Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Правилах изложены нормы, которым должны удовлетворять эскалаторы. Правила обязательны при проектировании. Изготовлении, реконструкции и эксплуатации эскалаторов. Настоящие Правила распространяются на поэтажные и тоннельные эскалаторы.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Основные параметры и размеры

2. Общие технические требования

3. Материалы ответственных сварных конструкций, сварка контроль качества сварки

4. Устройство эскалаторов

5. Эскалаторные помещения

6. Изготовление эскалаторов

7. Эксплуатация эскалаторов

8. Порядок сообщения об авариях и несчастных случаях

9. Ответственность за нарушение правил

10. Заключительные положения

11. Приложение. Паспорт эскалатора

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СОГЛАСОВАНЫ С ВЦСПС 9 декабря 1977 г. СОГЛАСОВАНЫ с Государственным Комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 25 ноября 1977 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным Комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору Совете Министров СССР 27 декабря 1977 г.


ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭСКАЛАТОРОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ВСЕХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ

МОСКВА «МЕТАЛЛУРГИЯ» 1080

Редакционная комиссия:

А. А. Окороков (председатель), И. Е. Дмитренко, В. //. Косарев, В. //. Любак, Е. В. Монфрео, Ю. А. Михайлов, А. И. Осипов,

Б. А. Пономарев, В. С. Смирнов, А. А. Тихомиров, Г. И. Ху доносов

Ответственный за выпуск И. Е. Дмитренко

УДК 621.876.32.004.62-78

Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов.

М., «Металлургия», 1980. 32 с.

В настоящих Правилах изложены нормы, которым должны удовлетворять эскалаторы. Правила обязательны при проектировании, изготовлении, реконструкции и эксплуатации эскалаторов. О введением в1 действие настоящих Правил теряют силу Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов, утвержденные Госгортехнадзором СССР 28 ноября 1967 г. Ил. 1. Табл. 2.

31307—183

040(0 )

но .егаллургия», 1980

Результаты механических испытаний считаются удовлетворительными, если:

а)    временное сопротивление сварного шва не менее нижнего предела .временного сопротивления металла, установленного для данной марки стали Государственным стандартом;

б)    угол загиба не менее 100°.

Эти показатели механических свойств принимают за средние. Для отдельных образцов допускается снижение не более чем на 10%.

4. УСТРОЙСТВО ЭСКАЛАТОРОВ

4.1.    Эскалатор и его узлы (металлоконструкции, направляющие, контр натравляющие, ступени, натяжное устройство, плиты перекрытия и т. п.) должны обеспечивать необходимую прочность и надежность во время работы, а также в случае обрыва тяговых цепей при эксплуатационной нагрузке.

4.2.    В случае обрыва тяговых цепей расстояние между смежными ступенями в месте разрыва не должно превышать величины, определяемой из условия сокращения лестничного полотна длиной 1 м на 6 мм.

4.3.    Упругий прогиб натравляющих бегунков ступеней под действием эксплуатационной нагрузки не должен превышать 1:1000 /пролета.

Упругий прогиб пролетных металлоконструкций под действием статической норамативной нагрузки не должен превышать 1/600 пролета.

4.4.    Конструкция эскалатора должна исключать возможность удара ступени о гребенку.

4.5.    Конструкция направляющих натяжной станции должна обеспечивать возможность свободного передвижения натяжной каретки в каждую сторону не менее чем на 30 мм.

4.6.    Фактический запас прочности тяговой цепи, т. е. отношение разрушающей нагрузки к наибольшему расчетному натяжению цепи при эксплуатационной нагрузке, должен быть не менее семикратного.

Фактический запас прочности тяговой цепи определяют на стенде. Для этого отбирают не менее двух однотипных плетей из партии не более 200 плетей и доводят их до разрушения. Допускается доводить до разрушения отобранные плети отдельными отрезками длиной не менее 600 мм.

Эти иопытания цепей должны производиться совместно с ОСЯ1МИ ступеней, вставленными в отверстия полых валиков.

Краме того, каждая плеть должна быть проверена на стенде под нагрузкой, превышающей в 2 раза наибольшее расчетное натяжение при эксплуатационной нагрузке. После иопытания плети не должны иметь остаточных деформаций или раопреосовки деталей цени.

4.7. Фактический запас прочности -отупений, т. е. отношение разрушающей нагрузки к расчетной (для случая нахождения ступени на верхнем рабочем криволинейном участке направляющих при эксплуатационной нагрузке), должен быть не менее пятикратного. Фактический запас прочности ступени определяют испытанном ее на стенде, для чего отби-рают два образца от головной партии и доводят их до разрушения.

