Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

117 страниц

Купить ОДМ 218.3.119-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Отраслевой дорожный методический документ разработан в дополнение и развитие действующей нормативной базы дорожного хозяйства и содержит рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации нежестких дорожных одежд с монолитными слоями оснований из укрепленных или обработанных вяжущими каменных материалов и грунтов

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Введение

5 Общие сведения о нежестких дорожных одеждах с основаниями укрепленных материалов

6 Методические рекомендации по проектированию нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов

7 Технические требования к материалам для нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов

8 Рекомендации по строительству нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов

9 Строительный контроль

10 Рекомендации по эксплуатации и ремонту нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов

Библиография

Приложение А. Расчетные характеристики жаркого летнего периода

Приложение Б. Требования к морозостойкости каменных материалов и грунтов, укрепленных вяжущими, при использовании их в основаниях дорожных одежд при сроке службы дорожной одежды 24 года

Приложение В. Учет влияния срока службы и погодно-климатических воздействий на расчетные характеристики асфальтобетонного слоя при проверочном расчете на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе

Приложение Г. Учет влияния вибрации на расчетные характеристики подстилающих дорожную одежду грунтов

Приложение Д. Рекомендации по уточнению расчетных характеристик грунтов

Приложение Е. Учет работы дорожной одежды в жаркий летний период

Приложение Ж. Методика приближенного проверочного расчета дорожной одежды на образование трещин в результате объемного деформирования

Приложение З. Перечень активных добавок для приготовления грунтов, укрепленных минеральными вяжущими материалами

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

роспвтоаар

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НЕЖЁСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ОСНОВАНИЯМИ ИЗ УКРЕПЛЕННЫХ ИЛИ ОБРАБОТАННЫХ ВЯЖУЩИМИ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ГРУНТОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2019

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН АО «Институт «Стройпроект» при участии к.т.н. Беляева Н. Н. (научный руководитель), инж. Васильева А. Ю., инж. Вишневецкой Л. Ю., к.т.н. Герчина Д. В., инж. Горохова М. Ю., к.т.н. Бунина С. О., инж. Ефименко О. В., к.т.н. Иванова П. В., к.э.н. Коростелева В. А., инж. Костина К. С., проф. Лазарева Ю. Г., д.т.н. Меренцовой Г. С., к.т.н. Паневина Н. И., инж. Шутрова А. В.

2    ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от «08» июня 2020 г. № 1724-р

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ОДМ 218.3.119-2019

повышается общий модуль упругости дорожной одежды. Например, замена в основании дорожной одежды слоев из песка и щебня на укрепленный грунт и обработанный вяжущим щебень, при сохранении той же толщины слоев, приводит к повышению общего модуля упругости дорожной одежды в 1,5...2 раза. Что может обеспечить многократное увеличение ресурса (в виде суммарного числа приложений расчетной нагрузки до наступления состояния отказа) дорожной одежды по критерию упругого прогиба. Соответственно, нежесткая дорожная одежда с основанием из укрепленных материалов, равнопрочная нежесткой дорожной одежде со слоями основания из песка и щебня, может иметь толщину слоев несущего основания в 2,5...3 раза меньше толщины слоев несущего основания из дисперсных материалов (при сохранении той же толщины пакета асфальтобетонных слоев). Что обеспечивает экономический эффект за счет снижения использования привозных, и потому дорогостоящих, каменных материалов. Либо равная прочность сравниваемых дорожных одежд может быть обеспечена при уменьшении в нежесткой дорожной одежде с основанием из укрепленных материалов суммарной толщины асфальтобетонных слоев на 30...40% с одновременным уменьшением суммарной толщины слоев несущего основания на 30...40% и более. Что также обеспечивает значительное снижение сметной стоимости дорожной одежды. В целом, сметная стоимость нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов на 4,5...7,5% ниже, срок службы на 35...40% выше, а приведенные затраты на строительство и ремонт в течение нормативного срока службы на 40...50% ниже, чем у нежестких дорожных одежд с основаниями из щебня и песка.

