Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

62 страницы

422.00 ₽

Купить ОДМ 218.3.036-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Отраслевой дорожный методический документ разработан в развитие Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и Методических рекомендаций по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог и распространяется на асфальтобетонные и цементобетонные покрытия эксплуатируемых автомобильных дорог. ОДМ содержит рекомендации по технологиям ремонта (санации) трещин и швов на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта использования новых материалов и оборудования с целью повышения срока службы дорожных конструкций. Методические рекомендации предназначены для органов управления дорожным хозяйством и организаций, выполняющих заливку трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов, устранение сколов и обломов плит цементобетонных покрытий в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России 402 от 16.11.2012 г.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

4. Классификация и типовые расчетные схемы трещин

5. Общие рекомендации по технологиям ремонта трещин

6. Санация трещин в асфальтобетонных покрытиях герметиками горячего и холодного применения

7. Санация трещин и деформационных швов в цементобетонных покрытиях

8. Требования к применяемым материалам

9. Контроль качества работ

10. Техника безопасности

Приложение А. Расчетные схемы образования трещин в покрытии

Приложение Б. Рекомендации по выбору коэффициента формы герметиков в пазах швов и трещин

Приложение В. (справочное) Технические характеристики машин и оборудования

Приложение Г. Последовательность основных операций при ремонте трещин со сколами кромок в цементобетонном покрытии

Приложение Д. Рекомендации по контролю качества

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОДМ 218.2.013-2011

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА ТЕРРИТОРИЙ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

Москва 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

1    РАЗРАБОТАН МОСКОВСКИМ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ (МАДИ) при участии НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК (НИИСФ РА АСИ).

2    ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

3    ИЗДАНЫ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 13.12.2012 №995-р.

4.    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5.    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

Настоящий отраслевой методический документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального дорожного агентства (Росавтодора).

II

предназначенный для снижения транспортного шума в прилегающей жилой застройке за счет образования за сооружением акустической тени. Шумозащитное сооружение располагают между проезжей частью автомобильных дорог и жилой застройкой.

3.12 отгон длины шумозащитного сооружения: Увеличение длины шумозащитного сооружения за счет дополнительных участков аналогичной конструкции, выходящих за пределы защищаемой от транспортного шума жилой застройки и служащих для предотвращения проникания транспортного шума в застройку.

3.13 отгон высоты шумозащитного сооружения: Изменение высоты шумозащитного сооружения (плавное или ступенчатое) от минимальной (определяется конструктивно или требованиями безопасности движения) до расчетной высоты. Отгон высоты призван обеспечить постепенное изменение шума в салонах проезжающих автомобилей, препятствовать воздействию на автомобили порывов ветра, обеспечить лучшее визуальное восприятие шумозащитного сооружения.

7

4 Общие положения

4.1    Продолжающийся рост интенсивности движения автомобилей на дорогах и связанное с этим возрастание шумности транспортных потоков приводят к перманентному увеличению шумовой нагрузки на население, проживающее на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам.

Ухудшение условий труда и отдыха при повышенном уровне транспортного шума отрицательно отражается на производительности труда и его качестве, способствует возникновению нервных расстройств и иных нарушений здоровья населения. Поэтому защита населения от транспортного шума носит не только социальный, но и экономический характер.

4.2    Защита от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, заключается в их функциональном зонировании с учетом допустимых уровней звука в дневной или ночной периоды времени и в применении пассивных и активных мероприятий по снижению транспортного шума.

4.3    Проектирование шумозащитных сооружений на автомобильных дорогах следует проводить при расчетной перспективной интенсивности движения более 3 тыс. авт./сутки или числе жителей населенного пункта, попадающих в зону акустического дискомфорта, более 200 чел.

В остальных случаях в качестве мер по снижению шума транспортных потоков и отдельных автомобилей следует:

-    принимать меры по ограничению или запрету движения грузовых автомобилей в пределах населенного пункта в определенное (особенно темное) время суток;

-    принимать меры по ограничению скорости движения автомобилей транспортного потока за счет применения технических средств организации дорожного движения;

-    устраивать малошумные дорожные покрытия.

