Купить СТБ ЕН 280-2006 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает требования безопасности и меры по предотвращению опасностей для всех типов и размеров мобильных подъемных рабочих платформ с системой доступа (MTWP - Mobile Elevating Work Platform) предназначенных для поставки персонала к рабочим зонам для выполнения работы на платформе (WP - Work Platform). Стандарт применяется для проведения расчетов при проектировании и определении критериев устойчивости, испытаний безопасности и проверок перед началом эксплуатации. Стандарт определяет все характерные опасности, которые возникают во время работы платформы, и описывает способы уменьшения риска возникновения таких опасностей. Стандарт не рассматривает опасности, которые возникают при: управлении по радио и другим видам дистанционного управления; работе в потенциально взрывоопасных средах; электромагнитной несовместимости; работе с электрической системой под напряжением; использовании сжатых газов для компонентов, подверженных весовой нагрузке; подъеме на платформу и ухода с нее во время изменения рабочего уровня. Стандарт не распространяется на: постоянно установленные средства для подъема персонала, обслуживающие определенный уровень; средства для борьбы с огнем и спасения во время пожара; неуправляемые рабочие клети, свешивающиеся с подъемных средств; подъемное рабочее место с участком, ограниченным перилами, и оборудование возврата в исходное положение; тротуарные лифты; рабочие платформы, поднимающиеся по мачте; ярмарочное оборудование; подъемные столы с высотой подъема менее 2 м; строительные подъемники для персонала и материалов; вспомогательное оборудование в аэропорту; подъемные рабочие места на автомобилях- тягачах. Стандарт распространяется на машины, которые изготовлены после 12 месяцев со дня издания стандарта.
0 Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Перечень характерных опасностей
5 Требования и/или меры безопасности
5.1 Общие положения
5.2 Расчет конструкции и устойчивости
5.3 Шасси и стабилизаторы
5.4 Выдвижное устройство
5.5 Системы привода выдвижного устройства
5.6 Рабочая платформа
5.7 Средства управления
5.8 Электрическое оборудование
5.9 Гидравлические системы
5.10 Гидравлические цилиндры
5.11 Предохранительные устройства
6 Правила приемки
6.1 Осмотр и испытания
6.2 Типовые испытания рабочей платформы
6.3 Предпродажные испытания
7 Информация для пользователя
7.1 Руководство по эксплуатации
7.2 Маркировка
Приложение A (справочное) Использование рабочих платформ при скорости ветра свыше 12,5 м/с (по шкале Бофорта 6)
Приложение B (справочное) динамические коэффициенты устойчивости и конструкторские расчеты
Приложение C (справочное) Расчет систем привода проволочных канатов
Приложение D (справочное) Пример расчета системы привода проволочного каната
Приложение E (справочное) Пример расчета — коэффициент "s" дорожные испытания
Приложение ZA (справочное) Взаимосвязь европейского стандарта с директивами ЕС
Библиография
Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии европейских стандартов, на которые даны ссылки, государственным стандартам, принятым в качестве идентичных и модифицированных государственных стандартов
Дата введения | 01.09.2006 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
28.02.2006 | Утвержден | Госстандарт Республики Беларусь | 9 |
---|---|---|---|
Разработан | Научно-инновационное республиканское УП Промстандарт | ||
Издан | БелГИСС | 2006 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПЛАТФОРМЫ РАБОЧИЕ МОБИЛЬНЫЕ ПОДЪЕМНЫЕ
Расчет. Критерии устойчивости. Конструкция. Безопасность. Контроль и испытания
ПЛАТФОРМЫ РАБОЧЫЯ МАБШЬНЫЯ ПАД’ЁМНЫЯ
Разлш. Крытэрьи устойл1васцГ Канструкцыя. Бяспека. Кантроль i выпрабаванш
(EN 280:2001, ЮТ)
Издание официальное
Г осстандарт Минск
УДК 621.86.078.2(083.74X476) МКС 53.020.99 КП 03 ЮТ
Ключевые слова: мобильная платформа, безопасность, нагрузка, стабилизаторы, шасси, номинальная нагрузка, рабочая зона, привод, предохранительное устройство
ОКП 48 3580 ОК РБ 29.22.18.730
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».
