Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

51 страница

Купить СТБ 2511-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на вновь изготавливаемые основные пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава пожарных аварийно-спасательных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.

Стандарт устанавливает общие технические требования, методы испытаний пожарных автомобилей, созданных на базовых автомобильных шасси.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация, основные параметры

5 Технические требования

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

7 Правила приемки

8 Методы испытаний

9 Гарантии изготовителя

Приложение А (обязательное) Основные параметры пожарных автомобилей

Приложение Б (обязательное) Максимальные допускаемые значения погрешностей измерения

Приложение В (рекомендуемое) Форма протокола испытаний пожарного автомобиля

Приложение Г (справочное) Оборудование для измерения расхода воды через рукавные линии

Приложение Д (обязательное) Операционная карта городского ездового цикла для пожарных автомобилей в режиме выезда "по тревоге"

Приложение Е (обязательное) Количество пожарных автомобилей для контроля гамма-процентных показателей

Приложение Ж (обязательное) Режимы часовой работы насосной установки

Библиография

 
Дата введения01.03.2018
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

31.07.2017УтвержденГосстандарт Республики Беларусь63
РазработанУчреждение Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
ИзданБелГИСС2017 г.

Fire safety standards system. Main fire cars. General technical requirements. Test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Система стандартов пожарной безопасности АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ОСНОВНЫЕ

Общие технические требования. Методы испытаний

С1стэма стандартау пажарнай бяспею АУТАМАБ1Л1 ПАЖАРНЫЯ АСНОУНЫЯ

Агульныя тэхшчныя патрабаванш. Метады выпрабаванняу Издание официальное

Госстандарт

Минск

<ЯБ

УДК 614.846 6-048.24(083.74)(476)    МКС    13.220.10

Ключевые слова: пожарная автоцистерна, автомобиль быстрого реагирования, насоснорукавный пожарный автомобиль, автомобиль воздушно-пенного тушения, автомобиль порошкового тушения, автомобиль комбинированного тушения

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    РАЗРАБОТАН учреждением «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ВНЕСЕН Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 31 июля 2017 г. №63

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой НПБ 101-2005)

© Госстандарт. 2017

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

5.3.12    При стационарном отборе мощности на привод пожарной насосной установки двигатель и дополнительная трансмиссия автомобиля должны обеспечивать непрерывную работу насосной установки в номинальном режиме в течение 6 ч во всем диапазоне эксплуатационных условий. При этом температура масла в двигателе и коробке передач, а также охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должна соответствовать значениям, установленным в ТИПА на конкретную модель шасси.

5.3.13    При длительной стационарной работе двигателя должен быть исключен опасный нагрев агрегатов, элементов кабины и кузова, электропроводки.

5.3.14    На шасси, оборудованных пневматической тормозной системой и стояночным тормозом с пружинным аккумулятором энергии, должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее подключение внешнего источника сжатого воздуха (возможность поддержания рабочего давления в тормозной системе в режиме ожидания) и его удобное отключение (например, автоматическое). При отсутствии такого устройства падение давления в пневматической тормозной системе, превышающее 60 % от номинального за сутки, не допускается.

5.3.15    В системе электрооборудования должен быть установлен выключатель аккумуляторных батарей (или предусмотрено место для его установки).

5.3.16    Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи, обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе.

5.3.18    В электрооборудовании должна быть предусмотрена возможность для подсоединения зарядного устройства без снятия аккумуляторной батареи с шасси.

5.3.19    Источники питания (аккумуляторные батареи, генератор) должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяки, прожекторы, фары-искатели. радиостанции и т. п ). Номенклатура и мощность дополнительных потребителей определяются заказчиком.

5.3.20    На шасси, имеющих напряжение бортовой сети 24 В. должен быть обеспечен вывод (двухконтактная розетка) напряжения 12 В (или предусмотрена возможность такого вывода) для питания специальных потребителей (радиостанции и др ). Допускается установка дополнительных розеток вне кабины. По требованию заказчика может устанавливаться конвертер для питания потребителей напряжением 220 В или иным необходимым напряжением.

5.3.21    Спидометр с механическим приводом и его привод должны быть опломбированы. Для этого необходим удобный доступ к спидометру. Размещение пломбы должно обеспечивать ее визуальный контроль.

5.3.22    Компоновочная схема шасси (по типу кабины) - по ГОСТ 4.332.

5.3.23    В кабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы, поясняющие порядок пользования органами управления шасси.

5.3.24    Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

5.3.25    Основные показатели технического уровня (контрольный расход топлива, ресурс, наработка на отказ) - по ТИПА на конкретную модель шасси.

5.3.26    Эксплуатационная технологичность, трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта - по ГОСТ 21624.

5.3.27    Гарантийные обязательства изготовителя должны быть указаны в сопроводительной документации на конкретную модель шасси.

5.3.28    Шасси должны быть оборудованы тягово-сцепными и буксирными устройствами по ГОСТ 2349.

5.3.29    На шасси должен быть установлен задний буфер безопасности, не соединенный с кузовами (отсеками) и видимый в зеркала заднего вида по габаритам.

5.3.30    Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей шасси должны допускать нанесение на них сигнально-информативной окраски пожарного автомобиля в соответствии с СТБ 11.13.01.

5.3.31    Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность перевозки их средствами наземного транспорта.

5.3.32    Шасси должны иметь места для надежного их крепления при транспортировании, а также должна быть предусмотрена возможность установки специальных приспособлений для обеспечения погрузки (разгрузки) на платформы.

5.3.33    Шасси должны быть укомплектованы:

-    запасным колесом;

-    комплектом водительского инструмента и принадлежностей;

-    одиночным комплектом запасных частей (по согласованию с заказчиком);

-    огнетушителем;

-знаком аварийной остановки по ГОСТ24333 или красным фонарем, работающим в проблесковом режиме (90 ± 30 проблесков в минуту);

-    футляром медицинской аптечки;

-    противооткатными упорами.

5.3.34    По согласованию с потребителем огнетушитель, знак аварийной остановки и противооткатные упоры могут не прилагаться.

5.3.35    Шасси, поставляемые для изготовления пожарных автомобилей, должны быть сертифицированы и иметь Одобрение типа транспортного средства с маркировкой пожарного автомобиля и сопроводительную документацию. Сведения о выдаче Одобрения типа транспортного средства должны быть занесены в паспорт шасси, который выдается потребителю. К шасси должна прилагаться другая сопроводительная документация в соответствии с техническими условиями на конкретную модель шасси.

5.4 Требования к компоновке

5.4.1    Пожарные автомобили должны состоять из следующих основных частей:

-    базового шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и личного состава;

-    кабины для личного состава в виде отдельного модуля;

-    отсеков кузова для размещения насосной установки и пожарно-технического вооружения, закрепленных в установленном месте;

-    сосудов для огнетушащих веществ;

-    насосной установки с коммуникациями;

-дополнительной трансмиссии привода насосной установки;

-    установки порошкового тушения;

-    лафетного ствола;

-    дополнительного электрооборудования;

-    системы дополнительного охлаждения двигателя.

5.4.2    В зависимости от назначения и конструктивного исполнения пожарные автомобили допускается оборудовать дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из ранее перечисленных составных частей.

5.4.3    Компоновка составных частей на раме должна обеспечивать распределение массы пожарного автомобиля между осями в соответствии с ТИПА на конкретное шасси. При этом нагрузка на управляемую ось должна составлять не менее 25 % от полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением ±1 % от полной массы.

5.4.4    При недостаточном компоновочном пространстве для выполнения 5.4.3 допускается производить удлинение рамы, согласованное с изготовителем базового шасси, при условии выполнения 5.1.15.

5.4.5    Крупногабаритное оборудование (ручные лестницы, всасывающие рукава и т. п.) допускается размещать на крыше пожарного автомобиля, при этом должно быть выполнено требование 5.4.29. Допускается размещение в пеналах всасывающих рукавов совместно с всасывающей сеткой ВС-125 или аналогичной. Оборудование, размещаемое на крыше, не должно ухудшать параметры обзорности базового шасси.

