Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

170 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации содержат основные положения по разработке, внедрению и совершенствованию системы управления производственным объединением и промышленным предприятием на основе стандартизации. Рекомендации предназначены для специалистов головных и базовых организаций отраслей промышленности по вопросам совершенствования управления производственным объединением и промышленным предприятием, а также для специалистов производственных объединений и промышленных предприятий

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Построение системы управления ПО (ПП)

     2.1. Общие принципы построения СУ ПО (ПП)

     2.2. Целевая подсистема СУ ПО (ПП)

     2.3. Функциональная подсистема СУ ПО (ПП)

     2.4. Подсистема линейного управления

     2.5. Взаимодействие подсистем управления

     2.6. Автоматизация управления

     2.7. Стандартизация управления

3. Проектирование СУ ПО (ПП)

     3.1. Предпроектный этап

     3.2. Разработка проекта СУ

     3.3. Внедрение СУ

     3.4. Развитие и совершенствование СУ

4. Организация работ в отрасли по совершенствованию управления на основе стандартизации

Приложение 1. Основные общесистемные принципы управления и формы их проявления применительно к построению СУ ПО (ПП)

Приложение 2. Основные области и цели деятельности ПО (ПП)

Приложение 3. Принципы формирования перечня конкретных функций управления ПО (ПП)

Приложение 4. Правое обеспечение управления

Приложение 5. Информационное обеспечение управления

Приложение 6. Пример описания управления в целевых подсистемах СУ ПО (ПП)

Приложение 7. Делопроизводство

Приложение 8. Оснащение ПО (ПП) техническими средствами управленческого труда

Приложение 9. Пример описания управления в целевых подсистемах СУ ПО (ПП)

Приложение 10. Фрагмент декомпозиции объекта управления в целевой подсистеме "Управление развитием производства"

Приложение 11. Основные методические положения по формированию состава показателей для описания объекта управления

Приложение 12. Объекты, цели и показатели эффективности управления в целевой подсистеме "Управление развитием производства"

Приложение 13. Основные методические положения по формированию системы целей

Приложение 14. Пример перечня специальных функций управления в подсистеме "Управление развитием производства"

Приложение 15. Состав работ головного подразделения по целевой подсистеме, сгруппированной по основным элементам управленческого типа

Приложение 16. Пример формулирования целей управления и выбора критериев эффективности управления в функциональной подсистеме

Приложение 17. Пример состава специальных функций управления линейных руководителей по функциональной подсистеме СУ ПО (ПП)

Приложение 18. Пример приказа по ПО (ПП) о начале работ по СУ и создании Координационного совета по СУ

Приложение 19. Пример программы работ по совершенствованию СУ

Приложение 20. Примерная тематика лекций для руководителей ПО (ПП)

Приложение 21. Примерное положение о Координационном совете СУ ПО (ПП)

Приложение 22. Примерное положение о руководителе целевой подсистемы

Приложение 23. Примерное положение о головном отделе по целевой подсистеме

Приложение 24. Примеры заполнения ячеек макета СУ

Приложение 25. Пример методики предпроектного анализа

Приложение 26. Пример отчета по обследованию и анализу ПО (ПП) и СУ

Приложение 27. Рекомендуемая структура и содержание СТП на СУ ПО (ПП)

Приложение 28. Пример СТП на целевую подсистему " Управление выполнением плана производства и поставок продукции"

Приложение 29. Примеры СТП на функциональные подсистемы "Материально-техническое снабжение" и "Организация производства (основного, обеспечивающего и обслуживающего)"

Приложение 30. Пример отраслевой программы совершенствования СУ ПО (ПП), разработанной на основе программы Минсельхозмаша

Приложение 31. Перечень принятых условных сокращений и обозначений

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

РЕКОМЕНДАЦИИ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ И ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ. РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1986

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

РЕКОМЕНДАЦИИ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ И ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Л\ о с к о а ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Пример перечня специальных функций управления в подсистеме приведен в приложении 14.

2.2.6. Основными задачами руководителя и головного подразделения по целевой подсистеме являются:

обеспечение устойчивого функционирования целевой подсистемы, направленного на достижение ее целей;

планомерное совершенствование механизма управления в подсистеме для повышения возможностей ее адаптации к изменению условий (целей) деятельности.

Руководитель и головное подразделение осуществляют замкнутый цикл управления в рамках подсистемы путем реализации основных элементов управленческого цикла в соответствии с п. 1.5.4 настоящих рекомендаций.

Головное подразделение по целевой подсистеме готовит предложения по стратегическим вопросам управления подсистемой для руководителя целевой подсистемы и осуществляет всю текущую работу по поддержанию эффективного функционирования целевой подсистемы.

Пример состава работ головного подразделения по целевой подсистеме приведен в приложении 15.

Линейно и методически головное подразделение по целевой подсистеме подчиняется руководителю целевой подсистемы и ответственно перед ним за качество и своевременность разрабатываемых проектов решений и за эффективность текущего функционирования целевой подсистемы.

Руководителя целевой подсистемы целесообразно наделять правом принятия окончательных решений по оперативным вопросам функционирования подсистемы.

