Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

107 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и комплексного решения и является основой для разработки государственных программ Российской Федерации и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развития зернового комплекса

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Современное состояние и тенденции развития зернового комплекса Российской Федерации

III. Цели, задачи и основные целевые индикаторы развития зернового комплекса

IV. Сценарии развития зернового комплекса

V. Прогнозный баланс ресурсов и использования зерна в Российской Федерации при базовом сценарии

VI. Анализ основных рисков и вызовов развития зернового комплекса

VII. Приоритетные направления развития зернового комплекса

VIII. Мероприятия, обеспечивающие развитие зернового комплекса

IX. Основные мероприятия по реализации Стратегии

Х. Основные эффекты от реализации Стратегии

XI. Источники финансирования

Приложение № 1. Анализ внутренней и внешней среды зернового комплекса Российской Федерации

Приложение № 2. Целевые индикаторы развития зернового комплекса Российской Федерации

Приложение № 3. Прогнозный баланс ресурсов и использования зерна при оптимистическом сценарии

Приложение № 4. Прогнозный баланс ресурсов и использования зерна при базовом сценарии

Приложение № 5. Прогнозный баланс ресурсов и использования зерна при пессимистическом сценарии

Приложение № 6. Структура внутренних перевозок зерна автомобильным транспортом в 2018 году, отражающая участие основных субъектов Российской Федерации, имеющих профицит зерна, в обеспечении зерном основных субъектов Российской Федерации, испытывающих дефицит зерна собственного производства

Приложение № 7. Структура внутренних перевозок зерна железнодорожным транспортом в 2018 году, отражающая участие основных субъектов Российской Федерации, имеющих профицит зерна, в обеспечении зерном основных субъектов Российской Федерации, испытывающих дефицит зерна собственного производства

Приложение № 8. Структура вывоза зерна на экспорт в 2018 году по видам транспорта

Приложение № 9. Структура вывоза зерна на экспорт в 2018 году морским транспортом

Приложение № 10. Прогноз структуры внутренних перевозок зерна автомобильным транспортом в 2035 году, отражающей участие основных субъектов Российской Федерации, имеющих профицит зерна, в обеспечении зерном основных субъектов Российской Федерации, испытывающих дефицит зерна собственного производства

Приложение № 11. Прогноз структуры внутренних перевозок зерна железнодорожным транспортом в 2035 году, отражающей участие основных субъектов Российской Федерации, имеющих профицит зерна, в обеспечении зерном основных субъектов Российской Федерации, испытывающих дефицит зерна собственного производства

Приложение № 12. Прогноз структуры вывоза зерна на экспорт в 2035 году по видам транспорта

Приложение № 13. Прогноз вывоза зерна на экспорт в 2035 году морским транспортом

Приложение № 14. Основные направления формирования экспортных потоков зерна

Приложение № 15. Основные направления экспорта зерна

Приложение № 16. Прогноз объема мощностей хранения зерна

Приложение № 17. Прогноз профицита мощностей хранения зерна

Приложение № 18. Прогноз доли мощностей хранения зерна, отвечающих современным требованиям, в общем объеме мощностей хранения зерна

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 августа 2019 г. № 1796-р

МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Долгосрочную стратегию развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия).

2.    Минсельхозу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

3.    Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.

4.    Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных программных документов.

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. № 1796-р

ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года

I. Общие положения

Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение подпункта "б” пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 октября 2015 г. № Пр-2083.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации;

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

Закон Российской Федерации "О зерне”;

Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";

Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.";

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

низкий процент современных мощностей хранения зерна в 2018 году наблюдался в Уральском (42 процента), Южном (49 процентов). Приволжском (57 процентов) и Сибирском (58 процентов) федеральных округах.

Размещение мощностей хранения зерна также не в полной мере соответствует текущим условиям производства и потребления зерновых и зернобобовых культур. На Центральный, Южный, Приволжский и Сибирский федеральные округа приходится две трети суммарного объема мощностей хранения зерна.

Совокупность этих проблем может приводить к росту транспортно-логистических издержек и снижению качества зерна, а также к снижению его конкурентоспособности на внешних рынках и удорожанию на внутреннем рынке. В связи с этим необходимым условием реализации Стратегии является качественная модернизация мощностей хранения зерна.

По данным участников рынка, в 2018 году участились случаи, когда автомобильные дороги интенсивно эксплуатируются с нарушением правил движения транспортных средств при перевозках зерновых сыпучих грузов и сельскохозяйственной продукции. Законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение правил движения транспортных средств при перевозках зерновых сыпучих грузов и сельскохозяйственной продукции не только грузоперевозчика, но и грузоотправителя.

