Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

85 страниц

Купить Авиационные правила Часть 139 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Сертификационные требования должны учитываться при разработке других нормативных документов, содержащих требования по созданию (строительству), проектированию, реконструкции (модернизации), эксплуатации и ремонту аэродромов, а также их оборудованию. Выполнение технических и организационных требований является необходимым условием обеспечения безопасности полетов.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Глава1. Общие положения

Глава 2. Рабочая площадь аэродрома

Глава 3. Ограничение и учет препятствий

Глава 4. Визуальные средства обеспечения полетов

Глава 5. Радиотехническое обеспечение

Глава 6. Метеорологическое обеспечение

Глава 7. Электрообеспечение и электротехническое оборудование

Глава 8. Обеспечение безопасности на аэродроме

Глава 9. Аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов на аэродроме

Глава 10. Аэронавигационная информация

Приложения

 
Дата введения01.07.1996
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия06.11.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

16.03.1995УтвержденСовет по авиации и использованию воздушного пространства
ИзданМежгосударственный авиационный комитет1996 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ


АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть 139

СЕРТИФИКАЦИЯ АЭРОДРОМОВ

ТОМ II

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АЭРОДРОМАМ

1996

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ


АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть 139

СЕРТИФИКАЦИЯ АЭРОДРОМОВ

том и

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АЭРОДРОМАМ

1996

Полет по приборам - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местоположение определяется экипажем полностью или частично по пилотажным и навигационным приборам.

Порог ВПП - начало участка ВПП аэродрома, который может использоваться для посадки воздушных судов.

Препятствие — все неподвижные временные или постоянные и подвижные объекты или их части, которые размещены в зоне, предназначенной для движения воздушных судов по поверхности, или которые возвышаются над условной поверхностью, предназначенной для обеспечения безопасности воздушных судов в полете.

Рабочая площадь - специально подготовленная часть летного поля, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перрона (перронов).

Район аэродрома - воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Располагаемая дистанция взлета (РДВ) - сумма располагаемой дистанции разбега и длины свободной зоны, если она предусмотрена.

Располагаемая дистанция прерванного взлета (РДПВ) - сумма располагаемой дистанции разбега и длины концевой полосы торможения, если она предусмотрена.

Располагаемая дистанция разбега (РДР) - длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для разбега самолета, совершающего взлет.

Располагаемая посадочная дистанция (РПД) - длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для пробега самолета после посадки.

Рулежная дорожка (РД) - часть летного поля аэродрома, специально подготовленная для руления воздушных судов.

Свободная зона (СЗ) - находящийся под контролем служб аэропорта прямоугольный участок земной или водной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора высоты воздушным судном до установленного значения.

Система посадки I категории (ИЛС-I, СП-I) - система посадки, которая обеспечивает данные для управления воздушным судном от границы зоны действия до точки, в которой линия курса пересекает глиссаду на высоте 60 м или менее над горизонтальной плоскостью, находящейся на уровне порога ВПП.

Система посадки II категории (ИЛС-Н) - система посадки, которая обеспечивает данные для управления воздушным судном от границы зоны действия до точки, в которой линия курса пересекает глиссаду на высоте 15 м или менее над горизонтальной плоскостью, находящейся на уровне порога ВПП.

Система посадки III категории (ИЛС-Ш) - система посадки, которая обеспечивает данные для управления воздушным судном от границы зоны действия до поверхности ВПП и вдоль нее.

Скоростная РД - рулежная дорожка, примыкающая под острым углом к ИВПП и предназначенная для обеспечения схода с нее на повышенной скорости приземлившегося ВС в целях сокращения времени занятия ИВПП.

Смещенный порог ВПП - порог взлетно-посадочной полосы, не совпадающий с ее началом.

Точка "А" ИЛС (СП) - точка на номинальной глиссаде, расположенная над продолжением осевой линии ВПП в направлении захода на посадку на расстоянии 7400 м от порога ВПП.

Точка "В" ИЛС (СП) - точка на номинальной глиссаде, расположенная над продолжением осевой линии ВПП в направлении захода на посадку на расстоянии 1050 м от порога ВПП.

Точка "С" ИЛС (СП) - точка, через которую на высоте 30 м над горизонтальной плоскостью, содержащей порог ВПП, проходит номинальная глиссада.

Точка "D" ИЛС (СП) - точка, расположенная на высоте 4 м над осью ВПП на расстоянии 900м от порога ВПП в направлении курсового маяка.

Точка "Е" ИЛС (СП) - точка, расположенная на высоте 4 м над осью ВПП на расстоянии 600м от конца ВПП в направлении порога ВПП.

Точка приземления - расчетная точка пересечения установленной глиссады с ВПП.

Примечание. Определенная выше "точка приземления" — это точка отсчета, а не обязательная точка касания поверхности ВПП воздушным судном.

Угломестная характеристика ГРМ - зависимость величины разности глубин модуляции в точках действия радиомаяка от углового положения этих точек относительно глиссады.

Чувствительность к смещению глиссадного радиомаяка - отношение измеренной разности глубин модуляции к ее угловому смещению относительно линии с РГМ, равной нулю.

Чувствительность к смещению курсового радиомаяка - отношение измеренной разности глубин модуляции (КРМ ИЛС) или глубины модуляции (КРМ СП) к ее боковому смещению относительно линии с РГМ, равной нулю.

Щит гарантированного питания - распределительное устройство, обеспечивающее в случае отказа рабочего источника электроэнергии автоматическое подключение потребителей электроэнергии к резервному источнику.