5.4.6    В зависимости от назначения и климатического исполнения пожарного автомобиля допускается среднее (в салоне) или заднее (в насосном отсеке) расположение насосной установки.

5.4.7    При заднем расположении насосной установки должен быть предусмотрен обогрев насосного отсека, обеспечивающий поддержание положительной температуры в насосном отсеке при отрицательных температурах воздуха. Аналогичные условия должны быть обеспечены и для ствола-распылителя высокого давления с рукавной катушкой.

5.4.8    Форма цистерны выбирается исходя из компоновочных особенностей конкретной модели пожарного автомобиля. При этом высота расположения центра тяжести цистерны с водой должна обеспечивать выполнение 5.1.16.

5.4.9    Крепление надстройки пожарного автомобиля к раме шасси должно производиться с учетом рекомендаций изготовителя базового шасси. Выбранная схема крепления должна быть согласована с изготовителем базового шасси.

5.4.10    Не допускается точечное крепление сосудов для огнетушащих веществ на раме шасси и использование их в качестве несущих элементов для крепления отсеков кузова.

5.4.11    Должна быть обеспечена подвижность надстройки относительно кабины при угловых колебаниях рамы. Применение единой (цельнометаллической) конструкции кабины и надстройки не допускается. В случае применения эластичного соединения отдельных отсеков кузова должна быть обеспечена подвижность отсеков относительно друг друга.

5.4.12    Зазор над задними колесами при наибольшем их ходе (расстояние от верхней точки колеса до внутренней поверхности колесной ниши при полной массе пожарного автомобиля) должен быть не менее:

-для пожарных автомобилей на неполноприводном шасси - 100 мм;

-для пожарных автомобилей на полноприводном шасси - 200 мм.

5.4.13    Задние колеса должны иметь брызговики.

5.4.14    Компоновка автомобиля должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и деталям, подлежащим техническому обслуживанию и контролю в период эксплуатации.

5.4.15    По условиям компоновки допускается перенос топливного бака с его штатного места на базовом шасси. При этом не допускается размещать наливную горловину топливного бака, а также сам топливный бак в кабине и салоне.

5.4.16    Наливная горловина топливного бака должна быть доступна только снаружи автомобиля и не должна выступать за прилегающую наружную поверхность кузова в зоне размещения горловины.

5.4.17    Наливная горловина должна быть расположена на расстоянии не менее 500 мм от любого дверного проема салона, если топливный бак предназначен для бензина, и не менее 250 мм - для дизельного топлива. Возможность попадания топлива на выхлопную систему должна быть исключена.

5.4.18    Конструкция крепления топливного бака при его переносе должна быть надежной, а сам он не должен выступать за габаритную ширину кузова пожарного автомобиля.

5.4.19    Размещение дополнительных топливопроводов должно максимально обеспечивать их защиту от повреждений. Перекосы, изгибы и вибрации всей конструкции пожарного автомобиля не должны вызывать чрезмерные напряжения в топливопроводах или нарушать их герметичность в условиях эксплуатации.

5.4.20    Компоновка дополнительной трансмиссии привода насосной установки на раме шасси - по ТИПА. Карданный вал должен быть отбалансирован не ниже 5-го класса согласно ГОСТ ИСО 1940-1.

5.4.21    Компоновка и крепление пожарно-технического вооружения на крыше пожарного автомобиля должны способствовать сохранению жизненного пространства кабины при опрокидывании.

5.4.22    Площадки на крыше и открытые платформы, предназначенные для работы, должны иметь ограждение по периметру высотой не менее 100 мм и покрытие, препятствующее скольжению.

5.4.23    Лестницы для подъема на крышу или площадку должны иметь ступени шириной не менее 150 мм. глубиной не менее 180 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 300 мм. Высота первой ступени над землей - не более 600 мм. Ступени лестниц должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни поднимающегося. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы диаметром от 20 до 40 мм и высотой не менее 100 мм от поверхности кузова. В технически обоснованных случаях тетивы лестницы могут служить поручнями.

5.4.24    Компоновка лафетного ствола на крыше должна исключать возможность попадания огнетушащих веществ на лобовое стекло в начале и при окончании их подачи. В случае необходимости над лобовым стеклом необходимо установить защитный козырек, который не должен снижать обзорность с места водителя.

5.4.25    На пожарных автомобилях со всеми типами кабин должно быть обеспечено удобство протирки лобовых стекол. При переднем расположении кабины для этого должны быть предусмотрены площадки и поручни, если высота верхней кромки стекла превышает 1900 мм от уровня грунта.

5.4.26    Расположение запасного колеса определяется компоновкой пожарного автомобиля с учетом обеспечения его оперативного съема (установки) и не должно быть определяющим при оценке параметров проходимости автомобиля, за исключением климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150.

5.4.27    Пожарные автомобили должны быть оборудованы системой отвода отработавших газов от рабочей зоны оператора. Выхлопная труба системы выпуска отработавших газов двигателя пожарного автомобиля не должна быть направлена в сторону оператора, находящегося у органов управления работой пожарного автомобиля.

5.4.28    По требованию заказчика для отвода отработавших газов пожарный автомобиль должен комплектоваться гибким рукавом длиной не менее 4 м с быстросъемным разъемом для подсоединения к выходной трубе системы выпуска отработавших газов.

5.4.29 Габаритные размеры пожарного автомобиля устанавливаются в ТИПА на конкретную модель и не должны превышать:

-длина -12.0 м;

-    ширина -2.55 м;

-    высота (в снаряженном состоянии) - 3.7 м.

5.5 Требования к кабине

5.5.1    Число мест для личного состава устанавливается исходя из назначения пожарного автомобиля и определяется количеством мест в кабине базового шасси, включая место водителя, и в кабине личного состава (при ее наличии).

5.5.2    Кабины водителя и личного состава, образующие собой единую пространственную конструкцию. должны обеспечивать возможность оперативной посадки и высадки, удобство и безопасность размещения личного состава. Допускается наличие в кабине: столика для документации, мест крепления пластиковой бутылки для питьевой воды, крепления для переносного фонаря и выносного прожектора, питаемого от бортовой сети автомобиля.

5.5.3    Каждая кабина должна иметь не менее двух дверей, не считая дверей штатной кабины базового шасси. Предпочтительно использование дверей, аналогичных дверям штатной кабины базового шасси, с соответствующими размерами дверного проема. При отсутствии технической возможности использования дверей штатной кабины ширина изготавливаемого дверного проема при поперечном (относительно продольной оси шасси) расположении сидений должна быть не менее 650 мм. а при продольном (вдоль рамы шасси) - не менее 1100 мм. Высота дверного проема - не менее 1350 мм.

5.5.4    Остекление салона должно быть выполнено из безопасного стекла по Правилам ЕЭК ООН № 43 (01).

5.5.5    Обзорность с рабочего места водителя должна соответствовать требованиям СТБ ГОСТ Р 51266.

5.5.6    Высота кабины «в свету», измеренная на расстоянии 250 мм от внутренней обшивки боковой стенки, должна быть не менее 1400 мм. Расстояние от подушки (плоскости) сиденья до крыши салона, замеренное под углом 8° к вертикали. - не менее 950 мм.

5.5.7    Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм. ширина сидений для каждого сидящего рядом с водителем - не менее 450 мм.

5.5.8    Кабина, предназначенная для размещения водителя и двух членов личного состава (1 + 2). должна иметь внутреннюю ширину не менее 1700 мм.

5.5.9    Для обивки подушек сидений должны применяться воздухопроницаемые, нетоксичные, умягченные материалы. Под сиденьями могут быть размещены ящики для хранения пожарнотехнического оборудования, при этом сиденья выполняются откидными Ширина рабочих поверхностей сидений должна быть не менее 450 мм. ширина места для каждого члена личного состава -не менее 500 мм. Высота передней кромки подушки сидений от пола - от 400 до 450 мм. глубина сидений - не менее 400 мм.

5.5.10    При поперечном расположении сидений первый ряд от второго должен быть отгорожен перегородкой с травмобезопасным поручнем. Перегородка не должна препятствовать зрительному и речевому контакту личного состава. Расстояние между перегородкой и сиденьями второго ряда должно быть не менее 350 мм. Расстояние между вторым и третьим рядом сидений при трехрядном их расположении - не менее 450 мм.