Кроме того, прочность каждой изготовленной или отремонтированной ступени проверяют на стенде под нагрузкой:

Ширина ступени, .мм


Нагрузка, кг


3(20

240

160

1000

800

600

Ступень после испытания не должна иметь отклонений от размеров, установленных чертежом.

4.8.    Ступень должна быть покрыта реечным настилом с расположением реек параллельно продольной оси эскалатора. Реечный настил ступени со стороны балюстрады должен оканчиваться выступом1.

4.9.    Наружная поверхность подступи ступеней должна исключать .возможность захватывания обуви пассажиров.

4.10.    Для обеспечения безопасного входа на лестничное полотно эскалатора и схода с него необходимо устраивать входные площадки с наклонными гребенками.

Поверхность входных площадок должна быть рифленой.

Уклон гребенок входных площадок не должен пре-

вышать 1:3; при этом высота входной площадки (расстояние по вертикали от уровня настила ступени до уровня верхней поверхности входной площадки) должна быть не более 40 мм. Концы зубьев гребенки должны быть закруглены и утоплены между выступами реечного настила не менее чем на 4 мм. Зазор между дном впадины настила и зубьями гребенки входной «площадки должен быть не менее 2 мм*.

При этом должно быть обеспечено прохождение реек ступеней между зубцами гребенки без взаимного бокового з а дев а ния.

4.11.    Настил наружных ступеней должен сохранять горизонтальное положение на всем пути движения ступеней от одной входной площадки до другой. Допускается уклон настила ступеней не более 1:100. Ступени должны быть устойчивыми.

4.12.    Разница уровней между горизонтальным участком ступеней у входной площадки и следующей за ним ступенью не должна превышать для тоннельных эскалаторов 30 мм, для поэтажных эскалаторов 50 мм.

4.13.    Эскалатор должен быть снабжен вспомогательным электроприводом для передвижения лестничного полотна эскалатора о о скоростью, не повышающей 0.04 м/с. Мощность этого электропривода должна обеспечивать передвижение полотна .при его монтаже и демонтаже, а также растормаживание аварийного тормоза.

Для управления вспомогательным приводом от переносного кнопочного пульта управления должны быть предусмотрены штепсельные розетки. Розетки должны располагаться на приводной и на натяжной станциях, а на тоннельных эскалаторах, кроме того,— в наклонном ходе на расстоянии не более 20 м друг от друга на балюстраде с одной стороны и в проходах с каждой стороны эскалатора.

4.14.    Фактический запас прочности приводной цепи от редуктора к главному валу (отношение разрушающей нагрузки к расчетному натяжению цепи при эксплуатационной нагрузке) должен быть не менее семикратного.

4.15.    Для управления главным приводом эскалатора на верхней и нижней площадках должны быть распо-

* Для эскалаторов, изготовленных до введения в действие настоящих Правил, зазор между дчом впадин настила и згбьямн гребенки рхолной площадки должен бить не менее 2 и не более Я мм.

ложены пульты, доступные только для обслуживающего персонала.

Управление эскалаторами от главного привода с других пультов допускается при наличии возможности наблюдения за пассажирами на эскалаторе или при наличии переговорной связи с персоналом, находящимся у эскалатора.

Поэтажные эскалаторы могут быть оборудованы пусковыми устройствами, действующими при приближении пассажира к входной площадке, или кнопками пуска и остановки, расположенными на головных участках балюстрады.

4.16.    По обеим сторонам лестничного полотна эскалатора должны быть устроены балюстрады и гладкие движущиеся поручни. Конструкция балюстрады должна быть прочной, жесткой и легко разбираемой (с применением соответствующего инструмента) в местах обслуживания узлов эскалатора (иоручневой установки, входных площадок и прочих элементов), закрытых балюстрадой.

Внутренние плоскости балюстрады могут быть выполнены отвесными или расширенными кверху. Расстояние между верхними кромками боковых щитов балюстрады должно превышать ширину ступени не менее чем на 200 мм для тоннельных эскалаторов и не менее чем на 100 м-м для поэтажных.

4.17.    Скорость движения поручней не должна отличаться отскорости движения ступеней более чем на 2 %.

4.18.    Коэффициент запаса прочности поручня (отношение разрушающей нагрузки к максимальному натяжению поручня) должен быть не менее пятикратного.

