Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

43 страницы

Купить СТБ 1877-2008 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на транспортные средства категорий M, N и O по ГОСТ 31286 в части их масс и размеров. Стандарт устанавливает требования к массам и размерам, а также к параметрам транспортных средств, таким как: маневренность, удельная мощность двигателей, эквивалентность упругих характеристик подвесок.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

1а Нормативные ссылки

2 Термины и определения

3 Заявка на проведение испытаний

4 Соответствие требованиям настоящего стандарта

5 Технические требования и методы испытаний

Приложение А (обязательное) Информационный документ

Приложение Б (обязательное) Протоколы испытаний

Приложение В (обязательное) Единообразные процедуры испытаний, которые могут быть применены при определении заявляемых при регистрации/эксплуатации максимальных допустимых (максимальных разрешенных) масс транспортных средств категорий М2, М3 и N

Приложение Г (обязательное) Метод проверки масс и нагрузок на ось для транспортных средств категории М1

Приложение Д (справочное) Сравнение определений, принятых в настоящем стандарте в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и в действующем государственном стандарте

Приложение Е (справочное) Полный перечень технических отклонений с разъяснениями причин их внесения

Библиография

 
Дата введения01.12.2008
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

30.05.2008УтвержденГосстандарт Республики Беларусь30
РазработанПроизводственное республиканское унитарное предприятие Минский автомобильный завод (РУП МАЗ )
ИзданБелГИСС2008 г.

Road vehicles. Masses and dimensions. Technical requirements and test methods

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СТБ 1877-2008 (ГОСТ Р 52389-2005)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Транспорт дорожный МАССЫ И РАЗМЕРЫ

Технические требования и методы испытаний

Транспарт дарожны МАСЫ I РАЗМЕРЫ

Тэхшчныя патрабаванш i метады выпрабаванняу

(ГОСТ Р 52389-2005, MOD)

Издание официальное

Г осстандарт Минск

(лБ

УДК 629.36.01 (083.74)(476)    МКС    43.040    КП    02    MOD

Ключевые слова: массы, размеры, методы испытаний, определение масс при регистрации, эксплуатация, транспортные средства категорий М, N и О, метод проверки масс и нагрузок на ось

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    РАЗРАБОТАН производственным республиканским унитарным предприятием «Минский автомобильный завод» (РУП «МАЗ»)

ВНЕСЕН Госстандартом Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 30 мая 2008 г. № 30

3    Настоящий стандарт модифицирован по отношению к национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52389-2005 Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний путем внесения технических отклонений, что обусловлено действующими в Республике Беларусь техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации.

Настоящий стандарт учитывает положения Директив 97/27/ЕС и 92/21/ЕЕС, устанавливающих технические требования и методы проверки колесных транспортных средств в отношении их масс и размеров (Directive 97/27/ЕС of the European Parliament and of the Council, relating to the masses and dimensions of certain categories of motor vehicles and their trailers [at last amended by Corr., of May, 21, 2003], Council Directive 92/21/EEC on the masses and dimensions of motor vehicles of category M1 [at last amended by Directive 95/48/EC and Corr.]).

Редакционные изменения выделены в тексте стандарта подчеркиванием сплошной горизонтальной линией.

Технические отклонения выделены в тексте стандарта полужирным курсивом и одиночной вертикальной полужирной линией, расположенной на полях слева (четные страницы ) и справа (нечетные страницы) от соответствующего текста.

Сравнение определений, принятых в настоящем стандарте в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и в действующем государственном стандарте, приведено в приложении Д.

Полный перечень всех технических отклонений с разъяснением причин их внесения приведен в приложении Е.

Официальные экземпляры национального стандарта Российской Федерации, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт, и стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Национальном фонде ТИПА.

Степень соответствия - модифицированная (MOD)

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

5.4.1.2    Соответствующие расчеты должны быть проведены для обеспечения необходимой уверенности в том, что в отношении каждого технического варианта в пределах одного типа выполняются требования, перечисленные ниже.

5.4.1.3    Используемые в расчете обозначения М, /п,, щ ТМ и МС относятся соответственно к следующим параметрам, значения которых регламентируются 5.4:

М- технически допустимая максимальная масса транспортного средства;

/г), — технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на /-ю ось (/ изменяется от единицы до общего количества осей транспортного средства);

щ-технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на одиночную ось или на группу

осей, обозначенную j (J изменяется от единицы до общего количества одиночных осей и групп осей транспортного средства);

ТМ- технически допустимая максимальная буксируемая масса;

МС - технически допустимая максимальная масса комбинации механического транспортного средства и прицепа (прицепов).

5.4.1.4    В случае одиночной оси, обозначенной / как ось и j как группа осей из одной оси, т, = щ по определению.

5.4.1.5    В случае транспортного средства с разгружаемой(ыми) осью(ями) описанные ниже расчеты должны быть проведены для состояния подвески, находящейся в положении для нормального движения. В случае транспортного средства с поднимаемой(ыми) осью(ями) описанные ниже расчеты должны быть проведены для поднимаемой(ых) оси(ей), находя щей (их) ся в нижнем положении.

5.4.1.6    Для групп осей изготовитель должен указать характер распределения суммарной массы, приходящейся на группу осей, между этими осями (например, путем приведения формулы или диаграммы распределения).

5.4.1.7    В случае полуприцепов и прицепов с центральной осью для целей описанного ниже расчета точка сцепки обозначается как ось 0, а соответствующие массы т0 и ц0 по договоренности принимают равными технически допустимой максимальной нагрузке на сцепное устройство.

5.4.2 Требования к транспортным средствам категорий N и О, за исключением прицепов-домов

5.4.2.1    Сумма масс т, не должна быть меньше М.

5.4.2.2    Для каждой группы осей, условно обозначенной индексом j, сумма масс т, осей, входящих в группу, не должна быть меньше, чем щ. Кроме того, каждая из масс т, не должна быть меньше части щ, относящейся к оси /, определенной заданным характером распределения масс в группе осей.

5.4.2.3    Сумма масс щ не должна быть меньше М.

5.4.2.4    Сумма массы в снаряженном состоянии, общей массы пассажиров (из расчета 75 кг на каждого пассажира) и технически допустимой максимальной массы, приходящейся на сцепное устройство, не должна превышать массу М.

5.4.2.5    В случае, когда транспортное средство нагружено до массы М согласно любой из ситуаций, описанных в 5.4.2.5.1 и 5.4.2.5.2, масса, соответствующая нагрузке на ось /, не должна превышать массу М„ приходящуюся на эту ось, а масса, соответствующая нагрузке на единичную ось или группу осей у, не должна превышать массу р; .

5.4.2.5.1    Равномерное распределение массы соответствует транспортному средству в снаряженном состоянии (из расчета 75 кг на каждом месте для сидения) и нагруженному до массы М, причем нагрузка распределена равномерно по всему пространству, предназначенному для перевозки груза.