1 ПОДГОТОВЛЕН научно-инновационным республиканским унитарным предприятием «Пром-стандарт» (УП «Промстандарт»)
ВНЕСЕН Министерством промышленности Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 9
3 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 280:2001 «Mobile elevating work platforms. Design calculations, stability criteria, construction, safety, examinations and tests» (EH 280:2001 «Платформы мобильные подъемные. Расчет, устойчивость, конструкция. Требования безопасности и испытания»), включая изменение EN 280:2001/А1:2004. Текст изменения отмечен двойной вертикальной линией. Дополнительные положения заключены в рамки из тонких линий.
Европейский стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации СЕН/ТК 98 «Подъемное оборудование».
Перевод с английского языка (ел).
Официальные экземпляры европейского стандарта, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт, и стандартов, на которые даны ссылки, имеются в БелГИСС.
Сведения о соответствии европейских стандартов, на которые даны ссылки, государственным стандартам, принятым в качестве идентичных и модифицированных государственных стандартов, приведены в дополнительном приложении Д.А.
Степень соответствия - идентичная (ЮТ)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта Республики Беларусь
Издан на русском языке
Окончание таблицы 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5.1 Общие положения
Изготовитель должен выполнять требования, указанные в этом разделе.
Оборудование должно соответствовать требованиям ЕН 292-1:1991, ЕН 292-2:1991 и изменению к ЕН 292-2:1991/А1:1995 относительно опасностей, которые не рассматриваются в настоящем стандарте.
5.2 Расчет конструкции и устойчивости
5.2.1 Общие положения
Изготовитель обязан:
a) при проведении расчетов конструкции оценить отдельные нагрузки и силы с точки зрения их приложения, направления и их сочетания, которые создают наиболее неблагоприятные напряжения в деталях;
b) при расчете устойчивости определить различные положения рабочей платформы и сочетания нагрузок и сил, которые совместно создают условия наименьшей устойчивости.
5.2.2 Нагрузки и силы
Следует принимать во внимание следующие нагрузки:
a) номинальная нагрузка (см. 5.2.3.1);
b) нагрузка на конструкцию (см. 5.2.3.2);
c) ветровая нагрузка (см. 5.2.3.3);
d) ручные усилия (см. 5.2.3.4);
e) особые нагрузки и силы (см. 5.2.3.5).
5.2.3 Определение нагрузок и сил
5.2.3.1 Номинальная нагрузка
Номинальная нагрузка т определяется:
т = п тр+те, (1)
где nip - 80 кг (вес человека);
те> 40 кг (минимальный вес инструментов и материалов); п - допускаемое количество человек на рабочей платформе.
Предполагается, что вес каждого человека действует как сосредоточенная нагрузка на рабочую платформу на горизонтальном расстоянии 0,1 м от внутреннего края верхнего поручня. Расстояние между сосредоточенными нагрузками должно составлять 0,5 м (см. рисунок 3).
Предполагается, что вес оборудования действует как равномерно распределенная нагрузка на 25 % поверхности рабочей платформы. Если полученное давление превышает 3 кН/м2 и это соответствует 25 %, размер площади можно увеличить до значения, при котором значение давления будет равно 3 кН/м2 (см. рисунок 4).
Предполагается, что все эти нагрузки воздействуют, находясь в положении, которое может привести к неблагоприятным результатам.
9
0,5m | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рисунок 3 - Номинальная нагрузка - персонал Рисунок 4 - Номинальная нагрузка - оборудование
_____линия опрокидывания |
5.2.3.2 Нагрузки на конструкцию
Вес деталей рабочей платформы, когда они не движутся, следует рассматривать как статические нагрузки на конструкцию.
Вес деталей рабочей платформы, когда они движутся, следует рассматривать как динамические нагрузки на конструкцию.
5.2.3.3 Ветровые нагрузки
5.2.3.3.1 Все рабочие платформы, которые используются для наружных работ, рассматриваются как подверженные ветровой нагрузке с давлением 100 Н/м2, что соответствует скорости ветра 12,5 м/с (по шкале Бофорта 6).
Предполагается, что ветер действует в горизонтальном направлении на центральную часть деталей платформы, персонал и оборудование на рабочей платформе и рассматривается как динамическая сила.
Это не относится к рабочим платформам, которые предназначены только для внутренних работ (см. 7.2.6).
5.2.3.3.2 Коэффициенты формы, применяемые к участкам, которые открыты ветру:
a) сечения L-, U-, Т-, 1-образной формы 1,6;
b) коробчатые сечения 1,4;
c) большие плоские участки 1,2 ;
d) круглые сечения в соответствии с размером 0,8/1,2;
e) персонал, непосредственно открытый ветру 1,0.
