Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

376 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Задачи Программы:

- Определение и утверждение приоритетов градостроительного развития города как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, международного финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра.

- Сохранение историко-архитектурного облика центра города и реализация программы комплексного благоустройства.

- Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Москве.

- Совершенствование системы градостроительной деятельности в Москве (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства).

- Опережающее развитие общественного транспорта и улично-дорожной сети.

 Скачать PDF

Изображение документа приведено в соответствии с официальным сайтом Правительства Москвы

Нумерация таблиц (Том 2) в соответствии с оригиналом. Стр. 176, 177 (Том 2) в оригинале отсутствуют. Страницы картографических приложений обрезаны.

Оглавление

1. Паспорт государственной программы

2. Характеристика текущего состояния, основные проблемы в сфере реализации государственной программы

3. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации государственной программы

     Описание основных целей и задач государственной программы

     Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач

     Описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы

     Сроки и этапы реализации государственной программы

4. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы, подпрограмм государственной программы

5. Меры государственного регулирования

6. Прогноз сводных показателей государственных заданий

7. Информация об участии государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием города Москвы, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в реализации государственной программы

8. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками

9. Методика оценки эффективности государственной программы «градостроительная политика»

10. Подпрограмма 1. «Разработка основных положений градостроительной политики и обеспечение на их основе взаимоувязки разработки и реализации государственных программ города Москвы»

11. Подпрограмма 2. «Взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области»

12. Подпрограмма 3. «Комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская застройка на периферии города»

13. Подпрограмма 4. «Разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата»

14. Подпрограмма 5. «Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности (включая мероприятия по снижению административных барьеров)»

15. Подпрограмма 6. «Совершенствование системы планирования градостроительной деятельности и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве»

16. Подпрограмма 7. «Обеспечение инновационного развития строительного комплекса»

17. Подпрограмма 8. «Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение градостроительной деятельности»

18. Подпрограмма 9. «Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы»

19. Подпрограмма 10. «Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных соревнований мирового уровня (включая ЧМ-2018 по футболу)»

Том 2.

    Приложение 1

     Таблица 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы и их значениях

     Таблица 2. Перечень мероприятий государственной программы

     Таблица 4. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы

     Таблица 6. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств бюджета города Москвы (тыс. руб.)

     Таблица 7. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета города Москвы, федерального бюджета и юридических лиц на реализацию целей государственной программы города Москвы (тыс. руб.)

     Таблица 7а. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета и юридических лиц на реализацию целей государственной программы города Москвы «градостроительная политика» (тыс. руб.)

Приложение 2. Проект адресной инвестиционной программы города Москвы

Приложение 3. Картографические приложения

Приложение 4. Основные термины и определения

 
Дата введения17.10.2011
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

03.10.2011УтвержденПравительство Москвы460-ПП
ИзданВестник Мэра и Правительства Москвыоктябрь 2011 г., № 58
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика"

на 2012-2016 гг.

ТОМ1

Ответственный исполнитель (координатор):

Департамент градостроительной политики города Москвы

Москва

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


Стр.


ТОМ 1

1.    ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

2.    Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации государственной программы

3.    Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации государственной программы

Описание основных целей и задач государственной программы

Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы

Сроки и этапы реализации государственной программы

4.    Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы, подпрограмм государственной программы

5.    Меры государственного регулирования

6.    Прогноз сводных показателей государственных заданий

7.    Информация об участии государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием города Москвы, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов в реализации государственной программы

8.    Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками

9.    Методика оценки эффективности государственной программы

10.    Подпрограмма 1. «Разработка основных положений градостроительной политики и обеспечение на основе взаимоувязки разработки и реализации государственных программ города Москвы»

11.    Подпрограмма 2. «Взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области»

12.    Подпрограмма 3. «Комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская застройка на периферии города»

13.    Подпрограмма 4. «Разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата»

14.    Подпрограмма 5. «Нормативно-правовое и нормативнотехническое обеспечение градостроительной деятельности (включая мероприятия по снижению административных барьеров)»


4

11

28

32

33

34 36

38

116

119


131

132 136


141

144


146

150


154


2


РАЗДЕЛ 2

Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации государственной программы «Градо-

строительная политика».

Градостроительная политика Москвы обусловлена выполнением трёх важнейших функций:

Москва - столица Российской Федерации и центр московской агломерации;

Москва - крупный финансово-экономический центр, в котором должен быть создан благоприятный инвестиционный климат;

Москва - крупнейший мировой исторический, культурный, научнообразовательный, туристический и спортивный центр.

В результате эффективной градостроительной политики Москва должна стать городом удобным и комфортным для жителей и гостей столицы.

Постановлением Правительства Москвы от 02 февраля 2011 года №23-ПП утвержден Перечень первоочередных государственных программ города Москвы (далее - ГП Москвы) на среднесрочный период 2012-2016гг.

