Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

93 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила обязательны для всех работников промышленного железнодорожного транспорта министерства, руководителей предприятий и организаций-клиентуры, работников производственных цехов и участков предприятий, связанных с работой железнодорожного транспорта, а также для проектных и конструкторских организаций, разрабатывающих проекты на реконструкцию и строительство сооружений, устройств и подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта.

 Скачать PDF

Оглавление

Раздел I Обязанности работников промышленного железнодорожного транспорта

     1. Общие требования

Раздел II. Сооружения и устройства

     2. Общие положения. Габарит

     3. Сооружения и устройства путевого хозяйства

     4. Сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйства

     5. Сооружения и устройства станционного хозяйства

     6. Сооружения и устройства автоматизации, сигнализации и связи

     7. Сооружения и устройства электроснабжения электрифицированного промышленного железнодорожного транспорта

     8. Осмотр сооружений и устройств и их ремонт

     9. Подвижной состав, его техническое обслуживание и ремонт

     10. Колесные пары

     11. Тормозное оборудование и сцепные устройства

     12. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Раздел III. Организация движения поездов и маневровой работы

     13. Общие положения. Графики

     14. Раздельные пункты

     15. Организация технической работы станции

     16. Движение поездов

Основные термины, применяемые в правилах технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПРОМЫШЛЕННОГО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

(широкая колея)

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

СОГЛАСОВАНО    УТВЕРЖДЕНО

с ЦК профсоюза рабочих    Министерством

угольной промышленности,    угольной

Госгортехнадзором СССР,    промышленности

Министерством внутренних    СССР 02.09.86

дел СССР

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПРОМЫШЛЕННОГО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

(широкая колея)

МОСКВА "НЕДРА' 1989

вижного состава габаритов Тпр и Тт а также грузов, погруженных по зональному габариту.

Запрещается нарушать габариты сооружений и устройств при проведении любых ремонтных, строительных и других работ.

На предприятиях, выпускающих негабаритную продукцию, габарит приближения строений на участках обращения вагонов с негабаритными грузами при перевозках по территории предприятия должен быть выдержан с учетом возможности пропуска негабаритных грузов.

Все негабаритные места должны быть обозначены согласно ГОСТ 12.4.026 — 76 знаком 2.9 с поясняющей надписью «Негабаритное место» и в необходимых случаях освещены.

Соответствие габаритов установленным нормам должно проверяться не реже одного раза в 10 лет комиссией, состав которой устанавливается директором по железнодорожному транспорту или начальником ПТУ (ПТО) объединения, начальником строительного комбината, директором машиностроительного завода.

2.5. Расстояния между осями смежных путей на перегонах и станциях должны удовлетворять требованиям Строительных норм и правил (СНиП) по проектированию промышленного транспорта и железных дорог колеи 1520 (1524) мм, ГОСТ 9238 — 83 и Инструкции по применению габаритов приближения строений и подвижного состава.

В производственных цехах расстояние между осями смежных путей, определяемое проектной документацией, должно быть не менее 4100 мм.

Расстояние между осями железнодорожных путей на вновь строящихся и реконструируемых перегонах предприятий при обращении по ним вагонов-самосвалов и подвижного состава габарита Т должно быть не менее указанных в табл. 1.

Таблица 1

Расстояние между

осями путей (мм)

Подвижной состав

двухпутных линий

многопутных линий (между 2-м и 3-м. 5-м и 6-м путями и т. д.)

Вагоны-самосвалы:

четырехосные

4100

5000

шестиосные

4600

5100

восьмиосные

5000

5300

Тяговые агрегаты

5300

5500

Расстояние между осями главных и приемо-отправочных путей в этих случаях должно быть не менее 5300 мм, а на прочих путях — не менее 5000 мм.

2.6. Погруженный на открытый подвижной состав груз (с учетом упаковки и крепления) должен размещаться в пределах габаритов погрузки, установленных МПС.

Для проверки правильности размещения грузов в пределах указанного габарита в местах массовой погрузки (на заводах железобетонных и металлических конструкций, на заводах машиностроения и т. п.) устанавливают габаритные ворота.

Грузы, которые не могут быть размещены на открытом подвижном составе в пределах габаритов погрузки, размещают и отправляют на пути общей сети железных дорог в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах СССР колеи 1520 мм, утвержденной Министерством путей сообщения СССР.

Выгруженные или подготовленные к погрузке грузы должны быть уложены и закреплены без нарушения габарита приближения строения.

Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при возвышении над уровнем головки рельса до 1200 мм должны находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2 м, а при большем возвышении — не ближе 2,5 м.

Все элементы технологического оборудования, входящие при выполнении операций с подвижным составом (погрузке, выгрузке, очистке и т. п.) в его габарит, после завершения работ должны быть выведены за пределы габарита приближения строений.

Ответственность за соблюдение указанных требований возлагается на владельцев погрузочно-выгрузочных фронтов.

2.7.    Сооружения и устройства на участках, где обращаются локомотивы МПС, должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР.

2.8.    Строительство и эксплуатация железнодорожных путей на уклонах от 40 до 60%о, а также оборудование и эксплуатация подвижного состава на этих путях должны осуществляться по проекту, выполненному в соответствии с Техническими решениями по безопасному движению ло-комотивосоставов на железнодорожных путях с уклоном до 60% о, утвержденными Минуглепромом СССР и согласованными с Госгортехнадзором СССР. Проект должен быть утвержден директором по железнодорожному транспорту или начальником ПТУ (ПТО) объединения.

3. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

Общие положения

3.1.    Все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное движение подвижного состава с наибольшими установленными скоростями для данного участка, с учетом осевых нагрузок подвижного состава и грузонапряженности. Их эксплуатацию организуют в соответствии с Правилами текущего содержания и ремонта железнодорожных путей широкой колеи.

3.2.    Размещение и техническое оснащение путевых машинных станций, участков пути и других подразделений путевого хозяйства должны обеспечивать выполнение необходимых работ по содержанию и ремонту железнодорожного пути, сооружений и устройств для выполнения заданных размеров движения с установленными скоростями.

План и продольный профиль пути

3.3.    Радиусы кривых, сопряжения прямых и кривых, крутизна уклонов и сопряжения элементов продольного профиля железнодорожного пути между собой должны соответствовать утвержденному плану и профилю.

Радиусы кривых на вновь построенных и реконструированных постоянных путях, как правило, должны быть не менее 300 м.

На постоянных путях в кривых радиусом 120 м и менее должны укладываться контррельсы.

3.4.    Станции, разъезды и обгонные пункты, погрузочно-разгрузочные пути и маневровые вытяжки, как правило, должны располагаться на прямой и горизонтальной площадке.

В отдельных случаях допускается расположение их на уклонах, не превышающих 1,5% 0 на кривых радиусом не менее 1500 м. В трудных условиях, когда железнодорожные пути располагают на площадках существующих и реконструируемых предприятий, а также когда применение при проектировании основных норм вызывает уменьшение плотности застройки территории предприятия по сравнению с утвержденными нормами, допускается увеличение уклонов, но, как правило, не более чем 2,5% о и уменьшение радиуса кривой до 1200 м. В особо трудных условиях допустимо уменьшение радиуса кривой до 600, а в горных условиях — до 500 м.

Расположение раздельных пунктов на уклонах и кривых с параметрами, превышающими указанные пределы, может быть допущено с разрешения Минуглепрома СССР.

При расположении станций, разъездов, обгонных пунктов и погрузочно-выгрузочных фронтов на передвижных путях величины уклонов и радиусы кривых устанавливаются проектом согласно настоящим Правилам и требованиям СНиП по проектированию промышленного транспорта.

Для предотвращения самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива) на станциях, разъездах и обгонных пунктах вновь построенные и реконструированные приемо-отправочные пути, на которых предусматриваются отцепка локомотивов от вагонов и производство маневровых операций, должны иметь, как правило, продольный профиль с противоу клонам и в сторону ограничивающих стрелок и соответствовать нормативам на его проектирование.

В необходимых случаях для предупреждения самопроизвольного выхода вагонов на другие пути должно предусматриваться устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков или стрелок.

3.5.    План и продольный профиль пути необходимо подвергать периодической инструментальной проверке, но не реже одного раза в 10 лет. Периодичность проверок устанавливается Главным транспортным управлением Минуглепрома СССР.

Продольные профили сортировочных горок, полугорок, подгорочных путей, маневровых вытяжек, фронтов погрузки и выгрузки должны проверяться не реже одного раза в два года.

Участки, на которых производятся работы, вызывающие изменение плана и продольного профиля пути, проверяются по окончании работ.

Порядок и сроки инструментального контроля положения путей, расположенных над горными подработками, и мероприятия по устранению влияния горных подработок разрабатываются главным маркшейдером объединения, согласовываются с директором по железнодорожному транспорту или начальником ПТУ (ПТО) объединения, начальником строительного комбината, директором машиностроительного завода и утверждаются руководством объединения.

ПТУ и ЖДЦ должны иметь основные чертежи и описания всех имеющихся сооружений и устройств путевого хозяйства, а также схематические планы и продольные профили всех железнодорожных путей; в указанную документацию должны своевременно вноситься все изменения.

Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения

3.6.    Ширина земляного полотна поверху должна удовлетворять требованиям СНиП по проектированию промышленного транспорта и железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

Расстояние от оси железнодорожного пути до бровки отвала определяют в зависимости от высоты отвала, рода отвальных грунтов, типа подвижного состава и т. п.

На отвалах, где применяются одноковшовые экскаваторы, и в местах разгрузки думпкаров расстояние от оси железнодорожного пути до верхней бровки должно быть при грузоподъемности думпкара до 60 т — не менее 1600 мм, а при грузоподъемности думпкара свыше 60 т — 1800 мм.

Расстояние от подошвы развала до оси ближайшего железнодорожного пути определяется в зависимости от высоты откоса и категории грунта и должно быть не менее 2,5 мм.

При отработке уступов экскаваторами с верхней погрузкой расстояние от бровки уступа до оси железнодорожного пути устанавливается проектом и должно быть не менее 2,5 м.

Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть выше максимальной высоты волны при сильных ветрах на 0,5 м.

3.7.    На постоянных путях ширина колеи между внутренними гранями головок рельсов, измеряемая на уровне 13 мм ниже поверхности катания колес по головке рельса, и допускаемые предельные отклонения от ее размеров должны быть равными (мм):

При использовании железобетонных шпал: на прямых и кривых участках пути

радиусом 350 м и более     1520^4

на кривых радиусом от 349 до 150 м ........... 1532*$

При использовании деревянных шпал:

на прямых и кривых участках пути    б

или

радиусом 350 м и более ................ 1524*,

1520*$° 13

на кривых радиусом:

от 349 до 150 м .................. 1535^

от 149 до 100 м ................ 1545+J

99 м и менее ................... 1550 (±3)

На подходах к стрелочным переводам для колеи 1520—1524 мм или к другим путевым устройствам, требующим сужения колеи, укладывают рельсовое звено с деревянными шпалами для плавного отвода ширины колеи в пределах до 3 мм на 1 м пути.