В 2018 году основным видом транспорта для перевозок зерна между субъектами Российской Федерации для внутреннего потребления являлся автомобильный транспорт, на который пришлось примерно 86 процентов общего объема перевезенного между субъектами Российской Федерации зерна (38,8 млн. тонн в натуральном выражении). Остальной объем был перевезен в основном железнодорожным транспортом - 13 процентов (5,9 млн. тонн), внутренним водным транспортом - менее 1 процента (0,2 млн. тонн). В структуре перевозок из субъектов Российской Федерации на экспорт основная доля также приходится на автомобильный транспорт - 61 процент (33,2 млн. тонн), железнодорожный транспорт -36 процентов (около 19,8 млн. тонн), на внутренний водный транспорт -3 процента (1,9 млн. тонн).

Значительный объем экспорта зерна был отгружен портами Азово-Черноморского бассейна, на долю которых по итогам 2018 года приходится 81 процент всего экспорта зерна (44,6 млн. тонн), при этом

и

доставка зерна до портов Азово-Черноморского бассейна автомобильным транспортом составила 31,1 млн. тонн, доставка железнодорожным транспортом - 13,5 млн. тонн.

Фундаментальные изменения экономической модели российского рынка зерна, связанные с его переориентацией с импортной на экспортную модель, выявили несоответствие создававшейся инфраструктуры рынка зерна и транспортной логистики растущим потребностям, в частности:

текущая суммарная мощность элеваторов в районах производства зерна, а также в непосредственной близости к транспортным узлам и выбытие старых мощностей хранения заготовительных предприятий могут привести к необходимости хранения больших объемов зерна в хранилищах сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, в 2018 году при росте суммарных мощностей хранения на 1 процент мощности хранения сельскохозяйственных товаропроизводителей выросли на 7,5 процента;

сезонная нехватка вагонов-зерновозов, их техническое несовершенство и нехватка локомотивов на станциях затрудняют обеспечение бесперебойной перевалки и отгрузки зерна в сезоны массовой перевозки;

использование автомобильного транспорта на значительных расстояниях становится экономически неэффективным из-за роста накладных расходов (стоимость горюче-смазочных материалов, затраты на оплату проезда по дорогам общего пользования);

несмотря на то, что в 2018 году объем перевозок зерна внутренним водным транспортом вырос практически в 1,5 раза по отношению к 2017 году, масштабное использование внутреннего водного транспорта затруднено вследствие обмеления ряда водных речных путей и высокой изношенности речных грузовых судов;

суммарные затраты на перемещение зерна из центров его производства в центры потребления и экспортные порты в настоящее время одни из самых высоких в мире. По экспертным оценкам, в стоимости реализуемого зерна при поставке его на корм для животноводства, промышленную переработку, пищевые цели и экспорт существенную часть составляют инфраструктурные и логистические затраты.

6. Внутреннее потребление зерна

Объемы экспорта зерна в 2018 году составили 54,9 млн. тонн в год, в том числе через морские порты - 48,7 млн. тонн.

В начале 90-х годов прошлого столетия Российская Федерация была крупнейшим импортером зерна в мире. В 1992 году импорт зерна в Российскую Федерацию достигал 30 млн. тонн. Значительные объемы импортных поставок были обусловлены необходимостью обеспечения внутреннего потребления.

В настоящее время производство зерна в Российской Федерации полностью обеспечивает внутреннее потребление и создает значительный экспортный потенциал.

Вместе с тем переработка зерна внутри страны развита недостаточно. Загрузка мощностей мукомольных предприятий в 2018 году составила менее 50 процентов, глубокая переработка зерна находится в стадии становления. В то же время динамично развивается производство комбикормов (с 12,1 млн. тонн в 2000 году до 28,9 млн. тонн в 2018 году), из них комбикормов для птицы произведено 15,5 млн. тонн, для свиней -11 млн. тонн, для крупного рогатого скота - 2,2 млн. тонн, для прочих видов животных - 0,1 млн. тонн.

За последние 18 лет объемы внутреннего потребления зерна выросли с 63,8 млн. тонн до 77,1 млн. тонн в 2018 году, основной прирост обусловлен использованием фуражного зерна для производства комбикормов для свиней и птицы.

В связи с тесной интеграцией Российской Федерации в международный рынок зерна цены мирового рынка оказывают влияние на формирование цен на внутреннем рынке.

