КОМИТЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ типовой
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ТИПОВЫЕ
Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены
Обнинск ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД» 2011
Предисловие
Статьей 12 Договора об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 г.) было предусмотрено создание единой метеорологической службы. В порядке практической реализации положений указанной статьи Договора был образован Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, основные задачи, функции и права которого установлены в положении о Комитете, утвержденном постановлением Совета министров Союзного государства от 29 апреля 2003 г. № 10.
Порядок взаимодействия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Белгидромет) при подготовке научно-методических, организационно-распорядительных и нормативных документов определен решением коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды от 30-31 октября 2006 г. № 33/2
Сведения о руководящем документе типовом
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-производственное объединение «Тайфун» (ФГБУ «НПО «Тайфун») Росгидромета
2 РАЗРАБОТЧИКИ Л.С. Сараева (руководитель разработки), Р.Ю. Рябова, Л.А. Короткова
3 СОГЛАСОВАН:
- с Белгидрометом 03.12.2007;
- с Управлением гидрометеорологии и активных воздействий Росгидромета 30.10.2008
а) взаимосогласованные организационно-методические и общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие терминологическое взаимопонимание, совместимость, техническое единство и взаимосвязь существующих и создаваемых новых методов и технологий выдачи различных видов гидрометеорологических прогнозов, условий и оценки состояния и загрязнения природной среды;
б) требования, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) и оказании услуг, в том числе правила разработки и оформления технической и нормативной документации на создаваемые новые методы и технологии сбора, обработки, распространения и хранения информационной продукции;
в) требования к разработке нормативных и научно-методических документов, направленных на развитие и совершенствование системы гидрометеорологической безопасности на сопряженных территориях обеих стран;
г) требования по совершенствованию, разработке и созданию эффективных методов и технологий в сфере гидрометеорологической деятельности, по оснащению наблюдательных и оперативнопроизводственных подразделений гидрометслужб обеих стран современными приборами и оборудованием и др.
3.1.3 Разработку типовых нормативных документов планируют в рамках программы Союзного государства и финансируют за счет средств, выделяемых на ее реализацию. Разработка типовых нормативных документов может быть также осуществлена за счет других источников финансирования по договоренности между гидрометслужбами.
3.1.4 Для разработки в качестве типового нормативного документа, кроме вновь разрабатываемого, в проект программы Союзного государства может быть предложен:
а) нормативный документ, действующий в одной из гидрометслужб. В этом случае после утверждения типового нормативного документа в
гидрометслужбе отменяют действие нормативного документа, взамен которого разработан типовой нормативный документ, и сведения об этом вносят в элемент «Предисловие» в пункт «ВЗАМЕН». При необходимости в гидрометслужбе наряду с типовым нормативным документом оставляют в действии нормативный документ на тот же объект стандартизации до его пересмотра. При этом в элементе «Предисловие» типового нормативного документа записывают: «Действует в ... (Росгидромете или Белгидромете) совместно с ... (указывают обозначение и/или наименование действующего нормативного документа) до разработки на основе настоящего РДТ... (или настоящих РТ...) нормативного документа (Росгидромета или Белгидромета) в части... (указывают обозначения разделов, подразделов, пунктов)»;
б) нормативный документ, разрабатываемый в одной из гидромет-служб на любой стадии, если объект стандартизации, на который он разрабатывается, может быть применен для формирования общего подхода к организации и проведению работ в рамках совместной оперативнопроизводственной деятельности гидрометслужб в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
3.1.5 В процессе формирования проекта программы Союзного государства исполнители соответствующих разделов программы от Росгидромета и Белгидромета определяют организацию-разработчика типового нормативного документа. После утверждения программы в организации-разработчике назначают руководителя разработки, ответственного исполнителя, исполнителей, которые в дальнейшем будут осуществлять все необходимые действия, связанные с разработкой типового нормативного документа, комплекта сопроводительной документации и формированием дела типового (нормативного) документа.
