Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

41 страница

517.00 ₽

Купить ГОСТ 24525.5-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на организацию деятельности органов управления производственным объединением (ПО) и промышленным предприятием (ПП) и их структурных подразделений и устанавливает основные положения и требования по целевой подсистеме "Управление ресурсами" системы управления ПО (ПП).

  Скачать PDF

Отменен без замены, действует рекомендация "Система управления производственным объединением и промышленным предприятием. Рекомендации по разработке, внедрению и совершенствованию" (ИУС 5-1986)

Действие завершено 01.01.1986

Оглавление

1. Объекты управления

2. Цели управления ресурсами

3. Основные принципы управления ресурсами

4. Показатели эффективного использования ресурсов

5. Специальные функции управления ресурсами

6. Планирование повышения эффективности использования ресурсов и организация системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов

7. Стандартизация показателей норм расхода, норм запасов и потерь при хранении и транспортировании материальных ресурсов

8. Организация технического обеспечения развития и эффективного использования ресурсов

9. Организация рационального использования ресурсов в основном производстве

10. Организация рационального использования трудовых и финансовых ресурсов и обеспечение технического уровня и качества основных фондов и материальных ресурсов в обеспечивающем и обслуживающем производствах

11. Контроль и регулирование использования ресурсов в технологических процессах

12. Организация работ по метрологическому обеспечению оценки технического уровня и качества материальных ресурсов и основных фондов

13. Организация эффективного использования трудовых ресурсов

14. Организация работ по обеспечению материально-техническими ресурсами и их хранению

15. Организация финансового обеспечения деятельности ПО (ПП) и рационального использования финансовых ресурсов

16. Внутрипроизводственный учет и отчетность наличия, состояния и движения ресурсов

Приложение 1 (справочное) Объекты управления ресурсами и их характеристики

Приложение 2 (справочное) Примерная детализация целей управления ресурсами

Приложение 3 (рекомендуемое) Примерный перечень показателей эффективности использования ресурсов

Приложение 4 (справочное) Принятые условные обозначения органов управления ПО (ПП)

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ И ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 24525.5-81

Цена 15 коп.


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

РАЗРАБОТАН

Государственным комитетом СССР по стандартам Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС) — головная организация и ведущий разработчик Государственного стандарта

Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — в части использования ресурсов в технологических процессах

Всесоюзным научно-исследовательским институтом информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ] — в части терминологии

Государственным комитетом СССР по делам строительства — в части управления основными фондами

Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам

Научно-исследовательским институтом труда (НИИТруда) — в части управления трудовыми ресурсами

Министерством финансов СССР

Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) — в части управления финансовыми ресурсами

Государственным плановым комитетом СССР — в части управления совокупностью ресурсов

Научно-исследовательским институтом планирования и нормативов при Госплане (НИИПкН) — в части технико-экономических норм и нормативов использования ресурсов

Государственным комитетом СССР по науке и технике Всесоюзным научно-исследовательским институтом проблем организации и управления (ВНИИПОУ) — в части организации управления ресурсами

Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению

Научно-исследовательским институтом экономики и организации материально-технического снабжения и сбыта (НИИМС) в части управления материальными ресурсами

ПРИ УЧАСТИИ

Волжского автомобильного завода им. 50-летия СССР

Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС)

Координационного Совета по разработке и внедрению КС ПЭП при Краснодарском крайкоме КПСС

Краснодарского центра стандартизации и метрологии Госстандарта

Стр. 8 ГОСТ 24525.5-81

Степень участия функциональных подразделений в качестве головных органов и соисполнителей в реализации специальных функций управления ресурсами индивидуальна для каждого ПО(ПП) и устанавливается стандартами предприятия с соблюдением следующих требований:

обеспечения целевой направленности специальной функции управления ресурсами на достижение целей подсистемы, приведенных в справочном приложении 2;

обеспечения однородности целей каждого головного функционального органа управления ресурсами соответствующим распределением задач управления;

концентрации однородных специальных функций в одном органе управления на основе специализации подразделений ПО(ПП);

минимизации связей между функциональными подразделениями ПО(ПП) при распределении специальных функций и задач управления.

5.5.    Работы по управлению ресурсами осуществляет назначенное руководителем ПО(ПП) подразделение, осповными задачами которого являются:

методическое руководство разработкой и дальнейшим совершенствованием подсистемы управления ресурсами;

координация деятельности функциональных подразделений и линейных руководителей ПО(ПП) при управлении ресурсами;

выявление и устранение диспропорций» противоречий, конфликтных ситуаций, возникающих в процессе управления;

обеспечение взаимодействия подсистемы управления ресурсами с другими подсистемами системы управления ПО(ПП).

5.6.    В управлении ресурсами, помимо функциональных подразделений ПО(ПП), участвуют общественные комиссии, советы, бюро и т. д., которые формируются из числа специалистов н рабочих.

6. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМ И НОРМАТИВОВ

6.1.    Настоящая специальная функция направлена на установление научно обоснованных, взаимоувязанных пропорций, норм и заданий по расходу, использованию и развитию ресурсов ПО(Ш1).

6.2.    Содержание настоящей специальной функции составляют; экономическое и социальное прогнозирование развития ресурсов;

организация системы норм и нормативов использования ресурсов;

планирование заданий и мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов.

ГОСТ 24525.5—9i Стр. 9

6.3.    Экономическое н социальное прогнозирование развития ресурсов включает:

исследование экономических и социальных характеристик ресурсов;

выявление тенденций развития ресурсов;

определение путей повышения эффективности использования ресурсов;

выбор и обоснование прогнозируемых показателей развития ресурсов.

Требования к экономическому и социальному прогнозированию развития ресурсов:

четкое формулирование экономических и социальных целей развития ПО(ПП);

обеспечение программно-целевого содержания прогнозов, максимально приближенного к задачам и методам перспективного планирования;

учет перспективных потребностей отрасли и народного хозяйства и закономерностей и тенденций развития народнохозяйственных ресурсов;

учет тенденций развития ПО(ПП) (структуры, объемов и темпов роста производства продукции) и его связей с поставщиками;

обеспечение взаимосвязей с техническим прогнозом развития ПО (ПН) и ресурсов;

учет сырьевой и энергетической базы, природных ресурсов. Выполнение работ по экономическому н социальному прогнозированию развития ресурсов осуществляется научно-исследовательским подразделением (если такое есть в составе ПО(ПП), либо отраслевыми научно-исследовательскими организациями, или другими организациями но договорам с ПО(ПП).

6.4.    Система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов, в том числе и в области ресурсов, устанавливается межотраслевыми и отраслевыми нормативно-техническими документами.

Организация системы норм и нормативов использования ресурсов включает:

определение норм и нормативов, оказывающих существенное влияние на конечные результаты деятельности ПО(ПП); контроль за соблюдением норм и нормативов; контроль за рациональным использованием ресурсов; оценку и анализ уровня норм и нормативов; определение норм и нормативов использования ресурсов в основном, обеспечивающем и обслуживающем производствах;

организацию пересмотра действующих норм и нормативов с учетом установленных в плане сроков внедрения новой техники и технологии;

разработку и внедрение мероприятий, обеспечивающих выполнение норм и нормативов;

организацию доведения норм и нормативов использования ресурсов до подразделений и исполнителей;

формиризаиие справочных данных о нормах и нормативах использования ресурсов в передовых ПО(ПП).

Требования к организации системы норм и нормативов использования ресурсов:

обеспечение полного охвата нормами и нормативами всех сторон деятельности ПО(ПП);

обеспечение прогрессивности норм и нормативов использования ресурсов;

учет влияния норм и нормативов на эффективность использования ресурсов и эффективность производства в целом;

соответствие норм и нормативов использования ресурсов уровню организации производства и управления;

стимулирование выявления и использования внутренних резервов производства;

обеспечение своевременного пересмотра норм и нормативов при изменении условий использования ресурсов или вскрытии внутренних резервов производства;

обеспечение их сопоставимости в динамике при учете, контроле, анализе, планировании;

целенаправленность заданий на снижение затрат на производство и повышение его эффективности.

6.5. Планирование, заданий и мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов состоит в разработке: плановых обобщающих показателей повышения эффективности использования ресурсов (см. рекомендуемое приложение 3); заданий по снижению порм расхода материальных ресурсов; нормативов и порм трудовых затрат;

баланса производственных мощностей и их использования, баланса квалифицированных рабочих кадров, расчета дополнительной потребности в кадрах и источников ее обеспечения;

планов технического и организационного развития ресурсов; задании по себестоимости продукции; планов совершенствования управления ресурсами; планов капитального рсмопта п модернизации основных фондов;

планов по научной организации труда;

комплексных целевых программ по экономии ресурсов;

планов по труду и кадрам;

планов по социальному развитию трудового коллектива; плановых показателей целевых мероприятий по ресурсам: планов по утилизации отходов и сдачи лома;

ГОСТ 24525.5—S1 Стр. И

планов по экономии сырья, материалов, топлива и энергии; финансовых планов, кредитных и кассовых заявок.

Требования к планированию заданна и мероприятий но повышению эффективности использования ресурсов;

учет влияния целевых мероприятий но повышению эффективности использования ресурсов на общие результаты производственно-хозяйственной деятельности ПО(ПП);

обеспечение взаимоувязки плановых заданий и мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов с плановыми заданиями по другим целям системы управления ПО(ПП); использование данных прогнозов развития ресурсов; концентрация ресурсов на выполнение важнейших заданий аланов экономического и социального развития ПО(ПП);

совершенствование системы показателей эффективного использования ресурсов, разрабатываемых и утверждаемых ПО(ПП);

более полный учет фактора времени (учет наряду с экономическим эффектом сроков внедрения мероприятий);

разработка и включение в состав хозрасчетных показателей деятельности подразделений ПО(ПП) показателей по эффективному использованию ресурсов.

7. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НОРМ РАСХОДА, НОРМ ЗАПАСОВ И ПОТЕРЬ ПРИ ХРАНЕНИИ И ТРАНСПОРТИРОВАНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

7.1.    Настоящая специальная функция направлена на обеспечение обоснованного выделения ресурсов ПО(ПП), эффективного управления запасами, рационального и эффективного использования ресурсов в производстве, а также на сохранность и поддержание их качества при складировании и транспортировании.

7.2.    Содержание настоящей специальной функции:

изучение прогрессивных тенденций развития норм расхода, хранения и транспортирования материальных ресурсов;

определение состава показателей норм расхода и норм запасов и потерь при хранении и транспортировании материальных ресурсов;

стандартизация показателей норм расхода н норм запасов и потерь при хранении и транспортировании материальных ресур-. *в;

контроль за соблюдением норм и нормативов расхода материальных ресурсов.

7.3.    Требования к настоящей специальной функции: обеспечение конкретности показателей научно-обоснованных

норм расхода материальных ресурсов;

л Зак. 1534

Стр. 12 ГОСТ 24525.5-81

нормы расхода и нормы потерь при хранении и транспортировании должны обеспечивать сохранность и качество материальных ресурсов при минимальных затратах.

8. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

8.1.    Настоящая специальная функция направлена на создание производственно-технических и экономических условий для повышения технического уровня и качества материальных ресурсов и основных фондов в целях повышения эффективности использования всех видов ресурсов.

8.2.    Содержание настоящей специальной функции: прогнозирование и планирование технического обеспечения

развития ресурсов;

разработка заданий и мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов;

финансово-кредитное обеспечение развитие производства и распределения материальных ресурсов.

8.3.    Прогнозирование и планирование технического обеспечения развития ресурсов предназначено для обеспечения сбалансированности:

качественных параметров различных видов ресурсов; количественных и качественных параметров процессов движения ресурсов;

качественных параметров ресурсов и готовой продукции. Основу прогноза составляют исследования развития ресурсов ПО(ПП), которые должны завершаться разработкой целевых научно-технических программ по созданию новых и совершенствованию применяемых видов материалов, технических и технологических систем, технологических процессов (в том числе ресурсосберегающих), оборудования и машин.

Результаты прогнозирования технического обеспечения развития ресурсов используются для обоснования плановых заданий по развитию ресурсов в следующих разделах пятнлетнего плана ПО(ПП):

баланс производственных мощностей и их использования; внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; сводная потребность в основных материальных ресурсах; финансовый план.

Планируемые показатели развития материальных ресурсов и основных фондов должны составить основу плановых заданий следующих форм пятилетнего плана н техпромфинплана:

ГОСТ 24525.5-81 Стр. ТЗ

сводные технико-экономические результаты от внедрения мероприятий по плану технического и организационного развития; показатели повышения эффективности производства.

Основу планирования развития ресурсов составляют целевые производственно-технические программы, которые являются обязательным плановым документом.

8.4. Разработка заданий и мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов осуществляется в следующих направлениях:

унификации и стандартизации деталей изделий; стандартизации форм и методов организации технической подготовки производства, предусматривающей стандартизацию методов обеспечения технологичности изделий, технологических процессов и средств технологического оснащения, методов расчета эффективности целевых мероприятий и т. д.;

развитии кооперации со специализированными ПО(ПП); специализации и классификации, предусматривающих классификацию технологических процессов, операции, работ, объектов автоматизации, групп технологического оборудования, оснастки, инструмента с целью разработки типовых проектных решений, норм и нормативов проектирования и эксплуатации;

типизации проектных решений, предусматривающих разработку мероприятий по группам продукции и ресурсов, а также основных фондов (типовые технологические процессы, универсальный инструмент и оснастка, типовые методы инженерных расчетов производственно-технических параметров ресурсов);

механизации и автоматизации, предусматривающих разработку комплекса мероприятий по внедрению средств автоматизации и механизации процессов управления движением ресурсов, особенно в обеспечивающем и обслуживающем производствах.

В планах внедрения мероприятий следует указывать:

перечень организационных, экономических и технических работ. необходимых для реализации каждого мероприятия; ответственных исполнителен по каждому виду работ; сроки выполнения работ; величину затрат и срок их окупаемости; ожидаемые результаты; приоритет мероприятии.

9. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ В ОСНОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

9.1. Настоящая специальная функция направлена на создание организационных, технических, экономических и социальных ус-3*

ловий для устойчивого и эффективного использования ресурсов в основном производстве.

9.2. Содержание настоящей специальной функции составляют мероприятия, направленные на:

снижение трудоемкости изготовления продукции; улучшение условий труда, сокращение применения ручного малоквалифицированного труда, в том числе тяжелого физического труда;

внедрение НОТ;

укрепление трудовой дисциплины, уменьшение потерь рабочего времени, сокращение текучести кадров;

совершенствование подбора и расстановки кадров, подготовки и переподготовки, повышение их квалификации;

повышение оперативности контроля качества работы; совершенствование систем управления качеством продукции; уменьшение потребностей в ресурсах на единицу продукции, привлекаемых в основное производство;

обеспечение плановых объемов незавершенного производства; обеспечение сохранности и рационального использования материалов и оборудования персоналом производства на межцеховых и цеховых складах;

своевременный сбор и транспортирование отходов производства;

обеспечение эффективного контроля за соблюдением регламентируемых условий эксплуатации оборудования персоналом основного производства;

обеспечение контроля за реализацией требований по ремонтопригодности и ремонтной технологичности при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

выявление причин преждевременного износа оснастки; учет наличия, движения, наработки, отказов п аварий оборудования;

организацию технического надзора за эксплуатацией технологический оснастки;

разработку мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов в основном производстве;

замену дорогостоящих материалов более дешевыми, внедрение прогрессивных видов материалов;

финансовое и кредитное обеспечение плановых затрат, платежей в государственным бюджет вышестоящим хозяйственным органам, а также других обязательств, вытекающих из финансового плана.

ГОСТ 24525.5—&1 Стр. 15

10. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ И ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ И ОБСЛУЖИВАЮЩЕМ ПРОИЗВОДСТВАХ

ЮЛ. Настоящая специальная функция направлена на создание организационных, технических и экономических условий дли поддержания устойчивых параметров ресурсов в обеспечивающем и обслуживающем производствах, а также на обеспечение их соответствия требованиям основного производства.

10.2.    Содержание настоящей специальной функции: планирование затрат труда материальных и финансовых ресурсов и кредита банков, используемых в обеспечивающем и обслуживающем производствах;

нормирование затрат труда, материальных и финансовых ресурсов, используемых в обеспечивающем и обслуживающем производствах;

контроль за рациональным использованием ресурсов в обеспечивающем н обслуживающем производствах;

разработка мероприятий по снижению затрат ресурсов в обеспечивающем и обслуживающем производствах.

10.3.    Планирование затрат труда и материальных ресурсов, используемых в обеспечивающем и обслуживающем производствах, включает:

планирование объемов ресурсов в обеспечивающем и обслуживающем производствах, необходимых для бесперебойного хода основных производственных процессов (объемов технического обслуживания и ремонта, топливно-энергетических ресурсов и Т. д.);

планирование организации работ по обеспечению и обслуживанию основного производства (графики планово-предупредительного ремонта, графики обслуживания и т. д.) для обеспечения ритмичного привлечения ресурсов (снижение простоев, своевременный выход в рабочие и устойчивые режимы и т. д.);

пропорциональное распределение ресурсов по видам работ в обеспечивающем и обслуживающем производствах;

определение оптимальной структуры ресурсов, привлекаемых в обеспечивающее и обслуживающее производства; использование отходов основного производства.

Требования к планированию затрат труда материальных и финансовых ресурсов:

снижение затрат труда в обеспечивающем и обслуживающем производствах;

Стр. 16 ГОСТ 24525.5-81

обеспечение сбалансированности затрат труда и материальных ресурсов в основном, обеспечивающем и обслуживающем производствах;

разработка п осуществление мероприятий по внедрению прогрессивной технологии транспортно-складских работ.

10.4.    Нормирование затрат труда, материальных и финансовых ресурсов, используемых в обеспечивающем п обслуживающем производствах, включает определение:

норм и нормативов использования ресурсов, привлекаемых в обеспечивающее и обслуживающее производства, включая производственные запасы;

удельного расхода продукции и услуг обеспечивающего и обслуживающего производств на нужды основного производства;

нормативов использования продукции (срок службы инструмента, коэффициенты использования оснастки и т. д.) и услуг (продолжительность межремонтного периода, норм времени и допустимого простоя оборудования в период ремонта и т. д.) обеспечивающего и обслуживающего производств.

Требования к нормированию расхода п использования продукции (услуг) обеспечивающего и обслуживающего производств: нормирование всех видов ресурсов, привлекаемых в обеспечивающее и обслуживающее производства;

обеспечение полного охвата нормированием всех видов работ (операции) н услуг в обеспечивающем и обслуживающем производствах;

учет влияния нормирования ресурсов в обеспечивающем и обслуживающем производствах на технико-экономические результаты деятельности основных цехов;

обеспеченно возможности ведения учета, контроля и анализа.

