Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

42 страницы

Купить СТБ 1641-2006 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на находящиеся в эксплуатации транспортные средства (далее — ТС) категорий M, N, O по ГОСТ 31286 и устанавливает:

— требования к техническому состоянию ТС по условиям безопасности движения;

— предельно допустимые значения параметров технического состояния ТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;

— методы проверки технического состояния ТС в условиях эксплуатации.

Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

 Скачать PDF

Переиздание (май 2013 г.) с изменениями № 1, 2, 3

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Технические требования

     4.1 Требования к тормозному управлению

     4.2 Требования к рулевому управлению

     4.3 Требования к освещению и световой сигнализации

     4.4 Требования к обзорности

     4.5 Требования к осям, подвескам, шинам и колесам

     4.6 Требования к шасси, кузову и деталям, закрепленным на шасси

     4.7 Требования к прочим элементам конструкции

     4.8 Требования к пассажирским салонам автобусов

     4.9 Требования к экологическим показателям

     4.10 Требования к регистрационным и опознавательным знакам и маркировке агрегатов и ТС в целом

5 Методы проверки

     5.1 Методы проверки тормозного управления

     5.2 Методы проверки рулевого управления

     5.3 Методы проверки освещения и световой сигнализации

     5.4 Методы проверки обзорности

     5.5 Методы проверки осей, подвески, шин и колес

     5.6 Методы проверки шасси, кузова и деталей, закрепленных на шасси

     5.7 Методы проверки прочих элементов конструкции

     5.8 Методы проверки автобусов

     5.9 Методы проверки экологических показателей

     5.10 Методы проверки регистрационных и опознавательных знаков и маркировки агрегатов и ТС в целом

     5.11 Требования к средствам измерения и оборудованию

Приложение А (справочное) Тормозная диаграмма (схема)

Приложение Б (справочное) Показатели эффективности торможения и устойчивости транспортных средств, используемые при проверках на стендах и в дорожных условиях

Приложение В (обязательное) Методика расчета показателей эффективности торможения и устойчивости ТС при торможении

Приложение В.1 (обязательное) Размеры измерительного участка для проверки тормозных систем транспортных средств в дорожных условиях

Приложение Г (обязательное) Методика пересчета нормативов тормозного пути в зависимости от начальной скорости торможения ТС

Приложение Д (обязательное) Методика пересчета нормативов предельно допустимого падения давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом тормозном приводе

Библиография

 
Дата введения01.08.2006
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

28.04.2006УтвержденГосстандарт Республики Беларусь19
РазработанБелНИИТ ТРАНСТЕХНИКА
ИзданБелГИСС2013 г.

Road vehicles. Requirements to technical condition according to conditions of traffic safety. Methods of check

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ

Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки

ТРАНСПАРТ ДАРОЖНЫ

Патрабаванж да тэхшчнага стану па умовах бяспем руху. Метады праверм

Издание официальное

Госстандарт

Минск

GB

УДК 656.11.05(083.74)(476)    МКС 43.020 КП    04

Ключевые слова: средство транспортное, техническое состояние, безопасность движения, методы проверки, нормативы технического состояния, показатели технического состояния

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    РАЗРАБОТАН республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «ТРАНСТЕХНИКА» (БелНИИТ «ТРАНСТЕХНИКА»)

ВНЕСЕН Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 19

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой на территории Республики Беларусь ГОСТ 25478-91)

4    ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 2013 г.) с ИЗМЕНЕНИЕМ № 1, утвержденным в ноябре 2009 г. (ИУ ТИПА № 11-2009), ИЗМЕНЕНИЕМ № 2. утвержденным в сентябре 2010 г. (ИУ ТИПА Ne 9-2010), ИЗМЕНЕНИЕМ № 3. утвержаенным в мае 2012 г. (ИУ ТИПА № 5-2012)

©Госстандарт. 2013

Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

3.60    «холодный» тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого, измеренная на тормозном диске или с наружной стороны тормозного барабана, менее 100 вС.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

3.61    эффективность торможения: Качественная мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению транспортного средства (1).

3.62    эксплуатационная документация: Документация, предназначенная для использования в процессе эксплуатации транспортного средства, а также при его обслуживании и ремонте (2).

3.63    блокирование колеса: Прекращение качения колеса транспортного средства в дорожных условиях при наличии его поступательного перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд, при продолжающемся вращении роликов стенда.

3.64    сигнальное устройство: Устройство, издающее световой сигнал, извещающий о включении прибора, его исправной работе или о выходе его из строя (СТБ ИСО 2575).

3.65    задний противотуманный огонь: Огонь, предназначенный для улучшения видимости транспортного средства сзади в густом тумане (Правила ЕЭК ООН № 38. Правила ЕЭК ООН № 48).

3.63 - 3.65 (Введены дополнительно, Изм. № 2)

3.66    индикатор износа шины: Ряд выступов, выполненных по дну канавок беговой дорожки протектора. расположенных перпендикулярно к плоскости вращения шины и предназначенных для визуального определения допустимого износа шины.

Примечание - Места расположения индикаторов износа обозначены соответствующими символами, например «TWI». изображенными в плечевой зоне шины.

3.67    тип рисунка протектора: Характеристика рисунка протектора по эксплуатационному назначению (ГОСТ 22374).

3.68    брекер: Часть покрышки пневматической шины, состоящая из слоев корда или из резины и расположенная между протектором и каркасом (ГОСТ 22374).

3.66 - 3.68 (Введены дополнительно, Изм. № 3)

4 Технические требования

4.1    Требования к тормозному управлению

4.1.1    Рабочая тормозная система ТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1 либо в дорожных условиях согласно таблице 2. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч.

Таблица 1 - Нормативы эффективности торможения ТС рабочей тормозной системой при проверках на стендах

ТС

Категория ТС

Удельная тормозная сила ут. не менее

Автомобили пассажирские и грузопассажирские

М,

0,50

М?. М,

0,50

0,48*

Грузовые автомобили

N,

0,45

0.5**

n2. N3

0,43 0,45 **

Прицепы и полуприцепы

О2 (кроме оборудованных рабочими тормозами инерционного типа), Оз. 04

0,40

0,43**

* Необорудованные АБС либо получившие официальное утверждение типа до 01.10.1991 ** Получившие официальное утверждение типа после 1988 года

Таблица 2- Нормативы эффективности торможения рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях

ТС

Категория ТС

Тормозной путь ТС St. м. не более

Установившееся замедление

Лет. м/с2, не менее

Время срабатывания тормозной системы /ер, с. не более

Автомобили пассажирские и грузопассажирские

М-

14.7

5.8

0.6

М:, М,

18.3

5.0

0.6

Легковые автомобили с прицепом

М-

15,4

5.4

0.6

Грузовые автомобили

Ni. N2. N3

18,3

5.0

0,6

Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)

N1. N:. N3

19,5

5.0

0.8

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.1.2    В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью 40 км/ч ТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.