5.5.11    Покрытие пола кабины должно быть выполнено из коррозионно-стойких материалов, препятствующих скольжению, иметь окантовку, достигающую высоты не менее 100 мм от низа дверей, сидений и перегородки.

5.5.12    Двери должны открываться по ходу движения автомобиля и иметь запирающие устройства с наружными и внутренними ручками управления. При этом двери первого ряда должны запираться снаружи и изнутри, остальные - изнутри. Внутренние замки должны иметь устройство, исключающее возможность их непроизвольного открытия в движении сидящим в машине боевым расчетом. Ручки запирающих механизмов должны иметь форму, исключающую причинение травм.

5.5.13    Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (достаточным для беспрепятственного выхода) положениях.

5.5.14    Требования к замкам и петлям дверей - согласно Правилам ЕЭК ООН Nfi 11 (03).

5.5.15    Двери должны быть снабжены опускаемыми или сдвижными стеклами, устанавливаемыми в любом промежуточном положении.

5.5.16    Двери с опускными стеклами должны иметь внизу отверстия для выхода воды.

5.5.17    Пожарные автомобили должны быть оборудованы подножками и поручнями, если высота низа проема двери салона более 400 мм от уровня дороги (грунта). Подножка для доступа в салон должна быть расположена на высоте не более 550 мм. Ширина подножки у двери - не менее 250 мм. Расстояние между ступенями - не более 400 мм. Элементы конструкции автомобиля не должны препятствовать установке ноги на глубину не менее 150 мм. Подножки должны изготавливаться из материала. предотвращающего скольжение, с рифлением высотой от 1 до 2.5 мм, просечкой и т. п. Если подножки выступают за элементы кузова, они должны быть скошены к этим элементам. В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм.

5.5.18    Конструкция кабины должна обеспечивать удобство уборочно-моечных работ.

5.5.19    Проемы, места ввода органов управления, сигнализации и освещения должны иметь уплотнения, препятствующие проникновению в кабину пыли, грязи, атмосферных осадков и потере тепла.

5.5.20    Оборудование в кабине должно быть размещено таким образом, чтобы отсутствовали острые углы и кромки, способные нанести травмы личному составу. Крепление оборудования должно исключать возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.

5.5.21    На передней панели кабины в зоне командира отделения должно быть предусмотрено место для размещения и подключения специальных средств связи, тип и модель которых определяются заказчиком.

5.5.22    Размещение и подключение специальной световой и звуковой сигнализации и пульта ее управления - по СТБ 11.13.01. Применяемое оборудование должно быть сертифицировано.

5.5.23    Топливные баки пожарных автомобилей с бензиновыми двигателями и заливные горловины топливных баков пожарных автомобилей с дизельными двигателями должны находиться вне кабины водителя и личного состава.

5.5.24    Кабина должна быть оборудована отопителем, обеспечивающим поддержание температуры в салоне в холодный период времени не ниже минус 15 °С во всем диапазоне условий эксплуатации. Температура измеряется в центре кабины, за пределами теплового потока. Допускается установка кондиционера, обеспечивающего данные условия.

5.5.25    В кабине должно быть предусмотрено место для установки одного или нескольких огнетушителей, при этом одно из мест должно находиться вблизи сиденья водителя. Тип и количество огнетушителей - по согласованию с заказчиком.

5.5.26    В кабине должны быть предусмотрены места для размещения одной или нескольких аптечек. Место, предназначенное для каждой аптечки, должно быть обозначено соответствующим знаком.

5.5.27    В кабине должно быть предусмотрено место для хранения инструмента и запасных частей. В случае размещения оборудования под сиденьями должна быть предусмотрена фиксация крышки сиденья при его подъеме.

5.5.28    Характеристики неметаллических материалов, используемых для отделки интерьера кабины личного состава, должны быть не ниже характеристик аналогичных материалов кабины базового шасси.

5.5.29    Ударно-прочностные характеристики салона при опрокидывании - согласно Правилам ЕЭК ООН № 29 (02), иным ТИПА. Прочность конструкции кабины личного состава должна быть аналогичной прочности кабины базового автомобиля, в отношении которой было подтверждено соответствие Правилам ЕЭК ООН № 29 (02).

5.6 Требования к кузову

5.6.1    Кузов является составной частью надстройки пожарного автомобиля и служит для размещения и защиты оборудования от повреждений при транспортировке.

5.6.2    Кузов состоит из отдельных отсеков, соединенных мехщу собой жестко или подвижно. Крепление кузова на раме шасси - по ТИПА, с учетом рекомендаций изготовителя базового шасси.

5.6.3    Двери кузова должны быть шторного типа. Шторы должны изготавливаться из легких металлов или их сплавов, а также других коррозионно-стойких материалов. Для конкретных моделей пожарных автомобилей по требованию заказчика допускается использование цельнометаллических откидных или распашных дверей.

5.6.4    Двери кузова должны быть оборудованы самосрабатывающими запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, фиксаторами открытого положения, обеспечивающими безопасный подход к кузову (при откидных дверях), сигнализацией открытого положения дверей с индикацией ее в кабине водителя.

5.6.5    Открытые при стоянке двери кабины, а также двери отсеков и выдвижные полки для размещения оборудования, увеличивающие габариты автомобиля, должны быть оборудованы световоз-вращающими элементами или другими сигнальными устройствами.

5.6.6    Проемы дверей, крышки люков и других элементов кузова должны иметь уплотнения, предохраняющие отсеки от попадания в них атмосферных осадков, пыли и грязи.

5.6.7    Полки в отсеках, служащие для размещения пожарно-технического вооружения, должны иметь отверстия для слива скапливающихся остатков воды, раствора пенообразователя и конденсата.

5.6.8    Топоры, пилы, ножницы и другое пожарно-техническое вооружение, имеющее острые кромки. должны храниться в чехлах или гнездах (футлярах), исключающих травмирование личного состава при действиях в зоне их размещения, диэлектрические ножницы - в чехлах, исключающих повреждение другим пожарно-техническим вооружением ручек, защитного покрытия.

5.6.9    Над рабочим местом оператора, расположенным вне кабины автомобиля, допускается размещение устройства (козырек, откидная дверь насосного отсека и т. д.), защищающего его от попадания атмосферных осадков и не препятствующего свободному доступу к оборудованию для его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.

5.6.10    Размещение пожарно-технического вооружения в отсеках должно учитывать тактику его оперативного использования (по определению заказчика), обеспечивать надежность фиксации оборудования, доступность, удобство и безопасность при сьеме и установке.

При размещении оборудования рекомендуется объединять его по группам назначения, из которых можно выделить:

-    личное снаряжение пожарных:

-    оборудование для забора воды и подачи первого ствола;

-    оборудование для подъема личного состава на высоту;

-    оборудование для вскрытия и разборки конструкций;

-    оборудование для прокладки и обслуживания магистральных рукавных линий и т. п.

5.6.11    Для облегчения поиска места размещения пожарно-технического вооружения и другого оборудования на внутренней поверхности дверей или боковых стенках отсеков (при шторных дверях) должны применяться таблицы-указатели.

5.6.12    Средства индивидуальной защиты органов дыхания и запасные баллоны к ним должны храниться в отсеках (контейнерах), предохраняющих их от повреждений и загрязнения. Должны быть приняты меры, обеспечивающие поддержание в отсеке положительной температуры во всем диапазоне условий эксплуатации. Наиболее предпочтительное место для размещения приборов защиты органов дыхания (при наличии компоновочных возможностей) - кабина личного состава.

5.6.13    Рукава в скатках, уложенные в отсеке, должны разделяться перегородками с гладкой поверхностью. предотвращающими взаимное истирание рукавов при движении, и иметь фиксацию от произвольного выпадения.

5.6.14    Схема размещения оборудования должна обеспечивать выполнение 5.4.3.

5.6.15    Всасывающие и налорно-всасывающие рукава должны быть размещены таким образом, чтобы при боевом развертывании оператор мог осуществить их съем, стоя на земле, или с площадки (ступеньки), расстояние от которой до рукава не более 1800 мм.

