МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ и экологии РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет)
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ОБНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РОСГИДРОМЕТА
Обнинск ФГБУ«ВНИИГМИ-МЦД» 2014
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-производственное объединение «Тайфун» (ФГБУ «НПО «Тайфун»)
2 РАЗРАБОТЧИКИ Л.С. Сараева (руководитель разработки), Р.Ю. Рябова (ответственный исполнитель)
3 СОГЛАСОВАН:
с Управлением гидрометеорологии и технического развития (УГТР) Росгидромета 23.07.2014;
с Управлением мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ (УМЗА) Росгидромета 24.07.2014;
с Управлением геофизического мониторинга, активных воздействий и государственного надзора (УГМАВ) Росгидромета 23.07.2014
4 УТВЕРЖДЁН Руководителем Росгидромета 25.07.2014 ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ приказом Росгидромета от 30.07.2014 № 436
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ФГБУ «НПО «Тайфун» от 12.08.2014 за номером РД 52.18.28-2014
6 ВЗАМЕН:
РД 52.14.28—98 «Инструкция. Порядок разработки и обращения отраслевых руководящих документов и рекомендаций» (с изменениями № 1 и № 2), кроме раздела 31;
РДТ 01—2008 «Нормативные документы типовые. Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены» (с изменениями № 1 и № 2) - в части требований к нормативным документам Росгидромета
7 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 2019 год ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 5 лет
РД 52.18.28-2014
4.6 Разрабатываемый документ:
а) может содержать нормы, отличные от норм, установленных
нормативными правовыми актами или нормативными документами, только тогда, когда это допускается данными актами или документами;
б) должен быть увязан с требованиями документов на данный объект и/или аспект стандартизации, утвержденных ранее и действующих в Российской Федерации и Росгидромете;
в) не должен:
- дублировать нормы действующего законодательства;
- устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение требований данного документа.
4.7 Если требования документов, взаимосвязанных с разрабатываемым документом, устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом документе, то одновременно с разрабатываемым документом целесообразно проводить работы по обновлению взаимосвязанных документов или осуществлению их отмены в соответствии с положениями разделов 7 и 8.
4.8 Работы по обновлению взаимосвязанных документов, как правило, выполняют разработчики этих документов или другие организации, которым поручено их обновление.
4.9 Содержание документов должно соответствовать требованиям, установленным в РДТ13 (раздел 9).
4.10 Правила построения, изложения и оформления проектов документа, изменения и сопроводительной документации к ним, других документов, обеспечивающих разработку и применение документа и изменения, а также требования к содержанию отдельных элементов (титульного листа, предисловия, введения, области применения, нормативных ссылок) должны соответствовать положениям РД 52.14.642.
4.11 Ответственность за содержание, научно-технический уровень и разработку документа в установленные сроки несёт руководитель разработки.
4.12 Соисполнитель разработки несёт ответственность за качество и сроки выполнения работ, возложенных на него.
4.13 Руководитель службы стандартизации разработчика и руководитель разработки несут ответственность за качество документа и соответствие его требованиям нормативных документов.
4.14 Правила создания и функционирования службы стандартизации организации и головной организации по стандартизации Росгидромета (далее - ГОС) установлены в РД 52.14.610 и ГОСТ Р 1.15.
5 Правила разработки и утверждения документов5.1 Организация разработки документа
5.1.1 Организация разработки документа в общем случае включает следующие работы:
а) анализ нормативных и других документов по объекту и/или аспекту стандартизации;
б) подготовку предложения по включению разработки документа в план НИР и ОКР Росгидромета или соответствующую программу;
в) разработку и утверждение технического задания на разработку документа (далее - ТЗ) или подписание документа, заменяющего ТЗ, например контракта, договора.
5.1.2 ТЗ разрабатывает разработчик документа, утверждает заказчик, которым является руководитель управления центрального аппарата (ЦА) Росгидромета по направлению деятельности разработчика.
Примечание - Для разработки документа может быть создана рабочая группа в составе представителей различных заинтересованных сторон.