1.2. СОКРАЩЕНИЯ

АВР - автоматический ввод резерва

ACN - классификационное число воздушного судна

АП - авиационное происшествие

АРП - автоматический радиопеленгатор

АС УВД - автоматизированная система управления воздушным движением

АСС - аварийно-спасательная станция

БПРМ - ближний приводной радиомаркерный пункт

БМРМ - ближний маркерный радиомаяк

ВВ — видимость вертикальная

ВОР - всенаправленный (азимутальный) УКВ радиомаяк

ВРЛ — вторичный радиолокатор

ВС - воздушное судно

В НГО - высота нижней границы облаков

ВПП - взлетно-посадочная полоса

ВПР - высота принятия решения

ГВПП - грунтовая взлетно-посадочная полоса

ГГС - громкоговорящая связь

ГРМ - глиссадный радиомаяк

ДМЕ - дальномерное измерительное устройство

ДПК - диспетчерский пункт круга

ДПРМ - дальний приводной радиомаркерный пункт

ДМРМ - дальний маркерный радиомаяк

ДПП - диспетчерский пункт подхода

ДПР - диспетчерский пункт руления

ДПСП - диспетчерский пункт системы посадки

ИВД - интенсивность воздушного движения

ИВПП - взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием

ИЛС (СП) - наземное оборудование системы посадки метрового диапазона волн, работающее по принципу ИЛС или СП ИПП - инструкция по производству полетов в районе аэродромов КДП - командно-диспетчерский пункт КПТ - концевая полоса торможения КРМ - курсовой радиомаяк КТА - контрольная точка аэродрома ЛП — летная полоса

МДВ - метеорологическая дальность видимости МЛ С - микроволновая система посадки МРЛ - метеорологический радиолокатор МРМ - маркерный радиомаяк

МОС НГЭА - Методики оценки соответствия Нормам годности к эксплуатации гражданских аэродромов МС - место стоянки

НГЭА - Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов

ОВИ - огни высокой интенсивности

ОВЧ — особо высокая частота

ОМИ - огни малой интенсивности

ОПРС - отдельная приводная радиостанция.

ОРЛ-А (ОРЛ-Т) - обзорный радиолокатор аэродромный (трассовый)

ОСИ - огни средней интенсивности

ОСП - оборудование системы посадки

ПА - пожарный автомобиль

ПВП - правила визуальных полетов

ПДП - пункт диспетчера посадки

ПДСР - пункт диспетчера старта и руления

ППП — правила полетов по приборам

ПРЛ - посадочный радиолокатор

ПРЦ - приемный радиоцентр

ПрРЦ - передающий радиоцентр

PCN - классификационное число искусственного покрытия аэродрома РГМ - разность глубин модуляции РД - рулежная дорожка

РЛС ОЛП - радиолокационная станция обзора летного поля

РМС - радиомаячная система

РСБН — радиомаячная система ближней навигации

РТС - радиотехническое средство

РТО - радиотехническое оборудование

СДП - стартовый диспетчерский пункт

СДЦ - селекция движущихся целей

СЗ - свободная зона

ССО - светосигнальное оборудование

ТП - трансформаторная подстанция

УВД - управление воздушным движением

УНГ - угол наклона глиссады

УТПЗ - уровень требуемой пожарной защиты

ЭД - эксплуатационная документация

1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССА АЭРОДРОМА И ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ

Класс аэродрома определяется:

а)    на однополосных аэродромах классом ВПП;

б)    на многополосных аэродромах - классом ИВПП, а при ее отсутствии классом ГВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях.

Класс ВПП определяется длиной взлетно-посадочной полосы в стандартных условиях по табл. 1.1.

Таблица 1.1

Показатель

Класс ВПП

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

3

4

5

6

7

Минимальная длина ВПП в стандартных условиях, м

3 200

2 600

1 800

1 300

1000

500

Примечание. Предполагается, что методика определения длины ВПП (включая ГВПП) в стандартных условиях аналогична приведенной в МОС НГЭА для ИВПП.

1.4. ПЕРСОНАЛ

Каждый владелец сертификата должен иметь персонал, квалификация и численный состав которого достаточны для выполнения настоящих сертификационных требований.

Примечание. Предполагается, что для определения достаточности квалификации и численного состава персонала будут использоваться действующие требования Договаривающихся государств.

Глава 2. РАБОЧАЯ ПЛОЩАДЬ АЭРОДРОМА

2.1. ЛЕТНЫЕ ПОЛОСЫ

2.1.1. Летная полоса (ЛП) должна простираться за каждым концом ВПП или концевой полосы торможения (КПТ), если она предусмотрена, на расстояние не менее 150 м для ВПП классов А, Б, В, Г, Д и 120 м для ВПП класса Е.

Примечание. В случае невозможности обеспечения этих расстояний (например, из-за сложного рельефа местности или наличия препятствий) для выполнения указанного требования должны быть сокращены располагаемые дистанции. Инструктивный материал по применению данного положения приведен в приложении 1.

2 1.2 Летная полоса, включающая оборудованную ВПП, должна простираться в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее:

-    150 м - для ВПП классов А, Б, В, Г;

-    75 м - для ВПП классов Д и Е.

2.1.3.    Летная полоса, включающая необорудованную ВПП, должна простираться в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее:

-    80 м - для ВПП классов А и Б;

-    70 м - для ВПП класса В;

-    65 м — для ВПП класса Г;

-    54 м — для ВПП класса Д;

-    40 м - для ВПП класса Е.

2.1.4.    Часть ЛП (которая включает оборудованную или необорудованную ВПП), расположенная по обе стороны от оси ВПП должна быть спланирована и подготовлена таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения воздушного судна при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП. Спланированная часть ЛП должна простираться от оси ВПП на расстояние не менее:

-    80 м - для ВПП классов А и Б;

-    70 м - для ВПП класса В;

-    65 м - для ВПП класса Г;

-    54 м - для ВПП класса Д;

-    40 м - для ВПП класса Е.

2.1.5.    Грунтовая поверхность спланированной части ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями (ИВПП, обочинами, рулежными дорожками, КПТ и др.) должна располагаться на одном уровне с ними.

