Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

56 страниц

Купить РД РосЭК 10-ПВ-02 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают требования к проектированию, устройству и изготовлению подъемников (вышек), а также их узлов и механизмов

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Проектирование и устройство

     2.1. Общие требования

     2.2. Металлоконструкции подъемников

     2.3. Механизмы

     2.4. Тормоза

     2.5. Ходовые колеса

     2.6. Люльки (площадки)

     2.7. Канаты и цепи

     2.8. Барабаны и блоки

     2.9. Опоры

     2.10. Электрооборудование

     2.11. Гидрооборудование

     2.12. Приборы и устройства безопасности

     2.13. Пульты управления

3. Изготовление

Приложение 1. Термины и определения

Приложение 2. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании и изготовлении подъемников

Приложение 3. Форма паспорта подъемника

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РД РосЭК 10-ПВ-02

ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УСТРОЙСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЪЕМНИКОВ (ВЫШЕК)


РД РосЭК 10-ПВ-02


ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УСТРОЙСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЪЕМНИКОВ (ВЫШЕК)

РД РосЭК 10-ПВ-02

ваной, штампованной или литой втулке клином. Сварные втулки, применяемые для крепления конца каната, должны снабжаться сертификатом, содержащим данные о результатах неразрушающего контроля сварного шва.

Корпус втулки и клин не должны иметь острых кромок.

2.7.5.    Если при замене каната на подъемнике в сертификате или свидетельстве об испытании каната дано суммарное разрывное усилие, то расчетное усилие Р должно быть определено умножением суммарного разрывного усилия на 0,83.

2.7.6.    Стальные канаты и цепи, применяемые в механизмах подъема колен, телескопических секций и следящей системе ориентации люльки, при проектировании должны быть проверены расчетом.

Расчет каната или цепи на прочность проводят по формуле

P/S К,

где Р - разрывное усилие каната в целом или цепи, принимаемое по данным государственного стандарта или сертификата, Н;

S - наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста и динамических нагрузок или усилие в цепи, Н;

К - коэффициент запаса прочности, который должен быть не менее 9. В следящей системе ориентации люльки, состоящей из двух параллельных ветвей, имеющих уравнительное устройство, К должен быть не менее 4,5 для каждой ветви следящей системы.

2.8. Барабаны и блоки

2.8.1. В случае применения на подъемнике дополнительного грузоподъемного оборудования (крюковых подвесок, крюка, блоков, барабанов) это оборудование должно соответствовать требованиям Правил проектирования, устройства и изготовления грузоподъемных кранов (РД РосЭК 10-КР-01).

Минимальный диаметр блока или барабана, огибаемого стальным канатом, применяемым в конструкции подъемника, определяют по формуле

D hd,

где D - диаметр блока или барабана, измеряемый по средней

линии каната, мм;

d - диаметр каната, мм;

h - коэффициент выбора диаметра блока, значение которого принимается равным 16.

Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при низшем (высшем) возможном положении люльки на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Барабаны, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон.

Реборды барабана должны возвышаться над верхним слоем навитого каната нс менее чем на два его диаметра.

2.9. Опоры

2.9.1.    Опоры подъемников должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

2.9.2.    Усилие поднятия (выдвижения) вручную опор подъемника или их частей должно быть не более 200 Н. При большем усилии опоры должны иметь гидравлический или другой привод. Установка подъемника должна производиться на площадке с учетом категории грунта.

При установке подъемника на все опоры колеса должны быть освобождены от нагрузки, если мосты и колеса участвуют в удерживающем моменте.

2.9.3.    Подъемники, не имеющие опор, должны быть оборудованы устройством, исключающим действие упругих подвесок.

Необходимость оборудования подъемников стабилизатором упругих подвесок, позволяющих равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси для обеспечения их равномерной просадки на поворотах во время движения, должна определяться разработчиком.

