Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

207 страниц

Купить РД 210.006-90 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила составлены на основании опыта проектирования, строительства и эксплуатации атомных электростанций (АЭС) с реакторами водо-водяного типа и обязательны при проектировании всех вновь сооружаемых АЭС с реакторами этого типа. При проектировании АЭС с другими типами реакторов, атомных станций теплоснабжения (АСТ), атомных энерготехнологических станций (АЭТС) настоящие правила могут применяться с соответствующими и коррективами. Правила распространяются также на реконструируемые АС с соответствующими корректировками, обусловливаемыми существующими технологическими схемами, компоновками оборудования, зданиями и сооружениями. При проектировании следует также руководствоваться действующими нормативными документами; перечень основных нормативных документов приведен в приложении к настоящим правилам.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общая часть

2 Генеральный план

3 Транспорт

4 Охрана окружающей природной среды АЭС

5 Радиационный контроль

6 Реакторное отделение

7 Хранение, транспортировка и перегрузка ядерного топлива

8 Турбинное отделение

9 Водоподготовка, химический контроль, спецводоочистка, радиоактивные отходы

10 Электротехническая часть

11 Автоматизированные системы управления технологическими процессами

12 Гидротехническая часть

13 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

14 Общестанционные устройства

15 Организация труда, система управления производством, организация и механизация ремонтных работ

Приложение: Перечень действующих нормативных документов

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ИСТЕРСТВО АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР


союзный Государственный научно-исследовательский, ектно-конструкторский и изыскательский институт


"АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ"


О Н Т И


[ФОРМАЦИОННОЕ


СООБЩЕНИЕ


?<2 "а7^-__ 1990г.



Москва


правилах технологического )оектирования АС (с ВВЭР)" I 210.006-90


ВГНИПКШГАтомэнергопроект" разработан нормативно-техничвс-!й документ "Правила технологиаеекого проектирования АС(сВВЭР)" I 210.006-90 взамен ВНТП-80.


Срок введения с 01.07.90года.


эиложения: I.Указание МАЭП... на 1лисие.

2."Правила... на 203 листах.

^ссылается БКП-1,БКП~2,БКП-3,ПТ00 и отделениям института)


л. главного инженера

Корниенко


|юрмац.сообщение

чальник ОНТИ

Вавилов

Степанова


1


I990г. Тираж...экз


Дата


МИНИСТЕРСТВО

лтомноя

ЭНЕРГЕТИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

УКАЗАНИЕ __I2.Q4.9Q    02-78    _

О введении в действие НТД "Правила Технологического проектирования АС"

В соответствии с приказом Минатомэнерго СССР от 22.06.87 № 179 и во исполнение разработки документов "Сводного перечня и плана разработки правил и норм в области атомной энергетики" (СШНАЭ-87) Всесоюзным государственным научно-иссдедоватеяь -ским, проектно-конструкторским и изыскательским институтом "Атомэнергопроект" (ВГНШКИИ "Атомэнергопроект") разработан нормативно-технический документ "Правила технологического проектирования АС (с ВВЭР)" (п.5.3 СППНАЭ-87).

ОБЯЗЫВАЮ:

I. 'Правила технологического проектирования АС (с ВВЭР)" ввести в действие с I июля 1990 года взамен ВНХП-80 в статусе руководящего документа.

2.1 Предприятия и организации отрасли руководствоваться указанным нормативно-техническим документом при проектировании, экспертизе проектов, строительстве, реконструкции и эксплуатации атомных станций.

3. ВПШКЙЙ "Атомэнергопроект" (т.Курочкина) в соответствии с приказом Минатомэнерго СССР от 16.10.89 № 279 о введении

За расчетный горизонт следует принимать наивысший уровень воды обеспеченностью 0,01^. Для строительных баз и монтажных площадок за расчетный горизонт надлежит принимать уровень воды обеспеченностью 10%.