10.5.    Контроль за рациональным использованием ресурсов в обеспечивающем и обслуживающем производствах включает:

учет отклонения фактического уровня от норм п нормативов использования ресурсов, привлекаемых в обеспечивающее и обслуживающее производства;

учет выполнения плановых заданий по объемам и качеству ресурсов, привлекаемых в обеспечивающее и обслуживающее производства;

анализ затрат па производство продукции (услуг) обеспечивающего и обслуживающего производств.

10.6.    Разработка мероприятии по снижению затрат ресурсов в обеспечивающем и обслуживающем производствах осуществляется в следующих направлениях:

комплексной механизации и автоматизации процессов производства;

ГОСТ 24525.5—Э1 Стр. 17

разработке рациональных форм разделения и кооперации труда;

рациональной организации и обслуживания рабочих мест; совершенствовании организации производства и управления; улучшении условий труда и режимов работ; совершенствовании нормирования и оплаты труда; материальном и моральном стимулировании экономии труда; подготовке кадров, повышении их квалификации, закреплении кадров;

уменьшении потерь рабочего времени, укреплении дисциплины труда;

внедрении хозяйственного расчета;

утилизации отходов, использовании побочных и вторичных ресурсов;

внедрении типовых технологических процессов, в том числе ресурсосберегающих;

использовании стандартного, нормализованного, унифицированного инструмента, оснастки, узлов, деталей, заготовок, запасных частей, средств защиты работающих;

применении более прогрессивных и экономичных видов энергии и топлива;

замены дорогостоящих материалов более дешевыми; высвобождении оборотных средств.

11. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

11.1.    Настоящая специальная функция направлена на обеспечение ритмичности производства, точности и стабильности технологических процессов путем проведения систематического контроля и анализа эффективности принятого распределения всех видов ресурсов по отдельным операциям, сменам, участкам, цехам.

11.2.    Регулированию должны подлежать все виды ресурсов, обеспечивающих непрерывное функционирование технологических процессов в соответствии с требованиями технической документации.

11.3.    Мероприятия по регулированию пропорциональности распределения ресурсов должны разрабатываться по результатам анализа эффективности их распределения и данным контроля технологической дисциплины.

11.4.    При контроле технологической дисциплины проверяется: правильность использования в производстве материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, получаемых предприятием от заводов-поставишков, а также деталей, сборочных единиц, комплексов, комплектов, изготовленных на ПО(ПП);

соблюдение режимов обработки и технологических маршрутов;

Сумского машиностроительного производственного объединения им. М. Ф. Фрунзе

Мытищинского производственного объединения

Киевского производственного трикотажного объединения им. Р. Люксембург

Института кибернетики Академии наук УССР

Краснодарского станкостроительного завода им. Седина

Научные руководители разработки государственного стандарта «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление ресурсами. Основные положения»

A.    В. Гличев, д-р экон. наук; М. И. Круглов, д-р экон. наук; Л. И. Черкашина,

канд. экон. наук

ИСПОЛНИТЕЛИ

B.    Г. Версан, канд. эксн. наук; А. П. Голов, канд. экон. наук; В. С. Кривцов, канд. техн. наук; И. Е. Сонин, канд. экон. наук; А. Т. Чеблоков, канд. экон. наук; А. В. Штейнер, канд. экон. наук; Н. Н. Белая; А. В. Раков; С. Г. Ата-мась; Л. С. Бабурова; Л. Е. Бабашкин, канд. экон. наук; Г. В. Базарова, д-р экон. наук; Л. Н. Башмакова; Л. И. Брославский, канд. юрид. наук; В. В. Вилков, канд. экон. наук; А. Н. Горбачева; А. В. Гличев, д-р экон. наук, проф.; В. Г. Губа; Б. Г. Губин, канд. экон. наук; В. С. Дмитриева; И. Э. Дро-бышевский; С. А. Дьяконов; Л. Г. Егорова, канд. фиэ.-матем. наук; В. И. Заи-кин; И. В. Казанская; Д. Н. Карпухин, д-р экон. наук, проф.; А. М. Ковалевский, д-р экон. наук, проф.; Л. М. Корчагина; М. И. Круглов, д-р экон. наук; А. И. Кубарев, канд. техн. наук; Г. В. Кузьмичева, канд. экон. наук; Н. В. Кундина, канд. экон. наук; В. И. Лаврова; Л. П. Ларина; В. Г. Лисицын, канд. техн. наук; С. В. Лызлова; Г. И. Матвеева; М. Т. Маргулец; Ю. А. Михеев, канд. техн. наук; А. П. Николаева, канд. техн. наук; И. Н. Николаев, канд. техн. наук; К. Н. Остапова; В. П. Панов, канд. экон. наук; А. А. Пахомов, канд. техн. наук; В. Я. Погорелова; Г. М. Покараев; Э. Н. Погосова; Д. Г. Редина; Н. Л. Рязанцева; О. П. Седугина; Т. В. Смыслова; И. А. Халап, канд. юрид. наук; Г. В. Храмов, канд. техн. наук; Ю. Д. Цебоева; Л. И. Черкашина, канд. экон. наук; Г. И. Черкасский, канд. экон. наук; Г. В. Чеснокова; Н. Д. Чикина; И. Н. Чиннов; Н. Н. Шиллеров