В перечень включены следующие 18 ГП Москвы:

1. «Развитие транспортной системы»; 2. «Развитие здравоохранения города Москвы» («Столичное здравоохранение»); 3. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»); 4. Социальная поддержка жителей Москвы»; 5. «Жилище»; 6. «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры»; 7. «Энергоснабжение в городе Москве»; 8. «Охрана окружающей среды»; 9. «Культура Москвы»; 10. «Спорт Москвы»; 11. «Москва -инновационная столица России»; 12. «Информационный город»; 13. «Развитие индустрии отдыха и туризма»; 14. «Стимулирование финансово-экономической активности бизнес-сообщества, создание международного финансового центра»; 15. «Градостроительная политика»; 16. "Безопасный город"; 17. "Имущественно-земельная политика города Москвы"; 18. "Совершенствование государственного управления и оптимизация бюджетных расходов".

Общая методология разработки Государственных программ РФ определена нормативными документами Правительства РФ (ПП РФ №588 от 20.08.2010 г.). Методология разработки ГП Москвы определена Постановлением Правительства Москвы от 04 марта 2011 г. №56-ПП «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Москвы».

Государственная программа города Москвы «Градостроительная политика» координирует все городские отраслевые программы в части создания

11

объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу. Рис.1.


ГП «Социальная поддержка жителей города Москвы»


ГП «Развитие здравоохранения города Москвы»


ГП «Безопасный город»


ГП «Имущественно- I    ГП

земельная политика | «Энергосбережение города Москвы» I в городе Москве»


ГП «Развитие коммунально-и нженерной и нфрас труктуры»


ГП

«Жили ще»


ГП «Развитие транспортной



«Г радострои тельная политика»


ГП «Охрана окружающей среды»



ГП

«Сти мули ровани е экономической активности »


ГП «Развитие образования города Москвы»


ГП «Развитие и ндустри и отдыха и туризма»

ГП

ГП

«Спорт Москвы»

«Культура Москвы»


ГП «Совершенствование

ГП

государственного управления и

I «Информационный

опти ми заци я бюджетных расходов»

а

город»

ГП «Москва -инновационная столи ца Росси и »


Рис.1. Взаимоувязка городских программ в рамках единой Градостроительной политики Сферой реализации программы является градостроительное развитие Москвы, которое в последние 15-20 лет сопряжено с кардинальными структурными изменениями, резким ухудшением транспортной ситуации, слишком быстрыми темпами коммерческого строительства, что привело к существенным диспропорциям. Накопившиеся за десятилетия проблемы в градостроительном развитии Москвы приводят к тому, что:


-снижается качество городской среды, инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность Москвы по сравнению с зарубежными мегаполисами- политическими, экономическими и культурными столицами;

-не обеспечиваются необходимые условия для решения городом Москвой стратегических задач, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Например, реализация Генплана развития Москвы с 1998 г. по 2006 г. осуществлялась неравномерно. Если рост торговых площадей составил 105%,рост объектов общественного питания 155%, ввод жилья 119% по сравнению с плановыми показателями Генплана, то строительство школ было на уровне 80%, дошкольных учреждений 65%, гостиниц 59%. В ходе реализации Генплана в последующие годы (2007-2010) неравномерное развитие


12


по отраслям и территориям продолжало нарастать.Межотраслевые диспропорции усиливались в ходе выполнения ежегодных адресных инвестиционных программ города Москвы. В среднем доля жилищного строительства в АИП на протяжении 2000-2010 гг. находилась на уровне 24,5%, занимая первое место по уровню бюджетных ассигнований. В тот же период суммарные затраты на образование и здравоохранение не превысили 9,3% от АИП, а затраты по отрасли «Транспорт, связь и информатика» составили 10,2%. Наиболее существенное падение происходило по отрасли «Коммунальное строительство».

Плотность застройки в некоторых кварталах центра достигла 40 тыс. кв. м. на 1 гектар, т.е. в 1,6 раза превысила оптимальную. Во многих районах Москвы сохраняется слабая транспортная доступность, обусловленная отставанием в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта. Строительство высокоплотного многоэтажного жилья на периферии также привело к чрезмерной транспортной нагрузке (картографические приложения 3.20; 3.21; 3.22; 3.23).

Часть проблем градостроительного развития намечалось разрешить в рамках Генерального плана города до 2025 года (Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы»), В генплане реализован системный подход к территориальному планированию пространственного развития города, направленный, в частности, на повышение устойчивости развития города за счет обеспечения его структурной целостности, сбалансированности функционального состава и пространственной организации территорий, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, Генеральный план города Москвы на 2010-2025 гг. исходит из заниженных прогнозных данных по численности населения, сохраняет инерционный характер градостроительного развития, предусматривает дальнейшую урбанизацию и чрезмерные объемы делового и жилищного строительства. Предусматривался 20% дефицит местных трудовых ресурсов (который планировалось покрывать за счет мигрантов, в т.ч. иностранной рабочей силы), работающих пенсионеров и подростков, «маятниковых» мигрантов из Московской области. Намечалось увеличение общего фонда застройки до 600 млн. кв. м., в том числе жилищного фонда до 280-290 млн. кв. м., сохранение ежегодных объемов жилищного строительства на уровне 5 млн. кв. м. общей площади, строительство до 60 высотных комплексов (без предметного анализа транспортной ситуации). Одновременно предусматривалось существенное развитие социальной инфраструктуры (табл. 2.Г), меры по развитию транспортной инфраструктуры (табл. 2.2.). При этом суммарная оценка требуемого количества машиномест для хранения легковых автомобилей 832,4 тыс. (на 1-ю очередь) оказалось существенно ниже реальной потребности- 1469 тыс. машиномест.