8
РД 52.18.28-2014
5.1.3 Форма и требования к содержанию ТЗ установлены в приложении А.
5.1.4 В ТЗ следует:
а) приводить обоснование целесообразности разработки документа;
б) приводить характеристику объекта и/или аспекта стандартизации;
в) указывать взаимосвязь с другими документами и источники информации;
г) устанавливать этапы и сроки разработки и требования к содержанию документа;
д) устанавливать перечни:
- организаций - основных пользователей документа, которым следует направить первую редакцию проекта документа на отзыв;
- организаций, с которыми должна быть согласована
окончательная редакция проекта документа.
5.1.5 В перечни организаций, указанных в перечислении д) 5.1.4, следует включать:
а) заказчика и ГОС — при разработке документов всех статусов и видов;
б) управления ЦА Росгидромета — при разработке документов, регламентирующих порядок обеспечения функционирования государственной наблюдательной сети;
в) руководителя метрологической службы Росгидромета и руководителя метрологической службы разработчика — при разработке документов, регламентирующих порядок обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования деятельности Росгидромета.
5.1.6 При отсутствии ТЗ перечни организаций в соответствии с перечислением д) 5.1.4 разработчик определяет по согласованию с заказчиком и принятое решение с учётом требований по 5.1.5 отражает в
9
пояснительной записке к первой редакции проекта документа по Б.3.6 (приложение Б).
5.1.7 ТЗ до представления на утверждение следует:
а) подписать должностными лицами разработчика и соисполнителей разработки;
б) подвергнуть нормоконтролю по РД 52.14.617 (с учётом положений ГОСТ Р 1.6 (пункт 4.4)) в своей организации или по отдельному договору в ГОС или другой организации, уполномоченной на выполнение работ по нормоконтролю (нормативной экспертизе);
в) доработать по результатам нормоконтроля;
г) согласовать в последовательности:
1) с организациями и управлениями ЦА Росгидромета в зависимости от объекта стандартизации;
2) с ГОС.
5.2 Разработка первой редакции проекта документа и рассылка на отзыв5.2.1 Сопроводительная документация к первой редакции проекта документа
5.2.1.1 Сопроводительную документацию составляют к первой редакции проекта документа и дополняют при разработке последующих редакций проекта документа.
5.2.1.2 Разработчик готовит первую редакцию проекта документа с листом утверждения документа и сопроводительную документацию, к которой относятся:
а) пояснительная записка;
б) организационно-технические мероприятия по подготовке документа к применению в Росгидромете (далее — мероприятия);
ю
РД 52.18.28-2014
в) разнарядка на рассылку документа организациям - пользователям (далее - разнарядка на рассылку);
г) приказ о введении в действие документа в Росгидромете (далее -приказ).
5.2.2 Требования к содержанию и оформлению листа утверждения документа
5.2.2.1 Лист утверждения документа оформляют для размещения утверждающей и согласующих подписей, подписей должностных лиц и нормоконтролёра разработчика или другой организации, а также подписей должностных лиц соисполнителей разработки.
Лист утверждения оформляют в соответствии с приложением В.
5.2.2.2 Лист утверждения не размножают, не рассылают пользователям и не представляют в издательство.
Лист утверждения следует хранить в деле документа вместе с подлинником документа по 5.4.10.
5.2.3 Требования к структуре и содержанию пояснительной записки
5.2.3.1 Пояснительную записку составляют к каждой редакции проекта документа.
5.2.3.2 Структура и содержание пояснительной записки к первой редакции проекта документа должны соответствовать Б.1-Б.З (приложение Б).
5.2.3.3 Содержание пояснительной записки к окончательной редакции проекта документа должно быть дополнено положениями Б.4 (приложение Б).
11
5.2.3.4 Пояснительную записку подписывает руководитель разработки и ответственный исполнитель.
5.2.4 Требования к мероприятиям
5.2.4.1 Мероприятия разрабатывают для создания условий, обеспечивающих внедрение и последующее применение документа в организациях. Исходя из времени, необходимого для выполнения мероприятий, определяют дату введения в действие документа в Росгидромете. Мероприятия должны быть выполнены до даты введения в действие документа.