Нагрузка на поручень при его расчете принимается нс менее 3 кг на 1 м длины его внешней (рабочей) ветви.

4.19.    Привад эскалатора должен быть оборудован автоматически действующим рабочим тормозом замкнутого типа, расположенным на входном валу редуктора. Этот тормоз должен действовать при каждом отключении электродвигателя главного или вспомогательного привода с усилием, обеспечивающим не менее, чем двухкратный запас при удержании эксплуатационной нагрузки (без учета дополнительных усилий, создаваемых демпферами по окончании торможения).

П^и применении двух рабочих тормозов каждый из них должен производить торможение с усилием, обеспечивающим запас не менее 1,1.

Кроме того, эскалатор должен быть оборудован автоматически действующим аварийным тормозом, расположенным на главном приводном валу. Этот тормоз должен останавливать эскалатор при увеличении скорости лестничного полотна на 30 % или при самопроизвольном. изменении направления движения полотна, работавшего на подъем.

4.20.    Эскалатор должен быть снабжен блокировочными устройствами, отключающими электродвигатели эскалатора в следующих случаях:

а)    при обрыве или чрезмерной вытяжке поручня;

б)    при остановке поручня;

в)    при перемещении одной или двух звездочек каретки натяжной станции в сторону привода или в обратную сторону в пределах 30 мм;

г)    при самопроизвольном отвинчивании гайки аварийного тормоза;

д)    при срабатывании рабочего или аварийного тормоза;

е)    при попадании посторонних предметов под входную площадку (для вновь проектируемых эскалаторов);

ж)    при попадании посторонних предметов в устье поручня, если последнее выполнено раскрывающимся;

з)    при откидывании или снятии плит перекрытия (для поэтажных эскалаторов); при этом должно быть предусмотрено устройство, позволяющее пуск эскалатора от вспомогательного привода для проведения ремонтных и ревизионных работ.

Эти блокировочные устройства должны быть устроены так, чтобы при срабатывании любого из них (кроме рабочего и аварийного тормозов и блокировок входной площадки) пуск эскалатора в работу был возможен только после принудительного приведения их в исходное положение.

4.21.    В верхней и нижней частях эскалатора с обеих сторон должны быть устроены несамовозвратные выключатели для остановки эскалатора, снабженные надписью «Стоп».

4.22.    В проходах между смежными тоннельными эскалаторами, а также между эскалаторами и стеной тоннеля должны быть предусмотрены устройства, обес-

печивающие возможность остановки эскалатора осматривающем лицом в любом месте прохода.

4.23.    При работе главного привода эскалатора должна быть исключена возможность включения вспомогательного привода. При работе вспомогательного привода должна быть исключена возможность включения гл а в него п р и вод а.

На эскалаторах должны быть предусмотрены устройства, предупреждающие ошибочный пуск эскалатора с .пассажирами с любого поста управления в обратном направлении.

4.24.    Конструкция поэтажных эскалаторов должна предусматривать устройства (кожухи, поддоны и т. п.), защищающие механизмы и электрооборудование, находящиеся в зоне опрокидывания ступеней, от попадания пыли и грязи для обеспечения их нормальной работы.

5. ЭСКАЛАТОРНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

5.1.    Строительные конструкции должны быть рассчитаны на нагрузку от эскалатора. Перекрытия здания, примыкающие к поэтажному эскалатору, должны рассчитываться на нагрузки от монтажных и транспортных средств и узлов эскалатора.

5.2.    Тоннельные эскалаторы должны устанавливаться в специальных помещениях, размеры которых позволили бы обеспечить доступ к элементам эскалаторов для их осмотра и обслуживания в процессе эксплуатации, а также возможность их монтажа и демонтажа.

При этом должны быть предусмотрены:

помещение для установки привода (машинное);

/помещение для установки натяжного устройства (натяжная станция);

проходы вдоль эскалаторов для обслуживания их наклонной части.

5.3.    Поэтажные эскалаторы не требуют специальных помещений для их установки и проходов между ними.

Конструкция их должна обеспечивать доступ к элементам эскалатора и возможность обслуживания в процессе эксплуатации, монтажа и демонтажа через проемы в лестничном полотне, балюстраде и плитах перекрытий.

5.4.    Ширина проходов между фундаментами или выступ а ющими частями тоннельного эскалатора и сте-

нами машинного помещения или торцовой стеной натяжной станции устанавливается исходя из условий обеспечения монтажа и демонтажа оборудования, но должна быть не менее 900 мм.