Подпрограмма «Создание единого парковочного пространства» ГП «Развитие транспортной

системы».

13

Таблица 2.1.

Основные ориентировочные показатели развития социальной инфраструктуры города Москвы по Генеральному плану (млн. кв. м. общей площади)

п/п

Наименование отраслей

Новое строительство, в том числе

всего

на 1-ю очередь

2016-2025

год

1

2

3

4

5

1.

Образование:

в том числе районный уровень

11,1

9,3

2,8

2,4

8,3

6,9

2.

Здравоохранение: в том числе районный уровень

3,8

1,7

1,0

0,6

2,8

1,1

3.

Социальная защита и социальное обеспечение: в том числе районный уровень

1,4

0,7

0,8

0,5

0,6

0,2

4.

Физкультура и спорт: в том числе районный уровень

8,0

3,6

ЗД

1,4

4,9

2,2

5.

Культура, досуг: в том числе районный уровень

7,7

4,6

2,8

1,4

4,9

3,2

6.

Жилищно-коммунальное обслуживание, обеспечение правопорядка и безопасности всего: в том числе районный уровень

1,4

0,8

О о

1,1

0,6

7.

Потребительский рынок, в том числе:

16,4

6,5

9,9

7.1.

Торговля:

в том числе районный уровень

13,3

1,6

5,3

0,5

8,0

1,1

7.2.

общественное питание: в том числе районный уровень

2,1

0,1

0,8

1,3

0,1

7.3.

бытовое обслуживание: в том числе районный уровень

1,0

0,4

0,4

0,1

0,6

0,3

8.

Оптовая торговля всего (межрайонный, городской), в том числе:

2,1

1,1

1,0

8.1.

продовольственная

0,8

0,4

0,4

8.2.

непродовольственная

1,3

0,7

0,6

9.

Г остиницы

13,0

8,2

4,8

Итого:

64,9

26,6

38,3

в том числе районный уровень

22,8

7,1

15,7

Основные показатели развития транспортной инфраструктуры города Москвы по Г енеральному плану.

Таблица 2.2.

п/п

Показатели

Первая очередь

Расчетный срок

1.

Транспортная подвижность населения, поездок в год

880

960-1040

Протяженность СВТ, км

614,0

904

2.

в т.ч. метрополитен

360

650

железная дорога

254

254

-7

Количество перевезенных в Москве, млн. пасс, в год:

10000/100%

11500-12500/100%

.3.

Индивидуальный

2200/20%

2200-2500/20%

п/п

Показатели

Первая очередь

Расчетный срок

Общественный

7800/80%

9300-10000/80%

в т.ч. CBT

4200-43%

5000-5400/43%

из них метрополитен

3100/32%

3500-3800/30%

железная дорога

1100/11%

1500-1600/13%

наземный (с ЛРТ)

3600/37%

4300-4600/37%

Л

Пассажирооборот системы, млрд. пасс, км в год

102/100%

119-130/100%

в том числе CBT

57/56%

68-73/57-56%

Дальность поездки пассажира/жителя, км

10,2/14,3

10,5/14,8

на индивидуальном

14,7

15,0

-S

на общественном

8,9

9,3

в т.ч. на метрополитене

14,0

14,5

на железной дороге

12,5

12,5

на наземном

3,5

3,7

6.

Выезды в город, тыс. чел. час «пик»

350

440

сутки

1800

2420

7.

Выезды из города, тыс. чел. час «пик»

180,0

280,0

8.

Электродепо метрополитена

19

30

9.

Парки НГПТ

36

43

10.

Парк легковых автомобилей, тыс. ед.

2800

4560

11.

Уровень автомобилизации, авто/100 жителей

310

380

12.

Протяженность улично-дорожной сети, км

3656

5900

в т.ч. магистральной

1397

2534

13.

Плотность улично-дорожной сети, км/кв. км

3,82

5,45

в т.ч. магистральной

1,46

2,34

Инерционность исторически сложившейся моноцентрической радиально-кольцевой структуры города (в Центральном административном округе сконцентрировано 35% всех работающих в городе, дневное население превышает 2,3 млн. человек) наложилась на несбалансированное развитие Москвы, Московской области и Центрального Федерального округа. Например, осуществлена интенсивная застройка с обеих сторон МКАД, существенно изменились параметры использования лесопаркового защитного пояса Москвы (ЛПЗП), где за последние 20 лет население увеличилось втрое (превысило 3 млн. чел.).

Несмотря на то, что Москва и Московская область объективно представляют собой взаимосвязанные и взаимозависимые социально— экономические образования, между ними не выстроены четкие механизмы взаимодействия, обеспечивающие эффективное совместное решение комплексных социально-экономических и градостроительных задач, их транспортная инфраструктура еще не стала взаимоувязанной и целостной (картографическое приложение 3.10).