Если необходима дополнительная информация, особенно в части экранированных участков конструкции (см. ИСО 4302), а также 5.2.3.3.3.4 в части защиты персонала щитом.
5.2.3.3.3 Площадь, занимаемая персоналом на рабочей платформе, открытой ветру
5.2.3.3.3.1 Полная площадь, которую занимает один человек, должна составлять 0,7 м2 (0,4 м средняя ширина х 1,75 м высота) с центром на высоте 1,0 м от пола рабочей платформы.
5.2.3.3.3.2 Открытая площадь для одного человека, стоящего на рабочей платформе за неперфорированным участком ограждения высотой 1,1 м, должна составлять 0,35 м2 с центром на высоте 1,45 м от пола рабочей платформы.
5.2.3.3.3.3 Количество человек, непосредственно открытых воздействию ветра, определяется следующим образом:
a) длина стороны рабочей платформы, открытой ветру, округляется до ближайших 0,5 м и делится на 0,5 м, или
b) количество лиц, находящихся на рабочей платформе, должно быть меньше числа, полученного в а).
5.2.3.3.3.4 Если количество лиц, находящихся на рабочей платформе, превышает число, полученное в 5.2.3.3.3 а), к числу лиц, превышающих норму, применяется коэффициент формы 0,6.
5.2.3.3.4 Ветровая нагрузка на инструменты и материалы на рабочей платформе, которые открыты ветру, рассчитывается как 3 % от их веса и считается действующей горизонтально на высоте 0,5 м над полом рабочей платформы.
5.2.3.4 Ручное усилие
Минимальное значение ручного усилия М принимается 200 Н для рабочих платформ, предназначенных для работы одного человека, и 400 Н для рабочих платформ, предназначенных для работы более чем одного человека, действующее на высоте 1,1 м над полом рабочей платформы. Другие более высокие значения должны быть указаны изготовителем.
5.2.3.5 Особые нагрузки и силы
Особые нагрузки и силы создаются особыми методами работы и/или условиями использования рабочей платформы, например предметы, которые находятся на наружной стороне рабочей платформы, и ветровые нагрузки, действующие на большие предметы, которые находятся на рабочей платформе.
Если пользователь требует учесть особые рабочие методы и условия применения силы и нагрузки, возникающие в результате такого применения, должны приниматься во внимание как изменение номинальной нагрузки, нагрузки на конструкцию, ветровой нагрузки и/или ручного усилия соответственно.
5.2.4 Расчет устойчивости
5.2.4.1 Силы, создаваемые весом конструкции и номинальной нагрузкой
Силы, создаваемые весом конструкции и номинальной нагрузкой и создающие опрокидывающие и удерживающие моменты, должны быть умножены на коэффициент 1,0 и рассчитаны как действующие вертикально вниз. Для работы выдвигающейся конструкции эти силы также следует умножить на коэффициент 0,1 и рассматривать как действующие в направлении движения, создающего наибольший опрокидывающий момент.
Изготовитель может применять коэффициенты со значением меньше 0,1, если они проверены измерениями, проведенными во время набора и снижения скорости.
Для движения перемещения рабочей платформы типа 2 и 3 коэффициент 0,1 заменяется коэффициентом z, который учитывает силы, создаваемые набором или снижением скорости или дорожными испытаниями (6.1.4.2.2.2). Этот коэффициент определяется путем расчета или во время испытаний (см. пример расчета, приведенный в приложении Е).
5.2.4.2 Сила ветра
Сила ветра умножается на коэффициент 1,1 и рассматривается как действующая горизонтально.
5.2.4.3 Ручное усилие
Ручное усилие, создаваемое лицами на рабочей платформе, должно быть умножено на коэффициент 1,1 и рассматривается действующим в направлении, создающем наибольший опрокидывающий момент.
Примечание - Примеры сил приводятся на рисунках 4, 5, 7, 8.
5.2.4.4 Расчет опрокидывающего и удерживающего моментов
Максимальный опрокидывающий и соответствующий удерживающий моменты следует рассчитывать при максимально неблагоприятных линиях опрокидывания.
Линии опрокидывания должны быть определены в соответствии с ИСО 4305, но для прочных шин и шин, заполненных пенопластом, эти линии могут составлять % опорной ширины шины с наружной стороны опорной ширины.
