Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

15 страниц

Купить СТБ 2025-2009 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автобусы категорий М2 и М3 по ГОСТ 31286, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общего пользования. Стандарт устанавливает общие технические требования к автобусам, в том числе требования, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей, а также цветографические схемы наружных поверхностей автобусов, требования к наличию и расположению надписей, опознавательных знаков и специальным световым сигналам.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Технические требования

Приложение А (рекомендуемое) Варианты размещения сидений

Приложение Б (рекомендуемое) Сиденья для детей

Приложение В (справочное) График цветовых областей для лакокрасочных покрытий

Приложение Г (справочное) Библиография

 
Дата введения01.07.2010
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

29.12.2009УтвержденГосстандарт Республики Беларусь73
РазработанБелГИСС
ИзданБелГИСС2010 г.

Buses for carrying children. General technical requirements

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15

ИЗМЕНЕНИЕ № 1 СТБ 2025-2009

АВТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ Общие технические требования

АУТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРАВОЗК1 ДЗЯЦЕЙ Агульныя тэхшчныя патрабаванш

Введено в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 31.10.2013 № 56

Дата введения 2014-02-01

Раздел 1. Заменить значение: «18» на «16».

Раздел 2. Заменить ссылки:

«Правила ЕЭК ООН № 27/Пересмотр 1» на «Правила ЕЭК ООН № 27(03)/Пересмотр 1»; «Правила ЕЭК ООН № 36(03)/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции» на «Правила ЕЭК ООН № 36(03)/Пересмотр 3 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении их общей конструкции»; «Правила ЕЭК ООН № 52(01)/Пересмотр 2» на «Правила ЕЭК ООН № 52(01)/ Пересмотр 3»; «Правила ЕЭК ООН № 80» на «Правила ЕЭК ООН № 80(02)/Пересмотр 1)»;

дополнить ссылками:

«ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств;

ТКП 295-2011 (02300) Пожарная техника. Огнетушители. Требования к выбору и эксплуатации;

Правила ЕЭК ООН № 21(01 )/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования;

Правила ЕЭК ООН № 89 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Транспортных средств в отношении ограничения их максимальной скорости или их регулируемой функции ограничения скорости. II. Транспортных средств в отношении установки устройства ограничения скорости (УОС) или регулируемого устройства ограничения скорости (РУОС) официально утвержденного типа. III. Устройств ограничения скорости (УОС) и регулируемого устройства ограничения скорости (РУОС);

Правила ЕЭК ООН № 107(04)/Пересмотр 3 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М2 или М3 в отношении их общей конструкции».

Раздел 3. Терминологическая статья 3.1. Исключить слово: «преимущественно».

Пункты 4.1.1,4.1.2, 4.2.2, 4.3.8 изложить в новой редакции:

«4.1.1 Автобусы должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категорий М2 и М3 по ГОСТ 31286 с учетом требований, установленных в ТР ТС 018/2011, и требований настоящего стандарта.

4.1.2    Общие требования к конструкции автобусов - по Правилам ЕЭК ООН № 36, Правилам ЕЭК ООН № 52 или Правилам ЕЭК ООН № 107.

4.2.2    В автобусе должны быть предусмотрены только места для сиденья. Сиденья должны быть обращены вперед по ходу движения автобуса.

4.3.8 Сиденье, обращенное к перегородке, должно иметь свободное пространство перед ним в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 36, Правилами ЕЭК ООН № 52 или Правилами ЕЭК ООН № 107».

Пункт 4.3.10. Последний абзац изложить в новой редакции:

«Указанные сиденья должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН № 36, Правил ЕЭК ООН № 52 или Правил ЕЭК ООН № 107.».

Пункт 4.3.11 исключить.

Пункт 4.4.2. Второй абзац изложить в новой редакции:

«- высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 250 мм. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), соответствующая требованиям Правил ЕЭК ООН № 36, Правил ЕЭК ООН № 52 или Правил ЕЭК ООН № 107, либо применена система опускания и (или) наклона пола;».

Пункты 4.5.5 и 4.5.6 изложить в новой редакции:

«4.5.5 Конфигурация подушки и спинки сиденья, а также материал их обивки должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН № 21.

31

(Продолжение изменения № 1 к СТБ 2025-2009)

4.5.6 Сиденья должны быть оборудованы удерживающими системами для детей, которые включают в себя ремни безопасности типов ZS или ZSr4m в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 16. Прочность мест крепления ремней безопасности должна соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 14, а используемые ремни безопасности - Правилам ЕЭК ООН № 16.».