2.1.8. Атомные станции надлежит размещать в соответствии с НТД:

1)    Требования к размещению АС;

2)    Методические указания по обоснованию размещения и концентрации мощностей АС;

3)    Санитарные правила проектирования и эксплуатации АО*

4)    Руководство по выбору пункта и площадки АС. П0рядок проведения работ,состав и содержание документации.

2.2. Размещение' зданий и_ сооружений

2.2.1.    Генеральный план АС разрабатывается на полную мощность электростанций с учетом возможности осуществления строительства пусковыми комплексами и очередями с учетом требований главы

СНиП ’Тенеральные планы промышленных предприятий?

2.2.2.    Генеральный план электростанции должен решаться комплексно, с учетом технологической зависимости вспомогательных служб по отношению к основному производству, с соблюдением необходимых санитарных, противопожарных и прочих требований, при минимальной протяженности инженерных сетей.

Для сокращения площади застройки, протяженности инженерных коммуникаций, следует блокировать производственно-вспомогательные здания и сооружения электростанции, а также объединять инженерные сети и коммуникации в единые магистральные потоки. Район основного въезда на электростанцию должен быть архитектурно оформлен и свободен от застройки временными зданиями и сооружениями.

2 2 3. Для обеспечения лучшего проветривания территории АС следует избегать применения зданий, образующих замкнутые и полузамкнутые дворы.

2 2.4. Здания и сооружения АС, в которых возможно выделение радиоактивных газов и аэрозолей (здания реакторов, спёцочистки, хранилища твердых ? жидких и отвержденных отходов и т.п.) должны

о

располагаться на промгающадке, как правило, с подветренной стороны по отношению к другим зданиям и сооружениям (ад.тинистративно-конторские помещения, столовая, здравпункт и т.п.}.

2.2.5.    Захоронение слабоактивных отходов на территории станции осуществляется в соответствии с действующими "Санитарными правилами проектирования и эксплуатации АС" и "Основными санитарными правилами работы с радио активными веществами и другими источниками ионизирующих излучений".

2.2.6.    Ограждение территории и охранные мероприятия территории атомной    станции    должны    выполняться    в    соответствии

со специальными требованиями.

2.2.7.    Азотно-кислородные, кислородные станции, реципиенты и распределительные установки надлежит размещать в соответствии

с требованиями "Указаний по проектированию производства газообразных и сжиженных продуктов разделения воздуха".

2.2.8# Компрессорные установки надлежит размещать в соответствии с требованиями "Правил устройств и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов", утвержденных Госгортехнадзором СССР^

2#2.9. Расходные склады сильнодействующих ядовитых веществ (Сдав) - серной и соляной кислот, аммиака, гидрозина, хлора, размещаемые на территории электростанций, надлежит проектировать в соответствии с "Санитарными правилами проектирования, оборудования и содержания складов для хранения сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ)”.

2.2 # 10. При размещении зданий и сооружений производства ацетилена, а также распределительных установок надлежит руководствоваться -"Указаниями по проектированию производства ацетилена для газопламенной обработки металлов".

2.2.11.    Проектирование открытых и закрытых распределительных устройств, открЙтжутрансфор^-маторов и выводов линии электропередач надлежит выполнять с учетом требовании "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ).

2.2.12.    Склады горючих и легковосплшленяющихся веществ надлежит проектировать в соответствии со СНиП "Склады нефти и нефтепродуктов".

10

2.2.13.    Противопожарные разрывы от реосиверов для горючих газов (с давлением от 6 до 12 кг/см2) до зданий и сооружений электростанций надлежит принимать по главе GI1MI ’’Генеральные планы промышленных предприятий”. При давлении в газгольдерах свыше 12 кг/см2, указанные разрывы согласовываются с Госпожнадзором.

2.2.14.    Брызгальные бассейны и градирни следует располагать по отношению к ОРУ и открытым установкам трансформаторов, как правило, с подветренной стороны по направлению преобладающих ветров.

2.2.15.    Расстояние в свету между башенными градирнями при их площади вы ше 3200 м2, располагаемыми в одном ряду, должны приниматься равными 0,5, а между рядами - 0,75 диаметра градирни.