Однако, наряду с очевидными преимуществами, такие дорожные одежды имеют ряд существенных особенностей, без учета которых невозможно в полной мере реализовать на практике весь их потенциал. Прежде всего, это возможность образования сетки хаотичных не сквозных микротрещин в слое укрепленного основания, обусловленных различными физико-химическими процессами на начальной стадии твердения

ОДМ 218.3.119-2019

неорганических вяжущих. Как правило, в результате последующего набора прочности, такие микротрещины «залечиваются» и не оказывают в дальнейшем существенного влияния на работу дорожной конструкции. Кроме того, еще одной особенностью нежестких дорожных одежд с основанием из укрепленных материалов является значительное влияние естественных не силовых объемных деформаций материалов монолитных слоев основания (усадка при твердении неорганического вяжущего, набухание/усушка при изменении влажности, температурные деформации) на работу всей дорожной одежды. Это влияние выражается в повышении риска образования, под влиянием естественных и неизбежных объемных деформаций материалов (прежде всего, температурных), трещин с различным шагом во всех монолитных слоях дорожной одежды, включая асфальтобетонное покрытие. При этом, в асфатьтобетонном покрытии, расположенном на блочно-трещиноватом основании, могут образовываться в процессе дальнейшей эксплуатации дополнительные сквозные отраженные трещины.

В тоже время, наличие блочно-трещиноватого основания и даже образование отдельных трещин в асфальтобетонном покрытии не приводят к немедленному отказу дорожной одежды. Общая прочность нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов и при наличии трещин длительное время остается достаточно высокой. Эти дефекты являются малозначительными, поскольку лишь несколько повышают затраты на содержание дорожной одежды (необходимость герметизации дополнительного числа трещин). И только при очень большой частоте (малом шаге) трещин этот дефект мог бы быть классифицирован как значительный, поскольку в этом случае может несколько снижать средний по участку дороги общий модуль упругости дорожной одежды. Что, в свою очередь, может приводить к некоторому сокращению межремонтного срока. Однако, даже в случае наличия достаточно большого числа трещин, санация которых производится своевременно, срок службы нежестких дорожных

ОДМ 218.3.119-2019

одежд со слоями основания из укрепленных материалов потенциально значительно превышает сроки службы нежестких дорожных одежд со слоями основания из дисперсных материалов.

Поэтому трещины в монолитных слоях основания, а также отдельные, с достаточно большим шагом, трещины в асфальтобетонном покрытии должны рассматриваться как естественная особенность нежестких дорожных одежд со слоями основания из укрепленных материалов и не являются критическим или даже значительным дефектом таких дорожных одежд.

Тем не менее, одна из основных задач проектирования нежестких дорожных одежд с монолитными слоями оснований из укрепленных или обработанных вяжущими каменных материалов и грунтов заключается в обеспечении условий, при которых шаг трещин, обусловленных не силовыми объемными деформациями (далее по текст>г - объемные трещины) будет не менее допустимой величины. Л при строительстве и эксплуатации таких дорожных одежд необходимо учитывать их естественную склонность к растрескиванию.

6 Методические рекомендации по проектированию нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов

6.1    Климатическое районирование территории РФ с целью применения нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов.

6.1.1    Наиболее эффективно, с точки зрения обеспечения теплоустойчивости нежестких дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями, применение оснований из укрепленных материалов в регионах, где глубина прогрева верхней части дорожной одежды до +50°С и выше в жаркий летний период превышает 0,1 ...0,15 м. В Приложении А приведены справочные данные о глубине проникновения изотермы +50°С в дорожную одежду для различных географических пунктов на территории РФ.

6.1.2    Справочные данные для различных географических пунктов на территории РФ по величине морозной нагрузки, воздействию которой в

ОДМ 218.3.119-2019

зимний период подвергаются укрепленные вяжущими каменные материалы и грунты в основаниях дорожных одежд, представлены в Приложении Б. Эти данные могут использоваться для нормирования требований по морозостойкости к укрепленным грунтам и каменным материалам.

6.2 Общие рекомендации по конструированию нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов.