7. Экспорт

Успешное развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации в последние годы ставит перед отраслью новые задачи, ключевой из которых является развитие экспорта сельскохозяйственной продукции, зерна и продуктов его переработки. Перед Правительством Российской Федерации поставлена задача по увеличению выручки от экспорта сельскохозяйственной продукции, продуктов питания с 25,8 млрд, долларов США в 2018 году до 45 млрд, долларов США к 2024 году. Из них выручка от экспорта зерна должна составить не менее 11,4 млрд, долларов США, от экспорта продукции переработки зерна -

около 2,2 млрд, долларов США (4,9 процента общего объема экспорта продукции агропромышленного комплекса).

География экспорта российских зерновых и зернобобовых культур, а также продуктов их переработки в последние 5 лет охватывает более 150 стран. Традиционными потребителями российского зерна являются страны Ближнего Востока и Африки (в первую очередь Западная Азия и Северная Африка), однако в последние годы поставки зерна из Российской Федерации осуществляются в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна и Южную Америку, которые могут стать покупателями значительных объемов зерна. При этом на международном рынке зерна наблюдается тенденция к увеличению конкуренции в результате выхода на эти рынки Румынии, Пакистана и стран Прибалтики.

Для увеличения объемов экспортной перевалки зерна в настоящее время имеются ограничивающие факторы. Не все действующие терминалы обеспечены сообщением с железной дорогой, что существенно сдерживает возможности по перевалке зерновых грузов, которые перевозятся из отдаленных зернопроизводящих регионов. Недостаточная пропускная способность автомобильных дорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам, снижает объемы завоза зерна. Загрузка части существующих перевалочных мощностей существенно ниже номинальной мощности. Для обеспечения динамичного развития зернового комплекса необходимо присоединение к железнодорожной инфраструктуре общего пользования действующих и строящихся терминалов с учетом    пропускной способности

автомобильных дорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам.

Дополнительные возможности экспорта зерна сформировались в результате создания общего рыночного пространства с государствами -членами Евразийского экономического союза. При этом существует риск неконтролируемых поставок зерна из Российской Федерации в страны -члены Евразийского экономического союза вследствие отсутствия таможенной границы с данными странами.

8. Фитосанитарная обстановка и контроль качества зерна

В целях обеспечения сохранности, безопасности и качества зерна и продуктов его переработки необходимо поддержание требуемого

фитосанитарного состояния на полях с посевами зерновых культур на протяжении всего производственного цикла с последующей товарной подработкой, а также при дальнейшем хранении зерна, в том числе предназначенного для семенных целей.

В настоящее время видовой состав сорных растений, вредных насекомых и заболеваний зерновых культур усложнился и насчитывает 35 - 40 опасных видов, что приводит к снижению класса зерна, его качества и показателей безопасности.

В последние годы требования к фитосанитарной безопасности зерновых и зернобобовых культур ужесточились в связи с массовым выходом отечественного зерна на мировые рынки. Некоторые страны -импортеры российского зерна предъявляют высокие специфические требования к его безопасности и качеству. Выход на ряд ключевых иностранных рынков осложнен наличием местных фитосанитарных требований.

В настоящее время ведется работа по согласованию с уполномоченными органами Саудовской Аравии допуска российской пшеницы с наличием зерен, поврежденных клопом "вредная черепашка". Египетский рынок (крупнейший импортер российского зерна) не принимает отдельные партии зерна при наличии в нем карантинных для Египта объектов.

Существенными ограничителями для развития экспортного и внутреннего рынков зерновых являются высокие требования потребителей к качеству и безопасности зерна на этапах его уборки, приемки, хранения и транспортировки. Так, ограничителем рынка российского зерна является высокий процент битых зерен (спецификации многих потребителей в последние годы допускают не более 2 процентов битых зерен на партию товара).

В настоящее время странами - лидерами по импорту российской зерновой продукции являются Турция, Египет, страны Европейского союза, Вьетнам и Иран, большинство из которых (за исключением Ирана) являются членами Всемирной торговой организации. Члены Всемирной торговой организации связаны обязательствами по соблюдению международных стандартов в части обеспечения безопасности продукции растениеводства, вследствие чего гребования к показателям безопасности зерна указанных стран (за исключением Ирана) во многом идентичны и базируются на международных стандартах Кодекса Алиментариус. Однако требования к качеству и наличию карантинных объектов

существенно отличаются в разных странах (из 46 карантинных для Турции объектов 11 таких объектов распространены на территории Российской Федерации, из них 5 являются карантинными для Российской Федерации; из 119 карантинных для Египта объектов 51 такой объект распространен на территории Российской Федерации, 2 из них являются карантинными для Российской Федерации; из 80 карантинных для Ирана объектов 18 таких объектов распространены на территории Российской Федерации, из них 10 являются карантинными для Российской Федерации; из 39 карантинных для Вьетнама объектов 15 таких объектов широко распространены на территории Российской Федерации, из них 2 являются карантинными для Российской Федерации. Список карантинных объектов Европейского союза содержит 22 наименования, из них 5 распространены на территории Российской Федерации и один является карантинным для Российской Федерации в соответствии с Единым перечнем карантинных объектов, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. № 158).