5.4.2.5.2    В случае экстремального распределения массы (неравномерная нагрузка) изготовитель должен установить крайние допустимые возможные положения центра тяжести, и/или полезной нагрузки, и/или специального оборудования, или внутреннего оборудования (например, от 0,5 до 1,3 м вперед от первой по счету задней оси) при условии, что транспортное средство находится в снаряженном состоянии, на каждом месте для сидения размещена масса 75 кг и транспортное средство загружено до массы М.

5.4.2.6    В случае, когда транспортное средство категории N нагружено до состояния, при котором его масса равна М, а нагрузка на его заднюю ось (имеющую порядковый номер п) или группу осей (имеющую порядковый номер q) составляет соответственно тп или цд, масса, приходящаяся на управляемую ось или оси, должна быть не менее 20 % от массы М.

5.4.2.7    МС не должна превышать М + ТМ.

СТБ 1877-2008
5.4.3 Требования для транспортных средств категорий М2 и М3

5.4.3.1    Применяют требования 5.4.2.1 - 5.4.2.3 и 5.4.2.7.

5.4.3.2    Сумма массы транспортного средства в снаряженном состоянии, массы одного пассажира Q, умноженной на число сидящих и стоящих пассажиров, масс WP, В и ВХ, которые определены в 5.4.3.3.1, технически допустимой максимальной массы, приходящейся на сцепное устройство, если оно предусмотрено изготовителем, не должна превышать массу М.

5.4.3.3    В случае, когда незавершенное транспортное средство нагружено до массы М согласно ситуации, описанной в 5.4.2.5.1 и 5.4.2.5.2, или в случае, когда комплектное или завершенное транспортное средство нагружено, как описано в 5.4.3.3.1, масса, соответствующая нагрузке на каждую ось, не должна превышать массу /п, на каждую ось, а масса, соответствующая нагрузке на каждую единичную ось или группу осей, не должна превышать массу щ на эту группу осей. Кроме того, масса, соответствующая нагрузке на ведущую ось, или сумма масс, соответствующая нагрузкам на ведущие оси, должны составлять по крайней мере 25 % от массы М.

5.4.3.3.1 Транспортные средства в снаряженном состоянии должны быть загружены с учетом: массы, соответствующей числу пассажиров Р, каждый массой Q, массы, соответствующей числу стоящих пассажиров SP, каждый массой Q, равномерно распределенной по площади, предназначенной для стоящих пассажиров Si, в соответствующих случаях - массы WP, равномерно распределенной по каждому из мест для размещения инвалидной коляски, массы В, равномерно распределенной по площади багажного отделения, массы ВХ, равномерно распределенной по площади на крыше, предназначенной для размещения багажа,

где Р- предусмотренное конструкцией число пассажирских мест (сидящих, стоящих или на инвалидных колясках);

S1 - площадь, предназначенная для стоящих пассажиров (для транспортных средств классов III или В, S1 = 0);

SP- число стоящих пассажиров, объявленное изготовителем; не должно превышать S-\/SSp (SSp -условная площадь, занимаемая одним стоящим пассажиром, указанная в таблице 1);

WP- условная масса коляски вместе с инвалидом (250 кг, умноженные на число предусмотренных инвалидных колясок), кг;

В - масса, объявленная изготовителем (числовое значение не менее 100V), кг. Учитывает багажный отсек и багажники, которые могут крепиться снаружи транспортного средства;

где V - суммарный объем пространств для размещения багажа, м3. Для транспортных средств классов I и А объем багажников, расположенных снаружи транспортного средства, во внимание не принимают;

ВХ - масса, объявленная изготовителем и установленная из условия, что величина распределенной нагрузки для багажника на крыше должна быть не менее 75 кг/м2. Двухэтажные транспортные средства не должны оснащаться багажными отделениями на крыше, т. е. для двухэтажных транспортных средств ВХ = 0.

Значения Q и SSp указаны в таблице 1.

Таблица 1 - Условная площадь, занимаемая одним пассажиром

Класс транспортного средства

Масса одного пассажира Q, кг

Условная площадь, занимаемая одним стоящим пассажиром Ssp, м2/чел.

1 и А

68

0,125

II

71*

0,150

III и В

71*

-

* Включая 3 кг ручного багажа.

5.4.3.3.2 В случае транспортного средства, в котором могут варьироваться число мест для сидения, площадь Si, предназначенная для стоящих пассажиров и/или оборудованная для перевозки инвалидных колясок, требования 5.4.3.2 и 5.4.3.3 должны быть определены для каждого из соответствующих следующих случаев:

5.4.3.3.2.1 Заняты все сиденья в случае, когда их число максимально возможное, оставшаяся площадь заполнена стоящими пассажирами (до предельного значения для стоящих пассажиров, установленного изготовителем, если оно достигается) и, если остается свободная площадь, она отводится под места для любого возможного числа инвалидных колясок. 1

5.4.3.3.2.2    Заняты все места для стоящих пассажиров в случае, когда их число максимально возможное (до предельного значения для стоящих пассажиров, установленного изготовителем), оставшаяся площадь заполнена сиденьями для пассажиров и, если остается свободная площадь, она отводится под места для любого возможного числа инвалидных колясок.

5.4.3.3.2.3    Заняты все места, предназначенные для инвалидных колясок в случае, когда их число максимально возможное, оставшаяся площадь заполнена стоящими пассажирами (до предельного значения для стоящих пассажиров, установленного изготовителем, если оно достигается) и, если остается свободная площадь, она отводится под места для любого возможного числа сидений, занятых пассажирами.

5.4.3.4 В случае, когда транспортное средство находится в снаряженном состоянии или нагружено согласно 5.4.3.3.1, масса, соответствующая нагрузке на переднюю ось или группу осей, не должна быть меньше чем часть массы в снаряженном состоянии или часть технически допустимой максимальной массы М, указанной в таблице 2.

Таблица 2

В процентах

Класс транспортного средства

1 и А

II

III и В

Вид транспортного средства

Одиноч

ный

Сочленен

ный

Одиноч

ный

Сочленен

ный

Одиноч

ный

Сочленен

ный

Часть массы

20

20

251

20

251

20

Значение этой величины уменьшают до 20 % для трехосных транспортных средств классов II и III, имеющих две управляемые оси.

5.4.3.5 Для транспортных средств, относящихся более чем к одному классу, требования 5.4.3.2 и

5.4.3.3 должны применяться к каждому классу.

5.4.4    Требования для прицепов-домов

Применяют требования 5.4.2.1 - 5.4.2.4 и 5.4.2.7. В дополнение к этому в случае, когда незавершенное транспортное средство нагружено до состояния, при котором его масса равна М, в соответствии с ситуацией, описанной в 5.4.2.5.1 и 5.4.2.5.2, или в том случае, когда комплектное или завершенное транспортное средство в снаряженном состоянии нагружено до состояния, при котором его масса равна М с учетом емкостей для чистой воды и газа, заполненных на 90 %, масса, соответствующая нагрузке на каждую ось, не должна превышать массу т, на эту ось, а масса, соответствующая нагрузке на каждую единичную ось или на группу осей, не должна превышать массу щ на эту группу осей.

5.4.5    Требования для транспортных средств категории Mi

5.4.5.1    Сумма технически допустимых максимальных масс, приходящихся на ось, не должна быть меньше массы М.