-    Органоминеральные смеси (ОМС), применяемые для устройства верхнего слоя основания дорожной одежды должны иметь коэффициент теплостойкости не ниже 0,70. С этой целью в их состав целесообразно вводить неорганическое вяжущее.

-    С учетом возможного возникновения блочно-трещиноватого основания с шагом менее указанного в п. 9.1 настоящего ОДМ и для компенсации возможного, в результате этого, снижения общего модуля упругости дорожной одежды, при проектировании нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов допускается вводить дополнительный коэффициент запаса прочности К ,v„ = 0,03. При этом, к требуемому по критерию упругого прогиба коэффициенту прочности К„р (см. ПНСТ 265-2018) прибавляется коэффициент запаса К ,WI.

-    Верхний слой асфальтобетонного покрытия рассматривается как слой износа (при отсутствии специального слоя износа) и из расчета на прочность исключается его верхняя часть толщиной, равной предельной допустимой глубине колеи.

-    Для уменьшения объемного грещинообразования в асфальтобетонном покрытии, между пакетом асфальтобетонных (битумосодержащих) слоев и основанием, укрепленным с использованием неорганических вяжущих, допускается устраивать дисперсную трещннопрерывающую прослойку из прочного щебня крупностью не более 20 мм. Толщина прослойки должна быть кратной 7...8 размерам наиболее крупных щебенок. Прослойка из щебня укладывается на разделяющий слой геосинтетического материала, препятствующего попаданию щебенок в трещины нижерасположенного

ОДМ 218.3.119-2019

монолитного основания, образующиеся в ходе строительства и эксплуатации дороги.

-    В обоснованных случаях, для регулирования шага поперечных объемных трещин, допускается устраивать в монолитных слоях укрепленного основания искусственные деформационные швы.

-    Для предотвращения копирования в асфальтобетонное покрытие трещин, в том числе объемных, из укрепленного с применением неорганических вяжущих основания, допускается укладывать в нижней части пакета асфальтобетонных слоев армирующую сетку из прочного материала. Рекомендуется для этой цели использовать стальные сетки с закреплением их на основании литой эмульсионно - минеральной смесью (ЛЭМС) в соответствии с ОДМ 218.3.041-2014 112].

6.3 Проверочные расчеты нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов.

При проектировании нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов необходимо решать следующие расчетные задачи.

6.3.1 Проектирование дорожной одежды на основе стандартной методологии СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» [1] по трем условиям: по прочности, по морозоустойчивости и по осушению.

При этом, стандартные расчеты нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов по морозоустойчивости и по осушению выполняются в соответствии с положениями ПНСТ 265-2018.

Стандартные расчеты нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов по критериям прочности (допускаемому общему прогибу конструкции, по допустимым напряжениям при изгибе монолитных слоев дорожной одежды, и по допускаемым сдвигающим напряжениям в грунте и малосвязных дополнительных слоях основания) на действие кратковременных (динамических) и длительных (статических) нагрузок так же выполняются в соответствии с положениями ПНСТ 265-2018 (п.п. 10.3, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7).

ОДМ 218.3.119-2019

Но при расчетах на прочность нежестких дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями и основаниями из укрепленных материалов следует внести ряд уточняющих изменений и дополнении в действующие методики расчетов:

-    Допускается принимать расчетный срок службы дорожной одежды Тел в соответствии с указаниями таблицы 6.1 настоящего ОДМ. Расчетный срок службы отдельных слоев, заменяемых в ходе ремонта дорожной одежды, допускается принимать в соответствии с межремонтными сроками, указанными в таблице 6.1. Расчетный срок службы верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, при отсутствии специального слоя износа, принимается равным периодичности восстановления слоя износа в соответствии с таблицей 6.1.

-    Значения коэффициента fe, учитывающего снижение прочности материалов во времени от воздействия погодно-климатических факторов в зависимости от срока службы, допускается принимать по Приложению В.

-    Допускается, при наличии результатов экспериментального подтверждения, принимать расчетные характеристики укрепленных грунтов и материалов, отличающиеся от данных нормативной справочной базы (Приложение Б ПНСТ 265-2018, Таблица 1 ГОСТ 23558-94 и др.).