3.1.6 На каждый разрабатываемый типовой (нормативный) документ формируют дело типового (нормативного) документа. Ответственный
исполнитель организации-разработчика (далее - ответственный исполнитель) подшивает в него и хранит в течение всего срока действия типового (нормативного) документа:
а) подлинник технического задания на разработку типового (нормативного) документа (ТЗ);
б) копии всех редакций проекта типового (нормативного) документа;
в) пояснительные записки к первой и окончательной редакциям;
г) план организационно-технических мероприятий по подготовке к применению типового (нормативного) документа (далее - план организационно-технических мероприятий) - при наличии;
д) сводку отзывов к первой редакции;
е) сводку замечаний и предложений к окончательной редакции - при наличии;
ж) копии сопроводительных писем о направлении типового (нормативного) документа на отзыв, согласование, утверждение и регистрацию;
и) письма организаций с отзывами на проект типового (нормативного) документа;
к) выписку из протокола рассмотрения окончательной редакции проекта типового (нормативного) документа на ученом (научно-техническом) совете (секции) организации-разработчика;
л) документы, подтверждающие согласование проекта типового (нормативного) документа (если он согласован письмом, телеграммой, факсом);
м) копию разнарядки на рассылку типового (нормативного) документа (далее - разнарядка на рассылку);
н) копию свидетельства об аттестации методики (метода) измерений -для методики (метода) измерений;
п) копию приказа о введении в действие типового (нормативного) документа.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.1.7 Типовые нормативные документы разрабатывают в статусах типовой руководящий документ и типовые рекомендации.
3.1.7.1 В типовом руководящем документе устанавливают организационно-методические или общетехнические требования, нормы, правила организации и выполнения работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках совместной оперативно-производственной деятельности гидрометслужб.
3.1.7.2 Типовые рекомендации содержат организационно-методические и общетехнические требования, нормы, правила организации и выполнения работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, которые целесообразно предварительно проверить на практике в течение установленного срока действия до их установления в типовом нормативном документе более высокого статуса.
3.1.7.3 В Росгидромете в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области технического регулирования и стандартизации разрабатывают также национальные стандарты, своды правил и стандарты организаций.
3.1.7.4 В Белгидромете в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации разрабатывают также технические кодексы установившейся практики, технические условия, стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций.
3.1.8 Типовые (нормативные) документы в зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований подразделяют на следующие основные виды:
- основополагающие по областям деятельности;
- положения;
- наставления (руководства);
- методики;
- инструкции (правила);
- нормы;
- нормативы;
- коды;
- таблицы;
- перечни.
Характеристики и содержание типовых (нормативных) документов установлены в РД 52.14.28 (пункт 3.3).
3.1.9 Построение, изложение и оформление типовых (нормативных) документов должно соответствовать ГОСТ 1.5, ГОСТ Р 1.5 (с учетом положений РД 52.14.642) или ТКП 1.5 со следующими дополнениями.
Текст ТЗ, типового (нормативного) документа, сопроводительной документации по 3.4.1, изменения типового (нормативного) документа (далее - изменения) печатают на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора межстрочных интервала гарнитурой шрифта Arial размером не менее 14-го кегля. Допускается использование гарнитуры шрифта Times New Roman размером не менее 14-го кегля.
Таблицы, примечания, примеры, сноски, приложения печатают уменьшенным размером шрифта.
Поле с правой стороны текста должно быть шириной не менее 10 мм, с левой стороны текста, сверху и снизу - не менее 20 мм.
Абзацный отступ в типовом (нормативном) документе должен быть одинаковым и равен:
- пяти пробелам - в тексте типового (нормативного) документа;
- трем пробелам - в тексте граф таблиц.
3.1.10 Заголовки разделов, подразделов, пунктов (при наличии) типового (нормативного) документа печатают с абзацного отступа увеличенным размером жирного шрифта, отделяя от номера пробелом, начиная с прописной буквы, без точки в конце и не подчеркивая. В заголовках не допускается вводить сокращения, за исключением общепризнанных аббревиатур, единиц величин и сокращений, входящих в условные обозначения продукции.
Заголовки разделов отделяют от заголовков подразделов и от предыдущего текста и заголовки подразделов от последующего текста двумя межстрочными интервалами. Если заголовок раздела и подраздела состоит из двух и более строк, то расстояние между строками заголовка раздела и подраздела должно быть один межстрочный интервал. 3.1.7-3.1.10 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.1.11 В проекте типового (нормативного) документа допускается делать ссылки на проекты разрабатываемых взаимосвязанных с ним типовых (нормативных) документов, если будет обеспечена одновременность их утверждения и/или введения в действие.