Технически допустимая максимальная масса транспортного средства не должна быть меньше, чем сумма массы транспортного средства в снаряженном состоянии и массы стандартной загрузки.

Если нагрузка транспортного средства соответствует технически допустимой максимальной массе согласно 5.4.5.2 и 5.4.5.3, нагрузка на каждую ось не должна превышать технически допустимую максимальную нагрузку на эту ось.

Если транспортное средство и его задняя ось нагружены до технически допустимой максимальной массы, то масса, приходящаяся на переднюю ось, не должна быть меньше чем 30 % технически допустимой максимальной массы транспортного средства.

5.4.5.2    Для проверки требований, изложенных в 5.4.5.1, массы пассажиров, багажа и добавочная масса должны быть расположены так, как предписано приложением Г. Метод проверки масс также описан в этом приложении. Если транспортное средство оснащено съемными сиденьями, процедура проверки ограничивается случаем, когда установлено максимальное число сидений.

5.4.5.3    Если транспортное средство предназначено для буксировки прицепа, проводят две дополнительные проверки согласно 5.4.5.1 и 5.4.5.2 с учетом:

а)    максимальной массы сцепного устройства;

б)    как максимальной массы сцепного устройства, так и максимальной вертикальной статической нагрузки на сцепное устройство и требований 5.4.5.3.1 - 5.4.5.3.3.

СТБ 1877-2008

5.4.5.3.1    Технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на заднюю(ие) ось(и), не может быть превышена более чем на 15 %, а технически допустимая максимальная масса груженого транспортного средства не может быть превышена более чем на 10 % или на 100 кг (выбирают меньшее значение) только для данного конкретного случая применения и при условии, что скорость движения не более 100 км/ч.

5.4.5.3.2    Нагрузки и массы с превышениями, оговоренными в 5.4.5.3.1, не должны использоваться в иных случаях, чем проверка соответствия требованиям настоящего стандарта.

5.4.5.3.3    Изготовитель устанавливает ограничения скорости, оговоренные в 5.4.5.3.1, и иные условия в руководстве по эксплуатации.

5.4.5.4    Если изготовитель оснащает транспортное средство сцепным устройством, он должен указать на самом сцепном устройстве или в непосредственной близости от места его крепления на транспортном средстве максимальную допустимую вертикальную нагрузку на сцепное устройство.

5.4.5.5    Буксируемая масса и статическая вертикальная нагрузка на сцепное устройство
5.4.5.5.1    Технически допустимые максимальные буксируемые массы, устанавливаемые изготовителем

5.4.5.5.1.1    Масса, буксируемая транспортным средством, предназначенным для буксировки прицепа, имеющего рабочую тормозную систему. (Для расчета буксируемой массы нагрузки и массы с превышениями, оговоренными в 5.4.5.3.1, не должны приниматься в расчет).

5.4.5.5.1.1.1    Технически допустимая максимальная масса, буксируемая транспортным средством, определяется как наименьшее значение из:

а)    технически допустимой максимальной буксируемой массы, обусловленной конструкцией транспортного средства и/или прочностью сцепного устройства, или

б)    технически допустимой максимальной массы буксирующего транспортного средства (механи

ческого транспортного средства) или для транспортных средств повышенной проходимости по ГОСТ 31286 эту массу увеличивают в 1,5 раза.    |

5.4.5.5.1.1.2    В любом случае технически допустимая максимальная масса прицепа не должна превышать 3500 кг.

5.4.5.5.1.2    Буксируемая масса для транспортного средства, предназначенного для буксирования прицепа без рабочей тормозной системы

5.4.5.5.1.2.1    Технически допустимую максимальную массу, буксируемую транспортным средством, определяют как наименьшее значение из технически допустимой максимальной буксируемой массы или половины массы буксирующего транспортного средства в снаряженном состоянии.

5.4.5.5.1.2.2    В любом случае технически допустимая максимальная масса прицепа не должна превышать 750 кг.

5.4.5.5.2    Технически допустимая статическая вертикальная нагрузка на сцепное устройство устанавливается изготовителем. Эта нагрузка не должна быть менее 4 % максимальной разрешенной буксируемой массы и менее 25 кг.

Изготовитель должен указать в руководстве по эксплуатации максимальную разрешенную статическую вертикальную нагрузку на сцепное устройство, расположение мест крепления сцепного устройства и его максимальный разрешенный свес.

5.4.5.5.3    Максимальное число пассажирских сидений, установленное изготовителем, не должно зависеть от наличия/отсутствия прицепа.

5.5    Условия, которые должны быть проверены для отнесения транспортного средства к

транспортным средствам повышенной проходимости по ГОСТ31286    '

5.5.1    Испытательная лаборатория должна проверить, соответствует ли комплектное или завер

шенное транспортное средство или тягач для полуприцепов (седельный тягач) без седельносцепного устройства требованиям ГОСТ 31286 (подраздел 5.2).    \

5.5.2    Для других незавершенных транспортных средств такая проверка может быть проведена только по заявке изготовителя.

5.6    Маневренность

5.6.1 Любое транспортное средство категорий М2, М3, N или любой полуприцеп должны иметь возможность поворота на 360° в любую сторону внутри площади, заключенной между двумя концентрическими окружностями радиусами 12,5 и 5,3 м, при условии, что ни одна из выступающих наружу поворота частей транспортного средства (за исключением выступающих частей, оговоренных в 2.4.2) не выходит при движении за границу окружностей.

11

Для механических транспортных средств и полуприцепов с устройством разгрузки оси (2.18) данные требования относятся также и к случаю, когда поднимаемая ось находится в поднятом, а разгружаемая ось - в разгруженном положениях. Если поднимаемую ось применяют в качестве устройства для облегчения трогания на скользкой поверхности и она отвечает условиям В.3.3 (приложение В), требования, изложенные в данном абзаце, не применяют.

Вышеизложенные требования проверяют следующим образом.

5.6.1.1 Механические транспортные средства

Наиболее выступающая наружу поворота часть транспортного средства должна вписываться в контур внешнего круга (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема поворота транспортного средства

5.6.1.2    Полуприцепы

Считают, что полуприцеп отвечает требованиям 5.6.1 в случае, если его база не превышает

^(12,50 - 2,04)2 - (5,30 + b / 2)2,    (1)

где b - ширина полуприцепа; базу для целей данного пункта измеряют как расстояние от оси седельно-сцепного устройства до центра неуправляемой тележки; если одна или более осей неуправляемой тележки имеет механизм разгрузки оси (см. 2.18), в расчет принимают наибольшее значение базы из вариантов с поднятой/опущенной осью(ями). В случае сомнений можно потребовать проведения испытаний на соответствие 5.6.1.

5.6.2    Дополнительные требования для транспортных средств категории N

Когда транспортное средство находится в неподвижном положении с колесами, повернутыми в положение, в котором наиболее выступающая наружу поворота точка в передней части транспортного средства при движении по кругу будет двигаться по окружности радиусом 12,5 м, вертикальная плоскость, касательная к боковой поверхности транспортного средства с внешней стороны поворотного круга, должна быть зафиксирована путем проведения линии на опорной поверхности.