8

4.4    Оценку уровней звука в расчетных точках в прилегающей жилой застройке для существующих автомобильных дорог и по состоянию на настоящее время следует проводить на основе натурных измерений по ГОСТ 31296.2.

При проектировании новых автомобильных дорог или при разработке проекта реконструкции существующих автомобильных дорог оценку ожидаемых уровней звука проводят на основании акустических расчетов.

4.5    Требуемое снижение уровней шума определяют в результате сопоставления измеренных или расчетных уровней звука с требованиями Санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

4.6    При выборе мероприятий по снижению шума предпочтение следует отдавать пассивным мероприятиям, которые способствуют снижению шума, но не требуют существенных дополнительных капитальных вложений. Они реализуются в процессе проектирования автомобильной дороги и организации движения.

4.7    При выборе конструкций шумозащитных сооружений помимо снижения шума, которое регламентируется санитарными нормами, следует принимать во внимание:

-    безопасность дорожного движения;

-    удобство монтажа и эксплуатации сооружений;

-    удобство эксплуатации дороги;

-    эстетические качества сооружений, их гармоничное сочетание с

ландшафтом;

Принимаемые решения должны быть экономически обоснованы.

4.8    При разработке проектной документации нового строительства и реконструкции автомобильных дорог вопросы защиты от шума должны быть рассмотрены в следующих разделах:

9

-    в Разделе 5. «Охрана окружающей среды» (пояснительная записка, обоснование природоохранных мероприятий по защите от шума, ведомость строительства запроектированных шумозащитных сооружений, рекультивация земель, объемы работ, чертежи шумозащитных сооружений).

-    в подразделе 5.12. Общей пояснительной записки «Природоохранные мероприятия»;

5 Санитарное нормирование уровней шума на территориях, непосредственно прилегающих к жилым зданиям и зданиям общественного назначения

Допустимые значения уровней шума на территориях, непосредственно прилегающих к жилым зданиям общественного назначения (лечебные, учебные, гостиницы и т.п.) в дневной (с 7-00 до 23-00 ч) и ночной (с 23-00 до 7-00 ч) периоды времени, регламентируются санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

Значения допустимых эквивалентных (ЬАдоп) и максимальных (LAm(IKC) уровней звука на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам, по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 представлены в таблице 5.1.

ТТЛ

Место нормирования

Время суток

Допустимые эквивалентные уровни звука в расчетной точке

ТАэквдот ДБ/4

Допустимые максимальные уровни звука в расчетной точке

1^Амаксдоп? ДБ«1

1

2

3

4

5

1

Территории, непосредственно прилегающие к зданиям больниц и санаториев

с 7 до 23 ч.

45

60

с 23 до 7 ч

35

50

Таблица 5.1 - Допустимые эквивалентные и максимальные уровни звука на территории жилой застройки___

Окончание таблицы 5.1

1

2

3

4

5

2

Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, зданиям амбулаторий, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек

с 7 до 23 ч.

55

70

с 23 до 7 ч.

45

60

3

Территории, непосредственно прилегающие к зданиям гостиниц и общежитий

с 7 до 23 ч.

60

75

с 23 до 7 ч.

50

65

4

Площадки отдыха на территории больниц и санаториев

-

35

50

5

Площадки отдыха на территории микрорайонов и групп жилых домов, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, площадки детских дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений

-

45

60


Примечание - Эквивалентные и максимальные уровни звука в дБА для шума, создаваемого на территории средствами автомобильного транспорта, в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных типов жилых зданий, зданий гостиниц, общежитий, обращенных в сторону магистральных улиц общегородского и районного значения, железных дорог, допускается принимать на 10 дБ А выше (поправка +10 дБ А), указанных позициях 2 и 3 таблицы._


11


6 Определение шумовой характеристики транспортного потока (ШХТП)

6.1    Основными факторами, определяющими значения ШХТП, являются:

-    интенсивность, состав и скорость движения транспортного потока;

-    интенсивность движения грузовых автомобилей и автобусов;

-    дорожные условия, определяющие режим движения автомобилей транспортного потока.