5.2.4.2 К мероприятиям, выполнение которых обязательно для каждого разработанного документа, относят:
а) издание и рассылку документа пользователям;
б) обеспечение внедрения документа в организациях;
в) оказание разработчиком методической помощи пользователям при внедрении документа в организациях и последующем его применении.
Эти мероприятия, как правило, включают в приказ по 5.2.6.
5.2.4.3 При необходимости выполнения значительного количества других мероприятий (работ), выполнение которых требует дополнительных затрат и исполнителей, мероприятия оформляют в виде плана мероприятий в соответствии с приложением Г.
К таким мероприятиям (работам), например, относят:
а) устранение противоречий между разрабатываемым и действующими документами и/или обновление взаимосвязанных документов;
б) обеспечение пользователей новым оборудованием, средствами измерений, стандартными образцами;
в) повышение квалификации работников организаций и подготовку кадров;
12
РД 52.18.28-2014
г) внедрение в организациях необходимых нормативных документов, в том числе документов, ссылки на которые применены в разработанном документе.
5.2.4.4 Допускается оформлять план мероприятий для нескольких, одновременно разрабатываемых и вводимых в действие взаимосвязанных документов.
5.2.5 Требования к форме и содержанию разнарядки на рассылку
5.2.5.1 Разнарядка на рассылку является документом, определяющим тираж издаваемого документа, и содержит перечень пользователей, в том числе заказчика, их почтовые адреса и количество экземпляров документа, рассылаемое им издающей организацией.
5.2.5.2 В разнарядке на рассылку разработчик должен предусмотреть:
а) дополнительное количество экземпляров документа (резервный тираж) для своей организации с целью обеспечения пользователей по разовым запросам;
б) необходимое количество экземпляров документа для Управления научных программ международного сотрудничества и информационных ресурсов (УНМР) для выполнения международных обязательств Росгидромета;
в) предоставление издающей организацией электронно-цифровой версии документа, аутентичной изданному документу, следующим организациям:
- разработчику;
- ГОС;
- Федеральному государственному бюджетному
образовательному учреждению дополнительного профессионального
13
образования «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета» (ФГБОУ ДПО «ИПК Росгидромета»).
5.2.5.3 Разработчик может уточнить количество экземпляров документа, указанное в проекте разнарядки на рассылку для каждого пользователя, на основании:
а) предложений, изложенных в отзывах на первую редакцию проекта документа;
б) результатов рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта документа;
в) заявок, полученных до утверждения «Плана издания научно-технической литературы» (далее - план издания).
Примечание - План издания формируют на основании «Положения о порядке подготовки и издания научно-технической литературы в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», утверждённого приказом Росгидромета от 23.10.2012 № 634.
5.2.5.4 Разнарядку на рассылку оформляют в двух экземплярах в соответствии с приложением Д. Один экземпляр передают в издающую организацию, второй — подшивают в дело документа по 5.4.10.
5.2.6 Требования к содержанию приказа
5.2.6.1 В приказе:
а) устанавливают дату введения в действие документа в Росгидромете;
б) включают указания об утверждении плана мероприятий (при наличии);
в) устанавливают необходимые мероприятия, сроки их выполнения и исполнителей согласно 5.2.4;
14
РД 52.18.28-2014
г) включают указания об отмене документа или отдельной части (раздела, приложения) документа, взамен которой разработан вводимый в действие документ;
д) включают указания о признании утратившим силу приказа, которым был введён в действие отменяемый документ (при наличии).
5.2.6.2 Проект приказа является основанием для подготовки заказчиком приказа о введении в действие документа в Росгидромете.
Пример оформления проекта приказа и требования к его содержанию приведены в приложении Е.
5.2.7 Правила подготовки первой редакции проекта документа к рассылке на отзыв
5.2.7.1 До направления проекта документа на отзыв разработчик должен:
а) обеспечить проведение нормоконтроля по РД 52.14.617 (с учётом положений ГОСТ Р 1.6 (пункт 4.4)) в своей организации или по отдельному договору в ГОС или другой организации;
б) доработать по результатам нормоконтроля;
в) подписать у нормоконтролёра;
г) представить на рассмотрение и подписание руководителям служб и подразделений, участвующих в разработке документа, руководителям разработчика и соисполнителя разработки (при наличии).
