Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

54 страницы

389.00 ₽

Купить ОСТ 108.001.08-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Разработан на основе ГОСТ 15.001-73 и устанавливает порядок рассмотрения заявок, разработки, согласования и утверждения технических заданий и конструкторской документации, испытаний опытных и головных образцов, Выдачи разрешений для постановки на производство новых и модернизируемых изделий, а также порядок проведения контрольных испытаний изделий установившегося производства. Стандарт распространяется на энергетическое оборудование, в производстве которого Министерство энергетического машиностроения (Минэнергомаш) является ведущим.

 Скачать PDF

С 30.06.2003 г. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прекратил действие Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации", который причислял стандарты отраслей к нормативным документам по стандартизации. В 184-ФЗ не предусмотрена отраслевая стандартизация, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти. В нем установлены только два уровня стандартизации (ст. ст. 13 - 17):

- национальная стандартизация, закрепленная за национальным органом РФ по стандартизации (Ростехрегулированием);

- стандартизация на уровне организаций, проводимая коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц.

Более того, в п. 3 ст. 4 184-ФЗ специально отмечено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся и разработчики отраслевых стандартов) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

После завершения переходного периода в 7 лет (п.7 ст. 46) с 30.06.2003г. (с 30.06.2010 г.) на территории РФ в сфере техрегулирования и стандартизации в т.ч. Имеют право на хождение только указанные в законе документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов нет.

Ростехрегулирование на своем официальном сайте разъясняет, что пути легитимизации отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.) по установившейся практике выбирают сами отрасли, перерабатывая эти документы либо в национальные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р), либо в стандарты организаций. Специальными актами на федеральном уровне отраслевые стандарты отменяться не будут.

Оглавление

1 Общие положения

2 Порядок представления и рассмотрения заявок на разработку и освоение изделий

3 Порядок разработки, согласования и утверждения технического задания

4 Порядок разработки, рассмотрения и утверждения конструкторской документации

5 Порядок проведения испытаний и приемки изделий

6 Учет и хранение документов по разработке и постановке изделий на производство

Приложение 1 (справочное). Перечень энергетического оборудования, первые образцы которого могут являться головными

Приложение 2 (обязательное). Форма решения о постановке продукции на производство

Приложение 3 (обязательное). Форма экспертного заключения

Приложение 4 (обязательное). Форма акта приемки технической документации

Приложение 5 (обязательное). Форма протокола предварительных испытаний опытного образца

Приложение 6 (обязательное). Форма протокола приемочных испытаний опытного образца

Приложение 7 (обязательное). Форма акта приемки опытного образца

Приложение 8 (обязательное). Форма акта приемки головного образца

Приложение 9 (рекомендуемое). Форма акта приемки изделия, изготовленного по разовому заказу

Приложение 10 (обязательное). Форма протокола испытаний установочной серии

Приложение 11 (обязательное). Перечень документов, на которые даны ссылки в тексте стандарта

 
Дата введения01.07.1980
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия30.06.2003
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

03.11.1980УтвержденМинистерство энергетического машиностроения СССРЮК-002/2531
РазработанНПО ЦКТИ
ИзданНПО ЦКТИ1982 г.
ПринятМинистерство энергетики и электрификации СССР
ПринятТехническое управление Государственного комитета СССР по стандартам
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО

ИЗДЕЛИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОСТ 108.001.08—81

Издание официальное

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием Министерства энергетического машиностроения от 31.03.81 № ЮК-002/2531

ИСПОЛНИТЕЛЬ-НПО ЦКТИ:    В.    3.    БУТОРИН,

Н. П. ШАМИНЛ, О. В. ШАУЛЬСКАЯ

СОГЛАСОВАН с Министерством энергетики и электрификации СССР

Ю. И. ТИМОФЕЕВ

с Государственным комитетом СССР по стандартам

© Научно-прои энергетического ос

Б. Н. ЛЯМИН

зние по исследованию и проектированию И. Ползунова (НПО ЦКТИ), 1982 г.