Перспективными рынками для наращивания экспортных поставок российского зерна являются Китай, Республика Корея, Индонезия, страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В настоящее время право на экспорт пшеницы в Китай имеют Красноярский и Алтайский края, Новосибирская, Омская, Амурская, Челябинская и Курганская области. С Китайской Стороной ведутся активные переговоры по расширению регионов экспорта российского зерна и масличных. Несмотря на то, что за маркетинговый 2017/18 год Китай импортировал 4 млн. тонн пшеницы, экспорт из Российской Федерации составил за тот же период 86 тыс. тонн. Среди стран Южной Америки наибольший интерес составляют Колумбия и Венесуэла. В 2017 году заключено Соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством народной власти в отношении производственного сельского хозяйства и земель Боливарианской Республики Венесуэла по обеспечению безопасности и фитосанитарных требований при экспорте пшеницы и продуктов ее переработки из Российской Федерации в Боливарианскую Республику Венесуэла (г. Каракас, г. Москва, 10 апреля - 2 мая 2017 г.), предусматривающее обеспечение безопасности и фитосанитарных требований при экспорте пшеницы и продуктов ее переработки из Российской Федерации в Венесуэлу. Также достигнута договоренность о согласовании

фитосанитарного сертификата между Российской Федерацией и Колумбией.

В процессе хранения битое зерно в первую очередь подвергается заражению грибковыми и другими заболеваниями и содействует быстрому распространению вредителей. Важной проблемой в процессе хранения зерна является распространение микотоксинов, связанное, как правило, с несвоевременной уборкой урожая, отсутствием у некоторых предприятий хранения мощностей по сушке зерна (более 10 процентов) и ненадлежащим контролем за соблюдением необходимых технологических процессов при его хранении и перемещении.

Указанные аспекты определяют необходимость строгого соблюдения технологий возделывания зерновых культур, обеспечивающих борьбу с карантинными сорняками, болезнями и вредителями.

9. Научно-техническое обеспечение и семеноводство

Селекция и семеноводство играют ключевую роль в обеспечении повышения урожайности зерновых и зернобобовых культур и устойчивости их к негативным воздействиям внешних факторов. В Российской Федерации вклад селекции в повышение урожайности за последние десятилетия оценивается в 30-70 процентов и по мере усиления негативных тенденций климатических изменений ее роль будет увеличиваться.

Материально-техническая база большинства научных организаций, занимающихся селекцией и семеноводством, устарела и имеет высокую степень износа. Усиливается дефицит научных кадров, так как низкий уровень оплаты труда и недостаточный престиж большинства профессий в сельскохозяйственной отрасли приводят к тому, что существующий приток молодых специалистов недостаточен для обеспечения преемственности научных исследований и подготовки кадров.

Одна из основных проблем подотрасли - слабое развитие рынка семян сельскохозяйственных растений, что обусловлено преобладанием внутрихозяйственного семеноводства, при этом до 30 процентов высеваемых семян относится к категории массовых репродукций. Товарность семеноводства составляет около 10 процентов от высеваемых семян (исключение - рынок семян кукурузы).

Низкая товарность семян обусловлена также неоптимальным соотношением цены и качества, так как реализуемая продукция не имеет значительных преимуществ перед семенами, производимыми внутри

хозяйств сельскохозяйственных товаропроизводителей. Имеются семеноводческие хозяйства, использующие устаревшую материально-техническую базу, технологии посевных работ часто не соблюдаются, что приводит к снижению качества семян, связанному в первую очередь с высоким уровнем засоренности.

В объеме семян зерновых и зернобобовых, включая кукурузу, использованных для высева в 2018 году, доля семян отечественной селекции составила около 78 процентов.

10. Финансовое состояние зернового комплекса

Производство зерна является рентабельным видом хозяйственной деятельности. Рентабельность от реализации зерна (без учета субсидий) в Российской Федерации в 2018 году, по предварительным данным, составила 25,5 процента, что на 6,9 процента выше, чем в 2017 году. Существующая доходность зернового производства существенно выше, чем в среднем по отрасли, и позволяет привлекать в отрасль частные инвестиции.