-    Допускается учитывать вибрационный характер динамических нагрузок на дорожную одежду. Это, в свою очередь, приводит к снижению расчетных прочностных характеристик подстилающих грунтов в результате вибрационною воздействия (Приложение Г, Приложение Д).

-    Допускается учитывать влияние на расчетный модуль упругости грунтов статического режима нагружения в соответствии с Приложением Д.

6.3.2 Кроме стандартных расчетов на прочность необходимо выполнить дополнительные расчеты нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов по следующим критериям [3]:

6.3.2.1 Прочность дорожной одежды в жаркий летний период по критерию упругого прогиба. Расчет выполняется в соответствии с п. 10.3

ОДМ 218.3.119-2019

ПНСТ 265-2018 с учетом положений Приложения Е, Приложения Г и Приложения Д. При этом суммарное число приложений расчетной нагрузки за срок службы дорожной одежды ENP для вычисления требуемого модуля упругости принимается для летнего расчетного периода таким же, как и для весеннего расчетного периода (на основании методики ПНСТ 265-2018 с учетом числа расчетных дней в году Трь). В том случае, если по результатам расчета коэффициент прочности К,ф будет менее 1,0, необходимо выполнить дополнительные проверочные расчеты по п. 6.3.2.2 и 6.3.2.3 настоящего ОДМ.

6.3.2.2    Прочность дорожной одежды в жаркий летний период по сдвигу. Рекомендуется, прежде всего, выполнить проверку для малосвязных (песчаных) слоев дорожной одежды. Расчет выполняется в соответствии с п. 10.4 и п 10.5 ПНСТ 265-2018 с учетом положений Приложения Е, Приложения Г и Приложения Д. При этом суммарное число приложений расчетной нагрузки за срок службы дорожной одежды ENP для вычисления расчетных характеристик грунтов принимается для летнего расчетного периода таким же, как и для весеннего расчетного периода (на основании методики ПНСТ 265-2018 с учетом числа расчетных дней в году 7'Л*Д В том случае, если по результатам расчета коэффициент прочности К„р будет менее требуемого по ПНСТ 265-2018, необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия по повышению сдвигоустойчивости дорожной одежды в жаркий летний период.

6.3.2.3    Прочность монолитных оснований на изгиб в жаркий летний период. Расчет выполняется в соответствии с п. 10.7 ПНСТ 265-2018 с учетом положений Приложения Е, Приложения Г и Приложения Д. При этом приведенная на конец нормативного срока службы интенсивность расчетной нагрузки Np для вычисления коэффициента усталости Ку принимается для летнего расчетного периода такой же, как и для весеннего расчетного периода (на основании методики ПНСТ 265-2018). В том случае, если по результатам расчета коэффициент прочности К,ф будет менее требуемого по

ОДМ 218.3.119-2019

ПНСТ 265-2018, необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия по повышению прочности монолитного основания на изгиб в жаркий летний период.

6.3.2.4    Колееобразован ие в результате накопления остаточных деформаций в слоях основания и подстилающих грунтах, пластических деформаций в битумосодержащих слоях и износа асфальтобетонного покрытия шинами автомобилей. Расчет на колееобразован ие может быть выполнен по методике ОДМ «Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах» [4] или по другой обоснованной методике, а приведенное количество дней в году с температурой покрытия +50°С допускается принимать по Приложению А. При этом, ориентировочные межремонтные сроки для возобновления слоя износа дорожных покрытий допускается принимать по Таблице 6.1.

6.3.2.5    Трещиностойкость (шаг трещин) монолитных слоев дорожной одежды в результате действия не силовых объемных деформаций. Расчет выполняется в соответствии с Приложением Ж. При этом, ориентировочные межремонтные сроки для возобновления слоя износа и ремонта дорожных покрытий допускается принимать по Таблице 6.1.