2^2.16. Расстояние от открытых установок трансформаторов до открытых отводящих каналов водоснабжения должно приниматься не менее 5 м,

2.3.    Размещение инженерных сетей

Инженерные сети надлежит размещать, как правило, в общем коридоре коммуникации по кратчайшему расстоянию с наземной или надземной прокладкой, кроме сетей водопровода, канализации, трубопроводов систем пожаротушения.

Подземная прокладка и прокладка в проходных тоннелях допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании.

2.4.    Вертикальная планировка

2.4.1.    В целях сокращения объемов планировочных работ основные здания и сооружения электростанции, имеющие значительную протяженность (главные корпуса, открытые распределительные устройства и т.п.), а также железнодорожные пути, как правило, должны располагаться параллельно горизонталям естественного рельефа.

2.4.2.    Выбор отметки планировки района главного корпуса производится на основании технико-экономического сравнения вариантов с учетом рельефа, геологических, гидрогеологических, гидрологических и других условий.

2.4.3.    При уклоне естественного рельефа более 0,05 - для плотных грунтов и более 0,03 - для слабых грунтов должна предусматриваться террасная планировка.

II

В стесненных условиях промышленной площадки естественные откосы террас могут быть заменены подпорными стенками при соответствующем технико-экономическом обосновании.

2.4.4.    Отметки полов зданий и сооружений первого этажа должны, как правило, быть не менее чем на 0,15 м вше планировочных отметок прилегающей территории.

2.4.5.    Отвод поверхностной воды с территории промплощадки А С решается как закрытой так и открытой системой водостоков. С нагорной стороны территорий АС должна быть защищена водоотводящими устройствами.

3. ТРАНСПОРТ

Зв1. Общие положения

3.1.1.    Внешние и внутренние железнодорожные пути и автомобильные дороги следует проектировать в соответствии с главами СНиП "Железные дороги колеи 1520 мм общей сети", "Промышленный транспорт", "Автомобильные дороги", "Генеральные планы промышленных предприятий".

3.1.2.    Выбор вида внешнего транспорта должен определяться грузооборотом пикового года периода строительства и способами доставки тяжеловесного и негабаритного оборудования на основании технико-экономического сопоставления различных видов транспорта.

3.1.3.    Для пассажирских перевозок периода строительства и эксплуатации следует применять наиболее эффективные и экономичные средства транспорта, обеспечивающие общее время передвижения трудящихся между местом жительства и местом работы, как правило, не более 30 мин.

3.1.4.    В случае осуществления пассажирских перевозок силами местных автотранспортных предприятий за счет средств АС, следует предусматривать долевое участие в развитии этих предприятий для обеспечения удобных транспортных связей АС.

3.1.5.    В целях сокращения протяженности железнодорожных путей и автодорог для нужд строительства следует максимально использовать постоянные железнодорожные пути и автодороги.

12

3.2. Железнодорожный транспорт

3.2.1. Для электростанций, размещаемых в промышленных районах или при промышленных предприятиях, железнодорожный транспорт должен быть увязан с генеральной схемой развития железнодорожного транспорта данного промышленного района. При этом следует предусматривать максимальное кооперирование с соседними предприятиями и МПС по организации объединенных станций, строительству подъездных путей, общих экипировочно-ремонтных устройств, локомотивных депо.

3.2.3.    Система транспортного обслуживания определяется проектом и может осуществляться МПС, объединенными железнодорожными хозяйствами промышленных предприятий или,в отдельных случаях, силами АС.

Подъездные железнодорожные пути и ^ти^тайщш jIC следует проектировать с учетом возможности передачи их в ведение ШСв

3.2.4.    Полезные длины приемо-отправочных путей на ж.д. станциях АС принимаются по согласованию с Управлением железных дорог МПС с учетом поступления строительных грузов и оборудования в сборных поездах и приема спещаршрутов дут перевозки свежего

и отработанного топлива.