Пункт 4.5.9. Заменить значение: «33 %» на «25 %».

Пункт 4.5.13 изложить в новой редакции:

«4.5.13 Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством ограничения скорости, отвечающим требованиям Правил ЕЭК ООН № 89.».

Пункт 4.5.15. Первый абзац после слова «водителя» изложить в новой редакции: «Огнетушитель должен быть исправным, иметь срок годности и соответствовать ТКП 295.».

Пункт 4.5.19. Заменить слова: «увеличена вдвое по сравнению с автобусом» на «уменьшена вдвое относительно автобуса».

Подраздел 4.6. Наименование изложить в новой редакции:

«4.6 Опознавательные знаки и надписи».

Пункты 4.6.1 и 4.6.2 изложить в новой редакции:

«4.6.1 Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета.

4.6.2 На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 250 мм и толщиной не менее V10 ее высоты. В непосредственной близости к указанным надписям (на расстоянии не менее V2 их высоты) не должны наноситься какие-либо обозначения или надписи.».

Пункт 4.6.3 исключить.

Подраздел 4.7. Наименование изложить в новой редакции:

«4.7 Специальные сигналы (по заказу потребителя)».

Приложение В исключить.

Приложение Г. Исключить ссылку: «[2] НПБ 28-2001 Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

(ИУ ТИПА № 10-2013)

32

СТБ 2025-2009


Приложение А

(рекомендуемое)

Варианты размещения сидений




Рисунок А.1 - Планировка пассажирского салона при размещении четырех сидений в ряду


/ \

f-

ч_)

_)

*ч_/



Рисунок А.2 - Планировка пассажирского салона при размещении пяти сидений в ряду



Рисунок А.З - Планировка пассажирского салона при размещении шести сидений в ряду


7


СТБ 2025-2009


Приложение Б

(рекомендуемое)

Сиденья для детей



600

Рисунок Б.2 - Размеры мест для сиденья


8


СТБ 2025-2009


Приложение В

(справочное)

График цветовых областей для лакокрасочных покрытий


Рисунок В.1


9


СТБ 2025-2009

Приложение Г

(справочное)

Библиография

[1]    Перечень вложений, входящих в аптечки первой медицинской помощи для оснащения транспортных средств

Утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.01.2007 № 4

[2]    НПБ 28-2001 Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Пожарная техника. Огне

тушители. Требования к эксплуатации

10

Ответственный за выпуск В. Л. Гуревич

Сдано в набор 14.01.2010. Подписано в печать 05.03.2010. Формат бумаги 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Arial. Печать ризографическая. Уел. печ. л. 1,51 Уч,-изд. л. 0,60 Тираж экз. Заказ

Издатель и полиграфическое исполнение: Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС) ЛИ № 02330/0552634 от 17.11.2009. ул. Мележа, 3, коми. 406, 220113, Минск.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

АВТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ

Общие технические требования

АУТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРАВОЗК1 ДЗЯЦЕЙ

Агульныя тэхшчныя патрабаванш

Издание официальное


Г осстандарт Минск


УДК 629.341 (083.74)(476)    МКС    43.080.20;    43.160    КП    03

Ключевые слова: автобусы, надписи, перевозка детей, сигналы световые специальные, сиденья, схемы цветографические

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    РАЗРАБОТАН научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС)

ВНЕСЕН Госстандартом Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73

3    Настоящий стандарт учитывает требования ГОСТ Р 51160-98

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Госстандарт, 2010

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

АВТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ Общие технические требования

АУТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРАВОЗК1 ДЗЯЦЕЙ Агульныя тэхшчныя патрабаванш

Buses for carrying children General technical requirements

Дата введения 2010-07-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автобусы категорий М2 и М3 по ГОСТ 31286, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 18 лет по автомобильным дорогам общего пользования.