При высоте подъема до 7 м допускается уменьшение ширины прохода в машинном помещении до 600 мм.

Высота машинного помещения и натяжной станции должна устанавливаться из условий свободного размещения оборудования эскалаторов, а также обеспечения монтажа и демонтажа его и должна быть не менее 2400 мм для мантийного помещения и 2000 мм для натяжной станции (до балок перекрытия и подвесных путей грузоподъемных механизмов).

5.5.    Ширина прохода между выступающими частями смежных эскалаторов (их ограждениями), а также ширина боковых проходов у крайних эскалаторов должна быть не менее 500 мм при высоте не менее 1800 мм.

Между натяжными и в отдельных, местах между приводными станциями (у главного приводного вала и между фундаментами), а также в боковых проходах на уровне ступеней (при круглом тоннеле) допускается уменьшение ширины лрохода до 400 мм.

5.6.    Машинное помещение должно иметь запирающиеся двери. Натяжная станция должна иметь люк или дверь с лестницей для удобного и безопасного выхода к нижней гребенке эскалатора.

Крышка или дверь натяжной станции должны запираться изнутри.

5.7.    Входная лестница в машинное помещение должна иметь в начале и в конце свободные площадки, равные ширине лестницы, но не менее 900 мм. Угол наклона лестницы должен быть не более 45°. Лестница должна иметь перила и плоские горизонтальные ступени высотойне более 200 мм. Металлические ступени должны выполняться из стальных рифленых листов.

5.8.    Машинное помещение и примыкающая к нему демонтажная шахта должны быть оборудованы грузоподъемными средствами для монтажа, демонтажа и транспортирования элементов привода.

При невозможности установки стационарных подъемных средств проектом установки эскалатора должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа оборудования передвижными грузоподъемными средствами.

5.9.    Машинное помещение эскалатора должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями СНиП «Метрополитены. Нормы проектирования».

Установка в машинном помещении каких-либо устройств, не связанных с работой или обслуживанием эскалаторов, не допускается.

5.10.    В проходах по наклонной части эскалаторного тоннеля дол лены быть устроены ступени шириной не менее 350 мм и высотой не более 200 мм.

5.11.    На площадках перед эскалаторами не должно быть никаких сооружений и предметов, затрудняющих проход пассажиров. Допускается установка барьеров для направления и перекрытия потоков пассажиров, а также кабины для оператора.

5.12.    Расстояние по вертикали от уровня настила ступеней эскалатора (измеряемое от гребня) до потолка галереи, тоннеля или выступающих частей (балок, архитектурных украшений, вывесок, осветительной арматуры и т. п.) должно быть не менее 2300 мм.

Для тюбинговых наклонных тоннелей это расстояние, измеряемое у края ступени со стороны, примыкающей к стене тоннеля, может быть сокращено до 2000 мм.

Расстояние от оси поручня до примыкающей отвесной стены, торшеров и других светильников, расположенных на балюстраде, должно быть не менее 220 мм, а до облицовки тюбингового тоннеля на уровне балюстрады не менее 300 мм.

В зоне, ограниченной указанными в настоящей статье размерами, не должно быть выступающих частей.

Если расстояние от оси поручня поэтажного эскалатора до проема в перекрытии или до оси поручня смежного эскалатора (при встречном их расположении) менее 500 мм, то в зоне пересечения поручня с перекрытием или с нижней кромкой смежного эскалатора должен быть предусмотрен предохранительный щиток. Отбойная кромка щитка должна быть гладкой, скругленной и иметь высоту по вертикали не менее 250 мм.

5.13.    Освещенность наружных частей эскалатора, машинного помещения, натяжной станции и проходов тоннельных экекалаторов должна отвечать в метрополитенах— СНиП «Метрополитены. Нормы проектирования», а

поэтажных эскалаторов — СНиЛ «Искусственное освещение. Нормы проектирования».

Сеть освещения должна иметь питание, независимое от сети питания электропривода.

5.14. В машинном помещении, наклонном ходе и натяжной станции тоннельных эскалаторов, а также в верхней и нижней частях поэтажных эскалаторов должны быть установлены штепсельные розетки для питания переносных ламп от сети напряжением 12 В.

По наклонному ходу штепсельные розетки должны устанавливаться на расстоянии не более 20 м друг от друга.

Для подключения переносного электрооборудования (сварочные аппараты, электроинструмент) в машинном помещении и натяжной станции должны быть предусмотрены пункты электропитания.