5.6.16    Размещение ручных пожарных лестниц на крыше кузова должно обеспечивать возможность легкого их съема без помех и съема другого оборудования. Крепление выдвижной пожарной лестницы должно быть снабжено направляющими, фиксатором, а также роликами или валиками, облегчающими съем лестницы.

5.6.17    Для доступа к оборудованию, расположенному на крыше, пожарный автомобиль должен быть снабжен стационарной лестницей или ступеньками с поручнями, выполненными по 5.4.23. Крепиться они должны на задней стенке кузова таким образом, чтобы не мешать подъему на крышу при любом положении двери заднего отсека.

5.6.18    Крыша кузова или ее часть, предназначенная для работы, включая ограждение, должна быть выполнена в соответствии с 5.4.22.

5.6.19    Часть крыши, используемая для перемещения личного состава, не должна иметь боковой уклон. В случае применения двух полос для хождения (решеток) ширина одной полосы должна быть не менее 400 мм. В случае применения одной полосы - не менее 600 мм.

5.6.20    По периметру снаружи кузова должны быть расположены желобки для отвода воды.

5.6.21    Установка кузова не должна нарушать параметры проходимости, установленные в 5.1.15.

5.7 Требования к сосудам для огнетушащих веществ

5.7.1    Для транспортировки огнетушащих веществ на пожарных автомобилях должны использоваться:

-    цистерна для воды или раствора пенообразователя;

-    бак для пенообразователя (пенобак);

-    сосуд для огнетушащих порошков;

-    сосуд для углекислоты.

5.7.2    Вместимость сосудов для огнетушащих веществ выбирают из параметрического ряда в соответствии с приложением А. Отклонение вместимости цистерны и массы вывозимого порошка от номинальной - по 5.1.4. 5.1.5.

5.7.3    Крепление сосудов для огнетушащих веществ на раме шасси должно исключать возможность передачи на них допопнительных нагрузок при угловых колебаниях (скручивании) рамы.

5.7.4    Для обеспечения осмотра и технического обслуживания сосуды вместимостью более 500 л должны иметь люк с внутренними размерами, позволяющими вписать окружность диаметром не менее 450 мм. Люк должен быть расположен таким образом, чтобы доступ в сосуд обеспечивался без значительного демонтажа надстройки или снятия пожарно-технического вооружения.

5.7.5    Распопожение внутренних элементов сосудов не должно препятствовать ревизии их внутренней полости и замене поврежденных элементов. Крепежные детали внутренних элементов должны быть надежно защищены от коррозии и от самопроизвольного отвинчивания.

5.7.6    Сосуды с номинальной вместимостью более 200 л (цистерна для воды, пенобак) должны быть оборудованы устройствами для непрерывного или дискретного (1, 3/4, 1/2. 1/4. 0) контроля уровня заполнения и расхода огнетушащих веществ (указатели уровня). Для указателей уровня предпочтительно использование вставок из оргстекла или гибких наружных шлангов из прозрачных резино-пластиков. Указатели уровня должны быть доступны для четкого визуального контроля с рабочего места водителя или оператора. Использование стеклянных трубок в указателях уровня не допускается.

5.7.7    Цистерна, изготовленная из углеродистой стали, должна иметь покрытие, предохраняющее ее от коррозии в течение всего срока службы. Допускается изготавливать цистерну из коррозионно-стойких материалов, в том числе неметаллических, без покрытия, при условии обеспечения требуемой прочности, долговечности и жесткости корпуса цистерны.

5.7.8    Внутри цистерны должны быть расположены перегородки (волноломы) либо губчатый заполнитель. обеспечивающие гашение колебаний жидкости при движении автомобиля. Площадь перегородки должна составлять 95 % от площади поперечного сечения цистерны. Волнопомы должны делить цистерну на сообщающиеся отсеки объемом не более 1500 л канщый. При ширине цистерны более 80 % размера колеи задних наружных шин установка продольного волнолома обязательна.

5.7.9    Цистерна должна иметь устройства, предотвращающие создание в ней избыточного давления при заполнении, разрежение при опорожнении с помощью насосной установки, а также исключающие потери жидкости при движении автомобиля.

5.7.10    Конструкция цистерны должна обеспечивать ее полное опорожнение при помощи насосной установки или самотеком. Несливаемый остаток - не более 1 % от вместимости цистерны.

5.7.11    В конструкции цистерны должна быть предусмотрена возможность ее наполнения как при помощи установленной насосной установки, так и при помощи других источников. Наливная труба (сухотруб) для наполнения от стороннего источника должна иметь соединительную арматуру по ГОСТ 28352.

5.7.12    Устройство дпя слива воды при переполнении цистерны во время заправки должно быть расположено в зоне, исключающей попадание воды на тормозные механизмы колес при заправке и в движении.

5.7.13    Цистерна должна быть оборудована отстойником грязи с вентилем или сливной пробкой. Сливное отверстие не должно располагаться над осями шасси.

5.7.14    В каждом наполняющем цистерну трубопроводе должен быть установлен фильтр из коррозионно-стойкой сетки с размером ячейки не более 5 мм.

5.7.15    Пенобак должен изготавливаться из материала, коррозионно-стойкого по отношению к пенообразователю. Вместимость пенобака - не менее 6 % от вместимости цистерны для воды.

5.7.16    Пенобак должен иметь устройство, исключающее вспенивание пенообразователя при заправке. Трубопроводы и арматура системы заправки и подачи пенообразователя должны изготавливаться из коррозионно-стойких по отношению к пенообразователю материалов.

5.7.17    Конструкция пенобака должна исключать возможность пролива пенообразователя при заправке. в движении и его попадания на составные части автомобиля. При подаче пенообразователя должна быть исключена возможность создания разрежения в баке.

5.7.18    Соединение пенобака с насосной установкой должно иметь эластичные элементы, исключающие возникновение в баке усталостных разрушений под воздействием вибрационных нагрузок от шасси и насосной установки.

5.7.19    Пенобак должен быть снабжен крышкой или люком, достаточными для осмотра и очистки его внутренней полости.

5.7.20    Конструктивными или компоновочными мерами должно быть обеспечено поддержание положительной температуры пенообразователя во всем диапазоне условий эксплуатации (путем утепления пенобака. размещения его в теплом отсеке или внутри цистерны).

5.7.21    Сосуд для порошковых составов должен обеспечивать надежную и безопасную эксплуатацию установок пожаротушения при рабочем давлении, указанном в ТИПА на конкретную модель пожарного автомобиля. Вместимость сосуда должна быть не менее чем на 10 % больше обьема огнетушащего порошка при насыпной плотности.

5.7.22    Проектирование, изготовление, приемку, эксплуатацию и обслуживание сосуда для огнетушащего порошка, а также воздушных баллонов, входящих в схему установки порошкового тушения, следует проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ТИПА.

5.7.23    Сосуд, изготовленный из углеродистой стали, должен иметь покрытие, предохраняющее его от коррозии. Прочность и герметичность сосуда должны обеспечиваться при пробном давлении, величина которого устанавливается в ТИПА в зависимости от принятой величины рабочего давления.

5.7.24    В сосуде должна быть предусмотрена система аэрации порошкового состава, предотвращающая его слеживание.

5.7.25    Конструкция сосуда должна обеспечивать возможность механизированного и ручного заполнения его порошком.

5.7.26    Использование сосуда в качестве несущего элемента для размещения пожарной надстройки или отдельных ее составляющих не допускается.

5.8 Требования к насосной установке

5.8.1    Пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров с использованием воды и пены, должны быть оборудованы вытеснительной или насосной системой подачи огнетушащих веществ. Пожарные и аварийно-спасательные автомобили, оснащенные пожарными насосными установками, должны быть оборудованы счетчиками моточасов основного привода насосной установки, которые должны автоматически включаться (выключаться) при включении (выключении) основного привода.

5.8.2    Устанавливаемые на пожарные автомобили насосные установки нормального или высокого давления должны обеспечивать подачу воды и водных растворов пенообразователя с водородным показателем (pH) от 7 до 10, плотностью до 1010 кг/м3 и массовой концентрацией твердых частиц до 0.5 % при их максимальном размере 3 мм.

