Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

300.00 ₽

Купить ОСТ 108.001.08-77 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Разработан на основе и в развитие ГОСТ 15.001-73 и устанавливает единый для всех объединений, предприятий и организаций Министерства энергетического машиностроения (Минэнергомаша) порядок рассмотрения заявок на разработку и освоение новых изделий, разработки, согласования и утверждения технических заданий и конструкторской документации, испытаний опытных образцов и выдачи разрешений на освоение производства новых изделий. Стандарт распространяется на изделия, в производстве которых Минэнергомаш является ведущим, а также на товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, выпускаемые Минэнергомашем. Стандарт не распространяется на изделия, разрабатываемые по заказам Министерства обороны СССР.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Порядок представления и рассмотрения заявок на разработку и освоение новых изделий

3 Порядок разработки, согласования и утверждения технических заданий

4 Порядок разработки, согласования и утверждения конструкторской документации

5 Порядок проведения испытаний и приемки изделий

Приложение 1 (справочное). Форма заявки на разработку и освоение изделия

Приложение 2 (обязательное). Перечень особо сложной продукции Минэнергомаша

Приложение 3 (обязательное). Порядок построения и изложения технического задания

Приложение 4 (рекомендуемое). Форма протокола предварительных испытаний

Приложение 5 (рекомендуемое). Форма протокола приемочных испытаний

Приложение 6 (обязательное). Форма акта приемки изделия приемочной комиссией

 
Дата введения01.06.1977
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.07.1986
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

24.02.1977УтвержденМинистерство энергетического машиностроения СССРПС-002/1586
РазработанНПО ЦКТИ
ИзданНПО ЦКТИ1982 г.
ПринятВНИИНМАШ
ПринятТехническое управление Государственного комитета СССР по стандартам
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

СТАНДАРТ

ОТРАСЛЕВОЙ

РАЗРАБОТКА И ПОСТАНОВКА ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО

ИЗДЕЛИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

ОСТ 108.001.08—77

Издание официальное

РАЗРАБОТАН Научно-производственным объединением по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова (НПО ЦКТИ)

Н М МАРКОВ В. Л МАРКОВ

Г. А ЛОБУНЕЦ М Т. ЕГОРКИН В. 3. БУТОРИН

Генеральный директор

Заведующий отраслевым отделом стандартизации Заведующий отделом управления качеством продукции энергомашиностроения Руководитель темы Исполнитель

Техническим управлением Министерства энергетического машиностроения

Заместитель начальника Технического управления    Г.    И.    КОЛЯДА

ВНЕСЕН Научно-производственным объединением по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова (НПО ЦКТИ)

Генеральный директор    Н.    М.    МАРКОВ

Заведующий отделом управления качеством продукции

энергомашиностроения    Г.    А.    ЛОБУНЕЦ

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Техническим управлением Министерства энергетического машиностроения

Начальник Технического управления    В.    П. ПЛАСТОВ

Начальник отдела стандартизации и метрологии    В.    А. ГОТОВЦЕВ

Начальник отдела опытно-конструкторских и научно-

исследовательских работ по турбостроению    В.    К- ЛЕОНТЬЕВ

Начальник отдела опытно-конструкторских и научно-

исследовательских работ по котлостроению    В.    В. ЛЕБЕДЕВ

Начальник отдела опытно-конструкторских и научно-

исследовательских работ по атомному машиностроению А. В. ШТАПАУК Начальник отдела технологии, специализации

и мощностей    В.    Г.    ПОДДУБНЫЙ

СОГЛАСОВАН с Техническим управлением Госстандарта СССР

Начальник Технического управления    Б.    Н. ЛЯМИН

Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

Заместитель директора    Н.    Н.    ГЕРАСИМОВ

Заведующий отделом    А.    А.    ВАКСМАН

П. О. СИРЫЙ

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием Министерства энергетического машиностроения от 24.02.77 № ПС-002/1586

Заместитель министра

УДК 002:620.9(083.74)