По стратегическим вопросам управления в подсистеме, касающимся политики ПО (ПП) в данной области деятельности, а также вопросам, затрагивающим функционирование СУ ПО (ПП) в целом, правом принятия окончательных решений целесообразно наделять руководящие органы СУ более высокого ранга.

Руководитель целевой подсистемы линейно подчинен руководителю ПО (ПП) и ответственен перед ним за результаты функционирования подсистемы.

Специальные функции управления и составляющие их задачи управления реализуются функциональными подразделениями ПО (ПП) при участии органов целевого управления и линейных руководителей. Порядок их взаимодействия изложен в разд. 2.5.

При определении состава специальных функций управления и распределении их по подразделениям ПО (ПП) следует руководствоваться следующими положениями:

учитывать сложившуюся специализацию деятельности функциональных подразделений ПО (ПП);

обеспечивать равномерность загрузки исполнителей подразделений управленческими работами.

В случае, если одну специальную функцию управления реализуют несколько подразделений ПО (ПП), необходимо определить

8

подразделение, ответственное за выполнение данной специальной функции, и подразделения-соисполнители, а также порядок их взаимодействия при выполнении специальной функции управления.

Пример распределения специальных функций управления по подразделениям ПО (ПП) приведен в приложении 15.

2.3. Функциональная подсистема СУ ПО (ПП)

Функциональная подсистема представляет собой часть системы управления, реализующую одну из конкретных функций управления ПО (ПП).

Основными элементами функциональной подсистемы являются:

цели управления в подсистеме;

показатели и критерии управления в подсистеме;

специальные функции и задачи управления в подсистеме;

организация управления в подсистеме;

комплекс нормативно-технических документов (НТД), регламентирующих управление в подсистеме.

2.3.1.    Построение системы целей управления в подсистеме осуществляется в соответствии с общими правилами, изложенными в п. 2.2.1. настоящих рекомендаций.

Для описания объекта управления в подсистеме выбирается набор понятий, характеризующий, в соответствии со специализацией подсистемы, состояние элементов производства (предметы труда, средства труда, труд) на стадиях исследования, проектирования, производства, обращения, реализации и эксплуатации продукции.

Для одних функциональных подсистем (управление технической подготовкой производства, управление кадрами, управление материально-техническим снабжением и т. д.) в качестве объекта управления выбираются понятия, характеризующие отдельные элементы производства, для других (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование, учет и отчетность, экономический анализ и т. д.) набор понятий должен характеризовать всю систему элементов производства.

Целью управления в подсистеме является поддержание (улучшение) показателей, характеризующих объект управления в подсистеме.

Пример формулирования целей управления в подсистеме приведен в приложении 16.

2.3.2.    Критериями эффективности управления в функциональной подсистеме является степень выполнения заданных техникоэкономических показателей, характеризующих влияние данной подсистемы на конечные показатели деятельности ПО (ПП).

Пример выбора критериев эффективности приведен в приложении 16.

2.3.3.    При определении состава специальных функций и задач подсистемы необходимо исходить из двойственного характера деятельности, выполняемой в рамках функциональной подсис-

9

темы. Деятельность первого вида направлена на создание необходимых условий для эффективного протекания производственного процесса (Например, в функциональной подсистеме «Материально-техническое снабжение» к такой деятельности относится: определение потребности ПО (ПП) в материалах, заключение договоров с поставщиками, доставка материалов на склад и их хранение и т. д.). Она характерна для исполнителей и соисполнителей при реализации задач, входящих в специальные функции.

К деятельности второго вида можно отнести реализацию управленческого цикла по отношению к деятельности первого вида (Например, планирование работ по материально-техническому снабжению, их контроль, учет, анализ, организация и т. д.). Этот вид деятельности, в основном, характерен для руководителей подсистем, ответственных исполнителей по специальным функциям.

2.3.4.    Головным подразделением по функциональной подсистеме целесообразно назначать подразделение ПО (ПП), в функциональные обязанности которого входит выполнение большинства специальных функций управления, а также организация и координация их выполнения другими подразделениями ПО (ПП).

Этими же правилами следует руководствоваться при определении головного подразделения по специальной функции и задаче управления.

Руководителем функциональной подсистемы целесообразно назначать непосредственно начальника головного подразделения по подсистеме.

В качестве подразделений-соисполнителей по специальным функциям и задачам управления в функциональной подсистеме следует назначать подразделения ПО (ПП), которые либо самостоятельно выполняют большую часть работ по специальной функции или задаче управления, либо являются необходимым согласующим звеном при реализации работ по этим специальным функциям и задачам управления.

2.3.5.    Комплекс НТД на функциональную подсистему формируется таким образом, чтобы им регламентировалась вся деятельность функциональной подсистемы в соответствии с п. 2.3.3.

2.4. Подсистема линейного управления

2.4.1. Функции и задачи управления линейных руководителей следует определять для каждого уровня управления.

Функции и задачи управления каждого линейного руководителя целесообразно устанавливать на основе анализа его долевого участия в реализации специальных функций и задач управления СУ ПО (ПП).

Пример состава специальных функций линейных руководителей по подсистеме «Перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование» приведен в приложении 17.