2.10. Электрооборудование

2.10.1. Электрооборудование подъемников, его монтаж, токо-подвод и заземление должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, Правил устройства электроустановок, настоящих Пра-

вил и других нормативных документов.

2.10.2.    Напряжение питания подъемников должно быть не более 400 В переменного тока и 220 В постоянного тока. Подъемники могут получать питание от стационарных или передвижных источников электроэнергии с глухозаземленной или изолированной нейтралью.

2.10.3.    На подъемниках должны применяться гибкие кабели и провода с медными жилами.

Сечение жил проводов и кабелей цепей должно быть не менее 1,5 мм2.

Для цепей с напряжением до 42 В разрешается применение проводов и кабелей с медными многопроволочными жилами сечением не менее 0,5 мм2 при условии, что присоединение жил выполнено пайкой и провода не несут механическую нагрузку.

Требование данного пункта не распространяется на кабели и провода, применяемые в приборах и устройствах безопасности.

2.10.4.    В местах, где изоляция и оболочка проводов и кабелей могут подвергаться воздействию масла, следует применять провода и кабели с маслостойкой изоляцией и оболочкой; допускается применение немаслостойких проводов и кабелей при условии их прокладки в трубах с герметичными вводами их в аппараты.

2.10.5.    В местах возможных механических повреждений проводки необходимо предусмотреть ее защиту.

2.10.6.    Жилы проводов и кабелей всех цепей должны иметь маркировку.

2.10.7.    Напряжение системы управления подъемника не должно превышать 42 В.

2.10.8.    Для подъемников на базе автомобилей и тракторов напряжение рабочего и ремонтного освещения не должно превышать 24 В.

2.10.9.    Напряжение ремонтного освещения прочих подъемников не должно превышать 42 В.

2.10.10.    В подъемниках, имеющих напряжение свыше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока, для защиты людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции необходимо выполнить заземление или зануление электрооборудования в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.

2.10.11.    Зануление подъемника, питающегося от передвижных

или стационарных источников питания электроэнергией с глухо-заземленной нейтралью, осуществляется через нулевой рабочий проводник, подсоединенный к болту с гайкой, приваренному к зачищенной металлической части подъемника. Присоединение должно быть доступно для осмотра.

2.10.12.    Корпус выносного пульта (при управлении подъемником с земли) должен быть выполнен из изоляционного материала или заземлен (занулен) не менее чем двумя проводниками.

2.10.13.    Защитное заземление электроприемников подъемника не требуется преднамеренно выполнять, если электроприемники имеют надежный контакт с заземленной или зануленной металлоконструкцией подъемника.

2.11. Гидрооборудование

2.11.1.    Гидрооборудование подъемников должно соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

2.11.2.    Конструкция гидравлической системы должна исключать возможность:

1 Повреждения гидравлического оборудования;

2)повреждения трубопроводов, рукавов и их соединений, повреждения их от соприкосновения с металлоконструкцией.

При отключении привода гидронасоса должна обеспечиваться автоматическая остановка и фиксация механизмов.

2.11.3.    Конструкцией подъемника должна быть предусмотрена замена элементов гидросистемы подъемников без слива рабочей жидкости из всей гидросистемы;

2.11.4.    Соединения трубопроводов, в том числе рукавов, места соединения механизмов и приборов должны быть герметичными.

2.11.5.    Гидросистема должна предусматривать полное удаление рабочей жидкости при ремонте и загрязнении.

На линии напора для каждого насоса должны быть установлены предохранительные клапаны. Слив жидкости от предохранительных клапанов должен производиться в гидробак.

2.11.6.    Гидросистема должна предусматривать возможность удобного и безопасного заполнения и слива рабочей жидкости без попадания ее на землю и возможность удаления воздуха из гидросистемы.

2.11.7.    Фильтрование рабочей жидкости должно быть непрерывным, кроме случая, срабатывания предохранительного клапана. Степень фильтрации определяется с учетом требований, установленных технической документацией на гидрооборудование.