Группа Т52 СТАНДАРТ

ОТРАСЛЕВОЙ

ОСТ 108.001.08-81

Взамен ОСТ 108.001.08-77 и РТМ 24.002.28-73

СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО

ИЗДЕЛИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Указанием Министерства энергетического машиностроения от 31.03.81 № ЮК-002/2531 срок действия установлен

с 01.07.81 до 01.07.86

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт разработан на основе ГОСТ 15.001-73 и устанавливает порядок рассмотрения заявок, разработки, согласования и утверждения технических заданий и конструкторской документации, испытаний опытных и головных образцов, выдачи разрешений для постановки на производство новых и модернизируемых изделий, а также порядок проведения контрольных испытаний изделий установившегося производства.

Стандарт распространяется на энергетическое оборудование, в производстве которого Министерство энергетического машиностроения (Минэнергомаш) является ведущим.

Стандарт обязателен для разработчиков, изготовителей, головных организаций, заказчиков и потребителей энергетического оборудования, в производстве которого Минэнергомаш является ведущим, независимо от их ведомственной принадлежности и может быть использован при разработке и постановке на производство других изделий Минэнергомаша наряду с разрабатываемыми на основе ГОСТ 15.001-73 отраслевыми стандартами соответствующих ведущих министерств.

Стр. 2 ОСТ 108.001.08—81

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Новые и модернизируемые изделия (далее по тексту —новые изделия), подлежащие разработке и постановке на производство, по техническому уровню и качеству должны соответствовать требованиям высшей категории качества на момент освоения их производства.

Допускается в экономически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком разрабатывать изделия с показателями, соответствующими требованиям первой категории качества на момент освоения их производства, при условии, что выпуск этих изделий не снизит запланированных показателей (по номенклатуре и объему) производства изделий высшей категории качества.

1.2.    Модернизацией следует считать существенные изменения конструкции ос военного в производстве изделия, проводимые с целью повышения уровня его качества или изменения показателей назначения и условий эксплуатации и исключающие взаимозаменяемость основных составных частей изделия с применяемыми до модернизации.

Модернизированному изделию присваивают новое условное обозначение.

Разработка и постановка на производство модернизируемых изделий должна проводиться в порядке, установленном для новых изделий.

Модернизации подлежат изделия второй категории качества и отдельные изделия первой категории в случаях, когда установленные при аттестации изделий требования по повышению уровня их качества не могут быть выполнены без существенных изменений конструкции в порядке обычного совершенствования изделий.

Пр и м е ч а н и е. Совершенствованием следует считать изменения конструкции изделия, проводимые с целью повышения уровня его качества и не исключающие взаимозаменяемость основных составных частей изделия.

Все изменения в конструкцию изделий вносятся в конструкторские документы согласно ГОСТ 2.503-74, условные обозначения изделий при этом сохраняются.

1.3.    Планирование, финансирование и стимулирование разработки новых изделий должны осуществляться в порядке, установленном соответствующими отраслевыми нормативно-техническими и директивными документами.

1.4.    Минэнергомаш и подведомственные ему организации, объединения и предприятия в процессе разработки, производства и эксплуатации изделий осуществляют функции ведущего министерства по энергетическому оборудованию, головных организаций по видам продукции, разработчиков и изготовителей изделий (содержание функций по ГОСТ 15.001-73).

ОСТ 108.001.08—81 Стр. 3

Производственные объединения и предприятия (далее но тексту — предприятия) Минэнергомаша, как правило, совмещают функции разработчика и изготовителя изделий.

Примечание. Минэнсргомаш ежегодно (в четвертом квартале) представляет Министерству внешней торговли (Минвнешторгу) списки планируемых для разработки изделий, рекомендуемых для экспорта. На основе указанных списков внешнеторговые организации составляют перечни изделий, но которым они будут согласовывать технические задания и участвовать в приемке опытных или головных образцов. Внешнеторговые организации направляют перечни в Минэнерго-маш в месячный срок после получения от него списков.

1.5.    Если к разработке изделий привлекаются предприятия и организации других министерств, то наряду с требованиями настоящего стандарта они должны выполнять требования отраслевых стандартов данных министерств.

В случае противоречия требований указанных стандартов порядок разработки изделий должен устанавливаться совместно при разработке и согласовании технического задания.

1.6.    Заказчиками всех изделий Минэнергомаша (в том числе основного и комплектующего энергетического оборудования) являются министерства, по принятой к исполнению заявке которых и заключенному в установленном порядке договору проводится разработка изделия. По поручению министерства-заказчика некоторые функции заказчика могут выполнять подведомственные ему объединения, предприятия и организации.