При определении долевого участия линейных руководителей в выполнении специальных функций и задач управления целесообразно исходить из следующих положений:

10

на уровне управления ПО (ПП) — руководителям следует ориентироваться преимущественно на решение важнейших технических, экономических и социальных вопросов, определяющих конечные результаты производственно-хозяйственной и социальной деятельности, а также на перспективы развития ПО (ПП).

на уровне управления производственной единицей объединения, производством и цехом — руководителям следует ориентироваться преимущественно на организацию ритмичного выполнения производственных заданий и выпуск продукции в установленных номенклатуре и качестве, на эффективное использование имеющихся производственных ресурсов и основных производственных фондов, а также на повседневное решение вопросов социальной жизни коллектива,

на уровне производственного участка, бригады — руководителю следует ориентироваться преимущественно на повседневное выполнение и перевыполнение производственных заданий, внедрение передовых методов организации труда, обучение рабочих передовым методам и приемам труда, повышение его качества, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, а также на содержание в исправности технологического оборудования, оснастки и инструмента.

Организационно-нормативной основой подсистемы линейного управления являются положения о соответствующих структурных подразделениях и их руководителях и должностные инструкции, а также документы СУ ПО (ПП), в которых регламентирован порядок выполнения задач линейных руководителей

2.5. Взаимодействие подсистем управления

2.5.1.    При проектировании и функционировании системы управления ПО (ПП) необходимо учитывать взаимодействие подсистем. Можно выделить три вида взаимодействия подсистем:

взаимодействие целевых подсистем между собой; взаимодействие функциональных подсистем между собой; взаимодействие целевых, функциональных подсистем и подсистемы линейного управления.

2.5.2.    Во взаимодействии целевых подсистем можно выделить две формы:

устанавливается приоритетность одних целей деятельности ПО (ПП) по отношению к другим и, соответственно, результаты деятельности одних подсистем подчиняются результатам деятельности других (Например, цели подсистем развития производства при переходе на выпуск новой продукции подчиняются целям подсистемы управления качеством). Эта форма характерна для тех случаев, когда одна из целей является определяющей, а другие выступают в качестве ее достижения;

решения принимаются при совокупном одновременном рассмотрении тенденций изменения взаимосвязанных целей в конкретных производственно-хозяйственных ситуациях, исходя из технико-экономической политики ПО (ПП) на данный момент и на основе оптимизационных расчетов (Например, решение проблемы

11

повышения качества продукции, которое может привести к повышению себестоимости).

2.5.3.    Взаимодействие функциональных подсистем между собой проявляется при реализации специальных функций и задач управления в рамках целевой подсистемы в форме выполнения каждой подсистемой специализированных работ, что определяет ее долевое участие в реализации специальных функций и задач управления.

2.5.4.    Взаимодействие целевых, функциональных подсистем и подсистемы линейного управления также проявляется при реализации специальных функций и задач управления и выражается в их долевом участии при выполнении работ. При этом органы целевого управления осуществляют работы по планированию, учету, контролю, анализу и т. д. показателей деятельности подразделений, влияющих на конечные результаты целевых подсистем. Органы функционального управления осуществляют выполнение специальных функций и задач, а органы линейного управления— согласование вопросов, исходя из целей, стоящих перед производственными подразделениями.

2.6.    Автоматизация управления

2.6Л. Система управления ПО (ПП) может включать в себя автоматизированные и неавтоматизированные элементы. Руководитель ПО (ПП) на основе технической политики отрасли в области автоматизации определяет направление автоматизации управления ПО (ПП).

2.6.2.    Автоматизация управления осуществляется в соответствии с достигнутым уровнем развития процессов производства, возможностями ЭВМ и других технических средств.

2.6.3.    Проведение автоматизации управления должно соответствовать требованиям нормативно-технических документов ГКНТ и Единой системы стандартов автоматизированных систем управления.

2.7.    Стандартизация управления

2.7.1.    Цель стандартизации в сфере управления ПО (ПП) состоит в повышении уровня организации системы управления ПО (ПП) в целом и создании организационно-технических условий для высокоэффективной деятельности ПО (ПП).

Эта цель достигается путем установления в стандартах предприятия и других документах по стандартизации ПО (ПП), норм, правил и требований к построению, функционированию и совершенствованию системы управления ПО (ПП) и ее элементов, строгого разграничения функций, задач и ответственности органов управления и обеспечения на этой основе их четкого, высокоэффективного и скоординированного взаимодействия. Содержание и порядок разработки стандартов предприятия СУ ПО (ПП) изложен в разд. 3 настоящих рекомендаций.

2.7.2.    Объектами стандартизации в системе управления ПО (ПП) могут быть:

структура СУ, в том числе подсистем, специальных функций, задач, процедур и других элементов СУ; структура объектов управления; структура целей управления;

структура органов управления СУ, ее подсистем и других элементов;

номенклатура показателей и критериев управления; структура методов управления;

структуры нормативно-технических документов и других нормативных документов на СУ;

порядок выполнения специальных функций, задач, процедур, работ, в том числе методы выполнения, требования к исполнителям, исходной информации, периодичности и срокам выполнения, конечным результатам, техническим средствам и т. д.;

типовые управленческие решения в типовых производственнохозяйственных ситуациях;

общие требования к построению СТП; термины и определения.