ОДМ 218.3.119-2019

Таблица 6.1 Сроки восстановления слоя износа, межремонтные сроки и сроки службы нежестких дорожных одежд с


основаниями из укрепленных материалов на автомобильных дорогах общего пользования


Катетер

ИЯ

.х*рогн

Зитекявио

стъ

ЛВ1ГЖСИИЯ

по дороге.

авт ,<сут

Тип дорожной одежды

Лорожмэ-ктимати'кекы юна

1 - II

III

IV-V

Периодично

стъ восстанов.к нияаЛэслэя 1ПИ0СП. год

Зежремоит* ый срок дорожной одежды год

Срок службы дорожной одежды .то кшитхимого рсмоит.1, год

Периодично

СТЪ

аоссииоклс ния аб слоя изихл. год

Дожре моити ый срок дорожной одежды, год

Срок службы дорожной

о. тексты .то

КЛПНТХ1КН01О

ремонта, год

Периодично стъ восста коале ния аб слов ивюск год

Межре мошны йерок дорожной одежды, год

Срок с.тзжбы дорожной

ОДСЖДЫ ДО

капитального ремонта, год

1

Бакс

1КИМ)

Кллитальиый

2.4

12

24

2.4

12

24

2...J

12

24

11

Болес 6МЮ

Кллнтд пении

J...S

12

24

3...5

12

24

J ...4

12

24

III

2МО-61ХЮ

Капитальный

5.6

12

24

5.6

12

24

4. .5

12

24

Об.К1*КИНЫЙ

5. 6

12

24

5.6

12

24

4.5

12

24

IV

200 -2W0

К.1ШПЛ 1МШЙ

6 .7

12

24

6..7

12

24

5..6

12

24

06.К1ЧСИНЫЙ

6..7

12

24

6..7

12

24

5.6

12

24


Примечания - I Данные, представленные в таблице и примечаниях, допускается применять хтя тсхмико-жономического сравнения вариантов нежестких дорожных одежд 2 Большее значение нсриоднчмости восстановления слоя износа и» асфальтобетона принимать At* ЩМА-15 и ЩМА-20. меньшее мочение ддя других типов асфальтобетонов Периодичность восстановления ишитных слоев в виде поверхностных обработок и т п . а также периодичность восстановления слоев износа из любого типа асфальтобетона при интенсивности движения по дороге более 15000 ангУсут принимать в соответствии с ОДМ 218.3.0X2*2016 «Методические рекомендации по назначению технологий и периодичности проведения работ по устройству слоев износа и защитных слоев дорожных покрытий» |5|    3.    Для    нежестких    дорожим\ олгжд с основаниями из укрепленных матерям.лов. вес указанны; в габ.липс

сроки дот скастся у вс тичивать в 1.25 pin 4 Допускается принизить в рлечет иные сроки службы, межремонтные сроки н периодичность восстановления сдоя hihoci при условии их обоснования


ОДМ 218.3.119-2019

7 Технические требования к материалам для нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов

7.1    Общие требования к материалам

Все дорожно-строительные материалы должны удовлетворять требованиям действующих документов технического регулирования и дополнительным требованиям настоящего ОДМ.

7.2    Грунты и каменные материалы для укрепления

7.2.1    Для укрепления или обработки вяжущими в слоях основания нежестких дорожных одежд, допускается применять грунты всех видов с числом пластичности 1р не более 12. Возможно использование грунтов с 1р < 17, если будет осуществлено обогащение зернового состава песком природным или песком из отсевов дробления с понижением 1р грунта до 12. Связные (глинистые) грунты рекомендуется укреплять известковошлаковым вяжущим или известью.

7.2.2    Запрещается использовать грунты, содержащие в своем составе более 10% гипса, а также содержащие гумусовые вещества в количестве более 2 % по массе в I и II дорожно-климатических зонах (ДКЗ) или более 4% по массе в III-V ДКЗ.

7.2.3    У размельченных глинистых грунтов, которые будут укрепляться вяжущими, наличие глиняных агрегатов диаметром больше 10 мм не должно быть более 10% (по массе), а больше 5 мм - более 25% (по массе).