Негативным фактором, влияющим на финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий, является значительный объем суммарной кредиторской задолженности, включающий в себя задолженность по кредитам банков и полученным займам. В 2018 году объем суммарной кредиторской задолженности для предприятий агропромышленного комплекса, занимающихся выращиванием зерновых и зернобобовых культур, составил 448,3 млрд, рублей (рост на 15,5 процента к уровню 2017 года - 388 млрд, рублей), из которых просроченная кредиторская задолженность составила 6,9 млрд, рублей (рост - 13 процентов к уровню 2017 года - 6,1 млрд, рублей). Значительная кредитная нагрузка предприятий зернового комплекса усиливает их финансовые риски и снижает финансовую устойчивость, сокращает возможности для технической и технологической модернизации.

Важным фактором снижения финансовых рисков сельскохозяйственных товаропроизводителей является страхование посевов сельскохозяйственных культур, однако институт сельскохозяйственного страхования развит недостаточно.

11. Биржевая торговля

Одной из проблем, сдерживающих развитие рынка зерна в Российской Федерации, является недостаточно широкое применение

механизмов биржевой торговли, что снижает возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей по управлению ценовыми рисками. Развитие биржевой торговли должно снизить волатильность цен на зерно.

Различными биржами предпринимались попытки запустить биржевые торги зерном, существовали проекты внебиржевых торговых площадок, однако в настоящее время в Российской Федерации объем биржевых торгов нс сопоставим с объемами торгов на мировых площадках. Так, на торгах пшеницей оценка биржевого мультипликатора (отношение оборота торгов фьючерсами на пшеницу к стоимости всего мирового урожая) на международных биржевых площадках превышает 15, в то время как в Российской Федерации этот показатель составляет менее 0,5. В результате участники российского рынка вынуждены прибегать к другим способам хеджирования рисков, в частности к инструментам зарубежных биржевых площадок, финансовых институтов и информационных агентств (Chicago Mercantile Exchange, Euronext Paris, агентство Platts и другие). Однако широкое использование зарубежных биржевых индикаторов ставит российских участников рынка зерна в зависимость от интересов зарубежных участников рынка. В то же время необходимо отметить, что при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в целях развития биржевой торговли, роста ликвидности и прозрачности товарного внутреннего рынка зерна, а также определения индикативов рыночных цен с декабря 2015 г. на площадке группы публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС" осуществляются биржевые торги зерном. Участникам данных торгов доступны поставочные "форвардные" контракты на пшеницу с минимальным размером лота в 1 тонну и размером лота при доставке 68 тонн. Базисным активом выступает пшеница, по характеристикам соответствующая 3, 4 и 5 классам. Срок исполнения контракта - от 3 дней до полугода.

Кроме того, в марте 2017 г. группой публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС" запущены торги новым инструментом - "свопами", которые представляют собой аналог кредитования под залог зерна, заимствованный у традиционных финансовых рынков. Таким образом, участники рынка зерна получили возможность дополнительного внебюджетного финансирования за счет денежных средств участников финансовых рынков.

В 2018 году объем сделок на площадке группы публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС" по договорам "своп" на зерно составил 34,8 млрд, рублей, что существенно выше, чем в 2017 году, когда этот объем составил 5,2 млрд, рублей. Также вырос объем сделок по "форвардным" договорам - с 55,2 млн. рублей (8,46 тыс. тонн) в 2017 году до 1,4 млрд, рублей (119 тыс. тонн) в 2018 году.

В последнее время значительно изменилась нормативно-правовая база в части биржевой торговли и клиринга. Это дает основание полагать, что новые биржевые проекты, использующие такие возможности, как клиринг с участием центрального контрагента, учет права собственности по товарным счетам оператором товарных поставок, а также современные виды производных финансовых инструментов позволят обеспечить биржевые обороты на уровне от 10 процентов объема урожая. При условии наличия ликвидного биржевого рынка участники зернового рынка получат не только достоверные ценовые ориентиры и возможность реализовать или приобрести продукцию по лучшей цене, существующей в текущий момент на рынке, но и способность нивелировать риски и предусматривать дополнительные логистические возможности.

В 2018 и 2019 годах проводились также биржевые торги зерном федерального интервенционного фонда. В 2018 году через торги на бирже было реализовано 761 тыс. тонн такого зерна на сумму 6 млрд, рублей.