4.1.3    Аварийная (запасная) тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам эффективности торможения ТС на стенде согласно таблице 3 либо в дорожных условиях согласно таблице 4. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч.

Таблица 3 - Нормативы эффективности торможения ТС аварийной (запасной) тормозной системой при проверках на стендах

ТС

Категория ТС

Удельная тормозная сила у,, не менее

Автомобили пассажирские и грузопассажирские

М,

0.25

М2. Мз

0.25 0,24 *

Г рузовые автомобили

N,

0.20 0,22 "

N2. N3

0.19 0.20 **

Прицепы и полуприцепы

О: (кроме оборудованных рабочими тормозами инерционного типа). Оз. 04

0.20 0.21 **

* Необорудованные АБС либо получившие официальное утверждение до 0110 1991 ** Получившие официальное утверждение после 1988 года_

Таблица 4 - Нормативы эффективности торможения ТС аварийной (запасной) тормозной системой при проверках в дорожных условиях

ТС

Категория ТС

Тормозной путь ТС Sr. м. не более

Установившееся замедление J*r. м/с*, не менее

Время срабатывания тормозной системы /ср. с. не более

Автомобили пассажирские и грузопассажирские

М,

25.3

2.9

0.6

М:. Мз

30.6

2.5

0,6

Легковые автомобили с прицепом

М,

26.8

2,7

0.6

Г рузовые автомобили

N и N;. N3

33.8

2.2

0.6

Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)

N N2. N3

35.0

2.2

0.8

В дорожных условиях при торможении аварийной (запасной) тормозной системой ТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.1.4    При проверках на стендах эффективности торможения рабочей и аварийной (запасной) тормозных систем допускается относительная разность тормозных am колес оси (в процентах от наибольшего значения) не более 30 %.

4.1.5    Стояночная тормозная система ТС при технически допустимой максимальной массе должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16, комбинированных ТС - не менее 0.12 или при дорожных испытаниях - неподвижное состояние ТС на опорной поверхности с уклоном не менее 16 %. Для ТС с массой в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние ТС на поверхности с уклоном не менее 23 % для категорий М-. М:. М3 и не менее 31 % для категорий N.. N?, N3

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.1.6    (Исключен, Изм. № 2)

4.1.7    Уменьшение или увеличение силы торможения должно обеспечиваться за счет воздействия на орган управления рабочей и (или) аварийной (запасной) тормозной системы во всем диапазоне регулирования силы торможения.

Сила торможения должна изменяться плавно и непрерывно пропорционально усилию воздействия на орган управления тормозной системы.

4.1.8    Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа от значения нижнего предела регулирования регулятором давления в течение 15 мин после полного приведения в действие органа управления рабочей тормозной системы.

4.1.7, 4.1.8 (Измененная редакция, Изм. № 2)

4.1.9    Давление на контрольных выводах питающего контура пневматического тормозного привода для ТС с работающим двигателем должно быть не менее 0.65 МПа, для прицепов (полуприцепов) -не менее 0,62 МПа.

4.1.10    Система сигнализации и контроля работы тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода должны быть работоспособны.

4.1.11    Тормозные трубопроводы тормозной системы ТС должны быть герметичными, без повреждений, следов коррозии, надежно закреплены и не иметь не предусмотренных конструкцией контактов с элементами трансмиссии и системы выпуска отработавших газов.

4.1.12    Расположение и длина гибких шлангов тормозной системы должны исключать их повреждения с учетом максимальных деформаций подвески, углов поворота колес ТС и взаимных перемещений тягача и прицепа (полуприцепа). Набухание шлангов под давлением, повреждения наружного слоя шлангов, имеющие глубину, достигающую слоя армирования, не допускаются.

(Измененная редакция, Изм. N9 2)

4.1.13    Узлы и приборы тормозной системы ТС (компрессор, тормозной кран, клапаны, главный тормозной цилиндр, тормозной усилитель, ресиверы, тормозные камеры, колесные тормозные цилиндры) должны быть в исправном состоянии, не иметь повреждений, следов коррозии и быть надежно закреплены.

4.1.14    Педаль тормоза должна иметь противоскользящую поверхность, свободно возвращаться в исходное положение и при нажатии не должна иметь боковое смещение. Если конструкцией ТС предусмотрена регулировка свободного хода педали тормоза, то свободный ход должен соответствовать эксплуатационной документации.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.1.15    Рычаг стояночной тормозной системы не должен быть деформирован или перекошен, он должен обеспечивать установку в предусмотренные конструкцией фиксированные положения. Устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системой должно быть исправным.

Тяги механического тормозного привода стояночной тормозной системы не должны иметь повреждений. деформаций, а на тросах управления привода не должно быть узлов, потертостей и повреждений оплетки.

4.1.16    В ТС с гидравлическим тормозным приводом не допускается подтекание тормозной жидкости в элементах тормозной системы и их соединениях, а также снижение ее уровня в бачке для тормозной жидкости ниже установленного минимального значения, в том числе и при максимальном нажатии на тормозную педаль.

4.1.17    Соединительные головки пневматического тормозного привода автомобиля-тягача (седельного тягача) и прицепа (полуприцепа) должны иметь исправные уплотнительные прокладки, крышки и обратные клапаны. Не допускается утечка воздуха через соединительные устройства пневматического тормозного привода автомобиля-тягача (седельного тягача) и прицепа (полуприцепа).

4.1.18    Детали колесных тормозных механизмов должны быть исправными, надежно закрепленными и легко перемещаться при воздействии на органы управления тормозных систем.

4.1.19    Рабочие поверхности тормозных барабанов и дисков должны быть без трещин и повреждений и иметь равномерный характер износа. Геометрические параметры тормозных барабанов и дисков должны соответствовать значениям, установленным изготовителем в эксплуатационной документации.

Не допускается износ накладок тормозных колодок, превышающий предельные значения, установленные изготовителем в эксплуатационной документации.

Примечание - Если изготовителем ТС допускается наличие дефектов (трещин, повреждений) рабочих поверхностей тормозных барабанов и дисков, то не допускается эксплуатация ТС с дефектами, превышающими

предельные значения, установленные изготовителем в эксплуатационной документации

4.1.20    Параметры регулятора тормозных сил должны соответствовать значениям, указанным в установленной на ТС табличке или в эксплуатационной документации.

4.1.19, 4.1.20 (Измененная редакция, Изм. № 2)

4.1.21    При разрыве (отсоединении) соединительных шлангов пневматического тормозного привода комбинированных ТС должно происходить автоматическое торможение прицепа (полуприцепа).

4.1.22    Антиблокировочные системы тормозов (далее - АБС) должны быть работоспособными. Символ «АБС» на панели приборов ТС должен соответствовать ее исправному состоянию.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.1.23    Элементы и устройства инерционного тормоза прицепов должны быть работоспособны и не иметь повреждений.