В Московской агломерации сложился острый дисбаланс между расселением населения и размещением мест приложения труда, что предопределяет чрезмерную маятниковую трудовую миграцию, высокую нагрузку на транспортную систему как на въезде в город, так и внутри Москвы, а также на социальную сферу Москвы. Например, население городского поселения Мытищи Московской области, граничащего с Северо-Восточным округом

15

Москвы (СВАО), обеспечено рабочими местами меньше чем на 50%. Жители области находят работу в СВАО и в центре города

Интенсивность транспортных нагрузок из-за неравномерного распределения рабочих мест и мест проживания в пределах города и на территории Московской области создает не только серьезные транспортные, но также социальные и экологические проблемы.

Вокруг Москвы образовался «реальный город» - Московская агломерация1. Москва с первым поясом районов Московской области представляет собой сплошную урбанизированную территорию (городское население составляет 98%). Вместе с тем к настоящему времени документы по территориальному планированию Москвы и Московской области не увязаны между собой и программы взаимосвязанного развития этих территорий не разработаны.

Два последних Генплана Москвы были разработаны без учета приоритета развития города как крупнейшего поселения, стратегических функций Москвы, как политического и экономического центра региона, страны и мира, в условиях отсутствия взаимодействия города, области и федеральных органов власти.

Территориальная структура Москвы в действующих границах характеризуется следующим. Общая площадь 1081 кв.км, в т.ч. внутри МКАД -877 кв. км, за пределами МКАД- 204 кв. км. По назначению территории структурированы на жилые (30%), производственные (16%), общественно-деловые (15%), рекреационные (17%), территории под улично-дорожной сетью (11%), прочие (11%). Предметом градостроительной политики является использование и перераспределение этих территорий, что в складывающейся реальной ситуации означает переход Москвы к полицентрическому городу с новыми центрами роста с учетом морфологии Московской городской агломерации. В этой связи, дифференциация градостроительной деятельности в зависимости от функционально-планировочной и архитектурнопространственной структуры территории относится к актуальным проблемам

градостроительной политики2. Каждая из территорий города Москвы (историческое ядро, центральная зона, срединная зона, периферия) требуют выработки своей стратегии градостроительного развития.

Историческое ядро Москвы (в пределах Садового кольца) - зона наиболее плотной застройки площадью 18,7 кв. км и постоянным населением 240 тыс. человек (плотность 12830 чел/кв. км). Эта территория сопоставима с центральным ядром Лондона, включающего Сити, Вестминстер и Вест-Энд (численность населения 200 тыс. чел., площадь 26 кв. км, плотность 7692,3 чел/кв. км), аналогична центральному району Митте в Берлине (численность населения 400 тыс. чел., площадь 23 кв. км, плотность 17390 чел/кв. км), кор-релируется с центром Парижа- оба берега Сены от собора Нотр-Дам до площади Шарля де Голля и от Монмарта до Монпарнаса (численность населения 600 тыс. чел., площадь 20 кв. км, плотность 30000 чел./кв. км). Для этой территории необходимо решение проблемы сохранения, комплексной реконструкции и благоустройства, как это сделано в других мировых столицах.

Центральная историческая часть города, включающая территорию в границах Камер-Коллежского вала, требует сохранения и восстановления индивидуальных и морфотипических характеристик застройки и городского ландшафта. Возможности экстенсивного строительства в центре Москвы исчерпаны. Здесь сконцентрирована большая часть исторических зданий, памятников архитектуры и т.п.

Реализация программы в части сохранения объектов культурного наследия, скоординирована с ГП «Культура Москвы». Сохранению и восстановлению подлежат 7048 объектов, подлежащих государственной охране в качестве объектов культурного наследия, в т.ч. федерального значения - 2714 объектов, регионального значения-1807. По техническому состоянию 248 объектов признаны аварийными, 1035 находятся в удовлетворительном состоянии.

Срединная часть города включает территорию вдоль МК МЖД и зоны трансформации производственных функций в ходе реорганизации производственных территорий с внедрением деловых, научных функций и инновационных технологий и высвобождением части территорий под жилищное, общественное, дорожно-мостовое строительство и развитие рекреации. Возможности развития срединной зоны, в том числе под жилищное и рекреационное строительство (картографическое приложение 3.6) с сохранением существующих и созданием новых эффективных рабочих мест сдерживают возможности транспорта и неэффективность использования и реорганизации производственных территорий. Из 7,8 тыс. га в границах территории промышленных зон, предприятия и организации науки и промышленности за-

нимают порядка 50% (картографическое приложение 3.5). Остальные участки заняты «непрофильными» для этих зон объектами, характеризуются неэффективным использованием земельных ресурсов. Производственные территории часто являются источниками негативного воздействия на окружающую среду.

В периферийных районах города исчерпаны ресурсы для нового массового жилищного строительства при общей низкой обеспеченности проживающего в этих районах населения объектами социальной инфраструктуры, недоступностью для значительной части этого населения скоростного пассажирского транспорта. В этой зоне ощущается отсутствие многофункциональной увязки с пригородным поясом, дефицит публичных пространств для самореализации представителей различных субкультур, крупных общественных центров социально-культурного, торгового и бытового обслуживания населения, с набором объектов и услуг городского значения.

В целом по городу сохраняются и обостряются диспропорции между количеством жилья и объектов социальной сферы (картографическое приложение 3.9). Отмечаются значительный дефицит детских дошкольных учреждений, массовых объектов физической культуры и спорта, культуры, социальной защиты, семейной и молодежной политики, объектов обслуживания повседневного спроса, магазинной шаговой доступности. Сложился критический дефицит парковочных мест и мест для постоянного хранения автомобилей. Для обеспечения комфортных условий проживания в сложившихся жилых кварталах требуется активная реконструкция и реновация. Крайне медленно растет номерной фонд гостиничного фонда. Недостаточное развитие имеют парки и другие рекреационные территории города.