2.7.3. Документы по стандартизации СУ ПО (ПП) должны удовлетворять следующим требованиям:

отражать передовой опыт и научные достижения в области управления ПО (ПП);

обеспечивать комплексность и целенаправленность управления; способствовать эффективному использованию передовых методов управления в их взаимосвязи, повышению уровня научной обоснованности управленческих решений, совершенствованию стиля руководства, повышению исполнительской дисциплины и роли социальных факторов в управлении;

соответствовать законодательству Союза ССР, союзных республик и нормативным актам министерства (ведомства);

основываться на Государственной системе стандартизации, основных принципах Единой системы государственного управления качеством продукции и на системах государственных стандартов по организации управления (Единой системе конструкторской документации, Единой системе технологической подготовки производства, Унифицированной системе документации и т. д.).

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУ ПО (ПП)

При проектировании СУ ПО (ПП) целесообразно выделять предпроектный этап, этап разработки проекта СУ и этап внедрения СУ.

3.1.    В предпроектном этапе рекомендуется выделить следующие стадии: организация работ, предпроектное обследование и предпроектный анализ.

3.1.1.    Организация работ направлена на определение состава работ, планомерное и сбалансированное распределение их между исполнителями и по срокам, а также обеспечение экономических, организационных и социальных условий их выполнения.

13

Экономические условия рекомендуется обеспечивать на основе планирования, финансирования и стимулирования работ.

Организационные условия рекомендуется обеспечивать на ос-нове нормативно-технических и организационно-распорядительных документов на состав работ по СУ и правил их проведения.

Социальные условия рекомендуется обеспечивать на основе привлечения всего трудового коллектива ПО (ПП) к работам по созданию СУ.

На стадии организации работ проводятся следующие основные мероприятия:

издание приказа о начале и сроках разработки СУ; разработка и утверждение программы работ; изучение теории и передового опыта управления; формирование предварительного макета СУ; формирование руководящих и рабочих органов СУ; предварительное формирование специальных функций управления;

организация контроля за разработкой и внедрением СУ; формирование перечня и комплектация действующих норматив* ных документов на управление ПО (ПП).

3.1.1.1.    Пример приказа ПО (ПП) о начале работ по СУ и создании Координационного совета приведен в приложении 18.

3.1.1.2.    Пример программы работ приведен в приложении 19.

3.1.1.3.    Примерная тематика обучения специалистов ПО (ПП) различных звеньев управления приведена в приложении 20.

3.1.1/4. При изучении теории и передового опыта целесообразно использовать нормативно-технические и методические материалы (общеотраслевые, отраслевые, республиканские и данного ПО (ПП) и специальную литературу по вопросам управления ПО (ПП), стандартизации управления и проектирования системы управления.

3.1.1.5.    Предварительный макет СУ целесообразно формировать по форме принципиальной схемы СУ ПО (ПП). На предварительном макете устанавливается состав подсистем. При переходе от типового состава подсистемы к конкретному следует руководствоваться п. 2.1.5 настоящих рекомендаций.

3.1.1.6.    Руководящие и рабочие органы формируются для разработки проекта СУ и обеспечения функционирования СУ.

Руководителем работ по СУ целесобразно назначать генерального директора (директора) ПО (ПП).

Руководящим органом по СУ рекомендуется назначать Координационный совет.

Рабочим органом по СУ рекомендуется назначать подразделение ПО (ПП) из числа штатных, специализация которого соответствует выполняемым работам (НОТ, АСУ и др.).

Руководящие и рабочие органы рекомендуется формировать по каждой подсистеме, предусмотренной предварительным макетом СУ.

14

Для руководящих и рабочих органов СУ целесообразно раз-работать положения, регламентирующие их деятельность в пери-од разработки (совершенствования) и внедрения СУ (элементов; СУ).

Примеры положений, содержащих задачи руководящих и рабочих органов в период разработки проекта СУ, приведены в приложениях 21—23.

3.1.1.7.    Предварительное формирование специальных функций управления целесообразно проводить на основе предварительного макета СУ.

Определение содержания специальных функций управления (наименования специальных функций и входящих в них задач) конкретной ячейки предварительного макета СУ целесообразно осуществлять руководящим и рабочим органам тех целевых и функциональных подсистем, на пересечении которых находится ячейка.

При этом органам функциональной подсистемы следует учитывать содержание традиционно выполняемых задач и задач, указанных в положениях о подразделениях, входящих в данную функциональную подсистему, а органам целевой подсистемы следует учитывать требование достаточности определенного органами функциональных подсистем множества специальных функций управления для достижения целей управления данной целевой подсистемы.

Следует учитывать возможность отсутствия специальных^ функций управления в отдельных ячейках.

В случае возникновения разногласий между органами целевого и функционального управления по поводу наличия и содержания специальных функций управления формирование окончательных решений целесообразно возложить на руководящие и рабочие органы СУ в целом.

3.1.1.8.    При организации контроля за разработкой и внедрени-нием СУ целесообразно предусмотреть:

внесение задач по контролю в положения о руководящих и рабочих органах;

назначение объектов контроля и определение периодичности контроля для каждого органа;

увязку результатов контроля выполнения программы работ по СУ с существующей на ПО (ПП) системой стимулирования.