7.2.4    В случае необходимости применения грунтов с показателями, не соответствующими приведенным выше требованиям, должно быть проведено их исследование в специализированных лабораториях для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности получения укреплённых грунтов с нормируемыми показателями качества.

7.2.5    В качестве каменных материалов для укрепления или обработки вяжущими могут применяться пески (природные и дробленые), щебень и гравий. А также готовые щебеночно-гравийно-песчаные смеси по ГОСТ

Содержание

1    Область применения...........................................................................4

2    Нормативные ссылки..........................................................................5

3    Термины и определения.......................................................................7

4    Введение........................................................................................10

5    Общие сведения о нежестких дорожных одеждах с основаниями из

укрепленных материалов.....................................................................10

6    Методические рекомендации по проектированию нежестких дорожных

одежд с основаниями из укрепленных материалов......................................17

7.    Технические требования к материалам для нежестких дорожных одежд с

основаниями из укрепленных материалов..............................................20

8.    Рекомендации по строительству нежестких дорожных одежд с

основаниями из укрепленных материалов............................................23

9.    Строительный контроль.....................................................................33

10.    Рекомендации по эксплуатации и ремонту нежестких дорожных одежд с

основаниями из укрепленных материалов...................................................39

Библиография........................................................................................................48

Приложение А......................................................................................................52

Приложение Б..................................................................................................56

Приложение В..................................................................................................58

Приложение Г...................................................................................60

Приложение Д.................................................................................67

Приложение Е..............................................................................................68

Приложение Ж..............................................................................89

Приложение 3...............................................................................114

25607-2009.

Наибольшая крупность зерен каменных материалов должна быть нс свыше 80 мм.

7.3 Неорганические вяжущие материалы

Для материалов, подвергающихся укреплению или обработке в слоях основания нежестких дорожных одежд, допускается использовать вяжущие следующих видов:

шлакопортландцементы и портландцементы, цементы для строительных растворов не ниже марки 300, цементы сульфатостойкие;

-    белитовые шламы;

-    нефелиновые и бокситовые шламы с содержанием 2CaO*SiC>2 не менее 40% (по массе);

-    фосфорные шлаки, активные и высокоактивные молотые шлаки цветной и черной металлургии;

-    золы-уноса с потерями при прокаливании не более 5% (по массе) с удельной поверхностью более 150 м2/кг, содержанием сернокислых и сернистых соединений не больше 6% и содержанием свободного СаО не более 20%;

-    активные материалы с удельной поверхностью не меньше 150 м2/кг (полный остаток на сите с ячейкой 0,071 мм не меньше 20% по массе), имеющие марку по прочности в возрасте 180 суток не ниже 50;

-    Составленные вяжу щие с маркой по прочности (в возрасте 90 суток) -не меньше 100. В составе таких вяжу щих допускается применять основные золы-уноса, молотые активные и слабоактивные шлаки фосфорные и шлаки черной металлургии, нефелиновые, белитовые и бокситовые шламы, а также строительную известь I и II сортов, шлакопортландцемент и портландцемент марки по прочности не выше 400, стекло жидкое с плотностью 1,15... 1,25 г/смЗ и кремнеземистым модулем 1,7... 1,8, гипс строительный марки не ниже Г10.

ОДМ 218.3.119-2019

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по применению нежёстких дорожных одежд с основаниями ш укрепленных или обработанных нижущими каменных материалов и грунтов

1 Область применения

1.1    Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее ОДМ) разработан в дополнение и развитие действующей нормативной базы дорожного хозяйства и содержит рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации нежестких дорожных одежд с монолитными слоями оснований из укрепленных или обработанных вяжущими каменных материалов и грунтов (далее по тексту - нежесткие дорожные одежды с основаниями из укрепленных материалов).

1.2    Положения раздела 6 «Методические рекомендации по проектированию нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов» настоящего ОДМ применяются при разработке новой проектной документации. На объектах, запроектированных или начатых строительством до введения в действие настоящего ОДМ, его положения могут применяться по согласованию между Заказчиком и Подрядчиком.