ОТРАСЛЕВОЙ


Группа Т62 СТАНДАРТ


РАЗРАБОТКА И ПОСТАНОВКА ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО

ИЗДЕЛИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ


ОСТ 108.001.08-77

Взамен ОСТ 24.001.08-72


Указанием Министерства энергетического машиностроения от 24 февраля 1977 г. № ПС-002/1В86 срок действия установлен

с 01.06.77


до 01.06.82


Настоящий стандарт разработан на основе и в развитие ГОСТ 15.001-73 и устанавливает единый для всех объединений, предприятий и организаций Министерства энергетического машиностроения (Минэнергомаша) порядок рассмотрения заявок на разработку и освоение новых изделий, разработки, согласования и утверждения технических заданий и конструкторской документации, испытаний опытных образцов и выдачи разрешений на освоение производства новых изделий.

Стандарт распространяется на изделия, в производстве которых Минэнергомаш является ведущим, а также на товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, выпускаемые Минэнергомашем.

Стандарт не распространяется на изделия, разрабатываемые по заказам Министерства обороны СССР.

При разработке изделий, по которым ведущими являются другие министерства (ведомства), должны выполняться дополнительные требования отраслевых стандартов соответствующих министерств (ведомств).


Издание официальное


Перепечатка воспрещена


Стр. 2 ОСТ 108.001.08-77

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Министерства (ведомства) и подведомственные им объединения, предприятия и организации в зависимости от участия в разработке, освоении, производстве и эксплуатации изделий могут выполнять соответственно функции заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя изделий или совмещать некоторые из них.

Объединения и предприятия Минэнергомаша, как правило, совмещают функции разработчика и изготовителя.

Заказчиком изделий Минэнергомаша является министерство, по принятой к исполнению заявке которого и заключенному в установленном порядке договору производится разработка изделия. По поручению министерства-заказчика некоторые функции заказчика могут выполнять подведомственные ему объединения, предприятия и организации.

Потребителями являются объединения, предприятия и организации, эксплуатирующие изделия Минэнергомаша.

1.2.    Основные функции, выполняемые заказчиком, разработчиком, изготовителем и потребителем изделий:

заказчик составляет заявку, предъявляет разработчику исходные требования к изделию, подлежащему разработке (включая лимитную цену с ее обоснованием), или разрабатывает техническое задание, отвечает за требования, предъявляемые к заказываемым изделиям, и обеспечивает полное использование или реализацию изделий, осуществляет совместно с разработчиком приемку опытного образца.

Заказчик должен обеспечить подготовку и проведение испытаний опытного образца, если эти испытания могут быть проведены только на объектах заказчика (потребителя);

разработчик разрабатывает техническое задание или согласовывает его, разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по стандартизации и унификации изделий, используемых материалов, методов испытаний, средств и способов транспортирования и хранения, разрабатывает необходимую конструкторскую документацию и подготавливает ее в полном комплекте, выявляет новые технические решения и представляет для государственной патентной экспертизы заявки на предполагаемые изобрете ния, готовит предложения по изготовлению опытного образца и организует проведение его испытаний, осуществляет авторский надзор при освоении и производстве изделий, обеспечивает разработку изделий в установленные сроки, его технический уровень и качество;

Примечание. В соответствии с договором разработчик изделия определяет перечень быстроизнашивающихся составных частей изделия, согласовывает его с заказчиком и передает ему учтенный комплект конструкторских документов на эти части.

изготовитель обеспечивает своевременное освоение производства новых изделий в планируемых объемах, качество и соответствие изделий правилам безопасного устройства при их изготов-

ост ifte.oMiQer-77 Cifu з

лении, сроки и качество технологической подготовки производства, согласовывает техническое задание, принимает участие в рассмотрении конструкторской документации, испытаниях опытного образца, шефмонтаже опытного образца (необходимость участия устанавливается в техническом задании), а также получает данные эксплуатации выпускаемых изделий и использует их с целью дальнейшего совершенствования изделий;

потребитель обосновывает предъявляемые им требования к разрабатываемым изделиям, обеспечивает надлежащие условия эксплуатации изделий и наиболее полное использование их технических возможностей, систематически информирует заказчика, разработчика, изготовителя и ведущий институт о данных эксплуатации новых изделий, а также изделий аналогичного типа и назначения.