На железнодорожных путях, уложенных на деревянных шпалах на прямых участках и кривых радиусом 350 м и более, ширина колеи 1524 или 1520 мм устанавливается приказом директора по железнодорожному транспорту, начальника ПТУ (ПТО) объединения, начальника строительного комбината, директора машиностроительного завода.

Ширина колеи передвижных путей должна быть на прямых и кривых участках единой (1530 мм) при допускаемых предельных отклонениях от ее размера по уширению -f-б мм и по сужению —4 мм.

3.8.    Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть на одном уровне. Разрешается на прямых участках пути на всем протяжении каждого из них содержать одну рельсовую нить на 5 мм выше другой.

Размер возвышения наружной нити на кривых участках пути устанавливает руководство ПТУ, железнодорожного цеха разреза (завода) в соответствии с нормами, установленными Правилами текущего содержания и ремонта железнодорожных путей широкой колеи Минугле-прома СССР.

3.9.    Все мосты классифицируют по грузоподъемности на основании действующих расчетных норм и инструкций. Пропуск специального подвижного состава по мостам, которые для этого не предназначены, без предварительных расчетов запрещается.

3.10.    Для постоянного контроля за состоянием пути и сооружений на предприятиях следует применять путеизмерительные приборы, дефектоскопные тележки и другое оборудование.

Рельсы на главных и приемо-отправочных путях должны периодически проверяться дефектоскопными тележками по графику, утвержденному руководством ПТУ, ЖДЦ разреза (завода), но не реже двух раз в год.

3.11.    На открытых разработках угля должны соблюдаться следующие условия:

а) минимальные радиусы кривых на передвижных путях должны быть:

в забоях, при работе на них многоковшовых экскаваторов, в нормальных условиях — прямая, в трудных условиях — в пределах, допускаемых техническим паспортом экскаватора, но не менее 300 м;

на отвалах, при работе на них отвальных плугов, в нормальных условиях — не менее 300 м, в трудных 200 м;

при переустройстве путей, а также в забоях и на отвалах, при работе на них одноковшовых экскаваторов, в нормальных условиях — прямая, в трудных — 300 м.

В особо трудных условиях при надлежащем технико-экономическом обосновании разрешается по согласованию с директором по железнодорожному транспорту или начальником ПТУ (ПТО) объединения уменьшать радиусы кривых до 120 м на отвалах при работе на них отвальных плугов и до 100 м при переустройстве путей, а также в забоях и на отвалах при работе на них одноковшовых экскаваторов;

б)    передвижные пути должны иметь балластный слой толщиной под шпалой не менее 20 см при ширине балластной призмы не менее 3,1 м;

в)    на передвижных отвальных путях делают возвышение откосной (отвальной) нити, которое в зависимости от рода грунта не должно превышать размеров, указанных в табл. 2.

Таблица 2

Расположение пути на отвале

Возвышение откосной (отвальной) нити (мм) при

слабом грунте

устойчивом грунте

На прямом участке, не более На кривом участке:

150

100

откосная (отвальная) нить является наружной нитью кривой, не более

150

100

откосная (отвальная) нить является внутренней нитью кривой, не более

40

40

На прямых и кривых участках отклонение в уровне расположения головок рельсов для передвижных путей допускается до 20 мм;

г) передвижные пути на забойных и отвальных тупиках должны располагаться на горизонтальных площадках или на уклонах не круче 2,5% о- При производстве погрузочно-выгрузочных операций без отцепки локомотивов от состава и при условии обеспечения трогания состава с места допускаются уклоны до 15%0 на путях в забоях и до 10%о на путях отвалов разрезов (карьеров).

Пути на отвалах отходов углеобогатительных фабрик должны располагаться на горизонтальной площадке.

На передвижных путях уширение земляного полотна не предусматривается.

Число болтов в стыковых соединениях рельсов передвижных путей должно быть не менее четырех, а на кривых участках равно числу отверстий в накладках.

Погрузочные тупики в забоях и разгрузочные на отвалах должны заканчиваться предохранительными упорами с установкой на них указателей путевого заграждения, освещаемых в темное время суток.

Стрелочные переводы

3.12. Стрелочные переводы и глухие пересечения должны соответствовать утвержденным чертежам и типу рельсов, уложенных в путь. Запрещается вносить изменения в существующие и применять новые

15

конструкции стрелочных переводов без согласования с Главным транспортным управлением Минуглепрома СССР.

Стрелочные переводы должны иметь крестовины марок, удовлетворяющих требованиям СНиП по проектированию промышленного транспорта и железных дорог колеи 1520 (1524) мм. При одностороннем движении могут применяться отжимные стрелки.

3.13.    Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы, у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей, угрожающих безопасности движения подвижного состава:

разъединение стрелочных остряков;

отставание остряка от рамного рельса, измеряемое против первой тяги, на 4 мм и более;

выкрашивание остряка, создающее опасность набегания гребня, и во всех случаях выкрашивание более 200 мм на главных, более 300 мм на приемо-отправочных и более 400 мм на прочих станционных путях;

понижение остряка относительно рамного рельса на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка поверху составляет 50 мм и более;

вертикальный износ рамных рельсов типа Р-43 и легче составляет более 6 мм на главных, 8 мм — на приемо-отправочных и 10 мм — на прочих станционных путях, а типа Р-50 и тяжелее — более 8 мм на главных, 10 мм — на приемо-отправочных и 12 мм — на прочих станционных путях;

вертикальный износ сердечников крестовин в сечении, где ширина сердечника равна 40 мм, составляет более 6 мм на главных, 8 мм — на приемо-отправочных и 10 мм — на прочих станционных путях;

расстояние между рабочими гранями сердечника крестовины и головки контррельса менее 1474 мм при ширине колеи 1520 мм (1477 мм при ширине колеи 1524 мм);

расстояние между рабочими гранями головок контррельса и усовика более 1435 мм;

излом остряка или рамного рельса;

излом крестовины (сердечника, усовика) или контррельса;

разрыв контррельсового болта;

ослабленное болтовое крепление в корне остряков.