5.2.7.2 Первую редакцию проекта документа вместе с копией ТЗ (при наличии) и сопроводительной документацией по 5.2.1 следует направлять на отзыв одновременно всем организациям, указанным в ТЗ или пояснительной записке согласно Б.3.6 (приложение Б).
15
5.2.8 Правила рассмотрения первой редакции проекта документа и изложения отзыва
5.2.8.1 Разработка первой редакции проекта документа завершается рассылкой на отзыв первой редакции проекта документа.
5.2.8.2 Пользователь, получивший документы 5.2.7.2, готовит в письменном виде отзыв и направляет его разработчику не позднее чем через 1 месяц со дня получения документов, если другой срок не указан разработчиком в сопроводительном письме.
5.2.8.3 Замечания и предложения по первой редакции проекта документа и сопроводительной документации (далее - замечания) в отзыве излагают конкретно, обоснованно и в следующей последовательности:
а) по проекту документа:
- о целесообразности разработки;
- о проекте в целом;
- о наименовании;
- об области распространения;
- о структуре;
- об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах, графических материалах и/или приложениях документа. При этом целесообразно приводить предлагаемые редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображений графического материала;
б) по сопроводительной документации:
-о соответствии требованиям 5.2;
-о необходимости разработки плана мероприятий и/или о полноте его содержания;
- о полноте и достаточности содержания разнарядки на рассылку;
- о полноте содержания приказа.
РД 52.18.28-2014Содержание
1 Область применения ...................................................................... 1
2 Нормативные ссылки ..................................................................... 1
3 Сокращения .................................................................................... 4
4 Общие положения .......................................................................... 5
5 Правила разработки и утверждения документов........................ 8
5.1 Организация разработки документа ................................... 8
5.2 Разработка первой редакции проекта документа и
рассылка на отзыв............................................................... 10
5.2.1 Сопроводительная документация к первой
редакции проекта документа.................................... 10
5.2.2 Требования к содержанию и оформлению листа
утверждения документа............................................ 11
5.2.3 Требования к структуре и содержанию
пояснительной записки ............................................. 11
5.2.4 Требования к мероприятиям .................................... 12
5.2.5 Требования к форме и содержанию разнарядки
на рассылку................................................................ 13
5.2.6 Требования к содержанию приказа......................... 14
5.2.7 Правила подготовки первой редакции проекта
документа к рассылке на отзыв................................ 15
5.2.8 Правила рассмотрения первой редакции проекта
документа и изложения отзыва................................ 16
5.3 Подготовка окончательной редакции проекта документа
и её экспертиза..................................................................... 18
5.4 Утверждение документа ...................................................... 20
6 Учёт и хранение подлинников документов................................... 23
7 Правила проведения работ по обновлению документов ............ 24
7.1 Организация работ по обновлению документа.................. 24
7.2 Разработка изменения ......................................................... 26
ш
РД 52.18.28-2014
5.2.8.4 Отзыв, оформленный в соответствии с приложением Ж, подписывает руководитель подразделения пользователя, ответственного за подготовку отзыва, и составитель отзыва.
5.2.8.5 При рассмотрении проекта документа несколькими подразделениями пользователя отзыв готовят специалисты каждого подразделения.
Каждый отзыв подразделения является отдельным приложением к сопроводительному письму, направляемому разработчику от имени пользователя.
5.2.8.6 На основании полученных в отзывах замечаний разработчик составляет сводку замечаний по форме и правилам в соответствии с приложением И, дорабатывает с учётом принятых замечаний проект документа и сопроводительную документацию.
5.2.8.7 При наличии замечаний по содержанию первой редакции проекта документа разработчик должен согласовать доработанный проект первой редакции документа с организациями, приславшими эти замечания.
