р е д у ир с д и -тельной сигнализации конструктивная часть централизованной системы аварийно-предупредительной сигнализации, состоящая из отдельных дополнительных блоков (панелей), в которых сосредоточен ряд аварийно-преду предительных сигналов, формируемых путем объединения (гру ппирования) сигналов, относящихся к отдельным механизмам или устройствам, в один обобщенный сигнал.

Обобщенный сигнал должен иметь наименование объекта контроля, например, «главный двигатель», «судовая электростанция» и т.п.

Блоки обобщенной сигнализации размещаются в жилых, слу жебных н иных помещениях, где может находиться ответственный персонал (старший механик, вахтенные механики, электромеханик и т.д.).

Резервный источник электрической энергии — источник электрической энергии, независимый от основного и аварийного источников энергии судна.

Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) оборудование, предназначенное для сигнализации о достижении контролируемыми параметрами установленных предельных значений и об изменении нормальных режимов работы механизмов и устройств. Отдельные сигналы могут быть сгруппированы в обобщенные.

Система автоматизации оборудование, предназначенное для автоматического и, или автоматизированного управления, регулирования, контроля, сигнализации и защиты механизмов и устройств.

XV-6

Система дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) оборудование, предназначенное для управления механизмом с удаленного поста управления, обеспечивающее автоматическое выполнение промежуточных операций сбора и обработки информации об объекте и выработку команд исполнительным устройствам, реализующим задаваемый оператором режим работы механизма.

Система зашиты оборудование, предназначенное для определенного автоматического воздействия на управляемую установку с целью предупреждения аварии или ограничения се последствий.

Система индикации оборудование, предназначенное для получения информации о значениях определенных физических параметров и определенных состояниях механизмов и устройств.

Устройство автоматизации часть системы автоматизации, составленная из элементов, соединенных в одно конструктивное и фу нкциональное целое.

Элемент системы автоматизации самостоятельное в констру ктивном отношении изделие (например, датчик, реле, логический элемент), входящее в устройства и системы автоматизации.

1.3    ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения о порядке классификации, освидетельствования при проектировании и постройке судов, изготовлении оборудования и деталей оборудования изложены в части I «Классификация» и в Общих положениях о классификационной и иной деятельности

1.3.2    Освидетельствованию при изготовлении и на судне подлежат элементы, у стройства и системы автоматизации:

.1 главных механизмов и движителей;

.2 электростанций;

.3 вспомогательных механизмов;

.4 главных и вспомогательных котлов;

.5 холодильных у становок;

.6 аварийно-предупредительной сигнализации;

.7 устройств защиты;

.8 дру гих систем по требованию Регистра.

1.4    ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.4.1 Для указанного в 1.3.2 оборудования автоматизации техническая документация, в зависимости от объекта освидетельствования, должна быть представлена Регистру в следу ющем объеме:

.1 фу нкциональное описание с у казанием технических параметров и у словий эксплуатации;

.2 блок-схема системы у правления;

.3 фу нкциональная схема процесса с указанием всех контролирующих и управляющих устройств;

.4 чертеж общего вида (расположения основных компонентов);

.5 описание операторских станций (интерфейса пользователя), включающее чертеж общего вида, списки всех сигналов, фу нкций клавиатуры и экрана;

.6 описание источников питания и схемы их подключения.

.7 схема прокладки кабелей системы;

.8 список применяемых элементов с указанием технических параметров.

.9 описание программного обеспечения и перечень его испытаний у разработчика;

.10 типовые схемы цепей входа выхода;

XV-7

.11 описание поведения при неисправностях;

.12 программа испытаний;

.13 руководство по эксплуатации;

.14 руководство по монтажу и обслуживанию.

1.4.2 До начала постройки судна на рассмотрение Регистр) до.тжна быть представлена техническая документация в объеме, указанном в 3.2.9 части I «Классификация».

XV-8

2 КОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ, ИХ ЭЛЕМЕНТОВ

И УСТРОЙСТВ

2.1 оыцик пою+тния

2.1.1    Системы автоматизации, их элементы и устройства должны надежно работать при следующих температурах окружающей среды:

от 0 до ♦ 45 С в закрытых помещениях:

от —25 до +45 С на открытой палубе.

Электронные элементы и устройства. предназначенные для установки в распределительные щиты, пульты или кожухи. должны надежно работать при температуре окружающей среды до -+ 55 С.

Температура до * 70 С не должна вызывать повреждений систем автоматизации, их элементов и у стройств.