3.14.    Контрольными стрелочными замками должны быть оборудованы нецентрализованные стрелки:

расположенные на путях приема и отправления поездов, а также охранные;

ведущие на пути для стоянки вагонов с опасными грузами по перечню, установленному директором по железнодорожному транспорту или начальником ПТУ (ПТО) объединения, начальником строительного комбината, директором машиностроительного завода;

ведущие на пути для стоянки восстановительных и пожарных поездов; ведущие в предохранительные и улавливающие тупики; ведущие к главным и приемо-отправочным путям.

Стрелки централизованные, а также имеющие контрольные замки должны оборудоваться приспособлением для запирания их навесными замками.

3.15.    Стрелки, за исключением включенных в электрическую централизацию, должны быть оборудованы стрелочными освещаемыми или неосвещаемыми указателями.

Оборудование стрелок с ручным приводом, расположенных внутри производственных цехов, стрелочными указателями необязательно.

3.16.    Ремонт и техническое обслуживание стрелочных переводов, глухих пересечений и механической части устройств для их очистки, а также установка и ремонт стрелочных указателей производятся работниками службы пути.

Ремонт и техническое обслуживание устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на стрелочных переводах, а также электрической части устройств очистки и освещения производят работники службы сигнализации и связи.

Установку, ремонт и обслуживание контрольных стрелочных замков независимо от того, в ведении какой службы находится стрелочный перевод, возлагают на работников службы сигнализации и связи.

3.17.    Укладку и снятие стрелочных переводов и глухих пересечений производят порядком, установленным директором по железнодорожному транспорту или начальником ПТУ (ПТО) объединения, начальником строительного комбината, директором машиностроительного завода.

Вновь уложенные и переустроенные стрелочные переводы и глухие пересечения вводят в эксплуатацию только после приемки их по акту комиссией, назначаемой директором по железнодорожному транспорту, начальником ПТУ (ПТО) объединения, начальником строительного комбината, директором машиностроительного завода.

Пересечения, переезды и примыкания железнодорожных путей

3.18.    Переезды (пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами в одном уровне) подразделяют на переезды общего и необщего пользования.

К переездам общего пользования относят пересечения промышленных железнодорожных путей с автомобильными дорогами общего пользования, трамвайными путями, троллейбусными линиями и городскими улицами, а к переездам необщего пользования — пересечения с автомобильными дорогами необщего пользования, находящимися на балансе промышленных предприятий, дорожных и других организаций.

Классификация, устройство, оборудование и обслуживание переездов общего и необщего пользования осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, Правилами дорожного движения, Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов, действующей на сети железных дорог МПС, Указаниями о порядке применения на промышленном железнодорожном транспорте Минуглепрома СССР этой Инструкции, главами СНиП по проектированию автомобильных дорог, промышленного транспорта, железных дорог 1520 (1524) мм и типовыми проектами.

Переезды общего пользования содержатся средствами предприятий и подразделений промышленного железнодорожного транспорта Минуглепрома СССР.

Переезды необщего пользования содержат и обслуживают в порядке, установленном директором по железнодорожному транспорту или начальником ПТУ (ПТО) объединения, начальником строительного комбината, директором машиностроительного завода.

3.19.    Устройство сплетений главных и приемо-отправочных путей с образованием трех- или четырехниточного пути допускается только с разрешения Главного транспортного управления Минуглепрома СССР.

Сплетения на прочих путях производят с разрешения директора по железнодорожному транспорту или начальника ПТУ (ПТО) объединения, начальника строительного комбината, директора машиностроительного завода.

3.20.    Переезды общего и необщего пользования на железнодорожных путях предприятий и организаций Минуглепрома СССР в зависимости от интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делят на четыре категории согласно Инструкции по устройству и обслуживанию переездов, действующей на сети железных дорог СССР.

Переезды, устраиваемые временно как на постоянных, так и на передвижных забойных и отвальных железнодорожных путях разрезов и предназначенные для проезда хозяйственных и служебных машин, относятся к IV категории.

3.21.    На существующих промышленных железнодорожных путях не допускается открытие вновь:

переездов I, II и III категорий,

переездов IV категории, расположенных на пересечениях трех и более главных путей, а также в случаях, если пересекаемые железнодорожные пути проложены в выемках или когда на переездах не обеспечиваются удовлетворительные условия видимости, а также в других случаях, когда требуется обслуживание переезда дежурным работником '.

Не допускается открытие на действующих переездах трамвайного и троллейбусного движения. Открытие вновь автобусного движения на неохраняемых переездах допускается с разрешения директора по железнодорожному транспорту или начальника ПТУ (ПТО) объединения, начальника строительного комбината, директора машиностроительного завода после оборудования переезда переездной сигнализацией.

Существующие переезды I, II и III категории, а также переезды IV категории в указанных выше условиях должны в плановом порядке переустраиваться в пересечения разных уровней.