6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭСКАЛАТОРОВ

6.1.    Предприятие — изготовитель эскалаторов или отдельных металлоконструкций, а также предприятие (организация), производящее реконструкцию эскалатора или капитальный ремонт металлоконструкций с применением сварки, должны получить разрешение на изготовление, реконструкцию или ремонт в управлении округа Госгортехнадзора или инспекции котлонадзора, если 'предприятие контролируется ведомственной инспекцией.

6.2.    Разрешение на реконструкцию, изготовление или капитальный ремонт выдается предприятию, располагающему техническими средствами для выполнения соответствующих работ, а также условиями для производства сварки и контроля качества ее в соответствии с настоящими Правилами.

Наличие этих условий проверяется в соответствии с Инструкцией по надзору за изготовлением подъемных сооружений (кранов, лифтов, эскалаторов, подвесных пассажирских и грузовых канатных дорог и фуникулеров) на предприятиях, подконтрольных Госгортехнадзору.

6.3.    Предприятие-изготовитель для получения разрешения на серийное изготовление эскалаторов должно представить в управление округа Госгортехнадзора (ведомственную инспекцию котлонадзора):

а)    чертежи общего вида эскалатора и его основных /злав;

б)    технические условия на изготовление;

в)    инструкцию по монтажу, пуску, регулированию и обкатке на месте установки;

г)    инструкцию по эксплуатации;

д)    паспорт (образец паспорта дан в приложении);

е)    акт приемочных испытаний опытного образца в соответствии с ГОСТ 15.001-73;

ж)    оправку о проверке знаний настоящих Правил инженерно-техническими работниками, связанными с изготовлением эскалаторов и контролем качества изготовления их;

з)    оправку о наличии аттестованных сварщиков;

е) сравнительную таблицу сведений об эскалаторах, намеченных к выпуску, с их предыдущим аналогом. Таблица должна включать аведения но:

безопасности и удобству работы;

безопасности и удобству профилактического обслуживания;

изменению сроков межремонтного периода;

изменению сроков профилактического обслуживания;

изменению трудозатрат на «профилактическое обслуживание;

изменению трудозатрат на ремонт.

6.4.    Для получения разрешения на производство

капитальных    ремонтов    эскалаторов    предприятие

(организация)    должно    представить в управле

ние округа Госгортехнадзора (ведомственную инспекцию котлонадзора):

а)    технические условия на капитальный ремонт;

б)    справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков;

®) справку о проверке знаний настоящих Правил инженерно-техническими работниками, связанными с ремонтам эскалаторов и контролем качества ремонта.

6.5.    Номер и дата разрешения на выпуск эскалаторов данного типа, а также наименование органа Госгортехнадзора, выдавшего разрешение на изготовление, должны быть указаны в паспорте эскалатора.

При .изготовлении узлов и деталей эскалаторов несколькими предприятиями за качество изготовления и соответствие их настоящим Правилам и Государственным стандартам, а также за оформление технической

Настоящие Правила распространяются на поэтажные и тоннельные эскалаторы.

Поэтажные эскалаторы предназначаются для перемещения пассажиров с одного уровня на другой в общественных зданиях (магазинах, театрах и т. п.).

Тоннельные эскалаторы предназначаются для перемещения пассажиров на метрополитенах и других сооружениях.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1.    Основные параметры и размеры эскалаторов должны соответствовать указанным в табл. 1 и на рисунке.

1.2.    Угол наклона эскалатора, т. е. угол между горизонталью и направляющими бегунков ступеней на наклонном участке не должен превышать 30°.

Сх.ема устройства и основные размеры эскалатора

документации отвечает головное предприятие, комплектующее эскалатор.

Паспорт эскалатора составляется головным предприятием с учетам документации предприятий, изготовляющих отдельные узлы и детали.

6.6.    Эксплуатационные документы на эскалатор разрабатываются в соответствии с ГОСТ 2.601-68, ремонтные документы —в соответствии с ГОСТ 2.602-68.

6.7.    Разработка, испытание и постановка эскалатора на производство должны соответствовать ГОСТ 15.001 — 73.

6.8.    Испытания опытного образца эскалатора должны проводиться без нагрузки, а также при нагрузках, принимаемых в соответствии с п. 1.4 настоящих Правил.

Испытания пролетных конструкций эскалатора, кроме того, проводят под статической нагрузкой.

6.9.    Каждый вновь изготовленный поэтажный эскалатор на предприятии-изготовителе должен в собранном виде .подвергаться испытаниям на статическую нагрузку, равную 1,3 от максимальной нагрузки, в течение 30 мин и опробованию в течение 12 ч бесперебойной работы без нагрузки по 6 ч в каждом направлении.