6.2    На существующих автомобильных дорогах фактические значения ШХТП следует измерять в соответствии с ГОСТ 20444 с учетом требований ГОСТ 31296.2.

6.3    Для проектируемых или реконструируемых автомобильных дорог значение ШХТП в виде эквивалентного уровня звука ЬдЭШ1,5 рассчитывают по формуле [1]:

^Аэкв1,5 = ^АтргП,5 + ^А груз + ^Аск + Аук +

+ ЬЬапок + Арп + ^Аперес?    (6.1)

где LAmpni,5 - расчетное значение эквивалентного уровня звука транспортного потока, дБ^4, на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения и на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части, определяется в зависимости от интенсивности движения по формуле (6.2) или таблице 6.1 (прямой горизонтальный участок дороги, мелкозернистое асфальтобетонное покрытие проезжей части, в составе транспортного потока 40% грузовых автомобилей и автобусов);

ALАгру1 - поправка, дБА, учитывающая грузовые автомобили и автобусы в составе транспортного потока, определяется по таблице 6.2 (к грузовым относят автомобили, масса которых составляет более 3500 кг);

ALack ~ поправка, дБА, учитывающая среднюю скорость движения определяется по таблице 6.3;

ALajk - Поправка, дВА, учитывающая величину продольного уклона определяется по таблице 6.4;

АЬапок - поправка, дБ^4, учитывающая тип покрытия проезжей части дороги определяется по таблице 6.5;

АЬАрп - поправка, дБА, учитывающая ширину центральной разделительной полосы, определяется по таблице 6.6;

АЬлперес - поправка,    дБ А,    учитывающая наличие пересечения

автомобильной дороги (см. п.п. 6.4 и 6.5 «Методических рекомендаций»).

где N

LAmpm,S = 50 + 8,8 X lg N,    (6.2)

расчетная интенсивность движения, авт./ч, в дневной или ночной периоды времени, определяемая по формулам (6.3) или (6.4):

N„=0№Ncm,'    (6.3)

где Nff NN

1 *сум

NH= 0,039 Ncym,    (6.4)

расчетная интенсивность движения, авт/ч, за час наиболее интенсивного движения в дневное время (с 7-00 до 23-00);

расчетная интенсивность движения, авт/ч, за час наиболее интенсивного движения в ночное время (с 23-GO до 7-00);

среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сутки.

Таблица 6.1- Расчетные значения эквивалентного уровня звука транспортного потока Ьлтрппд___

Расчетное

Расчетное

Интенсивность

значение

Интенсивность

значение

движения

эквивалентного

движения

эквивалентного

N, авт./ч

уровня звука

БАтрп1,5, ДБА

N, авт./ч

уровня звука БашрпЛ,5, ДБА

50

65

880

76

60

66

1150

77

80

67

1650

78

100

68

2400

79

140

69

3000

80

170

70

4000

82

230

71

5000

83

300

72

6000

83

400

73

7000

84

500

74

8000

84

660

75

свыше 9000

85

Примечание - При промежуточных значениях интенсивности

движения потока

эквивалентный уровень звука ЬАтщ

7j5 определяется

интерполированием.

13

Результат определения ЬАтщ 75 по формуле (6.2) или таблице 6.1 следует округлять с точностью до 0,5 дВА.

