Купить СТБ ГОСТ Р 51266-2003 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - АТС), в том числе троллейбусы, категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3 по СТБ 1277 (приложение А) и устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении передней обзорности с места водителя. Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.
Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения
4 Технические требования
4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность
4.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна
4.3 Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна
4.4 Требования к непросматриваемым зонам, создаваемым стойками переднего окна
4.5 Требования к непросматриваемым зонам в нормативном поле обзора П
5 Исходные данные, представляемые изготовителем АТС
6 Методы испытаний
6.1 Требования к средствам измерений
6.2 Установка АТС при испытаниях
6.3 Контроль фактического положения точки H и конструктивного угла наклона туловища ….
6.4 Определение координат точек V и P
6.5 Нанесение границ нормативных зон А и Б на переднее окно
6.5.1 Нанесение границ нормативной зоны А на переднее окно
6.5.2 Нанесение границ нормативной зоны Б на переднее окно
6.6 Определение степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна
6.6.1 Нанесение контура очистки переднего окна
6.6.2 Расчет степени очистки нормативных зон А и Б
6.7 Определение углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна
6.7.1 Расположение непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна, и взаимное расположение точек P и E
6.7.2 Метод определения углов непросматриваемых зон
6.8 Определение непросматриваемых зон в нормативном поле обзора П
6.8.1 Нанесение на переднее и боковые окна следов от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
6.8.2 Определение непросматриваемых зон
6.9 Оценка результатов испытаний
6.10 Оформление результатов испытаний
Приложение А Классификация АТС по СТБ 1277
Приложение Б Образец технического описания транспортного средства
Приложение В Порядок определения точки Н и фактического угла наклона туловища сидящего в автомобиле водителя
Дата введения | 01.09.2003 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
31.01.2003 | Утвержден | Госстандарт Республики Беларусь | 5 |
---|---|---|---|
Разработан | Производственное республиканское унитарное предприятие Минский автомобильный завод (РУП МАЗ ) | ||
Издан | БелГИСС | 2003 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Автомобильные транспортные средства ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ Технические требования. Методы испытаний
Аутамабтьныя транспартныя сродм АГЛЯДНАСЦЬ 3 МЕСЦА ВАД31ЦЕЛЯ Тэхшчныя патрабаванш. Метады выпрабаванняу
(ГОСТ Р 51266-99, ЮТ)
Издание официальное
Г осстандарт Минск
УДК 629.3.016(083.74) МКС 03.220.20 (КГС Д29) ЮТ
Ключевые слова: обзорность передняя, средства автотранспортные, место водителя, зона нормативная, поле нормативное, зона непросматриваемая, степень очистки ОКП 45 1000 ОКП РБ 34.10
1 ПОДГОТОВЛЕН производственным республиканским унитарным предприятием «Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ»)»
ВНЕСЕН Госстандартом Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 31 января 2003 г. № 5
3 Настоящий стандарт идентичен государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51266-99 «Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний»
ГОСТ Р 51266-99 разработан Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)
Официальные экземпляры государственного стандарта Российской Федерации, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт и на которые даны ссылки, имеются в БелГИСС
Степень соответствия - идентичная (ЮТ)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой на территории Республики Беларусь ГОСТ 28070-89)
Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта Республики Беларусь
Издан на русском языке
6.3 Контроль фактического положения точки Н и конструктивного угла наклона туловища
На установленном АТС (кабине) должны быть определены положение точки Н и фактический угол наклона туловища, а также проведена проверка соответствия измеренных параметров конструктивным спецификациям, указанным изготовителем, согласно приложению В.
6.4 Определение координат точек Vw Р
6.4.1 Точки V \л Р определяются относительно прямоугольной системы координат с началом в контрольной точке посадки R, направление осей X, У, Z которой совпадает с направлением осей X, Y, Z системы координат, приведенной на рисунке 2.