3.1.12 После перечня ссылочных нормативных документов приводят примечание.
«Примечание- При пользовании настоящим_
указывают статус типового
_следует проверить действие ссылочных нормативных
(нормативного) документа
документов_
указывают соответствующие указатели нормативных документов по состоянию на 1 января текущего года и информационным указателям к ним, опубликованным в текущем году. Если ссылочный нормативный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим_
указывают статус
_следует руководствоваться замененным
типового (нормативного) документа
(измененным) нормативным документом. Если ссылочный нормативный документ отменен без замены, то положение, в котором дана на него ссылка, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.».
3.1.11, 3.1.12 (Введены дополнительно, Изм. № 1)
3.1.13 Информацию о ходе выполнения работ по разработке типового нормативного документа заслушивают на заседаниях коллегии Комитета Союзного государства, которая принимает соответствующее
Ю
решение об одобрении и представлении на утверждение или о доработке, дополнительном согласовании типового нормативного документа.
Предложение о рассмотрении проекта типового нормативного документа на коллегии Комитета Союзного государства направляют секретарю коллегии при формировании плана работы коллегии на планируемый год.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2 Стадии разработки типового (нормативного) документа
Устанавливают следующие стадии разработки проекта типового (нормативного) документа:
а) разработка и утверждение ТЗ;
б) разработка первой редакции и рассылка на отзыв;
в) разработка окончательной редакции и согласование;
г) утверждение и регистрация;
д) издание и рассылка.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3 Разработка и утверждение технического задания
3.3.1 ТЗ является исходным документом для разработки типового (нормативного) документа, устанавливающим требования к его содержанию и этапам выполнения работ.
ТЗ разрабатывает организация-разработчик на основании результатов анализа материалов по объекту стандартизации с учетом действующих в гидрометслужбах стандартов и других нормативных документов.
3.3.2 ТЗ оформляют в соответствии с приложением А.
3.3.3 В процессе разработки проекта ТЗ ответственный исполни-
тель должен:
а) организовать проведение нормоконтроля проекта ТЗ по РД 52.14.617 в своей организации или по отдельному договору в головной организации по стандартизации (ГОС) или другой организации;
б) доработать проект ТЗ по результатам нормоконтроля;
в) согласовать проект ТЗ в последовательности:
1) с заинтересованными организациями гидрометслужб в зависимости от объекта стандартизации (далее - заинтересованные организации гидрометслужб);
2) с ГОС;
3) с организацией (департаментом) Белгидромета по направлению деятельности1;
4) с управлениями Центрального аппарата (ЦА) Росгидромета по направлениям деятельности2.
Допускается оформлять согласование проекта ТЗ письмом (телеграммой или факсом). В этом случае под грифом «СОГЛАСОВАНО» указывают следующие данные: должность руководителя (заместителя
руководителя) и наименование согласующей организации, его инициалы и фамилию, наименование документа в именительном падеже, которым согласован проект типового (нормативного) документа (письмо, телеграмма или факс), исходящий номер и дату письма, телеграммы или факса.
Пример - СОГЛАСОВАНО
Генеральный директор ФГБУ «НПО «Тайфун»
В.М. Шершаков
Письмо № 01-46/1110 от 12.07.2011
3.3.4 Согласованный проект ТЗ организация, департамент Белги-дромета или управление ЦА Росгидромета по направлению деятельности (далее - организация (департамент, управление ЦА) гидрометслужбы по направлению деятельности) представляет на утверждение, после утверждения направляет в организацию-разработчик.
3.3.5 ТЗ не разрабатывают:
а) в случаях, предусмотренных в 3.1.4;
б) при разработке типового (нормативного) документа по результатам научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы;
в) при разработке нового типового (нормативного) документа взамен действующего;
г) при наличии типового ТЗ.