2.1 6 Часть ЛП, расположенная перед порогом ИВПП, должна быть укреплена с целью предотвращения эррозии от газовоздушных струй ВС и защиты приземляющихся с недолетом воздушных судов от удара о торец ИВПП на расстояние не менее:

-    75 м - для ИВПП класса А;

-    50 м - для ИВПП классов Б и В;

-    30 м - для ИВПП классов Г и Д.

Ширина укрепления должна быть равна ширине ИВПП у примыкания и может уменьшаться до 2/3 ее ширины у конца укрепленного участка.

Для ИВПП, вводимых в действие, начиная с 1996 г. после строительства или реконструкции, ширина укрепления должна быть постоянной по всей длине и равной ширине ИВПП.

2.1.7.    В пределах спланированной части ЛП не должно быть объектов, за исключением тех, которые по своему функциональному назначению должны там находиться и иметь легкую и ломкую конструкцию (например, контрольная антенна курсового радиомаяка, уголковые отражатели ПРЛ и др )

Примечание. Инструктивный материал относительно наличия временных препятствий (возможности проведения работ) на ЛП приведен в приложении 2.

2.1.8.    На летных полосах, содержащих ВПП точного захода на посадку I, II, и III категорий, в пределах 60 м в каждую сторону от осевой линии ВПП не должны находиться объекты, кроме визуальных средств и уголковых отражателей ПРЛ, имеющих легкую и ломкую конструкцию.

2 1.9. Подвижные и неподвижные объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы ЛП, необходимо, насколько это практически возможно, устранять за исключением тех, функциональное назначение которых требует размещения вблизи ВПП.

В этих пределах на должны размещаться новые или увеличиваться в размерах существующие объекты, за исключением тех случаев, когда размещение нового или увеличение в размерах существующего объекта:

а)    необходимо для обеспечения взлетов и посадок воздушных судов; или

б)    не окажет неблагоприятного воздействия на безопасность или эффективность полетов воздушных судов.

2.2. ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ПОЛОСЫ

2.2.1.    Используемая (подготовленная для полетов) ширина ВПП должна быть одинакова по всей ее длине.

2.2.2.    Несущая способность ВПП с искусственными покрытиями, предназначенными для эксплуатации воздушных судов со стояночной массой более 5700 кг, должна быть определена в виде классификационного показателя покрытия, содержащего следующие данные:

-    классификационное число покрытия (PCN),

-    тип покрытия;

-    категорию прочности грунтового основания;

-    категорию максимально допустимого давления в пневматике;

-    метод оценки

Несущая способность искусственных покрытий, предназначенных для эксплуатации воздушных судов со стояночной массой 5700 кг и менее, должна быть определена и представлена в следующем виде:

-    максимально допустимая масса воздушного судна;

-    максимально допустимое давление в пневматике.

Примечания: /. Классификационное число покрытия (PCN) следует определять по "Методике оценки прочности покрытий гражданских аэродромов" или путем экспериментальных исследований, включая использование опыта эксплуатации воздушных судов на конкретном покрытии и его натурные испытания нагрузками.

2. Максимально допустимые массу и давление в пневматике воздушного судна для покрытий, предназначенных для эксплуатации ВС со стояночной массой 5700 кг и менее, следует определять в соответствии с действующими в ГА нормами расчета искусственных покрытий аэродромов.

2.2 3 ВПП должна содержаться и в возможно короткие сроки ремонтироваться таким образом, чтобы:

а)    на ВПП с искусственным покрытием отсутствовали:

-    уступы между соседними плитами и кромками трещин высотой более 25 мм;

-    выбоины глубиной более 25 мм, за исключением случаев, когда весь участок выбоины может быть накрыт кругом диаметром 12 см;

-    оголенные стержни арматуры;

-    посторонние предметы или продукты разрушения покрытия;

-    волнообразования, образующие просвет под трехметровой рейкой более 25 мм (кроме вершин двускатного профиля и дождеприемных лотков);

б)    на ВПП без искусственного покрытия отсутствовали:

-    колеи от воздушных судов, участки с разрыхленным, неуплотненным грунтом;

-    неспланированные участки, на которых скапливается вода после осадков или таяния снега;

-    выбоины и впадины грунта, которые могут оказать влияние на управляемость воздушного судна или привести к поломке шасси;

-    посторонние предметы, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей воздушных судов;

-    неровности поверхности просветом более 100 мм под трехметровой рейкой.

2.2.4.    На ВПП с искусственным покрытием должны

а)    регулярно измеряться, регистрироваться и сообщаться службе УВД характеристики сцепления на ВПП.

Для этой цели должны быть:

-    устройство измерения коэффициента сцепления;

-    инструкция по проведению измерений;

б)    регулярно проводиться оценка слоя осадков на ВПП, регистрироваться и сообщаться службе

УВД.

2.2.5.    На ВПП без искусственного покрытия должен быть обеспечен контроль прочности грунтовой поверхности ВПП, для чего должны быть средства измерений и методики их применения.

2.3. СВОБОДНЫЕ ЗОНЫ

Примечание. Включение требований к свободным зонам (СЗ) не означает их обязательного наличия на аэродроме. Необходимость СЗ определяется местными условиями и экономической целесообразностью их устройства.

2 3 1. Свободная зона должна начинаться в конце располагаемой дистанции разбега.

2.3.2.    Длина свободной зоны не должна превышать половины располагаемой дистанции разбега.

2.3.3.    Свободная зона должна простираться на расстояние не менее 75 м в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП.

2.3.4.    Поверхность СЗ не должна выступать над плоскостью, имеющей восходящий уклон 1,25%, причем нижней границей этой плоскости является горизонтальная линия:

а)    перпендикулярная вертикальной плоскости, содержащей осевую линию ВПП;

б)    проходящая через точку, расположенную на осевой линии ВПП в конце располагаемой дистанции разбега.

Примечание. В некоторых случаях, когда при определенных поперечных и продольных уклонах ВПП, обочин или ЛП нижняя граница плоскости свободной зоны может оказаться ниже поверхности ВПП, обочины или ЛП, планировка этих поверхностей не требуется. Рельеф, который располагается за концом ЛП над плоскостью СЗ, но ниже соответствующего уровня ЛП, может не планироваться.