Когда транспортное средство движется вперед в одну из двух сторон, описывая окружность в соответствии с предыдущим абзацем, ни одна из его частей не должна выступать наружу поворота за описанную выше вертикальную плоскость более чем на 0,8 м (см. рисунок 2).

12

СТБ 1877-2008

Размеры в метрах

Рисунок 2 - Схема поворота транспортного средства категории N

Для транспортных средств с устройством разгрузки оси это требование также применимо к случаю, когда ось(и) поднята(ы) (в терминологической статье 2.18). Для транспортных средств категории N с поднимаемой осью в поднятом положении или разгружаемой осью в разгруженном положении значение 0,8 м заменяют на 1,0 м.

5.6.3 Дополнительные требования для транспортных средств категорий М2 и М3

Когда транспортное средство находится в неподвижном положении, вертикальная плоскость, касательная к боковой поверхности транспортного средства с внешней стороны поворотного круга, должна быть зафиксирована путем проведения линии на опорной поверхности. В случае сочлененного транспортного средства две жесткие секции должны быть выровнены по этой касательной плоскости. Когда транспортное средство начинает двигаться с этого выпрямленного положения, вписываясь в окружность, описанную в 5.6.1, ни одна из его частей не должна выступать наружу поворота за описанную выше вертикальную плоскость более чем на 0,6 м (см. рисунки 3 и 4).

Рисунок 3 - Схема поворота трехосного транспортного средства

13

I—1

|    R    =    12,50 м; r = 5,3 m; U- не более 0,6 м

Рисунок 4 - Схема поворота сочлененного транспортного средства

5.6.4    Требования 5.6.1 - 5.6.3 могут быть также проверены по просьбе изготовителя соответствующим эквивалентным расчетом или геометрическими измерениями.

Если по просьбе изготовителя транспортное средство категории N, не имеющее задней управляемой оси, проверяют согласно его геометрическим параметрам, его считают соответствующим требованиям 5.6.2, если задний свес не превышает 60 % колесной базы транспортного средства.

5.6.5    В случае незавершенного транспортного средства изготовитель должен декларировать максимальные допустимые размеры, которые следует проверить на соответствие 5.6.1 - 5.6.3.

5.7    Дополнительные требования для механических транспортных средств категорий М2 и М3

Технически допустимая максимальная буксируемая масса не должна превышать 3500 кг.

5.8    Технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на сцепное устройство механических транспортных средств, и инструкции по установке сцепного устройства

5.8.1    Технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на сцепное устройство механического транспортного средства категорий М и N, предназначенного для буксировки прицепа с центральной осью и с технически допустимой максимальной буксируемой массой, превышающей 3500 кг, должна быть не менее 10 % его технически допустимой максимальной буксируемой массы или 1000 кг (выбирают меньшее значение).

5.8.2    Технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на сцепное устройство механического транспортного средства, предназначенного для буксировки прицепа с центральной осью и с технически допустимой максимальной буксируемой массой, не превышающей 3500 кг, должна быть не менее 4 % его технически допустимой максимальной буксируемой массы или 25 кг (выбирают меньшее значение).

5.8.3    В случае механического транспортного средства с технически допустимой максимальной массой нагруженного транспортного средства, не превышающей 3500 кг, изготовитель должен указать в руководстве по эксплуатации условия для закрепления сцепного устройства на транспортном средстве.

В этом случае эти условия должны содержать значения технически допустимой максимальной массы, приходящейся на сцепное устройство механического транспортного средства, технически допустимую максимальную массу самого сцепного устройства, места расположения точек крепления сцепного устройства и максимально допустимое выступание сцепного устройства за габарит.

14

СТБ 1877-2008

5.9 Способность трогания на подъеме

Механическое транспортное средство категорий М и N, буксирующее прицеп и нагруженное до состояния технически допустимой максимальной массы комбинации МС, должно быть способно тронуться пять раз в течение 5 мин на подъеме 12 %.


5.10 Отношение мощности к максимальной массе

Механическое транспортное средство категорий М2, М3 и N должно иметь мощность двигателя, обеспечивающую соотношение по крайней мере 5,0 кВт/т технически допустимой максимальной массы комбинации МС. В случае седельного тягача значение мощности двигателя должно обеспечивать соотношение не менее 2,2 кВт/г. Мощность измеряют в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 85.    \

5.11 Условия, относящиеся к эквивалентности наиболее применяемых конструкций подвесок, не являющихся пневматическими и подвесками пневматическими ведущей оси(ей) транспортных средств категорий М2, М3 и N.

5.11.1    По просьбе изготовителя испытательная лаборатория должна проверить эквивалентность конструкций подвесок, не являющихся пневматическими и подвесками пневматическими ведущей оси(ей).

Для того чтобы быть признанной эквивалентной пневматической подвеске, непневматическая подвеска должна удовлетворять следующим требованиям:

5.11.1.1    В процессе затухания свободных низкочастотных вертикальных колебаний подрессоренных масс, приходящихся на ведущую ось или группу осей, значения измеренной частоты и демпфирования колебаний подвески, воспринимающей максимальную нагрузку, должны находиться в пределах, указанных в 5.11.1.2 - 5.11.1.5.

5.11.1.2    Каждая ось должна быть оснащена гидравлическими амортизаторами. На группе осей амортизаторы должны быть расположены таким образом, чтобы свести к минимуму колебания группы осей.

5.11.1.3    Средний коэффициент демпфирования Dm должен составлять более 20 % от критической величины демпфирования для подвески в нормальном положении с гидравлическими амортизаторами, смонтированными и находящимися в рабочем состоянии.

5.11.1.4    Коэффициент демпфирования подвески с демонтированными или неработающими амортизаторами Dr должен составлять не более 50 % от Dm.

5.11.1.5    Частота свободных низкочастотных вертикальных колебаний подрессоренных масс, приходящихся на ведущую ось или группу осей, не должна превышать 2 Гц.

5.11.1.6    Частоту колебаний и величину демпфирования подвески определяют согласно 5.11.2.

Методы измерений частоты колебаний и величины демпфирования изложены в 5.11.3.


5.11.2 Определение частоты колебаний и величины демпфирования

В этом определении фигурируют величины подрессоренной массы М (кг), приходящейся на ведущую ось или группу осей. Ось или группа осей характеризуется суммарной вертикальной жесткостью К, определяемой в границах между опорной поверхностью и подрессоренной массой, имеющей размерность кН/м, и суммарным коэффициентом демпфирования, имеющим размерность Н с/м. Вертикальное перемещение подрессоренных масс обозначают буквой z. Уравнение движения для свободных колебаний подрессоренных масс имеет вид


d2z ' dt2


„ dz „

+ С--+ К-z =

dt


0.


(2)


Частота колебаний подрессоренных масс F, Гц, равна


J_ к с2

2п\М~ 4М2 '


(3)


Величина демпфирования является критической, когда С = С0, где (С0 = 2у/КМ ).

Коэффициент демпфирования в качестве отношения к критической величине равен С/Со.