При этом перечень организаций, которым следует направлять проект типового (нормативного) документа на отзыв и согласование, определяет ответственный исполнитель по согласованию с организацией (департаментом, управлением ЦА) гидрометслужбы по направлению деятельности. Принятое решение отражают в пояснительной записке к первой редакции проекта типового (нормативного) документа в соответствии с Б.З (приложение Б).
3.3.2-3.3.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4 Разработка первой редакции проекта типового (нормативного) документа
3.4.1 Ответственный исполнитель в соответствии с ТЗ разрабатывает первую редакцию проекта типового (нормативного) документа и комплект сопроводительной документации, содержащий:
а) пояснительную записку;
б) проект плана организационно-технических мероприятий;
в) проект разнарядки на рассылку;
г) проект приказа о введении в действие типового (нормативного) документа.
3.4.1.1 Структура и содержание пояснительной записки к проекту типового (нормативного) документа должны соответствовать приложению Б.
3.4.1.2 План организационно-технических мероприятий оформляют в соответствии с приложением В.
В проекте плана организационно-технических мероприятий в зависимости от особенностей применения в гидрометслужбах соответствующих требований типового (нормативного) документа предусматривают материально-техническую и организационную подготовку к применению типового (нормативного) документа и в зависимости от области распространения типового (нормативного) документа в общем случае в него включают работы:
а) по пересмотру, изменению или отмене действующих взаимосвязанных типовых (нормативных) документов;
б) по обеспечению организаций новым или модернизированным оборудованием, средствами измерений, стандартными образцами;
в) по повышению квалификации работников организации и подготовке кадров;
г) другие, направленные на соблюдение требований типового (нормативного) документа.
РДТ 01-2008
4 ОДОБРЕН решением коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды от 1-2 июля 2008 г. № А0Г7
5 УТВЕРЖДЕН Руководителем Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды 01.11.2008
6 ЗАРЕГИСТРИРОВАН головной организацией по стандартизации Росгидромета за номером РДТ 01-2008 от 10.11.2008
7 ВЗАМЕН РДТ 01-2008 «Нормативные документы типовые. Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены» издания 2009 г.
8 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 2016 год ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 5 лет
9 ИЗДАНИЕ декабрь 2011 г. с ИЗМЕНЕНИЕМ № 1, одобренным решением коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды от 29-30 июня 2011 г. № 52/8, утвержденным и.о. Руководителя Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды 02.08.2011, зарегистрированным головной организацией по стандартизации Росгидромета за номером PH 01-2011 от 08.08.2011
10 ДЕЙСТВУЕТ в Росгидромете совместно с РД 52.14.28-98 (до разработки нормативного документа Росгидромета на основе настоящего РДТ 01-2008 и РД 52.14.28-98) в части:
а) положений, изложенных в примечаниях 1 перечисление а) и 2 к разделу 2 «Нормативные ссылки»;
б) статусов, видов, стадий, порядка разработки нормативных документов, изменений и комплекта сопроводительной документации к ним, издания, рассылки и введения в действие нормативных документов, определенных в подразделе 3.2; пунктах 3.1.6; 3.1.7.3; 3.1.8-3.1.12; 3.3.1;
При необходимости указывают объемы предполагаемых работ, затрат и источники их финансирования.
Допускается разрабатывать план организационно-технических мероприятий по подготовке к применению нескольких, одновременно разрабатываемых и представляемых на утверждение взаимосвязанных типовых (нормативных) документов.
План организационно-технических мероприятий должен быть выполнен до даты введения в действие типового (нормативного) документа, установленной с учетом времени, необходимого для выполнения всех включенных в него организационно-технических мероприятий.
В план организационно-технических мероприятий не рекомендуется включать мероприятия по подготовке к изданию и рассылке типового (нормативного) документа и оказанию методической помощи организаци-ям-пользователям, т.к. издание документов осуществляется по «Плану подготовки и издания научно-технической литературы на планируемый год» (далее - план издания), а оказание методической помощи является прямой обязанностью разработчика документа.
При отсутствии мероприятий, необходимых для подготовки к применению типового (нормативного) документа, план организационнотехнических мероприятий не разрабатывают.
3.4.1.3 Разнарядка на рассылку представляет собой перечень органи-заций-пользователей типового (нормативного) документа с указанным для них количеством экземпляров изданного типового (нормативного) документа.