2.3.5.    Характеристики продольных уклонов той части свободной зоны, ширина которой по крайней мере не менее ширины ВПП, к которой она примыкает, должны быть сопоставимы с уклонами ВПП, если средний уклон СЗ незначительный или является восходящим. При незначительном (сопоставимом с уклоном ВПП) или восходящим среднем уклоне СЗ не допускаются резкие изменения восходящих уклонов свободной зоны. Отдельные понижения местности, например канавы, пересекающие СЗ, не исключаются.

2 3 Q. Объекты, расположенные в свободной зоне, которые могут представлять угрозу для безопасности воздушных судов в воздухе, должны быть устранены.

2.4. КОНЦЕВЫЕ ПОЛОСЫ ТОРМОЖЕНИЯ

Примечание. Включение требований к концевым полосам торможения (КПТ) не означает их обязательного наличия на аэродроме. Необходимость устройства КПТ и ее длина не нормируются, а выбираются владельцем аэродрома с учетом местных условий и экономической целесообразности.

2.4.1. Концевая полоса торможения должна иметь ту же ширину, что и ВПП, к которой она примыкает.

2.4.2 КПТ должна быть подготовлена таким образом, чтобы она могла в случае прекращения взлета выдержать нагрузку, создаваемую самолетом, не вызывая повреждения его конструкции

Примечание. Инструктивный материал относительно пригодности поверхности КПТ без искусственного покрытия к эксплуатации приведен в приложении 3.

2.5. РАСПОЛАГАЕМЫЕ ДИСТАНЦИИ ДЛЯ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ

2.5.1.    На аэродроме для каждого направления взлета и посадки должны быть установлены следующие взлетные и посадочные дистанции:

-    располагаемая дистанция разбега;

-    располагаемая дистанция взлета,

-    располагаемая дистанция прерванного взлета;

-    располагаемая посадочная дистанция

Примечание. Порядок определения располагаемых дистанций приведен в приложении 1.

2.6. РУЛЕЖНЫЕ ДОРОЖКИ

2.6.1.    Несущая способность РД, имеющих искусственные покрытия и предназначенных для эксплуатации воздушных судов, должна определяться так же, как и для ИВПП (п. 2.2.2).

2.6 2. Рулежная дорожка (РД) должна содержаться и в возможно короткие сроки ремонтироваться таким образом, чтобы на ее поверхности отсутствовали:

а) на РД с искусственным покрытием:

-    уступы между соседними плитами или кромками трещин более 30 мм;

-    выбоины глубиной более 30 мм, за исключением случаев, когда весь участок выбоины может быть накрыт кругом диаметром 12 см;

-    оголенные стержни арматуры;

-    посторонние предметы, продукты разрушения покрытия.

6) на РД без искусственного покрытия:

-    колеи от воздушных судов, участки с разрыхленным неуплотненным грунтом;

-    неспланированные участки, на которых застаивается вода после выпадения осадков или при таянии снега;

-    посторонние предметы, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей воздушных судов.

2.6.3. РД должна иметь спланированные обочины, которые необходимо подготовить и содержать таким образом, чтобы они:

-    предотвращали попадание посторонних предметов в двигатели воздушных судов;

-    сводили к минимуму риск повреждения воздушного судна при выкатывании его с РД. Обочины РД с искусственным покрытием должны содержаться и ремонтироваться таким

образом, чтобы на их поверхности отсутствовали:

-    посторонние предметы и продукты разрушения покрытия;

-    оголенные стержни арматуры;

-    уступы поверхности высотой более 50 мм.

2.7. ПЕРРОНЫ

2.7.1.    Несущая способность покрытий перронов, предназначенных для эксплуатации воздушными судами, должна определяться так, как это указано в п. 2.2.2 для ИВПП.

2.7.2.    Перрон должен содержаться и ремонтироваться таким образом, чтобы:

-    на поверхности искусственных покрытий перрона отсутствовали посторонние предметы или продукты разрушения покрытий;

-    на поверхности отсутствовали оголенные стержни арматуры;

-    выбоины имели глубину не более 30 мм, за исключением случаев, когда весь участок выбоины может быть накрыт кругом диаметром 12 см.

Глава 3. ОГРАНИЧЕНИЕ И УЧЕТ ПРЕПЯТСТВИЙ

Примечание. Изложенные в настоящей главе требования имеют целью определить воздушное пространство вокруг аэродрома, которое необходимо сохранять свободным от препятствий, а также установить требования по получению данных о расположении и высоте препятствий и их учету при установлении схем вылета и захода на посадку.

3.1. ДАННЫЕ О ПРЕПЯТСТВИЯХ

3.1.1 На аэродроме должны быть получены данные о расположении и высоте препятствий, которые могут представлять опасность для выполнения полетов, и установлен контроль за препятствиями как на территории аэродрома, так и на прилегающей к нему территории.

Примечание. Указания по получению данных о препятствиях содержатся в Циркуляре по контролю за препятствиями.

3.2. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Поверхности ограничения препятствий

3.2 1. Внешняя горизонтальная поверхность - поверхность установленной формы, расположенная в горизонтальной плоскости над аэродромом и прилегающей к нему территорией на заданном уровне относительно высоты аэродрома Допускается установление внешней горизонтальной поверхности в форме круга с центром в контрольной точке аэродрома (рис. 3.1)

Примечание. Дополнительные указания относительно формы и размеров внешней горизонтальной поверхности приведены в Циркуляре по контролю за препятствиями.

3 2.2 Коническая поверхность - наклонная поверхность, простирающаяся вверх и в стороны от внешней границы внутренней горизонтальной поверхности (рис. 3.1, 3.2).

Коническая поверхность имеет:

-    нижнюю границу, совпадающую с внешней границей внутренней горизонтальной поверхности;

-    верхнюю границу, представляющую собой линию пересечения конической поверхности с внешней горизонтальной поверхностью.