2.11.8.    Каждый гидравлический контур при необходимости следует предохранять от превышения рабочего давления предохранительным клапаном, отрегулированным на допустимое давление. Предохранительные клапаны должны иметь возможность их опломбирования после регулировки.

2.11.9.    Основные характеристики гидрооборудования следует выбирать так, чтобы при работе не возникали перегрузки несущих элементов конструкций гидроподъемника.

2.11.10.    В гидросистеме, где необходимо контролировать давление, должны быть предусмотрены присоединительные элементы, необходимые для проведения контрольных измерений.

2.11.11.    При выключенном гидроприводе подъемника рабочее оборудование должно надежно фиксироваться.

2.11.12.    Между насосом и предохранительным гидроклапаном не допускается устанавливать запорную арматуру.

Фильтр, установленный на линии слива, должен иметь перепускной клапан. Давление открытия перепускного клапана должно быть не более 0,4 МПа.

2.11.13.    Конструкция гидросистемы должна быть обеспечена устройством, позволяющим контролировать за1рязненность фильтра.

2.11.14.    На гидробакс должны быть указаны максимальный и минимальный уровни рабочей жидкости и обеспечен безопасный контроль уровня рабочей жидкости. Уровень рабочей жидкости необходимо контролировать при помощи масломерного стекла. Применение щупов не допускается.

При использовании на гидроподъемнике нескольких баков для жидкости они должны иметь разную маркировку.

2.11.15.    Трубопроводы и гибкие рукава гидросистемы подъемника необходимо испытать на прочность в соответствии с нормативными документами.

2.11.16.    Гибкие рукава, находящиеся в непосредственной близости от рабочего места машиниста гидроподъемника, должны быть защищены предохранительным кожухом или экраном.

2.11.17.    Трубопроводы гидросистемы должны быть надежно

закреплены для устранения опасных колебаний (вибрации), а также от нарушения герметичности их соединений.

2.11.18.    Удлинение напорных трубопроводов сваркой не допускается.

2.11.19.    Элементы управления, не включенные постоянно, после прекращения воздействия на них должны возвращаться в исходное положение и вызывать отключение или остановку механизмов подъемника.

2.11.20.    Система управления гидроподъемника должна иметь раздельное управление:

1)    рабочими движениями люльки;

2)    опорами;

3)    механизмом передвижения подъемника.

2.11.21.    При отказе гидропривода следует обеспечить аварийное опускание люльки (при этом скорость опускания должна быть не более 0,2 м/с), а также возможность управления коленом (стрелой) до положения, в котором подъемник будет находиться в безопасном состоянии.

2.12. Приборы и устройства безопасности

2.12.1.    Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на подъемники должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

2.12.2.    Подъемники должны быть оборудованы следующими приборами и устройствами для безопасного производства работ:

1)    ограничителем предельного 1руза (ОПТ);

2)    анемометрами (для подъемников с высотой подъема более 22 м);

3)    устройством ориентации пола люльки в горизонтальном положении во всей зоне обслуживания; при этом угол наклона иола люльки не должен превышать 5°;

4)    устройством (устройствами), ограничивающим зону обслуживания;

5)    устройством блокировки подъема и поворота колен при не выставленном на опоры подъемнике, кроме винтовых опор, устанавливаемых вручную;

6)    устройством блокировки подъема опор при рабочем положе-

нии стрелы, кроме винтовых опор, устанавливаемых вручную;

7)    устройством аварийного опускания люльки при отказе гидросистемы, электропривода или привода гидронасоса;

8)    устройством, предназначенным для эвакуации рабочих из люлек, находящихся ниже основания, на котором стоит подъемник;

9)    устройством, предохраняющим выносные опоры подъемника от самопроизвольного выдвижения (поворота) во время движения подъемника;

10)    устройством (указателем) угла наклона подъемника;

11)    системой аварийной остановки двигателя с управлением из люльки и с нижнего пульта, которая должна быть снабжена кнопками "Стоп";

12)    переговорным устройством (для подъемников с высотой подъема более 22 м).