3.22.    Открытие вновь переездов IV категории, кроме условий, перечисленных в п. 3.21 настоящих Правил, может допускаться в случае крайней необходимости и если нет возможности изыскать решение, исключающее пересечение в одном уровне, с разрешения директора по железнодорожному транспорту или начальника ПТУ (ПТО) объединения, начальника строительного комбината, директора машиностроительного

1 Переезды, обслуживаемые дежурным работником, в дальнейшем именуются охраняемыми переездами, а переезды, не обслуживаемые дежурным работником,— неохраняемыми переездами.

завода. Устройство переездов общего и необщего пользования, расположенных за пределами промплощадок предприятий и внутрикарьерных (отвальных) железнодорожных путей, должно быть согласовано с Государственной автомобильной инспекцией и дорожно-эксплуатационными организациями или другими владельцами дорог.

При решении вопроса об открытии переезда директором по железнодорожному транспорту или начальником ПТУ (ПТО) объединения, начальником строительного комбината, директором машиностроительного завода в соответствии с категорийностью переезда и местом его расположения устанавливаются технические условия на сооружение переезда, а также порядок финансирования строительства, содержания и обслуживания переезда.

Места расположения переездов должны устанавливаться с учетом обеспечения удовлетворительной видимости подходящих поездов водителями транспортных средств и, как правило, вне пределов станций и путей с маневровой работой.

Открытие, содержание и обслуживание переезда оформляется приказом начальника ПТУ, начальника строительного комбината, директора разреза (завода).

3.23.    Переезды необщего пользования, устраиваемые временно в пределах промплощадок предприятий и на внутрикарьерных (отвальных) железнодорожных путях, должны обеспечивать безопасность движения и иметь:

ширину, соответствующую ширине проезжей части дороги, но не менее 3,5 м при однополосном и 6,5 м при двухполосном движении для автосамосвалов грузоподъемностью до Ют и для автосамосвалов грузоподъемностью Юти более — 4 м при однополосном и 7 м при двухполосном движении;

горизонтальную площадку или уклон до 10%о, перелом профиля устраивается на расстоянии 5 м от крайнего рельса; уклоны дорог на подходах к переезду не должны превышать 50%rt;

сплошной настил и контррельсы;

угол пересечения не менее 45°;

типовые предупредительные знаки (со стороны железнодорожных путей — сигнальный знак «С» о подаче свистка на расстоянии не менее тормозного пути, со стороны автомобильной дороги — табличка с надписью «Берегись поезда» на расстоянии не менее 20 м);

габаритные ворота для электрифицированных путей на расстоянии 14 м;

ограждение подъездов к переездам столбиками или перилами.

Перед переездами с неудовлетворительными условиями видимости, когда меры по улучшению условий видимости исчерпаны, кроме того, устанавливают дополнительно дорожные знаки «Движение без остановки запрещено» на расстоянии не менее 10 м от крайнего рельса.

3.24.    Закрытие (постоянное или временное) и перевод переездов в неохраняемые осуществляются по разрешению руководства объединения (комбината), а переездов общего и необщего пользования, расположенных за пределами промплощадок предприятий и внутрикарьерных (отвальных) железнодорожных путей,— по согласованию с исполкомами

ББК 33.1 П68 УДК 656.2

Ответственный редактор Н. П. Астафьев

Правила технической эксплуатации промышленного же-П68 лезнодорожного транспорта (широкая колея) / Утв. М-вом угольной пром-сти СССР 02.09.86.— М.: Недра, 1989.—91 с.

Описаны основные положения и порядок работы железнодорожного транспорта широкой колеи предприятий и организаций Министерства угольной промышленности СССР. Изложены технические условия и нормы содержания важнейших сооружений и устройств железнодорожного транспорта и подвижного состава, а также требования, предъявляемые к ним. Приведены принципы организации движения поездов, маневровых работ и сигнализации. В новой редакции Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта широкой колеи учтены структурные изменения в составе и в управлении угольной промышленностью.

Для работников промышленного железнодорожного транспорта угольной промышленности.

ББК 33. 1

п 2501000000-060 I74_g9

© Издательство «Недра», 1989

местных Советов народных депутатов, Государственной автомобильной инспекцией и дорожно-эксплуатационными организациями.

Закрытие (постоянное или временное) и перевод переездов в неохраняемые производятся на основании приказа начальника ПТУ, начальника строительного комбината, директора разреза (завода) в порядке согласно настоящим Правилам, Инструкции по устройству и обслуживанию переездов, действующей на сети железных дорог МПС, и Указаниям о порядке применения на промышленном железнодорожном транспорте Минуглепрома СССР этой Инструкции.

3.25.    Перечень охраняемых переездов утверждает директор по железнодорожному транспорту или начальник ПТУ (ПТО) объединения, начальник строительного комбината, директор машиностроительного завода.

Перечень переездов общего и необщего пользования, расположенных за пределами промплощадок предприятий и внутрикарьерных (отвальных) железнодорожных путей, охраняемых некруглосуточно, а также время и порядок их работы без охраны устанавливают начальник ПТУ, начальник строительного комбината, директор разреза (завода) по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией.

3.26.    Комиссионную проверку переездов общего и необщего пользования, расположенных за пределами промплощадок предприятий и внутрикарьерных (отвальных) железнодорожных путей, проводят с участием представителей Государственной автомобильной инспекции в период весеннего и осеннего комиссионных осмотров путевого хозяйства. По результатам проверки составляют акты установленной формы, намечают сроки и ответственных работников для устранения выявленных недостатков. На каждый переезд должна быть заведена карточка установленной формы.

Выявленные изменения в условиях работы переезда учитывают в соответствующей технической и распорядительной документации.