Рис. 3.1. Поверхности ограничения препятствий:

1 - коническая поверхность, 2 - внутренняя горизонтальная поверхность, 3 - поверхность захода на посадку, 4 - поверхность взлета; 5 - ВПП; 6 - переходная поверхность, 7 - внешняя горизонтальная поверхность (случай круговой поверхности с центром в КТА)

Наклон конической поверхности измеряется в вертикальной плоскости, перпендикулярной к внешней границе внутренней горизонтальной поверхности.

3.2.3. Внутренняя горизонтальная поверхность - поверхность овальной формы, расположенная в горизонтальной плоскости над аэродромом и прилегающей к нему территорией на заданной высоте относительно высоты аэродрома.

Внешней границей этой поверхности является линия, образуемая касательными и дугами окружностей установленного радиуса (рис. 3.3).

3 2.4. Поверхность захода на посадку - наклонная плоскость или сочетание плоскостей, расположенных перед порогом ВПП (рис. 3.1, 3.2). Поверхность захода на посадку имеет:

- нижнюю границу установленной длины, расположенную горизонтально на заданном расстоянии перед порогом ВПП перпендикулярно и симметрично осевой линии ВПП;

-    две боковые границы, начинающиеся от концов внутренней границы и равномерно расходящиеся под установленным углом к продолжению осевой линии ВПП;

-    верхнюю границу, параллельную нижней границе.

Высота нижней границы поверхности захода на посадку соответствует высоте средней точки порога ВПП.

Рис. 3.2. Пример взаимного расположения поверхностей ограничения препятствий для аэродрома с одной ВПП класса А, Б, В или Г




Наклон поверхности захода на посадку измеряется в вертикальной плоскости, содержащей осевую линию ВПП.

Рис. 3.3. Внутренняя горизонтальная поверхность а - для аэродрома с одной ВПП, 6 - для аэродрома с двумя ВПП

3.2.5. Переходная поверхность - наклонная комбинированная поверхность, расположенная вдоль боковой границы поверхности захода на посадку и ЛП и простирающаяся вверх и в стороны до внутренней горизонтальной поверхности (рис. 3.1, 3 2).

Переходная поверхность является контрольной поверхностью ограничения естественных и тех искусственных препятствий, функциональное назначение которых не требует их размещения вблизи ВПП (здания и сооружения аэропорта, воздушные суда на местах стоянки, осветительные мачты и т.п.).

Наклон переходной поверхности измеряется в вертикальной плоскости, перпендикулярной оси ВПП или ее продолжению

Переходная поверхность имеет:

-    нижнюю границу, начинающуюся у пересечения боковой границы поверхности захода на посадку с внутренней горизонтальной поверхностью и продолжающуюся вниз вдоль боковой границы поверхности захода на посадку и далее вдоль летной полосы параллельно осевой линии ВПП на расстоянии, равном половине длины нижней границы поверхности захода на посадку;

-    верхнюю границу, расположенную в плоскости внутренней горизонтальной поверхности.

Высота нижней границы поверхности является в общем случае переменной величиной. Высота

точки на этой границе равна:

-    вдоль боковой границы поверхности захода на посадку - превышению поверхности захода на посадку в этой точке;

Таблица 3.1

Поверхности и их параметры

Необорудованные

ВПП

ВПП захода на посадку по приборам

ВПП точного зах. на пос. I,II,III кат.

А-Г

д

Е

А-Г

Д-Е

А-Г

Д-Е

1

2

3

4

5

6

7

8

ВНЕШНЯЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ0* Рдиус (R), м

15 ООО

8 000

8 000

15 000

8 000

15 000

8 000

Высота (относительно высоты аэродрома), м

150

100

100

150

100

150

100

КОНИЧЕСКАЯ Наклон, %

5

5

5

5

5

5

5

Высота (относительно внутренней горизонтальной поверхности), м

100

50

50

100

50

100

50

ВНУТРЕННЯЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ Радиус (г), м

4 ООО

2 500

2 500

4 000

3 500

4 000

3 500

Высота (относительно высоты аэродрома), м

50

50

50

50

50

50

50

ЗАХОДА НА ПОСАДКУ Длина нижней границы, м

150

80

60

300

150

300

150

Расстояние от порога, м

60

60

30

60

60

60

60

Расхождение в каждую сторону, %

10

10

10

15

15

15

15

Первый сектор: - длина, м

3 000

2 500

1 600

3 000

2 500

3000

3000

- наклон, %

2,5

3,33

3,33

2

2,5

2

2,5

Второй сектор: - длина, м

_

_

_

3 600(2)

_

3 600(2>

12 000

- наклон, %

-

-

-

2,5

-

2,5

3,0

Горизонтальный сектор: - длина, м

_

_

_

О

О

00

_

8 400<2)

_

Общая длина

15 000

15 000

15 000

ВНУТРЕННЯЯ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ

Длина нижней границы, м

120

90

Расстояние от порога, м

-

-

-

60

60

Расхождение в каждую сторону, %

Наклон, %

0

2

0

2,5

Длина, м

900

900

ПЕРЕХОДНАЯ Наклон, %

14,3

20

20

14,3

20

14,3

20

ВНУТРЕННЯЯ ПЕРЕХОДНАЯ Наклон, %

_

_

33,3

40

ПРЕРВАННОЙ ПОСАДКИ Длина нижней границы, м

_

_

_

_

_

120

90

Расстояние от порога, м

-

-

-

-

-

1 800(3)

гэ

О

о

00

Расхождение в каждую сторону, %

_

__

10

10

Наклон, %

3,33

4

0) Дополнительные указания относительно формы и размеров внешней горизонтальной поверхности приведены в Циркуляре по контролю за препятствиями.

<2) Эта длина может изменяться в зависимости от высоты горизонтального сектора, см. п.п.3.2.16, 3.2.22.