3.1.1.9.    Формирование перечня и комплектацию действующих нормативных документов на управление осуществляют с целью:

выявления совокупности положений и требований по системе управления ПО (ПП) в целом и отдельным ее элементам, регламентируемым действующими документами;

обеспечения соответствия разрабатываемых НТД требованиям действующих документов;

выявления НТД, подлежащих корректировке в связи с разработкой СУ;

обеспечения НТД разработчиков и пользователей

15

Действующие нормативные документы на управление целесообразно комплектовать по следующим группам:

СТП;

НТД на управление, утвержденные ПО (ПП);

НТД на управление, утвержденные вышестоящими органами управления.

Перечень скомплектованных по подсистемам и внутри подсистем по группам нормативных документов на управление в дальнейшем включается в технический проект СУ (см. п. 3.2.3.1) настоящих рекомендаций).

3.1.2. Предпроектное обследование проводится для выявления и уточнения норм, нормативов и нормативно-технических документов, используемых при разработке стандартов предприятия и других нормативно-технических документов, входящих в проект СУ, и увязки с подразделениями ПО (ПП) их использующими.

На стадии предпроектного обследования целесообразно выделять следующие работы:

разработку методики обследования; разработку программы обследования;

проведение обследования и оформление его результатов.

3.1.2.1.    В методике обследования указываются объекты обследования, . основные характеристики объектов, порядок их определения.

Объекты обследования целесообразно формировать на основе совокупности объектов управления СУ, в частности, рекомендуется проводить обследование по элементам предварительного макета СУ.

Для проведения обследования по элементам целесообразно заполнять формы по ячейкам макета СУ: целевым и функциональным подсистемам, а также специальным функциям управления.

Примеры заполнения форм ячеек по подсистемам и специальным функциям управления приведен в приложении 24.

3.1.2.2.    В программе обследования рекомендуется отразить: работы по обследованию;

сроки проведения работ по обследованию; исполнителей и соисполнителей; контроль за ходом обследования.

3.1.2.3.    При проведении обследования целесообразно выделить следующие работы:

издание приказа по ПО (ПП) о проведении обследования, которым утверждаются методика и программа работ по обследованию;

инструктаж участников рабочих групп и сотрудников подразделений, где проводится обследование;

выполнение обследования в соответствии с программой; обсуждение на Координационном совете по СУ результатов обследования.

Результаты обследования целесообразно представлять комп-

лектом материалов, систематизированных по ячейкам предварительного макета СУ.

3.1.3. Предпроектный анализ целесообразно проводить с целью:

выявления документов по СУ, требующих переработки и получения материалов для новых документов;

разработки мероприятий по повышению организационно-технического уровня производства и управления;

выявления аналитических характеристик объектов обследования, а также для оценки соответствия этих характеристик требованиям к элементам СУ, имеющимся в действующих на ПО (ПП) нормативно-технических документах на управление.

В предпроектный анализ целесообразно включать следующие работы:

разработку методики анализа;

разработку программы анализа;

проведение анализа и оформление его результатов.

Для проведения предпроектного анализа рекомендуется привлекать специалистов научно-исследовательских организаций и учебных заведений, имеющих опыт проведения подобных работ.

3.1.3.1.    Направления проведения предварительного анализа целесообразно увязать со структурой СУ ПО (ПП).

Пример основных направлений предпроектного анализа приведен в приложении 25.

3.1.3.2.    При предпроектном анализе целесообразно использовать:

традиционные методы анализа; экономико-математические методы анализа; диагностический метод анализа.

Конкретные применения методов анализа на данном ПО (ПП) целесообразно отразить в методике анализа.

Пример методики проведения предпроектного анализа деятельности и системы управления ПО (ПП) приведен в приложении 25.

3.1.3.3.    Результаты предпроектного анализа оформляются в виде отчета (см. приложение 26).

3.2. Разработка проекта СУ

3.2.1. В общем виде проект СУ представляет собой систему взаимосвязанных нормативных документов, регламентирующих цели, показатели и критерии управления в СУ, общую структуру СУ, специальные функции, задачи, процедуры управления, порядок их выполнения и другие элементы СУ.

Практически не представляется возможным осуществить одновременную разработку всей совокупности документов проекта СУ. Поэтому рекомендуется методический подход разработки проекта СУ от общего к частному по стадиям и очередям.

Целесообразны следующие стадии разработки проекта СУ: разработка технико-экономического обоснования и технического задания на СУ;

17

Рекомендации одобрены Межведомственной научно-методической комиссией в составе представителей Госстандарта, Госплана СССР, ГКНТ, Госкомтруда СССР, Минфина СССР, Госстроя СССР, ВЦСПС, АН СССР, АН УССР, а также ряда промышленных министерств

разработка технического проекта СУ; разработка рабочего проекта СУ.

Существует практика разработки проекта СУ в три очереди. В состав первой очереди проекта СУ, как правило, входит комплект основных стандартов предприятия на СУ в целом и на подсистемы: целевые, функциональные, линейного управления и обеспечения, а также стандарты предприятия на функции и задачи, разработанные ранее, положения, инструкции и другие документы, действующие на ПО (ПП), отраслевые и общеотраслевые документы прямого применения, планы мероприятий по внедрению разработанных документов системы.