6.4.2 Координаты точек V \л Р выбирают в соответствии с рисунком 3 и таблицами 4 и 5 в зависимости от величины продольной регулировки сиденья для нормального управления или использования и угла наклона туловища, заданных изготовителем. Точка Рм является точкой пересечения прямой Р-\Р2 и плоскости, параллельной вертикальной продольной плоскости Y (XZ), проходящей через точку R.
* Размер для справок. |
Рисунок 3 - Определение координат точек V и Р
7
Таблица 4 - Значения величин ЛХ1 и/IZb зависимости от угла наклона туловища | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 5 - Значения АХг в зависимости от величины продольной регулировки сиденья | ||||||||||||||||
|
6.5.1 Нанесение границ нормативной зоны А на переднее окно
Из точек Vi и V2 (рисунок 4) под заданными углами (таблица 1) на заднее окно наносят границы нормативной зоны А.
Верхняя граница определяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось У, проходящую через точку \А под нормативным углом «вверх» по отношению к горизонтальной плоскости X (YZ), с поверхностью переднего окна.
Нижняя граница определяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось У, проходящую через точку V2 под нормативным углом «вниз» по отношению к горизонтальной плоскости X (YZ), с поверхностью переднего окна.
Левая граница определяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось Z через точки Vi и V2 под нормативным углом «влево» по отношению к продольной вертикальной плоскости Y (XZ), с поверхностью переднего окна.
Правая граница определяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось Z, проходящую через точки Ц и V2 под нормативным углом «вправо» по отношению к продольной вертикальной плоскости Y (XZ), с поверхностью переднего окна.
Рисунок 4 - Нанесение нормативных зон А и Б на переднее окно |
6.5.2 Нанесение границ нормативной зоны Б на переднее окно
Верхняя, нижняя и левая границы определяются аналогично соответствующим границам нормативной зоны А по 6.5.1.
Правая граница определяется как симметричная левой границе относительно средней продольной плоскости АТС.
На переднее окно наносят контур, отстоящий на расстоянии 25 мм от границы прозрачной части переднего окна.
6.6 Определение степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна
6.6.1 Нанесение контура очистки переднего окна
На переднее окно наносят контур его прозрачной части.
На переднее окно наносят контур очистки, обеспечиваемый щетками стеклоочистителей. Контур очистки наносят при работающем двигателе на холостом ходу поочередно на всех режимах, предусмотренных конструкцией системы стеклоочистки переднего окна. Метод нанесения может быть любым, обеспечивающим заданную точность последующих измерений.
9
За оцениваемый контур очистки переднего окна принимают наибольший контур, охватывающий работу всех режимов стеклоочистки.
6.6.2 Расчет степени очистки нормативных зон А и Б
Степень очистки нормативных зон А и Б (Ф) в процентах рассчитывают по формуле
<д=-^~ 100, (1)
S Тай
где S04 - часть площади нормативной зоны А (Б), очищенная щетками стеклоочистителя;
50бщ - общая площадь нормативной зоны А (Б).
6.7 Определение углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна
6.7.1 Расположение непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна, и взаимное расположение точек Р и Е
Непросматриваемые зоны, создаваемые боковыми и средней стойками переднего окна в поле зрения водителя, располагаются в плоскостях, проходящих через точки Р. Определяют непросматриваемые зоны из точек Е (рисунок 5), характеризующих положение правого и левого глаза водителя при повороте головы в направлении стойки. При этом учитывают зоны, создаваемые как самой стойкой переднего окна, так и передней стойкой двери с примыкающими к ним непрозрачными элементами.
Из точек Е (рисунки 6, 7) и Р, координаты которых приведены на рисунке 3, в соответствии с поправками, указанными в таблицах 3 и 4, определяют углы непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна для:
- левой стойки переднего окна из точек Е1 и Е2;
- правой стойки переднего окна из точек Е3 и Е4;
- средней стойки переднего окна из точек Е5 и Е6.