<3) Или расстояние от порога ВПП до конца ВПП, противоположного этому порогу, в зависимости от того, что меньше.

3.2.14. Новый или увеличиваемый в размерах существующий объект не должен возвышаться над внутренней горизонтальной, конической или внешней горизонтальной поверхностью, за исключением случаев, когда такой объект будет затенен существующим неподвижным объектом или когда аэронавигационное рассмотрение подтвердит, что такой объект не будет существенно влиять на производство полетов.

Настоящие Авиационные правила, Часть 139, Сертификация аэродромов, том II Сертификационные требования к аэродромам (АП-139) утверждены Советом по авиации и использованию воздушного пространства (Постановление Пой /1995 г./ сессии Совета от 16 марта 1995 г.) и рекомендованы государствам - участникам Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства для введения в действие с датой начала обязательного применения 01.07.96 (применение до этого срока является рекомендуемым).

Настоящие авиационные правила изданы при поддержке Акционерного общества

"ИРМАСТ-ХО ЛДИНГ”.

УВЕДОМЛЕНИЕ!

Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных в данном издании, допускается только с письменного разрешения Авиарегистра МАК.

Ограничение препятствий на ВПП захода на посадку по приборам

3.2.15.    Для ВПП захода на посадку по приборам устанавливаются следующие поверхности ограничения препятствий:

-    внешняя горизонтальная поверхность;

-    коническая поверхность;

-    внутренняя горизонтальная поверхность;

-    поверхность захода на посадку;

-    переходные поверхности.

3.2.16.    Относительная высота и наклон поверхностей ограничения препятствий, указанных в п. 3.2.15, не должны превышать указанных в таблице 3.1, а другие их размеры должны быть не менее указанных в этой таблице, за исключением размеров горизонтального участка поверхности захода на посадку (см. п. 3.2.17).

3.2.17.    Поверхность захода на посадку расположена горизонтально за точкой, в которой плоскость с наклоном 2,5% пересекается с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте 150 м над высотой аэродрома, или горизонтальной плоскостью, проходящей через верхнюю точку наивысшего объекта в зоне поверхности захода на посадку, в зависимости от того, какая высота больше.

3.2.18.    Объекты, возвышающиеся над переходной, внутренней горизонтальной, конической поверхностями или над поверхностью захода на посадку, необходимо, насколько это практически возможно, устранять, за исключением тех случаев, когда такие объекты затенены существующим неподвижным объектом или когда аэронавигационное рассмотрение подтвердит, что данные объекты не оказывают существенного влияния на производство полетов.

Примечания: 1. В некоторых случаях из-за поперечных или продольных уклонов летной полосы нижняя граница или часть нижней границы поверхности захода на посадку может находиться ниже соответствующего превышения летной полосы.

2. Указания по определению затененных препятствий содержатся в Циркуляре по контролю за препятствиями.

3.2.19.    Новые или увеличиваемые в размерах объекты не должны выступать за поверхность захода на посадку в пределах 3000 м от нижней границы и за переходную поверхность, за исключением случаев, когда новый или увеличиваемый в размерах существующий объект будет затенен существующим неподвижным объектом.

3.2.20.    Новый или увеличиваемый в размерах существующий объект не должен возвышаться над внутренней горизонтальной, конической или внешней горизонтальной поверхностью, а также над поверхностью захода на посадку на расстоянии более 3000 м от ее нижней границы, за исключением случаев, когда такой объект будет затенен существующим неподвижным объектом или когда аэронавигационное рассмотрение подтвердит, что такой объект не будет существенно влиять на производство полетов.

Ограничение препятствий на ВПП

точного захода на посадку I, II, III категорий

3.2.21.    Для направления ВПП, оборудованного для точного захода на посадку, должны устанавливаться следующие поверхности ограничения препятствий:

-    внешняя горизонтальная поверхность;

-    коническая поверхность;

-    внутренняя горизонтальная поверхность;

-    поверхность захода на посадку;

-    переходные поверхности;

-    внутрення поверхность захода на посадку;

-    внутренние переходные поверхности;

-    поверхность прерванной посадки.

3.2.22.    Относительная высота и наклон поверхностей ограничения препятствий, указанных в п. 3.2.21, не должны превышать указанных в таблице 3.1, а другие их размеры должны быть не менее указанных в этой таблице, за исключением размеров горизонтального участка поверхности захода на посадку (см. п. 3.2.23).

3.2.23.    Поверхность захода на посадку расположена горизонтально за точкой, в которой плоскость с наклоном 2,5% пересекается с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте 150 м над высотой аэродрома, или горизонтальной плоскостью, проходящей через верхнюю точку наивысшего объекта в зоне поверхности захода на посадку, в зависимости от того, какая высота больше.

3.2.24.    Неподвижные объекты не должны выступать за внутреннюю поверхность захода на посадку, внутренние переходные поверхности и поверхность прерванной посадки, за исключением объектов на ломком основании, которые по своему функциональному назначению должны располагаться в пределах этой поверхности. При использовании ВПП для посадки над этой поверхностью не должны возвышаться подвижные объекты.

3.2.25.    Объекты, возвышающиеся над переходной, внутренней горизонтальной, конической поверхностями или над поверхностью захода на посадку за пределами внутренней поверхности захода на посадку, необходимо, насколько это практически возможно, устранять, за исключением тех случаев, когда такие объекты затенены существующим неподвижным объектом или когда аэронавигацион-

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ПОПРАВОК

Дата начала применения

Дата принятия

Адрес поправки

Дата внесения

Кем внесено

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава 1. Общие положения

1.1.    Определения

1.2.    Сокращения

1.3.    Определение класса аэродрома и взлетно-посадочной полосы

1.4.    Персонал

Глава 2. Рабочая площадь аэродрома

2.1.    Летные полосы

2.2.    Взлетно-посадочные полосы

2.3.    Свободные зоны

2.4.    Концевые полосы торможения

2.5.    Располагаемые дистанции для взлета и посадки

2.6.    Рулежные дорожки

Глава 3.