3.27.    Охраняемые переезды должны быть оборудованы шлагбаумами автоматическими или неавтоматическими с электрическим или механическим приводом, запасными горизонтально-поворотными или выдвижными шлагбаумами ручного действия и иметь прямую телефонную связь с ближайшей станцией или постом (на участках, оборудованных диспетчерской централизацией,— с поездным диспетчером) или радиосвязь. Телефонная связь должна дополняться наружным звонком.

Неохраняемые переезды шлагбаумами не оборудуются.

Нормальное положение автоматических шлагбаумов открытое, а неавтоматических — закрытое. В отдельных случаях на переездах с интенсивным движением по автомобильной дороге начальником ПТУ, начальником строительного комбината, ЖДЦ разреза (завода) может быть установлено открытое нормальное положение неавтоматических шлагбаумов.

Нормальное положение неавтоматических шлагбаумов на переездах, переданных в обслуживание работникам других служб, должно устанавливаться начальником ПТУ, начальником строительного комбината, директором разреза (завода) с учетом местных условий и особенностей движения.

3.28.    Оборудование переездов автоматическими устройствами должно

ВВЕДЕНИЕ

Правила технической эксплуатации (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железнодорожного транспорта предприятий и организаций Министерства угольной промышленности СССР и его работников; основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава; систему организации движения поездов и маневровой работы и принципы сигнализации. Точное и неуклонное выполнение Правил технической эксплуатации обеспечивает четкую работу, безопасность движения и бесперебойное транспортное обслуживание предприятий и организаций министерства.

В развитие отдельных положений настоящих Правил Главное транспортное управление Министерства угольной промышленности СССР издает инструкции и другие руководящие указания, обязательные для всех предприятий и организаций отрасли. Главные территориальные управления угольной промышленности и производственные объединения могут издавать инструкции и другие материалы, регламентирующие работу подчиненных им транспортных подразделений.

Все инструкции и другие руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству пути, сооружений, устройств и подвижного состава железнодорожного транспорта отрасли, должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

Настоящие Правила обязательны для всех работников промышленного железнодорожного транспорта министерства, руководителей предприятий и организаций-клиентуры, работников производственных цехов и участков предприятий, связанных с работой железнодорожного транспорта, а также для проектных и конструкторских организаций, разрабатывающих проекты на реконструкцию и строительство сооружений, устройств и подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта.

На железнодорожном транспорте предприятий и организаций Министерства угольной промышленности СССР применяют Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкцию по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, Инструкцию по устройству и обслуживанию переездов и другие инструкции. Порядок применения этих инструкций устанавливается соответствующими Указаниями Министерства угольной промышленности СССР.

На железнодорожном транспорте предприятий с открытым способом добычи, кроме того, применяют Правила технической эксплуатации при разработке угольных и сланцевых месторождений открытым способом, утвержденные Минуглепромом СССР, и Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, утвержденные Госгортехнадзором СССР. Предприятия и организации, обслуживаемые промышленным железнодорожным транспортом отрасли, должны иметь устройства и сооружения по подготовке груза к перевозке в соответствии с Правилами перевозки грузов, утвержденными Министерством путей сообщения СССР (МПС).

РАЗДЕЛ I ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Основные обязанности работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций Министерства угольной промышленности СССР — бесперебойное и своевременное обслуживание предприятий железнодорожными перевозками при обеспечении безопасности движения и техники безопасности, эффективное использование технических средств, изыскание резервов и постоянное повышение производительности труда, снижение себестоимости перевозок и сокращение оборота вагонов.

1.2.    Каждый работник, связанный с движением поездов и маневровой работой, несет по кругу своих обязанностей личную ответственность за безопасность движения, а также за соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии, установленных для выполняемой ими работы.

Контроль и ответственность за обеспечение выполнения настоящих Правил, а также других правил и инструкций работниками предприятий возлагают на руководителей соответствующих подразделений железнодорожного транспорта, производственных цехов (участков) и предприятий и организаций-клиентуры.

1.3.    Каждый работник железнодорожного транспорта обязан принять меры к остановке поезда или маневрирующего состава во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения, а при обнаружении неисправности сооружения или устройства, угрожающей безопасности движения, кроме того, немедленно принять меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.

1.4.    Работники промышленного железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей должны содержать в чистоте и порядке свое рабочее место и вверенные технические средства.

Работники, для которых установлена форма одежды и знаки различия, при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты по форме (когда для них не установлена специальная производственная одежда).

Составители поездов (кондукторы), дежурные стрелочных постов, сигналисты, дежурные по переездам, приемосдатчики груза, осмотрщики вагонов, осмотрщики-ремонтники вагонов, монтеры пути, обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений, операторы дефектоскопных тележек, водители дрезин, наладчики путевых машин и механизмов, операторы по путевым измерениям, электромеханики и электромонтеры служб сигнализации и связи, электроснабжения и контактной сети, работающие на путях, должны носить сигнальные куртки или жилеты.

Передвижение работников железнодорожного транспорта и предприятий, организаций-клиентуры вдоль или с пересечением железнодорожных путей во время исполнения служебных обязанностей должно осуществляться только по установленным маршрутам.

Хождение по путям работников железнодорожного транспорта и предприятий, организаций-клиентуры, не связанное с исполнением служебных обязанностей, а также нахождение на путях посторонних лиц запрещается.

1.5.    Каждый работник железнодорожного транспорта должен соблюдать правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии, установленные для выполняемой им работы.

Инструкции по технике безопасности и производственной санитарии составляются на основе типовых инструкций, разработанных и утвержденных для работников промышленного железнодорожного транспорта отрасли применительно к местным условиям работы, и утверждаются руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Инструктаж проводят в полном соответствии с инструкцией по инструктажу работников железнодорожного транспорта по технике безопасности, утвержденной Минуглепромом СССР и согласованной с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности.