К этой проблематике также примыкают общегородские вопросы освоения и использования подземного пространства, реорганизации территорий, занятых воздушными линиями электропередач (ВЛЭП), развития системы кабельных и иных коллекторов.

Реорганизация территорий, занятых линиями электропередач (ЛЭП) направлена на оптимизацию функциональной структуры землепользования города, уменьшения дефицита земельных ресурсов и предусмотрена Постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2009 года №77-ПП «О среднесрочной программе комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009-2011 гг.». Предварительно в 2009-2010 гг. обследованы 200 участков ЛЭП и разработана организационно-технологическая схема реализации Программы развития территорий ЛЭП, (по заказам ДЭПР). Начаты проектные проработки по использованию отдельных участков под дорожно-мостовое строительство.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Градостроительным кодексом Москвы в городе под руководством Москомархитектуры активно разрабатывается градостроительная и архитектурно-планировочная

18

документация. В то же время не утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы на период 2011-2014 гг., не подготавливаются и не вносятся изменения в Генеральный план города Москвы.

С 2006 г. по 2010 г. разработано 116 проектов планировки территорий (за счет городского бюджета и средств инвесторов) охватывающих в сумме площадь 13242,74 га., выполнено 808 проектов межевания (на территорию 8651 га), выдано 6477 разрешений на строительство (в т.ч. по административно-деловым объектам- 632, производственным и промышленным объек-там-275, жилым объектам 1665) (картографические приложения 3.1; 3.2; 3.3; 3.4).

Вместе с тем, разработанная градостроительная документация отличается фрагментарностью, не сконцентрирована на определенных целевых задачах. Значительная часть разработанных и утвержденных проектов планировки не может быть реализована в рамках действующих правовых норм, связанных с землепользованием и собственностью на землю, имущественными интересами жителей. Разработка территориальных и отраслевых схем существенно отстает от потребностей города. На начало 2011 года отсутствовали или требовали актуализации 56 отраслевых схем, включая схемы размещения объектов потребительского рынка и услуг, развития и размещения объектов физической культуры и спорта, объектов бытового обслуживания, объектов гаражного назначения; схемы комплексного развития наземного пассажирского транспорта, размещения внеуличных пешеходных переходов, транспортно-пересадочных узлов; отраслевые схемы развития стройиндустрии, размещения территорий инновационного развития, размещения гостиниц и т.д. Все это усугубляет территориальные и отраслевые диспропорции в городе.

Осуществление градостроительного проектирования в городе Москве требует проведения системы градостроительных мероприятий, включая: разработку и внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования (Генеральный план города Москвы, в проект Правил землепользования и застройки города Москвы), разработку и мониторинг территориальных схем на первоочередные территории зон развития и территории реорганизации; отраслевых схем для решения первоочередных отраслевых задач территориального планирования и оптимизации размещения объектов; документации по планировке территории.

Кроме того, необходима разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих градостроительное проектирование: мониторинг реализации Генерального плана города Москвы с подготовкой ежегодного доклада Правительству Москвы и информирования жителей о его результатах; подготовка проекта размещения всех видов строительства на 2012-2016 гг., предпроект-ные работы по улучшению условий движения транспорта в городе (по объектам железнодорожной инфраструктуры, метрополитена, улично-дорожной сети, городского пассажирского транспорта, парковочного пространства), эколого-градостроительные мероприятия по снижению негативного воздей-

19

ствия на жилые и природные -рекреационные территории транспортной инфраструктуры, строительства, производственных предприятий и объектов; подготовку концепции реставрации и приспособления для совместного использования объектов культурного наследия- произведений садово-паркового искусства, разработку разбивочных чертежей-актов линий градостроительного регулирования, а также научно-методическое обеспечение градостроительного проектирования.

Действующая нормативно-правовая база градостроительной деятельности основывается на Градостроительном кодексе города Москвы (в соответствии с которым, в частности, развернута работа по формированию нормативов градостроительного проектирования) и Градостроительном кодексе Российской Федерации. Правоприменительная практика последних лет свидетельствует о необходимости существенного развития нормативноправового и нормативно-технического обеспечения градостроительной деятельности (включая снижение административных барьеров). Выявленные несоответствия между Градостроительными кодексами Москвы и РФ должны быть устранены, правовые пробелы в законодательстве города Москвы в области регулирования градостроительной деятельности ликвидированы. К числу таких пробелов относится отсутствие нормативных положений, обеспечивающих баланс публичного и частных интересов при осуществлении работ по подготовке проектов межевания территорий для обоснования размеров земельных участков, подлежащих передаче физическим и юридическим лицам, в том числе необходимых для эксплуатации существующих объектов недвижимости. Не установлен нормативный порядок реализации территориальных и отраслевых схем, проектов планировки , обеспечивающий комплексное градостроительное развитие соответствующих территорий, включая развитие застроенных и вновь приобретаемых городом Москвой территорий. Требуют актуализации и разработки нормы, правила, национальные стандарты и другие нормативно-технические документы в области проектирования, строительства и безопасной эксплуатации зданий и сооружений. В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» в стране изменена система технического регулирования, в том числе и строительной деятельности. На основании данного закона утверждены технические регламенты, являющиеся единственными обязательными нормативными документами в области строительства, включая «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г.)». Кроме того, стоит актуальная задача по учету и приведению в соответствие с европейскими стандартами действующих и вновь разрабатываемых нормативно-технических документов, обусловленная подготовкой к вступлению России в ВТО. В соответствии с программой гармонизации систем технического нормирования РФ и Европейского Сообщества (работы ведутся под руководством Министерства регионального развития РФ) предстоит разработка «зеленых» норм проектирова-

20

Стр.