Перевозка "свежего” топлива из спецкорпуса в реакторные помещения осуществляется на специальной Бкутристапционной платформе,

Мощность верхнего строения внутренних железнодорожных путей, по которым предполагается обращение вагонов или внутри-станционных платформ для свежего топлива и вагонов-контейнеров с отработавшим топливом, а также специальных тележек для подачи в период строительства на монтаже тяжеловесного оборудования должно быть рассчитано на соответствующие осевые нагрузки от этих транспортных средств.

Для обеспечения транспортных операций по вывозу отработавшего топлива с АС специальным эшелоном предусматривается укладка трех путей полезной длиной 290-ЗС0 м,месторасположение которых определяется транспортной схемой площадки АС.

К указанным ж.д. путям должны быть подведены инженерные коммуникации для заправки вагонов сопровождения дизельным топливом и питьевой водой, а также подачи электроэнергии.

13

3.2.5.    Выбор системы СЦБ и связи определяется технико-экономическим расчетом с учетом действующий системы СЦБ на станции примыкания и прилегающих к ней перегонов. Малодеятельные стрелки следует оставлять на ручном обслуживании маневров ой бригадой.

3.2.6.    Для внутренних перевозок может быть использован железнодорожный и автомобильный транспорт, пневмотранспорт, электрокары, автокары и т.п.

3.2.7.    На склады горючих и смазочных материалов должен предусматриваться железнодорожный путь.

3#2.8. В турбинные и реакторные отделения должны предусматриваться вводы железнодорожных путей.

3.2.    На железнодорожной станции АС следует предусматривать необходимые служебно-технические здания.

3.3.    Автомобильные дороги

3.3.1.    Автомобильные дороги проектируются с учетом конечной мощности АС и очередности строительства.

При выборе направления внешних автомобильных дорог учитываются перспективы развития района и наиболее эффективное сочетание проектируемых дорог с сетью существующих и проектируемых дорог района.

Трасса и основные параметры проектируемых автомобильных дорог выбираются на основе технико-экономического сравнения вариантов.

3.3.2.    Конструкция дорожных одежд и ширина проезжей части выбираются в соответствии со С%П "Автомобильные дороги" и СНиП "Промышленный транспорт" исходя из размеров движения и типов обращающихся автомобилей как в период строительства, так и при эксплуатации,

3.3.3^ Основной автомобильный въезд , связывающий площадку электростанции с внешней сетью автомобильных дорог, предусматривается со стороны постоянного торца главного корпуса на две полосы .движения с усовершенствованным покрытием капитального типа.

На территорию АС должно быть предусмотрено не менее двух автомобильных въездов.

3 3^4. На площади у главного въезда на электростанцию следует предусматривать площадки для стоянки общественного и личного транспорта. Размеры площадок (их вместимость) определяются в

14

зависимости от численности эксплуатационного персонала.

В местах посадки персонала АС на общественный автотранспорт следует предусматривать сооружения для защиты людей от атмосферных осадков и ветра.

3.3.5. Автомобильные дороги на территории электростанции подводятся к главному и санитарно-бытовому корпусам, ОВК, масломазутному хозяйству, открытому и закрытому распределительным устройствам, открытым водоисточникам в местах, предназначенных для забора воды пожарными машинами, береговым насосным: и прочим зданиям и сооружениям, подъезд к которым требуется по производственным, технологическим или противопожарным условиям.

3.3^6. Автодороги, площадки, тротуары, и отмостки на пром-площадке и на участке захоронения радиоактивных отходов должны иметь асфальтовое покрытие.

3.3.7. Вокруг главного корпуса АС должна быть предусмотрена кольцевая автодорога на две полосы движения с шириной проезжей части 6 м, а при наличии бордюра-7 м с въездами в турбинное и реакторное отделения. К остальным зданиям и сооружениям АС должны быть, как правило, предусмотрены автомобильные дороги на одну полосу движения с шириной проезжей части не менее 4,5 м с учетом СНиП "Автомобильные дороги", СНиП "Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП "Промышленный транспорт".