В переходном процессе свободных колебаний подрессоренных масс характер синусоидального графика вертикального перемещения массы зависит от величины демпфирования (см. рисунок 5). Частота может быть определена путем измерения промежутка времени, за который происходит условленное число циклов колебаний.


15


Размеры в миллиметрах


Радиус от 10 до 20


Направление движения

/

ММ

—----

О

00г

TTfTTMIMIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

25°°

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 II

, 80°

TTTTTI мм

Рисунок 5 - Профиль препятствия для испытания подвески


Величина демпфирования может быть определена измерением высот последовательных пиков колебаний в одном и том же направлении. Если амплитуды пиков первого и второго циклов колебаний равны соответственно и А2, коэффициент демпфирования равен


D = -


1 , А

—In— 2ж


(4)


А


где In— - натуральный логарифм отношения амплитуд.

Мо


5.11.3 Процедура испытаний

Для определения в процессе испытаний коэффициента демпфирования Dm, коэффициента демпфирования без амортизаторов Dr и частоты колебаний подвески нагруженное транспортное средство должно или

а)    двигаться своим ходом со скоростью (5 ± 1) км/ч, переезжая через препятствие, профиль которого показан на рисунке 6. Процесс затухания колебаний для определения частоты и величины демпфирования анализируют после переезда колес ведущей оси через препятствие,

или

б)    быть нагруженным таким усилием в направлении опорной поверхности, при котором нагрузка на ведущую ось превосходит максимальную величину в статическом состоянии. Затем усилие резко снимают и возникающие колебания анализируют,

или

в)    быть приподнятым за шасси таким образом, чтобы подрессоренная масса приподнялась над ведущей осью на 80 мм. Затем транспортное средство резко отпускают и возникающие колебания анализируют,

или

г)    подвергнуться другим процедурам в той степени, при которой изготовитель докажет их обоснованность, а испытательная лаборатория подтвердит эквивалентность этих процедур.

Транспортное средство должно быть оснащено датчиком вертикальных перемещений, расположенным между ведущей осью и шасси непосредственно над ведущей осью. Измеряя интервал времени между двумя пиками колебаний, фиксируемых самописцем датчика, определяют величину демпфирования. Для сдвоенных групп ведущих осей датчики вертикальных перемещений должны быть размещены между каждой ведущей осью и шасси непосредственно над ведущей осью.


16


СТБ 1877-2008

Рисунок 6 - Характеристики процесса затухания колебаний, учитывающие величину демпфирования

Давление в шинах должно соответствовать указанному изготовителем для массы транспортного средства, при которой проводят испытания.

Испытание для проверки эквивалентности подвесок проводят при технически допустимой максимальной массе, приходящейся на ось или группу осей, и предполагают, что эквивалентность распространяется на более низкие значения масс.

17

СТБ 1877-2008

Содержание

1    Область применения..............................................................................................................................1

1а Нормативные ссылки..........................................................................................................................1

2    Термины и определения........................................................................................................................2

3    Заявка на проведение испытаний.........................................................................................................6

4    Соответствие требованиям настоящего стандарта............................................................................6

5    Технические требования и методы испытаний....................................................................................6

Приложение А (обязательное) Информационный документ...............................................................18

Приложение Б (обязательное) Протоколы испытаний.........................................................................24

Приложение В (обязательное) Единообразные процедуры испытаний, которые могут быть применены при определении заявляемых при регистрации/эксплуатации максимальных допустимых (максимальных разрешенных) масс транспортных средств категорий М2, М3 и N.......................................................................................26

Приложение Г (обязательное) Метод проверки масс и нагрузок на ось для транспортных

средств категории М1....................................................................................................31

Приложение Д (справочное) Сравнение определений, принятых в настоящем стандарте в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и в действующем государственном стандарте.................................................................33

Приложение Е (справочное) Полный перечень технических отклонений с разъяснениями

причин их внесения.......................................................................................................34

Библиография..........................................................................................................................................39

III

Приложение А

(обязательное)

Информационный документ

(Прилагается к заявке на проведение испытаний в отношении масс транспортного средства и его размеров)

Если имеется информация, приведенная ниже, то она предоставляется в трех экземплярах и включает оглавление. Все чертежи должны быть представлены в соответствующем масштабе и в деталях (формат А4) или должны быть сложены до этого формата. Фотографии, если они есть, должны достаточно подробно показывать детали. Если системы, компоненты или отдельные технические узлы имеют электронное управление, то должна представляться информация, описывающая их действие.

0    ОБЩИЕ ДАННЫЕ

0.1    Марка (торговое название изготовителя)............................................................................

0.2    Тип...........................................................................................................................................

0.2.1    Коммерческое название (при наличии)................................................................................

п „    Средства идентификации типа в случае, если они обозначены на транспортном

U.о    1)

средстве ;................................................................................................................................

0.3.1    Расположение этих обозначений.........................................................................................

0.4    Категория    транспортного средства2’....................................................................................

0.5    Название    и адрес изготовителя............................................................................................

0.6    Расположение обязательных табличек (табличка    изготовителя    и    дополнительная

табличка изготовителя при многоэтапном изготовлении) и метод крепления.................

0.6.1    на шасси..................................................................................................................................

0.6.2    на кузове.................................................................................................................................

0.7    Адрес(а) сборочного(ых) завода(ов)....................................................................................

1    ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1.1    Фотографии и/или чертежи репрезентативного транспортного средства........................

1.2    Чертеж общего вида с указанием габаритных размеров...................................................

1.3    Число осей и колес

1.3.1    Число и расположение осей со сдвоенными колесами......................................................

1.3.2    Число и расположение управляемых осей..........................................................................

1.3.3    Ведущие оси (число, расположение, соединение).............................................................

1.4    Шасси (при наличии) (общий чертеж)..................................................................................

1.6    Расположение двигателя......................................................................................................

1.7    Кабина водителя (кабина над двигателем или капотная)3’................................................

1.9    Указать, предназначено ли транспортное средство для буксировки полуприцепа и

прицепа с центральной осью, а также какой из прицепов может быть использован для перевозки скоропортящихся продуктов........................................................................

2.1    Колесная база (базы) (при полной нагрузке)5’................................................................мм

2.1.1    Для полуприцепа:

2.1.1.1    Расстояние от оси седельно-сцепного устройства до самой задней точки полуприцепа ....................................................................................................................................мм

2.1.1.2    Максимальное расстояние от оси седельно-сцепного устройства до любой точки в

передней части полуприцепа...........................................................................................мм

2.1.1.3    База полуприцепа в соответствии с 5.6.1.2 настоящего стандарта.............................мм

2.2    В случае седельных тягачей:

2.2.1    Смещение оси седельно-сцепного устройства6’............................................................мм

2.2.2    Максимальная высота седельно-сцепного устройства    (стандартизованная)7’...........мм

2.3    Колея и ширина осей:

2.3.1    Колея каждой управляемой оси8’.....................................................................................мм

2.3.2    Колея каждой из остальных осей8’..................................................................................мм

2.3.3    Ширина самой широкой задней оси................................................................................мм


СТБ 1877-2008 (ГОСТ Р 52389-2005)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Транспорт дорожный МАССЫ И РАЗМЕРЫ Технические требования и методы испытаний

Транспарт дарожны МАСЫ I РАЗМЕРЫ Тэхшчныя патрабаваны i метады выпрабаванняу

Road vehicles Masses and dimensions Technical requirements and test methods

Дата введения 2008-12-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства категорий М, N и О по | ГОСТ 31286 в части их масс и размеров.