Таблица 6.2 - Поправка, учитывающая долю грузовых автомобилей и автобусов в составе потока ______

Доля грузовых автомобилей и автобусов в составе потока, %

<5

5-20

20-35

35-50

50-60

65- 85

85-100

Поправка ALAzpv3, дБА

-3,0

-2,0

- 1,0

0,0

+ 1,0

+2,0

+3,0

Таблица 6.3- Поправка, учитывающая отличие фактической скорости движения транспортного потока от скорости движения соответствующей интенсивности движения, которая определена по формуле (6.2) __

Скорость движения, км/час

-20

- 17

- 12

-7

+ 7

+ 15

+ 20

Поправка ЛЬАск, дБА

-3,5

-3,0

-2,0

-2,0

+ 1,0

+ 2,0

+ 2,5

Т а б л и ц а 6.4 - Поправка, учитывающая величину продольного уклона

Доля грузовых автомобилей и автобусов в составе транспортного потока, %

<25

25-50

50-85

85 - 100

Поправка ЛЬАук, дБА

при уклоне 2 %

+ 2,0

+ 2,0

+ 3,0

+ 3,0

при уклоне 4 %

+ 2,0

+ 3,0

+ 4,0

+ 5,0

Таблица 6.5 - Поправка, учитывающая тип покрытия проезжей части

Тип покрытия проезжей части

Доля легковых автомобилей в потоке, %

Поправка, ALAnoK-> дБ^4

Шероховатая поверхностная обработка

Менее 10

0,0

10-30

+0,5

30-55

+1,0

55-75

+2,0

75-90

+3,0

90 - 100

+4,0

Асфальтобетон

Менее 15

0,0

15-45

+0,5

45-65

+1,0

65-90

+1,5

90 - 100

+3,0

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)

До 55

-1,0

Свыше 55

-2,0

Таблица 6.6    -    Поправка,    учитывающая    ширину    центральной

разделительной полосы______

Ширина центральной разделительной полосы, м

2 и менее

4

6

10

20 и более

Поправка ДЬАрп, дБА

0

-0,5

-0,75

-1,0

-1,5

6.4 При наличии пересечений поправка для пересечения со светофорным регулированием определяется по таблице 6.8. В случае нерегулируемого пересечения ШХТП определяется в соответствие с и. 6.5 «Методических рекомендаций».

Таблица 6.7- Поправка, учитывающая наличие регулируемого пересечения [1]__

Расстояние по оси проезжей части, м

Поправка (ДЬлперес), дБА, при количестве грузовых автомобилей в составе транспортного потока

10

20

40

60

80

до стоп-линии

200

0,0

0,0

0,0

0,0

о,о

100

0,0

0,5

0,5

0,5

0,5

50

0,0

1,0

1,0

1,5

2,0

25

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

стоп-линия

0

1,0

1,5

2,0

2,5

3,5

после

стоп-линии

25

0,5

1,5

2,0

3,0

3,5

50

0,5

1,0

2,0

3,0

3,5

100

0,0

0,5

1,0

2,0

2,5

150

0,0

0,0

0,0

0,5

1,0

200

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Примечания


1.

2.    Поправка определена при 60% продолжительности разрешающей фазы в цикле работы светофора, увеличение продолжительности фазы до 80% уменьшит поправку на 0,5 дБ А, уменьшение до 40% увеличит на 0,5 дБ А.

3.    В случае расположения светофорного объекта в системе координированного регулирования поправку уменьшают на 1,0 дБ А.

4.    Поправка не учитывает влияния интенсивности движения на пересечении, которая

должна учитываться энергетическим сложением эквивалентных уровней звука от движения по каждому из направлений._


6.5 Шумовая характеристика транспортного потока при наличии нерегулируемого пересечения в одном уровне учитывается только для расчетных сечений расположенных на расстояниях не более 200 м от пересечения. При этом с учетом удаления расчетной точки от пересечения на расстояние х, в соответствии с расчетной схемой, показанной на рисунке 6.1,

15

для рассматриваемого сечения выполняется энергетическое суммирование шумовых характеристик транспортных потоков транспортных средств пересекающихся направлений по формуле (6.5 [2]):

6.5 В случае нерегулируемого пересечения, расположенного на расстоянии менее 200 м от расчетного сечения для определения поправки AL^nepec следует руководствоваться схемой представленной на рисунке 6.1.