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к автобусам, в том числе требования, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей, а также цветографические схемы наружных поверхностей автобусов, требования к наличию и расположению надписей, опознавательных знаков и специальным световым сигналам.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

СТБ 1140-99 Знаки дорожные. Общие технические условия

СТБ 1905-2008 Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования

Правила ЕЭК ООН № 14 (06)/Пересмотр 4 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении креплений ремней безопасности, систем креплений ISOFIX и креплений верхнего страховочного троса ISOFIX

Правила ЕЭК ООН № 16 (04)/Пересмотр 5 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Ремней безопасности, удерживающих систем, детских удерживающих систем и детских удерживающих систем ISOFIX, предназначенных для лиц, находящихся в механических транспортных средствах; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности, удерживающими системами, детскими удерживающими системами и детскими удерживающими системами ISOFIX

Правила ЕЭК ООН № 27/Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников

Правила ЕЭК ООН № 29 (02)/Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства

Правила ЕЭК ООН № 36 (03)/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

Правила ЕЭК ООН № 52 (01)/Пересмотр 2 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения маломестных транспортных средств категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции

Правила ЕЭК ООН № 80 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений

Издание официальное

ГОСТ 31286-2005 Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (далее - ТИПА) по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТИПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТИПА. Если ссылочные ТИПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применяют термины, установленные в ГОСТ 31286, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1    автобус для перевозки детей (автобус): Транспортное средство категории М2 или М3, предназначенное преимущественно для перевозки сидящих детей.

4    Технические требования

4.1    Общие положения

4.1.1    Автобусы должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категорий М2 и М3 по ГОСТ 31286 с учетом требований настоящего стандарта.

4.1.2    Общие требования к конструкции автобусов - по Правилам ЕЭК ООН № 36 и Правилам ЕЭК ООН № 52.

4.1.3    При определении массы автобуса следует принимать следующие ограничения по массе:

-    ребенка - 40 кг;

-    взрослого пассажира - 75 кг;

-    ручной клади - 5 кг на одного пассажира;

-    перевозимого багажа - 5 кг на одного ребенка;

-    перевозимого багажа - 10 кг на одного пассажира;

-    кресла-коляски - 20 кг.

4.2 Планировка пассажирского салона

4.2.1    Рекомендуемые варианты размещения сидений для перевозки детей (далее - сиденья) приведены в приложении А (рисунки А.1 - А.З).

4.2.2    Сиденья должны быть обращены вперед по ходу автобуса.

4.2.3    В автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м2 и не менее 20 дм1 на каждое место пассажира.

Для варианта конструкции автобуса, предназначенного для перевозки детей, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательных функций, должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок (КК) в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.

4.2.4    В пассажирском салоне автобусов при наличии полок для ручной клади над окнами ширина полок должна быть не менее 300 мм, а высота свободного пространства над ними - не менее 200 мм. Полки должны иметь наклон в направлении стенок автобуса, к которым они прилегают. Угол наклона, измеренный от горизонтальной поверхности, должен быть не менее 10°.

Конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса.

4.3 Сиденья

4.3.1    Размеры мест для сиденья и расположение сидений приведены в приложении Б.

4.3.2    Для сидений, расположенных в одном направлении, расстояние Н между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки впереди расположенного сиденья, измеренное по горизонтали в интервале от горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, до горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 550 мм над участком пола для ног сидящего ребенка, должно быть не менее 600 мм (рисунок Б.1).

4.3.3    Ширина подушки одноместного сиденья 2F должна быть не менее 320 мм (рисунок Б.2).

СТБ 2025-2009

4.3.4    Ширина свободного пространства G одноместного сиденья, измеренная в каждую сторону от средней вертикальной плоскости места для сиденья по горизонтали вдоль спинки сиденья на высоте от 200 до 600 мм над несжатой подушкой сиденья, должна быть не менее 170 мм (рисунок Б.2).

4.3.5    Ширина подушки двух- и многоместных нераздельных сидений должна быть определена с учетом величин F и G, указанных в 4.3.3 и 4.3.4.

4.3.6    Глубина подушки К сиденья должна быть не менее 350 мм (рисунок Б.1).

4.3.7    Высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня пола /, на котором расположены ноги сидящего ребенка, должна быть такой, чтобы высота горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, над этим участком составляла от 350 до 400 мм (рисунок Б.1).

4.3.8    Сиденье, обращенное к перегородке, должно иметь свободное пространство перед ним в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 36 и Правилам ЕЭК ООН № 52.

4.3.9    Край сиденья, который обращен к проходу, должен иметь подлокотник или поручень.

Высота расположения подлокотника или поручня от подушки сиденья В должна составлять

(180 ± 20) мм (рисунок Б.1).

4.3.10    В автобусе должно быть предусмотрено не менее одного сиденья для взрослого пассажира, сопровождающего детей.

Расположение сиденья (сидений) должно позволять взрослым пассажирам осуществлять контроль за детьми во время движения автобуса.

Указанные сиденья должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН № 36 и Правил ЕЭК ООН № 52.