3.1.

3.2.

3.3. Глава 4.

2.7.    Перроны

Ограничение и учет препятствий

Данные о препятствиях Ограничение препятствий

Учет препятствий при установлении схем полетов Визуальные средства обеспечения полетов

4.1.    Общие положения

4.2.    Светосигнальное оборудование аэродрома

4.2.1.    Огни приближения и световых горизонтов

4.2.2.    Огни ВПП

4.2.3.    Рулежные огни и знаки

4.2.4.    Системы визуальной индикации глиссады

4.2.5.    Установка светосигнального оборудования

4.2.6.    Регулирование яркости огней

4.2.7.    Электропитание аэродромных огней

4.2.8.    Дистанционное управление светосигнальным оборудованием

4.2.9.    Техническое обслуживание системы светосигнального оборудования аэродрома

4.2.10. Прожекторное освещение перронов 4.2.11 Световое ограждение объектов

4.3. Дневная маркировка аэродромов

4.3.1.    ВПП с искусственным покрытием

4.3.2.    Рулежные дорожки с искусственным покрытием

4.3.3.    Перроны и места стоянок с искусственным покрытием

4.3.4.    Грунтовые ВПП, КПТ, РД и МС

4.3.5.    Дневная маркировка для обозначения зон ограниченного использования

4.3.6.    Дневная маркировка препятствий

4.3.7.    Маркировка аэродромного пункта проверки ВОР Глава 5. Радиотехническое обеспечение

5.1.    Общие положения

5.2.    Системы посадки метрового диапазона волн

5.3.    Аэродромный дополнительный маркерный радиомаяк

5.4.    Посадочный радиолокатор

5.5.    Приводная радиостанция (ПРС)

5.6.    Система посадки ОСП

5.7.    Азимутальный радиомаяк системы ВОР

5.8.    Приемоответчик ДМЕ/Н

5.9.    Обзорный радиолокатор аэродромный (ОРЛ-А)

5.10.    Автоматический радиопеленгатор (АРП)

5.11.    Азимутально-дальномерный радиомаяк системы РСБН

5.12.    Радиолокационная станция обзора летного поля

5.13.    Средства электросвязи

5.14.    Система посадки МЛ С

Глава 6. Метеорологическое обеспечение

6.1.    Общие положения

6.2.    Метеоинформация и метеонаблюдения

6.3.    Технические требования

6.4.    Состав метеооборудования

6.5.    Размещение метеооборудования

6.6.    Передача, регистрация и отображение метеоинформации Глава 7. Электрообеспечение и электротехническое оборудование Глава 8. Обеспечение безопасности на аэродроме

8.1.    Ограждение аэродрома и контроль за его состоянием

8.2.    Контрольно-пропускной режим

8.3.    Орнитологическое обеспечение полетов на аэродроме

8.4.    Обеспечение безопасности движения в пределах рабочей площади аэродрома

Глава 9. Аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов на аэродроме

9.1.    Планирование, организация и персонал

9.2.    Управление, связь и оповещение

9.3.    Противопожарные средства

9.4.    Аварийно-спасательные средства Глава 10. Аэронавигационная информация Приложения:

1.    Определение располагаемых дистанций

2.    Временные препятствия на летном поле

3.    Определение пригодности поверхности КПТ к эксплуатации

4.    Схемы расположения огней

5.    Углы установки огней

6.    Регулирование яркости огней

7.    Техническое обслуживание светосигнального оборудования аэродрома

8.    Прожекторное освещение перронов

9.    Световое ограждение объектов

10.    Маркировка объектов

11.    Размещение маркерных радиомаяков

12.    Приемлемые методы размещения щитов гарантированного электропитания

13.    Приемлемые методы переключения на резервный источник электроэнергии, обеспечивающие допустимое время перерыва электропитания

14.    Рекомендуемый перечень дополнительных средств и организационных мер обеспечения безопасности движения ВС в пределах рабочей площади

в условиях видимости менее 350 м

15.    Правила определения категории ВПП по уровню пожарной защиты воздушных судов

16.    Правила определения количества огнетушащих веществ и суммарной производительности их подачи

17.    Перечень аварийно-спасательного снаряжения для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ в районе аэродрома

18.    Представление данных об особенностях аэродромов

19.    Представление данных о продольном профиле ВПП

20.    Представление данных о препятствиях

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие Авиационные правила разработаны в соответствии с "Соглашением о гражданской авиации об использовании воздушного пространства".

В настоящем томе содержатся технические и организационные требования, выполнение которых владельцем сертификационного документа является необходимым условием обеспечения безопасности полетов. В данные требования не входят правила и процедуры управления воздушным движением, а также соответствующие технические требования (например, требования по составу и оборудованию диспетчерских пунктов УВД).

Определения не являются самостоятельными требованиями, однако они являются важной частью тех требований, в которых используются те или иные термины.

Таблицы и рисунки, которые разъясняют или иллюстрируют требования и на которые делаются ссылки, составляют часть соответствующего требования.

В настоящий том включены необходимые материалы, не являющиеся требованиями: предисловие, вводный текст в начале глав или разделов, примечания и приложения.

Сертификационные требования настоящего тома должны учитываться при разработке других нормативных документов, содержащих требования по созданию (строительству), проектированию, реконструкции (модернизации), эксплуатации и ремонту аэродромов, а также их оборудования.

Настоящие сертификационные требования разработаны на основе обобщения отечественной и зарубежной практики сертификации аэродромов и их оборудования, а также с учетом стандартов, рекомендуемой практики и правил ИКАО.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1эродром - определенный участок земной или водной поверхности с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный полностью или частично для прибытия, стоянки, отправления и движения воздушных судов.

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) - основная часть летной полосы аэродрома, подготовленная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки воздушного судна.

Взлетная ВПП - ВПП, предназначенная только для взлета.

Взлетно-посадочная полоса необорудованная - ВПП, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку.