2.1.2    Системы автоматизации должны надежно работать при относительной влажности возду ха (75 ±3) % и температуре (45±2) С или при относительной влажности воздуха (80 + 3) % и температуре (40±2) С, а также при относительной влажности воздуха (95±3) % и температуре (25 ±2) С.

2.13 Системы автоматизации должны надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 100 Гц: при частотах от 2 до 13.2 Гц с амплитудой перемещений + 1 мм и при частотах от 13.2 до 100 Гц с у скорением ± 0,7g.

Системы автоматизации, установленные на источниках вибрации (дизели, компрессоры и т.п.) или в ру мпельном отделении, должны надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 100 Гц: при частотах от 2 до 25 Гц с амплитудой перемещений + 1.6 мм и при частотах от 25 до 1 (К) Гц с ускорением ±4.0#.

2.1.4    Системы автоматизации должны надежно работать при длительных кренах до 22.5 и при качке 22.5 с периодом качки (8+ 1) с.

2.1.5    Степень защиты систем автоматизации, их элементов и устройств должна быть выбрана в соответствии с местом у становки согласно 2.4 части XI «Электрическое оборудование».

2.1.6    Электрические и электронные элементы и устройства должны надежно работать при отклонениях от номинальных значений параметров питания, указанных в табл. 2.1.6.

Таблица 2.1.6

Параметр

питании

Отклонение от номинальных имчений

Длительное.

Кратковременное

%

Нрсми. с

Напряжение (переменный ток)

* 6 ...- 10

±20

1.5

Частота

±5

±10

5

Напряжение (постоянный ток)

2.10

5

Циклические отклонения

10

1 к.тьедиии

Оборудование автоматизации, получающее питание от аккумуляторных батарей, должно надежно работать при отклонениях напряжения от номинального значения:

от + 30 до —25 % — для оборудования, не отключаемого от батареи во время зарядки: от + 20 до —25 %    ал я оборудования, отключаемого от батареи во время зарядки

Трехкратное исчезновение питания в течение 5 мин продолжительностью по 30 с не должно оказывать влияния на работоспособность систем автоматизации.

XV-9

2.1.7    Пневматические и гидравлические элементы и устройства должны быть работоспоспо-собными при колебаниях давления рабочей среды ±20 % от номинального значения.

2.1.8    Должны быть приняты меры по обеспечению электромагнитной совместимости оборудования автоматизации согласно 2.2 части XI «Электрическое оборудование», а также по предотвращению превышения допустимого уровня создаваемых им радиопомех.

2.1.9    Оборудование автоматизации должно надежно работать при значениях коэффициента нссинусоидальностн кривой напряжения питания, указанных в 2.2.1.3 части XI «Электрическое оборудование».

2.1.10    Элементы и устройства, предназначенные к у становке в местах с особыми рабочими условиями (с повышенной или пониженной температурой, интенсивными механическими воздействиями и т.п.). должны быть рассчитаны и испытаны на эти условия.

2.1.11    Оборудование автоматизации должно изготовляться из материалов, устойчивых к воздействию морской атмосферы, или должно быть надежно защищено от ее вредного воздействия.

2.1.12    В системах автоматизации должны быть приняты меры против ложных срабатываний, вызываемых кратковременными изменениями контролируемых параметров, связанных с качкой судна включением и отключением механизмов н т.п

2.1.13    Системы автоматизации должны быть выполнены по принципу выхода у правляемого процесса в безопасну ю сторону.

2.1.14    Номенклату ра запасных частей оборудования автоматизации определяется изготовителем.

Общий объем запасных частей для судна определяется по согласованию между судостро1гтслем.

изготовителем оборудования и судовладельцем с у четом надежности оборудования.

2.2 ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ И УС ТРОЙС ТВАМ

2.2.1    Элементы и у стройства, использу емые в системах автоматизации, дополнительно должны отвечать применимым к ним требованиям соответствующих частей Правил.

2.2.2    Заменяемые элементы, требующие их регулировки, а также места контрольных измерений (гнезда, клеммы) должны быть расположены таким образом, чтобы к ним был обеспечен свободный досту п.

2.2.3    Конструкция устройств должна допускать контроль исправности во время их работы.

2.2.4    Оборудование должно работать, предпочтительно, без искусственного охлаждения В слу чае применения последнего должны быть приняты меры, предотвращающие выход из строя охлаждаемых компонентов

2.2.5    Настроечные элементы должны быть защищены от самопроизвольного изменения произведенной регулировки. Такая защита не должна исключать возможности повторной настройки

2.2.6    Конструкция исполтгтсльных механизмов должна исключать возможность самопроизвольного изменения их положения.