4.3.11    По договору с заказчиком в автобусе могут быть установлены ряды сидений для взрослых пассажиров. Количество сидений для взрослых пассажиров должно составлять не более 30 % от общей пассажировместимости автобуса.

Установленные сиденья должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН № 36 и Правил ЕЭК ООН № 52.

4.3.12    Сиденья для перевозки детей в отношении их прочностных свойств должны быть испытаны по методике, приведенной в Правилах ЕЭК ООН № 80, при испытательных нагрузках:

-    1 180 Н, приложенной к спинке сиденья на высоте 750 мм над базовой поверхностью. Смещение центральной точки приложения нагрузки должно составлять не менее 100 мм и не более 400 мм;

-    3 140 Н, приложенной к спинке сиденья на высоте 450 мм над базовой поверхностью. Смещение центральной точки приложения нагрузки должно составлять не менее 50 мм.

4.4 Вход и выход

4.4.1    Автобусы класса В должны иметь одну дверь, а автобусы класса III - не менее двух служебных дверей, предназначенных для входа и выхода.

Дверь (или одна из дверей) должна располагаться в непосредственной близости от рабочего места водителя.

4.4.2    Для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей:

-    высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 250 мм. Для обеспечения указанной высоты в случае необходимости должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), соответствующая требованиям Правил ЕЭК ООН № 36 или Правил ЕЭК ООН № 52, либо применена система опускания и (или) наклона пола;

-    высота последующих ступенек должна быть не более 200 мм;

-    глубина ступенек должна быть не менее 200 мм.

4.4.3    Поручни или ручки в проходах служебных дверей, предназначенных для выхода детей

4.4.3.1    Проходы должны быть оснащены поручнями или ручками с обеих сторон.

4.4.3.2    Поручни или ручки должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать ребенку возможность держаться за них, стоя на проходе у служебной двери или на любой ступеньке.

4.4.3.3    Высота расположения поручней или ручек должна составлять от 600 до 1 100 мм от поверхности дороги или от поверхности каждой ступеньки.

4.4.3.4    Глубина расположения (по горизонтали) поручней или ручек для ребенка, стоящего на дороге, по отношению к внешнему краю первой ступеньки, не должна превышать 300 мм.

4.4.3.5    Глубина расположения (по горизонтали) поручней или ручек для ребенка, стоящего на какой-либо ступеньке, не должна превышать 300 мм по отношению к внутреннему краю этой же ступеньки. 1

4.4.4 Для автобуса, предназначенного для перевозки детей, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательных функций, требования к служебным дверям и устройствам для обеспечения доступа - по СТБ 1905.

4.5 Требования безопасности

4.5.1    Рабочее место водителя не должно иметь какие-либо глухие перегородки, отделяющие его от пассажирского салона.

4.5.2    Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях.

4.5.3    Автобус должен быть оборудован освещением проемов служебных дверей, позволяющим водителю видеть вход детей в автобус и выход детей из автобуса в любое время суток.

4.5.4    Водитель, находящийся на своем сиденье, должен иметь возможность контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны устанавливаться устройства (система «видеокамера - монитор», система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль.

Элементы всех наружных оптических устройств, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев.

4.5.5    Конфигурация подушки и спинки сиденья, а также материал их обивки должны обеспечивать безопасность проезда детей, в том числе при торможении и поворотах автобуса.

4.5.6    Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления.

Эти устройства должны соответствовать в отношении:

-    прочности мест крепления ремней безопасности - Правилам ЕЭК ООН № 14;

-    используемых ремней безопасности - Правилам ЕЭК ООН № 16.

В зоне траектории движения головы не должно быть никаких предметов.

4.5.7    Материал покрытия пола автобуса и ступеней не должен быть скользким.

4.5.8    Багажный отсек по 4.2.3 должен оборудоваться устройствами, препятствующими смещению багажа и КК в сложенном состоянии при движении автобуса.

Перегородка багажного отсека должна выдерживать статическую нагрузку 200 Н на 100 кг массы багажа и (или) КК. Испытания проводятся по методике Правил ЕЭК ООН № 29 (испытание С).

4.5.9    При наличии форточек боковых окон пассажирского салона их высота по отношению к общей высоте окна не должна превышать 33 %. Форточки должны располагаться в верхней части окна.

4.5.10    В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке».

Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна.

4.5.11    Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей.

4.5.12    Рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.

4.5.13    Максимальная конструктивная скорость автобуса не должна превышать 60 км/ч.

