Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

119 страниц

Купить РД РосЭК 10-КМ-03 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению и доизготовлению грузоподъемных кранов-манипуляторов, а также их узлов и механизмов, включая грузозахватные органы и грузозахватные приспособления.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Проектирование и устройство

     2.1. Общие требования

     2.2. Металлоконструкции кранов-манипуляторов

     2.3. Механизмы

     2.4. Тормоза

     2.5. Ходовые колеса

     2.6. Грузозахватные органы

     2.7. Канаты

     2.8. Барабаны и блоки

     2.9. Цепи

     2.10. Опоры

     2.11. Электрооборудование

     2.12. Гидрооборудование

     2.13. Приборы и устройства безопасности

     2.14. Аппараты управления

     2.15. Кабины управления

     2.16. Ограждения

     2.17. Площадки и лестницы

     2.18. Грузозахватные приспособления

3 Изготовление

Приложение 1. Термины и определения

Приложение 2. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании и изготовлении кранов-манипуляторов

Приложение 3. Форма паспорта грузоподъемного крана-манипулятора с жесткой (шарнирной) подвеской грузозахватного органа

Приложение 4. Форма паспорта краноманипуляторной установки с жесткой (шарнирной) подвеской грузозахватного органа

Приложение 5. Форма паспорта грузоподъемного крана-манипулятора с гибкой (канатной) подвеской грузозахватного органа

Приложение 6. Форма паспорта краноманипуляторной установки с гибкой (канатной) подвеской грузозахватного органа

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РД РосЭК 10-КМ-03

ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УСТРОЙСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ

РД РосЭК 10-КМ-03

ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УСТРОЙСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ

РД РосЭК 10-КМ-03

ма или замыкания должна исключать его самопроизвольное раскрытие и выход канатов из ручьев блоков. Грузоподъемность грейфера должна быть подтверждена расчетом с учетом коэффициента заполнения грейфера и максимальной плотности перегружаемого материала.

2.6.7.    Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида материала, для перевалю! которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала.

2.6.8.    Сменные грузозахватные органы с гидроприводом должны иметь устройства (по техническим условиям) для подключения (отключения) их к гидромагистралям крана-манипулятора.

2.7. Канаты

2.7.1.    Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых и стреловых должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241.

Разрешается применение канатов, изготовленных по международным стандартам, если они по своему назначению соответствуют технологии использования кранов-манипуляторов, имеют диаметр и разрывное усилие - не ниже указанного в паспорте крана-манипулятора.

Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.

2.7.2.    Крепление и расположение канатов на кранах-манипуляторах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или с другими канатами.

2.7.3.    Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

а)    с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б)    с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином. Сварные втулки, применяемые

для крепления конца каната, должны снабжаться сертификатом, содержащим данные о результатах неразрушающего контроля сварного шва;

в)    путем заливки легкоплавким сплавом;

г)    другим способом, в соответствии с нормативными документами.

2.7.4.    Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

2.7.5.    Число проколов каната каждой прядью при заплеткс должно соответствовать указанному в табл. 1.

Последний прокол каждой прядыо должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Число проколов каната прядями при заплетке

Таблица 1

Диаметр каната, мм

Минимальное число проколов каждой

прядыо

До 15

4

Or 15 до 28

5

2.7.6.    Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть нс менее трех. Шаг' расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

Усилие (момент) затяжки гаек зажимов должно соответствовать нормативным документам.

2.7.7.    Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В

случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от прижимной планки на барабане должна составлять нс менее двух диаметров каната. Расположение конца петли каната под прижимкой планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается.

2.7.8. Выбор стальных канатов должен производиться в соответствии с ИСО 4308.

При проектировании, а также перед установкой на кран-манипулятор канаты должны быть проверены расчетом по формуле

Fq    Zр    S,

где F0 разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по — сертификату (свидетельству об их испытании);

Zp— минимальный коэффициент использования каната (коэффициент запаса прочности), определяемый по табл. 2 в зависимости от группы классификации механизма по ИСО 4301-1;

S— наибольшее натяжение ветви каната (Н), указанное в паспорте крана.

Минимальные значении коэффициентов использования канатов Ър

Таблица 2

Группа классификации механизма по ИСО 4301-1

Подвижные

канаты

Неподвижные

канаты

Z„

М3

3,55

3,00

М4

4,00

3,50

М5

4,50

4,00

Мб

5,60

4,50

2.8.1. Барабаны и блоки должны соответствовать требованиям ИСО 4308 и другим нормативным документам.