15.    Подпрограмма 6. «Совершенствование системы планирования

градостроительной деятельности и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве»    156

16.    Подпрограмма 7. «Обеспечение инновационного развития

строительного комплекса»    158

17.    Подпрограмма 8. «Научно-методическое и информационноаналитическое обеспечение градостроительной деятельности»    160

18.    Подпрограмма 9. «Развитие единого геоинформационного

пространства города Москвы»    164

19.    Подпрограмма 10. «Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных соревнований мирового    уровня    170

(включая ЧМ-2018 по футболу)»

3

ния и строительства (в соответствии с Евростандартом) в качестве национальных стандартов.

В части развития подземного пространства города Москвы в настоящее время действует Постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. №1049-ПП «О городской программе подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы на период 2009-2011 гг.», создается методическая основа для проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений. Однако, в рамках действующих федеральных законов отсутствует возможность осуществить государственный кадастровый учет подземных сооружений и их отдельных частей как самостоятельных объектов недвижимости. Отсутствует возможность государственной регистрации прав на подземные объекты, что является препятствием для привлечения частных инвестиций, например, в случаях планируемого размещения в рамках единого подземного сооружения частных объектов и общественных пространств. Требуется внесение изменений в Земельный и Гражданский кодексы Российской Федерации в части, связанной с уточнениями прав владельцев объектов недвижимости, которые не участвуют в градостроительном освоении подземного пространства, расположенного под такой недвижимостью.

Административные барьеры в строительстве остаются существенными. Улучшению инвестиционного климата в городе препятствуют административные барьеры при предоставлении земельных участков для строительства, согласовании проектной документации, получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Принятые меры по реформированию системы согласования инвестиционных документов (Постановление Правительства Москвы от 2 февраля 20011 года № 25-ПП «О мерах по завершению реализации инвестиционных контрактов с участием Правительства Москвы), сокращению примерно до 260 дней суммарных нормативных сроков подготовки документации по градостроительным проектам (Распоряжение Правительства Москвы от 12 апреля 2010 г. № 665-РП «О сокращении срока согласования и упрощении подачи заявок при разработке градостроительной документации») недостаточны и не охватывают всех сторон инвестиционно-строительной деятельности. Предстоит сократить общее количество согласований при предоставлении земельных участков для строительства, повысить прозрачность и информационную доступность процесса согласований, оптимизировать процедуру получения разрешений на строительство и получения технических условий на строительство.

Действующая в Москве сметно-нормативная база ТСН-2001 состоит из 118 сборников содержащих 35985 норм и расценок, 22280 сметных цен, 1758 укрупненных показателей, 605 цен на транспортные расходы. Эта база не интегрирована с федеральной сметно-нормативной базой, требует значительных затрат на актуализацию, не структурирована по уровням определения стоимости строительства объектов (для бюджетного планирования, для определения стоимости на стадии проектирования, для обоснования цены кон-

РАЗДЕЛ 1

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ.

Ответственный

исполнитель

Департамент градостроительной политики города Москвы

Соисполнители

программы

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы; Департамент строительства города Москвы;

Департамент земельных ресурсов города Москвы;

Департамент экономической политики и развития города Москвы;

Департамент культурного наследия города Москвы.

Департамент физической культуры и спорта города Москвы.

Департамент города Москвы по конкурентной политике Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.

Подпрограммы

1.    Разработка основных положений градостроительной политики и обеспечение на их основе взаимоувязки разработки и реализации государственных программ города Москвы.

2.    Взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области.

3.    Комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская застройка на периферии города.

4.    Разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата.

5.    Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности (включая мероприятия по снижению административных барьеров).

6.    Совершенствование системы планирования градостроительной деятельности и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве.

7.    Обеспечение инновационного развития строительного комплекса.

8.    Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение градостроительной деятельности.

9.    Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы.

10.    Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных соревнований мирового уровня (включая ЧМ-2018 по футболу).

Цели

программы

Цель Программы - формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности.

Задачи

программы

Задачи Программы:

• Определение и утверждение приоритетов градостроительного развития города как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, международного финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного цен-

тра.

•    Сохранение историко-архитектурного облика центра города и реализация программы комплексного благоустройства.

•    Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Москве.

•    Совершенствование системы градостроительной деятельности в Москве (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства).

•    Опережающее развитие общественного транспорта и уличнодорожной сети.

В рамках отдельных подпрограмм решаются следующие задачи:

1.    Определение основных направлений градостроительной политики.