1.6.    Запрещается допускать на локомотивы, в кабины управления мо-тор-вагонными поездами, автомотрисами, дрезинами и другими подвижными единицами, к сигналам, стрелкам, аппаратам, механизмам и другим устройствам, связанным с обеспечением безопасности движения, а также в помещения, откуда производится управление сигналами и указанными устройствами, лиц, не имеющих права доступа к ним. Управлять локомотивами, мотор-вагонными поездами, автомотрисами, дрезинами и другими подвижными единицами, сигналами, аппаратами, механизмами и другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения поездов, а также переводить стрелки имеют право только уполномоченные на это работники во время исполнения ими служебных обязанностей.

Работники промышленного железнодорожного транспорта, проходящие в установленном порядке стажировку в качестве дублеров, могут допускаться к управлению локомотивами, мотор-вагонными поездами, автомотрисами, дрезинами и другими подвижными единицами, сигналами, стрелками, аппаратами и механизмами только под наблюдением и под личную ответственность работников, непосредственно обслуживающих эти устройства.

1.7.    Лица, поступающие на работу на железнодорожный транспорт предприятий и организаций угольной промышленности на должности, связанные с движением поездов и маневровой работой, по перечню, утвержденному Минуглепромом СССР, должны выдержать испытания и в последующем периодически проверяться на знания:

Правил технической эксплуатации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, Инструкции по сигнализации и других нормативных документов по эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта отрасли;

должностных инструкций;

Правил и Инструкций по технике безопасности и производственной санитарии.

Все остальные работники должны знать предусмотренные Правилами технической эксплуатации общие обязанности работников промышленного железнодорожного транспорта отрасли, правила по технике безопасно-

сти и производственной санитарии, должностные инструкции и правила пожарной безопасности.

Работники производственных цехов (участков) и предприятий и организаций-клиентуры, связанные с движением поездов и маневровой работой, должны допускаться к этой работе только после проверки знаний соответствующих правил и инструкций.

Объем знаний для каждой должности, порядок и сроки приемных и периодических испытаний устанавливаются Главным транспортным управлением Министерства угольной промышленности СССР.

Кроме того, работники железнодорожного транспорта промышленных предприятий, связанные с движением поездов и маневровой работой на путях железной дороги Министерства путей сообщения СССР, подвергаются экзаменам на знание Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР в порядке и сроки, установленные МПС.

Работникам, связанным с движением поездов, должны выдаваться удостоверения о сдаче экзаменов на знание ПТЭ, инструкций и правил по технике безопасности. При исполнении служебных обязанностей работник должен иметь при себе указанное удостоверение.

1.8.    Лица, поступающие работать на промышленный железнодорожный транспорт на должности, связанные с движением поездов и маневровой работой, должны пройти медицинский осмотр для определения годности их к выполнению соответствующей работы и в дальнейшем проходить периодические медицинские осмотры в соответствии с порядком и в сроки, установленные Минуглепромом СССР и Минздравом СССР.

Медицинскому осмотру при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам подвергают также работников производственных цехов и участков, связанных с движением поездов и маневровой работой. Перечень таких должностей устанавливает Главное транспортное управление Министерства угольной промышленности СССР.

1.9.    Лица моложе 18 лет не допускаются к занятию следующих должностей, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой: машинистов локомотивов, мотор-вагонных поездов, автомотрис, кранов на железнодорожном ходу и их помощников, водителей дрезин и их помощников, диспетчеров, дежурных по станциям, дежурных по постам, паркам, путям и горкам, операторов сортировочных горок, операторов при дежурных по станциям, кондукторов поездов, работников составительских бригад, регулировщиков скоростей движения вагонов, сигналистов, операторов поста централизации, дежурных стрелочного поста, дорожных, мостовых и тоннельных мастеров, обходчиков железнодорожных путей и искусственных сооружений, монтеров пути (второго разряда и выше), дежурных по переездам, рабочих на очистке стрелок, электромехаников и электромонтеров по обслуживанию устройств связи, централизаций и блокировки (СЦБ) и сортировочных горок, осмотрщиков-ремонтни-ков, осмотрщиков, проводников вагонов, мастеров и рабочих на безотце-почном ремонте вагонов, операторов пунктов технического обслуживания вагонов, мастеров и электромехаников участков энергоснабжения, мастеров, электромехаников и электромонтеров контактной сети и высоко-6

вольтных линий, рабочих, занятых на ремонте и техническом обслуживании контактной сети, наладчиков дефектоскопных и путеизмерительных вагонов, машинистов путевых машин и механизмов, операторов дефектоскопных тележек, операторов по путевым измерениям и их помощников, дежурных у щитов тяговых подстанций и распределительной сети.

1.10.    Право самостоятельного управления локомотивом (электровозом, тепловозом, тяговым агрегатом, паровозом) и мотор-вагонным подвижным составом (электропоездом и дизель-поездом) на железнодорожном транспорте отрасли может присваиваться помощникам машинистов локомотивов, выдержавшим соответствующие испытания, имеющим квалификацию слесаря и стаж работы в качестве помощника машиниста локомотива не менее:

трех лет — для лиц, не имеющих специального технического образования;

одного года — для выпускников специальных школ и техникумов соответствующих специальностей;

шести месяцев — для инженеров соответствующих специальностей.

Машинисты паровозов при переходе на работу на тепловозы и электровозы допускаются к управлению этими локомотивами при условии сдачи теоретических экзаменов и практических испытаний и наличии стажа работы в качестве дублера (машиниста или помощника машиниста на этих локомотивах) не менее трех месяцев.