СОИСПОЛНИТЕЛИ

М. Ф. Балан, канд. экон. наук; Е. Б. Бибик, канд. экон. наук; Б. М. Бутлиц-кий; Ю. П. Герасимов; А. В. Елизаров, канд. экон. наук; И. В. Жэгло; П. Я. Калита; В. М. Лукьяненко, канд. техн. наук; В. П. Мельников; А. И. Митрофанов, канд. экон. наук; Н. П. Миф, канд. техн. наук; В. П. Москаленко, канд. экон. наук; А. И. Панов; Т. И. Петрова; А. И. Петрунин; М. П. Пиленко; Г. И. Руденко; И. Д. Сиденко; Р. Б. Сирии; М. Ф. Ужоснко,    экон. наук.

ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

Начальник Технического управления М. А. Довбенко

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 сентября 1981 г. № 4533

Стр. 18 ГОСТ 24525.5-31

правильность эксплуатации оборудования и измерительных средств, инструмента и оснастки;

правильность оснащения рабочих мест.

12. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ И КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

12.1.    Настоящая специальная функция направлена на обеспечение контроля и достоверности учета состояния материальных ресурсов и основных фондов.

12.2.    Содержание настоящей специальной функции: определение соответствия применяемых средств и методов измерений требованиям эффективного использования материальных ресурсов и основных фондов;

определение рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности и периодичности измерений;

определение рациональной номенклатуры применяемых средств, измерений и поверки.

13. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

13.1.    Настоящая специальная функция направлена на создание организационно-экономических условий для решения задач экономического, технического, социального, воспитательного характера* направленных на повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

13.2.    Содержание настоящей специальной функции: совершенствование организации производства и управления; разработка и внедрение мероприятий НОТ, внедрение коллективных форм организации и оплаты труда;

разработка и реализация комплексных целевых программ по сокращению ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда;

внедрение прогрессивных технологических схем повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов и труда;

нормирование труда, внедрение прогрессивных норм и нормативов;

совершенствование организации заработной платы и планирования фонда заработной платы;

разработка мероприятий по улучшению использования фонда рабочего времени, сокращению текучести кадров, укреплению дисциплины труда;

подготовка кадров на производстве, повышение квалификации

УДК 6S1.7/.78 : 658.562.014 : 002 : 006.354    Группа    Т55

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

гост

24525.5-81

Управление производственным объединением и промышленным предприятием

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ Основные положения

AVanagement of production amalgamation and an industrial enterprise. Control of resourses. General

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 сентября 1981 г. № 4533 срок действия установлен

с 01.01 1982 г. до 01.01 1984 г.

Настоящий стандарт распространяется на организацию деятельности органов управления производственным объединением (ПО) и промышленным предприятием (ПП) и их структурных подразделении и устанавливает основные положения и требования по целевой подсистеме «Управление ресурсами» системы управления ПО(ПП).

Стандарт не распространяется на производственно-хозяйственную деятельность ПО(ПП), влияющую на состояние природных ресурсов.

1. ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.    Объектами управления в подсистеме являются закрепленные и привлекаемые ресурсы, а также процессы производственной, хозяйственной и управленческой деятельности по их использованию.

1.2.    В подсистеме выделяются следующие блоки:

трудовые ресурсы (промышленно-производственный персонал, персонал непромышленных организаций);

материальные ресурсы (сырьевые, топливно-энергетические и

др.);

основные фонды;

финансовые ресурсы;

совокупность ресурсов (трудовых, материальных и финансовых ресурсов, основных фондов).

Издание официальное

1.3.    Каждый блок характеризуется наличием, состоянием ресурсов и процессами их движения.

Перепечатка воспрещена © Издательство стандартов, 1982

Стр. 2 ГОСТ 24S25.5—81

Наличие и состояние ресурсов определяется:

объемом ресурсов (количественными характеристиками);

структурой ресурсов;

состоянием ресурсов (качественными характеристиками). Процессы движения ресурсов включают: формирование ресурсов (привлечение в производство); использование ресурсов (в основном, обеспечивающем и обслуживающем производствах);

восстановление или воспроизводство ресурсов; выбытие и высвобождение ресурсов или утилизация отходов производства (вторичных ресурсов).