Расчеты следует проводить, когда платформа находится в наименее благоприятном выдвинутом и/или сложенном положении с максимальным допустимым углом наклона шасси, определенным изготовителем. Все нагрузки и силы, действующие одновременно, следует учитывать в максимально неблагоприятных сочетаниях. Например, если нагрузка производит удерживающий эффект, следует произвести дополнительный расчет устойчивости, допуская, что только один человек (80 кг) находится на рабочей платформе. Допуск в 0,5° при сборке рабочей платформы следует прибавлять к максимально допустимому углу наклона шасси, установленному изготовителем. Примеры приводятся в таблице 2 и на рисунках 5 - 8. Также могут применяться графические методы.
В каждом случае рассчитанный удерживающий момент должен быть больше, чем рассчитанный опрокидывающий момент.
При расчете следует принимать во внимание следующие воздействия:
a) допуски при производстве деталей;
b) зазор/люфт в соединениях выдвижной конструкции;
11
c) упругая деформация, вызванная воздействием сил;
d) отказ одной из шин, в случае если рабочая платформа опирается в рабочем положении на пневматические шины;
e) рабочие характеристики системы считывания нагрузки, системы считывания момента и управления положением. Необходимо включить следующую информацию:
- временные пики нагрузки, создаваемые краткосрочным динамическим воздействием;
- гистерезис;
- угол наклона рабочей платформы;
-температура окружающей среды;
- различные положения и распределение нагрузки на рабочей платформе;
- точность системы.
Упругая деформация может быть получена путем эксперимента или расчета.
5.2.5 Расчет конструкции
5.2.5.1 Общие положения
Расчет должен соответствовать законам и принципам прикладной механики и прочности материала. Если используются специальные формулы, необходимо указать источники, если они доступны. В ином случае формулы следует выводить из первоначальных принципов с тем, чтобы можно было проверить их достоверность.
За исключением особо указанных случаев отдельные нагрузки и силы принимаются как действующие в направлениях, положениях и комбинациях, которые создают максимально неблагоприятные условия.
Для всех нагруженных деталей и соединений требуемая информация о напряжениях или коэффициентах безопасности должна быть включена в расчеты для контрольной проверки. При необходимости для проверки расчетов указываются основные размеры детали, поперечные сечения и материалы для отдельных деталей и соединений.
5.2.5.2 Методы расчета
Метод расчета должен соответствовать одному из принятых национальных стандартов для конструкции подъемного оборудования, которые включают методы расчета усталостного напряжения, в случае если нет соответствующего европейского или международного стандарта.
Требования, приведенные в 5.2.2 и 5.2.4, используются для определения нагрузок и сил, применяемых в расчетах. Применение национального стандарта не должно изменять эти требования.
Упругая деформация тонких деталей должна приниматься во внимание.
Анализ, приведенный в 5.2.5.2, должен проводиться при наихудшей комбинации нагрузок и включать результаты испытания на перегрузку (см. 6.1.4.3) и результаты функциональной проверки (см. 6.1.4.4).
Величина расчетного напряжения не должна превышать допустимых значений. Расчетные коэффициенты безопасности не должны иметь значений ниже требуемых величин.
Допустимые значения напряжений и требуемые величины коэффициентов безопасности зависят от материала, сочетания нагрузок и метода расчета.
12
СТБ EH 280-2006
Рисунок 5 - Примеры 1 и 2 сочетаний максимальной опрокидывающей нагрузки и момента силы (см. таблицу 2) |
13
Рисунок 6 - Примеры 3 и 4 сочетаний максимальной опрокидывающей нагрузки и момента силы (см. таблицу 2) |
14
Пример 5 |
к |
Рисунок 7 - Примеры 5 и 6 сочетаний максимальной опрокидывающей нагрузки и момента силы (см. таблицу 2) |
15
к |
к |
Рисунок 8 - Примеры 7 и 8 сочетаний максимальной опрокидывающей нагрузки и момента силы (см. таблицу 2) |
16
Таблица 2 - Примеры направлений и комбинаций силы и нагрузки для расчета устойчивости (см. рисунки 5-8) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V - вертикальная, Н - горизонтальная, А - угловая, S - вдоль угла склона. |
5.2.5.3 Анализ
5.2.5.3.1 Анализ общего напряжения
Анализ общего напряжения - это проверка, которая предотвращает отказ оборудования, вызванный текучестью или изломом материала. Анализ проводится для всех нагруженных деталей и соединений.