6.7.2 Метод определения углов непросматриваемых зон
6.7.2.1 Угол непросматриваемой зоны, образуемый каждой стойкой, измеряют в горизонтальной плоскости, проходящей через точки Р1 - Р3 и Е1 - Е6 (рисунок 6).
Угол непросматриваемой зоны, образуемый левой стойкой переднего окна, - это угол между прямой с началом в точке Е2, параллельной лучу, выходящему из точки Еь образующему угол 90° с прямой EiE2 и касающемуся наружного края сечения стойки, и лучом, выходящим из точки Е2 и касающимся внутреннего края сечения стойки.
Угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, - это угол между прямой с началом в точке Е3, параллельной лучу, выходящему из точки Е4, образующему угол 90° с прямой Е3Е4 и касающемуся наружного края сечения стойки, и лучом, выходящим из точки Е3, и касающимся внутреннего края сечения стойки.
Угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, не измеряют, если боковые стойки расположены симметрично относительно средней продольной плоскости АТС.
Угол непросматриваемой зоны, образуемый средней стойкой переднего окна, - это угол между прямой с началом в точке Е6, параллельной лучу, выходящему из точки Е5, образующему угол 90° с прямой Е5Е6 и касающемуся левого по ходу АТС края сечения стойки, и лучом, выходящим из точки Е6 и касающимся правого по ходу АТС края сечения стойки.
Углы непросматриваемых зон | |
Рисунок б - Определение точек Р и Е для оценки непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна и измеряемых в горизонтальной плоскости |
6.7.2.2 Если на АТС категорий Mi, М2 и Ni в результате измерений боковых стоек по 6.7.2.1 угловые величины составляют более 6°, то проводят следующие дополнительные измерения:
- угол непросматриваемой зоны, образуемый каждой стойкой, измеряют по двум сечениям стойки (рисунок 7):
сечение S1: образовано пересечением стойки переднего окна с плоскостью, перпендикулярной плоскости Y (XZ), проходящей через точку Рм и наклоненной на 2° вверх от горизонтальной плоскости. Горизонтальное сечение стойки переднего окна проходит через наиболее удаленную точку пересечения стойки с наклонной плоскостью (рисунок 7);
сечение S2: образовано пересечением стойки переднего окна с плоскостью, перпендикулярной плоскости Y (XZ), проходящей через точку Рм и наклоненной на 5° вниз от горизонтальной плоскости. Горизонтальное сечение стойки переднего окна проходит через наиболее удаленную точку пересечения стойки с наклонной плоскостью;
- угол непросматриваемой зоны, образуемый левой стойкой переднего окна, - это угол в горизонтальной плоскости между прямой с началом в точке Е2, параллельной лучу, выходящему из точки Е1; образующему угол 90° с прямой и касающемуся наружного края сечения S2, и лучом, выходящим из точки Е2 и касающимся внутреннего края сечения S1;
- угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, - это угол в горизонтальной плоскости между прямой с началом в точке Е3, параллельной лучу, выходящему из точки Ел, образующему угол 90° с прямой Е3Е4 и касающемуся наружного края сечения S2, и лучом, выходящим из точки Е3 и касающимся внутреннего края сечения S1. Угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, не измеряют, если боковые стойки расположены симметрично относительно средней продольной плоскости АТС.
11
Рисунок 7 - Определение точек Р и Е для оценки непросматриваемых зон, создаваемых боковыми стойками, измеряемых по двум сечениям стойки |
6.8 Определение непросматриваемых зон в нормативном поле обзора П
6.8.1 Нанесение на переднее и боковые окна следов от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
6.8.1.1 Нормативное поле обзора П находится впереди плоскости параллельной X (ZY) и проходящей через точки Vi и V2 (рисунок 8).
Из точек Vi и V2 на боковые окна (стены кабины) наносят следы указанной плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.