Объекты управления ресурсами и их характеристики приведены в справочном приложении 1.

2. ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ

2.1.    Основная цель управления ресурсами состоит в повышении эффективности их использования путем:

усиления опережающих темпов роста результатов производства по сравнению с затратами на него;

минимизации объемов привлекаемых ресурсов на единицу выпускаемой продукции;

обеспечения требуемого уровня качества ресурсов: улучшения финансового обеспечения; сокращения производственного цикла; повышения производительности труда;

повышения эффективности использования основных фондов; повышения и поддержания технического уровня и качества продукции;

сокращения отходов и потерь сырья и материалов на всех стадиях их обработки, хранения и транспортирования и более полного использования вторичных ресурсов и попутных продуктов;

усиления воздействия распределения финансовых ресурсов на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов и основных фондов;

совершенствования хозяйственного механизма управления ресурсами, установления ответственности за достижение каждой цели.

Основная цель управления ресурсами конкретизируется по объектам управления (см. справочное приложение 2).

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ

3.1.    Нормативное обеспечение состоит в организации и совершенствовании:

нормативной базы управления ресурсами;

ГОСТ 24525.5-81 Стр. 3

системы нормативного планирования и учета затрат на производство (нормативный метод).

3.2.    Оценка влияния мероприятий по одному из видов ресурсов состоит в определении:

показателен эффективного использования каждого вида ресурсов;

показателей эффективного использования совокупности ресурсов.

Показатели эффективного использования ресурсов приведены в рекомендуемом приложении 3.

3.3.    Управление ресурсами осуществляется путем формирования целенаправленных управляющих воздействий на условия и факторы, определяющие уровень эффективности использования ресурсов. К ним относятся:

организационно-технический уровень производства (уровень концентрации, специализации и кооперирования, длительность производственного цикла, уровень стандартизации и унификации продукции, уровень технологических способов производства и т. д.);

уровень научно-технического, экономического и хозяйственного управления (полнота и степень внедрения системы управления ПО(ПП) и хозяйственного расчета; методы планирования, организации и регулирования, учета и анализа производства; внедрение НОТ; производственная и организационная структура; научно-технический уровень АСУ и т. д.);

объем и номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции; технический уровень и качество продукции.

Управляющие воздействия формируются на основе: пятилетнего плана экономического и социального развития ПО(ПП) и техпромфииплана;

программ и планов мероприятий (экономических, технических, организационных, хозяйственных, социальных) по повышению эффективности использования ресурсов;

директивных решений и указаний вышестоящих органов; оперативных решений по управлению ресурсами, принимаемых руководителями и главными специалистами ПО(ПП), линейными и функциональными руководителями;

нормативно-технических и распорядительных документов.

4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

4.1. Достижение целей управления в подсистеме оценивается: показателями повышения эффективности использования ресурсов в целом для ПО(ПП);

хозрасчетными показателями деятельности подразделений.

2 Зак. 1534

Стр. 4 ГОСТ 24S2S.S—81

4.2.    Показатели повышения эффективности использования ресурсов включают:

показатели, утвержденные вышестоящей организацией;

показатели, рассчитываемые и утверждаемые ПО(ПП).

Примерный состав этих показателей представлен в рекомендуемом приложении 3.

За критерии эффективного использования ресурсов следует принимать изменения величин показателей в отчетном году по сравнению с предшествующим (в соответствии с планом, показателями передовых предприятий, среднеотраслевыми показателями). Управление ресурсами оценивается как эффективное, если изменения величин показателей имеют устойчивые тенденции улучшения в течение нормативного срока. Нормативы для оценки эффективного использования ресурсов определяются ПО(ПП) на основании межотраслевых и отраслевых нормативно-технических документов.

4.3.    Хозрасчетные показатели формируются для повышения роли хозяйственного расчета в выявлении внутренних резервов производства.

Для этого следует обеспечить взаимосвязь целей управления ресурсами и целей хозяйственного расчета путем включения показателей повышения эффективности использования ресурсов в состав хозрасчетных показателей деятельности подразделения ПО(ПП) и усиления целенаправленности материального стимулирования за эффективное использование ресурсов.

Хозрасчетные показатели включают:

показатели деятельности — для оценки основных результатов работы подразделений по повышению эффективности использования ресурсов;

показатели премирования — для определения размера премий за эффективное использование ресурсов.

Эти показатели формируются отдельно для производственных подразделений, отделов и служб ПО(ПП) и отражаются в Положении о внутрипроизводственном хозрасчете ПО(ПП).

Показатели деятельности отделов и служб формируются для тех функциональных подразделений, которые в соответствии с Положением о внутрипроизводственном хозрасчете ПО(ПП) наделены правами хозрасчетных и непосредственно влияют на состояние, наличие и движение ресурсов.