17
0 Введение.................................................................................................................................................1
1 Область применения..............................................................................................................................1
2 Нормативные ссылки.............................................................................................................................2
3 Термины и определения........................................................................................................................3
4 Перечень характерных опасностей......................................................................................................5
5 Требования и/или меры безопасности.................................................................................................9
5.1 Общие положения.............................................................................................................................9
5.2 Расчет конструкции и устойчивости................................................................................................9
5.3 Шасси и стабилизаторы.................................................................................................................18
5.4 Выдвижное устройство...................................................................................................................22
5.5 Системы привода выдвижного устройства...................................................................................24
5.6 Рабочая платформа.......................................................................................................................28
5.7 Средства управления.....................................................................................................................29
5.8 Электрическое оборудование........................................................................................................30
5.9 Гидравлические системы...............................................................................................................31
5.10 Гидравлические цилиндры...........................................................................................................32
5.11 Предохранительные устройства.................................................................................................35
6 Правила приемки..................................................................................................................................38
6.1 Осмотр и испытания.......................................................................................................................38
6.2 Типовые испытания рабочей платформы....................................................................................40
6.3 Предпродажные испытания...........................................................................................................40
7 Информация для пользователя..........................................................................................................40
7.1 Руководство по эксплуатации........................................................................................................40
7.2 Маркировка......................................................................................................................................42
Приложение А (справочное) Использование рабочих платформ при скорости ветра
свыше 12,5 м/с (по шкале Бофорта 6).........................................................................44
Приложение В (справочное) Динамические коэффициенты устойчивости и конструкторские
расчеты...........................................................................................................................45
Приложение С (справочное) Расчет систем привода проволочных канатов.....................................46
Приложение D (справочное) Пример расчета системы привода проволочного каната...................51
Приложение Е (справочное) Пример расчета - коэффициент «s», дорожные испытания..............56
Приложение ZA (справочное) Взаимосвязь европейского стандарта с Директивами ЕС................57
Библиография..........................................................................................................................................58
Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии европейских стандартов,
на которые даны ссылки, государственным стандартам, принятым в качестве идентичных и модифицированных государственных стандартов.........................60
III
5.2.5.3.2 Анализ устойчивости в упругой области
Анализ устойчивости в упругой области - это
проверка, которая предотвращает отказ, вызванный потерей устойчивости при упругой деформации (например, прогиб, выпучивание). Анализ следует проводить для всех нагруженных деталей, подверженных сжимающей нагрузке.
5.2.5.3.3 Анализ усталостного напряжения
Анализ усталостного напряжения - это проверка,
которая предотвращает отказ, вызванный изменениями напряжения. Анализ проводится для всех нагруженных деталей и соединений, которые являются Рисунок 9 - Коэффициент диапазона нагрузки д решающими, принимая во внимание особенности
конструкции, уровень колебаний напряжения и количество циклов напряжения.
Количество циклов напряжения может быть кратным числу циклов нагружения.
Поскольку количество колебаний напряжения во время транспортировки не может быть рассчитано с определенной степенью точности, напряжение во время транспортировки в деталях, которые подвергаются вибрации во время транспортировки, должно быть достаточно низким, чтобы обеспечить неограниченный усталостный срок службы (см. также 5.4.7 и 5.6.13).
Обычно количество циклов нагружения для рабочей платформы составляет:
4 х 104-легкий повторно-кратковременный режим
(например, 10 лет, 40 недель в год, 20 часов в неделю,
5 циклов нагружения в час);
105- напряженный режим
(например, 10 лет, 50 недель в год,
40 часов в неделю, 5 циклов нагружения в час).
При определении комбинаций нагрузок допускается сокращение номинальной нагрузки с использованием коэффициента диапазона нагрузки в соответствии с рисунком 9: ветровая нагрузка во внимание не принимается.
Примечание - Приложение D содержит пример устройства систем привода проволочного каната.
Проверка требований по 5.2: проверка конструкции, статические испытания и испытания на перегрузку.
5.3 Шасси и стабилизаторы
5.3.1 В соответствии с 5.11 автоматическое предохранительное устройство должно быть установлено для предотвращения движения рабочих платформ, управляемых оператором, который находится на земле, и самоходных рабочих платформ типа 1, когда рабочая платформа находится не в транспортном состоянии.
Все ограничители скорости движения для самоходных рабочих платформ, если рабочая платформа находится не в транспортном положении, должны быть автоматическими.
Контроль: проверка конструкции и функциональные испытания.
5.3.2 Каждая мобильная подъемная рабочая платформа должна иметь предохранительное устройство в соответствии с 5.11 (например, спиртовой уровень) для определения соответствия угла наклона шасси ограничениям, установленным изготовителем. Устройство должно быть защищено от повреждения и случайного нарушения его настройки.