Для рассматриваемого расчетного сечения дороги /-/

определяют с учетом влияния шума от транспортного потока пересекаемого направления II-II по формуле [2]:

Аперес = ^^Атрп7,5 ~ (3,00 + ОД ЭС),    (6.5)

тп~п - расчетное значение эквивалентного уровня звука

Ampnl,5    т-, ,    „    с

транспортного потока, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения и на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части - то же, что в формуле (6.1) х - расстояние от рассматриваемого сечения до пересечения, м.

х - расстояние от расчетного сечения до оси ближайшей полосы движения пересекаемой дороги (улицы), не более 200 м

Рисунок 6.1 - Схема к определению поправки, учитывающей наличие нерегулируемого пересечения

6.6 Значение ШХТП в виде максимального уровня звука ^макс75

Содержание

Стр.


1    Область применения...................................................... 1

3    Термины и определения.................................................. 5

4    Общие положения......................................................... 8

5    Санитарное нормирование уровней шума на территориях,

непосредственно прилегающих к жилым зданиям и зданиям общественного назначения............................................. 10

6    Определение шумовой характеристики транспортного потока

(ШХТП)............................................................................................ 12

7    Прогнозирование распространения транспортного шума........    18

7.1    Расчетные точки и расчетные сечения

.................................................................................    18

7.2    Определение эквивалентного уровня звука в расчетной точке ..    20

7.3    Определение максимального уровня звука в расчетной точке ..    24

8    Определение требуемого снижения уровня звука в расчетной

точке......................................................................... 25

9    Классификация мероприятий по защите от транспортного

шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам ....    27

10    Пассивные мероприятия по снижению транспортного шума ...    30

10.1    Проектирование участков дорог, обеспечивающее

наименьший уровень транспортного шума на прилегающей территории...................................................................................... 30

10.2    Снижение шума средствами организации движения.............. 33

11    Шумозащитные сооружения на автомобильных дорогах...........    36

11.1    Комплекс требований предъявляемых к шумозащитным

сооружениям................................................................ 36

11.2    Классификация шумозащитных сооружений........................ 37

11.3    Основные требования к материалам шумозащитных

сооружений................................................................. 45

11.4    Определение размеров шумозащитных сооружений.............. 51

11.4.1    Высота шумозащитного экрана-стенки.............................. 52

11.4.2    Параллельные экраны-стенки.......................................... 55

11.4.3    Повышение акустической эффективности шумозащитных

экранов....................................................................... 56

11.4.4    Расчет акустической эффективности проложения

автомобильной дороги в выемке....................................... 60

11.4.5    Акустическая эффективность грунтового шумозащитного вала    61

11.4.6    Определение поглощения шума поверхностью защищаемой от

него территории при наличии экрана................................. 65

11.4.7    Длина шумозащитных экранов......................................... 67

III

следует принимать в соответствии с ГОСТ 42-51, составляющие при скорости движения потока 50 км/ч:

-    для потока легковых автомобилей /ымакс7,5 = 74 дБ А;

-    при наличии в потоке грузовых автомобилей и/или автобусов

С.4макс7,5 = 80 дБА.

При скорости движения V, отличной от 50 км/ч, максимальный уровень звука ЬАмакс7>5 следует рассчитывать по формуле (6.6) ([3], таблица 17) или принимать на основании номограммы, приведенной на рисунке 6.2.

LА макс!,5 (Г ) =    максТД (К=5О)    + lg (^/зд),    (6.6)

где /    -    максимальный    уровень    звука    соответствующий

А макс7,5 (Г=50)    сл    Г    „    .

скорости движения 50 км/час, дБА;

I    -    максимальный    уровень    звука    соответствующий

^Амакс7,5 (V)    '    „    /    _    ,

скорости движения I отличной от 50 км/час, дБ А;

V - скорость движения, км/час.

Рисунок 6.2 - Номограмма для определения ЬАмакс 7>5 для легковых и грузовых автомобилей

Результат расчета по формуле (6.6) или значение, установленное

согласно рисунку 6.2 следует принимать с точностью до 0,5 дБ А.