6.10.    Внесение при изготовлении эскалаторов изменений в их конструкцию допускается после согласования этих изменений с автором проекта, а изменений по вопросам, регламентированным настоящими Правилами, — с органом, выдавшим разрешение на изготовление эскалаторов.

6.11.    Реконструкция эскалаторов, находящихся в эксплуатации (изменение привода, рабочих и аварийных тормозов, тяговых цепей ступеней, приборов и устройств безопасности, электрической схемы управления и. т. п.), связанная с изменением паспортных характеристик эскалатора или его узлов, допустима при наличии заключения организации, специализированной по проектированию эскалаторов или автора проекта эскалатора.

6.12.    Инженерно-технические работники, связанные с проектированием, изготовлением, монтажом эскалаторов, должны проходить проверку знаний настоящих Правил в соответствии о «Положением о порядке проверки знаний, правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими

Параметры


Скорость движения лестничного полотна в установившемся режиме v, м/с (не

более) .............

Ширина лестничного полотна В, мм (предельное отклонение-МО мм) . .    .    .

Высота ступени И, мм (не более) при угле наклона:

35°.............

Ж.............

Глубина ступени (проступь) с, мм (не

менее)..............

Расстояние по осям поручней L, мм Горизонтальный участок трассы направляющей основных бегунков от гребня входной площадки до начала криволинейного участка, мм (не менее):

в зоне натяжной станции / . . . в зоне приводной станции 1\ . . . Расстояние по вертикали от поверхности настила ступени (по середине ее глубины) до поручня Lu мм .......

То же, в месте перегиба на верхнем участке, мм (не более)........

Зазор между ступенями Ь> мм: для вновь проектируемых:

при установке ........

при эксплуатации ......

для находящихся в эксплуатации и изготовлении*:

на горизонтальном участке . . .

на наклонном участке .....

Зазор между ступенями и балюстрадой (при этом ступени не должны задевать за балюстраду) Ьи мм (не более): для вновь проектируемых:

при установке ........

при эксплуатации ......

для находящихся в эксплуатации и

изготовлении* .........

Ш(1Г реек настила ступеней t, мм (не баз ее) :

для вновь проектируемых .... для находящихся в эксплуатации и изготовлении.........


Таблица 1


Эскалаторы


поэтажные тоннельные


0,55

1.0

600. 800,

1000

1000

230

205

205

390

В+ (ЗШ..

.400)


750

1050

450

750


900-1000 12 СО


2...6 2...9


2...10 2...12


6 с одной стороны, в сумме 10 8 с одной стороны, .в сумме 12 10 с одной стороны, в сумме 16


10


Параметры

Эскалаторы поэтажные тоннельные

Расстояние от зуба гребенки до конца горизонтального участка поручня (линии перегиба) 1% мм:

300

для вновь проектируемых ....

для находящихся в эксплуатации Расстояние от пола до устья поручня

100

Зазор между поручнем и балюстрадой &2. мм:

по всей длине (кроме вогнутого уча-

100-300

стка) ............

Не более 5, или не менее 25

на вогнутом участке......

Зазор между поручнем и кромкой от-

11е более 7, или не менее 25

верстия в устье Ь3, мм (не будет) . . .

3

* К эскалаторам, находящимся в эксплуатации, следует относить эска-латоры, установленные до введения в действие настоящих Правил.

К эскалаторам, находящимся в изготовлении, следует относить эскалаторы, изготовление которых начато до введения в действие настоящих Правил.

Для поэтажных эскалаторов допускается угол наклона 35° при высоте подъема не более 7 м.

1.3.    Величина ускорения лестничного полотна -при пуске эскалатора не должна превышать в начальный момент 0,6 м/с2 и в процессе пуска 0,75 м/с2 независимо от степени загрузки эскалатора пассажирами.

Величина замедления лестничного -полотна при торможении эскалатора рабочим (рабочими) или аварийным (аварийными) тормозами не должна превышать значений, приведенных в табл. 2.