Минимальные диаметры барабанов, блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальными канатами, определяются по формулам

Dx Ил d; D2 h2 d\ D3 h3 d,

где (1— диаметр каната, мм;

£)|,Д>, D3— диаметры соответственно барабана, блока и уравнительного блока по средней линии навитого каната, мм;

h[, h2i /?з — коэффициенты выбора диаметров соответственно барабана, блока и уравнительного блока (табл. 3).

Таблица 3

Минимальные коэффициенты для выбора диаметров барабана (Л|), блока (/i2) и уравнительною блока (Л3)

Группа классификации механизма по ИСО 4301-1

Коэффициенты выбора диаметров

h\

f*2

lb

М3

14,0

16,0

12,5

М4

16,0

18,0

14,0

М5

18,0

20,0

14,0

Мб

20,0

22,4

16,0

2.8.3.    Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при наиншшем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната или цепи, нс считая витков, находящихся под зажимным устройством.

2.8.4.    Барабаны под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки. У кранов-манипуляторов с канатными грейферами, при работе которых

возможны рывки и ослабление каната, барабаны должны иметь канавку глубиной не менее половины диаметра каната или снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната на барабане (канатоукладчиком).

Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, когда по конструктивным причинам необходима многослойная навивка каната на барабан, а также при навивке на барабан цени.

2.8.5.    Барабаны, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана. Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане.

Реборды барабанов для канатов должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра, а для цепей — не менее чем на ширину звена цепи.

2.8.6.    При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя каната, при этом, первый и последующий витки последующего слоя навиваемого каната должны укладываться на предыдущий слой каната, начиная с последней впадины между витками предыдущего слоя каната.

2.8.7.    При применении сдвоенного полиспаста должен быть установлен уравнительный блок или балансир. Применение балансира является предпочтительным, при этом каждая из ветвей каната, закрепляемая на балансире, должна иметь свое направление свивки каната (левое или правое).

Допускается применение в качестве уравнительного устройства неподвижного сектора с профилем, повторяющим ручей канатного блока, причем угол сектора и его расположение должны обеспечивать сход с него каната без перегибов.

2.8.8.    Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен составлять не более 20% от диамегра каната.

2.9.1.    Пластинчатые цепи, применяемые на кранах-манипуляторах, должны соответствовать ГОСТ 191. Сварные (в том числе, калиброванные, высокопрочные) цепи, применяемые в качестве грузовых, должны соответствовать нормативным документам.

2.9.2.    Цепи должны иметь сертификат предприятия-изготовителя об их испытании в соответствии с нормативным документом, по которому они изготовлены. При отсутствии указанного сертификата должны быть проведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка соответствия размеров нормативному документу.

2.9.3.    Крепление и расположение цепей на кране-манипуляторе должны исключать возможность их спадания со звездочек и повреждения вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций крана-манипулятора.

2.9.4.    Минимальные значения коэффициента запаса прочности сварной цепи, определяемого отношением разрушающей нагрузки к наибольшему натяжению, приведенному в паспорте крана-манипулятора, указаны в табл.4

Минимальные коэффициенты запаса прочности сварных пеней

Таблица 4

Назначение цепи

Группа классификации (режима) механизма по ИСО 4301-1 МЗ-М6

Грузовая, работающая на гладком

6

барабане

Грузовая, работающая на звездочке

8

(калиброванная)

2.9.5. Сращивание цепей допускается электросваркой новых вставленных звеньев или при помощи специальных соединительных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана на-

грузкой, в 1,25 раза превышающей ее расчетное тяговое усилие, в течение 10 мин.

2.9.6. Сварные калиброванные и пластинчатые цени при работе на звездочке должны находиться одновременно в полном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.

2.10. Опоры

2.10.1.    Опоры кранов-манипуляторов должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

2.10.2.    Выносные опоры кранов-манипуляторов должны быть снабжены подпятниками и при необходимости дополнительными подкладками. Балки выносных опор должны иметь устройства для надежного их фиксирования в транспортном положении. При ручном выдвижении балки должны иметь ручки.

2.10.3.    Усилие поднятия (выдвижения) вручную опор кранов-манипуляторов или их частей должно быть нс более 200 Н. При большем усилии опоры должны иметь гидравлический или другой привод.