Вторая и третья очереди создания СУ заключаются в разработке новых и внесении необходимых изменений в действующие документы на специальные функции и задачи управления, в разработке планов мероприятий по их внедрению.

Может быть предложено три варианта работ по второй и третьей очередям создания СУ.

Первый вариант. Во второй очереди предусмотрена разработка комплекта стандартов предприятия на специальные функции, третья очередь — комплект стандартов предприятия на задачи.

Второй вариант. Руководители функциональных подразделений по своему усмотрению выбирают из функций и задач, установленных в основных документах на подсистемы, те, регламентацию которых считают в настоящий момент необходимой, и включают их в план по разработке второй очереди.

Третий вариант заключается в том, чтобы формировать блоки специальных функций и задач, разработку которых необходимо проводить одновременно с тем, чтобы обеспечить реализацию основных принципов организации производства, принятых на данном предприятии.

При разработке СУ целесообразно выбирать вариант продолжения работ, который в наибольшей степени отвечает специфике конкретного ПО (ПП).

На каждой очереди создания СУ осуществляется, как правило, полный цикл проектирования (предпроектный этап, этап разработки проекта СУ, этап внедрения СУ).

3.2.2. Разработка технического задания на СУ

З.2.2.1. Техническое задание (ТЗ) на СУ ПО (ПП) разрабатывается на основе:

нормативно-технической документации по проектированию СУ (общеотраслевой, отраслевой, республиканской, ПО (ПП);

результатов предпроектных обследования и анализа деятельности ПО (ПП) и управления им;

технико-экономического обоснования разработки и внедрения СУ ПО (ПП);

анализа передовых достижений отечественной и заружебной теории и практики управления ПО (ПП).

ВВЕДЕНИЕ

Во исполнение решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по совершенствованию хозяйственного механизма в целях усиления его воздействия на повышение эффективности производства Госстандартом, Госпланом СССР, ГКНТ, Госкомтрудом СССР, Минфином СССР и Госстроем СССР при активном участии объединений, предприятий, научных и проектных организаций министерств и ведомств, партийных и советских органов разработан комплекс ГОСТ 24525.0-80ГОСТ 24525.5-81 по управлению производственным объединением и промышленным предприятием.

В государственных стандартах отражен опыт разработки и внедрения комплексных систем управления качеством продукции, а также обобщен передовой опыт совершенствования управления на Волжском автомобильном заводе, предприятиях Днепропетровской области, Краснодарского края, ленинградских объединениях «Светлана» и «Красный треугольник», производственных объединениях «Калужский турбинный завод» и «Минский тракторный завод имени В. И. Ленина», Сумском машиностроительном объединении имени М. В. Фрунзе, Щекинском производственном объединении «Азот», Тираспольской швейной фабрике, рижских объединениях «Коммутатор» и «ВЭФ», львовских объединениях «Электрон», «Кинескоп», «Микроприбор» и др.

В процессе работы над комплексом государственных стандартов использовались достижения теории управления организационными системами и практика функционирования государственной системы стандартизации СССР.

Учитывая новизну и сложность объекта стандартизации, было проведено опытное внедрение комплекса государственных стандартов на опорных производственных объединениях и промышленных предприятиях 27 отраслей промышленности, что явилось крупным производственно-экономическим экспериментом.

Характеристика и результаты опытного внедрения, обобщенные по отчетам министерств, приведены в приложении 1.

Опробация комплекса государственных стандартов успешно проводилась на предприятиях, ранее внедривших одну из комплексных систем управления (КС УКП, КС УКП и ЭИР, КС ПЭП, КС УЭП и др.). Практика показала, что СУ ПО (ПП) на базе комплекса государственных стандартов шире этих систем.

По результатам опытного внедрения все участники эксперимента высказали мнение о целесообразности создания межотрас-

© Издательство стандартов, 1986

левого документа, устанавливающего основные положения по управлению производственным объединением и промышленным предприятием.

В ходе опытного внедрения комплекса государственных стандартов выявилось, что большинство его положений носят рекомендательный характер. Поэтому было признано целесообразным на^ данном этапе подготовить рекомендации.

Настоящие рекомендации разработаны на основе комплекса’ ГОСТ 24525.0-80ГОСТ 24525.5-81 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием», Рекомендаций по разработке, внедрению и совершенствованию в объединениях и на предприятиях комплексных систем повышения эффективности производства и качества работы и с учетом опыта их внедрения в отраслях промышленности.

Настоящие рекомендации содержат основные положения по* разработке, внедрению и совершенствованию системы управления производственным объединением и промышленным предприятием* на основе стандартизации.

Рекомендации предназначены для специалистов головных и базовых организаций отраслей промышленности по вопросам совершенствования управления производственным объединением и* промышленным предприятием, а также для специалистов производственных объединений и промышленных предприятий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    В настоящих рекомендациях под системой управления(СУ) производственным объединением (ПО) и промышленным предприятием (ПП) понимается совокупность органов управления* реализующих определенными методами функции управления в. целях создания условий для достижения главной цели деятельности ПО (ПП).

1.2.    Главной целью деятельности ПО (ПП) является удовлетворение потребностей населения, народного хозяйства, обороны страны и экспорта в продукции и услугах на основе установленных планов, заданий, договоров и социалистических обязательств.