Также согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №623 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра" биржа ведет реестр договоров, заключенных не на организованных торгах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, включая пшеницу 3 и 4 классов при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп;

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее -Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), включая федеральный проект "Экспорт продукции агропромышленного комплекса";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. №996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы";

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской    Федерации    на    период    до    2020 года,    утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

№ 1662-р;

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;

Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской    Федерации    на    период    до    2020 года,    утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р;

12. Меры государственной поддержки зернового комплекса

Развитию зернового комплекса Российской Федерации в последние годы способствовали следующие меры государственной поддержки, которые стимулировали производство зерна, развитие инфраструктуры, экспорта и содействовали обеспечению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей:

поддержка операционной деятельности, в том числе предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на цели развития подотраслей растениеводства, закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и (или) последующей (промышленной) переработки продукции растениеводства;

предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам    сельскохозяйственного    страхования в    области

растениеводства;

предоставление льготных краткосрочных кредитов на цели развития подотрасли растениеводства, в том числе на приобретение семян, удобрений, регуляторов роста, уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, на цели переработки продукции растениеводства, в том числе на закупку зерна для мукомольно-крупяной, хлебопекарной,    крахмалопаточной и масложировой    отраслей

промышленности, комбикормовых предприятий и цехов;

поддержка обновления материально-технической базы; возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ

Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1215-р;

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р;

Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р;

Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р;

Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2017 г. № 1455-р;

долгосрочная программа развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р;

Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8;

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.

Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации в зерновом комплексе, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и комплексного решения.

Зерновой комплекс Российской Федерации является совокупностью подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, транспорта, оптовой и розничной торговли, обеспечивающих производство, транспортировку, хранение, переработку и реализацию зерновых и зернобобовых культур и продуктов их переработки на внутреннем и внешнем рынках.

Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ

418X046

(подпрограмм) субъектов Российской Федерации и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие зернового комплекса.

II. Современное состояние и тенденции развития зернового комплекса Российской Федерации

1. Общая характеристика состояния зернового комплекса

Производство зерна составляет основу агропромышленного комплекса Российской Федерации и является наиболее крупной подотраслью сельского хозяйства, от развития которой в значительной степени зависит продовольственная безопасность страны, обеспеченность населения продуктами питания и его уровень жизни, финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации пороговое значение удельного веса зерна отечественного производства в общем объеме ресурсов зерна внутреннего рынка должно составлять не менее 95 процентов. В последние годы этот показатель не опускался ниже указанного уровня. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 июня 2017 г. № Пр-1127 (подпункт "а" пункта 1 раздела I) в рамках изменений, вносимых в положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, для оценки продовольственной независимости разрабатываются показатели уровня самообеспечения в виде процентного отношения объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции к объему ее внутреннего потребления, имеющие пороговые значения, составляющие в отношении зерна 95 процентов. В течение последних 4 лет данный показатель находится на уровне    140 - 150 процентов,    что не только гарантирует

самообеспеченность зерном, но и создает предпосылки для развития отрасли животноводства и высокий экспортный потенциал.

Приоритетная роль зерна в обеспечении продовольственной безопасности также определяется технологической возможностью создания резервов и запасов зерна, предназначенных для гарантированного снабжения страны с учетом агроклиматических и географических особенностей регионов.

■IISX046

Ключевыми показателями, характеризующими состояние зернового комплекса Российской Федерации по итогам 2018 года, являются:

валовой сбор зерновых и зернобобовых культур - 113,3 млн. тонн, в том числе пшеницы -    72,1    млн.    тонн, ячменя -    17    млн. тонн,

ржи - 1,9 млн. тонн, овса - 4,7 млн. тонн, кукурузы - 11,4 млн. тонн, риса - 1 млн. тонн, прочих зерновых культур (просо, сорго, тритикале, гречиха) - 1,6 млн. тонн и зернобобовых культур - 3,4 млн. тонн;

посевные площади зерновых и зернобобовых культур

46,3 млн. гектаров;

урожайность зерновых и зернобобовых культур - 25,4 центнера на гектар;

объем внутреннего потребления зерна - 77,1 млн. тонн; объем экспорта зерновых и зернобобовых культур - 56,2 млн. тонн, из них зерновых культур - 54,9 млн. тонн;

объем экспорта продуктов переработки зерна - 1,7 млн. тонн; мощности морских портов по перевалке зерна - 53,2 млн. тонн; объем морской портовой перевалки зерна - 48,1 млн. тонн; мощности по хранению зерновых культур - 156,9 млн. тонн; запасы зерна федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее - федеральный интервенционный фонд) на начало года - 4 млн. тонн, на конец года - 3 млн. тонн.