3.3 8. Внешние автомобильные подъезды к водозаборным и очистным сооружениям, открытому распределительному устройству, а также автомобильные дороги вдоль открытых подводящих и отводящих каналов должны проектироваться с дорожными одеждами облегченного или переходного типа на одну полосу движения.

3.3.9.    Ширину проезжей части автомобильных дорог, по которым предполагается транспортирование тяжеловесного оборудования средствами автотранспорта (прицепами-трайлерами), надлежит

в каждом случае определять исходя из габаритов тягачей, прицепов и принятой схемы движения.

3.3.10.    Расстояние от края проезжей части внутриплощадных автодорог до стены главного корпуса, в случае установки открытого оборудования, допускается более 25 м при условии устройства через 100 м тупиковых поперечных пожарных подъездов к главному корпусу

с разворотными площадками и установкой на площадках пожарных гидрантов.

15

4. Охрана окружающей природной среды

4.1. Общие положения

4.1 Л. В проектах АС должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие защиту окружающей природы и человека от вредного воздействия радиационных.химических и тепловых факторов, возникающих при ее эксплуатации в нормальных и аварийных режимах.

4Л.2. Атомные    станции должны быть спроектированы-

так; чтобы возможность неконтролируемого распространения жидких и твердых радиоактивных отходов была исключена.

Величины газоаэрозольных выбросов в нормальных и аварийных условиях регламентируются "Санитарными правилами проектирования и эксплуатации атомных станций(СП АС - 88)".

4.1.3.    Выполнение указанных требований должно обеспечиваться следующими основными техническими и организационными мероприятиями:

1)    рациональным выбором промышленной площадки;

2)    обеспечением требований к здания}.! и сооружения}!;

3)    рациональной организацией систем охлаждения и водоснабжения,

4)    организацией очистки жидких радиоактивных сред;

5)    организацией сбора, переработки, захоронения жидких и твердых радиоактивных отходов;

6)    обеспечением очистки газоаэрозольных отходов;

7)    обеспечением безопасной транспортировки ядерного топлива;

8)    организацией радиационного контроля;

9)    оптимальной организацией технологических процессов.

4.1.4.    Оптимальная организация технологических процессов включает в себя:

I) создание замкнутых герметичных контуров с радиоактивными средами;

16

2)    создание (при необходимости) промежуточных контуров;

3)    создание систем организованного сбора и очистки радиоактивных жидких протечек и газовых сдувок;

4)    создание и поддержание разрежения в помещениях с оборудованием, работающим на радиоактивных средах;

5)    создание аварийно-защитной системы для снижения давления в комплексе герметичных помещении;

6)    установку быстродействующей отсечной арматуры на трубопроводах, пересекающих границы комплекса герметичных помещений ;

7)    создание на АС , располагаемых в сейсмичных районах, сейсмостойких строительных и технологических конструкций с целью предотвращения разрушения оборудования, работающего на высокоактивных средах.

4.1.5. При наличии на АС теплофикационных установок должны выполняться следующие дополнительные требования:

1)    давление сетевой воды должно превышать давление греющей среды;

2)    подпитка теплосети конденсатом второго контура должна быть исключена.

4.2. Охрана земель

4.2.1.    При технико-экономическом сравнении вариантов размещения площадок строительства АО и при разработке проектов следует учитывать: затраты по снятию к хранению плодородного слоя почвы, нанесению его на восстанавливаемые земли или малопродуктивные угодья, а при временном отводе земельного участка предусматривать его рекультивацию.

4.2.2.    Размеры площадки для строительства А С должны быть минимально необходимыми и определяться з соответствии с

I?

установленными главой СНиП "Генеральные планы промышленных предприятий" нормативами плотности застройки промышленной территории и с учетом максимального блокирования производственных зданий и сооружений, а также необходимого резерва площадей для расширения А С, в случае обоснованного технико-экономические расчетами возможного ее расширения.

4.2.3.    В проектах следует устанавливать очередность отвода земель с учетом фактической потребности в них объектов строительства по годам, а также возврата временно отводимых земель (карьеры, отвалы грунта и т.д.) земелпользователям, с учетом проведения всех необходимых работ по их рекультивации

в установленные сроки.