Если заказчиками изделий являются несколько министерств, то Минэнергомаш устанавливает основного заказчика и доводит это до сведения разработчиков и изготовителей указанных изделий.

Потребителями являются объединения, предприятия и организации, эксплуатирующие изделия Минэнергомаша.

Содержание функций заказчика и потребителя — но ГОСТ 15.001-73.

1.7.    Министерства-заказчики при согласовании с Минэнергома-шем разрабатываемых ими проектов постановлений, комплексных программ и других документов, предусматривающих создание новых изделий энергетического машиностроения, одновременно с проектами указанных документов должны представлять заявки на разработку и освоение изделий. При отсутствии заявок Минэнергомаш проекты документов не рассматривает.

1.8.    Решения по разногласиям, возникающим в процессе создания новых изделий, принимают:

в случае разногласий между объединениями, предприятиями н организациями Минэнергомаша — Техническое управление или, по его представлению, руководство Минэнергомаша;

в случае разногласий между объединениями, предприятиями и организациями Минэнергомаша и других заинтересованных министерств— соответствующие управления или руководство министерств (совместно), а при отсутствии договоренности — вышестоящие государственные органы, ГКНТ Совета Министров СССР и Госстандарт.

Стр. 4 ОСТ 108.001.08-81

1.9.    В зависимости от повторяемости в производстве изделия энергетического машиностроения делятся на повторяющиеся в производстве, когда за изготовлением первых образцов новых изделии следует непрерывный или периодически повторяющийся выпуск изделий, и неповторяющиеся в производстве, когда изготовление новых изделий осуществляется по разовым заказам и ограничено выпуском одного или нескольких изделий.

1.10.    Изделия, повторяющиеся в производстве, в зависимости от назначения и порядка отработки, испытаний и приемки первых образцов делятся на две группы:

группа 1 — первые образцы (партии) новых изделий являются опытными;

группа 2 — первые образцы новых изделий являются головными.

Количество изделий в опытной партии следует устанавливать с учетом требуемой достоверности результатов испытаний, в том числе ускоренных испытаний на надежность.

При установлении количества головных образцов следует учитывать также необходимость комплектования строящихся или реконструируемых объектов заказчика в период до принятия решения о постановке изделий на производство и последующего их выпуска.

1.11.    Опытными являются образцы или партии (далее по тексту— опытные образцы) новых изделий, предназначенные для отработки конструкции изделий и технической документации на них в соответствии с ГОСТ 2.103-68 и ГОСТ 15.001-73.

При необходимости работоспособные опытные образцы могут быть переданы для эксплуатации заказчику только после их испытаний и приемки межведомственной комиссией.

1.12.    Головными являются первые образцы (один или несколько) новых изделий, предназначенные для использования заказчиком по прямому назначению на проектных показателях и для отработки конструкции и технической документации на изделия в процессе их изготовления на предприятии, а также монтажа, наладки и доводки до проектных показателей на объектах заказчика.

Изготовление головных образцов следует предусматривать при разработке крупногабаритных изделий мелкосерийного и единичного производства с длительным циклом изготовления и монтажа, наладка и доводка до проектных показателей которых возможны только на объектах заказчика.

Перечень энергетического оборудования, первые образцы которого могут являться головными, приведен в справочном приложении 1.

Примечание. В случае когда при разработке изделия используются принципиально новые конструкторские решения и не проверенные практикой рабочие процессы, изготовлению головных образцов могут предшествовать изготовление и испытания опытно-промышленных образцов (одного или нескольких).

ОСТ 108.001.08-81 Стр. 5

Опытно-промышленные образцы предназначены для отработки конструкции изделия и использования заказчиком на достигнутых в процессе доводки показателях (не обязательно проектных).

Испытания, исследования и доводку опытно-промышленных образцов проводят в порядке, установленном для головных образцов.

Если опытно-промышленный образец будет доведен до проектных показателей, то он может быть предъявлен к приемке межведомственной комиссией (МВК) в порядке, установленном для головных образцов (подраздел 5.2). При положительных результатах приемки опытно-промышленного образца головной образец допускается не изготавливать.