1.3.    Минэнергомаш организует и проводит систематическую оценку технического уровня и качества изделий, разрабатываемых по профилю отрасли его объединениями и предприятиями, и осуществляет единую техническую политику по повышению технического уровня и качества этих изделий.

1.4.    НПО ЦКТИ, как головная организация по исследованию и проектированию энергооборудования, обеспечивает:

разработку научно обоснованных направлений и прогнозов развития энергомашиностроения, выявление и уточнение потребности в выпускаемых и вновь создаваемых изделиях на ближайшие пятнадцать лет с учетом обеспечения изделиями соответствующих отраслей народного хозяйства;

своевременное создание научно-технического задела и проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ для обеспечения более высокого технического уровня и качества разрабатываемых и выпускаемых изделий, сокращения сроков их создания и внедрения, а также координацию указанных работ, проводимых объединениями и предприятиями отрасли;

объективную оценку технического уровня и качества изделий отрасли.

1.5.    Работы по обеспечению качества и прогрессивности технологии, а также уровня трудоемкости изготовления новых изделий осуществляют предприятия-изготовители.

Контроль за проведением указанных работ осуществляют:

Научно-производственное объединение по технологии машиностроения (по оборудованию атомных электростанций);

Всесоюзный проектно-технологический институт энергетического машиностроения (по турбинному оборудованию);

Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт атомного машиностроения и котлостроения (по котельному оборудованию).

1.6.    Министерства-заказчики при согласовании с Минэнергома-шем разрабатываемых ими проектов координационных планов, постановлений и других документов, предусматривающих создание

Стр. 4 ОСТ 108.001.08—77

новых изделий, одновременно с проектами представляют заявки на разработку и освоение изделий. Без заявок указанные проекты Минэнергомаш не принимает и не рассматривает.

2. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК НА РАЗРАБОТКУ И ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ИЗДЕЛИИ

2.1.    Для определения возможности, экономической целесообразности и сроков освоения новых изделий заказчик составляет заявку (обязательное приложение 1).

Исходные требования заказчик (если он не является разработчиком технического задания) оформляет в виде обязательного приложения к заявке. В требования должно быть включено: назначение и область применения изделия; технико-экономическое обоснование создания нового изделия; параметры и характеристики изделия;

условия эксплуатации изделия (режим работы; организация работы; расстановка рабочей силы; технический комплекс, в котором будет использоваться изделие; внешние факторы: температурные перепады, влажность, давление, запыленность воздуха, шум, вибрации и т. д.);

показатели качества, в том числе показатели надежности; расчет лимитной (максимально предельной) цены.

Кроме того, должны быть включены специальные требования по: условиям управления (ручное, дистанционное, автоматическое, программное);

условиям ремонта; безопасности;

производственной санитарии; транспортабельности; условиям хранения;

художественно-конструкторскому решению (комфортабельность, отделка, цветовое решение, материалы); патентной чистоте; охраноспособности изобретений.

2.2.    Заявки на особо сложную продукцию (обязательное приложение 2) должны быть подписаны руководством министерства-заказчика, а на остальные изделия — руководством соответствующего управления или промышленного объединения заказчика.

2.3.    Заказчик направляет заявку (в пяти экземплярах) Техническому управлению Минэнергомаша, которое после предварительного рассмотрения рассылает ее на заключение предприятиям и организациям, привлекаемым к созданию нового изделия, в том числе НПО ЦКТИ и организациям, указанным в п. 1.5.

2.4.    Предприятия и организации, привлекаемые к созданию нового изделия, в месячный срок после получения заявки составляют заключение о возможности ее принятия и направляют заключение в Техническое управление Минэнергомаша (вместе с заявкой) и в НПО ЦКТИ.