Для рабочих платформ со стабилизаторами, имеющими силовой привод, индикация должна быть отчетливо видна из любой позиции управления стабилизаторами.
Для рабочих платформ типа 3 достижение критических пределов наклона должно сопровождаться звуковым сигналом, слышимым на рабочей платформе.
Контроль: функциональные испытания.
5.3.3 Все стопорные штифты должны быть защищены от непроизвольного освобождения (например, пружинный штифт) и утери (например, цепь).
Контроль: визуальный контроль.
5.3.4 Панели управляющих инструментов для рабочих платформ, регулируемых оператором вне рабочей платформы, и жесткие буксировочные балки должны быть надежно закреплены на шасси; непроизвольное отсоединение не должно быть возможным, если в соответствии с 5.3.3 применяются отделяемые штифты.
ПЛАТФОРМЫ РАБОЧЫЯ МАБ1ЛЫНЫЯ ПАД’ЁМНЫЯ Разл1к. Крытэрьм устойл1васц1. Канструкцыя. Бяспека. Кантроль i выпрабаванш
Дата введения 2006-09-01
Настоящий стандарт устанавливает требования защиты персонала и объектов от угрозы несчастных случаев, связанных с работой мобильной подъемной рабочей платформы (МПРП).
Настоящий стандарт не дублирует общие технические требования, применяемые к каждой отдельной механической детали, элементу конструкции или части электрического оборудования.
Для обеспечения требований безопасности, изложенных в настоящем стандарте, платформы периодические подвергаются техническому осмотру в соответствии с инструкциями изготовителя, условиями работы и частотой использования.
Платформы должны подвергаться ежедневной проверке перед началом работы. Работу не начинают до тех пор, пока все необходимые средства контроля и предохранительные устройства не будут приведены в рабочее состояние.
Если платформа используется не ежедневно, проверку можно проводить непосредственно перед началом работы вдень использования.
В случае отключения источника питания персонал, находящийся на рабочей платформе, должен перейти на аварийное ручное управление.
Настоящий стандарт определяет требования, которым должны соответствовать безопасные материалы и оборудование. Персонал, управляющий платформой, должен пройти соответствующую подготовку.
Приведенные в стандарте меры по обеспечению безопасности не означают, что это единственно возможное решение. Любые другие решения, приводящие к аналогичному уменьшению риска, допускаются, если обеспечивается соответствующий уровень безопасности.
Так как не было найдено удовлетворительного толкования динамических коэффициентов, применяемых при расчете устойчивости в других национальных стандартах, можно принять в расчет результаты испытаний на основе CEN/TC 98/WG 1 для определения соответствующего коэффициента и метод расчета устойчивости платформы.
Способ проведения испытаний приведен в приложении В в качестве руководства для изготовителей, которые хотят применять более высокую и более низкую рабочую скорость и использовать преимущество в виде изменений системы управления.
В 5.4.2 и приложение С включены требования DIN 15020. В приложении D приведен пример с использованием проволочных канатов, которые содержатся в других стандартах для подъемных устройств.
1.1 Настоящий стандарт устанавливает технические требования безопасности и меры по предотвращению опасностей для всех типов и размеров мобильных подъемных рабочих платформ с системой доступа (MTWP - Mobile Elevating Work Platform), предназначенных для доставки персонала к рабочим зонам для выполнения работы на платформе (WP - Work Platform).
1.2 Стандарт применяется для проведения расчетов при проектировании и определении критериев устойчивости, испытаний безопасности и проверок перед началом эксплуатации. Он определяет все характерные опасности, которые возникают во время работы платформы, и описывает способы уменьшения риска возникновения таких опасностей.
Издание официальное
Стандарт не рассматривает опасности, которые возникают при:
a) управлении по радио и другим видам дистанционного управления;
b) работе в потенциально взрывоопасных средах;
c) электромагнитной несовместимости;
d) работе с электрической системой под напряжением;
e) использовании сжатых газов для компонентов, подверженных весовой нагрузке;
f) подъеме на платформу и ухода с нее во время изменения рабочего уровня.