Рисунок 8 - Расположение плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П |
6.8.1.2 Сверху нормативное поле обзора П ограничено горизонтальной плоскостью, проходящей через точку 1/V
Из точки на окна и стойки переднего окна наносят след горизонтальной плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П сверху, до пересечения со следами, ограничивающими нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.
6.8.1.3 Снизу нормативное поле обзора П ограничено тремя плоскостями, проходящими через точку V2 и наклоненными вниз к горизонтальной плоскости, параллельной Z (XY) под углом а.
Первая плоскость перпендикулярна плоскости У (XZ) и проходит под наклоном вперед. Вторая плоскость перпендикулярна плоскости X (ZY) и проходит под наклоном влево. Третья плоскость перпендикулярна плоскости X (ZY) и проходит под наклоном вправо.
Значения углов а для различных категорий АТС приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Значения углов а нормативного поля обзора П в зависимости от категории АТС | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
13
Из точки \/2 под заданным углом а вниз на окна и стойки переднего окна наносят:
- след первой плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в направлении вперед;
- след второй плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлении влево, до пересечения со следом на левом боковом окне, ограничивающем нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, и следом первой плоскости нижней границы нормативного поля обзора П;
- след третьей плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлении вправо, до пересечения со следом первой плоскости нижней границы нормативного поля обзора П и следом на правом боковом окне, ограничивающем нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.
6.8.2 Определение непросматриваемых зон
6.8.2.1 Фиксируют попадание в нормативное поле обзора П конструктивных элементов, создающих непросматриваемые зоны.
6.8.2.2 Если на АТС категории М3 вагонной компоновки в результате проверки по 6.8.2.1 зафиксированы указанные в 4.5.4:
- кузовные элементы конструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правой стороны по ходу движения, то измеряют непросматриваемые зоны в соответствии с 6.7.2.1;
- непрозрачные элементы конструкции в поле обзора через боковое окно, расположенное с правой стороны по ходу движения, то рассчитывают уменьшение требуемого поля обзора Л в процентах по формуле
S-
И = 100 --— -100, (2)
^ов
где Бф - площадь прозрачной части правого бокового окна, фактически попадающая в нормативное поле обзора П;
STp - площадь прозрачной части правого бокового окна, которая попадала бы в нормативное поле обзора П, при предположении, что кромки окна проходят по следам плоскостей, нанесенных в соответствии с 6.8.1.1 - 6.8.1.3;
- нижняя кромка переднего окна, то проводят измерения кратчайших расстояний от опорной поверхности до нижних кромок переднего и правого бокового окна.
6.9 Оценка результатов испытаний
6.9.1 Оценке подвергают результаты испытаний по определению параметров передней обзорности. Проверяют выполнение следующих условий:
- нормативные углы, определяющие размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна, должны быть не менее значений, указанных в таблице 1;
- расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм;
- степень очистки нормативных зон А и Б переднего окна должна быть не менее значений, указанных в таблице 2;
- угловые величины непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна, должны быть не более значений, указанных в таблице 3; количество стоек не должно превышать указанных в 4.4.1;
- в нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемых элементами конструкции, попадание которых допускается в соответствии с 4.5.
6.9.2 Считают, что результаты испытаний оценены положительно, если выполнены условия, изложенные в 6.9.1.
6.10 Оформление результатов испытаний
6.10.1 Результаты испытаний оформляют протоколом произвольной формы.
6.10.2 Протокол сертификационных испытаний должен содержать полные в соответствии с техническим описанием сведения об объекте испытаний, условиях проведения испытаний и средствах измерений, подробные результаты измерений по всей номенклатуре требований настоящего стандарта.
В заключительном разделе протокола указывают:
- результаты проверки технического описания на предмет полноты и правильности его составления, а также соответствия представленного объекта испытаний техническому описанию;
- соответствие и (или) несоответствие каждого параметра передней обзорности требованиям настоящего стандарта.
6.10.3 Протокол иных испытаний, чем сертификационные, должен содержать краткие сведения об объекте испытаний. В протоколе испытаний указывают результаты измерений по всем или отдельным параметрам передней обзорности.