Стандарт устанавливает требования к массам и размерам, а также к параметрам транспортных средств, таким как: маневренность, удельная мощность двигателей, эквивалентность упругих характеристик подвесок.

1а Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

СТБ 984-95 (ИСО 3779-83, ИСО 3780-83, ИСО 4030-83) Средства транспортные. Маркировка СТБ 1878-2008 Транспорт дорожный. Массы, нагрузки на оси и габариты Правила ЕЭК ООН № 36(03)/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

Правила ЕЭК ООН № 52(01 )/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения маломестных транспортных средств категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции

Правила ЕЭК ООН № 55/Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических сцепных устройств составов транспортных средств Правила ЕЭК ООН № 85(00) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги

Правила ЕЭК ООН № 107(01)/Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М2 и М$ в отношении их общей конструкции

ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений

ГОСТ 31286-2005 Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (далее - ТНПА) по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    механическое транспортное средство: Любое самоходное транспортное средство, как | определено в ГОСТ 31286 (раздел 5).

2.1.1    механическое транспортное средство категории N

2.1.1.1    грузовое транспортное средство: Механическое транспортное средство категорий Ni, N2 или N3, сконструированное и предназначенное исключительно или главным образом для перевозки грузов.

2.1.1.2    тягач: Механическое транспортное средство, используемое для буксировки прицепов.

2.1.1.2.1    тягач для прицепов: Тягач, используемый для буксировки прицепов иных, чем полуприцепы. Может быть оборудован грузовой платформой.

2.1.1.2.2    седельный тягач: Тягач, сконструированный и предназначенный исключительно или главным образом для буксировки полуприцепов.

Комплектное или завершенное транспортное средство категории N иное, чем грузовое транспортное средство или тягач, считается специализированным транспортным средством.

2.1.2    механическое транспортное средство категории М2 или М3

2.1.2.1    автобус: Транспортное средство категорий 1УЬ и IVk сконструированное и предназначенное для перевозки пассажиров.

2.1.2.2

класс автобуса: Характеристика транспортного средства категорий М2 и М3, конструкция которого определяет условия безопасной перевозки пассажиров (классы I - III по Правилам ЕЭК ООН № 36 и Правилам ЕЭК ООН № 107, классы А и В - по Правилам ЕЭК ООН № 52).

[Правила ЕЭК ООН № 36, статьи 2.1.1 - 2.1.3]

[Правила ЕЭК ООН № 107, статьи 2.1.1.1 - 2.1.1.3]

[Правила ЕЭК ООН № 52, статьи 2.1.1 и 2.1.2]

2.1.2.3

сочлененное транспортное средство: Транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом; пассажирские салоны каждой секции соединены между собой таким образом, чтобы пассажиры могли свободно перемещаться между ними; жесткие секции соединены между собой таким образом, чтобы их можно было разъединить лишь с помощью приспособлений, обычно имеющихся только в мастерской.

| [Правила ЕЭК ООН № 107, статья 2.1.3]

2.1.2.4

двухэтажное транспортное средство: Транспортное средство, в котором предназначенные для пассажиров места, по крайней мере в одной части, расположены на двух уровнях, а места для стоящих пассажиров на верхнем этаже не предусмотрены.

| [Правила ЕЭК ООН № 107, статья 2.1.6]

Транспортное средство категории М2 или М3 иное, чем автобус, считается специализированным транспортным средством.

2.2 транспортные средства категории О:

2.2.1    прицеп: Несамоходное транспортное средство, сконструированное и предназначенное для буксирования его механическим транспортным средством.

2.2.1.1    прицеп-дом; караван: Транспортное средство специального назначения категории О. сконструированное так, что оно включает жилое пространство, в котором имеется по меньшей мере следующее оборудование:

- сиденья и стол;

СТБ 1877-2008

-    спальные места, которые могут быть устроены из сидений:

-    кухонное оборудование;

-    приспособления для складирования вещей.

Это оборудование должно быть жестко закреплено в жилом отсеке, при этом стол может быть легкосъемным.

2.2.2    полуприцеп: Буксируемое транспортное средство, которое предназначено для соединения с седельным тягачом (или с опорной тележкой полуприцепа) и передает на сцепное устройство тягача (или на опорную тележку полуприцепа) значительную вертикальную нагрузку.

2.2.2.1    опорная тележка полуприцепа: Прицеп с центральной осью, оснащенный седельносцепным устройством.

2.2.3    полный прицеп (прицеп с дышлом): Буксируемое транспортное средство, имеющее по крайней мере две оси, из которых одна ось управляемая, и, кроме того:

-    оснащенное буксирным устройством (дышлом), которое имеет возможность вертикального по отношению к тягачу перемещения;

-    не передающее на тягач сколько-нибудь значительную вертикальную нагрузку (не более 100 даН).

Когда полуприцеп соединен с опорной тележкой полуприцепа, его считают полным прицепом.

2.2.4    прицеп с центральной осью: Прицеп с жестким дышлом, имеющий ось(и), расположен-ную(ые) в непосредственной близости от центра тяжести транспортного средства (при условии его равномерной загрузки) так, что лишь незначительная вертикальная нагрузка, не превышающая 10 % от нагрузки, соответствующей максимальной массе прицепа, или нагрузка 1000 даН (в зависимости от того, какая из них меньше) передается на буксирующее транспортное средство.

2.3    группа осей: Оси, входящие в тележку. Двухосная группа носит название тандем, трехосная группа - трехосная тележка. Одиночную ось считают группой из одной оси.

2.4    размеры транспортного средства: Размеры транспортного средства, обусловленные его конструкцией и устанавливаемые изготовителем транспортного средства.

2.4.1    длина транспортного средства: Размер, определяемый в соответствии с [1] (пункт 6.1).

В дополнение к предписаниям [1] при определении длины транспортного средства не должны приниматься во внимание следующие устройства:

-    устройства очистки и омывания лобового стекла;

-    таблички переднего и заднего регистрационных знаков и конструктивные элементы для установки государственных регистрационных знаков;

-таможенная пломбировка и элементы ее защиты;

-устройства крепления тента и элементы их защиты;

-    устройства освещения и световой сигнализации;

-    наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности;

-    вспомогательные средства наблюдения;

-    устройства забора воздуха во впускную систему двигателя внутреннего сгорания;

-    стопорные устройства для демонтируемых кузовов;

-    подножки и поручни;

-    эластичные буферные устройства или аналогичное оборудование;

-    подъемные платформы, рампы и аналогичное оборудование в положении для движения, не увеличивающие габаритные размеры более чем на 300 мм, при условии, что грузоподъемность транспортного средства не увеличена;

-    сцепные устройства механических транспортных средств;

-    токоприемники транспортных средств с электропитанием от контактной сети;

-    наружные солнцезащитные козырьки;

-    штангоуловители, технологические лестницы в транспортном положении.