5.8.3    Привод насосной установки (дополнительная трансмиссия) должен обеспечивать передачу мощности (не более 70 % от номинального) от двигателя к пожарной насосной установке через коробку отбора мощности с помощью карданной передачи. Допускается применение других типов привода (гидравлических, электрических и т. л.). Дополнительные требования к приводу должны быть указаны в ТИПА на конкретную модель.

5.8.4    Привод насосной установки должен включаться при работе двигателя на холостых оборотах и выключаться при частичной нагрузке на насосную установку согласно инструкции по эксплуатации.

5.8.5    Передача на вал насосной установки радиальных и осевых нагрузок со стороны привода, а также возникновение динамических ударов при включении насосной установки не допускаются.

5.8.6    Привод должен обеспечивать работу насосной установки во время стоянки. По согласованию с заказчиком допускается исполнение привода, обеспечивающего работу насосной установки как во время стоянки, так и при движении пожарного автомобиля. Для автомобилей аэродромного тушения работа насосной установки для осуществления подачи огнетушащих веществ во время движения и стоянки обязательна.

5.8.7    Параметры и характеристики насосной установки - по 5.1.6 и ТИПА на насосную установку и конкретную модель автомобиля.

5.8.8    Размещение насосной установки - в соответствии с 5.4.8. При размещении должна быть обеспечена защита его и коммуникаций от замерзания во всем диапазоне условий эксплуатации.

5.8.9    Размещение насосной установки должно обеспечивать возможность его обслуживания и простоту демонтажа.

5.8.10    Крепление насосной установки должно иметь элементы виброшумоизоляции.

5.8.11    Требования к вакуумной системе - по 5.1.7, иным ТИПА. В случае использования струйного насоса, установленного в магистраль выпуска газов, доработка системы выпуска газов не должна приводить к увеличению противодавления в ней при неработающем струйном насосе. Уменьшение проходных сечений, радиусов изгиба трубопроводов не допускается.

5.8.12    Вакуумный струйный насос должен быть установлен так, чтобы исключалась возможность поломки его сопла при движении по бездорожью или при снежных заносах. Элементы вакуумного насоса не должны выходить за геометрические параметры проходимости автомобиля.

5.8.13    Для предотвращения замерзания попавшей в вакуумную систему воды соединительный трубопровод должен быть оборудован устройством продувки выпускными газами или электрообогревом. Допускаются иные технические решения, исключающие образование ледяных пробок в вакуумном трубопроводе при эксплуатации пожарного автомобиля в условиях низких температур.

5.8.14    На всасывающей линии насосной установки должен быть установлен фильтрующий элемент. имеющий максимальный размер ячейки в свету не более 5 мм.

5.8.15    Конструкция насосной установки (или водосборника) должна исключать возможность попадания пенообразователя в водопроводную сеть при работе пожарного автомобиля от гидранта.

5.8.16    Продолжительность создания разрежения («сухого вакуума») величиной 75 кПа в насосной установке с заглушенными входными и выходными патрубками должна быть не более 15 с. в насосной установке с присоединенной заглушенной всасывающей линией диаметром 125 мм, длиной 8 м -не более 40 с. Продолжительность падения вакуума до 60 кПа должна быть не менее 150 с.

5.8.17    Коммуникации, входящие в состав насосной установки, от цистерны должны иметь развязку (эластичные элементы) и быть оборудованы запорной и соединительной арматурой, позволяющей осуществлять функционирование пожарного автомобиля в соответствии с принятой для конкретной модели гидравлической схемой, в том числе:

-    заполнение цистерны водой насосной установкой из водоема, от гидранта, других цистерн;

-    подачу пенообразователя из пенобака к смесителю;

-    забор пенообразователя из цистерны для воды (при ее использовании для перевозки пенообразователя) и из сторонней емкости;

-подачу воды и раствора пенообразователя требуемой концентрации через рукавные линии, лафетный ствол и катушку первой помощи (при ее наличии).

5.8.18    Размеры присоединительных водопенных коммуникаций для пожарного оборудования -по ГОСТ 28352. Высота размещения напорных патрубков относительно поверхности грунта (площадки оператора) - не более 1300 мм.

5.8.19    Конструкция трубопроводной арматуры должна исключать возможность возникновения гидроудара. Герметичность арматуры - не ниже 2-го класса по ГОСТ 9544.

5.8.20    Должна быть предусмотрена возможность полного слива жидкости из всех емкостей и рабочих объемов водопенных коммуникаций и насосной установки. Сливные краны следует располагать в местах, обеспечивающих свободный доступ и возможность выпуска жидкостей без попадания на поверхности прилегающих элементов автомобиля. При наличии рукавной катушки, используемой для подачи огнетушащих веществ, должна быть предусмотрена возможность освобождения рукава от остатков жидкости путем продувки или иным способом.

5.8.21    В элементах трубопроводов в системе водопенных коммуникаций допускается овальность не более 10 % от номинального диаметра трубы, если иные требования не предусмотрены в рабочей документации. Резкие переходы без радиусов закруглений, наплывы, уступы в коммуникациях не допускаются.

5.8.22    Конструкцией насосной установки и водопенных коммуникаций должны быть обеспечены их герметичность и прочность при испытательном статическом давлении, равном Pi*n = (0,60 ± 0,05) МПа, и при испытательном динамическом давлении, равном Р?*сп = (Рта. ± 0,05) МПа.

Конструкцией насоса и водопенных коммуникаций должна быть обеспечена их герметичность при вакууме не менее -0,8 МПа.

В местах неподвижных соединений насосной установки не допускается течь и каплеобразование жидкости.

5.8.23    Во всем диапазоне условий эксплуатации должна обеспечиваться непрерывная работа насосной установки/ступени нормального давления на номинальном режиме в течение не менее 6 ч, насосов/стулени высокого давления - не менее 2 ч.

5.8.24    В случае необходимости для обеспечения оптимального теплового режима двигателя и агрегатов трансмиссии должна использоваться система дополнительного охлаждения с отбором в качестве охлаждающей жидкости воды от пожарной насосной установки. Параметры системы дополнительного охлаждения - по ТИПА. Для охлаждения мультипликатора насосной установки рекомендуется использовать независимую от системы дополнительного охлаждения двигателя систему охлаждения с принудительной циркуляцией от разности давлений в напорной и всасывающей полостях насосной установки. При этом слив воды из системы охлаждения мультипликатора должен осуществляться автоматически при сливе воды из насосной установки.

5.8.25    Включение привода насосной установки должно осуществляться с рабочего места оператора, обслуживающего насосную установку. Запуск двигателя шасси с рабочего места оператора должен осуществляться при наличии устройств, выключающих трансмиссию базового шасси и привод насосной установки.

5.8.26    Подключение системы управления насосной установки к ресиверам тормозной системы базового шасси не должно вызывать падение давления в тормозном приводе ниже 80 % минимального предела регулирования давления даже при отключенном компрессоре, а также вызывать включение пружинных аккумуляторов энергии.

5.8.27    Управление двигателем при работе насосной установки должно обеспечивать плавное или дискретное, с шагом не более 180 мин1, изменение частоты его вращения.

5.8.28    Расположение, правила управления, типовые надписи у органов управления включением насосной установки, других специальных агрегатов должны быть унифицированы для однотипных пожарных автомобилей.

5.8.29    Указатели должны быть размещены предпочтительно на единой панели. По требованию заказчика они могут быть дублированы в кабине. Все указатели и сигнальные устройства должны быть видны с рабочего места оператора, а показания легко читаться в любое время суток, в том числе через стекло двери заднего отсека (при его наличии).

5.8.30    Конструкция органов управления должна исключать возможность непроизвольного и самопроизвольного включения и выключения агрегатов пожарного автомобиля.

5.8.31    При заднем расположении насосной установки органы управления должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечивалось удобство контроля и управления (предпочтительно с левой стороны от насосной установки по ходу движения пожарного автомобиля).

5.8.32    При среднем расположении насосной установки размещение органов управления определяется ТИПА на конкретную модель автомобиля.