4.2 Требования к рулевому управлению

4.2.1    Вращение рулевого колеса ТС должно быть без рывков и заеданий во всем диапазоне угла поворота.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.2.2    Не допускается самопроизвольный поворот рулевого колеса на ТС с усилителем рулевого управления при работающем двигателе.

4.2.3    Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельные значения, указанные изготовителями в эксплуатационной документации, или. если такие значения не указаны, следующие предельные допустимые значения:

-    легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы.....................10°;

-автобусы.............................................................................................................................................20°;

- грузовые автомобили........................................................................................................................25°.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.2.4    Рулевое колесо должно быть надежно закреплено, не иметь повреждений и люфта в соединении с валом рулевой колонки.

4.2.5    Не допускается подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось. Рулевая колонка должна надежно соединяться с сопрягаемыми деталями и не иметь повреждений. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса, а также устройство против несанкционированного использования ТС должны быть в работоспособном состоянии.

4.2.6    Рулевой механизм должен быть отрегулирован и надежно закреплен.

Не допускается применение деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами.

4.2.7    Усилитель рулевого управления, предусмотренный изготовителем, должен быть закреплен и работоспособен.

Не допускается повреждение его деталей, в том числе трубопроводов и гибких шлангов, а также подтекание рабочей жидкости в гидравлической системе усилителя.

4.2.8    Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в его бачке должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем ТС в эксплуатационной документации.

4.2.9    Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией ТС.

4.2.10    Рулевые тяги и рычаги поворотных цапф должны быть надежно затянуты и зафиксированы от отворачивания.

Не допускается люфт в соединениях рычагов и шарнирах поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг. Пылезащитные устройства должны быть без повреждений.

(Измененная редакция, Изм. № 3)

4.3 Требования к освещению и световой сигнализации

4.3.1    Количество, расположение, углы видимости и излучаемый свет устройств освещения и световой сигнализации должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 48, действующим на момент официального утверждения (изготовления) типа транспортного средства в отношении их установки.

(Измененная редакция, Изм. № 3)

4.3.2    Устройства освещения и световой сигнализации должны быть без повреждений и надежно закреплены.

Внутри оптических элементов внешних световых приборов не должно быть не предусмотренных конструкцией предметов (жидкостей).

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.3.3    Световая сигнализация включения световых приборов, находящаяся в кабине (салоне), должна быть в исправном состоянии.

4.3.4    Фары типа НС. HCR. DC. DCR в режиме «ближний свет» должны быть отрегулированы в соответствии с эксллутационной документацией или так. чтобы плоскость, содержащая левую (от продольной по направлению движения оси ТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, была расположена так. как это задано показателями, установленными эксплуатационной (технической) документацией. или. если такие значения не установлены, указанными на рисунке 1 и в таблице 5. при этом точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через исходную ось.

а) режим «ближний свет» с наклонным правым участком светотеневой границы

б) режим «ближний свет* с ломаным правым участком светотеневой границы

Рисунок 1, лист 1 - Схема расположения ТС на посту проверки света фар.

форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране

1 - исходная ось; 2 - горизонтальная (левая) часть светотеневой границы; 3 - наклонная (ломаная) (правая) часть светотеневой границы 4 - вертикальная плоскость, проходящая через исходную ось,

5 - плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки, на которой установлено ТС, проходящая через исходный центр фары ТС, 6 - плоскость матового экрана; а - угол наклона светового пучка к горизонтальной плоскости. L - расстояние от исходного центра фары до экрана;

R - расстояние по экрану от проекции исходного центра фары до светотеневой границы пучка света;

Н - высота установки фары по центру рассеивателя (высота исходного центра фары) над плоскостью рабочей площадки

Рисунок 1, лист 2

Таблица 5 - Геометрические показатели расположения светотеневой границы пучка ближнего света фар на экране

Высота установки фары (по центру рассеивателя), Н, мм

Номинальный угол наклона светового пучка фары в вертикальной плоскости а

Расстояние R от проекции исходного центра фары до светотеневой границы пучка света на экране, удаленного на 10 м, мм

в минутах (...’)

в процентах (%)

До 600

34

1.00

100

От 600 до 700

45

1,30

130

» 700 » 800

52

1.50

150

» 800 » 900

60

1.76

176

» 900 » 1 000

69

2.00

200

» 1 000 » 1 200

75

2.20

220

» 1 200 » 1 500

100

2.90

290

Угол наклона светового пучка фары а может быть рассчитан по формуле

а = *х100,    (1)

где а - наклон светового пучка в вертикальной плоскости, %;

R - расстояние по экрану от проекции исходного центра фары до светотеневой границы пучка света, мм;

L - расстояние от экрана до исходного центра фары. мм.

(Измененная редакция, Изм. № 3)

4.3.5 Сила света каждой из фар в режиме «ближний свет», измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через исходную ось, должна быть не более 750 кд в направлении 34' (1,0 %) вверх от положения левой части светотеневой границы, не менее 1 600 кд для фар типа С (CR. С/R) и 3 000 кд для фар типа НС. HCR. HC/R. DC, DCR в направлении 52' (1,5 %) вниз от положения левой части светотеневой границы.

4.3.6    Фары типа R, HR. DR должны быть отрегулированы так. чтобы область максимальной освещенности была сконцентрирована вокруг точки пересечения на экране вертикальной и горизонтальной плоскостей, проходящих через исходную ось фары.

4.3.7    Сипа света фар типа CR, C/R, HCR. HC/R, DCR в режиме «дальний свет» должна измеряться в направлении 34' (1.0 %) вверх от положения левой части светотеневой границы режима «ближний свет» в вертикальной плоскости, проходящей через исходную ось.

4.3.8    Сила света фар типа R. HR. DR должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка.

4.3.9    Сила света всех фар в режиме «дальний свет», расположенных на одной стороне ТС. должна быть не менее 10 ООО кд.

4.3.4 - 4.3.9 (Измененная редакция, Изм. № 2)

4.3.10    Противотуманные фары должны быть отрегулированы так. чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка света, была расположена, как это указано в таблице 6.

При этом светотеневая граница пучка света должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлены ТС.

Таблица 6 - Геометрические показатели расположения верхней светотеневой границы пучка света противотуманной фары на экране

Высота установки фар Н. мм

Угол наклона плоскости, содержащий верхнюю светотеневую границу пучка а

Расстояние R от проекции центра отсчета фары до верхней светотеневой границы светового пучка по экрану, мм, удаленному на L, м

5

10

От 250 до 500

34’

50

100

От 500 до 750

58’

100

200

От 750 до 1 000

2°20*

200

400

4.3.11    Сила света противотуманных фар. измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через исходную ось, должна быть не более 625 кд в направлении 3 вверх от положения верхней светотеневой границы и не менее 1 000 кд в направлении 3 вниз от положения верхней светотеневой границы.

4.3.12    (Исключен, Изм. № 2)

4.3.13    Включатели и переключатели внешних световых приборов должны быть в исправном состоянии.