Право управления дрезиной, автомотрисой и мотовозом может быть предоставлено лицам, имеющим удостоверения водителей автомобилей (с правом работы по найму) или прошедшим специальное обучение, выдержавшим соответствующие испытания и прошедшим стажировку сроком не менее месяца.

К управлению путевыми машинами допускаются лица, прошедшие специальное обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверение на право управления соответствующей машиной.

Порядок проведения испытаний и выдачи свидетельства на право управления локомотивом устанавливается Главным транспортным управлением Минуглепрома СССР.

1.11.    Категорически запрещается допускать к работе лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

Работники в нетрезвом состоянии немедленно отстраняются от работы и привлекаются к строгой ответственности в соответствии с действующим законодательством.

1.12.    Нарушение правил технической эксплуатации работниками промышленного железнодорожного транспорта предприятий и организаций Министерства угольной промышленности СССР, клиентурой, а также работниками производственных цехов и участков предприятий, привлекаемых к работе, связанной с движением поездов, маневровой работой, погрузкой и выгрузкой грузов или передвижением подвижного состава, в том числе специального, влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.13.    Работники промышленного железнодорожного транспорта, производственных цехов (участков) предприятий отрасли, предприятий и

организаций-клиентуры должны охранять социалистическую собственность — имущество промышленного железнодорожного транспорта, железных дорог и перевозимые грузы.

РАЗДЕЛ II СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГАБАРИТ

2.1.    Сооружения и устройства промышленного железнодорожного транспорта, а также сооружения и устройства производственных цехов и участков, связанные с использованием промышленного железнодорожного транспорта, должны поддерживаться в постоянной исправности, обеспечивать высокий уровень автоматизации, безопасность движения подвижного состава и людей.

Предупреждение появления каких-либо неисправностей и обеспечение длительных сроков службы сооружений и устройств должно быть главным в работе лиц, ответственных за их содержание.

Ответственность за состояние сооружений и устройств несут работники, непосредственно их обслуживающие, и начальники подразделений (депо, станций, участков, околотков, рабочих отделений и др.), в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.

Указанные работники в соответствии с должностными обязанностями каждый на своем участке должны знать правила эксплуатации и состояние сооружений и устройств, систематически проверять их и обеспечивать высокое качество содержания, технического обслуживания и ремонта.

2.2.    Сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям.

На все основные сооружения и устройства, механизмы и оборудование, находящиеся на балансе погрузочно-транспортного управления (ПТУ), железнодорожных цехов (ЖДЦ) в соответствующих службах должны быть исполнительная документация и технические паспорта, содержащие важнейшие технические и эксплуатационные характеристики, а на железнодорожные пути, кроме того, планы и схемы продольных профилей.

На сооружения, устройства, оборудование и механизмы предприятий и организаций-клиентуры в ПТУ, ЖДЦ должны находиться технические характеристики, содержащие данные, необходимые для разработки технологических процессов работы промышленного железнодорожного транспорта.

Изменения в конструкции сооружений и устройств могут производиться только с разрешения должностных лиц, имеющих право утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства. Изменения в конструкцию оборудования и механизмов могут вноситься по согласованию с организацией — разработчиком проектной (конструкторской) документации или с предприятием — изготовителем изделия.

Все произведенные изменения должны своевременно доводиться до руководства ПТУ, ЖДЦ для внесения их в соответствующую техническую документацию и инструкции.

Инструкции, правила, технические указания и типовые технологические процессы по ремонту, техническому обслуживанию и использованию сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта отрасли утверждают в порядке, установленном Минуглепро-мом СССР.

2.3.    Вновь построенные и реконструированные сооружения и устройства промышленного железнодорожного транспорта (как отдельные объекты, так и входящие в строительные комплексы) принимаются в постоянную эксплуатацию специально назначенными приемочными комиссиями, в состав которых должны включаться представители главных территориальных управлений угольной промышленности, дирекции по железнодорожному транспорту или ПТУ (ПТО) объединения, транспортных подразделений строительного комбината, машиностроительного завода, а на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР,— и представители местных органов Госгортехнадзора СССР.

Вновь построенные и реконструированные железнодорожные сооружения и устройства вводят в действие только после утверждения технической документации, которая устанавливает порядок их работы, обеспечивающий охрану труда и безопасность движения (техническо-распорядительные акты, инструкции по работе), и после проверки знания указанной документации работниками, обслуживающими эти сооружения и устройства.

2.4.    Сооружения и устройства подъездных путей (от станции примыкания до территории предприятия) должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного по ГОСТ 9238-83 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм*.

Сооружения и устройства железнодорожного транспорта на территории предприятий (как вне, так и внутри зданий) и между территориями предприятий должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений Ст установленного по ГОСТ 9238 — 83, и требованиям специальных габаритов, установленных Минуглепромом СССР.

Новые и реконструируемые сооружения и устройства во всех случаях должны отвечать требованиям габаритов приближения строений С, Сл и Инструкции по применению габаритов приближения строений и подвижного состава.

Порядок перехода к габаритам С, Сп на существующих линиях, а также допускаемые отступления от этих и специальных габаритов устанавливаются Минуглепромом СССР по согласованию с Госгортехнадзором СССР и технической инспекцией профсоюза. Сооружения и устройства с нарушенным габаритом приближения строений используют в порядке, установленном местной инструкцией и обеспечивающем безопасное движение подвижного состава и безопасность людей.

При планировании переустройства существующих сооружений и устройств, не отвечающих габаритам С и С„, в первую очередь должны учитываться объекты, не обеспечивающие пропуск перспективного под-