При установке крана-манипулятора на все опоры колеса должны быть освобождены от нагрузки, если мосты и колеса участвуют в удерживающем моменте.

2.10.4.    Рельсовые краны-манипуляторы должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей. Опорные детали должны устанавливаться на расстоянии не более 20 мм от рельсов.

2.10.5.    На концах рельсового пути для предупреждения схода с них крана-манипулятора должны быть установлены упоры.

Рельсовые краны-манипуляторы для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть снабжены упругими буферными устройствами.

2.10.1.    Электрооборудование кранов-манипуляторов, его монтаж, гокоподвод и заземление должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, Правил устройства электроустановок, настоящих Правил и других нормативных документов.

2.10.2.    Подача напряжения на кран-манипулятор от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство, имеющее ручной привод для снятия напряжения. Вводное устройство должно быть оборудовано индивидуальным ключом.

2.10.3.    У крапов-манипуляторов с электроприводом при питании от внешней сети их металлические части (несущие металлоконструкции, механизмы, корпуса электродвигателей, кожухи аппаратов, металлические оболочки проводов и кабелей, защитные трубы и т.п.), нс входящие в электрическую цепь, но могущие попасть под напряжение вследствие порчи изоляции, должны быть заземлены в соответствии с Правилами устройства электроустановок.

2.12. Гидрооборудованне

2.12.1.    Гидрооборудование кранов-манипуляторов должно соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

2.12.2.    Комплектующие гидрооборудовапия (насосы и гидромоторы, гидрораспределители, предохранительные клапаны, гидроцилиндры, рукава) должны иметь паспорт или другой документ, подтверждающий их качество.

2.12.3.    Конструкция гидросистемы должна исключать возможность:

а)    самопроизвольного опускания груза в аварийных ситуациях (падение давления, разрыв трубопровода, нарушение герметичности соединений, остановка двигателя и др.). Приводные механизмы должны останавливаться при нахождении элементов управления в любом из возможных положений;

б)    повреждения элементов гидропривода (трубопроводов, рукавов, их соединений) при соприкосновении с элементами металло-

конструкций.

2.12.4.    Соединения трубопроводов, в том числе рукавов, и места подключения приборов должны быть герметичными.

2.12.5.    Гидросистема должна предусматривать возможность удобного и безопасного заполнения и слива рабочей жидкости без попадания ее на землю и возможность удаления воздуха из гидросистемы.

2.12.6.    Гидропривод должен исключать возможность самопроизвольного опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме, разрыве гибких трубопроводов, рукавов и/или повреждении их соединений.

2.12.7.    Трубопроводы гидросистемы должны быть надежно закреплены, предохранены от опасных колебаний и повреждений. Гибкие рукава должны быть размещены в местах, исключающих возможность их механического повреждения в результате соприкосновения с элементами металлоконструкций. Гибкие рукава, находящиеся в кабине, должны иметь предохранительный кожух или экран.

2.12.8.    Замена гидрооборудования, трубопроводов и фильтров на кране-манипуляторе должна производиться без слива рабочей жидкости из гидробака.

2.12.9.    Фильтрование рабочей жидкости должно быть непрерывным. Степень фильтрации должна устанавливаться с учетом требований, записанных в технической документации на гидро-оборудование. Степень загрязнения основных фильтров должна быть контролируемой без их разборки.

2.12.10.    Каждый гидравлический контур следует предохранять от недопустимого давления предохранительным клапаном, отрегулированным на требуемое давление. Предохранительные клапаны должны иметь возможность их опломбирования после регулировки. Гидравлические контуры, предохраняемые от превышения давления, могут иметь один общий предохранительный клапан.

Между насосом и предохранительным клапаном не допускается устанавливать запорную арматуру.

2.12.11.    Конструкция гидросистемы должна быть обеспечена устройством, позволяющим контролировать за!рязненность ра-

бочей жидкости. Фильтр, установленный на линии слива, должен иметь перепускной клапан.

2.12.12.    На гидробаке должны быть указаны максимальный и минимальный уровни рабочей жидкости. При этом должен быть обеспечен безопасный контроль уровня рабочей жидкости при помощи масломерного стекла. Применение щупов не допускается. При использовании на кране-манипуляторе нескольких гидробаков они должны иметь разную маркировку.