5.8.33    Форма и размеры ручных органов управления, их расположение должны соответствовать требованиям ТР ТС 018, ГОСТ 21752, ГОСТ 21753. Направляющие тросов и тяг системы управления должны быть выполнены из материалов, не нуждающихся в смазке.

5.8.34    Арматура с ручным управлением должна закрываться вращением маховика или рукоятки по часовой стрелке.

5.8.35    Возле каждого органа управления должна быть маркировка, определяющая его назначение и положение. Она не должна располагаться на съемных частях, если эти части подлежат демонтажу при оперативном использовании пожарного автомобиля.

5.9 Требования к стационарным лафетным стволам

5.9.1    Лафетные стволы с расходом огнетушащих веществ более 20 л/с (кг/с) должны иметь дистанционное (в зависимости от расположения лафетного ствола из кабины или насосного отсека) или ручное управление.

5.9.2    Угловая скорость поворота лафетного ствола с дистанционным управлением должна быть не менее:

-    в горизонтальной плоскости - 0,18 рад/с;

-    в вертикальной плоскости - 0.09 рад/с.

5.9.3    Усилия на органах управления лафетным стволом - по ГОСТ 21752, иным ТИПА.

5.9.4    При размещении органов управления лафетным стволом вне кабины для работы ствольщика должна быть предусмотрена рабочая площадка по ГОСТ 12.2.033.

5.9.5    Размещение лафетного ствола не должно ухудшать параметры обзорности автомобиля. При работе лафетного ствола должна быть исключена возможность повреждения проблесковых маяков.

5.9.6    В трубопроводе, соединяющем насосную установку и лафетный ствол, должен быть предусмотрен эластичный элемент, компенсирующий влияние относительных угловых колебаний кабины и надстройки на коммуникации лафетного ствола.

Содержание

1    Область применения..............................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки..............................................................................................................................1

3    Термины и определения........................................................................................................................3

4    Классификация, основные параметры.................................................................................................4

5    Технические требования........................................................................................................................6

6    Требования безопасности и охраны окружающей среды.................................................................22

7    Правила приемки..................................................................................................................................23

8    Методы испытаний...............................................................................................................................25

9    Гарантии изготовителя.........................................................................................................................37

Приложение А (обязательное) Основные параметры пожарных автомобилей................................38

Приложение Б (обязательное) Максимальные допускаемые значения погрешностей

измерения.......................................................................................................................39

Приложение В (рекомендуемое) Форма протокола испытаний пожарного автомобиля..................40

Приложение Г (справочное) Оборудование для измерения расхода воды через рукавные

линии...............................................................................................................................41

Приложение Д (обязательное) Операционная карта городского ездового цикла для пожарных

автомобилей в режиме выезда «по тревоге».............................................................44

Приложение Е (обязательное) Количество пожарных автомобилей для контроля

гамма-процентных показателей...................................................................................45

Приложение Ж (обязательное) Режимы часовой работы насосной установки.................................46

Библиография..........................................................................................................................................47

5.9.7 Лафетный ствол должен иметь запорные органы, позволяющие управлять подачей огнетушащих веществ с рабочего места ствольщика.

5.10    Требования к осветительной мачте

5.10.1    Пожарный автомобиль, оснащенный электрогенератором, должен быть оборудован осветительной мачтой для подъема прожекторов. Высота подъема от поверхности земли должна задаваться в ТИПА на конкретную модель пожарного автомобиля. Допускается установка осветительной мачты на автомобиль, не оборудованный электрогенератором, при использовании светодиодных источников света (прожекторов). В этом случае питание источников света должно быть предусмотрено от бортовой сети автомобиля.

5.10.2    Для подъема (опускания) мачты на заданную высоту она должна быть оснащена приводом (электрическим, гидравлическим, пневматическим). В технически обоснованных случаях мачта может быть оборудована механическим (ручным) приводом подъема.

5.10.3    Независимо от типа привода мачта должна иметь тормоз, фиксирующий ее на заданной высоте.

5.10.4    Конструкция мачты должна допускать ее эксплуатацию без растяжек при скорости ветра до 10 м/с.

5.11    Требования к дополнительному электрооборудованию

5.11.1    Устройства освещения и световой сигнализации, подвергшиеся доработке при изготовлении пожарного автомобиля, должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН Ns 48 (06).

5.11.2    Требования к пожарным автомобилям с напряжением бортовой сети 24 В - в соответствии с 5.3.20.

5.11.3    Дополнительное электрооборудование должно обеспечивать:

-    подачу специальных звуковых и световых сигналов по СТБ 11.13.01. установку дополнительного сигнального маяка в задней части пожарного автомобиля:

-    освещение рабочих зон и отсеков:

-    сигнализацию о наличии открытых дверей и других аварийных режимах;

-работу средств связи, контрольных приборов пожарной надстройки, указателей, дополнительных подогревателей и т. п.

5.11.4    Электрооборудование должно соответствовать требованиям ТР ТС 018 (пункт 2.1.6 приложения № 6).

5.11.5    При подключении дополнительного электрооборудования должен быть обеспечен баланс мощности источников питания при максимальном количестве включенных потребителей во всем диапазоне условий эксплуатации, включая наиболее неблагоприятное их сочетание (зима, ночь и т. д.).

5.11.6    При монтаже дополнительного электрооборудования и проводки должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности.

5.11.7    Пожарные автомобили должны быть оборудованы противотуманными фарами и фарами-искателями в передней и задней частях автомобиля. Управление передней фарой-искателем -из кабины с правого крайнего места.

5.11.8    Внутреннее освещение пожарного автомобиля должно обеспечивать четкую видимость маркировки, делений на шкалах указателей, измерительных и контрольных приборов. Уровень освещенности должен быть не менее:

-    указателей, контрольных и измерительных приборов, маркировки элементов системы управления в кабине и насосном отсеке - 20 лк;

-    кабины водителя и личного состава - 10 лк;

-    отсеков кузова с пожарно-техническим вооружением - 10 лк.

5.11.9    Салон должен быть оборудован плафонами внутреннего освещения с автономным включением.

5.11.10    В зоне правого крайнего сиденья в кабине водителя (рабочее место командира отделения) должен быть размещен светильник местного освещения (или предусмотрено место для размещения и подключения), не ослепляющий водителя.

5.11.11    Пожарный автомобиль должен быть оснащен выключателем аккумуляторной батареи (от-ключателем массы) базового шасси. В электрооборудовании должен быть предусмотрен разъем для подсоединения зарядного (обеспечивающего подзарядку аккумуляторной батареи шасси без снятия ее с автомобиля) и пускового устройства.

5.11.12    Автомобили, имеющие насосные установки, должны быть оборудованы счетчиком времени наработки насосной установки с погрешностью измерения не более плюс 4 %.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Система стандартов пожарной безопасности АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ОСНОВНЫЕ Общие технические требования. Методы испытаний

С1стэма стандартау пажарнай бяспем АУТАМАБ1Л1 ПАЖАРНЫЯ АСНОУНЫЯ Агульныя тэхжчныя патрабаванш. Метады выпрабаванняу

Fire safety standards system Main fire cars General technical requirements. Test methods

Дата введения 2018-03-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь изготавливаемые основные пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава пожарных аварийно-спасательных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования, методы испытаний пожарных автомобилей, созданных на базовых автомобильных шасси.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее - ТНПА):

ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств ТКП 424-2012 (02260) Порядок разработки и постановки продукции на производство СТБ 11.13.01-2001 Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная, специальная аварийно-спасательная техника и оборудование. Требования к цветографическим схемам, надписям, световым и звуковым сигналам транспортных средств

СТБ 11.13.16-2009 Системы стандартов пожарной безопасности. Пеносмесители воздушнопенных стволов и генераторов пены средней кратности. Общие технические условия

СТБ 11.13.23-2012 Система стандартов пожарной безопасности. Стволы пожарные лафетные. Общие технические условия

СТБ 1641-2006 Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки

СТБ 1877-2008 (ГОСТ Р 52389-2005) Транспорт дорожный. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний

СТБ 2459-2016 (ГОСТ Р 50588-2012) Система стандартов пожарной безопасности. Вещества огнетушащие. Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования. Методы испытаний СТБ ГОСТ Р 51266-2003 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний

СТБ ГОСТ Р 51616-2002 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

Правила ЕЭК ООН № 11 (03)/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств в отношении замков и устройств крепления дверей

Правила ЕЭК ООН № 17 (08)/Пересмотр 5 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении сидений, их креплений и любых подголовников Правила ЕЭК ООН № 29 (02)/Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц. находящихся в кабине грузового транспортного средства

Издание официальное

Правила ЕЭК ООН № 43 (01)/Пересмотр 3 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения безопасных стендовых материалов и их установки на транспортном средстве

Правила ЕЭК ООН № 48 (06)/Пересмотр 12 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

Правила ЕЭК ООН № 61 (00) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств в отношении их наружных выступов, расположенных перед задней панелью кабины водителя

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 4.332-85 Система показателей качества продукции. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы. технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.037-78 Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12 4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ OIML R 76-1-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания ГОСТ 112-78 Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы «крюк - петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапо-ромеры. Общие технические условия

ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования

ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов ГОСТ ISO 9906-2015 Насосы динамические. Гидравлические испытания. Классы точности 1.2 и 3 ГОСТ 12963-93 Сетки всасывающие. Технические условия ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия ГОСТ 14167-83 Счетчики холодной воды турбинные. Технические условия ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18099-78 Эмали МЛ-152. Технические условия

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18374-79 Эмали ХВ-110 и ХВ-113. Технические условия

ГОСТ 20306-90 Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 21398-89 Автомобили грузовые. Общие технические требования

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

ГОСТ 21752-76 Система «человек - машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система «человек - машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 22576-90 Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования ГОСТ 23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие технические требования

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения ГОСТ 24333-80 Знак аварийной остановки. Общие технические условия

ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений ГОСТ 28352-89 Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 31507-2012 Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 32681-2014 (ISO 20381:2009) Мобильные подъемники с рабочими платформами. Символы органов управления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТИПА по каталогу. составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям. опубликованным в текущем году

Если ссылочные ТИПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющими (измененными) ТИПА Если ссылочные ТИПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    основные пожарные автомобили: Специальные транспортные средства, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

3.2    тип пожарного автомобиля: Пожарные автомобили, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, видов вывозимых или используемых огнетушащих веществ и способов их подачи.

3.3    главный параметр: Один из основных (базовых) параметров, определяющих функциональное назначение пожарного автомобиля, отличающихся стабильностью при технических усовершенствованиях и служащих для определения числовых значений других основных параметров.

3.4    базовое шасси: Колесное шасси, полно- или неполноприводное, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, с демонтированным или переоборудованным штатным кузовом, предназначенное для размещения на нем кабины личного состава и надстройки.

3.5    кабина пожарного автомобиля: Пространство, предназначенное для водителя и личного состава и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверьми, окнами, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения: тип салона - с одним, двумя или тремя рядами сидений.

3.6    надстройка пожарного автомобиля: Совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов и коммуникаций для подачи огнетушащих веществ, емкостей для огнетушащих веществ, отсеков кузова для размещения пожарно-технического вооружения.

3.7    специальные агрегаты и их привод: Совокупность агрегатов, служащих для выполнения пожарным автомобилем основной задачи по тушению пожара и включающих в себя механизм отбора мощности от основного двигателя (двигателя шасси) или автономный источник энергии, специальные агрегаты (насосная установка, электрогенератор и т. п.) или устройства, а также средства передачи мощности от источника к специальным агрегатам (коробка отбора мощности, карданные и промежуточные валы и пр.).

3.8    насосная установка: Пожарный насос с коммуникациями всасывания, нагнетания, забора, смешивания и дозирования пенообразователя.

3.9    масса пожарного автомобиля в снаряженном состоянии: Масса пожарного автомобиля в полностью заправленном состоянии (топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными материалами), укомплектованного инструментом и запасным колесом (если предусмотрены изготовителем), личного состава, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

3.10    полная масса пожарного автомобиля: Сумма снаряженной массы автомобиля и перевозимого им личного состава, включая водителя, огнетушащие вещества, пожарно-техническое вооружение. заявленная изготовителем пожарного автомобиля в ТИПА.

3.11    коэффициент поперечной устойчивости: Отношение высоты центра тяжести автомобиля с полной массой к ширине колеи.

3.12    общий запас огнетушащих веществ: Суммарное количество огнетушащих веществ любого вида, вывозимых на пожарном автомобиле.

3.13    номинальная подача насосной установки: Подача насосной установки с геометрической высоты всасывания 3.5 м при заданных величинах напора и частоты вращения рабочего (их) колеса (колес) насоса.

3.14    рабочее давление: Давление перед пожарным стволом (лафетным, ручным и т. п.), обеспечивающее заданные параметры этого механизма.

3.15    номинальный расход огнетушащего вещества через лафетный ствол: Пропускная способность лафетного ствола при рабочем давлении.

3.16    дальность струи при подаче лафетным водяным (пенным) стволом: Расстояние от насадка до крайних капель водной (пенной) струи.

3.17    дальность струи при подаче лафетным (ручным) порошковым стволом: Максимальное расстояние от насадка до середины специального модельного очага пожара класса В. расположенного на оси струи и потушенного при подаче огнетушащего вещества.

3.18    грузоподъемность базового шасси: Значение, полученное при вычитании снаряженной массы из полной массы без учета массы водителя,

3.19    расстояние между ступенями: Расстояние мехщу опорными поверхностями ближайших ступеней.

3.20    подножка у двери: Первая видимая ступень, расположенная ниже края закрытой двери.

4 Классификация, основные параметры

4.1 В зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи пожарные автомобили классифицируются на следующие типы:

-    АА - автомобили аэродромного тушения;

-    АБР - автомобили быстрого реагирования;

-    АВ - автомобили водопенного тушения;

-    АГВТ - автомобили газоводяного тушения;

-АКТ - автомобили комбинированного тушения;

-    АГТ - автомобили газового тушения;

-    АНР - автомобили пожарные насосно-рукавные;

-    АР - автомобили рукавные;

-    АП - автомобили порошкового тушения;

-    АСА - аварийно-спасательные автомобили;

-    АУ - автомобили углекислотного тушения;

-    АЦ - автоцистерны пожарные;

-    ПНС - автомобильные пожарные насосные станции.

4.2    Пожарные автомобили в зависимости от технически допустимой максимальной массы делятся на 3 класса:

-    легкие - с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);

-    средние - с полной массой от 7500 до 14 000 кг (М-класс);

-    тяжелые - с полной массой свыше 14 000 кг (S-класс).

4.3    Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на 3 категории:

-    категория 1 - неполноприводные пожарные автомобили для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);

-    категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);

-    категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).

4.4    Структура условного обозначения пожарных автомобилей имеет следующий вид:

XX XX - ХХ/Х (ХХХХ)

Обозначение модели базового шасси

Основной параметр главного агрегата или оборудования пожарной надстройки

Главный параметр пожарного автомобиля

Тип пожарного автомобиля (АЦ. АНР. АП и т. д.)

Пример условного обозначения пожарных автомобилей:

-    автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м3, с комбинированным насосом с подачей 40 л/с (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления, подача на выходе из ствола) на базе шасси ЗИЛ-4331:

АЦ 3,0-40/4 (4331);

-    автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на базе шасси КамАЗ-4310:

АП 4000-80 (4310);

-    автомобиль водопенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6.3 м3 и насосом с подачей 40 л/с на базе шасси Урал-5557:

АВ 6,3-40 (5557);

-    автомобиль комбинированного тушения с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2.0 м3, массой вывозимого порошка 2000 кг. насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с на базе шасси КамАЗ-4310:

АКТ 2,0/2000-40/60 (4310).

4.5 В качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение пожарного автомобиля. используются:

-    вместимость цистерны для воды или пенообразователя, м3 (АЦ, АВ, АА. АКТ);

-    вместимость пенобака, м3 (АКТ. АНР);

-    масса вывозимого порошка, кг (АП. АКТ. АА);

-    масса огнетушащего газа, кг (АУ. АГТ, АКТ);

-    подача насоса при номинальном числе оборотов, л/с (АЦ, АВ. АНР. ПНС. АБР);

-    напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст. (АБР);

-длина рукавной линии, км (АНР. АР):

-    суммарный расход газоводяной смеси через насадки, кг/с (АГВТ).