1.3.    Объектом управления в СУ ПО (ПП) являются процессы исследования, проектирования, производства, обращения, реализации и эксплуатации продукции, а также технические, организационные, социальные элементы этих процессов.

1.4.    СУ ПО (ПП) строится на общих принципах управления социалистическим производством, общесистемных принципах управления и использовании передового опыта. Основные общесистемные принципы управления и формы их проявления применительно к построению СУ ПО (ПП) приведены ц приложении 1.

1.5.    В СУ ПО (ПП) следует обеспечивать рациональное сочетание целевого, функционального и линейного^ управления..

2

1.5.1.    Целевое управление представляет собой организацию и координацию деятельности подразделений ПО (ПП) в целях достижения ими таких результатов, которые обеспечивали бы выполнение конечных целей ПО (ГИЛ)*

1.5.2.    Функциональное управление представляет собой реализацию специализированной управленческой деятельности, обособившейся вследствие разделения и кооперации управленческого труда.

Сущность организации функционального управления состоит в выделении совокупности обособившихся видов управленческого труда, представляющих собой конкретные функции управления, и обеспечении их выполнения.

1.5.3.    Линейное управление представляет сооои всю управленческую деятельность руководителя, в процессе которой он реализует право принятия окончательных решений по отношению к подчиненным ему подразделениям и работникам, за результаты деятельности которых он несет полную ответственность.

1.5.4.    При реализации каждого из видов управления — целевого, функционального и линейного — выполняется полный управленческий цикл, который включает в себя следующие общие функции управления: прогнозирование и планирование, организацию работы, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование, контроль, учет и анализ.

1.6. Управление в системе осуществляется определенными методами, которые представляют собой способ целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания эго устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое.

Различают методы экономические, административные, социально-психологические, идеологические.

2. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПО (ПП]

2.1.    Общие принципы построения СУ ПО (ПП)

При построении СУ ПО (ПП) целесообразно формировать: целевые подсистемы управления; функциональные подсистемы управления; подсистему линейного управления; подсистемы обеспечения управления.

2.1.1.    Состав целевых подсистем следует устанавливать в соответствии с основными областями и целями деятельности ПО

ПП).

Рекомендуется следующий типовой состав целевых подсистем, управление выполнением плана производства и поставок продукции;

3


управление качеством продукции; регулирование затрат и управление ресурсами; управление развитием производства и совершенствованием управления;

управление социальным развитием трудового коллектива; управление охраной окружающей среды.

Основные области и цели деятельности ПО (ПП) приведены в приложении 2.

2Л.2. Состав функциональных подсистем следует устанавливать в соответствии с перечнем конкретных функций управления ПО (ПП). Принципы формирования перечня конкретных функций управления приведены в приложении 3.

Рекомендуется следующий типовой состав функционирования подсистем:

перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование;

управление стандартизацией;

управление технической подготовкой производства; организация производства (основного, обеспечивающего и обслуживающего);

управление технологическими процессами;

оперативное управление производством;

управление метрологическим обеспечением производства;

технический контроль и испытания;

управление трудом и заработной платой;

управление кадрами;

управление творческой деятельностью трудового коллектива; управление материально-техническим снабжением; управление сбытом продукции;

управление гарантийным ремонтом и обслуживанием; управление капитальным строительством; управление финансовой деятельностью; учет и отчетность; экономический анализ.

Для организации выполнения конкретных функций управления может быть рекомендовано следующее их расчленение на более детальные процессы управления:

конкретная функция — специальная функция (часть конкретной функции) — задача (часть специальной функции) — процедура (часть задачи) — работа (часть процедуры) и т. д.

2.1.3.    В подсистему линейного управления целесообразно включать генерального директора (директора) ПО (ПП), главного инженера и его заместителей, начальника производства и его заместителей, руководителей подразделений основного производства.

2.1.4.    Состав подсистем обеспечения управления устанавливается исходя из необходимости обеспечения правомочности, обоснованности, достоверности и своевременности управления ПО

Рекомендуется следующий типовой состав подсистем обеспечения управления:

правовое обеспечение управления; информационное обеспечение управления; организация и ведение нормативного хозяйства;

4

делопроизводство;

оснащение ПО (ПП) техническими средствами управленческого труда.

Основные положения по организации указанных видов обеспечения управления приведены в приложениях 4—8.

2.1.5.    Состав подсистем СУ конкретного ПО (ПП) может бытьч изменен в соответствии с его спецификой (масштабом ПО (ПП), его специализацией, характером выпускаемой продукции и др.).

Для перехода от типового состава подсистем к конкретному могут использоваться следующие способы: деление подсистем; объединение подсистем;

выделение отдельных блоков из разных подсистем и объединение в отдельную автономную подсистему;

выделение блока из целевой подсистемы и перевод его в состав функциональных подсистем;

изменение наименований подсистем; изменение последовательности (приоритета) подсистем; ввод новых подсистем; изъятие подсистем.

При формировании конкретного состава подсистем используются как отдельные способы, так и определенные их совокупности.

2.1.6.    Рациональное сочетание целевого и функционального и линейного управления обеспечивается матричной структурой системы управления ПО (ПП) путем формирования в ней специальных функций и задач управления, однородных по целевой направленности и функциональной специализации. Схема матричной структуры системы управления ПО (ПП) представлена на рисунке.