В заключительном разделе протокола указывают сведения о соответствии и (или) несоответствии оцененных параметров передней обзорности требованиям настоящего стандарта.
15
Приложение А
(справочное)
Классификация АТС по СТБ 1277
Таблица А.1 - Классификация АТС по СТБ 1277 в зависимости от назначения и полной массы | |||||||||||||||||||||||||
|
16
Введение..........................................................................................................................................IV
1 Область применения ................................................................................................................... 1
2 Нормативные ссылки ................................................................................................................... 1
3 Определения ................................................................................................................................ 1
4 Технические требования ............................................................................................................. 2
4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность .............................................................. 2
4.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна ........... 3
4.3 Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна.............................. 4
4.4 Требования к непросматриваемым зонам, создаваемым стойками переднего окна ........ 4
4.5 Требования к непросматриваемым зонам в нормативном поле обзора П.......................... 4
5 Исходные данные, представляемые изготовителем АТС........................................................ 5
6 Методы испытаний....................................................................................................................... 6
6.1 Требования к средствам измерений........................................................................................ 6
6.2 Установка АТС при испытаниях................................................................................................ 6
6.3 Контроль фактического положения точки Н и конструктивного угла наклона туловища.... 7
6.4 Определение координат точек V и Р........................................................................................ 7
6.5 Нанесение границ нормативных зон А и Б на переднее окно............................................... 8
6.5.1 Нанесение границ нормативной зоны А на переднее окно................................................ 8
6.5.2 Нанесение границ нормативной зоны Б на переднее окно................................................ 9
6.6 Определение степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна.............................. 9
6.6.1 Нанесение контура очистки переднего окна........................................................................ 9
6.6.2 Расчет степени очистки нормативных зон А и Б..................................................................10
6.7 Определение углов непросматриваемыхзон, образуемых стойками переднего окна.......10
6.7.1 Расположение непросматриваемыхзон, создаваемых стойками переднего окна,
и взаимное расположение точек РиЕ..................................................................................10
6.7.2 Метод определения углов непросматриваемых зон...........................................................10
6.8 Определение непросматриваемыхзон в нормативном поле обзора П...............................12
6.8.1 Нанесение на переднее и боковые окна следов от плоскостей,
являющихся границами нормативного поля обзора П.........................................................12
6.8.2 Определение непросматриваемыхзон................................................................................14
6.9 Оценка результатов испытаний................................................................................................14
6.10 Оформление результатов испытаний....................................................................................14
Приложение А Классификация АТС по СТБ 1277 ....................................................................... 16
Приложение Б Образец технического описания транспортного средства ................................17
Приложение В Порядок определения точки Н и фактического угла наклона туловища
сидящего в автомобиле водителя .......................................................................19
(обязательное)
транспортного средства_
в отношении передней обзорности в соответствии с СТБ ГОСТ Р 51266. Б.1 Общие сведения
Б.1.1 Заводская или торговая марка:_
Б.1.2 Тип транспортного средства:_
Б.1.3 Модификация (версия, вариант):_
Б.1.4 Категория (по СТБ 1277):_
Б. 1.5 Идентификационный номер (VIN):_
Б.1.6 Код ТН ВЭД:_
Б.1.7 Наименование и адрес изготовителя:_
Б. 1.8 Наименование и адрес заявителя на сертификацию:_
Б.2 Техническая характеристика
Параметры |
Модис |
эикации - объекты сертификации | ||
1 |
2 |
3 | ||
1 Категория АТС | ||||
2 Исходные данные по посадочному месту водителя: - координаты точки R; - конструктивный угол наклона туловища | ||||
3 Сиденье водителя: - величина продольной регулировки; -тип, маркировка | ||||
4 Стеклоочистители: -длина щеток; -тип, маркировка | ||||
5 Стекло переднего окна: - размеры; - способ крепления; - наличие непрозрачной окантовки; -тип, маркировка | ||||
6 Стекла боковых окон: - размеры; -тип, маркировка |
Максимальный формат: А4 (210 х 297 мм).