2.12.3.    Устройства и приборы безопасности, указанные в п. 2.12.2 (п.п. 1, 4, 5, 6, 11), должны работать на отключение движений элементов подъемника.

В случае срабатывания приборов безопасности, движения элементов подъемника должны отключаться без выключения силовой установки.

2.12.4.    Ограничитель предельного груза должен обеспечивать подачу звукового предупредительного сигнала в случае превышения номинальной 1рузонодъемности подъемника не более 10% и отключать механизмы увеличения вылета и высоты подъема при увеличении нагрузки более 110% от номинальной грузоподъемности.

После действия ограничителя предельного груза должны быть прекращены все движения подъемника и проведена разгрузка люльки до допустимой нагрузки.

Для подъемников с двумя люльками подача звукового сигнала и отключение механизмов должны обеспечиваться в зависимости от суммарной нагрузки на две люльки, если конструкция подъемника предусматривает нагружение каждой люльки нагрузкой, равной номинальной грузоподъемности подъемника.

Защитная панель или релейный (электронный) блок ограничителя предельного груза должны быть опломбированы.

2.12.5.    Подъемники должны быть оборудованы устройством для учета наработки в моточасах.

2.13. Пульты управления

2.13.1.    Пульты управления подъемниками должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

2.13.2.    В конструкциях пультов управления рабочими движениями подъемника, должна быть обеспечена плавность пуска и остановки

2.13.3.    Подъемники должны быть оборудованы двумя пультами управления, расположенными один в люльке, другой внизу, в удобном месте, или иметь дистанционное управление.

Подъемники с высотой подъема люльки до 12 м включительно допускается проектировать и изготавливать с одним пультом управления, при этом в люльке должны быть устройства включения звукового сигнала и аварийной остановки двигателя.

2.13.4.    Пульты управления подъемником располагаются таким образом, чтобы управление было удобным.

Расположение рукояток и кнопок должно быть рациональным, позволяющим обеспечить постоянное наблюдение за перемещением люльки. Направление движения рукояток должно соответствовать направлению движения люльки подъемника.

2.13.5.    При ручном управлении рукоятки (кнопки), применяемые в пультах управления, должны иметь устройства для само-возврата в нулевое положение. Удержание их во включенном положении должно быть возможным только при непрерывном нажатии на рукоятку управления (кнопку). Кнопки должны иметь обозначение направлений включаемых движений механизмов подъемника.

2.13.6.    На подъемниках с двумя пультами управления должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность управления подъемником одновременно с двух пультов.

2.13.7.    Пульты управления подъемником должны иметь устройства включения звукового сигнала и аварийной остановки двигателя. Допускается использование звукового сигнала автомобиля.

2.13.8.    Конструкция и установка пульта управления, в том числе и кабеля, в подъемниках, предназначенных для обслуживания электросетей под напряжением до 1000 В, должны обеспечивать

гальваническую развязку изоляции между металлоконструкцией подъемника и пультом не менее 0,5 МОм.

3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ

3.1.    Подъемники, их узлы, механизмы, ограничители и указатели, а также другие компоненты подъемников должны изготавливаться специализированными организациями в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011, настоящих Правил и других нормативных документов.

3.2.    При комплектовании подъемников из узлов и деталей, механизмов и т.п., изготовленных несколькими предприятиями, за качество изготовления подъемника в целом, за соответствие его настоящим Правилам, государственным стандартам и другим нормативным документам, а также за оформление технической документации на подъемник, отвечает в установленном порядке предприятие, выпускающее подъемник в собранном виде и составляющее (подписывающее) Паспорт на него.

3.3.    В технических условиях на изготовление подъемника или отдельных металлоконструкций наряду с другими указаниями должны быть предусмотрены требования по контролю качества сварки и браковочные показатели с учетом требований ФНП и других нормативных документов, порядок приемки узлов и готового изделия, а также сведения о применяемых для изготовления металлах и сварочных материалах.