5.2.8.8 ГОС имеет право возвратить проект документа на доработку без рассмотрения, если:
а) отсутствует лист утверждения документа с необходимыми подписями;
б) при наличии листа утверждения и необходимых подписей проект документа не соответствует требованиям настоящего руководящего документа и РД 52.14.642 в части его содержания, построения, изложения или оформления;
в) не соответствуют установленным требованиям состав, содержание и/или оформление сопроводительной документации.
17
РД 52.18.28-2014
7.3 Проведение пересмотра документа ...................................27
7.4 Внесение поправки в документ ...........................................28
8 Правила осуществления отмены документов.............................. 29
Приложение А (обязательное) Форма и требования к содержанию
технического задания на разработку документа.......... 31
Приложение Б (обязательное) Структура и содержание
пояснительной записки к проекту документа............... 35
Приложение В (обязательное) Форма и требования
к оформлению листа утверждения документа,
выполненного на двух листах....................................... 39
Приложение Г (обязательное) Форма плана организационнотехнических мероприятий по подготовке
к применению в Росгидромете документа....................42
Приложение Д (обязательное) Форма разнарядки на рассылку
документа ........................................................................43
Приложение Е (справочное) Пример оформления проекта
приказа о введении в действие в Росгидромете
документа и требования к содержанию ........................45
Приложение Ж (обязательное) Форма отзыва на проект
документа ........................................................................47
Приложение И (обязательное) Форма сводки замечаний и
правила её заполнения ..................................................48
Приложение К (обязательное) Сопроводительная
документация к окончательной редакции проекта
документа ....................................................................... 50
Приложение Л (обязательное) Форма журнала регистрации
нормативных документов Росгидромета.................. 51
Приложение М (обязательное) Форма журнала регистрации
изменений и поправок к нормативным документам
Росгидромета.................................................................. 53
Приложение Н (обязательное) Форма поправки к документу ........... 55
IV
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ОБНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РОСГИДРОМЕТАДата введения - 2015—01—121 Область применения
Настоящий руководящий документ устанавливает правила
разработки, утверждения и введения в действие нормативных документов Росгидромета (далее — документы, если нет необходимости указывать статус и/или вид документа), правила проведения работ по их обновлению (путём внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих нормативных документов Росгидромета.
Настоящий руководящий документ подлежит применению
организациями, учреждениями и управлениями центрального аппарата Росгидромета (далее - организации, если нет необходимости указывать название организации или ее служб, выполняющих определённые функции).
Примечание—В настоящем руководящем документе применены термины по ГОСТИ и ГОСТР 1.12.
2 Нормативные ссылки
В настоящем руководящем документе использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
1
ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации.
Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации.
Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации.
Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации.
Термины и определения
ГОСТ Р 1.15-2009 Стандартизация в Российской Федерации.
Службы стандартизации в организациях. Правила создания и
функционирования
ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.2-2009 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по
межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ 8.556-91 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики определения состава и свойств проб вод. Общие требования к разработке
МИ 2525-99 Государственная система обеспечения единства измерений. Рекомендации по метрологии государственных научных метрологических центров Госстандарта России. Порядок разработки
ПР 50.1.074-2004 Правила стандартизации. Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к
2
РД 52.18.28-2014
ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены
РД 52.14.610-99 Положение о службах стандартизации Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РД 52.14.617-2000 Инструкция. Порядок проведения нормоконтроля РД 52.14.642-2003 Текстовые документы. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению РД 52.18.5-2012 Перечень нормативных документов РД 52.18.600-2011 Порядок внедрения нормативных документов РД 52.18.733-2010 Формирование и ведение фондов нормативных документов
РДТ 01-2008 Нормативные документы типовые. Порядок разработки утверждения, обновления и отмены
РДТ 13-2012 Стандартизация в Комитете Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. Основные положения
РТ 02-2008 Организация поверки средств измерений и порядок разработки документов на методики поверки Примечания
1 При пользовании настоящим руководящим документом целесообразно проверять действие ссылочных нормативных документов:
- национальных стандартов - в информационной системе общего пользования -на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году;
- нормативных документов Росгидромета и типовых нормативных документов -по РД 52.18.5 и дополнений к нему - ежегодно издаваемым информационным указателям нормативных документов (ИУНД).