На каждой странице технического описания указывают общее количество страниц описания и номер данной страницы.
17
Стандарт гармонизирован с Директивами ЕЭС 77/649, ЕЭС 78/318 в части технических требований и методов испытаний.
Приведенная в стандарте классификация дорожного транспорта соответствует СТБ 1277, который эквивалентен ГОСТ 22895 в части классификации механических транспортных средств и прицепов.
IV
Автомобильные транспортные средства ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ Технические требования. Методы испытаний
Аутамабтьныя транспартныя сродш АГЛЯДНАСЦЬ 3 МЕСЦА ВАД31ЦЕЛЯ Тэхшчныя патрабаванш. Метады выпрабаванняу
Automobile transport facilities VISIBILITY FROM THE DRIVER'S SEAT Technical requirements. Test methods
Дата введения 2003-09-01
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, в том числе троллейбусы (далее - АТС), категорий М-ь М2, М3, Ni, N2, N3, по СТБ 1277 (приложение А) и устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении передней обзорности с места водителя.
Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
СТБ 1277-2001 Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация
ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 20304-90 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Бинокулярный обзор - обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазом одновременно.
Боковые разделительные стойки переднего окна - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.
Зона очистки переднего окна - зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.
Исходные точки отсчета - физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове АТС, указанные изготовителем.
Конструктивный угол наклона туловища - угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному изготовителем АТС.
Непросматриваемые зоны - невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т. д.
Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна - невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.
Нормативные зоны А и Б переднего окна - условные зоны на наружной поверхности стекла АТС.
Примечания
1 Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом.
2 Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.
Издание официальное
Нормативное поле обзора П - условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.
Обзорность - конструктивное свойство АТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления АТС.
Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС.
Примечание - Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, непросматриваемыми зонами в
нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего
А^дольная регулировка сиденья - величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.
Продольная регулировка сиденья для нормального управления или использования -
регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для иных целей, чем нормальное управление или использование, заданная изготовителем.
Прозрачная часть переднего и боковых окон - часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ 5727.
Разделительные стойки боковых окон - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.
Средняя и боковые стойки переднего окна - опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол.
Примечание - При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.
Степень очистки нормативной зоны - отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.
Тип транспортного средства (в отношении передней обзорности) - совокупность АТС, не имеющих между собой конструктивных различий, влияющих на показатели обзорности с места водителя, и отвечающих одним требованиям, установленным настоящим стандартом.
Точки Е - характеристические точки, имитирующие положение левого и правого глаза при повороте головы сидящего относительно точки Р в направлении соответствующей боковой стойки.
Точки Р- характеристические точки пересечения оси поворота головы сидящего в направлении к объекту наблюдения с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте глаз, принятые для определения углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна.
Примечания
1 При этом имеется в виду, что сидящий поворачивает голову вокруг вертикальной оси.
2 Координаты точек Р через угол наклона туловища сидящего и продольную регулировку сиденья для нормального управления или использования зависимы от координат точки R.
Точка R, или контрольная точка сидения - условная точка, указываемая изготовителем для сидения водителя и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
Точки V - характеристические точки положения глаз водителя, принятые для определения границ нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П АТС.
Примечание - Координаты точек Vчерез угол наклона туловища сидящего зависимы от координат точки R.
4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность
Передняя обзорность определяется (рисунок 1):
- размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;
- степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;
- непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;
- непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.