4.3.14    Фары дальнего света могут включаться одновременно или попарно. При переключении ближнего света на дальний должна включаться по крайней мере одна пара фар дальнего света. При переключении дальнего света на ближний все фары дальнего света должны выключаться одновременно.

Фары ближнего света могут оставаться включенными одновременно с фарами дальнего света.

4.3.15    Противотуманные фары должны включаться независимо от фар дальнего света и (или) фар ближнего света.

4.3.16    Передние и задние габаритные фонари, контурные огни, боковые габаритные фонари и фонарь освещения заднего номерного знака должны включаться и выключаться только одновременно и работать в постоянном режиме.

4.3.17    Фары дальнего и ближнего света и передние противотуманные фары должны включаться при включенных огнях, приведенных в 4.3.16.

4.3.18    Указатели поворотов должны работать в мигающем режиме с частотой от 60 до 120 миганий в минуту (от 1 до 2 Гц).

Включение указателей поворота должно производиться независимо от включения других огней.

Остальные огни должны работать в постоянном режиме.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.3.19    Аварийная сигнализация должна включаться отдельным приводом, обеспечивающим синхронное мигание всех указателей поворота.

4.3.20    Стоп-сигналы (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей тормозной системы и работать в постоянном режиме до прекращения воздействия на орган управления рабочей тормозной системы.

4.3.21    Задние противотуманные огни должны включаться только в том случае, если включены фары дальнего света, фары ближнего света или передние противотуманные фары.

4.3.20, 4.3.21 (Измененная редакция, Изм. № 2)

4.3.22    Стояночные огни, расположенные с одной и той же стороны ТС. должны зажигаться независимо от любого другого огня.

4.3.23    Задняя фара должна загораться при включении управления для движения назад и если устройство, управляющее запуском двигателя, находится в положении, при котором возможна работа двигателя.

4.3.24    Соединительные жгуты, розетки и вилки, предназначенные для работы световых приборов прицепов (полуприцепов), должны быть в исправном состоянии и не иметь повреждений.

4.3.25    Транспортные средства (кроме принадлежащих Министерству обороны Республики Беларусь. Министерству внутренних дел Республики Беларусь. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Комитету государственной безопасности Республики Беларусь. Государственному комитету пограничных войск Республики Беларусь, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь) должны быть обозначены светоотражающей маркировкой (маркировкой с улучшенными светоотражающими характеристиками) в случаях их официального утверждения в отношении ее установки.

Светоотражающий маркировочный материал, нанесенный на ТС. должен соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 104. Повреждения и отслоения светоотражающего маркировочного материала не допускаются.

4.3.26    При наличии автоматических или ручных корректирующих устройств для регулировки направления света фар они должоны находиться в работоспособном состоянии.

Использование фар с газоразрядными источниками света на ТС. не оснащенных автоматическими корректорами фар, не допускается.

4.3.25, 4.3.26 (Измененная редакция, Изм. № 2, 3)

4.4 Требования к обзорности

4.4.1    ТС должны быть оборудованы безопасными стеклами, предусмотренными конструкцией ТС, с маркировкой, нанесенной в установленном порядке.

Коэффициент (степень) светопропускания стекол должен соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 43, если иное не определено законодательством.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

4.4.2    На стеклах и/или оконных проемах автомобилей не допускается установка не предусмотренных конструкцией ТС дополнительных предметов или нанесение покрытий, в том числе пленочных.

Допускается в верхней части ветрового стекла ТС наличие пленки, покрытия или напыления шириной не более 140 мм.

Допускается применять шторки на окнах автобусов, а также жалюзи или шторки на заднем стекле легковых автомобилей при наличии с обеих сторон ТС наружных зеркал заднего вида.

4.4.3    Допускается установка безопасных стекол с коэффициентом (степенью) светопропускания не менее:

-    для ветрового стекла (стекла, применяемого для остекления переднего проема ТС) - 75 %;

-    для передних боковых стекол (стекол, не являющихся ветровыми, через которые обеспечивается обзор для водителя спереди) - 70 %;

-    для остальных стекол салона - 70 %. Допускается установка стекол с коэффициентом светопропускания менее 70 %. если на них нанесена маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков: «43R», «V»; «43R», «V-VI»; «AS3»; «43R». «V». «AS3» - при наличии с обеих сторон ТС наружсных зеркал заднего вида.

Примечание - Данные требования не распространяются на ТС, используемые для транспортного обслуживания. сопровождения и обеспечения безопасности должностных лиц. подлежащих государственной охране

в соответствии с законодательными актами

4.4.2, 4.4.3 (Измененная редакция, Изм. № 1, 2)

4.4.4    Не допускается наличие трещин на ветровом стекле в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.4.5    На ТС должсны быть установлены предусмотренные конструкцией солнцезащитные козырьки (шторы). Они долж<ны быть в работоспособном состоянии.

4.4.6    ТС должсны быть оснащены стеклоочистителями и стеклоомывателями ветрового стекла, не имеющими повреждений и находящимися в работоспособном состоянии во всех реж<имах работы.

Щетки стеклоочистителей не должны иметь повреждений и должны обеспечивать выполнение соответствующих функций.

4.4.7    Стеклоочистители должны обеспечивать не менее 35 двойных ходов щеток в минуту.

4.4.8    Угол размаха щеток по мокрому стеклу должен быть не менее предусмотренного конструкцией ТС.

4.4.9    Щетки стеклоочистителей должны вытирать очищаемую зону не более чем за 10 двойных ходов для автобусов и не более чем за 5 двойных ходов для других ТС так. чтобы общая ширина невытертых полос по краям зоны очистки не превышала 10 % длины щетки. Стеклоомыватели должны обеспечивать подачу омывающей жидкости в зоны очистки стекла.

4.4.10    Устройства обогрева и обдува ветрового стекла должны быть в работоспособном состоянии.

4.4.11    ТС должно быть оборудовано зеркалами согласно Правилам ЕЭК ООН № 46 и таблице 7.

Таблица 7 - Требования к оснащению ТС зеркалами заднего вида

Категория

ТС

Применение

зеркала

Количество и расположение зеркал на ТС

Характеристика зеркала

Класс зеркала *

1

2

3

4

5

М,

Обязательно

Одно внутри ТС Одно слева

Внутреннее Внешнее «основное»

1

II

Допускается

Одно справа

Внешнее «основное»

III

М;. М3

Обязательно

Одно справа, одно слева

Внешнее «основное»

II

Допускается

Одно справа

Внешнее «бокового обзора»

V**

N,

Обязательно

Одно внутри ТС Одно слева

Внутреннее Внешнее «основное»

1

II

Допускается

Одно справа

Внешнее «основное»

III

N 2

Обязательно

Одно справа, одно слева

Внешнее «основное»

II (или III на одном кронштейне с IV)

Допускается

Одно внутри ТС

Внутреннее

1

Одно справа

Внешнее «широкоугольное»

IV

Внешнее «бокового обзора»

V-

N3

Автомобили-тягачи с прицепом и без прицепа

Обязательно

Одно справа, одно слева

Внешнее «основное»

II (или III на одном кронштейне с IV)

Одно справа

Внешнее «бокового обзора»

V*

Допускается

Одно внутри ТС

Внутреннее

1

Одно справа

Внешнее

«широкоугольное»

IV

N3

Седельные тягачи для полупри-цепов

Обязательно

Одно справа, одно слева

Внешнее «основное»

II (или III на одном кронштейне с IV)

Одно справа

Внешнее «широкоугольное»

IV

Внешнее «бокового обзора»

V*

Допускается

Одно внутри ТС

Внутреннее

1

* Указывается в маркировке на сертифицированных зеркалах заднего вида римскими цифрами *• Зеркало должно располагаться на высоте не менее 2 м от уровня опорной поверхности_

Примечание - Допускается применение зеркал заднего вида, обеспечивающих большие зоны обзорности (Измененная редакция, Изм. № 2)

4.4.12 Зеркала должны быть надежно закреплены и не иметь трещины и повреждения отражающей поверхности.