2.    Взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области.

3. Разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата.

4.    Нормативно-правовое обеспечение градостроительной деятельности (включая мероприятия по снижению административных барьеров).

5.    Совершенствование системы планирования градостроительной деятельности и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве.

6.    Комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская застройка на периферии города.

7.    Обеспечение инновационного развития строительного комплекса.

8.    Научно-методическое и информационноаналитическое обеспечение градостроительной деятельности.

9.    Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы.

10.    Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных соревнований мирового уровня (включая ЧМ-2018 по футболу).

Основные целевые индикаторы и показатели программы

Индикаторы Программы для жителей города.

Повышение комфортности городской среды:

•    объем ввода жилья за счет всех источников (млн. мд;

•    обеспеченность населения жильем (Московский регион) (м2/чел.);

•    обеспеченность социальной инфраструктурой (в % от нормативной

обеспеченности), в том числе:

■    поликлиники (%);

■    городские общественные здания, доступные для инвалидов и

других маломобильных групп населения (% );

•    обеспеченность транспортной инфраструктурой:

■    доля населения, не обслуженного метрополитеном (%);

■    количество парковочных мест (%);

•    экологическая ситуация:

■    объёмы захоронения твёрдых бытовых отходов (ТБО) и крупно

габаритного мусора (КГМ) в жилом секторе с учётом захоронения остатков от промышленной переработки (тыс. тонн);

■    доля площади города, обеспеченной сетями водостока (%;.

■    доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в об

щем объёме сточных вод (%).

Построено за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.08.02011 № 388-ПП

•    Жилая площадь.

•    Школы, зданий/мест.

•    Пристройки к общеобразовательным школам, зданий/мест.

•    Детские сады, здания/мест.

•    Колледжи, здания/мест.

•    Поликлиники (диспансеры), зданий/посещений, в смену.

•    Больничные корпуса (лечебно-диагностические, роддома, ПАКи и прочее), зданий.

•    Подстанции скорой медицинской помощи, зданий.

•    ФОКи, зданий.

•    Горнолыжные склоны, зданий.

•    ВМХ-велодромы, единиц.

•    Футбольные поля, единиц.

•    Прочие объекты физической культуры, 8 зданий

•    Памятники, единиц.

•    Театры, здания.

•    Музеи, единиц.

•    Культурно-досуговые центры, единиц.

•    Концертные организации, единиц.

•    Метрополитен, км/станций.

Индикаторы Программы для органов государственной власти и бизнес-сообщества.

•    Внесение изменений в Градостроительный Кодекс города Москвы.

•    Актуализация Генерального плана города Москвы.

•    Утверждение Правил землепользования и застройки.

•    Разработка документации по планировке территорий:

■    территориальных схем;

■    отраслевых схем;

■    проектов планировок.

•    Подготовка Программы по комплексному градостроительному развитию административных округов и территорий города Моск-

_вы, подлежащих градостроительной реорганизации._

6

•    Подготовка Программы развития подземного пространства

•    Разработка Программы развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения до 2020г.

•    Актуализация и реализация ведомственной программы «Энергосберегающее домостроение» 1

Этапы и сроки реализации программы

Программа включает ежегодные мероприятия и выполняется в один этап 01.01.2012- 31.12.2016.

•    Подпрограмма 1 «Разработка основных положений градостроительной политики и обеспечение на их основе взаимоувязки разработки и реализации государственных программ города Москвы» выполняется в 2 этапа:

■    1 этап-01.01.2012-31.12.2014;

■    2 этап-01.01.2015-31.12.2016.

•    Подпрограмма 5 «Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности (включая мероприятия по снижению административных барьеров)» выполняется в два этапа:

■    1 этап-01.01.2012-31.12.2013;

■    2 этап-01.01.2014-31.12.2016;

1 Постановление Правительства Москвы от 09 июня.2009 года № 536-ПП «О городской программе «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года».

7

Объёмы бюджетных ассиг-

Общий объём финансирования - 63 615 780,5 тыс. руб.

нований программы

2012, тыс. руб.

2013, тьгс. руб.

2014, тьгс. руб.

2015, тыс. Шуб.

2016, тьгс. руб.

ИТОГО, тыс. руб.:

1. Разработка основных положений градостроительной политики и обеспечение на их основе взаимоувязки разработки и реализации государственных программ города Москвы

1 482 984,90

1 591 733,20

1 709 098,10

1 970 051, □ 1

2 143 372,31

8 897 340,42

2. Взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области.

1 223 585,10

1 466 763,80

1 847 713,90

730 D29D59

743 650,07

6 011 750,46

3. Комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская застройка на периферии города

5 675 053,70

11 650 212,50

9 539 200,00

66 305,00

63 620,20

26 994 391,45

4. Разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата.

286 100,00

230 900,00

215 400,00

218 900,00

222 000,00

1 173 300,00

5. Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности (включая мероприятия по снижению административных барьеров).

780 169,00

784 892DD5

775 562,07

564 805,18

559 689,68

3 465 118,38

6. Совершенствование системы планирования градостроительной деятельности и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве

1 945 230,00

1 846 800,00

2 074 900,00

1 561 000,00

1 479 505,25

8 907 0 00,25

7. Обеспечение инновационного развития строительного комплекса

197 905,00

229 066,90

240 520,25

252 546,26

265 1 03,07

1 185 211,98

8. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение градостроительной деятельности.