2.4.2    ширина транспортного средства: Размер, определяемый в соответствии с [1] (пункт 6.2).

В дополнение к предписаниям [1] при определении ширины транспортного средства не учитывают следующие устройства:

-    таможенную пломбировку и элементы ее защиты;

-    устройства крепления тента и элементы их защиты;

-устройства контроля давления в шинах;

-    выступающие гибкие части системы защиты от разбрызгивания из-под колес;

-    для транспортных средств категорий М2 и М3 входные рампы в положении для движения, подъемные платформы и аналогичное оборудование в положении для движения при условии, что эти устройства не выступают более чем на 10 мм за боковую поверхность транспортного средства и угловые

3

кромки рамп, направленные вперед и назад, имеют радиусы закруглений не менее 5 мм; радиусы закруглений остальных кромок должны быть при этом не менее 2,5 мм;

-    наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности;

-    вспомогательные средства наблюдения;

-    откидывающиеся боковые направляющие устройства автобусов для использования со специальной направляющей автобусной системой в неоткинутом положении;

-    убирающиеся ступени и лестницы;

-    вздутия шин непосредственно вблизи контакта с грунтом;

-    сигнальные устройства выхода шин из строя;

-    устройства освещения и световой сигнализации.

2.4.3    высота транспортного средства: Размер, определяемый в соответствии с [1] (пункт 6.3).

В дополнение к предписаниям [1] при определении высоты транспортного средства не учитывают следующие устройства:

-    антенны;

-    пантографы или токоприемники в поднятом положении.

Для транспортных средств с подъемной осью следует принимать во внимание влияние этого устройства.

2.4.4    длина загрузочного пространства транспортного средства, кроме седельного тягача или полуприцепа: Расстояние от передней внешней точки загрузочного пространства до задней внешней точки транспортного средства, измеренное в горизонтальной продольной плоскости транспортного средства.

При измерении этого расстояния не учитывают:

-загрузочное пространство перед задней стенкой кабины:

-    устройства, упомянутые в 2.4.1;

-    выступающие устройства охлаждения и другие вспомогательные устройства, расположенные перед загрузочным пространством.

2.5    масса транспортного средства в снаряженном состоянии: Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автомобиля-тягача либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством. Эта масса включает для категорий М и N массы охлаждающей жидкости, масел, не менее 90 % топлива, 100 % других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, водителя (75 кг) и (для городских и междугородных автобусов) члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено место для него, а также запасного колеса для категорий М, N и О.

2.6    технически допустимая максимальная масса транспортного средства: Максимальная масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками, установленная изготовителем транспортного средства.

По определению только одна технически допустимая максимальная масса транспортного средства может быть установлена для одного технического варианта (модификации) в пределах типа транспортного средства, определенного одним набором возможных значений параметров, включенных в информационный документ, приведенный в приложении А. Это условие учета единственного значения параметра относится к соответствующим техническим требованиям, приведенным в 2.7, 2.8 и 2.10-2.12.

2.7    масса стандартной загрузки (для транспортных средств категории М^: Масса, соответствующая произведению значения 75 кг на число мест для сидения (включая раскладные (откидные) сиденья), указанная изготовителем.

2.8    добавочная масса (для транспортных средств категории Mi): Разность между технически допустимой максимальной массой груженого транспортного средства и суммой массы транспортного средства в снаряженном состоянии и массы стандартной загрузки. Добавочная масса может включать в себя массу оборудования, устанавливаемого по заказу, например люка с приводом в крыше, кондиционера, сцепного устройства.

2.9    масса сцепного устройства: Масса самого сцепного устройства и деталей его крепления, указанная изготовителем.

2.10    технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось, т: Масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью на горизонтальную опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси и транспортного средства, установленная изготовителем транспортного средства.

СТБ 1877-2008

2.11    технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на группу осей д: Масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой группой осей на опорную поверхность, обусловленная конструкцией группы осей и транспортного средства, установленная изготовителем транспортного средства.

2.12    буксируемая масса: Масса, соответствующая суммарной статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью(ями) буксируемого(ых) транспортного(ых) средства (средств') на опорную поверхность.

2.13    технически допустимая максимальная буксируемая масса ТМ: Максимальная буксируемая масса, установленная изготовителем транспортного средства.

2.14    технически допустимая максимальная нагрузка на сцепное устройство механического транспортного средства: Величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке на сцепное устройство, обусловленная конструкцией механического транспортного средства и/или сцепного устройства, установленная изготовителем транспортного средства. Эта величина не включает в себя нагрузку от массы сцепного устройства механического транспортного средства.

2.15    технически допустимая максимальная нагрузка на сцепное устройство полуприцепа или прицепа с центральной осью: Величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой прицепом на тягач через сцепное устройство, установленная изготовителем прицепа.

2.16    технически допустимая максимальная масса комбинации МС: Суммарная масса комбинации механического транспортного средства и прицепа(ов), установленная изготовителем механического транспортного средства. Значение технически допустимой максимальной массы, приходящейся на ось прицепа, используют в качестве технически допустимой максимальной массы груженого транспортного средства М в случае комбинации с полуприцепом или с прицепом с центральной осью.

2.17    складное (откидное) сиденье: Дополнительное сиденье, предназначенное для временного использования; в обычном состоянии находится в сложенном положении.

2.18    устройство разгрузки оси: Устройство, входящее в состав транспортного средства и предназначенное для уменьшения или увеличения нагрузки на ось(и) в зависимости от дорожных условий движения транспортного средства одним из нижеуказанных способов:

-    подъемом оси с отрывом ее от опорной поверхности/опусканием ее на опорную поверхность;

-    без отрыва оси от опорной поверхности (например, в случае пневматических подвесок или других аналогичных систем) с целью уменьшить износ шин в том случае, когда транспортное средство загружено частично, и/или для улучшения условий трогания транспортного средства или комбинации транспортных средств на скользкой дороге путем увеличения нагрузки на ведущую ось.

2.19    поднимаемая ось: Ось, которая может подниматься и опускаться с помощью устройства разгрузки оси в соответствии с 2.18.

2.20    разгружаемая ось: Ось, нагрузка на которую может изменяться без отрыва оси от опорной поверхности с помощью устройства разгрузки оси в соответствии с 2.18.

2.21    пневматическая подвеска: Подвеска, в которой не менее 75 % ее упругого действия обеспечивается пневматическими упругими элементами.

2.22    подвеска, считающаяся эквивалентной пневматической подвеске: Система подвески оси или группы осей транспортного средства, которая удовлетворяет требованиям 5.11.