(Введен дополнительно, Изм. № 2)

4.5 Требования к осям, подвескам, шинам и колесам

4.5.1    Балки осей ТС должны быть надежно закреплены и не иметь трещин, деформаций и значительных коррозионных повреждений. Ремонт балок осей с помощью сварки, выполненный с нарушением рекомендаций изготовителей, не допускается.

4.5.2    Колеса ТС должны свободно и равномерно вращаться в обоих направлениях. Осевой люфт подшипников ступиц колес должен соответствовать требованиям изготовителей.

Не допускается наличие трещин и разрывов в защитных кожухах шарниров равных угловых скоростей приводных валов.

Не допускается наличие шума, стука в картере главной передачи, колесном редукторе.

Картер главной передачи и колесный редуктор должны быть герметичны.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.5.3    Ослабление затяжхи болтовых соединений и люфт деталей карданной передачи ТС не допускаются.

4.5.4    Рессоры должны быть надежно закреплены и не должны иметь деформации, повреждения (трещины, обломы и смещения листов) и чрезмерный износ противоскрипных накладок, втулок рессор.

Листы рессор должны быть надежно стянуты, а ушко или серьга рессоры - надежно закреплены.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.5.5    Детали пневматической подвески должны быть надежно закреплены, не иметь повреждений и находиться в работоспособном состоянии.

Деформация пневмоподушек, а также утечки воздуха из узлов пневмоподвески не допускаются.

4.5.6    Регулятор уровня пола (кузова) ТС должен быть в работоспособном состоянии.

4.5.7    Амортизаторы должны быть работоспособными, надежно закрепленными и не иметь утечек рабочей жидкости.

4.5.8    Тип и размеры дисков колес должны соответствовать требованиям изготовителей ТС согласно эксплуатационной документации.

Наличие трещин, разломов и деформаций дисков и ободьев колес не допускается.

4.5.9    Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки не допускаются.

Декоративные детали колеса, покрывающие гайки крепления колеса или крепления ступицы, не должны в горизонтальной плоскости выступать за вертикальную проекцию кузова ТС более чем на 30 мм.

4.5.8, 4.5.9 (Измененная редакция, Изм. № 3)

4.5.10    Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускаются.

4.5.11    Тип и размеры шин должны соответствовать требованиям изготовителей ТС согласно эксплуатационной документации.

Максимально допустимые для шин скорость и нагрузка не должны быть меньше показателей технических характеристик ТС.

Шины должны быть промаркированы и иметь знак официального утверждения.

ТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с ТКП 299.

(Измененная редакция, Изм. № 3)

4.5.12    При отсутствии индикаторов износа минимальная глубина рисунка протектора шин должна составлять:

-    для легковых автомобилей - 1.6 мм;

-    для грузовых автомобилей -1.0 мм;

-    для автобусов - 2.0 мм;

-    для прицелов и полуприцепов - та же. что и для тягачей, в составе с которыми они эксплуатируются.

Шина непригодна для эксплуатации при:

-    наличии участка беговой дорожки с размерами, приведенными в 5.5.1.1, и с глубиной рисунка протектора меньше указанной нормативной;

-    появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в канедом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.

4.5.13    Сдвоенные колеса должны быть установлены так. чтобы вентильные отверстия в дисках были размещены диаметрально противоположно для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин.

Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями, наличие инородных предметов между сдвоенными колесами.

Содержание

1    Область применения..............................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки.............................................................................................................................1

3    Термины и определения........................................................................................................................3

4    Технические требования........................................................................................................................7

4.1    Требования к тормозному управлению..........................................................................................7

4.2    Требования к рулевому управлению..............................................................................................9

4.3    Требования к освещению и световой сигнализации..................................................................10

4.4    Требования к обзорности..............................................................................................................14

4.5    Требования к осям, подвескам, шинам и колесам......................................................................16

4.6    Требования к шасси, кузову и деталям, закрепленным на шасси.............................................17

4.7    Требования к прочим элементам конструкции............................................................................19

4 8 Требования к пассажирским салонам автобусов........................................................................20

4.9    Требования к экологическим показателям..................................................................................21

4.10    Требования к регистрационным и опознавательным знакам и маркировке агрегатов и

ТС в целом....................................................................................................................................21

5    Методы проверки..................................................................................................................................22

5.1    Методы проверки тормозного управления..................................................................................22

5.2    Методы проверки рулевого управления......................................................................................25

5.3    Методы проверки освещения и световой сигнализации............................................................26

5.4    Методы проверки обзорности.......................................................................................................27

5.5 Методы проверки осей, подвески, шин и колес..........................................................................27

5.6 Методы проверки шасси, кузова и деталей, закрепленных на шасси......................................28

5.7    Методы проверки прочих элементов конструкции......................................................................28

5.8    Методы проверки автобусов.........................................................................................................29

5.9    Методы проверки экологических показателей............................................................................29

5.10    Методы проверки регистрационных и опознавательных знаков и маркировки

агрегатов и ТС в целом...............................................................................................................29

5.11    Требования к средствам измерения и оборудованию..............................................................29

Приложение А (справочное) Тормозная диаграмма (схема)...............................................................30

Приложение Б (справочное) Показатели эффективности торможения и устойчивости

транспортных средств, используемые при проверках на стендах и в дорожных условиях.........................................................................................................................31

Приложение В (обязательное) Методика расчета показателей эффективности торможения и

устойчивости ТС при торможении................................................................................32

Приложение В.1 (обязательное) Размеры измерительного участка для проверки тормозных

систем транспортных средств в дорожных условиях..............................................33

Приложение Г (обязательное) Методика пересчета нормативов тормозного пути в зависимости

от начальной скорости торможения ТС........................................................................34

4.5.14    Местные повреждения шин (пробои, сквозные и несквозные порезы, разрывы), которые обнажают корд, а также расслоения каркаса или брекера. отслоения протектора и боковины, растрескивания от старения резины не допускаются.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3)

4.5.15    Устанавливать шины с отремонтированными местными повреждениями на передних осях ТС (кроме категории О) не допускается.