17

11.4.8 Начальный (конечный) участок экрана, отгон высоты экрана,

разрывы в шумозащитных сооружениях............................. 69

11.5    Размещение шумозащитных экранов в пределах поперечного

профиля...................................................................... 74

11.6    Шумозащитные выемки.................................................. 83

11.7    Шумозащитные грунтовые валы........................................ 85

11.8    Комбинированные шумозащитные сооружения.................... 92

12    Эстетический аспект проектирования шумозащитных

сооружений.................................................................. 96

13    Особенности шумозащиты участков автомобильных дорог

высоких категорий расположенных в населенных пунктах......    114

14    Экономическая оценка устройства шумозащитных

сооружений на автомобильных дорогах.............................. 116

ПРИЛОЖЕНИЕ А Энергетическое сложение эквивалентных уровней звука создаваемых несколькими

источниками шума...................................... 125

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Снижение уровня звука транспортного потока ЛЬАрас, в зависимости от увеличения расстояния до расчетной точки и длины подлежащего

расчету участка дороги................................. 127

ПРИЛОЖЕНИЕ В    Снижение эквивалентных уровней

транспортного шума на прилегающей территории в зависимости от поперечного

профиля на проектируемом участке................ 129

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Последовательность и пример расчета размеров

шумозащитных сооружений............................... 135

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Ветровая нагрузка на конструкции

шумозащитных экранов................................ 149

ПРИЛОЖЕНИЕ Е    Методы определения заявленных значений

звукоизоляции акустических панелей и коэффициента звукопоглощения панелей

шумозащитных экранов............................... 151

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Контроль заявленных значений звукоизоляции и коэффициента звукопоглощения акустических

панелей шумозащитных экранов...................... 155

ПРИЛОЖЕНИЕ 3    Список участников разработки О ДМ................ 158

БИБЛИОГРАФИЯ.................................................................... 159

IV

Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам

1 Область применения

1.1    Настоящий отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам», именуемый далее по тексту сокращенно «Методические рекомендации», направлен на обеспечение высоких стандартов проживания, отдыха и условий труда населения на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам Российской Федерации. «Методические рекомендации» содержат методы прогнозирования уровней транспортного шума на прилегающих к автомобильным дорогам территориях, рекомендации по проектированию их шумозащиты и методику экономической оценки устройства шумозащитных сооружений на автомобильных дорогах.

1.2    «Методические рекомендации» предназначены для использования в проектных, научных организациях и в учебных заведениях при разработке проектов строительства новых или реконструкции существующих автомобильных дорог.

1

2 Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 52398-2005 - Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог ГОСТР 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672:2002). Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ Р53376-2009 (ЕН ИСО 354:2003). Материалы звукопоглощающие.

Метод измерения звукопоглощения в реверберационной камере

ГОСТ 12.1.050-86 Методы измерения шума на рабочих местах

ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерений шумовой

характеристики

ГОСТ 27296-87 Защита от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций

ГОСТ 27408-87 (СТ СЭВ 5711-86*). Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровней шума, излучаемого машинами ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003). Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности

ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-2:2007). Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления ГОСТ Р 41.51-2004. (Правила ЕЭК ООН № 51). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом СП 51.13330.2011 Свод правил. Защита от шума Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003. Дата введения 2011-05-20

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой 2

застройки.

Примечания 1. Для гармонизации требований к шумозащитным сооружениям с требованиями национальных и международных документов в «Методических рекомендациях» использованы следующие основополагающие зарубежные нормативные документы по защите от транспортного шума:

-    Design for environmental barriers. Design manual for roads and bridges. Volume 10. Environmental design and management. Section 5 Environmental barriers. Part 1,2 (Великобритания).

-    Noise Barrier Design Handbook US Departement of transportation FHWA (США).

-    Guide du Bruit de Transports Terrestres. Prevision des niveax sonores. CETUR (Франция).