2.23    тип транспортного средства: Транспортные средства, не отличающиеся друг от друга в таких существенных аспектах, как:

а)    изготовитель;

б)    существенные особенности конструкции и дизайна, такие как:

1)    для транспортных средств категорий М2 и М3:

-    шасси/несущий кузов, одно- и двухэтажный, одиночный/сочлененный (очевидные и фундаментальные различия);

-    число осей;

2)    для транспортных средств категории N:

-    шасси/рама (очевидные и фундаментальные различия);

-    число осей;

3)    для транспортных средств категории О:

-    шасси/несущий кузов (очевидные и фундаментальные различия), полный прицеп, полуприцеп, прицеп с центральной осью;

-тормозная система: без тормозов/инерционный тормоз/интегрированная система;

-    число осей.

5

Для целей данного раздела особенности конструкции и дизайна, такие как колесная база, конструкции оси, подвески, рулевого управления, шин, и соответствующие модификации корректирующего устройства тормозов для осей, наличие или отсутствие редукционных клапанов в конструкции грузового транспортного средства или седельного тягача, узлы, входящие в состав шасси (двигатель, топливный бак, трансмиссия и т. д.), не считаются существенными особенностями.

2.24    технический вариант; модификация: Транспортные средства одного типа, не отличающиеся друг от друга в таких существенных аспектах, как:

а)    тип кузова;

б)    силовая установка:

1)    рабочий процесс:

2)    число и расположение цилиндров;

3)    различие в мощности более 30 % (наибольшая мощность превышает наименьшую более чем в 1,3 раза);

4)    различие в объеме более 20 % (наибольший объем превышает наименьший более чем в

1,2 раза);

в)    ведущие оси (число, расположение, соединение);

г)    управляемые оси (число и расположение).

2.25    незавершенное транспортное средство: Любое транспортное средство, которому требуется хотя бы один дополнительный этап (осуществляемый иным, чем на первом этапе, изготовителем) до завершения его изготовления.

2.26    завершенное транспортное средство: Транспортное средство, представляющее последнюю стадию процесса многоэтапного изготовления.

2.27    комплектное транспортное средство: Любое транспортное средство, которое изготавливается за один этап.

2.28    максимальные размеры транспортных средств: Размеры транспортных средств, не пре-I вышающие значений, указанных в СТБ 1878.

2.29    максимальные массы транспортных средств: Массы транспортных средств, не превы-| шающие значений, указанных в СТБ 1878.

2.30    съемное сиденье: Сиденье, оборудованное доступным для демонтажа приспособлением.

3    Заявка на проведение испытаний

3.1    Заявку на проведение испытаний подает изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель.

3.2    К заявке должен быть приложен информационный документ в соответствии с приложением А.

3.3    Транспортное(ые) средство(а), соответствующее(ие) характеристикам, приведенным в приложении А, и отобранное(ые) испытательной лабораторией как репрезентативное(ые) к испытуемому типу для проведения проверок или испытаний, должно(ы) быть предоставлено(ы) этой испытательной лаборатории.

4    Соответствие требованиям настоящего стандарта

4.1    Если транспортное средство, предоставленное для испытаний, удовлетворяет требованиям раздела 5, то данный тип транспортного средства считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.

4.2    Протоколы испытаний должны быть приведены в соответствии с приложением Б.

5    Технические требования и методы испытаний

5.1 Измерение размеров

Длину, ширину и высоту измеряют в соответствии с 2.4 на транспортном(ых) средстве(ах), пред-ставленном(ых) в соответствии с 3.3.

Методы измерений - по ГОСТ 22748.

В случае, если измеренные размеры отличаются от размеров, установленных изготовителем для определенного технического варианта в пределах одного типа более чем на ± 1 %, используют значения, полученные при измерении, а испытательная лаборатория может в случае необходимости провести дополнительные измерения на транспортных средствах, помимо оговоренных в 3.3. В лю-

СТБ 1877-2008

бом случае для транспортных средств категорий М2, М3, N и О не должны быть превышены предель- ■ ные значения, установленные в СТБ 1878.

5.2 Максимальные размеры транспортных средств
5.2.1 Максимальная длина

5.2.1.1    Длина механического транспортного средства категорий М2, М3, N - в соответствии с СТБ 1878.

5.2.1.2    Длина прицепа - в соответствии с СТБ 1878.

5.2.1.3    Длина сочлененного автобуса - в соответствии с СТБ 1878.

5.2.1.4 Полуприцеп

Размер, указанный в 5.2.1.4.1, измеряют без учета устройств, упомянутых в 2.4.1, а размер, указанный в 5.2.1.4.2, измеряют полностью.

I

I

5.2.1.4.1    Расстояние между осью шкворня полуприцепа и его любой задней точкой не должно превышать предельное значение, указанное в разделе 4 приложения 1 [3].

5.2.1.4.2    Расстояние между осью шкворня полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать предельное значение, указанное в разделе 9 приложения 1 [3].

5.2.2 Максимальная ширина

5.2.2.1    Для транспортных средств - в соответствии с СТБ 1878.

5.2.2.2    Для изотермических кузовов - в соответствии с СТБ 1878.

5.2.3 Максимальная высота

5.2.3.1 Для транспортных средств - в соответствии с СТБ 1878.    \

5.3 Измерение массы транспортного средства в снаряженном состоянии и распределение этой массы по осям

5.3.1    Массу транспортного средства в снаряженном состоянии и распределение этой массы по осям измеряют на транспортном средстве, предоставленном в соответствии с 3.3, установленном неподвижно с колесами в положении для прямолинейного движения.

В случае, если измеренная масса отличается от массы, установленной изготовителем для определенного технического варианта не более чем на ± 3 % в пределах одного типа или не более чем на ± 5 %, если транспортное средство принадлежит к категориям Ni, О-ь 02 или к категории М2 с максимальной массой не более 3500 кг, то для целей соответствия требованиям, перечисленным ниже, используют значения массы в снаряженном состоянии и ее распределение по осям, установленное изготовителем. В противном случае используют значения, полученные при измерении, а испытательная лаборатория может, в случае необходимости, провести дополнительные измерения на транспортных средствах, помимо представленных в соответствии с 3.3.

5.3.2    В транспортных средствах категории N1 технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на заднюю(ие) ось(и), может быть превышена не более чем на 15 %, а технически допустимая максимальная масса груженого транспортного средства может быть превышена не более чем на 10 % или на 100 кг с выбором меньшего из значений и только в случае буксировки прицепа при условии, что скорость движения не более 80 км/ч.

Изготовитель транспортного средства должен оговорить любые подобные ограничения скорости или иные особые условия использования в руководстве по эксплуатации.

5.4 Расчет распределения массы

5.4.1    Процедура расчета распределения масс

5.4.1.1    Для целей расчета распределения масс, описанного ниже, изготовитель должен предоставить испытательной лаборатории в рамках проведения испытаний информацию для каждого технического варианта в пределах одного типа, определенную одним набором возможных значений параметров, включенных в информационный документ, приведенный в приложении А (в табличной или иной подходящей форме), необходимую для идентификации соответствующей технически допустимой максимальной массы транспортного средства, технически допустимых максимальных масс, приходящихся на оси или группы осей, технически допустимую максимальную буксируемую массу и технически допустимую максимальную массу с нагрузкой комбинации механического транспортного средства и прицепа.

7

1

2

Издание официальное