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ

5.1. Достижение основной цели управления ресурсами должно осуществляться в функциональных подсистемах системы управления ПО(ПП) путем реализации в них совокупности:

многоцелевых специальных функций управления ресурсами;

специальных функций управления ресурсами (см. таблицу).

Функции управления ресурсами


Наименование

функциональной

подсистемы


Наименование специальной функции


Наименование многоцелевой специальной функции


Перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование


Организация работ по стандартизации


Управление технической подготовкой производства

Организация производства (основного, обеспечивающего н обслуживающего)


Управление технологическими процессами


Оперативное управление производством


Организация метрологического обеспечения


Технический контроль и испытания продукции


Планирование повышения эффективности использования ресурсов п организация системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов Стандартизация показателей норм расхода, норм запасов, потерь при хранении п транспортировании материальных ресурсов Организация технического обеспечения развития и эффективного использования ресурсов Организация рационального использования ресурсов в основном производстве Организация рационального использования трудовых и финансовых ресурсов н обеспечение технического уровня и качества основных фондов и материальных ресурсов в обеспечивающем н обслуживающем производствах*

Контроль п регулирование использования ресурсов в технологических процессах Оперативно-календарное планирование и регулирование движении трудовых и материальных ресурсов Организация работ по метрологическому обеспечению оценки и технического уровпя качества материальных ресурсов и основных фондов Контроль технического уровня п качества материальных ресурсов и основных фондов


Организация работ по перспективному и текущему технико-экономическому и социальному планированию Организация разработки технико-экономических норм и нормативов Координация работ по стандартизации в ПО (ПП|


Организация разработки норм н нормативов расхода ресурсов на производство новой продукции


2*


Продолжение


Наименование

функциональной

подсистемы


Наименование специальной функции


Наименование многоцелевой специальной функции


Управление организацией труда н заработной платы


Организация работы с кадрами


Организация творчес-кой деятельности трудового коллектива


Материально-техническое снабжение


Сбыт продукции

Капитальное строительство


Организация эффективного использования трудовых ресурсов


Организация работ по обеспечению потребно стен в рабочей силе*


Организация работ по обеспечению материально-техническими ресурсами и их храпению Организация утилизации и реализации отходов


Организация работ по освоению и обновлению основных фондов и по их изъятию


Разделение труда и кооперация людей в процессе совместной деятельности.

Организация рабочих мест.

Обслуживание н обеспечение рабочих мест.

Внедрение передовых методов и приемов выполнения трудовых процессов, развитие коллективных форм организации труда Нормирование труда. Создание благоприятных условий труда.

Материальное и моральное стимулирование Организация подбора и расстановки кадров Организация подготовки я повышения квалификации кадров Организация социалистического соревнования

Содействие развитию творческих починов н организация внедрсиия передового опыта Организация работы по изобретательству и рационализации Обеспечение условий для широкого участия трудящихся в управлении производством Организация работ по материально-техническому снабжению


Организация работ по сбыту продукции


ГОСТ 24525.5-81 Стр. 7

Продолжение

Наименование

функциональной

подсистемы

Наименование специальной функции

Наименование многоцелевой специальной функции

Организация финансовой деятельности ПО(ПП)

Организация финансового обеспечения деятельности ПО(ПП) и рационального использования финансовых ресурсов

Учет и отчетность

Внутрипроизводственный учет и отчетность наличия, состояния и движения ресурсов*

Бухгалтерский учет и от-че шость

Статистический учет и отчетность.

Организация оперативного учета и отчетности

Экономический анализ

Экономический анализ наличия, состояния н использования ресурсов Выявление внутрипроизводственных резервов

Комплексный экономический анализ производственно-хозяйственной и социальной деятельности ПО(ПП) Экономический анализ ор-ганнз а цконпо-тех и нчеекого уровня производства Экономический анализ уровня управления ПО(ПП)

Примечание. В специальные функции, отмеченные знаком «*» внесены изменения но сравнению с ГОСТ 245250-80.

5.2.    Состав задач управления но каждой специальной функции и их распределение но органам управления являются специфичным для каждого ПО (ПП) п устанавливаются стандартами предприятия или другими нормативными млн нормативно-техническими документами.

Выполнение задач управления по специальной функции координирует головной орган соответствующей функциональной подсистемы,

5.3.    Общее руководство по управлению ресурсами осуществляет руководитель ПО(ПП).

5.4.    В управлении ресурсами участвуют функциональные подразделения ПО(ПП).

В зависимости от функционального назначения подразделения ПО(ПП) по каждой специальной функции управления устанавливаются головные органы управления.

Примерный перечень органов управления ПО(ПП), участвующих в управлении ресурсами» приведен в справочном приложении 4.