3.4.    Для проверки качества изготовления подъемников, их узлов, механизмов, приборов безопасности, соответствия их настоящим Правилам и техническим условиям, государственным стандартам и другим нормативным документам предприятие-изготовитель должно проводить приемочные, сертификационные и приемо-сдаточные испытания.

Приемочным и сертификационным испытаниям должен подвергаться каждый опытный образец подъемника.

Приемо-сдаточным испытаниям должен подвергаться каждый изготовленный подъемник.

3.5.    Каждый изготовленный подъемник должен быть снабжен следующей документацией:

а)    паспортом;

б)    руководством по эксплуатации;

в)    обоснованием безопасности;

г)    сертификатом соответствия требованиям ТР ТС 010/2011и

другой документацией, предусмотренной соответствующим государственным стандартом или техническими условиями на изготовление.

При изготовлении отдельных узлов, механизмов и приборов безопасности подъемников они должны быть снабжены соответствующими паспортами.

3.6.    Предприятие изготовитель должно вести учет выпускаемых подъемников. На каждом подъемнике на видном месте должна быть укреплена табличка с указанием наименования предприятия-изготовителя или его товарного знака, грузоподъемности, даты выпуска, порядкового номера, а также других сведений в соответствии с нормативными документами. Табличка должна сохраняться в течение всего срока службы подъемника.

Учет должен вестись также и при изготовлении отдельных узлов, механизмов, приборов безопасности и других компонентов подъемников.

3.7.    Паспорт подъемника составляется по документам предприятий, изготовивших отдельные узлы и по форме, приведенной в Приложении 3 к настоящим Правилам. Документы (оригиналы сертификатов на комплектующее и металл) должны храниться на предприятии, выпускающем подъемники.

3.8.    Руководство по эксплуатации подъемника должно быть разработано в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601.

В руководстве по эксплуатации наряду с другими требованиями должны быть указаны:

а)    периодичность и перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту узлов, механизмов, ограничителей и указателей и других сборочных единиц подъемника;

б)    периодичность, способы осмотра, возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;

в)    способы наладки и проверки ограничителей и указателей;

г)    способы регулировки тормозов;

д)    перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ;

е)    порядок проведения технического освидетельствования;

ж)    требования безопасности в аварийных ситуациях (в том числе порядок эвакуации из люльки в момент аварийного останова

Настоящие Правила проектирования, устройства и изготовления подъемников (вышек) (далее по тексту - Правила) разработаны редакционной комиссией специалистов ОЛО «Российская экспертная компания по объектам повышенной опасности» (ОАО «РосЭК») по поручению АНО «Международная лига производителей оборудования для опасных производственных объектов» (АНО «МЛП») на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (далее по тексту ПБ 10-611-03); Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее по тексту ТР ТС 010/2011); Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее по тексту ФНП).

При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, прсдприятий-изготовитслей и других заинтересованных лиц и организаций.

Настоящие Правила не нуждаются в государственной регистрации, являются интеллектуальной собственностью ОАО «РосЭК» и рекомендованы для исполнения на территории стран участниц Таможенного союза руководящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием и изготовлением подъемников (вышек), а также органов по сертификации и экспертных организаций, проводящих экспертизу промышленной безопасности подъемников (вышек).

на высоте);

з)    предельные нормы браковки элементов подъемников;

и)    срок службы подъемника;

к)    другие указания по обслуживанию и эксплуатации подъемника с учетом специфики его конструкции.

3.9.    Предприятие-изготовитель учитывает выявляемые в процессе эксплуатации недостатки конструкции и изготовления подъемников и принимает меры по их устранению. В тех случаях, когда выявленные недостатки могут отразиться на безопасности пользования подъемниками, предприятие-изготовитель уведомляет все организации, эксплуатирующие их, о необходимости и методах устранения таких недостатков, а также высылает техническую документацию и необходимые материалы, детали и узлы, подлежащие замене.