1.3 Настоящий стандарт не распространяется на:
a) постоянно установленные средства для подъема персонала, обслуживающие определенный уровень (например, см. ЕН 81-1:1998 и ЕН 81-2:1998);
b) средства для борьбы согнем и спасения во время пожара (например, см. pr EN 1777:1994);
c) неуправляемые рабочие клети, свешивающиеся с подъемных средств (см. EN 1808:1999);
d) подъемное рабочее место с участком, ограниченным перилами, и оборудование возврата в исходное положение (например, см. EN 528:1996);
e) тротуарные лифты (например, см. pr EN 1756-1:1994 и pr EN 1756-2:1997);
f) рабочие платформы, поднимающиеся по мачте (например, см. EN 1495:1997);
д) ярмарочное оборудование;
h) подъемные столы с высотой подъема менее 2 м (например, см. EN 1570:1998);
i) строительные подъемники для персонала и материалов (например, см. pr EN 12159:1995);
j) вспомогательное оборудование в аэропорту (например, см. pr EN 1915-1 и pr EN 1915-2:1995);
k) подъемные рабочие места на автомобилях-тягачах (например, см. prEN 1726-2:1999).
1.4 Классификация
Мобильные подъемные рабочие платформы подразделяются на две группы:
Группа А - платформы, у которых вертикальная проекция центра тяжести нагрузки всегда находится внутри линий опрокидывания.
Группа В - платформы, у которых вертикальная проекция центра тяжести нагрузки всегда находится вне линий опрокидывания.
По способу перемещения платформы делятся на три типа:
Тип 1 - перемещение допускается только в том случае, если платформа находится в транспортном положении.
Тип 2 - перемещение с поднятой рабочей платформой контролируется из точки управления на шасси.
Тип 3 - перемещение с поднятой рабочей платформой контролируется из точки управления на рабочей платформе.
Примечание - Типы2иЗ могут сочетаться.
1.5 Стандарт распространяется на машины, которые изготовлены после 12 месяцев со дня издания настоящего стандарта.
Настоящий стандарт содержит требования из других публикаций посредством датированных и недатированных ссылок. При датированных ссылках на публикации последующие изменения или последующие редакции этих публикаций действительны для настоящего стандарта только в том случае, если они введены в действие путем изменения или путем подготовки новой редакции. При недатированных ссылках на публикации действительно последнее издание приведенной публикации.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ЕН 292-1:1991 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика
ЕН 292-2:1991+А1:1995 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования
ЕН 349 Безопасность машин. Минимальные расстояния для предотвращения защемления частей человеческого тела
ЕН 418 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования
EH 954-1:1996 Безопасность машин. Элементы безопасности систем управления. Часть 1. Общие принципы конструирования
CR 954-100:1999 Безопасность машин. Элементы безопасности систем управления. Часть 100. Руководство для пользователя и применение стандарта ЕН 954-1:1996
ЕН 1070:1998 Безопасность оборудования. Термины и определения
ЕН ИСО 13849-2:2003 Безопасность машин. Элементы безопасности систем управления. Часть 2. Валидация
ЕН 60204-1:1997 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования
ЕН 60529:1991 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (1Р-код)
ИСО 3864:1984 Знаки и цвета, относящиеся к безопасности
ИСО 4302 Краны грузоподъемные. Оценка ветровой нагрузки
ИСО 4305 Краны грузоподъемные самоходные. Определение устойчивости
ИСО 4309 Канаты грузоподъемные. Проволочные канаты. Практическое руководство по контролю и браковке
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 мобильная подъемная рабочая платформа (МПРП) (mobile elevating work platform (MEWP): Передвижной механизм, предназначенный для перемещения рабочего персонала в рабочую зону для выполнения работы и который состоит, как минимум, из рабочей платформы с системой управления, системой доступа, выдвижного устройства и шасси.
3.2 рабочая платформа (work platform) (см. рисунок 1): Ровная поверхность с ограждением или клеть, которая может передвигаться с грузом в требуемое рабочее положение, где могут проводиться монтажные, ремонтные, осмотровые и иные аналогичные виды работ.
3.3 выдвижное устройство (extending structure) (см. рисунок 1): Устройство, которое установлено на шасси и поддерживает рабочую платформу. Оно позволяет рабочей платформе перемещаться в соответствующее рабочее положение. Устройство может представлять собой единую, телескопическую или соединенную на шарнирах стрелу, или лестницу, или механизм в виде ножниц, или их любое сочетание. Устройство может иметь возможность вращаться на своем основании.
3.4 шасси (chassis) (см. рисунок 1): Основание рабочей платформы, может быть буксируемым, самоходным и т. д.
3.5 стабилизаторы (stabilisers) (см. рисунок 1): Все устройства и системы, которые используются для стабилизации платформы путем поддерживания и/или выравнивания всей рабочей платформы или выдвижного устройства, например домкраты, стопорные устройства, выдвижные оси.