-    Guide du Bruit de Transports Terrestres. Recommandation techniques рош ouvrages de protection contre le bruit (Франция).

Предложенные в «Методических рекомендациях» мероприятия по защите от транспортного шума учитывают основные положения Рекомендаций Еврокомиссии {Recommandation de la Commission du 6 aout 2003 relative awe lignes directrices sur les methodes provisoires revisees de calcul du bruit industriel, du bruit des avions, du bruit du trafic routier et du bruit des trains, ainsi qu'aux donnees Remission correspondantes (Texte presentant de I'interetpour ГЕЕЕ) [notifiee sous le numero C (2003) 2807] Journal officiel n° L 212 du 22/08/2003 p. 0049 - 0064).

2. При пользовании «Методических рекомендаций» целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если

3

ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими «Методическими рекомендациями» следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

4

3 Термины и определения

В «Методических рекомендациях» применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    акустический центр транспортного потока: Условная точка для выполнения акустических расчетов в жилой застройке шума производимого транспортными потоками. При определении шумовой характеристики транспортного шума, распространения шума в открытом пространстве акустический центр транспортного потока принимают расположенным на оси ближней к жилой застройке полосы движения на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части.

Для расчета распространения шума за шумозащитными сооружениями акустический центр транспортного потока принимают расположенным:

-    для двухполосных автомобильных на оси проезжей части, на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части;

-    для многополосных дорог (в том числе и с разделительной полосой) на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части на оси наиболее удаленной от жилой застройки полосы движения.

3.2    расчетные точки: Точки, назначаемые для оценки соответствия уровней звука транспортного шума от автомобильных дорог в прилегающей застройке требованиям Санитарных норм.

3.3    уровень звука: Уровень звукового давления в нормируемом диапазоне частот, корректированный по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187, дБА.

3.4    максимальный уровень звука сLAmax, дБ А): Наибольшее значение уровня звука за период времени измерения шума. При проведении измерения шума измерительными системами, в которые входят анализаторы статистического распределения, принимаются уровни звука, превышаемые в течение 1 % времени измерения.

3.5    эквивалентный уровень звука (ЬАэКв, дБД): Уровень звука постоянного,

5

широкополосного шума, оказывающего такое же энергетическое воздействие на человека, как и непостоянный шум за время воздействия (наблюдения) Т.

3.6    шумовая характеристика транспортного потока (ШХТП): Значения эквивалентного и максимального уровня звука определяют расчетом или измерением при движении транспортного потока в реальных дорожных условиях. ШХТП определяют в точке, расположенной на расстоянии 7,5 м от оси ближней к застройке полосы движения автомобильной дороги на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части (ГОСТ 20444-85).

3.7    акустически мягкое покрытие поверхности территории: Поверхность территории между проезжей частью автомобильной дороги и застройкой с удельным акустическим сопротивлением менее или равным 80 Нс/м(свежевыпавший снег, неуплотненная грунтовая поверхность, пашня, щебенистая поверхность и т.д.).

3.8    акустически жесткое покрытие поверхности территории: Поверхность территории между проезжей частью автомобильной дороги и застройкой с удельным акустическим сопротивлением более 80 Нс/м3 (уплотненный грунт, уплотненный щебень, асфальтобетонное или цементобетонное покрытие и

Т.Д.).

3.9    пассивные    мероприятия    по снижению    шума:    Мероприятия,

осуществляемые при проектировании дороги и направленные на снижение шума отдельных    автомобилей и транспортного    потока    - применение

малошумных покрытий, локальное снижение скорости движения, увеличение расстояния до застройки при    проектировании    плана,    распределение

интенсивности движения по улично-дорожной сети.

3.10    активные    мероприятия    по снижению    шума:    Мероприятия,

направленные на снижение шума на пути его распространения от автомобильных дорог в жилую застройку (шумозащитные экраны, грунтовые валы и т.д.).

3.11    шумозащитное сооружение:    Элемент    автомобильной дороги,

6