В заключении указывают ориентировочную стоимость работ по созданию нового изделия, включая затраты на научно-исследовательские, экспериментальные и проектно-конструкторские работы, а также стоимость опытного образца.

2.5.    Техническое управление Минэнергомаша с привлечением НПО ЦКТИ рассматривает все заключения по заявке и принимает соответствующее решение, которое сообщает заказчику, а также предприятиям и организациям, привлекаемым к созданию нового изделия.

2.6.    Работы по заявкам, поступившим от заказчика после 1 августа текущего года, в план будущего года не включаются. Они подлежат рассмотрению при составлении планов на последующие годы.

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

3.1.    В техническое задание включают показатели технического уровня и качества изделия, в том числе уровня стандартизации и унификации, обеспечивающие присвоение изделию высшей категории качества.

В экономически обоснованных случаях допускается включать в техническое задание требования, предъявляемые к изделию первой категории качества.

3.2.    Техническое задание разрабатывают на основе результатов выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, научного прогнозирования, анализа передовых достижений и технического уровня отечественной и зарубежной техники, изучения патентной документации (в том числе изобретений), а также исходных требований заказчика (если он не разрабатывает техническое задание).

Титульный лист технического задания оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-68.

Порядок построения и изложения технического задания приведен в обязательном приложении 3.

3.3.    Техническое задание является исходным документом для разработки изделия и технической документации на него.

3.4.    Техническое задание не должно ограничивать инициативу разработчика при поиске и выборе оптимального решения поставленной задачи.

3.5.    Техническое задание в зависимости от вида и назначения изделия в общем случае должно быть согласовано:

с заказчиком (если он не разрабатывает техническое задание);

с разработчиком (если он не разрабатывает техническое задание);

с изготовителем;

с ведущим институтом по закрепленной продукции (если он не разрабатывает техническое задание);

с органами государственного надзора в установленном порядке;

Стр. 6 ОСТ 108.001.08—77

с органами внутренней торговли (на товары народного потребления);

с органами внешней торговли (на виды изделий, являющихся предметом экспорта, по согласованным перечням);

с Институтом гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (в случае необходимости);

с Миннефтегазстроем (на изделия, применяемые при комплекг-но-блочном методе строительства).

3.6.    Техническое задание на особо сложную продукцию утверждает руководство министерства, а на остальные изделия — руководство соответствующего управления или промышленного объединения министерства, подведомственное предприятие или организация которого разработали техническое задание.

Технические задания на особо сложную продукцию при необходимости до утверждения должны рассматриваться на совместных заседаниях научно-технических советов Минэнергомаша и министерства-заказчика.

3.7.    Для внесения изменений в утвержденное техническое задание к нему оформляют дополнение. Порядок согласования и утверждения дополнения к техническому заданию соответствует порядку, установленному для технических заданий.

3.8.    В случае, когда создание изделия возможно только после создания новых комплектующих изделий, не входящих в номенклатуру Минэнергомаша, или после приобретения их по импорту (что определяется министерством-изготовителем комплектующих изделий), разработчик технического проекта обязан получить подтверждение о возможности создания или приобретения по импорту требуемых комплектующих изделий от соответствующих организаций министерства-изготовителя.

Подтверждение (в виде принятой заявки на разработку и изготовление новых комплектующих изделий или гарантийного письма о поставке их по импорту) должно быть приложено к техническому проекту при представлении его на утверждение.

4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1.    Разработку конструкторской документации на изделие (техническое предложение, эскизный и технический проекты, рабочую документацию) осуществляет разработчик изделия в соответствии с утвержденным техническим заданием.

Эскизный проект может разрабатывать заказчик, если это предусмотрено техническим заданием.