4.2.4.    В проектах (рабочих проектах) должен быть разработан специальный раздел по рекультивации земель, выполняемый, как правило, специализированными институтами

Госагропрома сССР,

4.2.5.    В проектах    должны    быть учтены средства на

рекультивацию шламоотвалов после их окончательного заполнения.

4.2.6.    При размещении электростанций в развитых энергосистемах в целях сокращения площади отвода земли следует рассматривать возможность отказа от строительства на проектируемых объектах ремонтных мастерских, материальных складов, ре-монгно-строителышх цехов с учетом централизованного обслуживания этих электростанций специальными ремонтными предприятиями и базами материально-технического снабжения. Рассматривать возможность централизованного снабжения проектируемых А С кислородом, водородом, ацетиленом, пропанбутаном с целью отказа от строительства ацетилено-кислородных станций, цехов разделения воздуха и т.д.

4.2.7.    При размещении группы электростанции в одном райо-н^^Ш»ттривать возможность использования существующих строительных баз и укрулнительных площадок хранения и сборки оборудования близраслоложенных предприятий Минэнерго СССР. В отдельных случаях-рассматривать вопрос о создании районных про-

2.

в действие СПБ-88 и во исполнении плана мероприятий по л.З, внести изменения в "Правила технологического проектирования атомных станций" в срок до 31.12.91.

4. ВГНШКИЙ "Атомэнергопроект" С т.Курочкина) обеспечить потребность в 'Правилах технологического проектирования АС (с ВВЭР)" по заявкам предприятий в установленном порядке.



18

изводстзбнно- комплектовочных баз (РПКБ),общих для группы проектируемых АС.имея ввиду размещение их.как правило,на площадке стройдвора ддной из строящихся в первую очередь АС, при соответствующем сокращении площадей,занятых временными зданиями и сооружениями, на других близрасположенных атомных станциях.

4.2.3. Разработку ситуационных планов размещения объектов АС следует, как правило,вести на планах землеустройства района с нанесением на них помимо топоосновы всех сельскохозяйственных угодий с указанием землепользователей.

4.2.9. При определении полосы отвода для строительства железных и автомобильных дорог и других линейных сооружений следует руководствоваться соответствующими нормами отвода земель.

4.3. Охрана водного бассейна

4.3.1.    Для защиты водного бассейна от загрязнений различными производственными сточными водами должны быть предусмотрены соответствующие очистные сооружения,обеспечивающие соблюдение требований действующих санитарных правил и норм.

4.3.2.    Выбор метода и схемы обработки производственных сточных вод производится в зависимости от конкретных условий проектируемой АС:мощности и устанавливаемого оборудования,режима работы, системы охлаждения,системы водоподготовки,местных климатических, гидрогеологических и прочих факторов с соответствующим технико-экономическим обоснованием.

Сброс сточных вод в водоемы должен проектироваться с соблюдением /48/ и /б/ и в установленном порядке согласовывается с органами по регулированию использования и охране вод, государственного санитарного надзора, по охране рыбных запасов и регулированию рыбоводства,Госкомгидромета СССР и другими заинтересованными органами.

4.3.3.    Проектирование водохранилищ-охладителей, шламоотва-лов, прудов-испарителей, водоподготовок и др. должно осуществляться с учетом разработки комплексных мероприятий по защите поверхностных и грунтовых вод от загрязнения сточными водами с применением более экологически совершенных технологий, включающих совмещение процессов обработки воды и стоков в едином цикле с получением отходов в виде твердых малорастворимых соединений.

МИНИСТЕРСТВО АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ПРОЯВЛЕННОСТИ СССР

УТВЕРЖДАЮ Начальник 26 ГУ

А.Л Лапшин

пС£ и апреля 1990 г.