Разнарядку на рассылку оформляют в 2 экз. в соответствии с приложением Г.
Количество экземпляров типового (нормативного) документа, указанное организацией-разработчиком в проекте разнарядки на рассылку, при необходимости может быть уточнено заинтересованными организациями гидрометслужб или организацией (департаментом, управлением ЦА) гидрометслужбы по направлению деятельности при рассмотрении первой
РДТ 01-2008
3.3.3; 3.3.4; перечислениях б)-г) 3.3.5; 3.4.1; 3.4.2.1; 3.4.5-3.4.7; 3.5.1; 3.5.2; перечислениях а)-е) 3.5.3; 3.5.4-3.5.7; 3.6.4; перечислениях а), б) и
г) 3.6.5; 3.6.7-3.6.9;
в) обновления, отмены, переиздания нормативных документов и информирования о них, определенных в разделе 5; подразделах 4.1; 4.3 и 4.5; пунктах 4.2.1; 4.2.3; 4.2.6^.2.8; 4.4.1; 4.4.3.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Содержание
1 Область применения...........................................................................................1
2 Нормативные ссылки...........................................................................................2
3 Порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, рассылки и
применения типовых (нормативных) документов..............................................4
3.1 Общие положения.........................................................................................4
3.2 Стадии разработки типового (нормативного) документа..........................11
3.3 Разработка и утверждение технического задания....................................11
3.4 Разработка первой редакции проекта типового (нормативного)
документа.....................................................................................................14
3.5 Разработка окончательной редакции проекта типового
(нормативного) документа...........................................................................19
3.6 Утверждение, регистрация, издание, рассылка, введение
в действие и применение типовых (нормативных) документов................23
4 Порядок обновления, отмены и переиздания типовых (нормативных)
документов.........................................................................................................27
4.1 Организация работы по обновлению типовых (нормативных)
документов...................................................................................................27
4.2 Порядок разработки, утверждения, регистрации, издания изменений
типовых (нормативных) документов и их внесения в типовые (нормативные) документы...........................................................................29
4.3 Порядок пересмотра типовых (нормативных) документов......................31
4.4 Порядок отмены типовых (нормативных) документов..............................32
4.5 Порядок переиздания типовых (нормативных) документов.....................32
5 Порядок информирования об утвержденных, отмененных, замененных типовых (нормативных) документах и изменениях действующих
типовых (нормативных) документов.................................................................34
Приложение А (обязательное) Форма технического задания на
разработку типового нормативного документа.............................36
РДТ 01-2008
Приложение Б (обязательное) Структура и содержание пояснительной записки к типовому (нормативному) документу
или изменению типового (нормативного) документа...................40
Приложение В (обязательное) Форма плана организационно-технических мероприятий по подготовке к применению типового
(нормативного) документа..............................................................43
Приложение Г (обязательное) Форма разнарядки на рассылку типового
(нормативного) документа или изменения типового
(нормативного) документа.............................................................44
Приложение Д (обязательное) Форма листа утверждения типового нормативного документа или изменения типового
нормативного документа................................................................46
Приложение Е (обязательное) Форма титульного листа типового
нормативного документа................................................................48
Приложение Ж (обязательное) Форма предисловия типового
нормативного документа................................................................49
Приложение И (обязательное) Форма сводки отзывов на первую
редакцию проекта типового (нормативного) документа...............51
Приложение К (обязательное) Порядок применения типовых
нормативных документов...............................................................52
Приложение Л (обязательное) Форма первой страницы изменения
типового нормативного документа...............................................53
Приложение М (обязательное) Форма второй и последующих страниц
изменения типового нормативного документа..............................54
Приложение Н (обязательное) Форма титульного листа изменения
типового нормативного документа................................................55
Приложение П (обязательное) Форма предисловия изменения
типового нормативного документа................................................56
Приложение Р (обязательное) Форма листа регистрации изменений
типового нормативного документа................................................58
Подраздел 4.5, приложения М-Р (Введены дополнительно, Изм. № 1).