2.12.13.    Удлинение напорных трубопроводов сваркой не допускается.

2.12.14.    Элементы управления, не включенные постоянно, после прекращения воздействия на них должны возвращаться в исходное положение и вызывать отключение или остановку механизмов кранов-манипуляторов.

2.13. Приборы и устройства безопасности

2.13.1.    Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на краны-манипуляторы должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящих Правил, государственных стандартов и других нормативных документов.

2.13.2.    Краны-манипуляторы с машинным приводом должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:

а)    грузозахватного органа крана-манипулятора с канатной подвеской в крайних верхнем и нижнем положениях;

б)    механизма передвижения рельсового крана-манипулятора;

в)    механизма поворота для 01раничения вращения, кроме реечных механизмов.

2.13.3.    Концевые выключатели поеле отключения механизма должны обеспечивать возможность движения в обратном направлении.

2.13.4.    Ограничитель механизма подъема 1руза с канатной подвеской должен быть установлен так, чтобы после остановки грузозахватного органа (при его подъеме) зазор между 1рузозахват-ным органом и конструкциями (упором, стрелой, блоком и т.п.) был нс менее 200 мм.

Настоящие Правила проектирования, устройства и изготовления грузоподъемных кранов (далее по тексту - Правила) разработаны редакционной комиссией специалистов ОАО «Российская экспертная компания по объектам повышенной опасности» (ОАО «РосЭК») по поручению АНО «Международная лига производителей оборудования для опасных производственных объектов» (АНО «МЛП») на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (далее по тексту ПБ 10-257-98); Технического регламента таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее по тексту ТР ТС 010/2011); Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее по тексту ФНП).

При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, предприятий-изготовителей и других заинтересованных лиц и организаций.

Настоящие Правила не нуждаются в государственной регистрации, являются интеллектуальной собственностью ОАО «РосЭК» и рекомендованы дтя исполнения на территории стран участниц таможенного союза руководящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием и изготовлением грузоподъемных кранов-манипуляторов, а также органов по сертификации и экспертных организаций, проводящих экспертизу промышленной безопасности грузо-подъемных кранов-манипуляторов.

2.13.5.    На кранах-манипуляторах с подъемной кабиной должно быть установлено устройство, предотвращающее рабочие движения и подъем (опускание) кабины при не закрытой на запор двери.

2.13.6.    Краны-манипуляторы в соответствии с техническими условиями для предупреждения их разрушения и/или опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10 %.

После действия ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

2.13.7.    У кранов-манипуляторов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности, соответствующей установленному вылету. Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо видна с рабочего места оператора (машиниста). Допускается вместо указателя устанавливать табличку.

2.13.8.    На кране-манипуляторе в соответствии с техническими условиями должны быть установлены указатели угла наклона (креномеры, сигнализаторы крена).

2.13.9.    Краны-манипуляторы должны быть снабжены звуковым сигнальным прибором, звук которого должен быть слышен в рабочей зоне.

2.13.10.    У кранов-манипуляторов с гидравлическим приводом на линии напора каждого насоса должны быть установлены предохранительные клапаны.

2.13.11.    У кранов-манипуляторов на боковых поверхностях ручных удлинителей стрелы при их выдвинутом положении должны быть видны надписи, указывающие номинальную грузоподъемность крана-манипулятора при выдвинутом положении этих удлинителей. Надпись должна быть различима с рабочего места оператора (машиниста).

2.13.12.    Краны-манипуляторы должны быть оборудованы устройством для учета наработки в моточасах.

Утверждены приказом АНО «Международная лит производигелей оборудования для опасных производственных объектов»

от 05.08.2014 №41/8-14 Вступают в силу с 01.09.2014г.

ПРАВИЛА

ПРОЕКТИРОВАНИЯ, УСТРОЙСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ

РД РосЭК 10-КМ-03

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению и доизготовлению1 грузоподъемных кранов-манипуляторов2, а также их узлов и механизмов, включая грузозахватные органы и грузозахватные приспособления.

1.2.    Настоящие Правила распространяются на:

а)    краны-манипуляторы общего назначения: автомобильные, пневмоколесные, короткобаювые, гусеничные, на специальном шасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные, переставные, прицепные, самоустанавливаю-щисся, устанавливаемые на фундаменте;

б)    краномапипуляторньте установки общего назначения (КМУ)2;

в)    грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты и т.п.);

г)    грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.).