ПРАВИЛА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ (С РЕАКТОРАМИ ВВЭР)

( П.5.3 СППНАЭ-87 )

РД 210.006-90

м ас-хплг/зо

ех, -Кр, 45J/S<J    £

6>C - XT], Ц>гА/£0    X.

vjO

P -riCK i*—Ji лЪц

Всесоюзны!/; государственным научно-исследовательским, проектно-конструкторским и изыскательским институтом "Атомэнергопроект” Минатомэнерго СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Смирнов 0.И.,Солонин Ю.А., Романов В.П., Халупкова Г.И., Эпштейн И.М., Тропаревский С.З., Минасян Р.Г., Бумагин В.Д.,

Ермак ое 10. Г.

ВНЕСЕНЫ

Институтом "Атомэнергопроект" заместителем главного инженера Корниенко А.Г., начальником отдела стандартизации Беловым Н.Н.

СОГЛАСОВАНЫ

ГАЭН № .............

1.    Общая часть    ^

2.    Генеральный план

3.    Транспорт    //

4.    Охрана окружающей природной    среды    АЭС    /S

5.    Радиационный контроль

6.    Реакторное отделение    30

7.    Хранение, транспортировка    и    перегрузка    33

ядерного топлива

8.    Турбинное отделение

9.    Водоподготовка, химический    контроль,    6~3

спецводоочистка, радиоактивные

отходы

10.    Электротехническая часть    %3

11.    Автоматизированные системы    управления    //£

технологическими процессами

12.    Гидротехническая часть    /33

13.    Отопление, вентиляция и кондиционирование    /    S'    Ъ

воздуха

14.    Общестанционные устройства    /

15.    Организация труда, система управления    /3о

производством, организация и механизация

ремонтных работ

Приложение: Перечень действующих

нормативных документов.

4

I. ОШ ЧАСТЬ

I.I. Настоящие правила составлены на основании опыта проектирования, строительства и эксплуатации атомных электростанций (АЭС) с реакторами водо-водяного типа и обязательны при проектировании всех вновь сооружаемых АЭС с реакторами этого типа. При проектирований АЭС с друтими типами реакторов, атомных станций теплоснабжения (ACT), атомньгх энерготехнологических станций (АЭТС) настоящие правила могут применяться с соответствующими коррективами.

Правила распространяются также на    реконструи

руемые А С с соответствующими корректировками, обусловливаемыми существующими технологическими схемами, компоновками оборудования, зданиями и сооружениями.

При проектировании следует также руководствоваться действующими нормативными документами; перечень основных нормативных документов приведен в приложении к настоящим правилам.

1.2. В комплекс атомной электростанции входят:

1)    здания и сооружения основного производственного назначения (главный корпус - реакторное и турбинное отделение, специальный корпус,сооружения систем передачи и распределения электроэнергии, охлаждения и технического водоснабжения, резервная дизельная электростанция)

2)    Подсобно-производственные здания и сооружения (объединенный вспомогательный корпус, пуско-резервная котельная, административный корпус, бытовой корпус, инженерный корпус, компрессорные станции, маслохозяйство, азотно-кислородная установка, сооружения водоподготовки с реагентным и баковым хозяйствами, сооружения хозяйства жидкого топлива, хранилища жидких, твердых и отвержденных отходов, а также отработанного топлива, склад свежего топлива, сооружения для хранения технологических отходов, отмывки, дезактивации и ремонта оборудования, нейтрализации или очистки токсичных веществ и их растворов, ацетилено-генераторная установка, электролиз ерная); обще станционная дизельная электростанция.

3) вспомогательные здания и сооружения (желез онодсрожная станция, сооружения хозяйственно-питьевого водопровода, сооружения бытовой канализации, сооружения внешнего и внутриплоща-дного автотранспортного хозяйства, сооружения внешнего и внутри-площадочного железнодорожного хозяйства, склады, ограждение и благоустройство территории, сооружения гражданской обороны, пожарное депо, сооружения систем внешней дозиметрии, пожаротушения, очистные сооружения замасленных и фекальных вод с насосными станциями, шламоотвал, временные сооружения).