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ТИПОВОЙНОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ТИПОВЫЕ Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены
Дата введения - 2012-07-01
1 Область применения
Настоящий типовой руководящий документ устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, издания, рассылки, введения в действие, обновления и отмены типовых нормативных документов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Настоящий типовой руководящий документ предназначен для применения организациями3 Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Белгидромет)4, разрабатывающими типовые нормативные документы в рамках целевых контрактов по реализации программ Союзного государства в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды (далее - программа Союзного государства) в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
РДТ 01-2008
2 Нормативные ссылки
В настоящем типовом руководящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ТКП 1.2-2004 Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов
ТКП 1.5-2004 Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов
РД 52.14.5-98 Перечень нормативных документов
РД 52.14.28-98 Инструкция. Порядок разработки и обращения отраслевых руководящих документов и рекомендаций
РД 52.14.617-2000 Инструкция. Порядок проведения нормоконтроля
РД 52.14.642-2003 Инструкция. Текстовые документы. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию
РДТ 04-2009 Руководящий документ типовой. Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации
Примечания
1 При пользовании настоящим типовым руководящим документом следует проверять:
а) для Росгидромета:
1) действие ссылочных стандартов - по указателю «Национальные стандарты». составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по информационным указателям национальных стандартов;
2) действие ссылочных нормативных документов Росгидромета - по РД 52.14.5 «Перечень нормативных документов» и ежегодным информационным указателям нормативных документов (ИУНД) Росгидромета;
б) для Белгидромета действие ссылочных технических кодексов установившейся практики - по официальному изданию Госстандарта Республики Беларусь «Техническое нормирование и стандартизация. Каталог технических нормативных правовых актов», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по информационным указателям технических нормативных правовых актов.
2 Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим типовым руководящим документом следует руководствоваться замененным (измененным) нормативным документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3 Порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, рассылки и применения типовых (нормативных) документов5
3.1 Общие положения
3.1.1 В связи с существующими в Росгидромете и Белгидромете различиями в организации управления гидрометеорологической деятельностью коллегия Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды (далее - коллегия Комитета Союзного государства) приняла решение от 30-31 октября 2006 г. № 33/2 «О новом порядке взаимодействия Росгидромета и Белгидромета при подготовке научно-методических, организационно-распорядительных и нормативных документов» установить порядок разработки нормативных документов, предназначенных для формирования совместного подхода к организации и проведению работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях при осуществлении совместной оперативнопроизводственной деятельности гидрометслужб, в статусе типовых.
Примечание - Типовой нормативный документ - нормативный документ, устанавливающий типовые для определенного вида деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях требования к структуре, объему и содержанию процедур, подлежащих выполнению, и являющийся, как правило, основой для составления в гидрометслужбах соответствующих нормативных документов, учитывающих фактические условия и специфику проводимых работ.
3.1.2 К типовым нормативным документам, разрабатываемым в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках Комитета Союзного государства, относят нормативные документы, устанавливающие:
1
С Департаментом по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (структурным подразделением ЦА Минприроды РБ) - в части направления «стандартизация»;
с Государственным учреждением «Республиканский гидрометеорологический центр» (ГУ «РГМЦ») - в части направлений «метрология» и «ведение фонда данных по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды»;
с Государственным учреждением «Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды» (ГУ «РЦРКМ») - в части направления «мониторинг загрязнения окружающей природной среды».
2
С Управлением гидрометеорологии и технического развития (УГТР) Росгидромета - в части направления «стандартизация» и «метрология»;
с Управлением мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ (УМЗА) Росгидромета - в части направления «мониторинг загрязнения окружающей природной среды»;
с Управлением научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов (УНМР) Росгидромета - в части направления «ведение фонда данных по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды».
3
Организация - группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений, например компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них (ГОСТ Р ИСО 9000, статья 3.3.1).
4
Далее по тексту применяется сокращение «гидрометелужбы», если требования данного типового нормативного документа распространяются на Росгидромет и Белгидромет.
5
Здесь и далее запись «типовой (нормативный) документ» означает, что требования, изложенные в разделе, подразделе, пункте или приложении, распространяются как на типовые нормативные документы, разрабатываемые в соответствии с настоящим типовым руководящим документом, так и на нормативные документы Ростдромета, разрабатываемые в соответствии с РД 52.14.28.