1 2 3 4 5 6 7 8 |
1 - граница прозрачной части левого бокового окна; 2 - левая боковая стойка переднего окна;
3 - контур очистки переднего окна; 4 - граница нормативной зоны А, 5 - граница нормативной зоны Б;
6 - граница прозрачной части переднего окна; 7 - правая боковая стойка переднего окна;
8 - граница прозрачной части правого бокового окна; 9 - следы от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
Рисунок 1 - Расположение нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П
4.2.1 Размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна определяются углами, значения которых представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Размеры нормативных зон А и Б переднего окна АТС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания 1 Знак «+» означает, что правая граница нормативной зоны Б симметрична левой границе относительно средней продольной плоскости АТС. 2 Значения, указанные в скобках, действуют до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. * Для АТС капотной компоновки с составным ветровым стеклом и боковыми разделительными стойками. |
4.2.2 Расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм.
4.3 Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна АТС
Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна АТС представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Степень очистки нормативных зон А и Б переднего окна | ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
Примечание - Значения, указанные в скобках, - только для АТС категорий Мз вагонной компоновки и Ni с кабиной над двигателем. Эти значения действуют до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. |
4.4 Требования к непросматриваемым зонам, создаваемым стойками переднего окна
4.4.1 Количество боковых стоек должно быть не более двух. Для АТС категорий М-ь М2, М3, Ni, N2, Ыздопускается наличие средней стойки.
4.4.2 Угловые величины непросматриваемых зон, образуемые стойками среднего окна, представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Углы, характеризующие непросматриваемые зоны, образуемые стойками переднего окна | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Примечание - Значение, указанное в скобках, - только для АТС категорий Мз вагонной компоновки и Ni с кабиной над двигателем. Эти значения действуют до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. |
4.5 Требования к непросматриваемым зонам в нормативном поле обзора П
4.5.1 В нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемых:
- средней и боковыми стойками переднего окна;
- разделительными стойками боковых окон;
- рамками вентиляционных форточек;
- зеркалами заднего вида;
-деталями стеклоочистителей;
- наружными радиоантеннами;
- рулевым колесом и панелью приборов (только внутри проекции рулевого колеса) при условии, что верхняя точка рулевого колеса не попадает в зону А;
- проводниками радиоантенн, не превышающими по ширине следующих значений: залитых в стекло проводников - 0,5 мм, нанесенных на стекло проводников - 1,0 мм. При этом в нормативной зоне А должно проходить не более трех указанных выше проводников радиоантенн, а ширина каждого из них не должна превышать 0,5 мм;
- проволочными нагревательными элементами для размораживания и сушки переднего окна, обычно зигзагообразных или синусоидальных, если их максимальная ширина не превышает 0,03 мм, а максимальная плотность проводов, проходящих вертикально, - 8 шт/см2, проходящих горизонтально, -5 шт/см2.
4.5.2 Для АТС категории М1 капотной компоновки до 1 января 2005 г. допускаются непросматри-ваемые зоны в нормативном поле обзора П, создаваемые средними левой и правой стойками кузова. При новом проектировании не применять.
4.5.3 Для АТС категорий М3, N3 допускается наличие боковых разделительных стоек переднего окна в количестве не более двух.
4.5.4 Для АТС категории М3 вагонной компоновки допускается попадание в нормативное поле обзора П:
- кузовных элементов конструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правой стороны по ходу движения, при условии, что нанесенный на правое боковое окно по методу
6.8.1.1 след плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, попадает в световой проем створки, или, по крайней мере, имеется еще один световой проем, расположенный в непосредственной близости за следом указанной плоскости. В любых случаях угловые значения непро-сматриваемыхзон, образуемые указанными элементами конструкции, не должны превышать 7°;
- непрозрачных элементов конструкции в зоне обзора через боковое окно, расположенное с правой стороны по ходу движения, при условии, что уменьшение площади требуемого поля обзора через правое окно не превышает 20 % для АТС, изготовленных до 1 января 2003 г., 10 % - для АТС, изготовленных с 1 января 2003 г.;
- нижней кромки переднего окна при условии, что расстояние от опорной поверхности до любой точки нижней кромки переднего окна не превышает расстояния от опорной поверхности до любой точки нижней кромки правого бокового окна.