4.2.    Одновременно с разработкой технического проекта разработчик должен:

уточнить экономический эффект и установленные нижний и верхний пределы цены;

ОСТ 108.001.08—77 Стр. 7

разработать при необходимости предложения об изменении существующего стандарта на типоразмерный ряд данного вида изделия;

рассмотреть целесообразность разработки проекта государственного (отраслевого) стандарта на типоразмерный ряд нового-вида изделия (при отсутствии такого стандарта) ;

составить карту технического уровня и качества продукции; разработать технические условия и составить информационную карту в соответствии с требованиями РДИ 79—76;

принять меры к защите в стране и за рубежом изобретений, выявленных в процессе разработки изделия;

выполнить патентно-информационные исследования; составить технико-экономическое обоснование при необходимости покупки лицензий;

составить рекламно-техническую документацию с целью последующей продажи патентных и беспатентных лицензий.

4.3.    Разработчик должен направить технический проект на экспертное заключение и рассмотрение организациям и предприятиям, предусмотренным в техническом задании, в том числе технологическим институтам, указанным в п. 1.5. Экспертиза и рассмотрение должны проводиться одновременно всеми организациями и продолжаться не более 45 дней. Экспертиза проводится в соответствии с требованиями РТМ 24.002.28—73.

4.4.    Разработчик в соответствии с требованиями, установленными техническим заданием, представляет технический проект на утверждение.

Вместе с техническим проектом разработчик обязан предъявить экспертные заключения, отзывы и сводку разногласий.

4.5.    Рассмотрение и обсуждение технических проектов особо сложной продукции при необходимости должно производиться на заседаниях Научно-технического совета Минэнергомаша, в остальных случаях — на заседаниях научно-технических советов предприятий (организаций)—разработчиков технических проектов.

4.6.    Одновременно с разработкой рабочей документации разработчик должен:

оформить заявки на изобретения; составить патентный формуляр;

составить патентные и лицензионные паспорта (по патентуемым изобретениям и предложенным к продаже лицензиям).

4.7.    На стадии разработки рабочей документации должно быть получено заключение Уральского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (УФ ВНИИТЭ) на следующие изделия:

турбины паровые мощностью 10 МВт и выше; турбины газовые мощностью 25 МВт и выше; турбины газовые мощностью до 25 МВт при серийности производства свыше 25 шт.;

турбины паровые для атомных электростанций.

5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИИ И ПРИЕМКИ ИЗДЕЛИЙ

5.1.    Опытный образец подвергают предварительным и приемочным испытаниям.

5.2.    В зависимости от характера связей между разработчиком, заказчиком, изготовителем и потребителем проводятся следующие приемочные испытания:

ведомственные;

межведомственные;

государственные.

5.3.    Объем, правила и место испытаний определяют в программе и методике испытаний.

5.4.    Предварительные испытания опытного образца проводят для определения соответствия изделия техническому заданию и технической документации, а также решения вопроса о возможности представления его на приемочные испытания.

5.5.    Количество опытных образцов устанавливают в техническом задании с учетом возможности проведения ускоренных испытаний на надежность и испытаний в различных условиях эксплуатации.

5.6.    Предварительные испытания на объекте изготовителя проводит разработчик по программе и методике, разработанной разработчиком и согласованной с изготовителем.

Предварительные испытания на объекте заказчика проводят совместно заказчик и разработчик но программе и методике, разработанной разработчиком и согласованной с заказчиком и изготовителем.

5.7.    Состав комиссии, проводящей предварительные испытания, определяет и утверждает разработчик изделия, а при необходимости Техническое управление Минэнергомаша.

Комиссии предъявляют следующую документацию: программу и методику испытаний; техническое задание;

рабочую документацию, в том числе формуляр (паспорт) и инструкцию по эксплуатации;

разрешительную документацию государственного надзора (при необходимости);

акт приемки изделия отделом технического контроля; карту технического уровня и качества продукции; технические условия с приложением информационной карты по РДИ 79—76.

5.8.    Результаты предварительных испытаний оформляют протоколом (рекомендуемое приложение 4).

5.9.    Отработанный по результатам предварительных испытаний образец должен пройти приемочные испытания по программе и методике, разработанной разработчиком и согласованной с заказчиком и изготовителем.