Специфика зернового комплекса Российской Федерации характеризуется следующими основными чертами:

Российская Федерация обладает 9 процентами посевных площадей в мире и 40 процентами площадей черноземных почв. В то же время валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составляет 5 процентов их мирового производства;

посевные площади в Российской Федерации составляют около 79,6 млн. гектаров, в том числе посевные площади зерновых и зернобобовых культур - около 46,3 млн. гектаров;

площадь неиспользуемой пашни в 2018 году составляла 20,2 млн. гектаров, из них 1,5 млн. гектаров не используются до 2 лет, 7,8 млн. гектаров - от 2 до 10 лет, 10,8 млн. гектаров - более 10 лет.

В 2000 - 2018 годах произошло интенсивное развитие зернового комплекса, в том числе вследствие изменения структуры экономики, роста государственной поддержки сельского хозяйства и частных инвестиций.

В этот период наблюдался существенный прирост урожайности основных зерновых культур в ведущих зернопроизводящих регионах

4imu>

страны. Средний валовой сбор зерновых за последние 5 лет составил 115,9 млн. тонн.

Указанная положительная динамика характерна для экспортно ориентированных регионов юга Российской Федерации, а также для регионов Центрального Черноземья, где в последние годы активно развивается животноводство.

Производство зерновых и зернобобовых культур в стране выросло с 65,4 млн. тонн в 2000 году до 113,3 млн. тонн в 2018 году. Основной зерновой культурой является пшеница, валовой сбор которой в 2018 году составил 63,7 процента (72,1 млн. тонн). Такое значительное увеличение производства зерна связано прежде всего с ростом экспортного спроса. Российская Федерация из нетто-импортсра зерна в короткие сроки превратилась в одного из крупнейших его экспортеров, занимая по предварительным итогам 2018 года первое место в мире по экспорту пшеницы (44 млн. тонн при мировом объеме 191,2 млн. тонн) и второе место по экспорту зерна (54,9 млн. тонн при мировом объеме 451,7 млн. тонн).

Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия динамично развивается сектор производства кормов и зерна на кормовые цели.

2. Агроклиматические ресурсы

Большая часть территории Российской Федерации располагается в зоне субарктического и умеренного климатических поясов. На части территории Российской Федерации (примерно 35 процентов площади страны), находящейся в умеренном поясе, тепла достаточно для вызревания основных зерновых и зернобобовых культур. Однако значительная часть пашни находится в зоне рискованного земледелия с малоплодородными песчаными, тяжелосуглинистыми, заболоченными почвами, требующими внесения больших объемов минеральных удобрений и проведения известкования. Здесь часто наблюдаются возврат холодов, а также засуха или переувлажнение почв.

Территориями с благоприятными условиями для сельского хозяйства, для которых (кроме высокой обеспеченности теплом) характерно наличие различных видов черноземных и каштановых почв,

отличающихся высоким плодородием, являются Северный Кавказ, Центральное Черноземье, Среднее Поволжье и Южная Сибирь.

3. Материально-техническое и информационное обеспечение производства зерна

Важную роль в процессе производства зерна играет обеспеченность необходимыми материально-техническими ресурсами.

Обеспеченность тракторами в 2008 - 2018 годах сократилась на 12 процентов, что обусловлено как выбытием техники по сроку службы, так и приобретением новых тракторов с более высокой производительностью. Нагрузка на один трактор в Российской Федерации составляет 184 гектара посевной площади (в Канаде - 62,5 гектара, в Соединенных Штатах Америки - 38,6 гектара и в Германии -

15,4 гектара), энергетические мощности в расчете на 100 гектаров посевной площади за указанный период увеличились со 138,3 л.с. до 148,6 л.с.

Аналогичная ситуация отмечается по обеспеченности комбайнами. Так, если в 2008 году нагрузка на один зерноуборочный комбайн составляла 362 гектара, то в 2018 году - 370 гектаров.

Обновление машинно-тракторного парка происходит недостаточными темпами,    количество    техники, приобретенной

сельскохозяйственными товаропроизводителями, не возмещает в полном объеме выбывшую технику.

Существенным фактором, оказывающим влияние на урожайность и валовой сбор зерна, является поддержание плодородия почв путем внесения минеральных и органических удобрений. В 2000 - 2018 годах в Российской Федерации,    по данным    Федеральной службы

государственной статистики, объем внесенных минеральных удобрений под зерновые и зернобобовые культуры вырос в 3 раза - с 20,5 кг/га в 2000 году до 60,5 кг/га в 2018 году. Объем внесения органических удобрений под зерновые и зернобобовые культуры с 2000 года увеличился на 48 процентов - до 1,2 т/га в 2018 году.