4.5.16    Не допускается установка:

-    на одну ось автобуса, легкового автомобиля или прицепа к нему диагональных шин совместно с радиальными или шин с различным рисунком протектора;

-    на одну ось грузового автомобиля или прицепа к нему диагональных шин совместно с радиальными или шин с различным рисунком протектора;

-    шин, имеющих определенное направление вращения, в положение, его не обеспечивающее.

4.5.17,4.5.18 (Исключены, Изм. № 2)

4.6 Требования к шасси, кузову и деталям, закрепленным на шасси

Наименование подраздела (Измененная редакция, Изм. N9 2)

4.6.1    Рамы ТС не должны иметь разломы, трещины, деформации и значительные коррозионные повреждения. Не допускается ремонт рам с помощью сварки, выполненный с нарушением рекомендаций изготовителей, в результате которого были повреждены сопрягаемые детали и узлы.

4.6.2    Не допускается ослабление соединений элементов рамы между собой.

4.6.3    Боковые и задние защитные устройства, предусмотренные конструкцией ТС. должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 73 и Правилам ЕЭК ООН № 58 и не иметь повреждений, деформаций и ослабления деталей крепления.

4.6.4    Передние защитные устройства и спойлеры должны быть надежно закреплены.

Не допускается наличие повреждений и деформаций, при которых радиус кривизны выступающих наружу частей (за исключением деталей, изготовленных из неметаллических эластичных материалов) -менее 5 мм.

4.6.5    Тягово-сцепные устройства, устанавливаемые на ТС. должны быть отрегулированы в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя, иметь исправные предохранительные устройства.

Не допускается чрезмерный износ и повреждения.

Диаметр в продольной плоскости зева тягового крюка тягово-сцепной системы «крюк - петля» должен быть от 48.0 до 53.0 мм.

Максимальный допустимый износ сопрягаемых деталей беззазорных тягово-сцепных устройств с тяговой вилкой не должен превышать:

-    между пальцем и втулками - 3 мм;

-    между осью стержня, стержнем и вилкой - 2 мм.

Тягово-сцепные устройства шарового типа должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается.

Диаметр шара тягово-сцепных устройств ТС шарового типа должен быть от 49,6 до 50.0 мм.

Деформации, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепного шкворня, гнезда шкворня, опорной плиты, тягового крюка, шара тягово-сцепного устройства, разрушение, трещины или отсутствие деталей крепления сцепных устройств не допускаются.

Продольный люфт в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача не допускается.

Тягово-сцепные устройства легковых автомобилей должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

4.6.6    Дышла прицепов не должны иметь трещин, повреждений и деформаций.

Не допускаются сварочные работы, выполненные с нарушением рекомендаций изготовителей.

Радиальный и осевой люфты в местах качания дышла (крепления к прицепу) не допускаются. Оси соединения дышла с прицепом должны быть надежно зафиксированы.

Диаметр сечения сцепной петли дышла в месте соединения с крюком в системе сцепки «крюк -петля» должен быть от 38,0 до 43,9 мм.

Прицепы (кроме одноосных и с центральным расположением осей) должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с автомобилем-тягачом. Не допускаются повреждения и деформация устройства.

Приложение Д (обязательное) Методика пересчета нормативов предельно допустимого падения давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом тормозном приводе........................................................................................................35

Библиография..........................................................................................................................................36

Содержание (Измененная редакция, Изм. № 2)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения.

Методы проверки

ТРАНСПАРТ ДАРОЖНЫ Патрабаванж да тэхжчнага стану па умовах бяспею руху.

Метады праверм

Road vehicles. Requirements to technical condition according to conditions of traffic safety. Methods of check

Дата введения 2006-08-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации транспортные средства (далее - ТС) категорий М, N. О по ГОСТ 31286 и устанавливает:

-    требования к техническому состоянию ТС по условиям безопасности движения;

-    предельно допустимые значения параметров технического состояния ТС. влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;

-    методы проверки технического состояния ТС в условиях эксплуатации.

Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

К техническому состоянию ТС могут применяться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими техническими нормативными правовыми актами.

Стандарт не распространяется на:

-    ТС. конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч:

-    троллейбусы:

-    прицепы, которые запрещается прикреплять к ТС, конструктивная скорость которых превышает 25 км/ч.

ТС. в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, связанные с требованиями обеспечения безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.

ТС, переоборудованные с изменением их типа и/или назначения, должны отвечать требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (далее - ТИПА).

(Измененная редакция, Изм. №1,2)

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие ТИПА:

ТКП 295-2011(02300) Пожарная техника. Огнетушители. Требования к выбору и эксплуатации

ТКП 299-2011 (02190) Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания

СТБ 11.13.01-2001 Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная, специальная аварийно-спасательная техника и оборудование. Требования к цветографическим схемам, надписям, световым и звуковым сигналам транспортных средств

СТБ 51.3.01-96 Оборудование и технические средства для обеспечения банковской деятельности. Автомобили для инкассации денежной выручки и перевозки ценных грузов. Классификация и общие технические требования

СТБ 914-99 (ИСО 7591:1982) Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытаний

СТБ 984-2009 Средства транспортные. Маркировка. Технические требования

Издание официальное

СТБ 1389-2003 Сооружения станционные пассажирские, автомобили, троллейбусы, трамваи. Основные требования к информационному оформлению

СТБ 1567-2005 Средство транспортное учебное механическое. Требования к дополнительному оборудованию и методы проверки

СТБ 1640-2006 Транспорт дорожный. Метод измерения коэффициента светопропускания стекол СТБ 1738-2007 Транспортные средства оперативного назначения. Цветографическая окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования СТБ 1745-2007 Спидометры автомобильные. Требования к эксплуатации и пломбированию СТБ 1835-2008 Транспортные средства оперативного назначения органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Требования к цветографическим схемам, надписям, световым и звуковым сигналам транспортных средств

СТБ 1877-2008 (ГОСТ Р 52389-2005) Транспорт дорожный. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний

СТБ 2025-2009 Автобусы для перевозки детей. Общие технические требования СТБ 2169-2011 Транспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения

СТБ 2170-2011 Транспортные средства, оснащенные двигателями с принудительным зажиганием. Выбросы загрязняющих веществ в отработавших газах. Нормы и методы измерения

СТБ ИСО 2575-2001 Транспорт дорожный. Символы для органов управления, индикаторов и сигнальных устройств

СТБ ГОСТ Р 50631-2002 Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности

Правила ЕЭК ООН № 1 - Пересмотр 4 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар с асимметричным лучом ближнего и/или дальнего света и оснащения лампами накаливания категории R2 и/или HS1

Правила ЕЭК ООН № 8 - Пересмотр 4 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар с асимметричными огнями ближнего света и/или огнями дальнего света, предназначенных для использования с галогенными лампами накаливания (HI, Н2. НЗ. НВЗ. НВ4. Н7, Н8, Н9, HIR1, HIR2 и/или Н11)