3.6 положение доступа1’ (access position): Положение, которое обеспечивает доступ на рабочую платформу рабочего персонала.
3.7 транспортное положение1’ (transport position): Положение рабочей платформы, определенное изготовителем, в котором платформа перемещается к месту использования.
3.8 опускание (lowering) (см. рисунок 2): Все операции, которые приводят к опусканию рабочей платформы.
3.9 подъем (raising) (см. рисунок 2): Все операции, которые приводят к подъему рабочей платформы.
3.10 вращение (rotating) (см. рисунок 2): Круговое движение рабочей платформы вокруг вертикальной оси.
3.11 поворот (slewing) (см. рисунок 2): Круговое движение выдвижного устройства вокруг вертикальной оси.
3.12 перемещение (travelling): Все перемещения шасси с рабочей платформой из транспортного положения.
3.13 рабочая платформа, установленная на транспортном средстве (vehicle mounted MEWP): Рабочая платформа с системой управления, расположенной в кабине транспортного средства.
3.14 рабочая платформа, управляемая человеком вне транспортного средства (pedestrian controlled MEWP): Рабочая платформа с системой управления, расположенной вне транспортного средства и управляемая оператором, который находится вблизи платформы.
11 Положение доступа и транспортное положение могут совпадать.
3
3.15 самоходная передвижная подъемная рабочая платформа (self propelled MEWP): Рабочая платформа, которая имеет систему управления на рабочей платформе.
3.16 номинальная нагрузка (rated load): Нагрузка, на которую рассчитана рабочая платформа при обычном режиме работе. Номинальная нагрузка складывается из вертикально приложенной силы, создаваемой весом персонала, инструментов и материалов, находящихся на рабочей платформе.
Примечание - Рабочая платформа может иметь более чем одну номинальную нагрузку.
3.17 цикл нагружения (load cycle): Цикл, который начинается с доступа персонала, выполняемой работы и возвращения в исходное положение.
3.18 привод проволочного каната (wire rope drive system): Система, которая состоит из одного или более канатов, связанных с канатными барабанами и канатными шкивами, а также из любых других связанных с ними канатных барабанов, канатных шкивов и компенсационных шкивов.
3.19 система цепного привода (chain drive system): Система, которая состоит из одной или более цепей, подающихся на цепные звездочки и цепные шкивы, а также из любых других связанных с ними цепных звездочек, цепных шкивов и компенсационных шкивов.
3.20 типовое испытание (type test): Испытание на репрезентативной модели новой конструкции или модели со значительными изменениями по сравнению с существующей конструкцией, которое проводится изготовителем, его представителем или от его имени.
3.21 рабочая платформа, приводимая в действие вручную (totally manually operated MEWP): Рабочая платформа, перемещение которой осуществляется только с применением физической силы человека.
3.22 рабочая платформа, установленная на рельсы (rail mounted MEWP): Рабочая платформа, которая перемещается только по рельсам.
3.23 система контроля нагрузки (load sensing system): Система мониторинга вертикальной нагрузки и вертикальных сил, действующих на рабочую платформу.
Примечание - Эта система включает измерительные приборы, способ крепления измерительных приборов
и систему обработки сигналов.
3.24 система контроля момента (moment sensing system): Система мониторинга момента, который действует по линии опрокидывания и может привести к опрокидыванию платформы.
Примечание - Эта система включает измерительные приборы, способ крепления измерительных приборов
и систему обработки сигналов.
3.25 рабочая зона (working envelope): Пространство, в котором должна работать платформа в рамках определенных нагрузок и сил при обычном рабочем состоянии.
1 - рабочая платформа (см. определение 3.2);
2 - выдвижное устройство (см. определение 3.3);
3 - шасси (см. определение 3.4);
4 - стабилизаторы (см. определение 3.5);
Примечание - Рабочие платформы могут иметь более чем одну рабочую зону.
Рисунок 1 - Иллюстрация к некоторым определениям (1)
4
Вращение (см. определение 3.10)
Снижение/подъем (см. определение 3.8 и 3.9)
Подъем (см. определение 3.11)
Перемещение (см. определение 3.12)
Рисунок 2 - Иллюстрация к некоторым определениям (2)
В настоящем стандарте опасности определены в соответствии с оценкой степени риска и приведены соответствующие требования по их снижению.
Второстепенная опасность отмечена в графе «Соответствующие требования» как НС (несущественная).
Таблица 1 - Перечень характерных опасностей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Продолжение таблицы 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|