5 Технические требования

5.1    Требования назначения

5.1.1    Основные параметры пожарных автомобилей должны соответствовать значениям, указанным в приложении А. Основные параметры пожарных автомобилей, не представленные в приложении А. устанавливаются в ТИПА на конкретные модели.

5.1.2    Величина полной массы пожарного автомобиля не должна превышать 95% от величины технически допустимой максимальной массы, установленной изготовителем базового шасси. При определении массы личного состава исходят из массы одного человека 75 кг по СТБ 1877, включая водителя, плюс 10 кг персонального снаряжения на камщого члена личного состава.

5.1.3    Пожарные автомобили полной массой до 3500 кг должны иметь удельную мощность (отношение номинальной мощности двигателя к полной массе пожарного автомобиля) не менее 20 кВт/т, полной массой до 7500 кг - не менее 15 кВт/т.

Пожарные автомобили полной массой до 14 000 кг должны иметь удельную мощность не менее 11 кВт/т, полной массой свыше 14 000 кг - не менее 9.5 кВт/т.

5.1.4    Вместимость цистерн для воды и пенобака выбирают из параметрического ряда в соответствии с приложением А и устанавливают в технических условиях конкретного типа в зависимости от требований потребителя. Отклонение вместимости цистерн и пенобаков от номинальной не должно превышать:

-    минус 2 %, плюс 5 % - для цистерн вместимостью до 2,0 м3;

-    минус 1,6 %, плюс 4 % - для цистерн вместимостью от 2.0 до 6.0 м3;

-    минус 1.0 %. плюс 3 % - для цистерн вместимостью свыше 6,0 м3.

По согласованию с потребителем допускаются иные значения вместимости цистерны для воды и пенобака.

5.1.5    Массу вывозимого порошка на автомобилях типов АП и АКТ выбирают из параметрического ряда, приведенного в приложении А. и устанавливают в технических условиях конкретного типа в зависимости от требований потребителя. Отклонение массы вывозимого порошка от номинальной не должно превышать:

- минус 2,0 %, плюс 5 % - для вывозимого порошка массой до 2000 кг;

- минус 1,6 %. плюс 4 % - для вывозимого порошка массой от 2000 до 4000 кг;

-    минус 1,25 %, плюс 3 % - для вывозимого порошка массой свыше 4000 кг.

По согласованию с потребителем допускаются иные значения массы вывозимого порошка.

5.1.6    Подача насосной установки при номинальном числе оборотов - в соответствии с приложением А при напоре:

-100 м ± 5 % - для ступени нормального давления;

-    400 м ± 5 % - для ступени высокого давления.

5.1.7    Забор воды вакуумной системой насоса должен обеспечиваться с высоты не менее 7.5 м за время не более 40 с присоединением всасывающей линии длиной 8 м.

5.1.8    Подача насосной установки с наибольшей геометрической высоты всасывания должна быть не менее 50 % от номинальной, а напор - не менее 95 % от номинального.

5.1.9    Расход водяного, пенного и порошкового лафетных стволов выбирают из параметрических рядов, приведенных в приложении А.

5.1.10    Дальность струи огнетушащих веществ и угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости при его минимальном наклоне устанавливают по ТИПА на конкретную модель пожарного автомобиля.

5.1.11    Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости должен быть 360*. в вертикальной - от минус 15° до 75°.

По согласованию с потребителем допускается использование лафетных стволов с другими параметрами углов поворота.

5.1.12    Количество мест для личного состава в кабине определяется по ТИПА на конкретную модель пожарного автомобиля, исходя из его тактического назначения и конструктивного исполнения базового шасси.

5.1.13    Дорожный просвет пожарного автомобиля - не менее величины дорожного просвета базового шасси.

5.1.14    Скоростные и тяговые характеристики неполноприводных базовых шасси - по ГОСТ 21398. Скоростные характеристики полноприводных базовых шасси устанавливают в ТИПА на конкретную модель шасси.

5.1.15    Углы свеса пожарных автомобилей на неполноприводных шасси должны быть не менее: передний - 20°. задний - 15°.

Углы свеса пожарных автомобилей на полноприводных шасси должны быть не менее: передний - 25°. задний - 25°.

5.1.16    Угол поперечной статической устойчивости пожарного автомобиля при технически допустимой максимальной массе должен быть не менее 30°.

5.2 Требования надежности

5.2.1    Гамма-процентная (у = 80 %) наработка до отказа насосной установки и ее привода, не менее:

-    для насоса типа ПН-40 УВ - 150 ч;

-    для насоса типа НЦП - 200 ч.

5.2.2    Гамма-процентная (у = 80%) наработка до отказа огнетушащей порошковой установки (с пневматическим приводом) - не менее 70 срабатываний.

5.2.3    Гамма-процентный (у = 80 %) ресурс слециапьных агрегатов пожарного автомобипя до первого капитального ремонта - не менее 1500 ч.

5.2.4    Гамма-процентный (у =80%) ресурс огнетушащей порошковой установки (с пневматическим приводом) до первого капитального ремонта - не менее 600 срабатываний.

5.2.5    Гамма-процентный (80 %) ресурс вакуумной системы, выполненной на базе струйного насоса (газоструя). вакуумного затвора на пожарном насосе и соединительного трубопровода до первого капитального ремонта должен иметь не менее 3000 циклов включений. Гамма-процентная (80 %) наработка на отказ должна быть не менее 450 циклов включений.

5.2.6    Полный средний срок службы пожарного автомобиля до списания - не менее 10 лет с момента ввода 8 эксплуатацию.

Полный средний срок службы до списания пожарного автомобипя конкретной модепи устанавливается в технических условиях на данную модель.

5.3 Требования к шасси

5.3.1    Для изготовления пожарных автомобилей используются, как правило, автомобильные шасси в исполнении, соответствующем требованиям ТР ТС 018 и настоящего стандарта. В случае необходимости использования специального шасси (модификации базового шасси, ранее не выпускавшейся) требования к нему согласовываются с изготовителем шасси и устанавливаются в ТИПА на данное шасси.

5.3.2    Тип привода (колесная формула) шасси, его скоростные и тяговые характеристики -по 5.1.14. На полноприводные шасси должны устанавливаться шины, допускающие движение автомобиля как по грунтовым дорогам, так и по дорогам с твердым покрытием. Конструкция шасси должна допускать возможность установки цепей противоскольжения на ведущих колесах, в том числе на каждое колесо при двухскатной ошиновке.

5.3.3    Параметры масс и габаритные размеры шасси - по ТИПА, с учетом требований 5.1.2, 5.4.29.

5.3.4    На шасси допускается установка поршневого (бензинового или дизельного) двигателя или двигателя другого типа (газотурбинного, роторно-поршневого и др), имеющего ресурс не менее ресурса поршневого двигателя и соответствующий по экономичности расход топлива. Минимальная мощность двигателя - по 5.1.3.

5.3.5    В конструкции шасси должна быть предусмотрена возможность установки механизма отбора мощности для привода специальных агрегатов пожарного автомобиля.

5.3.6    Системы двигателя и шасси в целом должны обеспечивать работу на месте с отбором не менее 70 % номинальной мощности и не менее 20 % в движении.

5.3.7    Двигатель и компоновка шасси должны обеспечивать возможность установки дополнительного подогревателя для обогрева кабины личного состава, а также кондиционера и приточновытяжной вентиляции.

5.3.8    На шасси с кабиной над двигателем должна быть обеспечена возможность проверки уровня охлаждающей жидкости и масла двигателя без подъема кабины.

5.3.9    Вместимость топливного бака должна обеспечивать запас хода автомобиля не менее 400 км (запас хода определяется по ГОСТ 20306 контрольным расходом топлива при скорости 60 км/ч).

5.3.10    Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должны обеспечивать возможность его заправки как механизированным способом, так и вручную из канистры.

5.3.11    Конструкция топпивного бака должна обеспечивать возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.