Вместе с тем вносимые объемы минеральных и органических удобрений не позволяют компенсировать вынос питательных веществ из почвы урожаем сельскохозяйственных культур, а недостаточные масштабы химической мелиорации почв (известкование, фосфоритование, гипсование) приводят к закислению, засолению, заболачиванию почв и, как следствие, к сокращению объемов валового сбора сельскохозяйственных культур.

С 2017 года Правительство Российской Федерации стало уделять больше внимания цифровым технологиям в сельском хозяйстве. Сейчас в Российской Федерации только 10 процентов пашни обрабатываются с применением цифровых систем, а именно посредством технологий точного земледелия, которые включают в себя такие элементы, как определение границ поля с использованием спутниковых систем навигации, дифференцированное внесение удобрений, составление цифровых карт и планирование урожайности, дифференцированное опрыскивание, мониторинг состояния посевов с использованием дистанционного зондирования, локальный отбор проб почвы в системе координат, дистанционное зондирование (аэро- или спутниковая фотосьемка), системы параллельного вождения, мониторинг качества урожая, дифференцированное внесение регуляторов роста, дифференцированный по площади посев, дифференцированная обработка почвы, составление карт электропроводности почв, беспилотная сельскохозяйственная техника, интернет вещей Internet of Things (IoT), анализ "больших данных" (Big Data), искусственный интеллект.

4. Трудовые ресурсы

Кроме материально-технических ресурсов одним из определяющих факторов развития производства зерна является обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами. На начало 2000 года сельское население Российской Федерации составляло 39,47 млн. человек (26,9 процента населения страны), а на начало 2019 года - 37,33 млн. (25,4 процента). По сравнению с 2000 годом сельское население Российской Федерации сократилось на 2,14 млн. человек.

Одной из основных проблем сельского хозяйства остается проблема обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами. Сельское хозяйство во многих регионах является важнейшей сферой приложения труда сельского населения. Однако заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет была в среднем стабильно ниже средней по Российской Федерации и в 2018 году составила 25,5 тыс. рублей (58,7 процента средней заработной платы). Наблюдается нехватка квалифицированных рабочих кадров для работы на современной технике и специалистов, способных использовать современные информационные технологии.

4188046

5. Инфраструктура и логистическое обеспечение зернового комплекса

Объем мощностей хранения зерна в Российской Федерации в 2018 году составил 156,9 млн. тонн, из которых 89,2 млн. тонн (57 процентов) приходятся на сельскохозяйственных товаропроизводителей, 50 млн. тонн (32 процента) - на заготовительные организации, 17,7 млн. тонн (11 процентов) - на перерабатывающие организации.

В Российской Федерации с 2010 года наблюдается тенденция к увеличению ввода мощностей хранения зерна. Ввод новых мощностей хранения зерна более чем в 1,5 раза превышает выбытие существующих мощностей его хранения. При этом прирост мощностей хранения за счет строительства заготовительных предприятий существенно отстает от прироста мощностей перерабатывающих предприятий, занятых в том числе переработкой зерна на кормовые цели. По данным региональных органов управления агропромышленным комплексом, за 2016 - 2018 годы мощности хранения заготовительных предприятий остались на прежнем уровне, тогда как мощности хранения перерабатывающих предприятий выросли на 18 процентов.

С 2013 по 2018 год введены в эксплуатацию зернохранилища объемом около 36,5 млн. тонн единовременного хранения, где на заготовительные и перерабатывающие организации приходится

93,4 процента (34,1 млн. тонн) введенных в эксплуатацию мощностей хранения зерна и на сельскохозяйственные предприятия - 6,6 процента (2,4 млн. тонн).

Несмотря на то, что в 2018 году располагаемые объемы хранения зерна более чем на 38 процентов превышали показатели валового сбора зерновых и зернобобовых культур в стране, в сфере хранения зерна наблюдается ряд системных проблем. Наибольшая доля мощностей хранения зерна в общем объеме данных мощностей приходится на сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые располагают преимущественно хранилищами напольного хранения.

Из общего объема мощностей хранения в 2018 году современным требованиям в сфере хранения зерна отвечали около 60 процентов. При этом остальные мощности хранения применяются на практике преимущественно для краткосрочного хранения в период после сбора урожая, а потому не оказывают существенного негативного влияния на качество хранимого зерна. К 2035 году доля современных мощностей хранения зерна по прогнозу достигнет 70 процентов. Наиболее