1.13.    Высокий технический уровень и качество головных образцов новых изделий должны обеспечиваться за счет следующих основных мероприятий:

проведения научно-исследовательских работ (НИР) по обоснованию и установлению требований технического задания, а также в процессе разработки, изготовления, наладки и доводки головных образцов до проектных показателей;

проведения экспертизы проектов изделий с целью установления соответствия разрабатываемых изделий техническому заданию и необходимому техническому уровню с учетом лучших отечественных и мировых достижений;

проведения испытаний наиболее важных и принципиально новых частей изделия на моделях и экспериментальных образцах;

авторского надзора разработчика изделия за изготовлением головных образцов, оперативного внесения в конструкторскую документацию необходимых изменений;

сплошного контроля качества изготовления деталей и сборочных единиц службой технического контроля предприятия-изготовителя;

контроля за монтажом головных образцов на объектах заказчика со стороны шеф-персонала предприятия-изготовителя, участия его наладочного персонала в наладке головных образцов и авторского надзора за указанными работами — со стороны разработчика изделия;

проведения проверок, опробований и испытаний головных образцов в процессе их монтажа, наладки и доводки до проектных показателей;

оперативного внесения в техническую документацию изменений, необходимость которых выявлена при монтаже, наладке и доводке головных образцов, и соответствующей их доработки.

1.14.    Разрешением для постановки на производство новых изделий, выпуск которых повторяется, является акт межведомственной комиссии о приемке опытного или головного образца (любого образца из опытной или головной партии).

Разрешением для изготовления новых изделий, разрабатываемых по разовым заказам, является протокол рассмотрения рабочей конструкторской документации представителями заказчика, раз-

Стр. 6 ОСТ 108.001.08-81

работчика и изготовителя изделия, утвержденный руководством разработчика и изготовителя.

Разрешением для изготовления опытно-промышленных образцов является решение НТС Минэнергомаша.

Примечание. В отдельных случаях, когда новое изделие включено п нмснннк Госплана СССР и имеется технико-экономическое обоснование разработчика и изготовителя изделия, гарантирующее полное соответствие разрабатываемого изделия техническому заданию и техническому проекту после его изготовления. разрешением для постановки на производство крупногабаритных изделий с длительным циклом изготовления, монтажа, наладки и доводки до проектных показателей на объекте заказчика может служить совместное решение Минэнергомаша и министерства-заказчика, принимаемое по результатам рассмотрения технического проекта изделия на совместном заседании их научно-технических советов и утверждаемое руководством обоих советов.

Форма решения приведена в обязательном приложении 2.

1.15.    Разработка и постановка на производство фасонных детален и сборочных единиц станционных и турбинных трубопроводов для атомных и тепловых электростанций должна пооводиться в соответствии с требованиями ОСТ 108.030.123—77, ОСТ 108.030.124- -77 и ОСТ 108.030.129—79.

1.16.    Разработка и постановка на производство товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода должна проводиться в соответствии с ГОСТ 15.001-73, ГОСТ 15.002-78 и разрабатываемых на их основе соответствующих отраслевых стандартов министерств (ведомств), являющихся ведущими в производстве указанных товаров.

1.17.    Новым изделиям энергетического машиностроения должны присваиваться коды по Общесоюзному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) в порядке, установленном соответствующими отраслевыми нормативно-техническими документами (НТД).

Присвоенные коды должны проставляться в разрабатываемой документации с учетом требований соответствующих государственных и отраслевых НТД.

2. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК НА РАЗРАБОТКУ И ОСВОЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ

2.1. Для определения возможности, экономической целесообразности, а также сроков разработки и освоения нового изделия заказчик составляет заявку, неотъемлемой частью которой являются исходные требования к изделию, включая расчет его лимитной цены, расчет экономического эффекта и источник финансирования, а также перечень организаций (предприятий), с которыми должно быть согласовано техническое задание.

Форма заявки и состав исходных требований — по ГОСТ 15.001-73.

Заявка должна быть подписана руководством министерства-заказчика или, по его поручению, руководством соответствующей подведомственной организации.

Примечание. Вместо указанных исходных требований к заявке может прилагаться проект технического задания, разработанный заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ 15.001-73 и настоящего стандарта.