1.4.    Нагрузки, принимаемые при расчете эскалатора: эксплуатационная нагрузка (кг/пог. м лестничного полотна) учитывается при расчете тяговых и приводных цепей, ступеней, привада, рабочих тормозе©, направляющих рабочей ветви на жесткость и номинальной мощности электродвигателя:

3

</, = 195 А В ~ 0) , где А — глубина ступени, м; В — ширина ступени, м;

I* Зак. 303

v — скорость движения лестничного полотна, м/с; Т — шаг ступеней, м;

Таблица 2

Замедленно полотна (м/с2) при работе эскалатора

Торможение эскалатора

на спуск

на подъем

Рабочим тормозом с постоянным моментом

0,6

1.0

Аварийным тормозом с нарастающим момел-

2,0

максимальная нагрузка (кг/лот. м лестничного полотна) учитывается при расчете аварийных тормозов и пускового момента электродвигателя:

Qu = Км q*>

где Км — коэффициент максимальной нагрузки, определяемый по формуле:

Км = 0,5 у + 0,88;

статическая нагрузка (кг/м2) (при неподвижном эскалаторе) учитывается при расчете на прочность несущих конструкций, плит перекрытия и входных площадок

qc 1 = 400 1,3,

где 1,3 — коэффициент перегрузки.

статическая нагрузка (кг/м2) (при неподвижном эскалаторе) учитывается при расчете на жесткость (прогиб) несущих конструкций, плит перекрытия и входных площадок:

qc 2 = 400.

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Материал, обработка, размеры, конструкция и прочность всех деталей и узлов эскалатора должны удовлетворять настоящим Правилам, Государственным стандартам и техническим условиям на изготовление.

2.2.    Электрическое оборудование эскалатора, его монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать Правилам устройства электроустановок.

2.3.    В отношении пожарной безопасности эскалаторы необходимо выполнять в соответствии с требованиями ГУПО МВД.

2.4.    Эскалатор и его отдельные элементы должны быть надежны, безопасны и удобны для пользования, осмотра, обслуживания, ремонта и смазки.

2.5.    В узлах механизмов эскалатора, передающих крутящий момент, применение посадок с гарантированным натягом без дополнительного крепления (шпонкам и, шпильками, болтами и т. п.) не допускается.

2.6.    Неподвижные оси, служащие опорой для блоков, роликов и прочих вращающихся деталей, должны быть надежно укреплены и снабжены приспособлениями, обеспечивающими их неподвижность (не должно быть продольных перемещений и вращения).

2.7.    Болтовые, шпоночные и другие разъемные соединения эскалаторов доджиы быть надежно предохранены от самопроизвольного развинчивания или размыкания.

2.8.    Металлоконструкции и металлические детали эскалаторов должны быть предохранены от коррозии.

2.9.    Легкодоступные части экскалатора, находящиеся в движении (звездочки, зубчатые колеса, цепи приводные, валы с выступающими болтами и шпонками и т. и.), должны быть закрыты прочно укрепленными ограждениями, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала. При необходимости ограждения могут быть съемными.

2.10.    К механизмам, блокировочным устройствам, электрооборудованию, требующим обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ. Для этой цели в необходимых случаях должны быть устроены площадки, лестницы и приспособления. 2

разработанными головным научно-исследовательским институтом подъемно-транопортного машиностроения. Материалы, не вошедшие в Указания, могут применяться по рекомендации головного научно-исследовательского института подъемно-транспортного машиностроения, согласованной ,с Госгортехнадзором СССР.

3.2.    Сварку ответственных конструкций эскалаторов необходимо производить в соответствии с технологией, разработанной с учетом специфики свариваемого изделия.

3.3.    К сварке ответственных конструкций эскалаторов должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

3.4.    Сварные соединения ответственных конструкций эскалаторов должны выполняться с применением электродов по ГОСТ 9467-75 «Электроды металлические для дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы» или сварочной проволоки по ГОСТ 2246—70 «Проволока стальная сварочная».

3.5.    Сварку необходимо производить в помещениях, исключающих влияние неблагоприятных атмосферных условий на качество сварных соединений.

3.6.    Выполнение сварочных работ на открытом воздухе допустимо при условии применения соответствующих приспособлений для защиты мест сварки от атмосферных осадков и ветра.

Возможность и порядок производства сварочных работ при температуре воздуха ниже 0°С устанавливаются технологическими условиями на сварку.

3.7.    Прихватки, выполненные в процессе сборки конструкции, можно не удалять. Перед сваркой их нужно очистить от шлака и при сварке полностью расплавить.

3.8.    Сварные соединения ответственных конструкций должны иметь клеймо или другое условное обозначение, позволяющее установить фамилию сварщика. Метод маркировки, применяемый для сварных соединений, не должен ухудшать качество маркируемых изделий. Маркировка должна выполняться методами, обеспечивающими ее сохранность в процессе эксплуатации эскалаторов. Метод и место маркировки должны быть указаны на чертежах.