Рабочее место водителя автобуса, максимальная конструктивная скорость которого превышает

60 км/ч, должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами прерывистого действия, сигнализирующими о превышении максимальной скорости. Действие сигналов должно прекращаться при уменьшении скорости автобуса до максимально разрешенной.

4.5.14    Автобус должен быть укомплектован двумя медицинскими аптечками. Медицинская аптечка должна быть укомплектована в соответствии с установленными требованиями [1]. Приспособления и препараты, входящие в медицинскую аптечку, должны быть годными для применения.

4.5.15    В автобусе должны быть предусмотрены места для установки не менее двух огнетушителей, при этом одно из мест должно находиться вблизи сиденья водителя. Огнетушитель должен быть исправным, иметь срок годности и соответствовать установленным требованиям [2].

Автобус должен быть укомплектован:

-    не менее чем двумя противооткатными упорами, которые должны находиться в месте, предусмотренном для их крепления;

-    знаком аварийной остановки. Знак аварийной остановки должен соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН № 27;

-    молотками для разбивания стекол для аварийных выходов.

4

СТБ 2025-2009

4.5.16    Автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

4.5.17    Для варианта конструкции автобуса, предназначенного для перевозки детей, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательных функций, дополнительные требования безопасности - по СТБ 1905.

4.5.18    По специальному заказу потребителя автобус может быть оснащен средствами двухсторонней связи.

4.5.19    Изготовитель автобуса должен указать в эксплуатационной документации на автобус, что периодичность осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины, огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), должна быть увеличена вдвое по сравнению с автобусом, на базе которого изготовлен автобус для перевозки детей.

4.6 Цветографические схемы, опознавательные знаки и надписи

4.6.1 Кузов автобуса должен быть окрашен в желтый или оранжевый цвет. Цветометрические характеристики лакокрасочных покрытий наружных поверхностей приведены в таблице 1. График цветовых областей приведен в приложении В (рисунок В.1).

Таблица 1 - Цветометрические характеристики лакокрасочных покрытий наружных поверхностей автобусов

Цвет покрытия

Обозначение

координат

Координаты цветности угловых точек допустимых цветовых областей

Минимальный коэффициент яркости, %

1

2

3

4

Оранжевый

X

У

0,506

0,404

0,570

0,429

0,610

0,390

0,585

0,375

32,0

Желтый

X

У

0,427

0,483

0,465

0,534

0,522

0,477

0,470

0,440

32,0

4.6.2    На наружные боковые стороны кузова автобуса должны быть нанесены надписи «ШКОЛЬНЫЙ» прямыми прописными буквами. Цвет надписи должен контрастировать с цветом окраски кузова автобуса.

В непосредственной близости к указанным надписям на расстоянии не менее /4 их высоты не должны наноситься какие-либо обозначения или надписи.

4.6.3    Надписи должны быть нанесены с учетом следующих требований:

-    высота букв должна быть (250 ± 10) мм, для автобусов категории М2 допускается высота букв (200 ± 10) мм;

-    ширина букв должна составлять не менее 60 % от высоты букв (для букв «Ш» и «Ы» - не менее 70 %);

-    расстояние между буквами должно составлять не менее 20 % от высоты букв;

-толщина линий должна составлять не менее 10 % от высоты букв.

4.6.4    Спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей» в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (сторона квадрата - не менее 250 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) с черным изображением символа дорожного знака 1.21 по СТБ 1140.

4.7 Специальные сигналы

4.7.1    Автобус должен быть оборудован специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого цвета, которые должны включаться при открывании служебных дверей для посадки и высадки пассажиров.

4.7.2    Способы крепления проблесковых маячков должны обеспечивать надежность их установки во всех режимах движения и торможения транспортного средства. Конструкция крепления проблесковых маячков должна исключать возможность травмирования пассажиров о ее детали, выходящие вовнутрь пассажирского салона.

4.7.3    Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать видимость светового сигнала на угол 360° в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света.

5

СТБ 2025-2009

4.7.4    Частота мигания специального светового сигнала f должна быть не менее 1,5 и не более 4 Гц.

4.7.5    Продолжительность свечения специального светового сигнала t в секундах должна быть не более величины 0,6If.

Примечание - Под продолжительностью свечения подразумевается период времени, в течение которого сила света вспышки превышает 10 % от ее максимальной силы света.

4.7.6    Величина освечивания маячка в пределах угла ±4° от оптической оси, проходящей через центр источника излучения света в горизонтальной плоскости, должна быть не менее 25 кд с.

6

1