2 Если ссылочный нормативный документ заменён (изменён), то при пользовании настоящим руководящим документом следует руководствоваться
3
заменённым (изменённым) нормативным документом. Если ссылочный нормативный документ отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Сокращения
В настоящем руководящем документе введены и применены следующие сокращения:
- ГОС - головная организации по стандартизации Росгидромета;
-документы - нормативные документы Росгидромета (если нет
необходимости указывать статус и/или вид документа);
- замечания — замечания и предложения по первой редакции проекта документа и сопроводительной документации;
- ИУНД - информационный указатель нормативных документов (ежегодно издаваемое дополнение к РД 52.18.5);
- мероприятия - организационно-технические мероприятия по подготовке к применению документа в Росгидромете;
- национальные стандарты - национальные стандарты Российской Федерации;
- организация - организация, учреждение и управление центрального аппарата Росгидромета (если нет необходимости указывать название организации или её служб, выполняющих определённые функции);
- план издания — план издания научно-технической литературы;
- план НИР и ОКР Росгидромета — план научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических и других работ Росгидромета для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
- приказ - приказ о введении в действие документа в Росгидромете;
- разнарядка на рассылку — разнарядка на рассылку документа пользователям;
РД 52.18.28-2014
- разработчик - организация, которой поручена разработка документа;
- сводка замечаний - перечень замечаний, изложенных пользователями в своих отзывах на первую редакцию проекта документа;
- ТЗ - техническое задание на разработку документа;
- УНМР - Управление научных программ международного сотрудничества и информационных ресурсов;
- ФГБОУ ДПО «ИПК Росгидромета» - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета»;
- ЦА- центральный аппарат Росгидромета.
4 Общие положения
4.1 В РДТ 13 (раздел 9) установлены статусы и виды документов, которые разрабатывают для достижения целей стандартизации и в соответствии с принципами стандартизации согласно РДТ 13 (разделы 5 и 6), а также в соответствии с требованиями настоящего руководящего документа и других нормативных документов, распространяющихся:
а) на определённый объект стандартизации, например:
- методику или метод измерений — по ГОСТ Р 8.563;
- методику определения состава и свойств проб воды -по ГОСТ 8.556;
- методику поверки средств измерений — по МИ 2525, РТ 02;
б) на определённый статус документа, например:
- межгосударственный стандарт - по ГОСТ 1.2, ГОСТ Р 1.8;
- национальный стандарт Российской Федерации (далее -национальный стандарт) - по ГОСТ Р 1.2;
- типовой нормативный документ - по РДТ 01.
5
В дополнение к статусам документов по РДТ 13 (раздел 9) в настоящем руководящем документе нагрузку статуса документа применительно к изменению к документу (далее - изменение) несёт слово «изменение».
4.2 Разработку документов и изменений осуществляют в соответствии с планом научно-исследовательских и опытноконструкторских, технологических и других работ Росгидромета для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (далее - план НИР и ОКР Росгидромета) организации, которым поручена разработка документа (далее — разработчик).
4.3 Разработку и утверждение документа осуществляют в следующей последовательности:
а) организация разработки документа;
б) разработка первой редакции проекта документа и рассылка на отзыв;
в) подготовка окончательной редакции проекта документа и её экспертиза;
г) утверждение документа.
4.4 Требования, устанавливаемые в документе, должны соответствовать современному уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу, учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг, а также отражать законные интересы заинтересованных юридических лиц.
4.5 Требования, устанавливаемые в документе, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, действующим нормативным документам Росгидромета, типовым нормативным документам и другим документам, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации.
1
В РД 52.14.28—98 раздел 3 содержал определения статусов, видов нормативных документов Росгидромета и требования к их содержанию. В связи с тем, что эти положения, как правило, устанавливают в нормативных документах вида «основные положения», они были включены в основополагающий типовой нормативный документ РДТ 13-2012 «Стандартизация в Комитете Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. Основные положения» (подразделы 9.1, 9.2).
II