2.2.    Заказчик направляет заявку (в пяти экземплярах) Техническому управлению Минэнергомаша, которое после предварительного рассмотрения в пятнадцатидневный срок рассылает ее разработчику, изготовителю и головной организации по данному виду изделий (по энергетическому оборудованию — НПО ЦКТИ или ЬНИИАМ).

Общий срок рассмотрения заявки на предприятиях и в организациях Минэнергомаша и выработки решения о возможности ее принятия — не более трех месяцев.

Примечание. Разработчик изделия, установленный Техническим управлением Минэнергомаша, может привлекать к выполнению отдельных стадий и этапов разработки, установленных ГОСТ 2.103-68, разработчиков-соисполните-лей, которые должны нести ответственность за полноту и технический уровень разрабатываемой ими документации.

2.3.    Разработчик изделия с привлечением изготовителя и головной организации по данному виду изделий в месячный срок после получения заявки составляет заключение о возможности ее принятия, вносит его в соответствующий раздел всех трех заявок и направляет их в Техническое управление Минэнергомаша.

При необходимости разработчик изделия может привлекать к рассмотрению заявки специалистов головных организаций по технологии энергетического машиностроения (НПО ЦНИИТмаш, НПО «Атомкотломаш», ВПТИэнергомаш) в соответствии с их специализацией по видам оборудования и направлениям работ.

В случае возможности принятия заявки в заключении записывают: «Заявка может быть принята» и указывают рекомендуемого разработчика технического задания и срок его разработки, разра-ботчиков-соисполнителей, ориентировочную стоимость работ, включая научно-исследовательские, экспериментальные, проектно-конструкторские работы и работы по технологической подготовке производства, количество опытных или головных образцов.

При невозможности принятия заявки в заключении записывают: «Заявка не может быть принята» и указывают причину ее отклонения (необходимость проведения предварительных научно-исследовательских работ, отсутствие экономической эффективности, невозможность обеспечения исходных требований заказчика при современном уровне развития науки и техники, недостаточен срок выполнения заявки, установленный заказчиком, и т. п.).

Заключение должно быть согласовано с предприятием — изготовителем изделия и подписано руководством разработчика.

Стр. 8 ОСТ 108.001.08—81

2.4.    Техническое управление Минэнергомаша с привлечением разработчика и головной организации рассматривает их заключения, составляет решение о возможности принятия заявки и вносит его во все экземпляры заявок.

В решении может быть записано:

«Заявка принята» — в этом случае далее указывают разработчика технического задания и сроки его разработки, разработчика и изготовителя изделия, ориентировочную стоимость работ, включая научно-исследовательские, экспериментальные, проектно-конструкторские работы и работы по технологической подготовке производства, количество опытных или головных образцов, источники финансирования работ;

«Заявка подлежит дополнительному рассмотрению после проведения научно-исследовательских работ» — в этом случае указывают организацию, с которой заказчик должен заключить договор на проведение указанных работ и сроки их выполнения;

«Заявка не может быть принята» — в этом случае далее указывают причину ее отклонения (необходимость доработки исходных требований к изделию, отсутствие экономической эффективности, невозможность обеспечения исходных требований заказчика при современном уровне развития науки и техники, недостаточен срок выполнения заявки, установленный заказчиком, и т. п.).

Решение по заявке подписывает руководство Технического управления, а на отдельные особо сложные изделия, по его представлению — руководство Минэнергомаша.

Подписанные заявки направляют разработчику, изготовителю и заказчику изделия, а также головной организации по данному виду изделий.

2.5.    Заявки, ранее не принятые и откорректированные заказчиком в соответствии с решением Минэнергомаша, рассматриваются Техническим управлением с привлечением при необходимости заинтересованных предприятий и организаций.

2.6.    Работы по принятым заявкам включают в планы предприятий и организаций Минэнергомаша в соответствии с установленным в отрасли порядком.

Работы по заявкам, поступившим от заказчика после первого мая текущего года, в план будущего года не включаются и подлежат рассмотрению при составлении планов на последующие годы.

Рассмотрение и принятие заявок, поступивших после первого мая, может быть в отдельных случаях санкционировано Техническим управлением Минэнергомаша при наличии обоснованного представления министерства-заказчика.

2.7.    Поисковые опытно-конструкторские работы (ОКР) допускается проводить без заявки заказчика, при этом техническое задание составляется на отдельные стадии разработки изделия, установленные ГОСТ 2.103-68.