4.5.5 Для АТС категорий М2, М3, Ni, N2 и N3 в нормативное поле обзора П допускается попадание направляющих шторок при условии, что их общее количество не превышает шести, а сечение каждой направляющей вписывается в окружность диаметром 6 мм. В нормативную зону А попадание направляющих шторок не допускается.
4.5.6 В непросматриваемые зоны, создаваемые элементами конструкции, указанными в 4.5.1 -4.5.5, допускается попадание других элементов конструкции при условии, что непросматриваемые зоны не увеличиваются.
4.5.7 В нормативное поле обзора П допускается попадание технических средств, расположенных внутри кабины, при выполнении следующих условий:
- конструкция технических средств должна позволять водителю без затруднений, не отвлекаясь от управления, освобождать от них нормативное поле обзора П;
- точки крепления технических средств не должны находиться в нормативных зонах А, Б и нормативном поле обзора П.
5.1 Для определения соответствия показателей передней обзорности АТС требованиям настоящего стандарта изготовитель должен представить следующие данные:
5.1.1 Координаты не менее трех исходных точек отсчета АТС относительно опорной поверхности и трехмерной системы координат, используемой при проектировании кузова АТС и изображенной на рисунке 2.
Исходные точки отсчета на АТС, представленных на испытания, должны быть маркированы и доступны для использования без демонтажа конструкций.
5.1.1.1 Координаты исходных точек отсчета относительно опорной поверхности, указанных в 5.1.1, должны быть представлены: для АТС категории М1 - в состоянии снаряженной массы с размещенным на передних сиденьях балластом (76 кг), имитирующим вес водителя и пассажира, для АТС категорий М2, М3, Ni, N2, N3 - полной массой.
5.1.2 Координаты точки R относительно системы координат, используемой при проектировании кузова АТС.
5.1.3 Все указания, необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения.
5.2 Если изготовитель не представил:
5.2.1 Координаты исходных точек отсчета, то фактическое положение АТС относительно опорной поверхности принимают за исходное. Обязательными условиями в этом случае являются:
- отсутствие у АТС крена влево или вправо;
- исправное состояние подвески АТС;
-давление в шинах АТС, соответствующее требованиям технических характеристик.
5
Вертикальная поперечная плоскость X(ZY) -Z Вертикальная Горизонтальная продольная плоскость плоскость Z (XY) Y (XZ) |
Рисунок 2 - Расположение осей X, Y, Z и плоскостей X (ZY), Y (XZ), Z(XY) трехмерной системы координат
5.2.1.1 Состояние массы, в исходном положении, указанном в 5.2.1, должно соответствовать 5.1.1.1.
5.2.2 Координаты точки R и конструктивного угла наклона туловища водителя, то для определения контрольной точки посадки принимают положение сиденья водителя:
- по горизонтали - крайнее заднее фиксированное положение;
- по вертикали - крайнее нижнее фиксированное положение. При наличии системы подрессори-вания винт регулировки устанавливают на метку, соответствующую весу объемного механизма определения точки Н, равному 76 кг;
- угол наклона туловища водителя принимают от 10° до 25°.
5.2.3 Продольной регулировки сиденья для нормального управления или использования, то за указанную величину принимают продольную регулировку, замеренную по горизонтали между точкой R и крайним передним фиксированным положением сиденья.
5.3 При проведении сертификационных испытаний в отношении передней обзорности изготовитель представляет техническое описание АТС в соответствии с приложением Б.
6.1 Требования к средствам измерений
6.1.1 Измерение параметров обзорности АТС может быть осуществлено любым способом, позволяющим обеспечить заданную точность измерений.
6.1.2 Погрешность измерений не должна превышать: ± 0,5° - угловых размеров и ± 1 мм - линейных размеров.
6.2 Установка АТС при испытаниях
АТС (кабина) должно(а) быть установлено(а) по исходным точкам отсчета относительно опорной поверхности в соответствии с предписаниями изготовителя.