1.3    При сравнении вариантов нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов с другими нежесткими дорожными одеждами, положения настоящего ОДМ, в том числе положения раздела 6 «Методические рекомендации по проектированию нежестких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов», применяются также и в отношении других нежестких дорожных одежд.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике. Термины и определения ГОСТ 83-79* Реактивы. Натрий углекислый. Технические условия ГОСТ 450-77 Кальций хлористый технический. Технические условия ГОСТ 2156-76. Натрий двууглекислый. Технические условия ГОСТ 3769-78 Аммоний сернокислый. Технические условия ГОСТ 4148-78 Реактивы. Железо (И) сернокислое 7-водное. Технические условия

ГОСТ 6318-77 Натрий сернокислый технический. Технические условия ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости ГОСТ 10564-75 Латекс синтетический СКС-65ГП. Технические условия

ГОСТ 10834-76 Жидкость гидрофобизирующая 136-41. Технические условия

ГОСТ 13078-81 Стекло натриевое жидкое. Технические условия ГОСТ 14613-83 Фибра. Технические условия

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 22733-2016 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ОДМ 218.3.119-2019

ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

ГОСТ 33100-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ Р 55052-2012 Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия

ГОСТ Р 55064-2012 Натр едкий технический. Технические условия ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемнофункционального проектирования. Технические требования

ГОСТ Р 58401.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования

ПНСТ 265-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд

ПНСТ 306-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси органоминеральные холодные с использованием переработанного асфальтобетона (РЛП). Технические условия

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины и соответствующие определения и обозначения:

3.1    Дисперсные материалы: грунты и каменные материалы (песок, гравий, щебень и т. п.), состоящие из совокупности твердых частиц, зерен, обломков и т.д., между которыми отсутствуют структурные связи.

3.2    Значительный дефект: дефект дорожной одежды, который существенно влияет на эксплуатацию дорожной одежды и (или) ей долговечность, но не является критическим (ГОСТ 15467-79).

3.3    Капитальный ремонт дорожной одежды: комплекс дорожных работ, включающий, с целью полного восстановления или повышения работоспособности дорожной одежды, смену или замену на более прочный не только всех слоев дорожного покрытия, но и, хотя бы, одного из слоев основания дорожной одежды (с учетом положений ГОСТ 33100-2014).

3.4    Комплексное вяжущее: композиция из последовательно вводимых в состав строительной смеси минерального (неорганического) и органического вяжу щего.

3.5    Коэффициент разрушения: отношение площади (длины) участков с дефектами к общей площади (длине) дорожного покрытия; при вычислении коэффициента разрушения, наряду с не отремонтированными дефектами, учитываются и ранее отремонтированные дефекты; из двух вычисленных коэффициентов разрушения (по длине или площади участка дорожного покрытия) в расчет, для сравнения с предельным значением, принимается наибольший.

3.6    Коэффициент теплостойкости (Ктс):    отношение    предела

прочности материала при сжатии при температуре +50°С, к пределу прочности при сжатии при температуре +20°С.

3.7    Коэффициент теплоустойчивости (Кп): отношение общего модуля упругости дорожной одежды при рассматриваемой температуре

ОДМ 218.3.119-2019

конструктивных слоев к общему модулю упругости дорожной одежды при расчетной температуре всех конструктивных слоев, равной + 10°С.

3.8    Критический дефект: дефект дорожной одежды, при наличии которого эксплуатация дорожной одежды невозможна или недопустима (ГОСТ 15467-79). Образование критического дефекта соответствует наступлению отказа дорожной одежды.

3.9    Малозначительный дефект: дефект дорожной одежды, который существенно не влияет на эксплуатацию и долговечность дорожной одежды (ГОСТ 15467-79).

3.10    Межремонтный срок дорожной одежды: период между заменами дорожного покрытия, в том числе двухслойного.

3.11    Обработанные вяжущим материалы: строительные смеси из каменных материалов или грунтов с вяжущими материалами, полученные путем перемешивания в стационарных грунтосмесительных установках.