3.10.    Сварка расчетных металлоконструкций, элементов подъемников и контроль качества сварных соединений должны выполняться в соответствии с требованиями ФН11, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

3.11.    К сварке и прихватке элементов металлоконструкций подъемников должны допускаться аттестованные сварщики, выдержавшие испытания в установленном порядке.

3.12.    Прихватки, выполненные в процессе сборки металлоконструкции, могут не удаляться, если при сварке они будут полностью переплавлены. Перед сваркой прихватки должны быть очищены от шлака.

3.13.    Сварочные материалы, применяемые для сварки металлоконструкций, должны обеспечивать механические свойства металла шва и сварного соединения (предел прочности, относительное удлинение, угол загиба, ударная вязкость) не ниже нижнего предельного показателя перечисленных свойств металла основных элементов металлоконструкции, установленного для данной марки стали государственным стандартом или техническими условиями.

В случае применения в одном соединении сталей разных марок механические свойства наплавленного металла должны соответствовать свойствам стали с большим пределом прочности. Марки присадочных материалов, флюсов и защитных газов должны быть указаны в технических условиях на изготовление подъем-

Утверждены приказом АНО «Международная лига производителей оборудования для опасных производственных объектов» от 04.07.2014 №38/7-14 Вступают в силу с 15.07.2014г.

ПРАВИЛА

ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УСТРОЙСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЪЕМНИКОВ (ВЫШЕК)

РД РосЭК 10-ПВ-02

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству и изготовлению подъемников (вышек), а также их узлов и механизмов.

1.2.    Настоящие Правила распространяются на следующие подъемники:

1)    самоходные, в том числе автомобильные; на спсцшасси; гусеничные; железнодорожные; пневмоколесные;

2)    прицепные;

3)    передвижные;

4)    мачтового типа на специальном шасси, в том числе самоходные, прицепные, передвижные.

1.3.    Настоящие Правила нс распространяются на следующие подъемники:

1)    пожарные;

2)    строительные грузовые;

3)    грузопассажирские;

4)    фасадные.

1.4.    Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1.

Далее - подъемники.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УСТРОЙСТВО

2.1. Общие требования

2.1.1.    Разработку проектов на изготовление подъемников (узлов, механизмов, и других компонентов подъемников) должны выполнять специализированные организации.

2.1.2.    Проектирование подъемников должно выполняться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.1.3.    Проект на изготовление подъемника должен включать:

а)    техническое задание или технические условия (при постановке на серийное производство);

б)    комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документами и настоящими Правилами;

в)    программы и методики испытаний готового изделия;

г)    требования к системе управления качеством изготовления (при постановке на серийное производство).

2.1.4.    Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты подъемников должны устанавливаться техническим заданием на проектирование.

2.1.5.    Проектируемые подъемники (узлы, механизмы и другие компоненты подъемников) должны соответствовать требованиям настоящих Правил, ТР ТС 010/2011 и других нормативных документов.

2.1.6.    Подъемники, предназначенные для работы в помещениях и наружных установках, в которых может образоваться взрывопожароопасная среда, должны проектироваться и изготавливаться в соответствии техническим заданием, согласованным с заказчиком подъемника, а также требованиями нормативных документов, регламентирующих условия безопасной эксплуатации.

Возможность работы подъемника во во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды и класса взрыво- и пожароопасного помещения) должна быть отражена в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.

2.1.7.    Подъемники, кроме предназначенных для эксплуатации в отапливаемых помещениях, должны проектироваться и изготавливаться для работы при температуре от -40°С до +40°С и скоро-

ста ветра не более 10 м/с на высоте до 10 м.

2.1.8.    Климатическое исполнение проектируемых подъемников должно соответствовать ГОСТ 15150. Подъемники, предназначенные для эксплуатации в районах с нижним пределом окружающего воздуха ниже минус 40°С, должны быть спроектированы в исполнении УХЛ (ХЛ).