3.9.    Контроль качества сварных соединений, проводимый отделом технического контроля при иэготовле-

нии, реконструкции и ремонте эскалаторов, должен осуществляться:

(внешним осмотром и измерением;

проникающим излучением или ультразвуковой дефектоскопией;

меха н и ч ес ки ми исп ы таи и ям и.

ЗЛО. Внешнему осмотру и измерению подлежат все сварные соединения с целью выявления в них 'следующих возможных дефектов:

а)    отступлений по размерам и форме швов от чертежей (по высоте, катету и ширине шва, по равномерности усиления и т. п.);

б)    трещин всех видов и направлений;

в)    наплывов, подрезов, прожогов, я ез а варенных кратеров, непроваров, пористости и других технологических дефектов.

Перед внешним осмотром поверхность оварногошва и прилегающих к нему участков основного металла шириной не менее 20 мм в обе стороны от шва должна быть зачищена от шлака, брызг, натеков металла и других загрязнений.

Осмотр и измерение сварных соединений должны производиться с двух сторон по всей протяженности в соответствии с ГОСТ 3242-69 «Швы сварные, методы контроля качества». Если внутреняя поверхность сварного соединения недоступна для осмотра, то его осуществляют только с наружной стороны.

3.11.    Контролю проникающим излучением по ГОСТ 7512—75 «Швы сварные. Методы контроля проникающими излучениями» или методом ультразвуковой дефектоскопии по ГОСТ 14782-69 «Швы сварных соединений. Методы ультразвуковой дефектоскопии» подвергаются ответственные стыковые сварные соединения в объеме 100%.

3.12.    Оценка качества сварных соединений по результатам внешнего оамотра и измерения, контроля проникающим излучением или ультразвуковой дефектоскопией должна производиться в соответствии с техническими условиями на изготовление, капитальный ремонт и реконструкцию эскалаторов, которые должны содержать нормы оценки качества сварных соединений, исключающие выпуск изделий с дефектами, снижающими их прочность и эксплуатационную надежность.

3.13.    В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:

а)    трещины всех видов и направлений, расположенные в металле шва, по линии сплавления или в околошовной зоне основного металла;

б)    непровары (несплавления), расположенные на поверхности и по сечению сварного соединения (между отдельными валиками и слоями шва, а также между основным металлом и металлом шва);

в)    непровары в вершине (корне) угловых и тавровых сварных соединений, выполненных без разделки кромок;

г)    наплывы (натеки);

д)    подрезы размером более установленных техническими условиями на изготовление;

е)    иезаваренные прожоги в металле шва;

ж)    прожоги и подплавления основного металла (при стыковой контактной сварке труб);

з)    другие дефекты свыше норм, установленных техническими условиями на изготовление, капитальный ремонт и реконструкцию эскалаторов.

3.14.    Дефекты сварных швов, выявленные при контроле сварных соединений, должны быть устранены с последующим контролем исправленного участка.

3.15.    Механические испытания проводятся с целью проверки соответствия прочностных и пластических характеристик сборного соединения на контрольных образцах, сваренных в условиях, полностью отвечающих условиям изготовления элементов металлоконструкций (те же основные и присадочные материалы, те же сварочные режимы, то же положение сварного шва).

Периодичность механических испытаний устанавливается предприятием по согласованию с органом Госгортехнадзора (инспекцией котлонадзора), выдавшим разрешение на изготовление эскалаторов.

Контрольные образцы должны свариваться каждым сварщиком, принимавшим участие в сварке металлоконструкции эскалатора.

3.16.    Контрольные образцы для проверки механических свойств сварного соединения должны свариваться встык независимо от вида сварного соединения изделия и испытываться на растяжение и изгиб. Образцы изготовляются по ГОСТ 6996-66 «Швы сварные. Методы определения механических 'свойств металла и сварного соединения».

1

На эскалаторы, изготовленные до введения в действие настоящих Правил, требование о необходимости расположения на конце настила выступа не распространяется.

10

2

МАТЕРИАЛЫ ОТВЕТСТВЕННЫХ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, СВАРКА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРКИ

3.1. Материалы для изготовления и ремонта элементов ответственных сварных конструкций эскалаторов должны выбираться с учетом температурных условий эксплуатации, транспортирования и монтажа оборудования в соответствии с Указаниями по выбору материалов для сварных стальных конструкций эскалаторов,