3.12    Объемные деформации: нс силовые деформации, возникающие по всему объему материала вследствие внутренних физических или химических процессов (тепловое расширение, усушка при высыхании или набухание при увлажнении, усадка при твердении гидравлических вяжущих веществ и т. п.).

3.13    Органо.мннералы1ая смесь (ОМС): рационально подобранная смесь, получаемая смешением на дороге или в смесительных установках без нагрева щебня (гравия), гранулята старого асфальтобетона и песка или их смесей, а также, при необходимости, минерального порошка (в том числе порошковых отходов производства) с органическими вяжущими или с органическими вяжущими совместно с минеральными (ПНСТ 306-2018, ГОСТ 30491-2012, ГОСТ 55052-2012).

3.14    Периодичность дорожных работ но возобновлению слоя износа: период между заменами слоя износа дорожного покрытия, в том числе верхнего слоя асфальтобетонного дорожного покрытия.

ОДМ 218.3.119-2019

3.15    Отказ: событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта (ГОСТ 27.002-2015).

3.16    Слон износа: верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации и не учитывается при прочностном расчете дорожной одежды. При отсутствии специального слоя износа, верхний слой покрытия выполняет функции слоя износа. В этом случае верхний слой покрытия (слой износа) учитывается при расчете конструктивных слоёв дорожных одежд, но его толщина при расчете должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности (глубины колеи) по требованию действующих нормативных документов технического регулирования (с учетом положений ОДМ 218.3.082-2016 и ПНСТ 265-2018).

3.17    Составленное вяжущее: композиция из одного или нескольких минеральных вяжущих (одно из которых является основным) и активатора твердения.

3.18    Срок службы дорожной одежды: продолжительность периода между датой ввода дорожной одежды в эксплуатацию (после нового строительства, реконструкции или капитального ремонта автомобильной дороги) до даты начала очередного капитального ремонта дорожной одежды.

3.19    Теплоустойчивость:    способность    дорожной    одежды,    ее

конструктивных слоев и материалов этих слоев сохранять достаточно высокий модуль упругости и прочность в летний период при нагреве до высоких положительных температур.

3.20    Укрепленные вяжущим материалы: строительные смеси из каменных материалов или грунтов с вяжущими материалами, полученные путем смешения на дороге с применением однопроходных или многопроходных грунтосмесительных машин.

ОДМ 218.3.119-2019

4    Введение

Актуальной задачей дорожного хозяйства РФ является обеспечение для нежестких дорожных одежд межремонтного срока не менее 12 лет и срока службы между капитальными ремонтами не менее 24 лет. Для решения этой задачи необходимо обеспечить на вновь строящихся или капитально ремонтируемых дорожных конструкциях значительное повышение общего модуля упругости в расчетный период весеннего переувлажнения грунтов и не допускать значительного снижения, по сравнению с расчетным весенним периодом, общего модуля упругости дорожной одежды из-за разупрочнения пакета битумосодержащих слоев в жаркий летний период. А также, повысить прочность дорожных одежд по другим критериям и повысить устойчивость их к действию различных факторов колееобразования. При этом важно обеспечить достижение указанных целей без значительного повышения материалоемкости дорожных конструкций.

Одним из эффективных путей решения поставленной задачи является более широкое применение нежёстких дорожных одежд с основаниями из укрепленных материалов. Такие дорожные одежды при меньшей материалоемкости имеют, как правило, более высокий общий модуль упругости и меньшую склонность к накоплению остаточных деформаций в слоях основания, по сравнению с нежесткими дорожными одеждами с основаниями из дисперсных материалов (щебень, ЩПС, песок).

5    Общие сведения о нежёстких дорожных одеждах с основаниями нз укрепленных материалов

Отличительной особенностью таких нежёстких дорожных одежд является наличие монолитных слоев из грунтов или каменных материалов, обработанных или укрепленных различными вяжущими (далее по тексту' -укрепленные материалы). Конструктивные слои из укрепленных материалов обладают более высокой жесткостью, чем слои из дисперсных каменных материалов (щебень, ЩПС, песок и т.д.). В результате, значительно

ю