Правила ЕЭК ООН № 13 (10)/Пересмотр 6 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N. и О в отношении торможения

Правила ЕЭК ООН № 16 (04)/Пересмотр 5 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I.    Ремней безопасности, удерживающих систем, детских удерживающих систем и детских удерживающих систем ISOFIX, предназначенных для лиц. находящихся в механических транспортных средствах;

II.    Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности, удерживающими системами, детскими удерживающими системами и детскими удерживающими системами ISOFIX

Правила ЕЭК ООН № 19 (03)/Пересмотр 5 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения передних противотуманных фар механических транспортных средств

Правила ЕЭК ООН № 20 (03)/Пересмотр 3 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар с асимметричными огнями ближнего света и/или огнями дальнего света, предназначенных для использования с галогенными лампами накаливания (лампы Н4) Правила ЕЭК ООН № 24 (03)/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся:

I.    Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

II.    Официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;

III.    Официального утверждения автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

IV.    Измерения мощности двигателей с воспламенением от сжатия

Правила ЕЭК ООН № 27 (03)/Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников

Правила ЕЭК ООН № 36 (03)/Пересмотр 3 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении их общей конструкции

Правила ЕЭК ООН № 38 (00)/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних противотуманных огней механических транспортных средств и их прицепов

Правила ЕЭК ООН № 43 (00)/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения безопасных стекловых материалов и их установки на транспортном средстве

Правила ЕЭК ООН № 46 (02)/Пересмотр 3 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения устройств непрямого обзора и механических транспортных средств в отношении установки этих устройств

Правила ЕЭК ООН № 48 (04)/Пересмотр 6 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

Правила ЕЭК ООН № 52 (01)/Пересмотр 3 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения маломестных транспортных средств категорий М: и М3 в отношении их общей конструкции

Правила ЕЭК ООН № 58 - Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I.    Задних защитных устройств (ЗЗУ);

II.    Транспортных средств в отношении установки ЗЗУ официального утвержденного типа;

III.    Транспортных средств в отношении их задней защиты (33)

Правила ЕЭК ООН № 70 (01)/Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних опознавательных знаков для транспортных средств большой длины и грузоподъемности

Правила ЕЭК ООН № 73 (00) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств, прицепов и полуприцепов в отношении их боковой защиты Правила ЕЭК ООН № 104 (00)/Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающей маркировки для транспортных средств категорий М. N и О Правила ЕЭК ООН № 112 (01 )/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар, испускающих асимметричный луч ближнего или дальнего света либо оба луча и оснащенных лампами накаливания и/или модулями светоизлучающих диодов (СИД)

ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1-78, ИСО 3877-3-78, ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ГОСТ 28385-89 Комплексы медицинского назначения передвижные (подвижные) на автомобильных шасси. Цветографические схемы. Опознавательные знаки. Технические требования

ГОСТ 31286-2005 Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТИПА по каталогу. составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году

Если ссылочные ТИПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТИПА Если ссылочные ТИПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    автопоезд: Автомобиль, соединенный с одним или несколькими прицепами с помощью сцепного устройства (ГОСТ 31286).

(Измененная редакция, Изм. № 1)

3.2    аварийная (запасная) тормозная система: Тормозная система, предназначенная для остановки ТС в случае отказа рабочей тормозной системы (Правила ЕЭК ООН № 13).

3.3    аварийный (запасной) выход: Аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк (Правила ЕЭК ООН № 36. Правила ЕЭК ООН № 52).

3.4    аварийная (запасная) дверь: Дверь, устраиваемая дополнительно к служебной двери, предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах и особенно в экстренном случае (Правила ЕЭК ООН № 36. Правила ЕЭК ООН № 52).

3.5    аварийное (запасное) окно: Окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в экстренном случае (Правила ЕЭК ООН № 36). (Правила ЕЭК ООН № 52).

3.6    аварийный люк: Отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в экстремальном случае (Правила ЕЭК ООН № 36).

3.7    антиблокировочная тормозная система: Тормозная система ТС с элементом системы рабочего тормоза, который во время торможения автоматически регулирует степень скольжения одного или нескольких колес ТС в направлении его (их) вращения (Правила ЕЭК ООН Ns 13).

3.8    боковое защитное устройство: Часть конструкции ТС категорий N? N3 03 04 (кроме седельных тягачей), предназначенная для защиты незащищенных участников дорожного движения от опасности попадания сбоку под транспортное средство и под его колеса.

3.9    боковой габаритный фонарь: Огонь, предназначенный для сигнализации наличия ТС сбоку (Правила ЕЭК ООН № 48).

3.10    время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление ТС становится постоянным (ГОСТ 22895).

3.11    время запаздывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы) (ГОСТ 22895).

3.11а время нарастания замедления: Интервал времени от момента появления замедления (или тормозной силы) до момента, при котором замедление (или тормозная сила) становится постоянным (приложение А).

(Введен дополнительно, Изм. № 2)

3.12    заднее защитное устройство: Часть конструкции ТС категорий N? N3 О3 04, предназначенная для защиты от попадания под них транспортного средства категорий М- и N, при наезде сзади (1).

3.13    задняя фара: Огонь, предназначенный для освещения дороги сзади ТС и подачи предупреждающего сигнала другим пользователям дороги, когда транспортное средство дает или намеревается дать задний ход (Правила ЕЭК ООН № 48).

3.14    исправное состояние транспортного средства: Состояние транспортного средства, при котором оно соответствует всем требованиям ТИПА и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.15    изменение конструкции транспортного средства: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией транспортных средств составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности [1].

3.16    исходная ось: Характерная ось огня, определяемая изготовителем огня и служащая ориентиром (Н = 0°. V = 0°) для углов поля при фотометрических измерениях и при установке на транспортное средство (Правила ЕЭК ООН № 48).

3.17    исходный центр: Точка пересечения исходной оси с выходной поверхностью света, излучаемого огнем (Правила ЕЭК ООН № 48).

3.18    класс зеркал заднего вида: вид зеркал, характеризуемых одним из следующих сочетаний характеристик и функций (Правила ЕЭК ООН № 46):

класс I - внутренние плоские или сферические зеркала заднего вида;

класс II - основные внешние сферические зеркала заднего вида:

класс III - основные внешние плоские или сферические зеркала заднего вида (допускается меньший радиус кривизны, чем для зеркал класса II);

класс IV - «широкоугольные» внешние сферические зеркала заднего вида;

класс V - внешние сферические зеркала «бокового обзора».

3.19    конец торможения: Момент времени, в который происходит полное исчезновение искусственного сопротивления движению ТС или остановка последнего (ГОСТ 22895).

3.20    коридор движения: Часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция транспортного средства на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни в одной точке [1).