726 673,50

926 34DD43

833 963,0

640 307,15

675 572,50

3 802 857,58

9. Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы

639 500,00

718 8D0D00

601 100,00

599 400,00

619 500,00

3 178 370,00

10. Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных соревнований мирового уровня (включая ЧМ-2018 по футболу).2

0

0

0

0

0

0

ИТОГО:

12 957 271,20

19 445 510,28

17 837 557,32

6 603 350,07

6 772 091,63

63 615 780,5

Бюджетные средства города Москвы учтены в ресурсном обеспечении мы города Москвы «Спорт Москвы» на период 2012-2016 гг.

Государственной програм-

8

Ожидаемые результаты реализации программы


Результаты реализации Программы для жителей города.

Повышение комфортности городской среды:

•    объем ввода жилья за счет всех источников составит 12,79 млн.м2;

•    обеспеченность населения жильем (Московский регион) составит 24,0 м2/чел;

•    обеспеченность социальной инфраструктурой (в % от нормативной обеспеченности):

■    поликлиники - 102%;

■    городские общественные здания, доступные для инвалидов и других маломобильных групп населения - 85%;

•    обеспеченность транспортной инфраструктурой:

■    доля населения, не обслуженного метрополитеном сократится до 13%;

■    количество парковочных мест увеличится на 93%;

•    экологическая ситуация:

■    снижение объёмов захоронения твёрдых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) жилого сектора с учётом захоронения остатков от промышленной переработки до 1 171 тыс. тонн;

■    доля площади города, обеспеченной сетями водостока составит 91,6 %;

■    доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объёме сточных вод составит 75%.


Построено за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.08.02011 № 388-ПП

•    Жилая площадь 2 368 тыс. кв. м.

•    Школы, 35 зданий/ 18 965 мест.

•    Пристройки к общеобразовательным школам, 13 зданий/2 250 мест.

•    Детские сады, 203 здания/27 025 мест.

•    Колледжи, 2 здания/700 мест.

•    Поликлиники (диспансеры), 12 зданий/5 380 посещений, в смену.

•    Больничные корпуса (лечебно-диагностические, роддома, ПАКи и прочее), 15 зданий.

•    Подстанции скорой медицинской помощи, 7 зданий.

•    ФОКи, 4 здания.

•    Горнолыжные склоны, 2 здания.

•    ВМХ-велодромы, 5 единиц.

•    Футбольные поля, 10 единиц.

•    Прочие объекты физической культуры, 8 зданий.

•    Памятники, 9 единиц.

•    Театры, 3 здания.

•    Музеи, 8 единиц.


9


•    Культурно-досуговые центры, 4 единицы.

•    Концертные организации, 1 единица.

• Метрополитен, 47,1 км/ 21 станция.

Результаты реализации Программы для органов государственной власти и бизнес-сообщества.

•    Внесены изменения в Градостроительный Кодекс города Москвы.

• Актуализирован Генеральный план города Москвы.

•    Утверждены Правила землепользования и застройки.

•    Разработана документация по планировке территорий:

■    37    территориальных    схем;

■    140    отраслевых схем;

■    679    проектов планировок;

•    Подготовлены Программы по комплексному градостроительному развитию административных округов и территорий города Москвы, подлежащих градостроительной реорганизации.

•    Подготовлена Программа развития подземного пространства

•    Разработана и реализуется Программа развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения до 2020г.

•    Актуализирована и реализуется ведомственная программа «Энергосберегающее домостроение».


10


1

Исходя из плотности населения, величины маятниковых миграций, радиально-кольцевой планировочной структуры Московская агломерация может быть разделена на несколько зон:

-Историческое ядро города (в пределах Садового кольца;

-Центральная зона, включающая историческое ядро и пояс до окружной железной дороги;

-Срединная зона, расположенная вдоль МК МЖД;

-Периферийная зона города (от кольцевой железной дороги до МКАД) с вытянувшимися вдоль радиальных магистралей районами: Бутово, Люберцы, Химки, Реутово;

-Первый внутренний пояс пригородов, включая лесопарковый защитный пояс. В эту зону входят районы:    Балашихинский,    Красногорский,    Ленинский, Люберецкий, Мытищинский,

Одинцовский, Химкинский;

-Второй (внешний) пояс пригородов, включая районы Дмитровский Домодедовский, Истринский, Наро-фоминский, Ногинский, Подольский, Пушкинский, Раменский, Солнечногорский, Щелковский ;

-Периферийные районы Московской области: Воскресенский, Егорьевский, Жуковский, Клинский, Коломенский Луховицкий, Озерский, Орехово-Зуевский, Сергиево-Посадский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Ступинский, Чеховский, Шатурский и др.

16

2

Проблемы комплексного градостроительного развития присоединяемых к Москве территорий намечается рассмотреть после принятия соответствующих законодательных актов на основе материалов международного конкурса по разработке Концепции развития присоединяемых территорий (картографическое приложение 3.8). Эту проблематику предполагается рассматривать в самостоятельной (новой) подпрограмме в рамках ежегодной корректировки ГП «Градостроительная политика».

17