2.2.7    Датчики, измеряющие температуру пожароопасных, токсичных и находящихся под давлением жидкостей, паров и газов, должны быть изолированы от контролируемой среды

2.2.8    Должна быть предусмотрена возможность проверки и калибровки датчиков давления в местах их присоединения к точкам контроля без демонтажа.

2.2.9    Все элементы, устройства и точки ко»ггроля должны иметь четкую и постоянную маркировку, нанесенну ю, предпочтительно, рядом с ними.

2.2.10    Электрическое н электронное оборудование.

2.2.10.1    Контактные соединения должны быть выполнены так. чтобы исключить увеличение переходного сопротивления, у худшающее работоспособность оборудования

2.2.10.2    В местах ввода кабелей и проводов, особенно в местах присоединения к подвижным элементам и устройствам, должны быть предусмотрены приспособления для их разгрузки от натяжения.

XV-10

2.2.10.3    Печатные платы должны быть покрыты изолирующим лаком

2.2.10.4    Должны быть приняты меры для предотвращения возможности неправильной установки съемных блоков (кассет), имеющих контактные разъемы, а также меры по их надежному' фиксированию в рабочем положении. Если этого требуют функциональные или конструктивные особенности элементов и устройств, то их расположение, обеспечивающее правильный монтаж, должно быть четко обозначено, или же их исполнение должно быть таким, чтобы была исключена возможность монтажа в дру гом положении.

2.2.11 Гидравлическое и пневматическое оборудование.

2.2.11.1    Гидравлические и пневматические элементы и у стройства не должны выходить из строя при полуторакратных перегру зках, создаваемых повышенным давлением рабочей среды.

2.2.11.2    Применяемые в гидравлических системах жидкости должны сохранять свои физические свойства при всех условиях эксплуатации, иметь достаточные смазочные свойства, температуру вспышки паров не ниже 60 С. не вызывать повреждений элементов и трубопроводов и не быть токсичными.

2.2.11.3    Гидравлическое оборудование систем автоматизации не должно быть соединено с дру гими системами и должно питаться от отдельных цистерн. Дтя нсполшлельных механизмов может использоваться жидкость »гз дру гих систем при наличии соответству ющих фильтрующих устройств.

2.2.11.4    Присоединения отходящих тру б должны быть расположены ниже у ровня жидкости в цистернах при любых условиях эксплуатации судна.

2.2.11.5    Пневматические системы автоматизации должны быть снабжены устройствами, обеспечивающими требуему ю степень очистки и допускаемое влагосодержанне возду ха.

2.2.11.6    Пневматические системы автоматизации главных энергетических установок и электростанций. как правило, должны иметь два у стройства для очистки и осу шения возду ха, соединенных между собой таким образом, чтобы возможна была работа одного из них. когда другое отключено.

Одно устройство для очистки и осу шения возду ха может быть допу щено, если его очистка производ1гтся автоматически или конструкция обеспечивает возможность быстрой замены фильтру ющих элементов без необходимости прекращения подвода возду ха.

2.2.11.7    Питательные трубопроводы пневматических систем автоматизации должны иметь предохранительные клапаны, срабатывающие при превышении номинального рабочего давления более, чем на 10 %. Реду кционные клапаны (если имеются) должны быть дублированными.

2.2.11.8    Гидравлические, пневматические, электрические или электронные элементы и устройства, устанавливаемые совместно в пультах, шкафах и блоках, должны быть так отделены друг от друга чтобы пропуски в трубопроводах и шлангах и в их соединениях нс могли вызвать повреждения этих элементов и у стройств

Пульты, шкафы и блоки, в которых размещается оборудование, содержащее жидку ю рабочу ю среду, должны снабжаться устройствами для сбора и возврата собранной от утечки жидкости.

2.3 СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.3.1    Механизмы и у становки должны быть изготовлены в соответствии с применимыми к ним требованиями соответству ющих частей Правил и оборудованы местными постами у правления

2.3.2    Автоматическое управление должно поддерживать контролируемые параметры в пределах, обусловленных норматьнымн рабочими режимами управляемых механизмов и установок.

2.3.3    Автоматическое управление должно быть стабильным во всем диапазоне регулирования. Величина нечувствительности управления должна быть такой, чтобы флу кту ации контролируемых параметров, которые могут иметь место при нормальных условиях работы управляемого оборудования. не приводили к нестабильности процесса у правления

2.3.4    Механизмы и установки, для которых преду смотрен автоматический или дистанционный пу ск, на местных постах у правления должны иметь средства для отключения автоматического или дистанционного у правления.