Взлетно-посадочная полоса оборудованная - один из следующих типов ВПП, предназначенных для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по приборам:

-    ВПП захода на посадку по приборам. ВПП, оборудованная визуальными средствами и каким-либо видом невизуальных средств, обеспечивающим, по крайней мере, наведение воздушного судна в направлении захода на посадку с прямой;

-    ВПП точного захода на посадку I категории. ВПП, оборудованная радиомаячной системой и визуальными средствами, предназначенными для захода на посадку до высоты принятия решения 60м и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м;

-    ВПП точного захода на посадку II категории. ВПП, оборудованная радиомаячной системой и визуальными средствами, предназначенными для захода на посадку до высоты принятия решения менее 60 м , но не менее 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м;

-    ВПП точного захода на посадку III категории. ВПП, оборудованная радиомаячной системой, действующей до и вдоль всей поверхности ВПП и предназначенной:

ША - для захода на посадку и посадки с высотой принятия решения менее 30 м или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 200 м;

ШВ - для захода на посадку и посадки с высотой принятия решения менее 15 м или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП менее 200 м, но не менее 50м;

ШС - для захода на посадку и посадки без ограничений по высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП.

Видимость - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются неосвещенные объекты (ориентиры) днем и световые ориентиры ночью.

Примечание. При инструментальных измерениях под видимостью понимается метеорологическая дальность видимости.

Видимость вертикальная (ВВ) - максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности.

Видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП) - максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию.

Высота аэродрома - абсолютная высота наивысшей точки взлетно-посадочной полосы (полос).

Высота нижней границы облаков (ВНГО) - расстояние по вертикали между поверхностью суши (воды) и нижней границей самого низкого слоя облаков.

Высота принятия решения (ВПР) - установленная относительная высота, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случаях, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки.

Главная ВПП - ВПП на аэродроме, расположенная, как правило, в направлении господствующих ветров и имеющая наибольшую длину.

Глиссада - профиль полета, устанавливаемый для снижения воздушных судов на конечном этапе захода на посадку.

Глиссада ИЛС (СП) - геометрическое место точек в вертикальной плоскости, проходящей через осевую линию ВПП, в которых разность глубин модуляции равна нулю и которые составляют наименьший угол с горизонтальной плоскостью.

Зона взлета и посадки - воздушное пространство от уровня аэродрома до высоты второго эшелона включительно в границах, обеспечивающих маневрирование воздушного судна при взлете и заходе на посадку.

Зона действия радиомаяка - область воздушного пространства, в которой радиомаяк обеспечивает нормальную работу соответствующего бортового приемника.

Искусственное покрытие - верхний слой аэродромной одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов.

Классификационное число воздушного судна (ACN) - число, выражающее относительное воздействие воздушного судна на искусственное покрытие для установленной категории стандартной прочности основания.

Классификационное число покрытия (PCN) - число, выражающее несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений.

Конечный этап захода на посадку - этап захода на посадку по приборам, на котором производится выход в створ ВПП и снижение воздушного судна с целью посадки.

Контрольная точка аэродрома (КТА) - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома.

Концевая полоса торможения (KIJT) - специально подготовленный прямоугольный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенный для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета.

Критическая зона КРМ (ГРМ) - пространство вокруг курсового (глиссадного) радиомаяка, в котором движение грапоторГпйгл’ средсгг, включая воздушные суда, может вызвать неприемлемые изменения параметров радиомаяков.

Летная полоса (ЛП) - часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу и концевые полосы торможения, если они предусмотрены, предназначенная для обеспечения взлета и посадки воздушных судов, уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы ВПП, и обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета и посадки.

Летное поле - часть аэродрома, ца которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения.

Линейный огонь - три или более огней, размещенных с небольшими интервалами на поперечной линии, которые на расстоянии кажутся короткой световой полосой.

Линия курса ИЛС (СП) - геометрическое место точек в любой горизонтальной плоскости, в которых разность глубин модуляции КРМ ИЛС (КРМ СП) равна нулю.

Маркер - объект, устанавливаемый над уровнем земли для обозначения препятствия, границы, направления, зоны.

Маркировка - символ или группа символов, располагаемых на поверхности рабочей площади аэродрома, для передачи аэронавигационной информации.

Место стоянки (МС) - подготовленная площадка на аэродроме, предназначенная для размещения воздушного судна в целях его обелуяшвания.

Метеорологическая дальность видимости (МДВ) - максимальное расстояние, на котором яркостной контраст абсолютно черной поверхности на фоне насыщенной (максимальной) яркости дымки или тумана достигает порогового (минимального) значения.

Пороговое значение яркостного контраста для дневных условий инструментальных измерений (яркость более 10 кд/м2) принимается равным 0,05.

Метеорологическая сводка — сообщение о результатах наблюдений за метеорологическими условиями, относящихся к определенному Времени и месту.

Наблюдение с борта воздушного судна - оценка одного или нескольких метеорологических элементов, произведенная на борту воздушного судна, находящегося в полете.

Обочина - участок, прилегающий к краю искусственного покрытия элементов аэродрома (ВПП, РД и др.) и подготовленный таким образом, чтобы обеспечить переход от искусственного покрытия к прилегающей грунтовой поверхности.

Обочина укрепленная - обочина с искусственным покрытием, предназначенная для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели воздушных судов и струйной эррозии грунтовой поверхности.

Опорная точка ИЛС (СП) - точка на определенной высоте, расположенная над пересечением оси ВПП и порога ВПП, через которую проходит продолжение прямолинейного участка глиссады ИЛС (СП).

Перрон - часть летного поля аэродрома, подготовленная и предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также для выполнения других видов обслуживания.

Площадь маневрирования - часть аэродрома, исключая перроны, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов.

Подсистема огней - группа огней системы светосигнального оборудования одного функционального назначения.

Полет визуальный - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местоположение определяется экипажем визуально по естественному горизонту и земным ориентирам.