2.1.9.    Подъемники должны быть устойчивыми в рабочем и нерабочем состояниях.

Коэффициент грузовой устойчивости при расчете с учетом действия сил тяжести машины и груза, динамических воздействий, а также ветрового давления должен быть не менее 1,15. При этом для подъемников на опорах уклон установки нс должен превышать 0°30\ а для подъемников без опор - 3°, если в руководстве по эксплуатации не предусмотрен больший уклон.

Для подъемников, установленных на железнодорожных платформах, следует учитывать максимально допустимое превышение на кривых участках пути одного рельса над другим. Действие рельсовых захватов при определении устойчивости не учитывается.

Коэффициент собственной устойчивости должен быть не менее 1,15, подтверждаться расчетом и характеризовать отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей подъемника с учетом уклона площадки в сторону опрокидывания (относительно ребра опрокидывания) и ветровой на!рузкой, которая направлена в ту же сторону.

Расчет прочности и устойчивости подъемников должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 53037 (ИСО 16368).

2.1.10.    При проектировании подъемников должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности хранится у проектировщика, а копия - у изготовителя и организации, эксплуатирующей подъемник.

2.2. Металлоконструкции подъемников

2.2.1.    Расчетные металлоконструкции подъемников должны проектироваться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.2.2.    Расчет металлоконструкций подъемников и их элементов должен выполняться в соответствии с нормативными документа-

ми и отвечать требованиям ГОСТ 53037 (ИСО 16368).

2.2.3.    У подъемников, имеющих телескопические выдвижные секции колен или выдвижные опоры должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой металлоконструкции в рабочем положении.

2.2.4.    Материалы при проектировании металлоконструкций подъемников и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.

2.2.5.    Качество применяемого материала для расчетных элементов должно быть подтверждено сертификатом предприятия-изготовителя и входным контролем.

Выбор материала должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний подъемника, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.

Данные о марке применяемого материала с указанием сертификата, нижней предельной температуры для рабочего и нерабочего состояний подъемника должны быть указаны в его паспорте.

2.2.6.    Металлоконструкции и металлические детали подъемников должны быть предохранены от коррозии.

2.2.7.    При проектировании коробчатых и трубчатых металлоконструкций подъемников, работающих на открытом воздухе, должны быть нредусмогрены меры против скопления в них влаги.

2.3. Механизмы

2.3.1.    Проектирование механизмов (лебедок, редукторов, тормозов, муфт, приводов и т.п.) должно осуществляться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.3.2.    Механизмы подъемников, оборудованные механическими приспособлениями для их включения, должны быть спроектированы таким образом, чтобы исключалась возможность самопроизвольного их включения.

2.3.3.    В узлах механизмов подъемника, передающих крутящий момент, во избежание проворачивания сопрягаемых деталей необходимо применять шлицевые, шпоночные, болтовые и другие

соединения, которые должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения. Применение пружинных шайб для крепления опорно-поворотного устройства запрещается.

2.3.4.    Неподвижные оси, служащие опорой отдельных узлов подъемника, должны быть надежно закреплены во избежание их перемещения.

2.3.5.    К механизмам, предохранительным устройствам систем управления, требующим постоянного технического обслуживания, должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ.

2.4. Тормоза

2.4.1.    Механизмы подъема подъемников должны был, снабжены тормозами нормально замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении, или другими устройствами, исключающими самопроизвольное опускание (перемещение) люльки.

Применение ленточных тормозов разрешено только на механизмах поворота платформы. Тормоза должны быть защищены от попадания масла и влаги.

Привод опорно-поворотного устройства подъемника должен быть самотормозящимся или оборудован тормозом. При этом коэффициент запаса торможения должен быть не менее 1,5.

У подъемного механизма подъемника с канатным приводом должно быть предусмотрено устройство, исключающее возможность самопроизвольного опускания люльки.