1.3.    Проектирование АС должно вестись на высоком научно-техническом уровне, с применением прогрессивного высоко экономичного оборудования, имея ввиду, чтобы при вводе электростанции в действие ее технико-экономические показатели находились на уровне лучших зарубежных и отечественных аналогов.

1.4.    Основные технические решения должны применяться с учетом обеспечения безопасности эксплуатационного персонала и населения прилегающих территорий, максимальной экономии капитальных и эксплуатационных затрат, снижения материалоемкости, повышения производительности труда при строительстве, эксплуатации и ремонте, защиты окружающей среды и охраны природы, рационального использования природных ресурсов, а также создания нормальных санитарно-бытовых условий для эксплуатациинного и ремонтного персонала.

Во всех случаях следует стремиться применять унифицированные, типовые и повторные наиболее экономичные проектные решения.

Г.5. Компоновка технологического оборудования и коммуникаций должна обеспечивать нормальные условия обслуживания и ремонта оборудования при высокой его механизации с минимальным использованием ручного труда.При этом должны быть обеспечены также условия для выполнения демонтажных,дезактивационных и других работ, предусмотренных проектом снятия АС с эксплуатации.

1.6,    Технологические системы и оборудование АС, их устройства регулирования и контроля должны обеспечивать выполнение управляющих воздействий противоаварийной автоматики энергосистемы.

1.7.    Служебные и вспомогательные помещения с постоянным пребыванием в них людей должны располагаться в местах, отделенных от действующего оборудования стенами. Внутри этих помещений запрещается прокладка технологических трубопроводов, за исклю-

6

чением трубопровдов отопления, водопровода, вентиляции и трубопроводов, необходимых для технологии проводимых в помещении работ.

При расположении указанных помещений вблизи мест потенциальной травмоопасности из этих помещений должны быть предусмотрены два выхода с противоположных сторон.

Помещения следует размещать в местах с наименьшим воздействием шума, вибрации и других вредных факторов и, по возможности, в местах с естественным освещением.

1.8.    Тепловые сети АС должны проектироваться в соответствии с "Нормами технологического проектирования тепловых электрических станций" с учетом специфики АС.

1.9.    Все вращающиеся механизмы с выносной системой масло-снабжения машинного и реакторного отделения должны,как правило, работать на негорючей жидкости.

7

2. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

2Л.Размещение атомной электростанции

2ЛЛ. Атомные электростанции (АС) надлежит размещать в соответствии с технико-экономическим обоснованием (ТЗО) проектирования и строительства АС, разработанным и утвержденным в установленном порядке, а также с учетом проектов или схем районной планировки, генеральных планов городов, проектами планировки и застройки промышленных районов.

2Л.2. При размещении АС также должны учитываться схемы развития транспортных коммуникаций, санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие предупреждение вредного влияния работы АС на окружающую среду.

2.1.3.    Комплекс сооружений АС должен быть расположен на землях не сельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства, а при отсутствии указанных земель- на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.

2.1.4.    При размещении площадки АС на землях государственного лесного фонда следует преимущественно использовать участки не покрытые лесом или занятые кустарниками и малоценными породами деревьев.

2Л.5. Размещение комплекса сооружений АС должно производиться с учетом наиболее рационального использования земель. Дороги, ЛЭП и другие коммуникации надлежит трассировать, как правило, в едином коридоре по границам сельскохозяйственных угодий с обеспечением наиболее рациональной связи промплощадки с поселком и общей сетью дорог.

2.1.6.    Ориентация площадки должна обеспечивать выдачу мощности (ВЛ,тепломагистрали) от АС, отвечать требованиям технологического процесса, и обеспечивать наиболее рациональные транспортные связи, людские потоки, инженерные коммуникации АС, не исключать расширение до предельной мощности.

2.1.7.    Планировочные отметки промплощадки АС, размещаемой на прибрежных участках рек и водоемов, должны приниматься не менее, чем на 0,5 м выше расчетного наивысшего горизонта вод с учетом подпора и уклона водотока, а также расчетной волны и ее нагона.