1.3.    Настоящие Правила не распространяются на:

а)    манипуляторы, установленные в шахтах горнодобывающей промышленности, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях;

б)    манипуляторы, применяемые в робототехнических системах;

в)    манипуляторы но обработке древесины, не предназначенные для работы с крюком;

г)    краны-манипуляторы, предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и

т.п.);

д)    специальные краны-манипуляторы военного ведомства.

1.4.    Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1.

1.5.    Перечень нормативных документов, используемых при проектировании и изготовлении, доизготовлении приведен в приложении 2.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УСТРОЙСТВО

2.1. Общие требовании

2.1.1.    Разработку проектов на изготовление и доизготовление кранов-манипуляторов, краноманипуляторных установок (КМУ), их узлов, механизмов и приборов безопасности должны выполнять специализированные организации.

2.1.2.    Проектирование кранов-манипуляторов должно выполняться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.1.3.    Проект на изготовление крана-манипулятора должен включать:

а)    техническое задание или технические условия (при постановке на серийное производство);

б)    комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документами и настоящими Правилами;

в)    программы и методики испытаний готового изделия;

г)    требования к системе управления качеством изготовления (при постановке на серийное производство).

2.1.4.    Грузоподъемность, грузовой момент и другие параметры, а также габариты кранов-манипуляторов должны устанавливаться техническим заданием на проектирование. Группу классификации (режима работы) крана-манипулятора и его механизмов назначают согласно требованиям ИСО 4301 -1.

2.1.5.    Проектируемые краны-манипуляторы (узлы, механизмы и другие компоненты кранов-манипуляторов) должны соответствовать требованиям настоящих Правил, ТР ТС 010/2011 и других нормативных документов.

2.1.6.    Разработка проектов на изготовление и доизготовление кранов-манипуляторов, предназначенных для работы во взрыво-и пожароопасных средах, должна производиться по специальным техническим заданиям, согласованным с заказчиком крана-манипулятора, также по требованиям нормативных документов, регламентирующих условия безопасной эксплуатации крана-манипулятора в такой среде.

Возможность работы крана-манипулятора во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды) должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.

2.1.7.    Климатическое исполнение проектируемых кранов-манипуляторов должно соответствовать ГОСТ 15150. Краны-манипуляторы, предназначенные для эксплуатации в районах с нижним пределом окружающего воздуха ниже минус 40°С, должны быть спроектированы в исполнении УХЛ (ХЛ).

2.1.8.    Краны-манипуляторы должны быть устойчивыми в рабочем и нерабочем состояниях.

Расчет устойчивости крана-манипулятора должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).

У кранов-манипуляторов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком поло-

жении стрелы.

Расчет устойчивости кранов-манипуляторов должен производиться в соответствии с требованиями ИСО 4310.

2.1.9. При проектировании кранов-манипуляторов и КМУ должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности хранится у проектировщика, а копия -у изготовителя и организации, эксплуатирующей кран-манипулятор или КМУ.

2.2. Металлоконструкции кранов-манипуляторов

2.2.1.    Расчетные металлоконструкции кранов-манипуляторов должны проектироваться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.2.2.    Расчет металлоконструкций кранов-манипуляторов и их элементов должен выполняться в соответствии с нормативными документами и отвечать требованиям ГОСТ 28609-90 или ИСО 8686.

2.2.3.    У кранов-манипуляторов, имеющих выдвижные секции колен или выдвижные опоры должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой металлоконструкции в рабочем положении.

2.2.4.    Материалы при проектировании металлоконструкций кранов-манипуляторов и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.

2.2.5.    Качество применяемого материала для расчетных элементов должно быть подтверждено сертификатом предприятия-изготовителя и входным контролем.

Выбор материала должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана-манипулятора, степени нагруженно-сти элементов и агрессивности окружающей среды.

Данные о марке применяемого материала с указанием сертификата, нижней предельной температуры для рабочего и нерабочего состояний крана-манипулятора должны быть указаны в его пас-

порте (паспорте КМУ).

2.2.6.    Металлоконструкции и металлические детали кранов-манипуляторов должны быть предохранены от коррозии.

2.2.7.    При проектировании коробчатых и трубчатых металлоконструкций кранов-манипуляторов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.