3.21    люфт: Взаимное перемещение сопряженных деталей, определяемое зазором между ними.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

3.22    место крепления ремней безопасности: Часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части ТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности (Правила ЕЭК СЮН № 16).

3.23    нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): Положение, соответствующее прямолинейному движению ТС при отсутствии возмущающих воздействий (1).

3.24    начало торможения: Момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществлять торможение (ГОСТ 22895).

3.25    начальная скорость торможения: Скорость ТС относительно дороги в момент начала торможения (ГОСТ 22895).

3.26    орган управления тормозной системой: Элемент, на который непосредственно воздействует водитель для передачи на тормозной привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим приводом (Правила ЕЭК ООН № 13).

3.27    огонь: Устройство, предназначенное для освещения дороги или подачи светового сигнала другим участникам дорожного движения. Фонари заднего номерного знака и светоотражающие устройства также рассматриваются в качестве огней (Правила ЕЭК ООН № 48).

3.28    органолептическая проверка: Проверка, выполняемая с помощью соответствующих органов чувств квалифицированным специалистом без использования средств измерений (1].

3.29    отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния ТС и его частей.

3.30    переоборудование транспортного средства: Изменение его типа и/или назначения, а также весовых, габаритных или иных технических характеристик, предусмотренных документацией изготовителя, в том числе путем оборудования транспортного средства проблесковыми сигналами (маячками) и специальными звуковыми сигналами.

(Измененная редакция, Изм. № 3)

3.31    продольная центральная плоскость транспортного стредства: Плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи ТС (1].

3.32    полное торможение: Торможение, в результате которого ТС останавливается (ГОСТ 22895).

3.33    масса транспортного средства в снаряженном состоянии: Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автомобиля-тягача либо масса шасси с кабиной. если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством.

Примечание - Эта масса включает для категории М и N массы охлаждающей жидкости, масел, не менее 90 %

топлива, 100 % других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, водителя (75 кг) и

(для городских и междугородных автобусов) члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено место для него, а также запасного колеса для категорий М, N и О (СТБ 1877).

(Измененная редакция, Изм. № 2)

3.34    рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для замедления и остановки транспортного средства (1J.

3.35    работоспособность транспортного средства и его частей: Состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность ТС и его частей выполнять заданные функции, соответствуют требованиям ТИПА и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.36    ремень безопасности: Приспособление, позволяющее уменьшить опасность ранения пользователя в случае столкновения или резкого замедления ТС путем ограничения возможности перемещения его тела (Правила ЕЭК ООН № 16).

3.37    служебная дверь: Дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на своем месте (Правила ЕЭК ООН № 52).

3.38    стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания ТС в неподвижном состоянии (1).

3.39    суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес ТС в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону (1J.

3.40    светоотражающая маркировка (маркировка с улучшенными световозвращающими характеристиками): Устройство световой сигнализации, предназначенное для улучшения видимости транспортного средства сбоку или сзади посредством отражения света, излучаемого источником, не связанным с этим транспортным средством.

(Измененная редакция, Изм. N9 2, 3)

3.41    светоотражающий маркировочный материал: Поверхность или устройство, от которых при наличии излучения в их направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения (Правила ЕЭК ООН № 104).

(Измененная редакция, Изм. № 2)

3.42    составные части и предметы оборудования транспортного средства: Агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и используемые в конструкции ТС. к которым предъявляют требования, регламентируемые ТИПА (1).

3.43    стоп-сигнал: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения, находящимся сзади транспортного средства, что его водитель приводит в действие рабочий тормоз (Правила ЕЭК ООН № 48).

3.44    технически допустимая максимальная масса транспортного средства: Максимальная масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками, установленная изготовителем транспортного средства (СТБ 1877).

Примечание - Технически допустимой максимальной массой автопоезда является сумма технически допустимых максимальных масс автомобиля-тягача и прицепа, а седельного автопоезда - сумма технически допустимых максимальных масс седельного тягача и полуприцепа (Измененная редакция, Изм. N9 2)

3.45    техническое состояние транспортного средства: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров ТС, определяющая возможности его применения по назначению (1).

3.46    типы фар:

-    R, HR. DR - фары дальнего света;

-    С, НС, DC - фары ближнего света;

-    CR. C/R. HCR. HC/R. DCR - фары ближнего света и дальнего света;

-    В - передние противотуманные фары.

(Правила ЕЭК ООН № 1. Правила ЕЭК ООН № 8. Правила ЕЭК ООН № 19. Правила ЕЭК ООН № 20. Правила ЕЭК ООН № 112).

(Измененная редакция, Изм. № 2)

3.46.1    фары R, С, CR: Фары дальнего R. ближнего С и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR, C/R света с лампами накаливания (1].

3.46.2    фары HR, НС, HCR: Фары с галогенными источниками дальнего HR и ближнего НС света и двухрежимные HCR, НС/R фары (1).

3.46.3    фары DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR и ближнего DC света и двухрежимные DCR фары [1].

3.46.1 - 3.46.3 (Введены дополнительно, Изм. № 2)

3.47    торможение: Создание и изменение искусственного сопротивления движению ТС или отдельных его единиц с целью уменьшения скорости его движения или удержания его неподвижным относительно опорной поверхности (ГОСТ 22895).

3.48    тормозной привод: Совокупность элементов, находящаяся между органом управления и тормозными механизмами и обеспечивающая мехаду ними функциональную связь.

Примечание - Привод может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим или гибридным (Правила ЕЭК ООН № 13)

3.49    тормозная сила: Сила трения, возникающая между опорной поверхностью и колесами ТС (1).

3.50    тормозная система: Совокупность частей ТС. предназначенных для постепенного замедления или остановки движущегося ТС или для обеспечения его неподвижности во время стоянки (Правила ЕЭК СЮН № 13).

3.51    тормозной путь: Расстояние, проходимое ТС с начала торможения до конца торможения (ГОСТ 22895).

3.52    тормозной механизм: Устройство, в котором при торможении возникают силы, противодействующие движению ТС (Правила ЕЭК ООН № 13).

3.53    (Измененная редакция, Изм. № 1) (Исключена, Изм. № 2)

3.54    удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил на всех колесах транспортного средства к произведению измеренной массы транспортного средства на ускорение свободного падения.

(Измененная редакция, Изм. № 2)

3.55    установившееся замедление: Средняя величина замедления за время установившегося торможения (ГОСТ 22895).

3.56    устойчивость транспортного средства при торможении: Способность транспортного средства сохранять при торможении заданное направление движения и заданную ориентацию своих осей (1).

3.57    указатель поворота: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения о намерении водителя свернуть вправо или влево (Правила ЕЭК ООН № 48).

3.58    фара дальнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги на большое расстояние спереди от транспортного средства (Правила ЕЭК ООН № 48).

3.59    фара ближнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги спереди от транспортного средства таким образом, чтобы не ослеплять чрезмерно и не причинять неудобства водителям встречных транспортных средств и других участников дорожного движения (Правила ЕЭК ООН № 48).