2.4.2.    Автомобильные, прицепные, передвижные подъемники и подъемники на спецшасси должны быть оборудованы стояночным тормозом и отвечать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации.

Для подъемников, установленных на железнодорожном подвижном составе, тормоза на механизме передвижения должны отвечать требованиям РЖД.

2.5. Ходовые колеса

2.5.1. Ходовые колеса прицепных и самоходных (на собственном шасси) подъемников, предназначенные для транспортирова-

ния по автомобильным дорогам, должны иметь стандартные пневмошины.

Для подъемников, перевозка которых осуществляется автомобилем или другим транспортным средством и передвигаемых по рабочей площадке вручную, допускается применение других ходовых колес в соответствии с нормативными документами.

2.6. Люльки (площадки)

2.6.1.    Люльки (площадки) подъемников должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

2.6.2.    Высота от поверхности земли или с посадочной площадки до входа в люльку (площадку) и на поворотную платформу подъемника должна быть не более 400 мм; при этом пол люльки и ступени не должны быть скользкими.

2.6.3.    Люльки (площадки) подъемников должны иметь ограждения высотой не менее 1000 мм. Верхняя поверхность перил должна быть удобна для обхвата рукой и облицована малотеплопроводным материалом. По периметру настила должна быть непрерывная обшивка высотой не менее 100 мм. Между обшивкой и перилами на высоте 500 мм от настила должна быть дополнительная ограждающая планка по всему периметру ограждения. Проем для входа в люльку должен быть защищен съемным ограждением или запирающейся дверью.

При невозможности выполнения этих требований (люлька пластиковая и т.д.) допускается вход в люльку сверху. При этом необходимо предусмотреть приспособления, облегчающие вход.

Размер пола люльки (площадки) должен быть не менее 600 х 600 мм, диаметр пола круглой люльки (площадки) - не менее 700 мм.

Площадь пола люльки (площадки) должна быть не менее 0,5 м2 на одного человека; ширина входа в люльку (площадку) - не менее 500 мм.

Конструкция и установка люльки (площадки), предназначенной для обслуживания электросетей под напряжением до 1000 В, должны обеспечивать гальваническую развязку изоляции между металлоконструкцией подъемника и люлькой (площадкой) не менее 0,5 МОм.

2.6.4. Люлька (площадка) подъемника должна быть оборудована скобами для крепления карабинов предохранительных поясов рабочих люльки и фалов для инструмента. Элементы ограждения люльки (площадки) и места крепления поясов должны выдерживать концентрированную нагрузку в разных направлениях не менее 1300 Н.

2.7. Канаты и цепи

2.7.1.    Стальные канаты и цепи подъемников должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов. Канаты и цепи должны иметь сертификат предприятия-изготовителя об их испытаниях. При получении канатов или цепей без сертификата их необходимо испытать в установленном порядке.

Разрешается применение канатов и цепей, изготовленных по международным стандартам, если они по своему назначению соответствуют технологии использования подъемников, имеют диаметр и разрывное усилие - не ниже указанного в паспорте подъемника.

Канаты и цепи, не снабженные сертификатом об их испытании, к использованию не допускаются.

2.7.2.    Крепление и расположение канатов на подъемниках должны исключать возможность спадания их с блоков или других механизмов, а также перетирания канатов вследствие соприкосновения с элементами конструкций или друг с другом. Зазор между канатом и устройством, исключающим его спадание с блока, должен составлять не более 20% от диаметра каната.

2.7.3.    Направляющие для канатов, цепей и тяги следящей системы ориентации пола люльки (площадки) в горизонтальном положении должны быть устроены так, чтобы исключались возможность самопроизвольного спадания их с роликов, звездочек, барабанов и заклинивание тяг.

2.7.4.    Крепление конца каната должно быть выполнено с применением коуша путем заплетки свободного конца каната, установки зажимов или другим способом по утвержденным нормативным документам. Количество зажимов должно быть не менее трех.

Конец канат на подъемнике может крепиться в стальной, ко-