2.3. Механизмы

2.3.1.    Проектирование механизмов (лебедок, редукторов, тормозов, муфт, приводов и т.п.) должно осуществляться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.3.2.    Механизмы кранов-манипуляторов, оборудованные механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть спроектированы таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У грузовых лебедок, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза. Применение фрикционных и кулачковых муфт на лебедках не допускается.

2.3.3.    В узлах механизмов кранов-манипуляторов, передающих крутящий момент, во избежание проворачивания сопрягаемых деталей необходимо применять шлицевые, шпоночные, болтовые и другие соединения, которые должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.

2.3.4.    Ручные удлинители стрелового оборудования должны иметь надежное устройство для их фиксации от самопроизвольного движения при работе и транспортировании кранов-манипуляторов.

2.3.5.    К механизмам, приборам безопасности, аппаратам и органам управления, гидрооборудованию, электрооборудованию и элементам металлоконструкций кранов-манипуляторов, требующим технического обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ.

2.4. Тормоза

2.4.1.    Грузовые и стреловые лебедки с машинным приводом должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода. Грузовые лебедки с ручным приводом должны быть снабжены автоматически действующими грузоупорными тормозами.

2.4.2.    Тормоза грузовой и стреловой лебедок должны иметь не-размыкаемую кинематическую связь с барабаном. Тормоз грузовой лебедки должен обеспечивать тормозной момент с учетом запаса торможения не менее 1,5.

2.4.3.    На механизмах передвижения рельсовых кранов-манипуляторов должны устанавливаться тормоза нормально закрытого типа.

На самоходных кранах-манипуляторах, механизмы передвижения которых оборудованы управляемыми тормозами нормально открытого типа, должны устанавливаться также стояночные тормоза, которые должны отвечать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации.

Тормоза на механизмах передвижения железнодорожных кранов-манипуляторов должны соответствовать нормативным документам РЖД.

2.4.4.    На механизмах поворота кранов-манипуляторов, работающих на открытом воздухе, или кранов-манипуляторов группы классификации (режима) М3 и более, работающих в помещении, должны быть установлены тормоза нормально закрытого типа.

Допускается не устанавливать тормоза на реечные механизмы поворота. Червячные передачи не должны применяться в качестве тормоза. В обоснованных случаях допускается установка дополнительного устройства для плавного торможения.

Если замыкание тормоза осуществляется при помощи пружины, то оно должно производиться усилием сжатой пружины.

2.4.5.    Тормоза механизмов передвижения и поворота у кранов-манипуляторов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку и удержание крана-манипулятора при действии максимально допустимой скорости ветра по ГОСТ 1451 для рабочего состояния крана-манипулятора с учетом допустимого

его наклона.

2.4.6. Тормоза должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла.

2.5. Ходовые колеса

2.5.1.    Ходовые колеса кранов-манипуляторов, предназначенных для передвижения и транспортирования по автомобильным дорогам, должны иметь стандартные пневмошины.

2.5.2.    Ходовые колеса механизмов передвижения рельсовых кранов-манипуляторов должны быть стальными коваными, катанными, штампованными или литыми. Кованые колеса должны соответствовать ГОСТ 28648.

2.5.3.    Колеса должны быть двухребордными. Применение без-ребордных или одноребордных колес допускается при наличии устройств, исключающих сход колеса с рельсов.

2.6. Грузозахватные органы

2.6.1.    Грузовые крюки должны проектироваться и изготавливаться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

2.6.2.    Грузовые крюки должны иметь предохранительные замки, предотвращающие самопроизвольное выпадение съемных грузозахватных приспособлений. Замки для крюков должны изготавливаться по ГОСТ 12840.

2.6.3.    Крюки для кранов-манипуляторов грузоподъемностью свыше 3 т должны быть установлены на упорных подшипниках качения.

2.6.4.    Крепление крюка к траверсе должно исключать самопроизвольное отвинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Иные способы стопорения гайки допускаются в соответствии с нормативными документами.

2.6.5.    Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием предприятия-изготовителя, заводского номера крюка, его грузоподъемности и материала, из которого он изготовлен.

2.6.6.    Конструкция грейфера с канатными механизмами подъе-

9

1

Доизготовление — привязка, изготовление опорных рам и монтаж краноманипуляторной установки (КМУ) на транспортном средстве.

2

' Далее по тексту — краны-манипуляторы.