В СУ ПО (ПП) следует формировать одноцелевые специальные функции, направленные на достижение основных целей деятельности одной целевой подсистемы, и многоцелевые специальные функции, направленные на достижение основных целей деятельности нескольких или всех целевых подсистем.

2.].7. Рациональное сочетание целевого, функционального и линейного управления следует обеспечивать координацией работы целевых и функциональных звеньев и линейных руководителей на каждом уровне управления.

2.1.8. По каждой подсистеме целесообразно назначать руководителя, головной орган и, при необходимости, подразделения-соисполнители.

По каждой специальной функции и задаче также целесообразно назначать головное подразделение (ответственный исполнитель) и, при необходимости, подразделения-соисполнители (соисполнители).

Головные органы по функциональным подсистемам и подсистемам обеспечения управления назначаются из числа функциональных подразделений. Руководителями функциональных подсистем

5

и подсистем обеспечения управления, как правило, следует назначать руководителей соответствующих функциональных подразделений.

Головными органами целевых подсистем назначаются функциональные подразделения или специально создаваемые подразделения для целевого управления.

Руководителями целевых подсистем, как правило, следует назначать заместителей генерального директора (директора) ПО (ПП), главных специалистов и заместителей главного инженера.

Целесообразно, чтобы руководителем подсистемы линейного управления являлся генеральный директор (директор) ПО (ПП).

2.1.9. Деятельность руководителя подсистемы и головного подразделения по подсистеме по достижению целей подсистемы целесообразно регулировать положениями либо дополнять штатные положения об этих органах соответствующими разделами.

2.2. Целевая подсистема СУ ПО (ПП)1

Целевая подсистема представляет собой часть системы управления, воздействующей на объект управления в СУ в целях создания условий для достижения одной из основных целей деятельности ПО (ПП).

Основными элементами целевой подсистемы являются: цели управления в подсистеме;

показатели и критерии эффективности управления в подсистеме;

специальные функции и задачи управления в подсистеме; организация управления в подсистеме;

комплекс НТД, регламентирующих управление в подсистеме.

2.2.1. Построение системы целей управления в подсистеме осуществляется в следующей последовательности:

выбор и описание объекта управления в подсистеме; декомпозиция объекта управления;

установление набора показателей, характеризующих объект управления в подсистеме;

определение целей управления в подсистеме.

Для описания объекта управления в подсистеме выбирается набор понятий, характеризующих объект управления в СУ (т. е. процессы исследования, проектирования, производства, обращения, реализации и эксплуатации продукции, а также технические, организационные, социальные элементы этих процессов) с точки зрения данной подсистемы (данной основной области деятельности ПО (ПП).

Примеры описания объектов управления в целевых подсистемах приведены в приложении 9.

Декомпозиция объекта управления в подсистеме осуществляется последовательно от общего к частному в виде иерархической системы его элементов до тех пор, пока элементы нижнего уровня

иерархии не смогут быть описаны конкретными технико-экономическими показателями.

Пример декомпозиции объекта управления в целевой подсистеме приведен в приложении 10.

Основные правила формирования состава показателей, характеризующих объект управления в подсистеме, приведены в приложении 11.

Пример системы показателей, характеризующих объект управления в целевой подсистеме, приведен в приложении 12.

2.2.2.    Цели управления в подсистеме представляют собой то состояние объекта управления, которое необходимо достигнуть. Они могут быть выражены в виде конкретных значений показателей, характеризующих объект управления, или тенденций изменения этих показателей.

Пример системы целей управления в целевой подсистеме приведен в приложении 12.

Основные методические положения по формированию системы целей приведены в приложении 13.

2.2.3.    Для каждой из целей управления в подсистеме следует сформировать критерий, отражающий степень ее достижения ,

Критерии могут иметь различные формы выражения:

альтернативная форма — достигнут или не достигнут показатель;

относительная форма — процент или степень достижения показателя;

абсолютная форма — разность между фактическим и заданным значениями показателя.

2.2.4.    Для оценки эффективности управления в подсистеме в целом целесообразно формировать обобщающие показатели.

Пример системы обобщающих показателей эффективности управления в целевой подсистеме приведен в приложении 12.

Систему оценок, основанную на критериях достижения поставленных целей и обобщающих показателей эффективности управления в подсистеме, следует использовать для оценки результатов деятельности подразделений и исполнителей ПО (ПП) при организации морального и материального стимулирования.

2.2.5.    Состав специальных функций управления в целевой подсистеме устанавливается путем выявления всей управленческой деятельности, в том числе технического, экономического, организационного, социального и идеологического характера, обеспечивающей условия функционирования ПО (ПП), необходимые для достижения целей подсистемы.

Эта деятельность должна быть направлена на поддержание или улучшение состояния элементов производства (предметы труда, средства труда, собственно труд) на всех стадиях процесса производства (подготовка производства, производство, сбыт), на всех стадиях жизненного цикла продукции, для всех уровней производственной и организационной структуры ПО (ПП), для всех периодов планирования.

7

1

Разработка целевой подсистемы «Управление качеством продукции» должна проводиться с учетом нормативных и методических документов Госстандарта по КС УКП

6